Не исключено было, что она поедет в Бескудниково немедленно. Мальчики прогуливались перед ее домом до одиннадцати. Но свет в окне погас, Щеточкина не показалась, и детективы разошлись по домам.
Утром они появились под окном своей Джульетты чуть свет, сама она вышла лишь в десятом часу и прямым ходом направилась… в Бескудниково!
Так мальчики узнали второй адрес.
Они почти не прятались, два парня, увлеченные оживленным разговором. В Бескудникове даже опередили Щеточкину, первыми свернули в Садовый переулок.
Домишки в переулке прячутся в палисадниках, во дворы ведут калитки, за воротами лают псы. Переулок кажется перенесенным в Москву из допотопной провинциальной России.
Щеточкина подошла к одной из калиток, подергала звонок, ответила кому-то за забором и скрылась за калиткой.
Вскоре вышла обратно, лицо ее выражало растерянность, что-то пробормотала и торопливо пошла обратно.
— Злая, — заметил Петя.
— Не ждали, — усмехнулся Юра. — Идет и гадает, откуда взялась открытка.
— Не догадается?
— Откуда ей!
Мальчики не пошли ее провожать.
Хитрый домик
С этого дня они перебазировались в Бескудниково.
Поблизости от дома находиться нельзя: свирепый боксер лаял до тех пор, пока не появлялся хозяин, пожилой мужчина в сером люстриновом пиджачке. Он выходил из-за калитки в переулок и пытливо смотрел по сторонам. Мальчики прибегли к камуфляжу, улеглись поодаль у чьего-то забора на травке, закинули руки за головы, устремили мечтательные взоры в голубое небо, и человек в пиджачке почти не обратил на них внимания.
На следующий день Юра и Петя слегка изменили маскировку: захватили колоду карт, пустую поллитровку, бутылку положили в траву, сами принялись перекидываться в карты.
Человек, выйдя из дома, заметил их, но не сказал ничего. На третий день он к ним подошел:
— Вы чего тут, ребята?
— Играем! — Петя кивнул на Юру. — Пол-литра уже есть.
— А с чего забрели в наш переулок?
— Тихо, — объяснил Юра. — Милиция не заглядывает.
— Хотите приманить? — Мы аккуратно!
— Сами-то откуда?
— Со стройки. Отдохнем, а к концу смены обратно.
— Нашли бы местечко получше!
— Нам и здесь неплохо.
— Знаете что, дам на пол-литра, только идите отсюда, не нарушайте тишину.
Они взяли на пол-литра, ушли, а на следующий день появились опять.
Человек в пиджачке подошел уже с претензией:
— Как же так? Взяли на пол-литра — и пришли?
— Так мы за вчера взяли, за сегодня уговора не было.
— Не каждый день давать!
— А почему не каждый?
Человек в пиджачке рассердился:
— Вот вызову милицию!
Юра вежливо приподнялся:
— Сходить?
— Тьфу!
Человек ушел.
В его домик нет-нет да и наведывались гости. Все больше мужчины. В добротных пальто, в синтетических модных плащах. Заскакивали в переулок, озирались, звонили, стремительно исчезали за калиткой. Иногда подъезжали на такси. Иногда выгружали какие-то свертки. Расплачивались, отпускали машину и лишь после этого дергали звонок.
Юра вел регистрацию посещениям. Очень уж настороженно вели себя этилюди. «Пятница. 11.38 — два человека; 14.30 — трое, на такси; 16.25 — один». Юра записывал время, количество посетителей, записывал даже номера такси.
Однако толку от этих наблюдений было мало.
Прийти к какому-нибудь определенному заключению мальчики не могли.
— Что-то здесь нечисто…
— Махнем сюда к вечеру? — предложил Юра.
— А что вечером?
— Может, что увидим. Для чего-то приходят люди…
У него возникло подозрение. Самое нехорошее, какое только могло возникнуть.
Но Петя вел себя как доподлинный друг, он не залезал в душу к Юре, не пытался его расспрашивать.
Все в Бескудникове выглядело ночью иначе, чем днем. Садовый переулок совсем погрузился в прошлый век, стал еще провинциальнее, еще нелюдимее. Каждый дом превратился в загадку. Два фонаря на весь переулок. Ночные тени ползут из-под любой подворотни…
Вот и особнячок, принимающий подозрительных гостей. Тишина возле него еще гуще, никакого движения. В окнах свет, только окна плотно зашторены.
Однако чуть подошли к палисаднику, лай взорвал тишину. Пес так и залился… Небо раскалывается!
Мальчишки ретировались.
— Что делать? — огорчился Петя. — Взбудоражит весь переулок!
— Думаешь, зря держат? — Юра достал деньги. — Быстро. В ближайший магазин. Два кило самой дешевой колбасы.
— Подкуп?
Петя проявил удивительную оперативность.
— Отсутствовал тридцать семь минут шестнадцать секунд. А вот и колбаса. Ливерная. Дешевле не было.
— Нарежь. Рывок к воротам и по куску через забор. Тихо — жди, залает — кусок. Покуда хватит.
Вернулись к дому. Петя к воротам. Юра в палисадник. Тишина. Два окна закрыты изнутри ставнями, три плотно завешены. За окнами что-то гудит.
Радио? Проигрыватель? Что-то монотонное. В одном из окон занавеска чуть разошлась. Кто-то стоит. Мужчина. Женщина. И еще женщина. Лиц не видно. Но… Что-то знакомое. Терракотовое платье. Юра фантазирует. Уверен, что фантазирует. Терракотовое платье есть у Тани. Тягучая какая-то музыка. Юра слышал запись джаза Армстронга. Очень похоже…
Вспомнились какие-то романы. Кино… Притон? Тайный притон! Только как могла попасть сюда Таня! Обманули? Завлекли? Заманили? Он не верил своим глазам, хотя увидел-то он всего лишь край платья. Сердце его разрывалось. Разбить окно? Вломиться в дом? Бессмысленное предприятие! Двое против… Это только у Дюма двое сражаются против двадцати!
Юра не боится. Петя тоже не отступит. Но если с Петей что случится…
Юра не знал, долго ли стоял под окном. Тишина взорвалась заполошным лаем…
Петя перегнулся в палисадник.
— Бежим!
Самое время! Отбежали в темень, подальше. Брякнула щеколда, открылась калитка, кто-то выглянул в переулок.
— Всю колбасу сожрал, — тихо пожаловался Петя. — И никакой благодарности!
— Понимаешь, там притон!
— Какой притон?
— Ты что, не бываешь в кино?» Парижские тайны» видел? Пьют, играют в карты…
— А при чем тут Таня?
— И женщины!
— Таня-то при чем?
— Заманили и не выпускают. Трудно, думаешь? В этом вопросе она дура дурой. А потом принуждают…
— А милиция?
— Милиция на то и существует, чтобы такое не допускать. Но преступники-то действуют тайно. Ты что в самом деле? Мы же проходили обществоведение.
— При чем тут обществоведение?
— А «родимые пятна»?..
Короче, «Ватсон» спрашивал, а «Холмс» разъяснял.
Следовало что-то предпринять. Самим им не попасть в хитрый домик. Порешили уловить момент и просигнализировать милиции. Может, все-таки удастся что-нибудь выяснить.
В следующее воскресенье мальчики залегли подальше, чтобы не бросаться в глаза. Юра захватил театральный бинокль. Позаботились и о декоративном оформлении позиции: поставили бутылку из-под водки, наполненную водой, разбросали по траве карты, развалились в непринужденных позах.
Хозяин хитрого домика привык как будто к их присутствию — очень уж открыто вели себя эти два парня, соглядатаи так себя не ведут.
Юра чувствовал себя настороже, говорил Пете:
— У меня предчувствие, сегодня что-то произойдет.
Вскоре появилась их старая знакомая Щеточкина. Подошла к домику, позвонила, пока ждала, извлекла из-под кофточки конверт, скрылась за калиткой. Вслед за ней подъехало такси с двумя пассажирами. Те принялись вытаскивать из багажника сверток за свертком. Юра насчитал семь свертков, Петя — восемь. Такси уехало, посетители исчезли в доме. Спустя полчаса
подъехала еще зеленая «Волга» с тремя седоками. Они тоже вошли в дом, оставив машину на улице.
— Пирушка, — сказал Юра. — Бегу! А ты — во все глаза…
Он рысью помчался в отделение милиции.
В кабинете старший лейтенант и майор милиции играли в шахматы.
— Дежурный?
— Ну я, — не спеша ответил лейтенант. — Что случилось?
Юра сказал, что в одной из московских школ вот уже несколько недель, как пропала девушка. Комсомольцы решили ее найти. В частности, поисками занимаются он, Юрий Зарубин, и его товарищ, Торцов. Они полагают, что девушку заманили в тайный притон, и притон этот находится не так уж далеко от милиции — Садовый переулок, дом номер четыре!
— С чего это вы взяли, что там притон?
— Да мы уже целую неделю следим!
— Смотри, какие сыщики! Откуда ж у вас такое мнение?
— Джаз, танцы и… Сами понимаете!
— Джаз и танцы не возбраняются.
— Поверьте, там это носит… иной характер. То и дело заходят какие-то люди, привозят свертки, увозят…
— Свертки? — Это уже спросил майор, он заметно оживился, услышав о свертках. — Ну-ну, расскажите-ка!
Юра предъявил свои записи.
Майор оказался начальником отделения. Он с интересом листал блокнот.
— Заметочки-то, оказывается, дельные, — сказал он лейтенанту. — Не прозевать бы! Давай организуй.
Лейтенант встрепенулся.
— Ну-ка, ну-ка, — обратился начальник опять к Юре. — Кто там сейчас?
Юра повторил.
— Вот что, — сказал начальник. — Спасибо за сообщение, мы сейчас отправимся, может, и дельное что. А вас попрошу обязательно заглянуть завтра.
Юру они с собой не приглашали.
— Если найдете там девушку…
— Какая там девушка! — усмехнулся майор. — Нас не девушки интересуют, а свертки…
Сперва не придали значения словам Юры и вдруг немедленно собрались, только Юра их и видел!
Он вышел за ними — милиционеров и след простыл: умчались на машине.
Юра зашагал обратно. Петя находился на прежнем месте. Встревоженный и подобранный. Карты и бутылка отсутствовали, он их куда-то убрал.
— Там милиция!
— Знаю.
— А что нам делать?
— Подождем. Посмотрим, чем кончится.
Но ждать не пришлось.
— Гляди, гляди!
Петя стремительно толкнул Юру.
Калитка закрыта, милиционеры ее предусмотрительно заперли, но в заборе, оказывается, есть еще калитка. Из темной щели вынырнули какие-то люди… Четверо! Двое мужчин и две женщины. Они шли, явно стремясь скорей выбраться из переулка.
— Глядя!
— Постой, постой… но ведь это же… Таня! Конечно, Таня! Петро, будь здесь, скажешь милиции. А я побегу!
Юра побежал, но беглецы тоже не медлили. Еще минута, и они скроются.
— Таня! Таня!
Юра закричал изо всех сил, отчаянно, на весь переулок. Беглецы, однако, не обернулись, они и впрямь бежали.
— Таня!
И вдруг она обернулась. Остановилась на мгновение, посмотрела на Юру, приложила палец к губам и… скрылась за углом.
— Стойте!
Не должны беглецы уйти…
Юра добежал до угла, налетел на какого-то типа, и тот схватил Юру за руку.
Юра рванулся, но не так просто вырваться из железных тисков.
— Не спеши, молодой человек.
Так и есть, это один из тех, кто сопровождал Таню!
— Вы ответите…
— Тихо…
Правая рука скована, Юра хотел ударить левой — он занимался боксом, — но противник выкрутил ему слегка правую.
Юра охнул.
— Ничего, молодой человек.
Гнусный тип: лоб в залысинах, голубые леденцы глаз, щеки в красных прожилках, черная борода щекочет Юре лицо.
С ним не справиться, однако незнакомец не бьет, только держит.
Юра кричит, угрожает, незнакомец лишь сопит, точно Юра обращается не к нему.
Потом отпускает Юру. Нигде уже никого. Чернобородый тоже уходит.
— Не торопись, парень, а то недолго и до греха, — бормочет он на ходу.
Петя нервно топчется на посту.
— Ну что?
— Ничего.
— Милиционеры не выходили?
— Нет.
Мальчики дождались, когда из дома вывели нескольких мужчин. Юра по привычке пересчитал: пятеро. Хозяина дома среди них нет.
Задержанных повели к машине.
Юра кинулся к лейтенанту:
— Здесь не все!
Тот снисходительно улыбнулся.
— Главные здесь…
Задержанных увезли, делать больше нечего, и мальчики отправились на станцию.
— Я бы догнал, если бы не этот тип…
— Таня видела тебя?
— Да. Но как-то она странно себя ведет…
Дошли до станции, дождались поезда, вошли в вагон.
Внезапно Петя прильнул к окну:
— Гляди! — На перрон поднималась Зинаида Васильевна. — Почему ее не задержали?
Юра вдруг хлопнул себя по лбу:
— Понял! Таня загипнотизирована. Отчего бы ей не поговорить со мной? Преступники держат ее под гипнозом!
Наружное наблюдение
Анна Григорьевна неодобрительно взглянула на сына:
— Куда это?
— В милицию.
— Надеюсь, ты ничего не совершил?
— Не совершил.
— А зачем в милицию?
— Дела.
— Скажи, пожалуйста, чем это ты в последнее время занимаешься?
— Играю в Шерлока Холмса.
— Неужели вступил в добровольную дружину? Этого еще недоставало! Лучше бы готовился к экзаменам.
В отделении Юру беспрепятственно пропустили к начальнику.
— Вот хорошо. — Майор даже привстал. — Вы оказали нам большую услугу.
Он дружески пожал Юре руку.
— Но… ведь задержали… не всех?
— Были там случайные люди. Но главные — у нас.
— А девушка?
— Девушку я что-то не приметил.
— Я сам видел! Ту самую Таню Сухареву, которую мы ищем. Несколько человек ускользнули, удрали запасным ходом. Я бросился догонять, да какой-то тип преградил мне дорогу…
— Если они имеют отношение к делу, найдем.
— Что же там обнаружено?
— Тайная база спекулянтов.
— Какое же отношение имеет к этому делу Сухарева?
— Этого я не знаю…
Майор щадил своего собеседника.
— Там был притон, в который заманивали девушек!
Майор пожал плечами:
— Не думаю. Собирались и выпивали? Возможно. Но — притон… Такие люди достаточно осторожны. Мы нашли там кое-что поважнее девушек. Целую партию силоновых кофточек, только что увезенных со склада. Опоздай на час, их бы уже переправили в провинцию. Мы прибыли как раз в разгар торга. Столичные хапуги торговались с перекупщиками из провинции. Знаете, какой дефицит силоновые кофточки?
Майор торжествовал по поводу разоблачения расхитителей.
— А мне кажется, там торговали не только кофточками. Таня Сухарева находится у них под гипнозом!
Майор вежливо улыбнулся:
— А мне кажется, в этом просто не было надобности.
— Таня не способна стать спекулянткой!
— Допускаю.
— А что делала Щеточкина?
— Вы прямо как следователь…
— Но поймите, это очень важно! — взмолился Юра. — Думаю, Щеточкина и сбила Таню с толку…
— Щеточкина?.. — Майор задумался. — Ах да! Работница какой-то московской фабрики. Мы ее отпустили. Она случайно попала…
— Зачем?
— Принесла хозяину дома письмо. Тоже по части купли-продажи. Какая-то ее знакомая просит приобрести пишущую машинку. Она и пришла к знакомому коммерсанту.
— А где письмо?
— Приобщили к делу.
— Нельзя посмотреть?
— Не полагается.
— Это очень важно. Я ведь говорил…
— Не волнуйтесь, вы помогли нам, покажем письмо…
Начальник пригласил в кабинет следователя, следствие по делу спекулянтов, задержанных в Садовом переулке, шло уже полным ходом.
Юре показали письмо, принесенное Щеточкиной.
«Дорогая сестрица! Есть вам поручение приобрести пишущую машинку. Тут у нас для одной девушки предвидится работа, так просьба приобрести. Раиса
Захаровна собирается вскоре в Москву, она возместит расходы, заберет машинку и все прочее и расскажет обо всех наших новостях. Пока мы все живы-здоровы, чего и вам желаем. Остаюсь любящая…» И подпись: не то Варвара, не то Вероника, а может быть, и Виринея — не разобрать.
На конверте штемпель почтового вагона, адресовано Зинаиде Васильевне Щеточкиной, обратного адреса нет. Мало!
— Письмо представляет интерес для следствия?
— Как будто нет.
— А вы не можете его отдать?
— Не имеем права.
— А списать можно?
— Пожалуйста.
Юра переписал письмо.
— А теперь я хочу поточнее узнать, почему вы обратили внимание на этот дом? — обратился к Юре следователь. — Придется снять с вас допрос…
Юре скрывать нечего, он рассказал все. Но поиски Тани мало интересовали следователя.
— Это ваше частное дело, — равнодушно заметил он. — Вполне возможно, что Сухарева не имела отношения к преступным операциям…
— А кто же все-таки хозяин этого дома? — поинтересовался Юра.
— Некий Солодовников. Павел Ефремович. Надомник. Изготовляет детали для деревянных автомобильчиков, выпускаемых одной игрушечной артелью.
— Вы что же, отпустите его?
— Ни в коем случае. Заядлый спекулянт.
— А зачем ему Сухарева?
Следователь развел руками.
— Ну… это уж дело неподсудное.
— А как все-таки ее найти?
— Пусть кто-либо из близких родственников подаст заявление. Что-нибудь предпримут…
Решительно никто не хотел понять озабоченность Юры. Ему пожимали руку, благодарили, делали из него чуть ли не героя — как же, помог милиции обнаружить шайку спекулянтов! И Юра, разумеется, не испытывал огорчения от того, что помог поймать спекулянтов, но все-таки его не покидало чувство глубокой неудовлетворенности: с кем Юра ни сталкивался, ему казалось, что-то главное ускользает почему-то от всех.
Пришлось Юре ломать голову. После событий в Бескудникове ему стало очевидно, что Щеточкина имеет прямое отношение к исчезновению девушки. Но куда могла теперь скрыться Таня?
Тот, кто убегает, всегда имеет фору против того, кто догоняет. И во времени, и в расстоянии. Тот, кто прячется, всегда найдет щель, в которую тот, кто ищет, не догадается заглянуть.
— Теперь в Бескудникове делать нечего: домик опустел, спекулянты задержаны…
Задержаны-то задержаны, но не все, кто-то ушел, ушел и увел Таню.
Вероятнее всего, беглецы попытаются скрыться из Москвы.
Всю надежду приходилось возложить на Зинаиду Васильевну. В том, что она связана с преступниками, сомнений нет, через нее только и можно установить новое местонахождение Тани.
Юра посоветовался с Петей.
— А как ты думаешь, — спросил тот, — что означает «прочее»?
Это была идея! Может быть «прочее» и есть Таня? Может быть, надо дождаться неизвестной Раисы Захаровны и та наведет на след?..
Несомненно одно, что со Щеточкиной нельзя спускать глаз. Требовалось установить постоянное наблюдение за ее квартирой, Раиса Захаровна ее не минует…
Наружное наблюдение! Увы, то, что для криминалиста-практика не такое уж сложное дело, для мальчиков оказалось почти неразрешимой задачей. Они просто физически не могли проводить все время у квартиры Щеточкиной — на них легко могли обратить внимание, да и в собственных семьях слишком продолжительное отсутствие вызвало бы переполох.
Решили каждый вечер по очереди наведываться к дому Щеточкиной, а в праздничные дни не лениться и появляться с утра.
Скучное это было занятие! Только прогуливаясь перед домом Зинаиды Васильевны, Юра понял, как нудно и трудно быть сыщиком. Хорошо еще, что дом, взятый под наблюдение, невелик! За два дня Юра узнал почти всех его жителей и изучил распорядок жизни чуть ли не каждого жильца…
И все-таки пришел день, когда настойчивость мальчиков увенчалась успехом. Это было в воскресенье. Часов в девять утра Анна Григорьевна позвала Юру к телефону: «Тебя просит Петя». Юра удивился. Петя дежурил с утра. Юра должен сменить его в полдень. И вот, вместо того чтобы находиться на посту, Петька развлекается разговорами по телефону.
— Ты чего отлучаешься?
— Приехала!
— Кто?
— Та самая особа, которую мы поджидаем.
— Почему ты так думаешь?
— Не могу я по автомату…
Через полчаса Юра был на месте. Петя со скучающим видом стоял под деревом и пялил глаза на окна соседнего дома. Дня два назад кто-то из жильцов, проходя мимо, поинтересовался: «Ты чего тут, парень, высматриваешь?» Петька не растерялся: «Муську». Жилец покачал головой: «Как бы отец с матерью не накостыляли тебе за Муську по шее…» И пошел своей дорогой. Ни о какой Муське Петька, разумеется, понятия не имел.
— Ну?
— Приехала. Та самая. Раиса.
— Почему ты решил, что Раиса?
— А у Зинаиды гости только по предварительной записи…
Дождались появления Зинаиды и ее гостьи. Вид у приезжей мрачноватый, вся в черном, платок надвинут на глаза.
— До четырех ты свободен, — сказал Юра приятелю. — Иду за ними. В четыре на этом же месте.
— А если не вернутся?
— Тогда в восемь.
Юра смело пошел за женщинами. Вряд ли они предполагали, что за ними кто-то следит.
Из тихого переулка на Шаболовке за полчаса добрались до Арбата.
Подошли к писчебумажному магазину. В нем всегда покупатели, а в воскресенье их особенно много. Щеточкина и ее гостья обратились к продавщице, за спиной которой красовались пишущие машинки. Теперь Юра уже не сомневался — перед ним Раиса, о которой говорилось в письме. Поскольку Щеточкина поручение не выполнила, видимо, Раиса сама решила приобрести машинку.
Продавщица поставила несколько моделей и сразу убедилась, что покупательницы в них нисколько не разбираются.
— Племянница у моей знакомой экзамен на машинистку сдает, — нашлась Щеточкина. — Хотим подарок сделать.
Раиса выбрала «Колибри», — должно быть, ее прельстила миниатюрная форма.