Дойль Артур Конан
Посмертное послание человечеству
«Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь этот − путь страданий, и человечество должно приступить к постижению этих тайн или погибнуть».
А.Конан-Дойль
ПОСМЕРТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
СЭРААРТУРА КОНАН-ДОЙЛЯ
(опыт посмертного существования)
рассказано духом сэра Артура Конан-Дойля
на спиритических сеансах
с участием родных и друзей
перевод с английского, комментарии и примечания
Йога Рàманантáты
МОСКВА – 2000 г.
Настоящая публикация подготовлена к печати Йогом Раманантатой.
В издании сохранены характерные особенности
авторской орфографии, пунктуации и стиля.
ПРЕДИСЛОВИЕ РУССКОГО ИЗДАТЕЛЯ
Сэр Артур Конан-Дойль, создатель великого сыщика Шерлока Холмса и других незабываемых литературных героев, теперь уже достаточно хорошо известен как чрезвычайно энергичный сторонник и проповедник Спиритизма – многогранного и уникального Учения, которое, сочетая в себе приёмы и методы философии, науки, религии, морали и искусства, стремится донести до людей правду о природе человеческой души, о её бессмертии и, в частности, о жизни после смерти.
Конан-Дойль уже известен русскоязычным читателям как автор «Нового Откровения», «Записок о Спиритизме», «Жизненноважного послания», «Страны туманов» и «Истории Спиритизма». Теперь читатель имеет наконец возможность познакомиться и с его «Посмертным посланием человечеству» – записями (до известной степени фрагментарными) бесед, проведённых им уже не как обитателем нашего материального мира, а в качестве развоплощённого духа.
Вскоре после его смерти в 1930г. произошли события, повествование о которых само по себе представляло бы захватывающий рассказ, и в итоге их на спиритических сеансах в кругу родных и друзей писателя проявился дух, сообщивший, что он – Конан-Дойль и что он вернулся, дабы довести до конца свои спиритические исследования, начатые при жизни. Предваряя последующие беседы, Белый Орёл*, говоря о Конан-Дойле, заметил: «Это гораздо более великая душа, чем могут полагать даже те, кто его лучше всего знали. И ему предстоит исполнить ещё одну благородную миссию на земле».
* Высший Дух, направляющий деятельность общества английских спиритов, известного как WhiteEagleLodge. Адрес английской штаб-квартиры общества: New Lands, Brewells Lane, Liss, Hampshire, England, GU33 7HY. Тел.: 01730 893300. (Й.Р.)
Первое потустороннее сообщение от Артура Конан-Дойля пришло 27 января 1931г. и положило начало длинной серии посланий, в которых он, как и при жизни, полностью подтверждает высокое назначение Спиритизма, раз и навсегда показывая, что смерть и сохранение души после смерти тела, равно как и возможность при определённых обстоятельствах общения между мирами, являются нормальным и естественным процессом, составляющим такую же часть человеческой жизни, как и любовь между мужчиной и женщиной или рождение ребёнка.
В данной книге собрана примечательная серия спиритических посланий Конан-Дойля, полученных на тех сеансах при посредстве медиума Грейс Кук. Чтобы получить эти послания, участники кружка в том или ином составе (разумеется, при неизменном присутствии г-жи Кук) собирались в течение 18 месяцев. Ими и их последователями была проделана огромная работа, чтобы подготовить книгу к публикации. Не обошлось и без досадных обстоятельств.
Дело в том, что Конан-Дойль говорил, естественно, по-английски. Но эта версия текста была утеряна, сохранился лишь перевод с неё на французский, выполненный французскими участниками сеансов и изданный ими в своём бюллетене, называвшемся «Bulletin des Polaires». Этот текст и является теперь оригиналом. С него был сделан обратный перевод на английский, который и издавался впоследствии. К сожалению, достать французский оригинал нам не удалось, и мы были вынуждены иметь дело с этим «рюкъюуберзетцунгом».* Естественно, что копия с копии, которая опять-таки является лишь копией безвозвратно утраченного оригинала, даёт лишь самое приблизительное представление об изначальном изображении. Не случайно здесь приходит на ум любопытная параллель: та же участь, как известно, постигла в своё время «Евангелия», оригинальным текстом которых теперь (об этом говорит и само их название – евангелие) является греческий, хотя изначальный текст должен был быть на каком-то диалекте древнееврейского языка (причём даже неизвестно, на каком именно).
* Rückübersetzung – обратный перевод, т.е. перевод текста перевода обратно на язык оригинала; крайне некорректная процедура, неприемлемая в особенности по отношению к художественным текстам. (Й.Р.)
И всё же «Послание» Конан-Дойля рисует нам поразительную по своим масштабам живую картину посмертной жизни. Она включает полное описание уровней сознания, через которые эволюционирует человек и на которых, как утверждает и Артур Конан-Дойль (вслед за йогами и спиритами-карденистами), человек может находиться также при своей жизни в материальном мире. В итоге этих бесед возник по сути дела Новейший Завет, который дарит читателю огромный заряд надежды и веры в мир Духа, равно как и более глубокое знание своей природы и возможностей.
Английский оккультист Шоу-Десмонд писал: «Приидет Царствие Твое» (так по-английски называлось «Посмертное послание человечеству», выпущенное отдельной книгой в начале 30-х годов) – наиболее точное и достоверное из всех когда-либо данных описаний потусторонней жизни». Нисколько не умаляя достоинств и значения этой книги, мы не можем, однако, согласиться со столь категоричной оценкой. Ведь ещё более поразительные и ничуть не менее достоверные описания потусторонней жизни были даны семьюдесятью годами раньше в книгах Аллана Кардека, особенно в его «Рае и Аде в разъяснении Спиритизма». Более того, после смерти Кардек также сообщался со своими последователями, и некоторые из его посланий приводятся в книгах Леона Дени.
Чего мы вправе ожидать от умерших, когда они возвращаются, чтобы говорить с нами? Только ли новых воспоминаний и каких-то подробностей об их прошедшей жизни? Или, быть может, чего-то ещё? Если они действительно живы, мы можем с полным правом ожидать от них рассказа об их новых переживаниях и ощущениях. Если прежде ушедший обладал глубоким, бесстрашным умом и открытым, прямым характером, презирал всё, что считал мелким и лживым, то от такого человека вполне естественно ожидать точного рассказа о его новой жизни. Если при жизни он был также проповедником Спиритизма и, более того, в чём-то заблуждался относительно некоторых положений Учения, то разве не постарается он дать необходимые разъяснения людям, которые всё ещё разделяют его былые взгляды?
По прямоте характера, по манерам и учтивому обхождению, по знакомой энергичности и мужественности, по добросердечному энтузиазму и исходившей от говорившего симпатии люди, знавшие Конан-Дойля лично – его семья, мисс Эстель Стед, г-н У.Р.Брэдбрук (секретарь Мемориального фонда имени Артура Конан-Дойля), без труда узнали его в говорившем. Он оставался таким же, как и при жизни, хотя теперь его характер ещё более сублимировался благодаря приобретению новых познаний и опыта. С другой стороны, ни медиум, ни её муж или друзья никогда не встречались с Конан-Дойлем до его кончины. Личность, говорившая через медиума, обладала знанием и силой выражения, а манера речи и литературный стиль записей были совершенно чужды медиуму. Изменения, произошедшие в наружности медиума (как в лице, так в манерах и жестах) были замечены всеми присутствующими. Не могло быть речи и о телепатии: человек говорил, вдаваясь во всевозможные подробности, в конце выступления обращался к слушателям с вопросом, всё ли им понятно, и при надобности давал дальнейшие пояснения. Не возникло мысли и что это высшее «я» медиума или кого-то из присутствующих. В действительности ощущалось, что сила характера у говорившего духа значительно превышает нравственную силу любого из присутствовавших на сеансе живых людей, в нём чувствовалась не только целостность, но и огромная широта человеческого понимания и симпатии. Это уже был не больной, усталый и старый Конан-Дойль, который умер в 1930г., но человек, чья сила и жизненность наполняли каждого, кто был в комнате. Личность Конан-Дойля ощущалась собравшимися вполне явственно, так же как и само его присутствие, его характер, духовная сила и чувство необыкновенного подъёма, исходившего от передаваемого им послания. Более того, встречи продолжались в течение двух лет, т.е. всего того времени, которое было необходимо для исполнения работы, задуманной духом сэра Конан-Дойля. Понятно, что это потребовало огромных усилий не только от него, но и ото всех участников сеансов по обе стороны занавеса, разделяющего наши миры.
Таким образом, тогда вернулся сам Конан-Дойль, полный нового опыта, возвышенно настроенный и в полном смысле слова живой; хотя некоторые его взгляды изменились, но сам характер его, прекрасно знакомый всем, кто знал его прежде, не изменился, а лишь ещё более усовершенствовался. Для своей семьи он всё ещё оставался отцом, но он желал (и был исполнен в этом отношении большой решимости), чтобы его послание было обращено не к одним только родным и близким, а более широко – ко всему человечеству. Он считал, что характер его послания таков, что, недвусмысленно удостоверяя его, Конан-Дойля, авторство, одновременно служит гарантией того, что с участниками кружка говорит именно он.
Какие, в самом деле, ему ещё оставались средства, чтобы удостоверить свою личность? Не обращаться же было через своего медиума к суду присяжных или какой-то государственной комиссии? Он предпочёл гораздо более действенный путь: обратиться ко всему миру, или по крайней мере к тем, кто пожелают выслушать его свидетельство.
Своим посланием он как бы говорил нам:
«Это я, Конан-Дойль. Я не могу явиться вам в материальном теле, подобном вашему; но определёнными средствами я всё же могу представить доказательства своей аутентичности. Пусть моё доказательство будет записано и прочитано. Моё письменное показание даётся в присутствии тех, кто знал меня при жизни и кто удостоверил бы мою подлинность, будь я теперь в материальном теле. Доказательство, представляемое мною вам, убедительно и разумно. И если вы признаёте, что это я, тогда с беспристрастным и открытым умом выслушайте моё свидетельство:
Свидетельствую, что умершие живут и остаются самими собой. Я, естественно, не мог дать подобное свидетельство, пока находился в материальном теле. Но теперь обстоятельства таковы, что позволяют мне сделать это. Может ли это быть делом рук фокусника или мошенника, судите сами. С другой стороны, если утверждаемое мною не соответствует представлениям людей о жизни после смерти (равно как и отсутствию у них таких представлений) или их религиозным предубеждениям и предрассудкам, вы всё равно не можете ожидать от меня, чтобы я предложил в качестве моей единственной улики свод фактов, которые уже были известны мне и другим при моей жизни. Нужно на самом деле что-то новое, если я и вправду приобрёл новые знания и опыт. И всё-таки любое новшество, которое я принесу, вы можете в принципе увидеть, если в должном ключе изучите Священные Писания мировых религий и сочинения мистиков. Или если откроете себя для осознания той истины, что Бог есть Бог Любви и что гармония, порядок и разумность присутствуют во всей Вселенной. И тогда вы увидите, что прогресс человека в его движении через смерть к последующей жизни основывается на природе самого человека и его заслугах; что его последующее состояние – логичный результат его собственного роста и развития, и оно позволяет дальнейшее совершенствование его внутренней жизни, и что в конце концов после смерти вы продолжаете жить в рациональной, а не сказочной Вселенной, где факты всё ещё остаются фактами».
Таким образом, читатель, перед Вами всё ещё жизненноважное послание, но теперь уже дающее необходимую завершённость всему Новому Откровению. Характерно, что здесь Конан-Дойль ещё более отдаляется от англо-американского спиритуализма, так как взгляды, развиваемые им здесь, целиком соответствуют учению Йоги и Карденизма. Так что те, кто с умом и внимательно прочитают «Послание» сэра Артура Конан-Дойля, не только освободятся от страха смерти, но и наконец действительно поймут смысл жизни, который откроет перед ними лишь перспектива бессмертия.
Йог Раманантата
СОЧИНЕНИЯ СЭРА АРТУРА КОНАН-ДОЙЛЯ
О СПИРИТИЗМЕ
THE NEW REVELATION, OR WHAT IS SPIRITUALISM. НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ СПИРИТИЗМ.
THE VITAL MESSAGE. ЖИЗНЕННОВАЖНОЕ ПОСЛАНИЕ.
HISTORY OF THE SPIRITUALISM. ИСТОРИЯ СПИРИТИЗМА (2 тома).
THE CASE FOR SPIRIT PHOTOGRAPHY. ФАКТЫ В ПОЛЬЗУ СПИРИТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ.
THE EARLY CHRISTIAN CHURCH AND MODERN SPIRITUALISM. РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННЫЙ СПИРИТУАЛИЗМ.
EDGE OF THE UNKNOWN. ГРАНЬ НЕВЕДОМОГО.
INDEPENDANT TESTIMONY AS TO THE MEDIUMSHIP OF FLORENCE COOK. НЕЗАВИСИМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО КАСАТЕЛЬНО МЕДИУМИЗМА ФЛОРЕНЦИИ КУК.
IN QUEST OF TRUTH. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ.
THE LAND OF MIST. ЗЕМЛЯ ТУМАННАЯ.
LETTERS TO THE PRESS. ПИСЬМА В ПРЕССУ.
MEMORIES AND ADVENTURES. ВОСПОМИНАНИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.
AN OPEN LETTER TO THOSE OF MY GENERATION. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛЮДЯМ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
OUR AFRICAN WINTER. НАША АФРИКАНСКАЯ ЗИМА.
OUR AMERICAN ADVENTURE. НАШИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АМЕРИКЕ.
OUR REPLY TO THE CLERIC PRESS. НАШ ОТВЕТ ЦЕРКОВНОЙ ПРЕССЕ.
OUR SECOND AMERICAN ADVENTURE. НАШИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АМЕРИКЕ.
“PHENEAS SPEAKS” (Direct Spirit Communications in the Family Circle Reported by Sir A.C.Doyle). «ГОВОРИТ ФИНИЙ» (Прямые сообщения духа в одном семейном кружке в изложении сэра А.Конан-Дойля).
PSYCHIC EXPERIENCES. (SURVIVAL). СОХРАНЕНИЕ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ТЕЛА. (ОПЫТЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ).
THE ROMAN CATHOLIC CHURCH. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
SPIRITUALISM AND RATIONALISM. СПИРИТИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.
THE SPIRITUALIST\'S READER (compiled by Sir A.C.Doyle). СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ (составлено Артуром Конан-Дойлем).
THE TRUTH OF SPIRITUALISM (Verbatim Report of a Public Debate between Sir A.Conan Doyle, M.D.;Ll.D; and Joseph McCabe, Held at the Queen\'s Hall, London, on March 11, 1920. Revised by Both Disputants). ИСТИННОСТЬ СПИРИТИЗМА. (Дословная запись публичного диспута, имевшего место в Куинз-холле, Лондон, 11 марта 1920г, между сэром Артуром Конан-Дойлем, доктором медицины, доктором права, и Джозефом Мак-Кабом, удостоверенная обоими участниками).
THE WANDERINGS OF A SPIRITUALIST. СТРАНСТВИЯ ОДНОГО СПИРИТА.
WHAT DOES SPIRITUALISM ACTUALLY TEACH AND STAND FOR? НА ЧЕМ СТОИТ И ЧЕМУ УЧИТ СЕГОДНЯ СПИРИТИЗМ?
A WORD OF WARNING. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.
LEON DENIS, “THE MYSTERY OF JOAN OF ARC”, transl. from the French and with a Preface by A.C.Doyle. ЛЕОН ДЕНИ, «ТАЙНА ЖАННЫ Д\'АРК», перевод с франц. и предисловие А.Конан-Дойля.
THY KINGDOM COME. ПОСМЕРТНОЕ ПОСЛАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
СТАТЬИ
ALLEGED POSTHUMOUS WRITINGS OF GREAT AUTHORS. (1922), “The Fortnightly Review”.
IF I COULD PREACH JUST ONCE. (1923)
IS SIR OLIVER LODGE RIGHT? YES! (1917), “The Strand Magazine”.
THE LAW OF THE GHOST. (1919), “The Strand Magazine”.
СБОРНИКИ И КНИГИ ДРУГИХ АВТОРОВ
С ПРЕДИСЛОВИЯМИ А.КОНАН-ДОЙЛЯ
THE UNDISCOVERED COUNTRY. A Sequence of Spirit Messages describing Death & The After-World. Selected from Published and Unpublished Automatic Writings. 1874 – 1918. Edited by Harold Bayley, with an Introduction by Sir Arthur Conan Doyle.
LIFE AFTER DEATH. By J.M.Wilson, Canon of Worcester, with replies by Sir A.Conan Doyle.
THE LIFE BEYOND THE VEIL. Spirit Messages received&written down by the Rev. G.Vale Owen. Introduction by Sir Arthur Conan Doyle.
MY RELIGION – A SIMPOSIUM. By Sir Arthur Conan Doyle, Arnold Bennett, Hugh Walpole, Rebecca West and other authors.
PSYCHIC EXPERIENCES OF A MUSICIAN. By von Reuter. With a Preface by Sir A.Conan Doyle.
SPIRITUALISM. ITS HISTORY, PHENOMENA, &DOCTRINE. By J.Arthur Hill, with an Introduction by Sir Arthur Conan Doyle.
THE EVOLUTION OF SPIRITUALISM. By Harvey Metcalfe, with a Preface by Sir Arthur Conan Doyle.
AN AMAZING SEANCE AND AN EXPOSURE. By Sidney A.Mosley, with an Introduction by Sir Arthur Conan Doyle.
THE CASE FOR AND AGAINST PSYCHICAL BELIEF. Edited by Carl Murchison. (Contributors include: Sir Oliver Lodge, Houdini, etc. Contains Chapter 2 by Sir Arthur Conan Doyle, entitled “The Psychic Question As I See It”).
D.D.HOME. HIS LIFE AND MISSION. By Madame Douglas Home. Edited and with a Preface by Sir Arthur Conan Doyle.
Часть Первая
ВОЗВРАЩЕНИЕ
СЭРА АРТУРА КОНАН-ДОЙЛЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
(выдержки)
Всем вам, мои дорогие! Я так ждал этой минуты, но я не могу сообщаться с вами, как мне бы хотелось. В этом состоит моя трудность. Мой привет вам всем! Вы поистине делаете Божье дело.
Артур Конан-Дойль*
* Это послание было написано на фотографической пластине неподражаемым почерком сэра Артура и подписано им. Запись на фотопластине была получена медиумом г-ном Уильямом Хоупом из Кру, одним из наиболее достойных доверия медиумов, специализировавшихся на получении спиритических фотографий. Бóльшую часть своих паранормальных снимков он получал, либо просто держа в своих руках нераспечатанную пачку фотопластин, либо помещая меченую пластину в свой фотоаппарат; пластина предварительно вытаскивалась контролёром из новой пачки, помечалась им и обрабатывалась Хоупом в его присутствии, что, таким образом, исключало всякую возможность ошибки или подлога.
Фотография с данным посланием была опубликована в одном из номеров лондонской «Ньюс кроникл» за апрель 1931 года.
Последующие послания записаны по ходу спиритических сеансов со слов медиума, погружённого в транс. (Й.Р.)
Глава Первая
ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ
22 мая 1931г.*
* Слова духа, в соответствии со спиритической традицией, даём в кавычках.
Здесь и далее дух сэра Артура Конан-Дойля общается с участниками сеанса посредством трансовой инкорпорации. Перед этим через данного медиума говорил другой дух. После того как сэр Артур занял его место, с медиумом произошла трудноуловимая, но вполне реальная перемена, обусловленная заменой личности. Когда медиум заговорила, её голос изменился, хотя и продолжал оставаться мужским. Черты лица также изменились; жестикуляция, перед тем энергичная и выразительная, стала скупой и сдержанной. Фразировка также изменилась, чувствовалось, что говорящий владеет искусством выбирать слова. Поначалу речь была прерывистой, рубленой, предложения короткими и неполными, словно говоривший находился в крайнем изумлении и растерянности; но постепенно речь стала приобретать плавность и размеренность, предложения удлинились, а в произношении появилась заднеязычная окрашенность, характерная для севера Англии. (Й.Р.)
«Да... да... да... Я пришёл – пришёл... Да... Слава Богу! Какое большое собрание!* Повидимому, я нахожусь в большой компании друзей... Очень много света; это величественно; величественно и грандиозно...
* Очевидно, в этой реплике содержится указание на присутствие большого числа благих и светлых духов по ту сторону завесы, пришедших помочь сэру Конан-Дойлю впервые вступить в общение с землянами в новом для него качестве – развоплощённого духа. (Й.Р.)
Твой Артур снова говорит с тобой, моя жена... (Данная часть послания опущена.)
Слава Богу! На вас Божье благословение! Итак, я здесь... я снова здесь! Вы должны простить моё волнение. Волноваться – это, вообще-то говоря, очень мало на меня похоже, но говорить с вами – так удивительно. Вы не можете сейчас понять, что это для меня значит! Я вернулся к вам!.. Да, всё это случилось со мной. Я говорил, конечно, я говорил уже и прежде, но такой возможности у меня ещё не было. Я прошёл через изумительные переживания. Я хочу рассказать вам о них, рассказать всё... но это не так-то просто. Я был у себя дома, был в своём доме, видел дорогих и близких мне людей. Я слышал, как Х (имя опущено) зовёт меня. Я был так близко, и всё-таки, повидимому, имелось какое-то препятствие. Теперь мне дана энергия. Я должен сохранять спокойствие, поскольку у меня вполне определённое послание, друзья мои. Я бы хотел, чтобы вы со вниманием выслушали то, что я скажу вам.
О, как много мне надо объяснить и сказать вам! Но прежде мне бы хотелось поблагодарить тех, кто помогли мне встретиться с вами... Я, видимо, был сильно озадачен, когда впервые осознал, где нахожусь. Моим единственным желанием было вернуться назад – и тогда... Что же помешало мне сделать это?.. Я вижу лежащую на мне обязанность. Я должен передать послание всем вам... Это трудно...»
Медиум в изнеможении откидывается на спинку кресла. Проходит четверть часа, прежде чем она сможет заговорить вновь:
«Я всё ещё здесь, накапливал энергию, чтобы говорить с вами... Я не оставил вас... Я многое узнал касательно возможностей посмертного проявления в вашем мире. Множество заблуждений следует удалить из ваших верований. Я нахожу, что некоторая часть моя может в слабой степени проявлять себя в различных местах и при различных условиях. Я вижу теперь, что некоторые из спиритических явлений могут быть отнесены насчёт астральной проекции и астральной памяти. Так, возможно собрать эти астральные воспоминания, которые хранятся в записи в мысленных областях и в мысленных условиях существования и могут быть явлены людям Земли как идущие от душ их близких. Я знаю, что было значительное количество сообщений, исходивших словно бы от меня, но которые не всегда были сознательно проецированы мною. Ты знаешь об этом и понимаешь, что я имею в виду, не так ли, Джейн?* Мне очень хочется прояснить этот пункт.**
* Леди Конан-Дойль.
** Быть может, это относится ко множеству сообщений, претендовавших на принадлежность сэру Конан-Дойлю, которые в ту пору почта чуть ли не каждый день доставляла г-же Конан-Дойль. (Й.Р.)
Я прошёл через то, что вам известно как астральная жизнь, и теперь меня освободили от влияния условий, препятствовавших моей работе. Очищение астральных вибраций было отнюдь не лёгким делом, но не придавайте этому состоянию чрезмерной важности; это зло неизбежное. Избавление от астральных пут вовсе не разлучает человека с дорогими ему на земле людьми. Оно освобождает духовного человека и позволяет ему заняться полной реализацией своей природы.
Вы ещё не знаете друг друга так, как будете знать, когда перейдёте в безграничное сознание Бога; и те же материальные путы, которые сковывают вас здесь, на земле, будут сковывать вас и когда вы покинете земные условия, пока вы не пробудитесь к радости Божьей любви.
Иными словами, мы имеем в виду вот что: необходимо ослабление личного сознания и наступление безличного состояния, оно-то и будет сознанием того созидательного существа, которого вы называете Богом. И в этом сознании происходит осуществление «совершенства» всего, что вы любите.
Я должен трудиться, ещё много трудиться. Должен итти вперёд. Ибо мне показано назначение, которое нам предстоит исполнить. Я вижу теперь с такою ясностью, словно бы прежде я смотрел сквозь затемнённое стекло; и теперь я вижу вас и всех людей лицом к лицу. Но лучше всех я вижу себя.
Я благодарен Богу за множество возможностей, которые Он предоставил мне, дабы помогать моим братьям-людям.
Я вижу теперь, что в некоторых вещах заблуждался. Ни у одного человека не может быть всей правды и истины. В некоторых отношениях я находился под ложным водительством. Правда, у меня были и прежде собственные догадки касательно астральных записей, и я знал, что определённое количество спиритических явлений обусловлено этими записями. Но я не верил, что все потусторонние сообщения имеют за собой только эту причину; и дело действительно не сводится только к ним. Я со всей определённостью говорю вам, что духу... т.е. истинному человеку, если он должен исполнить известную миссию на благо человечества, вполне возможно вернуться назад, дабы исполнить своё назначение и помочь дальнейшей эволюции человеческой расы.
Выживание души и посмертное существование – доказанный факт, сомнение здесь неуместно. Но мир человеческий живёт в ожидании ещё более убедительного свидетельства и более ясного доказательства сей величайшей истины. Человечество должно осознать, что общение с астральной памятью и общение с реальным человеком суть две весьма различных вещи. Духу дорогого нам человека, живущего на земле, прежде чем он сможет получать подлинные сообщения от дорогого ему человека, живущего в духе, необходимо подняться до осознания духовной реальности.
Как много несущественного в спиритическом движении сегодня! Но восхитительная правда о продолжении жизни после смерти тела должна быть дана человечеству в ясной и совершенной форме.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов о личной ответственности и искупляющей силе любви. Личная ответственность не подлежит никакому сомнению. Я узнал, что на весах справедливости взвешиваются не только поступки и дела человека, но и его сокровенные мысли и побуждения. Духовный мир – это мир мысли, скорее внутреннее состояние души, чем внешние условия жизни... Мысль рождает действие, а поступки индивида опять-таки производят мысли в его собратьях. Так, мы снова возвращаемся к миру мысли. Истинно сказано: что посеет человек, то (со всей необходимостью) и пожнёт.
В широком смысле, семена мысли, которые он посевает, можно рассматривать как поступки; но я убедился, что мысль в действительности гораздо сильнее действия, поскольку самое первое, с чем человек сталкивается после ухода из земной жизни, – это мир его собственной мысли.
Но давайте перейдём от этого условия к следующему. Не всегда приятно оказаться в изоляции со всеми мыслями, которые ты в течение жизни произвёл, но Бог – Любовь, Мудрость, Справедливость. И я не могу сказать иначе, ибо мне было самым поразительным образом открыто, как любовь Божия проявляется во глубине сердец Его созданий.
Личная ответственность и искупительная сила любви – вот великий урок, который я извлёк, и я передаю его всем вам. Ни один человек не живёт и не умирает в стороне от Бога: Бог... Христос... Любовь – называйте это, как хотите. Планета Земля видела внешнее проявление этой великой силы любви в одной... нет, в нескольких личностях.
Да... да... да. Искупляющая сила любви! И я должен завершить своё послание, говоря вам об этой Любви. Стремитесь понять её не в личной и индивидуальной форме, но в форме широкой – безличной Любви, любви ко всем людям.
Любовь – Высшая Необходимость!
Любовь – Высший Учитель!»
17 июня 1931г.
«Все эти дни я готовился к предстоящей встрече. Теперь позвольте мне поблагодарить всех вас, друзья мои, за вашу галантную помощь. Скоро мои силы укрепятся – я не откажусь от задуманного и буду упорствовать, пока дело не будет доведено до конца. А вот что вы, в свою очередь, должны будете сделать: твёрдо держитесь переданного вам! Я достигну совершенства с практикой...
Я хочу сказать, что это я проявился в Блечли в день моего рождения. Я изо всех сил старался дать понять моим близким, что я вместе с ними. Вы не можете понять, с какими трудностями нам пришлось столкнуться...»
Здесь связь прервалась, и духу Конан-Дойля, несмотря на все усилия, восстановить её не удалось. Тогда проявился другой дух – Уайт-Игл («Белый Орёл»), Высший Дух, содействовавший Конан-Дойлю, – и сказал следующее:
«Брат Благородное Сердце* слишком взволнован – так сильно ему хочется говорить с вами... (Обращаясь к г-ну Брэдбруку:) Артур Конан-Дойль хочет, чтобы я сказал вам: он рассчитывает на Вас и надеется, что Вы просмотрите текст этих записей и подготовите их для публикации. Для него очень много значит, чтобы его последние сообщения стали известны людям; для него это равнозначно различию между раем и адом. Поняв истинность этих вещей, он испытывает непреодолимую потребность передать их людям на земле. Неважно, что скажут об этом спорщики. Бог будет сражаться за него.
* Прозвище, в согласии с индейскими обычаями данное Белым Орлом Конан-Дойлю. (Й.Р.)
Г-же Конан-Дойль не нужно беспокоиться, потому что он по достоинству ценит её изумительную отвагу в проведённых ранее битвах. Он вышел в новый поход ради мировой правды, более полные истины которой он хочет донести людям. О, если бы вы могли видеть, сколь мало значит человеческая личность! И если выдающийся человек хочет использовать своё имя, дабы вложить эту мировую правду в сердца людей, то пока звучит голос АКД, он будет каналом для поступления истины.
«Мемориал Конан-Дойля» находится сейчас не во власти спиритов, какими они стали сегодня, а во власти Мирового Света. Пока все не соединены, они не могут итти вперёд. Благородный труд, явленный в его писаниях, не может быть остановлен, он будет постоянно прогрессировать, и теперь, когда АКД обрёл большее знание о последующей жизни, он будет вести его продвижение вперёд.
Много таких, кто не могут примирить учение, почерпнутое в сеансной комнате, с действием божественных и неизменных законов. Когда Благородное Сердце прибыл сюда, он обнаружил, что взаимодействие с земным миром не такое лёгкое дело, как он считал прежде.
Здесь вибрирует огромный океан астральной памяти, и медиумы бессознательно черпают в нём наугад. Он узнал, что единственная реальность – это сокровенная жизнь мысли человека. Всё, что он когда-то подумал, стало теперь явью, миром, в котором он живёт. В мир вступают создания мечты – люди и события, и рай открывается как нечто, пребывающее внутри. Многое из того, что у вас признано как проявление духовной жизни, можно спокойно вычеркнуть. Действительное проявление обретается лишь в духовном соприкосновении сердца с сердцем. Человек может увидеть духа лишь собственным духом. Проявление должно быть духовно воспринято, или ещё оно может быть завёрнуто в несколько оболочек, чисто зрительных картинок хотя оне, разумеется, являются лишь исключением из этого правила. Но порой дух, которому предназначено исполнить божественное назначение, может произвести зрительный образ себя – так учитель, давая наставления классу, использует наглядные пособия.
АКД желает теперь сделать новое заявление. Он желает очистить Спиритизм от всего нежизненного и ложного. Его душа получила огромный заряд, у неё славное назначение: явить людям более ясное учение...»
После наступившей паузы заговорил сам Конан-Дойль:
«Оно заключается в словах: Царство Божие внутри нас.
Я вижу надобность в Учителе. В Христе вы имеете всё. В его учении сокрыты тайны жизни и смерти. Человек должен возложить на себя свой крест и следовать свету любви. Крест символизирует собой распятие всех самостных стремлений и желаний – полное подчинение личного безличной любви Бога – Творца сущего. В этом тайна жизни как в вашем мире, так и в последующем. Человек должен жить не ради себя, не ради своего доброго имени, не ради личной власти и процветания или собственного успеха, но ради содействия общему благу. Всё отдавая, он всё получает. Так и только так он может вступить в Царство Небесное.
Истинно сказано: человек должен родиться вновь – не от плоти, но от духа. Каждый человек, воплощённый или развоплощённый, должен в конечном счёте пережить смерть самого себя и пробудиться вновь в новой жизни, в полном сознании о едином, вселюбящем Боге. Только так он обретёт себя и всех тех, кого любит. Из этой сферы Христосознания спускаются к вам живущие в духе, которых вы любите, и пока вы не сможете настроиться на частоту их света, в вашем общении с ними будет не хватать чего-то самого прекрасного и чистого.
Посмотрите, какая пропасть разверзлась между богачом и Лазарем: пропасть, над которой не проложить моста, и всё-таки она создана самим человеком. И однако путь остаётся... это путь любви. Но, заметьте себе, не личной или собственнической любви, но бескорыстной любви, исполненной самоотдачи, самозабвения и самопожертвования.
«Покуда человек не родится вновь от Духа, не войдёт он в Царство Небесное». Воистину так; и тот всё-таки остаётся привязан к земле, кто ищет контакта с земным через каналы, предоставляемые медиумизмом. И ему также нужно это Учение. Завеса между этим миром и вашим поистине тонка, если сравнить разрыв между земным развоплощённым человеком и человеком небесным.
Ошибка, которой мы все подвержены, это – подчинение давлению, оказываемому на нас мнимой значимостью наших личностей и национальностей, при забвении того, что необходимо взаимное сотрудничество в распространении вечной истины. Вот почему я не хотел бы личных призывов при обращении к «Мемориалу». Помните: вы трудитесь не ради какой-либо личности, а ради принципа, ради идеала. Осуществляйте милосердие в широком понимании, как дано оно в христианском учении, претворяйте в жизни чистые принципы Христа, или Великого Белого света истины – неважно при этом, возьмёте ли вы его в толковании Будды, Кришны или какого-нибудь иного Учителя.
Моя жена считает меня человеком твёрдых убеждений, от которых меня нелегко заставить отказаться. Однако Спиритизм вынудил меня в своё время признать некоторые факты. Впоследствии мне снова пришлось изменить своё мнение и признать главенство Иисуса Христа в спиритическом движении. Теперь я снова меняю взгляды касательно посмертного состояния. Конечно, конечно, мои друзья ожидали бы, чтобы у человека было больше знания и более зоркое видение, когда он освободился от ограничений земного сосуда. В чём же ещё был бы прогресс?
Я не готов сказать большее. Эти вещи не терпят насилия. Я довольствуюсь, оставив дело в руках Божьих. Это самый изысканный инструмент для исполнения данной работы. Другие средства будут применены, когда настанет время удовлетворить запросы тех, кто требуют доказательств более материального свойства.
Мудрый Рыцарь, с которым я тесно взаимодействую, скоро подготовит всё для другой встречи. Это собрание однако в духе тех, которые я люблю и которые, как мне думается, способны принести наилучшие результаты. Я постараюсь дать вам соответствующее доказательство на фотографической пластине.* (Трансовый медиум поворачивается к г-же Миллер – знаменитому медиуму для производства спиритических фотографий, также присутствовавшей на данном сеансе): Вы будете мне крайне необходимы...
* Здесь дух Конан-Дойля даёт обещание представить более материльное доказательство своей идентичности – запечатлеть своё изображение на фотографической пластине, что и было им исполнено на следующий день при содействии двух медиумов – г-жи Миллер и г-жи Дин – и духа, которого он называет Мудрым Рыцарем. Фотография не раз публиковалась впоследствии. Об этой фотографии речь пойдёт ниже. (Й.Р.)
Белый Орёл однажды назвал меня «Брат Благородное Сердце» – мне бы хотелось, чтобы это имя стало моим. Это треугольник огромной силы. Передайте братьям в Париже, что я им глубоко благодарен...»
* * *
Глава Вторая
Я – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
22 июня 1931г.
Сначала несколько слов сказал Белый Орёл:
«Вас, возможно, заинтересует, что о предстоящей нам большой работе мне было известно задолго до того, как Артур оставил своё физическое тело. Я знал об этом, когда говорил в кружке, собравшемся более двенадцати лун назад. Я сообщил тогда много ценных сведений. Те записи до сих пор в распоряжении участников сеанса... Камни фундамента должны быть заложены в разные времена, в разных местах и после связаны воедино. Вам предстоит найти эти камни, ибо вы возводите Храм. Через много лет после того, как вы завершите своё физическое проявление, эта работа будет продолжена.
Артур Конан-Дойль так счастлив...»
После этого слово взял Конан-Дойль:
«Разве вам не видно это по моему старому лицу на фотографии?* И всё это благодаря вам!.. Ваша энергия послала им [семье, – Й.Р.] сообщение, и теперь они – мои дорогие – знают, что я чувствую. Я счастливый человек.
* К этому времени спиритическая фотография сэра Артура, о которой говорилось выше, уже была участниками сеансов получена. (Й.Р.)
Вы можете это видеть сами: я хочу, чтобы вы сравнили мой отпечаток, который нам удалось запечатлеть на фотографической пластине, с некоторыми моими спиритическими фотографиями, полученными ранее другими. Я весьма желаю тщательного сравнения. Это многому вас научит...
Я хочу, чтобы вы осознали разницу между «астральным отпечатком» и реальным духом. Эту самую истину мы и намерены здесь прояснить. Столько домыслов и ошибок вокруг психических проявлений – всё это, согласен, происходит помимо воли. То, что вам в вашем мире нужно приобрести, это способность к здравому различению между твёрдой материей и парообразной, и за это, собственно, и выступают критики Спиритизма – в глубине души вполне порядочные люди. Вы должны помочь им различать между реальным и нереальным. Этим вы не ослабите их, а, напротив, дадите им силу подняться к духовному сознанию.
Данные соображения подводят меня к самой сути моей миссии. Она состоит в том, чтобы указать на разницу между вздором и бессмыслицей, с одной стороны, и тем, что представляет собой сокровища вечной истины, с другой. Благодаря этим сокровищам открываются врата рая, тогда как предрассудки и вздор просто превращают человека в глупца. Покуда человек остаётся опутан интеллектуальной гордыней, он не в состоянии обрести истину. (Боюсь, мои друзья с этим не согласятся.) А это подводит меня к другому пункту: «Пока человек не станет, как малое дитя, он не может войти в Царство Небесное». Я вновь повторяю своё утверждение... Есть ли вопросы?»
Вопрос: Не объясните ли Вы, что подразумевают слова «пока человек не станет, как малое дитя»?
Конан-Дойль: «Пока человек полностью не избавится от всей гордыни и эгоизма; пока он не осознает, что он ничто без энергии всемогущего Духа; пока человек не перейдёт от заносчивости к пониманию, что сам по себе я сделать не могу ничего, до той поры ему недоступно блаженство небесное.
Каждая душа в конце концов должна утратить всё, что имеет, всякую собственность, и предстать совершенно нагой, бесконечно малой песчинкой, купающейся в необъятном океане вселенского знания и силы. Человек должен пройти через долину смерти – смерти не физического тела, но своей самости, лишиться абсолютно всего...
Тогда и только тогда для него может забрезжить свет. Так свет духовного солнца освещает путь, он истина и жизнь. Так происходит рост силы, покоя и радости для души, вступающей в Универсум; она – духовное дитя, предназначение которого вырасти в духовного человека в нежных и вечно заботливых Руках...
Вам никогда не казалось странным, что люди, обладающие у вас силой и властью, а также интеллектуальной силой, никогда не возвращаются из незримого, чтобы сообщаться с обитателями земли? Ответ прост: они не могут; попав сюда, они утратили всё, что на земле составляло их гордость и силу.
Я смотрю на всех вас, собравшихся здесь, чтобы получить мои сообщения. Их сила и ясность будут возрастать по мере того, как я привыкну к моему медиуму и общению через него.* Вы сознаёте, что я целиком полагаюсь на вас? Не подведите же меня и передайте человечеству моё послание.
* Имеется в виду г-жа Грейс Кук – трансовый медиум, через посредство которой Конан-Дойль сейчас общается с присутствующими. (Й.Р.)
Мне хотелось бы надеяться, что мои слова устранят как сомнение, так и легковерие у многих, кто скептически изучают или безоговорочно принимают теории Спиритизма. Ни единое моё слово не отнимает ни на йоту от той великой любви и подлинного единения, какие, несомненно, могут иметь место между обитателями земли и теми, кто живёт в духе. Ни на секунду мне бы не хотелось поколебать веру многих тысяч людей, которые получили поддержку и утешение благодаря знанию о духовной жизни: я только хотел бы дать более высокое понимание духовной жизни, дать что-то такое, что облагородило бы не только их, но и всё человеческое сообщество. Мы трудимся ради более безличного, ибо более возвышенная любовь должна войти в сердца людей, так чтобы они скорее могли жить братством, нежели говорить о нём. И нет у меня иного желания. Помоги же мне, Боже! Я верю, что Господь предоставит мне и силы, и возможность донести это послание во все концы Земли.
Мне не следует говорить вам об огромном труде и большом успехе. То, что требуется от вас, это быть скорее как дети, чтобы вас вели, чтобы использовали вас как добровольные каналы для духа. Это, конечно, лишь идеал; но только в этом вы найдёте свою радость, своё счастье, своё царство небесное. Вам уместно благодарить Бога за эту возможность.
Благослови, Боже, старого Белого Орла! Он один из Светозарных! Для вас он только старый Белый Орёл, для нас же – нечто большее. Но с вас довольно и того, что он только старый Белый Орёл, ваш любящий товарищ».
2 июля 1931г.
Сначала несколько слов сказал Белый Орёл:
«Вы должны сознавать, какая среди вас пульсирует энергия. Только чистотой сердца и цели вы управляете этой энергией. Из себя вы не можете ничего сделать, это правда; но, позволяя чистоте Божьей любви наполнить ваше существо – а это может случиться, лишь когда сердце отдано служению Богу, – вы возвышаетесь и непосредственно управляете энергией из небесной сферы.
В тишине, в сокровенной глубине своих сердец, познайте Божью любовь! Вы не можете потерпеть неудачу. Долг, который собравшиеся здесь возложили на себя, священен. Бог зрит чистоту сердца и искренность в стремлении к цели. Вопреки грязи и слабости плоти небесный свет изольётся через эти каналы. Мы желаем, чтобы вы продолжали эти заседания с перерывами, по мере накопления энергии. Лишь малая порция материала может быть передана в течение одного сеанса, но мы постараемся придать качества в нашем сообщении.
Артур Конан-Дойль будет использован по своей доброй воле и желает дать правду о жизни, наступающей непосредственно после смерти плотского тела».
Долгая пауза, после которой слово взял Конан-Дойль:
«Когда я смогу приноровиться к медиуму, мы продолжим нашу небольшую приятную беседу. Разговор с вами требует от меня известной практики, я нахожу – речь идёт о контроле над физическим телом медиума, – что в состоянии дать при её посредстве ясные и связные идеи. (В задумчивости барабанит пальцами по правому подлокотнику кресла.) Да... Да... Давайте проведём дружескую беседу. Думаю, так будет легче. Так мы разогреемся, а к теме вернёмся позднее... Дружеская беседа – это лучшее, с чего можно начать...» (пропуск)
«Я в своё время привык к мысли, что всё очень легко и просто в духовном мире. В самом деле, мне нравилось рисовать приятные картины о загробной жизни. Я не хотел бы ни на йоту ослабить веру и надежду у других, но мне бы хотелось дать более ясную идею о том состоянии, к которому мы переходим, оставляя физическое тело. Правда такова: необычайно трудно объяснить уму, погружённому в материю, действительные факты, касающиеся ментального состояния индивида после перемены, внесённой смертью, потому что переживания каждого человека весьма индивидуальны и из них нельзя вывести раз и навсегда установленных правил. Есть такое состояние, или промежуточное условие существования, которое может длиться несколько дней, недель, месяцев и даже растягиваться на несколько сотен лет. Думаю, на астральном плане жизни имеется столько для вас интересного, что я едва знаю, с чего начать рассказ».
Вопрос: Каковы были Ваши первые впечатления после перехода?
Конан-Дойль: «Это было целиком и до крайности отлично от того, чего я ожидал. Большинство людей, независимо от того правоверные они христиане или спириты, обнаружат, что Небеса, или Страна Вечного Лета (Summerland), весьма отличается от того, что они себе рисовали. В ваших представлениях по данному предмету нам скорее следует расчистить место для новых понятий и дать вам более зоркое зрение. Конечно же, в значительной степени всё это зависит от качества человеческого мышления, но ещё более – от отношения человека к своим собратьям и к жизни в общем. Это значит, что человек может найти себя в гораздо лучшем положении, чем он или кто-то другой мог рассчитывать, но, с другой стороны, он может оказаться и в совершенно ужасных условиях.
Творческая сила – это дар, которым наделён каждый человек. Но наибольшая трудность всего дела и заключается в его творческой силе. Человек, обладающий способностью создавать характеры, рисовать картины, писать стихи, творить красоту или наслаждаться ею при помощи положительной созидательной мысли, такой человек, несомненно, создаёт мир для своего обитания, как только освобождается от плоти.
Что сказать о моих первых впечатлениях? Ладно! Ладно! Я могу говорить только за себя. Нельзя сразу осознать, что ты вышел из своего материального тела. Тебе кажется, что ты его покидаешь, но ещё не покинул. Ты всё ещё способен видеть и до известной степени контактировать с землёй и земными условиями. Это довольно страшное ощущение, когда пытаешься дать знать о себе своим друзьям и оказываешься не в состоянии произвести на них никакого впечатления. И когда некоторые души, попавшие сюда, обнаруживают, что их дела производят зло в умах и сердцах других, ужасно обнаружить, что ты не в состоянии остановить силы, которым сам дал выход.
Это главная идея. Порождения нашего собственного ума накатываются на нас одно за другим, словно волны морского прибоя, постоянно ударяясь об умы других. Когда эти порождения прекрасны, то райская и невыразимая радость видеть, как добро лучится сквозь человеческую вселенную. Но когда происходит нечто противоположное... Я не дерзну нарисовать эту картину.*
* Нетрудно себе представить, сколь плачевна и незавидна на том свете участь тех, кто у нас сочиняют всякого рода триллеры и мерзости или снимают по ним фильмы; сколь незавидна участь тех, кто с вожделением потребляют подобную продукцию, не говоря уже о деятельных носителях зла. Воистину: Мне отмщенье, и Аз воздам! (Й.Р.)