Оставшиеся люди – многие тысячи! – реально выживали как могли. Многие в полном смысле слова голодали.
Но при этом никаких прикрученных скотчем мародёров я не видел ни разу. Никогда.
Никто не видел.
Даже в прифронтовых Донецке и Луганске, где всё грохотало, и за порядком, казалось бы, следить было некому, – ничего подобного не происходило. Никаких самосудов.
Тем более такого не наблюдалось где-нибудь в «тыловом» Краснодоне – откуда до передовой всё равно было ближе, чем из большинства украинских городов, где происходили народные расправы над «мародёрами».
И я всё никак не мог себе объяснить: что ж такое случилось в 2022 году во Львове, в Днепропетровске, в Кривом Роге и так далее? Что за страсть такая обуяла население – привязывать людей к деревьям и столбам? Прилюдно снимать и с женщин, и с мужчин трусы?
Да ещё и с участием полиции! Да ещё и с участием горожан!
Иные скажут: не вся ж Украина этим занималась.
Да, не вся.
Но она вся ходила мимо, и не пыталась помочь привязанным людям. Их что, всех это устраивало?
Или, может, они были запуганы в своей собственной, самой свободной в мире стране?
Надо было б спросить об этом у самой свободной в мире неполживой российской интеллигенции. Они же у нас такие специалисты по менталитетам. Они ж объяснили бы. Есть же хорошее, умное объяснение всему этому кошмару?
Почему в «холопском, колорадском, ватном» ЛДНР такого не было – а на территории «воли и чести» это было на каждом шагу?
* * *
Никогда не был противником украинского языка, и не очень люблю шутки про «телячью мову». Много читал поэзии на украинском языке, и какие-то стихи помню всю жизнь наизусть.
Но. Однажды нашёл я на освобождённых землях Херсонщины учебник украинского языка за 10-й класс. Я всё-таки не только в школе милиции и в школе губернаторов учился, но ещё и дипломированный филолог.
И, как филолог, – сообщаю: все эти их правила созданы – искусственно, и с одной-единственной безумной целью: максимально отдалить украинский язык от русского. Треть этих правил явно придумана в последние восемь лет, другая треть – в последние тридцать.
Наряду с иными преступлениями киевского политического режима считаю важным внести в список преступлений и это. Потому что порча языковой системы – это осмысленное уничтожение идентичности человека.
…Как-то спросил у Александра Захарченко: хорошо ли он говорит на украинском? Тот ответил: я его знаю, но с началом войны – забыл. И я понимаю, почему.
Киев сделал язык оружием для ломки сознания.
И вся эта история с безапелляционной подменой языка началась не вчера.
Не просто подменой русского языка украинским – даже в тех местах, где считающих себя русскими было до 70%. Но ещё и подменой родственного русскому языка малороссийского диалекта (на котором размовляла мать Гоголя и говорила мать Шолохова) – англо-польским галицийским хуторским выродком украинского языка: злобным симулякром, который киевские элиты с трудом учили все девяностые и нулевые.
Харьковский поэт Станислав Минаков ещё в 2008 году написал об этом прекрасные стихи. Но в те годы в России никто этого не услышал.
Русский язык преткнётся, и наступит тотальный хутор.И воцарится хам – в шароварах, с мобилой и ноутбуком.Всучат ему гроссбух, священный, фатер его с гроссмуттер:бошам иль бушам кланяйся, лишь не кацапам, сукам.Русский язык пресечётся, а повыползет из трясин-болотинотродье всяко, в злобе весёлой плясать, отребье.Но нам ли искать подачек в глумливых рядах уродин!Не привыкать – посидим на воде и хлебе.Перешагни, пере- что хочешь, перелети эти дрянь и мерзость,ложью и ненавистью харкающее мычанье!…Мы замолчим, ибо, когда гнилое хайло отверзлось,«достойно есть» только одно – молчанье.
* * *
В самом начале учебника украинского языка за 10-й класс, в разделе «Языковая норма», размещён портрет рок-исполнителя Вакарчука. Он как бы являет собой символ этой нормы.
Вакарчук, что бы ни говорили, – одарённый музыкант.
Кроме того, он – яростный сторонник Майдана. Всю войну Вакарчук колесил по прифронтовым городам, выступая на улицах.
Так у подростков происходит сцепка: майдан – школа – языковая норма – Вакарчук – война – норма.
Не могу не отдать им должное: поставленная авторами задача – выполняется. Кстати, и сам по себе учебник сделан увлекательно.
Обратим взоры к нашей реальности. Есть ли у нас свой Вакарчук?
Мог бы уже быть, я даже знаю имена претендентов, – но государство у нас с тонкими настройками не работает.
Ему – не надо.
А Украине было надо.
Поэтому у них в тероборону пошли в 2022 году тысячи вчерашних детей.
А у нас 99 из 100 топовых блогеров и рэперов, тоже вчерашние дети, пошли пешком в Грузию.
* * *
В учебнике украинского языка за 10-й класс настаивают – чтоб дети не перепутали и не забыли – на следующих правилах.
«Кофейник» говорить неправильно, надо – «кваник».
«Кава зi сливками» говорить неправильно, сливки у москалей, надо «з вершками».
«Тушене мясо» – неправильно, надо – «тушковане».
«Жарене ципля» (цыплёнок) – неправильно, надо «смажене курча».
«Щепотка соли» – нельзя: надо, чтоб «дрiбка соли».
Запомни, дитя! Иначе тебя будут бить по рукам и по губам.
Внимание, вопрос. Почему подросткам запрещают так говорить уже в школе?
Да потому что они так сплошь и рядом говорят! Потому что так говорят их родители! Потому что так говорят их дедушки и бабушки!
Они говорят: щепотка соли, тушёное мясо, кофе со сливками и кофейник.
Они говорят так везде и всюду – и это такая проблема, что в учебник, в букварь приходится загонять эти «дрибки» и «кваники».
Они не пишут там: «кофепот» (coffeepot) – неправильно, а «кваник» – правильно! Потому что на Украине никто не говорит на «кофейник» – кофепот. Там на кофейник говорят: кофейник. На сливки: сливки. И на цыплёнка – цыплёнок.
Именно это их и бесит, бесит, бесит.
* * *
Задача, поставленная перед собой авторами украинского учебника, последовательно выкорчёвывающего все русские слова из обихода, – полная перезагрузка мозга.
Надо, чтоб для будущего «украинца» Пушкин, Гоголь, Достоевский и Шолохов стали без перевода на украинский самым элементарным образом непонятны.
Иначе он прочтёт их – и ужаснётся, что главный украинский писатель Андрухович – это плохая, второсортная, убогая литература.
Ну ладно Пушкин! Он империалист.
Надо, чтоб одесская военная или портовая песня, или луганская шахтёрская песня, или донецкая казачья песня, или советская песня про Киев, – чтоб и они тоже стали непонятны.
Чтоб украинский ребёнок услышал «Ты ж одессит, Мишка, а это значит, что не страшны тебе ни горе, ни беда» – и не опознал там ни слова.
Иначе в нём однажды проснётся одессит Мишка – и выплюнет из себя бережно выращенного гомункула.
* * *
18 мая 2022-го в сети появился ролик: Алексей Арестович, советник Офиса украинского президента, целый украинский подполковник, катался в огромном игрушечном танке, с наслаждением валяя дурака. Видимо, где-то во дворе собственного дома играл с детьми, изображая бой.
Ну, все мы играем с детьми. Но он это ещё и выложил – как раз в дни ужасных боёв.
В России, да и на Украине тоже тогда многие писали, что он сошёл с ума.
Нет, конечно.
Вижу этого персонажа совсем иначе.
Мы даже не представляем себе тех степеней, до которых он презирал всю свою сознательную жизнь Украину, украинцев, добробаты, генералов ВСУ, прочее.
В абсолютной степени презирал.
Он, скорей всего, с детства любил какую-нибудь неожиданную и странную книгу, или странный фильм, – и пребывал там, внутри когда-то поразившей его истории, или нескольких историй.
Возможно, это была книга про Незнайку.
Или фильмы братьев Коэн: «Большой Лебовски», «Субурбикон», что-то такое.
Вся эта звериная серьёзность украинской квазиполитики ему была омерзительна. Он всегда втайне хотел, чтоб они все умерли, испарились, исчезли. Но играл в эту игру, в эту роль, потому что она как бы получилась у него. Он в неё врос, к ней привык – а все остальные роли у него не получились. Он же не философ, не актёр, не актор. Он – фокусник на крови, на самой большой украинской трагедии.
Поэтому он кривлялся, никого не любя, ни во что не веря, – но надеясь, что как-то правильно доиграет хотя бы эту роль…
Иногда он вытаскивал свой подарочный красивый инкрустированный пистоль, и думал: не застрелиться ли? С видом Андрея Миронова из фильма «Мой друг Иван Лапшин» то к уху его приставлял, то к глазу, то к сердцу, то в рот засовывал…
«Нет, всё слишком отвратительно», – решал он, и, сплёвывая кислую слюну, прятал оружие.
Всё вокруг было такое отвратительное, что даже стреляться не хотелось.
Но лучше всего у него получалось играть в «Олега Меньшикова» из первой части «Утомлённых солнцем». Помните, когда там Меньшиков валял дурака в финале, осознавая, какой он бес? Вот так же играл Арестович в своём игрушечном танке.
«Вы все ублюдки, я желаю всем вам гореть в аду, потому что вы отняли у меня честь и совесть, отняли у меня – меня. И вот я еду на танчике, и я всех вас видел в гробу: воинов света, киборгов, мокшан, лягушатников, фрицев, но больше всего, конечно же, хохлов, особенно хохлов – хохлов как вид…»
* * *
Осенью 2022-го Алексей Арестович неожиданно поделился любопытными размышлениями о чертах украинского национального характера.
Он определил две таких базовых, но при этом теневых черты этого характера.
Первая – «жлобство».
«Жлобство – это искусство отстаивать свою границу межи на огороде в ситуации, когда цивилизованное разрешение спора невозможно. Поскольку такие конфликты были постоянным фоном становления национального характера, наша коллективная Тень пошла этим путём», – написал Арестович.
Он вывел и формулу жлобства: агрессивная уверенность в своей тотальной правоте плюс недопущение даже мысли о возможной правоте соперника, плюс умение оскорблять, не переходя решительной черты, после которой взаимодействие переходит в смертоубийство.
Арестович отдельно отметил, что с началом войны восемь лет назад оформился очень специфический вид жлобства: жлобство плюс патриотическая повестка:
«Вопрос “Чому не державною?”
[1] – лишь первая ступень. Жлобы всех мастей очень быстро сообразили, что достаточно к любому жлобскому наезду добавить патриотический слоган – и ты теперь вечно прав, и даже активно поощряем коллегами в своём жлобстве. Вот и расцвёл пышным цветом у нас целый кластер жлобов – “жлоб дерзкий и патриотический”. Причём в этом позволяют себе активно упражняться и политики, и лидеры общественного мнения, роняя достоинство страны с упорством, достойным лучшего применения».
Второй теневой чертой украинского характера, по мнению Арестовича, стала «нечеловеческая жестокость».
Он предложил вспомнить, как расправлялись с противниками во время восстания Хмельницкого и во время Волынской резни.
При этом лукаво уточнил (повинуясь тому самому жлобу, которого только что описал и осудил), что в ныне идущей войне этого не наблюдается:
«…в противном случае на каждом дереве висели бы трупы повешенных оккупантов со вспоротыми животами – как в старые “добрые” времена».
«А значит, мы учимся и прогрессируем».
Это дало Арестовичу надежду на то, что и со жлобством в будущем удастся справиться.
На самом деле, украинские разнообразные военные перестали на камеру добивать пленных и кромсать живых людей на куски, а украинские гражданские прекратили клеить людей к столбам и резать соседей-сепаров прямо в подъездах, на пороге собственных квартир, – исключительно из-за «дорогих европейских партнёров», поставщиков оружия. Чтоб европейцев не смущать. А то европейцам было бы несколько неудобно поставлять оружие жлобам и садистам. Европейцы ведь такие чувствительные.
…Как бы то ни было: никаких иллюзий касательно среднестатистического «украинского патриота» Арестович никогда не питал.
* * *
«Работа женщин в сфере контрразведывательной агентуры очень эффективна, – похвастался известный деятель украинского СБУ. – Это лучшие агенты, настоящие амазонки в сфере контрразведывательной деятельности, осуществляющие мегафилигранные агентурные проникновения».
…Если в переводе на русский – он высоко оценил профессиональные качества украинских проституток. Потому что 99% украинской «женской агентуры» – это проститутки.
* * *
Сергей Жадан, крупнейший украинский писатель, неоднократно издававшийся в России, активный участник Майдана 2014-го, к 2022 году дозрел до следующей формулировки:
– Я бы вот эту фразу «Пушкин не виноват, что родился Путин» вообще сократил бы до «Пушкин не виноват, что родился». Правдивее будет.
Так на наших глазах Андрий Бульба жрал одну душу за другой.
Следом Жадан начал выкладывать в сети фотографии ещё сохранившихся на Украине памятников Пушкину, подписывая: «Дальше продолжаю ни на что не намекать и ни к чему не призывать».
Тем самым намекая и призывая, что Пушкина пора валить.
Пушкина, который написал гениальные стихи «Тиха украинская ночь…». Чья жена была прапраправнучкой гетмана Дорошенко. Чьи дети, значит, были отчасти малороссами.
Так потомки Мазепы праздновали свой бал.
Напомню, что в само́м украинском народе слово «Мазепа» было двести лет ругательным. Оно являлось синонимом слова «Иуда».
Жадан был известен на Украине ещё и как активный поставщик снаряжения и средств связи для нужд ВСУ и добробатов.
Всё это не помешало в 2022 году Сергею Жадану получить Премию мира от немецких книгоиздателей. Премия, как сообщали медиа, была присуждена за «выдающийся вклад в утверждение идей мира». Призовой фонд премии составлял 25 000 евро.
Немцы, ах, немцы.
Помню, лет десять назад я тоже едва не получил крупную немецкую литературную премию. Немцы были готовы дать, и всё немецкое жюри проголосовало – «за».
Но тут явилась целая делегация русскоязычных беженцев от московской тирании и объявила немцам: этот ваш Захар – империалист, милитарист, сталинист, православный мракобес и даже антисемит. Так и сказали.
И немцы тут же сдались, и всё переиграли.
А с Жаданом – как по маслу всё прошло. Ни Бандера, ни Шухевич, ни факельные шествия – ничего им не помеха.
Теперь каким-то диким кажется тот факт, что до 2014 года Жадан придерживался социалистических убеждений. Красные флаги уважал, всё такое.
И плавно, даже не переезжая, переселился в страну, где всё краснознамённое наследство затоптали.
И за деятельное участие в этой работе был отмечен.
* * *
Как-то раз российский филолог Валерий Шубинский сообщил в своей социальной сети, что все «приличные люди» в нашей литературе – на «правильной стороне».
По поводу чего русский поэт Игорь Караулов не преминул резонно заметить, что «правильная сторона» Шубинского – это та, которая убивает русских солдат.
Ну да, а чего тут стесняться? Если прямым текстом – то, увы, вот так.
Все эти наши миротворцы, стоит запомнить раз и навсегда, – не за мир. Они за то, чтоб русские проиграли.
Чтоб русские проиграли, надо, чтоб их очень много погибло.
Иные могли б спросить в ответ: а кто вообще такой этот Шубинский?
Вообще, Шубинский – известный филолог, его жизнеописания Ломоносова, Хармса, Ходасевича и Гумилёва многие годы продавались в каждом приличном российском книжном магазине.
Главная проблема Шубинского была не в том, что он выступал против, ну, скажем, всё того же Караулова, или Долгаревой, или Пегова.
Проблема Шубинского заключалась в том, что он выступал против собственных персонажей.
Он утверждал: «все приличные люди на правильной стороне» – но Ломоносов и Гумилёв никогда б на этой стороне не оказались.
И Пушкин не был бы на стороне Шубинского, и Достоевский. И даже Тургенева там никто б не разыскал при всём желании. И Лескова тем более. Льва Толстого там тоже нет, и Алексея Константиновича Толстого – нет, и Чехова – нет, и тем более Михаила Булгакова.
И я даже не думаю, что другие персонажи книг Шубинского – Хармс и Ходасевич – оказались бы на его стороне.
Потому что Шубинский занял сторону, противоположную русской классической литературе.
Но, да, на его стороне пребывали в первой четверти XXI века Быков, Акунин, Иртеньев, Улицкая и Слаповский. Тут не поспоришь.
Сам Шубинский родился в Киеве.
Но все годы русско-украинской войны – жил, писал, издавался тут. На нашей стороне.
* * *
Наша либеральная культурная среда последние тридцать лет вытирала ноги о правоверную советскую поэзию.
Константина Симонова еле-еле признавали, но вообще было общим местом, что он – «сталинист, заблуждался, поздно раскаялся».
Ольга Берггольц нужна была лишь потому, что сидела в тюрьме НКВД, и первого мужа её расстреляли. Однако стихи её в либеральный канон включены не были – так, на облучке уцепилась. Дневники – переиздавали, а стихи – крайне выборочно: чтоб красный флаг даже не мелькнул. Она ж советской поэтессой была от начала и до конца.
Алексея Суркова вообще за человека не считали: он же был крупнейшей номенклатурной фигурой в советской поэзии. С начала девяностых его и переиздавать перестали.
И что бы вы думали?
Когда в 2022 году возник обвальный интерес к донбасской поэзии, из либерального лагеря вдруг раздались брезгливые голоса: «…разве это стихи? Нет, это не Симонов, не Берггольц, не Сурков. Да и никогда б те поэты так себя не повели б, как нынче их наследники».
Короче, так.
Сурков и Симонов ездили и воспевали все военные конфликты, куда их Родина направляла. В частности, Сурков написал отличный цикл о финской войне, а Симонов по Халхин-Голу отчитался. Берггольц не сломили в её государственнической позиции даже те страшные испытания, что она перенесла во второй половине тридцатых.
Достойны ли Анна Долгарева, Мария Ватутина, Анна Ревякина, Семён Пегов, Игорь Караулов перечисляться с их предшественниками через запятую по уровню поднятых тем, по мастерству?
Да. Безусловно.
* * *
Был такой в прошлом российский певец – Евгений Фёдоров, лидер группы «Tequilajazzz».
Как только началась война, он в знак протеста съехал в Финляндию.
И рассказывал потом в интервью всё то, что они обычно рассказывают: Россия зла, чудовищна, противна, а Финляндия входит теперь в НАТО, «…а моё, – тут внимание! – финское окружение – целиком против», «…они все левых взглядов», и поэтому против, и вообще в целом финны против, но «решение уже принято».
И дальше – опять: до чего ужасна Россия, какая там деспотия, какая тирания, какой кошмар.
И я удивлялся, читая: как же у человека ничего даже не перещёлкнуло в голове.
Ну ладно, Россия плохая, обидела Украину, а во главе России тиран. Но ведь только что у тебя на глазах унизили целую страну, загнав в ненужный этой стране военный блок, растоптали саму идею демократии, суверенитет, здравый смысл финнов – и тебя ничего не смутило?
Ответ: их никогда ничего не смущает.
Российские беглецы в любые эпохи едут из своей страны – в страны, которые тоже воюют, причём порой воюют непрестанно, годами, десятилетиями. В которых зачастую не работают многие демократические институты. В которых действует внешнее управление.
Которые, наконец, могут с высокой степенью вероятности начать войну против твоей вчерашней страны, где живут твои соседи и родители. Бомбить твою страну и убивать.
…И ничего их, говорю, не смущает.
Даже не вспоминаем про такую мелочь, что знакомые Фёдорова в Финляндии – левых, социалистических взглядов – живут, как из России кажется, в цветущей капиталистической стране. О таких забавных деталях наши либералы даже не задумываются. Наверняка Фёдоров решил, что эти буржуи с жиру бесятся.
«Чего им не хватает? Развитой капитализм, НАТО, протекторат США, Путина нет – о чём ещё можно мечтать?»
Наши неполживцы – носители самого элементарного холопского сознания. Пить текилу, слушать джаз, молиться на Голливуд, верить в статую Свободы.
О самой свободе и не ведать.
* * *
Как хотите, но считаю это личной своей победой.
С 2014 года вопрошал: почему на Украине, как Майдан или ещё какой гудёж – там Вакарчук выходит петь. А что про него ни говори – это всё равно «культурный продукт». А у нас, как подступает очередной красный день календаря или ещё какое гулянье – там бесконечные верабрежнева и сергейлазарев.
Я писал: на Украине тоже есть попса, и даже нашей хуже, но они не зовут эту попсу петь на свои национальные праздники. А мы зовём! Мы! Народ великой песенной культуры!
А уж с 24.02.22 я криком про это кричал: избавьте ж наконец нашу страну от ваших радужных птиц. Позовите мужиков с гитарами!
Просил-просил-просил (справедливости ради: это уходило в СМИ, и журналисты этот крик поддерживали, спасибо им) – и вот 22 августа 2022 года отмечали День флага России.
И там – па-да-дам! – пели «Калинов мост», «Чайф», Сергей Бобунец, Серьга, 7Б, Скляр и 25/17. Знаете, что́ этих людей отличает? Все они либо выступали на Донбассе, либо помогали Донбассу – и деньгами, и, кстати, песнями.
Ненадолго, чует моё сердце, эти изменения случились, но хоть раз… хоть во время войны… стыда этого не чувствовать за то, что поют на Родине моей.
* * *
Андрей Решетин, легендарный Рюша – мой славный приятель, невероятного уровня музыкант. Бывший скрипач «Аквариума», сумевший не просто заменить своего великолепного предшественника Александра Куссуля, но дать совсем иное звучание всей группе. Его скрипка в «Русском альбоме» БГ несла не меньшую смысловую нагрузку, чем тексты песен. Я просто влюбился в Решетина после этого альбома.
Когда осенью 2022 года, в свои 59 лет, он ушёл на фронт, подумалось вот что.
Поступок Рюши – добрейшего человека, музыканта мирового уровня – стал пронзительной высоты ознаменованием нелепости и никчёмности поведения тех его товарищей по ремеслу, что съехали из страны.
Сам Рюша, впрочем, осудил бы меня за эту, столь чуждую ему, дидактичность. Помню, я всё пытал его: «Ну как же мог Гребенщиков так поступить – после всех своих православных песен, после “Русского альбома” и “Древнерусской тоски”?» – на что Рюша отмахивался: «Ну, он художник, он где-то не здесь».
Нет, хочу я сказать, это Рюша – художник, и Рюша – не здесь.
А эти все как раз – здесь. На земле. Напрочь приземлённые.
* * *
За четыре года Отечественной войны во фронтовых концертах участвовали 42 тысячи артистов. Это не считая тех, что ушли добровольцами на фронт и воевали.
Совокупно за годы Великой Отечественной артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч. Не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной армией артисты, по сути, прошли всю войну.
Сейчас нам обязательно скажут скептики: не надо путать всякую войну с Отечественной.
Ну, я тогда ещё раз не поленюсь напомнить, почему эта работа так быстро дала в Отечественную невероятного уровня результаты. Почему тысячи артистов, композиторов, поэтов, музыкантов тут же оказались во фронтовых бригадах, а то и на фронте.
Потому что эта система была построена задолго до. Была построена и работала – до этого.
Уже в Гражданскую войну, в 1919-м, вышло два декрета о том, что артисты должны выступать на фронте перед фронтовиками. После окончания Гражданской войны – это мало кто знает – все театры, включая Большой, были обязаны два раза в год, в День Красной армии 23 февраля и на 7 ноября, давать бесплатные концерты.
Далее система отрабатывалась на финской, на Халхин-Голе, во время польских походов, из года в год. Потому что государство видело это своей задачей.
Именно поэтому к 1941 году у Лидии Руслановой за плечами уже было две войны. Ещё в Гражданскую она придумала свой сценический образ: крестьянский костюм с платком, сарафаном и душегрейкой. А за несколько месяцев финской войны Русланова дала 101 концерт. Пела артистка в тридцатиградусный мороз: холод пробирал насквозь. Чтобы не заболеть, она пила популярное в те годы лекарство – красный стрептоцид. За что и получила от коллег прозвище «Лидка-Стрептоцид».
Так было.
42, говорю, тысячи артистов.
А сейчас – 42 примерно. За восемь лет.
И дело даже не в том, что это было нужно там, на фронте. Это было нужно самим артистам.
Быть со своим народом там, где он был. Пусть даже и к несчастью.
* * *
В 2022 году минкульт Украины бросился, как ошпаренный, готовить проект закона об особом статусе английского языка в Украине.
«Необходимо реализовать те вызовы и задачи, которые должны помочь украинскому обществу овладеть английским языком и предоставить ему высший статус», – сказал украинский чиновник.
«Высший статус»!
Им нужно было не суету наводить, а элементарно признать английский язык – государственным.
Главным на Украине.
Единственным.
Единственно возможным.
Неоспоримым.
С большой буквы. Языком.
И провести исследование, доказывающее, что в древнем-древнем Киеве изъяснялись в основном на английском.
Украине не привыкать: полстраны мову так и не выучило, хотя мова – едва ли не главный в галактике язык, пользуясь которым, мокша научилась двигать челюстями и выдумала стихи Пушкина.
Какая проблема в том, что девять десятых страны и английский не будут знать? Свой родной киевский мовный английский. Когда это мешало кому-то на Украине?
* * *
«Парадокс, – написали мне однажды из Украины. – В России большинство населения слишком долго не доверяло власти: все девяностые точно. Достаточно серьёзно российскую власть лихорадило в нулевые.
В то время как на Украине народ регулярно и пылко влюблялся в политиков. Вспомним фанатиков Ющенко, фанаток Юлечки Тимошенко или секту Порошенко. Да что там говорить: и Зеленский был любимцем публики во время предвыборной кампании.
Всё это время украинцы кричали о рабском сознании русских.
Украинцы – вечно, всегда, постоянно, из года в год доверявшие политикам как дети, напрочь лишённые критического мышления (иначе Украина не стала бы полигоном нейропсихических испытаний, а затем и шоурумом оружия) – эти украинцы говорили о скептичных, недоверчивых, хмурых русских, вечных нигилистах, что у них – рабская психология».
Не всё так, безусловно, – но мысль любопытная.
* * *
«Главная проблема с освобождением Донбасса – это живущие там люди», – заявил как-то глава Национальной полиции Украины.
Люди у них проблема, смотри-ка ты.
В разгар войны на той стороне печалились, что «освобождение Донбасса будет отличаться от процессов на других территориях тем, что за восемь лет жители были отравлены российской пропагандой».
«Дети, родившиеся в 2014–2015 годах, пошли уже во второй класс, – бубнили с той стороны. – Большие территории, которые уже восемь лет не слышали украинского языка. В которых воспитывалась и пропагандировалась ненависть ко всему украинскому, к Украине. Поэтому главная проблема – это люди».
Не стоило стесняться. Надо было прямо говорить, что главная проблема – донбасские дети.
Что стоило б сказать в ответ, если б та сторона способна была услышать.
За 8 лет на Донбассе не снесли ни одного памятника украинским деятелям, не переименовали ни одной улицы, а в школах при Александре Захарченко украинский оставался вторым государственным.
Всё, что там, на той стороне, говорили о Донбассе – они говорили исключительно о себе.
На российских каналах все эти 8 лет заседали украинские эксперты, и любой человек мог выбрать, чья точка зрения ему ближе. Включая донбасских детей.
Киевским упырям такая степень свободы и не снилась.
Формулировать им надо было иначе: «На Донбассе выросло поколение свободных детей. Мы не успели их зомбировать. Мазепиной отравой не смогли по ложечке накормить».
* * *
Главнокомандующий вооружёнными силами Украины Валерий Залужный сказал прямым текстом: русских надо убивать.
«И самый главный опыт, который у нас был, и тот, который мы исповедовали почти как религию, заключается в том, что русских надо убивать, просто убивать, а главное, не бояться это делать».
Командующий объединённой российской группировкой войск Сергей Суровикин сказал: украинцы – братский народ.
«Мы с украинцами – один народ», – произнёс он голосом, которым можно двигать небольшие предметы, и пожелал братскому народу жить независимо от НАТО.
Вообразите на миг, что было бы, если б случилось наоборот.
Если б Суровикин произнёс: украинцев надо убивать, и чем больше, тем лучше.
Весь мир бы грохотал, орал, принимал резолюции.
А тут какая была реакция? – ну, наш украинский мальчик погорячился, сказали. Но в целом его можно понять, сказали. Он так страдает, так взволнован, этот прекрасный полководец Залужный.
И не надо заливать, что реакция иностранцев была продиктована тем, что «Россия напала».
Когда начинался Донбасс – было то же самое. План был тот же самый. Русских надо убивать. Всех, кто за русских, – надо убивать. Убивать русских – норма.
Это читалось в каждом жесте, в каждой резолюции, в каждом заявлении.
Потому что это, увы, общее место европейской цивилизации.
Мы здесь этому и не удивляемся: они убили 27 млн русских.
Но поразительно, что это стало общим местом и для огромной части нашей интеллигенции. Их – позиция Залужного не тронула и не удивила.
А нас не тронуло и не удивило, что их не тронула и не удивила позиция Залужного.
Но нет-нет – и ощущение некоторого безумия в происходящем настигает тебя.
* * *
Попытка взять Киев в феврале 2022 года и надежда на переворот там (ведь на киевское олигархическое подполье потрачены были немыслимые деньги!) – результат того, что наш главнокомандующий был введён в заблуждение.
Ну, тут объективные обстоятельства: с украинской стороны тоже не спали, американская разведка им очень помогла.
Обращение главнокомандующего в марте к генералитету Украины с предложением о переговорах тоже было результатом того, что главнокомандующий был введён в некоторое заблуждение. На этот раз – о том, что украинский генералитет способен к самостоятельным решениям подобного толка.
Вывод войск из-под Киева, Чернигова, Сум – судя по всему, с гарантией (данной нашим МО), что взамен будет разбита донбасская группировка противника и полностью зачищена территория Донбасса, – продолжение истории. Главнокомандующий, верим, что невольно, но был введён подчинёнными в частичное заблуждение.
По Харьковской области всё понятно. «Перегруппировались», как нам объяснили штатные пропагандисты, – на самом же деле потерпели в августе 2022 года сокрушительное поражение: просто потому, что там элементарно не было необходимого количества российских войск. Первую линию обороны прорвали – и всё посыпалось. Но наверх ведь докладывали, что на месте полный порядок. Ещё потом докладывали, что вывезли всех сочувствующих из числа местного населения, но тоже… увы, ложь. Обманули.
Сразу после этого главнокомандующий иронически оценил украинское наступление, сказав, что да, наступление идёт, но «посмотрим, чем это закончится». Судя по всему, ему и тогда обстановку докладывали не вполне корректно. По итогам мы потеряли ещё и Красный Лиман.
Ввели в заблуждение, когда было принято решение о вхождении Херсонской области в состав Российской Федерации. Никто б такого решения, кажется, принимать бы не стал, когда б оценивали перспективы предельно трезво и знали, что у нас не хватит сил для того, чтобы на данном этапе удержать правобережье области.
В сущности, если смотреть совсем сверху, в масштабах большой истории, – за всем перечисленным ничего непоправимо катастрофического не таится. Ну, вот так всё. Методом проб и ошибок.
У товарища Сталина были не менее катастрофические ошибки в финскую. После, между прочим, блистательно проведённого польского похода. Тут напрашивается рифма с нашими операциями в Карабахе и в Казахстане накануне СВО – где всё прошло как по маслу и наделило нас ощущением всемогущества.
Ещё более страшны были немыслимые ошибки периода 1941-го и 1942-го. А человеческие и территориальные потери, что понесли мы тогда, – ужасны.
Но это не значит, что надо замалчивать очевидное.
Очевидно, что мы никак не научимся трезво оценивать свои ресурсы и силы.
Помните, как генсек Андропов говорил? «Мы не знаем страны, в которой живём».
Если и есть опасный симптом – то вот этот.
Потому что страны, о которой говорил Андропов, вскоре не стало.
* * *
Первые двадцать с лишним лет своего правления Владимир Путин ориентировался, конечно же, на российских императоров.
На Александра I, участника всех европейских дел, победителя, иногда либерала, впрочем, понятного Путину и в последней, мифологической его ипостаси – отшельника Фёдора Кузьмича: «…сбежать бы от всех вас, да дела всё, дела».
Или, может быть, отчасти даже на Николая I: давя декабристов новейших времён без мстительного чувства, но неуклонно.
И на миролюбивого Александра II тоже.
Судьба, казалось бы, вела его по этим путям вполне благосклонно.
Но вывела – на то плато, где он был самой эпохой вынужден бросить вызов «белому господину», «золотому миллиарду», Европе, Америке.
И о Путине стали говорить: он теперь как Фидель Кастро, он теперь как Че.
Да, да, но, друзья мои, Кастро и Че – это всё дети. И даже Сталин – тоже ученик и наследник.
Они все трое – дети того, кто спрятан в задрапированном Мавзолее. Там отец их и воспитатель.
И, вопреки всему, именно его опыт оказался максимально близок нынешнему Путину. И в этом есть великая мистика политической судьбы.
Ну ок, «Архипелаг ГУЛАГ» в учебники. Ну ок, личное присутствие на открытии памятника Солженицыну. Ну ок, доверимся советникам, которые лукаво убедили темнейшего, что «Ленин создал Украину» (нет).
И здесь мироздание извернулось наизнанку, и судьба вдруг предложила ему не императорское благочиние, а штурвал вождя, свершающего всемирный поворот и ломку очередной формы мирового колониализма.
А Ленин, конечно же, повторим в который раз, не «Украину создавал», а крушил мировые колониальные империи, перезагружая свою, небывалую – чего бы он сам по этому поводу ни думал. А что на самом деле он думал, готовя походы на Варшаву и на Константинополь, мы с вами никогда не узна́ем.
И сегодня всё тем же крушением мирового колониализма невольно занят человек, который видел себя, говорю, то ли Александром I, то ли Александром II, то ли Александром III.
Но выбор ему предоставили совсем другой: либо Николай II, либо этот вот. Задрапированный.
* * *
Узница Освенцима сказала попавшим в лагеря детям-сиротам: если вас обещают убить, верьте им.
И мы говорим теперь снова.
Если вас обещают отменить: верьте им.
Если сносят памятники вашим дедам и прадедам – снесут и вас.