Виль Владимирович Липатов (10 апреля 1927, Чита — 1 мая 1979, Москва) — русский советский писатель.
В 1939 году Виль с матерью переехали в село Новокороткино Колпашевского района Томской области, затем в село Тогур. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта, но инженером так и не стал, т.к. затем перевелся на отделение истории Томского педагогического института (1948–1952, окончил экстерном). Липатов окончил исторический факультет Томского педагогического института и с 1951 по 1958 год проработал журналистом в редакции томской областной газеты «Красное знамя», а также в Асине в газете «Причулымская правда». Затем работал в Чите, Брянске специальным корреспондентом газеты «Советская Россия», в Москве — специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». В последние годы жизни Виль Липатов занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР.
В 1958 вышла первая книга Липатова – повесть "Шестеро", где в традициях советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова "Капитан «Смелого»", "Своя ноша не тянет" (обе - 1959), "Глухая Мята" (1960), "Стрежень", "Зуб мудрости" (обе 1961; ранние назв. – "Юноша и машина", "Ванюшка Чепрасов"), "Черный Яр", "Смерть Егора Сузуна" (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы "Земля не на китах" (1966).
Повесть "Чужой" (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине "Деревенский детектив" (1967–1968; одноименная пьеса, 1969). Последний, как и повести "Лида Вараксина" (1968) и "Сказание о директоре Прончатове" (1969), наиболее полно выявили характерные черты прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов, социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера».
Особенно глубок социальный анализ в романе "Лев на лужайке" (1978–1979; опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста», о газетчике, сделавшем благодаря своему конформизму головокружительную карьеру. Эта книга стала последним произведением писателя.
Писатель много работал с литературной молодежью. Его произведения инсценировались, в т.ч. самим автором.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978) — за сценарий телефильма «И это всё о нём».
Умер Липатов в Москве 1 мая 1979. По одной из версий, на раннюю смерть писателя повлияло пристрастие к алкоголю и наркотикам.