Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Наталья Артёмова, Ольга Артёмова

Герои славянских мифов. От древности до наших дней

Предисловие

Казалось бы, что объединяет бога весеннего света Ярило, кота Баюна, богатыря Добрыню Никитича, вредную кикимору, прекрасную жар-птицу и вздорного водяного? И прекрасные русалки, и хлопотливый домовой, и гордый Перун – всё это герои русского устного народного творчества.

Очень давно, несколько веков назад, их придумали наши предки-славяне, пытаясь понять сложный окружающий мир. Трудной и полной опасностей была жизнь этих мужественных людей. Чтобы защитить себя от могучих сил природы, бесчисленных врагов-соседей, болезней и прочих несчастий, призывали они на помощь добрых богов и духов. Одни должны были защищать посевы от засухи, другие – помочь на охоте, третьи старались, чтобы в доме царили мир и лад. В то же время стоило избегать злых существ, подстерегающих человека буквально на каждом шагу…

С появлением печатного слова герои устного народного творчества не ушли в прошлое, а поселились на страницах книг. Одна из них у тебя в руках. Прочитав её, ты узнаешь, как на самом деле выглядела Баба-Яга, действительно ли Кощей был бессмертным… И ещё много других удивительных тайн!

Боги

Сварог



В огромной небесной кузнице раздаются тяжёлые удары молота. Это трудится бог света, небесного огня Сварог.

Вначале не было ничего, кроме бога Рода. Он создал небо, солнце, месяц и звёзды. Его велением появилась Земля. Да тут же и опустилась в водяную пропасть. Род отделил свет от тьмы и чистую правду от чёрной лжи. Так появилась Вселенная. Чтобы воссияла она радостью, мудрый Род создал богиню любви Ладу. Нужен был нежной красавице супруг ей под стать. И тогда Род создал Сварога. Вдохнул в него свой могучий дух и передал ему правление.

Первым делом разбил Сварог громовыми молниями чёрные тучи. Вывел из-за них огнедышащее Солнце. Проложил светилу путь по небу. В определённый час всходит оно и садится. Летом сияет ярче. Зимой убавляет силу. Рассыпал Сварог по небу алмазные звёзды. Из ужасной бездны достал Землю. Пришло время подумать и о детях.

У Сварога и Лады родились прекрасные дети. Щедро разливает тепло златокудрый задорный Лель. С тяжёлыми виноградными гроздями, румяными яблоками в руках спускается на Землю весёлая и по-матерински заботливая богиня жизни Жива. Другая их третья сестра – Марена. Холодом веет от прекрасного её лица: Марена – богиня смерти.

Для своего сына громовержца Перуна выковал верховный бог стремительные стрелы-молнии. Никто не уйдёт от них. Последним родился светозарный Дажьбог. Сильны Сварожичи, верные помощники они всемогущего отца.

Но не только небесных своих детей любит Сварог. Он сотворил славян. И земных сыновей и дочерей окружил постоянной заботой. В кузнице выковал для них бог первый плуг и сбросил на землю. А Жива насыпала рядом горсть зерна – заколосились поля.

Но Сварог не только труженик, он храбрый воин. В доспехах цвета красного восхода мчится верховный бог на коварных врагов. И людям выковал меч, палицу, секиру. Вручил русичам с одним из главных своих законов: землю-матушку от чужеземцев, не щадя жизни, защищать. Много заповедей передал он людям, и в них чистым огнём горят слова: «справедливость», «знание», «трудолюбие»…

Когда Сварог ударяет тяжёлым молотом по бел-горюч камню Алатырь, в разные стороны рассыпаются яркие искры. Если попадёт искра божия в грудь человеку, проснётся и в нём творец. Возьмёт он перо и запишет в Ипатьевской летописи строки о Свароге. А через века его собрат найдёт на небе яркий астероид. И даст ему имя «Сварог», которое переводится как «ходящий по небу».

Не только у славян трудился в небесной кузнице бог. На греческом Олимпе куёт молнии Зевсу хромоногий Гефест.


Лада



Застучали весёлые весенние капели, будто радостно забилось большое сердце Земли в предчувствии торжества обновления. На потрескавшемся насте образовались наполненные водой ямки – следы, где прошёл огнедышащий конь. Восседает на нём молодая наездница. Вся она из себя ладная, быстрая. В руке сжимает красавица алые, как угли, грозди калины. С птицами и травами она в ладу. Ждут всадницу с нетерпением и зверушки. За месяцы холода соскучилось по её теплу, ласке да заботе всё живое. Эта чудной красоты богиня и с людьми в мире и согласии. Более того! Учит она их, как ладить между собой. Знает, какой парень нашёл свою – ладушку, любимую. Дружит она с богиней судьбы Мокошь. Так что легко ей две дороги в одну связать, пару сердец общим огнём наполнить. Она – богиня любви, красоты и плодородия Лада.

Скачет в расшитой золотом одежде красавица по селениям. Будит их от зимней спячки. Разгоняет хмурые зимние тучи. За её плечом летит белоснежный лебедь, птица верности. Глядеть на Ладу – сердцу радость.

Вздумай разные народы учинить конкурс красоты между богинями, явилась бы на него из Греции рождённая в морской пене роскошная Афродита. С руками полными роз примчалась бы из Рима на колеснице Венера, чьё имя подарено яркой планете Солнечной системы. Из Месопотамии прилетела бы крылатая Иштар. А всё ж таки лучше русской Лады, не оказалось бы!

По утрам находят люди на луговых травах и цветах хрустальные капли – то слёзы богини Лады. В самый разгар лета можно увидеть, как играет на рассвете солнце – то переливаются локоны небесной красавицы. Любит она посидеть под белоствольной берёзой в тени изумрудных её ветвей.

Но и земные заботы богине весны не чужды. Выводит прекрасная хлопотунья крестьян в отдохнувшие поля. Старательно вспахивают они жирную землю. Бросают в неё полновесные зёрна. Щедро поливает Лада нивы обильными дождями, согревает всходы материнским теплом.

Много у неё забот! С мужем своим Сварогом создала Лада прекрасный союз. И земным супругам помогает счастливыми стать. Охраняет мудрая богиня их домашний очаг от злых метелей охлаждения, от гроз ссор, от суховеев измен: не даёт погаснуть чистому огню. Потому имя её с седых времён по сию пору не сходит с уст русских людей. Вновь и вновь звучит плач верной Ярославны из «Слова о полку Игореве». Заклинает она ветер не нести стрелы на «войско лады милого». Певец конца ХХ века признаётся в популярном и сегодня шлягере: «Даже если станешь бабушкой, всё равно ты будешь Ладушкой».

Не стареет народная мудрость: «Не надобен и клад, коли в семье лад».


Велес



Жизнь ни минуты не стоит на месте. Тёмную ночь сменяет ясный день, холодную зиму – жаркое лето, чёрное горе – искрящееся счастье… Это могучий бог Велес привёл Землю в движение. Само его имя говорит о том, что он великий.

Велес – сын Рода. Создавая мир, творец передал ему силу знаний. Воспитывала Велеса небесная Корова. У бога скота огромные стада. Он и людей научил доить коров и коз, обрабатывать шкуры, делать из шерсти пряжу. Не только для себя производить, но и продавать! Высокий, худой, с длинной седой бородой, появляется Велес на рынке-торжище. Чёрные глаза его горят молодостью и умом. Опирается старик на тяжёлый посох, но шаг его широк и упруг. Сметливому крестьянину, ловкому ремесленнику, оборотистому торговцу всезнающий бог нашепчет на ухо, какую цену запрашивать, как выгодную сделку заключить. Потому-то в Киеве идол Велеса стоял под горой, рядом с Подолом. Там жили торговцы и ремесленники.

Крестьяне же по-своему выражают благодарность помощнику Велесу. Убирая хлеб, обязательно оставляют хозяева несколько тяжёлых колосьев на полосе для бога плодородия. Именуют золотую эту прядь «Волосовой бородкой».

Дикие звери тоже под опекой покровителя скота. Охотники почитают его. Заблудившись в дремучем лесу, молят они Велеса о помощи. Выходит тот к ним в образе огромного медведя, указывает потерянную дорогу к дому.

Может Велес обратиться и в мудрого Змея. Под особым покровительством его волхвы – служители языческих богов. Он помогает звездочётам, кудесникам, предсказателям в тумане грядущих лет разглядеть назревающее событие. Он показал знахарям, как приготавливать лечебные отвары и мази из трав.

В свободную минуту любит Велес сесть среди цветущих трав, вблизи тучных стад и заиграть на сопилке. Из Греции отзовётся ему свирель Пана, из Рима – флейта Фавна, из Индии зазвенит панегирик поэта, которому слова диктует бог Пушан. В мелодию Велеса вслушиваются люди с чутким сердцем. И рождается в нём волшебная сказка, удивительная повесть или крылатая песня. В «Слове о полку Игореве» вещий Боян назван «Велесовым внуком».

В вечных спорах Велес с обитателем неба Перуном. Но и от их битв хорошеет Мать-Сыра Земля: в сверкании молний проливается на неё ливень. Велес и с людьми суров. Посылает он человеку при жизни многочисленные испытания. Он же встречает его на границе подземного мира. Судит строго, но справедливо.

Всемогущий бог изображён на памятнике «Тысячелетие России».


Перун



Лютые морозы сковали землю. Плывут по небу низкие тучи. Кажется, холод пришёл навсегда. Но в начале весны в небе что-то движется, будто трескается скорлупа. Это просыпается сын всемогущего Сварога и Лады – красавец бог Перун.

Его имя происходит от старинного глагола, означающего «ударять». Сжимает громовержец в руках стрелы-молнии и лук-радугу. На поясе висит тяжёлый молот. Бьёт ими Перун великанов, управляющих непогодой, и тогда на земле наконец идёт дождь.

К громовержцу уже подкатывает золотая колесница, запряжённая девятью конями. Гривы их горят, как солнечные лучи. Широка небесная голубая дорога. До глубокой осени мчит по ней с грохотом колесница, которой правит Перун. Молотом разбивает он облачные скалы. На посевы, уставшие от засух и суховеев, проливаются из поражённых им туч ливни.

Перун вечно в битвах с нечистой силой. Полюбилась Перуну дочь бога ночного неба Дыя, Дива. Приехал он к ней свататься. Но не только его очаровала юная богиня. Ослепила Дива своей красотой Черноморского Змея. Вскочил он в сияющую колесницу, запряжённую вороными конями, и с волнами выкатился на берег. Зовёт Диву в бездонные свои владения. Но гордая красавица только смеётся. Зачем ей холодное море, если она среди алмазных звёзд гуляет? Разгневался отверженный Черноморец, превратился в трёхглавого Змея. Чешуя, как стальные листы, громыхает. Из одной пасти кровавые искры сыплются, из второй ледяной ветер вырывается, из третьей угрозы, как тяжёлые камни, падают. Обернулись Перун и Дый орлами. Шлют в Змиулана огненные молнии. Тот и опустился на самое дно своих владений. А влюблённые поженились.

В кровавой битве охраняет Перун того воина, в ком бьётся храброе сердце. Не зря называют его покровителем княжеской дружины и её предводителя. В «Повести временных лет» записано, что в пантеоне Киевской Руси Перун почитался как высший бог. Но недолго царил громовержец: с принятием христианства князь Владимир уничтожил все его изображения. Но по-прежнему мчится Перун в вечной колеснице преданий в стихах от неизвестного сказителя до великого Пушкина…

Есть у славянского бога братья и среди небожителей других земель: в Древней Греции – Зевс, в Риме – Юпитер.


Дажьбог



Щедры славянские боги! Переплут следит, чтобы семена, брошенные в почву, давали богатые всходы. Жицень помогает людям тучный урожай собирать. Но более всех даёт благосостояние бог плодородия и солнечного света Дажьбог. Глаза у него – небесная голубизна. Волосы – июльский свет. Янтарные, пурпурные искры играют на парчовой одежде красавца. Вышито на ней колесо с шестью спицами. Подобен Дажьбог Аполлону, сыну греческого верховного бога Зевса.

Живёт этот прекрасный сын Сварога в чудесной стране. Там нет злых метелей и жестоких бурь. Вокруг золотого дворца вечно цветут роскошные цветы и щебечут весёлые птицы. Рядом с великолепным троном всегда стоят семь верховных судей. Это Планеты. Есть у прекрасного бога и летающие вестники – огненные Кометы. Старательно расчёсывают кудри бога солнцевы девы. Умывают лицо его дождевой водой.

Перед рассветом приходит сюда в розовой сияющей фате богиня Утренняя Зоря. В руке у неё – огненные стрелы. Они не только пробивают мрак ночи, но и любое зло уничтожают. В поводу ведёт красавица четырёх белых коней. Легко вспрыгивает Дажьбог в золотую колесницу. Целый день объезжает он небо из конца в конец. Усталого встречает его на западе смуглая и румяная богиня Вечерняя Зоря. Забирает она на ночь похожих на облака коней.

Однажды, объезжая свои владения, увидел Дажьбог прекрасную деву. То была сестра могучего Святогора Майя-Златогорка. Полюбилась она небесному всаднику и на привет его ответила. Отправились счастливые молодые поклониться священному камню Алатырь. В чистом поле наехали они на пустой каменный гроб. Захотела Майа-Златогорка его примерить. Легла на холодный камень. Гроб и запечатался. Ударил Дажьбог по нему мечом – не разбил. Только обруч железный вокруг гроба обвился. Понял Дажьбог, что нечисто тут дело.

Бросился солнечный бог за помощью к обитателю подземного мира Вию. Дал тот любящему супругу магическое золотое кольцо. С его помощью на малое время расколдовал Дажьбог Майю-Златогорку. От неё родился у него сын Коляда. Стал солнечный бог основателем русского народа. Пошли от его детей и князья, и простой люд. В величайшем памятнике литературы «Слово о полку Игореве» русичи названы внуками Дажьбога.

Он учредил для них Правь – закон. Научил сеять хлеб. Благодарные внуки поставили на высоком холме в Киеве идол Дажьбога рядом с Перуном и Хорсом.

Лик бога Солнца славяне вышивали на парусах кораблей.


Хорс



Умчался Дажьбог на сверкающей своей колеснице отдыхать. Нигде ни огонька. А ночь глухая, страшная. Полнится она жуткими тенями. Сбившимся с дороги путникам кажется: вот-вот из мрака выпрыгнет отвратительный Волкодлак – самый опасный из оборотней. Просят бедняги показаться близнеца Дажьбога Хорса. В Индии на золотой колеснице, запряжённой орлами, появляются братья Ашвины. В созвездии Близнецов сияют древнегреческие Диоскуры. Славянские боги не менее могущественны.

Тьма отступает: на просторы ночи выезжает белый, с жемчужным отливом конь. Серебром блестят кудрявые волосы бога лунного света Хорса. От его холщовых рубахи и плаща исходит слабое таинственное сияние. И отступают тени и страхи ночи. В стороне различают путники дорогу, ведущую к спящей деревне. Спешат по ней крестьяне, громко благодаря хорошего бога.

Ночь стремительно набирает краски. Вспыхивает созвездие Стожары, именуемое также Большой Медведицей. С востока на запад струится лунный путь, который прокладывает Хорс. Рядом с ним движется Месяц. Ярко светятся серебряные его рожки. На ногах ночного светила – золотые сапожки. Он особенно силён от рождения до полнолуния. Спешили крестьяне в это время все важные дела начать. При ущербном Месяце ни посев, ни строительство избы не начинали: удачи не будет.

Небо всё уже густо усыпано алмазными крошками. Это дети Месяца, звёзды, вышли с Хорсом погулять. Зовут их Краснопани, Зорянницы, Денницы, Утренницы… Все они неземной красоты юноши и девы. В руках у них мерцают свечи. Порой затевают звёзды хороводы. Этому танцу научил их Хорс. Он же подарил хоровод славянам.

К звёздам и Месяцу обращаются русские люди в заговорах. По их блеску делают выводы о погоде и будущем урожае. А когда срывается с неба звезда, спешат загадать желание.

В длинные осенние ночи молят Хорса славяне защитить их от оборотней. Ужасные, в волчьих шкурах, рыщут они в округе, ища себе жертву. Но с прекрасным богом лунного света не страшна никакая нечисть. Он сам способен обратиться в Белого Волка.

Идол Хорса стоял на холме в Киеве. Он упоминается в «Слове об идолах», в «Хождении Богородицы по мукам», в «Повести временных лет».

Отголоски имени таинственного бога звучат в словах – «хоромы», «хор», «колесо».


Лель



Тепло набирает силу. Пахнут яркие, как радуга, цветы. Роятся над ними пчёлы. На сочных травах пасутся стада. У реки, высоко поднимая ноги, важно ходит аист. Весело щебечут птички. С их пением сливается голос свирели. Это играет бог любви и пчеловодства Лель. Он юн и красив. Кудри бога отливают золотом. А одет Лель просто – в холщовую вышитую рубаху, с виду – обычный пастушок.

Далеко летит чарующая мелодия. Разносят её весёлые летние ветры и быстрокрылые птицы. Со всей округи идут на зов волшебной свирели парни и девушки. Станут вокруг Леля, заслушаются. Вот тогда-то вскинет руки молодой весёлый бог, и посыплются из его пальцев раскалённые искры. Попадут они в сердца молодцу и красной девице, и загорится в них всепобеждающий огонь любви. Недаром же Леля называют сыном светозарной Лады и бога огня Сварога.

Далеко-далеко, за тёмными лесами, за широкими реками, в вечно тёплой стране, живёт проказник крылатый Амур, древнеримский брат Леля. За спиной у него лук и стрелы. Ими поражает Купидон молодые сердца. А славянский бог обходится без оружия, но сила его велика.

Есть у него русский брат – Полель. Имя его означает – «следующий после». Он появляется, когда молодые решают весёлую свадьбу играть. Полель – покровитель брака. Приходит он на свадьбу в тонкого полотна богато расшитой рубахе. На голове у него венок из цветущего шиповника. Даёт Полель жениху и невесте понять, что в супружеской жизни ждут их не только яркие цветы. Немало она и шипов приготовила. Главное – любить друг друга, заботиться о второй своей половинке. В Древней Греции есть у Полеля товарищ – бог брака Гименей.

Любят братьев славяне. Мечтают о встрече с ними. Особенно же нравится юный бог любви людям творческим. На своей вечной свирели Лель играет на картинах Михаила Нестерова и Николая Рериха, на шкатулках Палеха и Федоскино. Поёт в сказке Александра Островского «Снегурочка». Вскоре после постановки пьесы запели все её герои: Николай Римский-Корсаков написал на текст весенней сказки оперу.

И у самого Леля венок из дивных цветов на голове. Замечали это девушки. Были им венки лучшим украшением. Водили красавицы на свадьбах хороводы и пели: «Люли, лель, лелё». Знали, если не лелеять чувство, отвернётся переменчивый бог любви и исчезнет навсегда.

В «Руслане и Людмиле» Пушкина певец Баян на пиру славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец».


Марена



В доме тёмных божеств Нави возвышается дивный дворец. Весь он искрится миллиардами разноцветных огней. Это чудо построено из чистейшего небесного льда. В конце осени выходит из него богиня смерти, умирания и воскресения природы Марена, чтобы отправиться в мир людей. Волосы её черны, как беспросветная ночь. Лицо белее снега и холоднее его. На ней роскошный наряд цвета лазури. Весь он густо заткан синими сверкающими нитями, усыпан тяжёлыми драгоценными камнями, оторочен то ли легчайшим кружевом, то ли снежинками. При приближении холодной красавицы замерзают ручьи и засыпают могучие реки. На землю ложится саван – белое похоронное покрывало.

За спиной Марены летит чёрный ворон. В гнезде его хранятся золото и серебро, сияющие самоцветные камни. Но боятся люди вещую птицу – на крыльях переносит она бури и несчастья, крик её предсказывает смерть. Боятся они и хозяйку ворона Марену. Потому с наступлением темноты покрепче запирают окна и двери.

Говорят, что в глухой полуночный час Марена снимает свою голову и, взяв её под мышку, бродит в темноте по просёлочным дорогам. Останавливается под окнами домов и громко по именам зовёт их хозяев. Люди знают, что надо молчать. Тот, кто отзовётся богине зла, умрёт.

Иногда она посылает человеку пророческие сны. Пробудившись от кошмара, не сразу понимает он, что это Марена зовёт его в подземный мир.

Много от неё бед. Безжалостная красавица насылает мор. Однако не зря Марена рождена от Сварога и Лады. Не одно в ней зло. В Ирий, светлый рай, сопровождает она воинов, проявивших наивысшую храбрость. Среди детей замечает дочь бога огня, рождённая от искры, ребёнка, наделённого редкими способностями, опекает она этот самородок. Да и без глубоких её снегов не дождаться осенью хорошего хлеба.

И всё-таки люди с нетерпением ждали ухода всемогущей богини. Помогал ей отправиться в Навь весенний обряд. Из соломы славяне делали чучело Марены. Его топили, разрывали или сжигали. Знали: после этого придут тепло и богатые урожаи.

Воинственная богиня подобна итальянскому богу Марсу. Он не только бесстрашно бросался в бой, но и мог уничтожить или преумножить урожай, потому в Риме существовал обычай изгнания старого Марса.

Имя Марены упоминается ещё в берестяных грамотах Великого Новгорода.


Ярило



Зазвенели ручьи, разорвала земля ледяные цепи. Тогда-то в полях появляется молодой всадник на белом коне. Красив бог весеннего света, возрождённой жизни – Ярило! С плеч его складками спускается накидка из простого белого полотна. На золотых волосах – венок. Там, где ступит Ярило босыми своими ногами, трава бархатом ложится, цветы пёстрым шёлковым ковром расстилаются. В правой руке держит он тяжёлые ржаные колосья. Именно у него просят земледельцы хорошего урожая. Пастухи – скот сберечь. А матери шепчут: пусть ребёнок здоровым будет. В левой руке у молодого бога – мёртвая голова. Напоминает Ярило людям, что ничего под Солнцем вечного нет. А потому жить надо ярко. Бороться – яростно. Гореть, как яркая свеча.

У светлого бога у самого краткий срок веселья – до осени. Беда приключилась с ним в детстве. В последнюю ночь февраля родился у Перуна десятый сын. Мать и отец не могли нарадоваться на златокудрого малыша. Но давний враг громовержца Велес украл ребёнка и унёс с сияющего неба в подземное царство. Далеко оно. За синими морями. Туда улетают с Руси птицы, когда подходит пора зимних бурь. В мире мёртвых царит вечная весна. По поросшим сочными травами равнинам ходят огромные стада Велеса. За скотом и присматривает Ярило. Но не нравятся ему владения приёмного отца.

С приходом весны возвращается Ярило на землю. Ей приносит он тепло и плодородие. Первой заметила златокудрого красавца богиня смерти и природы Марена. На Ивана Купала заключают они священный союз. Все ему рады. Растения, согретые заботой богов, растут. Наступает перемирие между небом и подземным царством, между Перуном и Велесом. А уж как народ веселится! Не передать!

Соскучились люди за долгие зимние месяцы по теплу и праздникам. Да и задобрить надо бога плодородия! Он подарил людям огонь. Он им и богатый урожай подарит. Встречают Ярило весёлыми песнями да огневыми плясками. На селе выбирают самую красивую девушку. Наряжают её в костюм возродившегося к жизни бога и сажают на молочно-белого коня. Подружки хороводы вокруг водят, солнце прославляют. Сильные молодцы соревнуются: кулачные бои устраивают. Так они веселятся, будто сам Ярило с неба к ним спустился. Но и сейчас пекут на Масленицу блины – символ Солнца.

У других народов тоже есть боги, которые, умерев, возрождаются к жизни, и с ними просыпаются поля. У древних греков это Дионис, у египтян – Осирис.

Посеянный весной хлеб называют яровым.


Мокошь



Тихонько потрескивает лучина. От неверного её света по стенам избы пляшут загадочные тени. Жужжит прялка. Слепая старуха на ощупь делает привычную работу. Ручейком льётся речь. Рассказывает старуха примолкшим внучкам о доброй богине Берегине. Без её помощи женщине никуда! Потому из тряпочек, из соломы делаются особые куклы – обереги. С ними не пропадёшь!

А за окнами воет вьюга, будто в темноте ночи бродит другое могущественное божество. Утомлённая собственной речью, не сотворив молитвы, старуха засыпает. Закрывают глаза и внучки. Вот тогда-то в избу заходит богиня Мокошь. Имя её значит – «Мокрая». Ведь заведует она в славянском пантеоне землёй, водой и плодородием. Длинные распущенные волосы густыми волнами спадают на плечи. Голова крупная. Руки у матери урожая большие, сильные. Добрая работница! Женщинам во всех делах она верная помощница! Только вот страх как не любит, если кто кудель на ночь оставит неубранной. Сама садится за прялку – и вот уже зажужжало, закрутилось колесо. Ох, недаром в народе говорят: «Не оставляй кужля, а то Мокоша спрядёт».

Свою покровительницу старательно вышивают они на рушниках. На них она с поднятыми к небу руками: дождя Земле-матушке просит, изобилия. Жарким летом в её честь праздник устраивается – Мокриды. Женщины и девушки прямо в сарафанах в быстрых реках купаются. Всякого встречного водой обливают.

Есть у небесной пряхи ещё одна забота: она богиня судьбы. Как греческие мойры, германские норны, хеттские богини подземного мира, прядёт Мокошь судьбу человека. Её помощницы Доля и Недоля завязывают на нём узелки счастливых и горестных событий. Порвалась нить – оборвалась жизнь. Но может Мокошь и две судьбы в одну связать – получается кольцо. А потом тепло опекает великая богиня женщин, готовящихся стать матерями. Сама она супруга всемогущего Велеса.

Мокошь окружена всеобщей любовью и почитанием. Хозяйке судьбы посвящён пятый день недели. Ей, единственной из богинь, воздвигли на капище, на вершине холма, в Киеве идол. Имя «Мокошь» встречается в ряде памятников литературы древних славян – Лаврентьевской летописи, «Слове святого Иоанна Златоуста», в одной из редакций «Сказания о Мамаевом побоище»…

В честь великой богини названа гора на планете Венера.


Волшебные существа

Мать-Сыра Земля



В народе говорят: «Мать-Сыра Земля всех кормит, поит, одевает, своим теплом пригревает». Смуглое тело её полно плодоносящей силы. Тверды кости Земли – Кавказские, Уральские да иные горы. Хрусталём переливается голубая кровь. Многоводная Волга, широкий Днепр, тихий Дон – артерии могучей великанши. Крепки жилы её – корни дубов, ясеней, берёз. Роскошны волосы нестареющей красавицы – яркие цветы, тонкие травы, ажурные кустарники. Играет ими ветер, садится на них бабочка, вьёт в них гнездо птица, живут ими заяц и корова. Для человека в лугах – зелёная аптека.

Зиму крепко спит Земля под снежным покрывалом – сил набирается. А как только Небо очистится от зимних туч, прольёт оно на красавицу благодатный дождь. Положит в неё пахарь зерно, станет Земле-матушке, не жалея спины, кланяться. Тогда родит она добрый урожай.

Только порой огнедышащий Дажьбог в такую силу войдёт, что спалит посевы. Месяцами не проливается с выгоревшего Неба ни дождинки. Трескается кожа Земли, надевает она чёрный вдовий наряд. Но много у неё и праздников. Именины Земли – в Духов день, который за Пятидесятницей следует. Чтоб не обидеть кормилицу, в праздник никаких работ, с твердью связанных, не делают.

К Земле обращаются славяне в заговорах, прося доброго урожая, исцеления от болезней, избавления от нечистой силы. Добрыня Никитич, поразив Змея, трое суток стоит по пояс в чёрной его крови. Молит: «Расступись ты, Мать-Сыра Земля, пожри кровь змеиную». Пахарь-богатырь Микула Селянинович сильнее и чародея Вольги, и жутко могучего Святогора – а всё потому, что его сама Мать-Сыра Земля любит.

Горсть земли брали с собой русичи, отправляясь в поход. В «Сказании о Мамаевом побоище» перед битвою Куликовскою рыдает она о детях своих, которых скоро в объятия примет. «Нужна рыбе вода, птице – шири небесные, а человеку нет ничего важнее Матери-Сырой Земли; умрёшь, и то в неё уйдешь», – замечает пословица.

Другие народы тоже боготворят Землю. Греческая Деметра несёт корзины с плодами, снопы пшеницы, букеты цветов. В них полыхает мак – символ смерти. Тюркская богиня плодородия золотоволосая Умай заботится о новорождённых. Римская Церера не только одаривает богатым урожаем, но и опекает матерей.

В честь Мать-Сыры Земли названа карликовая планета Солнечной системы.


Леший



По лесу разбежались девицы. Грибы-ягоды собирают, перекликаются между собой. И вдруг из чащи отзывается кто-то низким голосом: «Ау! Ау!» То поголосье, эхо – Леший кричит. Нельзя ему отвечать. Девушки схватили корзинки и бегут к опушке. Впереди, у огромной ели, видят они гиганта. Но чем ближе девушки к незнакомцу, тем меньше ростом он становится. Вот уже и в карлика превратился! Волосы у дивного человека длинные, седые. Глаза зелёные, как молодая трава. Тени у старика нет.

Девушки понимают – это сам Леший вышел к ним. Знают красавицы: надо задобрить могущественного духа, породниться с ним. Потому кланяются низко боровику, обращаются, как к близкому: «Здравствуйте, дядя». А Леший невидимым сделался. Поднялся сильный ветер. Лес наполнился хохотом и свистом. Заскрипели старые ели. Среди бела дня заухали совы. Где-то в глубине чащобы с грохотом упали деревья. Девушки бегут прочь, ног не чуя. Вот и родная деревня. Спаслись! Выпустил их Леший из своих владений. Смилостивился.

Но не всегда дух леса так добр. Есть у него в обширных владеньях свои тропы, невидимые для людей. Попасть на них человеку – беда. Начнёт он плутать в знакомых местах и день, и два. Тут есть верное средство. Надо снять с себя рубаху, вывернуть наизнанку, и сразу с глаз будто пелена спадёт.

Случается и другое: Леший «привязывает» человека к своему дереву – самому высокому и мощному в лесу. Начинает бедняга вокруг зелёного великана кружить. Куда ни повернёт – всё на прежнее место возвращается. Пока не натешится Леший испугом путника, не отпустит. Потому, идя на промысел, несут охотники хозяину леса подарок – краюху хлеба с солью. Он может в благодарность подарить такие пули, что не промахиваются. А захочет – на охотника зверей выгонит.

Боровик всё поголовье знает! Заботится о зверье и птицах, о травах и деревьях. Отгуляв 17 октября, на Ерофея Лешегона, ложится он в спячку, как его любимец медведь. А в избах длинными вечерами звучат былички – рассказы «очевидцев» о том, как крадут лешаки скот. Как вытаскивают из колыбели милого малютку, а вместо него своё уродливое дитя, Обменыша, подкладывают.

В лесах Древней Греции деревья охраняют нимфы Дриады. В карело-финском поэтическом эпосе «Калевале» хозяйничает в пуще Тапио. И сквозь время несётся от Лесного царя запоздалый ездок в балладе Гёте.

Говорят, сегодня редко встретишь Лешего. Вырубаются его владения, и льющийся сквозь редкие деревья яркий свет прогоняет лохматые тени прошлого…

С XVII века имя духа леса появляется в заговорах.


Водяной



На краю села над бездонным омутом стоит полуразвалившаяся мельница. С наступлением темноты люди боятся приближаться к гиблому месту. Возле замершего навсегда колеса живёт Водяной. Здешний хозяин, нарушая старинный обычай, не задабривал злобного духа. Не сыпал ему в воду хлебные крошки, не держал на мельнице чёрных кота и петуха, которых так любит обитатель пруда. Разгневался Водяной, остановил жёрнов, размыл плотину. Теперь, наученные горьким опытом, все мельники в округе его подкармливают.

Зная вздорный и самолюбивый нрав Водяного, стараются его ублажить и пчеловоды. Ульи-то на заливных лугах стоят! Вот и бросают в воду соты с янтарным мёдом. Рыболовы по-своему откупаются: первую выловленную рыбку обратно в реку выбрасывают. Им ведомо: если хозяин реки расщедрится, пригонит к сетям и щук, и налимов. Он и сам может крупной рыбиной с крыльями обернуться. А то вынырнет из глубины верхом на огромном соме и захлопает ладонями по воде, пугая всё живое.

Неказист он с виду. Пучеглаз. Усы зелёные. Ноги длинные. Вместо рук – лапы с перепонками. Весь опутан ряской и тиной. Но бывает, захочет Водяной промеж людей погулять. Тогда принарядится в красную рубаху: таким, как любой мужик, станет. Да вот с левой стороны рубахи вода льётся!

Ни с кем хозяин вод в мире не живёт. Норовит то с Домовым, то с Лешим подраться. А уж людям и вовсе в его владениях нужно ухо востро держать! Если кто вздумает искупаться в реке в полдень, после заката или в полночь, да ещё и крест с себя снимет, не миновать беды. Подстережёт Водяной безрассудного смельчака и утопит – заберёт в холодные свои владения. У него там просторный дом. Люди, ставшие работниками злого духа, песок перемывают, воду переливают, косяки рыб пасут.

Только с приходом зимы смиряется бег рек. До апреля, до дня Никиты Водопола, засыпает водяная нечисть в своих палатах. А с капелью опять свои рыбьи глаза открывает, за прежнее принимается.

В разных обликах путешествует дух воды в произведениях искусства. В былине в сияющих одеждах Морского царя награждает он гусляра Садко. В опере чешского композитора Антонина Дворжака «Русалка» заботливый отец даёт наставления влюблённой дочери. А самый лучший гимн ему, неистовому хозяину вод, поют весной лягушки.

В советском мультфильме «Летучий корабль» печальный водяной поёт известную песню про одиночество.


Русалка



Месяц залил тусклым сиянием лес, луга и поля, посеребрил поверхность реки. Над омутом белеет берёза. На ветвях её качаются девушки в рваных сарафанах. Медленно расчёсывают зелёные волосы гребешками из рыбьих костей. Венки из кувшинок и водяных лилий наполняют воздух тяжёлым ароматом. Прекрасные лица дев источают свет, как речные жемчужины. А всё-таки при взгляде на них человека охватывает холодная дрожь. Это Русалки. В имени их таится значение «русло рек».

Когда-то и они жили на земле в облике простых людей. Но случилась беда. Одна девушка сама от горя в быстрину бросилась, другая, купаясь в речке, с течением не справилась… Под водой открыли глаза красавицы, чтобы уже никогда их не закрывать. Теперь их дом не тёплая изба – играющий огнями хрустальный дворец. После Троицы, на Русальной неделе, выходят холодные девы из вод. Играют на земле до осени.

Опасна Русалка для человека: может до смерти защекотать. А понравится ей парень, так и в воду его с собой утащит. Особенно сильны водяные девы в четверг. Нелегко с ними сладить, но можно. Боятся Русалки запретную траву полынь. Потому-то, направляясь к реке, прячет пучок полыни крестьянин за пазуху.

Но вот водяные девы спрыгнули с веток, побежали в поля. Водят они хороводы. То жалобными голосами песни протяжные поют, то хохочут. Там, где ступит босая нога Русалки, трава выше пояса вымахает, особенно густая рожь поднимется. Ведомо это хлеборобам. На Зелёные Святки женщины и девушки завивают у берёзы ветки, на концах которых заключена её жизненная сила. А она немалая! Это белоствольное дерево одно из первых листвой покрывается. Приобщаясь к его мощи, девушки целуются через венки. Из маленьких девочек выбирают прелестную Русалку. Одевают её в белое платье. Русалочка убегает в рожь и прячется там. Этим обрядом воду отдавали полям, чтобы был хороший урожай.

Живут Русалки по всему миру. Только разные имена у разных народов носят. В Германии прекрасные ундины дивным пением завлекают путников в водные бездны. В Древней Греции у рек и озёр танцуют дочери Зевса наяды. А морские нереиды помогают аргонавтам искать Золотое руно. У сербов над колодцами кружатся крылатые вилы.

Очарованные прекрасными нимфами творцы воздвигли им в искусстве великолепные памятники. Таинственным серебряным туманом полнится повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Грустят Русалки на картине Ивана Крамского…

Самый известный памятник Русалке находится в Копенгагене.


Лихо Одноглазое



На крутых путях-перепутьях жизни подстерегают человека духи, встреча с которыми для него, что острый нож. Выбирают злодеи кривые дорожки, тёмные места, хмурые дни и набрасываются на несчастную жертву. Вот плетётся Горе Горькое. С виду – чуть живо, но цепляется в горемыку мёртвой хваткой. Так над людьми издевается, что от имени всех им обиженных ещё в XVII веке неизвестный автор «Повесть о Горе-Злочастии» написал.

Не лучше и его сестра Беда. А она, как известно, не приходит одна. Глядишь, вот и босоногая, ветром подпоясанная Нужда в окошко костлявым кулаком стучит. С плачами и причитаниями приходит Кручина. Всю радость из сердца человека выпивает. Недаром в песне поётся: «Извела меня кручина, подколодная змея!»

Но ещё страшнее Лихо – злая судьба человеческая. Через обидчицу такие лишения на человека сыплются, просто ужас. Да даже смотреть на неё страшно. Рост с лишком: не по человеческим меркам. Сила в огромных руках жуткой бабы-великанши неимоверная. Одного глаза она лишена. Тот, который имеется, дикую злобу источает.

В народе говорят: «Не буди Лихо, пока оно тихо». Ещё бы! Ведь спит это чудовище на постели из человеческих костей. Людьми оно и питается.

Бывает, живёт человек на белом свете, ни в чём не нуждается. Скучно только. Вот и решает приключений поискать – с Лихом встретиться. А безобразная старуха уже ждёт неразумного смельчака. Короткая схватка – и всё: не поминайте лихом! Раз лишь в сказке кузнец от людоедки ушёл, да и то руки лишился.

Таким чёрным ореолом окружено имя ужасного монстра, что закрепилось оно в недобрых словах. Мучителя кличут лиходеем. Страшные болезни именуют Лихорадками. Есть среди них Огнея, Ледея, Трясея… Особенно тяжёлое время называют в народе лихолетьем. Но слово «лихой» характеризует и удальство: и сегодня носятся по дорогам лихачи.

Есть у великанши товарищ в славянских сказках – одноногий Верлиока. А в небе Китая кружится удивительная птица Цзянь: у неё один глаз и одно крыло, поэтому без своей пары она не может летать. В Древней Греции одноглазые великаны циклопы сражались на стороне олимпийских богов в их войне против титанов. Самого свирепого из них, Полифема, ослепил позднее хитроумный Одиссей. Нелегко пришлось тогда царю Итаки: узнал он, почём фунт лиха!

И по сию пору, приступая к трудному делу, люди говорят: «Лиха беда начало, а там уж близок и конец».


Домовой



Солнце упало за горизонт. Пришло время Полуночников, Злыдней и прочих таинственных и опасных духов. Утомлённые тяжёлым трудом, валятся на лежанки-полати крестьяне. Вдруг в спящем доме раздаются шаги. Кто-то ходит по чердаку. Вот он уже в самой избе! В потоке льющегося из окна лунного света появляется во всём своём страшном виде. Это не вор, вообще не человек. Это дух, покровитель дома. Он лохмат, шерсть такого ж цвета, как у главы дома волосы. Уши длинные. Торчком стоят. Кличут его Хозяин, Большак, Братанушко, а чаще – домовой. Обычно одет он в синий кафтан и в белую, подпоясанную кушаком рубаху. Но сегодня почему-то натянул чёрную. Большак способен и облик главы семьи принять, может петухом или кошкой обернуться.

Недовольно погремев посудой, домовой неожиданно вспрыгивает на грудь хозяину дома, наваливается всем своим весом. Проснувшийся крестьянин, сразу смекнув, в чём дело, спрашивает горячим шёпотом: «К худу или к добру?» Молчит Большак. Верный знак это, что быть беде: пожар случится, град побьёт посевы, а то, может, и кто из семьи умрёт.

Домовой не только судьбу предсказывает. Он незаменимый помощник. Братанушко и зерно просушит, и воды из родника принесёт, и в печь дровец подкинет. А уж как скотину любит! Коня за ночь вычистит, в гриву ленты алые вплетёт. Загляденье! Но брыкливую лошадь и наказать может. Выйдут хозяева утром да так и ахнут: «Вся в мыле! Домовой ездил!»

Бывает, Большак на людей рассерчает. Не по нраву ему, когда кто на его любимое место сел или, не поужинав, спать завалился. А более всего свары да ссоры его из себя выводят. Начнёт тогда посуду бить, пряжу перепутает, от приготовленной еды одни горшки пустые оставит. Так расходится, что хозяин нож над дверью воткнёт, чтобы усмирить домового.

Но эти раздоры временные. Потому, если в новую избу переселяются, в последнюю ночь ставят у печи для Большака липовую «телегу» – лапоть. Приговаривают ласково: «Хозяин мой! Пойдём со мной!» В новом жилище оставляли для него у печи только что испечённый каравай. Утром бежали посмотреть: надкушен ли? Если хлеб почат, главный Хозяин на месте, а значит, есть кому о здоровье людей и скотины заботиться.

В иных государствах покой дома тоже стерегут усердные духи. В Германии, Скандинавии на страже жилищ – добродушные Кобольды. Эти карлики ещё и хранители подземных богатств. В Армении змеевидный Шаапет одаривает полюбившегося хозяина золотом. Похожие на эльфов Брауни помогают поддерживать тепло домашнего очага в Шотландии.

Самый известный российский домовой – кукольный Кузя.


Кикимора



Ночь темна, как бездонная яма. В избе тихо. Только прялка крутится с бешеной скоростью, будто за ней сидит сумасшедшая. Это Кикимора в дом проникла и за свою любимую работу уселась. Не столько прядёт, сколько портит. Утром глянет хозяйка – за сердце схватится. Шерсть испачкана, колтуном сбита. Да это полбеды. Очень тяжёлая у Кикиморы рука. После неё кудель лучше сразу выкинуть: не пойдёт работа – хоть умри! На что час нужен, в неделю не уложишься. Кикимора тем временем с громким стуком прялку ногой оттолкнула. Недошитую рубаху схватила. Принялась абы как колбать, рукав к поле пришивать.

Маленькая она, тощая, а вреднющая! Волосы у неё длинные, нечёсаные. Нос остренький. Одёжонка грязная. И вся она сгорбленная, корявая – одно слово, нечисть! Впрочем, может Кикимора и девушкой в белой рубахе обернуться. А то и маленькой девочкой, которой никогда не повзрослеть. Недаром в слове «Кикимора» таится имя злого духа Мары, насылающей ночные кошмары.

Вот Кикимора наклоняется над спящим ребёнком. Раз – и выдернула у мальчонки клок волос. Расплакался бедняжечка. А Кикиморе – забава. Не любит она человеческих детей. Норовит в избу своих отпрысков, Шуликунов, подселить. Ох, и страшные они! Ох, и злые! Бегают эти карлики по улицам с раскалёнными крюками в руках. Норовят ими прохожего поймать и сжечь.

Вприпрыжку несётся Кикимора в курятник. Оттуда раздаётся недовольное квохтанье: ночная бедокурка из птиц перья дерёт.

Утром Кикимора за печку спрячется. А хозяева начнут думу тяжкую думать: как незваную гостью изжить? Не они её, так она их на улицу выставит. А если увидишь Кикимору за прялкой или с коклюшками: верный знак – кто-то в семье умрёт.

Сразиться с этим проказливым духом сподручнее всего 17 марта, на Герасима Грачевника. Надо корень папоротника хорошенько настоять да посуду перемыть. В курятнике нужно оберег повесить: горшок без дна. А тогда уж, призвав на помощь Святого Герасима, приказывает хозяин Кикиморе уйти из дома. Лучше всего – на болото. Там эта нечисть тоже селится.

Много ходит о Кикиморе по селениям рассказов. Её имя начертано в деле Разрядного приказа 1635 года по обвинению крестьянина в колдовстве. О ней в драме «Ижорский» писал друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. На «Сказочной карте России» родиной неугомонного духа значится Киров, где возвышается таинственная Кикиморская гора. В честь непутёвой пряхи даже пауков назвали!

Имя «Кикимора» стало нарицательным. Так именуют неопрятную женщину, человека, имеющего смешной вид.


Банник



Хорошо зимой попариться в русской баньке! Особое это место! «Баня – вторая мать, – объясняет крестьянка ребятишкам. – Она здоровит, разговор веселит». Ведь усадьба крестьянина густо заселена духами. За сушку снопов Овинник отвечает. В хлеву Дворовый скотине корм подкладывает. Париться Банник помогает.

Живёт этот вздорный дух за печкой-каменкой, и в обычные дни для человека невидим. Но вот и гости к нему пожаловали! Парятся крестьяне, грязь с себя смывают. Расслабились, заговорили громко. Это непорядок. Немедленно раздаётся стук в стену. Все замирают: Банник знак даёт! Ну, теперь ухо востро держи. Он и кипятком ошпарит. И из печки раскалённый уголь вышвырнет! Может до смерти запарить. Откупаются от него добрыми словами и скромными подарками.

С поклоном кладёт крестьянка у входа краюху ржаного хлеба с солью да кусочек мыла для Банника. Уж тогда дух расстарается! Помылся в бане человек – как вес с себя снял.

Говорят, что баня всякую болезнь из тела гонит. Если кто в семье заболел, париться его ведут. Знахарь заговор говорит, берёт особый, магический, веник. Собирали его 6 июля, на Аграфену Купальницу. В нём – ветки берёзы, липы, смородины, черёмухи. Вплетались в чудодейственный веник мята, иван-да-марья, зверобой, богородичная трава, купальница. Человек мылся в бане, собираясь в дорогу и завершив тяжёлый путь. Иван-царевич даже у Бабы-Яги парится: это магическое ритуальное омовение.

Пройдёт полночь. Искупав домочадцев, дух уже сам получает удовольствие. Моется он прямо в грязной воде, веником себя бьёт нещадно. Борода у старика длинная. Роста дух небольшого, сухонький. Весь листьями от веника облеплен.

В бане человек становится чистым. Но она и как граница с миром, где обитает нечистая сила. Потому здесь можно свою судьбу узнать-выведать. Отправляясь гадать в баню, девушка снимала с себя крест и пояс – обереговый круг. Просовывала в оконце руку. Ждала, что ей дух навещует. Если коснётся её Банник мохнатой рукой, богатого жениха надо ждать. Если дотронется голой, посватается бедняк.

В японской бане по ночам вылизывает грязь краснокожий дух Аканамэ. Но он не так щедр, как славянский дух. Человек, полежавший в ванной, в которой Аканамэ навёл чистоту, заболевал. Русский же знает: «В бане помыться – как заново родиться».

Много дел у Банника по четвергам и субботам. Эти дни считаются лучшими для мытья.


Кощей Бессмертный



На безоблачное небо неожиданно наползли тяжёлые тучи. Посыпался крупный, с голубиное яйцо, град. Страшный удар грома потряс небо и землю. Закрутилась чёрная воронка смерча. Пыль опала, и появился на площади жуткий чародей. Он страшно худой – сплошные кости. Запавшие глаза старика горят неистовым огнём. На нём заколдованные доспехи: калёная стрела их не пробьёт, меч богатырский не разрубит. Это Кощей Бессмертный.

Триста лет сидел он в глубоком подземелье, скованный двенадцатью тяжёлыми цепями. Но какой-то добрый человек сжалился над невольником и дал ему напиться. Три ведра воды осушил Кощей! Утолив жажду, почувствовал колдун возвращение своей сверхъестественной, нечистой, силы. Как нити порвал он тяжёлые оковы, вырвался на волю.

Не просто так появился опять Кощей на Руси. Выглядывает он, кому бы навредить. Может гордую красавицу в противную лягушку обратить, а то и в змею. Разгневается, и по его воле весёлое царство холодным камнем застынет. А коварный чародей превратится в чёрного ворона и улетит на Стеклянную гору.

Стоит она за тридевять земель, за тридевять морей, посреди Кощеева царства. На той горе высится великолепный дворец злодея. В нём – несметные богатства. Кладовые ломятся от серебра да золота, от самоцветов. В конюшне выгнули шеи скакуны. Любимый конь колдуна говорит человеческим голосом. Но главное сокровище – в высокой башне. Здесь прячет Кощей Бессмертный прекрасную пленницу. Кто только не побывал у него в заточении! Томилась у Кощея Марья Моревна. Лила здесь горючие слёзы Елена Прекрасная. Выглядывала на дорогу, дожидаясь Ивана-царевича, Василиса Премудрая.

Нелегко к нему добраться. Надо «три пары железных сапог износить, три пары железных хлебов изгрызть». А Кощей, хоть и зовётся Бессмертным, но и ему не всегда зло творить. На острове Буяне, на могучем дубе, висит в цепях ларец. В нём – заяц. В зайце – утка. В птице – яйцо. А там уж – и игла. На конце её – смерть колдуна.

Убивает его добрый молодец, а Кощей воскресает вновь и вновь. Его имя проступает на берестяных новгородских и московской грамотах. В его седле скачет пленённый князь в «Слове о полку Игореве». В былине он во главе золотоордынцев осаждает Киев. Кощей творит зло во многих народных сказках. «Над златом чахнет» у пушкинского лукоморья. Показывает чудеса коварства в «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Ему посвящена опера Римского-Корсакова. Кощей, и правда, Бессмертный!

Его также можно увидеть на картине Виктора Васнецова и иллюстрациях Ивана Билибина.


Упырь



По тёмной деревенской улице крадётся чёрная кошка. Вот она стала возле крайней избы и превратилась в безобразную старуху: ведьма вышла на свою охоту. Глаза мерзкой колдуньи источают злобу. Крепко сжимает она руку мертвеца. Привалившись к окну, колдунья жадно ловит дыхание спящих. Сейчас, как сквозь воздух, шагнёт она через запертую дверь. Страшным обрубком проведёт злодейка над ничего не подозревающими людьми, и те станут мёртвыми…

Волнуется в поле пшеница: повиснув вниз головой, срезает тучные колосья колдун. Утром встанут хозяева – встретит их чёрная полоска земли. Много от ведьмаков людям бед. Заключив договор с нечистой силой и подписав его кровью, обретают они сверхъестественные способности. Насылают на здоровых ребятишек порчу, калечат скот. Красную девку в сороку обратить для них пустяк, разлучить любящих мужа и жену – радость.

Умерев, колдуны и ведьмы не находят успокоение в земле, продолжают вредить честным людям. Став упырями, вурдалаками, существуют в ужасном обличье на границе этого и того света. Ночь остаётся их любимым временем суток.

Месяц осветил старое деревенское кладбище. На могиле колдуна зашевелилась земля. Напрягаясь, из неё вылез упырь. Тление не коснулось его поганого тела. Он почти не отличим от обычного человека. Только кожа вурдалака имеет синюшный оттенок и в глазах таится красный отблеск. Необыкновенно острые и крепкие зубы смыкаются с щелчком. Чем-то похож он на нетопыря, крупную летучую мышь. У этих слов один корень – от глагола «парить».

Упыря пробудила страшная жажда. Тащится он в деревню, чтобы, проникнув в дом, напиться крови спящего. Эти жуткие существа насылают мор на селения. По их воле посевы под корень выбивает град. Нежить вызывает чудовищные засухи и ураганный ветер. Лишь когда пропоёт петух, возвращается упырь в могилу. А утром идут к ней крестьяне и забивают в грудь неуспокоенного мертвеца осиновый кол. Если это не помогает, труп сжигают.

Создавая мир, Род отдал его верхнюю часть, Правь, богам. Среднюю, Явь, – живым людям. Нижнюю, Навь, – умершим. В «Повести временных лет» упоминаются распространяющие эпидемии опасные мертвецы – навьи.

В мифах иных стран встают из гробов и пьют кровь людей вампиры. Об одном из них бестселлер ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула». О потусторонних кровососах пишет в поэме «Дзяды» польский поэт Адам Мицкевич.

Русские литераторы тоже не обошли стороной эту мрачную тему. Алексей Толстой написал повесть «Упырь».


Баба-Яга



В глубокой задумчивости остановился добрый молодец на распутье у камня. На нём надпись: «Налево поедешь – богату быть, направо – женату быть, а прямо поедешь – убиту быть». Герой выбирает последнее. За огненной рекой выходит он к дремучему лесу. На опушке стоит избушка на курьих ножках. Вокруг ужасного дома высится забор-частокол. На каждом колу насажен человеческий череп, пустые глазницы пышут жаром. Один кол пуст. Но молодец смело проникает в жуткое жилище.

Баба-Яга лежит поперёк избы на печи, на девятом кирпиче. Это древняя горбатая старуха, само имя которой обозначает «ужас». Чует она «русский дух», не переносит его.

В железной ступе вылетает Яга в мир людей. Ворует в деревнях детей, чтобы зажарить в огромной печи. Возвращаясь, заметает след помелом.

Яга – неистовая воительница. В бой она мчится с огненным щитом. За её спиной – магическое войско. В глубокой пропасти под чугунной доской сидят у Яги искусные мастера. Кольнут иглой – казак с пикою на коня садится. Шилом ткнут – солдат с ружьём в строй становится. Когда-то была Яга богиней войны и людских распрей. После – жрицей обряда, в ходе которого в человеке «умирает» мальчик и «рождается» мужчина. У Яги костяная нога – обнажённый скелет, чтобы стоять в загробном мире. А потом ушла Яга в волшебные сказки…

В сундуках Яги хранятся удивительные вещи. Есть в них золотые яблоки и серебряные пяльцы с драгоценной иглой, которая сама по малиновому бархату дивные узоры вышивает. В углу стоят сапоги-скороходы. У прялки лежит путеводный клубок. Рядом – гребешок. Кинешь его – и за спиной поднимется непроходимый лес. Волшебные предметы дарит Яга герою, прошедшему испытание. Из разных сказок идут к ней за помощью Иваны да Марьюшки. Вещая старуха выслушает гостя и мудрый совет на ухо нашепчет, например, как Кощея одолеть.

Вылетев на ступе из народной сказки, Баба-Яга поселилась в произведениях Пушкина, Жуковского, Некрасова. Лесная колдунья вдохновила композиторов Мусоргского и Чайковского на написание пьес. Она живёт в фильмах-сказках «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Огонь, вода и… медные трубы». На своей костяной ноге пришла Яга и в мультфильмы нового тысячелетия.

Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебедии три всадника – белый, красный и чёрный (день, заря и ночь).


Дед Мороз



В начале ноября с холодных гор прилетает Мороз и сразу же принимается за работу. На реке раздаётся громкий треск. Крестьяне перемигиваются: «Дедушка без топора мост мостит». Надёжно, до весны, сковывает могучий старик быстрые воды. В толстые снежные шали укутывает деревья. Подвешивает слюдяные сосульки к крышам. Дышит на стёкла, и на них расцветают алмазные узоры.

«Без рук, без ног, а в избу лезет», – кряхтит старуха, растапливая печь. Озабоченно выглядывает в окно: хорошо ли Мороз Иванович снежной шубой озимые накрыл? Надо умилостивить могущественного чародея. На Святки готовят крестьяне из пшеницы кутью, варят кисель. В зерне – зародыш возрождающейся жизни, к которой нужно приобщиться самим и приобщить покойных дедов. По древним поверьям, предки в подземном мире распоряжаются плодородными силами земли. Для них ставится блюдо. Старший в семье и в окно высовывает ложку с угощением, приговаривая: «Мороз! Не бей наш овёс!»

Убелённый сединами чародей творит справедливость. Добрую работящую девушку, попавшую в его владения, и коробом с добром, и серебряными пятачками одарит. А ленивую да злую накажет.

Вот он и сам появляется на пороге своего ледяного дома. Ветер сдувает с седой его бороды иней. На Морозе длинная шуба, украшенная серебряными звёздами, и высокая боярская шапка. На ногах – валенки. Крепко сжимает чудесный старик переливающийся огнями посох. К крыльцу подкатила тройка лошадей. Сейчас добрый волшебник отправится на праздник к детям – подарки раздавать.

Важным этим делом Морозко занялся сравнительно недавно, вслед за своим иностранным товарищем – Санта-Клаусом. Прообразом доброго Рождественского деда стал Святой Николай, одаривавший бедняков. Впервые Дед Мороз самолично явился на ёлку в начале ХХ века. А в январе 1937 года он уже пришёл в Колонный зал Дома Союзов в Москве со Снегурочкой. С той поры великий чародей обзавёлся резиденциями – в Лапландском заповеднике и в Великом Устюге.

Изображения могущественного повелителя зимы украсили почтовые открытки. О нём пишет Николай Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос» и Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович». Он зажигает огни радости во многих мультипликационных и художественных фильмах. И у каждой разукрашенной ёлки страны по-прежнему произносит главные слова: «С Новым годом! С новым счастьем!».

18 ноября верящие в чудеса дети и взрослые отмечают день рождения Дедушки Мороза.


Люди

Богатыри



Много славных богатырей на Святой Руси. Чародей Вольга может превратиться в волка или сокола. Святогор так велик, что, сидя на коне, головой в облака упирается. Из крови богатыря Дуная Ивановича многоводная река родилась. Но особенно в народе любят и почитают следующих троих.

Илья Муромец родился в селе Карачарове, вблизи Мурома. Тридцать лет, больной, сидел он неподвижно на печи. Но однажды перед избой появляются странники и просят воды. Случилось чудо. Илья поднялся. Испив сам воды, он ощутил в себе силу невиданную и отправляется в Киев, чтобы охранять землю русскую, чтобы защищать вдов и сирот. Под Черниговом побил несметное войско татарское, заставил замолчать Соловья-разбойника, одолел басурманского воина-великана – Идолище поганое. В старости богатырь принял монашество в Киево-Печерской лавре.

Славный товарищ Ильи – Добрыня Никитич. Его детство прошло в Рязани. Он не только прекрасно стрелял из лука, плавал, но и чудесно играл на гуслях и пел. Богатырь знает иностранные языки, поэтому ему доверяют стать послом. Но главные битвы Добрыни на поле боя. Победив Змея, богатырь спустился в пещеры. Скованные одной тяжёлой цепью стоят здесь пленённые русские люди. Змееборец даровал им свободу.

Плечом к плечу с Добрыней сражается молодой Алёша Попович. Он сын ростовского священника. На вид неказист, даже слегка прихрамывает. Зато «напуском», хитростью силён, потому в поединке с ним терпит поражение хвастливый Тугарин Змеевич. Много подвигов совершили богатыри. Но и их дружина не вечна. В последнем бою, сражаясь с уже убитыми, но ожившими татарскими воинами, они отступают к Киеву и превращаются у его стен в каменные барельефы.

Богатыри и после смерти стоят на защите Русской земли. Крепки крылья самолёта-бомбардировщика «Илья Муромец». Бороздит океан ледокол «Добрыня Никитич». Выглядывают врагов витязи на картине Виктора Васнецова «Богатыри».

По сию пору в муромских лесах звенят хрустальные ключи, выбитые богатырским конём Ильи. В ростовской земле высятся древние курганы – рассказывают, в них похоронены басурмане, сражённые Алёшей Поповичем.

В античных мифах герои рождались от богов и простых людей. Геракл расправляется с гидрой, очищает Авгиевы конюшни, добывает пояс царицы амазонок… Тесей убивает Минотавра. Русские богатыри, простые смертные, в татаро-монгольское лихолетье дарили надежду: победа будет за нами!

Слово «богатырь» произошло тюрского «батыр» – герой, храбрец.


Тугарин



Идёт пир в стольном граде Киеве. Да не веселы хозяева – князь Владимир Красное Солнышко и жена его Апраксия. Не светятся улыбками и лица гостей. Хмурые двенадцать богатырей вносят на золотом блюде чудище ужасное – Тугарина Змеевича. Если на ноги он поднимется, как высокий дуб станет. Закричит – земля дрогнет. Сажают богатыри Тугарина на лучшее место. Заносчиво ведёт себя басурманин. Зараз в пасть лебедь белую бросает, ведром мёда запивает. И никто ему слова поперёк сказать не смеет.

Да случилось тут быть на пиру богатырю Алёше Поповичу. Посмеялся он над чудовищем. Рассказал шутку про прожорливую корову, которую от жадности разорвало. Поняв намёк, метнул Тугарин нож в богатыря. Перехватил его Алёша. Вскочили встревоженные гости: быть поединку великому!

На другой день встретились Алёша и Тугарин у Сафат-реки. Святорусский богатырь, когда родился, его не в пелёнку – в кольчугу завернули. У чудовища же – особая броня, словно из раскалённых прутьев: это извиваются огненные змеи. Тугарин способен сжечь противника огнём, засыпать искрами, задушить дымом. Да и конь ему под стать. Ржёт он, как лютый зверь. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит…

Богатырь берёт врага хитростью: спрашивает, почему на поединок он войско с собой привёл. Удивлённый Тугарин оборачивается, и святорусский богатырь отсекает ему голову. Тяжела она, но Алёша везёт её в Киев, показывает князю Владимиру, пугает девушек на Днепре.

Так когда-то греческий герой Персей вернулся из трудного похода с головой горгоны Медузы. Прекрасным было её лицо. Но тот, кто встречался взглядом с Медузой, превращался в камень. Вместо волос у неё шевелились змеи. Голова горгоны помогла Персею победить врагов. Потом её прикрепила к своей защитной накидке, эгиде, богиня мудрости и войны Афина.

Тугарин для русских людей являлся воплощением язычества, дикой степи, грозящей набегами кочевников. Недаром говорят, что в имени его звучит имя половецкого хана – Тугоркана. Другие же считают, что в нём спрятался корень древнерусского слова «туга», которое обозначает «печаль».

В легендах появление Тугарина частенько сопровождается грозой: это подчёркивало его принадлежность в нечистой силе.


Соловей-разбойник



От Чернигова до Киева по прямой дороге ехать пятьсот вёрст. По окружной – целая тысяча. Но человек, которому жизнь дорога, выбирает окольный путь. Прямоезжая дорога поросла молодым лесом и татарником. Мёртвая тишина висит над одичавшей землёй. За весь день ни сокол не пролетит, ни гад не проползёт, ни пеший не пройдёт, ни конный не промчится. Лишь иногда послышится торопливый топот скакуна самонадеянного храбреца. Тогда тишину, будто острый меч, разрезает странный, ни на что не похожий звук. В нём жутко сплетаются соловьиный свист, рык зверя и шипение змеи. То кричит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Сила и громкость его голоса так велики, что земля дрожит, осыпаются цветы, столетние дубы клонятся, как былинки. Сражённые разбойным посвистом человек и конь падают на землю замертво.

Тридцать лет уж как Соловей устроил посреди Святой Руси заставу свою басурманскую. Двенадцать исполинских дубов тесно переплелись вершинами – в них свил себе гнездо разбойник.

Пытались с ним сразиться доблестные витязи, но не одолели. Головы богатырей насадил злодей на железный тын-забор, окружающий его усадьбу. Двор Соловья на семи верстах, на семи столбах. В белокаменных палатах – несметные сокровища: серебро, и злато, и жемчуг скатный. Богатство это кровью полито, слезой омыто.

Разбойник беспокойно завозился в дубовой своей крепости. От природы наделён он ещё одной сверхъестественной способностью: на огромном расстоянии чует приближение врага. Вещее сердце ему беду предсказывает. А по былинным дорогам Древней Руси едет богатырь Илья Муромец. Вот он болота миновал непролазные. Вот Брынские леса одолел, непроходимые. Вот его конь одним скачком речку Смородину перепрыгнул, бурливую да широкую.

Трижды Соловей-разбойник издаёт страшный свист. От него даже богатырский конь Ильи споткнулся и упал на колени. Но старый казак Муромец не дрогнул. Калёною стрелою сшиб он супостата с высоких дубов, выбил ему правое око. Пытались зятья Соловья его рогатинами отбить. Хотели дочери разбойника за злато батюшку выкупить. Но Илья привязал злодея к стремени и увёз в Киев на княжеский суд. Здесь казнил губителя.

Богатырь умрёт – имя его останется. И чудовищный богатырь, имевший черты невиданной птицы, не канул в Лету. В одном из рукописных сборников XVII века записана легенда о нём. Красуется он на старинных изразцах и на лубке – народной картинке. Течёт в России речка Смородина, шумят Брынские леса, помнят они Соловья-разбойника…

И сегодня свистеть в доме считается дурной приметой.


Марья Моревна



В чистом поле лежит войско несметное побитое. Положила эту силу страшную не дружина храбрая, не удалой молодец с нею справился – войско великое одолела Марья Моревна.

В степи раскинулись её белые походные шатры. В них бесстрашная воительница чувствует себя так же удобно, как на постели из лебяжьего пуха. Вся жизнь Марьи Моревны – битвы. Только замуж вышла, вскорости на новую войну отправилась. Богатырша не только с людьми сражается. Главный её противник – Кощей Бессмертный. Она, женщина, победила жуткого чародея и подвесила в темнице.

Постоянно находясь в битвах, Марья не теряет привлекательности. Воин из стана врагов именует её прекрасной королевной. Она независимая, властная правительница. Мудро распоряжается в своём государстве. А Иван-царевич нарушает запрет супруги не заглядывать в тайную комнату. Пожалев Кощея, подносит ему воды. Злодей рвёт цепи, вихрем вылетает в окно и уносит Марью. Буйные ветры русские крестьяне издавна связывали с нечистой силой. Явившегося за Марьей Ивана Кощей жестоко наказывает: рубит на куски, запечатывает в бочку и бросает в море. Ивану помогают воскреснуть родственные связи с миром постоянно возрождающейся природы. Спасают его мужья сестёр – Орёл, Сокол и Ворон. Бочка рассыпается, пробуждается от мёртвого сна герой.

В былинах живут и сражаются другие богатырши. Младшая дочь Микулы Селяниновича Настасья побеждает самого Добрыню Никитича. Эта поленица – дева-воительница – после поединка становится женой богатыря. В бою с литовцами погибает легендарная Дарья Псковская. Одерживает верх в стрельбе из лука над Дунаем Ивановичем другая Настасья, королевна, но за свою удаль расплачивается жизнью.

У многих народов в мифах есть воинственные племена женщин. В Греции с луком и боевым топором мчались навстречу героям прекрасные амазонки. Они не только славно сражались, но и построили храм в честь богини Артемиды – одно из семи чудес света. Египетская богиня войны Сехмет охраняет в бою фараона. В Индии многоликая Кали в двух из четырёх своих рук сжимает меч и жертвенный нож.

Девы-воительницы жили не только в сказках и мифах. В Воронежской области археологи обнаружили захоронение скифской женщины. Её погребли в позе всадника. Рядом лежали готовые к вечному бою два копья. В Киевской Руси княгиня Ольга возглавляла походы. В годы Великой Отечественной войны более 90 женщин нашей страны были удостоены за подвиги звания Героя Советского Союза.

«Моревна» означает «дочь морского царя».


Василиса Премудрая



Много чудесных девушек сияет в русских народных сказках. Хороши и Елена Прекрасная, и Марья-Искусница, и Синеглазка. А лучше Василисы Премудрой нет! Блестит она на сказочном небосводе, как ясное солнышко между звёзд. Во-первых, такая красавица, что «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать». А как танцует! Левой рукой махнёт – разольётся озеро. Правую вскинет – поплывут по нему лебеди.

И вот что важно: известны ей тайные науки. Опутанный злыми силами, забыл её Иван, с другой за свадебный стол сел. Тогда Василиса капнула из своего пальца кровь в тесто для пирога. Это магическое приворотное действие. Попробовал Иван того пирога – сразу любимую вспомнил.

Знает она и оборотничество. Может стать лебедью, утицей, голубкою. Испытала Василиса и насильственное превращение. За большую мудрость Кощей Бессмертный велел ей три года лягушкой прыгать. Но и в образе жалкой квакушки Василиса Премудрая преисполнена внутреннего достоинства. Она помогает Ивану-царевичу, человеку, не наделённому волшебными силами, одолеть немыслимые испытания, стать мудрее и сильнее.

Василиса в непростой семье родилась – отец её морской царь. Всем, кто к нему попадает, он трудные задачи задаёт: на морском дне золотую пшеницу посеять или за одну ночь великолепный дворец возвести. Того, кто не справится, жестоко казнит. Справиться с заданием царевичу помогает Василиса Премудрая.