Антонио Алвес Редол (29 декабря 1911, Вила-Франка-ди-Шира - 29 ноября 1969, Лиссабон) - португальский писатель, один из ведущих представителей португальского неореализма.
Родился в городке Вила-Франка-ди-Шира 29 декабря 1911 года. Сын торговца Антонио Редола да Круша и Иносенсии Алвес Редол. Учился в Лиссабоне в колледже Аррьяга, где закончил курс обучения коммерции.
Он был довольно любопытен, и, несмотря на то, что ему пришлось работать в магазине его отца, он сумел познакомиться с жизнью простых работяг, крестьян и рыбаков в своём городке.
Когда ему было всего пятнадцать лет, он описал свои впечатления в статье, которая была опубликована в "Вида Рибатежана", местной еженедельной газете.
5 апреля 1928 года он поднимается на борт корабля "Ньясса", следующий в Луанду, куда "приехал с пустыми карманами, бутылкой портвейна в руке и огромным стремлением к победе". Через некоторое время ему удаётся найти работу, но, так как зарплата оказывается небольшой, ему приходится давать уроки в вечерней школе. Он продолжает писать для "Вида Рибатежана". Однако болезнь вынуждает его вернуться в Португалию.
Он становится писателем и старается принимать самое активное участие в общественной жизни своего родного города. Это ему удаётся. Он привлекает множество людей из рабочих классов и вступает в Художественную гильдию города Вила-Франка-ди-Шира: там в 1934 году он прочитал свою первую лекцию: "Земля чёрных, жадность белых". В ней говорилось о колонизации Африки португальцами, а также о недавно созданном обществе - "Спорт Лисбоа и Вила-Франка", которое занимается повышением культурного уровня рабочего класса . Алвес Редол читает лекции и организует конференции, он с вниманием и заботой относится к простым людям. Однако полиция запрещает это общество, где по вечерам люди обучались грамоте и пытались понять, чем вызвано неравенство в обществе. Писателя стала преследовать полиция, а его произведения запрещает цензура. Помимо своей деятельности в кружках, Редол также давал уроки для членов Ассоциации строителей. Кроме того, он учит и преподаёт эсперанто. Его первый роман, "Драма в джунглях", опубликован в "Нотисьяш илустраду", в Лиссабоне, 5 июня 1932 г.
В 30-е годы присоединяется к подпольному антифашистскому движению.
Писатель, участвовавший в движении за улучшение условий жизни рабочего класса, был арестован 12 мая 1944 года и лишён самого важного в своей жизни - бумаги и карандаша. 10 ноября 1945 года его вызывают в Центральный комитет партии Движение за демократическое объединение (MUD). Писатель принимает активное участие в кампаниях демократической оппозиции в день "выборов", проводимых диктаторским режимом. После конфискации его книг (среди его бумаг был найден документ, подтверждающий изъятие "Гайбеуш" в Томаре в мае 1940 года) и давления на издателей, он был вынужден отдать рукописи цензуре. Насколько известно, он был единственным португальским писателем того времени, попавшим в такое унизительное положение.
"Мария-Эмилия" - его первая пьеса. За ней в 1948 г. последовала "Кузница". В 1947 г. его назначают генеральным секретарём португальского отделения "Пен-клуба" (Международной организации писателей), и в следующем году он отправляется в Варшаву на Всемирный конгресс интеллектуалов за мир во главе португальской делегации, где выступил с речью. Его действия постоянно контролирует политическая полиция (ПИДЕ), особенно отслеживаются его поездки за границу, т.к. писатель имел большое влияние и был очень популярен у простых рабочих и крестьян.
Несмотря на огромные тиражи его книг, зарабатывать на жизнь писательским ремеслом оказывается очень сложно. Поэтому он вместе со своей семьёй решает построить завод в Вила-Франка-ди-Шира. Хотя он имеет лишь косвенные акции, они приносят небольшой доход.
В 1961 году выходит "Яма слепых", который критики единодушно признают его лучшим произведением. С тех пор он снова попадает в поле зрения общественности. В 1963 году снова арестован.
В 1964 году Комитет по Культуре Спортивного союза Вилы-Франка решает отметить 25-ю годовщину выхода из печати романа "Гайбеуш". Мероприятие достигает международного размаха; враждебно настроенный режим Салазара закрывает на него глаза, а весь португальский народ и интеллигенция выражают писателю свою солидарность. Это первый роман Алвеса Редола, и он также стал важной вехой в развитии неореализма в Португалии, а также всей современной литературы.
В течение этого периода он пишет лишь один роман, вносит значительные изменения (и пишет длинные предисловия) к новому изданию своих произведений, сочиняет две пьесы и книги для детей из серии "Мария Флор". Публикация (необходимая, чтобы выжить...) окончательно подрывает его здоровье. Активно участвовавший в жизни своей страны и как писатель, и как человек, Алвес Редол может служить примером того, какого уровня саморазвития может достигнуть человек благодаря опыту, наблюдению, исследованию, культуре и социально-политической активности. Он всегда старался передать всё это другим людям с помощью своих книг - одних из лучших в португальской литературе.
Великий писатель скончался 29 ноября 1969 года в госпитале Санта-Мария после долгой болезни.