Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



Шок и известность.


Сцены с рыболовными крючками.


Насилие над животными.


Обмороки на Венецианском кинофестивале



Четвертый фильм Ким Ки Дука – «Остров» – принес ему мировую известность. О картине написали практически все киноиздания мира, настолько шокирующей она получилась.

Это история о немой молодой женщине Хи Джин, которая занимается тем, что сдает в аренду маленькие плоты, на которых находятся домики. Ее клиенты – в основном бедные рыбаки, которым нужен ночлег. Днем Хи Джин продает рыбакам еду, а ночами – снабжает их проститутками, нередко продавая им и свое тело. Единственный способ передвижения в этом месте – лодка, которая есть только у Хи Джин. Второй главный герой – Хён Сик, новый загадочный постоялец. Бывший полицейский, убивший свою жену и ее любовника, скрывается в плавучей «гостинице» от закона. Взаимодействие героев, в котором есть место и любовному треугольнику, и страсти, жестокости, самоубийствам и убийствам, приводит ко все новым и новым трагедиям, что образует разительный контраст с красотой озера, на котором дрейфует «гостиница».

Роли Хи Джин и Хён Сика исполнили южнокорейские актеры Со Чжон и Ким Ю Сок. «Остров» – второй фильм в карьере актрисы Со Чжон, всего она снялась в восьми фильмах, за роль в «Острове» она была удостоена двух премий «Пэксан» – за лучший дебют и лучшую женскую роль.

Ким Ю Сок снялся в 12 фильмах и 37 сериалах, он – обладатель двух премий, в том числе за выдающиеся достижения в области телевидения канала MBC.

Весь мир заговорил о фильме благодаря нескольким шокирующим сценам: Хён Сик пытается покончить собой, проглотив рыболовные крючки, затем попытку самоубийства совершает уже Хи Джин, вставив рыболовные крючки себе в половые органы.

Помимо этих сцен в фильме многократно детально показывается насилие над животными, уродование рыб, лягушек и тонущие птицы. Это насилие было реальным, и такое обращение с животными было не только в «Острове», но и других фильмах Ким Ки Дука. Режиссер комментировал, что вся убитая во время съемок рыба не пропала, а была съедена, и сожалел о случившемся: «В своих фильмах я очень жестоко обращался с животными. И у меня будет нечистая совесть до конца моей жизни». В Великобритании, где жестокое обращение с животными запрещено законодательством, эти эпизоды были вырезаны.

Во время показа «Острова» на Венецианском кинофестивале зрителям становилось физически плохо, многие покидали зал, несколько человек упали в обморок.

Фильм получил премию Сети продвижения азиатского кино на Венецианском фестивале и стал самым обсуждаемым и запоминающимся фильмом-участником. Теперь на всех фестивалях, на которых прокатывался фильм, он вызывал повышенное внимание и ажиотаж. О нем начали писать в западной прессе: известный критик Роджер Эберт окрестил его «самым ужасающим и тошнотворным фильмом, но при этом красивым, злым и грустным, извращенно-поэтичным».

«Остров» стал не только одним из первых южнокорейских фильмов – участников Венецианского кинофестиваля, но и благодаря такому широчайшему освещению в прессе стал на долгие годы символом всего корейского кино в Европе и на Западе, в первую очередь благодаря тем самым сценам с рыболовными крючками, которые обсуждали все, даже те, кто не смотрел фильм.

На родине режиссера были негативно восприняты и сам фильм, и ажиотаж вокруг него.

В России «Остров» был показан в 2001 году на кинофестивале «Лики любви» и получил специальное упоминание «За самую шокирующую любовь».

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003), режиссер Ким Ки Дук



Самый «спокойный» и красивый фильм Ким Ки Дука.


Храм на воде в национальном парке.


Молчаливые герои.


Съемки за неделю.


Ким Ки Дук – актер.


И снова – мучения животных



За следующие три года после выхода «Острова» Ким Ки Дук успел снять четыре фильма. Но именно пятый – «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – стал хитом и привлек внимание даже тех зрителей, которые не любят артхаус, благодаря ярким красивым пейзажам и сравнительно «спокойному» для творчества Ким Ки Дука сюжету, без такого количества насилия, как в других его фильмах.

Это история о буддийском монахе и его ученике. Именно ученик становится главным героем, тому, как складывается его судьба, посвящен фильм, от детства в качестве ученика монаха до зрелости.

Фильм состоит из пяти глав, события которых происходят в том сезоне, который обозначен в титрах. Интервал между главами составляет около 10 лет, охватывая, таким образом, всю жизнь главного героя.

Как и в «Острове», место действия фильма – снова плавучий дом в центре пруда. Это маленький храм – буддийская пагода и жилая келья одновременно.

В Корее не существует таких храмов. Он был построен специально для съемок, которые проходили на озере Чусанчжи в национальном парке Чхонсон – очень старом водохранилище, созданном в XIX веке. Переговоры о разрешении на съемки в этом месте велись с Министерством окружающей среды на протяжении полугода, прежде чем разрешение было получено.

Плавучие домики в «Острове» тоже были созданы специально для фильма по эскизам самого Кима Ки Дука.

В «Весне…» величественная многовековая природа заповедника контрастирует с человеческими страстями, которыми охвачены жители плавучего монастыря. Природа молчит, молчат и герои – в фильме практически нет диалогов. На контрасте с этой тишиной финальным аккордом звучит народная песня «Чонсон Ариран» в исполнении Ким Ен Мин.

Фильм был снят за семь дней.

Роль пожилого монаха-учителя исполнил О Ён Су (тот самый участник 001 из «Игры в кальмара»).

А для того чтобы сыграть главного героя в разные периоды его жизни, понадобилось четыре актера. В детстве его играет Ким Джон Хо (помимо этой роли, больше в кино не снимался). В юности – Со Джэ Гён, первую свою роль он исполнил в 11 лет, затем снялся в семи фильмах и одном сериале.

Во взрослом возрасте героя изобразил Ким Ен Мин – актер театра и кино, наиболее известный своими ролями в телесериалах. Его дебют состоялся в другом фильме Ким Ки Дука – «Адрес неизвестен» (2001). И в последней главе фильма зрелого героя сыграл сам Ким Ки Дук.

Картину «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» называют самым красивым фильмом Ким Ки Дука. В отличие от остальных работ режиссера, он рассказывает историю не о жестокости и низости людей, а о прощении и терпимости.

Но без традиционной для фильмов Ким Ки Дука запредельной жестокости не обошлось. В начале и финале фильма снова детально показывается жестокость по отношению к животным, на этот раз измывательства не только над рыбами и лягушками, но еще и змеями, и черепахой. Причем и в начале, и в конце картины животных мучают дети.

Как и в «Острове», некоторые страны сократили фильм на 90 секунд, убрав финальные сцены с животными.

Спустя 14 лет Ким Ки Дук выпустил фильм с названием, рифмующимся с «Весной…» – «Человек, пространство, время и человек», но связи – помимо все той же демонстрации жестокости – между этими фильмами нет.

«Самаритянка» (2004), режиссер Ким Ки Дук



Второй фильм за год.


Подростки и проституция ради путешествия.


Трагедия отца.


Призы – актрисам.


«Серебряный медведь»



В том же году, что и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», выходит еще один фильм Ким Ки Дука – «Самаритянка».

Сюжет сосредоточен на двух девочках-подростках, Ё Чжин и Чэ Ён, которые хотят заработать денег на то, чтобы поехать в Европу. Для этого они решают заняться проституцией: пока одна девочка обслуживает клиентов, другая берет на себя обязанности сутенера. Это занятие приводит к трагедии, в результате которой одна из девочек погибает. Оставшись одна, Ё Чжин принимает решение вернуть всем клиентам их деньги, об этом узнает ее отец. Он начинает следить за дочерью и наказывать бывших «клиентов» все более и более жестоко, доходя до убийства.

В этом фильме Ким Ки Дук обращается к реально существующей проблеме – страшной тенденции, когда азиатские школьницы вступают в сексуальную связь со зрелыми мужчинами с целью накопить на брендовую одежду, смартфон или поездку.

Акценты в «Самаритянке» расставлены так, что и режиссер, а вместе с ним и зритель, находится на стороне девочек: их юность (они выглядят так молодо, что на экране секс с ними смотрится почти педофилией, особенно на контрасте со зрелостью мужчин), глупость и непонимание последствий своих действий частично оправдывают их поведение. Образы «клиентов» размыты, но у большинства из них есть дочери возраста героинь, и это подчеркивается, что делает их поступки еще более чудовищными в глазах зрителя.

Главные роли исполнили южнокорейские актрисы Квак Чжи Мин и Хан Ё Рым. Роль в «Самаритянке» принесла Квак Чжи Мин премию кинокритиков Пусана. Еще одну награду – Южнокорейскую премию в области культуры и развлечений за выдающиеся достижения – она получила за фильм «Свадебный скандал». На счету у актрисы участие в 10 фильмах, 14 сериалах и музыкальный альбом.

У «Самаритянки» сравнительно большой для фильмов Ким Ки Дука бюджет – 1 миллион долларов. Как и многие другие фильмы Ким Ки Дука, «Самаритянка» не имела кассового успеха и была плохо воспринята в Южной Корее. Это снова было кино, тепло встреченное только на кинофестивалях – «Самаритянка» получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

«Пьета» (2012), режиссер Ким Ки Дук



«Милосердие» Микеланджело.


Второе дыхание карьеры Чо Мин Су.


Пытки, самоубийства, «инцест» и каннибализм.


Кассовый успех и кинопремии.


Выдвижение на «Оскар».


Индийский ремейк



А вот спустя восемь лет «Пьета» получила аж 29 наград. Главный герой фильма – озлобленный и неумолимый Кан До – работает вышибалой долгов, делает он это очень жестоко, пытая и калеча своих жертв: так он в качестве компенсации долга получает страховые выплаты изуродованных должников. Однажды к нему приходит незнакомая женщина и представляется его матерью. «Мама» хочет остаться с ним и просит прощения за то, что бросила Кан До. Но та ли эта женщина, за кого себя выдает? Их взаимодействие приводит к новым и новым драмам и жестокости.

Фильм назван в честь скульптуры «Пьета» («милосердие») Микеланджело Буонарроти, изображающей Деву Марию и Иисуса. Ким Ки Дук видел ее «вживую» в Ватикане в 1990-х годах, еще до начала своей режиссерской карьеры.

Идея фильма пришла к Ким Ки Дуку после того, как он три месяца провел в Париже. Изначально он хотел снять фильм в Европе, с Джудом Лоу и Изабель Юппер в главных ролях. Но из-за плотного графика актеры не смогли посотрудничать с Ким Ки Дуком (по другой версии – не удалось договориться о размере гонораров). Тогда Ким Ки Дук отправился в Японию, приняв решение снимать «Пьету» там, – но, проведя там два месяца, снова не смог найти актеров на главные роли. В конечном итоге он вернулся в Южную Корею, куда и перенес место действия «Пьеты».

По воспоминаниям Ким Ки Дука, на съемки ушло ровно два месяца: 10 дней подготовки, 20 – сами съемки, и 30 дней на монтаж.

Главные роли в «Пьете» сыграли южнокорейские актеры Чо Мин Су («мама» героя) и Ли Чжон Чжин.

Чо Мин Су снимается в кино и телесериалах с 1986 года, она – обладательница 13 престижнейших азиатских кинопремий, девять из которых ей принесла роль в «Пьете». В 2005 году Чо Мин Су ушла из профессии на несколько лет, и «Пьета» оказалась для нее не только триумфальным возвращением, но и ключом к мировому признанию. На роль она согласилась не сразу, ее пугала скандальная слава Ким Ки Дука. Она согласилась из-за того, что роль показалась ей уникальной: «…Мне предоставили возможность поработать с новым материалом по сравнению с тем, к чему я привыкла в прошлом. Не так уж много ролей могут сыграть женщины моего возраста. Они все кажутся одинаковыми. Но эта роль была другой…»

Ли Чжон Чжин начинал свою карьеру как модель, его дебютом в кино была роль в ситкоме 1998 года «Клиника Сунпун». С тех пор он снялся в 11 фильмах и 23 сериалах. Помимо карьеры актера, Ли Чжон Чжин – посол южнокорейской международной гуманитарной организации «Добрые соседи».

Роль Кан До в «Пьете» принесла ему две награды – премию Ассоциации корейских киноактеров и орден Окгвана за культурные заслуги Министерства культуры, спорта и туризма Южной Кореи (этого же ордена была удостоена и Чо Мин Су за роль матери Кан До).

И снова показанная в фильме жестокость вызвала широкое обсуждение. Пытки, которым подвергает должников Кан До, несколько самоубийств – одно из них особенно кровавое: герой привязывает себя к дну машины и его в буквальном смысле размазывает по асфальту. Бурную реакцию вызвал и сексуальный подтекст между Кан До и его предполагаемой матерью – он пристает к женщине, и они занимаются петтингом.

Широко обсуждалась шокирующая сцена каннибализма – в которой Кан До кормит свою «мать» куском собственной плоти из своего бедра.

Ким Ки Дук заявлял, что он не мог обойтись без всей этой жестокости в «Пьете»: «Чтобы объяснить белое, нужно показать черное. Мне самому больно смотреть на эти сцены, но они были необходимы».

При бюджете 10 тысяч долларов «Пьета» собрала в международном прокате 6,6 миллиона долларов, став одним из немногих фильмов Ким Ки Дука, которые окупились и даже принесли прибыль. Он демонстрировался в 20 странах, включая Россию и Северную Америку.

Мировая премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, где «Пьета» получила пять наград, включая главный приз, – это был первый южнокорейский фильм, удостоенный этой награды. «Пьета» получила и другие награды – две премии «Большой колокол», четыре премии Корейской ассоциации кинокритиков, три ордена Культурных Заслуг Окгвана и многие другие премии.

Южная Корея выдвинула фильм на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

В 2022 году у «Пьеты» появился индийский ремейк. Драматический боевик режиссера Харикумара снят на тамильском языке, место действия перенесено в Индию, фильм получил название «Тил» («Скорпион»). Главные роли исполнили актер и хореограф, лауреат национальных кинопремий Прабху Дева и актриса Самьюктха Хегде.

«Растворяться» (2019), режиссер Ким Ки Дук



Ремейк самого себя: «Самаритянка» и «Растворяться». Казахстанский фильм корейского режиссера на русском языке. Съемки «на скорую руку». Одна актриса – две роли.



Если «Тил» – индийский ремейк одного из фильмов Ким Ки Дука, то последний фильм режиссера, работу над которым он успел закончить самостоятельно, – «Растворяться» – это своеобразный ремейк Ким Ки Дука на самого себя – ремейк «Самаритянки».

Главная героиня, скромная и забитая девушка по имени Дин из бедной семьи встречает другую девушку, полную свою противоположность: ее новая подруга богата, раскрепощена и за деньги занимается сексом с обеспеченными мужчинами, в то время как Дин – девственница, и ее консервативная семья не разрешает ей даже носить обтягивающую одежду.

При таких глобальных различиях во всем внешне девушки похожи как две капли воды. Их дружба приводит к тому, что они начинают «работать» сообща, меняясь местами и подменяя друг друга, все больше погружаясь в мир проституции.

Фильм совместного производства Южной Кореи и Казахстана снят на русском языке, съемки проходили в Казахстане. Ким Ки Дук руководил съемками при помощи переводчика, языка он не знал. Сценарий был написан на корейском, его отправили в Казахстан и перевели на русский язык.

Впервые Ким Ки Дук побывал в Казахстане за семь лет до выхода фильма. После он возвращался туда в качестве туриста, когда путешествовал по Китаю, Казахстану и Кыргызстану. Во время этой поездки его заинтересовало положение и права женщин в Казахстане. Спустя несколько лет это вылилось в сценарий «Растворяться». Окончательное решение взяться за фильм Ким Ки Дук принял после того, как еще раз побывал в Казахстане – на алма-атинском кинофестивале.

Фильм был снят за месяц. Ким Ки Дук признавал, что его новый фильм несовершенен, ведь он был снят «на скорую руку».

Во время съемочного процесса Киму Ки Дуку пришло приглашение от Никиты Михалкова возглавить жюри Московского международного кинофестиваля, режиссер принял его и впоследствии получил приз за вклад в мировой кинематограф на том же фестивале.

Казахская актриса Динара Жумагалиева сыграла сразу две главные роли, и Дин, и ее «альтер-эго», кроме этого она выступила в качестве продюсера фильма – это был ее дебют в кино и в качестве актрисы, и в качестве продюсера.

Роль Нурлана исполнил уже состоявшийся и признанный казахский актер и режиссер Санджар Мади.

К актерскому составу присоединилась и Инкар Абдраш – дочь режиссера Рустема Абдрашева.

Премьера «Растворяться» состоялась на алма-атинском кинофестивале, где его сразу начали сравнивать с «Самаритянкой». Состоялась премьера и на каннском кинорынке, где у фильма было временное название «3000» (а изначальное рабочее название фильма было просто «Дин»).

Для проката в Казахстане из «Растворяться» было вырезано 15 минут откровенных постельных сцен.

* * *

Ким Ки Дук умер в 2022 году от осложнений после COVID-19, не успев закончить работу над своим последним фильмом – «Зов Бога». Фильм совместного производства Эстонии, Литвы и Кыргызстана был доделан уже после его смерти и показан вне конкурса на Венецианском кинофестивале. Это вызвало скандал, так как в последние годы жизни на Ким Ки Дука, помимо обвинений и критики за жестокое обращение с животными, обрушились обвинения в сексуальных домогательствах и даже изнасиловании.


Бонус:
правила жизни Ким Ки Дука
«Благодаря энергии, которая возникает из-за конфликта между мужчиной и женщиной, вращается земля. Это универсальный конфликт».
«В кино я не ищу ответов, я ищу правильно поставленные вопросы, которые заставляют задуматься. Люблю фильмы, которые задают вопросы».
«В своих фильмах я пытаюсь поставить вопрос: где место человека в мире и в жизни? Каково его истинное предназначение?»
«Герои моих фильмов страдают, умирают, сталкиваются с трагедиями, они несчастны. Но если герой в моих фильмах умирает – это не значит, что он умер “окончательно”. Он переродится в другой жизни. Именно в этом заключается отличие моих фильмов от экшена – там герой умирает “насовсем”».
«Ежедневно в Корее в 9 вечера по телевизору идет программа новостей. Многие идеи моих фильмов я взял оттуда. Я знаю, что в России много читают. Я мало читал, потому что меня в детстве не приучали к чтению. И у меня, и у моих друзей в детстве не было времени и возможности читать – мы рано начали работать».
«Если человек хочет жить долго, ему лучше не снимать кино. Когда ты снимаешь фильм, ты успеваешь прожить много жизней, но твоя собственная жизнь незаметно кончается».
«Жизнь похожа на мост».
«Мы все студенты и учимся жизни».
«О моих последних фильмах говорят, что они похожи на студенческие. Я не обижаюсь: я студент».
«Очень важно смотреть на воду – она способна утешить и дать силы».
«Секс и насилие – это часть нашей жизни».
«Хороший фильм – не обязательно дорогой фильм. Главное – хорошая идея фильма, хороший сценарий и огромное желание снять фильм».
«Я очень люблю писать сценарии. Пишу каждый день».
«Я считаю, женщины выше мужчин, потому что они могут дать мужчинам то, в чем они нуждаются. Мужчины платят за это. Большинство со мной не согласятся, но я считаю, что отношения между мужчиной и женщиной – это всегда особый вид проституции, даже если оплата производится не деньгами».
«Я считаю, что в кино нет правил».


Триллер, детектив, драма, комедия

Пак Чхан Ук: Он гений, и это нормально



Искусствоведение и киноклуб.


Провальный дебют в кино.


Кинокритик поневоле.


«Объединенная зона безопасности».


Собственная продюсерская компания



Режиссер, продюсер, сценарист и кинокритик Пак Чхан Ук – один из наиболее выдающихся современных режиссеров не только Южной Кореи, но и всего мира. Обладатель более 40 кинопремий, включая награды Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, ордена за заслуги в области культуры Кореи – он не сразу пришел в кино и планировал связать свою жизнь с искусствоведением.

Он пытался поступить в Сеульский университет на факультет эстетики, но не поступил и получил образование в католическом университете Соган на философском факультете, где стал членом фотокружка, а после организовал университетский киноклуб. Еще во время учебы в университете он впервые посмотрел «Головокружение» Альфреда Хичкока, и это изменило будущего режиссера навсегда – картина произвела на него глубочайшее впечатление, и Пак Чхан Ук понял, что и сам хочет заниматься режиссурой.

Но до дебютного фильма было еще далеко – Пак Чхан Ук начал свой путь в кино с должности ассистента режиссера, переводил зарубежные фильмы на корейский язык, писал рекламу для фильмов, и только спустя четыре года, в 1992 году, вышел его первый фильм «Луна – мечта солнца». Эта криминальная драма провалилась. «Мой первый фильм критика разгромила, он провалился в прокате. Со временем я пришел к выводу, что столь убогий результат объясняется тем, что я недостаточно решительно боролся за достойный бюджет. Я был так счастлив возможности снимать, что согласился бы на все. Разумеется, некоторые шедевры создавались в жестких условиях, и их авторам приходилось проявлять изобретательность. Мне это не удалось», – комментирует он свой первый кинематографический опыт.

Следующий фильм удалось снять только через пять лет. Все эти годы Пак Чхан Ук работал кинокритиком, писал статьи, работал ведущим на телевидении и радио. Пока ему не удалось скопить средства на съемки своего второго фильма – криминальной комедии «Трио». И снова его ждал провал. Кинокритиком Пак Чхан Ук оставаться не хотел, и много лет спустя, после оглушительного успеха «Олдбоя», он признался: «Теперь я наконец-то могу жить, не занимаясь критикой».

Сценарий «Сочувствия господину Месть», который был написан после выхода «Трио», не заинтересовал ни одну из студий, пороги которых Пак Чхан Ук обивал в течение долгого времени. Он снимает свой первый короткометражный фильм «Суд», и после – свой третий полнометражный фильм «Объединенная зона безопасности» – свою первую «удачу», коммерческий и критический успех, звание самого кассового фильма всей Южной Кореи за 2001 год, 19 кинопремий, включая важнейшие корейские премии «Голубой дракон», «Большой колокол» и премию кинокритиков Пусана, японскую «Голубую ленту» и гонконгскую кинопремию, номинация на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

«Объединенная зона безопасности» приводит в восторг Квентина Тарантино, и он включает ее в свой список лучших фильмов современности. Фильм посвящен расследованию трагедии, произошедшей на границе Северной и Южной Кореи, где произошла стрельба и погибли люди с обеих сторон. Он основан на реальных событиях. В финале фильма звучит русская народная песня «Лучинушка». У фильма есть адаптация в виде мюзикла и 8-серийного мини-сериала.

Пак Чхан Ук стремительно становится одним из самых популярных режиссеров Южной Кореи и организовывает собственную продюсерскую компанию – EGG Film, отличительной особенностью которой становятся долгосрочные (от шести лет) контракты и полная творческая свобода для режиссеров. Сам Пак Чхан Ук из-за успеха «Объединенной зоны безопасности» тоже получил творческую и финансовую свободу – и смог вернуться к своим планам о «Сочувствии господину Месть», первой части трилогии, ставшей впоследствии легендарной.

Трилогия о мести: «Сочувствие господину месть», «Олдбой», «Сочувствие госпоже месть»

Известная на весь мир трилогия – неофициальная, Пак Чхан Ук вспоминает, что банально обмолвился в одном из интервью, «брякнул», что фильмов о мести у него будет три. Журналисты подхватили и растиражировали эту фразу, и кончилось тем, что режиссеру пришлось сдержать свое слово и действительно снять три фильма.

Тем не менее у фильмов трилогии много общего. «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть» объединены темой мести, насилия и прощения. Сюжет каждого из фильмов – детективная история изощренной мести, история похищения. Ключевая фраза для первого и последнего фильмов трилогии – «Господина» и «Госпожи Месть» – одна и та же: «Похищения бывают во благо и во зло, похищения во благо – это когда похищаешь ребенка, а потом благополучно возвращаешь его родителям после того, как все закончилось».

И даже актеры «кочуют» из фильма в фильм, но исполняют разные роли. О Хван Рок появляется во всех трех «поэмах о мести» Пак Чхан Ука.

«Сочувствие господину Месть» (2002), режиссер Пак Чхан Ук



История неудачного похищения.


Мировая слава актера Сон Кан Хо.


Месть – самая интересная тема в мире.


Творческая свобода.


Сценарий за 20 часов.


Эталон детективного триллера.


Четыре сценариста.


Ремейк



Первый фильм трилогии в оригинале называется «Моя месть».

Главный герой – глухонемой парень по имени Рю. У Рю есть сестра, она больна – девушке срочно требуется пересадка почки. Рю решает пожертвовать собственную почку, связывается с нелегальными торговцами органов, но его обманывают, и Рю остается ни с чем. Тогда юноша вместе с подругой решаются на преступление – похищение дочери влиятельного знакомого с целью выкупа. Но героя снова ждет провал: узнав правду, сестра Рю кончает с собой, похищенная девушка погибает, а ее отец задумывает месть, что ведет к новым и новым жестокостям и трагедиям.

Роль безутешного отца блестяще сыграл Сон Кан Хо, обладатель 69 кинопремий, один из самых прославленных и востребованных актеров театра и кино современной Кореи, первая известность пришла к нему после «Объединенной зоны безопасности», мировая слава – за участие в «трилогии о мести», оскароносных «Паразитах» и «Воспоминаниях об убийстве» Пона Джун Хо. За игру в «Сочувствие господину Месть» Сон Кан Хо был удостоен премии «Большой колокол».

В ходе подготовки к съемкам одной из сцен, в которой герой с полиэтиленовым мешком на голове зовет на помощь, Сон Кан Хо специально изо всех сил кричал на протяжении трех дней – чтобы его голос в этой сцене звучал правдоподобно.

Главного героя, Рю, сыграл Щин Ха Гюн, кино- и театральный актер, работавший прежде и с Пак Чхан Уком, и с Соном Кан Хо над «Объединенной зоной безопасности» – эта роль принесла ему три кинопремии, а всего у актера их 14, включая престижнейшую наравне с «Большим колоколом» премию «Голубой дракон».

Южнокорейская актриса и модель Пэ Ду На, знакомая зрителю по ее сотрудничеству с режиссерами Вачовски (она снялась в «Облачном атласе», «Восьмом чувстве», «Восхождении Юпитер»), исполнила роль подруги Рю.

Получив творческую свободу и финансирование после успеха «Объединенной зоны безопасности», Пак Чхан Ук решил, что его новый фильм будет посвящен теме мести, которая до сих пор кажется ему одной из самых интересных тем в мире: «Начиная с древних мифов и кончая современной литературой, месть является самой популярной темой у писателей. Она интригует, поскольку каждый носит ее в своем сердце, но в это же время она табуирована, и ее трудно осуществить…»

Но прежде чем вернуться к своему старому сценарию, он долго искал новый. Поиски так ни к чему не привели, и режиссер вернулся к своей старой идее. Она была переписана и полностью готова спустя 20 часов непрерывной работы. В итоге в «Господине Месть», помимо Пак Чхан Ука, числятся еще трое сценаристов: Че Сун Ли, Мю Ён Ли и Ён Чон Ли.

Фильм «Сочувствие господину Месть» переполнен визуальной жестокостью, ей отводится большое количество экранного времени и литры искусственной крови. После этого фильма корейское кино еще не раз будет обращаться к теме жестокой мести, например в нашумевшем фильме «Я видел дьявола» почти 10 годами позднее. Но именно «Сочувствие господину Месть», как и вся трилогия, вот уже два десятилетия является эталоном детективных триллеров о мести.

Несмотря на успех, фильм провалился финансово – при бюджете 4 миллиона долларов он смог собрать лишь половину этой суммы, 2 миллиона долларов, окупив даже меньше половины затрат на производство. Но получил множество южнокорейских кинопремий, таких как премия кинокритиков Пусана, Корейская кинопремия и премия Корейской ассоциации кинокритиков.

Он вошел в историю как первый в мире фильм с эротической сценой с участием глухонемых – в этой сцене герои общаются на языке жестов.

Информация о голливудском ремейке появилась еще в начале 2010 года, права приобрела студия «Уорнер бразерс». Последняя информация, связанная с ремейком, появлялась 10 лет назад, тогда режиссером был объявлен израильтянин Хани Абу-Ассад, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за фильм «Омар».

«Олдбой» (2003), режиссер Пак Чхан Ук



Дружище или «старый мальчик»? 15 лет заточения. С места в карьер – любимая начальная сцена режиссера. Вся сцена одним дублем. Четыре съеденных осьминога. Слезы Тарантино. Американский и индийский ремейки



Кто такой «Олдбой», «старый мальчик»? Это слово можно перевести и как «старина», «дружище», и как «старый ученик школы» – последнее «имеет место быть», ведь жуткая месть, которой по сюжету подвергается главный герой, действительно берет начало в школьной драме, случившейся много лет назад.

Но и дословный перевод как нельзя лучше подходит для главного героя – он и есть тот самый «старый мальчик», потерявший целых 15 лет жизни, их он проводит в заточении и выходит на свободу абсолютно дезориентированным состарившимся полубезумцем. Его настоящее имя О Дэ Су, что переводится как «живущий одним днем» – именно так до похищения и заточения он и жил, занимался бизнесом, ввязывался в дебоши, несмотря на трехлетнюю дочь. Жену О Дэ Су убивают, он сам становится главным подозреваемым, но неожиданно оказывается в плену у неизвестных.

Все 15 лет заточения тоже превращаются для него в своеобразный «один день»: в комнате-тюрьме, помимо санузла, есть только картина да телевизор, там нечем заняться и из нее не выбраться.

За что туда попал О Дэ Су и кто его похититель – главная интрига фильма, получившего Гран-при Каннского кинофестиваля и заставившего расплакаться Квентина Тарантино.

Это экранизация японской манги 1996–1998 годов, фильм сильно отличается от оригинала мотивацией героев и некоторыми персонажами. По словам Чхан Ука, «общее у манги и фильма – только частная тюрьма и история человека, который заново рождается благодаря своему заточению, и еще то, что злодей не прячется от своего врага».

Права на экранизацию были куплены за 11 тысяч евро, а прочитать 8-томную мангу режиссеру посоветовал его коллега Пон Чжун Хо.

Открывающая фильм сцена – самая любимая сцена режиссера, он всегда хотел снять фильм, первая же сцена которого сразу окунала бы зрителя в самый эпицентр драмы, фильм, который начался бы со сцены, где драка или секс в самом разгаре. Благодаря экранизации «Олдбоя» ему представился такой случай.

Одна из самых знаменитых сцен «Олдбоя», сцена драки в коридоре, вошла в историю кино из-за того, что она была снята одним непрерывным дублем, что демонстрирует высочайшее мастерство постановщиков. На ее съемки ушло три дня и 17 дублей. Компьютерная графика в ней не использовалась, за исключением ножа, торчащего из спины главного героя, – он был нарисован при помощи компьютера. Во второй раз за весь фильм спецэффекты использовались лишь в сцене, где из руки О Дэ Су выползают живые муравьи. Для этой сцены была нарисована вся его рука.

Знаменитой стала и сцена с поеданием живого осьминога. Такая традиция действительно существует в странах Восточной Азии, блюдо называется «сан на-кджи», разновидность сырого блюда хо. Только осьминоги для этого используются все-таки уже мертвые, а щупальца извиваются прямо в тарелке из-за посмертной активности нервной системы в щупальцах осьминога.

Осьминог на съемках действительно был живой, на съемки сцены понадобилось четыре дубля и, соответственно, четыре осьминога, которые были съедены живьем. Исполнитель главной роли Чхве Мин Сик – буддист, что делало его задачу еще более затруднительной. Перед съемками сцены он молился. А во время своей речи на Каннском кинофестивале режиссер поблагодарил всех четырех осьминогов наравне со съемочной группой.

Актеру Чхве Мин Сику ради фильма не только пришлось четыре раза есть живых осьминогов. Для своей роли ему пришлось последовательно то набирать, то терять аж 10 кг веса. Еще он в течение двух месяцев изо всех сил тренировался в спортзале, что позволило ему самостоятельно выполнить практически все трюки в фильме.

Как и Сон Кан Хо, Чхве Мин Сик – один из известнейших южнокорейских актеров мира, и это признание ему принесла его главная роль в «Олдбое». Когда спустя четыре года после выхода фильма голливудская компания «Юниверсал» впервые объявила о своем желании снять ремейк, Чхве Мин Сик признался в интервью, что он выступает против тенденции Америки делать все больше ремейков европейских и азиатских фильмов.

Чхве Мин Сик наряду с другими южнокорейскими кинематографистами участвовал в протестах в Сеуле и на Каннском кинофестивале – он выступал против решения Южной Кореи сократить временные квоты на показ отечественных фильмов в стране со 146 до 73 дней.

Роль главного антагониста, стоящего за похищением главного героя, исполнил южнокорейский актер, режиссер и сценарист Ю Джи Тхэ. Его посоветовал режиссеру Чхве Мин Сик, и, несмотря на то что изначально Пак Чхан Ук рассматривал на роль злодея другого актера и ему казалось, что Ю Джи Тхэ слишком молод для этой роли, он все же прислушался к совету Чхве Мин Сика, и Ю Джи Тхэ был утвержден.

Главную женскую роль, девушку по имени Ми До, сыграла южнокорейская актриса и модель Кан Хе Джон. В кастинге принимало участие 300 актрис, но Кан Хе Джон была выбрана единогласно. Роль принесла ей три престижные кинопремии – «Голубого дракона», премию Корейской ассоциации кинокритиков и премию кинокритики международного кинофестиваля в Пусане.

Финальная сцена «Олдбоя» была снята на натуре, в зимнем лесу Новой Зеландии.

Сам режиссер считает, что «Олдбой» – это не просто история о мести, а история о духовном перерождении, и в этом главное отличие фильма от предыдущей части трилогии: «Если в фильме “Сочувствие господину Месть” месть – это зло, которое в финале приводит к катастрофе, то в “Олдбое” ее можно счесть полезной для душевного здоровья». Ставшая знаменитой после выхода фильма фраза «Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Заплачь – и ты заплачешь в одиночестве», которая много раз повторяется на протяжении повествования, – цитата из поэмы «Одиночество» американского поэта Эллы Уилкокс.

Фильм пятикратно окупился в прокате, заработав 15 тысяч долларов при бюджете 3 тысячи, занял почетное место в списке самых кассовых фильмов Южной Кореи за 2003 год, на родине его посмотрели 3 миллиона зрителей. «Олдбой» получил 28 кинонаград, в том числе четыре Корейских кинопремии, три «Голубых дракона», две премии Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля, премию «Сатурн», премию ассоциации кинокритиков Чикаго и Гран-при Канн. Квентин Тарантино, который, по его признанию, плакал во время просмотра, был в тот год председателем жюри: «Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр – подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире». Квентин Тарантино очень хотел, чтобы «Олдбою» достался главный приз – «Золотая пальмовая ветвь», но фильму не хватило всего одного голоса. Его собственный «Убить Билла» тоже участвовал в том же Каннском кинофестивале, во внеконкурсной программе, а ведь это тоже фильм о мести. Журналисты вовсю сравнивали эти два фильма. Отвечая на вопрос о схожести «Олдбоя» и «Билла», Пак Чхан Ук отметил существенное, по его мнению, различие: «Да, это фильмы о мести, но мы действительно подходим к ней с разных позиций. Тарантино трансформирует насилие в источник визуального наслаждения. Я же считаю, что насилие причиняет боль и насильнику, и жертве. Моя задача – протранслировать эту боль залу. Мститель, даже получая удовлетворение, все равно испытывает чувство вины – вот моя основная мысль. У Тарантино же месть превращается в чистое наслаждение».

У «Олдбоя» два ремейка, официальный и неофициальный, американский и индийский. Неофициальным считается болливудский фильм «Узник прошлого» (в английской версии – «Живая») 2006 года режиссера Санджая Гупты. Хотя официально права на экранизацию не были куплены, фильм вышел очень похожим на «Олдбоя» как общим сюжетом, так и конкретными сценами.

Официальные дистрибьюторы «Олдбоя» не видели финальный вариант «Узника прошлого», а лишь черновой, исходя из него и было обнаружено сходство. К тому времени права на ремейк были проданы американской компании «Дрим воркс», студия начала разбирательство, но оно так ничем и не закончилось, так как студия закрылась. Роль «индийского Олдбоя» исполнил актер Санджай Балрадж Датт.

Официальный – голливудский – ремейк «Олдбоя» вышел в 2013 году, несмотря на то что права были куплены почти сразу же после выхода оригинального фильма. За 10 лет планы на ремейк менялись множество раз. Сначала его режиссером хотел стать Стивен Спилберг. Еще он хотел, чтобы главную роль исполнил Уилл Смит. В качестве главного антагониста рассматривались Колин Фёрт, Клайв Оуэн и Кристиан Бейл, в итоге она досталась Шарлто Копли (известному по главной роли в фильме «Район номер 9»).

Олдбоя сыграл Джош Бролин. Актер согласился не сразу, перед этим он написал письмо на электронную почту Пак Чхан Уку и попросил у него «благословения» на съемки фильма. Режиссер ответил: «Вы получаете мое благословение. Но не пытайтесь повторить то, что сделали мы. Снимите свой фильм», – и только после этого Джош Бролин дал согласие на участие в съемках.

Режиссером ремейка стал Спайк Ли – лауреат множества наград, двух премий «Оскар», премий «Пибоди» и «Сезар» и премии Британской киноакадемии. Сценаристом выступил Марк Протосевич («Я легенда», «Тор»).

Несмотря на это, ремейк ожидали оглушительный провал и крайне низкие оценки зрителей. При бюджете, ровно в 10 раз превышающем бюджет оригинала – на съемки ремейка было выделено 30 миллионов долларов, – ремейк сумел заработать в прокате лишь 5 миллионов.

«Сочувствие госпоже Месть» (2005), режиссер Пак Чхан Ук



Добросердечная мстительница.


Похищения во зло и во благо.


Исчезающие из фильма цвета.


Искусственный снег.


Вивальди и Паганини



«Добросердечная Кым Чжа», или, как перевели фильм в Австралии и в России, «Сочувствие госпоже Месть», – заключительная часть трилогии. Перед тем как стать госпожой Месть, главная героиня Ли Кым Чжа, подобно Олдбою, тоже проводит много лет в заточении. Она точно знает, за что она сидит, и она точно невиновна – обвинения ложные. Леди Месть проводит 13 лет в обычной южнокорейской тюрьме за страшное преступление – похищение и убийство ребенка. В тюрьму она попадает в 19 лет.

Добросердечная – именно так Кым Чжа прозвали в тюрьме за ее порядочность и теплое отношения к людям – она только на первый взгляд. Доброта нужна ей лишь для того, чтобы обзавестись полезными связями и нужными знакомствами – когда она выходит на свободу, она начинает реализовывать свой масштабный план мести.

Как и у Олдбоя, у Кым Чжа есть дочь. Выйдя на свободу, Кым Чжа обнаруживает, что дочка воспитывается в чужой семье и даже не говорит по-корейски. Именно для того, чтобы спасти жизнь своему ребенку, Кым Чжа добровольно отправляется в тюрьму и сознается в преступлениях, которых не совершала, – настоящий преступник шантажирует ее, грозя убить дочь Кым Чжа.

Как и в первом фильме трилогии, «Сочувствии господину Месть», в «Госпоже» снова звучит ключевая фраза о похищениях во зло и похищениях во благо.

Изначально не предполагалось делать мстительницу такой молодой – во время основного действия Кым Чжа 32 года. Задумывая третий фильм о мести, Пак Чхан Ук планировал рассказать историю о пожилой женщине. Но чем дальше он продвигался в работе над таким сюжетом, тем больше тот напоминал фильм «Глория» 1980 года (Джон Кассаветис). Тогда режиссер кардинально пересмотрел сценарий.

Есть две версии фильма, кинотеатральная и режиссерская. В режиссерской версии Пак Чхан Ук воплотил свою давнюю мечту, которую хотел реализовать еще в «Господине Месть»: на протяжении фильма цвета постепенно меркнут, и к финалу фильм становится фактически черно-белым. В «Господине» сделать это не позволил бюджет. В режиссерской версии «Госпожи», помимо удаления ярких цветов при помощи компьютерной обработки, меняются цвета декораций (на смену яркой тюрьмы и камеры Кым Чжа приходит серое здание школы) и даже одежда (сначала Леди Месть носит синее пальто, в финале – черный кожаный плащ).

Как и в финале «Олдбоя», в финале «Госпожи» идет снег. Он был создан искусственно – для этого было использовано два грузовика соли, которую раскидали по переулку, где происходит финальная сцена, а потом уже соль превратили в снег при помощи спецэффектов.

В саундтреке фильма звучит старинная музыка «Времена года» и еще несколько произведений Вивальди, повторяемый множество раз «24-й каприс» Паганини и мелодии в стиле барокко, специально написанные для фильма композитором Чхве Сын Хеном – с использованием множества музыкальных инструментов, включая клавесин.

Пекарня, куда после освобождения отправляется работать главная героиня, названа в честь режиссера Микио Нарусэ – классика японского кино, работавшего с эры немого кино до 60-х годов XX века, – пекарня «Нарусэ».

Кым Чжа сыграла южнокорейская актриса Ли Ён Э. Роль принесла ей несколько наград, в том числе «Голубого дракона», премию кинофестиваля в Ситжесе, премию «Золотого глобуса Южной Кореи» – Baeksang Arts Awards. Всего у Ли Ён Э 31 кинонаграда, треть из которых – за роль в «Сочувствии госпоже Месть».

Она исполнила главную роль в «Объединенной зоне безопасности» и сверхпопулярном сериале-сагыке «Жемчужина дворца» (2003–2004, Ли Бён Хун). В Японии выпущена марка с изображением Ли Ён Э. Она – первая южнокорейская актриса, удостоенная членства в жюри Берлинского кинофестиваля. В 2022 году она стала членом жюри еще одного кинофестиваля – международного фестиваля в Пусане.

Роль настоящего виновника страшного преступления, в котором обвинили Кым Чжа, – маньяка-учителя, убивающего детей, – исполнил Чхве Мин Сик.

Бюджет «Сочувствия госпоже Месть» – 4,5 миллиона долларов, мировые сборы – 24 миллиона. Фильм был удостоен нескольких престижных кинонаград, включая два приза Венецианского кинофестиваля, Международного фестиваля в Бангкоке и премии «Большой колокол».

«Я киборг, но это нормально» (2006), режиссер Пак Чхан Ук



Самый необычный фильм Пака Чхан Ука.


Амели в психиатрической больнице.


Фантасмагория и спецэффекты.


Звезда «Истории двух сестер» и айдол



«Я киборг, но это нормально» – самая необычная работа в фильмографии Пак Чхан Ука, чей коронный жанр – драма. Хватает драмы и в «Киборге», но подается она в трагикомедийном и даже романтическом ключе. Фильм сравнивают одновременно и с «Пролетая над гнездом кукушки», и с «Амели» – ведь действие разворачивается в психиатрической больнице, пациенты которой – трогательные эксцентричные уникумы, вызывающие сопереживание и симпатию.

Главная героиня, Ян Гун, попадает туда потому, что неожиданно решает, что она не кто иной, как киборг. Девушка работает на заводе и в один прекрасный день решает «подзарядиться» прямо на рабочем месте – для этого она режет себе вены, сует в раны оголенные провода и подключает себя к электричеству, ведь киборги, по мнению Ян Гун, питаются именно им. Попытку подкрепиться принимают за суицид, и Ян Гун оказывается в психушке. С тех пор как она осознала себя киборгом, Ян Гун отказывается есть человеческую еду – боится заржаветь, вместо этого пытается подзарядиться при помощи батареек. От такой диеты девушка тает на глазах, что вот-вот начнет представлять опасность для ее жизни, и Ян Гун грозит шоковая терапия.

Именно в таком состоянии Ян Гун впервые видит второй герой необычной истории – Ли Сун, клептоман и шизофреник, который, по его заверению, способен украсть что угодно, от дней недели до черт личности. У него есть веская причина воровать – он «боится исчезнуть и превратиться в точку».

Помимо поиска способа подзарядиться Ян Гун озабочена еще одной проблемой – спасением своей бабушки, которая вырастила Ян Гун. Не менее эксцентричная, чем ее внучка, дама отбывает срок в другой психиатрической больнице, ведь бабуля уверена, что она – мышь.

Чтобы вызволить бабушку из плена, Ян Гун нужно сразиться с «людьми в белых халатах». Для такой битвы лишиться ненужных киборгу эмоций, таких как сочувствие, было бы полезным. В этом девушке может помочь Ли Сун, со своей удивительной способностью красть чужие эмоции.

Эта трогательная и странная дружба перерастает в любовь такой силы, что способна удержать Ян Гун от того, чтобы окончательно не уморить себя голодом и даже заставить задуматься: может быть, она все-таки не киборг, раз способна на подобные чувства?

Фильм настолько перенасыщен эпизодами, состоящими из совершенно невероятных фантазий и галлюцинаций, что кажется, будто его снял не Пак Чхан Ук, а Мишель Гондри. Для создания ярких эпизодов-фантасмагорий в «Я киборг, но это нормально» широко использовались компьютерные спецэффекты и передовая на тот момент цифровая камера Viper – это первый южнокорейский фильм, снятый при помощи этой камеры.

Оператор фильма Чон Джон Хун уже неоднократно работал с Пак Чхан Уком. Именно ему зрители обязаны той самой уникальной, снятой одним дублем сцены драки в «Олдбое» и «исчезающими цветами» в «Госпоже Месть». Работает он и в Голливуде – на «Войне токов», последней экранизации «Оно» Стивена Кинга и недавних «Прошлой ночью в Сохо», «Анчартед» и «Оби-Ване Кеноби».

Сценарист фильма Чон Со Гён тоже работала на многих фильмах Пак Чхан Ука, от «Сочувствия госпоже Месть» до его последнего фильма «Решение уйти» (2022).

Главные роли в «Киборге» исполнили южнокорейская актриса Им Су Джон и певец Рейн.

Им Су Джон – актриса и модель, мировую известность ей принесла роль в фильме ужасов «История двух сестер» (2003, Ким Джи Вун), за нее Им получила восемь кинопремий, включая престижнейшего «Голубого дракона». И роль в сверхпопулярной дораме «Прости, я люблю тебя» (2004, Ли Хён Мин), которая тоже была отмечена множеством премий за ее актерское мастерство.

Героиня, которую играет Им Су Джон, пытается питаться электричеством и батарейками, в реальной жизни актриса – вегетарианка и известна своей зоозащитнической деятельностью.

Для роли в «Я киборг, но это нормально» Им Су Джон похудела настолько, что стала весить 39 килограммов.

Рейн («Дождь») – творческий псевдоним Ли Хён Мина. Он автор песен, певец, актер и музыкальный продюсер, айдол мирового масштаба с огромной фанбазой не только почти во всех странах Азии, но и в США и даже России.

Как только «Я киборг, но это нормально» вышел в прокат в Южной Корее, он моментально стал лидером проката, собрав за первую неделю 2,5 миллиона долларов, но уже во вторую неделю показатели упали сразу на четверть, и фильм был быстро снят с показов.

Фильм получил премию имени Альфреда Бауэра Берлинского кинофестиваля.

«Служанка» (2016), режиссер Пак Чхан Ук



Не служанка, а госпожа.


Экранизация бестселлера.


Из викторианской Англии – в Японию начала XX века.


Сложные съемки эротических сцен.


Фильм на двух языках.


Саундтрек и арфистка из России.


Прокат в 116 странах



С международной локализацией названия этого фильма вышла путаница. Две главные героини фильма – служанка и ее госпожа. В оригинале фильм называется «Госпожа» (дословно «Леди», уважительное обращение к незамужней женщине), в международный прокат, в том числе и в Россию, фильм попал с кардинально противоположным названием «Служанка».

Это экранизация бестселлера «Тонкая работа» 2002 года британской писательницы Сары Уотерс, но сам Пак Чхан Ук предпочитает называть «Служанку» «фильмом, вдохновленным романом». Отличий от книги действительно много, начиная с того, что время и место действия перенесены из викторианской Англии в оккупированную Японией Корею, заканчивая существенным изменением некоторых персонажей. Например, «граф» Фудзивара, в фильме галантный бабник и соблазнитель, в книге – гомосексуалист.

Пак Чхан Ук решил снять фильм по мотивам «Тонкой работы», даже не дочитав роман до конца и так и не узнав, чем заканчивается история. Он сразу решил, что в фильме она должна завершиться хеппи-эндом. Закончив сценарий, режиссер отправил его Саре Уотерс. Писательнице сценарий понравился, и только тогда Пак Чхан Ук решил начать производство фильма.

«Служанка» – лихо закрученная детективная драма и история любви. По сюжету, действие которого разворачивается в Корее 1930-х, мошенник, выдающий себя за некого графа Фудзивару, нанимает воровку Нам Сум Хи, для того чтобы втереться в доверие к богатой семье, японке Хидеко и ее дяде-вдовцу.

Дядя тоже занимается мошенничеством, он продает богатым аристократам поддельные старинные книги. План Фудзивары заключается в том, чтобы соблазнить Хидеко, жениться на ней, а после сдать ее в сумасшедший дом, завладев таким образом ее богатством.

Нам Сум Хи должна устроиться работать служанкой Хидеко и, втеревшись к ней в доверие, помочь Фудзиваре осуществить его планы. Таким образом, одни аферисты собираются обмануть других аферистов. Богатый дядя оказывается садистом-извращенцем, а вместо Хидеко в дурдом помещают саму Нам Сум Хи. Но все это – только завязка истории.

В фильме большое внимание уделяется любовной линии между Хидеко и Нам Сум Хи, присутствуют эротические сцены. Во время работы над сценарием Пак Чхан Ук и сценаристка Чон Со Гён много раз консультировались у знакомой лесбиянки.

Эротические сцены снимались как можно корректнее, с большим уважением к участвующим в них актрисах. Эти сцены снимали первым делом, на раннем этапе производства, так как Пак Чхан Ук решил, что это наиболее тяжелые сцены для всей съемочной группы и с ними следует расквитаться как можно раньше.

Все подробности и нюансы сцен Пак Чхан Ук сначала как можно подробнее обсуждал с полностью одетыми актрисами Ким Мин Хи и Ким Тхэ Ри. На площадке присутствовал только женский персонал, а всей мужской части съемочной команды давали выходной и запрещали появляться на площадке. Сами съемки проводились дистанционными камерами, управляемыми на расстоянии. Между дублями актрисы отдыхали в помещении, которое изображало на съемках ванную комнату Хидеко.

Съемки фильма проходили в Южной Корее и в Японии. Роскошный особняк Хидеко и ее дяди – настоящий особняк 1913 года, с элементами японской и британской архитектуры. Его слегка «улучшили» при помощи компьютерной графики. Особняк находится в Японии.

Герои «Служанки» говорят на разных языках, и на японском, и на корейском. Впоследствии в фильме сделали субтитры разных цветов, чтобы различать их, белые – для корейских, желтые – для японских.

Когда создавались английские субтитры для международного показа, Пак Чхан Ук обратился к американскому кинокритику, проживающему в Корее, – он попросил не переводить некоторые реплики в фильме, а просто сразу брать их из книги, так как на корейский и японский они переводились как можно ближе к оригиналу.

На протяжении фильма граф Фудзивара, мошенник и обманщик, лжет, когда говорит по-японски, и говорит правду, если разговаривает по-корейски.

За исключением финальной песни, всю музыку к фильму исполнил берлинский симфонический оркестр немецкой оперы при участии польских музыкантов и арфистки Марии Смирновой. Композитор фильма – Чо Ён Ук, он же работал над музыкой ко многим фильмам Пак Чхан Ука, в том числе над «Объединенной зоной безопасности», «Олдбоем», «Сочувствием госпоже Месть», «Я киборг, но это нормально» и «Жаждой». Саундтрек «Служанки» состоит из 38 композиций.

Воровку-служанку Нам Сум Хи сыграла южнокорейская актриса и модель Ким Мин Хи, обладательница Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля за роль в фильме «Ночью у моря одна» (2017, Хон Сан Су). Она обладательница двух «Голубых драконов» – за роль в «Служанке» и в «Самой обыкновенной паре» (2013, Но Док).

Всего у актрисы 17 кинопремий, а журнал «Нью Йорк Таймс» включил ее в список 25 величайших актеров XXI века.

Роль ее возлюбленной, госпожи Хидеко, сыграла южнокорейская актриса, модель и певица Ким Тхэ Ри. Восемь из 21 кинопремии актрисы – за ее роль в «Служанке». На телевидении Ким Тхэ Ри дебютировала, исполнив главную роль в дораме «Мистер Солнечный Свет» (2018, Ли Ын Бок, Чон Джи Хён), ставшей одной из самых рейтинговых на кабельном телевидении.

Ким Тхэ Ри не оставляет карьеру модели. За последние годы она стала лицом парфюмерного бренда «Кензо» и послом ювелирного дома «Тиффани».