Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Олегу противно это слышать.

ОЛЕГ: В парке сложновато терапию проводить…

ИГОРЬ: Да вам по-всякому сложновато, я смотрю. Вы мне это каждый раз говорите.

ОЛЕГ: Потому что это так.

ИГОРЬ: Расскажете про Марину чуть-чуть? Кем она работала?

ОЛЕГ: Конечно. С удовольствием. Марина… долго не могла найти себя, в смысле, кем хочет быть, работать…

ИГОРЬ: Долго – это сколько?

ОЛЕГ: Всю жизнь и пять лет в нашем с ней браке. Последние два года нашла. Занялась благотворительностью сначала. Фонды, пожилые актрисы театров всякие, потом пошла дальше. Стала волонтёром в поисковой группе. Помогала искать пропавших людей. Коллега ваша. (Смеётся.)

ИГОРЬ: Я не работаю в поисковых группах.

ОЛЕГ: А, да, я перепутал. Вы по катастрофам, вот это всё. Кризисная психология. Звучит красиво.

ИГОРЬ: А на деле достаточно уродливо.

ОЛЕГ: Вот её слово «кризис» манило. Манит. Чтоб «не просто всё» и глубоко со смыслом.

ИГОРЬ: Почему вас это так до сих пор раздражает? Её уже год, возможно, нет в живых, но вы злитесь, будто она перед вами сейчас.

ОЛЕГ (смеётся): Я злюсь, да. Потому что это идиотизм, простите, то, чем она занималась.

ИГОРЬ: Интересно. А почему? Доброе дело.

ОЛЕГ: Доброе… Мне от словосочетания «доброе дело» уже хочется умыться. Да потому, что она искусственно себя помещала в ситуацию, где она как бы нужна, где она как бы спасает жизнь…

ИГОРЬ: От вас бежала?

ОЛЕГ: Игорь! (Смеётся.) Я лучшего о вас мнения! Зачем же так-то с верхней полки-то брать? Дослушайте. Мы ж с вами не на время тут играем.

Игорь кивает и улыбается.

ОЛЕГ: Она абсолютно понятный для меня тип в этом отношении. У неё много талантов, это правда, но она виктимная личность – жертва. Она нашла для себя место, где она всегда в зоне риска, где всегда есть смысл в том, что делаешь. Тогда она не чувствовала себя виноватой.

ИГОРЬ: Перед кем?

ОЛЕГ: Перед мирозданием.

ИГОРЬ: Вы проводили с ней терапию?

ОЛЕГ: Мы с ней познакомились у меня в кабинете. Но когда начался роман, терапию сразу прекратили.

Игорь реагирует на это с удивлением.

ОЛЕГ: Если вы хотите прокомментировать, что это вопиющий случай для психолога, и рассказать мне про сексуальный перенос, то я в курсе.

ИГОРЬ: Так что плохого в добром деле и намерении?

ОЛЕГ: У добра много лиц, вы же не глупый человек, вы это понимаете. И тщеславие, и желание быть замеченным, ожидание похвалы, власть… Много всего. Поэтому и бесит. Лобовое восприятие.

ИГОРЬ: А у Марины что за лицо было за этим условным добром?

ОЛЕГ: Не дай бог прожить эту жизнь зря, или в моей тени, или как все женщины. Там и тщеславие, и настоящее добро. Там сложно.

ИГОРЬ: Когда она стала ездить в эти походы – она вас чего-то лишила?

ОЛЕГ: Лишила себя. Её стало мало в моей жизни.

ИГОРЬ: И контроля?

Олег неожиданно для себя зло говорит.

ОЛЕГ: И ребёнка.

Игорь не ожидал это услышать.

ИГОРЬ: Что случилось?

ОЛЕГ: Она была беременна. Мы этого хотели, ждали. И поехала на очередные поиски. Просто простудила всё там себе… Выкидыш случился.

ИГОРЬ: Вы хотели больше, чем она? Ребёнка?

ОЛЕГ: Да…

ИГОРЬ: Вашу злость можно понять. Она убила вашу мечту своим эгоизмом.

ОЛЕГ: Убила.

ИГОРЬ: А вы её не хотели за это убить?

ОЛЕГ: Хотел. Тридцать минут хотел, после того, как узнал. Потом простил.



КВАРТИРА ЛЮДМИЛЫ. ВЕЧЕР. ОЛЕГ, СУРМАТЬ ЛЮДМИЛА, МАЛЬЧИК СТЁПА, МУЖ АНДРЕЙ

Вечер. Олег и Людмила лежат на диване. Между ними – сын Людмилы Стёпа. Смотрят телевизор.

ЛЮДМИЛА: Чего-нибудь хочешь?

ОЛЕГ: Спасибо, Люд, мне очень хорошо. Я не помню, когда я так вообще вечер проводил.

ЛЮДМИЛА (смеется): У нас так каждый день, заходи.

Олег смотрит в телевизор пустым взглядом. Ему звонит Вера, он сбрасывает вызов.

ОЛЕГ: Мужу нормально, что я тут?

ЛЮДМИЛА: Абсолютно. Спит уже, наверное. У тебя день тяжёлый?

ОЛЕГ: Ага…

ЛЮДМИЛА: Шкурный интерес. Прости. Ты как с алкоголем и остальным? Воздерживаешься?

ОЛЕГ: Чуть-чуть напортачил. На недельку слетел. Врать не буду. Но с сегодняшнего дня – всё.

ЛЮДМИЛА: Ладно… Хочешь, у нас на кресле спи. Будем тебя со Стёпой на контроле держать.

Олег улыбается.

Дверь приоткрывается, заглядывает Андрей.

АНДРЕЙ: Привет, Олег. Люд, на минуту.

ЛЮДМИЛА: Думала, ты спишь уже.

Люда выходит. Олег остаётся лежать на диване. До Олега доносятся отголоски спора Люды и Андрея.

АНДРЕЙ: У нас не отель «Приходи в любое время»…

ЛЮДМИЛА: Андрюш, у него тяжёлая работа, зашёл чай попить, не устраивай сцен – нет повода.

АНДРЕЙ: Уже не первый раз просто…

ЛЮДМИЛА: Тихо, тихо, иди Дашу проверь.

Олег заснул под этот разговор вместе со Стёпой.



КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. НОЧЬ. ОЛЕГ, ВЕРА

Поздний вечер. Олег заходит в квартиру, ему навстречу выбегает собака Витя. Олег в шоке, он видит всю свою квартиру, заставленную Вериными коробками.

Вера тихо выходит из-за них к нему навстречу.

ОЛЕГ: Вер…

ВЕРА: Витю забрала вот. И вещи.

Олег с каменным выражением лица заходит в гостиную. Всё в коробках и в беспорядке.

ВЕРА: Это временно…

ОЛЕГ: Откуда столько вещей?

ВЕРА: Это всё моё, да. Это ненадолго.

Олег смотрит на собаку. Он вне себя.

ОЛЕГ: Это моя квартира! Мой дом! Вер, ты феноменальная эгоистка! Я не люблю животных! Тем более эту огромную собаку!

ВЕРА: Олег, а дружба – это не всегда про то, что можно приехать было ко мне в любой удобный момент и слить свое… говно! Это иногда и про жертвы! Про выход из зоны комфорта…

ОЛЕГ: Ты где этого начиталась?

ВЕРА: У тебя книги стоят по популярной психологии…

ОЛЕГ: Хорошо. Окей. Но я уже неделю, как из этой зоны вышел. Неделю почти ты здесь живёшь!

ВЕРА: В твоих книгах ничего про сроки выхода из комфорта не написано.

ОЛЕГ: Условия этого всего…(Олег показывает на заставленную вещами гостиную и собаку.) Ты убираешь за своей собакой, чтоб я не видел ни шерсти, ни выделений, б…дь, её, коробки эти… Придумывай, как их спрятать. И второе: ищешь работу, чтобы у меня появилось будущее.

ВЕРА: Я не смогу… с работой. Не получится.

ОЛЕГ: Не понял… Ты же говорила, что будешь искать.

ВЕРА: Ну я… Блин. Не знаю, как даже сказать…

ОЛЕГ: Словами.

ВЕРА: Я беременна от тебя.

Реакция Олега.



КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. БАЛКОН. НОЧЬ. ОЛЕГ, МАРИНА, ВЕРА

Олег сидит на балконе, рядом кукла, выброшенная Верой. Олег кричит с балкона в квартиру.

ОЛЕГ: Не вздумай больше трогать её!

Олег обнимает куклу, кладёт её голову себе на плечо.

ОЛЕГ: Добегалась?

Вместо куклы мы видим Марину.

КУКЛА-МАРИНА: «Застудила себе всё там»… Грубо как. И неправда.

ОЛЕГ: Правда.

КУКЛА-МАРИНА: Я заболела сильно. И не в походе. Ты знаешь.

Олег злится на неё впервые.

ОЛЕГ: Не знаю.

КУКЛА-МАРИНА: Я вышла покурить. Ты меня поймал и закрыл тут… На два часа. Наказал.

ОЛЕГ: Было лето.

КУКЛА-МАРИНА: Холодное московское лето.

ОЛЕГ: Неправда… Этого не было

КУКЛА-МАРИНА: Было.

Олег крепко сжимает голову куклы, буквально сминает её локтем.

ОЛЕГ: Нет.

За стеклом над головой появляется Вера, она прижимает рукой справку о беременности сроком в неделю.

ФИНАЛ

5-я серия. Ревность

ДОМ КИРЫ. ЛИФТ. УТРО. КИРА

Кира заходит в лифт. Она вся в чёрном, выглядит элегантно. В лифте нажимает на кнопку «1 этаж». Смотрит на себя в зеркало, поправляет чёрный платок на голове, немного улыбается сама себе. Приезжает на этаж.



ДОМ КИРЫ. У ПОДЪЕЗДА. УТРО. КИРА, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

Кира выходит из подъезда. Её ждёт Николай Степанович, тоже весь в чёрном.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Кирочка… Двадцать минут я тебя жду…

КИРА: Извини, пожалуйста…

Кира подходит к нему, гладит по лицу, она полна сочувствия.

КИРА: Как ты?

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Я не знаю. Плохо…

КИРА: Вижу. Поехали. Ты должен быть сильным.



КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». ПАРКОВКА. УТРО. ОЛЕГ, ВЕРА

Олег выходит из машины, идёт в сторону входа, оборачивается, видит, что Вера так и осталась сидеть на пассажирском сидении. Он идёт назад, подходит к двери, Вера открывает окно.

ОЛЕГ: Чего ты застряла?

ВЕРА: Вообще-то можно было и дверь открыть…

Олег рассмеялся. И пошёл назад ко входу в клинику.

ОЛЕГ: Не пугай меня…

Вера выходит сама. Олег блокирует машину издалека.



КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». КАБИНЕТ ВРАЧА. УТРО. ОЛЕГ, ВЕРА, ГИНЕКОЛОГ

Олег сидит с несчастным выражением лица. Вера нервничает перед врачом, которую подкупала.

ГИНЕКОЛОГ: Это, я так понимаю… отец?

Олег обессилено опускает голову.

ВЕРА: Олег, ну, пожалуйста, чуть-чуть включись.

ОЛЕГ: Да. Я с вами. И я отец, возможно…

ВЕРА: Мы тут не будем твои сомнения обсуждать, ладно?

ОЛЕГ: Ладно. Что от меня нужно?

ГИНЕКОЛОГ: Я хотела вам обоим задать тот же вопрос.

ВЕРА: Я планирую держать беременность на контроле с вами. Вы говорили, что анализы надо сдать какие-то…

ОЛЕГ(читает имя на бейдже): Светлана…

ГИНЕКОЛОГ: Валерьевна.

ОЛЕГ: Светлана Валерьевна, это вообще реально, скажите? У нас с Верой Геннадьевной случился секс, это было. И через неделю она мне говорит, что беременна.

Светлане очевидно неприятен Олег и его поведение.

ГИНЕКОЛОГ: Да, это возможно. Если сомневаетесь, сделаете потом тест ДНК, можно даже внутриутробно его взять.

Вера начинает нервничать.

ВЕРА: Олег, ты меня обижаешь. Это больно, в конце концов, слышать.

ОЛЕГ: А мне больно слышать, что ты беременна от меня… без предупреждения. Ты меня спросила?

ГИНЕКОЛОГ: Вообще-то это ответственность обоих партнеров.

ВЕРА: Да, спасибо, Светлана Валерьевна. Ты же хотел ребенка! Вот он у тебя будет! Не надо никаких баб суррогатных, схем с яйцеклетками. Подарок просто!

Светлана заинтересованно вслушивается, Олегу становится неловко.

ОЛЕГ: Вер…

ВЕРА: Я ещё и твоя подруга! Единственная и лучшая. Что ещё надо?

Олег обращается к гинекологу.

ОЛЕГ: Светлана Валерьевна, выписывайте всё, что нужно сделать для начала. И чек мне.

ГИНЕКОЛОГ: Чек вам в кассе дадут, а я выпишу назначение. Без проблем.

ВЕРА: Спасибо большое.

Светлана начинает печатать направление.

ГИНЕКОЛОГ: Не моё дело, конечно, но к беременной женщине можно быть и покорректней.

ОЛЕГ: Вы всё правильно поняли. Это не ваше дело.



КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». КОРИДОР. УТРО. ВЕРА, ОЛЕГ

Вера и Олег стоят в коридоре.

ВЕРА: Я пойду тогда на УЗИ…

ОЛЕГ: А там можно увидеть что-то, на этом УЗИ?

ВЕРА: Откуда я знаю? У меня ж не было детей.

ОЛЕГ: И у меня.

ВЕРА: Кстати, ты со своей клиникой суррогатной поговори, ну… что отказываешься от услуг. Да?

Олег как будто только сейчас это осознал.

ВЕРА: Вопрос-то решён.

ОЛЕГ: Да. Я поговорю.

ВЕРА: Ты куда сейчас?

ОЛЕГ: Домой.

ВЕРА: Класс. Встретишь доставку? Подушку для беременных заказала.

Олег стоит, как приговоренный.

ОЛЕГ: Вер, может, аборт?..

Вера отрицательно мотает головой.

ВЕРА: И давай больше эту тему не поднимать.



КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. УТРО.КИРА, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, СИДЕЛКА, ГОСТИ НА ПОМИНКАХ

Поминки. В комнате большой стол. За ним сидит много пожилых людей, Кира и Николай Степанович. Сиделка суетится, ухаживает за всеми. Кира выделяется на фоне гостей. В комнате душно, просто, грустно и некомфортно. Гомон разговоров вокруг, причитаний. Сиделка подходит к Кире, накладывает кутью в тарелку.

КИРА: Спасибо большое… Я это не ем.

СИДЕЛКА: Как же… А помянуть?

Николай Степанович, разговаривавший с кем-то рядом, обращает внимание на этот разговор.

КИРА: А я поминаю… Просто без ритуалов.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Кира, выпей за маму и закуси.

Кира видит, что Николай Степанович не шутит. Сиделка смотрит на неё с упреком.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (сиделке): Наденька, иди. Спасибо.

Кира обращает на эту нежность внимание. Берёт водку и кутью ложкой.

КИРА: За маму…

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Пусть земля ей будет пухом… Мамочка моя.

КИРА: Пусть…

Кира выпивает и закусывает. С сочувствием смотрит на Николая Степановича.

КИРА: У мамы столько друзей… В таком возрасте это показатель. Она была хорошим человеком.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Это пациенты её… Они же и друзья.

Кира внимательно смотрит по сторонам. Вокруг не самые опрятные люди, глубоко пожилые, кто-то – со странностями.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Она же у меня клинический психолог была… Есть.

Николай Степанович не может сдержаться, сдержанно по-мужски плачет.



КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. ДЕНЬ. ОЛЕГ, МАРИНА

Олег заходит в квартиру. Он опустошён. Он идёт мимо коробок к кукле. Ложится к ней на колени и начинает плакать, как ребёнок. Кукла-Марина гладит его по голове.

КУКЛА-МАРИНА: Ты же не плачешь никогда?

ОЛЕГ: Я… не хотел. Прости меня… Я тебя предал…

КУКЛА-МАРИНА: Не предал. Ты можешь дальше жить.

ОЛЕГ: Могу. Но не хочу.

КУКЛА-МАРИНА: У тебя теперь будет ребёнок, твой.

ОЛЕГ: Я не хочу, не хочу, не хочу так.

КУКЛА-МАРИНА: А как хочешь?

ОЛЕГ: Либо чтобы наш с тобой ребёнок, либо чтобы от незнакомой… женщины.

КУКЛА-МАРИНА: Это твой ребёнок. Какая тебе разница, если ты по-настоящему его хотел?

ОЛЕГ: Не хочу, не знаю…

КУКЛА-МАРИНА: Тихо-тихо.

ОЛЕГ: Я скучаю по тебе.

КУКЛА-МАРИНА: И я…

Олег, лежащий на коленях, берет руку куклы и целует, как живую, кладёт её ладонью себе на заплаканные глаза.

Звонок в дверь.



КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ. ОЛЕГ, ГРУЗЧИК

Олег, грустный, с заплаканными глазами, стоит у открытой входной двери, грузчик вносит большую длинную подушку.

Олег смотрит на это обречённо.

ГРУЗЧИК: Куда ставим?

ОЛЕГ: Вот сюда, к стенке.

ГРУЗЧИК: Оплата картой или наличными?

ОЛЕГ: Картой…

У Олега на телефоне высвечивается вызов – «Людмила-сурмать». Он сбрасывает вызов.



КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. ДЕНЬ.НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, КИРА, СИДЕЛКА

Пустая квартира, всё в грязной посуде и остатках еды. Поминки закончились. В квартире только Николай Степанович, Кира и Сиделка. Николай Степанович немного пьян.

СИДЕЛКА: Ну что… Вы езжайте, а я тут порядок наведу.

КИРА: Спасибо большое. Поедем, Коля. Тебе отдохнуть надо.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Нет-нет… Наденька, мы поможем.

КИРА: Коля, ну неразумно тебе в твоем состоянии…

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Я сказал: поможем.

КИРА: Поняла.



КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. ДЕНЬ. НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, КИРА, СИДЕЛКА

Кира носит грязную посуду из гостиной на кухню и составляет в раковину. Сиделка Надя моет, Николай Степанович стоит рядом с ней, вытирает посуду полотенцем. Они тихо говорят о маме Николая Степановича. Кира ходит туда-сюда и слышит этот разговор блоками.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Да, вот ты же видела. Живые абсолютно мозги. Юмор…

СИДЕЛКА: Ой, она меня смешила! Как начнёт телевизор комментировать, так хоть стой, хоть падай…

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Это она любит.

Кира ставит посуду в раковину между Николаем Степановичем и сиделкой и уходит в гостиную снова. Собирает новую порцию.

Кира возвращается на кухню.

СИДЕЛКА: А я что?.. Я в Зеленогорск назад, работу буду искать… По Ирочке, мамочке вашей, скучать буду, конечно.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: А ты пока здесь поживи!

Сиделка вздыхает от неловкости.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Надя! Это обязательно. Поживи, пока работу не найдёшь, совершенно спокойно.

Кира громко и уже зло ставит посуду в раковину.

КИРА: Ну, кажется, всё!

Кира садится за маленький кухонный столик, достаёт сигарету, прикуривает. Николай Степанович и сиделка поворачиваются на неё и почти хором говорят.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ И СИДЕЛКА: Здесь не курят.



КВАРТИРА КОСТИ И ВЕРЫ. МАСТЕРСКАЯ. ДЕНЬ. КОСТЯ, ЮЛЯ

Костя месит состав для скульптуры. Юля рядом, играет музыка рейки на всю громкость. Костя грустный. Юля видит это, присаживается рядом. Берёт его за лицо. У Юли остатки синяка под глазом от удара Веры.

ЮЛЯ: Посмотри на меня. Что происходит?

КОСТЯ: Ничего. Всё супер.

ЮЛЯ: Костя-я…

КОСТЯ: Я скучаю по Вере… И по Вите.

Юля целует Костю в губы. И садится напротив на пол.

ЮЛЯ: Я понимаю тебя. Я тоже скучаю по ним.

Костя смотрит с подозрением.

ЮЛЯ: Что?

КОСТЯ: Ты не скучаешь, Юль… Ты здесь поселилась и кайфуешь.

ЮЛЯ: Мне уехать?

КОСТЯ: Да нет… Я не в этом смысле.

ЮЛЯ: Мне в кайф, да. Потому что я принимаю те обстоятельства, которые мне даёт жизнь. Бытие, понимаешь?

КОСТЯ: Не грузи меня сейчас, пожалуйста. Не до бытия.

ЮЛЯ: Окей. Посмотрим на ситуацию со стороны. Тебе сделали заказ. Появился человек, арт-директор, который заинтересовался тобой, твоим искусством.