Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

В-третьих, нельзя обойти стороной материал и размеры картины. Материалы, соответственно говоря, это холст и масло. Размеры оригинала 82 на 101 см. Он сейчас экспонируется в Государственном Эрмитаже. На постоянной выставке, посвящённой русским коллекционерам – И.А. Морозову и братьям Щукиным.

И наконец, в-четвёртых, во время рентгеноскопических исследований холста была выявлена фигура мужчины, расположенная немного правее дамы. Наверное, видение художником картины, как это часто бывает, изменилось в процессе работы. Именно этот факт днём и подсказал мне идею обратиться за помощью к Ренате.

Перечислив про себя наиболее интересные факты, я немного успокоилась. Маша ходила за мной по пятам. Иногда, чтобы отдохнуть, она пыталась схватиться за меня или опиралась на диван. С каждым шагом Маша становилась всё увереннее, на неё было приятно смотреть. Я залюбовалась ей. В этот момент раздался звонок. К моему приятному удивлению, это была Рената. Неужели ей уже удалось что-то выяснить?

– Алло, Рената?

– Наташа, привет! В общем, можешь забирать свою картину.

– Здорово! Сейчас примчусь. Тебе удалось что-нибудь найти?

– К сожалению, нет. Прости. Чуда не произошло.

– Ничего страшного! Тортик с собой всё равно захвачу! До встречи!

– Спасибо, но ты знаешь, это необязательно. До встречи!

– Обязательно! Пока!

Я была страшно разочарована. Надеюсь, Рената по голосу этого не заметила. Но, как говорится, отсутствие новостей – это тоже хорошие новости. Теперь осталось только забрать картину. Сейчас с работы как раз должен вернуться Серёжа. Попрошу его посидеть с Машей, пока я сбегаю в реставрационную мастерскую.

Ждать пришлось недолго, и потому я успела одеться и выйти из дома, пока на улице ещё не успело стемнеть. Любимая кондитерская, казалось, ждала именно меня. Внутри никого – за исключением девушек-продавщиц. Они слушали радио и болтали, а увидев меня, сразу приветливо заулыбались – наша семья частый гость в этом магазине.

– …Около двадцати полотен так до сих пор и не найдено, – объявили по радио, – музейные работники называют это кражей века.

«Да, грустно, – подумала я, – а потом опять эти шедевры чудесным образом найдутся на помойке или окажутся подкинутыми чьей-то дрожащей рукой. На что только не способны люди! И главное – ради чего?»

– Добрый вечер, – обратилась я к девушкам, решив поразмыслить о «краже века» в другой раз. – А «Северный мёд» ещё остался?

– Добрый вечер. Вам повезло, это последний.

– А он свежий?

– Сегодня привезли.

– Тогда я возьму.

– Вам с собой?

– Да, боюсь, сразу весь торт я не съем, – улыбнулась я, – я сегодня не в форме…

– Что-нибудь ещё? Из новинок у нас золотые круассаны, чизкейк с малиной и голубикой и…

– Спасибо, больше ничего не надо.

– Оплата наличными или по карте?

– По карте.

Пока шла из кондитерской, вспомнила историю, которая всегда мне вспоминается при упоминании круассанов.

Дело было в школе, в старших классах. К нам тогда перевелась новенькая, совершенно помешанная на йоге. На самом деле, я не против физической активности. Но она постоянно всех донимала, даже настаивала, чтобы мы ходили на занятия по йоге и фитнесу! И ещё спрашивала у всех подряд: «Какая у вас любимая позиция в йоге?»

Когда новенькая спросила у Леры, последняя сделала такое лицо, что мне пришлось подавить смешок. Чуть помедлив, Лера ответила.

– Моя любимая поза из йоги, это поза Куру-Асс-Ана.

Новенькая нахмурилась, пытаясь вспомнить такую позу.

– Что-то не припомню, ты не могла бы мне показать?

– С радостью, – ответила Лера и изобразила, как она обычно сворачивается калачиком перед сном.

Этого я уже стерпеть не смогла и разразилась смехом, вскоре ко мне присоединилась и Лера, ненадолго сохранившая серьёзное выражение лица. Новенькая переводила взгляд с меня на Леру, затем покрутила пальцем у виска и отправилась на поиски новых «жертв». С тех пор мы с Лерой называем круассаны Куру-Асс-Анами и всегда смеёмся, вспоминая эту историю.

У Ренаты я пробыла с полчаса. Она сильно извинялась, что не смогла выявить ничего интересного. Но как это было бы возможно, если ничего такого в картине и не было?

– Понимаешь, – сказала Рената извиняющимся голосом, что было на неё не похоже, – это всё не стопроцентная информация. Казалось бы, моя ультрафиолетовая лампа может помочь заметить слои красочного слоя, наложенные позже или раньше, чем основной слой краски, но современные технологии не стоят на месте. Им постоянно нужно двигаться вперёд. Да что там технологии… на сегодняшний день существует лак, который не пропускает ультрафиолетовые лучи. Я же стараюсь высветить участки, а если он не пропускает…

– Не волнуйся, правда. Это не очень важно. Ты мне и так помогла, – пыталась заверить её я.

Перед уходом я решила рассказать что-нибудь, чтобы разрядить обстановку. Как назло, в голову лезли только мысли о Лере, которая так и не перезвонила за весь день, и о картине.

– Хочешь, посмешу тебя?

– Давай, – с готовностью согласилась Рената.

– Так вот. Открываю я вчера Instagram, а там… – я решила потянуть время в надежде вспомнить что-нибудь интересное, – а там, в общем, одна девушка своё фото на природе сравнила с картиной Ренуара! А ведь он – портретист! Представляешь?!

– А ведь точно! – неожиданно воскликнула Рената.

Такой реакции от весьма безобидной истории я точно не ожидала.

– У твоей картины неверная подпись! Я обнаружила это уже после того, как тебе позвонила.

Рената быстро развернула картину и указала мне на подпись с оборотной стороны.

Там было написано «Огюст Ренуар “Дама в саду”». Огюст! Ренуар! А не Клод! Не Моне! Не мог художник, выполнявший работу, ни с того ни с сего перепутать имена двух великих художников.

– Это действительно может быть очень важная зацепка! Спасибо! – радостно заверила я подругу.

– Была рада помочь!

Возвращаясь от Ренаты, я уже не была настроена так оптимистично. Может, художник таким странным образом хотел над кем-то подшутить? Над кем-то из друзей. Или над Лерой. Кстати…

Я в очередной раз набрала номер подруги. В трубке послышались гудки ожидания. Ну, наконец-то!

– Алло, Лера?

– Привет! Ты меня искала?

– Не то слово. Я хотела тебя попросить…

– Забрать картину?

– Да.

– Я сама хотела это предложить.

– Ты шутишь?

– Нет, просто знакомый, которому я пристроила вторую картину, выразил сожаление, что не увидит первую. Говорит, он фанат того дедка-художника. Особенно если это касается копий.

– Ничего себе! Вот так совпадение!

– Я тоже удивилась!

– Кстати, я была сейчас у Ренаты. Помнишь её?

– Как же не помнить!

– Знаешь, она теперь реставратором работает!

– Да ну! А ты не врёшь?

– С чего бы это? Кстати, а что за картина? Я про вторую, которая уже у коллекционера.

– Что?

– Я говорю, как называется вторая картина?

– Что? Ты пропадаешь. Ничего не слышно.

– Как называется…

– Извини, батарея садится, я завтра к тебе…

Звонок завершился. Видимо, Лера так и не успела зарядить телефон полностью.

С этой мыслью я подошла к своему подъезду и открыла входную дверь. Внутри мигала одна-единственная лампочка, тускло освещая стены, покрытые свежей краской, и доску для объявлений. Когда я вошла внутрь и уже прошла к лифту, мне вдруг захотелось инстинктивно обернуться. Должно быть, из-за того, что я не услышала, как захлопывается входная дверь.

Я обернулась и увидела в дверном проёме тёмный силуэт.

Глава третья. Разговор по душам

Я нервно нажала на кнопку вызова лифта два раза подряд. Старалась снова не оборачиваться, чтобы не выдать страх. После разговора с Лерой мне стало как-то не по себе. На каждом шагу мерещились опасности. В ушах застучало.

Лифт, как назло, застрял на десятом этаже. Мозг тем временем вспоминал всё самоё страшное, что только мог припомнить. Новости. Фильмы ужасов. И цены на гречку…

– Говорят, на днях отключат горячую воду. Добрый вечер.

Я обернулась и увидела соседа, живущего этажом ниже. Кажется, у меня паранойя. Нужно вдохнуть и выдохнуть.

– Фух, не узнала вас. Добрый вечер. Богатым будете, – сказала я.

– Было бы неплохо, – засмеялся сосед.

В этот момент наконец пришёл долгожданный лифт.

– Для моего хобби лишние деньги бы пригодились… – задумчиво проговорил сосед, пропуская меня вперёд.

– Конечно, деньги всем нужны. А что у вас за хобби?

– Коллекционирую…

Слова соседа потонули в гуле будильника, установленного на телефоне. Интересно, зачем я его поставила? И почему он такой громкий?

А, точно! Маше же должны прийти делать массаж через… пятнадцать минут! Нужно ещё успеть всё подготовить. Стол застелить, отвлекающие игрушки достать… музыкальные желательно. Как хорошо, что я ещё не задержалась у Ренаты!

«И что он на меня так уставился? – подумала я, перехватив взгляд соседа. – Разве я должна ещё что-то ответить? Точно, я же сама завела этот разговор. О чём же шла речь? Хобби, кажется, да…»

– Очень интересное хобби, – тактично прокомментировала я и добавила: – всего хорошего, – увидев, что лифт остановился на пятом этаже.

– Всего хорошего, – словно эхо отозвался сосед, покидая лифт. Он повернулся спиной, и я в очередной раз заметила крупные хлопья перхоти на его голове. Ещё ни разу не видела его без них. И причём всегда на одном и том же месте – чуть пониже затылка.

«Он думает, что король, – пронеслась в голове ироничная мысль, – но, увы, из свиты только перхоть».

Остаток дня пролетел незаметно. Я осознала, что день закончился, только когда Маша после долгих уговоров и колыбельных засопела у себя в кроватке. Интересно, что во всех советах по укладыванию детей, написаны ли они в книгах или интернете, приблизительно одно и то же. Соблюдайте режим дня, не допускайте перевозбуждения и используйте определённые ритуалы, вырабатывающие ассоциации со сном. Звучит вполне разумно. Но иногда сложно это объяснить ребёнку, который вопреки всему спать не хочет.

Я вышла из комнаты, тихонько притворив за собой дверь, чтобы свет из коридора не проник туда, и прошла на кухню.

– Будешь кофе? – спросил муж, увидев меня. Когда я вошла, он уплетал горячий бутерброд с сыром, помидором и майонезом.

– Маша уснула, – с гордостью оповестила я.

– Тогда чай?

– Не откажусь, спасибо.

С видом шеф-повара муж разложил пакетики по чашкам, в мою – зелёный, в свою – чёрный и залил кипятком.

Это хорошо, а то в последнее время, когда прошу налить чай, мне постоянно достаётся одно из двух – или чашка кипятка без пакетика, или чайный пакетик без кипятка. Но я не обижаюсь, знаю, что он устаёт на работе. А воду вообще полезно пить. Пусть и горячую.

– Серёжа, я хотела тебя спросить.

– Да? – произнёс муж, невозмутимо насыпая сахар в свой чай.

– Что ты думаешь о нашем соседе снизу?

– О белобрысом? Который ещё девушек постоянно меняет?

– Да, о нём.

– Ничего я о нём особо не думаю. Обычный тип. Ну, немного странный он, конечно.

– Поняла. Ничего необычного. Обычный странный тип, водится в обычном странном подъезде.

– Вроде того. А почему ты про него спросила?

– Да не знаю. К слову как-то пришлось. В лифте сегодня с ним ехала. – Увидев, что муж немного насторожился, я добавила: – Думала, может, с Лерой его познакомить?

– А, ясно. Не советую. Я пойду спать. А ты снова будешь полуночничать?

– Не знаю, как пойдёт.

– Ну, смотри. Тебе завтра с Машей сидеть.

– Зато завтра пятница.

Пятница. Какое волшебное слово. Значит, не особенно срочные дела могут подождать до понедельника. А в выходные Сергей дома. За Машей поможет присмотреть…

Мысли стали замедляться. Клонило в сон, но я решила всё же «насмотреть» материал по картинам для будущих лекций в арт-галерее.

Конспект, компьютер и кофе – не лучшие друзья сновидений. Как и мысли о делах. Через полчаса сна как не бывало. А ещё через полчаса, когда материал к лекциям был готов, я поняла, что заснуть прямо сейчас у меня просто не получится.

Я просмотрела ленту в соцсетях, катастрофически занимающую всё свободное время, но затем усилием воли всё же заставила себя пойти лечь спать.

Уже лёжа в кровати, я мысленно перебираю имена импрессионистов и постимпрессионистов. Я иногда так делаю, чтобы быстрее уснуть. Повторяю про себя имена художников.

Клод Моне.

Пьер Огюст Ренуар.

Жан Фредерик Базиль.

Берта Моризо.

Пауза. Закрываю глаза. Пробую уснуть, но не выходит.

Эдгар Дега.

Эдуард Мане.

Поль Сезанн.

Поль Гоген.

Винсент Ван Гог.

Снова и снова повторяю имена, словно я пересчитываю слонов или барашков. Правда, на этот раз это не усыпляет меня. А наоборот, раззадоривает. Хочется встать, пойти поискать информацию. Уже не для работы, а для своих личных целей.

Интересно, что имя Жана Фредерика Базиля всплывает уже после Моне и Ренуара. Тем не менее он вместе с ними стоял у истоков. Но погиб во время Франко-прусской войны, отправившись туда добровольцем.

Эдгар Дега, когда я училась в школе, почему-то ассоциировался у меня с котом Базилио. Он был известен не только своим художественным талантом, но и достаточно резким и своеобразным характером, однако не лишённым обаяния. К старости он ослеп, но не оставил живопись. Кроме танцовщиц, балерин и прачек, Дега рисовал скачки. Он происходил из довольно знатного рода, поэтому на начальном этапе своего становления как художника не был обременён финансовыми сложностями. В отличие от многих своих собратьев по художественному призванию.

Эдуард Мане. Предтеча импрессионизма. Он любил шокировать публику, привыкшую к вышколенному академизму. Чего стоят его «Завтрак на траве» и «Олимпия», которые, по слухам, пережили даже уколы зонтиками от наиболее впечатлительных зрителей.

Не менее известны сегодня и постимпрессионисты, такие как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Название “постимпрессионисты” они получили после выставки «Мане и постимпрессионизм» в Лондоне в начале XX века.

Как их отличить от импрессионистов? У импрессионистов главное сиюминутное впечатление, в их картинах мгновение – это маленькая жизнь. У постимпрессионистов больше философского постоянства, принимающего разные формы – от горы Сент-Виктуар с картин Поля Сезанна до «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога.

Интересно, если я сейчас встану и продолжу свои изыскания, завтра я не буду винить себя в этом? Или буду?

Не сумев удержать себя от искушения, я накинула халат и тихонько пробралась на кухню, стараясь не разбудить спящих дочку и мужа.

На кухне я налила себе стакан воды и стала искать любопытные факты из жизни и творческой деятельности импрессионистов. Стоило включить компьютер, как поток мыслей хлынул сам собой, унося меня далеко-далеко за пределы комнаты. Наверное, во Францию конца XIX – начала XX века.

К сожалению, ничего нового я не нашла.

«Повторение – мать учения…» – подумала я про себя, отгоняя мысль, что это только первая половина поговорки, заканчивающейся словами «утешение дураков».

Зато я по свежим следам набросала черновик теста для социальных сетей, конечно, на искусствоведческую тему. Выглядел он следующим образом:

«Вы любите импрессионистов? Хотите проверить свои знания? Два из утверждений ниже – ложь, остальные – правда. Пишите свои версии в комментариях. Правильный ответ можно будет узнать завтра во время онлайн-лекции на моём канале.

1. Клод Моне родился в Париже, но его детство прошло в другом городе. Свой творческий путь он начал, ещё учась в школе, – рисуя карикатуры.

2. Пьер Огюст Ренуар в детстве расписывал посуду, на этом начал хорошо зарабатывать и смог обеспечивать свою семью.

3. Эдгар Дега в молодости преподавал танцы, но из-за серьёзной травмы переквалифицировался в художники.

4. Жан Фредерик Базиль родился в семье винодела, а Клод Моне – в семье лавочника.

5. Эдгар Дега был не только художником, но и скульптором.

6. Название “импрессионизм” художникам дал недовольный критик.

7. “Завтрак гребцов” написал Клод Моне, а “Даму в саду” – Пьер Огюст Ренуар. На выставке их работы перепутали. Настоящие подписи сохранились только с обратной стороны картин.

8. Однажды Клод Моне писал несколько картин одновременно, чтобы уловить изменения света в разное время суток. Он был настоящим фанатиком света, это и нашло отражение в его работах.

9. Жан Фредерик Базиль познакомился с Клодом Моне в мастерской Шарля Глейра, хотя вначале поступал на медицинский факультет. Погиб во время Франко-прусской войны».

Всё, готово! Но пост, думаю, лучше выложить уже завтра утром, чтобы застигнуть своих подписчиков за завтраком. По себе знаю, как для большинства важно с утра проверить социальные сети, чтобы быть в курсе событий. Если опубликовать сейчас – пост увидят единицы. А пост, выложенный в удачное время, – это половина успеха. Как для блога, так и для канала на YouTube. Надо только решить, какую фотографию или картинку к нему подобрать.

С этими мыслями я вышла из кухни, и тут мой взгляд неожиданно упал на дверь кладовки. Что-то в голове щёлкнуло (выражаясь фигурально), и мгновенно зажглась лампочка, как это показывают в мультфильмах.

«А ведь это идея! – подумала я. – Главное, завтра найти хорошее освещение».

Глава четвёртая. Подготовка к онлайн-лекции

Сегодня у меня онлайн-лекция по искусству для галереи и моего блога. Так что день обещает быть напряжённым. И обычно я заранее готовлюсь, потому что подготовка требует времени, а как говорят художники-маринисты, нужно сделать море всего!

Итак, что я для этого делаю.

Во-первых, подбираю наглядный материал – фотографии, которые можно вставить в презентацию для трансляции. Хорошо, что это уже сделано, но это только один пункт.

Во-вторых, я выбираю, что надеть для съёмки видео. И это далеко не последний момент. Нельзя показаться в том же, в чём и в прошлый раз.

В-третьих, я навожу порядок в комнате и убираю всё лишнее (а сюда уже перекочевала гора Машиных игрушек и даже две или три упаковки памперсов).

В-четвёртых, создаю особую атмосферу в комнате, где будет проходить съёмка, превращая её в профессиональную, как мне кажется, студию. Попутно я проверяю приборы – лампы, камеры, штатив и т. д.

И, наконец, пишу полную инструкцию к Маше (что и когда есть, где что найти, когда гулять и прочее) – для мужа (как же повезло, что он сегодня дома!).

Начало съёмки – в четыре часа ровно. И в это время обычно застать мужа дома практически невозможно, так как он работает детским хирургом и под дверью его кабинета обычно тянутся сразу две очереди – одна очередь из тех, кто пришёл по записи, и, конечно, вторая – из тех, кто без неё. Но так получилось, что поликлиника закрылась на ремонт.

В общем, обычно я готовлюсь, как ремонт в детской поликлинике – то есть капитально. Но есть одно большое жирное «но»! Почему-то вчера я решила, что готовиться так уж тщательно не стоит (хотя в прошлый раз на это всё ушла половина дня), а достаточно будет одного часа перед началом трансляции.

Одного часа, Карл!!! ОДНОГО!

Естественно, я была вся на нервах. Хорошо ещё, что я встала сегодня пораньше и уже успела опубликовать пост, написанный вчера вечером. Кроме того, я уже сфотографировала «Даму в саду». Причём с обеих сторон, чтобы немного запутать подписчиков. Интересно, многие ли догадаются, что в посте неправда скрывается под пунктами три и семь? Эдгар Дега никогда в своей жизни не преподавал танцы, а Клод Моне и Ренуар не могли перепутать свои картины, тем более на выставке. Правда, Моне однажды (в не лучшие времена) пришлось заложить одну из своих картин, но это совсем другая история…

Итак, начнём подготовку.

Я взяла в комнату большую коробку (для своих, но очевидно лишних вещей) и ящик для Машиных игрушек.

Так-так. Мягкая игрушка, отправляйся в коробку. Это не Машина, а моя. На день рождения подарили – 1 сентября. «Повезло» же родиться в День знаний! Сейчас я даже немного этим горжусь – родилась в День знаний, значит, там, где знания – там и я. Вот, лекции читаю, статьи пишу. Умница, одним словом. А вот в школе было немного обидно. Особенно в сравнении с Лерой, она-то родилась летом!

Блокнот раз, блокнот два, блокнот три – господа, добро пожаловать в коробку! Меня немного раздражает, что я скупаю блокноты, а потом не пишу в них. В каждом блокноте максимум по пять-шесть страниц исписано. И ещё я постоянно ищу свой «идеальный» блокнот. А когда нахожу такой – мне кажется, он слишком красивый, чтобы в нём писать, да ещё и моим ужасным почерком! Так что я больше печатаю. На компьютере или в телефоне.

Машины игрушки. Сколько же их?! А когда надо её отвлечь, возникает ощущение, что их катастрофически мало и ребёнка совершенно нечем занять! Игрушки-зверушки, отправляйтесь в ящик, отдохните немного. Жаль, что мне нельзя отдохнуть вместе с вами.

Интересно, что здесь делает зубная паста? И крем для рук? Однозначно – в коробку. Потом отнесу в ванную комнату. Это тоже в коробку. И эти книги. И журнал. А это Машино – положу в ящик для игрушек.

О, да это же мой браслет на удачу! Надену его на руку. Я собираю подвески из этой серии, а потом цепляю к браслету. У меня уже есть Эйфелева башня, мой знак зодиака, коньки – любимый зимний вид спорта и, наконец, часы, сделанные в стиле Сальвадора Дали. То есть часы, растекающиеся, плавящиеся на солнце, как на его картинах. Дали писал, что на создание этого образа его вдохновил вид сыра камамбер. М-м-м, камамбер. Это мягкий, жирный и очень вкусный сыр. Однажды художник, увидев расплавившийся деликатес, решил нарисовать такие часы. Их можно увидеть на картине «Постоянство памяти».

Итак, сделано! Коробку и ящик с игрушками можно пока убрать под стол, а на сам стол установить ноутбук, положить конспект лекций и несколько вдохновляющих меня книг по истории искусства. И среди них, конечно же, любимая Паола Волкова – я влюбилась в её «Мост через бездну», ещё когда была студенткой!

А сейчас постараюсь придать «студии» уютный вид с помощью разных мелочей. Перевешу рамки с фотографиями и картинами, соберу и поставлю сухой букет с осенними листьями так, чтобы он вошёл в кадр, и сделаю прочие бесполезные и занимающие кучу времени действия, как сказал бы мой муж.

Неожиданно я поняла, что что-то не так. Прислушалась. Тишина! Я прислушалась снова. А нет, не совсем тишина. Из соседней комнаты доносятся песни из м/ф «Бременские музыканты». Всё в порядке.

На днях Маша показала на осла, который выступал вместе с остальной компанией Трубадура, и сказала: «Иа-иа». Я обрадовалась и стала привлекать внимание к другим животным. Маша обычно отчётливо говорит: «Ав-ав», но Пёс из Бременских не в счёт. Маша почему-то не считает его за собаку. Видимо, из-за его синего цвета. А может, из-за больших ушей. Не знаю. У детей своя логика. Зато я чуть не прослезилась, когда Маша указала на Принцессу и сказала: «Мама». Правда, потом она сказала «мама» и про Короля, и про самого Трубадура. Я осторожно высказала мнение, что это не «мама», а «папа». Но Маша настаивала на своём. Может быть, потому что у них у всех светлые волосы, как у меня. Даже у Короля – светлый парик. А у папы тёмные волосы. Спасибо, что мамой хотя бы «Иа-иа» не назвала.

Следующим пунктом программы был выбор наряда. В чём меня ещё не видели? Может, надеть бежевый костюм? Это не будет слишком скучно? Тут нужен броский аксессуар. Интересно, можно мой браслет посчитать за таковой?

Всё было почти готово, когда я решила проверить свет. И…

Та-дам! Лампа безвременно вышла из строя, а заменить её нечем. Моя идеальная светодиодная кольцевая лампа! Единственный выход – это позвонить прямо сейчас в ближайшую студию и, если там свободно, нестись туда со всех ног.

Я взяла мобильный телефон. Но в этот момент дверь отворилась, и в комнату вошёл Серёжа с Машей на руках.

– Скажи, во что ты её обычно одеваешь для прогулки?

– Дорогой, там же всё написано, – ответила я, прикидывая, что займёт больше времени – помощь или пошаговое объяснение. – Минуточку.

Я побежала в нашу комнату и стала выкладывать вещи для прогулки на пелёнку, которая в этом случае стелилась на кровать.

– Я всё приготовила! – радостно оповестила я, закончив. – В комнате на пелёнке уже всё лежит.

В то время как муж и Маша вернулись в комнату, я успела позвонить в несколько студий. Но все они оказались заняты. Нехорошее предчувствие закралось в душу. Я сначала опоздаю, а потом начну лекцию без света. Это будет конец. Что же делать? Что же делать…

Можно, конечно, к Лере напроситься, но у неё наверняка беспорядок. И ремонт в придачу. Да и как быть со светом?

– Так что нам одевать для прогулки? – в комнату снова зашёл муж.

– Ну, посмотри. Там же всё лежит.

– Она не спарится, не вспотеет во всей этой амуниции?

– По-моему, не должна, – ответила я, начиная терять терпение.

Вопрос о том, как одеть Машу, – один из «любимых» в нашей семье. Серёже всё время кажется, что я одеваю Машу слишком тепло. Мне так не кажется. И спорить мы можем от рассвета до заката. До тех пор, пока Маша действительно не вспотеет и её не придётся переодевать. Иногда муж прибегает к своему любимому аргументу «ей будет в этом жарко, это я тебе как врач говорю», но приберегает его «на сладкое». Правда, на это я обычно парирую, что «жар костей не ломит».

На самом деле, это, конечно, ерундовый спор.

Для меня это очевидно. Для спокойной меня, а не опаздывающей, не волнующейся.

– Вы же сможете разобраться? На кровати лежит одежда! А у меня уже совсем не осталось времени!

Муж делает недовольную гримасу и выходит из комнаты. А я пока лихорадочно соображаю, в какую студию ещё можно позвонить. И тут меня осеняет! Через дорогу недавно открыли студию! Правда, неясно, насколько она подойдёт для моих целей, но попытка не пытка! С вновь затеплившейся надеждой я набираю номер студии.

– Добрый день, можно забронировать студию на полтора часа?

– Добрый день. А на какое время?

– Честно говоря, мне нужно самое ближайшее время.

– Это какое?

– Через полчаса у вас будет свободный зал для меня?

– Да, пожалуйста, приезжайте. У нас есть свободный зал как раз на это время. И как раз на полтора-два часа.

«Ответили вежливо – уже успех!» – мысленно порадовалась я.

– Прекрасно. А вопрос с освещением у вас можно решить?

– Да. Освещение входит в стоимость.

– Супер, – ответила я, стараясь вспомнить, какая стоимость была указана на сайте. Кажется, 600-1000 рублей в час. Уточню на месте. – Запишите меня, я сейчас подъеду. Наталья Колосова. Диктую телефон…

В этот момент в комнату снова заглянул муж.

– Мне кажется, четыре слоя одежды, – он театрально выдержал паузу, – это уже перебор.

– Как четыре? Там же майка, бадлон и куртка, – подсчитала я, – три всего.

– Там два бадлона.

– Как два? Ты что… – я даже опешила, – не снял тот, что уже был на ней?

– А зачем?

Я хотела ответить, но вовремя перевела взгляд на часы.

– Я ужасно опаздываю. Буду полшестого – в шесть. Не скучайте.

– Когда выходишь?

– Десять минут назад!

В этот момент, как всегда «вовремя», зазвонил телефон. Я посмотрела и мысленно застонала. Это была Лера. Я сильно опаздывала, но не хотела показаться грубой, поэтому минуту посомневалась, принять или отклонить звонок. И в итоге Лера сама его завершила. Тогда я включила на телефоне режим «не беспокоить» и вздохнула с облегчением.

Конечно, я испытала укол совести, но успокоила себя мыслью, что после лекции окажусь куда более приятным собеседником. И обязательно перезвоню Лере. И в конце концов, сколько раз она сама не брала трубку, когда я ей звонила?! И даже не перезванивала!

Глава пятая. На новом месте

Стоило мне переступить порог студии, как я почувствовала, что с души упал камень. Мне сразу всё понравилось. И своя атмосфера студии, и дружественная администрация, встретившая меня чаем-кофе, как раньше встречали хлебом-солью, и комната для съёмок. Открыв дверь, ведущую в нужный мне зал, я очутилась среди настоящих зелёных джунглей.

Зелёный. Повсюду зелёный!

Зелёные обои. На них – коллаж из фотографий. Если бы вместо фотографий здесь были бы картины, то это можно было бы назвать шпалерной развеской в стиле XVIII века, так как они покрывают всю плоскость стены. Но здесь – фотографии. Сразу видно, что они сняты профессиональным фотографом. Выглядят как работы из журнала National Geographic. Лодка на фоне зелёной воды и проступающих из-за линии горизонта гор. Северное сияние. Колоски пшеницы, колышущиеся на ветру.

Хорошо, что на мне сегодня мой любимый бежевый брючный костюм. Если бы решила надеть тёмно-зелёное платье, потерялась бы на фоне.

Зелёный диван с подушками в виде звёзд приглашает занять своё место в этих джунглях и немного расслабиться. Передо мной плетёный столик, кажется, из ротанга. На нём я уже разложила книги по искусству и сейчас поставлю ноутбук с презентацией. Считаные минуты до начала. Вдох. Выдох. И лекция началась!



– Добрый день. Кажется, к нам присоединились все желающие. Сегодня мы узнаем, как мальчик-карикатурист, прогуливающий уроки в школе и срывающий занятия в художественной мастерской, вырос и стал одним из основателей импрессионизма.

Итак, пробежимся про хронологии жизни этого впечатляющего художника.

Клод Моне родился в 1840 году. Его семья проживала в Париже до 1845 года. В 1845-м семья Моне переезжает в Гавр.

Около 1858-го Моне знакомится с Эженом Буденом. Моне перенимает у него идею писать на природе и вдохновляется ею. Потом Моне не раз будет вспоминать, кто открыл перед ним эту дверь в альтернативную художественную реальность. Идея писать не в студии, а на пленэре (то есть на природе), чтобы иметь возможность писать природу живьём, в то время была новаторской и не слишком популярной. Незадолго до импрессионистов с этой идеей выступили барбизонцы – в 1830 году. Это было за десять лет до рождения Клода Моне.

В 1859 году Клод Моне знакомится с Камилем Писсарро (его картинам будет посвящено отдельное занятие), а в 1861-м проходит военную службу в Алжире. В 1862-м Моне возвращается в Париж, чтобы учиться в художественной мастерской Шарля Глейра. Там он знакомится с Пьером Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Жаном Базилем – будущими художниками-импрессионистами. Уже в 1864 году он покидает студию своего учителя, поняв, что идёт вразрез с идеями преподаваемого там академизма. В 1865-м Клод Моне знакомится со своей будущей женой – Камиллой Донсье.

В отличие от своего друга Базиля, Клод Моне не стремится принять участие в Франко-прусской войне. Это время он пережидает в Лондоне, изучая творчество английских художников.

В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов. Всего выставок будет восемь.

Париж и парижане не являются центральной темой произведений для Клода Моне, в отличие от Эдуарда Мане. Его больше привлекает пейзаж загородных мест, таких как Аржантёй и Живерни (Моне переезжает туда в 1883 году – через четыре года после смерти Камиллы). Или наоборот – вокзалы и поезда Парижа и Лондона, технический прогресс, проступающий сквозь дымку будущего.

В 1892 году Моне женится на Алисе Гошеде, а с 1899-го пишет в новой манере полотна с изображением пруда, сосредоточившись на передаче своих впечатлений с помощью особенно ярких красок. В 1908-м появляются проблемы со зрением. Благодаря успешной операции, на которую художник соглашается только в 1923 году, Моне продолжает рисовать. В 1926-м Клод Моне умирает в возрасте 86 лет, достигнув известности, богатства и славы.

Спасибо всем, кто виртуально был сегодня с нами. Надеюсь, вам понравилась сегодняшняя лекция. Ответы на викторину – три и семь. На следующей неделе поговорим о Пьере Огюсте Ренуаре! Надеюсь возобновить наши встречи офлайн – на этот раз в студии-мастерской, где мы будем расписывать тарелки и, конечно, говорить о Ренуаре. До скорых встреч!

Я закончила лекцию и с чувством удовлетворения захлопнула крышку ноутбука.

«Интересно, как там Серёжа? Справляется?» – промелькнуло в голове.

В этот момент как раз зазвонил телефон.

– Алло, – в трубке послышался весёлый голос мужа.

– Привет, как вы там?

– Вернулись с прогулки. Маша ещё спит, а я… столько всего нам на завтра запланировал!

– М-м-м, и что же?

– Мы идём в парк на пикник! С сюрпризом!

– А что за сюрприз?

– Это сюрприз!

– Хочешь сохранить интригу?

– Ага!

– Ну, пока, до встречи дома!

– Пока!

Звонок мужа ещё повысил настроение. Правда, выходит, что придётся перенести запланированную генеральную уборку. Но чего не сделаешь ради пикника и парка? И тут я вспомнила про пропущенный звонок от Леры.

– Алло, Лера? Ты звонила? У меня была лекция…

– Привет-привет, занятой человек. Хотела завтра забрать картину днём.

– Завтра? А как насчёт сегодня? Через полчаса не хочешь заскочить? Или позже.

– Боюсь, сегодня не успею. Давай завтра?

– Мы завтра собрались на пикник, не знаю, когда вернёмся, – сказала я честно. Не хотелось в выходной остаться из-за этого дома и прождать Леру впустую весь день.

– Так оставь мне ключи!

– Эм… ну, я…

– Что, не доверяешь? – со смехом переспросила Лера. – Мы вроде почти всю жизнь знакомы.

Мне захотелось ответить, что именно поэтому мне бы и не хотелось этого делать. Но я сдержалась.

– Ну что ты, доверяю, конечно… – я поняла, Лера хочет взять меня на слабо. Но я попыталась избежать «ловушки», – просто нужно с Серёжей посоветоваться. Ключи и замки в нашем доме – это его прерогатива, – перевела стрелки я.

– Ну, окей, – я представила, как Лера пожимает плечами, для неё дать ключи – пустячок, безделушка. – Перезвони мне, когда решите ключевой вопрос на семейном совете.

– Конечно, – ответила я, делая вид, что не заметила шпильки в её словах. – Пока.

– Бай. И передавай привет ключнику вашей крепости, – съязвила Лера напоследок.

Я задумалась. Назревала мелкая ссора с подругой, однако грозящая испортить настроение на целые выходные. С другой стороны, дать ключи человеку, по своей натуре слишком открытому и потому часто не слишком аккуратному и осторожному, было бы весьма опрометчиво.

Я снова набрала номер телефона мужа и изложила свою проблему.

– И всё? – на удивление миролюбиво спросил Сергей. – Это так тебя волнует?

– Ну, как бы… да.

– Просто не давай ей ключи, и всё. Объясни, и она поймёт.

– Легко сказать. Не поймёт она ничего. Когда я была на восьмом… или даже на девятом месяце, Лера пригласила меня поехать покататься на горных лыжах или на коньках.

– Я понял. Тогда дай ей ключи.

– Тоже не могу. У нас Маша. Это может быть небезопасно. Придётся менять все замки.

– Хорошо, помнишь, мы хотели поменять нижний замок? Он изнутри стал плохо закрываться. Давай завтра закроем дверь на него. И только от него ключ и дадим Лере.

– О, просто гениально! А думаешь, этого будет достаточно?

– Никто не знает наверняка. Но этот план – лучшее, что я могу тебе предложить.