Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

МАКСИМ. Не понял?

САША. Как-то это… Все-таки я замужем.

МАКСИМ. Сами понимаете, в наше время это не препятствие. Вернее, легко преодолимое препятствие. А он здоров?

САША. Кто?

МАКСИМ. Ваш муж?

САША. Да, вполне.

МАКСИМ. Вы, мне кажется, тоже. Следовательно, ребенок родится тоже здоровым. Правда, не от меня, но, в конце концов, не надо на этом зацикливаться. Отец не тот, кто… а тот, кто воспитывает. Вы хотите своему сыну счастливой судьбы?

ПЛОД. Хочет! Хочет она, хочет!


Отходит в сторону, нервно курит.


САША. Я, конечно, хочу… Но… Вы делаете это предложение… потому что обиделись на вашу девушку… То есть порыв…

МАКСИМ. Отнюдь. Я долго думал. Всю ночь. И я не только из-за вашего сына, вы мне действительно понравились. Я о вас вспоминал, и… если хотите, вы идеальная девушка для меня. Просто мне не повезло, не встретил вас раньше.

САША. Но вы ничего обо мне не знаете. Кто мои родители…

МАКСИМ. Это неважно.

САША. Какое у меня образование, есть ли оно вообще.

МАКСИМ. Я же вижу, что есть. По глазам вижу. У вас глаза умной и начитанной девушки.

ПЛОД. Ага, щас прям! Последнюю книжку три месяца назад в руках держала. И книжка-то дрянь. Ее тело распласталось на полу, стройные ноги были обнажены до самых бедер. Оттуда струилась алая кровь. Чувство вожделения боролось в нем с чувством долга!

МАКСИМ. Вам нехорошо?

САША. Просто прислушиваюсь…

МАКСИМ. Наверно, это приятно: прислушиваться к жизни в себе.

САША. Вот что, Максим… Я…

ПЛОД. Я должна подумать!

САША. Я…

ПЛОД. Я должна подумать! Кесарево! Перитонит!

САША. Я… Я должна подумать…

МАКСИМ. Конечно. Я понимаю… (Берет ее за руку). Ты мне все больше нравишься. С каждой минутой.

САША. Спасибо. Я пойду… У меня процедуры…

МАКСИМ. Конечно. Конечно… До завтра, хорошо?

САША. Да.


Максим уходит.


САША. Что мы делаем, а?

ПЛОД. Все правильно делаем! Мужчина влюбился, чем ты недовольна?

САША. Но я-то его не люблю!

ПЛОД. Ну и что? Он что, урод? Старик? Не люблю! Послушай, что я тебе скажу. Это ваша половая любовь — это сплошной ужас! Я бы половую любовь запретил законодательным порядком! Понимаю, что нельзя, а жаль. Нет, я бы так, я бы в загсе спрашивал жениха и невесту: любите друг друга? Любите? До свидания! Потому что половая любовь и желание иметь детей не имеют между собой ничего общего! Юноша лезет на девушку, он что, думает: сейчас сделаю ребенка? Нет, он думает: сейчас получу удовольствие! А девушка, когда раздвигает ножки, она что думает? А, что говорить, сама знаешь! Любовь! Прямо, блин, культ сделали из этой самой любви, все хвастаются: ах, я люблю, поздравьте меня! А я тебе скажу: все беды на земле из-за этой самой половой любви! Потому что так устроено, что ее всегда не хватает! А хватало бы, сидели бы все тихо и спокойно, никто не воевал бы, никто не старался нахапать денег столько, что за всю жизнь не прожрать и не пропить! Долой половую любовь!

САША. Ты где наслушался такой ерунды?

ПЛОД. А спать не надо, когда интересные передачи по радио передают! Ты-то спала, а я слушал! Там еще сказано было: нет ничего превыше мира в семье! А мир в семье возможен только тогда, когда никакой любви нет, а есть дружная семейная дружба!

САША. Как это?

ПЛОД. А так! Никто никогда никого не любит одинаково! Всегда один меньше — другой больше! И начинается! Тому, кто больше, обидно, он начинает подозревать того, кто меньше! А тому, кто меньше, его напрягает любовь того, кто больше! Вы, то есть человечество, попали в страшную засаду из-за этой своей любви, из-за нее у вас ни мира, ни покоя! Один только СПИД!

САША. А ты — не человечество?

ПЛОД. Не лови на слове! Все еще в моих руках. Если ты хочешь родить меня в хлев, где семь человек, папаша бездельник и мудак, и где кроме вашей пресловутой любви ничего нет, я рождаться отказываюсь!.. Мам, ты подумай спокойно. Я тебе дорог? Дорог я тебе?

САША. Конечно.

ПЛОД. Мое будущее тебе важней всего?

САША. Да, но я тоже жить хочу.

ПЛОД. Все. Я все понял. Так бы и сказала. Ты тоже жить хочешь. Все ясно. Преждевременные роды, обвитие пуповины, поздравляю!

САША. О, господи! (Сгибается в три погибели). Мама! Позовите кого-нибудь! (Ложится боком на диван).


Плод прячется за нее. В это время появляется Ольга.


ОЛЬГА. Мне тетя Таня странные вещи рассказала… Тут Максим был, говорил с тобой. О чем?

САША. Оля, позови врача…

ОЛЬГА. О чем он говорил с тобой? Почему не вызвал меня? Ты ему сказала, да? Сказала, что у меня дочь? Продала, да? Отвечай!

САША. Я просто сказала…

ОЛЬГА. Она просто сказала! Вот почему он меня не хочет видеть! Да я тебя просто убью, я убью тебя, понимаешь ты это?

САША. Врача! Пожалуйста!

ОЛЬГА. Он что, замуж тебя звал? Я его знаю, он все решает в один момент!

САША. Я не собираюсь за него замуж! Я ничего вообще не хочу! Я просто хочу нормально родить ребенка! И все! И больше ничего! Родить ребенка — и уехать от вас от всех! Почему я не могу спокойно и нормально родить ребенка? Я устала! Я больше не могу!

ОЛЬГА. Мучаешься? Помучайся, помучайся! Это тебе наказание за твою подлость! (Вскрикивает). Ой, мама! Ой! (Ложится рядом с Сашей). Врача, пожалуйста! Кто-нибудь!


Появляется тетя Таня.


ТЕТЯ ТАНЯ. Вот орут-то. Как дикие кошки просто.

САША. Тетя Таня, кого-нибудь!

ТЕТЯ ТАНЯ. Не ори, слышу. Чего разлеглись вообще? Рожать собрались? Ну, пошли рожать, где положено!

САША. Не можем!

ТЕТЯ ТАНЯ. Сможете!


Помогает женщинам встать и уводит их, они стонут.
Затемнение.

День.
Максим сидит с цветами, ждет.
Пьяный вдрызг Валентин входит, не обратив на него внимания, трясет решетку.


ВАЛЕНТИН. Саша! Сашка! Я разнесу сейчас ваш инкубатор! (Появившейся тете Тане). Тетка! Позови мою жену!

ТЕТЯ ТАНЯ. Милицию я сейчас позову! Ты чего хулиганишь?

ВАЛЕНТИН. Я не хулиганю. Позови жену, сказано!

ТЕТЯ ТАНЯ. Кого конкретно? Фамилия?

ВАЛЕНТИН. Моя фамилия! Потому что она моя жена!

ТЕТЯ ТАНЯ. А твоя как фамилия?

ВАЛЕНТИН. Ну, ты даешь! Что я, своей фамилии не помню? И учти, между прочим, эту фамилию скоро будет знать вся страна! Знаешь, почему?

ТЕТЯ ТАНЯ. В сводку происшествий попадешь?

ВАЛЕНТИН. В чарт! В топ-десятку! Валентин Дюкин, ура! Кстати, это моя фамилия. Дюкин.

ТЕТЯ ТАНЯ. Дюкину выписывают.

ВАЛЕНТИН. Куда?

ТЕТЯ ТАНЯ. В Англии рожать будет. Вот тоже смешно. Если ребенок хочет родиться, он и тут родится. А если не хочет, то и в Англии застопорится.

ВАЛЕНТИН. Тетка, ты говоришь ерунду! Как может ребенок хотеть или не хотеть?

ТЕТЯ ТАНЯ. Сам ты ерунда. Сорок лет тут работаю, насмотрелась. Приходит девушка, худенькая, больненькая, жопка с кулачок, манденка с наперсток, карандаш не просунешь, а рожает вдруг мужика на пять кило и рост шестьдесят! И, главное дело, ни одного разрывчика, выскользнул, как сопля из ноздри, прости, Господи. А другая — и корма у нее, и мышцы тренировала, все делала правильно, а не идет, хоть ты тресни! Упирается ребенок, не идет!

ВАЛЕНТИН. Чего он упирается, чудак? Куда ему деваться?

ТЕТЯ ТАНЯ. А мы все не такие? Тоже знаем, что деваться некуда, а упираемся!

ВАЛЕНТИН. Как-то это все неправильно.

ТЕТЯ ТАНЯ. Когда все будет правильно, жизнь перестанет.

ВАЛЕНТИН (до него вдруг доходит). Минутку! Какая Англия, не понимаю? Мы с ней так не договаривались!

ТЕТЯ ТАНЯ. Другие договорились!

ВАЛЕНТИН. Кто?!


Появляется Саша. Одета. С нею Плод, который необыкновенно похорошел. Матросский костюмчик. Причесан, умыт. Чинно держит Сашу за руку. Тетя Таня открывает дверь.


МАКСИМ. Красавица моя… (Идет к Саше).


Саша медлит возле Валентина, который держится за решетку, чтобы не упасть от нахлынувших неприятных чувств и выпитого алкоголя.


ПЛОД. Пойдем, пойдем! Ты видишь — нажрался, как скотина! И так будет всегда!

МАКСИМ. Там машина ждет.

САША. Да. (Валентину). Ты не обижайся, но так будет лучше всем. И мне. И ребенку. И тебе. У тебя другие цели, другая жизнь. Я думаю, ты еще не раз влюбишься. Творческий человек все-таки…

МАКСИМ (иронически). Богема!

САША. Но ты не думай, я не по расчету. Мне очень нравится этот человек. Почему ты молчишь?

МАКСИМ. Он лыка не вяжет. Пойдем, Сашенькин, пойдем, тут сквозняки.


Ведет Сашу за плечи.
Но тут Плод начинает вести себя странно. Оглядывается, замедляет шаги. И вдруг останавливается. Держит Сашу за руку, не дает идти.


МАКСИМ. В чем дело?

САША. В чем дело?

ПЛОД. Не могу. Тянет меня к этому идиоту, сил нет!

САША. Ты мне сто раз объяснял, что жить с ним нельзя.

ПЛОД. И сто первый скажу — нельзя! С ним — нельзя. А без него — невозможно!

МАКСИМ. Сашунчик, что с тобой? Тебе плохо?

САША. Сейчас, подожди. (Плоду). А нельзя как-то яснее? С ним нельзя, без него невозможно! Что за логика?

ПЛОД. Человеческая! Тьфу, аж противно, так колбасит, что сил нет! Ведь знаю же, что с ним плохо будет, а… А может, и нет, а?

САША. Так я тебе то же и говорила, дурак! С чего ты взял, что плохо будет? С чего взял, я спрашиваю? С чего ты взял, что он уйдет? Ты видишь, как он меня любит? Он от любви на ногах не держится.


Валентин протягивает к ней руки. И падает.


САША. Валя! (Максиму). Да не держи ты меня!


Она и Плод бегут к Валентину. Подымают папку, вытирают с его уст блевотину, прислоняют к стене.


МАКСИМ. Нет, я не понял…


Тут выходит Ольга со свертком. Проходит мимо Максима. За Ольгой идет Девочка с заносчивым видом.


МАКСИМ. А ты что, уже?

ТЕТЯ ТАНЯ. Недоношенная родилась. Но красавица! И, главное, хоть недоношенная и девчонка, а крепкая, прямо как мужик. Баскетболистка будет!

МАКСИМ. Можно посмотреть?

ОЛЬГА. Тут не зверинец. (Тете Тане). До свидания, тетя Таня. Спасибо за все!


Выходит.


МАКСИМ (после паузы). Оля! Олюшкин, постой!


Бежит за Ольгой. В дверях сталкивается с Зурабом, который идет, разговаривая по телефону. Так же с телефоном появляется Кира.


КИРА. О чем говорить, Зураб, я не понимаю?

ЗУРАБ. Никакого разговора не будет. Принес тебе деньги, вот и все.

КИРА. Большое спасибо, обойдусь. Я сегодня ухожу отсюда. Выношу и буду рожать.

ЗУРАБ. Одна?

КИРА. Почему? Есть мужчины, любят меня всякую. В том числе и с ребенком.

ЗУРАБ. А если он мой? Как это — мой ребенок у чужого отца будет? Я этого допустить не могу!

КИРА. Ага, ясно. Лучше его прирезать, только не отдать чужому отцу! Интересное рассуждение!


Меж тем появился Костя.


КОСТЯ. Почему чужому? Я не чужой. Кира, я все решил. Собирайся, едем ко мне.


Меж тем появился Леонид.


ЛЕОНИД. Он решил! А ее спросили? Кира, прислушайся, что говорит твой ребенок! Я уверен, он хочет, чтобы его взял я!


Пауза. Тишина. Все будто прислушиваются к тому, что говорит ребенок.


ЗУРАБ. Так. Пока тут рассуждают, я деньги привез. На будущее приданное будущему ребенку. Которого я возьму.

КОСТЯ. Я его возьму! Да, Кира?


Меж тем давно уже появилась, стоит и слушает Соня.


СОНЯ. Мы возьмем! Да, Леня? Вы ничего не смыслите в воспитании, а у меня опыт!


Пауза. Все с недоумением смотрят друг на друга.
Тетя Таня выходит вперед, снимая халат.


ТЕТЯ ТАНЯ. Значит, так, уважаемая публика! Ситуация дурацкая, прямо скажем. У автора нет финала. Режиссер ему все мозги проел: давай финал, как же без него-то? Все, допустим, плачут или все, допустим, смеются. То есть счастливы или наоборот. А он уперся, говорит: финала у этой истории быть не может! Поэтому мы за это безобразие никакой ответственности не несем. Нам что сказали сыграть, мы сыграли. А вместо финала, извините, просто объявляю: конец спектакля. Просьба освободить помещение. Ну, похлопать можно, вообще-то, мы все-таки старались. Спасибо.



Конец

ПЬЕСА № 27

Действующие лица:

ОН

ОНА

ДРУГ

МУЖ

ЖЕНА

ЖЕНА-2

От автора

1. Пьеса написана с таким расчетом, что текст ее должен (может) прозвучать дважды, сначала в беглом чтении актерами с листа, затем обычным театральным порядком.

2. Это не формальный трюк, а попытка показать, как стереотипный сюжет (цепочка адюльтеров) может превратиться на глазах зрителей в драму, комедию, мелодраму, фарс и т. п.

3. В пьесе свободно существуют смысловые знаки препинания, герои по ходу пытаются по-разному расставить их в поисках свободы, любви, иногда просто ради перемены знака. Поэтому рабочее название пьесы «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ».

1

ОНА. Как ты ко мне относишься?

ОН. Хорошо.

ОНА. Не любишь, я знаю. Но — как относишься?

ОН. Очень хорошо.

ОНА. Уже месяц… А я ничего о тебе не знаю.

ОН. Мои бутерброды падают всегда маслом вниз. Даже если они без масла.

ОНА. Ты к чему?

ОН. Рассказываю о себе. Ты же интересуешься.

ОНА. Что еще?

ОН. Меня воспитывала бабушка. Ее нельзя было сладкого: сахарный диабет. А я ложил ей сахар в чай. А она не замечала. Восемь ложек на стакан — а она не замечает. Ну, пила, пила сладкий чай — и померла. И некому стало запрещать мне вешать кошек на деревьях.

ОНА. Ты не хочешь говорить со мной серьезно?

ОН. Это как?


Пауза.


ОНА. Я тебе нужна?

ОН. Да.

ОНА. Надолго?


Пауза.


Ты умен?

ОН. Да.

ОНА. Талантлив?

ОН. Да.

ОНА. Любишь искусство?

ОН. Нет.

ОНА. Любишь женщин?

ОН. Да.

ОНА. Любишь жизнь?

ОН. Да.

ОНА. Любишь жизнь?

ОН. Нет.

ОНА. Женщины — тоже жизнь.


Пауза.


У тебя есть друзья?

ОН. Нет.

ОНА. У тебя же много друзей.

ОН. Да.

ОНА. Значит, у тебя есть друзья.

ОН. Нет.

ОНА. Они тебе — друзья?

ОН. Да.

ОНА. И ты им — друг?

ОН. Нет.

ОНА. Ты любишь опасность?

ОН. Да.

ОНА. Поэтому ты ввязываешься во всякие истории?

ОН. Нет.

ОНА. Но ты же ввязываешься! Почему?


Пауза.


Ты мечтаешь о славе?

ОН. Нет. Да.

ОНА. Да?

ОН. Да.

ОНА. Ты любил кого-нибудь?

ОН. Да.


Пауза.


Нет.


Пауза.


Да.


Пауза.


ОНА. Это было давно?

ОН. Да.

ОНА. Она стала твоей женой?

ОН. Нет.

ОНА. А жену ты любишь?

ОН. Нет.

ОНА. Почему же не уйдешь от нее?


Пауза.


Ты любишь музыку?

ОН. Да.

ОНА. Ты много пьешь?

ОН. Да.

ОНА. От тоски?


Пауза.


За этот месяц у тебя кто-то еще был?

ОН. Да.

ОНА Ты маньяк?

ОН. Нет.

ОНА Темперамент?

ОН. Нет.

ОНА. Самоутверждение?

ОН. Нет.

ОНА. Я лучше их?

ОН. Нет.

ОНА. Но чем-то лучше?

ОН. Да.

ОНА. А кто была лучше всех? Та, первая?


Пауза.


ОН. Мне понравилось. Да или нет. Да или нет. Интересно. Ты любишь мужа? Да или нет?

ОНА. Ненавижу.

ОН. Да или нет!

ОНА. Да.

ОН. А меня?

ОНА. Нет.

ОН. Нет?