Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Комический театр «Квартет И» - День Радио. День Выборов

Комический театр «Квартет И»

День Радио // День Выборов

Официальный сайт Комического театра «Квартет И»

http://www.kvartet-i.ru



Официальный сайт команды «Несчастный Случай»

http://www.jis.ru



«Квартет И» и издательство «Гаятри/LIVEBDOK» сердечно благодарят: компанию «Каро Прокат» за предоставленные фотоматериалы со съемок кинофильма «День Выборов», фотографов Алексея Антонова, Ольгу Дмитриеву, Владимира Мышкина и других, чьи работы украсили эту книгу.

Корректор: Ирина Копылова

Дизайн, верстка: Марии Югановой








«Мы ни о чем в своей жизни не жалеем. Разве только о том, что в 1993 году мы занялись театром, а не нефтью...»»


Авторы пьесы «День Радио». Из выступления на обсуждении пьесы «День Радио» после читки пьесы на общем собрании труппы театра «Квартет И» 23 января 2001 года


«А после того, что сделали с Ходорковским и Гуцириевым, - вообще ни о чем не жалеем»».


Те же авторы несколько позже

Преамбула

Уважаемый читатель!

Мы могли бы попросить написать предисловие к нашей книге таких выдающихся деятелей российского театра, как Юрий Любимов, Марк Захаров или, на худой конец, Олег Табаков. К сожалению, ни один из них ничего не знает ни о нашем театре, ни о наших пьесах.

Мы могли бы попросить написать предисловие к этой книге нашего хорошего приятеля Александра Гринберга, с которым мы играем в футбол, или прекрасного стоматолога Ирину Орджоникидзе, которые как раз являются горячими поклонниками нашего театра. К сожалению, мало кто знает этих людей.

Поэтому мы решили поручить это предисловие тем, кто внимательнее других относится к нашему творчеству. Мы не сомневались, что эти люди максимально объективно и точно подчеркнут сильные стороны наших пьес и, как никто другой, смогут закрыть глаза на их недостатки. Это мы – Леонид Барац, Сергей Петрейков и Ростислав Хаит, авторы предлагаемых вашему вниманию произведений.

Предисловие

«Почему вы начали писать пьесы?» – спросит любознательный читатель. А даже если и не спросит, мы ему все равно ответим.

Дело в том, что мы считаем, что современная пьеса должна составлять основу репертуара любого театра, желающего оставаться современным. При всем уважении к Шекспиру, Чехову и Островскому – они уже умерли. И современных пьес не пишут, потому что не чувствуют дыхания времени. Ну, и еще по некоторым причинам. А современных пьес, написанных ныне живущими авторами, практически нет. Даже тех, которые есть. К сожалению.

Поэтому мы - два артиста и один режиссер театра «Квартет И» – были вынуждены начать писать пьесы сами. И в этом смысле нам приятна историко-театроведческая параллель, которую мы сами придумали и теперь сами же ею наслаждаемся.

Мольер. Драматург, режиссер, актер, руководитель театра. Сам писал пьесы, сам их ставил и играл в них. И противопоставлял свое творчество официальному, общепринятому, театру – фальшивому, пафосному, неживому.

Короче, театр «Квартет И» – это такой коллективный Мольер. Вот.

Жаль, что этот тезис принадлежит нам, а не какому-нибудь умному и уважаемому театральному критику. Правда, ни одного из ныне действующих театральных критиков мы не считаем ни особо умным, ни таким уж уважаемым... во многом потому, что никому из них не принадлежит этот тезис.

Наверняка вы чувствуете, что это предисловие буквально пронизано самоиронией? Чувствуете? А зря, потому что никакой самоиронии тут нет, и все, что здесь написано, - правда. Ну, конечно, кроме запятой между словами «общепринятому» и «театру», которой там не должно быть, просто у одного из нас оказалась с собой лишняя запятая, ну, и что было с нею делать? Не картошку же ею чистить...

Короче, мы действительно так считаем.

И еще мы считаем... Помните историю, как Людовик XIV спросил Буало (поэт, критик, теоретик классицизма и официальный историограф царствования Людовика), кто из литераторов составит славу его правления? Буало ответил: «Мольер», чем немало удивил и раздражил короля – какой-то комедиограф, когда есть титаны – Корнель, Расин... Лафонтен, в конце концов. Но Буало от своего мнения не отказался. И, как мы сегодня знаем, был абсолютно прав. Так вот, мы пока – первые в очереди на звание драматургов, максимально полно и объективно отразивших эпоху, в которую написаны наши пьесы. И, кстати, за нами в очереди почти никто не стоит – мы оглядывались.

В общем, мы могли бы еще много такого написать, ибо нет ничего приятнее, чем рассказывать о себе... ну, конечно, кроме секса с любимой девушкой, лежания целый день на пляже, секса с еще не любимой, но симпатичной девушкой, выпивания рюмки холодной водки под горячий борщ, секса сразу с двумя девушками, просмотра финала Лиги чемпионов, секса с... В общем, мы пошли все это делать, а вы тут сидите и читайте наши пьесы, как дураки. Мы-то их уже читали... вернее, писали.

С любовью к себе ваш Мольер... ой, простите... ваш Квартет

Историческая справка

2001 г., 24 марта. Премьера спектакля «День Радио». Авторы пьесы – участники «Квартета» Леонид Барац, Сергей Петрейков и Ростислав Хаит, авторы песен – Алексей Кортнев и группа «Несчастный Случай». Жанр спектакля уникален, это сплав комедии на грани фарса, «производственной» драмы и рок-концерта, в котором принимает участие десять самых разных по стилю и направлениям групп (панки, металлисты, КСП, «мальчиковая» группа a la «Иванушки Int.», «женская» группа a la «Zемфира», фолк-рок a la «Vоплi Viдоплясова»), но все это – музыканты «Несчастного Случая» и Алексей Кортнев, перевоплощающийся в десять контрастных персонажей.

Роль программного директора радиостанции играет генеральный продюсер двух московских радиостанций («Наше Радио» и «Ультра») Михаил Козырев. Также в спектакле участвуют артисты Дмитрий Марьянов («Ленком»), Максим Виторган (МХАТ им. Чехова), Нонна Гришаева (театр им. Вахтангова) и Ольга Кузина (театр А. Джигарханяна), а в записи звучат голоса Николая Фоменко, Алексея Булдакова, Эммануила Виторгана, Клары Новиковой, Лолиты Милявской и группы «ЧАЙФ».

2001 г., 16 и 17 декабря. На сцене Московского Дворца Молодежи сыгран специальный выпуск спектакля «День Радио», посвященный трехлетию «Нашего Радио». В спектакле принимают участие А. Макаревич, С. Шнуров, Г. Сукачев, Ю. Чичерина, В. Пельш, В. Уткин, группы «ЧАЙФ» и «Zdob si Zdub».

2003 г., февраль – апрель. В спектакле появляются новые исполнители. Михаил Полицеймако и Ксения Энтелис дебютируют в ролях ди-джеев «Как бы радио», а Анастасия Сапожникова – в роли секретарши.

2003 г., 7 мая. Канал РТР показывает телеверсию спектакля. С этого момента «День Радио» становится самым востребованным и самым дорогим театральным гастрольным проектом в России.

2003 г., 17 октября. На сцене Московского театра Эстрады сыгран специальный выпуск «Дня Радио», посвященный 10-летию «Квартета И». В спектакле принимают участие группы «БИ-2», «Сплин», «Чайф», «Иванушки Int.»

2006 г., 22 марта. На сцене театра Эстрады играется очередной «юбилейный» «День Радио», только на этот раз самому спектаклю исполняется 5 лет. В празднике принимают участие группы «Агата Кристи», «БИ-2», «Ария» и «Ночные Снайперы».

2006 г., 15 октября. В спектакле опять новые исполнители, но какие! Дмитрий Певцов и группа =БоБРы= начинают играть «в дубль» с самим Алексеем Кортневым и его «Несчастным Случаем», которые до того считались абсолютно незаменимыми. «День Радио» обретает новое дыхание и молодеет на глазах.

От автора идеи и текста пьесы «День Радио» Сергея Петрейкова

«День Радио» родился на пересечении идей двух выдающихся музыкантов-концептуалистов второй половины XX века – Пола Маккартни и Роджера Вотерса.

Первый, в свое время придумывая альбом «Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band», предложил своей группе переодеться в костюмы некоего оркестра сержанта Пеппера, сочиняющего и играющего песни, которые группа «The Beatles» не могла бы исполнять по определению. Так на свет появились такие, например, шедевры, как «64» и «The Benefit of Mister Keith».

Второй двумя десятилетиями позже сочинил альбом «Radio K.A.O.S.», в котором сымитировал эфир модной радиостанции – с популярными песнями, рекламой и ди-джеем, общающимся по телефону со слушателями. Эти идеи оставалось только подхватить.

Таким образом, мы – театр «Квартет И» – отвечали за имитацию эфира современного радио (тексты ведущих, новости, рекламы, джинглы, лайнеры), благо, к этому моменту мы имели уже значительный опыт сотрудничества с радиостанцией (речь идет, разумеется, о «Нашем Радио»). А за различные «модные» песни, звучащие в этом эфире, взялся «Несчастный Случай» – главным образом, в лице Леши Кортнева – и сильно в этом преуспел. Саундтрек «Дня Радио» представляет достаточно точный срез музыкальной моды конца XX – начала XXI века... как, впрочем, и пьеса весьма достоверно передает ощущения тех лет.

От автора пьесы «День Радио» Ростислава Хаита

Почему «Несчастный Случай»? Потому что очень мало найдется рок-групп, где лидер был бы так харизматичен и одновременно – так артистичен, как Леша Кортнев. И не только лидер. Все творчество «Несчастного Случая», на наш взгляд, исключительно театрально (в самом лучшем смысле этого слова). И только «Несчастный Случай»... а точнее, только Кортнев мог написать десять таких разных песен... таких блестящих стилизаций, почти за каждой из которых встает не просто какая-то популярная на данный момент группа, а целое направление в рок- или поп-музыке.

От автора пьесы «День Радио» Леонида Бараца

В пьесе и затем в спектакле мы попробовали воссоздать на сцене то, что происходит порой в радиоэфире, но при этом никто об этом не знает, кроме непосредственных участников – изображения же нет. «Показать никогда никем и нигде не показание» – это была достойная задача.

Как выглядит эфирная студия радиостанции? Никто не знает, потому что почти никто там не был. Знаете правильный ответ? – Никак. Это просто комната или комнатка, в которой на столе лежит пульт, а от пульта тянутся наушники, которыми к нему присоединен ди-джей. И все. И никакой тайны, загадки... неинтересно. Поэтому мы, ставя спектакль, придумали некое супер-продвинутое Hi-Tech-пространство, сверкающее никелем, переливающееся лампочками... словом, максимально непохожее на все, о чем мы имеем хоть какое-нибудь представление. Это было так увлекательно... мы даже еще придумали, что в этом «медийном» пространстве все персонажи радиостанции – «черно-белые», ну, в смысле, одеты исключительно в черное, белое и серое, и только приходящие в эфир музыканты – в разноцветных костюмах. Конечно, в жизни так не бывает. Но, согласитесь, так интереснее...

Об авторах

Леонид БАРАЦ 



При росте 1 м 66 см выглядит на 1 м 67 см. При этом является самым высоким членом своей семьи.

Целых 10 лет ходил в школу и столько же – из школы. Автор знаменитой репризы, когда в банк забегает человек в маске и кричит: «Всем лежать, это изнасилование!» От авторства «Чайки» всячески открещивается. Живет в веках, а именно в ХХ-м и XXI-м.



Сергей ПЕТРЕЙКОВ



Собирался своим храпом заглушить рев самолета, и наверняка сделал бы это, но не смог заснуть рядом с ревущим самолетом.

Его правая нога короче левой на 5 см, а левая правой – на 8. В прошлой жизни был, по одной версии, императором Францем-Иосифом, по другой – хомячком редкой породы в зоопарке Сан-Паулу. В этой жизни должен был стать Аллой Пугачевой, но не сложилось. Уже почти не жалеет об этом.

В 2002 году признан лучшим драматургом России в весовой категории до 95 килограмм.



Ростислав ХАИТ



За первые два года своей жизни не сделал ничего полезного для человечества, считает их лучшим временем в своей жизни.

В 1978 году пошел в школу, о чем жалеет до сих пор. Начал лысеть в 1991 году, закончил в 1999.

Один из самых успешных людей в мире, носящих имя и фамилию Ростислав Хаит. Нижнее женское белье не носит, но любит.

Об авторе песен

Алексей КОРТНЕВ



Единственный из четырех авторов «Дня Радио» и «Дня Выборов», знающий лексическое значение слов «солипсизм» и «аберрация» и происхождение слова «рында» (хотя это никто и не может проверить). При этом он же – единственный из этих четырех человек, не имеющий законченного высшего образования.

Лучше всех аккомпанирует на вечеринках своей супруге Амине Зариповой, когда она хуже всех исполняет «Песенку Мамонтенка». Перевел на русский язык тексты мюзиклов «Cats» и «Mamma Mia». От предложения перевести мюзикл «Волосы» отказался и очень обиделся. В паре с Р. Хаитом стал победителем телеигры «Найди 12 отличий». Когда выпьет – очень добрый (пока не уснул), поэтому является одним из самых добрых людей в мире. Автор порядка трехсот песен, восьми телевизионных программ и четырех сыновей, а также двустишия:

«Люблю певца Ираклия. Вопрос: а не дурак ли я?» – которое нам представляется верхом изящной словесности.