Наверное, было бы разумно начать именно с этого вопроса.
– Да или нет? – переспросила Фумико, глядя в упор на Казу. Отвечая, Казу, как и прежде, отводила взгляд.
– Хмм…
Даже такой ответ воодушевил Фумико. Она не услышала отказ.
– Пожалуйста, отправь меня обратно в прошлое!
– Ты хочешь вернуться и сделать что? – спросила Хирай в паузе между глотками прохладного кофе.
– Я бы загладила свою вину, – лицо Фумико было серьезным.
– Понимаю… – сказала Хирай, пожимая плечами.
– Я прошу тебя! – Фумико почти кричала.
Лишь недавно у нее возникла идея выйти замуж за Горо. В этом году Фумико исполнилось 28 лет, и ее настырные родители, живущие в Хакодате, донимали ее вопросами:
«Ты все еще не думаешь о замужестве?», «Разве ты еще не встретила хорошего парня?».
Давление родителей усилилось в прошлом году, кода ее 25-летняя младшая сестра вышла замуж. Теперь оно достигло такой степени, что Фумико еженедельно получала из дома электронные письма с вопросами о замужестве. Кроме сестры, у нее также был 23-летний младший брат. Он женился на девушке из родного города после ее незапланированной беременности.
Фумико не торопилась вступать в брак. Но после того как младшая сестра вышла замуж, ход мыслей девушки немного изменился.
Хирай вытащила сигарету из своей сумки с леопардовым принтом.
– Может, тебе лучше объяснить ей все как следует… как ты думаешь? – произнесла она деловито, прикуривая.
– Похоже, что придется, – ответила Казу монотонным голосом, встав за стойкой прямо напротив Фумико. Она посмотрела на нее мягким и добрым взглядом, будто утешала плачущего ребенка.
– Смотри… Я хочу, чтобы ты выслушала и выслушала внимательно… ладно?
– Да, что именно? – Фумико напряглась.
– Ты можешь вернуться в прошлое. Это правда… ты можешь вернуться, но…
– Что «но»?
– Что бы ты ни сделала в прошлом, настоящее не изменится.
Настоящее не изменится.
Фумико была совершенно не готова к тому, что услышала, – она просто не могла с этим смириться.
– Что это значит? – переспросила она громко.
Казу спокойно продолжила.
– Даже если ты вернешься в прошлое и скажешь своему… эм, парню, который поехал в Америку, что ты чувствуешь к нему…
– Даже если я скажу ему, что я чувствую?
– Твое настоящее не изменится.
– Что?!
Фумико в отчаянии заткнула уши. Но Казу уже произнесла слова, которые Фумико меньше всего хотела услышать.
– Это не изменит того факта, что он уехал в Америку.
По всему телу Фумико прокатилась дрожь.
Несмотря на внешнюю отрешенность, в голосе Казу слышалось сочувствие:
– Даже если ты вернешься в прошлое, откроешь свои чувства и попросишь его не уезжать, это не изменит твоего настоящего…
– Но тогда возвращение в прошлое становится бессмысленным, тебе не кажется? – громко и с вызовом спросила она.
– Эй, полегче… давай не будем стрелять в гонца, принесшего плохую весть, – вмешалась Хирай. Она затянулась сигаретой, совершенно не удивившись реакции Фумико.
– Почему? – Фумико с мольбой посмотрела на Казу.
– Почему?.. Я скажу тебе почему, – начала Казу, – потому что таковы правила.
Обычно в фильмах или романах о путешествиях во времени есть некое правило, гласящее: «Не
вмешивайся в то, что может изменить настоящее».
Например, если вернуться в прошлое и помешать чьим-то родителям пожениться или встретиться, это сотрет обстоятельства рождения человека, и он исчезнет в настоящем.
Таков был стандартный сюжет большинства историй о путешествиях во времени, известных Фумико, поэтому она верила, что если ты меняешь прошлое, то меняешь и настоящее. Именно поэтому она хотела вернуться в прошлое и сделать все заново. А теперь ей сказали, что это пустые мечты.
Фумико хотела получить понятное объяснение, почему
в прошлом ты не можешь сделать ничего, что изменит настоящее.
А Казу просто твердила, что
таковы правила.
Она смеялась над Фумико, дразнила ее? Или речь шла о сложной концепции, которую невозможно объяснить? Или просто…
таковы правила.
Возможно, Казу тоже не понимала причины. Ее невозмутимость, похоже, свидетельствовала именно об этом.
Кажется, Хирай забавляло выражение лица Фумико.
– Не повезло, – сказала она, выдыхая шлейф дыма.
Хирай произнесла эту фразу еще раньше – до того как Фумико начала объяснять, – и с тех пор ждала случая, чтобы повторить.
«Но… почему?» Фумико почувствовала, что силы оставляют ее. Она опустилась на стул, но внезапно ее озарило. Фумико вспомнила, что читала об этом кафе в журнале. Статья называлась
«Разоблачение \"Кафе путешествий во времени\", ставшего известным благодаря городской легенде».
В ней писали, что кафе называлось «Фуникули Фуникула». Оно славилось ежедневными длинными очередями из желающих путешествовать во времени. Однако автору статьи не удалось найти никого, кто действительно возвращался бы в прошлое. Причина заключалась в нелепых правилах, которые следовало соблюдать. Первое правило гласило:
единственные люди, с которыми ты можешь встретиться в прошлом,
–
это посетители кафе.
Второе:
вы не можете сделать в прошлом ничего, что изменит настоящее.
Когда владельцев кафе спросили, почему существуют эти правила, они ответили, что и сами не знают.
В заключение автор статьи писал, что есть и другие правила, которые следует соблюдать тем, кто решится на путешествие в прошлое, но что это за правила, не уточнял.
Фумико очнулась. Хирай продолжала беззаботным голосом объяснять правила. Фумико уронила голову на столешницу, взгляд ее вдруг привлекла сахарница. Она удивилась, почему в кафе не использовали кубики сахара, но не стала фокусироваться на этой мысли и продолжила слушать Хирай.
– Дело не только в этих правилах. Есть только одно место, которое позволяет тебе вернуться в прошлое, понимаешь? И находясь уже в прошлом, ты не можешь покинуть это место, – подытожила Хирай. – Что там еще было? – спросила она Казу.
– Есть ограничение по времени, – сказала Казу, продолжая пристально разглядывать бокал, который протирала.
– И сколько можно находиться в прошлом? – спросила Фумико. Она приподняла голову. Казу лишь слегка улыбнулась и кивнула в ответ.
Хирай присела за ее столик.
– Честно говоря, услышав эти правила, почти никто уже больше не хотел возвращаться в прошлое, – сказала она с явным наслаждением. Хирай действительно получала огромное удовольствие, глядя на Фумико.
– Давненько мы не видели такого посетителя, как ты, – того, кто так упорствует в своем заблуждении вернуться назад.
– Хирай, – резко оборвала ее Казу.
– Жизнь не подается на блюдечке с голубой каемочкой. Почему бы тебе не отказаться от этой идеи? – произнесла Хирай и явно собиралась продолжить тираду.
– Хирай, – еще настойчивее повторила Казу.
– Нет… Нет, я думаю, что лучше четко обозначить это, правда?
Хирай расхохоталась.
Ее слова совсем расстроили Фумико. Она снова уронила голову на столешницу.
Вдруг на весь зал раздалось:
– Можно мне еще кофе? – это спросил мужчина с туристическим журналом, сидящий за столиком у входа.
– Да… разумеется, – звонко ответила Казу.
Дзинь-дзинь
– Привет! – на все кафе прозвучал голос Казу.
В кафе вошла светлокожая женщина. Она была одета в бежевый кардиган, прикрывавший короткое платье бледно-голубого цвета. На ней были малиновые кроссовки, а в руках белая сумочка. Глаза женщины блестели, как у маленькой девочки.
– Привет, Казу!
– Сестренка! Привет!
Казу называла ее своей сестрой, но на самом деле она была женой ее двоюродного брата. Ее звали Кей Токита.
– Похоже, вишня отцвела, – улыбнулась Кей. Она не испытывала ни малейшего сожаления об увядших цветах.
– Да, деревья теперь выглядят голыми, – вежливо поддержала разговор Казу. Ее тон был ровным, но не таким официальным, как при общении с Фумико. Голос теперь звучал мягче, походя на голубиное воркование.
– Добрый вечер, – сказала Хирай, встав с места за столиком Фумико и направившись к барной стойке. Казалось, что ей больше не интересно смеяться над несчастьями Фумико.
– Где ты была? – спросила Хирай.
– В больнице.
– Зачем? Просто обычный прием?
– Да.
– У тебя сегодня здоровый цвет лица.
– Да, я чувствую себя хорошо.
Оглядываясь на Фумико, все еще без сил распластанную по столешнице, Кей с любопытством наклонила голову. Хирай слегка кивнула, и в этот момент Кей скрылась в подсобном помещении.
Дзинь-дзинь
Вскоре после того как Кей исчезла в подсобке, в дверном проеме показался крупный мужчина. Он был одет в легкую форменную куртку шеф-повара, в белые пиджак и рубашку и черные штаны. В его правой руке зазвенела огромная связка ключей.
Его звали Нагаре Токита, и он был владельцем этого кафе.
– Добрый вечер, – поприветствовала Казу.
Нагаре кивнул в ответ и перевел взгляд на мужчину с журналом, сидящего за столиком у входа.
Казу исчезла на кухне, чтобы долить кофе в пустую чашку Хирай.
Нагаре стоял перед человеком, погруженным в свой журнал.
– Фусаги, – мягко произнес он.
Но мужчина по имени Фусаги не отреагировал, как будто не заметил, что его позвали. Затем он медленно посмотрел на Нагаре.
Нагаре вежливо кивнул и сказал:
– Привет!
– О, привет, – сухо отрезал Фусаги и немедленно вернулся к чтению журнала. Некоторое время Нагаре продолжал стоять там, глядя на Фусаги.
– Казу, – позвал он.
– Что? – ответила Казу, высунув лицо из кухни.
– Позвони Котаке, пожалуйста.
Эта просьба на миг озадачила Казу.
– Да, потому что она его ищет, – сказал Нагаре, повернувшись к Фусаги.
Казу поняла, что он имел в виду.
– Да… Обязательно, – ответила она.
Налив добавку кофе Хирай, она исчезла в подсобке, чтобы позвонить.
Нагаре краем глаза посмотрел на Фумико, лежащую головой на столешнице, подошел к барной стойке и взял с полки стакан. Он достал пачку апельсинового сока из холодильника под стойкой, наполнил стакан и выпил залпом.
Затем Нагаре пошел в кухню, чтобы помыть стакан. Через мгновение раздался стук ногтей по барной стойке.
Нагаре выглянул из кухни.
Хирай подозвала его жестом руки. Нагаре тихо подошел с еще мокрыми руками. Хирай склонилась над стойкой.
– Как все прошло? – шепотом спросил она у Нагаре, ищущего салфетки.
– Хммм… – пробормотал он. Возможно, это и был ответ на вопрос или же просто недовольство отсутствием салфеток. Хирай еще больше понизила голос.
– Каковы результаты обследования?
Не ответив на вопрос, Нагаре быстро почесал нос.
– Плохие? – спросила Хирай, помрачнев. Лицо Нагаре оставалось каменным.
– Посмотрев результаты, они решили, что ее не нужно госпитализировать, – объяснил Нагаре так тихо, будто говорил сам с собой.
Хирай тихо вздохнула.
– Понимаю… – сказала она и оглянулась на подсобку, где была Кей.
Кей родилась со слабым сердцем. Полжизни она провела в больницах. Тем не менее, благодаря своему дружелюбному и легкому характеру, Кей всегда умела улыбаться, как бы плохо она себя ни чувствовала. Хирай отлично знала эту особенность Кей. Вот почему она спросила Нагаре.
Нагаре наконец-то нашел салфетки и вытер руки.
– А как твои дела, Хирай? Все в порядке? – спросил он, сменив тему.
Хирай не сразу поняла, о чем спрашивал Нагаре. Ее глаза расширились.
– Что ты имеешь в виду? – переспросила она.
– Твоя сестра опять приехала повидаться с тобой, не так ли?
– Ну да, – неопределенно ответила Хирай, с преувеличенным интересом рассматривая интерьер кафе.
– У твоих родителей есть гостиница, верно?
– Да, верно.
Нагаре не знал подробностей, но слышал, что когда Хирай покинула родительский дом, управление гостиницей перешло к ее сестре.
– Это, должно быть, тяжело для твоей сестры – управлять гостиницей в одиночку.
– Нет, она хорошо справляется. У моей сестры отличные мозги для такой работы.
– Но все же…
– Прошло слишком много времени. Я уже не могу вернуться домой.
Хирай вытащила из своей сумки с леопардовым принтом большой бумажник, который был так велик, что скорее походил на словарь. Она начала рыться в нем, зазвенели монеты.
– Почему нет?
– Даже если бы я вернулась домой, я бы ничем не смогла помочь, – сказала Хирай, склонив голову и жалко улыбнувшись.
– Но… – казалось, что Нагаре собирался что-то сказать.
– В любом случае, спасибо за кофе. Мне нужно идти, – заявила Хирай, оборвав Нагаре на полуслове. Она положила деньги на стойку, встала и вышла из кафе, будто сбегая от этого разговора.
Дзинь-дзинь
Собирая мелочь за кофе, оставленную Хирай, Нагаре взглянул на Фумико. Но это был всего лишь мимолетный взгляд. Похоже, его не очень интересовала женщина, уронившая голову на столик. Он собрал все монеты и начал перебирать их в руках.
– Привет, брат… – появилось в проеме лицо Казу. Она звала Нагаре «брат», но он не был ее родным братом, а лишь кузеном.
– Что?
– Сестра зовет тебя.
Нагаре осмотрел кафе.
– Хорошо, иду, – сказал он и положил монеты в руку Казу.
– Котаке сказала, что немедленно приедет, – сообщила Казу.
Нагаре кивнул.
– Присмотри за кафе, ладно? – попросил он и исчез в подсобке.
– Хорошо, – ответила она.
Единственными посетителями в кафе были женщина, читающая роман, Фумико, лежащая на столике, и Фусаги, делавший заметки из туристического журнала. Положив мелочь за кофе в кассу, Казу помыла чашку, оставленную Хирай. Старинные часы на стене издали пять долгих гулких ударов.
– Кофе, пожалуйста.
Фусаги окликнул Казу, стоящую за барной стойкой, и поднял руку с пустой чашкой. Ему так и не принесли добавку, о которой он просил.
– Ах да! – воскликнула Казу, вспомнив о заказе, и поспешила обратно на кухню. Она вышла с прозрачным стеклянным графином, полным кофе.
* * *
– Пусть будет так… – пробормотала Фумико, все еще распластавшись на столешнице.
Наливая кофе для Фусаги, Казу следила за Фумико краем глаза.
– Я смогу жить даже с этим, – Фумико внезапно выпрямилась на стуле.
– Нестрашно, если ничего не изменится. Пусть все остается как есть, – Фумико резко встала со стула и подошла к Казу, вторгшись в ее личное пространство. Осторожно поставив кофейную чашку перед Фусаги, Казу нахмурила брови и отступила на пару шагов назад.
– Ах… – выдохнула она.
Фумико подошла еще ближе.
– Так, перенеси меня… на неделю назад!
В ее тоне больше не было даже намека на неуверенность. Как будто все ее сомнения улетучились в мгновение ока. Она испытывала восторг лишь от одной мысли о шансе вернуться в прошлое. Ее ноздри подрагивали от возбуждения.
– Но…
Почувствовав дискомфорт от напора Фумико, Казу вернулась за стойку в поисках убежища.
– Еще одно важное правило… – начала она.
Фумико вскинула брови от возмущения.
– Что?! Это еще не все правила? – воскликнула она.
Ты не можешь встречаться с людьми, которые не посещали это кафе. Настоящее не может быть изменено. Есть только одно место, которое перенесет тебя в прошлое, и ты не можешь покинуть его. Затем есть ограничение по времени.
Фумико загибала пальцы, перечисляя правила, и приходила в крайнее раздражение.
– Возможно, это правило будет самым проблематичным для соблюдения.
От новости о существовании еще одного,
самого проблематичного правила
Фумико почувствовала, что сейчас взорвется.
Тем не менее она сдержалась.
– Хорошо, я согласна… Давай, говори мне его, – заявила она, сложив руки.
Казу открыла рот, будто собираясь
уже все сказать,
но затем скрылась в кухне, чтобы отнести графин с кофе.
Оставшись одна, Фумико попыталась успокоиться и собраться с мыслями. Сначала ее целью было вернуться в прошлое, чтобы как-то удержать Горо от поездки в Америку.
«Удержать от поездки» звучит плохо, но если бы она призналась в том,
что не хочет, чтобы Горо уезжал,
он мог бы сам все отменить. И тогда, наверное, они бы никогда не расстались. В любом случае, вернуться в прошлое она хотела, чтобы
изменить настоящее.
Но если этого нельзя было сделать, то Горо уезжал в Америку, и никак нельзя было предотвратить разрыв их отношений. Несмотря ни на что, Фумико страстно желала вернуться в прошлое. Все, что она хотела сделать, – это вернуться и посмотреть, получить этот фантастический опыт путешествия во времени.
Она не знала, хорошо или плохо ей будет.
А вдруг будет хорошо, и как это вообще может быть плохо?
Фумико сделала глубокий вдох, и Казу вернулась. Лицо Фумико застыло, как у обвиняемого в ожидании приговора суда. Казу стояла за барной стойкой.
Но если этого нельзя было сделать, то Горо уезжал в Америку, и никак нельзя было предотвратить разрыв их отношений. Несмотря ни на что, Фумико страстно желала вернуться в прошлое. Все, что она хотела сделать, – это вернуться и посмотреть, получить этот фантастический опыт путешествия во времени.
Она не знала, хорошо или плохо ей будет.
А вдруг будет хорошо, и как это вообще может быть плохо?
Фумико сделала глубокий вдох, и Казу вернулась. Лицо Фумико застыло, как у обвиняемого в ожидании приговора суда. Казу стояла за барной стойкой.
– Возвращение в прошлое возможно только в том случае, если сидеть на определенном месте в этом кафе, – произнесла она.
– Какое именно место? Где мне сесть? – выпалила она и оглянулась вокруг так стремительно, что хрустнули шейные позвонки.
Игнорируя реакцию Фумико, Казу повернула голову и уставилась на женщину в белом платье.
Поймав направление взгляда Казу, Фумико последовала за ним и также уставилась на незнакомку.
– Вот это место, – прошептала Казу.
– Вот это? То, на котором сидит женщина? – прошептала Фумико через стойку.
– Да.
Фумико подошла к женщине. Белая, почти прозрачная кожа резко контрастировала с длинными черными волосами. Несмотря на прохладную весеннюю погоду, женщина была одета в платье с короткими рукавами. Что-то странное было во всем ее облике. Немного помедлив, Фумико обратилась к незнакомке:
– Извините, вы не возражаете, если мы поменяемся местами? – спросила она, сдерживая нетерпение. Ей казалось, что она говорит вежливо и тактично, но женщина в платье никак не отреагировала. Казалось, она даже не слышала обращенной к ней просьбы. Фумико почувствовала себя обескураженной. В редких случаях человек может быть настолько увлечен книгой, чтобы не слышать окружающие голоса и звуки. Фумико подумала, что это, должно быть, и есть тот самый случай.
Она снова попыталась заговорить:
– Эй?.. Вы меня слышите?
Но женщина в платье опять не ответила.
– Ты зря тратишь время, – неожиданно раздался голос за спиной Фумико. Это была Казу. Фумико потребовалось несколько мгновений, чтобы понять, что Казу имела в виду, говоря ей,
что она зря тратит время…
«Я только хотела, чтобы она уступила мне место. Почему я зря трачу время? Или я зря трачу время на вежливые просьбы? Погоди, или это еще одно правило? Должна ли я сначала узнать это правило? Если это так, думаю, она могла бы сказать что-то более толковое, чем просто \"ты зря тратишь время\"…»
Все эти мысли пронеслись в голове Фумико. Вслух же она задала один простой вопрос:
– Почему?
Казу посмотрела на Фумико в упор.
– Потому что эта женщина… призрак, – ответила она твердо.
«Призрак? Настоящий стонущий и вопящий призрак? Тот самый призрак, который появляется под плакучей ивой летом? Девушка только что сказала… или, может, я что-то не так поняла? Или что значит \"призрак\"?»
Фумико совсем запуталась.
– Призрак? – Да.
– Ты издеваешься надо мной?
– Нет, говорю как есть, она призрак.
Фумико была в замешательстве. Ее не очень-то волновал вопрос, существуют ли призраки. Пусть существуют. Но она не могла смириться с тем, что призраком была сидящая перед ней женщина в платье. Она казалась слишком реальной.
– Послушайте, я же ясно…
– …видите ее, – закончила предложение Казу.
Фумико была сбита с толку.
– Да, и…
Машинально Фумико протянула руку к плечу женщины в платье.
– До нее можно дотронуться, – Казу снова угадала ход мыслей Фумико.
Фумико положила руку на плечо женщины. Она чувствовала плечо женщины и ее платье, покрывающее мягкую кожу. Она не могла поверить в то, что это призрак.
Фумико осторожно убрала руку. И снова положила ее на плечо женщины. Она повернулась к Казу, как бы говоря ей:
«Я могу прикоснуться к ней; называть этого человека призраком – просто безумие!»
Но лицо Казу не выражало никаких эмоций.
– Она – призрак.
– Правда? Призрак?
Фумико прижалась своим лбом ко лбу женщины и бесцеремонно заглянула ей в глаза.
– Да, – ответила Казу с полной уверенностью.
– Ни за что. Я просто не могу в это поверить.
Если бы женщина парила над землей, и Фумико могла видеть ее, но не могла прикоснуться, это было бы хоть немного правдоподобным. Но к ней можно было прикоснуться, и у нее были ноги. Фумико никогда не слышала о книге, которую читала женщина. На вид это было самое обычное издание, правда, не из тех, что продаются на каждом углу. Все это заставило Фумико придумать свою версию происходящего здесь.
«Ты не можешь вернуться в прошлое. Это кафе не сможет перенести тебя по-настоящему в прошлое. Это всего лишь уловка, чтобы привлечь посетителей. Возьмем, например, бесчисленное количество нелепых правил. Это только первая преграда для клиентов, желающих вернуться в прошлое. Если клиент проходит эту первую, то должна быть и вторая преграда – для особенно упорных. И вот тут они упоминают призрака, чтобы испугать человека, заставить его отказался. Женщина в платье – всего лишь часть шоу. Она только притворяется призраком».
Эти мысли заставили Фумико проявить настойчивость.
«Пусть это ложь, но я не дам обмануть себя».
Она вежливо обратилась к женщине в платье:
– Послушайте, это будет недолго, пожалуйста, позвольте мне присесть здесь.
Казалось, будто женщина не слышала слов Фумико. Она продолжала читать, никак не реагируя на происходящее.
То, что Фумико полностью игнорировали, раздосадовало ее. Она резко схватила женщину за рукав платья.
– Стойте! Нельзя этого делать! – громко предупредила Казу.
– Посмотрите на меня! Хватит! Хватит меня игнорировать!
Фумико попыталась силой стащить женщину в платье с ее места.
А потом это случилось…
Внезапно женщина в платье открыла глаза и в ярости уставилась на Фумико.