Женская и мужск[ая] доля, и непонимание друг друга.[253]
—————————————————————————————————
Переход от хорошенького к прекрасному.[254]
—————————————————————————————————
Действовать, познавать, любить.[255]
—————————————————————————————————
Челов[ек] считается опозорен[ным], если его били, если он украл, а если он посадил в тю[рьму], подп[исал]?[256]
—————————————————————————————————
Шел, и вдруг меня с чрезвыч[айной] яркостью поразила мысль; воспитанного в Сибири привести в городск[ие] соблазны.[257]
—————————————————————————————————
11 апреля. Московский Окружной Суд.
—————————————————————————————————
Заявления о неявка[х].
Лобызаете Вы не только руку, но перстами (?) в чем всё Стр[адание] Христа.
Права и обязанности.
—————————————————————————————————
Права и милость в судах... ред[ко] пра[вда] милость. Не правда
—————————————————————————————————
1) Вход подсуди[мых]
2) Вход присяжн[ых].
3) Вход суда
4) Перекличка
5) Речь попа
6) присяга
7) Речь председателя]
—————————————————————————————————
Опять ввод подсудимых и судей.
1) Опрос: имя, отч[ество] подсудимых].
2) Свидетели — не явились.
3) Отвод присяж[ных].
4) Замена запасны[ми].
5) Чтение обв[инительного] акта.
Баланин, если признает, то может рассказать.
В узле?
Купец был у вас?
Где встретил Гр[игорьева]?
Привелось.
Под судом не был[и]?
Подсудимые чужие?
(к прокурору)
Не имеет ничего против?
—————————————————————————————————
К присяге
священник идет?
присягнули, а все-таки пугает ответствен[ностью].
Вопросы прокур[ора]
Вы в к[аком] часу пошли?
Вы туда шли?
Контора далеко?
Несколько шагов.
Что у вас украли?[258]
Чугун тяжелый —
скольк[о] вре[мени] отсутствов[али]?
— что вы?[259]
(повторяет ее слова) на какую улицу?
(Свид[етель] сердится, п[отому] ч[то] он говорит чепуху.) полчаса расспрашивает
Допросы защитника
Предъявить вещест[венные] доказательст[ва].
Позвольте мне посмотреть.
Замок показывают, как редкость.
Прокурор из себя выходит, чтобы загубить бабу.
Городовой показывает смело.
—————————————————————————————————
Каким путем они их стали?
—————————————————————————————————
Сядьте.
—————————————————————————————————
Чтение осмотра при дворниках — кре[стьянин] так[ой]-то, такой-то волости и т. д.
—————————————————————————————————
6 месяцев под стражей.
—————————————————————————————————
Речь прокурора.
Челов[ек], к[оторый] нарушает преграды, можно так выразиться.
Кража со взломом.
Юноша прок[урор] старается, чтоб Балан[ин] не мог выгородить бедну[ю] жен[щину].
—————————————————————————————————
Постановка вопрос[ов].
Виновен ли крест[ьянин] 24, т[ак] к[ак] тайно похитил и т. д.
—————————————————————————————————
Речь председ[ателя] к присяжным — резюме.
—————————————————————————————————
предс[едатель] тоже доказывает и плохо
Жандарм усовещивает?
—————————————————————————————————
Звонок и сабл[и].
———————————
Написать Страхову.
—————————————————————————————————
Чем ближе я становился к Богу, тем больше возбуждал негодование людей.[260]
—————————————————————————————————
Воспитанник Кузм[инских] в Моск[ве].
—————————————————————————————————
Анюта Бобылева.
Дела любви увеличивают любовь.[261]
—————————————————————————————————
Федотова, Шаховская.
—————————————————————————————————
Мысли сердца.[262]
—————————————————————————————————
Вильна. Б[ольшая?] улица, д. Машковых Никол. Арсен. Вершинский.
—————————————————————————————————
Любовь есть проявление в себе (сознание) Бога и потому стремление соединиться с Богом в других, вызывать Его.[263]
—————————————————————————————————
Доктор Резвов. Врач. 52. — Сперанские номера по Долгоруковскому переулку, уг[ол] Тверской.
—————————————————————————————————
Дашков просится в капельдинеры.
—————————————————————————————————
Страхову об Заменгофе.
—————————————————————————————————
Птичек выпустить на могилке — памятник. Желание приурочить к простр[анству] и времени то, что уже вне его.[264]
—————————————————————————————————
Три есть средства содействовать уничтожению страданий рабочих:
1) ни прямо, ни косвенно не требовать от них работы — не нуждаться в ней, —
2) самому делать ту работу, к[оторая] тяжела и неприятна, и
3) собственно, не отдельное средство, а последствие приложения второго: облегчать приемы работы (пар, машины).[265]
—————————————————————————————————
Задача жизни: любовно исповедывать истину.
Религия разрушает государство, но не наоборот.[266]
—————————————————————————————————
Б. Никитская, д. Чернова, кв. 27. Сем[ен] Яковлевич] Ейленгорн.
—————————————————————————————————
7 Мая
Девицу.
Хохлова.
Екатерин[инскую] больницу Кудринская?
Назарова.
—————————————————————————————————
Положение ведь такое: один царь.
—————————————————————————————————
Себя беречь, где не можешь служить.[267]
—————————————————————————————————
Тщеславие и славолюбие.[268]
—————————————————————————————————
Города Мстиславля Могилевск. губ. у дочери отст[авного] полк[овника] Петра Павл[овича] Дорошенко, девицы Ольги родился 10 Ноя[бря] 1889 и крещен 1890, авг[уст], сын Констант[ин]. Крестн[ый] отец врач Серг. Петр. Дорошенко.
Поместить куда-нибудь.
—————————————————————————————————
На старости лет уменьшается умств[енная] энергия, но не уменьш[ается] любовь. Уменьшается то, что дает похвалу людскую, но не уменьш[ается] то, ч[то] дает похвалу Божию.[269]
Что такое одобрение людей и что такое одобрение Божие? Первое это одобрение, если не низшего, то среднего свойства людей, такого, кот[орое] находится всегда во всех или в большинстве; второе это то, что изредка проявляется в лучших людях.[270]
—————————————————————————————————
Специализация есть произведение рабства. Предела специализации нет. Она должна быть свободна. А то люди вступили на путь специализации и поддерживают ее скрытым рабством.[271]
Царство женщин и врачей.[272]
—————————————————————————————————
Не понимает и не верит.[273]
—————————————————————————————————
Она противна и ничего не понимает.
—————————————————————————————————
Дормидону мальчика к Сытину.
—————————————————————————————————
Женщину к Снегиреву.
—————————————————————————————————
Братски строить Египет[скую] пирамиду.[274]
—————————————————————————————————
На память
1) тюрьму таганскую
2) Бужи[нина?]
3)
У Нехлюд[ова] два настрое[ния].[275]
—————————————————————————————————
Петр Трофимович Дехтерев. У Крутицк[их] казарм против церкви Успенья д. Дехтерева.
—————————————————————————————————
Прислать фотографию. 156. Аларчин мост.
—————————————————————————————————
У каждого человека бывают такие мысли, такие чувства, такое душевное состояние, которое хочется передать людям. Но тотчас же чувствуется, что передать это другому невозможно, что человек не может понять этого. А передать нужно. Передать это можно только Богу.
Начинает уничтожаться реальность; прощупывается сквозь ложн[ые] образы пустота.[276]
5 МАРТА.
Летний город: замазаны стекла, чехлы, севшие панталоны белые, сады, в кот[орые] не пускают.[277]
—————————————————————————————————
Чем дольше живет человек, тем легче он соединяется с другими людьми и тем труднее разделяется с ними. А так как это случается с каждым человеком, то чем дольше живут люди, тем больше они все соединяются друг с другом.
Заповеди Христа не правила, а указания соблазном.[278]
—————————————————————————————————
[12 июня.]
Все люди, хотят они или не хотят этого, всеми жизнями своими идут к одному и тому же Богу, и потому, чем дольше живут, тем больше приближаются к тому же и соединяются друг с другом.
Отношения с людьми только тогда хороши, когда в них вступаешь через Бога, т. е. поду[маешь], поделаешь не то, не о том, что тебе нужно от человека или ему от тебя, а что от обоих вас нужно Богу.[279]
—————————————————————————————————
Если ты хочешь блага (а всякий человек хочет его), то знай, что истинное благо только то, чтò благо для всех.
Конкретные науки, в противупол[ожиость] абстрактным, могут иметь объектом всё, что хотите, но только не человека живого.[280]
Только освободись от исключительной любви к себе и некоторым — и ты невольно сольешься душою с ближними.
—————————————————————————————————
Мы не можем, не должны знать будущего — это незнание есть условие[281] жизни. Неизвестность эта уменьшается в той мере, в к[оторой] наша жизнь освобождается от матерьяльных условий и становится более духовной.[282]
Христос указал людям того Бога, который живет в душах их и который разделяет человека с самим собою: отделяет дух человека от его тела. Если человек познал в себе дух Божий, то дух этот, отделяясь от тела, соединяется с тем же духом во всех других людях. Так что выходит, что соединяется с людьми только тот, кто разделился сам с собою.
Спросить о деньгах по суду [1 неразобр.]
—————————————————————————————————
Положение европейского мира, с его динамитами, пушками, броненосцами, взаимной ненавистью народов, ужасно. Но ведь этого ничего нет в сознании людей. Это только во внешнем проявлении, и потому всякую минуту может прекратиться. Стоит только каждому человеку сознать свое истинное духовное «я», не могущее быть согласованным со всеми этими ужасами, и то, чтò казалось столь могущественным, тотчас же уничтожится, и люди, вчера еще бывшие врагами, станут ближними, соединятся тем, чтò и не могло не соединять их: одно и то же начало, дающее жизнь всем людям.
Законодатели затем избраны, чтобы предотвратить самоуправство, драки; а они сами дерутся — дрались во Франц[ии], Англ[ии], теперь подрались в Итал[ьянской] палате.[283]
—————————————————————————————————
Если бы мы только держались твердо того правила, чтобы, соединяясь с каждым человеком в том, в чем мы согласны, не требовать от него согласия с тем, с чем он не согласен, и просили бы его не требовать того же от нас, то мы никогда и не нарушили бы главного завета Христа — единения, и были бы, не произнося слова Христос, гораздо более христианами, чем если бы мы какими бы то ни было средствами заставили людей сказать, что они поверили в Христа и разные догматы, в которые они не поверили.
Дмитрий Федорович из Тросны просит помочь на избу. Жвакин.
—————————————————————————————————
Путь к единению человек узнает так же легко, как мы узнаем проход, проложенный досками через трясину. Только сверни прочь с пути — и завязнешь в трясине раздора и злобы.
Пираговка. Михаил Аникеев просит помочь на избу.
6 МАРТА.
—————————————————————————————————
Прасковья Рыженкова просит помочь на подати.
—————————————————————————————————
Один индийский мудрец говорит: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, чтò есть на свете: любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете — это выучиться любить.
Акулинину лесу на избу.
—————————————————————————————————
То, что нам хорошо, когда мы любим и когда нас любят, показывает нам, что благо нашей жизни только в любви.
Антон Федот[ов] Пы[ляев?]. Хочет жениться, свящ[енник] берет 10 р[ублей].
—————————————————————————————————
Нет в мире ничего дороже любви от людей. Но удивительное дело: для того, чтобы люди любили тебя, не надо угождать им, а надо заботиться только о том, чтобы приближаться к Богу. Только заботься о том, чтобы приближаться к Богу, и не думай о людях, и люди полюбят тебя.
Июнь 20. Накануне был дождь. После дождя тяжелые, разбитые облака. На меня бежит тень быстро. Набежала и впереди сбежала с колышащейся ржи. Ярко зазеленела и сейчас опять под тенью поблекла.[284]
Если же не будешь заботиться о том, чтобы приближаться к Богу, сколько ни угождай людям, они не будут любить тебя.
—————————————————————————————————
Если ты понял, что главное дело в жизни любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
Письмо Herron’y: влива[ет] вино нов[ое] в мехи стар[ые].
—————————————————————————————————
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь.
Присягу принимает просто, не думая.
Пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем.
—————————————————————————————————
Первое послание Иоанна, гл. 4, cm.16, 12, 20, 7, 8.
Дугин[ской] волости Чернского уезда.
—————————————————————————————————
Сознание единства нашего существа со всеми другими проявляется в нас любовью. Любовь есть расширение жизни. Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится жизнь.
Сидит за поджог, девочка 10 лет.
—————————————————————————————————
Взыскивают 46 р[ублей] судебн[ые] издержки. Ничего нет. Продадут ли дом?
«Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Любовь, пребывающая в нас, или наше пребывание в любви — означает не наши поступки, а наше душевное состояние, из которого могут вытекать поступки, приятные другим и вызывающие их любовь, но могут вытекать и такие, которые неприятны им и вызовут их ненависть. Если, живя по-Божьи, ты вызываешь недоброжелательство людей, то можно: или уступить людям, перестать поступать по-Божьи и тем избавиться от недоброжелательства и вместе с тем невольно вызвать в себе нелюбовь к недоброжелателям, заставившим тебя отступить от доброй жизни; или, несмотря ни на какое недоброжелательство людей, продолжать жить по-Божьи, пребывать в любви к своим недоброжелателям и, любя, сожалеть о них.
—————————————————————————————————
Искусство и наука рабские.[285]
Зачем я подчиняюсь закону любви, и чтò выйдет для меня из подчинения этому закону? Не знаю. Знаю только то, что, чем больше я исполняю этот закон, тем лучше и мне и другим.
—————————————————————————————————
Точно смерть на Любке.
Мечешься, страдаешь, везде ищешь себе блага, а оно в тебе. Не в любви к тебе людей, как это думается сначала, а в твоей любви к ним.
—————————————————————————————————
Она и не она.
Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом, надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть. Какой он ни есть, он не может переделать себя; чтò же ему больше делать, как только бороться с нами, как с смертельным врагом? Ведь в самом деле, мы хотим быть с ним добры только, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, какой бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может сделать: чтобы он стал другим человеком.
—————————————————————————————————
По Шопенгауеру.
Только та и любовь, кот[орая] не получает награды: Нехлюдов бьется о том, чтобы она поняла свое положение и его. И — награда.
7 МАРТА.
—————————————————————————————————
Она читает Тургенева.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
—————————————————————————————————
Мат., гл. 6, ст. 24.
Он приезжает в настроении com[m]e il faut’ности.[286]
—————————————————————————————————
Нельзя заботиться зараз и о душе своей и о мирских благах. Если хочешь мирских благ, — откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, — отрекись от мирских благ. Иначе ты будешь только раздергиваться и не получишь ни того ни другого.
У него va-et-vient[287] своего и светского.
По Эпиктету.
—————————————————————————————————
Елькина Игнат Муратов взыскивают, сидит в зàмке.
Всякий человек, чем дольше живет, тем больше может освобождаться от своих ошибок. Если человек не полагает своей жизни в этом освобождении от ошибок, то он делает этим самую большую и вредную ошибку.
—————————————————————————————————
Нападки на науку происходят от противоположен[ия] ей религии. Приписывание ей преимущественно[го] значения происходит от того же — от предположения, что предмет религии не есть предмет науки.
Нет человека безгрешного. И сколько ни борись человек с грехом и ни освобождайся от него, он будет меньше грешен, чем прежде, но никогда не будет безгрешен. Вся жизнь человека только в том, чтобы освобождаться от грехов.