Олегу противно это слышать.
ОЛЕГ: В парке сложновато терапию проводить…
ИГОРЬ: Да вам по-всякому сложновато, я смотрю. Вы мне это каждый раз говорите.
ОЛЕГ: Потому что это так.
ИГОРЬ: Расскажете про Марину чуть-чуть? Кем она работала?
ОЛЕГ: Конечно. С удовольствием. Марина… долго не могла найти себя, в смысле, кем хочет быть, работать…
ИГОРЬ: Долго – это сколько?
ОЛЕГ: Всю жизнь и пять лет в нашем с ней браке. Последние два года нашла. Занялась благотворительностью сначала. Фонды, пожилые актрисы театров всякие, потом пошла дальше. Стала волонтёром в поисковой группе. Помогала искать пропавших людей. Коллега ваша. (Смеётся.)
ИГОРЬ: Я не работаю в поисковых группах.
ОЛЕГ: А, да, я перепутал. Вы по катастрофам, вот это всё. Кризисная психология. Звучит красиво.
ИГОРЬ: А на деле достаточно уродливо.
ОЛЕГ: Вот её слово «кризис» манило. Манит. Чтоб «не просто всё» и глубоко со смыслом.
ИГОРЬ: Почему вас это так до сих пор раздражает? Её уже год, возможно, нет в живых, но вы злитесь, будто она перед вами сейчас.
ОЛЕГ (смеётся): Я злюсь, да. Потому что это идиотизм, простите, то, чем она занималась.
ИГОРЬ: Интересно. А почему? Доброе дело.
ОЛЕГ: Доброе… Мне от словосочетания «доброе дело» уже хочется умыться. Да потому, что она искусственно себя помещала в ситуацию, где она как бы нужна, где она как бы спасает жизнь…
ИГОРЬ: От вас бежала?
ОЛЕГ: Игорь! (Смеётся.) Я лучшего о вас мнения! Зачем же так-то с верхней полки-то брать? Дослушайте. Мы ж с вами не на время тут играем.
Игорь кивает и улыбается.
ОЛЕГ: Она абсолютно понятный для меня тип в этом отношении. У неё много талантов, это правда, но она виктимная личность – жертва. Она нашла для себя место, где она всегда в зоне риска, где всегда есть смысл в том, что делаешь. Тогда она не чувствовала себя виноватой.
ИГОРЬ: Перед кем?
ОЛЕГ: Перед мирозданием.
ИГОРЬ: Вы проводили с ней терапию?
ОЛЕГ: Мы с ней познакомились у меня в кабинете. Но когда начался роман, терапию сразу прекратили.
Игорь реагирует на это с удивлением.
ОЛЕГ: Если вы хотите прокомментировать, что это вопиющий случай для психолога, и рассказать мне про сексуальный перенос, то я в курсе.
ИГОРЬ: Так что плохого в добром деле и намерении?
ОЛЕГ: У добра много лиц, вы же не глупый человек, вы это понимаете. И тщеславие, и желание быть замеченным, ожидание похвалы, власть… Много всего. Поэтому и бесит. Лобовое восприятие.
ИГОРЬ: А у Марины что за лицо было за этим условным добром?
ОЛЕГ: Не дай бог прожить эту жизнь зря, или в моей тени, или как все женщины. Там и тщеславие, и настоящее добро. Там сложно.
ИГОРЬ: Когда она стала ездить в эти походы – она вас чего-то лишила?
ОЛЕГ: Лишила себя. Её стало мало в моей жизни.
ИГОРЬ: И контроля?
Олег неожиданно для себя зло говорит.
ОЛЕГ: И ребёнка.
Игорь не ожидал это услышать.
ИГОРЬ: Что случилось?
ОЛЕГ: Она была беременна. Мы этого хотели, ждали. И поехала на очередные поиски. Просто простудила всё там себе… Выкидыш случился.
ИГОРЬ: Вы хотели больше, чем она? Ребёнка?
ОЛЕГ: Да…
ИГОРЬ: Вашу злость можно понять. Она убила вашу мечту своим эгоизмом.
ОЛЕГ: Убила.
ИГОРЬ: А вы её не хотели за это убить?
ОЛЕГ: Хотел. Тридцать минут хотел, после того, как узнал. Потом простил.
КВАРТИРА ЛЮДМИЛЫ. ВЕЧЕР. ОЛЕГ, СУРМАТЬ ЛЮДМИЛА, МАЛЬЧИК СТЁПА, МУЖ АНДРЕЙ
Вечер. Олег и Людмила лежат на диване. Между ними – сын Людмилы Стёпа. Смотрят телевизор.
ЛЮДМИЛА: Чего-нибудь хочешь?
ОЛЕГ: Спасибо, Люд, мне очень хорошо. Я не помню, когда я так вообще вечер проводил.
ЛЮДМИЛА (смеется): У нас так каждый день, заходи.
Олег смотрит в телевизор пустым взглядом. Ему звонит Вера, он сбрасывает вызов.
ОЛЕГ: Мужу нормально, что я тут?
ЛЮДМИЛА: Абсолютно. Спит уже, наверное. У тебя день тяжёлый?
ОЛЕГ: Ага…
ЛЮДМИЛА: Шкурный интерес. Прости. Ты как с алкоголем и остальным? Воздерживаешься?
ОЛЕГ: Чуть-чуть напортачил. На недельку слетел. Врать не буду. Но с сегодняшнего дня – всё.
ЛЮДМИЛА: Ладно… Хочешь, у нас на кресле спи. Будем тебя со Стёпой на контроле держать.
Олег улыбается.
Дверь приоткрывается, заглядывает Андрей.
АНДРЕЙ: Привет, Олег. Люд, на минуту.
ЛЮДМИЛА: Думала, ты спишь уже.
Люда выходит. Олег остаётся лежать на диване. До Олега доносятся отголоски спора Люды и Андрея.
АНДРЕЙ: У нас не отель «Приходи в любое время»…
ЛЮДМИЛА: Андрюш, у него тяжёлая работа, зашёл чай попить, не устраивай сцен – нет повода.
АНДРЕЙ: Уже не первый раз просто…
ЛЮДМИЛА: Тихо, тихо, иди Дашу проверь.
Олег заснул под этот разговор вместе со Стёпой.
КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. НОЧЬ. ОЛЕГ, ВЕРА
Поздний вечер. Олег заходит в квартиру, ему навстречу выбегает собака Витя. Олег в шоке, он видит всю свою квартиру, заставленную Вериными коробками.
Вера тихо выходит из-за них к нему навстречу.
ОЛЕГ: Вер…
ВЕРА: Витю забрала вот. И вещи.
Олег с каменным выражением лица заходит в гостиную. Всё в коробках и в беспорядке.
ВЕРА: Это временно…
ОЛЕГ: Откуда столько вещей?
ВЕРА: Это всё моё, да. Это ненадолго.
Олег смотрит на собаку. Он вне себя.
ОЛЕГ: Это моя квартира! Мой дом! Вер, ты феноменальная эгоистка! Я не люблю животных! Тем более эту огромную собаку!
ВЕРА: Олег, а дружба – это не всегда про то, что можно приехать было ко мне в любой удобный момент и слить свое… говно! Это иногда и про жертвы! Про выход из зоны комфорта…
ОЛЕГ: Ты где этого начиталась?
ВЕРА: У тебя книги стоят по популярной психологии…
ОЛЕГ: Хорошо. Окей. Но я уже неделю, как из этой зоны вышел. Неделю почти ты здесь живёшь!
ВЕРА: В твоих книгах ничего про сроки выхода из комфорта не написано.
ОЛЕГ: Условия этого всего…(Олег показывает на заставленную вещами гостиную и собаку.) Ты убираешь за своей собакой, чтоб я не видел ни шерсти, ни выделений, б…дь, её, коробки эти… Придумывай, как их спрятать. И второе: ищешь работу, чтобы у меня появилось будущее.
ВЕРА: Я не смогу… с работой. Не получится.
ОЛЕГ: Не понял… Ты же говорила, что будешь искать.
ВЕРА: Ну я… Блин. Не знаю, как даже сказать…
ОЛЕГ: Словами.
ВЕРА: Я беременна от тебя.
Реакция Олега.
КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. БАЛКОН. НОЧЬ. ОЛЕГ, МАРИНА, ВЕРА
Олег сидит на балконе, рядом кукла, выброшенная Верой. Олег кричит с балкона в квартиру.
ОЛЕГ: Не вздумай больше трогать её!
Олег обнимает куклу, кладёт её голову себе на плечо.
ОЛЕГ: Добегалась?
Вместо куклы мы видим Марину.
КУКЛА-МАРИНА: «Застудила себе всё там»… Грубо как. И неправда.
ОЛЕГ: Правда.
КУКЛА-МАРИНА: Я заболела сильно. И не в походе. Ты знаешь.
Олег злится на неё впервые.
ОЛЕГ: Не знаю.
КУКЛА-МАРИНА: Я вышла покурить. Ты меня поймал и закрыл тут… На два часа. Наказал.
ОЛЕГ: Было лето.
КУКЛА-МАРИНА: Холодное московское лето.
ОЛЕГ: Неправда… Этого не было
КУКЛА-МАРИНА: Было.
Олег крепко сжимает голову куклы, буквально сминает её локтем.
ОЛЕГ: Нет.
За стеклом над головой появляется Вера, она прижимает рукой справку о беременности сроком в неделю.
ФИНАЛ
5-я серия. Ревность
ДОМ КИРЫ. ЛИФТ. УТРО. КИРА
Кира заходит в лифт. Она вся в чёрном, выглядит элегантно. В лифте нажимает на кнопку «1 этаж». Смотрит на себя в зеркало, поправляет чёрный платок на голове, немного улыбается сама себе. Приезжает на этаж.
ДОМ КИРЫ. У ПОДЪЕЗДА. УТРО. КИРА, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ
Кира выходит из подъезда. Её ждёт Николай Степанович, тоже весь в чёрном.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Кирочка… Двадцать минут я тебя жду…
КИРА: Извини, пожалуйста…
Кира подходит к нему, гладит по лицу, она полна сочувствия.
КИРА: Как ты?
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Я не знаю. Плохо…
КИРА: Вижу. Поехали. Ты должен быть сильным.
КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». ПАРКОВКА. УТРО. ОЛЕГ, ВЕРА
Олег выходит из машины, идёт в сторону входа, оборачивается, видит, что Вера так и осталась сидеть на пассажирском сидении. Он идёт назад, подходит к двери, Вера открывает окно.
ОЛЕГ: Чего ты застряла?
ВЕРА: Вообще-то можно было и дверь открыть…
Олег рассмеялся. И пошёл назад ко входу в клинику.
ОЛЕГ: Не пугай меня…
Вера выходит сама. Олег блокирует машину издалека.
КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». КАБИНЕТ ВРАЧА. УТРО. ОЛЕГ, ВЕРА, ГИНЕКОЛОГ
Олег сидит с несчастным выражением лица. Вера нервничает перед врачом, которую подкупала.
ГИНЕКОЛОГ: Это, я так понимаю… отец?
Олег обессилено опускает голову.
ВЕРА: Олег, ну, пожалуйста, чуть-чуть включись.
ОЛЕГ: Да. Я с вами. И я отец, возможно…
ВЕРА: Мы тут не будем твои сомнения обсуждать, ладно?
ОЛЕГ: Ладно. Что от меня нужно?
ГИНЕКОЛОГ: Я хотела вам обоим задать тот же вопрос.
ВЕРА: Я планирую держать беременность на контроле с вами. Вы говорили, что анализы надо сдать какие-то…
ОЛЕГ(читает имя на бейдже): Светлана…
ГИНЕКОЛОГ: Валерьевна.
ОЛЕГ: Светлана Валерьевна, это вообще реально, скажите? У нас с Верой Геннадьевной случился секс, это было. И через неделю она мне говорит, что беременна.
Светлане очевидно неприятен Олег и его поведение.
ГИНЕКОЛОГ: Да, это возможно. Если сомневаетесь, сделаете потом тест ДНК, можно даже внутриутробно его взять.
Вера начинает нервничать.
ВЕРА: Олег, ты меня обижаешь. Это больно, в конце концов, слышать.
ОЛЕГ: А мне больно слышать, что ты беременна от меня… без предупреждения. Ты меня спросила?
ГИНЕКОЛОГ: Вообще-то это ответственность обоих партнеров.
ВЕРА: Да, спасибо, Светлана Валерьевна. Ты же хотел ребенка! Вот он у тебя будет! Не надо никаких баб суррогатных, схем с яйцеклетками. Подарок просто!
Светлана заинтересованно вслушивается, Олегу становится неловко.
ОЛЕГ: Вер…
ВЕРА: Я ещё и твоя подруга! Единственная и лучшая. Что ещё надо?
Олег обращается к гинекологу.
ОЛЕГ: Светлана Валерьевна, выписывайте всё, что нужно сделать для начала. И чек мне.
ГИНЕКОЛОГ: Чек вам в кассе дадут, а я выпишу назначение. Без проблем.
ВЕРА: Спасибо большое.
Светлана начинает печатать направление.
ГИНЕКОЛОГ: Не моё дело, конечно, но к беременной женщине можно быть и покорректней.
ОЛЕГ: Вы всё правильно поняли. Это не ваше дело.
КЛИНИКА «МАТЬ И ДИТЯ». КОРИДОР. УТРО. ВЕРА, ОЛЕГ
Вера и Олег стоят в коридоре.
ВЕРА: Я пойду тогда на УЗИ…
ОЛЕГ: А там можно увидеть что-то, на этом УЗИ?
ВЕРА: Откуда я знаю? У меня ж не было детей.
ОЛЕГ: И у меня.
ВЕРА: Кстати, ты со своей клиникой суррогатной поговори, ну… что отказываешься от услуг. Да?
Олег как будто только сейчас это осознал.
ВЕРА: Вопрос-то решён.
ОЛЕГ: Да. Я поговорю.
ВЕРА: Ты куда сейчас?
ОЛЕГ: Домой.
ВЕРА: Класс. Встретишь доставку? Подушку для беременных заказала.
Олег стоит, как приговоренный.
ОЛЕГ: Вер, может, аборт?..
Вера отрицательно мотает головой.
ВЕРА: И давай больше эту тему не поднимать.
КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. УТРО.КИРА, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, СИДЕЛКА, ГОСТИ НА ПОМИНКАХ
Поминки. В комнате большой стол. За ним сидит много пожилых людей, Кира и Николай Степанович. Сиделка суетится, ухаживает за всеми. Кира выделяется на фоне гостей. В комнате душно, просто, грустно и некомфортно. Гомон разговоров вокруг, причитаний. Сиделка подходит к Кире, накладывает кутью в тарелку.
КИРА: Спасибо большое… Я это не ем.
СИДЕЛКА: Как же… А помянуть?
Николай Степанович, разговаривавший с кем-то рядом, обращает внимание на этот разговор.
КИРА: А я поминаю… Просто без ритуалов.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Кира, выпей за маму и закуси.
Кира видит, что Николай Степанович не шутит. Сиделка смотрит на неё с упреком.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (сиделке): Наденька, иди. Спасибо.
Кира обращает на эту нежность внимание. Берёт водку и кутью ложкой.
КИРА: За маму…
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Пусть земля ей будет пухом… Мамочка моя.
КИРА: Пусть…
Кира выпивает и закусывает. С сочувствием смотрит на Николая Степановича.
КИРА: У мамы столько друзей… В таком возрасте это показатель. Она была хорошим человеком.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Это пациенты её… Они же и друзья.
Кира внимательно смотрит по сторонам. Вокруг не самые опрятные люди, глубоко пожилые, кто-то – со странностями.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Она же у меня клинический психолог была… Есть.
Николай Степанович не может сдержаться, сдержанно по-мужски плачет.
КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. ДЕНЬ. ОЛЕГ, МАРИНА
Олег заходит в квартиру. Он опустошён. Он идёт мимо коробок к кукле. Ложится к ней на колени и начинает плакать, как ребёнок. Кукла-Марина гладит его по голове.
КУКЛА-МАРИНА: Ты же не плачешь никогда?
ОЛЕГ: Я… не хотел. Прости меня… Я тебя предал…
КУКЛА-МАРИНА: Не предал. Ты можешь дальше жить.
ОЛЕГ: Могу. Но не хочу.
КУКЛА-МАРИНА: У тебя теперь будет ребёнок, твой.
ОЛЕГ: Я не хочу, не хочу, не хочу так.
КУКЛА-МАРИНА: А как хочешь?
ОЛЕГ: Либо чтобы наш с тобой ребёнок, либо чтобы от незнакомой… женщины.
КУКЛА-МАРИНА: Это твой ребёнок. Какая тебе разница, если ты по-настоящему его хотел?
ОЛЕГ: Не хочу, не знаю…
КУКЛА-МАРИНА: Тихо-тихо.
ОЛЕГ: Я скучаю по тебе.
КУКЛА-МАРИНА: И я…
Олег, лежащий на коленях, берет руку куклы и целует, как живую, кладёт её ладонью себе на заплаканные глаза.
Звонок в дверь.
КВАРТИРА ОЛЕГА И МАРИНЫ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ. ОЛЕГ, ГРУЗЧИК
Олег, грустный, с заплаканными глазами, стоит у открытой входной двери, грузчик вносит большую длинную подушку.
Олег смотрит на это обречённо.
ГРУЗЧИК: Куда ставим?
ОЛЕГ: Вот сюда, к стенке.
ГРУЗЧИК: Оплата картой или наличными?
ОЛЕГ: Картой…
У Олега на телефоне высвечивается вызов – «Людмила-сурмать». Он сбрасывает вызов.
КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. ДЕНЬ.НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, КИРА, СИДЕЛКА
Пустая квартира, всё в грязной посуде и остатках еды. Поминки закончились. В квартире только Николай Степанович, Кира и Сиделка. Николай Степанович немного пьян.
СИДЕЛКА: Ну что… Вы езжайте, а я тут порядок наведу.
КИРА: Спасибо большое. Поедем, Коля. Тебе отдохнуть надо.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Нет-нет… Наденька, мы поможем.
КИРА: Коля, ну неразумно тебе в твоем состоянии…
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Я сказал: поможем.
КИРА: Поняла.
КВАРТИРА МАМЫ НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА. ДЕНЬ. НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, КИРА, СИДЕЛКА
Кира носит грязную посуду из гостиной на кухню и составляет в раковину. Сиделка Надя моет, Николай Степанович стоит рядом с ней, вытирает посуду полотенцем. Они тихо говорят о маме Николая Степановича. Кира ходит туда-сюда и слышит этот разговор блоками.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Да, вот ты же видела. Живые абсолютно мозги. Юмор…
СИДЕЛКА: Ой, она меня смешила! Как начнёт телевизор комментировать, так хоть стой, хоть падай…
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Это она любит.
Кира ставит посуду в раковину между Николаем Степановичем и сиделкой и уходит в гостиную снова. Собирает новую порцию.
Кира возвращается на кухню.
СИДЕЛКА: А я что?.. Я в Зеленогорск назад, работу буду искать… По Ирочке, мамочке вашей, скучать буду, конечно.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: А ты пока здесь поживи!
Сиделка вздыхает от неловкости.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ: Надя! Это обязательно. Поживи, пока работу не найдёшь, совершенно спокойно.
Кира громко и уже зло ставит посуду в раковину.
КИРА: Ну, кажется, всё!
Кира садится за маленький кухонный столик, достаёт сигарету, прикуривает. Николай Степанович и сиделка поворачиваются на неё и почти хором говорят.
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ И СИДЕЛКА: Здесь не курят.
КВАРТИРА КОСТИ И ВЕРЫ. МАСТЕРСКАЯ. ДЕНЬ. КОСТЯ, ЮЛЯ
Костя месит состав для скульптуры. Юля рядом, играет музыка рейки на всю громкость. Костя грустный. Юля видит это, присаживается рядом. Берёт его за лицо. У Юли остатки синяка под глазом от удара Веры.
ЮЛЯ: Посмотри на меня. Что происходит?
КОСТЯ: Ничего. Всё супер.
ЮЛЯ: Костя-я…
КОСТЯ: Я скучаю по Вере… И по Вите.
Юля целует Костю в губы. И садится напротив на пол.
ЮЛЯ: Я понимаю тебя. Я тоже скучаю по ним.
Костя смотрит с подозрением.
ЮЛЯ: Что?
КОСТЯ: Ты не скучаешь, Юль… Ты здесь поселилась и кайфуешь.
ЮЛЯ: Мне уехать?
КОСТЯ: Да нет… Я не в этом смысле.
ЮЛЯ: Мне в кайф, да. Потому что я принимаю те обстоятельства, которые мне даёт жизнь. Бытие, понимаешь?
КОСТЯ: Не грузи меня сейчас, пожалуйста. Не до бытия.
ЮЛЯ: Окей. Посмотрим на ситуацию со стороны. Тебе сделали заказ. Появился человек, арт-директор, который заинтересовался тобой, твоим искусством.