Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

170. Если мы стремимся восстановить здоровье, то должны принять во внимание одно условие: сдерживать свой аппетит, есть медленно, причем съедать как можно меньше различных видов пищи одновременно. Необходимо почаще [108] вспоминать об этом. Сочетание разных видов пищи в один прием не соответствует принципам санитарной реформы.

Рукопись 3, 1897:

171. При переходе от мясной пищи к растительной необходимо действовать в высшей степени благоразумно, прилагая все усилия к тому, чтобы пища была питательной и вкусно приготовленной. Ошибка наша заключается в том, что мы едим много жидких каш и вообще жидкой пищи, которая легко проглатывается, не успев предварительно смешаться со слюной. В этом отношении твердая пища намного более предпочтительна. В данном случае правильно составленный рацион и умелое приготовление пищи являются большим благословением. Весьма полезны обычный, но с любовью и усердием испеченный черный хлеб и булочки. Хлеб не должен быть кислым. Его следует хорошо пропекать, чтобы он не был ни слишком мягким, ни сырым.

Для тех, кто может употреблять свежие овощи, приготовленные просто и аппетитно, такая пища гораздо лучше, чем каши и пюре. Хорошо пропеченный хлеб, полежавший примерно 2—3 дня, гораздо полезнее свежего. Очень полезно и питательно есть такой хлеб, тщательно пережевывая его.

Ревью энд Геральд, 8 мая, 1883:

172. Для выпечки булочек в домашних условиях используйте воду, молоко или немного сметаны; тесто должно быть густым, тщательно вымешанным, как для тонкого сухого печенья. Выпекайте в духовке. Испеченные таким способом хлебцы получаются сладкими и очень вкусными. Хлеб нужно тщательно пережевывать — это принесет большую пользу как для зубов, так и для желудка. При постоянном употреблении такого хлеба улучшается состав крови, и человек чувствует себя бодрым и здоровым.

Избегайте чрезмерного беспокойства

Письмо 142, 1900:

173. Невозможно точно предписать, какое количество пищи должен съедать тот или иной человек. Даже вредно много думать об этом, иначе человек будет сосредоточиваться на себе и забота о питании вытеснит все другие мысли… Многие люди взвалили на себя тяжелый груз ответственности, только и думая о том, что поесть, в каком количестве и какого качества, чтобы их организм получал больше всего питательных веществ. В особенности это [109] касается людей с расстроенным пищеварением — они постоянно озабочены тем, что им можно есть и что нельзя, и неоправданно ограничивают свой рацион, лишая организм многих питательных веществ. Подобное поведение приносит огромный вред их семьям, и мы боимся, что они испортили себя для этой жизни.

СИ, 321:

174. Некоторые постоянно беспокоятся о том, что их пища, несмотря на то, что она проста и здорова, может повредить им. Таким людям я хотела бы сказать: не думайте, что ваша пища принесет вам вред; не думайте об этом вовсе. Ешьте то, что предлагает вам здравый смысл; и если вы попросили Господа благословить пищу ради укрепления вашего организма, верьте, что Он слышит вашу молитву, и будьте спокойны.

(Много или мало мы едим? Крайности опасны — § 317.)

СИ, 306:

175. Другим серьезным пороком является прием пищи в неподходящее время, например, после интенсивных и чрезмерных физических нагрузок, когда организм изнурен или разгорячен. В этом случае после еды ощущается сильное переутомление нервной системы; а когда ум или тело подвергаются чрезмерным нагрузкам перед приемом пищи или сразу после этого, пищеварение затрудняется. Когда вы возбуждены, взволнованы или торопитесь, лучше не принимать пищу, пока вы не успокоитесь.

Желудок напрямую связан с мозгом; и, когда желудок заболевает, нервным клеткам мозга приходится оказывать помощь ослабленным пищеварительным органам. Если это повторяется слишком часто, в кровеносной системе мозга наблюдаются застойные явления. Когда мозг постоянно перенапрягается, а физических упражнений недостаточно, даже простую пищу следует употреблять умеренно. Во время приема пищи отбросьте все заботы и беспокойные мысли; не спешите, а ешьте медленно и с радостью, с сердцем, исполненным благодарности Богу за все Его благословения.

Сочетание разных видов пищи

Письмо 213, 1902:

176. Очень важно уметь правильно сочетать пищевые продукты, и этим умением нужно дорожить как мудростью, дарованной от Бога.

Ревью энд Геральд, 29 июля, 1884:

177. Не употребляйте много разнообразных блюд в один прием пищи. Довольно трех или четырех блюд. При следующем приеме пищи вы можете изменить меню. Хозяйка на [110] кухне должна проявить всю свою изобретательность и мастерство, умело комбинируя продукты, чтобы не заставлять желудок ежедневно усваивать одно и то же во время завтрака, обеда или ужина.

СЦ 2, 63:

178. Не следует подавать на стол чересчур много разнообразных блюд. Лучше подавать меньше блюд, но каждый раз другие. Пища должна быть простой, но так вкусно приготовленной, чтобы возбуждать здоровый аппетит.

Письмо 73а, 1896:

179. Гораздо лучше съесть два или три блюда во время одного приема пищи, нежели обременять желудок разнообразной пищей.

Рукопись 86, 1897:

180. Многие люди страдают оттого, что потворствуют своему аппетиту… Съев сразу несколько разнообразных блюд, вы вызовете брожение в желудке. Это является причиной острых заболеваний и зачастую даже смертельных случаев.

Письмо 54, 1896:

181. Разные виды пищи, будучи съедены в один прием, вызывают неприятное чувство и сводят на нет пользу каждого блюда для организма, если бы его съели отдельно. Подобная привычка приводит к постоянным страданиям и иногда даже к смерти.

Письмо 73а, 1896:

182. Если у вас сидячая работа, ежедневно занимайтесь физическим трудом и упражнениями; за один раз съедайте не более двух или трех блюд простой пищи; ни в коем случае не переедайте, а только утоляйте голод.

(Еще некоторые советы работникам, занятым сидячей работой, — § 225.)

СЦ 7,257:

183. Неумело составленный рацион вызывает беспокойство, брожение в желудке, засоряет кровь, нарушает ясность мышления.

Привычка переедать или же употреблять слишком много разных блюд одновременно часто является причиной расстройства пищеварения. Этим наносится серьезный вред нежным пищеварительным органам. Напрасно желудок протестует и взывает к разуму, побуждая проанализировать причины и следствия такого питания. Чрезмерное количество съедаемой пищи или же неправильное сочетание [111] продуктов совершает свою крайне разрушительную работу. Напрасно неприятные предчувствия подают сигналы предостережения. Неизбежным следствием этого являются страдания. И вместо здоровья нас ждет болезнь.

Война в желудке

СЕ, 174:

184. Другой причиной болезней и низкой производительности труда является расстройство пищеварения. Мозг не в состоянии наилучшим образом выполнять свою работу при постоянной перегрузке органов пищеварения, когда их энергия используется неправильно. Многие едят очень быстро, поглощая одновременно различные блюда, что вызывает войну в желудке и как следствие — снижение мозговой деятельности.

Рукопись 3, 1897:

185. Вредно употреблять много разных блюд одновременно. Когда фрукты и хлеб вместе с различными другими продуктами, несовместимыми друг с другом, смешиваются в желудке, чего можно ждать, кроме болезненных ощущений?

Рукопись 93, 1901:

186. Многие едят слишком поспешно. Другие в один прием пищи употребляют такие продукты, которые не сочетаются вместе. Если бы люди задумались над тем, какой большой вред причиняют они своей душе, подвергая страданиям желудок, и насколько бесчестится Христос, когда называющие себя Его последователями небрежно обращаются со своим желудком, тогда они проявили бы непоколебимость, рассудительность и воздержанность, давая желудку возможность восстановить нормальную деятельность. Находясь за столом, мы можем совершать медицинское миссионерское служение, если только будем есть и пить во славу Божью.

Правильная работа желудка способствует хорошему расположению духа

Рукопись 41, 1908:

187. Мы должны очень чутко заботиться об органах пищеварения и не обременять их обилием разнообразной пищи. Увлекающийся за столом многими блюдами вредит самому себе. Гораздо полезнее, чтобы мы ели то, что будет нам полезно, нежели понемногу отведывать все блюда, которые могут поставить перед нами. В выборе пищи мы должны руководствоваться разумом, отдавая себе отчет в возможных последствиях, потому что желудок не имеет окна, заглянув в которое, мы могли бы увидеть, что там происходит. Если вы чувствуете себя взвинченным, если у вас все получается не так, как вам хочется, то, возможно, это из-за [112] того, что вы страдаете от последствий одновременного употребления различных видов пищи.

Органы пищеварения оказывают значительное влияние на наше эмоциональное состояние. Бог одарил нас разумом, чтобы мы научились распознавать необходимые нам продукты. И как здравомыслящие люди разве мы не должны серьезно анализировать последствия нашего застолья, размышляя, принесет ли нам съеденная пища пользу или вызовет расстройство? Например, люди с повышенной кислотностью желудка имеют весьма угрюмый характер. Им кажется, что все против них; они постоянно чем-то раздражены и всем недовольны. Если бы среди нас царил мир, то мы бы больше, чем сейчас, думали о том, чтобы и в нашем желудке был мир.

(Вредное влияние многообразия и неправильного сочетания продуктов, употребляемых одновременно, — § 141, 225-227, 264, 387, 546, 551, 772.)

(О сочетании различных блюд в наших столовых и ресторанах — § 415.)

(Необходимо уделять внимание правильному сочетанию блюд, приготовляемых для больных, — § 441, 467.)

(Отношение Е. Уайт к сочетанию различных продуктов — Приложение I, § 19, 23, 25.)

Фрукты и овощи

СИ, 299, 300:

188. Не следует подавать на стол одновременно много разнообразных блюд, ибо это провоцирует переедание и вызывает расстройство желудка.

Вредно также сочетать фрукты и овощи. У людей со слабым пищеварением частое употребление фруктов вместе с овощами вызывает недомогание и затрудняет умственную деятельность. Лучше есть в один прием пищи фрукты, а в следующий — овощи.

Не следует подавать и однообразную пищу. Те же самые блюда, приготовленные точно так же, не должны появляться на столе в завтрак, обед и ужин. Разнообразная пища улучшает аппетит, и организм получает больше питательных веществ.

Обильные десерты и овощи

Письмо 142, 1900:

189. Пудинги, сладкие кремы, пирожные и овощи вызывают беспокойство в желудке, если съедать их одновременно.

Письмо 312, 1908:

190. Вам необходимо создать в своем доме наилучшие условия для приготовления пищи. Мне было показано, что брат… болеет, и, между прочим, один опытный врач сказал [113] ему: «Я наблюдал за тем, как вы питаетесь. Вы съедаете много разных блюд одновременно. Фрукты и овощи, вместе попадая в желудок, повышают кислотность. В результате засоряется кровь, а из-за неполного пищеварения притупляется ум. Вы должны понять, что с каждым органом своего тела нужно обращаться с должным уважением. В вопросах питания необходимо много размышлять о причинах и следствиях.

Сахар и молоко

СИ, 302:

191. Обычно в пищу используют слишком много сахара. Пирожные, сладкие пудинги, кондитерские изделия, желе, джемы являются причиной расстройства желудка. Особенно вредны сладкие кремы и пудинги, в которых молоко, яйца и сахар являются главными составными частями. Следует избегать одновременного употребления молока и сахара в больших количествах.

ХВБГ, 57; СЗ, 154:

192. Некоторые варят кашу с большим количеством сахара и молока, уверенные, что поступают согласно принципам санитарной реформы. Но сочетание молока с сахаром вызывает в желудке брожение, что в свою очередь вредно отражается на здоровье.

(См. «Молоко и сахар» — § 533—536.)

Изысканные блюда и различные десерты

Письмо 72, 1896:

193. Чем меньше будет подаваться на стол разных десертов и приправ, тем здоровее будут все, кто сидит за этим столом. Все изысканные блюда, состоящие из многих компонентов, вредны для человека. Бессловесные животные никогда бы не съели такого набора продуктов, какими люди наполняют свой желудок.

Жирные, состоящие из многих компонентов и сложно приготовленные блюда разрушают здоровье.

(Обильная, разнообразная пища не лучшее питание во время лагерных собраний — § 74.)

(О сочетании мяса с приправами, тортов, пирогов — § 673.)

(См. раздел XIX — «Десерты».)

Раздел VI. Неправильное питание причина заболеваний

Наследственное вырождение

ХВБГ, 7-11; СЗ, 19-23:

194. Творец наделил человека совершенным организмом [117] и прекрасным телосложением. Уже тот факт, что на протяжении шести тысяч лет человек противостоял все возрастающему влиянию болезней и преступлений, является убедительным доказательством того, какой огромной жизненной силой он был наделен изначально. И, несмотря на то, что допотопное поколение безудержно предавалось греху, прошло две с лишним тысячи лет, пока последствия нарушения законов природы заметно сказались на человечестве. Если бы наш прародитель Адам не был физически здоровее, чем современные люди, то человеческий род уже давно бы вымер.

Начиная с грехопадения, человечество из поколения в поколение неуклонно вырождается, влечение ко греху все усиливается. Болезни передаются от родителей к детям от поколения к поколению. Даже младенцы в колыбели страдают от болезней, вызванных грехами их родителей.

Моисей, первый писатель истории мира, подробно описывает общественную и частную жизнь на заре истории человечества, но в его книгах мы не встречаем ни одного сообщения о рождении слепого, глухого, или парализованного, или слабоумного или же случая детской смертности во младенчестве, детстве или юношеском возрасте. Некрологи в Книге Бытие гласят: «Дней жизни Адамовой было 930 лет; и он умер». «Дней Сифовых было 912 лет; и он умер». Относительно других людей Писание говорит: «Он умер в глубокой старости, пресыщенный днями». Был, правда, случай, когда сын умер раньше отца, и это было настолько поразительно, что об этом особо упомянуто в Слове Божьем: «И умер Аран при Фарре, отце своем». Все патриархи от Адама до Ноя, за исключением немногих, жили приблизительно тысячу лет, и с тех пор продолжительность жизни постепенно стала сокращаться.

Во время Первого пришествия нашего Господа [118] человеческий род оказался в таком упадке, что со всех городов не только стариков, но и людей среднего возраста и юношей приводили к Спасителю, чтобы Он исцелил их. Многие уже тогда мучились под бременем невыразимых страданий.

Ужасные последствия нарушения законов природы — страдания, преждевременная смерть — настолько распространились в мире, что теперь они считаются уже предначертанной участью людей. Но Бог не сотворил человеческий род в таком ослабленном состоянии. Подобное положение является действием не Божьего провидения, а человека. Оно сложилось в результате вредных привычек — из-за нарушения законов, созданных и заложенных Богом в человеческое естество. Продолжающееся нарушение законов природы означает нарушение Закона Божьего. Если бы люди всегда оставались послушными принципам Десяти Заповедей, претворяя их в своей жизни, тогда не существовало бы проклятия болезней, наводнивших сегодня весь мир.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19, 20). Когда люди бесцельно растрачивают здоровье или умственные силы, то они согрешают против Бога, ибо они не прославляют Его своими телами и душами, которые суть Его.

Однако, несмотря на то оскорбление, которое человек нанес Богу, Господь по-прежнему согревает человеческий род теплом Своей любви. Он позволил свету сиять, чтобы люди могли увидеть: для того чтобы жить совершенной жизнью, человек должен подчиняться законам природы, управляющим его естеством. Как важно поэтому, чтобы человек жил согласно полученному свету, прилагая при этом все свои телесные и умственные силы для прославления Его имени!

Мы живем в мире, который враждебно относится к праведности и чистоте характера, а тем более к возрастанию в благодати. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду видим растление, осквернение, уродство, порок и грех. И как все это противоположно и даже враждебно той работе, которая должна совершиться в нас уже здесь, на земле, еще до принятия дара бессмертия! Избранники Божьи должны сохранять себя неоскверненными среди беззакония, царящего в эти последние дни. Их тела должны быть освящены, а души чисты. Так как эта работа непременно должна [119] совершиться, ее нужно осуществлять незамедлительно, причем самым серьезным и разумным образом. Дух Божий должен полностью владеть нами, влияя на все наши поступки и побуждения. Люди осквернили храм своей души, и Бог призывает их пробудиться и приложить все старания к тому, чтобы возвратиться к своему изначальному состоянию — красоте и святости. Только благодать Божья, и ничто другое, сможет убедить человека обратить свое сердце к Богу; только Он может дать рабам скверных привычек силу для того, чтобы разорвать эти оковы. Человек, постоянно потворствующий привычкам, разрушающим его телесные, нравственные и умственные силы, не может представить свое тело как жертву живую, святую и благоугодную Богу. Вновь звучат слова апостола: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Сознательное пренебрежение Божьими законами

СЦ 3, 140,141.

195. Современное поколение удивляет странным отсутствием принципов, что проявляется в пренебрежении законами жизни и здоровья. Такое состояние является источником великого зла. В этом серьезном вопросе господствует невежество, в то время как повсюду вокруг сияет свет. Для большинства по-прежнему первостепенными остаются следующие вопросы: что я буду есть, что пить, во что я оденусь? Несмотря на все написанное и сказанное относительно того, как нам надлежит обращаться со своим телом, аппетит остается великим законом, повсюду управляющим людьми.

Так как человек не желает повиноваться законам здоровья и вменить это себе в обязанность, его нравственные силы ослабевают. Родители по наследству передают своим детям извращенные привычки, отвратительные болезни отравляют кровь и ослабляют разум. Большинство мужчин и женщин живут, не зная законов, управляющих их естеством, и предаются страстям и аппетиту во вред своему разуму и нравственности. И кажется, что они сознательно предпочитают не знать ничего о последствиях нарушения ими законов природы, не желая изменить свой образ жизни. Они продолжают потворствовать прихотям своего извращенного аппетита, употребляя яды замедленного действия, которые отравляют кровь, разрушают нервную систему, и в [120] результате навлекают на себя болезни и смерть. Друзья же их убеждены, что все это происходит по воле провидения Божьего. Этим они оскорбляют Небесного Отца. Они восстали против законов природы и понесли наказание за неправильное отношение к этим законам. Болезни и смерти сегодня повсюду окружают людей, особенно это касается детей. Какой поразительный контраст между современным поколением и поколениями, жившими на протяжении первых двух тысяч лет!

Социальные последствия неуправляемого аппетита

ХВБГ,44,45; СЗ, 112:

196. Против каждого нарушения законов жизни природа выражает свой протест. Она долго и терпеливо сносит злоупотребления, но в конце концов возмездие обрушивается как на умственные, так и на физические силы человека. И это зло не прекращается со смертью нарушителей законов здоровья — роковые последствия их чревоугодия сказываются в их детях, и, таким образом, зло передается из поколения в поколение, из рода в род.

Современное юношество являет собой точную картину будущего общества, и, наблюдая за подростками и молодыми людьми, я спрашиваю: на что мы можем надеяться, глядя в грядущее? Большая часть юношества поглощена забавами и развлечениями и не имеет абсолютно никакого желания трудиться. У молодых отсутствует нравственное мужество пожертвовать своими желаниями и откликнуться на веление долга. Они почти не умеют владеть собой: раздражаются, сердятся по самому незначительному поводу. Очень многие люди разного возраста и положения в обществе живут без каких бы то ни было принципов, не слушая голоса совести; их праздность, легкомыслие, расточительность не противоречат порочному и развращенному обществу, и постепенно наш мир превращается во второй Содом. Но если бы аппетит и необузданные страсти сдерживались силой разума и религии, тогда общество выглядело бы совершенно по-иному. Бог никогда не желал, чтобы мир оказался в таком жалком положении, в каком он находится сейчас. Это произошло из-за грубого нарушения законов природы.

Нарушение законов природы и духовного закона

ЖВ, 824:

197. Многим страдальцам, получившим исцеление, Христос говорил: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Так, Он учил, что болезнь является результатом нарушения Божьих законов, и природных, и духовных. Мир не изнемогал бы от страданий, [121] если бы люди жили в соответствии с замыслом Творца.

Христос был Наставником и Учителем древнего Израиля. Он учил, что здоровье — это награда за повиновение законам Божьим. Великий Врач, исцелявший больных в Палестине, обращаясь к Своему народу из столпа облачного, учил, объяснял, что он должен делать и что Бог сделает для него. «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, — сказал Он, — и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26). Христос дал Израилю определенные наставления о том, как должно жить, и заверил: «Отдалит от тебя Господь всякую немощь» (Втор. 7:15). Когда иудеи исполняли эти условия, то сбывалось обещание Бога: «Не было в коленах их болящего» (Пс. 104:37).

Все это урок и для нас. Всем, кто хочет сохранить свое здоровье, необходимо следовать этим наставлениям. Все должны узнать, каковы эти правила. Господь не желает, чтобы люди оставались в неведении относительно Его законов. Мы должны быть соработниками Божьими в деле восстановления здоровья тела и души.

Страдания, причиной которых является сам человек

Жюль Верн

КЖ, гл. 3, с. 49:

Двадцать четыре минуты на воздушном шаре

198. Своими вредными привычками человеческий род навлек на себя множество различных болезней. Люди не задумывались о том, чтобы поддерживать свое здоровье, и нарушение законов жизни повергло мир в плачевное состояние. Но мало кто осознавал, что настоящей причиной страданий является неправильный образ жизни. Люди культивировали невоздержанность в пище и сделали свой аппетит богом. Всеми своими вредными привычками они демонстрируют безрассудство по отношению к собственному здоровью и жизни. И когда в результате их постигает болезнь, они уверяют себя, что это Бог послал им ее, не отдавая себе отчета в том, что болезнь стала закономерным результатом их образа жизни.

Дорогой месье Жёне!

СИ, 234, 235:

Вот несколько замечаний, которые Вы попросили меня сделать о полете «Метеора».

[122] 199. Болезнь никогда не приходит без причины. Пренебрежение законами здоровья готовит путь для болезни. Многие страдают, испытывая на себе последствия греховного образа жизни своих родителей. Хотя они не несут ответственности за поступки родителей, тем не менее они обязаны знать, что является нарушением законов здоровья, а что нет. Им следует избегать дурных привычек своих родителей и, ведя здоровый образ жизни, создать для себя лучшие условия.

Большинство людей, однако, страдают из-за своего образа жизни. Они пренебрегают принципами здоровья в своих привычках в еде, питье, одежде и труде. Нарушение законов природы приводит к неизбежному результату, и когда болезнь настигает их, то многие не осознают истинную причину этого, а ропщут на Бога, виня Его в своем несчастье. Но не Бог повинен в этом — страдания эти являются закономерным результатом пренебрежения законами природы…

Вы знаете, при каких обстоятельствах должен был произойти подъем: шар относительно мал, вместимость его всего девятьсот кубических метров, весит он вместе с корзиной и такелажем двести семьдесят килограммов, наполняется газом, великолепно подходит для освещения, но именно поэтому имеет среднюю подъемную силу. Шар должен был взять четырех человек: воздухоплавателя Эжена Годара и трех пассажиров: месье Деберли, адвоката, месье Мерсона, лейтенанта 14-го линейного полка, и меня.

Неумеренность аппетита часто становится причиной заболевания, и в чем организм нуждается больше всего, так это в облегчении чрезмерных нагрузок, возложенных на него.

Но перед самым стартом оказалось, что всех поднять невозможно. Поскольку месье Мерсон уже поднимался на аэростате в Нанте, и тоже с Годаром, он согласился — но чего это ему стоило! — уступить свое место месье Деберли, совершавшему, как и я, свою первую воздушную экскурсию. Уже раздалось традиционное «Отпускай!», и мы были готовы покинуть землю…

(Родители сеют семена болезни и смерти — § 635.)

(Неизбежное наказание — § 11, 29, 30, 221, 227, 228, 250, 251, 294.)

Но мы не учли сына Эжена Годара, бесстрашного девятилетнего сорванца, неожиданно вскарабкавшегося в корзину; из-за него нам пришлось выбросить два балластных мешка из четырех. Осталось всего два! Никогда еще Эжен Годар не взлетал в таких условиях. Поэтому на продолжительный полет рассчитывать не приходилось.

Болезни — это результат чревоугодия

Мы начали подъем в пять часов двадцать четыре минуты. Шар взлетал медленно, по наклонной траектории. Ветер нес нас на юго-восток, а небо было несказанно чистое. Только на горизонте застыли грозовые облака. Обезьянку Жака отец выбросил на парашюте за борт. Это позволило нам подниматься быстрее, и в пять часов двадцать восемь минут мы, согласно показаниям барометра-анероида, уже парили на высоте восьмисот метров.

СИ, 227:

Город с такой высоты смотрелся великолепно. Площадь Лонгвиль напоминала муравейник, населенный черными и рыжими муравьями — людьми, одетыми в штатское платье и военные мундиры. Шпиль кафедрального собора понемногу уходил вниз, указывая наподобие стрелки высоту нашего подъема.

200. Многие люди навлекают на себя болезни, потворствуя своим прихотям. Они не жили в согласии с законами природы и принципами строгого воздержания и чистоты. Другие выказывают свое пренебрежение к законам здоровья своими привычками, касающимися питания, одежды и труда.

В корзине воздушного шара не ощущалось движения ни в горизонтальном, ни в вертикальном направлении. Поэтому казалось, что горизонт постоянно находится на одной и той же высоте. Только его радиус все увеличивался, и земля под корзиной уходила вниз, как в воронку. В то же время воздух был совершенно спокоен и стояла абсолютная тишина, нарушаемая только скрипом ивовой корзины, в которой мы находились.

Наставник молодежи, 31 мая, 1894:

В пять часов тридцать две минуты из-за туч, закрывавших западный край неба, пробился солнечный луч и начал подогревать оболочку; заполнявший ее газ расширился, и мы, не сбрасывая балласта, оказались на высоте 1200 м, максимальной за всё время нашего путешествия.

201. Ни усердный труд, ни напряженные умственные занятия не истощают и не ухудшают работу мозга так сильно, как употребление нездоровой пищи, нарушение режима питания или беспечное невнимание к законам здоровья… Прилежные умственные занятия не являются основной причиной истощения умственных сил. Главная причина этого явления заключается в неправильном питании, нерегулярном приеме пищи и отсутствии физических [123] упражнений. И для приема пищи, и для сна должно быть установлено определенное время, иначе истощаются умственные силы.

И вот что я оттуда увидел. Прямо под нами оставался Сент-Ашёль со своим чернеющим парком, сжавшимся так, словно я смотрел на него в перевернутый бинокль. Кафедральный собор будто приплюснуло к земле, и его шпиль потерялся среди городских зданий. Сомма вилась тонкой светлой лентой, железные дороги напоминали линии, прочерченные рейсфедером. Улицы казались спутанными шнурками, фруктовые сады походили на обычный развал зеленщика, поля представали разноцветными лоскутками, вроде тех, что в давние времена портные вывешивали у своих дверей. Амьен превратился в скопление сероватых кубиков, напоминающих вывалившиеся из перевернутого ящика нюрнбергские игрушки[1]. А дальше, словно кучи щебенки, разбросанные для укладки покрытия исполинской дороги, располагались окрестные деревушки; Сен-Фюсьен, Виллер-Бретоннё[2], Ла-Нёвиль, Буайе, Камон, Лонго.

СЦ 6, 372, 373:



202. Многие страдают, а другие преждевременно сходят в могилу — и все по причине чревоугодия. Они едят то, чего требует их извращенный вкус, ослабляя таким образом органы пищеварения и снижая их энергию, необходимую для усвоения пищи, чтобы поддерживать жизнь. Это вызывает острые заболевания, а нередко и смерть. Нежный организм подтачивается самоубийственными привычками человека, который обязан знать, как поддерживать свое здоровье.

Церквам следует проявлять непоколебимость и верность свету, которым озарил нас Бог. Каждый член Церкви должен предпринять разумные усилия, чтобы избавиться от порочных наклонностей.

В это мгновение внутренность аэростата осветилась. Я посмотрел через нижний аппендикс[3], который Эжен Годар всегда держал открытым. Яркий свет позволял различать чередующиеся желтые и коричневые боковые поверхности «Метеора». Ничто не выдавало присутствия газа — ни цвет, ни залах.

(Трудноизлечимые болезни, вызванные скудным питанием, — § 315.)

Тем временем мы начали спускаться, потому что шар потяжелел. Чтобы удержаться на набранной высоте, надо было сбросить балласт. Тысячи рекламных листовок, выкинутые за борт, показали, что воздушное течение, проходящее под нами, более сильное. Нас несло на деревню Лонго, перед которой раскинулись болотистые ложбины.

(Неправильное питание и семейные взаимоотношения — § 234.)

— Мы что же, сядем в болото? — спросил я Эжена Годара.

(Влияние искаженной санитарной реформы — § 316.)

— Нет, — ответил он. — Но, поскольку балласта у нас больше нет, придется выбросить мой саквояж. Нам надо обязательно перелететь через болото.

Так прокладывается путь к пьянству

Мы продолжали падать. В пять часов сорок три минуты в пятистах метрах от земли нас подхватил сильный порыв ветра. Мы пронеслись над фабричной трубой, притянувшей наши взоры. Воздушный шар, словно мираж, отражался в многочисленных болотцах. Человеческий муравейник разрастался, а на дорогах была заметна суета. Но вот показалась маленькая лужайка между двумя железнодорожными колеями, как раз перед станцией.

СИ, 334:

— Ну? — спросил я.

203. Часто невоздержанность берет начало в семье. Употребление жирной, нездоровой пищи ослабляет пищеварительные органы и вызывает потребность в еще более возбуждающей пище. Таким образом развивается аппетит, при котором постоянно хочется чего-то более крепкого. Потребность в возбуждающих средствах возникает все чаще, и это желание все труднее преодолеть. Организм постепенно отравляется ядовитыми веществами, и чем сильнее он ослабляется, тем больше он жаждет этой отравы. Первый шаг в неверном направлении готовит путь для следующего шага. Есть много людей, которых нельзя обвинить в том, что они предлагают к обеду вино или же какие-либо другие спиртные напитки, но они уставляют свой стол кушаньями, которые вызывают такую потребность в крепких напитках, что противостоять этому искушению почти невозможно. Неправильное питание разрушает здоровье и прокладывает путь к пьянству.

— Ну? Мы перелетим через железную дорогу и через деревню, что виднеется за нею! — ответил Эжен Годар.

Неправильное питание является причиной заболевания печени

Ветер крепчал. Мы видели это по раскачивающимся кронам деревьев. Ла-Нёвиль осталась позади. Перед нами расстилалась равнина. Годар бросил стопятидесятиметровую веревку — гайдроп[4], потом якорь. В пять часов сорок семь минут якорь стукнулся о землю. Потом открылся клапан. Подбежали несколько услужливых зевак, схватились за гайдроп, и мы мягко, без какого-либо толчка коснулись земли. Воздушный шар сел словно большая и полная сил птица, а не как дичь с подбитым дробью крылом.

СЦ 2, 67-70:

Двадцать минут спустя оболочка шара опала, ее свернули, упаковали, погрузили в телегу, а нас наемный экипаж увез в Амьен.

204. Когда я говорила в последнюю субботу, на меня смотрели ваши бледные лица — я это видела совершенно ясно, — и стали понятны причины вашего нездоровья и тех [124] недомоганий, которые мучают вас так долго. Мне было показано, что вы не придерживались здорового образа жизни. У вас нездоровые привычки и аппетит, вы потакали своим прихотям в ущерб желудку. Вы перегружали желудок пищей, которая не может способствовать образованию здоровой крови. Все это возлагает на печень непосильное бремя, ввиду того что органы пищеварения расстроены. У вас обоих больная печень. Санитарная реформа принесла бы вам обоим большую пользу, если бы вы следовали ее требованиям. Но вы пренебрегли ими. Ваши вкусы извращены, вам не нравится просто приготовленная пища, состоящая из хлеба с отрубями, фруктов, овощей, приготовленных без острых приправ и жира, и потому вы постоянно нарушаете законы природы, заложенные Богом в ваш организм. Поскольку вы ведете такой образ жизни, вы должны понести наказание за нарушение законов здоровья, ибо всякое их нарушение влечет за собой наказание. Однако вы недоумеваете, почему у вас постоянно плохое здоровье. Будьте уверены, что Бог не совершит чуда, чтобы избавить вас от последствий вашего образа жизни…

Вот, дорогой месье Жёне, несколько моих замечаний, кратких, но точных. Позвольте добавить, что простая воздушная прогулка и даже долгое странствие на аэростате нисколько не опасны, если вы летите с Эженом Годаром. Это человек хладнокровный, отважный, умный и опытный. Он совершил уже свыше тысячи полетов как в Старом, так и в Новом Свете. Он никогда не полагается на случай и старается все предусмотреть. Никакое происшествие не может застать его врасплох. Он знает, куда летит и где опустится. Место для посадки он выбирает с изумительной проницательностью. Он действует с математической точностью, с барометром в одной руке и балластным мешком в другой. Его аппараты содержатся в великолепном состоянии. Никогда не заедает клапан, никогда не бывает складок на оболочке. «Разрывная веревка» всегда наготове и в любой момент может прорезать аэростат, если из воздушного шара, задевшего землю, необходимо выпустить газ для экстренной посадки. Опыт, хладнокровие, глазомер сделали Эжена Годара настоящим мастером воздухоплавания, воздух держит его и его экипаж, воздух его несет, и ни один аэронавт, как известно, не может с ним сравниться. Воздушное путешествие становится рядом с ним полностью безопасным. Это даже не путешествие, а сон — увы, всегда слишком короткий сон!

Обильная и разнообразная пища и лихорадка

Примите, дорогой месье Жёне, мои наилучшие пожелания и пр., и пр.

Жюль Верн

Никакое лечение не облегчит ваши нынешние трудности, до тех пор пока вы не измените свои привычки в питании. Вы можете сами сделать для себя то, чего никогда не сделают никакие опытные врачи. Установите точное время для приема пищи. Угождая прихотям аппетита, вы обрекаете на тяжелую работу органы пищеварения, загружая желудок нездоровой пищей, а иногда и чрезмерным количеством ее. Это утомляет желудок, и он отказывается принимать и переваривать даже самую здоровую пищу. Ваши желудки постоянно ослаблены из-за ваших нездоровых привычек. На вашем столе всегда в изобилии жирная пища. Она не приготовлена простым и естественным способом — наоборот, она совершенно непригодна для желудка, если вы готовили ее с единственной целью — удовлетворить свой вкус. Организм перегружен и сопротивляется вашим усилиям нарушить его работу. Озноб и лихорадка являются результатом этого напряжения организма, которое вы вызвали сами, поэтому вас ждет достойное наказание за нарушение законов природы. Бог заложил в ваш организм законы, которые вы не можете [125] нарушить, не получив должного наказания за это. В питании вы ориентируетесь на свои вкусы и не обращаете внимания на то, принесет ли эта пища вам пользу или нет. Хотя вы и предприняли некоторые перемены в своей жизни, но это только первые шаги в изменении вашего питания. Бог требует от нас воздержания во всем. «Итак, едите ли, пьете ли… все делайте в славу Божию».

Обвинения против провидения Божьего

Среди всех знакомых мне семейств никто так сильно не нуждается в санитарной реформе, как ваши семьи. Вы стенаете под бременем болезней и недомоганий, которым не находите объяснения, и пытаетесь внешне сохранять благопристойность, думая, что страдания — это участь, которую предопределило вам Божественное провидение. Если бы ваши глаза были открыты и вы могли бы видеть собственные поступки, приведшие вас к нынешнему болезненному состоянию, то вы были бы потрясены своей прежней слепотой, когда вы не в силах были оценить реально свое состояние и тот вред, который сами причиняли себе. Вы сами способствовали развитию такого неестественного аппетита и таких привычек, что даже наполовину не можете уже наслаждаться пищей так, как наслаждались бы вы, если бы разумно относились к своему аппетиту. Вы сами разрушили свой организм и теперь страдаете от последствий этого.

Цена «хорошего аппетита»

Организм человека терпит неправильное обращение с ним столько, сколько может, не сопротивляясь, но приходит время, когда он начинает бунтовать, стремясь освободиться от тяжелого бремени, возложенного на него, и пагубного обращения с ним. Тогда начинает болеть голова, появляются озноб, лихорадка, нервозность, параличи, чувство разбитости и другие бесчисленные недомогания. Вредные привычки в питании разрушают здоровье, а вместе с ним — чувство радости и наслаждения жизнью. О, сколько раз вы могли бы убедиться на личном опыте, во что обходится так называемый «хороший аппетит»! За все это вам приходится расплачиваться повышенной температурой, потерей аппетита и бессонницей. Отвращение к пище, бессонные ночи, часы, проведенные в мучениях, — и все из-за еды, ради удовлетворения вкусовых ощущений.

Тысячи людей, потворствуя своему извращенному аппетиту, ели, как они выражаются, с «хорошим аппетитом», и в результате — лихорадка или другие острые заболевания, а в конечном итоге — неизбежная смерть. Как видите, удовольствие «хорошего аппетита» покупается слишком дорогой ценой. Но многие поступают именно так, и потом, после их смерти, их друзья и пасторы церкви восхваляют [126] этих самоубийц как достойных и благочестивых людей, вознесенных прямо на небо. Какая мысль! На небе живут такие ненасытные обжоры?! О, нет, нет! Такие люди никогда не войдут жемчужными воротами в золотой град Божий. Такие люди никогда не будут возвышены и не окажутся под десницей Иисуса, нашего дорогого Спасителя, Который страдал на Голгофе и Чья жизнь была постоянным самоотречением и жертвой! Таким людям предназначено место среди нечестивцев, которые не могут иметь части в нетленном наследии.

Нездоровое питание и настроение человека

Письмо 274, 1908:

205. Многие портят себе настроение, неправильно питаясь. Мы должны так же внимательно относиться к изучению принципов санитарной реформы, как и к другим важным вопросам жизни, ибо привычки, какие мы воспитаем у себя в этом направлении, помогут нам сформировать характер для вечной жизни. Плохо обращаясь с желудком, человек может нанести вред своему духовному состоянию.

Призыв осуществлять реформу

СИ, 308:

206. Там, где потворствуют вредным привычкам в питании, необходимо незамедлительно провести реформу. Если расстройство пищеварения вызвано неправильным питанием, необходимо приложить тщательные усилия, чтобы сохранить еще оставшиеся жизненные силы, устранив все чрезмерные нагрузки. Возможно, никогда не восстановится прежнее здоровое состояние желудка после таких продолжительных злоупотреблений, но соответствующее питание избавит его от дальнейшего ослабления, и многим это в большей или меньшей мере принесет значительное облегчение. Нелегко предписать определенные правила для каждого случая, но, придерживаясь верных принципов в питании, можно добиться изменений к лучшему, и хозяйка дома избавится от необходимости постоянно трудиться, для того чтобы искушать аппетит своих близких.

Умеренность в еде вознаграждается тем, что возрастают умственные и нравственные силы; она также помогает управлять своими желаниями.

СИ, 295:

207. Всегда следует выбирать такие продукты питания, которые наилучшим образом обеспечивают организм всеми нужными для его развития и укрепления веществами. И в этом деле аппетит — плохой руководитель. Из-за вредных [127] привычек в питании вкус становится извращенным и часто требует того, что наносит вред здоровью и вызывает слабость, а не силу. Мы также не можем полагаться на обычаи, принятые в обществе. Причинами самых распространенных заболеваний и многочисленных человеческих страданий в большей мере являются вредные обычаи в сфере питания.

СЦ 9,160: