Джордж Самюэль Клейсон
Самый богатый человек в Вавилоне
© Shutterstock/FOTODOM/Curly Pat/Picksell/Daniela Iga/SeamlessPatterns
© К. Ковешников, перевод, 2024
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2024 Издательство Азбука®
Будущее простерто перед нами, как дорога, уводящая вдаль. Вдоль этой дороги раскинулись честолюбивые мечты, которые мы стремимся воплотить, и желания, которые мы хотели бы осуществить.
Для исполнения желаний и мечтаний нужно в первую очередь добиться достатка. Используйте финансовые принципы, изложенные в этой книге; пусть они позволят вам забыть о тощем кошельке и зажить той полноценной и счастливой жизнью, какую обеспечивает толстый кошелек.
Подобно закону тяготения, эти принципы неизменны и применимы всегда и везде. Хочется надеяться, что для вас они окажутся – как уже оказались для многих других – верным способом наполнения кошелька, ключом к жизни с весомыми банковскими счетами и дорогой к устойчивому финансовому благополучию.
Помните: у тех, кто понимает, деньги не иссякают!
Вот простые правила приобретения денег:
– Начните наполнять свой кошелек.
– Следите за расходами.
– Берегите свое сокровище.
– Приумножайте золото!
– Совершенствуйте свою способность зарабатывать.
– Превратите свое жилище в прибыльный вклад.
– Создайте источник будущего дохода.
Предисловие
Наше общее процветание как нации зависит от личного финансового благосостояния каждого человека.
Эта книга рассказывает о том, как добиться личного успеха. Вообще успех есть плод наших собственных усилий и итог приложения наших способностей. К успеху можно и нужно как следует подготовиться. Наши дела никогда не будут мудрее помыслов, им предшествующих, а мышление, в свою очередь, зависит от понимания.
Эта книга рецептов для наполнения тощих кошельков задумывалась как руководство к действиям по обретению денег и правил обращения с ними. Именно такова ее цель – предложить тем, кто грезит о достатке, понимание картины, которое позволит привлекать деньги, надежно их сберегать и умело вкладывать, обеспечивая приток новых денег.
На страницах книги мы перенесемся в далекое прошлое – в Вавилон, колыбель основных финансовых принципов, ныне признанных и используемых во всем мире.
Новым читателям книги автор от всей души желает, чтобы ее страницы подарили им подлинное вдохновение, которое обернется пополнением банковских счетов и иными финансовыми успехами, преодолением тех личных денежных затруднений, что общеизвестны сегодня по всей Америке, от побережья к побережью.
Автор, пользуясь случаем, благодарит предпринимателей, которые широко делились мудростью этих притч со своими друзьями, родственниками и соратниками. Нет похвалы выше, чем похвала от людей дела, которые ценят эту книгу потому, что сами добились значительных успехов, применяя ровно те принципы, какие описываются ниже.
Вавилон сделался богатейшим городом древнего мира из-за того, что его жители были богатейшими людьми своего времени. Они знали цену деньгам, опирались в делах на надежные способы накопления денег, умели сберегать и приумножать те капиталы, которыми уже располагали. Словом, у них было то, о чем мы мечтаем, – источник будущих доходов.
С. Дж. К.
Глава 1. Исторический Вавилон: набросок
Несчетные эпохи повергли в прах могучие стены храмов, но мудрость Вавилона по-прежнему жива. Деньги – средство измерения земного успеха. Деньги позволяют наслаждаться лучшим из доступного людям в этом мире.
В человеческой истории нет, пожалуй, города более величественного, чем Вавилон. Само его название наводит на мысли о богатстве и великолепии. Его сокровища – золото и драгоценности – были поистине баснословными. Разумеется, такие богатства сразу заставляют предполагать удачное местоположение среди тропической роскоши, в окружении обильных природных ресурсов, лесов и шахт. Но все было иначе. Вавилон располагался на берегу реки Евфрат, в плоской и засушливой долине. Там не было ни лесов, ни шахт, отсутствовали даже камни для строительства. Да и естественные торговые пути пролегали в стороне, а осадков выпадало недостаточно для выращивания урожая.
Вавилон – выдающийся пример способности человека достигать великих целей, используя любые подручные средства, какие только найдутся. Все, что поддерживало этот большой город, было создано человеком. Все его богатства были рукотворными.
Город обладал лишь двумя природными дарами – плодородной почвой и речной водой. Древние вавилонские умельцы сотворили величайшее инженерное чудо своего времени и всех последующих веков: они отводили воду из реки с помощью плотин и огромных оросительных каналов. Эти каналы, доставлявшие живительную влагу к плодородной почве, тянулись через всю засушливую долину. Перед нами одно из древнейших инженерных достижений в истории. Ирригация обеспечивала чрезвычайно обильные урожаи, подобных которым мир доселе не видывал.
К счастью, на всем протяжении долгой жизни Вавилона городом правили сменявшие друг друга династии царей, для которых завоевания и грабежи были занятиями второстепенными. Горожанам выпало вести множество войн, но по большей части это были войны местные или оборонительные, против честолюбивых завоевателей из других земель, завидовавших сказочным сокровищам Вавилона. Выдающиеся правители Вавилона вошли в историю благодаря своей мудрости, предприимчивости и справедливости. Вавилон не знал чрезмерно дерзких самодержцев, которые стремились бы покорить весь известный мир, дабы все народы платили им дань и потакали их эгоизму.
Увы, города Вавилон больше не существует. Когда энергия человеческих рук, что возводили город и поддерживали в нем жизнь на протяжении тысячелетий, наконец иссякла, на месте Вавилона воцарилось запустение. Город располагался в Азии, приблизительно в шестистах милях к востоку от Суэцкого канала, точно на север от Персидского залива. Он лежал на широте около тридцати градусов над экватором, фактически на той же, что и Юма, штат Аризона. Тамошний климат был схож с климатом этого американского города – жаркий и сухой.
Сегодня долина Евфрата, прежде густонаселенная и плодородная благодаря орошению, вновь превратилась в продуваемую ветрами засушливую пустошь. Скудная трава и колючие кустарники пытаются выжить среди песков, гонимых ветрами. Исчезли без следа плодородные поля, гигантские города и длинные караваны с богатыми товарами. Единственные жители этой земли в наши дни – кочевники-арабы, ради пропитания пасущие малочисленные стада. В таком состоянии Вавилон пребывает приблизительно с начала христианского летосчисления.
Долина изобилует земляными холмами. На протяжении столетий они нисколько не привлекали внимание путешественников. Но вот однажды туда пришли археологи, которые после налетевшей случайной бури ухитрились рассмотреть осколки глиняной посуды и кирпичей в грязи и лужах. Сюда стали прибывать экспедиции, финансируемые европейскими и американскими музеями, и, пустив в ход кирки и лопаты, начали вести раскопки в надежде что-либо отыскать. Довольно быстро удалось доказать, что холмы высятся на местах древних городов. Что ж, эти холмы вполне можно назвать городскими могилами.
Под одним из таких холмов был погребен и древний Вавилон. Добрые два десятка тысячелетий ветры наметали над ним пыль пустыни. Первоначальные стены из кирпича давным-давно разрушились и обратились в прах. Сегодня богатый город Вавилон выглядит кучей земли; он был заброшен столь давно, что ни один живой человек даже не знал, что город прячется под холмом, пока археологи не раскопали бережно и тщательно многовековой мусор с городских улиц и не явили нам руины благородных храмов и дворцов.
Многие ученые считают цивилизацию Вавилона и других городов этой долины древнейшей из тех, о которых имеются хоть сколько-нибудь достоверные свидетельства. Доказано, что история заселения долины уходит в прошлое на 8000 лет. Любопытно, кстати, каким способом была установлена эта дата. Среди руин Вавилона нашлись описания солнечного затмения. Современные астрономы без труда вычислили срок этого древнего затмения, наблюдавшегося в Вавилоне, и так вывели соответствия между современным и вавилонским календарями.
Также удалось установить, что 8000 лет назад шумеры, которые населяли Вавилонию, жили в городах, обнесенных стенами. Можно лишь догадываться, сколько всего веков насчитывают такие города. Их жители вовсе не были варварами, решившими укрыться под защитой крепостных стен. Нет, это были образованные и просвещенные люди. Письменная история подтверждает: они были первыми на свете инженерами, астрономами, математиками, финансистами – и первыми придумали письменность.
Уже упоминалось о системе орошения, превратившей засушливую местность в сельскохозяйственный рай. Остатки этих каналов все еще видны в долине, пусть почти все они до краев заполнены скопившимся песком. Некоторые каналы были таких размеров, что по сухому дну проходила в ряд дюжина лошадей. По своим размерам они выгодно отличаются от крупнейших каналов Колорадо и Юты.
Помимо орошения долины, вавилонские инженеры осуществили другой проект, не уступавший размахом первому. Используя хитроумные дренажные приспособления, они осушили огромное пространство болот в устьях рек Евфрат и Тигр; эти земли тоже стали использовать для земледелия.
Геродот, греческий путешественник и историк, посетил Вавилон в пору наивысшего расцвета города и оставил единственное сохранившееся описание городского устройства, сделанное человеком со стороны. Из его сочинения мы узнаем, каков был город тогда и каковы были примечательные обычаи городских жителей. Также Геродот сообщал о небывалом плодородии здешней почвы и обильных урожаях местных пшеницы и ячменя.
Слава Вавилона угасла, но его мудрость сохранилась в веках. Этим мы обязаны вавилонской письменности. В те далекие времена бумагу еще не изобрели, вместо нее вавилоняне кропотливо вырезали свои письмена на табличках из сырой глины. Затем эти таблички обжигались и становились твердыми, как камень. Обыкновенно в ходу были таблички размером около шести на восемь дюймов и толщиной в дюйм.
Эти глиняные таблички, как их принято называть, использовались точно так же, как современные материалы для письма. На них вырезали предания, стихи, исторические записи, царские указы, тексты законов страны, подтверждения прав собственности, долговые расписки и даже письма, подлежащие отправке с гонцом в отдаленные города.
Глиняные таблички дают возможность проникнуть в сокровенную суть местной жизни, в личные дела горожан. Так, одна табличка с записями, похоже деревенского лавочника, сообщает, что в такой-то день некий поименованный покупатель привел корову и обменял ее на семь мешков пшеницы, три из которых были доставлены ему сразу, а остальные четыре отложили на хранение до того времени, когда они понадобятся.
Археологи нашли целые библиотеки этих табличек, сотни тысяч штук, глубоко погребенных в разрушенных городах.
Другим несомненным чудом Вавилона были огромные стены, окружавшие город. Древние причисляли их, наряду с Великой пирамидой в Египте, к семи чудесам света. Считается, что первые стены города возвела в незапамятные времена царица Семирамида. Современные исследователи не смогли отыскать никаких следов этих первоначальных стен. Точная их высота тоже неизвестна. Если судить по сообщениям древних авторов, стены имели высоту от пятидесяти до шестидесяти футов, были облицованы с внешней стороны обожженным кирпичом, а перед ними в качестве дополнительной меры защиты выкопали глубокий ров и заполнили его водой.
Более поздние стены, прославленные в истории, воздвиг приблизительно за шестьсот лет до Рождества Христова царь Набопаласар. Вообще он задумал столь обширную перестройку города, что сам не дожил до завершения работ. Дело отца закончил его сын Навуходоносор II, имя которого известно нам из Библии.
Размеры этих более поздних стен поражают воображение. По надежным источникам, их высота составляла около ста шестидесяти футов, что соответствует высоте современного пятнадцатиэтажного делового здания. Общая длина стен была, по разным оценкам, от девяти до одиннадцати миль, причем по верху могла проехать колесница, запряженная шестью лошадьми, – настолько эти стены были широки. Что ж, от былого великолепия мало что сохранилось, если не считать остатков опор и рва. Столетиями камни подвергались разрушительному воздействию стихий, а местные арабы довели разрушение до закономерного итога, разбирая кирпич стен на собственное строительство.
К стенам Вавилона подходили одно за другим победоносные войска почти всех завоевателей той эпохи беспрерывных войн. Множество царей осаждали Вавилон, но никто не сумел взять город. К слову, не нужно насмехаться над войсками того времени и воспринимать их как нечто несерьезное. Историки называют внушительные цифры: 10 000 всадников, 25 000 колесниц, 1200 «полков» пеших воинов по 1000 человек в «полку». Зачастую требовалось два или три года подготовки, чтобы собрать военное снаряжение и разместить склады с продовольствием вдоль предполагаемого маршрута похода.
Сам Вавилон во многом напоминал современные города: там были улицы, были лавки, а бродячие торговцы предлагали свои товары в жилых кварталах. Жрецы возносили молитвы в великолепных храмах. В городе имелась и внутренняя стена, отделявшая царский дворец и другие важные здания; предполагают, что эта стена была даже выше наружной крепостной.
Вавилоняне слыли искусными мастерами. Они преуспевали в ваянии, живописи, ткачестве, обработке золота, производстве металлического оружия и сельскохозяйственных инструментов. Ювелиры создавали изысканнейшие украшения. Многие образцы ювелирного искусства извлечены из могил богатых горожан и сегодня выставляются в самых знаменитых музеях.
Давным-давно, когда остальной мир еще рубил деревья топорами с каменными наконечниками или охотился и сражался кремневыми копьями и стрелами, вавилоняне использовали топоры, копья и стрелы с металлическими наконечниками.
Также жители Вавилона были умелыми финансистами и торговцами. Насколько нам известно, именно они первыми придумали деньги как средство обмена, первыми стали использовать векселя и письменные подтверждения прав собственности.
Впервые неприятель вступил в Вавилон лишь около 540 года до Рождества Христова. Причем даже тогда городские стены устояли. История падения Вавилона крайне примечательна. Кир, один из великих завоевателей того времени, хотел напасть на город и рассчитывал сокрушить его неприступные стены. Советники вавилонского царя Набонида убедили своего господина выйти навстречу Киру и дать бой, не дожидаясь осады города. После поражения на поле брани вавилоняне бежали, а Кир вошел в открытые ворота и без сопротивления овладел городом.
С тех пор сила и слава Вавилона начали постепенно ослабевать, а через несколько сотен лет город в конечном счете и вовсе оказался заброшен, покинут, оставлен на произвол ветров и бурь и вновь превратился в ту пустынную землю, которой был обязан своим возвышением и величием. Да, Вавилон пал, чтобы уже не подняться, но нынешняя цивилизация во многом перед ним в долгу.
Несчетные эпохи повергли в прах могучие стены храмов, но мудрость Вавилона по-прежнему жива.
Деньги – средство измерения земного успеха. Деньги позволяют наслаждаться лучшим из доступного людям в этом мире.
Денег в избытке у тех, кто понимает простые правила их добывания.
Деньги сегодня подчиняются тем же законам, что и шесть тысяч лет назад, когда богатые люди заполоняли улицы Вавилона.
Глава 2. Человек, который желал золота
Богатство у человека вовсе не в кошельке. Даже толстый кошель быстро худеет, если его не питает золотой ручеек.
Вавилонский ремесленник Бансир, мастер по изготовлению колесниц, был глубоко озабочен. Сидя на невысоком заборчике, что окружал его хозяйство, он грустно смотрел на свой простой дом и на мастерскую под навесом, где стояла незаконченная колесница.
Жена Бансира то и дело показывалась в проеме двери. Взгляды, которые она исподтишка бросала на мужа, напоминали ему, что мясной мешок почти опустел и что Бансиру давно пора доделать работу – постучать молотком, потесать долотом, натянуть кожу на ободы, отполировать и покрасить колесницу и выручить наконец за нее положенную плату у богатого заказчика.
Плотный и мускулистый, ремесленник не обращал внимания на жену и пребывал в неподвижности. Мысли медленно ворочались в голове; Бансиру досаждала задача, с которой он никак не мог справиться. Мастера немилосердно жгли лучи жаркого тропического солнца, что было ничуть не удивительно для долины Евфрата. Но он не замечал, как капли пота со лба стекают вниз и теряются в густых волосах на его груди.
За домом Бансира высилась ступенчатая стена, окружавшая царский дворец. Рядом, пронзая голубое небо, вздымалась раскрашенная башня храма Бела
[1]. В тени всего этого великолепия стояло простое жилище мастера – заодно с другими домами, еще более убогими и неухоженными. Вавилон был таков повсюду – смесь величия и убожества, ослепительной роскоши и откровенной нищеты; городские здания внутри стен лепились друг к дружке без всякого плана.
Потрудись Бансир обернуться, он увидел бы множество шумных колесниц, принадлежащих богатым горожанам, толпы торговцев в сандалиях и босоногих попрошаек. Даже богачам приходилось то и дело сворачивать в придорожные канавы, уступая дорогу длинным вереницам царских рабов-водоносов с тяжелыми бурдюками из козлиных шкур: рабы несли воду для полива висячих садов.
Впрочем, Бансир слишком глубоко ушел в свои мысли, чтобы отвлекаться на городскую суматоху. Лишь когда неожиданно прозвенела струна лиры, он очнулся от размышлений. Он резко повернулся и увидел знакомое улыбающееся лицо своего лучшего друга, музыканта Кобби.
– Да будут боги щедры к тебе, друг мой, – велеречиво произнес тот. – Сдается мне, они уже сполна вознаградили тебя, раз ты можешь сидеть без дела. Позволь и мне порадоваться твоей удаче. Более того, я готов разделить ее с тобой. Твой кошелек, как видно, полон, иначе бы ты вовсю трудился в мастерской. Снизойди ко мне и извлеки из него всего два жалких шекеля
[2] в долг до сегодняшнего вечернего пира у вельмож. Не успеешь даже заметить их отсутствия, как они вернутся к тебе.
– Будь у меня два шекеля, – мрачно ответил Бансир, – я не отдал бы их никому, даже тебе, моему лучшему другу. Это ведь целое состояние, весь мой достаток. Никто не жертвует своим состоянием, даже для лучших друзей.
– Что я слышу? – воскликнул Кобби с неподдельным изумлением. – У тебя нет ни шекеля в кошеле, а ты сидишь на заборе, точно изваяние? Почему же ты не доделываешь колесницу? Или нашел иной способ утолить свои изысканные запросы? Ты ли это, друг мой? Где твоя неуемная живость? Что тебя гнетет? Или боги обременили тебя невзгодами?
– Это и вправду божье наказание, – согласился Бансир. – Все началось с нелепого сна, совершенно бестолкового. Мне приснилось, что я разбогател, что на поясе у меня весит красивый кошель, полный монет. Там было столько шекелей, серебряных и золотых, что я без счета швырял их нищим. За серебряные монеты я накупил украшений жене, да и себя не забыл, приобрел все, чего мне только хотелось. Я не боялся их тратить и не опасался будущего, потому что там было много золотых монет. Да что скрывать, я был вне себя от радости. Ты не узнал бы, пожалуй, своего трудолюбивого друга и жену мою тоже бы не узнал, ибо с ее лица пропали все морщины и она прямо светилась от счастья. Словно сделалась опять той улыбчивой девушкой, какой была в первые дни замужества.
– Хороший сон, ничего не скажешь, – кивнул Кобби. – Но почему же от таких приятных мыслей ты застыл угрюмым истуканом на заборе?
– Почему, спрашиваешь? Да потому, что я проснулся и вспомнил, как пуст мой кошелек! Так тошно стало! Давай-ка вместе разберемся, мы же с тобой, как говорят у нас на реке, сидим в одной лодке. В детстве мы вместе ходили к жрецам изучать науки. В отрочестве делили на двоих юношеские радости, а когда повзрослели, то сделались уважаемыми людьми и остались хорошими друзьями. Мы охотно трудились, не ведая устали, и легко тратили все, что зарабатывали. В минувшие годы мы ведь звенели монетами, хотя, конечно, и помыслить не могли о счастье от подлинного богатства. Скажу тебе так, друг мой, мы с тобою – тупые бараны! Мы живем в богатейшем городе на свете. Путники болтают, что других таких попросту не найти. Вокруг столько роскоши, но нам от нее ничего не достается. Истратив полжизни на тяжкий труд, ты, мой лучший друг, приходишь ко мне с пустым кошельком и просишь одолжить два жалких шекеля до вечернего пира. А что ты слышишь в ответ? Разве я сказал тебе: «Вот мой кошель, я всегда рад с тобой поделиться?» Нет, я отвечаю, что мой кошелек так же пуст, как и твой. В чем же тут дело? Почему у нас нет ни серебра, ни золота, которых сполна хватало бы на еду и одежду?
А еще о сыновьях подумай, – продолжал Бансир. – Они же идут по нашим стопам. Неужто им, их семьям, детям и семьям их детей суждено прожить такую же жизнь, какую прожили мы, когда вокруг столько сокровищ и золота? Неужто они тоже обречены пировать разве что козьим молоком и пустой кашей?
– Прежде ты об этом никогда так не говорил, Бансир, за все годы нашей дружбы. – Кобби явно не понимал, что происходит.
– А я обо всем этом раньше и не думал. С раннего утра и до темноты все мастерил лучшие колесницы в округе и в глубине сердца надеялся, что однажды боги вознаградят меня богатством. Глупец! Им нет до меня дела, и богатства от них я при жизни не дождусь. Потому-то и взяла меня тоска. Я хочу быть человеком с достатком, хочу владеть землей и скотом, носить тонкие одежды и звенеть монетами в кошеле. Я готов трудиться ради этого, сколько выдержит моя спина, насколько хватит умения в руках и смекалки в голове, но мой труд не должен пропадать даром. Что же с нами творится, скажи? Почему мы не получаем по справедливости всего того, что другие покупают за золото?
– Если бы я знал, – ответил Кобби. – Мне тоже несладко. Все, что я добываю игрой на лире, тут же уходит от меня. Частенько приходится ловчить и изворачиваться, чтобы моя семья не голодала. А ведь я грежу о большой лире, на которой наконец-то выйдет сыграть всю ту музыку, что звучит у меня в голове. На таком инструменте я бы сыграл так, что и царь бы восхитился.
– Ты достоин такой лиры, друг мой. Никто другой во всем Вавилоне не перебирает струны столь умело. Думаю, не только царь, но и боги бы порадовались. Но как ею обзавестись, если мы с тобою оба бедны, как царские рабы? Слышишь колокольчик? Вон они идут.
Бансир указал на длинную вереницу полуголых и потных водоносов, что брели по узенькой улочке от реки. Они медленно шагали по пять человек в ряд, сгибаясь под тяжелыми бурдюками с водой.
– Погляди-ка, кто их ведет. – Кобби ткнул пальцем в человека с колокольчиком, который налегке двигался перед рабами. – Сразу видно достойного мужа.
– Что ж, достойных среди рабов и вправду достаточно, – ответил Бансир. – Они такие же люди, как и мы. Вон те, высокие и светлокудрые, – с севера. Чернокожие и смешливые – с юга. А те, что пониже и посмуглее, – из ближних земель. Все они каждый день идут от садов к реке и обратно – день за днем, год за годом. На лучший удел им рассчитывать бессмысленно. Соломенный тюфяк для ночлега, вареная полба на обед… Пожалей этих бедолаг, Кобби!
– Да, мне их жаль. Но ведь ты сам только что говорил, что мы ничем не лучше, хоть и зовемся свободными.
– Верно, Кобби, верно. Невесело, правда? Не хочу я жить рабской жизнью год за годом. С утра до вечера тружусь – и что взамен?
– Может, стоит поспрашивать, узнать у других, откуда берется золото? И дальше жить, как живут они? – предложил Кобби.
– Наверное, ты прав, надо поговорить с богачами, – задумчиво ответил Бансир. – Глядишь, и наткнемся на какую-то тайну.
– Как раз сегодня я видел нашего старого друга Аркада. Он ехал на золотой колеснице. Знаешь, он не смотрел поверх моей головы, как сделали бы многие другие богачи. Наоборот, помахал рукой, так что все зеваки могли видеть, что он улыбается и дружески здоровается с музыкантом Кобби.
– Болтают, будто он самый богатый человек во всем Вавилоне, – мечтательно проговорил Бансир.
– Такой богатый, что даже царь обращается к нему за золотом, когда казна вдруг пустеет.
– Вот, значит, как? – Бансир хмыкнул. – Повстречайся он мне где-нибудь в темноте, боюсь, я отобрал бы его кошелек.
– Ерунда! – отмахнулся Кобби. – Богатство у человека вовсе не в кошельке. Даже толстый кошель быстро худеет, если его не питает золотой ручеек. У Аркада есть доход, не дающий его кошельку истощиться, сколько бы он ни швырялся деньгами.
– Доход – это главное, – согласился Бансир. – Вот бы и мне заиметь доход, который тек бы себе в мой кошелек, пока я сижу на заборе или езжу по дальним краям. Аркад должен знать, как заручиться доходом. Как думаешь, он захочет разъяснить это мне, да так, чтобы усвоила моя тупая голова?
– Сдается мне, он уже преподал эту науку своему сыну Номасиру, – сказал Кобби. – Тот ведь отбыл в Ниневию и, как судачат на постоялом дворе, без помощи отца стал одним из самых богатых людей в этом городе.
– Ты подал мне хорошую мысль. – В глазах Бансира внезапно промелькнуло оживление. – Разжиться советом у старого друга можно и бесплатно, а наш Аркад никогда не скупился помогать. Пускай наши кошели пусты, как прошлогоднее соколиное гнездо, – нас это не остановит. Мне надоело ходить без наличности посреди роскоши. Хочу стать богатым! Идем к Аркаду, спросим его, как бы и нам получать справный доход?
– Правильно говоришь, Бансир. Я вдруг сообразил кое-что. Мы потому никогда не могли найти способ разбогатеть, что просто его не искали. Ты упорно делал лучшие в Вавилоне колесницы, прилагал к тому все усилия и преуспел в своем ремесле. Я же норовил стать умелым музыкантом – и тоже справился. Словом, в тех делах, где мы прилагали старание, у нас все получилось. Богам как будто угодно, чтобы мы продолжали трудиться. Но теперь-то мы поняли, что к чему, как если бы страдали во тьме, а тут наконец взошло солнце. Пора узнать больше, чтобы разбогатеть. Тогда-то мы изыщем достойные способы утолить наши желания.
– Идем к Аркаду прямо сейчас! – воскликнул Бансир. – А еще давай позовем с собой всех старых друзей, которым живется не лучше нашего. Пусть они тоже поучатся мудрости.
– Ты всегда думаешь о других, Бансир. Потому-то у тебя и друзей так много. Как ты сказал, так и будет. Идем прямо сейчас и всех захватим с собой.
Глава 3. Самый богатый человек в Вавилоне
Богатство подобно дереву – оно растет из крошечного семени. Первая медная монета, сбереженная тобою, станет семенем, из которого прорастет древо богатства. Чем скорее посадишь это семя, тем скорее вырастет дерево. Чем усерднее его поливать и удобрять постоянными сбережениями, тем скорее ты сможешь насладиться отдыхом в его тени.
Жил когда-то в древнем Вавилоне очень богатый человек по имени Аркад. Повсюду его восхваляли за богатство – и повсюду бродили слухи о его щедрости. Он не скупился на пожертвования, не считал средств, которые тратил на свою семью и на себя самого. Но все же каждый год его богатство прибывало быстрее, чем он успевал тратить.
Вот пришли к нему друзья юности и сказали:
– Аркад, ты удачливее нас. Ты стал богаче всех в Вавилоне, а мы из сил выбиваемся, чтобы выжить. Ты носишь самые красивые одеяния и наслаждаешься самыми редкими яствами, а мы довольствуемся тем, что одеваем наши семьи во что придется и питаемся лишь тем, что удается добыть. Но ведь когда-то мы были равны! Мы учились у одного наставника. Мы играли в одни и те же игры. Ни в учебе, ни в игре ты нас не превосходил. А в последующие годы тебя уважали не сильнее, чем остальных. Ты трудился не больше нашего, а упорства нам всем было не занимать. Почему же изменница-удача выбрала именно тебя, наделила всеми благами жизни, а нами пренебрегла, хотя мы достойны счастья не меньше твоего?
Аркад в ответ укорил их такими словами:
– Если за все годы, что минули с дней нашей юности, вы сумели только обеспечить себе нищенское существование, то вы либо не знаете законов, которые управляют накоплением богатства, либо им не следовали. Изменница-удача, как вы сказали, – богиня жестокая, она никому не покровительствует бесконечно. Напротив, она губит едва ли не каждого из тех, кого прежде незаслуженно осыпала золотом. Она искушает расточителей, и те в бесцельных тратах быстро проматывают все средства и остаются со своими неуемными запросами и желаниями, которые уже нет возможности удовлетворить. Другие же люди, которым она вроде бы благоволит, становятся скрягами и припрятывают свое богатство, боясь потратить нажитое, ибо им ведомо, что восполнить утраченное не выйдет. Кроме того, их вечно одолевают страхи перед грабителями, так что их жизнь становится пустой и тоскливой. Есть, говорят, и такие, кому удается сохранить незаслуженно добытое золото; они даже приумножают свое благосостояние и до конца своих дней живут в счастье и довольстве. Но таких людей мало; сам я их не встречал, только молва о них вещала. Вспомните о тех, кто внезапно получил богатое наследство, и подумайте, правду ли я сказал.
Друзья Аркада признали, что им известны такие люди и эти слова вполне подходят к ним. А далее попросили объяснить, как ему удалось столько скопить, и Аркад продолжил:
– В юности я наблюдал за всем, что происходит вокруг, и видел много такого, что способно принести счастье и довольство. Уже тогда я понял, что богатство – надежная опора в исполнении желаний. Оно дарит силу, с ним становится возможным очень и очень многое.
Можно изысканно обставить свой дом. Можно отправиться под парусом в дальние края. Можно наслаждаться яствами из далеких земель. Можно купить у ювелиров и огранщиков самые красивые украшения. Можно даже построить величественные храмы богам. Словом, можно сделать все это и добиться многого другого, чтобы усладить чувства и умиротворить сердце.
Когда ко мне пришло понимание, я решил, что должен получить свою долю этих жизненных благ. Я не хотел стоять в стороне, с завистью наблюдая, как другие радуются жизни. Я не согласен был рядиться в рубище, мне хотелось выглядеть достойно. Я не желал довольствоваться участью бедняка – наоборот, мечтал сделаться гостем на этом пиру жизни. Как вы знаете, мой отец был скромным торговцем, а я рос в большой семье и не имел никакой надежды на наследство. Не будучи наделен, как вы сами сказали, выдающимися дарованиями и умом, я решил, что для исполнения моей мечты мне понадобятся время и знания. Что касается времени, то его у всех людей в изобилии. Каждый из вас располагает достатком времени, чтобы стать богатым. Однако вы признаете, что не имеете иного богатства, кроме семей, которыми можете по праву гордиться.
А по поводу знаний скажу так: разве не говорил нам наш мудрый наставник, что знания бывают двоякого рода? Одни приобретаются учебой и запоминаются, а другие приходят из опыта, подсказывающего нам, где отыскать то, в чем мы еще несведущи.
Потому-то я и решил узнать, как можно скопить богатство, а когда узнаю – приступить к исполнению своего желания. Разве не мудро наслаждаться жизнью, пока мы живы и над нами светит солнце? Ведь горести и печали придут сами в урочный час, когда мы отправимся в обитель теней. Я нашел работу писца в палате записей и каждый день долгие часы корпел над глиняными табличками. Неделя за неделей, месяц за месяцем проходили в трудах, но достаток оставался недосягаемым. Все мои заработки уходили на еду, одежду, приношения богам и прочие расходы, о которых уже и не вспомнить. Однако желание разбогатеть меня все равно не покидало.
Однажды в дом градоначальника пришел меняла Альгамеш и заказал мне список с Девятого закона
[3]. Он сказал: «Список нужен мне через два дня; если уложишься в срок, то получишь две медные монеты».
Я работал усердно, не покладая рук, но закон был длинный. Когда Альгамеш вернулся, мне нечего было ему предъявить. Он рассердился и, будь я его рабом, наверняка бы меня побил. Но я, зная, что градоначальник не позволит нанести мне урон, не испугался и сказал:
– Альгамеш, ты очень богатый человек. Расскажи, как я могу тоже разбогатеть, и я за одну ночь, клянусь, закончу работу.
Он усмехнулся и ответил:
– Ты прожженный плут, но я согласен на такую сделку.
Всю ночь я чертил по глиняным табличкам, хотя у меня ломило спину, а от вони горящего фитиля раскалывалась голова и глаза уже почти ничего не видели. Когда Альгамеш пришел на рассвете, все было готово.
– А теперь, – сказал я, – выполни свое обещание.
– Ты сдержал свое слово, сынок, и не нарушил наш уговор, – произнес он мягко. – Что ж, я готов сдержать свое. Я расскажу тебе то, о чем ты хочешь знать, ибо старость моя приближается, а старые языки любят поболтать. Когда молодые люди приходят к старикам за советом, они постигают мудрость, накопленную годами. Но слишком часто молодость думает, будто старикам известна лишь мудрость минувших лет, которая для молодых бесполезна. Запомни: солнце, светящее сегодня, – то же самое светило, что стояло в небе, когда родился твой отец; и оно будет так же сиять, когда последний из твоих правнуков сойдет во тьму.
Мысли молодых, – продолжал он, – подобны ярким метеорам, проносящимся по небу, но мудрость стариков – это свет вечных звезд, настолько неизменных в положении на небесах, что мореход может править по ним свой путь.
Запомни хорошенько мои слова, ведь иначе ты не усвоишь истины, которые я намереваюсь открыть, и будешь думать, что трудился всю ночь понапрасну.
Он пристально поглядел на меня из-под косматых бровей и изрек негромко, но с чувством:
– Я отыскал дорогу к богатству, когда решил, что часть всего заработанного мною принадлежит мне. Ты тоже сможешь это сделать.
Тут он смерил меня пронзительным взглядом, но больше ничего не сказал.
– Это все? – спросил я.
– Сказанного достаточно, чтобы превратить сердце пастуха в сердце менялы, – ответил он.
– Но ведь все, что я зарабатываю, и так принадлежит мне, – возразил я.
– Ничего подобного, – откликнулся Альгамеш. – Разве ты не платишь портному? Или обувщику за сандалии? Разве тебе не приходится отдавать плату за еду? Нельзя жить в Вавилоне, ничего не тратя. Сколько из заработанного ты отдал за последний месяц? А за год? Глупец! Ты платишь всем подряд, кроме самого себя. Трудишься, скажу прямо, на других. Так подайся тогда в рабы, пусть хозяин тебя кормит и одевает, как сочтет нужным. Вообрази, что оставляешь себе всего одну десятую от заработка; сколько бы ты скопил за десять лет?
Познания в счете меня не подвели, и я быстро ответил:
– Столько, сколько получаю за целый год.
– Это только половина правильного ответа, – возразил он. – Всякая золотая монета, тобою накопленная, становится твоим рабом и принимается трудиться на тебя. Каждый медяк, ею принесенный, есть сын твоего раба, он тоже работает на тебя. Если когда-нибудь обретешь достаток и научишься вкладывать с умом, то все твои сбережения станут приносить доход и обеспечат изобилие, к которому ты так стремишься.
По-твоему, я обманул тебя с наградой за твои ночные труды? На самом деле я заплатил тебе в тысячу раз больше, если у тебя хватит ума, чтобы вникнуть в мои слова. Часть заработанного тобой принадлежит одному тебе, и ты должен ее сохранять. Выделяй себе не меньше десятой доли, сколько бы ты ни зарабатывал. Можно выделять и больше, если ты в состоянии себе это позволить. В первую очередь расплатись с самим собой. Не плати портному и обувщику больше, чем можешь потратить из остатка, и не забудь оставить средства на еду, милостыню и приношения богам.
Богатство подобно дереву – оно растет из крошечного семени. Первая медная монета, сбереженная тобою, станет семенем, из которого прорастет древо богатства. Чем скорее посадишь это семя, тем скорее вырастет дерево. Чем усерднее его поливать и удобрять постоянными сбережениями, тем скорее ты сможешь насладиться отдыхом в его тени.
Сказав так, он забрал свои таблички и удалился.
Я долго думал над услышанным и признал, что слова Альгамеша звучали здраво. Так что я решил попытаться последовать его совету. Всякий раз, когда мне платили, я откладывал каждую десятую монету в сбережения. Как ни удивительно, средств меньше не становилось, я отнюдь не стал жить хуже, чем раньше, и почти не замечал разницы. Правда, нередко, по мере того как росли накопления, возникал соблазн потратить их на какой-нибудь товар у торговцев, что прибывали на верблюдах и кораблях из финикийских земель. Но разум побеждал, и я прогонял это искушение.
Через год после нашей первой встречи Альгамеш навестил меня и спросил:
– Сынок, платил ли ты себе не меньше одной десятой от всех своих заработков за последний год?
– Да, учитель, – гордо ответил я.
– Вот и славно, – произнес он, пристально глядя на меня. – Как ты поступил с этими средствами?
– Я отдал их кирпичнику Азмуру, который отправился за моря и обещал купить для меня в Тире редкие финикийские самоцветы. Когда он вернется, мы продадим их по высокой цене и поделим выручку.
– Глупец должен набираться разума, – проворчал Альгамеш. – С какой стати ты поверил, будто кирпичник что-то смыслит в драгоценностях? Разве ты пойдешь к кирпичнику расспрашивать про звезды? Нет, клянусь своим платьем, ты пойдешь к звездочету, если у тебя есть хоть капля ума. Твои сбережения пропали, юноша. Ты срубил свое дерево богатства прямиком под корень. Сажай другое. Попробуй еще раз. Но в следующий раз, если тебе понадобится совет насчет драгоценностей, иди к торговцу камнями. А если захочешь что-нибудь узнать про овец, ступай к пастуху. Советы раздают бесплатно, но нужно искать только дельные советы. Тому же, кто прислушивается к словам не умеющих сохранять и приумножать сбережения, придется расплачиваться всеми своими средствами.
На этом он ушел.
Все вышло в точности так, как он сказал. Финикийцы оказались проходимцами и продали Азмуру бесполезные куски стекла, которые выглядели как драгоценные камни. Но я последовал новому совету Альгамеша и снова начал копить каждую десятую монету. К тому времени я уже привык так делать, и мне было не трудно.
Спустя другие двенадцать месяцев Альгамеш вновь пришел в помещение для писцов и обратился ко мне:
– Чего ты достиг с тех пор, как мы виделись в последний раз?
– Я исправно платил себе, – ответил я, – и доверил свои сбережения Аггару, мастеру по щитам, чтобы он закупил бронзу. Каждые четыре месяца он платит мне мою долю прибыли.
– Это хорошо. А что ты делаешь с этой долей?
– Я устроил большой пир с медом, пряным вином и перечными лепешками. А еще я купил себе багряную накидку. В следующий раз куплю молодого осла и буду ездить на нем.
Альгамеш рассмеялся:
– Ты убил детей своих сбережений. Как они теперь смогут работать на тебя? Откуда у них появятся свои дети, чтобы работать на тебя? Сначала собери войско золотых рабов, а уж потом закатывай пиры, ничего не опасаясь.
Он попрощался и ушел.
Я не видел его целых два года, а затем он появился снова. Все лицо его было в глубоких морщинах, глаза слезились – Альгамеш изрядно постарел.
– Аркад, достиг ли ты богатства, о котором мечтал? – спросил он.
– Не все мои грезы сбылись, – ответил я, – но у меня уже есть кое-какие сбережения, и они с каждым днем приносят все больше дохода.
– Ты еще прислушиваешься к советам кирпичника?
– Он дает хорошие советы насчет изготовления кирпича, – ответил я.
– Аркад, ты хорошо выучил свой урок, – изрек Альгамеш. – Сначала ты научился жить на средства, которые меньше твоего полного заработка. Потом научился обращаться за советом только к знающим людям. Наконец, ты заставил свое золото работать на себя. Ты научился копить доходы, сохранять их и пользоваться ими. Теперь ты готов к большему. Я уже состарился. Мои сыновья думают лишь о том, как тратить средства, а не о том, как их умножать. Я со страхом гляжу в будущее, но упования мои велики. Согласен ли ты отбыть в Ниппур и присматривать там за моим имуществом? Я дам тебе долю в доходах и в наследстве.
Я ответил утвердительно, поехал в Ниппур и стал управлять огромным имуществом Альгамеша. Я был честолюбив и усвоил три правила умножения богатства, а потому сумел увеличить стоимость его владений. Словом, я процветал, а когда дух Альгамеша отлетел в темноту, выяснилось, что старик и вправду оставил мне долю по завещанию, составленному законным образом.
Аркад закончил свой рассказ, и один из его друзей сказал:
– Тебе повезло, что Альгамеш сделал тебя своим наследником.
– Повезло? Мое везение состояло лишь в том, что я захотел стать богатым еще до того, как встретился с Альгамешем. Разве я не доказывал ему четыре года подряд решимость добиваться своего? Или ты назовешь везунчиком рыбака, который четыре года изучал повадки рыб, чтобы при любой перемене погоды закидывать сеть в нужном месте? Удача – надменная богиня, она не тратит время на тех, кто не готов ей служить.
– У тебя сильная воля. Ты смог начать все заново, хотя потерял свои первые сбережения.
– Сильная воля? – Аркад фыркнул. – Что за ерунда?! Разве воля дает человеку сил поднять ношу, непосильную и для верблюда, или тянуть повозку, которую даже волы не могут сдвинуть с места? Сила воли – всего лишь твердое намерение выполнять поставленную задачу. Если я что-то решаю, даже в пустяках, то достигаю цели. Иначе как я смогу верить самому себе в серьезных делах? Если я скажу себе: «Сто дней подряд, проходя по мосту в город, ты будешь подбирать камень на дороге и кидать его в реку», то я так и буду делать. Если на седьмой день я пройду по мосту и забуду подобрать камень или бросить его в реку, то не скажу себе: «Завтра брошу сразу два, это будет то же самое». Нет, я вернусь назад, подберу камень и брошу в воду. А если на двадцатый день мне вдруг захочется сказать: «Аркад, хватит валять дурака. Зачем тебе швырять камни по одному каждый день? Кинь сразу пригоршню и забудь об этой обузе», – нет, я этого не скажу и так не поступлю. Если я ставлю перед собой задачу, то должен ее выполнить. Именно поэтому я не намечаю себе ничего невыполнимого, ибо ценю свой досуг.
Затем встал второй друг и спросил:
– Если все, тобою рассказанное, правда и если все так просто, то почему люди вокруг настолько бедны?
– Богатство прирастает, если люди прикладывают к тому усилия, – ответил Аркад. – Если богач строит себе новый дворец, неужели все его золото пропадает? Нет. Свою долю получают и кирпичник, и каменщик, и маляр. Каждый, кто трудится на стройке, будет в доле. А когда дворец достроен, разве он не стоит дороже, чем те средства, которые были в него вложены? Разве земля, на которой он возведен, и земли по соседству не растут в цене? Богатство прибавляется своеобычно и прихотливо. Те же финикийцы построили свои большие города на бесплодных землях за счет богатства, доставленного их торговыми кораблями из-за моря.
– Что же ты посоветуешь нам, чтобы мы тоже могли разбогатеть? – спросил еще один друг. – Годы проходят, мы стареем, а ничего так и не добились.
– Воспользуйтесь мудростью Альгамеша и скажите себе: «Часть всего заработанного мною принадлежит мне». Повторяйте эти слова утром, когда открываете глаза, днем и вечером. Произносите их каждый час каждого дня, пока эти слова не запечатлеются в вашей памяти, подобно огненным письменам на небосводе
[4].
Проникнитесь этой мыслью, сживитесь с нею. А потом откладывайте из своих заработков долю, которая покажется вам разумной, и сохраняйте ее, – но откладывайте не меньше одной десятой. Рассчитайте все необходимые расходы по размеру этой вашей личной доли. Вскоре вы поймете, насколько это лучше – иметь средства, которыми можете распоряжаться только вы. Чем больше будет средств, тем приятнее это чувство. Жизнь покажется вам намного радостнее, захочется зарабатывать больше прежнего, ведь тогда и доля сбережений возрастет.
Потом научитесь заставлять ваши доходы работать на вас. Сделайте их своими рабами. Пусть они плодят детей, а те – своих детей, и все они будут трудиться на ваше благо.
Обеспечьте доход на будущее. Взгляните на престарелых и вспомните, что наступит день, когда и вы окажетесь в их числе. Поэтому вкладывайте ваши средства с величайшей осторожностью, дабы они не пропали. Поддаваться искушению высоких доходов от роста – все равно что внимать соблазнительному пению сирен, которые поют, чтобы заманить излишне доверчивого мореплавателя на гибельные скалы.
Позаботьтесь и о том, чтобы ваши семьи ни в чем не нуждались, когда боги призовут вас к себе. Для этого следует исправно откладывать небольшие доли средств. Человек предусмотрительный не станет медлить в ожидании, пока накопится крупная сумма на эти цели. Советуйтесь со сведущими людьми. Ищите совета у тех, кто каждодневно имеет дело с деньгами. Пусть они уберегут вас от ошибки, которую однажды допустил я, доверившись суждениям кирпичника Азмура. Положиться на надежного человека ради небольшого процента намного лучше, чем рисковать.
Радуйтесь жизни, пока вы живы. Не перетруждайтесь и не пытайтесь скопить слишком много. Если вам удобно сберегать одну десятую от своего заработка, то довольствуйтесь этим. Живите по доходам, не впадайте в скопидомство и не бойтесь тратить. Жизнь хороша, когда она полна приятных событий и приобретений.
Друзья поблагодарили Аркада и ушли. Некоторые молчали, поскольку им недоставало воображения понять услышанное. Другие сомневались, потому что они не верили, что такой богатый человек готов охотно делиться советами с друзьями. Но кое у кого в глазах зажегся огонек. Они догадались, что Альгамеш из года в год возвращался в помещение для писцов, потому что хотел видеть воочию, как человек пробивает себе дорогу из тьмы к свету. А если этот человек нашел свой свет, то лишь потому, что был готов к такому. Ведь никто не пробьется наверх, покуда не обретет понимания и не будет готов к новым возможностям.
Именно те, что прислушались к рассказу, стали часто навещать Аркада, который радушно их принимал. Он беседовал с ними и бескорыстно делился знаниями, как всегда с радостью делают люди с богатым опытом. Еще он помогал приумножать сбережения, чтобы те приносили неплохой доход, не терялись и не вкладывались впустую.
Поворотный пункт в жизни этих людей наступил, когда они усвоили мудрость, которую Альгамеш передал Аркаду, а Аркад донес остальным:
ЧАСТЬ ВСЕГО ЗАРАБОТАННОГО ВАМИ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ВАМ.
Глава 4. Семь лекарств для тощего кошелька
«Когда-то я был бедным юношей, страстно желавшим иметь много золота, и нашел знание, которое помогло мне исполнить мечту. Поэтому царь попросил меня поделиться этим знанием с вами…»
Слава Вавилона бессмертна. Сквозь века дошли до нас предания о богатейшем на свете городе и его несметных сокровищах. Но так было не всегда. Богатство Вавилона – это плод мудрости жителей города. Им же предстояло сначала узнать, как становятся богатыми.
Когда великий царь Саргон возвратился в Вавилон после победоносной войны с Эламом
[5], его ожидали неприятные известия. Главный советник доложил:
– Пока по велению правителя многие годы строились длинные оросительные канавы и величественные храмы богам, его народ процветал. Ныне же, когда все построено, народ уже оскудел в пропитании. Люди не имеют работы и дохода. У торговцев нет покупателей. Землепашцы не могут продать урожай. Не каждый находит золото, чтобы купить себе продовольствие.
– Но куда же подевалось все то золото, которое мы потратили на строительство? – требовательно спросил царь.
– Оно нашло применение, – ответил советник. – Попало в собственность малого числа богатых горожан, проскользнув меж пальцами всех остальных столь же быстро, как козье молоко протекает сквозь сито. А теперь, когда движение золота прекратилось, очень многие остались без доходов.
Царь задумался, а затем спросил:
– Почему же малому числу людей удалось присвоить все золото?
– Потому что они знали, как это делается, – ответил советник. – Нельзя обвинять человека за то, что он знает, как добиться успеха. Не менее несправедливо будет отобрать у них все честно заработанное, чтобы поделить среди не столь способных.
– Но почему весь народ не научится, как копить золото, и не станет богатым? – недоуменно осведомился царь.
– Это осуществимо, великий царь, но кто их научит? Не жрецы же, верно? Они несведущи в накоплении денег.
– Кто в городе знает лучше всех, как стать богатым? – спросил царь.
– Ответ напрашивается сам собой, великий царь. Тот, кто собрал в своих руках больше всего богатств Вавилона.
– Значит, Аркад. Это он самый богатый человек в Вавилоне. Приведи его ко мне завтра.
На следующий день, как и повелел царь, Аркад явился к нему, бодрый и в прекрасном расположении духа, несмотря на свои семьдесят лет.
– Аркад, – сказал ему царь, – верно ли, что богаче тебя нет никого в Вавилоне?
– Так говорят, великий царь, и никто с этим не спорит.
– А как ты стал таким богатым?
– Я лишь не пропустил мимо себя возможности, доступные любому жителю нашего благословенного города.
– С чего ты начинал?
– С искреннего желания стать богатым. Больше у меня ничего не было.
– Аркад, – продолжал царь, – наш город страдает, лишь немногие знают, как копить богатство, и не делятся этим знанием, а прочие живут в неведении и не умеют беречь золото, попадающее им в руки. Я всем сердцем желаю, чтобы Вавилон стал богатейшим городом на свете, а для того в нем должно проживать много богачей. Потому нужно научить весь народ копить богатство. Скажи мне, Аркад, в чем тайна обретения богатства? Можно ли этому обучиться?
– Конечно, великий царь. Тот, кто знает, может научить других.
Глаза царя заблестели.
– Аркад, ты произнес слова, которые я желал услышать. Возьмешься ли ты за это великое дело? Передашь ли ты свои знания тем, кто будет после учить других, до тех пор пока эти знания не станут доступными всем достойным людям среди моих подданных?
Аркад поклонился и сказал:
– Приказывай своему верному слуге, государь. Всем, что мне ведомо, я с радостью поделюсь на благо моих собратьев и во славу моего царя. Вели своему советнику подготовить помещение для занятий на сто человек, этим людям я преподам семь уроков и расскажу, как сумел наполнить свой кошелек, прежде едва ли не самый тощий в Вавилоне.
Спустя две недели отобранные по велению царя сто человек в разноцветных одеяниях собрались в большом зале храма знаний и расположились полукругом. Аркад же уселся рядом с курильницей, распространявшей по залу необычный и приятный аромат.
– Вот он, богатейший человека Вавилона, – прошептал один ученик, толкая в бок соседа. – Такой же, как и все мы.
– Я стою перед вами, подчиняясь воле нашего великого царя, – начал свою речь Аркад. – Когда-то я был бедным юношей, страстно желавшим иметь много золота, и нашел знание, которое помогло мне исполнить мечту. Поэтому царь попросил меня поделиться этим знанием с вами. Я начал свой путь в бедности, и у меня не было никаких преимуществ, если сравнивать с вами или с любым из жителей Вавилона. Первым вместилищем моих сокровищ стал истрепанный кошель. Я ненавидел его бесполезную пустоту. Мне хотелось его наполнить, хотелось, чтобы в нем звенели золотые монеты. Поэтому я искал любые средства исцелить тощий кошелек – и нашел целых семь.
Тем, кто собрался сегодня здесь, я открою семь лекарств для пустого кошелька; эти лекарства, я уверен, пригодятся любому, кто хочет иметь много золота. Семь дней подряд я буду объяснять, как действует каждое из этих лекарств.
Внемлите же мне и впитывайте знание. Обсуждайте со мною все сказанное и толкуйте обо всем между собой. Усвойте мои уроки, дабы и вы могли посеять семя богатства в ваших кошельках. Сначала нужно обеспечить благосостояние для себя, это будет мудро; уже потом, только когда наберетесь достоверных знаний, вы сможете обучать других.
Я изложу вам простые способы наполнять кошельки. Это первая ступень лестницы, ведущей к храму богатства, и подняться к нему не сможет тот, кто не утвердится на этой первой ступени.
Что же, приступим. Поговорим о первом лекарстве.
Первое лекарство
Начните наполнять свой кошелек
Аркад обратился к задумчивому мужчине во втором ряду:
– Скажи мне, мой добрый друг, каково твое ремесло?
– Я писец. Наношу значки на глиняные таблички.
– Именно так я зарабатывал свои первые медяки. Значит, у тебя такие же возможности стать состоятельным, какие были и у меня.
Затем он обратился к сидевшему чуть поодаль человеку с румяным лицом:
– Скажи, пожалуйста, а чем промышляешь ты?
– Я мясник, – ответил мужчина. – Покупаю коз у землепашцев, забиваю и продаю мясо хозяйкам, а шкуры обувщикам.
– Ты трудишься и имеешь заработок, так что вполне способен повторить мой путь.
Аркад постепенно опросил всех собравшихся и выяснил, чем они зарабатывают себе на жизнь. Покончив же с расспросами, он сказал:
– Итак, ученики, на свете имеется множество ремесел, с помощью которых человек может заработать. Каждый способ заработка – это ручеек золота, который труженик может направить в свой кошель. В каждый кошелек течет поток монет, обильный или скудный, в зависимости от навыков каждого из вас. Согласны ли вы со мной?
Все закивали в ответ.
– Если человек желает стать состоятельным, то не разумно ли для начала воспользоваться тем источником богатства, который он уже создал для себя?
Вновь ученики согласились.
Тогда Аркад обратился к скромному на вид человеку, который назвался торговцем яйцами:
– Что будет, если каждое утро класть в корзину десять яиц, а вечером вынимать из нее только девять?
– Эта корзина со временем переполнится.
– Почему?
– Потому что каждый день я буду класть туда на одно яйцо больше, чем вынимать.
Аркад с улыбкой кивнул и оглядел собравшихся:
– У кого здесь пустые кошельки?
Все озадаченно посмотрели друг на друга, потом рассмеялись и, достав кошельки, принялись ими махать.
– Хорошо, – продолжил Аркад. – А теперь я открою вам первое лекарство против пустого кошелька. Делайте именно то, что я посоветовал вот этому торговцу яйцами. Из каждых десяти монет, которые кладете в кошель, тратьте на свои нужды только девять. Кошель немедленно начнет наполняться, и его тяжесть порадует вашу руку и возвеселит сердце.
Думаете, что это слишком просто? Истина всегда проста. Я обещал рассказать вам, как сам обрел богатство. Именно таково было начало моего пути. Я тоже ходил с пустым кошелем и проклинал его, потому что внутри не было ничего, что могло бы удовлетворить мои нужды. Но когда я начал вынимать из него по девять монет из десяти положенных, он стал толстеть. То же самое случится и с вашими кошельками.
А теперь я расскажу вам кое-что особенное. По причине, мне неведомой, когда я начал расходовать по девять десятых от моих заработков, оказалось, что этих средств для меня достаточно. Я не стал жить беднее прежнего. Более того, вскоре деньги потекли в мои руки значительно быстрее. Видимо, таков закон, заповеданный богами: тем, кто сберегает свои заработки и не тратит их целиком, золото впредь достается намного проще. Тех же, чей кошелек пуст, оно обходит стороной.
Чего вы хотите больше всего? Насколько важны для вас повседневные желания вроде драгоценных камней, красивых поделок, нарядной одежды или вкусной еды? О них помнят сегодня и забывают завтра. Или вы хотите обрести подлинные ценности – золото, землю, скот, торговлю, доходы от вложений? Монеты, которые вы вынимаете из своего кошелька, приносят вам первое. Те монеты, которые остаются в кошельке, приносят второе.
Таково, ученики, первое лекарство, которое я открыл для своего тощего кошелька. Из каждых десяти монет, которые кладу туда, я трачу всего девять. Обсудите это правило между собой. Если кто-то докажет, что все не так, скажите мне об этом завтра, когда мы встретимся снова.
Второе лекарство
Следите за расходами
– Некоторые спрашивают, как сохранять в кошельке одну десятую от заработков, когда и всех заработанных монет мало на насущные расходы? – так начал свою речь Аркад на второй день. – Признавайтесь, у кого из вас вчера были пустые кошельки?
– У всех, – ответили ему.
– Но ведь все вы зарабатываете по-разному. Одни больше других, верно? Вдобавок у кого-то из вас семьи более многочисленны, чем у остальных. При этом все ваши кошельки одинаково пусты. Что ж, поведаю вам необычную истину о человеческих делах. Она гласит: так называемые насущные расходы будут возрастать по мере роста ваших заработков, если только вы сами этому не воспротивитесь.
Не путайте насущные расходы с вашими истинными желаниями. У каждого из вас и у ваших родичей желаний больше, чем позволяют ваши заработки. Поэтому сбереженные монеты и уходят на утоление этих желаний, а неутоленных остается еще больше.
Все люди на свете отягощены избытком желаний, которые они не в состоянии осуществить. Думаете, богачи могут позволить себе все? Вот и нет. Мне недостает времени, сил, а порой нечто нужное оказывается слишком далеко от меня. Я не могу съесть все, что хочу. Я не могу с равным пылом наслаждаться всеми удовольствиями жизни, которые меня привлекают.
Все просто: сорняки заполоняют поле, если землепашец оставляет их корням достаточно места, а желания прирастают в том человеке, который имеет возможность их удовлетворить. Желаний этих великое множество, но лишь незначительную их часть мы можем себе позволить исполнить без ущерба для себя.
Тщательно изучите свои жизненные привычки. Чаще всего именно с ними сопряжены те расходы, которые при здравом рассмотрении можно сократить или устранить. Отныне ваш девиз должен быть таков – сто процентов пользы от каждой потраченной монеты. Занесите на табличку все то, на что вы готовы тратиться. Выберите из этого действительно необходимое и то, что возможно оплатить из девяти десятых вашего заработка. Уберите все остальное – это часть множества желаний, которым суждено остаться неисполненными. Не жалейте о них.
Затем распределите необходимые расходы. Не притрагивайтесь к одной десятой, которая наполняет ваш кошелек. Вот ваше важнейшее желание, и оно должно исполниться. Ведите учет, это поможет справиться, поможет впредь исправно наполнять кошелек.
Тут встал один из учеников, одетый в красное с золотом.
– Я свободный человек. А свободные вправе пользоваться всеми благами жизни. Потому я не намерен вдаваться в мелочные подсчеты и слушать указания по поводу того, сколько я могу потратить. Они лишат мою жизнь радости и уподобят меня рабу или вьючному ослу.
– А кто, друг мой, будет определять все твои траты? – спросил Аркад.
– Я сам, – ответил ученик.
– Доведись вьючному ослу самому решать, что класть в груз, разве он положил бы туда драгоценные камни, ковры и тяжелые слитки золота? Нет. Он положил бы туда сено и зерно, а еще воду для перехода через пустыню.
Учет трат нужен для того, чтобы помочь кошельку наполниться. Он обеспечит тебя необходимым и позволит исполнить другие желания, насколько это возможно. Благодаря учету ты поймешь, чем отличаются насущные расходы от по-настоящему важных желаний. Подобно яркому свету во тьме пещеры, учет высветит тебе пути утечки средств из твоего кошелька и поможет остановить утечку, дабы средства тратились лишь на разумные и выполнимые цели.
Вот вам второе лекарство для тощего кошелька: распределяйте свои траты так, чтобы хватало на насущные расходы, на развлечения и на утоление разумных желаний, но не расходуйте более девяти десятых от заработка.
Третье лекарство
Берегите свое сокровище
– Невзгоды любят все блестящее. Потому-то золото в кошельке следует тщательно оберегать от пропажи. Мудро поступает тот, кто вкладывает на первых порах небольшие суммы и учится их защищать, дожидаясь совета богов переходить к большему.
Так Аркад начал свою речь перед учениками на третий день.
– Всякий владеющий золотом время от времени подвергается искушению вложить крупную сумму в дело, которое кажется ему внушающим доверие. Часто он делает это по просьбам и советам друзей и родственников.
Первый и основной принцип вложения: надо обеспечить сохранность вложенного. Мудро ли искать больших прибылей, если сбережения могут быть потеряны? Нет, говорю я вам. Расплатой за смелость может стать утрата всех накоплений. Прежде чем расстаться с деньгами, тщательно все изучите и убедитесь, что они к вам вернутся. Не идите на поводу у нелепого стремления разбогатеть как можно быстрее.
Прежде чем доверить свои средства какому-то человеку, убедитесь, что он в состоянии расплатиться с вами и что о нем не ходит дурная слава, не то вы сделаете ему непреднамеренный подарок в виде своих сбережений, накопленных тяжким трудом.
Прежде чем вы решитесь вложиться в какое-либо дело, оцените все возможные опасности этого дела.
Мое первое вложение средств обернулось трагедией. Все накопленное за год я доверил кирпичнику по имени Азмур, который отбывал за далекие моря и согласился купить для меня у финикийцев в Тире редкие драгоценные камни. По его возвращении мы должны были продать эти камни и поделить выручку. Финикийцы же обманули его и продали ему куски стекла вместо драгоценных камней. Мои сбережения пропали. Сегодня я бы сразу сказал, что глупо доверять кирпичнику покупку драгоценностей.
Поэтому я советую вам то, что подсказывает мне опыт: не доверяйте собственным суждениям, не вверяйте сбережения тем, кто сулит высокий доход, сам не располагая деньгами и не ведая, как их приумножают. Посоветуйтесь с людьми, умеющими вести денежные дела. Такие советы даются бесплатно, но цена их порой равна стоимости золота, которое вы собираетесь вложить. Это не преувеличение, ведь с помощью такого совета нередко удается сберечь средства от пропажи.
Вот третье лекарство для тощих кошельков: оберегайте свои сокровища от пропажи, вкладывайте деньги только в надежные начинания и в уверенности, что вы получите их назад с прибылью. Советуйтесь с мудрыми людьми. Цените советы тех, кто поднаторел в умелом обращении с золотом. Да защитит их мудрость ваши средства от неразумных вложений.
Четвертое лекарство
Приумножайте свое золото