Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Ну что сказать тебе мне спросту? РА

встретились

Что мне сказать тебе попросту, ЛС

Она коротко смеется, прижимается к нему, смотрит на него.

Не волнуйся

Мне не сродни хвала и лесть: РА

Пусть сидит там с бутылками

Мне чужды похвала и лесть. — ЛС

Нам-то что



«Спеша на север из далека»

ФРЕДРИК

Вариант автографа:

Да

Приносит странник свой поклон



АГНЕС

Все будет хорошо

вот увидишь

ВАРИАНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ 1838 ГОДА

Агнес встает, потягивается, выпячивает живот, но его еще не очень заметно.

<К портрету старого гусара>

Разночтение копии:

Порой обманчива бывает старина:

<К Н. И. Бухарову>

Варианты автографа:

Начато: Другого племени о<бломок>

Кинжал

Варианты автографа:

Мы не расстанемся, любезный мой кинжал, *

Товарищ твердый и холодный;

Точил на вольный бой тебя черкес свободный. *

а. Лилейная рука тебя мне поднесла,[79]

И очи черные твоей подобно стали

В тот миг тускнели, и сверкали,[80]

И надпись мне твою красавица прочла

б. Тебя мне поднесла лилейная рука

В знак памяти на вечную разлуку;

Как жмет теперь тебя моя рука,

Так я пожал ту молодую руку.[81]

в. Лилейная рука тебя мне поднесла *

В знак памяти в минуту расставанья[82] *

И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,[83] *

А чистая слеза, жемчужина страданья[84] *

а. Подобно закаленной стали,

б. Недвижные, но полные печали. *

Начато: Ты дан мне в спутники — те<бе?>

а. Начато: Ты пос<лан?>

б. Ты страннику пример не бесполезный

в. Начато: И бу<д>ешь

г. И будь же страннику пример не бесполезный

Да я не изменюсь — я буду тверд душой.



Разночтение копии в тетради:

Как сталь твоя пред трепетом огня

«Гляжу на будущность с боязнью»

Варианты автографа ГИМ:

а. К чему судьба меня готовит,

Зачем так горько прекословит

Надеждам юности моей.

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей.

б. Идет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Сказать, что небо мне готовит,

Зачем так горько прекословит

Надеждам юности моей.

Начато: Пора начать мн<е>

«Слышу ли голос твой»

Варианты автографа:

Звонкий и сладостный,

Сердце, как птичка,

В клетке запрыгает.[85]

а. Мне больно, холодно,

б. Как небо глубокие,

Душа навстречу им

а. Как в тексте.

б. Из груди рвется.

И плакать хочется,

Ну так на шею бы

«Как небеса твой взор блистает»

Варианты автографа:

а. Как в тексте.

б. Заманчиво звучит,

И сердце робкое трепещет,

И тешится джигит;

«Она поет — и звуки тают»

Варианты автографа:

Начато: В э<фире?>

Дума

Вариант, приведенный в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание»:

Пред подвигом добра постыдно-малодушны,

Пред властию ничтожные рабы.

<А. Г. Хомутовой> («Слепец, страданьем вдохновенный»)

Варианты берлинского автографа:

И прежних лет [огонь] священный

Как отголосок [прежних] дней

Всё, что вы прежде [поселили]

Поэт

Варианты автографа:

В серебряных ножнах блистает мой кинжал,

Геурга старого изделье[86]

а. Для нас утраченное зелье!..

б. Давно утраченное зелье!..[87]

а. Орудьем гибельного мщенья,

И слышал он один его полночный бред

И сердца гордого биенье.

б. Как брату старшему и другу

в. Как в тексте.

г. Служил без платы за услугу; *

б. Не по одной груди провел кровавый след

в. Не по одной груди провел он вечный след

а. И как сестра делил печали,

Тогда ни золото, ни хитрая резьба[88]

Его ножон не украшали.

б. Начато: Сверк<ал>

б. Тогда ему была узорная резьба *

Нарядом лишним и постыдным. *

а. Ножон, изрубленных когда-то на войне,

б. И вот родных ножон, избитых на войне,

в. Ножон, изрубленных на играх, на войне *

а. И нынче в золоте блистает на стене,

б. И нынче в золоте он блещет на стене, *

а. Никто привычною, знакомою рукой

б. Никто привычною, суровою рукой

И надписи его, моляся по утра<м>

В наш век изнеженный поэт, не так ли ты

На злато променял ты власть, которой свет *

Когда-то мерный звук твоих могучих слов *

Стихи вписаны позднее.

а. Величествен и прост был гордый твой язык.

б. Как в тексте.

в. Но скучен нам простой и детский твой язык

г. Но скучен нам простой и сильный твой язык, *

а. Начато: Твои волшебные ра<ссказы>

б. Нам нужны блестки и обманы;

в. Начато: Иные нуж<ны>

Но наш усталый век, как ветреный старик

Начато: Об <не дописано>

Начато: Проснешься ль ты опять на зв<не дописано>

Иль никогда на дело мщенья

Как упраздненный меч неправду и порок[89]

ВАРИАНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ 1839 ГОДА

Молитва («В минуту жизни трудную»)

Разночтение текста «Отеч. записок»:

Теснится в сердце грусть:

Памяти А. И. О<доевско>го

Варианты автографа:

Начато: Делили дружно мы

Вернулся я, и годы испытанья *

а. Начато: Умчалися, как дым;

б. В прошедшее умчалися как дым,

в. Промчалися законной чередой; *

а. В могилу он унес волшебный рой

б. В могилу взял он смутный рой

в. В могилу взял он темный рой

Рассеянных, незрелых вдохновений,

Обманутых надежд и сожалений…

а. Но сохранил среди волнений трудных

б. Но цвет души среди волнений трудных

в. Но посреди волнений жизни трудных

а. Он цвет души… его живой рассказ

б. Начато: Он сохранил святой огонь

а. Глубокий ум, лазурный пламень глаз,

б. Живая грусть, лазурный пламень глаз,

а. Мужчины детский смех и ум игривый.

б. И детский смех и ум и речь живую,

а. Всё в памяти моей теперь так живо.

б. И веру теплую в людей и жизнь иную.

После стиха было:

И не был он ни злом ожесточен.

Ни избалован нежностью излишней

а. Начато: Он умер

б. Он жил и умер не познав

в. Он жил и умер чужд

г. Но он погиб без пользы в цвете дней,

д. Он был мне друг, уж нет таких друзей,

е. Как призрак он промчался средь людей,

Пусть спит оно в земле чужих полей, *

Не тронуто никем, как дружба наша *

а. Как в тексте.

б. Он умер как немногие без шума *

Блуждала верно на челе твоем,

а. Когда глаза закрыл ты вечным сном;

б. Когда глаза сомкнул ты вечным сном; *

И было ль то привет земле родной *

Названье ли покинутого друга, *

а. Кто скажет мне! твоих последних слов

б. Кто знает? И твоих последних слов

а. Начато: До нас не д<олетел?>

б. Начато: Сюда не долетел

в. Потеряно… и жизнь твоя, мученья,

г. Потеряно… и жизнь твоя, и мненья, *

а. И после них на свете нет следа,

б. И после них на небе нет следа, *

Как от любви поэта безнадежной,

а. Он не открыл вниманью дружбы нежной,

А ты станешь папой

б. Он не вверял вниманью дружбы нежной

с воодушевлением

а. Прощай же друг!.. Ты светом позабыт

б. Что за нужда!.. Ты светом позабыт

Ты рад

в. Что за нужда!.. Тебя забудет свет

а. На что тебе надменное вниманье

Ты должен быть рад стать папой

б. На что тебе любовн<ое> вниманье

Подумай только папой

в. На что тебе венец его вниманья

Ты не служил ему, ты с первых лет *

а я мамой

Любил ты моря шум, и выси гор, и степи.



После стиха было:

Ничем не очернит наследник благодарный.

ФРЕДРИК

И мрачных гор немые высоты,

Но

И вкруг твоей могилы безымянной

Начато: Кругом тебя немая степь



а. И над тобой обвал грозящий дремлет,

АГНЕС

б. Над морем он склоняся тихо дремлет,

в. Начато: Как

Да-да

г. Над морем он могучий тихо дремлет. *





Разночтение печатных источников («Отеч. записки» — ОЗ; «Стихотворения М. Лермонтова», 1840 — С):

ФРЕДРИК

И свет не пощадил, и рок не спас! ОЗ, С

Я так нервничаю когда она там сидит

«На буйном пиршестве задумчив он сидел»

Варианты автографа:

Фредрик коротко смеется. Пауза. Он встает, подходит опять к окну, выглядывает. Смотрит на Агнес.

На шумном пиршестве задумчив он сидел

Средь звона чаш, наполненных вином,

Вот он встал

После стиха было:

С вопросом

Он говорил: ликуйте, о друзья!

И что он привязался к остановке

Что вам судьбы дряхлеющего мира…



Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.

АГНЕС

<Э. К. Мусиной-Пушкиной> («Графиня Эмилия»)

немного раздраженно

Варианты автографа:

а. Как в тексте.

Не знаю

б. Стройнее чем лилия



Начато: Как стянется в

ФРЕДРИК

Но ты же с ним была знакома



АГНЕС

Ну да

Короткая пауза.

И поэтому вроде

ВАРИАНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ 1840 ГОДА

должна все про него знать

«И скучно и грустно»

Варианты автографа:

так что ли