Пауло Коэльо
Высший дар
Книга издана с разрешения
Sant Jordi Asociados Agencia Literaria S.L.U., Barcelona, SPAIN
www.santjordi-asociados.com
www.paulocoelho.com
www.paulocoelhoblog.com
Все права охраняются, включая право на полное или частичное воспроизведение в какой бы то ни было форме.
Copyright © 1991 by Paulo Coelho
© Д. Ружский, перевод, 2024
© ООО «Издательство АСТ», 2025
О Мария, без первородного греха зачатая!
Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих.
Аминь.
Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал,
а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел,
не перестает целовать у Меня ноги;
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много,
а кому мало прощается, тот мало любит.
От Луки 7:44–47
Одним холодным весенним днем в конце девятнадцатого века несколько мужчин и женщин из разных уголков Англии собрались, чтобы послушать самого известного проповедника той эпохи. Все они жаждали услышать, что он собирается сказать.
Однако после трудной восьмимесячной миссии по распространению Слова Божия в разных странах мира силы проповедника иссякли. Окинув взглядом свою небольшую аудиторию, он едва смог произнести несколько слов – и сдался. Дух Божий не коснулся его в тот день.
Расстроенный и растерянный проповедник обратился к присутствовавшему там молодому миссионеру. Юноша недавно вернулся из Африки и, наверное, мог рассказать что-нибудь интересное. И проповедник попросил молодого коллегу заменить его.
Люди, собравшиеся в том саду в Кенте, были немного разочарованы.
Этого молодого миссионера никто не знал. В общем-то, он и миссионером не был. Он отказался от рукоположения в сан священника, так как сомневался, что это его истинное призвание.
В поисках смысла жизни и своего пути в ней этот молодой человек провел два года в африканском захолустье – по примеру других людей, стремящихся к идеалу.
Собравшимся в кентском саду эта замена не понравилась. Они-то ехали к опытному, мудрому и известному проповеднику, а теперь им придется слушать какого-то молодого человека, который, как и они, находится в поисках себя.
Однако Генри Драммонд – так звали юного миссионера – успел кое-чему научиться. Одолжив у одного из присутствующих Библию, он прочел отрывок из Первого послания святого Павла к Коринфянам:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше
[1].
Все слушали в почтительном молчании, но все так же разочарованно.
Большинство собравшихся давно знали этот отрывок и много над ним размышляли. Юноша мог бы выбрать что-нибудь более оригинальное и волнующее.
Закончив чтение, Генри закрыл Библию, посмотрел в небо и начал говорить.
Все мы в какой-то момент задаемся вопросом, который задает себе каждое поколение: «Что самое важное в жизни?»
Мы хотим провести отведенные нам дни наилучшим образом: ведь никто не может прожить нашу жизнь за нас. Поэтому нам нужно знать: на чем сосредоточить усилия, какой высшей цели мы должны добиться?
Мы привыкли слышать, что главное сокровище духовного мира – это вера. Это простое слово служит опорой многовековой религии.
Считаем ли мы веру самым важным, что есть в этом мире? Если да, то мы очень ошибаемся. Ведь если мы в какой-то момент верим во что-то, то можем и перестать верить. Отрывок, который я только что прочитал, возвращает нас к временам раннего христианства. Итак, как было сказано: «Пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Мнение Павла, написавшего эти строки, не было поверхностным. В конце концов, он за миг до того рассуждал о вере. Он сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто».
Павел не уходит от темы; напротив, он сравнивает веру с любовью. И заключает: «…но любовь из них больше».
Ему, вероятно, было очень трудно это сказать; ведь человек, как правило, советует другим то, в чем он сам силен. Любовь не была сильной стороной Павла. Наблюдательный его читатель заметит, что с возрастом апостол становился более мягким, более терпеливым. Однако рука, написавшая «Любовь», в молодости была нередко обагрена кровью.
Кроме того, Первое послание к Коринфянам – не единственный документ, утверждающий, что любовь – это высший дар, summum bonum
[2]. В этом единодушны все главные источники христианства.
Петр говорит: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».
А Иоанн идет еще дальше: «Бог есть любовь».
Еще в одном тексте Павла мы читаем: «Любовь есть исполнение закона».
Почему Павел сказал так? Люди в те времена считали, что попасть в рай можно, выполняя Десять заповедей – а также сотню прочих заповедей, которые они создали на основе Скрижалей закона. Соблюдение закона было для них всем. Это было даже важнее, чем сама жизнь.
Тогда Христос сказал: «Я укажу вам более простой путь к Отцу Небесному. Постигнув его, вы сможете делать эти сто десять и множество других вещей, не опасаясь прогневить Господа. Любовь. Если вы любите, вы будете соблюдать закон, даже не осознавая этого».
Мы можем сами убедиться в действенности этого совета.
Давайте возьмем любую заповедь.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Здесь есть любовь.
«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Посмеем ли мы легкомысленно отзываться о том, кого любим?
«Помни день субботний, чтобы святить его». Не ждем ли мы с нетерпением дня встречи с тем, кого любим, чтобы посвятить этот день любви?
Происходит то же самое, когда мы любим Бога.
Любовь требует от нас выполнения всех Божьих заповедей.
Когда человек любит, нет нужды требовать от него, чтобы он почитал отца и мать или никого не убивал. От человека, любящего ближних, обидно требовать, чтобы он не крал у них – как он может обокрасть тех, кому желает добра? Так же излишне требовать от него не лжесвидетельствовать на ближнего – он никогда этого не сделает; равно как и не возжелает его жены.
Поэтому «любовь – это исполнение закона».
Любовь – это правило, включающее в себя все остальные правила.
Любовь – это заповедь, обосновывающая все остальные заповеди.
Любовь – это секрет жизни.
Павел постиг это и передал нам в послании, которое я только что зачитал, этот summum bonum – высший дар.
Павел начинает со сравнения любви с другими достоинствами, имевшими в те времена большую ценность в глазах людей.
Он сравнивает ее с красноречием: благородным даром, способным затрагивать людские умы и сердца, побуждая их к выполнению священных миссий и рискованных дел, выходящих за рамки простого долга.
Павел говорит о великих проповедниках такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий».
И все мы понимаем почему. Мы часто слышим в речах такие идеи, которые, кажется, могли бы преобразить мир. Но это просто слова, лишенные чувства, сказанные без любви, а потому они не трогают нас, какими бы логичными и умными они ни казались.
Павел сравнивает любовь с даром пророчества. Он сравнивает ее с таинством. Сравнивает с верой. Сравнивает с милосердием.
Почему любовь важнее веры?
Потому что вера – это лишь дорожка, ведущая нас к великой любви.
Почему любовь важнее милосердия?
Потому что милосердие – всего лишь одно из проявлений любви. А целое всегда важнее части. Кроме того, милосердие – это всего лишь одна из дорог, один из многих путей, которыми любовь побуждает человека к единению с ближним.
И как мы все знаем, бывает благотворительность без любви. Бросить монетку уличному нищему совсем не трудно. В общем-то, легче это сделать, чем нет.
Это действие избавляет нас от угрызений совести при виде чужих страданий.
Какое огромное облегчение – ценой всего лишь одной монетки! И для нас недорого, и нищему хорошо.
Но если бы мы действительно любили этого беднягу, мы бы сделали для него гораздо больше.
Или, может быть, меньше. Мы не швырнули бы ему эту монету, и кто знает – может быть, наше чувство вины перед этим несчастным пробудило бы в нас настоящую любовь.
Затем апостол Павел сравнивает любовь с жертвенностью и мученичеством. И я взываю к тем, кто хочет посвятить себя работе на благо человечества, не забывайте, что даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Никакой!
Мы не можем дать ничего более важного, чем отражение любви в нашей жизни. Это и есть тот самый универсальный язык, который позволяет нам говорить по-китайски и на всех диалектах Индии. Если вы когда-нибудь отправитесь в эти страны, безмолвное красноречие любви позволит каждому понять вас.
Послание веры каждого человека заключается в том, как он живет свою жизнь, а не в тех словах, которые он произносит.
Не так давно я побывал в самом сердце Африки, недалеко от Великих озер. Там я повстречался с людьми, с любовью вспоминавшими единственного белого человека, которого они видели в своей жизни: Дэвида Ливингстона. И когда я шел по его стопам через этот темный континент, люди с оживлением на лице рассказывали мне о докторе, который прошел там три года назад. Они не понимали, что говорил Ливингстон, но сумели почувствовать любовь, которая жила в его сердце.
Несите с собой такую же любовь, и труд вашей жизни будет полностью оправдан.
Не может быть ничего красноречивее ее, когда мы говорим о Боге и духовном мире. Бесполезно рассказывать о чудесах, свидетельствах веры и прекрасных молитвах. Если вы делаете все это, забыв о любви, ваши усилия будут напрасны.
Вы можете быть готовы к чему угодно, вы можете быть готовы на любую жертву.
Но даже если вы взойдете на костер, не помня о любви, то вы не достигнете ничего ни для себя, ни для Божьего промысла.
Сравнив любовь со всем перечисленным, Павел – в трех кратких стихах – делает удивительный анализ того, чем же является этот высший из всех даров.
Он говорит нам, что любовь содержит в себе много разных вещей.
Она как свет. В школе нас учили, что если взять призму и пропустить через нее солнечный луч, то этот луч разделится на семь цветов радуги.
Так и Павел берет любовь и пропускает ее через призму своего сознания, раскладывая на составляющие элементы.
Он показывает нам радугу любви, как призма, пропустив через себя солнечный луч, показывает радугу света.
Так из каких элементов состоит любовь? Это добродетели, о которых мы слышим каждый день и которые мы можем проявлять в любое мгновение нашей жизни.
Именно эти небольшие, простые добродетели и составляют Высший дар.
Любовь состоит из девяти компонентов:
Терпения: «любовь долготерпит»,
Доброты: «милосердствует»,
Великодушия: «не завидует»,
Смирения: «не превозносится, не гордится»,
Деликатности: «не бесчинствует»,
Бескорыстия: «не ищет своего»,
Терпимости: «не раздражается»,
Честности: «не мыслит зла»,
Искренности: «не радуется неправде, а сорадуется истине».
Терпение. Доброта. Великодушие. Смирение. Деликатность. Бескорыстие. Терпимость. Честность. Искренность. Все эти качества в совокупности и составляют высший дар; они присутствуют в душе человека, желающего жить в миру и при этом близ Бога.
Все эти дары связаны с нами, с нашей повседневной жизнью, с днем сегодняшним и с завтрашним – с вечностью.
Мы постоянно слышим, как вокруг говорят о любви к Богу. Но Христос говорит нам о любви к человеку. Мы взыскуем мира на небесах. Христос взыскует мира на земле.
Поиск ответа на главный вопрос: «Чему я должен посвятить свое существование?» – это ни какая-то надуманная личная проблема.
Она наличествует во всех цивилизациях, даже если они не сообщаются между собой. Потому что она родилась вместе с человеком и отражает дыхание Вечного духа в этом мире.
Высший дар также отражает это дыхание. Это не просто дар сам по себе – он складывается из наших взаимоотношений и слов, изо дня в день.
Любовь – это
терпение. Для любви – нормально, спокойно, неторопливо ждать, зная, что в определенный момент она сможет проявить себя.
Любовь готова выполнять свою работу в нужное время, но она ждет спокойно и мужественно. Любовь терпелива. Она выдержит все. Она верит всему. Она надеется на все. Потому что любовь способна на понимание.
Любовь – это
доброта. Вы когда-нибудь обращали внимание, что Христос большую часть Своего времени в этом мире посвятил совершению добрых дел – чтобы ближним было хорошо?
Большую часть Своего краткого пребывания на Земле Он потратил на то, чтобы нести радость окружающим. Задумаемся об этом и постараемся понять: у Христа было здесь множество дел, но Он не забывал проявлять заботу о ближних.
На свете есть лишь одна вещь, более важная, чем счастье, – это святость. Но святость нам может быть и недоступна, а возможность делать других счастливыми есть. Бог вложил эту способность в наши руки, и она нам почти ничего не стоит.
Если как следует подумать, то оказывается, что совсем ничего не стоит. Тогда почему мы так неохотно радуем ближних? Счастье не умножается в неволе и не уменьшается, когда им делятся.
Напротив, лишь посеяв счастье, мы можем увеличить меру.
«Главное, что можно сделать для отца, – сказал кто-то однажды, – проявить доброту к его детям».
Мир так нуждается в этом!
Быть добрым очень легко. А результат сказывается мгновенно, и вас запомнят навсегда.
Доброта вознаградится сторицей, потому что нет более благородного долга, чем долг любви. Любовь никогда не подведет.
Любовь –
это подлинная энергия жизни.
Как говорит Браунинг:
«[…] ибо жизнь, со всеми ее моментами радости и печали, надежды и страха, – это просто возможность узнать любовь: какой может быть любовь, какой она была и какая она есть»
[3].
Там, где есть любовь, есть человек и Бог.
Тот, кто наслаждается любовью, наслаждается человеческим существованием и наслаждается им в Боге.
Бог есть любовь. Поэтому: ЛЮБИТЕ!
Не выбирая, не откладывая на потом, не боясь боли, беззаветно – ЛЮБИТЕ!
Щедро изливайте свою любовь на бедных – что нетрудно; на богатых – которые никому не верят и не признают любви, в которой так нуждаются, и на равных себе – что очень трудно. Именно с нашими собратьями мы наиболее эгоистичны. Мы часто пытаемся угодить, тогда как нужно дарить радость.
Дарите радость. Не упускайте возможность поддержать ближнего, потому что в первую очередь от этого выиграете вы сами – даже если никто не узнает о вашем поступке. Мир вокруг вас станет более гармоничным, и вам станет намного легче жить.
Я в этом мире живу настоящим моментом. Обо всем хорошем, что я могу сделать, о любой радости, которую я могу подарить другим, – пожалуйста, дайте мне знать. Не дайте мне отложить это на потом и забыть, потому что этот миг никогда больше не повторится.
Любовь – это
великодушие. «Любовь не завидует» И не ревнует. Муки ревности означают, что ваша любовь пытается состязаться с любовью других.
Позвольте и другим любить. А сами любите еще больше. Вложите свою долю, вложитесь по максимуму. Всякий раз, когда вы возьметесь делать доброе дело, вы встретите людей, которые занимаются тем же – иногда намного лучше, чем вы. Не завидуйте им.
Зависть обращается на тех, кто стоит с нами в одном ряду, и она обычно стремится уничтожить в них лучшее. Это самое презренное чувство, которое может испытывать человек.
Зависть всегда пытается разрушить все, что делают другие; даже если они делают для нас все, что только можно.
И единственный способ избежать зависти – сосредоточить силы на любви.
Вместо того, чтобы завидовать, мы должны восхищаться великой, богатой и щедрой душой тех, кто знает любовь, которая «не завидует».
А затем мы должны научиться еще одному:
смирению. Наложить себе печать на уста и предать забвению терпение, доброту и щедрость. После того, как любовь пришла в нашу жизнь и выполнила свою прекрасную работу, мы должны хранить молчание и ничего не говорить.
Любовь скрывается даже от самой себя. Любовь избегает самодовольства. Любовь «не бахвалится, не гордится». Пятая составляющая в этой радуге любви может показаться лишней и бесполезной:
деликатность.
Это любовь среди людей, любовь в обществе. Многие часто говорят, что деликатность – лишнее качество. Это неверно. Деликатность – это любовь, проявляющаяся в мелочах.
Любовь не может быть грубой или неуклюжей, она не может вести себя неправильно. Вы можете быть самым неловким человеком в мире, самым неподготовленным к тому, чтобы иметь дело с ближним, но если в вашем сердце есть место любви, вы будете всегда поступать правильно.
Карлайл говорил о поэте, родившемся в семье крестьянина: «Роберт Бернс более благороден, чем вся знать Англии, потому что он может любить все – мышь, маргаритку, все большое и маленькое, что сотворил Господь».
Это давало Бернсу возможность разговаривать с кем угодно, бывать во дворцах и ночевать в хижинах.
Знаете, что значит «благородный человек»? Это тот, кто поступает достойно
[4]. В этом – великое таинство любви.
Тот, в чьем сердце живет любовь, не может действовать грубо, в то время как фальшивый дворянин, который не более чем сноб, скован своими чувствами и не способен любить.
Любовь «не бесчинствует».
Любовь – это
бескорыстие. Любовь не преследует своих интересов, ничего не требует.
Любовь не требует даже того, что принадлежит ей.
В Англии, как и во многих других странах, люди борются – и совершенно справедливо – за свои права. Но бывают такие ситуации, когда мы можем отказаться от этих прав.
Апостол Павел, однако, требует от нас не этого. Потому что он знает, что любовь – нечто настолько глубокое, что любящий человек вообще не думает о награде.
Мы любим, потому что сама любовь и есть высший дар, а не потому, что она дает нам что-то взамен. От прав отказаться нетрудно – в конце концов, это вещи внешние, связанные с нашими отношениями с обществом. Трудно отказаться от себя. Еще труднее не искать никакой награды в любви.
Обычно мы ищем, покупаем, побеждаем, заслуживаем, добиваемся чего-то – и можем благородным жестом отказаться от награды. Но речь о том, чтобы не искать ее вовсе.
Id opus est. Все это работа. А любовь самодостаточна.
«Вы ищете в своей жизни великих вещей?» – спрашивает пророк. «Не ищите их». Почему? Потому что в вещах нет величия. Вещи не могут быть больше самих себя. Единственное величие, которое есть на свете – это бескорыстие любви.
Я знаю, это очень трудно – отказаться от награды, но гораздо труднее совсем не искать награды за содеянное.
Нет, я не должен так говорить. На самом деле для любви нет ничего трудного. Я совершенно уверен, что бремя любви мягкое. «Бремя» – это просто ваш образ жизни. И я уверен, что это также самый легкий образ жизни, потому что любовь, не взыскующая награды, способна наполнить своим светом каждую минуту нашего существования.
Главная мудрость всех духовных учений гласит: нет счастья в том, чтобы иметь и получать; оно лишь в том, чтобы давать.
Повторяю:
нет счастья в том, чтобы иметь и получать – оно лишь в том, чтобы давать.
В наше время почти все пытаются добраться до счастья ложным путем. Люди много заботятся о том, чтобы иметь и получать, побеждать, кичиться, заставлять других себе служить. Это большинство людей называют достижением.
Однако достижение – это давать и служить. Христос сказал: «Кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой». Тот, кто хочет быть счастливым, должен ценить любовь превыше всего в жизни. Все остальное не имеет значения.
Следующий элемент –
терпимость. «Любовь не раздражается».
Мы склонны считать нетерпимость фамильной чертой, особенностью характера или природного темперамента, хотя в действительности ее следует рассматривать как настоящий личностный изъян. По этой причине Павел в своем анализе любви и упоминает терпимость. А нетерпимость во многих других местах Библии толкуется как самый разрушительный элемент человеческого поведения.
Больше всего меня поражает, что нетерпимость и предвзятость всегда обнаруживаются в жизни людей, считающих себя добродетельными. Как правило, это большой изъян в душе человека, имевшего все, чтобы стать добрым и благородным. Мы знаем множество людей, которые почти идеальны, но которые, внезапно решив, что они в чем-то правы, теряют терпимость, а вслед за ней и рассудок.
Эта предположительно тесная связь между добродетелью и нетерпимостью является одной из самых серьезных проблем человечества и общества.
На самом деле существует два типа греха: грех тела и грех духа. В новозаветной притче Блудный сын покидает свою семью и отправляется в мир, а старший брат остается подле отца. После многих несчастий Блудный сын решает вернуться, и отец устраивает в его честь празднество. Узнав об этом, старший брат возмущается и сердито вопрошает отца: разве я не оставался здесь рядом с тобой все это время, работая, пока он тратил наследство?
Можно считать, что Блудный сын совершает первый вид греха, а брат совершает второй. Общество, как ни странно, уверено, что знает, какой из двух видов греха является худшим, и его осуждение без тени сомнения падает на Блудного сына. Но правы ли мы?
У нас нет весов, чтобы взвешивать чужие грехи, и все, что мы можем сказать – это «лучше» или «хуже». Но поверьте: неявные, сложные ошибки могут быть гораздо более серьезными, чем простые и очевидные.
В глазах Того, кто есть любовь, грех против любви в сто раз хуже. Нет такого порока, будь то страсть, скупость, похоть или пьянство, который был бы хуже нетерпимости.
В отравлении жизни,
в уничтожении сообществ,
в разрыве множества отношений,
в опустошении домов,
в сокрушении людских устоев,
в лишении молодости ее прелести,
в способности производить беспричинные страдания – нетерпимость вне конкуренции.
Посмотрим на старшего брата, правильного, трудолюбивого, терпеливого, ответственного. Воздадим должное его достоинствам. А потом обратим взор на другого мальчика, на того сына, который в этот момент стоит у дверей дома перед своим отцом.
«Он осердился, – читаем мы про старшего, – и не хотел войти». Представим, как отношение брата, должно быть, повлияло на Блудного сына! И сколько блудных детей удерживается за пределами царства Божьего из-за таких нелюбящих людей, которым вход гарантирован!
Как должно было выглядеть лицо старшего брата, когда он произносил эти слова, окутанный облаком ревности, гнева, гордости, жестокости, уверенности в том, что он всегда действовал правильно? Уверенность, обида, отсутствие милосердия. Это составляющие темной души, лишенной любви. Это составляющие нетерпимости и предрассудков.
И каждый из нас, кто хоть раз в жизни испытал такое давление, понимает, что эти грехи гораздо более разрушительны, чем грехи тела.
Не об этом ли говорил Сам Христос, когда обещал, что блудницы и грешники войдут в Царство Небесное раньше мудрейших книжников своего времени?
В том Царстве нет места предвзятым и нетерпимым. Нетерпимый человек может сделать рай невыносимым для себя и для других.
Если нетерпимый не переродится, отставив в сторону все, что он считает безупречно правильным, он не сможет – просто не сможет – войти в Царство Небесное.
Ведь для того, чтобы войти в Царство Небесное, человек должен нести рай в своей душе.
Но посмотрите: когда я это говорил, я рассердился. Какой-то нарыв нетерпимости вырос во мне, указывая на что-то подгнившее в душе. Это великое испытание для любви: знание того, что как бы мы ни старались, нам почти никогда не удается достичь того спокойствия, которое необходимо для расцвета любви. Посмотрите, как проявляются скрытые части души, когда мы ослабляем бдительность. И вот, проповедуя щедрость, смирение, терпение, вежливость, преданность, я вдруг возгордился.
Я впал в обычный грех говорящих о добродетели: в проявление нетерпимости.
Как видно, мало просто говорить о предвзятости и осуждать ее. Мы должны найти то место, где она прячется, изменить самое сокровенное в нашей собственной природе. Только тогда гневливость и нетерпимость умрут сами по себе. Тогда наши души смягчатся – не потому, что мы вынем из них агрессивность, а потому, что вложим в них любовь.
Бог есть любовь. Любовь, которая, проникая в нас, смягчает, очищает и все преображает. Она изгоняет все неправильное, обновляет, восстанавливает, перестраивает человека изнутри. Одна лишь сила воли не может преобразить человека.
А любовь может.
Так что впустите любовь. Помните: это вопрос жизни и смерти. Не будет никакой пользы от того, что я здесь наговорю о любви, если я не умею пробудить ее в себе. «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих».
То есть лучше не жить, чем не любить.
Поговорим немного о
честности и
искренности.
Больше всего влияют на нас, больше всего трогают нас те люди, которые верят в то, что мы говорим. Становясь подозрительными, люди отдаляются.
Перед лицом же честности все мы растем. Мы находим опору в мужестве и дружбе тех, кто верит в нас. Тот, кто понимает нас, способен нас преобразить.
Радостно бывает слышать, что есть еще люди, которые не обижаются на зло, потому что знают важность добра, совершаемого ими. Эти люди растут в глазах людей и Бога. Они не боятся ни зависти, ни равнодушия. Потому что любовь не обижается на зло, всегда видит светлую сторону, ищет хорошее в каждом поступке.
И вновь тот, кто любит, в выигрыше, хотя и не ищет никакой награды. Как прекрасна жизнь тех, кто всегда в свете! Какое вдохновение, какое это благословение – прожить целый день без обиды на причиненный вред!
Заслужить доверие людей – значит быть очень близким к любви. И мы добьемся этого, только если будем доверять людям. Та малая боль, которую другие могут причинить нам, злоупотребив нашей честностью, – ничто в сравнении с той радостью, которую мы испытаем перед лицом жизни. Не нужно будет носить с собой тяжелую броню, громоздкие щиты и опасное оружие. Наша честность защитит нас.
Мы можем помочь другому, только если доверяем ему. Ибо уважение к другим воздается уважением к себе.
Если мы сами верим, что ближний может стать лучше, и этот человек чувствует, что мы считаем его равным нам, слух его будет открыт для наших слов. А значит, и он поверит, что может стать лучше.
Любовь «не радуется неправде, а сорадуется истине». Я назвал эту часть
искренностью.
Тот, кто умеет любить, любит истину так же сильно, как и ближнего. Он радуется истине, а не тому, чему его учили.
Не истинам доктрин. Не истинам церквей.
Не истинам того или иного «изма».
Он находит радость в истине. Он ищет истину с сознанием открытым и скромным, без предубеждений и нетерпимости – и в конечном итоге удовлетворяется тем, что находит.
Возможно, слово «искренность» не самое лучшее, чтобы объяснить это качество любви, но я не могу найти другого.
Я говорю не о той «искренности», которая унижает ближнего, не о той, которая использует ошибки других, чтобы показать свое превосходство. Настоящая любовь состоит не в том, чтобы разоблачать слабости других, а в том, чтобы принять все и радоваться всему лучшему, что сказано другими.
Что ж, хватит анализировать любовь. Пора попробовать применить на практике все эти составляющие.
Это должно быть нашей целью в мире – научиться любить.
Жизнь предлагает нам тысячи подходящих возможностей научиться любить. Каждый мужчина и каждая женщина каждый день своей жизни имеют возможность посвятить себя любви. Жизнь – это не каникулы, жизнь – это школа.
А главный предмет в ней – научиться любить.
Любить все лучше и лучше.
Что делает человека великим художником, писателем, музыкантом?
Практика.
Что делает человека великим человеком?
Практика. Больше ничего.
Для духовного роста применяются те же способы, что и для тела и души. Если человек не тренирует свои руки, у него никогда не будет мышц. Если он не тренирует свою душу, у него никогда не будет ни сильного характера, ни идеалов, ни красоты духовного роста.
Любовь – это не какое-то преходящее чувство. Любовь – это яркое, насыщенное и полное выражение нашей жизни – личности человека в самом полном ее развитии.
А чтобы развить эту личность, нужна постоянная практика.
Чем занимался Христос как плотник?
Практиковался.
Несмотря на то, что Он был идеален, Он учился – мы все читали об этом. И так Он совершенствовался в мудрости для Бога и для людей.
Старайтесь смотреть на мир как на великое обучение любви и не боритесь с тем, что происходит в вашей жизни. Не жалуйтесь на то, что вам приходится постоянно быть внимательными, жить в мелочной среде, сталкиваясь с неразвитыми душами.
Таким способом Бог дает вам возможность практиковаться.
И не пугайтесь соблазнов. Не удивляйтесь, что они всегда вокруг вас и не уходят, несмотря на все ваши усилия и молитвы. Так Бог заставляет вас работать над своей душой.
Все это учит нас быть терпеливыми, скромными, щедрыми, верными, деликатными, терпимыми. Не отталкивайте руку, которая лепит ваш образ – ибо эта же рука указывает вам дорогу.
Будьте уверены, что с каждой минутой вы становитесь прекраснее; и хотя вы этого не осознаете, трудности и искушения – это инструменты, которые использует Господь.
Вспомните слова Гете: «талант развивается в одиночестве; характер – в бурном потоке жизни».
Талант развивается в одиночестве. Для этого есть молитва, вера, медитация, ясное видение жизни.
Но личность может вырасти только в том случае, если она является частью мира.
Потому что именно в мире мы учимся любить.
Я перечислил некоторые аспекты любви, чтобы нам легче было понимать Бога и ближнего. Но это только аспекты. Любовь не поддается определению. Свет – это нечто гораздо большее, чем сумма его составляющих – это то, что светит, сияет в космосе. Так и любовь – это нечто гораздо большее, чем сумма всех ее частей. Это живая, трепещущая, божественная сущность. Если мы смешаем все цвета радуги, все, что мы сможем создать – это белый цвет, но мы не сможем создать свет.
Точно так же, сложив все добродетели, о которых мы говорили, мы можем стать добродетельными, но это не будет означать, что мы научились любить.
Так как нам принести в свои сердца любовь? Нужно воспитывать в себе силу воли, чтобы любовь всегда пребывала рядом с нами. Нужно подражать тем, кто научился любить. Нужно забыть все правила, которые учат, что такое любовь, включая все, что я здесь сказал.
Нужно молиться. Нужно внимать. Однако ничто из этого не заставит нас любить, потому что любовь – это результат. Результата можно добиться, только когда мы знаем причину. Сказать вам, что это за причина? Читая Первое послание Иоанна в пересмотренной редакции, мы находим следующие слова:
«Мы любим, потому что Он любил нас»
[5].
Написано: «мы любим», а не «мы любим Его», как неправильно переводили ранее. «Мы любим, потому что Он любил нас». Обратите внимание на слово «потому что». Вот причина, о которой я говорил. Поскольку Он изначально любил нас, результат – следствие – заключается в том, что и мы любим.
Все мы – проявления любви. Мы любим Его, мы любим себя, мы любим всех. Так оно и есть. Наше сердце постепенно преображается. Созерцайте данную им любовь, и вы будете знать, как любить. Вы не можете заставить себя – или кого-либо другого – любить. Все, что вы можете – смотреть на любовь, влюбляться в нее и повторять ее. Любите. Посмотрите на великую жертву, которую Он принес, и любя Его, вы уподобитесь Ему.
Любовь порождает любовь.
Если вы поднесете кусок железа к источнику электричества, вас может ударить током. Это процесс индукции. А если поместить железо рядом с магнитом, оно также превратится в магнит – на то время, пока находится рядом.
Пребудьте с Тем, Кто любил нас, и вы будете намагничены этой любовью. Каждый, кто ищет причину, получит именно этот результат.