Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Иногда ужас - это не вопрос беспокойного настроения и бессонных ночей, а больное, тонущее чувство отвращения к тому, на что действительно способны человеческие существа. Вдохновленный признаниями американского серийного убийцы Генри Ли Лукаса (многие из которых впоследствии были опровергнуты), дебютный фильм соавтора сценария и режиссера Джона МакНотона был снят всего за 100 000 долларов и привносит в жанр дозу уродливой, кухонной убежденности. Самое страшное - это реальность тьмы, доступной человеческим существам в глубине их душ\", - сказал МакНотон в интервью Deadline. Нужно было сделать так, чтобы все выглядело по-настоящему, как будто зрители попадают в комнаты к этим людям, в машины, и вы оказываетесь там\". Неудивительно, что после первых фестивальных показов в 1986 году фильм оставался неизданным до 1990 года.

Вступительный эпизод дает понять, что это новое, несерьезное направление ужасов. После титров мы видим ряд трупов, разложенных, как куклы, в ужасающих сценах. Один (Мэри Демас) лежит в траве, ее глаза открыты, как будто она проснулась . Другая (тоже Демас) сидит, полураздетая, на унитазе, из ее лица торчит бутылка . Еще одна (Дениз Салливан) плавает в реке, а мимо нее проплывает пустая бутылка из-под отбеливателя: еще один кусок мусора. В саундтреке мы слышим повышенные голоса, споры, крики - белый шум расстроенного разума, - но несоответствие между насилием и его последствиями ставит нас на место убийцы.

Это Генри (Майкл Рукер), остроглазый бывший преступник, работающий дезинсектором в Чикаго. В самом начале мы видим, как он выискивает жертв в торговом центре, затем едет за женщиной (Моника Энн О\'Мэлли) домой на своей машине, в то время как музыка усиливается - все эти угрюмые аккорды, визжащие гитары и перкуссия шагов . В конце концов появляется ее муж (Брюс Квист), и Генри уезжает, удачно избежав наказания.



В основном мы просто наблюдаем за его повседневной жизнью. Он живет в одной квартире с Отисом (Том Таулз), чья сестра Бекки (Трейси Арнольд) приехала из другого города, спасаясь от жестоких отношений. В то время как между ней и Генри растет нежность, между ними возникает напряжение , потому что мы знаем, на что он способен. Когда Бекки спрашивает его об убийстве матери, он не может разобраться в своей истории, рассказывая о необычайном насилии ровным, безэмоциональным тоном, прежде чем признаться, что застрелил ее. \"Я думала, ты сказал, что зарезал ее?\" - говорит Бекки. Тот факт, что к этому моменту они держатся за руки, говорит о том, что ничем хорошим это не закончится.

Открой глаза, Отис. Посмотри на мир. Либо ты, либо они\".

- Генри

Вторая, самая тревожная часть фильма - Генри обучает Отиса искусству убийства. Пока они занимаются сексом с двумя проститутками (Демас и Кристин Фингер) в припаркованной машине Генри, мы снова слышим эти аккорды, а камера движется к машине, как хищник или подглядывающий . Генри ломает шею одной девушке, другая начинает кричать, и он ломает и ее - вот так - затем вытаскивает трупы в переулок. Что будет, когда они найдут эти тела?\" - спрашивает Отис. Ничего\", - отвечает Генри, для которого убийство - обыденность: \"Всегда одно и то же, всегда другое\".

Отвратительный Отис оказывается охотным учеником, и, украв оборудование для видеосъемки, они устраивают в пригородном доме самую печальную сцену фильма. Мы сняли два дубля, и после второго дубля, который и был показан, я повернулся и сказал: \"Никто из нас не попадет в рай после этой съемки\"\", - рассказал Макнотон Роджеру Эберту.

Это, конечно, не так. На зернистом видео, снятом Генри, мы видим, как Отис лапает кричащую женщину (Лиза Темпл), а ее муж (Брайан Грэм) лежит на полу с мешком и истекает кровью. Их сын (Шон Орес) вмешивается, поэтому Генри опускает камеру и хватает его. Затем они убивают всех троих, и непосредственность формата делает нас участниками насилия. Как сказал МакНотон в интервью Deadline, \"когда вы видите реальные кадры, которые они создали, пока они их создают, это происходит сейчас. Вы там, вам некуда спрятаться\".

 

РЕЙТИНГ СТРАШИЛОК



СРОКИ

ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ ПОСЛЕ ЖЕРТВ

B 8 МИН. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ

C 25 МИН \"Я УБИЛ СВОЮ МАМУ

D 33 МИН. ПРОСТИТУТКИ В МАШИНЕ

39 МИНУТ НИЧЕГО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

F 48 МИН.

G 55 МИНУТ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

H 69 МИН. ОДИН В ГЛАЗ

I 78 МИНУТ СОБИРАЮ ВАШИ ВЕЩИ

J 83 MINS ENDS

 

КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ И СИНИЙ. 2010

Поначалу фильм британского сценариста/режиссера Саймона Рамли о страшной мести кажется очередной отвратительной драмой в дивбаре, хотя и прекрасно снятой и сыгранной. Действие фильма происходит в Остине (штат Техас) и его окрестностях. Три героя, которым нечего терять, отправляются в путь, который может закончиться только трагедией. Эрика (Аманда Фуллер) занимается безрадостным сексом практически с каждым встречным мужчиной. Ветеран Ирака Нейт (Ной Тейлор), живущий с ней в одном доме, имеет психопатические наклонности и готов на все, чтобы защитить ее. Гаражный рокер Фрэнки (Марк Сентер), один из бывших Эрики, наблюдает за тем, как его мать медленно умирает от рака. По мере развития любовного треугольника суровая, атональная партитура Ричарда Честера нарастает до крещендо панического звучания фортепиано, словно предупреждая нас о грядущем насилии . Когда оно происходит, оно ужасает, охватывая пытки, удушение и расчленение . Но даже когда герои совершают непростительные поступки, мы все равно чувствуем всю глубину их боли.

2012

Режиссер Дженнифер Линч, дочь Дэвида, в фильме \"Прикованные\" рассказывает о создании монстра. После просмотра фильма ужасов в кинотеатре Тим (Эван Берд, затем Имон Фаррон) и его мать Сара (Джулия Ормонд) видят настоящее чудовище вблизи, когда ловят такси, управляемое Бобом (Винсент Д\'Онофрио), который запирает их, везет к себе домой и утаскивает Сару с криками в подвальную квартиру . Но вместо того, чтобы убить Тима, Боб делает его своим рабом, переименовывает в Кролика и обучает его избавляться от похищенных женщин. Боб с его густыми гласными и переменчивым, брызжущим слюной нравом - страшная перспектива, но именно в его настойчивом желании показать Кролику, как \"разгадать человеческую загадку\", и заключается настоящий ужас. Играет ли он в \"козыри\" с водительскими правами мертвых женщин или преподает уроки анатомии на телах перепуганных жертв , его желание передать свои знания - это жестокость в чистом виде.

 

УБЛЮДОК. 2014

Этот импровизированный ужастик, написанный Марком Дюплассом и Патриком Брайсом (который также является режиссером), происходит в отдаленном домике, где Аарон (Брайс), видеограф, был нанят, чтобы снять последние дни страдающего от рака Йозефа (Дюпласс) для будущего сына последнего. Выскакивает ли он, чтобы удивить Аарона , или ложится в ванну, чтобы понежиться в ней, Йозеф явно играет не с полной колодой, превращаясь из маниакально раздражительного в меланхоличного в мгновение ока. Но виноват ли в его эксцентричности диагноз или что-то более глубокое? Ситуация приобретает еще более мрачный оборот, когда Аарон обнаруживает в шкафу зловещую маску волка, которую Джозеф называет \"Пичфузз\" - рабочее название фильма. Позже, когда Аарон пытается уйти, он обнаруживает, что Йозеф стоит, загораживая дверь, в маске . \'Ты просто пытаешься меня напугать?\' спрашивает Аарон, явно напуганный. Йозеф просто кивает головой .

Но у него есть еще один, еще более грязный трюк в рукаве. На самом деле Генри и Отис смотрят видеозапись дома по телевизору, и когда Отис нажимает на перемотку, мы видим, как мать борется в замедленном темпе, а на саундтреке играет безвкусная цирковая музыка . В первый раз, когда мы наблюдаем за убийствами, они шокируют; во второй раз - непристойны.

Все доходит до крайности, когда Генри застает Отиса за сексуальным насилием над Бекки, и они наносят ему удары в глаз и живот, пока он кричит от боли. В этот раз насилие носит личный характер, происходит вблизи и выходит из-под контроля, но Генри продолжает жить как обычно, расчленяя и избавляясь от тела, а затем отправляется в путь вместе с Бекки.

Хотя мы надеемся, что они уедут на закат вместе, шутка в данном случае - наша. На следующее утро Генри покидает их мотель в одиночестве, останавливаясь, чтобы бросить окровавленный чемодан на обочине дороги, прежде чем отправиться в следующий город. Всегда одно и то же, всегда другое\".

 

ЗВОНОК. 1998

РЕЖИССЕР ХИДЕО НАКАТА

СЦЕНАРИЙ ХИРОСИ ТАКАХАСИ, КОДЗИ СУДЗУКИ (РОМАН)

В РОЛЯХ: НАНАКО МАЦУСИМА, ХИРОЮКИ САНАДА, РИКИЯ ОТАКА, ЮКО ТАКЕУЧИ, РИЭ ИНО\'О

СТРАНА ЯПОНИЯ

ПОДЖАНР J-HORROR

МЕРТВОЕ ПРОСТРАНСТВО



СУБЛИМИНАЛ



НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ



ГРОТЕСК



DREAD



НЕОБЫЧНОЕ



НЕУДЕРЖИМЫЙ



Если фильмы ужасов - это истории, которые мы рассказываем себе, чтобы придать смерти смысл, то \"Звонок\" - это фильм об этих историях. Окутанный мифами и городскими легендами, которые мутируют и распространяются по собственному желанию - став вирусными задолго до того, как это слово стало популярным, - он положил начало волне J-хоррора, захлестнувшей жанр в новом тысячелетии.

Проблемный роман Кодзи Судзуки 1991 года уже был адаптирован - в 1995 году по нему был снят телефильм \"Звонок: Канзенбан\". Но сценарист Хироси Такахаси применил более свободный подход, изменив пол главной героини, репортера Рейко Асакавы (Нанако Мацусима), и сделав ее матерью-одиночкой маленького Йоичи (Рикия Фтака) и бывшей женой профессора университета экстрасенсов Рюдзи Такаямы (Хироюки Санада). Получившийся фильм - это, по сути, наполненная ужасом детективная история, дополненная двумя сценами ужаса. Последняя из них настолько пугающая, что разрушает то, что критик Рози Флетчер назвала \"негласным договором со зрителем, о котором мы даже не подозревали\".

В начале фильма школьницы Томоко (Юко Такеучи) и Масамаи (Хитоми Сато) обсуждают проклятое видео. После просмотра зрители получают жуткий телефонный звонок, а ровно через неделю погибают. На самом деле Томоко смотрела эту запись вместе с тремя друзьями в домике на отдыхе и умирает в застывшем испуге от того, что увидела по телевизору. Когда в тот же день умирают ее подруги, Рэйко - она же тетя Томоко - начинает расследование. Она находит кассету, смотрит ее и копирует для Рюдзи, но Йоити тоже ее видит. Вместе Рэйко и Рюдзи должны докопаться до тайны, пока не истекли их сроки.

Первая сцена, интимная беседа Томоко и Масамаи, полна предчувствия . Признавшись в просмотре видео, Томоко затем отрицает это, и пара разражается хихиканьем - до тех пор, пока не звонит телефон. Они останавливаются и смотрят друг на друга, а наклон часов говорит о том, что время на исходе. Это правда?\" - спрашивает Масамаи. Томоко кивает, едва не плача. В другой раз, когда все меняется, трубку берет мать Томоко, и они снова смеются над напряжением. Но вот Масамаи уходит в ванную, телевизор включается, слышен треск помех, и Томоко поворачивается, чтобы встретить свою судьбу.



Какой именно может быть эта судьба, станет ясно только в кульминационный момент, что делает его еще более сильным. Действительно, одновременно нагнетая и оттягивая момент раскрытия, фильм обещает показать нам нечто настолько страшное, что мы не сможем это воспринять . Неудивительно, что британский релиз для домашнего просмотра содержал отказ от ответственности \"за любые травмы или смертельные случаи, которые могут произойти во время или после просмотра этой видеокассеты\".

Японское кино полно онри-о, или мстительных призраков, и Наката признал свой долг перед голливудскими фильмами 1960-х годов, такими как \"Невинные\" и \"Призраки\". Но что отличает \"Звонок\", так это то, как в нем смешиваются классические, почти как у М.Р. Джеймса, идеи любопытства и следствия с тревогами тысячелетия о технологиях, изоляционизме и подростковых самоубийствах.

Даже без пленки - выражения посмертной ярости убитой ясновидящей Садако (Риэ Ино\'о) - фильм создает мрачный, серо-голубой мир разобщенных людей, ведущих напряженную, одинокую жизнь. Ёити и Рэйко больше похожи на соседей по квартире, чем на мать и сына, а он и его отец проходят мимо друг друга под дождем, как незнакомцы. Наката словно говорит, что это гнилая вселенная, созревшая для призраков.

Прежде чем Рэйко находит кассету, она видит фотографию мертвых школьных друзей, их черты размыты до ужасных новых форм . Когда два их тела извлекают из машины, она приостанавливает запись на лице, искаженном страхом, и на звуковой дорожке слышны стоны и бульканье. Их сердца просто остановились\", - говорят ей. Но что или кто мог заставить их так умереть?

 

РЕЙТИНГ СТРАШИЛОК



СРОКИ

5 МИНУТ, ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

B 12 МИНУТ НА ПОХОРОНЫ

C 17 МИНУТ ЛИКИ СМЕРТИ

D 20 МИНУТ ФОТОГРАФИИ ТОМОКО

E 25 МИН. ЗАПИСЬ

F 30 МИНУТ ПОЛЯРОИДНАЯ ФОТОГРАФИЯ

G 57 МИН. УДОБНЫЙ ФЛЭШБЭК

H ЧЕРЕЗ 67 МИНУТ В ХИЖИНЕ

I 75 МИНУТ СПУСКАЛСЯ В КОЛОДЕЦ

J 82 МИН. ЭКРАННОЕ НАСИЛИЕ

K 90 МИНУТ В БУДУЩЕЕ

L 96 MINS ENDS

 

Это я во всем виноват. Сначала умерла Томоко, потом те трое. На этом все должно было закончиться, но не закончилось. Из-за меня\".

- Рейко Асакава

 

Помимо медленного отсчета времени до своей смерти, Рэйко не является особенно убедительной героиней, а единственная достойная детективная работа, которую она выполняет, едва не становится ее гибелью. По фотографии Томоко она определяет место, где они отдыхали, и сама отправляется туда, чтобы найти видео.

Конечно, она лежит в немаркированном ящике на ресепшене, как показывает нам зернистый кадр, сопровождаемый демоническим рычанием на саундтреке . Точно так же случайный порыв ветра наводит ее на мысль о фотографиях Томоко, и Ёити, увидев кассету, заявляет: \"Томоко велела мне это сделать\". Очевидно, что-то очень хочет, чтобы ее нашли.

Первый акт заканчивается тем, что Рэйко просматривает кассету: мини-шедевр сверхъестественного . В снежных черно-белых тонах мы видим ряд, казалось бы, не связанных между собой образов: женщина расчесывает свои длинные темные волосы в зеркале, которое перемещается между кадрами; слово \"извержение\", написанное снова и снова; люди, ползающие по земле; фигура в странном головном уборе, стоящая у моря; глаз с надписью \"Сада\" внутри; и, наконец, колодец на пустой поляне.

Мы не хотели давать зрителю никаких ориентиров, поэтому в фильме нет никаких указаний на то, где происходит сцена, где она снималась, откуда исходит свет и тьма\", - рассказал Наката порталу offscreen.com. Мы действительно хотели придать этой сцене атмосферу сна, когда вы не можете понять, что к чему\".

В этом случае колодец можно рассматривать как лиминальное пространство: место перехода между мирами. Для Накаты он также имеет особое значение, поскольку в детстве на ферме его родственников был такой колодец. Родители говорили мне: \"Никогда не подходи слишком близко к этому колодцу!\" - рассказал он в интервью интернет-изданию Quint. Я представлял, что он бездонный, и если я опущу ноги в воду, то утону или буду схвачен каким-то странным существом\".

После того как Рэйко выключает кассету, мы видим белую фигуру, безмолвно стоящую позади нее, отражающуюся в экране телевизора , но когда она поворачивается, она уже исчезла. Затем звонит телефон, но мы не слышим ничего, кроме высокого жужжания струн . Угроза очевидна: часы тикают, и ей осталось жить всего неделю.

Вторая половина полна сюжетных наворотов. Выделив на пленке голос, говорящий на специфическом диалекте, Рэйко и Рюдзи отправляются на остров Осима - родину этого диалекта - где и выясняют предысторию пленки, в основном с помощью удобных вспышек ESP. Она связана с экстрасенсом Сидзуко Ямамура (Масако), которая покончила с собой, бросившись в вулкан, ее опальным любовником доктором Хэйхатиро Икума (Дайсукэ Бан) и ее дочерью Садако (в детстве ее играла Чихиро Сирао), которую Икума убил, столкнув в колодец.

Никто его не делал. Его вообще не делали. Это видео - чистое, физическое проявление ненависти Садако\".

- Рюдзи Такаяма

Оказывается, колодец находится под домиком, и Рэйко с Рюдзи мчатся обратно, чтобы найти тело Садако, которое покоится в застойной воде на дне. Пока Рэйко ищет труп, призрачная белая рука обхватывает ее запястье , ногти сломаны от попыток освободиться. Затем она находит череп, покрытый черными волосами, которые соскальзывают с тошнотворной легкостью . Сообщив властям о месте последнего упокоения Садако, Рэйко переживает свой недельный срок, и кажется, что проклятие снято - но Рюдзи не так повезло.

В самой знаменитой сцене фильма, действительно одной из самых знаменитых сцен, телевизор Рюдзи включается, чтобы показать колодец, в саундтреке раздается зловещий скрип . Садако медленно вылезает из колодца и подходит к экрану, все ее волосы развеваются, а движения становятся странными и дергаными . Этот жуткий эффект был достигнут благодаря тому, что Ино\'о, артистка театра кабуки, ходит задом наперед, а затем воспроизводит фильм в обратном порядке. Когда звонит телефон, и Рюдзи бросается к нему, мы видим, как она ковыляет все ближе и ближе, к краю телеэкрана, а затем каким-то образом протискивается сквозь него .

Затем она ползет по полу к нему, ее распухшие кончики пальцев растопыриваются перед ней. Вскоре она уже стоит над ним, готовая схватить свою следующую жертву, но единственная черта, которую мы можем разглядеть под завесой ее волос, - это злой глаз, ужасно растянутый, с вязкими красными венами, рассекающими белый . Неудивительно, что Рюдзи умирает, крича от ужаса, как и Томоко до него.

Помимо тревожного появления Садако, сцену делает такой пугающей мысль о том, что то, что мы смотрим, может причинить нам боль; что фильмы ужасов способны проникнуть в нас через телевизор и достать, как те неопределенные обитатели колодцев, которых Наката боялся в детстве. Экран кажется барьером, но на самом деле это лиминальное пространство между привычным нам миром и ужасными вымыслами фильма. Может быть, \"Психо\" и сделал жанр небезопасным, но \"Звонок\" делает небезопасным средство.

В умной концовке Рэйко понимает, что кассету нужно скопировать и передать дальше, чтобы избежать проклятия , и отправляется в надвигающуюся бурю, чтобы показать ее отцу и тем самым спасти Ёити от Садако. Суть проста, но сильна: не только истории могут - или должны - стать вирусными, но и страх.

 

НОЧЬ ДЕМОНА. 1957

Обновленный рассказ М.Р. Джеймса \"Casting the Runes\" 1911 года, сверхъестественный триллер Жака Турнера начинается с того, что профессор Харрингтон (Морис Денэм) умоляет лидера сатанинского культа доктора Карсвелла (Найл Макгиннис) отменить проклятие, переданное ему через кусок пергамента. Это бесполезно - вместо этого Харрингтон умирает в ужасе, когда огромный огнедышащий демон приходит, чтобы забрать его . Скептик доктор Холден (Дана Эндрюс) берет на себя и проклятие, и племянницу профессора Джоанну (Пегги Камминс), и в итоге вступает в гонку со временем, чтобы вернуть пергамент. Колдуя над бурей на детском празднике или обсуждая древнее зло в костюме клоуна с разрисованным лицом, Карсвелл становится потрясающе зловещим злодеем. Холден, тем временем, быстро превращается из высокомерного всезнайки в меченого, постоянно следящего за своей спиной , в то время как он, по словам Карсвелла, обнаруживает, что \"некоторые вещи легче начать, чем остановить .

 

ИСТОРИЯ ПРИЗРАКА ЁЦУЯ. 1959

Основанный на классической пьесе кабуки XIX века, стремительный ужастик Нобуо Накагавы обладает чертовски сильным ударом и послужил признанным источником вдохновения для режиссера \"Звонка\" Хидео Накаты. Ничтожный самурай Лемон Тамия (Сигеру Амачи) и его интриган-слуга Наосуке (Шунтаро Эми) с макиавеллистским талантом убивают, заключая выгодные браки. Когда Лемон надоедает своей жене Ива (Кацуко Вакасуги), они отравляют ее и убивают ее массажиста Такуэцу (Дзюн Фтомо), а затем прибивают тела к ставням и топят их в реке. В финале Лимона мучают их призраки, особенно обезображенный Ива, который внезапно появляется, подвешенный к потолку над ним ; из кровавых вод реки с одним глазом, выпученным, как у Садако ; и из трещины в земле. Как и в \"Звонке\", \"Ju-On: The Grudge\", \"Shutter\" и многих других азиатских ужасах 1990-х и 2000-х годов, смысл в том, что мстительные духи окружают нас и не могут быть просто успокоены .

 

КИНОПРОБА. 1999

Сказку Такаси Миике о мести обиженной женщины сложно описать без серьезных спойлеров. Спустя несколько лет после смерти жены бизнесмен средних лет Рё Исибаси (Сигэхару Аояма) решает, что настало время снова начать ухаживать. С помощью своего друга Ясухисы (Дзюн Кунимура), кинопродюсера, он проводит прослушивание кандидаток, словно для фильма. После опроса каждой потенциальной спутницы на тему от секса без любви до Тарковского Рё останавливается на бывшей балерине Асами (Эйхи Шиина), объясняя: \"Я могу сказать, что ты очень серьезно относишься к жизни\". Насколько серьезно, вскоре станет ясно. Когда Рё звонит в первый раз, мы видим Асами, свернувшуюся в клубок, ее волосы закрывают лицо, как у призрака из J-хоррора . В углу комнаты стоит огромный мешок, который, когда звонит телефон, начинает двигаться . Асами, как выясняется, не из тех, кто отмалчивается, и жестокие меры, на которые она готова пойти , привносят в ее крестовый поход почти сверхъестественный элемент .



 

ПРОЕКТ «ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР». 1999

РЕЖИССЕР ДЭНИЕЛ МАЙРИК, ЭДУАРДО САНЧЕС

СЦЕНАРИЙ ДЭНИЕЛ МИРИК, ЭДУАРДО САНЧЕС

В РОЛЯХ: ХИЗЕР ДОНАХЬЮ, ДЖОШУА ЛЕОНАРД, МАЙКЛ К. УИЛЬЯМС, БОБ ГРИФФИН, ДЖИМ КИНГ

СТРАНА США

ПОДЖАНР FOUND FOOTAGE

МЕРТВОЕ ПРОСТРАНСТВО



СУБЛИМИНАЛ



НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ



ГРОТЕСК



DREAD



НЕОБЫЧНОЕ



НЕУДЕРЖИМЫЙ



В октябре 1994 года трое студентов-кинематографистов пропали в лесу недалеко от Буркитсвилля, штат Мэриленд, во время съемок документального фильма. Год спустя их кадры были найдены\". Так гласит самый известный титр в истории ужасов. Хотя суровость слов соответствует lo-fi dread того, что следует за ними, больше всего поражает то, что, за исключением неровного монтажа, это единственный сигнал о том, что \"Проект Ведьма из Блэр\" - выдумка.

На протяжении 80 с лишним минут фильм не использует ни одного из привычных трюков - ни партитуры, ни спецэффектов, ни несинхронизированного звука - только актеры Хизер Донохью, Майкл К. Уильямс и Джошуа Леонард (каждый из которых использует свои настоящие имена и импровизирует диалоги), заблудившиеся в лесу и напуганные до полусмерти. Как кинематографическое произведение он уникален: не столько история, сколько травматический опыт.

Мы начали с того, что хотели снять фильм, который действительно пугает\", - говорит сорежиссер Дэн Майрик. Мы хотели, чтобы \"Проект ведьма из Блэр\" был чем-то таким, чтобы, выйдя из кинотеатра, вы были по-настоящему напуганы\". В таком случае, миссия выполнена.

Вдохновленные псевдодокументальными фильмами 1970-х годов, такими как \"Легенда о Богги-Крик\" и \"В поисках древних астронавтов\", приятели по киношколе Майрик и Эдуардо Санчес задумали снять фильм, в котором бы все достоинства фильма были бы использованы в силу его ограниченности. План был прост: оснастить актеров камерами, отправить их в парк Сенека-Крик по следам ведьмы из Блэр, мучить их по ночам жуткими звуками, а затем представить результаты как факт.

Конечно, фильмы с \"найденными кадрами\" существовали и раньше, самым заметным из них был скандальный \"Каннибальский холокост\" Руджеро Деодато. Запрещенная во многих странах итальянская видеоподелка 1980 года рассказывает о заблудившейся в Амазонии съемочной группе документалистов через рулоны их пленки, найденные спасателями (отсюда и термин \"найденные кадры\"). О зверствах, запечатленных на пленке и, в конечном счете, увековеченных съемочной группой, рассказывает профессор, просматривающий пленки, но \"Проект ведьма из Блэр\" не даст такой передышки.



Несмотря на то, что фильм \"Ведьма из Блэр\" заработал 250 миллионов долларов по всему миру при бюджете в 60 тысяч долларов, он начинался как серия жутких образов, придуманных Майриком и Санчесом еще в студенческие годы. По словам Майрика: \"Сначала мы придумали последнюю сцену в фильме. Мы просто подумали, что будет очень жутко, если вы будете идти ночью по лесу и наткнетесь на заброшенный дом\". Представьте, что вы идете в этот дом с камерой, и камера не может отъехать - нет монтажа, вы не можете отвлечь зрителей чем-то другим, они застряли, это кино с точкой зрения . Как зритель, вы либо уходите, либо должны ехать по этому одному, почти непрерывному, пути в этот жуткий дом и прямо в подвал\".

Итак, вот ваша мотивация. Вы заблудились, вы злы в лесу, и никто не может вам помочь\".

- Джош Леонард

Изначально планировавшийся как более традиционный документальный фильм, построенный на актерских кадрах, был смонтирован так, что остались только эти кадры, и эффект получился потрясающим. Полагаясь исключительно на то, что видят - или не видят - персонажи/камеры, фильм превращает каждый момент в висцеральный момент, а повествование приобретает вид и логику кошмара.

Но даже кошмарам нужен контекст, поэтому Майрик и Санчез придумали историю, взятую из фольклора времен Гражданской войны, Салемского процесса над ведьмами и собственного воображения. Перед тем как Хизер, Майк и Джош отправляются в лес, жители Буркитсвилля в серии интервью с говорящими головами рассказывают о неоднозначной истории города. В 1600 1785 году молодая женщина по имени Эли Кедвард была изгнана из поселка Блэр (впоследствии Беркиттсвилл) по обвинению в колдовстве. С тех пор ведьма из Блэр стала всеобъемлющей народной легендой, которую обвиняли во всевозможных тайнах и убийствах, появляясь то в виде \"старухи, чьи ноги никогда не касались земли\" , то в виде жуткой фигуры, покрытой волосами . Самый печально известный случай произошел в 1940-х годах, когда местный отшельник Растин Парр убил семерых детей, очевидно, по приказу ведьмы. Его почерк был особенно жутким: он спускал своих жертв в подвал по двое, заставляя одного стоять в углу, пока убивал другого. После последнего убийства он шел в город и объявлял: \"Наконец-то я закончил\".

 

РЕЙТИНГ СТРАШИЛОК



СРОКИ

ТИТРЫ ПО 1 МИНУТЕ

B 5 МИНУТ ВОКС-ПОПСА

C 15 МИНУТ ГРОБ-СКАЛА

D 20 ПОТЕРЯННЫХ МИНУТ

E 28 МИН.

F 32 МИНУТЫ КЭРНС

G 38 МИНУТ КАРТА В РУЧЬЕ

H 41 МИН.

I 45 МИНУТ \"ЧТО ЭТО ЗА ХРЕНЬ?\".

J 50 МИНУТ ТОТ ЖЕ ЖУРНАЛ

К 55 МИНУТАМ ДЖОШ ПРОПАЛ

L 60 МИНУТ ГОЛОСА В НОЧИ

М 67 МИН ИЗВИНЕНИЯ ХИЗЕР

N 70 МИНУТ ДОМ

O 73 МИН. ПОДВАЛ

P 81 MINS ENDS

 



Эти истории, рассказанные Хизер и мальчикам, накладываются друг на друга и перечеркивают друг друга, но так уж устроены легенды, а детали достаточно конкретны, чтобы вызывать тревогу, но достаточно общи, чтобы во всем, что происходит в лесу, можно было обвинить ведьму - какой бы обыденной она ни была. И последующие события - обыденные. По большей части единственные ощутимые угрозы, с которыми сталкиваются герои, - это груды камней (или каирны), висящие на деревьях палочники и окровавленный зуб , но и их достаточно, чтобы предположить наличие злобного сверхъестественного присутствия, не рассеивая при этом двусмысленности.

В самом деле, даже в кульминационный момент сама Ведьма из Блэр остается маняще-невидимой. Мы знали, что нам нужна развязка, - говорит Майрик. Мы не могли просто так взять и начать все с самого начала, а в конце не сделать что-то вроде \"WTF?\". Мы ломали голову, что же должно произойти\".

Я боюсь закрыть глаза, я боюсь их открыть. Мы умрем здесь\".

- Хизер Донахью

 

В финальной сцене Хизер и Майк устали и испугались, потеряв накануне вечером Джоша. Под звуки его далеких криков они натыкаются на заброшенный дом с детскими отпечатками рук на стенах, предположительно работы Растина Парра. Джоша нигде не видно, но когда Хизер следует за Майком в подвал, \"Майк стоит в углу , он явно жив, но не поворачивается\", - говорит Санчес. Что, черт возьми, могло заставить Майка Уильямса не повернуться в этот момент и не помочь своему другу?\" - говорит Майрик. Затем, спустя мгновение, ее ударяют сзади , камера падает и становится черной, и вы просто думаете: \"О черт, там что-то есть - там кто-то есть - влияет на них\". Но мы не знаем, что именно\".

Последняя последовательность одновременно и знаковая, и страшная, но возникает вопрос: как фильму, избегающему большинства проверенных приемов ужасов, удается быть таким страшным?

В отличие от смазливых студийных постановок 1990-х годов, в \"Ведьме из Блэр\" чувствуется реальность. Лесные локации - все эти ветвистые деревья и блеклые осенние листья - явно не декорации, а темнота порой абсолютна. Многие люди не понимают, насколько здесь темно\", - говорит Майрик. Мы так привыкли видеть леса в кино, где они освещены дуговыми лампами, и вы можете видеть лес на сотни ярдов, когда по нему идут люди. Но это совсем не так - здесь царит кромешная тьма. Поэтому так драматично, когда ты смотришь на черное пространство и видишь только дыхание Хизер или Майка. Вы знаете, что они в этой пустоте, но не знаете, что там, черт возьми, и это пугает\".

В этом бесконечном мертвом пространстве легко представить, что видишь то, чего нет, и фильм становится своего рода тестом Роршаха для зрителей. Я не могу передать словами, сколько раз люди клялись, что видели что-то в лесу\", - говорит Майрик. Я имею в виду классическую проекцию, когда люди говорят: \"О, сцена с костром, я видел Ведьму из Блэр на заднем плане\". Нет! У нас там никого не было, но люди склонны видеть на экране больше, чем есть на самом деле\".

По словам Санчеса, \"отчасти причина такой эффективности в том, что она мало что объясняет. Остается загадка, все эти вопросы, как и то, почему НЛО, снежный человек и призраки все еще пугают, потому что нет точных доказательств. Люди всегда хотят все объяснить, как будто у всего должна быть причина, но я думаю, что в хороших ужасах всегда есть элемент \"почему, черт возьми, это произошло? Немного случайности делает вещи более страшными, как и в реальной жизни\".

Проект \"Ведьма из Блэр\" отбрасывает длинную тень, вдохновляя всевозможные фанатские теории, книги, сиквел 2000 года и перезагрузку 2016 года.

Но, возможно, его секрет даже проще, чем признают Майрик и Санчес. История кино ужасов - это история наблюдения за тем, как люди притворяются, что боятся. Но зачастую Хизер, Майк и Джош испытывают неподдельный страх. В одном из самых известных кадров фильма Хизер почти задыхается от страха, извиняясь прямо на камеру за то, что подвергла их жизни опасности. Хотя эта сцена была сатирически описана из-за огромного количества слез/соплей, напряженная, неотшлифованная природа ее выступления заставляет нас усомниться в том, что в ней было много актерской игры. В конце концов, Хизер выглядит измученной, побежденной и на пределе своих сил, потому что так оно и есть. И, как стало ясно из \"Подглядывающего Тома\", наблюдать за тем, как люди боятся - по-настоящему боятся, - страшнее всего.

 

ТУННЕЛЬ. 2011

Смесь найденных кадров и документального фильма. Знакомый, но эффективный ужастик Карло Ледесмы рассказывает о том, как съемочная группа новостей попадает в беду, исследуя сеть туннелей под Сиднеем. Повествование ведется через интервью с выжившими - целеустремленной ведущей Наташей (Бел Делиа) и пузатым оператором Стивом (Стив Дэвис), - и это достоверно имитирует эстетику плохого телевидения. Однако, оказавшись под землей, фильм переходит на новый уровень. От временных жилищ бездомных до заброшенных бомбоубежищ и подземного озера, достаточно большого, чтобы потерять в нем члена съемочной группы, места действия оказываются очень выразительными, а дрожащая камера, часто работающая в режиме ночного видения, наводит на мысль, что за каждым углом что-то таится . В одной из эффектных сцен звукооператор Тэнглс (Люк Арнольд) слышит шепот в своих наушниках , а прыжков и испуга предостаточно, когда съемочная группа обнаруживает, что за ними охотятся в бесконечной, зеленоватой темноте.

 

ИВОВЫЙ РУЧЕЙ. 2014

Короткометражный и остросюжетный фильм Бобката Голдтвейта \"Ведьма из Блэр\" рассказывает о паре (Алекси Гилмор и Брайс Джонсон), которые пытаются снять документальный фильм о снежном человеке в Национальном лесу Шесть рек, Северная Калифорния, где в 1967 году снимался знаменитый фильм Паттерсона-Гимлина. От обычных монстров их отличает то, что они обаятельны, их операторская работа стабильна и - что особенно важно - они милы друг с другом. В начале фильма они встречают и высмеивают различных сумасшедших из страны снежного человека (не все из них актеры), которые предупреждают их , чтобы они не продолжали свою миссию. Но когда они все-таки попадают в лес, это уже совсем другое дело. В ключевой последовательности, включающей один потрясающе простой 11-минутный кадр, они прижимаются друг к другу внутри освещенной факелами палатки , в то время как снаружи в темноте бродит невидимая угроза. Переходя от кипящего страха к откровенному ужасу, это мастер-класс по минималистичному ужасу.

 

ВЕДЬМА. 2015

Мрачный дебют сценариста и режиссера Роберта Эггерса под названием \"Народная сказка Новой Англии\" рассказывает о семье английских поселенцев в 1630-х годах. Изгнанные с плантации из-за религиозного спора, они влачат жалкое существование на усадьбе в лесу, молясь и постясь, чтобы умиротворить своего бога. Но это не приносит никакой пользы. Пока Томасин (Аня Тейлор-Джой) играет в куличики со своим младшим братом, он исчезает, предположительно похищенный волком - или ведьмой. Затем мы видим его при свете костра, грубые руки, похожие на руки карга , ласкают его обнаженную плоть, готовя к жертвоприношению. В основном, однако, Эггерс довольствуется созданием атмосферы предчувствия , с длинными кадрами наблюдающего за происходящим леса, забитого стенающими голосами и скрежещущими струнами. В этом мрачном, забытом богом месте кажется, что сама природа стала плохой, о чем свидетельствуют злобный заяц и Черный Филипп, семейный козел, который, как утверждают младшие дети, разговаривает с ними .

 

ДРУГИЕ. 2001

РЕЖИССЕР АЛЕХАНДРО АМЕНАБАР

СЦЕНАРИЙ АЛЕХАНДРО АМЕНАБАР

В РОЛЯХ: НИКОЛЬ КИДМАН, ФИОННУЛА ФЛЭНАГАН, КРИСТОФЕР ЭККЛСТОН, АЛАКИНА МАНН, ДЖЕЙМС БЕНТЛИ

СТРАНА ИСПАНИЯ

ПОДЖАНР ИСТОРИЯ О ПРИЗРАКЕ

МЕРТВОЕ ПРОСТРАНСТВО



СУБЛИМИНАЛ



НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ



ГРОТЕСК



DREAD



НЕОБЫЧНОЕ



НЕУДЕРЖИМЫЙ



Обладая всеми атрибутами классической британской истории о призраках, \"Другие\" при каждом удобном случае коварно переворачивает ожидания зрителей. Сценарий, режиссура и музыкальное сопровождение испано-чилийца, съемки в Кантабрии (Испания), а в главной роли - австралиец, даже отдаленно не напоминают британские.

Действие фильма происходит в 1945 году на острове Джерси. Грейс (Николь Кидман) и ее дети Энн (Алакина Манн) и Николас (Джеймс Бентли) ждут, когда их муж/отец Чарльз (Кристофер Экклстон) вернется с войны. \"Ну что, дети, удобно устроились?\" - гласит вступительная фраза, но сценарий отдает предпочтение ужасающим ветхозаветным идеям о лимбе и проклятии, а не сказкам.

Мы впервые встречаем Грейс, когда она просыпается от крика, и на протяжении всего фильма она излучает ледяную хрупкость. Персонал, как мы узнаем, сбежал при загадочных обстоятельствах за неделю до этого, поэтому на смену им из деревни приехали новые слуги - миссис Миллс (Фионнула Фланаган), мистер Таттл (Эрик Сайкс) и немая Лидия (Элейн Кэссиди). Пока Грейс показывает миссис Миллс все вокруг, она объясняет, что ее дети фоточувствительны, и их нужно постоянно держать запертыми в темноте, превращая все комнаты в мертвое пространство . Тем временем Энн разговаривает с маленьким мальчиком по имени Виктор, который является одним из \"других\", семьи \"незваных гостей\", включая слепую старушку, которая, по словам Виктора, является ведьмой .

Несмотря на то, что в фильме использован целый список тропов для домов с привидениями - окутанная туманом территория, мрачная религиозная иконография, пианино в музыкальной комнате, которое так и просится, чтобы на нем сыграли невидимые руки, - он всегда кажется личным, потому что Аменабар взял за основу \"Других\" свои собственные детские страхи. Я был очень легко пугливым мальчиком\", - рассказал он hollywood.com. Конечно, я боялся привидений, так что многие из страхов, которые испытывают дети, связаны с теми страхами, которые были у меня раньше\".

В остроумном повороте, который уже встречался в британском фильме 1974 года \"Голоса\", призраками оказываются не Виктор и его семья, а Грейс и дети, которые должны смириться с тем, что они мертвы. Благодаря элегантному сценарию и исключительной игре двусмысленность скорее углубляет, чем рассеивает страх.



Пока Николас лежит в постели, Анна разговаривает с Виктором за кадром. Искренний ли это разговор или она просто пытается напугать брата? Когда Николас грозится позвонить матери, она говорит Виктору: \"Прикоснись к его щеке, чтобы он понял, что ты настоящий\". Следующий кадр - лицо Николаса , поэтому мы так и не узнаем, принадлежит ли палец, который появляется на , Анне или Виктору.

Иногда мир живых смешивается с миром мертвых\".

- Миссис Миллс

Позже Грейс слышит тяжелые шаги на этаже выше и обвиняет в этом Лидию, которую затем видит на улице в саду . Поднявшись наверх в комнату, заставленную мебелью, покрытой белыми простынями, она слышит чье-то дыхание рядом с собой, а затем отступает к статуе Иисуса , возможно, настоящего злодея этого произведения.

Самые пугающие моменты \"Других\" приходятся на долю слепой женщины. Когда Энн остается одна в темноте, чтобы примерить платье для причастия, Грейс возвращается и видит свою дочь, сидящую на полу, и начинает отчитывать ее - пока не замечает помятую руку там, где должна быть рука Энн. Подойдя ближе, она видит лицо женщины, выглядывающее из-под вуали, и начинает кричать: \"Что ты сделала с моей дочерью?\", а Энн в шоке вскрикивает. Настолько жестокой была реакция Грейс, а также накрученная паника в исполнении Кидман, что мы не удивляемся, когда узнаем, что она убила детей, а затем и себя - отсюда и пробуждение с криком в начале фильма.

Позже, когда Энн и Николас прячутся в шкафу, они слышат рваное дыхание - не свое собственное - перед тем, как слепая женщина распахивает двери . Но только когда они видят ее во время спиритического сеанса с отцом (Кит Аллен) и матерью (Мишель Фэйрли) Виктора, они понимают, что она медиум, а они - призраки, хотя по всему фильму были разбросаны подсказки.

 

РЕЙТИНГ СТРАШИЛОК



СРОКИ

8-МИНУТНЫЙ БОЛЬШОЙ ТУР

B 14 МИНУТ БИБЛЕЙСКИХ РАЗБОРОК

C 23 МИН. КТО ПЛАЧЕТ?

D 26 МИНУТ \"КОСНУТЬСЯ ЕГО ЩЕКИ

E 32 МИН. ШАГИ НАВЕРХУ

35 МИНУТ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!

G 47 МИН. ИГРА НА ФОРТЕПИАНО

H 56 МИНУТ В ТУМАНЕ

I 66 МИНУТ ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ЛЕДИ

J 77 МИН \"НАЙДИ ЗАНАВЕСКИ

K 85 МИН. НАДГРОБИЯ

L 90 МИНУТ \"ПЕРЕСТАНЬТЕ ТАК ДЫШАТЬ\".

М 95 МИН \"МЫ НЕ УМЕРЛИ!

N 100 МИНУТ \"ЭТОТ ДОМ - НАШ!

O 104 МИНУТЫ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

 

ОДЕРЖИМОСТЬ ДЖУЛИИ. 1976

Основанная на романе Питера Страуба \"Джулия\" 1975 года, взрослая история о призраках Ричарда Лонкрейна разворачивается на фоне меланхолии лондонской осени. В шокирующем начале фильма Джулия Лофтинг (Миа Фэрроу) не может спасти свою дочь Кейт (Софи Уорд), когда та подавилась яблоком, и даже пытается сделать экстренную трахеотомию, но безрезультатно. Выписавшись из больницы, Джулия уходит от мужа Магнуса (Кейр Даллеа) и переезжает в огромный дом, чтобы погоревать, но так ли велико детское присутствие, которое она ощущает в доме Кейт? После жуткого сеанса и серии необъяснимых смертей Джулия начинает играть в детектива. Лонкрэйн отдает предпочтение сверхъестественным намекам, а не откровенным страшилкам, и сцена Джулии, лежащей в постели, когда крошечные пальчики проводят линии по ее коже, прекрасно задает тревожный тон .

 

ТИХИЙ ДОМ. 2012

Американский ремейк уругвайского фильма La Casa Muda, психологический ужас Натана Ларсона и Лауры Лау использует трюк, впервые опробованный в фильме Хичкока \"Веревка\" в 1948 году. Несмотря на то, что фильм кажется одним непрерывным кадром, на самом деле он состоит из серии 12-минутных дублей, объединенных так, чтобы выглядеть бесшовным. Сара (Элизабет Олсен) помогает своему отцу (Адам Трез) и дяде (Эрик Шеффер Стивенс) убирать летний дом - закрытый особняк, в котором, кажется, никогда не светило солнце. Пока камера следует за ней с этажа на этаж, она начинает слышать скрипы и видеть незваных гостей в мертвом пространстве вокруг себя, заставляя ее вспоминать травмы из прошлого. Как упражнение на устойчивый саспенс это работает хорошо, сводя фильм ужасов к его сути: напуганная женщина, запертая в темноте со своими воспоминаниями - и всем, что находится там вместе с ней.

 

ДОМ В КОНЦЕ ВРЕМЕН. 2013

Фильм, написанный сценаристом, режиссером и продюсером Алехандро Идальго, стал хитом в родной Венесуэле. В Каракасе 1980-х годов мать Дульсе (Радди Родригес) просыпается ночью от криков. Ее муж Хосе (Гонсало Куберо) лежит на полу с ножом и истекает кровью, а сына Лео (Росмель Бустаманте) что-то утаскивает в тень , чтобы больше никогда не увидеть. Ее арестовывают за их убийство, и фильм перескакивает на тридцать лет вперед, ко дню ее освобождения, когда она и ее священник (Гильермо Гарсия) пытаются осмыслить случившееся. Ее вердикт: \"Это сделал дом\". Несмотря на то, что в фильме используются такие знакомые приемы, как полупризрачные фигуры и грохочущие двери , он исследует нерушимые границы материнской любви пугающим и удивительно трогательным образом.

Энн говорит, что у ее тостов странный вкус, а раньше они ей \"нравились больше\". Чарльз, тем временем, ненадолго возвращается в их жизнь из своего собственного лимба. Даже Грейс кажется, что у нее есть предчувствия: \"Я начинаю чувствовать себя полностью отрезанной от мира\", - говорит она. Действительно, фильм полон символов недопонимания: Немота Лидии (с которой Аменабар столкнулся сам, в детстве бежав из Чили в Испанию), не доставленная почта, фотоальбом, содержащий только фотографии мертвых (включая изображение самого Аменабара). Даже выбор Джерси показателен. Как и дом Грейс, он был \"оккупирован\" врагами во время войны, а Нормандские острова представляют собой своего рода нейтральное пространство, лимб, между Францией и Англией.

Как это часто бывает в историях о призраках тысячелетия, в частности в \"Шестом чувстве\", \"Другие\" заканчиваются не на пугающей, а на трогательной ноте. Виктор и его семья уезжают и выставляют дом на продажу, а Грейс и дети остаются его опекунами - до следующего раза. Я не знаю, существует ли вообще лимб, - признается Грейс детям, отказавшись от своей религиозной уверенности и узнав ужасную правду об их смерти. Я не мудрее вас. Но я знаю, что люблю вас. Я всегда любила вас. И этот дом - наш\".

 

ГЛАЗ. 2002

РЕЖИССЕР ДЭННИ И ОКСИД ПЭНГ

СЦЕНАРИЙ ДЭННИ И ОКСИД ПЭНГ

В РОЛЯХ: АНЖЕЛИКА ЛИ, ЛОУРЕНС ЧОУ, СО ЯТ-ЛАЙ, КЭНДИ ЛО, КО ИНЬ-ПИН.

СТРАНА ГОНКОНГ/СИНГАПУР

ПОДЖАНР ИСТОРИЯ О ПРИЗРАКЕ

МЕРТВОЕ ПРОСТРАНСТВО



СУБЛИМИНАЛ



НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ



ГРОТЕСК

 

DREAD



НЕОБЫЧНОЕ



НЕУДЕРЖИМЫЙ



Пересадка органов, дающая реципиенту особые способности, - один из старейших сюжетов в кино ужасов, восходящий, по крайней мере, к фильму 1924 года \"Руки Орлака\". Но гонконгские кинематографисты братья Панг взяли его на вооружение в этом пестром, порой пугающем фильме.

На создание этой истории их вдохновило драматическое самоубийство, о котором рассказывали в новостях, - рассказали они изданию Austin Chronicle. Молодая женщина покончила с жизнью, вернув себе зрение после пересадки роговицы всего за неделю до этого. Мы начали строить гипотезы о том, что она могла увидеть такого разрушительного\".