Владимир Цай
Я нашел смысл жизни
Автореферат мировоззрения с эпизодами автобиографии
Для моих детей Сергея Цая и Спартака Тулегенова
Я хотел бы выразить признательность москвичам Борису Пастернаку, Алле Гладковой, Михаилу Кругову, Татьяне Тимаковой, Владимиру Шестопалову, Дмитрию Белавецкому и Владимиру Хохлову, которые доброжелательно и бескорыстно помогли выпустить эту книгу. Еще два человека косвенно способствовали написанию этой книги, одновременно освободив меня для выполнения этой миссии и обязав ее выполнить – это мама, Ольга Ефимовна Блинова, и жена, Макпал Тулегенова.
Михаил Кругов
ГЛАС МЫСЛИТЕЛЯ В ПУСТЫНЕ СУПЕРМАРКЕТА
В литературе и особенно в СМИ устоялся достаточно убогий образ отечественного интеллектуала брежневской эпохи. Этот вид советского человека был озабочен вроде бы только двумя проблемами – политическим строем и товарным дефицитом. Первый не давал ему возможности реализовывать свой талант, а второй – комфортно жить в свободное от реализации таланта время. В результате и на работе, и в очередях за дефицитом интеллектуал рассуждал о неспособности власти толком организовать жизнь и минимально разумно управлять обществом. А в более узком кругу, известном как «на кухне», под рюмочку водки ставил власти диагноз – объявлял ее порочной, бесчеловечной, тиранической и т. д. и т. п.
На самом деле в застойную эпоху политически озабоченных интеллектуалов было совсем не много. Подавляющая часть советских интеллектуалов занималась делом – исследовала, проектировала, организовывала, покоряла, пробивала… А также любила, воспитывала детей, занималась спортом, имела хобби… То есть жила очень даже полноценной жизнью. Потому что эта часть наших интеллектуалов, как и подавляющая часть интеллектуалов во все времена и у всех народов, была мало озабочена политическим строем и, тем более, качеством власти. Потому что относила политический строй к категории климатических условий. Соответственно, считала, что в каком политическом климате выпало жить, в таком и нужно заниматься своим развитием и реализацией интеллектуального потенциала. Разумеется, на Чукотке в сравнении с Кубанью климатические условия неизмеримо более суровые, но если ты интеллектуал, которому выпало жить за полярным кругом, нужно не устраивать вечный плач по несчастной судьбе, а приспосабливаться к имеющимся условиям и заниматься тем, чем положено заниматься полноценному интеллектуалу.
Что касается отношения к власти, то все без исключения интеллектуалы считали, считают и всегда будут считать любую власть плохой – тупой, корыстной, склонной к деспотии, полукультурной, малограмотной и т. д. Так что критиковать ее – еще более бессмысленное занятие, в сравнении с руганью в адрес политического климата. Поэтому деятельная часть советских интеллектуалов эпохи застоя была не слишком политически озабочена. Разумеется, она не считала социалистический строй и советскую власть идеальными, но при этом все-таки предпочитала заниматься делом. Что касается политически озабоченных интеллектуалов, то в действительности большая их часть политической озабоченностью прикрывала свою лень, а часто и простую имитацию интеллектуальной деятельности. К тому же ничто не препятствовало получению интеллигентской зарплаты, раздававшейся за минимальную имитацию полезной деятельности и позволявшей сносно существовать.
К слову, ритуальное, по сути, поклонение нашей интеллигенции политически озабоченным советским интеллектуалам сегодня выглядит более чем странным. Ведь когда у них появилась возможность переделать советское общество, эти «гиганты мысли» с треском провалили проект. Как быстро выяснилось, все их идеи и представления были позаимствованы из мирового демократического фольклора. Тогда как реальная политическая жизнь, в том числе и в самых демократических странах, построена на гораздо более прагматичной и конформистской основе. В результате политики, ориентировавшиеся на политически озабоченных советских интеллектуалов, по всем статьям проиграли конкурентам, для которых движущей силой были прагматические интересы. Стоит заметить, что в борьбе с интересами идеи вполне могут побеждать. Но только если идеи не фольклорные, а качественные – достаточно совершенные производные главных человеческих ценностей.
Если советский интеллектуал овладевал способностью мыслить в масштабах мироздания и формулировать глубокие и оригинальные идеи и представления, и, как результат, вырастал до уровня мыслителя, то для него проблема строя и тем более власти вообще переставала быть минимально актуальной. Потому что в масштабах мироздания любая власть выглядит в лучшем случае чем-то вроде «плесени» – иногда полезной, иногда вредной. Как следствие, его размышления о смысле жизни, предназначении человека, власти, народа и общества и прочих главных вопросах бытия теряют искажающий их политический оттенок – отражают реальную жизнь вполне объективно и всесторонне.
Увы, но в литературном пространстве мода на политически озабоченных советских интеллектуалов до сих пор не прошла. И пока очень мало качественных публикаций о советских «интеллектуалах действия» и о еще более редких советских мыслителях. Если же появляется история нормального советского интеллектуала или книга его собственных размышлений, то они обязательно так сильно сдобрены его якобы вечной «политической озабоченностью», что последняя выглядит ковшом дегтя, отбивающим почти весь вкус интеллектуального продукта.
В этом смысле книга относится к редким исключениям – предлагает размышления советского интеллектуала из числа тех, которые «сами создавали себя», добросовестно делали свое дело и старались счастливо жить в тех общественных условиях, которые были определены им судьбою. В советское время Владимир Александрович Цай учился, занимался делом, защищал диссертации, осваивал науку управления. В результате смог стать полноценным интеллектуалом – наблюдательным, мыслящим, деятельным. И так как всегда занимался делом и полагался в первую очередь на себя, то в бурное и тяжелое постсоветское время интеллектуально не маргинализировался – в условиях «дикого рынка» и построения в Казахстане в существенной степени авторитарного режима смог построить деловую карьеру – вырасти до топ-менеджера крупной компании. А все негативное и позитивное из «эпохи перемен» сумел использовать для преодоления следующего этапа в своем развитии – превращения в мыслителя. Так что предлагаемая читателю книга – это плод труда мыслителя, пропустившего через плавильную печь своего интеллекта не только советскую и постсоветскую эпохи, но и все мироздание и его эволюцию.
Работа состоит, по сути, из двух книг. Первая – набор житейских заметок, наблюдений и размышлений о жизни советского интеллектуала, сведенных в единое целое в виде автобиографической повести. Соответственно, жизнь описывается советская и постсоветская, а размышления относятся к ним же. При этом и жизнь, и размышления практически лишены политической ангажированности – они ни антисоветские, ни просоветские. В какой-то мере они иллюстрируют поиски смысла жизни в социалистическом обществе, находившемся в процессе перерождения в общество потребления. И как результат этого поиска – превращение интеллектуала в мыслителя.
Хочется особо отметить, что книга хорошо написана, выглядит искренней, читается с удовольствием и интересом. Возможно, в том числе и потому, что, в отличие от писателей, которые все выдумывают, автор пускает читателя в собственный настоящий мир – излагает свои чувства, мысли, систему ценностей. Иногда книга вызывает даже ностальгию. Все-таки во многих вопросах советское общество 1960—1980-х годов было гораздо человечнее и гуманнее постсоветских государственных новообразований.
Первая книга, как представляется, выполняет две функции. С одной стороны, достаточно близко знакомит читателя с автором – демонстрируют его происхождение и жизненный путь. С другой стороны, создает информационный и ментальный фон для второй книги, чем в какой-то степени облегчает ее чтение. Это важно, так как вторая книга является главной – представляет читателям результаты мировоззренческого поиска, осуществленного автором уже в качестве мыслителя.
Как и положено, достигнутые мыслителем в процессе мировоззренческого поиска результаты имеют глобальные масштабы. Фактически читателю предлагается, пусть и изложенное в достаточно эскизном виде, одно из первых мировоззренческих учений эпохи постиндустриального общества. Оно включает в себя новую концепцию мироздания, оригинальную общественную теорию и производную от них и соответствующую условиям постиндустриальной эпохи этику. При этом предлагаемые идеи и представления, обоснования их истинности или объективности сведены в достаточно целостную и вполне стройную систему. Вторая книга состоит из трех самостоятельных и полноценных частей. Первая часть описывает новую концепцию мироздания, вторая – новую теорию общества, третья – производную от первых двух частей новую этику.
Как мне представляется, появление такого рода книг – свидетельство погружения передового человечества в очередной глобальный мировоззренческий кризис. Именно тогда мыслящие люди начинают осознавать или интуитивно ощущать, что мировоззренческое учение (религия или идеология), которым они руководствуются, устаревает и перестает соответствовать окружающему миру. Ведь любое учение полностью соответствует реалиям только того времени, в которое оно создавалось. По мере развития цивилизации учение становится все менее адекватным окружающим условиям, а его модернизация дает все меньший эффект.
Любое мировоззренческое учение – это картина мира и производный от нее этический кодекс. Поэтому оно – лоция деятельности для человека и проект общества. Сомнения в достоверности предлагаемой учением картины мира приводят к разочарованию в нем. А разочаровавшись в учении, люди перестают руководствоваться и предлагаемой им в качестве истинной этикой. Как следствие, наступает Смутное время – торжество эгоизма, цинизма, конформизма. Сначала от «оков» морали и нравственности избавляется элита. А вслед за ней начинает дичать и народ. Именно такого рода кризис мы сегодня переживаем – разочарование в материализме и производных от него индустриальных идеологиях социализма, либерализма, социал-демократии и т. п.
Мировоззренческий кризис наблюдается в виде глобальных производных кризисов (политического, экономического, социального, культурного), сотрясающих основы общества. Как следствие, является самым разрушительным. Так что крушение мировой социалистической системы и беспрецедентный по масштабам для целого столетия нынешний экономический кризис демонстрируют течение как раз глобального мировоззренческого кризиса. О том же свидетельствуют и нарастающие кризисные явления в социальной и культурной сферах.
Но глобальный мировоззренческий кризис – это не только эпоха бедствий, потрясений и разрушений, но и время интенсивных мировоззренческих поисков. Потому что мыслители начинают усиленно искать новую концептуальную основу для создания мировоззренческого учения, адекватного современному уровню развития цивилизации и реальным условиям. Потому что из мировоззренческого кризиса можно выйти единственным способом – только обретя новое учение. Оно предложит более истинную картину мироздания, соответствующую ей этику и, как следствие, станет более качественной лоцией и проектом общества.
В Смутное время в мировоззренческий поиск, как на Клондайк, отправляются многие интеллектуалы и практически все мыслители. Но, как и на Клондайке, лишь немногие находят «золото» – формулируют действительно новые мировоззренческие идеи и более совершенные концептуальные представления. С их помощью постепенно модернизируется или создается новая концепция мироздания, на основе которой формируется новое мировоззренческое учение. После того как оно достигает доступной степени совершенства, учение распространяется в обществе и становится для его членов лоцией, проектом и этическим кодексом. В итоге общество выходит из мировоззренческого кризиса – возобновляет процесс развития.
Когда человеку удается, как ему представляется, успешно модернизировать устаревшее учение или даже создать новое, ему, естественно, хочется продемонстрировать результаты окружающим. Ведь если он окажется прав, и люди получат возможность воспринять более совершенное учение, обществу удастся быстрее выбраться из мировоззренческого кризиса и наладить комфортную жизнь.
Второй важный момент касается отличий таких мировоззренческих искателей от профессиональных (официальных) философов. Хотя мировоззренческий поиск, безусловно, относится к философской деятельности, профессиональные философы в такие походы не ходят. В них отправляются только непрофессионалы. В лучшем случае, считающиеся в философском сообществе маргиналами. Думаю, к месту напомнить, что в полученном Гегелем по окончании университета аттестате было записано, что будущий великий мировоззренческий искатель «является полным идиотом в философии». Увы, но профессиональные философы обычно считают идиотами тех, кто просто иначе мыслит. Естественно, что в эту категорию попадают и все мировоззренческие искатели.
В подтверждение именно такого положения вещей можно сослаться на слова известного не только в нашей стране современного философа Карена Свасьяна:
«За годы моего университетского и академического опыта общения с названным [философским] мейнстримом я понял одно: к философии этот закрытый клуб не имеет никакого отношения, он представляет собой чисто властную структуру на службе идеологических и политических стереотипов. Пирамида приблизительно такова: наверху немногие раскрученные звезды, ниже средний слой серой и намертво вцепившейся в стул профессуры, ну и в самом низу – те, кто в старых советских фильмах ранжировался по классу “в эпизодах”. Механизм действия: звезды – какой-нибудь Хабермас или Брамарбас – выдают время от времени очередной дискурс (от латинского discurro: бегать туда-сюда), после чего на местах организуются семинары, чтения, круглые столы, обсуждения, курсы и прочая беготня. По сути это слабая, бледная копия с мира моды, эстрады или спорта. Философия, сделанная журналистами. Журналисты ведь фокусники в цирке социального. Из любой бездарности они в два счета состряпают вам идола, все равно – спортивного или интеллектуального…
Сегодня [официальная] наука – гигантский ареал власти, корпус догматов такой непрошибаемой твердости, по сравнению с которыми церковные догмы оставляют впечатление мягкости и эластичности. Наука, унаследовавшая в свое время у церкви [интеллектуальную] власть, не только освоила ее технику, но и довела ее до совершенства… Выдумали какие-то критерии научности и автоматически бракуют все, что не умещается в их рамках. Любопытно при этом то, что сами критерии периодически меняются или просто расширяются до смывания всяких границ… Это и определяет проблему сегодняшнего существования философии. А проблема в том, что ее просто не существует».
Понятно, что у жрецов научной церкви в принципе не может возникнуть желание отправиться в такое тяжелое и рискованное предприятие, как мировоззренческий поиск. Куда комфортнее быть Васисуалием Лоханкиным. Или «композитором» Керосиновым – сочинять «зоологические симфонии» на мотив «По улице ходила большая крокодила».
В таком состоянии официальная философия оказывается всегда как раз во время мировоззренческого кризиса. Причина в том, что деградирует поле, которое эта философия обрабатывает – доминирующее в обществе мировоззренческое учение. И так как поле перестает давать урожай, пахарям остается только имитировать полезную деятельность. Что они и делают. Тогда как на поиск нового «поля» отправляются те, кто, во-первых, не связан корпоративными связями с псевдо-пахарями, во-вторых, не может надеяться и ждать, когда кто-то другой, может быть, найдет новое поле.
Поиском новых представлений о предназначении мира, общества и человека и, в конечном счете, нового понимания смысла жизни занимаются только независимые интеллектуалы и мыслители из самых разных сфер деятельности. К числу таких людей принадлежит автор книги. Не профессиональный философ, но, безусловно, мыслитель. Покорят ли его идеи и представления общественное сознание – это другой вопрос. В истории достаточно примеров, когда его покоряли прямо противоположные мысли. Как по качеству, так и по этической ориентации. Так что я бы предостерег от снисходительного восприятия излагаемых в книге идей и представлений.
Новая концепция мироздания в виде оригинальной метафизической парадигмы представляет собой результат очередной модернизации материализма. Первая такого рода модернизация имела место во второй половине XIX – начале ХХ века. Тогда материализм «улучшили» физики, оказавшиеся в глубоком концептуальном кризисе (известном как «кризис классической физики»). Они модернизировали классический материализм, введя в него иррациональные понятия – бесконечности, неопределенности, энтропии, случайности.
Исходными постулатами классического материализма были представления о материальности и познаваемости мироздания. Д. Менделеев говорил, что «наука начинается с измерения». Соответственно, познание любого объекта мироздания осуществляется измерением параметров и определением закономерностей, которым он подчиняется. Так что постулат познаваемости означал, что все сущее в мироздании конечно, а все процессы управляются абсолютно жесткими закономерностями.
Как следствие, постулат познаваемости мира не допускал существования иррациональных по природе феноменов – недоступных для познания путем измерения и наблюдения. Причем по той простой причине, что в пространстве Метагалактики иррациональные понятия не являются реальными – они придуманы учеными в качестве гипотетических особенностей сущего и процессов мироздания.
В самом деле, если физики установили, что максимальный размер нашей Вселенной (в границах Метагалактики) составляет 10
28 см, а самый маленький ее субъект равен 10
-33 см, то где тогда может находиться «бесконечно большое» или «бесконечно малое»? Только вне Метагалактики. Но физики-то оперируют этими понятиями при описании сущностей и процессов, находящихся или протекающих внутри Метагалактики и потому не способных быть «бесконечно большими» или «бесконечно малыми», то есть используют иррациональные понятия там, где их в принципе не может быть. И рассуждают об иррациональных свойствах, о реальности которых не имеют никаких сведений – из-за пределов Метагалактики наука пока не получила информации. Так физики в постижении микро– и мегамира стали пользоваться кастрированной материалистической концепцией, лишенной постулата познаваемости. В результате классический материализм утратил рациональную природу. Точнее, стал неоматериализмом – новой метафизической парадигмой, у которой в качестве точки опоры остался только постулат материальности.
Разумеется, иррациональные понятия были введены в науку отнюдь не в конце XIX – начале ХХ века. Основы исчисления бесконечно малых были заложены Ньютоном и Лейбницем еще в XVII веке. Основы теории вероятности и анализ случайностей берут начало в тоже время – в работах Бернулли, Паскаля, Гюйгенса. Но для математиков это была игра ума – интеллектуальная гимнастика. Та же абстрактная живопись ничего общего не имеет с реальным миром. И то, что абстракционизм существует, вовсе не значит, что изображаемые художниками абстракции отражают реальный мир. Это в чистом виде фантазии художников. Так и в науке – есть понятия, отражающие особенности реального мироздания. Они конечны, определенны, отражают закономерности. А есть фантазии ученых, описывающие особенности вымышленного мироздания.
Гимнастика – полезное занятие. С ее помощью человек создает сильные мышцы или заостряет ум, которые ему требуются для полезной работы. Потому что в жизни требуется не уметь накачивать мышцы или острить ум, а пользоваться ими для дела. Создание с помощью иррациональных понятий абстрактных представлений развивает интеллект ученого. Но использовать накачанный интеллект ученый должен для создания не абстрактных, а только реальных представлений – отражающих реально существующие особенности мироздания.
Кризис классической физики создал спрос на иррациональные понятия. Оказалось, что с их помощью чрезвычайно удобно объяснять все что угодно. Ведь использование в объяснении иррациональных понятий делает объяснение принципиально непригодным для проверки. А потому его невозможно доказать или опровергнуть – ему можно только верить или нет.
Конечно, мне могут возразить, что иррациональные разделы математики успешно используются в расчетах реальных процессов. В ответ могу заметить, что и абстрактные полотна художников тоже используются для дела. Например, для украшения интерьера или для бизнеса. Но от этого они не становятся отражением реального мира.
Владимир Цай, по сути, попытался осуществить следующий этап модернизации материализма. Он предлагает отказаться от второго постулата материализма – представления об исключительно материальной природе мироздания. Для этого энергия, которая в материализме является лишь свойством материи (количеством ее движения), становится субстанцией – самостоятельной сущностью в составе мироздания. При этом энергия меняет статус и уравнивается в нем с материей – они становятся двумя разными состояниями одной сущности.
Такая модернизация не только превращает материализм в энергоматериализм, но и выводит на принципиально иную картину мироздания и, главное, на новую модель эволюции. Во-первых, эволюция становится процессом превращения исходной энергии (выделившейся в результате Большого взрыва) в материю. Соответственно, эволюция нашей Метагалактики закончится тогда, когда вся ее энергия преобразуется в материю. После чего произойдет новый Большой взрыв, который всю материю превратит в энергию и запустит новый цикл развития мироздания.
Во-вторых, каждая последующая Вселенная в своем развитии продвигается дальше предшественницы – финал эволюции происходит на более высоком уровне развития. При этом каждая Вселенная развивается в соответствии со своим Геномом, который она наследует при Большом взрыве от предыдущей Вселенной. Геном содержится в первичных частицах материи, аналогично тому как ДНК содержится в клетке. По сути, это модернизация марковской модели эволюции мироздания как цепочки последовательно рождающихся и умирающих идентичных Вселенных. У автора эта модель обретает смысл – становится полноценным процессом развития.
Несомненным достоинством предлагаемой концепции является единство мироздания – во всех его частях и на всех стадиях развития все его субъекты имеют одинаковую природу и подчиняются общим закономерностям. Как следствие, представляются результатами единого эволюционного процесса. Что выглядит более правдоподобным в сравнении с нынешней научной моделью мироздания, где оно поделено на четыре территории, субъекты которых имеют между собой мало общего и, что самое главное, подчиняются разным законам. В результате микромир, космос, животный и общественный миры предстают принципиально разными в концептуальной основе вселенными, появившимися в результате не одного, а разных эволюционных процессов. Сами ученые это противоречие никак не объясняют – такая феодализация мироздания их полностью устраивает. Так что не только физики не могут создать единую теорию поля, всей науке пока не удается создать единую теорию мироздания.
Примером того, как в новой концепции мироздания разум встраивается в структуру Вселенной и вводится в общий процесс эволюции, может служить представление автора, в соответствие с которым «материальный мир является одной из фаз развития Вселенной. Основная цель материального мира – порождение интеллекта, в котором должна быть отображена вся Вселенная». По сути, формулируется представление о наличии информационного уровня развития Вселенной и существовании второй составляющей мироздания – информационной, имеющей в своем составе факты, знания, интеллект, Геном Вселенной и т. д. Соответственно, первая половина процесса развития Вселенной – это пробуждение и развитие интеллекта в виде общества разумных существ. А человечество – это переходный период в развитии Вселенной от материи к интеллекту, который заканчивается построением коллективного интеллекта. Вторая половина – интеллектуальная деятельность этого общества, направленная на построение модели существующей Вселенной, которая должна стать основой следующей Вселенной.
Разработанная автором новая теория общества содержит достаточно много оригинальных идей и представлений, которые интересны вне зависимости от того, выглядят ли они истинными или нет. Как уже говорилось выше, в этой теории общество не выглядит инородным телом в составе мироздания – оно подчиняется тем же законам преобразования энергии в материю. В обществе как информационном феномене энергия представлена понятием свободы, а материя – понятием необходимости, наблюдаемыми в виде денег (свобода) и морали (необходимость). И как в физическом мире развитие имеет своим источником процесс преобразования энергии в материю, так и общественное развитие протекает аналогичным способом – от исходной абсолютной свободы к абсолютной необходимости. После чего общество погибает и сменяется следующим обществом, которое повторяет такой же цикл развития. При этом, как в остальном мире, каждый цикл развития заканчивается на более высоком уровне. Так что в новой теории общества материалистическая «спираль развития» меняется на энергоматериалистическую «лестницу развития».
Кроме не слишком впечатляющей глубины формулируемых автором обществоведческих идей и представлений, к недостаткам построений можно отнести хотя и эпизодическое, но все-таки заметное влияние на них марксизма. Такое впечатление, что постулаты этого учения периодически вырываются из подкорки автора на свободу и соответствующим образом корректируют результаты рассуждений. Так, общественные отношения в целом остались предельно антагонистичными. И если в остальном мире энергия просто преобразуется в материю, то в общественной сфере свобода и необходимость находятся в конфликте, разрешение которого в виде борьбы движет общественное развитие. Как следствие, борьба остается естественным состоянием общества и единственным двигателем его развития. А насилие является естественной и основной формой общественного взаимодействия. Так что процесс развития всего лишь смягчает его жестокость. Лишний повод констатировать – огромные усилия советских интеллектуалов по развитию марксизма и продвижения его в общественное сознание не прошли бесследно, – даже самые свободные мыслители с трудом и далеко не всегда успешно избавляются от пут его идей и представлений.
Вообще в подходе к управлению обществом у автора много не только оригинальных, но и достаточно эксцентричных идей. И если некоторые из них мало пригодны в качестве пищи для размышления, то вполне могут служить пищей для интеллектуального развлечения.
Особый интерес представляет третья часть эскиза предлагаемого автором учения – его этическая составляющая. В сущности, она выглядит реакцией интеллектуала на глобальный кризис. Точнее, на его первые результаты – потрясение основ общественной части мироздания, когда процесс разрушения еще не закончился и, соответственно, позитивные перспективы катаклизма пока не просматриваются. Так что новая этика формируется исключительно на негативной основе. Ее суть можно выразить поговоркой «с волками жить – по-волчьи выть». Более конкретно эту этику можно назвать этикой чистого прагматизма, сдобренного изрядной долей конформизма. Или циничного прагматизма – не имеющего идеалов, но учитывающего существующие негативные реалии.
Автор предлагает воспринимать нынешние общественные недуги в качестве естественных феноменов общественной среды, которые существуют всегда и везде, и только иногда уходят в тень. Точнее, обществу иногда удается жить, не замечая на своем теле социальных язв и опухолей. Соответственно, предлагается смириться с ними, а стремление их искоренить рассматривать как угрозу существованию и развитию общества. Например, предлагается считать коррупцию естественным для общества явлением. А для смягчения ее негативного влияния на общественную мораль предлагается все государственные должности, вплоть до министерских, продавать на аукционах. В качестве иллюстрации такого нового обоснования необходимости «непротивления злу насилием» можно привести несколько цитат из главы, посвященной проблеме преступности.
«Свобода в обществе проявляется, прежде всего, в нарушении общепринятых правил поведения». Отсюда «преступление – это проявление свободы». Поэтому «в каждом человеке сидит преступник в той мере, в какой есть где-то внутри стремление к свободе». Или «в хорошо организованном государстве половина людей, которые потенциально могли бы стать бандитами, служит в правоохранительных органах». Соответственно, «спокойная жизнь общества обеспечивается не столько деятельностью правоохранительных органов, сколько их сговором с организованным преступным миром, которому отдается на откуп сфера нелегального бизнеса». Как результат, «организованная преступность эффективно снижает уровень насилия в обществе».
По сути, автор предлагает примириться с качеством общественной среды в странах СНГ, сформировавшейся в результате двух десятилетий строительства современных государств, то есть с тотальной коррумпированностью власти, поголовной криминализацией народа, ханжеской социальной политикой, декоративной демократией и свободой для «сильных». В сущности, постсоветские интеллектуалы давно смирились с такими результатами трансформации советского общества. Точнее, пришли к выводам об их естественности. Так что теперь эти результаты получают теоретическое оправдание. Примет ли его общественное сознание? Верится с трудом. А потому более вероятно, что если написанное когда-нибудь сможет стать мировоззренческим учением, то оно будет лоцией, проектом и кодексом исключительно для какой-то части элиты. Каким когда-то, но со знаком плюс, было масонство.
Впрочем, заложенный в этике учения конформизм хотя и легитимирует общественное зло, тем не менее не создает анти-идолов – общественных «козлов отпущения». Охотиться на ведьм не предлагает. В качестве примера можно сослаться на отношение автора к разрушению СССР. «В разрушении никто не виноват. А если искать виновных честно, то придется признать, что все мы (и я в том числе) виноваты в равной степени – и русский народ, и евреи, и якобы угнетаемые национальные меньшинства, и Сталин, и Горбачев, и те, кто стучал, и те, кто сидел, и даже те, кого расстреляли. Все что случилось, было необходимо. Все это было и раньше, и все это будет еще неоднократно».
Предлагаемый эскиз мировоззренческого учения выглядит вполне самостоятельным информационным продуктом. Но его идеи и представления можно использовать и для модернизации идеологии общества потребления, которая сегодня явно выглядит мировоззренческим тупиком. И потому, что концептуальная основа (материализм) выглядит все более несовершенной. И потому, что христианская в своей основе этика этой идеологии перестает сдерживать инстинкты. В результате сегодня именно они, а не разум, совесть, стыд, в развитых странах движут подавляющей частью человеческой деятельности. Иначе говоря, в начале нового тысячелетия идеология потребления обеспечивает не столько развитие, сколько деградацию общественных отношений и стимулирует процесс одичания людей. Предлагаемые идеи и представления гипотетически могут дать идеологии общества потребления вторую жизнь. Во-первых, предоставят ей новое концептуальное основание, которое может повысить авторитет идеологии в общественном сознании. Во-вторых, позволят избавиться от научно-технического романтизма – обрести более прагматичную и конформистскую этическую ориентацию.
Мне представляется, что в принципе неважно, какую цель преследовал автор при создании этой книги. Ознакомить общество с плодами своих размышлений? Продвинуть в него новую идеологию? Организовать мировоззренческую провокацию? Важно, что он продемонстрировал – осуществление мировоззренческого поиска по силам современному интеллектуалу даже в одиночку. Так что если и другие отправятся в подобные походы, достаточно быстро может набраться критическая масса новых мировоззренческих идей, из которых удастся сформировать новое, адекватное условиям постиндустриального общества и приемлемо совершенное мировоззренческое учение. Оно даст возможность человечеству быстро и успешно преодолеть нынешний глобальный мировоззренческий кризис. В этом смысле книга интересна еще и в качестве методического пособия – демонстрирует особенности мировоззренческого поиска и структуру мировоззренческого учения. Так что дело за интеллектуалами, которые, вдохновившись этим и другими примерами, вооружившись этой или собственной методикой, отправятся в поход за «золотым руном» нового мировоззрения.
ПРЕДИСЛОВИЕ К АВТОРЕФЕРАТУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Больше десяти лет назад я похоронил отца. Поскольку родители развелись, когда мне не было и трех лет, я общался с отцом очень мало, а так как он к тому же был еще и не очень разговорчивым человеком, можно сказать, что я его практически не знал. Очевидно, теперь уже и не узнаю.
Дети не любят, когда их воспитывают и поучают из благих намерений. До поры до времени не любят они и рассказов о былом, и, тем более, «философских» рассуждений. А потом, когда захотят разобраться в своей жизни, они обнаружат, что можно было бы многое понять на примере родителей, но будет поздно. Старость и смерть приходят как зима и первый снег – неожиданно, несмотря на все прогнозы и ожидания. Этой книгой, пока не поздно, я хочу облегчить своим детям и внукам понимание того общего, что есть в нас благодаря общим генам. Я уверен, что рано или поздно, и они зададут себе вечные вопросы: «в чем смысл жизни» и зачем все это.
Ученые установили, что наша галактика через несколько миллиардов лет столкнется с галактикой Млечный Путь и, скорее всего, прекратит свое существование как отдельная галактика; сейчас она уже стареет. Но еще раньше погаснет Солнце. Скорее всего, органической жизни к тому времени на Земле не будет, а человечество исчезнет еще раньше. Любовь проходит, дети вырастают, удовольствия превращаются в мучения, смерть неизбежна. Очевидно, человеку нужна общая идея существования, из которой можно было бы вывести хоть какой-нибудь смысл жизни для себя. Общую идею принято искать в религии или философии, потому что человек легко верит в светлое будущее человечества или в рай на небесах, не замечая догматизма положений, неестественности обрядов и лицемерия проповедников. Советскому человеку (а я им был и без сожаления остаюсь) марксистско-ленинскую философию и Толстого вбивали так, что надолго прививали отвращение ко всей русской классической литературе и философии вообще.
Но рано или поздно вечные вопросы возникают, а ответов как не было, так и нет. Сидя на берегу реки, человек может наблюдать только то, что доступно его скудным органам чувств, и лишь догадываться о том, откуда и зачем она течет, куда и как впадает. Если смотреть на небоскреб из окна соседнего дома, то можно видеть лишь несколько десятков этажей прямо перед собой – ни верхних этажей, ни первых, тем более фундамента не увидишь. Тем не менее, можно выглянуть из окна, попытаться разглядеть, что творится внизу и вверху, и понять, на чем стоит это здание, чем заканчивается, почему не падает и т. д. Вот так и человек – наблюдая какую-то часть Вселенной, пытается заглянуть дальше и понять глубже. Мировоззрение – это умозрительно выведенные в моей голове знания.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЭПИЗОДАМ
Работа над авторефератом продвигалась, мягко говоря, не быстро. Чаще всего было просто лень или что-то не созрело в голове. Часто не было времени из-за работы – я вынужден работать, по большей части ради денег, что угнетает само по себе. Мне кажется, что я не скучал бы, если бы не ходил в присутствие, так как могу часами просто валяться и ни о чем не думать или думать о чем-нибудь несущественном, переключая каналы и сознавая весь ужас бесполезно потраченного времени. Иногда из-за плохого настроения – большинство знакомых считает меня человеком плохого настроения, мой предыдущий шеф так и шутил: «В. А. – человек настроения, ха-ха, преимущественно плохого», при этом все радостно смеялись – как верно сказано. Очень редко – из-за плохого самочувствия (в основном с похмелья, что в последнее время случается не часто).
В таких нерегулируемых паузах я решил просто кое-что вспомнить из своей жизни (может быть, с пользой для детей и внуков) для организации какого-то полезного фона, просто чтобы не чувствовать опустошения от ничегонеделанья. Мне казалось, что абсолютно конкретный материал (моя собственная жизнь) даст мне возможность удовлетворять свою графоманию, а именно: просто писать, много не размышляя, – потому что именно размышления очень часто приводят меня на диван, после чего происходит переключение на что угодно, только не на то, что привело на диван.
Воспоминания (я назвал их эпизодами автобиографии) действительно способствовали продвижению «автореферата», поскольку, совмещая две работы, мне удалось использовать основное противоречие между свободой (эпизоды) и необходимостью (автореферат). Поскольку это не дневник, то никакой хронологии или системы нет. Эпизоды будут вставляться в автореферат иногда по ассоциации, иногда безо всякой причины. В принципе их можно не читать.
ВВЕДЕНИЕ
Под мировоззрением человека я понимаю определенное отображение окружающего мира с принципами существования в его интеллекте, формирующееся у него в течение жизни. Оно складывается из фактов и знаний, которые человек получает из разных источников, плюс знаний, которые он выводит, используя свой механизм мышления.
Мое мировоззрение – это то, что у меня в голове, в чем я сам себя убедил в течение всей жизни с помощью родителей, учителей, наставников, друзей, врагов и др. Что-то я изучал, что-то слышал, что-то читал, что-то скомпилировал, что-то придумал. Автореферат мировоззрения – это короткое изложение основных частей мировоззрения его обладателем, в данном случае мною. Это не научная работа, поэтому здесь нет строгих доказательств и ссылок. Это то, что мне удалось извлечь из моей головы. Естественно, при извлечении пришлось проделать работу по систематизации и структуризации.
Автореферат состоит из трех частей:
1. Материя и интеллект.
2. Человеческое общество.
3. Эра интеллекта.
В первой части развитие Вселенной представлено как результат противоречия между двумя началами – свободой и необходимостью, отражающийся в противоречии между материей и интеллектом.
Во второй части описано человеческое общество – основные сферы деятельности и отображение противоречия между свободой и необходимостью в противоречие между деньгами и моралью.
В третьей части описана интеллектуальная деятельность человечества, переводящая его на новый уровень развития.
Часть 1 МАТЕРИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ
Простые наблюдения, обрывки школьной программы и популярных наук дают ощущение схожести в явлениях природы, происходящих на различных ее уровнях – все в этом мире рождается, расцветает и умирает, везде имеют место быть свои противоречия и т. д. Создается впечатление, что все существующее подчиняется некоторым общим законам. Метафизика – это совокупность наиболее общих законов или принципов существования окружающего мира, более общих, чем физические законы, работающих на всех уровнях окружающего нас мира – от неизвестных частиц, атомов и молекул до человека и выше. Метафизика – это невидимый фундамент видимого здания. Изучая здание, можно рассчитать его фундамент. Несмотря на то что всегда остается еще какой-то «мрак» ниже фундамента, на что-то необходимо опереться.
Содержание первой части:
– Основной процесс (круговорот энергии, основное противоречие).
– Материя (основные законы существования, объектно-ориентированная структура).
– Интеллект (основные принципы интеллекта, глобальный интеллект).
– Переход материи в интеллект (построение Генома Вселенной).
ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС
Самый интересный вопрос – кто и зачем устроил все это. Трудно поверить в существование Создателя (слишком много вопросов к нему), еще труднее представить существование без первопричины и Вечность. Тем не менее, человек не может смириться с бессмысленностью своего существования, поэтому он всегда пытался найти и ищет рациональное объяснение происхождения окружающего мира.
В этой главе представлена идея круговорота энергии, лежащая в основе моего мировоззрения.
Содержание раздела:
– Предварительные замечания (относительность первопричины, познаваемость мира, цикличность вечного процесса).
– Круговорот энергии (энергия, материя, Вселенная, интеллект, круговорот энергии, Совершенство, механизм наследования);
– Вечный двигатель круговорота энергии (свобода и необходимость – основное противоречие, основное уравнение, Бог и Дьявол).
Вот уж действительно – все относительно,Все относительно, все, все.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Сначала необходимо сделать некоторые общие замечания, повлиявшие на выбор основных положений. Содержание главы:
1. Относительность первопричины (невозможность первопричины).
2. Познаваемость окружающего мира (трансцендентная составляющая познания).
3. Цикличность вечного процесса (движение по кругу).
1. Относительность первопричины
Поскольку любая принятая первопричина немедленно порождает вопрос, откуда и зачем она появилась (сама требует собственной причины), вопрос о первопричине, видимо, всегда останется открытым.
По отношению к человеку первопричиной является органическая жизнь, органическая жизнь является следствием развития материи, материя (Вселенная) появляется в результате Большого взрыва, и т. д. до Создателя. Когда-то Земля покоилась на трех китах, потом была центром Вселенной, и это до поры до времени всех устраивало. Сегодня наука предлагает более или менее удовлетворительную теорию происхождения Вселенной, поэтому в философии необходимо отвечать на вопрос: откуда и зачем появилась Вселенная.
Я не верю в Создателя, так как в этом случае на любой вопрос есть один ответ – так решил Создатель. В лучшем (для Создателя) случае я готов поверить в то, что он был, запустил некоторый бесконечный процесс и самоликвидировался. Он не знал, что будет дальше, и не может влиять на события. Если же тот процесс, в котором мы все сегодня присутствуем, кем-то подталкивается, то этот кто-то существует в другом процессе. Тогда эти процессы связаны в рамках бесконечной рекурсии.
Начнем с причины Вселенной и не будем рассматривать причину этой причины. Так что, стоит ли за этой причиной Создатель или еще что-то – значения не имеет.
2. Познаваемость окружающего мира
Все, что существует, все, что происходит, укладывается в какую-то схему. Пчелы существуют и «работают как пчелки» для того, чтобы делать мед, который кто-то должен зачем-то есть. Осы существуют для того, чтобы жалить тех, кто любит сладкое и мясо, чтобы они (любители сладкого и мяса) знали, что хотя бы иногда надо терпеть и делиться даже с теми, кто тебе не нравится. Будем считать, что окружающий мир существует объективно, то есть независимо от сознания, и в соответствии с некоторыми законами. Рациональное начало – это необходимость.
С другой стороны, из относительности первопричины следует, что мир не может быть познан на сто процентов, так что любое объяснение существующего мира всегда будет содержать некоторую составляющую, которую нельзя ни доказать, ни опровергнуть и в которую можно только верить. Отнесем к трансцендентному все, что на данный момент не познано. Естественно, доля трансцендентного со временем уменьшается – вчера мистикой было многое из того, что сегодня научно доказано. Непознанная часть подчиняется случаю, поэтому трансцендентное начало – это свобода.
3. Цикличность вечного процесса
Отказ от первопричины равносилен отказу искать начало и конец всего существующего. Но тогда в основу мироздания необходимо положить какой-то вечный процесс, одной из частей которого является Вселенная.
Даже если предположить, что наш мир – это единичное явление, неизвестно зачем возникшее из Ничто и рано или поздно уходящее в Ничто, то придется предположить вечное Ничто. Человек боится этого открытого Ничто, поэтому ему необходимо либо иметь начало и конец, либо замкнуть круг существования. Вечность легче всего представить в виде бесконечного движения по кругу. Природа дает много подтверждений относительной вечности циклических процессов – например, круговорот воды.
КРУГОВОРОТ ЭНЕРГИИ
Представляя Вселенную как часть некоторого вечного циклического процесса, необходимо описать сам процесс, его цель, составляющие и механизм связи между частями.
Содержание главы:
1. Круговорот энергии как бесконечный циклический процесс (энергия, Большой взрыв, последовательность вселенных).
2. Составляющие круговорота (материя и интеллект).
3. Основная цель круговорота энергии (Совершенство).
4. Геном Вселенной и механизм наследования (передача знаний от одной Вселенной к другой).
1. Круговорот энергии как бесконечный циклический процесс
Главная причина того, что человек может видеть, ощущать или наблюдать окружающий мир, заключается в том, что все, что в нем находится, обладает некоторым свойством проявляться, и это выражается в движении, взаимодействии и др. Будем считать, что свойство проявляться обусловлено тем, что это все обладает некоторой субстанцией – энергией. Единственным качеством этой субстанции является ее стремление к свободе, и именно это качество заставляет проявляться все, что ею (энергией) обладает.
В основу циклического процесса положим теорию происхождения Вселенной в результате Большого взрыва. Большой взрыв – это единственный момент, когда энергия получает абсолютную свободу. Порождаемая при этом Вселенная представляет собой результат связывания освобожденной энергии.
Рано или поздно степень связывания энергии достигает такого уровня, при котором происходит Большой взрыв, энергия снова освобождается. Рождается новая Вселенная, которая снова связывает освобожденную энергию, и т. д. Этот круговорот вечен – его никто не запускал и он никогда не закончится.
В жизни, которую наблюдает человек, такие бесконечные циклы встречаются на каждом шагу. Например, круговорот воды в природе. Человек, сидя берегу реки, видит, как она бурлит и стремится куда-то, сама не зная куда а в небе в обратную сторону плывут облака. Но даже дети знают, что вода из реки вольется в океан и растворится в нем, а потом капельки воды поднимутся вверх, в виде облаков поплывут в обратную сторону и осядут в горах, чтобы снова скатиться в реку. Так и материя – куда-то вливается и как-то возобновляется, и человек в ней даже не капелька и не молекула, а что-то еще меньшее, но детям об этом лучше не знать.
2. Составляющие круговорота
Энергию нельзя выделить в чистом виде. Мы можем ощущать ее только через материю. Материя – это форма, в которой связывается энергия. В окружающем нас мире (мире существования) материя представляет собой совокупность материальных объектов (звезды, планеты, представители флоры и фауны, человек, молекулы, атомы, элементарные частицы и т. д.).
Необходимость связать энергию, освобождаемую Большим взрывом, вызывает немедленное появление материи в виде некоторых минимальных частиц. Природа этих частиц такова, что они не в состоянии полностью связать энергию – они способны лишь временно удерживать ее, захватывая и освобождая. Для более полного связывания эти частицы объединяются в более сложные объекты, которые, в свою очередь, объединяются в более сложные и т. д. Это усложнение структуры объектов составляет суть развития материи. Таким образом, Вселенную можно трактовать как процесс развития материи для связывания энергии.
Высшей стадией развития материи является интеллект, в котором энергия связывается полностью. Связанную энергию можно представить следующим образом. Человеческий мозг познает окружающий мир. Сначала знания сохраняются в голове конкретного человека, затем наиболее полезные передаются из поколения в поколение, затем наиболее значимые накапливаются в базах знаний – таким образом, строится модель Вселенной. Очевидно, на получение и сохранение знаний об окружающем мире расходуется энергия. Будем считать, что энергия, необходимая для сохранения знаний о Вселенной, связывается. Интеллект – это нематериальная структура, в которой связывается вся освобожденная Большим взрывом энергия. Человек, компьютеры и другие разумные существа составляют элементную базу интеллекта.
Теперь круговорот энергии можно представить как круг, где вечно сменяют друг друга материя и интеллект (бытие и сознание), которые являются взаимно первичными друг для друга, так что на вопрос, что является первичным – бытие или сознание, можно ответить так: для бытия первичным является сознание, для сознания первичным является бытие.
3. Основная цель круговорота
В бесконечном круговороте энергии вселенные следуют одна за другой. Они не повторяются – в противном случае все было бы определено заранее и невозможно было бы выяснить осмысленную цель этого процесса.
Для придания смысла этому процессу предположим, что последовательность Вселенных стремится к некоторой предельной Вселенной, которую назовем Совершенством. Наличие цели у процесса означает, что все, что в нем происходит, необходимо для достижения этой цели, то есть всегда выбирается лучшее с точки зрения достижения цели продолжение. Естественно считать, что с точки зрения достижения предельной Вселенной каждая вселенная является улучшением предыдущей. Тогда круговорот энергии можно представить как процесс совершенствования вселенной как идеи.
Улучшение окружающего мира достаточно очевидно, если сравнить цивилизации разных времен. Более того, естественное развитие материи до человека сменяется активным вмешательством человека (интеллекта) в природные процессы. Все, что не устраивает человека, изменяется. Природа «приручается». Трава должна быть только газонной, то есть такой, чтобы ее не надо было стричь – она просто должна прекращать рост после заданной длины. Животные должны быть прирученными. Собачки не должны раздражать своим тявканьем. Либо их научат говорить, либо в ошейник будут встраивать говорящий аппарат, который будет переводить лай или повизгивание в соответствующие слова – способности лаять собаку лишат. Ураганы и тайфуны должны давать энергию, а не разрушать. И т. д. Интеллект совершенствует Вселенную.
Если в несовершенном мире происходят реальные изменения, то Совершенство – это нечто застывшее, в нем нельзя изменить ни прошлое, ни будущее. Генерировать «не случившиеся» состояния бессмысленно, так как они имеют место быть точно так же, как и «случившиеся». Если бы Совершенство могло быть достигнуто, то на этом закончилось бы все. Совершенство – это полное исчерпание возможностей для развития, это абсолютная смерть. Будем считать, что Совершенство недостижимо и круговорот энергии – это вечный процесс движения к Совершенству.
4. Геном Вселенной и механизм наследования
Непрерывное улучшение возможно только при наличии связи между вселенными – каждая вселенная должна каким-то образом передавать свой опыт следующим вселенным.
Воспользуемся аналогией с человеком. Параметры организма конкретного человека и его развитие заложены в геноме (совокупности генов) этого человека. Ген представляет собой некоторый код, содержащийся в каждой клетке человека. Таким образом, каждая клетка человека, являясь его элементной базой, содержит код развития, и в любой ситуации ей известно, что делать. Ей не требуется указание извне.
Аналогичное предположение сделаем и по отношению ко Вселенной. Будем считать, что модель Вселенной, которую строит интеллект, и есть Геном Вселенной. По определению, Геном содержит множество правил (законов) существования, определяющих развитие Вселенной. Геном передается через абсолютно минимальные элементы, образующиеся в результате Большого взрыва. Эти элементы развиваются затем в элементарные частицы, часть из которых уже известна, часть – нет. Таким образом, опыт передается от Вселенной-родителя к Вселенной-потомку через Геном Вселенной, который содержится в ее минимальном строительном элементе.
Геном Вселенной не определяет ее развитие от начала до конца абсолютно точно. Он представляет собой минимальное полное множество законов существования, которых достаточно для того, чтобы обеспечить развитие Вселенной, сохраняя некоторую долю непредсказуемости, поэтому во Вселенной все предопределено, но ничего нельзя предсказать заранее.
Это множество законов строится интеллектом в процессе познания им Вселенной. Оно является априорным по отношению к следующей Вселенной, которая, в свою очередь, развиваясь на основе этого множества законов и познавая их, строит аналогичное множество для следующей Вселенной. История материального мира не повторяется, и множество законов существования совершенствуются с каждым осуществлением.
Геном можно сравнить с Богом, который определяет все существование, но не вмешивается. Вселенная, определенная Богом-отцом, в процессе познания своего Бога-отца строит Бога-сына, который будет Богом-отцом для следующей Вселенной. Бог создает Вселенную, а Вселенная создает Бога, совершенствуясь с каждым осуществлением.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
Круговорот энергии должен иметь внутренний вечный двигатель. Таким двигателем является противоречие между двумя началами – свободой и необходимостью.
Содержание главы: 1. Два начала круговорота энергии (свобода и необходимость, основное противоречие).
2. Основное уравнение (соотношение между свободой и необходимостью).
3. Бог и Дьявол (аналоги свободы и необходимости в обыденном сознании).
1. Два начала круговорота энергии
Мы всегда можем наблюдать, как некоторая неодолимая сила в стремлении осуществиться преодолевает светом космические расстояния, бурным потоком воды сметает все на своем пути, прорастает травой сквозь асфальт, сосной из камня, живет во льдах, вырывается мыслью за тюремную решетку – это стремление энергии к свободе. Но есть и другая сила, которая всегда стоит на пути первой в виде пространства и времени, гор, асфальта и камня, тюремной решетки и моральных табу – это необходимость.
Борьба этих сил порождает противостояние пространства и времени, света и тьмы, волков и овец, художников и попов, денег и морали, и это продолжается в материальном мире до тех пор, пока первая сила не исчерпает себя в борьбе со второй, которая сама существует только благодаря первой. Но тогда свобода опять пытается вырваться из вечных объятий, и все повторяется снова и снова. Любое существование есть результат борьбы этих противоположных начал.
Будем считать, что в основе круговорота энергии лежит противоречие между стремящейся к свободе энергии и необходимостью ее связывания. Примем в качестве причины круговорота энергии бесконечную борьбу двух начал – свободы и необходимости. Энергия всегда стремится к свободе, но необходимость связывает ее. Это противоречие между свободой и необходимостью проявляется на любом уровне существования. Существование – есть следствие необходимости ограничения свободы.
Свобода является источником любого процесса во Вселенной, будь то движение, химическая реакция, электричество или мышление. Необходимость является целью любого процесса – это свершившиеся перемещение в пространстве, повышение температуры, магнитное поле или мысль. Свобода проявляется в процессе, тогда как необходимость – в результате процесса.
Интуитивно, необходимость – это неизбежность того, что произошло или должно произойти. Например, человек неизбежно проходит стадии рождения, созревания, старения и смерти. То же самое можно отнести и к любому объекту Вселенной, в том числе и самой Вселенной. Все, что произошло, уже нельзя избежать, поэтому можно считать, что все произошедшие события абсолютно необходимы.
Другое дело – события будущие. Невозможность точного предсказания будущих событий очевидна. Например, человек смертен – необходимость, но смерть конкретного человека (координаты в пространстве и времени) случайна. Необходимость определяет, например, что рано или поздно должна возникнуть органическая жизнь – основа интеллекта. Но как и когда это конкретно произойдет – неизвестно. Если бы Вселенная была абсолютно детерминирована, то абсолютно все было бы известно сразу. Такой мир бессмысленно было бы реализовывать, так что осуществление Вселенной предполагает наличие определенной случайной составляющей в его развитии. Эта доля неопределенности (случайность) и есть проявление второго начала – свободы.
2. Основное уравнение
Степень свободы (неопределенности) в некоторый момент времени характеризуется количеством вариантов развития. Чем больше вариантов, тем меньше предсказуемость, тем больше свободы. Максимальную свободу имеет материальный мир в момент образования, когда равно возможных продолжений бесконечно много. Ясно, что в состоянии связанной энергии (конец материального мира) свободы нет, и это состояние соответствует максимальной необходимости. Будем считать, что уровень свободы в процессе развития материального мира уменьшается от 1 до 0. Соответственно, уровень необходимости увеличивается от 0 до 1. Больше свободы – меньше необходимости, и наоборот, так что связь между свободой и необходимостью в любой момент времени можно выразить уравнением:
Уровень Свободы + Уровень Необходимости = 1
Механизм взаимодействия необходимости и свободы можно представить следующим образом. Свобода генерирует множество равновероятных вариантов продолжения, любой из которых может произойти, а необходимость выбирает один из них. При этом одновременно происходит бесчисленное множество однотипных процессов. В каждом из этих процессов из множества продолжений выбирается только одно, но на всем множестве процессов будут осуществлены все возможные варианты продолжения. Не удовлетворяющие условиям необходимости будут отсечены, а выжившее большинство и будет необходимым. Необходимость – это сумма случайностей.
Ясно, что по мере развития материального мира количество произошедших событий увеличивается как абсолютно, так и в процентном отношении ко всему потенциально возможному количеству событий. Таким образом, необходимость (если ее определить как множество всех происшедших событий) усиливается. Предположим, что Вселенная к настоящему времени прошла где-то половину своего пути – тогда в той части событий, которые должны еще произойти, необходимость и свобода равны. Необходимость будет полностью определена, когда произойдет все, то есть когда Вселенная пройдет весь путь своего существования.
Свобода упорядочивается в необходимость, и это можно представить следующим образом: отношение произошедших к данному моменту событий ко всему возможному количеству вариантов определяет уровень необходимости в данный момент, а именно, относительное количество необходимых событий. Например, если бы существовал такой процесс, в котором в момент максимальной свободы генерируется сто вариантов, то, после того как в этом процессе произошло пятьдесят событий, будет генерироваться только пятьдесят вариантов, и необходимость выбирает уже не из ста, а только из пятидесяти вариантов, то есть свободы стало в два раза меньше. После девяносто девятого события останется только один вариант, что соответствует абсолютной необходимости или полному отсутствию свободы.
Свобода слепа. Ее энергия бьет во все стороны, но необходимость создает каналы распространения этой энергии. Когда вода освобождается из ледника в результате таяния, она свободна. Единственный закон, которому она подчиняется – это закон силы тяжести, и по этому закону она движется в том направлении, где меньше препятствий. В конце концов, вода создает себе русло реки, по которому она движется к океану, и это ее цель, о которой она не знает.
Необходимость совершенствует процесс связывания Свободы от реализации к реализации. Можно сказать, Необходимость совершенствуется, тогда как Свобода совершенна. Процессы связывания (материальные миры) отличаются друг от друга, как отличается один прожитый любым человеком день от другого. Взрыв – это полное, совершенное разрушение. Созидание совершенствуется, разрушение совершенно всегда.
Можно представить два мира как последовательно сменяющие друг друга состояния энергии. В одном энергия освобождается, в другом – связывается. На самом деле, эти миры параллельны. В то время как в одном энергия связывается, в другом эта связанность накапливается. И когда Рефери (если бы он был) готов объявить победу Необходимости по очкам в этом мире, в этот самый момент происходит Большой взрыв в потустороннем мире, и все начинается сначала.
3. Бог и Дьявол
Необходимость и свободу можно соотнести с религиозными основаниями – Богом и Дьяволом. Если бы Бог был един и всемогущ, он мог бы запрограммировать Все. Непредвиденные ситуации были бы невозможны. Религия, по которой все сущее создано Богом и Бог един и всемогущ, не очень хорошо увязывается с непредсказуемостью мира, страданиями и т. д. Явно ощущается противодействующая сила – Дьявол. Если его придумал Бог, то зачем? Если он независим, то Бог не всемогущ.
Проще предположить, что единого Бога нет. Есть действительно два независимых противоборствующих начала – Бог и Дьявол. В принципе, победить не может ни тот ни другой. Мир, в котором мы живем, это укрощение Дьявола (свободы) – на этом свете Бог (необходимость) рано или поздно своей цели добьется. Материальный мир существует за счет свободы, но необходимость рано или поздно берет верх. В мире интеллекта царствует необходимость (Бог), но свобода (Дьявол) рано или поздно взрывает его.
Любой объект или явление материального мира содержит два противоборствующих начала. Интеллект – это высшее проявление необходимости, поэтому внутри человека борьба необходимости со свободой заканчивается победой необходимости. Человек играет на стороне необходимости, то есть на стороне Бога, поэтому он поклоняется Богу, а не Дьяволу.
РЕЗЮМЕ
Основой существования являются: единственная субстанция – энергия, которая может быть свободной или связанной, и два противоречащих начала – свобода и необходимость. Необходимость – это множество законов существования, свобода – это непредсказуемость (случайность) совершения конкретных событий.
Противоречие между свободой и необходимостью поддерживает вечный процесс – круговорот энергии, в котором Большой взрыв освобождает энергию, а Вселенная связывает ее в процессе своего развития.
Составляющие круговорота – материя и интеллект. Материальный мир – это процесс связывания энергии, необходимый для порождения интеллекта. Интеллект – это нематериальное отображение материального мира. Интеллект – необходимость, достигаемая материальным миром за счет свободы. Абсолютная свобода, достигаемая при взрыве, заканчивается абсолютной необходимостью ее связывания.
Недостижимая цель круговорота энергии – Совершенство. Вселенные следуют одна за другой, не повторяясь. Каждая следующая Вселенная наследует опыт предыдущей и является в каком-то смысле ее улучшением. Наследование осуществляется передачей через Геном Вселенной множества законов существования. Каждая Вселенная строит новый Геном, который через абсолютно минимальный элемент передается следующей Вселенной в качестве ее основы.
Существование очередной Вселенной заканчивается полным связыванием энергии. Большой взрыв, освобождая энергию, дробит это единое на абсолютно минимальные элементы, каждый из которых, тем не менее, содержит Геном новой Вселенной (полное множество законов существования), и процесс связывания повторяется.
МАТЕРИЯ
Материальный мир (существование) является одной из фаз развития Вселенной. Основная цель материального мира – порождение интеллекта, в котором должна быть отображена вся Вселенная.
В этой главе будут рассмотрены общие принципы существования, основная структурная единица материи – объект, и развитие структуры материи.
Содержание раздела:
– Основные принципы существования (пространство и время, законы существования).
– Объектно-ориентированная структура материи (функция, тип, форма, естественный отбор).
– Развитие материи (расцвет объекта, естественный отбор, эволюция и переход с одного уровня на другой).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ
В этом разделе рассмотрены наиболее общие принципы существования. Будем считать, что эти принципы имеют место быть всегда.
Содержание главы:
1. Пространство и время (свобода и необходимость).
2. Закон сохранения энергии (количество энергии на Земле).
3. Закон распространения энергии (равномерное распределение энергии в замкнутом пространстве).
4. Принцип неопределенности (проявление свободы в случайности).
5. Закон полного перебора (выбор наилучшего продолжения).
6. Закон нормального распределения (стабилизация всех процессов).
1. Пространство и время
Мир связанной энергии – это нечто единое, непрерывное и неизменяемое. В этом непрерывном и неизменяемом нет ни пространства, ни времени.
Большой взрыв освобождает связанную энергию, дробя это единое, непрерывное и неизменяемое, начиная изменения. Изменение – это движение, которое можно представить только в пространстве как изменение положения в некоторой системе координат. Пространство возникает в результате прерывания единого как среда для движения отдельного. Обладать свободной энергией – значит двигаться в пространстве. Пространство – это свобода. Материальный мир – это уже не единое целое, но множество отдельных частиц (может быть, еще чего-нибудь), отдельность которых можно представить только в пространстве. Если бы можно было построить абсолютную систему координат, то ее центр находился бы в центре Вселенной.
Движение частиц выражается в последовательном изменении состояний их взаимного расположения в пространстве. Зафиксировать эту последовательность изменений можно, если представить всеобщий генератор частоты, в соответствии с которым происходят все изменения. Тогда минимальное изменение положения каждой частицы в пространстве соответствует такту этого генератора частоты. Существование материального мира может быть представлено только как упорядоченная последовательность его состояний, соответствующих последовательности ударов некоторого виртуального генератора частоты, абсолютного для всей Вселенной. Назовем этот абсолютный генератор частоты временем. Время – это необходимость. Очевидно, эту частоту нельзя измерить внутри Вселенной.
Пространство и время как бы образуют сеть, которая набрасывается на освобожденную энергию в момент Взрыва для того, чтобы, в конце концов, связать ее.
Будем считать, что, во-первых, один и тот же объект не может существовать одновременно в разных местах пространства и времени, во-вторых, два объекта не могут одновременно занимать одно и то же место в пространстве и времени.
Можно ли оценивать время существования Вселенной? Ясно, что отсчет времени для каждой вселенной начинается с момента ее образования и заканчивается вместе с ней. Ученые дают оценку времени, прошедшего с момента Большого взрыва. Если предположить, что наша Вселенная уже достигла расцвета (уровень развития интеллекта, уменьшение количества рождающихся звезд и др.), то достаточно эту оценку умножить на два. С другой стороны, все объекты Вселенной конечны в ее времени, следовательно, Вселенная для всех ее объектов бесконечна с точки зрения их времени существования. Аналогично, Вселенная бесконечна для объектов и в пространстве.
2. Закон сохранения энергии
Энергия, за счет которой существует Вселенная, освобождается Большим взрывом, и ее количество во Вселенной с течением времени не изменяется. В масштабах Вселенной энергия никуда не исчезает и ниоткуда не поступает.
В законе сохранения энергии констатируется, что до сих пор во Вселенной не было обнаружено ни утечек, ни притока энергии, которые нельзя было бы объяснить материальными процессами, протекающими внутри нее. Энергия материализуется в объектах и передается между объектами.
Для планеты Земля внутри солнечной системы закон сохранения энергии можно трактовать следующим образом. Благодаря термоядерной реакции Солнце непрерывно излучает энергию, и будет излучать ее до тех пор, пока не потеряет свою массу. Часть этой энергии попадает на Землю и поглощается ею. Таким образом, до тех пор, пока Солнце излучает энергию, количество энергии на Земле будет возрастать.
3. Закон распространения энергии в пространстве
Энергия распространяется в пространстве равномерно.
Равномерность можно трактовать следующим образом: если бы энергия была материальной субстанцией, например, похожей на газ, а пространство можно было представить, как замкнутую емкость, то такая субстанция, в конце концов, заняла бы эту емкость равномерно. Равномерность распространения энергии означает отсутствие предпочтительных направлений априори.
Источником перераспределения энергии является первоначальная энергетическая разность потенциалов между точками пространства. Для равномерного распределения энергия распространяется от точек с большим потенциалом к точкам с меньшим потенциалом. В абсолютно замкнутой системе рано или поздно все точки должны обрести одинаковый потенциал, что означает конец движения и смерть.
Поскольку конец Вселенной неизбежен, то вопрос о ее замкнутости не имеет значения. Тем не менее, будем считать, что до тех пор, пока сама Вселенная существует, в ее пространстве нельзя построить замкнутую область, поэтому для объектов внутри Вселенной разность потенциалов и, следовательно, перераспределение энергии в сторону выравнивания будет иметь место всегда.
4. Принцип неопределенности
Принцип неопределенности означает, что в развивающейся Вселенной никакое событие невозможно точно вычислить (предсказать). Принцип неопределенности можно трактовать как случайность, проявление свободы в чистом виде.
Спин элементарной частицы, воля человека и др. являются проявлениями принципа неопределенности.
5. Закон полного перебора
Закон полного перебора означает, что для выбора лучшего продолжения развития Вселенной (лучшего с точки зрения ее совершенствования) должны быть сгенерированы все возможные варианты продолжения.
Выбор – это проблема. Свободный выбор – это ситуация, в которой выбор невозможно рационально обосновать, например, выбрать блюдо из меню на китайском языке. Так что свободный выбор – это неразрешимая проблема, которая решается либо полным перебором, либо подбрасыванием монеты.
Материя не ошибается, потому что она одновременно испытывает все варианты, из которых лучшие выявляются на основании естественного отбора и только лучшие получают продолжение. Бог играет-таки в кости. Просто он играет одновременно со всеми и у кого-то обязательно выигрывает.
6. Закон нормального распределения
Всё в материальном мире с течением времени стабилизируется на некотором среднем уровне проявления. Всё означает все объекты и явления. (Объект как единица структуры материи будет введен в рассмотрение далее.)
Всё в материальном мире ограничено в пространстве и времени, так что любое явление имеет измеряемые характеристики. Закон нормального распределения означает, что характеристики любого повторяющегося явления стабилизируются вокруг средних значений.
Стабилизацию можно представить следующим образом. Любой объект испытывает действие ограничений, сталкиваясь с ними, так же как слепой чувствует ограничение, натолкнувшись на стену. В условно начальный момент большинство явлений (объектов) некоторого типа получают свойства с отклонением в одну сторону, и отклонение свободно увеличивается до тех пор, пока не начинает приводить к нарушениям правил необходимости, что может выражаться, например, в дезинтеграции объекта как такового. Тогда отклонение начинает уменьшаться и рано или поздно переходит в отклонение в другую сторону и также увеличивается до невозможного. Колебания повторяются, но все больше и больше объектов остаются ближе к некоторой средней точке. Наконец, в средней точке образуется критическая масса, и колебания затухают. Таким образом, большинство объектов типа получают усредненные свойства, что проявляется как частная закономерность. Любая частная закономерность, таким образом, является следствием общего закона нормального распределения и отражает свойства «победившего большинства».
Монополия в массовых явлениях является следствием закона нормального распределения. Монополизация – первый признак стабилизации типа или явления.
СТРУКТУРА МАТЕРИИ
Все, что мы можем наблюдать или исследовать в окружающем мире, существует в пространстве и времени в виде отдельных единиц (атом, молекула, дерево, человек и т. д.), взаимодействующих друг с другом. Вступая во взаимодействие по законам существования, они образуют упорядоченные множества, структуры. Назовем эти единицы объектами.
Содержание главы:
1. Необходимость структуры (хаос и порядок, механизм упорядочивания).
2. Структура объекта (ядро, специализация составляющих элементов).
3. Функциональность и существование (миссия объекта, обладание энергией).
4. Единичное и общее (уникальность объектов и тип).
5. Форма и содержание (материализация, соответствие формы и содержания).
1. Необходимость структуры
Основные противодействующие начала (свобода и необходимость) в развитии Вселенной проявляются в двух тенденциях. Первая тенденция, основой которой является свобода, проявляется в хаотическом рассеивании энергии, стремлении к хаосу. Вторая тенденция, основой которой является необходимость, проявляется во взаимном притяжении материальных объектов и является основой упорядочивания, восстановления единого целого, разрушенного Большим Взрывом.
Абсолютный порядок является концом развития Вселенной, а абсолютный беспорядок – ее началом. Фактически это – одно и то же состояние. В таком состоянии нет ни хаоса, ни порядка, или – все упорядочено, но нет никакой структуры. Это и есть полное ничто или полное всё и может быть названо «сингулярностью».
Ни один уровень объектов, кроме «сингулярности» не может связать всю энергию. Механизм упорядочивания состоит в том, что объекты одного уровня объединяются для связывания энергии. Под структурой будем понимать упорядоченность объединения объектов, обеспечивающую функционирование этого объединения для достижения единой цели. Другими словами, структура – это то, что делает некоторое объединение объектов новым объектом, поддерживает его целостность и стабильное существование в изменяющихся условиях окружающей среды и конкуренции с другими объектами. Например, элементарные частицы обладают массой и электромагнитным полем и, благодаря этим свойствам, составляют атом.
Усложнение структуры материальных объектов достигается последовательным объединением объектов одного уровня в более сложные объединения, образующие объекты следующего уровня – от атома до разумного существа. Это усложнение доказывает повышение степени упорядоченности материального мира по мере развития. Материя всегда структурирована и имеет объектно-ориентированную структуру.
Структура необходимо ограничивает свободу составляющих ее объектов. Именно структура, представляя необходимость, противостоит хаосу, к которому ведет свобода. Целое рано или поздно дезинтегрируется под влиянием свободы, но дискретное необходимо структурируется в целое.
2. Структура объекта
Атом состоит из элементарных частиц, молекула – из атомов, человек – из клеток, и т. д.
Объекты одного уровня объединяются в объекты более высокого уровня для более полного связывания энергии. Любой объект, за исключением минимального, можно представить в виде структурированного множества других объектов, имеющих низший по отношению к нему уровень.
Структура объекта определяет отношения (связи и иерархию) между составляющими его объектами. Главные признаки структуры – наличие ядра и специализация элементов. Ядро составляют объекты с большим энергетическим потенциалом. Они притягивают к себе объекты с меньшим потенциалом и удерживают их в пределах своего влияния, обеспечивая целостность объединения.
Внутри объединения происходит специализация составляющих его объектов на выполнении различных функций – одни объекты обеспечивают захват энергии, другие самосохранение, и т. д. Энергия объединения распределяется между элементами структуры в соответствии с выполняемыми ими функциями.
Если бы существовала минимальная частица, то можно было охарактеризовать минимальный объект как состоящий из одной минимальной частицы, однако минимального объекта не существует – «материя неисчерпаема» вглубь. Минимальным на текущий момент объектом можно считать наименьшую из познанных элементарных частиц. Максимальным объектом, очевидно, является Вселенная.
3. Функциональность и существование
Очевидно, каждый человек играет определенную роль в жизни общества. Один человек познает мир, другой учит, третий гоняет мяч.
Это должно быть справедливо и для любого объекта материального мира – каждый объект выполняет свою функцию во время своего существования. Элементарные частицы несут либо массу, либо заряд. Атомы вступают в определенные соединения, углерод и водород образуют клетку. Клетка сохраняет ДНК. Дерево дает кислород и плоды, баран – мясо и шерсть. Вредители всех уровней отсекают из развития неустойчивые объекты. В существовании любого объекта всегда можно найти целесообразность с точки зрения участия этого объекта в развитии материи, в связывания энергии.
Свою функцию объект может выполнять только в том случае, если он обладает энергией. Каждый объект захватывает энергию определенным, свойственным ему способом, а освобождает, выполняя функцию. До тех пор, пока объект существует, он связывает некоторую часть энергии, равную разности между захваченной и освобожденной энергией. Верно и обратное – если объект обладает энергией, то он существует. Существование, таким образом, означает обладание энергией для выполнения функции.
Существование объекта ограничено в пространстве и времени.
4. Единичное и общее
Очевидно, нет двух абсолютно одинаковых людей, но это справедливо и для всех других объектов, будь то небесное тело или элементарная частица. Из свойств пространства и времени следует, что условия существования объекта во Вселенной (положение в пространстве и времени) уникальны, следовательно, и каждый объект уникален.
С другой стороны, не существует объекта с уникальной структурой (единственным абсолютно уникальным объектом является Вселенная) – всегда можно найти очень схожие объекты. Типичность означает, что если существует объект, обладающий некоторой структурой, то существует множество подобных объектов. Объекты существуют множествами, такими, что все объекты множества имеют одну и ту же структуру, выполняют одни те же функции и обладают одним и тем же рядом свойств. Назовем такое множество типом объекта.
Таким образом, единичное может существовать только в рамках общего, но общее проявляется только через единичное. На каждой стадии развития материи свобода обеспечивает разнообразие, необходимость – подобие. Естественно, при движении к единому целому разнообразие уменьшается.
5. Форма и содержание
В материальном мире объекты проявляются, выполняя свои функции. Будем считать, что функциональность объекта определяется априори его кодированным представлением в Геноме Вселенной. Назовем кодированное представление объекта в нематериальном мире его содержанием. В материальном мире содержание объекта обретает форму и проявляется через функционирование. Под формой объекта будем понимать материальное представление содержания объекта. Материализация – это облачение содержания в форму.
Человек может различать и наблюдать объекты в материальном мире благодаря форме.
При представлении объекта в интеллекте его форме ставятся в соответствие выполняемая им функция и структура. Схожие по содержанию объекты (объекты одного типа) имеют схожую форму, а различные по содержанию объекты имеют различные формы. Уникальность конкретного объекта так же отражается в форме – конкретные объекты одного типа имеют наблюдаемые различия в мелких, несущественных для функционирования деталях, таких как размеры, цвет и др. Форма определяется структурой и соответствует содержанию.
Соответствие формы содержанию используется при создании искусственных объектов. Сначала возникает идея объекта (например, жилище), затем уточняются его функциональные характеристики, после чего проектируется материальная форма. Искусственный объект создается в виде формы, которая, согласно проекту, должна обеспечить необходимую функциональность.
РАЗВИТИЕ МАТЕРИИ
Под развитием материи будем понимать совершенствование структуры материи в процессе развития Вселенной.
В развитии материи выделим три уровня: развитие объекта, эволюция типа и революция уровня.
Содержание главы:
1. Развитие объекта (период существования объекта).
2. Развитие типа объекта (естественный отбор).
3. Эволюция структуры типа (мутации).
4. Революция уровня (усложнение структуры при переходе с одного уровня на другой).
1. Развитие объекта
В существовании любого объекта можно выделить стадии рождения, роста, расцвета и упадка.
В состоянии расцвета объект достигает максимально возможного для него роста функциональных показателей – большего он добиться не может. Расцвет – это точка периода существования объекта между ростом и падением его функциональных показателей, точка его совершенства.
Такое состояние можно зафиксировать в ретроспективе на основании истории результатов, показанных этим объектом за время его существования, например, если спортсмен добился наилучших результатов в таком-то году, то можно считать, что именно в это время он и достиг своего функционального совершенства.
2. Развитие типа объекта
Тип стремится к совершенству. В рамках одного типа объекты вынуждены добывать энергию в своей естественной среде существования. Развитие типа означает рост общего количества объектов данного типа, что вызывает конкуренцию между объектами типа, в которой выживают сильнейшие. Совершенство типа объекта достигается естественным отбором.
Нет проблем в сравнении спортсменов одного времени. Например, оценивая технику спортсмена, его физические кондиции, психологическую устойчивость и др., и сравнивая аналогичные показатели разных известных спортсменов, можно получить некоторый критерий функциональности спортсмена, а с ним и модель идеального спортсмена. Еще проще оценивать спортсменов, соревнующихся на результат, например, спринтеров, прыгунов в высоту, штангистов и др. Наивысший результат является показателем функционального совершенства объекта.
Определить лучшего всех времен и народов можно после исчезновения вида спорта (типа объекта) как такового (никого лучше тех, кто был, не будет, потому что не будет никого). Если бы мы имели истории всех мамонтов (а такое в принципе возможно для современных видов и типов), то мы смогли бы выбрать среди них наилучшего или построить модель идеального мамонта, к которому несколько экземпляров приблизились очень сильно.
Точку совершенства типа можно определить после начала его деградации, объективным критерием которой является падение общего количества объектов данного типа.
3. Эволюция структуры типа
Тип имеет свой потолок роста функциональных показателей. Достижение совершенства сменяется вырождением. Для продолжения процесса развития происходит совершенствование структуры объекта в рамках одного уровня от минимально необходимой для выполнения функции до максимально возможной. Назовем этот процесс эволюцией – например, на уровне органической жизни структура объекта эволюционирует от одноклеточных организмов до человека.
Основным механизмом эволюции является мутация – случайное отклонение в структуре рождающегося объекта. В процессе эволюции можно выделить следующие этапы:
– в результате естественного отбора выживают объекты с определенными характеристиками, и со временем они составляют устойчивое большинство, что свидетельствует о достижении совершенства типа объекта в рамках данной структуры;
– совершенный в рамках данной структуры тип не может дальше развиваться, и единственный путь избежать полной деградации – это порождение новой, более совершенной структуры;