Лука исповедовал новую веру Христа с рвением и страстью. Судьба свела его с апостолом Павлом, который часто приезжал в Антиохию. Внешне, как описывают, Павел был неприметным человеком. Но, как и всех, кто слышал и знал апостола, Луку ошеломил и покорил горячий и дерзкий ум Павла. Лука участвовал во многих миссионерских путешествиях апостола Павла. Помимо Евангелия, Лука написал также «Деяния апостолов», которые посвящены в основном деятельности Павла и истории раннего христианства.
Лука проповедовал в Риме, Ливии и Египте, в Фиваиде и Фивах. Он был свидетелем мученической смерти апостолов Петра и Павла. Позднее он написал иконы с их изображением.
По свидетельству древнехристианского предания, евангелист Лука первым написал образ Богоматери с Предвечным младенцем, а потом ещё две иконы Пресвятой Девы, показав их самой Марии. Матерь Божия, повествует предание, благословила его труд.
В Четьях-Минеях отмечается, что от евангелиста Луки распространилось «доброе и пречестное дело писания икон». У мастеров-иконописцев евангелист Лука почитался наставником иконной живописи.
Богословам и историкам удалось определить дату написания Евангелия от Луки. В 21-й главе евангелист упоминает о разрушении Иерусалима. Так как оно произошло в 80 году, то ранее этого года Евангелие, естественно, написано быть не могло. Кроме того, в тексте Евангелия от Луки есть намёк на преследование христиан при императоре Домициане. В тоже время богословы обратили внимание на отсутствие каких-либо упоминаний о посланиях Павла, хотя во вступлении речь идёт об источниках, которые касаются жизни Иисуса Христа. Домициан царствовал с 81 по 96 год, а послания Павла, по мнению экспертов, были забыты на долгое время и появились снова только в 95 году. Из этого следует, что Евангелие от Луки было написано за несколько лет до 95 года, то есть скорей всего около 90 года. И автор Евангелия к этому времени был, без сомнения, уже очень пожилым человеком.
Лука создавал своё Евангелие в то время, когда исповедание христианской веры считалось в Римской империи преступлением. Рассказывая об Иисусе, Лука — единственный из евангелистов — упоминает об отношении Сына Божия к женщинам и детям. За первыми он признаёт право на духовную жизнь, а о вторых так говорит ученикам, которые не хотели впустить к Нему детей: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть царствие Божие». В то же время Лука показывает Иисуса Христа как сурового судью сильных мира сего: «Удобнее пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие».
Считается, что Евангелие от Луки — наиболее поэтическая книга Нового Завета.
НОЯБРЬ
Название 11-го месяца происходит от латинского числительного «novem» — девять, так как у римлян этот месяц был девятым. Древнеславянское название месяца — грудень, или грудный (от груд земли, смёрзшейся со снегом и льдом). Зимняя замёрзшая дорога называюсь гру́дным путём. Народные названия месяца полузимник, листогной, листопад, студёный, млошный, подзиний, гнилец, единаистик.
Казанская икона Божией Матери
Эта икона защищала отечество в разные времена русской истории и стоит несколько особняком от других великих образов Богоматери. Её считают покровительницей России.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского кремля. Однако город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными исповедниками православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлись Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенёс святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Царь Иван Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и её мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
Икона, обретённая девочкой Матроной, стала вскоре всенародной святыней. В год явления её в Казани начался знаменитый поход за Уральские горы казачьего атамана Ермака Тимофеевича (1584), увенчавшийся присоединением Сибири. В период Смутного времени (1605–1612), когда Москва была занята поляками, присоединившиеся к ополчению Минина и Пожарского казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы. В осаждённом Кремле находится в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келья святителя Арсения озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам.
На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевлённые видением, взяли Китай-город, а через 2 дня Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, вошли в Кремль, неся Казанскую икону.
После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Пётр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Пётр перенёс один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамёна склонились у священной гробницы погребённого в соборе великого полководца М. И. Кутузова. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая-де-Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, ни одна так не почитаема, как Казанская.
Архангел Михаил
День 21 ноября по обычаю называли Михайловым, посвящая его ангелу-хранителю всех христиан архистратигу Михаилу, верховному начальнику небесной рати. Церковь почитает архангела Михаила как защитника и борца против всякого зла. Праздник «Собора», то есть совокупности святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, был установлен в начале IV века.
– Все, что прочитал, правда. Помимо небольшого магазина, у Михаила была сеть надомниц с тем же названием. Работникам платили приятные деньги, часы работы и их количество они выбирали сами. Идеальное занятие для женщины в декрете, пенсионерки, дамы, которая решила подзаработать в выходные. Заказы вместе с нужным расходным материалом привозили на дом, потом водители забирали готовые изделия. Среди работников были и представители сильного пола. Это может показаться странным, мужчины-вязальщики очень ценятся в Китае, а в России их почти нет. Но в девяностые годы в стране все встало вверх тормашками. Цены скакали, словно бешеные белки, закрывались предприятия, зарплаты бюджетника еле-еле хватало на один поход за самыми простыми продуктами. Устроиться туда, где стабильно платят, хотели многие парни. И многие из них, забыв про деление профессий на мужские и женские, сели за вязальные машины. Лишь спустя не один год, выяснилась правда, что Михаил руководил бандой убийц. Не все сотрудники «Кружка экстремального вязания» были преступниками, большинство действительно просто вязали шарфы, шапки и прочее. В то смутное время расплодилось еще несметное количество автомастерских, конкуренция в этом бизнесе стала огромной. Но не каждый мужчина разбирается в моторах. Такси тогда столько не было, сколько сейчас, курьеры не носились по улицам. Куда деваться молодому человеку, у которого нет хорошего образования? А если даже оно и есть – зарплаты сотрудника НИИ, учителя, врача и инженера хватало на неделю. А вязать на машине научишься быстро, сырьем тебя обеспечат, деньги за сданную работу получишь сразу – вот некоторые представители сильного пола и решили делать шарфы, пледы и все такое. Лучше заработать, освоив женскую профессию, чем сесть на шею супруге или матери и ныть, что тебя никто не хочет взять на оклад в миллион рублей.
Костин посмотрел прямо на Анну.
– Хорошая же идея – дать людям заработок. И большинство вязальщиков честно выдавали разные изделия. Но были среди них и те, кто занимался другими делами. Они тоже выполняли заказы, но не производили теплые жилеты, уютные накидки на кресла, варежки и шали. Это были хорошо обученные киллеры, которые специализировались на устранении разных людей. Действовали они так, что и сомнений не возникало, что произошел несчастный случай. Муж завел любовницу, жена ему надоела. Как поступит нормальный человек? Скажет супруге: «Больше тебя не люблю, жить с тобой не могу. Подаю на развод, поделим квартиру, дачу и машину. Алименты на ребенка буду честно платить». И после череды скандалов, которые непременно случатся, в конце концов пара договорится. Вот это цивилизованное решение проблемы. Но не редкость, когда кто-то не хочет лишаться отдельной квартиры, не нравится ему и пилить счет в банке. Такой человек желает, чтобы партнер по браку просто исчез! Или умер «случайно». Ну, например, утонул, получил удар током, инфаркт заработал – много чего может случиться с нами нехорошего. Женщина мыла окно, встала босыми ногами на подоконник, а тот от пролитой на него воды оказался скользким. Бедняжка упала с высокого этажа. Несчастный случай! Пожилая дама принимает каждый вечер снотворное в самой маленькой дозировке. И как-то утром она не просыпается, потому что проглотила аж четыре таблетки. Попытка самоубийства? Нет, нет! У старушки были проблемы с памятью, она забывала, что пообедала, поест и через полчаса требует супа, твердит: «С утра маковой росинки во рту не было». За бабулей не углядели, она выпила лекарство несколько раз. Мужчина, любитель заложить за воротник, а потом распустить руки, отравился метиловым спиртом. Пьяница и дебошир так надоел всем, что кто-то решил его убрать? Да никогда! Жена и мать стоически терпели все выходки этого субъекта. Приятели и соседи сказали полиции, что члены семьи пытались его лечить. Ни малейшего злого умысла в смерти алкоголика не просматривается. Просто ему не следовало приобретать бутылку невесть у кого!
Костин покачал головой.
– Простые несчастные случаи. Но на самом деле это тщательно спланированные убийства, которые по заказу исполняли мужчины из объединения «Кружок экстремального вязания». В те времена ОПГ назывались или по фамилии-имени лидера, или по названию местности. «Солнцевские» – банда, возникшая на территории муниципального округа Солнцево. «Ореховские» – в Москве есть жилой массив Орехово‐Борисово. «Николаевские» – у них лидер Николай. И вдруг! «Кружок экстремального вязания»! Смех, да и только, вообще не по-пацански! Но на счету этой банды не одно тщательно и хитро спланированное преступление. Михаила арестовали. У следователей, кстати, возник вопрос: смерть жены – на совести пилота, но, может, он просто исполнитель? Ответа не получили, потому что Понин скончался в камере предварительного заключения от разрыва сердца. Главарь бандитов не выдержал стресса или кто-то помог ему уйти на тот свет? Если верить результатам вскрытия, у мужчины оторвался тромб. Но давайте вспомним, что с ним работали настоящие профессионалы, которые специализировались на «несчастных случаях». Поэтому нет точного ответа на вопрос, что стало причиной кончины совсем не пожилого человека. Официально – тромб. Может быть, это так, а может, и не так. Дочери Понина, тогда крохотной девочке, естественно, никто правду не сказал. Ане поменяли документы, слегка подправили дату рождения, дали другие отчество и фамилию и со временем сообщили, что мама и папа скончались рано из-за проблем со здоровьем. Анна, что вы знаете о своем отце?
– Сергей Кораблев был хорошим человеком, – прошептала Анна. – Ученым, преподавал историю в разных вузах. Он умер от инфаркта, когда я была совсем крошкой. Никогда ничего не слышала про Михаила Понина.
– И понятно почему, – усмехнулся Володя. – Господин Понин был из тех граждан, которые никогда ни в чем плохом не замечены. Когда он умер, вам исполнилось три года. А после его ухода в мир иной Валентина Борисовна вас приютила. Полагаю, женщина знала, чем занимался муж Елены, и очень хотела скрыть от вас правду.
– Не знала того, что вы сейчас рассказали, – чуть слышно произнесла Анна. – Тетя меня крепко любила, замуж выдала за Валерия. Парень мне сначала не особо нравился – старше по возрасту, правда, ненамного, но денег не имел, вечно за компьютером сидел. Тетя преподавала на мехмате МГУ, там странные студенты учатся. Много мальчиков, девочек мало. Как-то раз тетя велела к ней на кафедру приехать, забрать какие-то книги. У нас тогда машины и в помине не было Пришла к ней на работу, а там Валерий. Тетя его попросила меня до дома проводить, помочь донести тяжелые книги. Поехали в метро, разговорились, я ему понравилась. Денег у жениха тогда никаких не было, он даже в кафе девушку пригласить не мог.
Анна замолчала.
– Зато теперь он владеет королевством соцсетей, – усмехнулся Володя. – Валентина Борисовна вас с правильным юношей познакомила.
– Да, – всхлипнула Кораблева.
– Большие деньги многих меняют, – осторожно сказала я. – Жили хорошие, добрые мужчина и женщина, потом на них свалилось богатство, и они начали считать всех, кто получает маленькую зарплату, дураками и лентяями.
Щеки Анны стали пунцовыми, она зашептала:
– Да, верно! Не понимаю, почему это со мной произошло… Вот вы сказали про тех, кто нос задрал. В детстве жутко завидовала Лене Ковалевой, мы в одном классе учились. Меня всегда нормально одевали, я не ходила в обносках, не донашивала чужие вещи. Но так хотелось вещей, как у Ленки! Ее папа был дипломатом, дочь он наряжал как куклу. А у меня были те же платья, что и у всех, а хотелось выделиться. В десятом классе Ковалева обзавелась сережками с бриллиантами. Простые гвоздики с крохотными камушками. Но я покой потеряла, попросила себе подобные. Тетя спокойно объяснила: «Воспитываю тебя одна, денег на драгоценности нет». Я устроила истерику, Валентина Борисовна сделала вид, что ничего не видит, ничего не слышит… У меня не было ничего особенного ни в детстве, ни в первые годы брака. А вот когда Валера стал зарабатывать…
Анна вытерла нос ладонью.
– Удивительно получилось. Проект, на который муж очень рассчитывал, провалился. Никто к мужу в его соцсеть не спешил, два года прошло, зарегистрировались всего десять-пятнадцать человек. Полная катастрофа. Вечером легли спать, Валера грустно так сказал: «Надо что-то другое замутить. Не идет народ». Утром я в душе стою, влетает Валерик с воплем: «Уже три тысячи!» И как повалили люди! Через несколько месяцев муж сделал тематические сети для тех, кто увлечен рыбалкой, шитьем-вязанием… Что получилось? В январе у нас в кармане было пусто, картошку купить денег не было, я почтальоном работала, гроши получала. А в сентябре денег образовалась гора. Ну и…
Она опустила голову.
– Понесло меня по кочкам! Куплю одни туфли – охота вторые и третьи. Шубы надо, бриллианты… В школе нашей устраивают встречи выпускников. Я на них не ходила, знала, что Ковалеву там непременно встречу, а ее муж каким-то рынком владеет. Ленка определенно явится вся с головы до ног в брюликах, с сумкой и в туфлях из крокодила.
– Несчастный аллигатор, – пробубнил себе под нос Костин.
Анна всхлипнула.
– Поэтому игнорировала приглашения. Ну а теперь-то денег девать некуда! Разоделась, притопала в гимназию. А там Ленка в обносках! Папа у нее умер, мужа убили, нищей она стала. Думаете, я пожалела женщину? Не-а! Обрадовалась! И не один год я счастливо жила, все покупала, что хотела. И вдруг не так давно Валерик от меня отдаляться начал. Я это ощутила, начала вопросы задавать. Что происходит? Почему ушел спать в другую комнату? По какой причине почти совсем перестал со мной разговаривать? «Доброе утро», «спокойной ночи» – вот и все наше общение.
Анна вытерла глаза кулаком, потом нос.
– Не успела договорить, как Валерик взорвался! Наговорил такого! Если кратко, я его считаю дойной коровой, постоянно требую денег, шкафы ломятся от шмоток, драгоценности складированы кучами. Не он изменился, а я превратилась не пойми в кого. Не работаю, домашним хозяйством прислуга занимается, детей нет. Чем я занимаюсь? По магазинам таскаюсь. Денег на мои покупки не жаль, но я превратилась в хабалку, которой интересно только демонстрировать очередное колье. О чем с такой теткой беседовать?
Кораблева тихо заплакала.
В переводе с греческого «ангел» — вестник. При этом ангелы как посредники между людьми и Богом, ведающие различными сторонами жизни природы и человека, почитаются не только в христианстве, но в иудаизме, исламе и других религиях.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, называет собственным именем только некоторых из них — видимо, тех, которые выполняют особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. В канонических писаниях это архангелы Михаил и Гавриил, а в неканонических — архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.
В начале IV века в Византии появилось произведение, названное «О небесной иерархии», автором которого был ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Содержащееся в этом произведении учение об ангелах тогда же было принято Церковью в качестве канонического.
Согласно этому учению, ангелы являются чисто духовными существами и делятся на три группы и девять чинов. В первую, высшую группу входят серафимы, херувимы и престолы. Во вторую господства, силы и власти, в третью — начала, архангелы и ангелы.
Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение по сравнению с другими ангелами.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождём воинства Господня». Он — главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. В книге Откровения именно он выступает в роли главного вождя в войне против дракона-дьявола: «И произошла война на небе: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». С сатаной архангел Михаил ведёт постоянную борьбу, и в конце времён, по представлениям христиан, он вместе с Иисусом Христом нанесёт ему решительное поражение.
На иконах архистратиг Михаил обычно изображается с огненным мечом в руке или копьём низвергает дьявола.
На Руси в этот день устраивали весёлый и сытный праздник. Люди ходили в гости, отдыхали от повседневных забот. Хлеба ещё много, не истрачены деньги, вырученные за продажу овса и пшеницы. И главное — все основные работы закончены. Восточным славянам вообще было свойственно «превращать» небесных жителей чуть ли не в родных, которые каждый день рядом, заботятся о доме и семье, о достатке, здоровье, урожае, удачном замужестве, благополучии.
Очевидно поэтому аграрный календарь слился в народном сознании с церковным в единое целое. Отсюда возникло множество наставлений и запретов, примет, обрядов, праздников, игр, развлечений. Единство двух календарей стало не только практичной системой времяисчисления, но и воплощением самобытного народного мировоззрения. Практически всегда с церковными датами и праздниками были связаны различные сельскохозяйственные приметы, а имена Божиих угодников приобрели бытовое осмысление. Так, считалось: если на Михайлов день выпадет иней — ожидай больших снегов, а коли день начнётся туманом — оттепели быть.
Михайлов день отмечен пословицами, поговорками, приметами: «С Михайла зима не стоит, не мёрзнет. Михайла с полумостом. Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт. Михайло приехал на белом коне (говорят, если к этому дню выпадает снег). Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших снегов, а коли день зачнётся туманом — ростепели быть. С Михайлова дня скот загонялся в сараи — на зимний корм».
АЗИЯ
Новый год по Хиджре
В первый день месяца мухаррам отмечается Новый год по хиджре, или мусульманский Новый год.
Священный месяц мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Это один из четырёх месяцев (раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам), в течение которых Аллах запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Всевышнему. В этой связи говорят, что как мы проведём первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.
В основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Такой год короче солнечного и составляет 354–355 дней. И поэтому год от года наблюдается своего рода «отставание» солнечного календаря от лунного на 11–12 дней. Таким образом, начало мусульманского года, как и другие даты мусульманского календаря, приходится на разные дни солнечного года, а новый год мусульмане встречают то зимой, то летом, то весной, то осенью. Давно замечено, что существует некая зависимость между тем, в какой фазе находится Луна, и различными явлениями в живой и неживой природе, например, отливы и приливы морей и океанов, рост и развитие растений, функционирование различных систем человеческого организма. Недаром народная медицина и многие врачи рекомендуют людям соотносить лечение многих болезней с лунным циклом, имея в виду при этом, что важно найти своё место в гармонично устроенном мире.
Так, в непосредственной зависимости от восхода или захода Солнца исчисляется время обязательных в исламе молитв — намазов, которые верующий исполняет в течение суток пять раз. Однако такое внимание со стороны мусульман к этим наиболее ярким объектам на небесном своде совершенно лишено каких-либо проявлений языческого мировоззрения.
Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Это месяц начала Нового года по лунному исчислению, а потому он называется «священным». В месяце мухаррам, когда Мухаммед ещё не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение — хиджру из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьёй и близкими. Эта дата — 15 (16) июля 622 года по григорианскому календарю считается началом мусульманской эры.
Хотя весь месяц мухаррам является священным, но для суннитов десятый день считается особенным, потому что в этот день, согласно преданию, Пророк произнёс памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама». Во времена Омейядов (661–750) в этот день сунниты одевались во всё новое, наряжались, подводили глаза сурьмой, устраивали празднества и угощения, вкушали различные сладости. Однако впоследствии в отношении к месяцу мухаррам у мусульман суннитов и шиитов проявились некоторые различия.
В соответствии с общемусульманскими традициями шииты также отмечали наступление мусульманского Нового года — месяца мухаррам и его 10-й день — Ашуру как день «великий и благословенный». Однако так продолжалось до тех пор, пока в этот день не был убит в Кербеле в 61 году (10 октября 680 г. по григорианскому календарю) аль-Хусейн, младший сын Али ибн Абу-Талиба и внук пророка Мухаммеда. Как сообщают источники, «поступили с ним и его сподвижниками так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей». После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца мухаррам приобрела другое значение. Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, а в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, во время выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня мухаррама. Все шииты ежегодно переживают трагическую гибель имама Хусейна и его семейства, пребывают в глубокой печали, устраивают траурные мистерии, которые как бы воспроизводят те трагические события. Некоторые особенно экзальтированные шииты наносят себе кровавые раны. Женщины из сострадания к убиенным много рыдают. Считается, что слёзы, пролитые в дни траура, являются благословенными и излечивают от различных болезней, поэтому слёзы даже собирают в специальные сосуды — слезницы.
Традиции празднования мухаррама сохраняются с древности. В этот период мусульмане стараются сообща участвовать в молитвенных собраниях, особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и пророке Мухаммеде. На площадях и улицах устраиваются различные помосты, на которых разыгрываются представления — траур, поминки, оплакивания — тазийе, воспроизводящие события тех времён. Непременные атрибуты — пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур — печь, куда, по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и траурные чёрные куски ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи, различные стрелы. По городу и селениям в дни траура ходят скорбящие (десте), носят различные чёрные знамёна (бераг), а чтецы молитв (роузеханы) призывают всех вспомнить о мученической смерти потомков Али. Траурные дни длятся 29 дней, но часто продлевается и в следующем месяце — сафаре, который также относится к четырём запретным месяцам. Простые люди в этот период обновляют посуду и другую домашнюю утварь. В период Мухаррама считается богоугодным купить мухр — прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли Кербелы или Мекки; на таблетке бывают написаны изречения из Корана и сделаны различные украшения.
Рош Хашана — голова года
Иудейский Новый год — Рош Хашана празднуют в начале осени. На иврите Рош Хашана означает «голова года». Семья собирается за столом, который украшают традиционные многочисленные блюда: яблоки, мёд и большая круглая хала. Обмакивая кусочки яблока и халы в мёд, люди желают друг другу: «Да будет добрым и сладким этот год!» В Торе праздник Нового года назван ещё и Днём памяти.
В дни Нового года в синагоге звучит шофар. Это — музыкальный инструмент, сделанный из бараньего рога — в память о жертвоприношении Авраама. В странных резких звуках шофара заключён глубокий смысл. Эти звуки напоминают вздохи и рыдания, они наполняют сердца раскаянием и смирением. Слушая этот древний инструмент, евреи вспоминают о сотворении мира, о тех днях, когда Господь заключил с ними союз и обещал быть опорой и защитой.
На второй день Нового года в синагоге читают главу Торы, где рассказывается о том, как Бог повелел Аврааму принести в жертву его сына Исаака. Мальчик родился, когда Авраам был уже глубоким старцем. И не было никого на свете, кого бы Авраам любит сильнее сына. Однако старец послушался Бога. В горах он построил жертвенник, разложил на нём дрова, связал Исаака и положил его поверх дров. Авраам уже взял нож в руку, но Бог отвёл нож и обратился к Аврааму: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Авраам поднял заплаканные глаза и увидел, что в кустах застрял баран. Взял Авраам барана и принёс его в жертву вместо Исаака. С тех пор в память об этом событии из бараньего рога делают шофар, который принято украшать резным орнаментом и изречениями из Торы.
– Ушел! Хлопнул дверью! Решила ему показать, что с легкостью свое дело запущу. И придумала кружок экстремального вязания. Но опять меня понесло!.. Простите, Макс! Познакомилась с вашей сестрой Капитолиной. Та начала рассказывать про своего отца, который владеет несметным состоянием. Мало того что мужчина богат так, что и словами не описать, он еще доченьку обожает, все ей прощает! Страшно ей позавидовала, поэтому и повела себя так сегодня. Решила стать королевой бала. У кого бриллианты самые большие? У меня! Кто в роскошном платье, какого ни у кого нет? Я! Кто автор проекта? Я! Кто тут богаче всех? Кто? Кто? Кто? Я, я, я! И вдруг пришла Гортензия. И получилось, что она самая крутая! Вот я и потеряла вожжи управления собой.
Макс улыбнулся.
– У вас не совсем верная информация. Я сын Капитолины. Моя мать умеет произвести впечатление. У нее не было богатых родителей, но она всегда придумывает разные истории… «Кружок экстремального вязания» – необычное выражение, но вы не могли его запомнить из детства. Где вы его услышали? Хочется узнать правду.
– Анастасия подсказала, – после небольшой паузы сообщила Анна.
– Фамилию можете назвать?
– Зорина, – прошептала женщина. – Она мой секретарь… Я и Ковалевой зарплату плачу.
– Бывшей однокласснице? – уточнила я. – Той, которая в детстве красиво одевалась и носила сережки с бриллиантами? Вы взяли ее к себе на работу?
Анна молча кивнула.
– Хорошо, что решили помочь женщине, попавшей в трудное положение, – улыбнулся Макс, – проявили милосердие.
Кораблева опустила голову.
– Не знаю, почему с вами открыто разговариваю. К доброте предложение Елене работать на меня отношения не имеет. В школе она гримасы корчила, когда меня видела, говорила: «Тебе новое платье купили? Видела такое на рынке у метро. Миленькое, стоит недорого». Вроде сделала комплимент, а на самом деле унизила. Всем стало понятно, что я в дешевке хожу. А теперь ей конверт с деньгами моя секретарь вручает. Очень приятно, что так вышло!
– Не интересовались, почему Анастасии это название в голову пришло? – осведомился Вульф.
– Она сказала, что ее папа так говорил, когда со своим другом беседовал. Этого приятеля очень смешно звали. Имя не помню, а фамилия так забавно звучит – Валокордин. Поэтому сперва Настя предложила дать нашему проекту название «Лодка Валокордин».
– «Лодка Валокордин»? – переспросил Вульф. – Как лекарство? Валокордин – это сердечные капли. Не уверен, что можно чужое зарегистрированное наименование препарата использовать в своих целях.
– Анастасия всякое предлагала, сейчас зачитаю.
Наша собеседница вынула телефон, покопалась в нем и продолжила:
– Вот, отыскала, слушайте. «Зонтик мечты» – глупо.
Женщина оторвалась от экрана.
– Мне про зонтик не понравилось. И много чего другого тоже не подошло, сказала ей: «Чем непонятнее, тем интереснее! Кого привлечет вывеска “Сливочное масло оптом”? Только тех, кому данный продукт необходим. Поставщиков мебели такое не заинтересует, а нам надо охватить широкую аудиторию». И тут она написала: «Как Вам “Лодка Валокордин”?»
Анна взяла стакан, сделала несколько больших глотков и продолжила:
– Мне сначала понравилось, но потом Настя сказала, прямо как вы: «Вообще-то, ступила я! Так капли называются. Лучше что-нибудь другое придумаю». И через день написала: «“Кружок экстремального вязания”». Я одобрила – на мой взгляд, оригинально, непонятно, женщины зайдут из чистого любопытства посмотреть и останутся. Похвалила помощницу. Та ответила: «Не сама скреативила. Слышала, как мой папа это выражение произносил».
– А вы говорили, что данное словосочетание – ваше изобретение, – заметила я.
Щеки Анны порозовели.
– Ну… наверное, вы неправильно меня поняли. Я не говорила, что являюсь автором этого высказывания.
Я отвернулась к окну. С памятью у меня проблем нет, помню, как Кораблева сердито заявила, что сама придумала словосочетание. Сначала она разозлилась, что мы усомнились в ее креативности, но потом, узнав о банде «Кружок экстремального вязания», живо изменила позицию и сказала, что название сборищу дам родила ее помощница Анастасия.
– Дадите нам номер телефона своей помощницы? – спросил Макс.
– Пожалуйста, – кивнула Анна. – Номер не секретный, он везде указан как контактный номер нашего кружка.
Глава двадцать вторая
В канун Нового года евреи приветствуют друг друга словами: «Пусть вам будет записано только хорошее в этом году». Существует древнее предание, которое рассказывает, что на небесах, в огромной Книге жизни записаны имена всех живущих на земле. В дни Рош Хашана Бог отмечает, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей, в зависимости от соотношения грехов и праведных поступков определяет: «кому жить и кому умереть, кого ожидает покой и кого — скитания, кого — благополучие и кого — терзания, кому суждена бедность и кому — богатство».
Перед заходом солнца в первый день Рош Хашана евреи отправляются на берег моря, реки, ручья или озера. В Новый год каждому хочется вступить с чистыми помыслами и душой, свободной от грехов. Для того чтобы избавиться от грехов, евреи приходят на берег моря или реки и со словами молитвы: «Ты ввергнешь в пучину морскую все наши грехи» — вытряхивают над водой карманы или углы одежды, где обычно застревает мусор. Это символизирует избавление от грехов.
До сих пор осталась у иудеев традиция вкушать в новогодние дни свежие плоды. Хорошим началом года считается присутствие на праздничном столе фиников, свёклы и лука-порея, но ни в коем случае не орехов, потому что сумма цифр в буквах этого слова равнялась сумме цифр в буквах слова «грех». Во время трапезы принято также обмакивать круглый сдобный хлеб (халу) в мёд, а также есть яблоки в меду, чтобы весь год был «сладким».
К дням Рош Хашана приурочен и новогодний праздник деревьев Ту Б-Шеват. В еврейской традиции деревья всегда имели особое значение. В древние времена, когда рождалась девочка, сажали кипарис, а по случаю рождения сына сажали кедр. Во время брачной церемонии ветви этих деревьев использовали при изготовлении свадебного балдахина. Вместе с тем Рош Хашана начинает собой десятидневный период покаяния. Это время раскаяния за всё то зло, что люди сделали своему ближнему.
Священная книга иудеев «Талмуд» говорит, что бог Яхве судит мир четыре раза в год. На Пасху он выносит решение, каким будет урожай в наступающем году, в праздник Седмиц устанавливает урожаи садов, в праздник Кущей (Урожая) решает вопрос об осадках на весь год, а в Новый год решает судьбы людей. Рош Хашана — это судный день, когда Бог выносит свой приговор, а в первый день праздника Иом-кипур подписывает его и скрепляет печатью.
В древности был обычай надевать в Новый год белые одежды, хотя, наверное, следовало бы надевать чёрные, так как человек предстаёт обвиняемым перед Божьим судом. Однако все были убеждены, что молитвой, покаянием и милосердием Божиим будут оправданы.
Восточный Новый год
В юго-восточной Азии используется 12-летний календарный цикл. В его основу положен полный оборот Юпитера по небесной сфере за 12 лет. Каждому году присваивается имя определённого животного.
Одна из древнейших цивилизаций на Земле — китайская. Китайцы верили, что между людьми и некоторыми видами животных и растений существует родство. Таких животных нельзя убивать и употреблять в пищу. Например, племя «инь» поклонялось ласточке, были племена лошади, собаки, овцы. Люди в племени «ся» поклонялись змее, а позднее перешли к поклонению дракону — ведь он повелевает водными стихиями и является самым могущественным среди других животных. Китайские художники рисуют его с головой верблюда, рогами оленя, глазами кролика, ушами коровы, шеей змеи, животом лягушки, чешуёй карпа, когтями ястреба и лапами тигра.
Поклонение священным животным отразилось в китайском лунном календаре, каждый год которого посвящён определённому животному. В этом 12-летнем цикле смогли ужиться крыса, бык, тигр, кот (кролик), дракон, змея, лошадь, коза (овца), обезьяна, петух, собака, свинья.
Каждый очередной цикл восточного календаря открывает крыса. За что такая честь не самому привлекательному грызуну-вредителю? Если верить легенде, возглавить цикл могло любое животное, до слуха которого донёсся призыв Будды посетить его и выразить ему своё уважение в первый день Нового года. В обмен на преданность Будда обещал вознаградить зверей редким даром: правом безраздельно обладать каким-либо одним годом, дав ему собственное имя. Из всей большой звериной семьи лишь двенадцать животных пришли к Будде. Самой расторопной оказалась крыса. Затем в указанной выше последовательности — остальные. Будда поступил по справедливости: он выполнил обещание. Кстати, на Востоке, по многим поверьям, крыса — на редкость удачливый и добропорядочный зверёк. Знак «крысы» означает богатство, преуспевание, процветание. Объясняется это довольно просто: в зажиточном доме не голодают, а там, где еда — там и крысы. «Хотите разбогатеть, пригласите крысу», — советует китайская пословица.
В течение 60 лет каждое животное появляется пять раз, и каждый раз в его характере — новые черты. Они определяются символами пяти «элементов»: воды, дерева, огня, земли, металла. Им соответствуют и определённые цвета: белый, синий или зелёный, красный, чёрный, жёлтый. Только один раз за все 60 лет животные получают особое звание — «огненных», — «огненная» крыса, «огненный» бык…
Половина знаков (а именно знаки тигра, дракона, коня, овцы, курицы и змеи) ассоциировались со светлым или мужским началом ян, другая половина — с тёмным, или женским, началом инь. Кроме того, с ханьской эпохи вошло в обычай разделять надвое каждую из 12 частей Зодиака, выделяя в году 24 «сезона» (цзе). Они соответствовали сезонному ритму явлений природы: Начало весны, Дожди, Пробуждение насекомых, Весеннее равноденствие, Ясные дни, Хлебные дожди, Начало лета, Малое изобилие, Колошение хлебов, Летнее солнцестояние, Малая жара, Большая жара, Начало осени, Конец жары, Белые росы, Осеннее равноденствие, Холодные росы, Выпадение инея, Начало зимы, Малые снега, Большие снега, Зимнее солнцестояние, Малые холода, Большие холода.
Наступление каждого Нового года приходится на разные числа. Неизменно одно — он всегда наступает позже срока, определяемого григорианским календарём, — в первый день новой луны. Происходит это в период с конца января до конца февраля. Всё зависит от хронологической системы, основанной на особых, астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. С древнейших времён по такому календарю живут в Китае, Японии, ряде стран Юго-Восточной Азии.
Китайцы встречают Новый год в конце зимы, в преддверии весны — как ежегодного чуда возрождения природы после холодов и ненастья. С весной появлялись надежды на лучшую жизнь — богатый урожай, прибавление стада. В далёком прошлом праздник длился почти два месяца. Теперь время стало дороже, и праздник длится всего несколько дней, после чего много работают. Но не забывают с надеждой посматривать на игрушечное или настоящее животное, которое в этом году самое-самое главное.
Китайский Новый год — шумный и очень весёлый. Но к нему надо обязательно подготовиться. Вся семья производит уборку дома в течение целого месяца. На кухне в каждом углу ставят по свечке и кладут красный лист с особыми посланиями для бога кухни — Цао Чуна (Цзаована). Именно он подсчитывает как хорошие дела, так и ссоры. Затем покидает дом, чтобы обо всём рассказать главному божеству — Ю Хуану, императору нефрита. И уже Ю Хуан решает, для кого Новый год будет удачным, а кто сам себя обокрал, совершив плохие поступки и устроив ссоры. Нередко хитрые хозяева смазывают губы изображения Цао Чуна, стоящего обычно на самом почётном месте за очагом, чем-нибудь сладким — мёдом, пирожными. Губы бога кухни слипнутся, и он не сможет проболтаться о прегрешениях домочадцев. Во время предновогоднего отсутствия Цао Чуна китайцы обычно играют свадьбы, чтобы от души повеселиться, пока «хозяин» в отъезде.
Накануне праздника необходимо купить новогоднее дерево. Не ель или сосну, а мандариновое. Крошечное или огромное, растущее в маленьких горшках или кадках. Главный подарок на китайский новый год — деньги удачи. Они могут быть настоящими или шоколадными. Монетки кладут в красные конвертики — «ампау» и развешивают на ветках мандариновых деревьев. Каждый китайский дом, независимо от достатка его владельцев, обязательно украшает свои новогодние деревца такими магическими конвертиками, приносящими удачу, богатство, процветание и здоровье. Над дверью китайцы вывешивают иероглифы «фу». Это у нас в слове «фу» нет ничего хорошего. А у китайцев «фу» — иероглиф счастья, и его изображение считается лучшим подарком.
На китайский Новый год семья собирается вместе. Праздничный стол особый. Каждое блюдо — это пожелание. Китайские грибы означают «прекрасные перспективы», свиной язык — «прибыль», устрицы — «хороший бизнес», а запечённая рыба — «изобилие». Такая еда называется «делание денег», потому что подаётся на салатном листе, что по-китайски звучит как «делание денег». Ещё на стол кладут шоколадные деньги в фольге, а также семечки дыни, покрытые съедобной красной краской. Если кто-то увлечётся поеданием семечек, то может вызвать весёлые замечания окружающих. Обычно тому, кто их ест, всегда желают «каждый год по сыну».
В Новый год у китайцев в буквальном смысле кружки воды не допросишься, да и прикурить никто не даст. И всё потому, что нельзя в этот день никому отдавать огонь и воду — это значит лишишься благосостояния на весь год.
Наутро знакомые и незнакомые люди говорят друг другу: «Кунг хей фат чой» — «С Новым годом!» Но праздник на этом не кончается. Настоящее веселье — впереди.
Рано утром все спешат в храм, поставить курящиеся палочки богу процветания — Туа Пеконгу. На площади у храма бьют барабаны, звенят цимбалы и гонги. Из храмовых ворот выходят львы. На каждого льва приходится два тренированных молодых человека, обычно занимающиеся борьбой кунфу. Один стоит во весь рост и держит огромную голову животного — пасть его широко открыта, голова украшена разноцветными помпонами, глаза вращаются. Другой юноша, согнувшись пополам, держит первого за пояс и стремительно крутит остальной частью льва. В то время как две львиные ноги выделывают невероятные па, голова смеётся, морщится, подмигивает, пугает и веселится.
Львы выходят на улицу, сопровождаемые большой толпой. Каждый дом, мимо которого движется процессия, салютует ей хлопушками и фейерверками. Двери открывают настежь, львов всячески зазывают внутрь. Повезёт, если он заглянет к вам в дом. На столе его ждёт красный пакет с деньгами. Он хватает его и кладёт в пасть. Затем идёт на кухню, чтобы отдать дань богу кухни. Возвращается, сотворяет молитву небесному богу и покидает гостеприимное жилище. Посещение льва приносит удачу и процветание, поскольку злые духи и демоны улетают из дома при его появлении.
Существует легенда о происхождении танца львов. Однажды некоему императору из династии Тан, правившей в VII–X веках, приснится сон: будто вышел его дух из тела и полетел в поднебесье. Там его встретили семь красавиц, которые назвали себя посланницами семи северных звёзд. Они сказали ему, что богиня Луны велела им сопровождать его в полёте на эту планету. Император обрадовался и согласился. Его поместили в красивый паланкин, который подняли четыре сильных стража. По радуге они быстро неслись в сторону Луны. Вдруг перед императором выросла громадная арка из ароматных цветов. «Какой чудесный вид!» — воскликнул он. Его встретили феи, осыпали цветами и посадили на белое облако. На нём он прибыл в зал лунного дворца.
Утром, когда я спустилась в столовую, ко мне бросилась Роза Леопольдовна:
– Вы не поверили, когда я сказала, что к нам на участок приходит слон!
За спиной Краузе показалась Сюзанна, она повертела указательным пальцем около виска.
– Ну что вы! – ласково ответила я. – Ни на секунду не усомнилась, что говорите правду.
– Да! – воскликнула няня Кисы. – Никогда не вру! Слон шнырял по участку!
Сюзанна хихикнула.
– Ну ладно, порой случается, что говорю неправду, – дала задний ход Роза Леопольдовна. – Но к этому принуждают обстоятельства. Вот, например, вчера Капитолина спросила: «Как я выгляжу?» На самом деле она внешне страшная. Но в данном случае лучше было покривить душой. Я ответила: «Великолепно! Аж глаза закрываются, глядючи на вашу красоту!» Ей это понравилось.
– А меня бы не порадовали слова про «гадючью красоту», – сказала Архипова.
– Гадючья красота? – заморгала Краузе. – Никогда бы я такого не произнесла!
Сюзанна удивилась.
– Так ты секунду назад сказала: «Глаза закрываются, гадючья ваша красота!»
Няня всплеснула руками.
– Сюзи, сходи к доктору, ты плохо слышать стала! Я сказала: «Глаза закрываются, глядючи на вашу красоту!»
– Глядючи? Это что?
– Есть глагол «глядеть». Вот пример предложения с ним: «Когда гляжу на вашу ослепительную красоту, мои глаза блеска не выдерживают». Ясно?
– Нет, – призналась наша повариха. – При чем тут гадюки?
– М‐м‐м… – простонала Краузе. – Вот вспомнила пословицу: «Слушать надо ухом, а не брюхом».
– Вернемся к слону, – остановила я ненужную дискуссию. – Вы его опять встретили?
– Да! – подтвердила Краузе. – Он сидел у входа в гостевой дом! Потом удрал.
Тоном нянечки детского сада, которая объясняет трехлетке, что под ее кроватью нет никаких чудовищ, я просюсюкала:
– Вот и хорошо! Животное убежало, больше не появится.
– Говорила же, но никто мне не поверил! – вскрикнула Роза Леопольдовна. – Посчитали меня выжившей из ума!
– Конечно нет, – быстро возразила я, думая, как бы уговорить няню съездить к психиатру.
Надо попросить Никанора Михайловича поговорить с женщиной.
– А‐а‐а! – завопила Сюзанна, которая именно в этот момент подошла к окну. – Слон!
Краузе одним прыжком оказалась около нашей кулинарки.
– Очень рада, что ты наконец мне поверила!
– Вон, вон, вон там! – зачастила Архипова, показывая пальцем в окно. – Только что пробежал! Серый! С носом! О! На парковке он!
Я подбежала к женщинам.
– Где?
Из ароматного тумана вышла к нему лунная королева необычайной красоты. В честь гостя был устроен пир. Подносили диковинные блюда. Сладкое вино пили из нефритовых кубков. Девушки пели сладкозвучные песни.
«Я долго ждала, чтобы пригласить тебя на Луну, — сказала королева. — Знаю, что в твоей стране сейчас голод, а на границах стоят войска, готовые напасть на ваши земли. Тяжёлые времена, но я помогу».
Перед возвращением император получил в подарок льва. «Куда бы ни отправился лев, — объяснила королева, — всюду он принесёт благополучие, удачу и счастье. Однако ему не следует появляться перед лицом смерти, печати и зла». Император горячо поблагодарил королеву и направился в обратный путь, как вдруг она воскликнула: «Чуть не забыла!» И дала ему сверкающий шарик: «Вот могучий кристалл „инь“, творящий добро и отгоняющий силы зла „ян“. Его надо прикрепить к львиному лбу».
Не успел император сказать и слова, как проснулся в своём дворце. Он сразу же позвал советников и рассказал о сне. Приказал немедленно изготовить голову льва из плотной бумаги на бамбуковой раме. Был придуман танец льва, состоящий из четырёх позиций: движения лошади, кошки, прыжки и перекрещивание ног. Исполняли танец воины, владеющие приёмами борьбы кунфу.
Император приказал, чтобы во всех провинциях научились этому танцу. Стало много сильных, крепких воинов, владеющих искусством кунфу. И враги побоялись напасть на страну, где воцарились мир и процветание.
Самый главный — танец дракона
Дракон в древнем Китае был мифическим повелителем водных стихий. В течение тысячелетий у него вымаливали дождь, воду для полей и садов, пастбищ. Дракон считался символом успеха, мощи, энергии, мудрости. В наши дни древний ритуал обращения к дракону за помощью превратился в «танец дракона».
В прошлом во время празднования китайского Нового года драконы нередко достигали 100 метров. В представлении участвовали 80 человек. Половина держала тело дракона и его голову, которая весила 24 килограмма. Остальные несли знамёна, плакаты с иероглифами, играли на гонгах, барабанах и… нередко заменяли уставших.
Из пасти дракона время от времени вырывались пламя и дым. Глаза сверкали. Из макушки торчали огромные оленьи рога, увешанные пучками трав. Это были листья ириса, артемизии и других ароматических растений. Эти «волшебные» травы должны были помочь дракону в борьбе со злом, недугами.
В Малайзии, на острове Пинанг встречают китайский Новый год необычным состязанием. Называется оно «чингей», что означает «подлинное искусство». Красочная процессия следует по всем улицам Пинанга. Мужчины, а нередко и женщины, умело балансируя, несут на головах высокие палки с флагами, не поддерживая их руками. Высота сооружения достигает пяти метров. Долгожители острова помнят тот день, когда впервые появилась такая процессия. Произошло это в 1919 году, когда на острове свирепствовала эпидемия неизвестной болезни, уносившей сотни жизней. На совете старейшин города решено было организовать небывалое шествие. От каждого рода выбрали несколько крепких юношей и доверили им пронести через весь остров длинные шесты с флагами на голове, не касаясь руками. Согласно древнему китайскому поверью, яркие флаги должны были привлечь к себе внимание богов, чтобы они спустились и спасли людей. Вскоре после этого шествия эпидемия прекратилась так же неожиданно, как и возникла. Традиция сохранилась, превратившись в увлекательное состязание. Молодёжь Пинанга с большой охотой участвует в этом состязании.
Монгольский Новый год не имеет точной даты, начало его может смещаться в пределах с конца января по конец февраля.
Всё началось в XIII веке. Монгольские племена объединились под эгидой Чингисхана. Это был век великих достижений: у монголов появилась своя письменность, состоялось первое знакомство с буддизмом. Монголы приняли новый календарь — двенадцатилетнего звериного цикла.
Монгольский календарь начинался с года мыши. В фольклоре монгольских народов есть сюжеты, связанные с названием годов и объяснением, почему двенадцатилетний цикл начинается с года мыши. Это сказка о том, как верблюд лишился года, хотя первый год цикла достался именно ему. А произошло следующее: верблюд и мышь поспорили: кому владеть первым годом. Решили: тому, кто увидит первый луч солнца. Верблюд лёг головой на восток, а мышь, сев ему на макушку, стала смотреть на запад, где находились высокие горы. Солнце ещё не успело показаться из-за горизонта, но отблеск его лучей уже был виден на западных склонах. Мышь увидела его первой и закричала об этом. Так ей достался первый год цикла.
Особенно интересна взаимосвязь календаря со способами определения возраста. Самым опасным считается возраст 81 год. Точного объяснения причин этого не существует, но, вероятно, опасность восходит к девятикратному повторению опасного цикла из девяти «мэнгэ». Старики называют 81-й год «муу нас» — «плохой возраст». Считается, что он может нанести урон и даже причинить несчастье не только самому человеку, но его семье. Такого возраста следует избегать всеми способами. С этой целью совершается специальный обряд, получивший название «наян нэгийн засал», что означает «исправление восемьдесят первого». Его задача — ускорить наступление 82-года жизни. Для этого за несколько дней до наступления Нового года в семье устраивался праздник по случаю 81-летия её члена. Готовили угощение, дарили подарки. Через несколько дней наступал Новый год и в соответствии с народной традицией всем добавлялся один год жизни. И юбиляру исполнялось уже 82 года.
«Цагаан сар» — монгольское название Нового года — переводится как «Белый месяц». Объясняют его название по-разному: белый — потому, что всё вокруг покрыто снегом. Вторая версия — в это время года происходит разгул злых сил, и чтобы их задобрить, месяц называют «белым», что согласно монгольской символике означает «счастье». И ещё, возможно оттого белый, что в этом месяце едят только молочные продукты.
Как праздновали Цагаан сар при дворе Хубилая — первого монгольского императора Китая, красочно описал великий путешественник Марко Поло: «В этот день сам император и все его подчинённые одевались в белое. В этот же день все подвластные страны, области, народы приносили императору дары: золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, дорогие белые ткани. Но и друг другу и знать, и народ в этот день преподносили белые вещи. Они обнимаются, веселятся, пируют и делают это для того, чтобы счастливо и подобру прожить год… Особенно любил император, когда ему дарили белых коней, белых слонов и белых верблюдов. Все они проходили перед ним, покрытые дорогими попонами, навьюченные ларцами с подарками, а император оценивал их своим благосклонным оком. „Такой красоты нигде не видано!“ Потом начинался многочасовой пир. В покои императора приходили фокусники и потешали его и гостей».
Новогодняя пища — это прежде всего ритуальная еда. Её готовилось много — для богов, духов, предков. Считалось, что она способна помочь процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Например, о каше лабачжоу китайцы ещё в древности говорили, что её «надо есть каждый день, чтобы урожай был обильным». Название некоторых блюд были призваны обеспечить благополучие в наступившем году. Так, у японцев фасоль, употребляющаяся в новогодней трапезе, называется мамэ, причём это же слово входит в состав выражения «будьте здоровы». На столе у японцев обычно много рыбных блюд.
В новогодней пище корейцев преобладают блюда, в которых обязательно используется клейкий рис. У монголов рисовая каша, сваренная на пару, цагаллак, появилась в их пище под влиянием китайской кухни. Или пельмени цзяоцзы, без которых и в наши дни немыслим Новый год на севере Китая.
Особое место в новогодней пище земледельческих народов занимают бобовые культуры: красные бобы — у китайцев, корейцев, японцев. У японцев важную роль играет рыба. А в новогодней трапезе монголов преобладают варёная баранина и молочные продукты — молоко, пенки, сухой творог, мягкий сыр, а также топлёное масло.
В буддийских странах, торжественно отмечающих наступление Нового года по лунному календарю, праздник встречают весьма изобретательно. Корейский ремесленник накануне 2000 года решил отличиться тем, что склеил к Году Дракона фигуру дракона из старых газет. На изготовление скульптуры высотой почти два метра он затратил 180 килограммов газет и около 40 килограммов клея. И что главное: все газеты только на экзотических языках, включая русский. И ни одного понятного иероглифа!
Огромное значение придаётся украшению помещений, где расположен домашний очаг. Создавались даже специальные новогодние картинки и надписи, предназначенные украсить помещения, где находились домашние животные. Так, тибетцы-кочевники накануне полнолуния на специальную раму натягивали шкуру яка, а на ней маслом делали различные рельефные изображения.
И тут мои глаза увидели животное с большими ушами, хоботом и ногами-колоннами. Оно находилось у гаража. На дворе холодно, листва опала, цветов и травы нет. Да еще сегодня выпал снег. Правда, он почти весь растаял, но кое-где уже лежат на земле белые «острова». На одном из «островов» и стоял элефант.
– Мама… – прошептала я. – Где наши собаки и коты? Он их раздавит! А Геракл? Где мыши?
– Так не лето, все в доме, – успокоила меня Краузе. – Только в теплое время года двери и окна нараспашку. Сейчас все заперто… Однако он маленький! Слоненок!
– Уши огромные, хобот… – дрожащим голоском подхватила Сюзи. – Как по заказу, документальный фильм про такое животное смотрела недавно. Ужасный! Страшный! Забыть его не могу! Не спалось что-то, залезла в интернет. Потом всю ночь колотил нервяк.
Архипова вытащила телефон.
– Сейчас, сейчас… Во! Глядите!
Мы с няней уставились на экран и услышали голос: «Кто сейчас стоит у дома? Слоненок! Именно так ответят все! Да еще, похоже, больной! Ростом он как немецкий голубой дог – да, тот может достичь метра в холке. Но для слона это ничтожно мало. Милый крошка с хоботом, вы можете подумать, наверное, его можно держать дома как питомца. О нет! Вы ошибаетесь! Перед вами самое страшное животное Африки – слон Родригеса! Название он получил в честь зоолога, который первым описал этого монстра. При малом росте и сравнительно небольшом весе этот слон способен проникнуть везде».
Я схватила Сюзи за руку.
– Боже! – прошептала Архипова. – Что он творит!
– Подошел к особняку вроде нашего, – затряслась Роза Леопольдовна, – ухватился носом длиннющим за ступеньки пожарной лестницы… А‐а‐а!
– Лезет вверх! – ахнула Сюзанна. – Господи, помилуй! Прямо акробат!
– О‐о‐о! – простонала Краузе. – Труба! Он теперь за нее уцепился! Влез внутрь!
– Невероятно! – выдохнула я.
А голос продолжал: «Да, да, вы увидели очередной подвиг мини-слона-убийцы. Именно так он легко проникает в любое здание. Для монстра почти нет преград. Но жители всех районов Африки, где обитает маленькое чудовище, знают, что оно панически боится подушек. Забейте подушкой трубу – и слон уйдет. Если же вы забудете это сделать, то гляньте, во что превратится ваше жилище».
– Мама! – закрыла глаза Краузе. – Ужас!
– Жуть жуткая! Все разбито, растоптано! – прошептала Сюзи.
Я сначала окаменела, потом бросилась на второй этаж и нашла Вульфа в кабинете с телефоном в руке.
– Что случилось? – осведомился супруг.
– Ты с кем беседуешь?
– С Володей.
Я выдернула из его пальцев трубку.
– Где Матильда Владимировна?
– Привет, – поздоровался Костин. – Не знаю, наверное, где-то дрыхнет на каком-нибудь диване, а их у нас много.
– Не выпускай свою собаку во двор! – закричала я. – У гаража стоит слон!
Раздался тихий скрип, потом Володя возразил:
– Никого не вижу…
– Он на нашем участке. Запри Матильду Владимировну в доме!
– Ладно, ладно, – быстро согласился Костин. – Не волнуйся, Лампа!
– Да как же не волноваться?!
Я подошла к окну и поняла, что слон ушел.
– Слоны в Московской области не водятся, – сказал Володя.
– Он мог удрать от кого-то, сейчас народ и дракона завести способен, – заметила я. – Сейчас за деньги и черта лысого привезут! Я видела хищника сейчас, как вижу тебя!
– Сейчас ты меня не видишь, – возразил мой друг.
Почему мужчины такие зануды? Почему им всегда надо что-то уточнять, объяснять, оправдываться перед ними, что ты неточно выразилась?
– Наблюдала серую тушу секунду назад собственными глазами, узрела его, как тебя ранее, – изменила я свои слова.
Костин нашел новый повод покритиковать меня:
– Нельзя глядеть чужими глазами, прилагательное «собственными» в данном предложении лишнее. И тебе просто показалось!
– Подожди секунду, – попросила я, выбежала на лестницу и закричала: – Роза Леопольдовна! Сюзи! Идите скорее к Максу в кабинет!
Когда обе женщины сказали Вульфу и Костину, что лицезрели африканского жителя, я вынула свой телефон, набрала номер Глазова, включила громкую связь и спросила:
– Никанор Михайлович, могут ли несколько человек видеть то, чего нет?
– Если их погрузили в гипнотический сон одновременно с внушением того, что они сейчас узрят, то это возможно. Про такие эксперименты слышал. Но все равно будут некоторые различия в образах. Допустим, гипнотизер сосредоточился на одежде, внушил, что фигура человека – в красной рубашке. Все трое испытуемых это и увидят. А про цвет волос группе никакой установки не дали. Поэтому, вероятно, один зрительный фантом окажется брюнетом, другой – блондином, третий – лысым.
– Никакого гипноза не было! – невежливо перебила я Глазова. – Три обычные тетки смотрят в окно и видят слона одновременно. Но его в реальности нет!
– М‐да, – тихо произнес Никанор Михайлович. – Женщины хорошо внушаемы. На эту тему написано много работ, и об нее же сломано немало копий. Большинство ученых полагают, что если одна дама видит пожар, которого нет, и чует дым, которого тоже нет, и если при этом присутствуют мужчины, то они возразят: «Нет, вам показалось». Если же в комнате только представительницы слабого пола, то восемь из десяти дам впадут в панику, потому что они тоже увидят огонь и почуют дым. Очаровательные леди поэтому часто становятся жертвами рекламы. Мне по данному вопросу больше сообщить нечего. Если коротко, то мое мнение таково: если одна девушка уверена, что в комнате бушует шторм, то ее подруги тоже увидят бушующие волны. Потом, возможно, кое-кто из дам сообразит, что они ошиблись, но не каждая захочет признаться в своей глупости. А часть представительниц прекрасного пола продолжат пребывать в уверенности, что их чуть не затопило. На логичный вопрос, почему же везде чистота, порядок, нет грязи, последует ответ: «Не знаю, отстаньте! Видела огромный вал воды, он летел на нас!» Вас устраивает мое объяснение?
– Угу, – промычала я, – спасибо.
– Что и требовалось доказать, – рассмеялся Вульф, когда я вернула телефон на письменный стол. – Вам всем хищник приснился. Простите, мне пора убегать.
– Он был во дворе! – топнула ногой Роза Леопольдовна.
– Стоял у гаража! – добавила Сюзи.
– Серый, с хоботом! – дополнила я. – А еще мы видели кино про него. Сейчас тебе покажем.
– Спасибо, непременно посмотрю, но не сейчас, – скороговоркой отозвался Макс и убежал.
– Он даже на минуту не захотел задержаться, чтобы посмотреть документальные кадры! – расстроилась Роза Леопольдовна. – И что нам делать?
– Сейчас сообразим, как поступить, – сказала я и побежала в гостиную, где оставила свой планшет.
Глава двадцать третья
Через полчаса поиска в интернете я так и не нашла ответа на вопрос, куда обращаться, если около дома бродит слон. И уже хотела закрыть айпад, но увидела объявление. «Поймаю любое животное на вашем участке: крысу, собаку, кота, енота, крота, бобра, слона, крокодила, тигра, обезьяну и т. д. Никто не пострадает. Применяются гуманные методы. Вы сумеете проследить за судьбой животного, которое пристрою в хорошие руки. Дорого. Эффективно. Лучший вариант для людей и зверей! Семен Михайлович Руков, зоопсихолог, ветеринар, кандидат наук, 30 лет работы с животными в цирке и кино. Голуби для церковных праздников и свадеб». Не веря собственному счастью, я потыкала пальцем в экран.
– Алло, – произнес приятный баритон.
– Позовите Семена Михайловича, – попросила я.
И далее наш разговор потек своим чередом.
– Слушаю.
– У нас на участке появился слон!
– Замечательно.
– Я не в восторге.
Хороший урожай — залог счастливой жизни. У корейцев до сих пор существует традиция — как начинать первые 12 дней Нового года. Так, в первые дни Нового года, в день мыши, корейские крестьяне зажигали на полях огонь с целью изгнания мышей — главных врагов урожая. В 1-й день тигра полагалось воздерживаться от визитов. В 1-й день зайца один из мужчин семьи должен рано утром выйти из дома. Если ему встретится женщина, — год будет несчастливым. Утром в 1-й день дракона молодые девушки и женщины стремились встать как можно раньше, чтобы первой подойти к колодцу. Если кому-то удастся первой зачерпнуть воду из такого колодца, а затем в этой воде сварить рис — богатство и довольство будут сопутствовать её семье весь год. В 1-й день змеи не рекомендовалось подстригать волосы, так как считалось, что в противном случае змея приползёт в дом. В 1-й день свиньи взрослые и дети старались умываться специальным порошком, сделанным из бобов. Считалось, что это улучшит цвет лица, а губы станут красными, как бобы.
В новогодние праздники гадали обязательно. Китайцы, тибетцы, японцы, монголы, корейцы стремились узнать характер ветров, количество осадков, температуру каждого из 12 месяцев.
У китайцев, корейцев, японцев были распространены гадания на бобах и зёрнах риса. Существовал обычай предугадывать погоду на целый год по цвету полной луны.
Тинджан пришёл в Бирму
Если символом России является берёза, Канады — клён, Ливана — кедр, то символом Бирмы можно считать падаук, дерево, цветущее раз в году. Его оранжево-жёлтые цветы очень душисты. Их так много, что ствола и веток практически не видно, и крона напоминает огромный апельсин.
Цветение падаука совпадает с весёлым праздником тинджан — бирманским Новым годом.
Хотя многие называют тинджан буддийским Новым годом, это не так. Тинджан древнее буддизма и связан больше с языческими верованиями. Буддисты ведут летоисчисление от времени перехода Будды в нирвану и сейчас (2011) на буддийском календаре 2554 год. Бирманская же эра ведёт счёт со времени воцарения династии Викрама: бирманцы в апреле встретят 1373 год.
Обычай праздновать Новый год в апреле уходит корнями в далёкую древность. Праздник знаменует рубеж времён года: конец жаркого сухого сезона и наступление дождей. В переводе с санскрита слово «тинджан» означает «переход», «изменение». Первый месяц бирманского года называется «дэгу», что означает «рубеж времени». Есть и другое толкование названия месяца: «время, когда пришла пора собирать плоды пальмы», из сока которой делают пальмовый сахар и бодрящий напиток, которым угощают почётных гостей. В древних рукописях сохранились сведения о том, что тинджан в этих местах, в древнем Паганском королевстве, отмечался ещё в XI–XIII веках. Говорят, что короли совершали окропление водой отдельно от народа, для них строили специальные коридоры до берега реки, где они праздновали приход Нового года.
В дни празднования тинджана царит удивительно бесшабашная обстановка. По всему городу построены павильоны, к которым подключены шланги — из них окатывают всех проходящих и проезжающих. Исключение делают только для монахов, почтальонов и полицейских.
С наступлением темноты веселье продолжается с удвоенной силой. Повсюду слышны мелодичные звуки национальных оркестров. Над оркестром парит изображение бирманского дракона — чудовища с хоботом и бивнями слона, горбом буйвола, хвостом рыбы, рогами гималайского оленя, ушами и копытами лошади.
В первый день Нового года принято выпускать рыб в водоёмы. На волю отпускают животных, особенно коров.
Затем верующие направляются в пагоды для молитвы. Везде продаются небольшие букетики тинджана. В него входит 7 различных цветов, вернее листьев, и каждый соответствует определённому дню недели. Монахи окропляют их водой, читают над ними молитвы. Такие букеты хранят до следующего года. По поверью, они приносят удачу и благополучие в новом году, охраняют жилище от злых духов. Считается также, что выставляя перед жилищами букеты тинджана, люди приветствуют новогоднее божество тинджан, которое спускается с небес на землю и оценивает поступки людей. Хорошие заносит в книгу в золотом переплёте, а для дурных приготовлена книга с переплётом из собачьей кожи.
В дни тинджана готовят специальное блюдо — рис, пропитанный запахом воска.
Тэт
Во Вьетнаме Новый год наступает в новолуние первого лунного месяца — в конце января или начале февраля. У этого праздника два названия. Одно из них — Нгуен дан тиет, что означает «Время утренней зари». Ещё его называют Тэт ка, или просто Тэт, что в переводе означает «Самый главный праздник». Сами вьетнамцы говорят, что у европейских народов нет ни одного праздника, который занимал бы столько места в жизни семьи общества в целом.
Где бы ни был человек, какого бы ни достиг ранга и достатка — Новый год он мечтает провести в кругу семьи, встретиться с родными и близкими, преклонить колени перед домашним алтарём, привести в порядок могилы предков. Городские жители устремляются в деревню, чтобы их дети познакомились с родственниками. Недаром у вьетнамцев сложилась пословица: «Пьёшь воду — вспомни об источнике».
К своему самому главному празднику вьетнамцы готовятся основательно. Примерно за две недели до Тэта на бойких местах вдоль дорог и улиц открываются базары, в том числе и цветочные, где торгуют персиковыми ветками и саженцами этих деревьев, ведь скоро придёт весна.
На праздничных базарах продаются также вымпелы, звёзды, фонари самых разнообразных форм и размеров: в виде рыб, драконов, коней, птиц из папье-маше и бумаги (у многих из них в брюхе колеблются огоньки свечей). Всё переливается невообразимыми красками и позолотой.
Быстро раскупаются игрушки из теста: скачущие на конях воины с мечами, щитами и знамёнами, ладьи с гребцами в разноцветной одежде, дремлющие малиновые буйволы, синие антилопы с красными рогами, драконы и белоснежные зайцы с розовыми ушами. Здесь же можно поесть засахаренные овощи и фрукты — излюбленное лакомство вьетнамцев. Засахаривают и сушат порой самые невероятные вещи: морковь, кабачки, помидоры, имбирь. Эти торговые ряды — излюбленное место детворы.
На праздничном базаре в Ханое расположился целый глиняный город: здесь продают фигурки людей всех сословий и профессий, реальных и сказочных зверей, дома, пагоды. С прилавков торговцев, а то и просто с земли на вас смотрят томными глазами с длинным и ресницами огромные свиньи-копилки ярко-жёлтого цвета с красно-синими кругами на боках. Рядом с ними приютились маленькие поросята — ярко-красные, с прищуренными глазками и синими ушками. А в южных провинциях Вьетнама на базарах можно видеть целые горы спелых арбузов — они как раз поспевают в это время.
Во вьетнамской семье перед Новым годом в доме развешивают красные полоски бумаги с изречениями древних мудрецов или просто с добрыми пожеланиями. Иногда такие надписи выглядят как целые лозунги: «В начале года родить сына, в конце — дочь».
На стыке старого и нового года — «когда небо сходится с землёй» — по всей стране слышится несмолкаемый треск петард и гром барабанов, ибо шум и грохот мешают злым духам спуститься с гор и навредить людям.
За праздничный стол вьетнамцы садятся с букетам и цветов, а на столе должны быть обязательно белые и зелёные пироги. Белые — из муки и делают их в форме полушария — как небо.
К праздничной трапезе вьетнамцы пекут главное новогоднее блюдо — пирог бань тинг. Они и друзьям своим вместе с поздравлениями и пожеланиями преподносят завёрнутые в зелёные листья и перевязанные мочалом квадратики. Такой пирог с начинкой символизирует квадратную землю с водами, полями и лесами. Приготовить бань — дело не простое. Даже самый искусный повар меньше чем за восемь часов не управится. Поэтому пироги готовят заранее, чтобы в тот момент, когда глава семьи наденет длинный чёрный халат, тюрбан и пригласит всех принять участие во встрече Тэта, пирог уже стоял на столе.
И вот наступает Новый год. Во Вьетнаме существует несколько правил, которые все обязаны выполнять в первые дни после наступления Тэта. Нельзя надевать одежду белого цвета — в восточных странах это цвет траура. Нельзя говорить о смерти. Нельзя кривляться, подражая обезьяне. Нельзя выносить мусор.
Эти предписания выполнить довольно легко, хотя, конечно, мусора в эти праздничные дни накапливается много. Ведь начинается пора всевозможных увеселений и развлечений. Одно из них — шествие с чучелом дракона, которого упрашивают, чтобы он послал хорошую погоду.
Официально праздник Тэт длится три дня. Однако ровно за неделю до него и неделю спустя после наступления Тэта бесполезно обращаться в какое бы то ни было учреждение, надеясь разрешить тот или иной вопрос. Государственные служащие — тоже люди и они тоже хотят начать праздновать встречу Нового года как можно раньше. Ведь это самый главный праздник во Вьетнаме.
Новый год в Японии и Сэцубун
У японцев — приверженцев синтоистской веры, так же как и у китайцев, монголов и тибетцев, Новый год обычно совпадал с наступлением весеннего сезона, с праздником начала весны. Многое изменилось в новогодних календарях этих народов с конца XIX века, но и очень многое осталось общим — следование древним традициям и обрядам.
У японцев к Новому году особое отношение, потому что период новогодних празднеств — это редкая возможность побыть с семьёй, встретиться с родственниками и знакомыми.
Все учреждения, магазины, школы прекращают работу, воцаряется предпраздничная суета, которая начинается с открытия предновогодних базаров и ярмарок. В каждой стране есть свои вещи, пользующиеся спросом на этих огромных базарах. В Японии это бамбуковые грабли — кумадэ, богато украшенные орнаментом. Размеры их колеблются от десяти сантиметров до полутора метров. Каждый японец считает необходимым приобрести их, чтобы было чем загребать счастье в Новом году.
Особое значение для радостной встречи Нового года имеет предпраздничная уборка дома: новое счастье должно прийти в чистый дом, да и Божество года, которое здесь все с нетерпением ждут, не захочет явиться в неприбранное помещение.
В доме обычно появляются новые вещи, поскольку именно перед Новым годом многие японские фирмы выплачивают своим служащим бонусы — нечто вроде тринадцатой зарплаты. Покупается новая или приводится в порядок старая, чаще всего традиционная одежда.
Чтобы порадовать Божество года, приносящее удачу в семью, японцы устанавливают перед домом кадомацу — небольшие ворота из трёх бамбуковых палочек, к которым подвязывают ветки сосны. В домах победнее перед входом просто прикрепляют сосновые ветки. А те, кто побогаче, выставляют кадомацу, сделанную из карликовой сосны, бамбукового ростка и маленького деревца цветущей сливы или персика. Вечнозелёная сосна символизирует силу и долголетие, бамбук — выносливость и умение противостоять ударам судьбы, а также продвижение вперёд (за ночь он может вырастать на 12 сантиметров, а его гибкий ствол не сломить даже ураганному ветру). Цветы сливы или персика, иногда припорошённые снегом, — символ вечной красоты.
К дверям домов обычно прикрепляется соломенная верёвка, в которую вплетены разноцветные бумажные полоски, а рядом непременно мандарин — пожелание благополучия и процветания.
В предновогодние дни на улицах появляется больше (чем обычно) людей, сидящих за маленькими столиками, на которых стоит что-то вроде лотерейного барабана. Это гадатели, которые за определённую плату предскажут ваше будущее. Иногда на таком столике стоит зажжённая свеча. Во многих храмах можно приобрести письменное предсказание судьбы.
Большим спросом в эти дни пользуются пузатые ярко-красные дарума — куклы с насупленными бровями и пустыми глазницами. Перед Новым годом нужно самому разрисовать один глаз куклы и загадать желание. Если оно исполнится, то даруме подрисовывают и второй глаз.