Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Женская и мужск[ая] доля, и непонимание друг друга.[253]

—————————————————————————————————

Переход от хорошенького к прекрасному.[254]

—————————————————————————————————

Действовать, познавать, любить.[255]

—————————————————————————————————

Челов[ек] считается опозорен[ным], если его били, если он украл, а если он посадил в тю[рьму], подп[исал]?[256]

—————————————————————————————————

Шел, и вдруг меня с чрезвыч[айной] яркостью поразила мысль; воспитанного в Сибири привести в городск[ие] соблазны.[257]

—————————————————————————————————

11 апреля. Московский Окружной Суд.

—————————————————————————————————

Заявления о неявка[х].

Лобызаете Вы не только руку, но перстами (?) в чем всё Стр[адание] Христа.

Права и обязанности.

—————————————————————————————————

Права и милость в судах... ред[ко] пра[вда] милость. Не правда

—————————————————————————————————

1) Вход подсуди[мых]

2) Вход присяжн[ых].

3) Вход суда

4) Перекличка

5) Речь попа

6) присяга

7) Речь председателя]

—————————————————————————————————

Опять ввод подсудимых и судей.

1) Опрос: имя, отч[ество] подсудимых].

2) Свидетели — не явились.

3) Отвод присяж[ных].

4) Замена запасны[ми].

5) Чтение обв[инительного] акта.

Баланин, если признает, то может рассказать.

В узле?

Купец был у вас?

Где встретил Гр[игорьева]?

Привелось.

Под судом не был[и]?

Подсудимые чужие?

(к прокурору)

Не имеет ничего против?

—————————————————————————————————

К присяге

священник идет?

присягнули, а все-таки пугает ответствен[ностью].

Вопросы прокур[ора]

Вы в к[аком] часу пошли?

Вы туда шли?

Контора далеко?

Несколько шагов.

Что у вас украли?[258]

Чугун тяжелый —

скольк[о] вре[мени] отсутствов[али]?

— что вы?[259]

(повторяет ее слова) на какую улицу?

(Свид[етель] сердится, п[отому] ч[то] он говорит чепуху.) полчаса расспрашивает

Допросы защитника

Предъявить вещест[венные] доказательст[ва].

Позвольте мне посмотреть.

Замок показывают, как редкость.

Прокурор из себя выходит, чтобы загубить бабу.

Городовой показывает смело.

—————————————————————————————————

Каким путем они их стали?

—————————————————————————————————

Сядьте.

—————————————————————————————————

Чтение осмотра при дворниках — кре[стьянин] так[ой]-то, такой-то волости и т. д.

—————————————————————————————————

6 месяцев под стражей.

—————————————————————————————————

Речь прокурора.

Челов[ек], к[оторый] нарушает преграды, можно так выразиться.

Кража со взломом.

Юноша прок[урор] старается, чтоб Балан[ин] не мог выгородить бедну[ю] жен[щину].

—————————————————————————————————

Постановка вопрос[ов].

Виновен ли крест[ьянин] 24, т[ак] к[ак] тайно похитил и т. д.

—————————————————————————————————

Речь председ[ателя] к присяжным — резюме.

—————————————————————————————————

предс[едатель] тоже доказывает и плохо

Жандарм усовещивает?

—————————————————————————————————

Звонок и сабл[и].

———————————

Написать Страхову.

—————————————————————————————————

Чем ближе я становился к Богу, тем больше возбуждал негодование людей.[260]

—————————————————————————————————

Воспитанник Кузм[инских] в Моск[ве].

—————————————————————————————————

Анюта Бобылева.

Дела любви увеличивают любовь.[261]

—————————————————————————————————

Федотова, Шаховская.

—————————————————————————————————

Мысли сердца.[262]

—————————————————————————————————

Вильна. Б[ольшая?] улица, д. Машковых Никол. Арсен. Вершинский.

—————————————————————————————————

Любовь есть проявление в себе (сознание) Бога и потому стремление соединиться с Богом в других, вызывать Его.[263]

—————————————————————————————————

Доктор Резвов. Врач. 52. — Сперанские номера по Долгоруковскому переулку, уг[ол] Тверской.

—————————————————————————————————

Дашков просится в капельдинеры.

—————————————————————————————————

Страхову об Заменгофе.

—————————————————————————————————

Птичек выпустить на могилке — памятник. Желание приурочить к простр[анству] и времени то, что уже вне его.[264]

—————————————————————————————————

Три есть средства содействовать уничтожению страданий рабочих:

1) ни прямо, ни косвенно не требовать от них работы — не нуждаться в ней, —

2) самому делать ту работу, к[оторая] тяжела и неприятна, и

3) собственно, не отдельное средство, а последствие приложения второго: облегчать приемы работы (пар, машины).[265]

—————————————————————————————————

Задача жизни: любовно исповедывать истину.

Религия разрушает государство, но не наоборот.[266]

—————————————————————————————————

Б. Никитская, д. Чернова, кв. 27. Сем[ен] Яковлевич] Ейленгорн.

—————————————————————————————————

7 Мая

Девицу.

Хохлова.

Екатерин[инскую] больницу Кудринская?

Назарова.

—————————————————————————————————

Положение ведь такое: один царь.

—————————————————————————————————

Себя беречь, где не можешь служить.[267]

—————————————————————————————————

Тщеславие и славолюбие.[268]

—————————————————————————————————

Города Мстиславля Могилевск. губ. у дочери отст[авного] полк[овника] Петра Павл[овича] Дорошенко, девицы Ольги родился 10 Ноя[бря] 1889 и крещен 1890, авг[уст], сын Констант[ин]. Крестн[ый] отец врач Серг. Петр. Дорошенко.

Поместить куда-нибудь.

—————————————————————————————————

На старости лет уменьшается умств[енная] энергия, но не уменьш[ается] любовь. Уменьшается то, что дает похвалу людскую, но не уменьш[ается] то, ч[то] дает похвалу Божию.[269]

Что такое одобрение людей и что такое одобрение Божие? Первое это одобрение, если не низшего, то среднего свойства людей, такого, кот[орое] находится всегда во всех или в большинстве; второе это то, что изредка проявляется в лучших людях.[270]

—————————————————————————————————

Специализация есть произведение рабства. Предела специализации нет. Она должна быть свободна. А то люди вступили на путь специализации и поддерживают ее скрытым рабством.[271]

Царство женщин и врачей.[272]

—————————————————————————————————

Не понимает и не верит.[273]

—————————————————————————————————

Она противна и ничего не понимает.

—————————————————————————————————

Дормидону мальчика к Сытину.

—————————————————————————————————

Женщину к Снегиреву.

—————————————————————————————————

Братски строить Египет[скую] пирамиду.[274]

—————————————————————————————————

На память

1) тюрьму таганскую

2) Бужи[нина?]

3)

У Нехлюд[ова] два настрое[ния].[275]

—————————————————————————————————

Петр Трофимович Дехтерев. У Крутицк[их] казарм против церкви Успенья д. Дехтерева.

—————————————————————————————————

Прислать фотографию. 156. Аларчин мост.

—————————————————————————————————

У каждого человека бывают такие мысли, такие чувства, такое душевное состояние, которое хочется передать людям. Но тотчас же чувствуется, что передать это другому невозможно, что человек не может понять этого. А передать нужно. Передать это можно только Богу.

Начинает уничтожаться реальность; прощупывается сквозь ложн[ые] образы пустота.[276]

5 МАРТА.

Летний город: замазаны стекла, чехлы, севшие панталоны белые, сады, в кот[орые] не пускают.[277]

1.

—————————————————————————————————

Чем дольше живет человек, тем легче он соединяется с другими людьми и тем труднее разделяется с ними. А так как это случается с каждым человеком, то чем дольше живут люди, тем больше они все соединяются друг с другом.

Заповеди Христа не правила, а указания соблазном.[278]

2.

—————————————————————————————————

[12 июня.]

Все люди, хотят они или не хотят этого, всеми жизнями своими идут к одному и тому же Богу, и потому, чем дольше живут, тем больше приближаются к тому же и соединяются друг с другом.

Отношения с людьми только тогда хороши, когда в них вступаешь через Бога, т. е. поду[маешь], поделаешь не то, не о том, что тебе нужно от человека или ему от тебя, а что от обоих вас нужно Богу.[279]

3.

—————————————————————————————————

Если ты хочешь блага (а всякий человек хочет его), то знай, что истинное благо только то, чтò благо для всех.

4.

Конкретные науки, в противупол[ожиость] абстрактным, могут иметь объектом всё, что хотите, но только не человека живого.[280]

Только освободись от исключительной любви к себе и некоторым — и ты невольно сольешься душою с ближними.

—————————————————————————————————

5.

Мы не можем, не должны знать будущего — это незнание есть условие[281] жизни. Неизвестность эта уменьшается в той мере, в к[оторой] наша жизнь освобождается от матерьяльных условий и становится более духовной.[282]

Христос указал людям того Бога, который живет в душах их и который разделяет человека с самим собою: отделяет дух человека от его тела. Если человек познал в себе дух Божий, то дух этот, отделяясь от тела, соединяется с тем же духом во всех других людях. Так что выходит, что соединяется с людьми только тот, кто разделился сам с собою.

Спросить о деньгах по суду [1 неразобр.]

6.

—————————————————————————————————

Положение европейского мира, с его динамитами, пушками, броненосцами, взаимной ненавистью народов, ужасно. Но ведь этого ничего нет в сознании людей. Это только во внешнем проявлении, и потому всякую минуту может прекратиться. Стоит только каждому человеку сознать свое истинное духовное «я», не могущее быть согласованным со всеми этими ужасами, и то, чтò казалось столь могущественным, тотчас же уничтожится, и люди, вчера еще бывшие врагами, станут ближними, соединятся тем, чтò и не могло не соединять их: одно и то же начало, дающее жизнь всем людям.

Законодатели затем избраны, чтобы предотвратить самоуправство, драки; а они сами дерутся — дрались во Франц[ии], Англ[ии], теперь подрались в Итал[ьянской] палате.[283]

7.

—————————————————————————————————

Если бы мы только держались твердо того правила, чтобы, соединяясь с каждым человеком в том, в чем мы согласны, не требовать от него согласия с тем, с чем он не согласен, и просили бы его не требовать того же от нас, то мы никогда и не нарушили бы главного завета Христа — единения, и были бы, не произнося слова Христос, гораздо более христианами, чем если бы мы какими бы то ни было средствами заставили людей сказать, что они поверили в Христа и разные догматы, в которые они не поверили.

Дмитрий Федорович из Тросны просит помочь на избу. Жвакин.

8.

—————————————————————————————————

Путь к единению человек узнает так же легко, как мы узнаем проход, проложенный досками через трясину. Только сверни прочь с пути — и завязнешь в трясине раздора и злобы.

Пираговка. Михаил Аникеев просит помочь на избу.

6 МАРТА.

—————————————————————————————————

1.

Прасковья Рыженкова просит помочь на подати.

—————————————————————————————————

Один индийский мудрец говорит: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, чтò есть на свете: любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете — это выучиться любить.

Акулинину лесу на избу.

2.

—————————————————————————————————

То, что нам хорошо, когда мы любим и когда нас любят, показывает нам, что благо нашей жизни только в любви.

Антон Федот[ов] Пы[ляев?]. Хочет жениться, свящ[енник] берет 10 р[ублей].

3.

—————————————————————————————————

Нет в мире ничего дороже любви от людей. Но удивительное дело: для того, чтобы люди любили тебя, не надо угождать им, а надо заботиться только о том, чтобы приближаться к Богу. Только заботься о том, чтобы приближаться к Богу, и не думай о людях, и люди полюбят тебя.

Июнь 20. Накануне был дождь. После дождя тяжелые, разбитые облака. На меня бежит тень быстро. Набежала и впереди сбежала с колышащейся ржи. Ярко зазеленела и сейчас опять под тенью поблекла.[284]

Если же не будешь заботиться о том, чтобы приближаться к Богу, сколько ни угождай людям, они не будут любить тебя.

—————————————————————————————————

4.

Если ты понял, что главное дело в жизни любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.

Письмо Herron’y: влива[ет] вино нов[ое] в мехи стар[ые].

5.

—————————————————————————————————

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь.

Присягу принимает просто, не думая.

Пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем.

—————————————————————————————————

Первое послание Иоанна, гл. 4, cm.16, 12, 20, 7, 8.

Дугин[ской] волости Чернского уезда.

6.

—————————————————————————————————

Сознание единства нашего существа со всеми другими проявляется в нас любовью. Любовь есть расширение жизни. Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится жизнь.

Сидит за поджог, девочка 10 лет.

7.

—————————————————————————————————

Взыскивают 46 р[ублей] судебн[ые] издержки. Ничего нет. Продадут ли дом?

«Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Любовь, пребывающая в нас, или наше пребывание в любви — означает не наши поступки, а наше душевное состояние, из которого могут вытекать поступки, приятные другим и вызывающие их любовь, но могут вытекать и такие, которые неприятны им и вызовут их ненависть. Если, живя по-Божьи, ты вызываешь недоброжелательство людей, то можно: или уступить людям, перестать поступать по-Божьи и тем избавиться от недоброжелательства и вместе с тем невольно вызвать в себе нелюбовь к недоброжелателям, заставившим тебя отступить от доброй жизни; или, несмотря ни на какое недоброжелательство людей, продолжать жить по-Божьи, пребывать в любви к своим недоброжелателям и, любя, сожалеть о них.

—————————————————————————————————

8.

Искусство и наука рабские.[285]

Зачем я подчиняюсь закону любви, и чтò выйдет для меня из подчинения этому закону? Не знаю. Знаю только то, что, чем больше я исполняю этот закон, тем лучше и мне и другим.

—————————————————————————————————

9.

Точно смерть на Любке.

Мечешься, страдаешь, везде ищешь себе блага, а оно в тебе. Не в любви к тебе людей, как это думается сначала, а в твоей любви к ним.

—————————————————————————————————

10.

Она и не она.

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом, надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть. Какой он ни есть, он не может переделать себя; чтò же ему больше делать, как только бороться с нами, как с смертельным врагом? Ведь в самом деле, мы хотим быть с ним добры только, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, какой бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может сделать: чтобы он стал другим человеком.

—————————————————————————————————

По Шопенгауеру.

Только та и любовь, кот[орая] не получает награды: Нехлюдов бьется о том, чтобы она поняла свое положение и его. И — награда.

7 МАРТА.

—————————————————————————————————

1.

Она читает Тургенева.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

—————————————————————————————————

Мат., гл. 6, ст. 24.

Он приезжает в настроении com[m]e il faut’ности.[286]

2.

—————————————————————————————————

Нельзя заботиться зараз и о душе своей и о мирских благах. Если хочешь мирских благ, — откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, — отрекись от мирских благ. Иначе ты будешь только раздергиваться и не получишь ни того ни другого.

У него va-et-vient[287] своего и светского.

По Эпиктету.

—————————————————————————————————

3.

Елькина Игнат Муратов взыскивают, сидит в зàмке.

Всякий человек, чем дольше живет, тем больше может освобождаться от своих ошибок. Если человек не полагает своей жизни в этом освобождении от ошибок, то он делает этим самую большую и вредную ошибку.

—————————————————————————————————

4.

Нападки на науку происходят от противоположен[ия] ей религии. Приписывание ей преимущественно[го] значения происходит от того же — от предположения, что предмет религии не есть предмет науки.

Нет человека безгрешного. И сколько ни борись человек с грехом и ни освобождайся от него, он будет меньше грешен, чем прежде, но никогда не будет безгрешен. Вся жизнь человека только в том, чтобы освобождаться от грехов.