Попрощавшись со всеми, Носов вышел из кабинета.
— Информация конечно скудная, — проговорил майор, — но это лучше, чем ничего. Так что давай Женя прямо сейчас и посетим пункт приема макулатуры.
— Да, соберем все бумаги и папки с Вашего стола и ровными рядами пойдем сдавать для пользы государства, — пошутил Кудрин.
Евсеев улыбнулся и, Жене стало понятно, что с чувством юмора у него все в порядке.
Спустя полчаса они подъехали на милицейской машине к жилому зданию, в торце которого на первом этаже располагался пункт приема макулатуры. Они вошли и увидели, что все помещение было завалено связками газет и журналов, а в углу за небольшим столом сидел человек среднего возраста и что-то писал.
— Вы принесли макулатуру? — спросил он.
— Нет, мы из милиции, товарищ Кашкин, — сказал Евсеев, показывая ему свое удостоверение личности.
— Слушаю Вас, — проговорил он, поднимаясь со стула.
— Какая Ваша главная обязанность, товарищ Кашкин? — громко сказал майор, — принимать и вовремя сдавать нужную стране макулатуру. Так?
— А я только этим и занимаюсь, — пробормотал он.
Было заметно, что Кашкин слегка побледнел, и зубы его барабанили мелкую дрожь.
— Да не все ты договариваешь, что под нами сейчас происходит? — спросил, нахмурив брови Евсеев.
— Где, где? — спросил Кашкин.
— Тебе что, в рифму ответить? — громко пробасил майор, — кто у тебя сейчас в подвале?
— Да так, знакомые тут люди некоторые пришли, — сжавшись, как пружина, ответил он.
— Что-то ты все мнешься и заикаешься, давай, веди в подвал, — грозно сказал Евсеев.
Мошкин, в сопровождении Евсеева и Кудрина, подошел к двери в торце комнаты и открыл ее. Они увидели лестницу, ведущую в подвал.
— Я пойду первым, — сказал майор, — а Вы за мной. Он, перед тем как спуститься вниз, незаметно шепнул Жене, чтобы тот на всякий случай снял с предохранителя свой пистолет.
Они спустились вниз по ступеням в полуподвальную комнату, из дверей которой слышались грубые ругательства и звон стаканов. Когда они зашли в помещение, то увидели сидящих за столом четырех мужчин. Комната была пропитана табачным дымом, самогоном и запахом кислой капусты; в углу стоял потрепанный диван, а под самым потолком виднелось приоткрытое небольшое окно, воздух из которого, видимо, не мог побороть зловещий табачный смог.
На столе вперемежку лежали куски хлеба, колбаса, тарелка с кислой капустой и огурцами, граненые стаканы с налитым самогоном и колода карт.
— О, менты прибыли, — улыбаясь, сказал один из сидящих за столом.
— Товарищ начальник, — обратился он к Евсееву, — ничего здесь криминального нет, просто играем в дурака.
Майор подошел к столу и показал на смятые десятирублевки.
— Не знаю, в какого такого дурака вы тут играете, только азартные игры на деньги у нас запрещены законом, — спокойно ответил он.
Со стула поднялся человек с морщинистым лицом, красным носом и беспокойными глазами и проговорил: — А деньги здесь лежат на водку, скинулись мы тут, так как ее всю выпили, не предъявишь начальник ничего.
— А ты «Артист» вообще молчи, ты же не пьешь, вот и сейчас не в пример твоим товарищам, трезвый как стеклышко, — ответил Евсеев и в этот момент у «Артиста» из кармана что-то выпало и с глухим звуком ударилось о пол. Кудрин моментально нагнулся и осторожно кончиками пальцев поднял упавший предмет. Это был финский нож: стальной клинок его был прямой, чуть больше длины ладони, рукоятка была из дерева с углублениями для пальцев, чтобы можно было надежно держать нож в руках.
— А это что такое? — спросил Евсеев и уставился на «Артиста».
Было видно, как лицо его дрогнуло, ноздри широко раздулись, а выпученные глаза устремились на финку, которую аккуратно держал Кудрин.
— Не моя эта финка, я же не по этой части, — пробурчал «Артист».
— Конечно, не твоя, с неба свалилась, — ответил Женя, аккуратно упаковывая нож в кусок бумаги, лежавший на столе.
— Да, Кашкин, — сказал Евсеев, — у тебя тут не только азартные игры, но и люди с холодным оружием.
— Да я не знал, — запричитал он.
— А теперь — все наверх и в машину, — громко произнес майор, — только без фокусов, ствол всегда со мной.
В отделе Женя, по договоренности с майором, в отведенном ему кабинете, решил сам опросить «Артиста».
Когда его привели в кабинет, Женя еще раз более внимательно посмотрел на него. Перед ним стоял худощавый человек небольшого роста с бледным продолговатым лицом. Но несмотря на его усталый, заторможенный вид, взгляд был цепкий, настороженный, готовый к любой провокации. Потертый пиджак бросался в глаза, как будто он всем говорил, что я, мол, простой рабочий парень как большинство граждан. Однако, длинные пальцы рук наводили на мысль, что он либо музыкант, либо вор-карманник. И еще, Женя обратил внимание, что на среднем пальце его правой руки красовалась татуировка с изображением паука, а на безымянном — татуировка с бубновым тузом.
— Ну что, гражданин, Варламов Петр Сергеевич, допрыгался, — проговорил Кудрин, — криминалистику еще никто не отменял, так, что через пару часов будет заключение эксперта о наличии твоих пальчиков на ноже.
Пот выступил у него на лбу, губы задвигались, судорожно глотая слюну, он отвернулся, уставившись в окно.
— Ну что, так и будешь молчать? — спросил Женя.
— Ну, признаю, — неожиданно сказал «Артист», — купил нож вчера на Даниловском рынке.
— Ты же знаешь, что финский нож с таким лезвием приравнивается к холодному оружию, — тихо проговорил Кудрин.
Затем, как его учили в школе милиции, он сразу же задал еще вопрос, абсолютно не относящийся ни к ножу, ни к карточной игре.
— Где брошка-балеринка? — громко спросил он.
«Артист» встрепенулся, поднял на Кудрина глаза, пытаясь сообразить, что ответить.
— Еще раз спрашиваю, где брошка? — повторил вопрос Женя.
«Артист» промолчал, как будто не слышал, полез в карман куртки и спокойно достал ту самую брошку-балеринку, рисунок которой прочно въелся в память Кудрина.
— Все равно перед камерой меня будут обыскивать, так уж лучше я сам ее вам отдам, — не моргнув глазом, сказал Варламов.
— Откуда она у тебя? — спросил Кудрин.
— Да вчера, вечером перекинулись в очко, а у «Тюри» деньги закончились, вот он ее на кон поставил и проиграл, — ответил «Артист».
— А кто это — «Тюря»? — спросил Женя.
— Ты что, начальник, не местный что ли, — ответил он, — его в районе все знают.
— А больше этот «Тюря» ничего на кон не ставил? — уточнил Женя.
— Да нет, он пару часов поиграл, все, что было у него — проиграл, в том числе, и эту брошку и быстро ушел, — ответил Варламов.
— А кто это может подтвердить? — настойчиво проговорил Кудрин.
— Мои кореша, которых Вы задержали вместе со мной, — ответил он.
— Ну а где тусуется этот «Тюря»? — продолжал опрос Кудрин.
— Там, где же ему еще быть, в Нескучном саду парка культуры, в шашлычной, он там часто бывает, — устало сообщил «Артист».
Еще целый час Кудрин документировал показания Варламова, оформлял протокол изъятия брошки с понятыми, приглашенными дежурным по отделу и, когда его увели, стал внимательно ее рассматривать. Это, несомненно, была именно та брошка, похищенная из квартиры Ермолаевой. Вспомнился разговор с ювелиром Лайманом, который говорил о ней как об очень редкой вещи, изготовленной в начале века.
— Воодушевленный первой удачей, Женя направился в кабинет Евсеева. Он рассказал ему о допросе «Артиста» и показал брошку, изъятую у него.
— Хотел бы Вам еще один вопрос задать, — сказал Женя.
— Давай, только быстро, иду на совещание к руководству — ответил он.
— А что означают татуировки на пальцах «Артиста»? — спросил Кудрин.
— В мире криминала, мой юный сыщик, — ответил Евсеев с позиции мэтра сыска, — почти каждый уважающий себя гражданин, отсидевший на зоне, не остается без нательной живописи. Тюремные наколки весьма специфичные и имеют свой глубокий смысл. По ним можно определить все о таком человеке: где и за что он отбывал наказание, какое преступление совершил, какова его, так называемая, уголовная специализация. Ну, а в данном случае, у «Артиста» одна татуировка с изображением паука, а другая — с бубновым тузом. По тюремной классификации, Женя, первая означает, что он — «щипач», то есть вор-карманник, а вторая характеризует владельца как карточного шулера.
— Понял, — ответил Женя.
— Тебе еще много придется познать в нашей непростой сыскной работе, — задумчиво проговорил Евсеев, — еще встретишься на своем пути с такими уголовными персонажами, так что, дерзай!
Женя поблагодарил майора за содействие в работе и за науку в описании психологического портрета преступников.
Через час он уже был в своем отделении милиции и докладывал Николаеву и о разговоре с ювелиром, и о задержании «Артиста», и о «Тюре», но самое главное, он вынул из портфеля брошку и положил ее на стол начальника.
— Вот это молодец, поздравляю, Женя, с первой удачей в этом деле, но главное сейчас — это картина, — сказал Николаев, я созвонюсь с начальником отделения милиции парка культуры, он тоже мой однокашник, он поможет тебе в розыске этого «Тюри». А брошь и объяснения приобщи к делу.
Кудрин поблагодарил начальника и пошел к себе в кабинет. Это был «условный» его кабинет, ибо в нем работали еще двое оперативников. Но сейчас там никого не было и он, подойдя к своему столу, с размаху плюхнулся на стул и от усталости закрыл глаза. В голове крутились какие-то мысли и события: подвал, зловонный запах табака и кислой капусты, «Артист» со своими тонкими длинными пальцами.
Несколько минут он так просидел, затем открыл свою папку, достал брошку и еще раз внимательно рассмотрел ее. Балерина как бы порхала по воздуху, словно пылинка костра, взметнувшаяся над пылающим пламенем, а вокруг нее, с трех сторон, были видны небольшие бриллиантики.
— Теперь самое главное — это похищенная картина, — подумал он, — многое будет ясно после разговора с этим «Тюрей».
В этот момент зазвонил телефон.
— Это Николаев, — проговорил начальник, — завтра с утра поезжай в отделение милиции Парка культуры, там зайдешь к заместителю начальника по розыску Нилову. Он предупрежден о твоем приезде и поможет тебе с розыском «Тюри».
Не успел Женя положить трубку телефона, как он снова зазвонил.
— Добрый вечер Евгений Сергеевич, это Загорский из Пушкинского музея, — сказали на том конце провода, — тут такая информация: вторая картина Модильяни с Ольгой Лаевской исчезла из Лувра во время войны. Там в то время вообще был бардак и не только эта картина пропала. Я так думаю, что может быть, она сейчас находится у какого-то частного коллекционера и если бы у него появилась вторая картина, то цена за две была бы астрономической. Вот собственно все, что я хотел Вам сказать.
Поблагодарив Загорского, Женя положил трубку телефона и устало откинулся на спинку стула. Он посмотрел на часы, которые показывали десять часов вечера.
— Ух, и насыщенный был сегодня день, — подумал он и стал собираться домой.
К одиннадцати часам он, наконец, пришел в свою квартиру, забрался в одиноко стоящее кресло и с наслаждением закрыл глаза. Унылое урчание пустого холодильника вдруг вызвало приступ жгучего голода. А Женя не в состоянии был ответить на вопрос, что он хотел прямо сейчас, ибо что бы он ни хотел, у него все равно этого не было. С одной стороны ему нравилось быть одному в своей однокомнатной кооперативной квартире, которую родители, оплатив первый взнос, купили ему. С другой стороны, он не успевал ничего купить из продуктов и практически каждый вечер он выслушивал лишь урчание пустого холодильника. Женя подошел к окну и взял стоявшую на подоконнике банку варенья, которую мама ему дала еще две недели тому назад. Зайдя на кухню, он нашел в кухонном шкафу сухарь, лежавший там с давних времен, и с наслаждением стал его грызть, макая в банку с клубничным вареньем.
— Ничего нет вкуснее такого клубничного пирога, — подумал он.
Немного насытившись, Женя снова плюхнулся в свое кресло и криво усмехнулся, он вспомнил, как года два назад они с девушкой Соней, в которую он был тогда влюблен, также съели литровую банку с вареньем и потом целый вечер бегали в туалет.
— Ох уж эта Соня, подлая оказалась, — вспоминал он, — они встречались полгода и решили пожениться. Родители были категорически против таких скоропалительных решений, но он тогда и слушать не стал: любовь-морковь такая случилась. А потом, прямо перед свадьбой, будучи студенткой университета, поехала моя любовь на уборку картошки в подшефный совхоз. А, вернувшись, домой, вдруг, сказала, что свадьбы не будет, что она полюбила другого человека. Очень уж он тогда переживал случившееся, но отец тогда успокоил, хорошо, что это произошло сейчас, а не позже. Почти год после этого Женя не подходил к девушкам, но сейчас вся боль и обида уже в прошлом, а на горизонте появилась симпатичная девушка Тамара из экспертно-криминалистического подразделения РОВД. Глаза не заметно все же закрылись и он окунулся в царство Морфея.
На следующий день с утра Женя поехал в отделение милиции Парка культуры. Он вспомнил, как первый раз здесь был с отцом в десятилетнем возрасте. Они тогда катались на колесе обозрения, на других аттракционах, но наиболее сильное впечатление тогда на него произвела комната смеха, где вокруг стояли одни кривые зеркала.
Одни из них, как линзы увеличивали, другие — уменьшали. В этой комнате всегда стоял смех, когда люди рассматривали себя в искривленных зеркалах.
Уже во взрослом возрасте Женя с одноклассниками бывал в знаменитой закусочной «Поплавок», где сравнительно недорого можно было выпить кружку пива и взять бутерброд с селедкой.
Вот и сейчас, проходя мимо той закусочной, у него стала обильно выделяться слюна от нахлынувших воспоминаний. Но, подавив в себе минутную слабость, Женя прошел мимо и вскоре уже входил в отделение милиции. Нилова он нашел сразу и, зайдя в его кабинет, рассказал о цели своего визита. Он молча выслушал Кудрина и, соединившись по телефону с дежурной частью, попросил, чтобы к нему зашел капитан милиции Барышев. Через несколько минут в кабинет быстро вошел человек среднего роста, плотного телосложения с волнистой копной волос.
— Знакомьтесь, — это наш оперативник Глеб Барышев, — сказал Нилов, — а это — наш коллега, Кудрин Евгений, из Красногвардейского района.
— Глеб, — продолжал Нилов, иди вместе с коллегой к себе в кабинет и помоги Евгению отыскать «Тюрю», ты же его хорошо знаешь, похоже, что он и у них засветился.
Они вышли из кабинета начальника и пошли на улицу, чтобы немного перекурить. Женя коротко рассказал ему о том, что его привело к ним.
Через несколько минут они вошли в просторный кабинет, где работал Барышев. Женя отметил, что в нем стояло всего два рабочих стола напротив друг друга. На одном конце кабинета стоял высокий шкаф, на другом — огромный двухсекционный сейф.
— Хорошо тут у Вас, чистый воздух, нет шума, — сказал Женя.
— Могло быть и лучше, — ответил Барышев, — но и так сойдет. Я этого «Тюрю» знаю давно, он недавно освободился из мест лишения свободы, но до сих пор нигде не работает, а только шляется со своими дружками по шашлычным, да закусочным.
Барышев подошел к шкафу и достал папку красного цвета.
— Присаживайся, Женя, за стол моего коллеги, он сейчас в отпуске и изучай досье на этого «Тюрю», — проговорил Глеб и отдал папку Кудрину, на которой было написано “Тюрин Валерий Игоревич, кличка Тюря”.
Раскрыв папку, он увидел фотографию молодого человека с узким подбородком и большими ушами — это был вор-домушник, который за свои тридцать с небольшим лет, дважды был судим за квартирные кражи и освободился из мест заключения всего полгода назад. В деле было также сказано, что после школы, Тюрин выучился на слесаря в ПТУ, но так и не стал работать по этой специальности, предпочтя вольную воровскую жизнь. Проживает с отцом-пьяницей, а мать умерла десять лет назад.
Женя углубился в изучение досье на Тюрина и внимательно читал каждый документ.
А вот «свежий» рапорт участкового инспектора Родина, — произнес Кудрин, — оказывается позавчера, в пельменной была пьянка, перешедшая в драку; что-то у них там внезапно загорелось в зале, возник пожар — еле погасили. А Иванову — заведующую пельменной, «Тюря» избил и пытался изнасиловать. А от подачи заявления на него Иванова отказалась. Опять же почему?
— Надо же, а я этого не видел, — ответил Глеб, — но этот факт нужно использовать. Давай сходим в эту пельменную, она здесь рядом.
Через несколько минут они зашли в деревянный одноэтажный домик, на фасаде которого висела перекошенная вывеска «Пельменная». В зале никого не было, лишь у бара стояла толстая моложавая женщина с отчетливым вторым подбородком. Женя сразу обратил внимание на ее лицо: под левым глазом сквозь обильную пудру пробивался огромный синяк.
— Ну, здравствуй, гражданка Иванова, — сказал Барышев.
— Ой, Глеб Сергеевич, заходите, — напевным голосом проговорила она.
— Что же ты, Люська, опять хулиганишь, что было позавчера?
— строго спросил Барышев.
— Да ничего особенного, — вяло ответила Иванова, — справляли день рождения нашей поварихи.
— Ничего себе день рождения, — проговорил Глеб, — чуть не спалили твою богодельню, да еще и драку устроили такую, что самый отборный мат был слышан во всем парке. Я ведь тебя предупреждал, что еще один «залет» и ты лишишься своего «хлебного места». Завтра же напишу представление в трест столовых и ресторанов об антисанитарии и бардаке, который здесь постоянно происходит.
— Ой, миленький Глеб Сергеевич, не губите, больше не повторится, это все «Тюря» — запричитала Иванова.
— А кто тебе фингал поставил? — спросил он.
— Да этот «Тюря» и поставил, — мы гуляли тихо и спокойно до того момента, когда он с дружками не заявился. Мало того, что он на халяву нажрался, но еще и поджег зажигалкой скатерть и устроил драку. А меня, гад такой, подловил у туалета и хотел изнасиловать, но я стала сопротивляться он меня и ударил кулаком в глаз. Хорошо, что вовремя участковый инспектор подоспел.
— Что же ты на «Тюрю» заявление отказалась писать? — спросил Барышев.
— Да Вы что, «Тюря» — страшный человек, не хочу я с заточкой в животе в больнице валяться, — рассердилась Иванова.
— Ну и, дура, — пробасил Глеб, — завтра же напишу представление.
— Ой, не надо Глеб Сергеевич, — вновь заголосила Иванова.
— Ну, тогда слушай, Люська, — сказал он, — возьми бумагу, авторучку и пиши заявление на «Тюрю».
Женя достал из своей папки чистый лист бумаги и авторучку и положил на стол перед ней.
— А что писать? — спросила Иванова.
— Ты что прикидываешься? Пиши заявление в отделение милиции о том, что позавчера в кафе ворвался пьяный гражданин Тюрин, избил меня и пытался изнасиловать, — проговорил Глеб.
— Нет, не буду писать, — резко сказала она.
— Ну, тогда мы пошли, — ответил Барышев, — и можешь сказать прощай этому заведению.
Они почти уже вышли, когда услышали писклявый голос Ивановой: — Да уже пишу, только не уходите.
Они вернулись и увидели, как Иванова старательно выводила свои каракули.
— Молодец, Люська, — сказал Глеб, — я тебе обещаю, что этому заявлению я хода не дам, а лишь постращаю «Тюрю». Он и так будет сегодня арестован за другое дело, так что ты его в ближайшие годы не увидишь. Ну а позавчерашний инцидент я постараюсь не заметить.
— Ставь число и подпись, — подсказал Женя, после чего Барышев взял заявление и положил к себе в папку.
Когда они вышли из пельменной, Глеб многозначительно сказал, — Вот это будет веским аргументом в разговоре с Тюриным.
— Ну что, Глеб, надо сегодня брать его, — сказал Женя.
— Я думаю, что он вечером обязательно будет в шашлычной, это его место обитания, — проговорил Барышев.
Они условились, что Женя к восьми вечера подъедет к нему и они вместе, пойдут на задержание Тюрина. А пока Кудрин быстрым шагом пошел в сторону метро, чтобы побыстрее оказаться у себя на работе.
А в отделении милиции, где работал Женя, в этот момент закончилось совещание у руководства и сотрудники столпились во дворе. Дым стоял коромыслом и все обсуждали итоги совещания. Кудрин на нем не присутствовал, ибо по поручению Николаева был в это время в отделении милиции Парка культуры.
— Жень, привет, есть что-нибудь новенькое? — спросил Слава Андреев, лицо его светилось в улыбке, в последнее время она редко посещала его.
— Думаю, что тебе удачно удалили зуб? — спросил Кудрин.
— Удалили, — выдохнул Андреев, — теперь могу улыбаться и с удовольствием слушать твои новые анекдоты.
— Ну, хорошо, — сказал Женя, — по случаю удаления у Славы зуба, расскажу один новый анекдот.
— Значит так, — начал он, — из рапорта участкового инспектора: — После обыска у самогонщицы Семеновой, я и сержант Кол-басюк никак не могли найти входную дверь. Когда Колбасюк устал и уснул в туалете, дверь я все-таки нашел. Но вот зачем я принес эту дверь в наше отделение милиции, не помню…
Все, стоящие во дворе, громко рассмеялись, а Слава Андреев даже закашлялся.
— Все, мужики, нет времени, мне к Николаеву на доклад, — сказал Женя и направился к кабинету начальника.
Доложив начальнику итоги поездки в отделение милиции Парка культуры, Кудрин пришел в свой кабинет и устало сел на стул.
— Опять суматошный день сегодня, — подумал он, — а ведь расследование только начинается и вот уже первая удача — найдена брошка. Он вспомнил слова Николаева, что она должна привести к похищенной картине. В суете этих дней Женя совсем забыл о пуговице, найденной в квартире Ермолаевой. Он снял трубку телефона и позвонил в экспертно-криминалистический отдел.
— Слушаю Вас, — ответил приятный женский голос.
— Добрый день, это Кудрин Евгений из отделения милиции, — представился Женя, — а можно позвать Сергея Родина.
— А он на выезде, — сказала она.
— Простите, а кто у аппарата? — спросил Кудрин.
— Это Тамара Гареева, эксперт, — ответила девушка.
— Эта та самая девушка, — вспомнил Женя, что понравилась ему с самой первой встречи, и он жаждал вновь ее увидеть, а тут такая удача.
— У меня к Вам просьба, когда приедет Сергей, пусть позвонит мне по поводу пуговицы, найденной на месте происшествия на Коломенском проезде, — тихо проговорил Женя.
— Конечно, я передам ему Вашу просьбу, — ответила Тамара.
— Тамара, а можно мне как-нибудь зайти к Вам? — робко спросил Кудрин.
— Заходите в любое время, буду рада, — прощебетала Гареева.
— Ну, до встречи, — пробормотал Женя и, попрощавшись, повесил трубку телефона.
— Как же хорошо, что поговорил с ней, — подумал он, — надо будет где-то раздобыть билеты в театр и пригласить Тамару.
Женя зажмурил от удовольствия глаза и, откинувшись на спинку стула, задремал. Вернул его из дремоты звонок телефона.
— Это Родин Сергей, ну и работку ты мне подкинул, — раздался звонкий голос эксперта.
— А что такое? — не сразу включился Женя.
— Пришлось повозиться с пуговицей, — ответил Родин, — целый день бился с фрагментарными папиллярными узорами, словно пазлы составлял, но в результате мне удалось их идентифицировать с пальчиками нашей картотеки. Судя по всему, эта пуговица принадлежала некому дважды судимому Тюрину Валерию Игоревичу. Данные на него и акт экспертизы я перешлю через дежурного по отделу.
— Большое спасибо Сергей, — ответил Женя, — с меня причитается.
— Да ладно тебе, я сейчас очень спешу, будь здоров, — сказал Родин и повесил трубку телефона.
Пока Кудрин соображал и оценивал информацию, прошло как минимум минут тридцать, и он даже не заметил, как вошел дежурный офицер и положил ему на стол пакет из РОВД.
— Надо же, как интересно получается, — подумал он, — и брошка по всей видимости находилась у Тюрина, и пуговица, найденная в квартире Ермолаевой, также принадлежит ему — это уже кое-что.
Женя достал из пакета документы, прочитал их и положил в свою папку, затем вынул пуговицу и положил ее к себе в карман.
Как было условлено, в восемь вечера Кудрин уже был в кабинете Глеба Барышева.
— Ну что, Евгений, — сказал он, пойдем брать твоего «Тюрю».
— Глеб, а можно я позвоню своему начальнику? — попросил Женя, — а то я забыл его предупредить, чтобы вечером сюда пришла наша машина.
— Конечно, звони, — ответил он.
Женя быстро набрал Николаеву и тот заверил его, что предупредит об этом дежурного офицера.
Минут через десять они уже подъезжали к одноэтажному деревянному зданию с вывеской «Шашлычная «. Оно как под копирку было похоже на «Пельменную», где они были сегодня утром.
Глеб вошел первым, а сзади него семенил Женя. Остановились в прихожей и Барышев, осмотревшись, утвердительно кивнул головой.
— Видишь за угловым столиком двух мужчин, так тот, что справа — «Тюря» — тихо сказал он. Женя присмотрелся и увидел широкоплечего немолодого мужчину с лысой головой в закатанной по локоть рубашке. Он что-то эмоционально говорил человеку, сидящему напротив.
Они быстро подошли к этому столику.
— Здорово Тюрин, а мы за тобой, — сказал Глеб.
— Что надо начальник? — развязно парировал Тюрин.
— Ты нам нужен, любезный, давай, поднимай свою задницу и пойдем в отделение милиции, — повторил Барышев.
— Никуда я не пойду, ты что не видишь — отдыхаем мы с товарищем и никого не трогаем, — проговорил «Тюря».
— Я что-то не так сказал? — громко сказал Глеб.
С соседних столиков люди как-то с опаской посмотрели в их сторону.
— Спокойно товарищи, мы из милиции, — сказал Женя.
— Тюрин весь как-то напрягся, покраснел, со злостью резко схватил правой рукой, лежащую рядом вилку.
— Не дури, Тюрин, у меня же ствол с собой, — отрезал Глеб и, подойдя к нему, схватил за воротник рубашки и вытащил его из-за стола. И тут, Женя обратил внимание на пуговицы его рубашки: они были белого цвета с черной окантовкой, точно такие, как и та, лежащая в кармане с места происшествия.
Глаза у Тюрина налились кровью, он замычал, но видя, как Женя зашел за его спину, держа руку в кармане, выбросил вилку на пол и с ненавистью спросил, — За что забираете?
— Потом все узнаешь «Тюря», — грозно пробасил Барышев, — а сейчас пойдем в отделение милиции, ну а твой товарищ пускай продолжает отдыхать, мы к нему ничего не имеем.
Они втроем вышли из «Шашлычной» и направились в сторону отделения милиции.
В кабинете Глеб слегка обыскал Тюрина и попросил того присесть на стул прямо перед его столом, а Женя расположился рядом с Барышевым.
— За что забрали? — повторил Тюрин.
— А за то, что «подвигов» ты много совершил в последнее время, — сказал Глеб.
— Чего? — растянуто проговорил «Тюря», — я же говорил, что сейчас ни при делах.
— При делах, при делах, — ответил Барышев.
— Расскажи Тюрин, каким образом у тебя оказалась брошка с танцующей балериной? — Женя вынимал из папки брошку, изъятую у «Артиста».
— Не помню никакой брошки, — скосил глаза Тюрин.
— А ты внимательно посмотри, — повторил Кудрин, показывая ему брошку.
— Слушай, начальник, не гони фуфло, — заиграл желваками Тюрин и зло сплюнул на пол.
— Прекрати плевать, здесь тебе не улица, отвечай на поставленный вопрос, — повысил голос Барышев.
— Ничего не буду говорить, не «вешай» на меня цацку, — проворчал Тюрин.
— А вот это — объяснение известного тебе «Артиста», который написал, что выиграл у тебя ее в карты несколько дней назад, — сказал Женя. Он вынул его из своей папки и показал Тюрину.
Наблюдая за уловками Тюрина, Женя вдруг вспомнил, как еще в школе милиции, преподаватели говорили, что при опросе подозреваемого в преступлении, нужно стараться добиться бесконфликтных ситуаций. Важно, чтобы он признал объективно установленные факты и был готов дать признательные показания.
— А вот, Валера, еще объяснения двух человек, с которыми в тот вечер ты играл в карты в подвале пункта приема макулатуры, — не спеша проговорил Кудрин, — они пишут, что тоже видели, как ты ставил на кон эту брошку.
Было заметно, как глаза Тюрина заметались из стороны в сторону, а руки нервно цепляли колени.
Ну, признаю, — немного помолчав, сказал Тюрин, — нашел ее неделю назад на улице.
— А на какой улице, случайно не на Коломенском проезде? — уточнил Женя.
— Не помню, нашел и все тут, — он стоял на своем
— А вот я тебе скажу, что ты ее «нашел» в квартире на Коломенском проезде, — проговорил Кудрин, — ну-ка отверни рукава рубашки.
Тюрин, не совсем понимая просьбы, раскатал оба рукава своей рубашки и Женя увидел, что на правом рукаве отсутствовала пуговица.
— А теперь смотри сюда, — Женя и вынул из своего кармана точно такую же пуговицу, какие были на рубашке «Тюри», — это ее ты потерял в квартире на Коломенском проезде.
— Да мало ли на свете таких пуговиц, да и мужиков много ходят в таких же рубашках с похожими пуговицами, — попытался возразить Тюрин.
— Да нет, «Тюря», пролетаешь ты как фанера над Парижем, — с улыбкой ответил Женя, — криминалистическую экспертизу еще никто не отменял, на ней твои пальчики засветились. А вот и акт экспертизы, где все четко сказано, что пуговица принадлежала именно тебе.
Женя достал из своей папки акт экспертизы и показал его Тюрину.
— Ничего не знаю, и говорить не буду, — вдруг, сказал он и отвернулся от Кудрина.
— Ну что, теперь мой выход, — сказал, улыбнувшись Барышев, и достал из своей папки заявление Ивановой.
— Вот здесь в заявлении некой гражданки Ивановой Люськи сказано, что ты ворвался в «Пельменную» в пьяном виде, где праздновали день рождение повара и устроил скандал, — проговорил он, — но тебе показалось этого мало, ты избил ее и пытался изнасиловать.
— Что? — зарычал Тюрин, — брехня все это, она сама меня первая ударила.
— Первая ударила, — передразнил его Барышев, — ты ведь Тюрин имеешь две ходки в зону и наверняка можешь представить себе, каково будет там с такой статьей.
— Да мы уже с ней как полгода гуляем и написала она из-за злости, — озираясь по сторонам, цедил сквозь зубы разъяренный Тюрин.
— Ну, со злости или нет, а заявление есть, — ответил Глеб, — и еще есть рапорт участкового инспектора, который видел тебя с Ивановой у туалета. Тут написано, как она рыдала от боли после твоего удара в глаз и порванное платье ее также говорит, что так оно и было.
Тюрин весь сжался, голова свесилась вниз, пот ручьями лил с его немытой лысины.
— Хотя у тебя есть альтернатива, — громко сказал Барышев, — ты колешься про квартиру на Коломенском проезде, рассказываешь, кто тебе заказал ее. Да, именно о заказчике, так как тебе видимо было сказано взять со стены только картину, но ты же «Тюря» вор, и не мог ты устоять перед брошкой и деньгами. Ну, а если ты все подробно расскажешь, то я не буду пускать в ход это заявление, а ты всего лишь пойдешь в зону за кражу. Люська твоя, с самого утра пороги обивает и просит вернуть ей заявление.
— А где гарантия, что Вы ей заявление отдадите? — недоверчиво спросил Тюрин.
— Да никакой гарантии тебе никто давать не будет, — разозлился Барышев, а впрочем, пошел ты куда подальше.
Глеб позвал дежурного офицера и попросил отвести «Тюрю» в камеру.
— Все, разговор окончен, пойду регистрировать заявление, — сказал он.
— Стойте, стойте, я все расскажу, только не делайте этого, — упавшим голосом просил Тюрин.
— Одумался, это правильно, — сказал Глеб, — давай рассказывай.
— Первый раз пошел я на зону за кражу в Брянскую колонию для несовершеннолетних еще в 1940 году, — начал говорить Тюрин, — когда началась война, немцы очень быстро стали наступать и тут случилась неразбериха: конвойные куда-то подевались, мы вырвались на волю и побежали в лес. Я, и еще два кореша, набрели на заброшенный хутор и недели три отсиживались там, питаясь ягодами и грибами, этого добра в лесу много было. Но потом все же решили идти, чтобы раздобыть провиант. Путали мы очень долго, пока не вышли к какому-то селу и очень обрадовались. Но наша радость оказалась преждевременной, на дороге у села нас окружили полицаи. Мои кореша побежали было в кусты, но полицай с огромной красной мордой и косыми глазами, хладнокровно расстрелял их из автомата. У меня тогда отказали руки и ноги; я стоял как вкопанный, а тот полицай наставил на меня свой автомат и готов был нажать на курок.
И в этот момент один из полицаев вскрикнул: — Да это же «Тюря», мы с ним вместе чалились на зоне! Мордатый полицай медленно опустил свой автомат и посмотрел на меня своими косыми глазами, а потом проговорил, — Это другое дело, живи пока, но должен мне будешь. Никогда не забуду этого злого и пронзительного взгляда. Потом меня повели в село и заперли в какой-то хате. Тот парень, который узнал меня, принес молока и хлеба и я, наконец, по-настоящему поел за эти недели. Ты слушай Мирона, он главный здесь и с ним не пропадешь, — сказал он мне про того мордатого полицая.
— На следующий день, — продолжал Тюрин, — Мирон стал допрашивать меня, а в конце предложил пойти на службу в полицию, чтобы вместе, как он говорил, «уничтожать красных», после чего дал мне подписать какую-то бумагу. Я даже не видел, что подписываю, так как его грозный вид и лежавший на столе автомат не оставил мне иного пути. После этого Мирон ушел и меня на какое-то время оставили в покое, а ночью — я удрал от них из этого села и больше с ними не встречался. Я опять бродил в лесу несколько дней, пока не увидел в глухой чаще небольшую хижину. В ней находился пожилой бородатый мужик, который сказал, что до войны он работал в этих местах лесничим. А потом, когда пришли немцы и все разбежались, он, не долго думая, захватив кое-какой провиант, подался в эту хижину. Он тогда был удивлен моим приходом, потому что кругом было болото, и тропу знал только он: повезло мне тогда, не сгинул в болоте. Больше года я прожил в этой хижине, однажды завалили лося, и мяса нам хватило надолго. Ну, а потом я все же ушел, мужик провел меня своей тропой через болото, я пошел к грохочущей вдали канонаде выстрелов. Дорога меня вывела в партизанский отряд батьки Прохора. Я тогда командиру отряда честно про все рассказал: и про судимость, и про полицаев, и про хижину в лесу. Почти год я был в отряде, несколько раз участвовал в боях, даже был легко ранен в ногу. В отряде мне выписали временные документы, что было необходимо в то время. Война уже пошла на запад и однажды, во время сильной авиационной бомбардировки, какое-то необъяснимое чувство «воли» вновь мной овладело, я рванул в лес и убежал. Ходил, бродил долго, пока не забрел в полуразрушенное село. Там вообще никого не было, я и просидел в одном из домов еще где-то полгода, благо в подвале нашел оставленные кем-то овощи и крупу.
— Я от бабушки ушел, я от дедушки сбежал, — проговорил Женя.
— Продолжай, — пробасил Барышев.
— Потом осел я в подмосковном Загорске, устроился рабочим на плодоовощную базу, — продолжал Тюрин, — а со временем перебрался в Москву. Там как раз людей набирали на стройку, вот и стал работать на подхвате. Где-то через пару лет, по рекомендации знакомого кореша, меня взяли на склад в Краснопресненский универмаг. Там и работал, пока не попался на краже вещей и очередная зона. Полгода назад откинулся из зоны и приехал домой и вот, на той неделе, вдруг, является ко мне тот самый Мирон, который чуть не убил меня тогда в лесу. Он напомнил мне о моем долге перед ним и, о подписанном мною согласии сотрудничать с немецкими властями. После чего приказал мне залезть в квартиру на Коломенском проезде, взять оттуда картину и отдать ему, при этом он дал адрес этой квартиры.
— А как ты узнал, какую именно картину надо было взять, ведь там их много висело? — вопросительно взглянул на него Женя.
— А Мирон мне дал фотографию, на которой была видна именно она, — ответил Тюрин.
Он вытащил из заднего кармана брюк помятую фотографию и протянул ее Кудрину. Женя посмотрел на нее и замер, это была такая же фотография, которую вынула из своего альбома Ермолаева, лежащая сейчас у него в папке.
— А дальше что? — потребовал Барышев.
— А дальше, — ответил Тюрин, — я одел резиновые перчатки, зашел в ту квартиру, благо замок был хилый и легко открылся. Потом снял со стены картину, а затем в шкатулке нашел еще брошку и деньги, положил их к себе в карман и вышел из квартиры. А на следующий день у метро Октябрьская мы встретились с Мироном и я отдал ему эту картину.
— А брошку в карты проиграл? — спросил Женя.
— Было дело, поставил ее на кон и проиграл, — ответил он.
— Теперь скажи, как выйти на Мирона? — напирал Барышев.
— Да я ничего про него не знаю — замялся он, — Мирон как снег на голову на меня свалился.
— Вспоминай, вспоминай «Тюря», это очень важно, — настаивал Глеб.
— Ну, он как-то еще при первой встрече обмолвился, что где-то на складе «Военторга» промышляет, — пробормотал Тюрин.
— А какие его приметы? — спросил Кудрин.
— Я уже Вам говорил, что он плотного телосложения, нос картошкой и косыми глазами, на вид — лет шестьдесят, волосы седые, — нехотя ответил Тюрин.
— Ну, хорошо, заканчиваем, — Барышев протянул Тюрину листок бумаги и авторучку, — напиши все то, что нам сказал, за исключением твоих военных похождений. Эта лирика пока не нужна, напиши только о картине и встречах с этим Мироном.
Барышев вышел из кабинета, а Женя еще полчаса просидел на своем стуле, пока Тюрин не написал свое объяснение. Бегло прочитав, Кудрин положил его в свою папку.
Уже совсем стемнело, когда Женя и Тюрин в сопровождении Барышева вышли на улицу, где их уже ждал милицейский газик.
Поблагодарив Глеба за помощь, Женя повез задержанного в свое отделение милиции.
На следующий день он первым делом отправился к Николаеву на доклад о проделанной работе. Павел Иванович внимательно слушал его, не упуская ни одной детали из его доклада.
— Мне уже дежурный доложил о задержании Тюрина, — с улыбкой сказал он, — молодец Женя, расколол все же его. Человек с таким уголовным прошлым трудно идет на контакт, но Вы вместе с Барышевым виртуозно прижали его к стенке. Теперь об этом Мироне. Здесь дело более серьезное и требует подключения работников КГБ. Я созвонюсь с ними и сообщу обо всем, что ты рассказал.
С этим Женя вышел из кабинета начальника и пошел к себе. Когда сел за свой стол, мысли стали вихрем проноситься в его голове.
— Так чей же был фотоаппарат, которым снимали в квартире у Ермолаевой? К примеру, если это был фотоаппарат Паулы, значит, именно она делала фотографии, а если он принадлежал третьей присутствующей итальянке, значит, та делала фотографии. Каким же образом аналогичная фотография попала в руки к Мирону. Что между ними общего?
Эти вопросы, которые Женя сам себе задавал, сверлили его мозг и он, пока, не мог дать на них какой-то вразумительный ответ. Женя схватил трубку телефона и набрал номер Ермолаевой.
— Слушаю Вас, — раздался в трубке женский голос.
— Добрый день, Нина Николаевна, — это Кудрин из отделения милиции. Напомните, пожалуйста, чьим именно фотоаппаратом тогда снимали в Вашей квартире?
— Это был фотоаппарат Паулы, — ответила Ермолаева, — она всегда берет его с собой, чтобы запечатлеть красоты того или иного города. А в чем проблема?
— Этого я Вам пока сказать не могу, — ответил Женя и, попрощавшись, положил трубку телефона.
— Значит, фотографии сделала именно Паула, — рассуждал Кудрин, — если подумать логически, то одну фотографию она подарила Ермолаевой, а другие могла отдать любому человеку. Но как связать эту Паулу и Мирона, каким образом она могла передать ему точно такую же фотографию, как у Ермолаевой?
Размышления Кудрина прервал зашедший в кабинет Слава Андреев, который, улыбаясь, произнес, — Ну, Женька, молодец, размотал свое дело, а я уже думал, что это очередной «висяк». Все в отделении только об этом и говорят.
— Спасибо Слава, но картина еще не найдена, — развел руками Женя.
— Ну, там, дело техники, я думаю, скоро отыщешь, — приободрил товарища Андреев.
Второй день Слава светился от того, что зуб, наконец, у него вырвали и он со всеми это обсуждал. Вот и сейчас, он не преминул подчеркнуть, что как же хорошо, когда не болят зубы.
— Ты Слава особо не радуйся, — с улыбкой проговорил Кудрин, — зубы даются бесплатно человеку два раза в жизни, на третий — надо платить.
— Да будет тебе каркать, — замахал руками Андреев, — ты лучше мне дай свой бинокль на воскресенье. Мы тут с ребятами из райотдела решили на охоту съездить. А я тебе за это, дам на сегодня два билета в театр, так как моя подруга заболела и отказалась идти.
— Ого! А в какой театр? — Женя не ожидал.
— В театре на Таганке сегодня будет спектакль «Час пик, — торжественно парировал Слава. Таганка — это был не просто театр — это было легендарное место в Москве, куда попасть было просто не возможно, даже за деньги.
— Согласен, — выпалил Кудрин, он подошел к сейфу, вынул бинокль и отдал его Андрееву. А Слава достал из кармана сложенные два билета и вручил их сгорающему от нетерпения Жене.
Это была удача и, как только Слава вышел из кабинета, Кудрин тут же набрал телефон экспертно-криминалистического отдела.
— Слушаю, — пропел мелодичный голос Гареевой.
— Это я, Женя Кудрин, — ответил он, — могу я поинтересоваться, а что Вы делаете сегодня вечером?
— Пока у меня нет планов на вечер, — Тамара явно смутилась.
— В таком случае я Вас приглашаю сегодня в театр, у меня есть два билета в театр на Таганке, — Кудрин воображал себя волшебником.
Давно Женя не проводил такого замечательного вечера. С Тамарой оказалось легко и просто в общении, они сразу же стали понимать друг друга, будто были давними знакомыми. Не было ни неловкого молчания, ни утомительного разъяснения каких-то событий. Тамара обладала удивительным даром мгновенно снимать скованность, а Женя в свою очередь попытался показать и свое остроумие, и свое глубокомыслие. Кудрин впал в блаженное состояние влюбленности и был счастлив.
После вечера, проведенного с Тамарой, Женя буквально порхал, даже дело о краже картины отошло на задний план. Он пришел на работу с радостным чувством и даже по своей инициативе рассказал коллегам по работе несколько новых анекдотов.
Звонок Николаева привел его в рабочее состояние, начальник просил его зайти. Когда он зашел к начальнику, то увидел сидящим рядом немолодого человека с густыми седыми волосами.
— Знакомься, Женя, — майор, Костюк Михаил Иванович, из нашего районного КГБ, — представил сидящего Николаев, — расскажи ему подробно о своем расследовании и акцентируй внимание на том полицае.
В течение получаса Кудрин старательно рассказывал о расследовании, стараясь ничего не упустить.
— Ну, что же, — сказал Костюк, — мы займемся этим Мироном, и перевернем весь «Военторг». Не всех еще фашистских прихвостней настигла кара за содеянное и, как показывает практика, некоторые, сменив фамилию, залегли «на дно. Но рано или поздно мы все равно находим их и предаем суду.
— У нас с Вами теперь общая задача, — продолжал майор, — у Вас — вернуть картину, у нас — выявить предателя. Поэтому будем координировать свои действия и, я прошу теперь, без меня в отношении Мирона, ничего не предпринимать.
— Я понял, — четко и коротко ответил Кудрин.