Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

- Лестер, - произнес Вильбур, - не забудь записать...

Стоит отметить, что род фон Веймарнов, происходивший из бюргеров города Любека, дал целую плеяду славных генералов русской армии. Произошло это после присоединения Остзейских земель к России в ходе Северной войны 1700–1721 годов. В частности, Ганс-Генрих (Иван Иванович) фон Веймарн, уроженец острова Эзель, был генерал-квартирмейстером в армии генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина. Этот человек «с 1764 по 1772 г. занимал пост посла в Варшаве и командующего русскими войсками в Польше (под его начальством отличился в военных действиях А. В. Суворов)» [143. С. 74]. Генерал-майором был его внук — Петр Евстафьевич фон Веймарн (1749–1805), так же, как и внук последнего, — генерал-майор Петр Владимирович фон Веймарн (1812–1855), начальник штаба 3-го пехотного корпуса, погибший в сражении у реки Черная во время Крымской войны. Братья Петра Владимировича — Александр Владимирович фон Веймарн (1813 г. р.) и Федор Владимирович фон Веймарн (1827 г. р.) — были генерал-лейтенантами.

Я ушел в дом. Этого я переварить не мог.

По другой линии рода фон Веймарнов генерал-майорами стали братья Федор Федорович (1789–1853) и Иван Федорович фон Веймарн (1800–1846), а их племянник Платон Александрович фон Веймарн (1834–1893) был генерал-лейтенантом, чиновником для особых поручений при военном министре.

На улице уже собралась целая толпа - Джейк Эллис, мусорщик, и Дон Майерс, хозяин \"Веселого мельника\", и множество других. И там же - ее оттирали кому не лень, а она все равно высовывалась - крутилась вдова Фрай. Люди как раз шли в церковь, ну и останавливались по пути поглазеть, потом топали дальше, но на их месте тут же появлялись другие, и толпа нисколько не редела, а, напротив, росла и росла.

Генералами от инфантерии стали братья князь Александр Петрович Барклай-де-Толли-Веймарн и Федор Петрович фон Веймарн (1831–1913) — сыновья племянницы Михаила Богдановича Барклая-де-Толли.

Я пошел на кухню и опрокинул свою стопку, вымыл посуду и опять задумался, чем бы покормить Вильбура. Хотя в данный момент он, судя по всему, не слишком-то нуждался в еде.

Напомним, что в ноябре 1872 года Александру Петровичу фон Веймарну «было дозволено принять титул и фамилию князя Барклая-де-Толли и потомственно именоваться князем Барклаем-де-Толли-Веймарн» [143. С. 35]. Это значит, что высочайшее разрешение было распространено и на потомство Александра Петровича. 28 марта 1880 года был утвержден новый родовой герб, заменивший тот, что был утвержден для Михаила Богдановича в 1818 году.

Потом я перешел в комнату, сел в кресло-качалку и скинул с ног сапоги. Я сидел в качалке, шевеля пальцами ног и размышляя о том, что за дикая у Вильбура привычка надуваться печалью вместо доброго алкоголя.

День выдался теплый, а я притомился, и покачивание, должно быть, навеяло на меня дремоту, потому что я вдруг очнулся и понял, что не один. Я не сразу увидел, кто это, но все равно знал, что в комнате кто-то есть.

Новый герб был очень похож на старый. На нем тоже изображен четырехчастный щит с главою и малым щитом в средине. В первой части — в червленом поле серебряный меч с золотой рукояткой; во второй части — в червленом же поле золотой фельдмаршальский жезл, обвитый зеленым лавром; в третьей части — в серебряном поле на зеленом лафете золотая пушка, за которой три знамени; в четвертой части — в серебряном поле червленая крепостная стена с круглой башней и открытыми воротами, в которых стоит червленый лев.

Это оказалась вдова Фрай. Она надела свое воскресное платье - после стольких-то лет, когда она проходила мимо по противоположной стороне улицы, словно вид моей халупы или мой собственный вид могли осквернить ее зрение, - после стольких-то лет она явилась ко мне, разодевшись и сияя улыбкой! А я сижу себе похмельный и в одних носках.

В золотой главе щита изображен императорский орел, имеющий на груди московский герб, окруженный цепью ордена Святого Андрея Первозванного. Средний щит рассечен. В первой части — на синем поле золотое стропило с тремя крестами (как на фамильном гербе), во второй части — лев с червлеными глазами и языком держит в правой лапе серебряную секиру на золотом древке. Над щитом — уже пять шлемов, из них средний — с княжеской короной, а остальные — с дворянскими коронами.

- Сэмюель, - сказала вдова Фрай, - не могу не поделиться с тобой. По-моему, твой мистер Вильбур - просто чудо...

Девиз княжеского герба остался прежним: «Верность и терпение».

- Он пришелец, - ответил я. Я едва-едва проснулся и был еще порядком не в себе.

* * *

- Какая мне разница, кто он! - воскликнула вдова. - Он джентльмен, преисполненный такого сочувствия... Ни капельки не похож на жителей этого ужасного города.

Александр Петрович фон Веймарн с 12 декабря 1863 года по 30 августа 1867 года был командиром лейб-гвардии Павловского полка; с 1876 года был командиром 1-го армейского корпуса, а в 1882 году его произвели в генералы от инфантерии. В 1888 году покинул Россию и поселился в Дрездене, где и умер. Он был женат на баронессе Марии-Фредерике фон Зедделер (1825–1868), дочери генерал-лейтенанта, первого вице-президента Военной академии и редактора-издателя «Военно-энциклопедического лексикона» Людвига (Логгина) Ивановича фон Зедделера (1791–1852).

Я вскочил на ноги, не зная, в сущности, что предпринять. Она застала меня врасплох, в самом что ни на есть непрезентабельном виде. Уж кого-кого со всего белого света я мог ждать к себе в гости, только не ее. Я чуть не предложил ей выпить, да хорошо - в последнюю секунду опомнился.

От этого брака в январе 1853 года на свет появился сын — Людвиг (Логгин) Александрович Барклай-де-Толли-Веймарн, ставший «петергофским уездным предводителем дворянства и деятелем Петербургского земства» [143. С. 35]. Он умер 16 декабря 1903 года. От брака с Екатериной Чернышевой у него был сын — Николай Людвигович Барклай-де-Толли-Веймарн (1892–1964), ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка, последний представитель рода, после 1917 года выехавший в Харбин и умерший в Швеции.

- Вы что, говорили с ним? - спросил я, заикаясь.

* * *

- И я, и все остальные, - сказала вдова Фрай. - Он такой обаятельный! Поделишься с ним своими заботами - и они вроде как улетучатся. Там целая уйма народу ждет своей очереди.

Отметим и то, что по линии фон Веймарнов дальними родственниками М. Б. Барклая-де-Толли опять стали Абрам Петрович Ганнибал и А. С. Пушкин. Во всяком случае, Надежда Александровна фон Веймарн (1825–1904), дочь уже упомянутого Александра Федоровича фон Веймарна и Софьи Павловны Шемиот, была праправнучкой «арапа Петра Великого» и троюродной сестрой А. С. Пушкина.

- Ну что ж, - сказал я ей, - рад слышать это от вас. Но как он выдерживает такую нагрузку?

Еще Барклай-де-Толли был в родстве с матерью лицейского друга Пушкина В. К. Кюхельбекера (1797–1846) — поэта и декабриста — Юстиной Яковлевной фон Ломен (1757–1841), происходившей из служилого балтийского дворянства. Родство в данном случае следующее: жена Михаила Богдановича «была троюродной сестрой матери Кюхельбекера, Юстины Яковлевны, урожденной Ломен. У них был общий прадед — Фабиан Рейнгольд барон Стакельберг» [38. С. 153]. Кстати, именно по рекомендации тогдашнего военного министра Вильгельм Кюхельбекер и был определен в лицей, а имена Барклаев — как имена покровителей — часто мелькают в переписке матери с сыном.

Вдова придвинулась поближе ко мне и снизила голос до шепота.

Но и это еще не все: по линии фон Веймарнов дальним родственником М. Б. Барклая-де-Толли стал еще один великий русский поэт — Александр Александрович Блок (1880–1921). Во всяком случае, та же Надежда Александровна фон Веймарн (1825–1904) была замужем за Йоганном-Эрнестом (Иваном Федоровичем) Блоком (1815–1848) — двоюродным дедом поэта. Можно добавить, что Любовь Дмитриевна, жена А. А. Блока, была дочерью великого Д. И. Менделеева.

- По-моему, он изнемогает. Я бы сказала... я бы сказала, что он в состоянии опьянения, если бы не боялась его обидеть.

* * *

Я быстренько взглянул на часы.

Кстати, в 1827 году в дворянское достоинство были возведены дети двоюродного брата Михаила Богдановича — бургомистра Риги Августа-Вильгельма Барклая-де-Толли (1752–1826). По этой линии наиболее известен Иван Егорович (Йоганн) Барклай-де-Толли (1811–1879), который служил в Пятигорском военном госпитале и вошел в историю тем, что проводил медицинское освидетельствование тела убитого на дуэли М. Ю. Лермонтова.

- Мама родная! - вырвалось у меня.

Было уже почти четыре часа дня. Вильбур просидел там шесть или семь часов подряд, поглощая без разбора все печали, какие только мог предложить ему этот городишко. Сейчас он, дело ясное, насосался до самых бровей.

Я кинулся к двери - и точно, Вильбур сидел на крылечке, слезы текли у него по лицу, и слушал он не кого-нибудь, а Джека Риттера, - а враля нахальнее, чем старина Джек, не встретишь ни в нашем округе, ни в соседних. Он, наверняка, выкладывал Вильбуру чистый бред, который выдумывал сходу.

Приложение 1

- Извини, Джек, - бросил я, поднимая Вильбура на ноги.

Памятники М. Б. Барклаю-де-Толли

- Но я как раз говорил ему о том...

Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли было установлено немало памятников. Некоторые из них не сохранились, некоторые находятся сегодня на территории других государств. Кроме того, существуют его скульптурные изображения в составе нескольких больших монументов.

- Ступай домой! - цыкнул я на него. - И остальные тоже! Вы его вымотали до упора...



- Мистер Сэм, - признался Лестер, - как я рад, что вы пришли. Меня он совсем не слушался.

Памятник в усадьбе Студенец (Москва)

Вдова Фрай придержала дверь, и я втащил Вильбура в дом и положил его на свою кровать, чтобы он проспался. Вдова подождала меня на крылечке.

Граф Арсений Андреевич Закревский, долгое время служивший при Барклае-де-Толли, в 1815–1823 годах занимал пост дежурного генерала Главного штаба. В 1823 году он был назначен генерал-губернатором Финляндии, а с апреля 1828 года — министром внутренних дел России. В мае 1848 года он был назначен военным генерал-губернатором Москвы. Эту должность он занял в возрасте 65 лет и находился на ней почти одиннадцать лет.

- Знаете что, Сэмюель, - сказала она. - Я приготовила на ужин цыплят. Их у меня больше, чем я могу съесть одна. Не хотите ли зайти и составить мне компанию?

Выйдя в отставку, в 1861 году граф А. А. Закревский уехал во Флоренцию, где и провел остаток дней своих в семье дочери.

Я просто онемел на мгновение. Потом покачал головой.

В каталоге «Монументальные памятники России» читаем:

- Спасибо за приглашение, только я должен последить за Вильбуром. На робота он - ноль внимания.

Вдова была разочарована.

- Может, как-нибудь в другой раз?

- Да, как-нибудь в другой раз.

Когда она удалилась, я вышел снова и пригласил в дом Лестера.

- Ты можешь сесть, - спросил я, - или должен стоять?

- Я должен стоять, - ответил Лестер.

Тогда я успокоился - пусть стоит, - а сам сел в качалку.

- Что ест Вильбур? - спросил я. - Он, наверное, проголодался.

Робот раскрыл дверцу посередине груди и достал странного вида бутылочку. Он встряхнул ее, и я услышал, как внутри что-то задребезжало.

- Вот его пища, - сказал Лестер. - Он принимает по бутылочке в день.

Лестер уже собирался отправить бутылочку обратно, как из дверцы выпала тугая объемистая пачка. Робот нагнулся и подобрал ее.

- Деньги, - пояснил он.

- Значит, у вас там тоже есть деньги?

- Эти нам дали, когда мы прошли обучение. Стодолларовые купюры.

- Стодолларовые!..

- Иначе получилось бы слишком громоздко, - учтиво ответил Лестер, запихнул деньги и бутылочку обратно вглубь груди и защелкнул дверцу.

Я сидел, как в тумане. Стодолларовые купюры!..

- Лестер, - посоветовал я, - не следовало бы, пожалуй, показывать эти деньги кому попало. Неровен час, попробуют отнять.

- Знаю, - ответил Лестер. - И держу при себе.

Он похлопал себя по груди. Такой хлопок без труда снес бы человеку голову с плеч.

Я сидел, покачиваясь в кресле, и от обилия разных мыслей мне казалось, что мозг мой тоже раскачивается взад-вперед в такт с креслом. Во-первых, Вильбур со своим диковинным способом напиваться, во-вторых, поведение вдовы Фрай, да еще эти стодолларовые купюры.

Особенно стодолларовые купюры.

- Слушай, что там у вас получилось с обучением? - поинтересовался я. - Ты упомянул, что оно нелегальное...

- Самое что ни на есть нелегальное, - ответил Лестер. - Этим занимается один растленный тип, который прокрался сюда и записал все на пленку, а теперь торгует потихоньку...

- Но почему прокрался? Почему потихоньку?

- Запретная зона, - ответил Лестер. - Вне пределов разрешенного. За чертой дозволенного. Ясно ли я выражаюсь?

- И этот растленный тип догадался, что можно продать вам информацию, записанную на пленку, и эту... как ты сказал?..

- Модель чужой культуры, - ответил Лестер. - Ваша логика ведет вас по верному пути, однако это в действительности не столь просто.

- Наверное, нет, - согласился я. - И тот же растленный тип заграбастал ваши денежки, не так ли?

- Вот именно. Заграбастал целую кучу денег.

Я посидел еще немного, потом пошел взглянуть на Вильбура. Он спал без просыпа, при вдохе втягивая усики в свою сомовью пасть, а при выдохе выплевывая их обратно. Тогда я отправился на кухню и приготовил себе обед.

Только-только я поел, как в дверь постучали. На сей раз это оказался доктор Абель из лечебницы.

- Добрый вечер, док, - сказал я. - Сейчас я организую чего-нибудь выпить.

- Проживу без выпивки, - отозвался док. - Лучше покажи мне своего пришельца.

Он двинулся в комнату, увидал Лестера, да так и остолбенел. Лестер, надо думать, понял, что доктор удивлен не на шутку, и постарался тотчас же его успокоить:

«В своей подмосковной усадьбе Студенец (ныне — Краснопресненский парк Москвы) в 1820-х годах он установил несколько памятников своим воинским начальникам. Среди них был и бюст Барклая, стоявший в парке на одном из островов, образованных сетью каналов. Этот первый по времени установки памятник фельдмаршалу, увы, не сохранился» [124. С. 234].

- Я так называемый робот пришельца. Невзирая на тот очевидный факт, что я просто машина, я в то же время преданный слуга. Если вы хотите поведать нам свои печали, можете конфиденциально сообщить их мне. А я не премину передать их своему хозяину.

Доктор как будто слегка попятился, но на ногах все же удержался.

Уточним, что село Выпряжково на Студенце в XVIII веке принадлежало князьям Гагариным. В 1804 году это имение перешло к графу Ф. А. Толстому, а после 1812 года — к графу А. А. Закревскому, женившемуся на его единственной дочери.

- Вы принимаете любые печали, - спросил он, - или вам желателен какой-то особый сорт?

М. И. Пыляев в своей книге «Старая Москва» так описывает эту дачу Закревского в середине XIX века:

- Хозяин, - отвечал Лестер, - предпочитает глубокую скорбь, но не отказывается и от печалей всякого иного рода.

«Новый владелец прекрасно изукрасил свою дачу. От больших ворот до главного дома над самой рекой шла прямая, широкая и длинная аллея для экипажей, с двумя боковыми узкими аллеями для пешеходов. С обеих сторон этих аллей было по три четырехугольных островка равной величины, разделенных между собой вновь прокопанными канавами, тогда еще с чистой проточной водой, и соединенных деревянными мостиками. Каждый из этих островков посвящен был памяти одного из героев, под начальством которых Закревский находился: Каменского, Барклая, Волконского и др. На каждом островке посреди деревьев находился храмик или памятник названным полководцам» [118. С. 202].

- Вильбур от них косеет, - вставил я. - Сейчас он в спальне, дрыхнет с перепою.

Когда граф Закревский был удален с должности генерал-губернатора Москвы, имение было продано, а название Студенец оно получило лишь в 1880-х годах. Да и «первым по времени установки» этот памятник Барклаю-де-Толли не был.

- Более того, - продолжал Лестер, - говоря между нами, такой товар нетрудно и продать. У нас дома найдется немало страстных охотников до первосортных горестей, присущих данной планете.



Брови у доктора взлетели так высоко, что почти коснулись шевелюры.

Памятник в поселке Нагорное (Калининградская область)

- Тут все по чести, - заверил я его. - Без всяких фокусов. Хотите взглянуть на Вильбура?

По-настоящему первый памятник был сооружен в Восточной Пруссии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, в 300 метрах от его дома на мызе Штилицен (Жиляйтшен, ныне поселок Нагорное Черняховского района Калининградской области), в восьми километрах от города Инстербург (Черняховск). Этот памятник был поставлен по инициативе короля Фридриха-Вильгельма III.

Док кивнул, я подвел его к кровати, и мы застыли у изголовья, глядя на Вильбура сверху вниз. Когда пришелец спал вытянувшись, то представлял собой премерзкое зрелище.

Автором четырехметрового обелиска стал знаменитый берлинский архитектор и художник Карл-Фридрих Шинкель (1781–1841).

Док поднял руку ко лбу и с силой провел ею по лицу, оттягивая челюсть и приобретая сходство с ищейкой. Его большие, толстые, отвислые губы издали под ладонью хлюпающий звук.

Обелиск имеет прямоугольную форму. Двенадцать лавровых венков — память о войне 1812 года — украшают верхнюю часть памятника. Под ними на лицевой и тыльной гранях обелиска — на одной на русском, на другой на немецком языках — выбиты надписи, перечисляющие все награды и титулы полководца:

- Будь я проклят! - произнес док.

«Князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Российской Империи фельдмаршал. Главнокомандующий 1-ю армией, член Государственного Совета и кавалер орденов Российской Империи: Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Георгия 1-го класса, Святого Равноапостольного князя Владимира 1-й степени, Святой Анны 1-го класса и жалованный шпагою, алмазами изукрашенною, орденами королей прусских Черного и Красного Орла, императрицы Австрии Марии-Терезии командор, короля французского Святого Людовика и Почетного Легиона 1-й степени, шведским Орденом Меча 1-й степени, короля Великобритании Орденом Бани 1-й степени, нидерландским Военным орденом 1-й степени и короля Саксонии орденом Святого Генриха. Родился в 1761 году, скончался 14 мая 1818 года».

Тут он повернулся и вышел из спальни, а я потащился следом. Он, не задерживаясь, направился к двери и вышел на улицу. Спустился немного по дорожке, потом остановился и подождал меня. А потом внезапно, вытянув руки, схватил меня за грудки - рубаха до того натянулась, чуть не лопнула.

На двух боковых гранях выбиты еще две надписи на тех же языках:

- Сэм, - сказал он, - ты у меня работаешь много лет и вроде становишься стар. Большинство других на моем месте уволили бы тебя, старика, и наняли кого помоложе. Я вправе уволить тебя в любую минуту, когда захочу.

«Достойному полководцу, проложившему себе стезю славы мужеством и храбростью во многих боях и ознаменовавшемуся победами, предводительствуя союзными войсками в войне, освободившей народы в 1813, 1814 и 1815 годах, соорудил сей памятник король Фридрих-Вильгельм III».

- Наверное, так, - ответил я и испытал гнусное чувство, потому что раньше ни разу не задумывался, что меня когда-нибудь уволят. Подметаю я в лечебнице на совесть и не чураюсь грязной работы. Представляете, как это будет скверно, когда придет очередная суббота, а у меня не окажется денег на выпивку!

Ниже надписей по граням монумента автор расположил четырех бронзовых орлов с распростертыми крыльями, а под ними — изображения военных атрибутов: кирас, шлемов, барабанов, труб, сабель, шпаг, штыков, ружей, пушечных стволов и ядер. Низ обелиска украшен ниспадающими лавровыми гирляндами, перевитыми лентами.

- Ты был преданный и честный работник, - продолжал между тем док, вцепившись мне в рубаху, - а я - добрый хозяин. Я всегда ставил тебе бутылку на рождество и еще одну на пасху.

Из Шотландии, где с XI века жили представители рода Барклаев, были привезены 24 липы, образовавшие ведущую к обелиску аллею. Памятник пользовался почетом у немецкого населения и содержался в надлежащем порядке. Во время Первой мировой войны, в сентябре 1914 года, у обелиска планировалось провести парад русских войск и празднество, но из-за изменения фронтовой ситуации от этой идеи пришлось отказаться.

- Все точно, - подтвердил я. - Все до последнего слова.



- Ты же не станешь водить за нос своего друга доктора, - сказал док. - Всех остальных в этом глупом городишке, может, и станешь, а своего друга доктора нет.

Мавзолей в Бекгофе (Йыгевесте, Южная Эстония)

- Но, док, - запротестовал я, - я и не вожу никого за нос...

В 1823 году недалеко от Бекгофа, родового имения вдовы Барклая-де-Толли (Феллинский уезд Лифляндской губернии), на небольшой овальной площадке под тенью высоких деревьев архитектор из Санкт-Петербурга Аполлон Феодосиевич Щедрин (1796–1847) построил великолепный мавзолей — в строгом классическим стиле с двухколонным портиком, над которым он поместил герб полководца и его девиз «Верность и терпение».

Док, наконец, отпустил мою рубаху.

Деревушка, возле которой расположен мавзолей, в настоящее время называется Йыгевесте и находится в Южной Эстонии. Мавзолей этот впоследствии назвали «Великой гробницей Эстонии». Он стоит на правом берегу реки Эмбах, на холме, где любил вечерами прогуливаться уже тяжело больной Михаил Богданович.

- Бог с тобой, я и не думаю, что водишь. Все действительно так, как мне говорили? Он сидит и выслушивает чужие беды, и те, кто побеседовал с ним, сразу чувствуют себя лучше?

Мавзолей представляет собой белоснежный памятник-часовню со склепом. Усыпальница Барклая-де-Толли сооружена из кирпича и дикого камня, с железными дверями и крышей, увенчанной прямым крестом. На стенах часовни, отделанных под мрамор, помещены бронзовые доски с описанием карьеры и подвигов генерал-фельдмаршала.

- Вдова Фрай уверяет, что да. Говорит, посидела с ним - заботы вроде как улетучились.

В 1828 году в мавзолее, рядом с Михаилом Богдановичем, была похоронена и его жена Хелена-Августа-Элеонора, а в 1871 году неподалеку — их сын Эрнст-Магнус.

- Святая правда, Сэм?

- Святая правда.

Внутри мавзолея известный петербургский скульптор Василий Йванович Демут-Малиновский (1779–1846) создал весьма сложный надгробный монумент. В центре его на пьедестале из белого мрамора установлен бронзовый бюст Барклая-де-Толли в натуральную величину. По бокам его расположены две женские бронзовые аллегорические фигуры: с правой стороны — стоящая богиня войны Афина Паллада, венчающая голову Михаила Богдановича лавровым венком (в левой руке она держит щит с его княжеским гербом с девизом «Верность и терпение»); с левой стороны — сидящая женская фигура, охватившая руками урну (она олицетворяет собой скорбящую Россию, оплакивающую прах своего героя).

Доктор Абель разволновался. Он опять схватил меня за рубаху.

Бронзовые бюст и женские фигуры композиционно связаны с трехметровой пирамидой, примыкающей к стене, — цвет бронзы прекрасно гармонирует с ее серо-зеленым мрамором.

- Ты что, не видишь, что на нас свалилось? - чуть не закричал он на меня.

Основание пирамиды составляют массивные гранитные блоки, в верхний из которых вмонтирован большой бронзовый барельеф, изображающий вступление русских войск под командованием Барклая-де-Толли в Париж: Михаил Богданович представлен на переднем плане на коне во главе многочисленной свиты генералов и офицеров. По обе стороны барельефа — изображения мечей и лавровых венков.

- На нас? - переспросил я.

На мраморном пьедестале бюста в большом овале высечена золоченая надпись по красному порфиру: «Князю Барклаю-де-Толли».

Он не обратил на это внимания.

Впереди постамента расположена золоченая подушка, на которой уложены боевые ордена, фельдмаршальский жезл, княжеская корона и т. д. Позднее, в 100-летний юбилей Бородинского сражения, на подушку была возложена золотая юбилейная медаль с портретом Александра I — в память об Отечественной войне 1812 года. На боковых гранях пьедестала — золоченые доски с надписями о годах жизни, времени вступления в брак и т. д. Заметим, что дата рождения, указанная на стене мавзолея, ошибочна.

- Величайший психиатр, - изрек док, - какого когда-либо знал мир! Крупнейший вклад в психиатрию с самого начала времен! Понимаешь, к чему я клоню?

До недавнего времени через старинный парк к мавзолею вела прямая аллея, образованная высокими лиственницами, однако во время январской бури 2005 года деревья погибли, и ныне мавзолей открыт взорам посетителей в обширной перспективе.

- Пожалуй, понимаю, - сказал я, хотя не понял ровным счетом ничего.

Внутреннее помещение мавзолея имеет размер примерно 3x3 метра. Посередине находится лестница, ведущая вниз, перекрытая заградительным шнуром. В подземном помещении мавзолея установлены два гроба — Михаила Богдановича (слева) и его супруги. Причем бархатная обивка дубового гроба генерал-фельдмаршала сохранилась в оригинальном виде. Во время Второй мировой войны гроб Хелены-Августы-Элеоноры фон Смитген был вскрыт, но впоследствии его полностью восстановили.

- Больше всего, - изрек док, - человечество нуждается в ком-то или в чем-то, на кого или на что можно перевалить свои заботы. В ком-то, кто одним магическим касанием изгонит все тревоги. Суть дела тут, разумеется, в исповеди - в том, чтобы символически переложить свою ношу на чужие плечи. Один и тот же принцип срабатывает в церковной исповедальне, в профессиональной психиатрии и в дружбе - дружба глубока и прочна лишь тогда, когда на плече у друга можно поплакаться...

Рядом с мавзолеем, за металлической оградой, похоронен Эрнст-Магнус Барклай-де-Толли с супругой. Первоначально предполагалось, что мавзолей будет предназначен для всех членов семьи полководца, однако Эрнст-Магнус отказался быть похороненным в мавзолее, считая себя недостойным лежать подле своего знаменитого отца.

- Док, вы правы, - сказал я, начиная помаленьку соображать что к чему.

Примерно в десяти километрах к югу от Йыгевесте, в городке Тырва, в 1998 году была открыта гостиница, названная «De Tolly Hotel».

- Беда в том, что принимающий исповедь тоже человек. И по-человечески ограничен, и тому, кто исповедуется, это известно. Исповедник не в силах гарантировать, что сумеет разделить любое несчастье, любую страсть. А здесь перед нами нечто принципиально иное. Пришелец - существо со звезд, не связанное человеческими предрассудками. Из самого определения следует, что он в состоянии принять любые печали и вобрать их своим нечеловеческим естеством...



- Док, - завопил я, - если бы вы заполучили Вильбура в лечебницу!..

Памятник в Санкт-Петербурге

Док мысленно потирал руки.

Сооружение памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге «началось, по повелению Александра I, 23 сентября 1818 года» [117. С. 117].

- Именно об этом я и подумал.

Сначала работа над памятниками была поручена малоопытному молодому скульптору Эдуарду Шмидту фон дер Лауницу (1796–1869). В 1822 году, когда ему исполнилось 26 лет, был подписан контракт, согласно которому он должен был в течение пяти лет создать портретные статуи двух полководцев. В середине 1827 года Лауниц представил рисунки нескольких моделей памятников, однако все варианты были отвергнуты и сделано заключение, что автор не справился с ответственным заказом, а посему его исполнение было передано Академии художеств.

С каким удовольствием я дал бы себе пинка под зад за свой неумеренный восторг! Теперь я сделал все, что мог, лишь бы вернуть себе утраченные позиции.

В августе 1827 года академия объявила конкурс, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и Н. А. Токарев. Лауниц тоже был приглашен участвовать в конкурсе, однако теперь уже на общих основаниях, но, не надеясь на успех, отклонил приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, который сослался на нехватку времени из-за других заказов.

- Не знаю, док. С Вильбуром, наверное, не сговориться.

Остальные скульпторы тоже старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя открыто и не отказывались от нее. Главная причина этого заключалась в строгом условии конкурса, необычном для того времени: изобразить полководцев в форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках[56].

- Ну что ж, давай вернемся и попробуем.

- Не знаю, - упирался я.

Однако прошло полгода со дня объявления конкурса, но ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Санкт-Петербург выпускники академии С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. В конечном итоге лишь они двое и приняли участие в новом конкурсе 1829 года. Однако поскольку Самуил Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем был объявлен талантливый скульптор Борис Иванович Орловский (1793–1837). Отметим, что его настоящая фамилия была Смирнов и он был крепостным помещика Шатилова, отпустившего его на волю.

- Нельзя терять ни минуты. К утру слухи расползутся на много миль, и здесь будет не продохнуть от газетчиков, телевизионных фургонов и бог весть кого еще. Набегут ученые сопляки, правительственные агенты, и дело выскользнет из наших рук.

Проекты Орловского были утверждены в мае 1834 года. Идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, принадлежала В. П. Стасову.

- Лучше я потолкую с ним с глазу на глаз, - сказал я. - У него, неровен час, язык с перепугу отнимется, если вы начнете путаться под ногами. А меня он знает и, может, послушает...

В 1835 году опытный литейный мастер В. П. Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7371 кг) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С. К. Суханова закончила сооружение постаментов, и к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К. А. Тон.

Как ни крутился док, как ни мялся, но в конце концов согласился.

«Открытие памятников происходило 29 декабря 1837 года. В И часов все войска, составляющие Санкт-Петербургский гарнизон, выстроились на Адмиралтейской площади. В полдень государь император со свитою своею, объехав ряды воинов, повел их на Невский проспект. Поровнявшись с памятником Барклая, государь остановил войско, которое сделало на караул и воскликнуло “Ура!” полководцу, начавшему военные действия в 1812 году и через двадцать месяцев приведшему русскую армию к Парижу. Потом государь таким же образом остановился у памятника Кутузова и отдал честь военачальнику, сокрушившему в сердце России силу непобедимого дотоль завоевателя, изгнавшему его из пределов наших и положившему начало всем дальнейшим успехам, к бессмертной славе русскаго оружия» [117. С. 118].

- Я подожду в машине, - предложил он. - Если понадоблюсь, позовешь.

А всего за несколько дней до этого знаменательного события, 16 (28) декабря, на 45-м году жизни скончался Б. И. Орловский. Не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В. П. Екимов.

Хрустя гравием, он ушел по дорожке к своей машине, а я возвратился в дом.

- Лестер, - обратился я к роботу, - мне необходимо поговорить с Вильбуром. Это очень важно.

Памятники «чести народа и благодарности отечества героям» находятся в композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей их площади, отлично гармонируют с колоннадой собора, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта. Этому способствуют, с одной стороны, умело выбранные общие размеры памятников, с другой стороны, — соотношение величины статуй и их гранитных пьедесталов.

- Никаких грустных историй, - предупредил Лестер. - На сегодня с него хватит.

Никаких украшений на постаментах нет, лишь на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812, 1813, 1814 и 1815».

- Нет-нет. У меня к нему предложение.

Высота фигуры Барклая-де-Толли составляет «4,29 метра, общая высота памятника — 7,74 метра» [63. С. 149].

- Предложение?



- Сделка. Деловое соглашение.

Памятник в Тарту (Эстония)

- Ладно, - сказал Лестер. - Я его подниму.

В то время, когда Б. И. Орловский уже практически закончил работать над статуей Барклая-де-Толли, возник вопрос о возведении еще одного памятника в Дерпте (Тарту), где полководец бывал довольно часто.

Поднять его оказалось не так-то просто, но в конце концов мы вынудили его проснуться и сесть в постели.

К составлению «рисунка сего монумента» была привлечена многочисленная группа членов Императорской академии художеств «по части скульптуры и архитектуры», и конкурс выиграл талантливый скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846).

- Вильбур, слушай меня внимательно, - начал я. - Я тут припас кое-что специально для тебя. Есть такое место, где всех терзают страшные заботы и ужасающие печали. Понимаешь, не некоторых, а всех без исключения. Эти люди настолько озабочены и скорбны, что не могут жить с другими вместе...

Памятник Барклаю-де-Толли был решен им в виде большого бронзового бюста, поставленного на пьедестал из красного полированного гранита. Подножие памятника скульптор со всех сторон украсил исполненными из бронзы атрибутами военного снаряжения того времени: знамен, элементов обмундирования и вооружения. Он установлен в центре Тарту, на склоне холма Тоомемяги, в маленьком сквере, разбитом на площади, носящей имя полководца. Рядом возвышается церковь Святого Дионисия.

Вильбур выбрался из постели и, покачиваясь, встал на ноги.

В верхней части пьедестала золочеными буквами выполнена надпись: «Генералу-фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли». Ниже на мраморной доске находится другая надпись: «Незабвенному полководцу от войск под начальством его состоявших, в память военных подвигов 1812, 1813 и 1814 годов. Сооружен в 1848 году».

- В-веди м-меня туда немедля, - произнес он.

Я толкнул его обратно на кровать.

Михаил Богданович изображен в военном мундире. Через плечо переброшен плащ. Характер осанки и движение головы создают образ человека сурового, замкнутого, ушедшего в самого себя.

- Это вовсе не так просто. Туда нелегко проникнуть.

Из-за смерти В. И. Демут-Малиновского 16 июля 1846 года, памятник был сооружен архитектором Аполлоном Феодосиевичем Щедриным и воздвигнут на средства офицеров, служивших под начальством Барклая-де-Толли. Торжественное открытие монумента состоялось 11 ноября 1849 года.

- Но вы как будто сказали...



- Понимаешь, у меня есть друг, который может это для тебя устроить. Но, пожалуй, потребуются деньги...

Памятник в Риге (Латвия)

- Приятель, - заявил Вильбур, - денег у нас вагон. Сколько тебе нужно?

19 сентября 1911 года Рижская городская дума во главе с обер-бургомистром Георгом Армитстедом также решила соорудить в Риге памятник Барклаю-де-Толли. Дума ассигновала на эти цели 25 тысяч рублей, и столько же по подписке собрали местные жители.

- Трудно сказать заранее.

Место для памятника было выбрано великолепное — в сквере около Кафедрального собора, на углу Александровского бульвара и Елисаветинской улицы.

- Лестер, передай ему деньги, чтобы он обо всем договорился.

На объявленный конкурс было представлено более сорока проектов памятника, большинство из которых было прислано из-за границы — в частности, из Германии, Франции, Венгрии и Финляндии.

- Хозяин, - воспротивился Лестер, - не знаю, стоит ли...

11 июня 1912 года газета «Рижская мысль» писала по поводу представленных на конкурс проектов:

- Сэм заслуживает доверия, - заявил Вильбур. - Он не хапуга. Он не потратит ни на цент больше, чем необходимо.

«Невелика скульптура наших дней, и требовать от нее многого не приходится, но неудовлетворенность большинства выставленных в городском художественном музее проектов памятника Барклаю-де-Толли превосходит все ожидания. <…> Главная масса поражает своим однообразием. Двадцать, если не больше, фигур созданы по одному и тому же избитому образцу — пьедестал из камня или железа, и статуя Барклая всюду одна и та же, с лишь немного видоизменяющеюся головой. Большинство фигур негармоничных, малоестественных, отличающихся грубостью членов и небрежностью линий; все они тяжелые, неудачно коренастые, с грубым лицом. <…> Есть на выставке и около десятка групп, но все они, за исключением одной, неудачны. <…> Группа № 25 единственная, которая позволяет глазу отдохнуть, от остальных же проектов веет непроходимой скукой» [128. С. 253].

- Ни на цент, - пообещал я.

Жюри в составе профессора скульптуры Роберта Дица из Дрездена, академика и скульптора Санкт-Петербургской академии художеств Р. К. Залемана и рижского городского архитектора Рейнгольдта Шмелинга единогласно отдало свои симпатии трем проектам памятника Барклаю-де-Толли одного и того же автора — профессора скульптуры Вильгельма Вандшнайдера (1866–1944) из Берлина, присудив ему все три первые премии.

Лестер отворил дверцу у себя на груди и вручил мне пачку стодолларовых купюр, а я кое-как запихал ее в карман.

Та же «Рижская мысль» писала:

- Ждите меня здесь, - объявил я им, - пока я не повидаюсь со своим другом. Я скоро вернусь.

И я быстренько занялся сложением и вычитанием, теряясь в догадках, какую же сумму можно вытрясти из доктора Абеля. Не мешает сперва заломить побольше, чтобы было что уступить, когда док примется рычать, стонать и плакать и напоминать мне, что мы с ним старые друзья и что он всегда ставил мне бутылку на рождество и еще одну на пасху.

«Все три проекта задуманы… очень просто: на каменном пьедестале высится во весь рост и в военном генеральском костюме статуя Барклая-де-Толли; разница между отдельными проектами в позе и одеянии. № 40, получивший первую премию, изображает Барклая в шинели, опирающегося на саблю обеими руками и глядящего мужественно и просто вперед. Художник сумел придать выражению этой статуи много благородства и величия, нисколько не нарушая правдивости и натуральности. Памятник прост, естествен и гармоничен, в нем много вкуса, образцовая выдержка линий и законченность деталей; компоновка прекрасная; стиль вполне выдержанный. № 36, получивший вторую премию, изображает Барклая в боевом одеянии, без шинели: левая рука его опирается на саблю, правая со свитком… лицо вполоборота к туловищу и более чем следует надменное. Этот проект выполнен тоже образцово, но в нем правая рука в плече и левая в целом едва заметно дисгармонируют с осанкой. Но памятник производит вполне выгодное впечатление. № 39, получивший третью премию, дает того же, что и два первых, Барклая, но во французской позе со скрещенными на груди руками, задумчиво глядящего вдаль; на этой модели лицо Барклая наименее надменное, и весь он как будто иной» [128. С. 254].

Я собрался уже выйти из комнаты - и остолбенел.

Торжественная закладка памятника состоялась 9 сентября 1912 года, и этому был придан характер всеобщего празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

В дверях стоял второй Вильбур. Хотя, едва я пригляделся к нему попристальнее, сразу уловил и некоторую разницу. И не успел новый Вильбур и слова вымолвить, не успел и шагу ступить, как я испытал тошнотворное чувство, что все покатилось вкривь и вкось.

17 июля 1913 года «Рижский вестник» сообщал:

- Добрый вечер, сэр, - сказал я. - Очень мило с вашей стороны заглянуть ко мне.

«Памятник князю М. Б. Барклаю-де-Толли в настоящее время уже закончен постройкой. Вчера установлена на постамент металлическая (бронзовая) фигура полководца (высотой почти пять метров и весом в две тонны). На лицевой стороне памятника надпись: “Генерал-фельдмаршал князь Барклай-де-Толли”. На боковых сторонах постамента годы: 1812 и 1912 (цифры и надпись в гирляндах). Открытие памятника последует в конце августа или начале сентября с. г. По ночам памятник охраняется стражей» [128. С. 254].

Он и ухом не повел.

Однако торжественное открытие памятника Барклаю-де-Толли состоялось лишь 13 октября 1913 года.

- Я вижу, у вас гости. Прискорбно, но придется разлучить их с вами.

Бронзовый полководец предстал стоящим во весь рост, с фельдмаршальским жезлом в правой, согнутой в локте, руке, в генеральском мундире, плаще и надвинутой на глаза треугольной шляпе с султаном.

Лестер заскрежетал у меня за спиной, словно у него шестеренки поотваливались, а Вильбур - я видел уголком глаза - вытянулся, будто палку проглотил, и побелел как полотно.

В июне 1915 года, когда над Ригой нависла угроза немецкой оккупации, началась эвакуация промышленных предприятий и культурных ценностей. В числе прочего был вывезен и бронзовый Барклай-де-Толли. Краевед И. Л. Дименштейн пишет: «Не раз доводилось слышать, что монумент перевозили тем же пароходом, что и памятник Петру, и он, как и Петр, в результате торпедирования судна оказался на дне морском. Правда, если императора потом обнаружили и подняли на поверхность, то Барклай-де-Толли остался в пучинах морских.

- Ну, зачем же так, - вступился я. - Они едва-едва прибыли...

Однако эта версия не имеет ничего общего с реальностью» [51. С. 104].

- Вы не улавливаете сути дела, - сообщил пришелец, стоящий в дверях. - Они нарушители закона. Я уполномочен забрать их.

На самом деле, памятник 13 июня сняли с пьедестала, упаковали в деревянный ящик и отправили железной дорогой в Москву, где он должен был быть помещен в Интендантский склад, чтобы храниться там до лучших времен. К сожалению, в огне революции и Гражданской войны следы бронзового Барклая-де-Толли затерялись. После революции территория склада использовалась под гаражи НКВД, а бронзовый Барклай-де-Толли, скорее всего, был переплавлен…

- Приятель, - обратился ко мне Вильбур, - я искренне сожалею. Так я и знал, что ничего у нас не выйдет.

Прошло много лет, и в 2001 году известный рижский предприниматель и президент фирмы «Teikas nami» Е. Я. Гомберг решил восстановить памятник на собственные средства. По сохранившейся гипсовой масштабной модели, находившейся в фонде музея Риги и мореходства, а также по фотографиям монумента петербургский скульптор А. А. Мурзин воссоздал почти пятиметровую статую Барклая-де-Толли, привнеся в нее свое понимание образа этого прославленного российского полководца.

- Теперь, - заявил Вильбуру второй пришелец, - вы окончательно убедились в этом и оставите свои попытки...

Алексей Мурзин выполнил свою работу с помощью профессора истории Ивана Корнеева и бригады литейщиков под руководством Дениса Гочияева.

Все было яснее ясного, если хоть чуточку пошевелить мозгами, - даже удивительно, как я не додумался до этого раньше. Ведь если Земля запретна для авантюристов, собиравших информацию для обучения Вильбура, то тем более...

Сохранившийся пьедестал из светло-серого гранита обновил латышский архитектор Иварс Селдбергс. Церемония открытия нового бронзового памятника Барклаю-де-Толли состоялась 1 июля 2002 года. На том же самом месте — в сквере возле Кафедрального собора Риги.

- Мистер, - обратился я к тому пришельцу, что застрял в дверях, - тут имеется кое-что, в чем вы, по-видимому, не отдаете себе отчета. Не могли бы мы с вами обсудить это дело один на один?

На открытии памятника присутствовали сотни рижан, в том числе несколько пожилых граждан 1913 года рождения. Покрывало с памятника снял Мартин фон Хиршгаузен, гражданин Германии, потомок шотландского рода Беркли, из которого происходил Барклай-де-Толли.

- Буду рад, - отвечал пришелец вежливо до боли, - но, пожалуйста, поймите, что я обязан выполнить свой долг.



- Ну, о чем речь, - сказал я.

Памятник на Бородинском поле

Пришелец отделился от двери, подал знак - и в комнату ввалились два робота, до того стоявшие за дверью, где я их не видел.

На Бородинском поле у подножия батареи Раевского в 1912 году по проекту архитектора Владимира Васильевича Воейкова (1873–1948) было сооружено здание Бородинского музея. На полукруглой площадке перед входом в музей установлены бюсты прославленных полководцев: в центре — гранитный бюст М. И. Кутузова, рядом бронзовые скульптурные портреты князя Багратиона и Барклая-де-Толли — справа от входа.

- Меры безопасности приняты, - заявил пришелец, - и мы вправе удалиться для разговора. Готов слушать вас со всем вниманием...

Памятник Михаилу Богдановичу представляет собой большой погрудный бюст размером 60x110 см, установленный на гранитный постамент размером 120x80x160 см. Скульптурный портрет Барклая-де-Толли отливали на Мытищинском заводе художественного литья, и он был поставлен перед зданием музея в 1947 году, к 135-летию Бородинской битвы.

Тогда я вышел на кухню, а он следом за мной.

Автор памятника — белорусский скульптор Заир Исаакович Азгур (1908–1995).

Я сел у стола, он напротив.



- Должен принести вам свои извинения, - степенно сказал он. - Этот негодяй проник на вашу планету и лично к вам обманным путем.

Монумент на Кутузовском проспекте в Москве

- Мистер, - сказал я в ответ. - Ничего-то вы не поняли. Мне этот ваш перебежчик нравится.

На Кутузовском проспекте в Москве, рядом с Музеем-панорамой «Бородинская битва», возвышается монумент, торжественное открытие которого состоялось 6 июля 1973 года.

- Нравится? - переспросил он, потрясенный. - Но это немыслимо! Он ничтожный пропойца, более того...

Этот монумент является творением скульптора Николая Васильевича Томского (настоящая фамилия — Гришин) (1900–1984), автора многих известных парадных памятников советской эпохи.

- Более того, - закончил я за пришельца, перехватывая инициативу, он приносит нам уйму пользы!

Над этим монументом скульптор работал около тридцати лет, и его открытие было приурочено к 160-летию со дня кончины М. И. Кутузова. В работе также принимали участие скульпторы А. А. Мурзин, Б. В. Едунов, А. И. Бельдюшкин и архитектор Л. Г. Голубовский.

Пришельца будто током ударило.

На лицевой грани постамента, на котором стоит бронзовая конная статуя М. И. Кутузова, помещены две бронзовые надписи: «Михаилу Илларионовичу Кутузову» и «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года».

- Вы не ведаете, что говорите! Он тащит из вас ваши печали и смакует их самым омерзительным образом, и записывает на пленку, чтобы пережевывать их снова и снова к вашему вечному стыду, и более того...

В основании гранитный пьедестал памятника с трех сторон окружен бронзовыми горельефами. Здесь изображены 26 фигур реальных героев 1812 года. В группе полководцев, вслед за изображением князя Багратиона, помещено скульптурное изображение Барклая-де-Толли.

- Да вовсе это не так! - крикнул я. - Нам идет на пользу, когда мы вытаскиваем свои печали и выставляем их напоказ...



- Отвратительно! Более того - нескромно! - Он запнулся. - Что вы сказали?..

Памятник в Черняховске (Калининградская область, Россия)

- Расписывать свои печали идет нам на пользу, - произнес я так торжественно, как только мог. - Это вопрос мироощущения.

Большой конный памятник Барклаю-де-Толли установлен на центральной площади города Черняховска (бывший Инстербург). Памятник был торжественно открыт 31 марта 2007 года, а накануне он прибыл в Калининградскую область из Санкт-Петербурга на пароме «Георг Отс».