Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Аркадий Мамонтов

СЛЕДЫ ИМПЕРИИ

Кто мы — русские?

© ООО «Продюсерский центр „АРТ Фикшн“», 2021

© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2021

* * *

Созданию книги предшествовала большая работа. Глубокая личная благодарность всем, кто поддержал идею создания книги и участвовал в этом проекте, а именно Дмитрию Тараторину, Ирине Бондаревой, Нихал Чуреновой, Татьяне Самило. Аркадий Мамонтов


Кто мы — русские? Главный вопрос для каждого из нас

По статистике более 80 % жителей России считают себя русскими. Причем существует интересный феномен: попадая за границу, русскими становятся все представители нашей огромной многонациональной страны — татары, удмурты, чеченцы. Все мы для иностранцев Russians, как бы мы себя ни называли — русскими или россиянами.

Так кто же такие русские? И почему еще 200 лет назад великий Суворов восклицал: «Мы русские! Какой восторг!» В этом мы постараемся разобраться в рамках историко-просветительского проекта «Следы империи», посвященного истории России.

В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» есть такая стереотипная идентификация русского человека: «Гляжу, крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!» Откуда берутся такие штампы и по каким признакам можно с первого взгляда определить, что перед нами русский? И что сегодня включается в это понятие?


О том, что мы русские, прежде всего говорят внешность и сам язык, которым мы владеем. И наше прошлое, основанное на православных ценностях и на каких-то советских архетипах. А вот политическая идентификация, которая связана с гражданством, прямого отношения к этнической принадлежности не имеет.
Сергей Александрович Михеев,
политолог


Одна судьба

«В первой половине XIX века на придворном балу в Санкт-Петербурге, где присутствовали лучшие представители российской элиты, французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, известный своей русофобией, разглядывал гостей. К нему подошел император Николай I.

— Вы думаете, что все это — русские?

— Конечно, Ваше Величество.

— А вот и нет, — улыбнулся император. — Это татарин. А это немец. А это поляк. А это грузин. А там стоят еврей и молдаванин.

— Тогда кто же здесь русские?! — изумился де Кюстин.

— А вот все они и есть русские».



В этом известном историческом эпизоде, как в зеркале, отразились вся сложность и многогранность понятия «русский».

В пантеоне нашей истории и культуры есть немало имен людей, которых сложно причислить к русскому этносу, но все они с гордостью и по праву называли себя русскими. Герои войны 12-го года — грузин Петр Багратион и шотландец Барклай де Толли. Автор «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Даль — из обрусевших датчан. Поэт Александр Пушкин — потомок абиссинца. Михаил Лермонтов — из рода шотландцев Лермо́нтов. Князья Юсуповы — потомки ногайского князя Юсуфа. Француз по дедушке — Чайковский, наполовину поляк — Некрасов, автор «Истории государства Российского» Карамзин — из татарского рода Карамурза, еврей Левитан, поляк Циолковский — список этот можно продолжать до бесконечности.

На протяжении столетий Россией правили выходцы и потомки самых разных европейских родов, в основном немецких. Император Александр III, провозгласивший лозунг «Россия для русских», по крови был русским всего на 1/64-ю, а его сын, страстотерпец Николай II — на 1/128-ю.

Стопроцентная немка императрица Екатерина Великая писала:

«Я имею честь быть русской. Я этим горжусь. Я буду защищать мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у меня хватит жизни».

Несомненно, в самом понятии русскости есть какая-то изначальная сила, скрепляющая и спаивающая представителей самых разных этносов в единое целое. И чтобы разобраться в истоках этой силы, нужно заглянуть в историю.

О происхождении слова «русский» ученые спорят до сих пор. Одни считают, что оно родилось из названия реки Рось, небольшого притока Днепра, другие ищут корни в древнем арийском языке, где слово «рухс» означало «светлый». Но самой популярной и исторически обоснованной сегодня считается норманнская теория, согласно которой слово «рус» принесли с собой с Севера на землю древних славян воины-варяги, называвшие так своих гребцов. Столетиями на русской земле в результате войн, освоения новых территорий, ассимиляции и распространения православия рождался огромный суперэтнос, впитавший в себя черты самых разных племен: независимость и отвагу скандинавских викингов, стойкость и духовную силу славян, смиренное трудолюбие финно-угров, темперамент татар — так создавалась неповторимая русская цивилизация.

Известный историк-этнолог Лев Гумилев считал, что в русский суперэтнос входят и буряты, и осетины, и удмурты, и представители других коренных народов, проживающих в России. Все, кого объединила не столько общая территория, традиции, язык и вера, сколько общая историческая судьба. Как бы ни пытались разделить, расчленить, уничтожить русскую цивилизацию, она возрождалась снова. И после татарского нашествия, и после великой смуты, и после революции 1917 года. Эту особенность отметил неравнодушный к России немецкий канцлер Отто фон Бисмарк, который писал:

«Русские, даже если их расчленить, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути».

Уже к XVI веку наряду с названием «русский» в язык входит слово «россиянин». Впервые оно встречается в произведениях преподобного Максима Грека, кстати, этнического грека по происхождению, как следует из его имени.

Россия — так называли Русь в Византии. К XIX веку для определения нации в целом официально стали использовать формулировку «подданные Российской империи». Русскими же тогда называли в основном представителей трех народов: великороссов (жителей Центральной и Северной России), малороссов (нынешних украинцев) и белороссов. Причем в словосочетании «Малая Россия» не было ничего уничижительного. Под «Малой» имелся в виду не размер или значение, а центр, малая родина, корневое место. Название «Белая» было связано исключительно с географией: по традиции стороны света обозначались определенными цветами, и цветом запада был белый.

Наша Российская империя формировалась как Православная. Православие было некоей скрепой, стержнем государства, но наступил 1917 год, и все изменилось. Как во время Французской революции была сделана попытка создать единую политическую нацию, заменить принцип верности королю и церкви принципами верности французскому народу и французской нации, так и в России после рокового 1917 года большевики начали разделять народ по этническому признаку.

В паспортах царской России не существовало графы «национальность». Указывались лишь фамилия, вероисповедание, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства. Не было такой графы и в опросных листах при переписи населения. Лишь под 11-м пунктом нужно было указать вероисповедание, а под 12-м — родной язык. Так что появлением графы «национальность» мы обязаны большевикам.

Губернский принцип деления страны в СССР также заменился национальным. Например, вместо Казанской губернии возникла Татарская АССР. Зачем это было сделано и к чему привело? Дело в том, что у большевиков были очень ограниченные возможности по контролю над территориями, которые они захватывали. Поэтому им нужно было вычленить местную элиту и найти какие-то идеи, с помощью которых они могли эту элиту буквально завербовать. Это было время конкурентной политики. Разделение по национальному признаку помогало жестко управлять определенными территориями и ее жителями.


Глубоко убежден, что попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле. Российский опыт государственного развития уникален. Мы — многонациональное общество, но мы — единый народ.
Владимир Владимирович Путин,
Президент России


Семья или «тюрьма народов»?

В 1905 году, на третьем съезде РСДРП, большевики внесли в свою партийную анкету графу «национальность». Заполняя анкету, Владимир Ильич Ленин писал: «великоросс». Так, называя Российскую империю «тюрьмой народов», большевики, тем не менее, начали разделять людей по этническим группам.

Ленин считал, что среди партийцев это необходимо, чтобы поднять статус якобы угнетенных великороссами наций — евреев, поляков, литовцев, которые массово шли в революционное движение. Известно, что при создании СССР Владимир Ильич серьезно спорил со Сталиным и Дзержинским как раз по национальному вопросу. Они противились идее союза равноправных национальных республик, предлагая более жесткую конструкцию автономий. За что Ленин обозвал поляка Дзержинского и грузина Сталина «великорусскими держимордами».


По утверждению писателя и политика Владимира Мединского, фразу «Россия — тюрьма народов» Ленин позаимствовал у Маркса, а тот перефразировал определение, данное нашей стране де Кюстином. Книга Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» впервые была издана в Париже в 1843 году. После прочтения этого опуса российский читатель «вдруг» узнал много любопытного о своей стране. Оказалось, что «сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора». А сам император — «тюремщик одной шестой земного шара».
После этой книги наша интеллигенция с упоением начала повторять афоризмы: «Россия — тюрьма», «Император — тюремщик России». Благодаря частому повторению и постоянному цитированию образ России как «тюрьмы» вошел в русский язык в качестве метафоры. При этом де Кюстин вообще ничего не говорил о межнациональных отношениях. Тем более он не осуждал угнетение нерусских народов империи, да, похоже, и ничего не знал как раз о таком положении.


Кстати, происхождение самого Ленина долгие годы держалось в тайне. Причем запрет был наложен самим Сталиным. Уже после революции историки по заданию партии занимались исследованием родословной Ленина. Были обнаружены как русские, так и калмыцкие, немецкие, шведские и еврейские корни. Интересовались историей своего рода и сестры Ленина — Анна и Мария. Но когда Анна Ильинична сообщила Сталину, что нашла данные о своем прадеде, еврейском мещанине Моше Ицковиче Бланке, в крещении Дмитрии, Иосиф Виссарионович жестко приказал: «Молчать о нем абсолютно».

Сталин очень серьезно занимался национальной политикой, именно при нем в 1932 году графа «национальность» перекочевала из партийных анкет в паспорт гражданина СССР. Именно он сформулировал определение нации, которое до сих пор присутствует во многих наших учебниках — общность территории, языка, экономической жизни, психического склада и культуры. Но графа «национальность» была нужна вождю народов не только для научных изысканий. Она существенно облегчала репрессии по отношению к целым народам, которых Сталин считал предателями. Были депортированы представители десяти национальностей: калмыки, немцы, ингуши, чеченцы, карачаевцы, крымские татары и другие. При этом активно шло формирование новой исторической общности «советский народ».

Название «русские» после революции закрепилось за великороссами, «украинцы» — за малороссами, а «белорусы» — за белороссами. Определение «советский» должно было заменить «русский», «российский» как общее название суперэтноса. Нужно сказать, что это почти удалось. Во многом благодаря победе в Великой Отечественной войне, которая спаяла все народы нашей огромной страны в единое целое. Не случайно во время переписи населения многие начали указывать в графе «национальность»: советский. При этом графа «национальность» в паспорте гражданина СССР заменила ненужную по мнению строителей коммунизма графу «вероисповедание», тогда как на протяжении веков именно вера скрепляла российскую нацию.


Михаил Никифорович Катков, известный русский публицист, издатель, сравнивал две империи: Австро-Венгерскую и Российскую. Первая представляла собой «лоскутную монархию» — в ней, как и в России, было очень много разных народностей, в том числе славяне — чехи, словаки. Но при этом доминирующей имперской нацией оставались немцы. В противоположность ей Катков приводил Российскую империю и доказывал нежизнеспособность Австро-Венгерской, так как там происходило онемечивание народов. В Российской империи же было сращивание различных этносов через культуру и национальное сознание, не через подавление и насильственную русификацию. История, собственно, показала, какая империя оказалась жизнеспособной.
Василий Жанович Цветков,
историк, профессор МПГУ


Европа или Азия?

Чем же мы на самом деле отличаемся от других народов? Мы — европейцы, азиаты или что-то третье? И нужно ли нам стремиться объединиться с Востоком или Западом?


Это не Россия находится между Западом и Востоком. Это Запад и Восток находятся слева и справа от России.
Владимир Владимирович Путин,
Президент России


Россия — это такой культурно-исторический феномен, который вполне имеет право претендовать на звание отдельной цивилизации. Поэтому попытка мерить нас по европейским или азиатским стандартам никогда не увенчается успехом.

Россию невозможно заключить в этнические рамки, оценивать все чистотой крови — такой радикальный национализм у нас не приживется. Это именно черта европейского национализма — мерить циркулем уши, черепа, носы и даже гены. Русского человека отличает широта души. Но кроме всего прочего, в рамках этой широты души есть поиск чего-то идеального, чего-то истинного — постоянный поиск некой правды.

Для верующего это поиск Бога — обретение чего-то более глубокого и невозможность удовлетвориться чем-то поверхностным, а затем способность жертвовать ради этого чего-то большего и глубокого очень многим. Готовность отказаться от многого ради того, что начинает казаться действительно правильным и дельным. Иногда это заводит в само-разрушительные дебри, но в целом это именно то конкурентное преимущество, которое позволило России и нам, русским, добиться успехов во многих областях.


Одно из свойств русских — это не только принимать чужую культуру, но и передавать что-то другим культурам и народам, то, чего у них до этого не было. Сила России в многообразии, но не в потере себя.
Сергей Александрович Михеев,
политолог


За то время, пока Россия существует, многие страны были стерты с лица земли. О них забыли, и от их истории уже ничего не осталось. А огромная и успешная Россия по-прежнему находится в числе ведущих игроков и является действительно культурным феноменом. Поэтому все внешние попытки сделать нас не самими собой обречены на провал. Переделать русских в европейцев не получится — и русские исчезнут, и европейцы не проявятся, потому что копия всегда будет хуже оригинала. Надо быть собственным оригиналом.

Что касается других национальностей, несомненно, они все находятся под влиянием культуры суперэтноса и общей судьбы. Еврей в Израиле и еврей в России — это два разных человека, причем по крови они могут быть совершенно одинаковыми. Казах, который вырос в русскоязычной среде, и, например, казах, возвращающийся из Монголии по программе репатриации, — это плохо понимающие друг друга люди. Они по-разному смотрят на жизнь.

Пытаясь идентифицировать людей по национальному признаку, часто говорят о генетических или географических факторах. Но забывают об одной важной составляющей — это историческая память, общее историческое прошлое, историческая судьба, но не стереотипные представления о нации.

Возьмем, к примеру, страны Антанты в Первую мировую. Выходило довольно много агитплакатов, интересных по своему содержанию. На них воюющие страны изображались в виде каких-то образов, аллегорий. Это интертекст, который фиксируется в подсознании. Символ Англии — бульдог, Германии — овчарка. Германия еще могла изображаться в виде какого-нибудь доблестного немца, который защищает свою родину. А образом России стал мощный паровой каток, катящийся на агрессоров. Еще один классический штамп: Россия — могучий медведь, спасающий Антанту. Если, опять же, это был немецкий плакат, то рисовали какого-то пьяного огромного русского мужика, который давил лаптем несчастную Германию. Эти стереотипные образы легко узнаваемы до сих пор.


На Западе все время путают простые вещи: наш национальный характер с религией, которую мы разделяем. Широта души — это религия прежде всего, а не генетическое свойство русского человека.
Владимир Владимирович Бортко,
режиссер


В английском языке есть такое выражение: «Why are you so russian?» — «Почему ты такой русский?» Оно обозначает отчаянное состояние. Есть еще фразеологизм «на русском „авось“ держится вся Россия». Откуда возникли эти ассоциации? Почему многие думают, что «авось» — это некая болезнь русского человека?

Конечно, столько веков наша огромная страна на «авось» не продержалась бы. Не благодаря «авось» существует Россия — это совершенно точно. Нас уже привыкли сравнивать с какой-то штампованной рекламной картинкой из исторических буклетов Западных стран. Это такой же стереотип, как «русские женщины — самые красивые в мире», но это не значит, что красавиц нет где-то в других странах. От стереотипа про «авось» как раз один шаг до того, что каждый русский ходит по улицам в ушанке с балалайкой и медведем. Мы, русские, несравненно сложнее. Вспомним строки поэта Александра Городницкого:



Над Канадой небо сине,
Меж берез дожди косые…
Так похоже на Россию,
Только все же не Россия.



Важен не образ, не стереотип, а историческое прошлое, то есть еще одна черта, которая присуща русской нации — мессианская задача. Это выполнение некоего сверхплана, особого предназначения.


Писатель Федор Михайлович Достоевский отмечал, что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев — ревность, у англичан — честность и дотошность, у немцев — аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы.


Символ веры

«Загадочность русской души» — эту фразу любят повторять иностранцы, сталкиваясь с непредсказуемостью русских. Этот стереотип как нельзя лучше иллюстрируют китайские иероглифы. У мудрых китайцев названия стран имеют определенный смысл. Германия — страна мастеров. Франция — страна закона. Название «Россия» состоит из двух иероглифов. Один означает «страна», другой — «неожиданность».

Что же такое русский характер? Его невозможно понять, если не осознать, что главный культурный код русского самосознания сформирован православием. Вера в справедливость, поиски правды, отсутствие стяжательства, приоритет духовных ценностей над материальными, милосердие, общинность — эти православные принципы, заложенные в русскую душу тысячелетней историей, не смогли истребить ни революции, ни войны. Неслучайно даже в наш потребительский век самым сильным эмоциональным проявлением народного единства стал Бессмертный полк, когда тысячи и тысячи душ людей, чествующих память своих предков, сливаются в одну. Александр Невский в один из труднейших периодов русской истории сказал: «Не в силе Бог, а в правде». И русский народ неоднократно подтверждал истинность этих слов, поднимаясь и побеждая в самых безвыходных ситуациях.


Вспомните 90-е годы XX века. Они отмечены государственной русофобией: делалось все, чтобы Россия стала как можно менее русской и русские тоже о себе забыли. Это было вообще частью того саморазрушительного тренда, который, собственно, привел и к распаду большого государства, и к этой попытке отказаться от самих себя, к самоубийству. Бога искали, но Бога в душе не имели. Поиски истины с Богом приводят к созиданию, а поиски без Бога — к самоубийству.
Сергей Александрович Михеев,
политолог


Православие пронизывало повседневную жизнь русского человека — он с молитвой вставал и с молитвой ложился. Молитвой благодарил Господа за урожай и исцеление от болезней. Понятия «русский» и «православный» были неразделимы. Причем православным, а значит русским, мог стать представитель любой национальности, если он принимал Святое Крещение.


«Вера в Бога давала русскому народу живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться, веру в царя, храбрость, преданность, любовь к Родине и способность освещать и освящать лучами этой веры весь свой жизненный уклад — и быт, и труд, и природу, и самую смерть».
Иван Александрович Ильин,
философ


Язык души

Великий, могучий русский язык. Его история уникальна, потому что он прошел сквозь века, впитав извне лишь нужное для своего развития, и сохранил главное — национальную идентичность.

Еще при жизни святых Кирилла и Мефодия, подаривших нам кириллицу, вопрос об алфавите из культурно-просветительского стал политическим. Борьба Рима и Константинополя за влияние в Восточной Европе разворачивалась в том числе и вокруг языка. Распространение католицизма шло рука об руку с латиницей.

Язык — не только один из основных факторов, скрепляющих нацию, но еще и эффективное пропагандистское оружие, помогающее менять историю. После революции под маркой «облегчения норм правописания» большевиками была произведена реформа русского языка. Например, из обращения изъяли звательный падеж. А ведь Иисусова молитва православных («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») содержит всего восемь слов, четыре из которых — имя Божие в звательном падеже. Слово Бог стали писать со строчной буквы, а новые коммунистические понятия (комитет, председатель, президиум, партия) — с заглавной, перевернув, таким образом, все смыслы с ног на голову.

Демон пропаганды Троцкий для идеологической борьбы использовал даже ударения. Например, во всех официальных документах называл своего злейшего врага, прославленного белого генерала Мама́нтова Ма́монтовым — чтобы таким образом размыть его популярность, запутать людей. А после жестокого подавления восстания рабочих И́́жевска большевики тут же переименовали город в Иже́вск — с ударением на втором слоге. Чтобы легенды и песни о героическом сопротивлении красным, где воспевался И́жевский полк, побыстрее забылись.

Большевики также хорошо понимали силу языка как основы национального самосознания. Еще в 20-е годы они начали кампанию по латинизации языков народов, населяющих СССР. Сначала на латиницу перевели все языки мусульманских и буддистских народов, затем якутский язык и язык коми, которые раньше пользовались кириллицей. Автор идеи латинизации филолог Николай Яковлев писал:

«Территория, занятая русским языком в пределах Союза, остается пережитком русификаторской деятельности царских миссионеров — распространителей православия».

Кроме того, большевистские вожди мечтали о мировой революции, а переход на латиницу облегчал сближение с мировым пролетариатом. Конец этим планам положил Сталин, когда объявил курс на строительство социализма в одной отдельно взятой стране. При таком подходе говорить с мировым пролетариатом на одном языке было уже не обязательно. Важнее оказалось укреплять единство страны, и язык был для этого самым мощным оружием.

В 1937 году по личному распоряжению Сталина в России огромными тиражами были изданы сочинения Пушкина — автора современного русского языка. В преддверии большой войны и Великой Победы миллионы русских прочли его пророческие слова, обращенные к клеветникам России:



Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.




Пушкин совершил революцию в языке — создал универсальный язык, существенно его упростив и просто наложив псковско-михайловский и малороссийско-московский диалекты на французскую грамматику. Так возник не только русский литературный язык, но и очень удобный язык для ведения делопроизводства. Что было невероятно важно в огромной России с ее бюрократическим аппаратом. Поэтому Николай I так ценил Пушкина, что после его смерти даже выкупил все его карточные долги.
Дмитрий Валерьянович Лекух,
писатель


Сегодня в мире по-русски говорит 260 миллионов человек. Русский входит в пятерку самых популярных языков на планете и стал вторым по распространенности в интернете. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Россия — это загадка, завернутая в тайну». Возможно, распространение русского языка поможет миру наконец найти ответ на вопрос: кто же мы, русские?

Алистер Маклин


Мне бы очень хотелось, чтобы мы воспринимали русскость как проект. У нас есть общий язык, общая история — из нее складывается наша судьба. Нельзя сводить все к тому, что было раньше. Русский — это направление. У нации должна быть ответственность. И если мы воспринимаем себя как хозяева этой ситуации, то это наша ответственность — быть учтивыми, доброжелательными по отношению ко всем остальным, кто живет в стране. Это должно быть стремление найти такую формулу, при которой нам всем может быть здесь хорошо. Нельзя вдруг ни с того ни с сего выпячивать грудь, качать права. Если ты хозяин в этом доме, то ты должен быть вежлив и терпелив к людям, которые приходят к тебе в гости.
Наша задача — поддерживать правила и найти формулу, которая устраивала бы всех. У нас есть великий язык и должен быть великий закон. Для всех это очень важно, потому что это и есть тот способ, который позволит нам не бояться друг друга и не бояться чужаков на нашей земле.
Иван Иванович Засурский,
журналист, филолог, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова


Атабаска

Крещение: выбор судьбы и как этот выбор повлиял на русскую историю

Сабрине и Тони.
Крещение Руси — это событие, которое предопределило всю историю страны. Оно заложило основу того культурного кода, который определяет наши мысли и действия, даже если мы этого не осознаем. И даже у тех, кто не считает себя верующим человеком.

Пролог


Решение князя Владимира было одним из очень важных этапов процесса, который развивался до этого. Ведь проникновение именно православного христианства на Русь началось гораздо раньше. И в этом отношении очень важно, что Русь восприняла христианство от Византии как наследница. Впитала религию, культуру и государственную преемственность. Это те три элемента, которые лежат в основании европейской цивилизации вообще — библейское откровение, римское право и греческая традиция философской мысли.
Сергей Львович Худиев,
писатель, журналист


Эта книга, главным образом, не о нефти, но именно нефть и оборудование, используемое для ее добычи, послужили основой. Поэтому, предварительное описание этих феноменов кажется интересным и полезным.

Лев Николаевич Гумилев сказал замечательные слова:

Что такое нефть и как началось ее образование, похоже, никто не знает наверняка. На эту тему написано множество технических и научных трудов — я в глаза не видел ни одного — но меня убедили, что, в основном, они согласуются во всем, пока не касаются того, что и представляет основной интерес, а именно: как нефть становится нефтью. На этом этапе теории множатся аналогично тем, что касаются происхождения жизни. Дилетант, встречаясь с трудностями, идет путем упрощений, что я и намерен сделать, так как не могу действовать иначе.

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Это очень глубокая мысль — именно подлинную свободу принесло нам Крещение, вопреки утверждениям тех, кто клевещет на христианство, называя его рабской религией. И вторая часть этой фразы не менее верна — наша история как страны полностью определяется выбором, сделанным Владимиром Крестителем.

Для образования нефти нужны всего две составляющие: горная порода и абсолютно вымершие растительность и примитивные живые организмы, населявшие реки, озера и моря примерно за миллиард лет до нашего появления. Отсюда и термин — ископаемое топливо.


Говорить о том, что было принуждение со стороны князя Владимира в отношении соотечественников, нельзя. Это все равно что уговаривать младенца помыться самому. Он кричит и сопротивляется, потому что не понимает, что вы купаете ради его же блага. Вот так же Русь была очищена и всеми порами своими в короткое время впитала все богатство культурное окружающего мира. Вот что такое было Крещение Руси.
Евгений Константинович Никифоров,
директор радио «Радонеж»


Библейские ссылки на горы, как символы вечности, ведут к неправильным представлениям о природе и неизменности гор. Горная порода — материал, из которого состоит земная кора, не является ни вечным, ни неразрушимым. Он не является даже неизменным. Напротив, он постоянно претерпевает изменения, находится в постоянном движении и превращении, поэтому полезно напоминать себе, что было время, когда не было ни одной горы. Даже в наши дни среди геологов, геофизиков и астрономов нет полного согласия относительно того, как образовалась земля. Общепринято считать, что началось с раскаленного газообразного состояния, перешедшего в состояние расплава, но ни одно из них не привело к формированию чего бы то ни было, включая и горы. Поэтому ошибочно полагать, что горы всегда были, есть и будут.

Принятие христианской веры спасло русского человека от растворения в историческом небытии.

Мы, в данном случае, не будем вникать в теорию первичного возникновения гор, нас интересуют горы в том виде, какой они приняли в наши дни. Следует признать, что процесс изменений отслеживать затруднительно, так как даже незначительные изменения могут занять миллион лет, а значительные — сотни миллионов. Главным фактором в процессе разрушения гор является погода, а в процессе образования основная роль принадлежит гравитации.


Спасло, и спасает, и, я надеюсь, будет спасать. Когда Русь приняла христианство, это был момент ее наивысшего развития в ее древнейшую эпоху. Наверное, трудно найти в истории такой исторический период и такое государство, которое принимало бы религию на пике своей мощи. Вот это очень важно. Иногда говорят, что Русь приняла христианство вынужденно или это была всего лишь попытка опереться на сильную Византию. Как раз наоборот, Византия была как никогда слаба в тот момент. Князь Владимир буквально вырвал христианство у гордых византийцев, которые не очень-то хотели делиться этим сокровищем с варварами. И надо сказать, что Владимир понимал, какой великий дар он получает.
Павел Владимирович Кузенков,
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист по Византийской империи


На горы влияют пять основных погодных факторов. Мороз и обледенение разрушают горную породу, и она подвергается постепенному выветриванию. Морские волны в своем постоянном движении и во время приливов, а еще больше при сильных штормах, безжалостно размывают береговые линии. Но особенно грандиозной разрушительной силой обладают реки — достаточно вспомнить Гранд Каньон, чтобы получить представление о той мощи, которая вложена в его создание. Те горы, которые не подвергаются воздействиям этих факторов, по крупицам смываются дождями.

Как же языческая Русь приняла Христа и почему сегодня находятся те, кто поклоняется идолам и отрицает нашу тысячелетнюю историю?

Что бы ни являлось причиной эрозии, результат одинаков: гора распадается на мельчайшие составляющие, частицы породы, или просто, пыль. Дожди или талые воды несут эту пыль в крошечные ручьи и могучие реки, которые, в свою очередь, доставляют ее в озера, внутренние моря и к береговой линии океанов. Пыль, хоть и мелкая, порошковая, однако все же тяжелее воды, и когда вода становится достаточно спокойной, постепенно опускается в виде ила на дно не только в озерах и морях, но также в устьях рек, а при наводнениях и на суше.

Крещение: выбор судьбы. Пророчество

По прошествии невообразимо долгого времени, целые горные массивы уносятся в моря, и вследствие эффекта гравитации на пути к морю рождаются новые горы, образуемые наслоениями пыли, которые вырастают на десятки, сотни и даже тысячи футов. Нижние слои этих новых образований уплотняются вследствие постоянно возрастающего давления сверху, пока частицы не сплавляются и не формируют снова горную породу.

Русь была крещена более тысячи лет назад. Казалось, выбор был сделан однажды и навеки, но все не так однозначно. Долгие 70 лет советского государственного атеизма в итоге породили очень странные верования. И сегодня, если ввести в интернет-поисковике слова Крещение Руси, то можно увидеть множество текстов, негативно оценивающих данное событие.

На этом последнем этапе перед формированием горной породы и появляется нефть. Те озера и моря, что существовали миллионы лет назад, были практически забиты водной растительностью и самыми примитивными формами водных существ. Умирая, они опускались на дно озер и морей вместе с оседающей пылью и были погребены под новыми и новыми бесчисленными слоями пыли и останков водной растительности и простейших. Миллионы лет, и непрерывно возрастающее давление верхних слоев превратили разложившиеся растения и простейших в нефть.

Большинство из них принадлежит так называемым неоязычникам. Тем, кто сегодня пытается возродить культ давно низвергнутых божеств, — вернуть служение идолам на земле Святой Руси. Но наша страна уже проходила через подобное, причем в гораздо более глобальном масштабе: достаточно вспомнить коммунистический эксперимент по построению безбожного общества. Вот почему так важно не уставать говорить о значении Крещения Руси, о том, что сама страна наша, сам народ родились из купели князя Владимира.

Описанный кратко, этот процесс кажется вполне достоверным, но тут-то и возникает почва для разногласий. Известны необходимые условия для образования нефти, но неизвестны причины метаморфозы. Кажется вероятным, что требуется некий химический катализатор, но таковой не удалось обнаружить. Первую синтетическую нефть, в отличие от вторичных синтетических масел, таких как те, что получены из угля, еще предстоит создать. Нам остается просто принять, что нефть — это нефть, она залегает в пластах горной породы, но всегда только в тех частях планеты, где в доисторические времена существовали моря или озера, на месте которых теперь где-то новые континенты, а где-то новые океанские глубины.

Впрочем, слово Христово звучало на наших просторах и до него. Еще апостол Андрей, по преданию, посеял семя Веры в землю Руси в те времена, когда и слова такого не было. Когда апостолы выбирали, кому в какие края идти проповедовать, ему досталась Скифия. Так в античности назывались огромные территории, лежащие севернее Черного моря. Предание гласит, что во время своего путешествия в Скифию апостол Андрей побывал там, где впоследствии были построены Киев и Великий Новгород. Андрей Первозванный пророчествовал о том, что в землях этих воссияет благодать Божия.

Оставайся сама нефть скрытой в глубине горной породы, да будь земля стабильным образованием, нефть никогда не была бы открыта. Но наша планета — место крайне нестабильное. Не существует такого понятия как стабильный континент, надежно пришвартованный к земной оси. Континенты покоятся на, так называемых, тектонических платформах, которые, в свою очередь, плавают по раскаленной магме без якоря и радара, и вольны двигаться в любом направлении. Так это и происходит, никаких сомнений: они бьются и трутся друг о друга, наползают и подныривают совершенно непредсказуемым образом, демонстрируя, аналогично горам, свою совершенную нестабильность. Хотя это тесное взаимодействие длится уже десятки или сотни миллионов лет, для нас оно становится очевидным только при землетрясениях, которые происходят при «разборках» между двумя тектоническими плитами.

Вернувшись из Скифии, он принял мученическую смерть в 67 году от Рождества Христова. Как и брат его, апостол Петр, он был казнен во время гонений, начатых против христиан по приказу римского императора Нерона. Апостол Андрей взошел на крест, чтобы быть со Христом вовеки. А крест, на котором он был распят — косой Андреевский крест, — стал одним из символов Российской империи. Империи, которая смогла сложиться из многих земель и многих народов только потому, что в 988 году князь Владимир исполнил пророчество Андрея Первозванного. Он из тьмы языческой вывел народ свой к Свету Христову, но прежде сам отрекся от поклонения идолам.

При столкновении двух таких плит возникает невероятно сильное давление, обуславливающее известные эффекты, среди которых два представляют интерес для нашего повествования. Во-первых, громадные сдавливающие силы приводят к отжиму нефти из тех слоев горной породы, в которых она залегает, и распространению ее по всем направлениям, куда позволяет давление — вверх, вниз, в стороны. Во-вторых, при столкновении сами горные пласты сцепляются, складываются и выталкиваются вверх, образуя горные массивы, — так Гималаи рождены движением на север индийской тектонической плиты. Сцеплением нижних слоев создаются фактически подземные горы, массивные купола и арки.

А ведь поначалу князь хотел создать некую языческую сверхрелигию. Эксперимент Владимира впечатлял — он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных божеств, каждому из которых поклонялись разные племена и разные социальные группы. Таким способом он хотел объединить их под своей верховной властью. Есть сведения, что князь ради этого не брезговал и человеческими жертвоприношениями.

Что касается возможности обнаружения нефти, то здесь важна структура самой горной породы. Горная порода может быть пористой и непористой; пористая порода, такая как гипс, позволяет жидкостям подобным нефти проходить сквозь себя, а непористая порода, вроде гранита, жидкостей не пропускает. В случае пористой породы, нефть под воздействием сжимающих сил будет подниматься вверх, пока не ослабнет распределительное давление, и заляжет на, или вблизи поверхности земли. В случае непористой породы, нефть окажется запертой под сводами и арками и, несмотря на огромное давление снизу, не сможет ни подняться наверх, ни уйти в сторону.

И это неудивительно. Достаточно вспомнить войну его отца, Святослава, с Византией. Имперский историк Лев Диакон писал:

В этом последнем случае для обнаружения нефти используется так называемый традиционный метод. Геологи, обнаружив купол, сверлят в нем дырку. Если им повезет, он будет заполнен нефтью, а не окажется сплошным, тогда конец заботам, мощное подземное давление само доставит нефть на поверхность.

«Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Добыча нефти, профильтровавшейся сквозь пористую горную породу, представляет совершенно иную и гораздо более сложную проблему, которая не имела решения вплоть до 1967 года. И даже тогда она была решена только частично. Беда в том, что эта профильтровавшаяся нефть не собирается в виде озер, а неразделимо смешана с инородными материалами, такими как песок и глина, из которых ее нужно извлечь и очистить.

И тем не менее Владимир, пойдя вслед за отцом по этому кровавому пути, вдруг внезапно отрекся от него. Как и почему это произошло?

Она является твердой и должна добываться как таковая, и хотя эта отвердевшая нефть может залегать на глубину до шести тысяч футов, современной науке и технике доступны только первые двести футов, и это только разработка открытым способом. Традиционные способы добычи — бурение вертикальных шахт и прокладка горизонтальных галерей — были бы безнадежно нерентабельными, поскольку они не смогут обеспечить сырьем коммерчески выгодный процесс. Новейшая экстракционная установка, запущенная летом 1976 года, требует 10 тысяч тон сырья в час.

Византийское наследство

Два превосходных примера двух различных способов добычи нефти можно наблюдать на дальнем северо-западе Северной Америки. Традиционный метод глубокого бурения нашел свое применение на нефтяных месторождениях арктического побережья северной Аляски, в заливе Прудхо. Второй — метод открытой добычи — еще предстоит внедрить, и единственное место в мире, где он может быть применён, — это битумоносные пески Атабаски.

Перед Владимиром стояла серьезнейшая проблема: дело в том, что его государство было империей. Да, именно так, Русь буквально с момента своего возникновения сразу была империей, ведь она объединяла множество народов и охватывала огромную территорию: от Балтийского моря до Черного и от верховьев реки Вислы до Волги. Эту территорию населяло множество племен, причем не только славянских, но и балтийских, финно-угорских. И во главе всех стоял он один — Владимир, Великий князь. То есть имелись все признаки империи, кроме одного из важнейших, основополагающих — единой, общей идеи.

Судя по всему, Владимир быстро понял, что собирать пантеон из разнообразных языческих божков — это не выход. Единому государству нужна единая вера. Предание о ее выборе, когда князь призвал к себе христиан с Запада и Востока, мусульман и иудеев, долгое время считалось учеными легендой, не имеющей реальной исторической основы. Однако она нашла подтверждение в мусульманских источниках. Так, в них есть упоминание о посольстве «царя Буладмира» в далекий среднеазиатский Хорезм. То есть русские летописи, похоже, описывают ситуацию близко к тому, что реально происходило. Но как же в этой непростой политической ситуации князь выбирал веру? И по каким критериям?

По преданию, когда мусульмане рассказали князю о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити» — и отверг ислам. Затем, как теперь сказали бы, «презентацию» делали посланцы папы римского. Однако Владимир отослал их, сказав: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». И в самом деле, есть свидетельства, что в более раннее время миссия западных христиан не имела успеха на Руси. У иудеев, пришедших из Хазарии, Владимир спросил: где их земля? Хазария, как известно, была разгромлена отцом Владимира, князем Святославом. И хазарские иудеи ответили, что Бог рассеял их по разным странам. Князя, собирателя империи, такой ответ, конечно, не устроил.

И наконец, настал черед византийского монаха, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он не только рассказал Владимиру о вере Христовой, но показал ее. Князь увидел икону Второго пришествия Христова и Страшного суда. Она поразила Владимира. Он вымолвил: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

1

Несмотря на потрясение, которое испытал князь, он не стал торопиться, так как был человеком обстоятельным. Владимир направил свои посольства в разные страны, повелев ознакомиться с обрядами различных религий непосредственно на месте. Решающую роль сыграло эстетическое восприятие — чувство прекрасного, которым, похоже, были щедро наделены наши предки.

— Нет, это место не для нас, — сказал Джордж Демотт. Он расправил мощную спину и отстранился от обеденного стола, неодобрительно взирая на останки огромных бараньих отбивных. — Джим Брэди хочет, чтобы его полевые игроки были стройными, здоровыми и сильными. Стройны ли мы, здоровы ли, сильны ли?

Вернувшись из Константинополя, послы, побывавшие там на православной службе в храме Святой Софии, заявили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Ближние бояре тоже высказались за греческое православие: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». И в самом деле, наверняка пример княгини Ольги сыграл немалую роль. Как подтверждают византийские источники, она действительно побывала некогда в Константинополе — ее с почетом принимал сам византийский император.

— Есть еще десерты, — сказал Дональд Маккензи. Подобно Демотту, и он был крупным спокойным человеком с обветренным морщинистым лицом, пожалуй, немного более крупным и немного менее спокойным. Посторонние часто принимали их за пару ушедших на покой боксеров тяжеловесов. — Я вижу кексы, печенье и большой выбор пирожков, — продолжал он. — Ты читал их памятку о питании? Там сказано, что среднему человеку, чтобы выжить в условиях Арктики, необходимо в день пять тысяч калорий. Но мы, Джордж, не вправе отнести себя к середнячкам. Шесть тысяч — это верняк. Я бы сказал, для надежности лучше даже поближе к семи. Как насчет шоколадного мусса с двойной порцией сливок?

Но пока князь размышлял и взвешивал «за» и «против», ход событий заставил его безотлагательно сделать выбор: Василий, император Византии, обратился к нему за помощью. Ему нужны были русские воины для подавления опасного мятежа в своей державе. Владимир согласился, но выдвинул неслыханное условие — северный варвар требовал в жены сестру самого императора. И тот вынужден был согласиться, но, в свою очередь, обусловил этот брак крещением Владимира.

— Он даже поместил эти свои требования на служебную доску объявлений, — устало сказал Демотт. — Почему-то в жирной черной рамке. За личной подписью.

Закаленные в боях княжеские воины отправились в далекую Византию и сыграли решающую роль в разгроме мятежников. Но избавившись от насущной проблемы, император не стал торопиться с отправкой своей сестры на Русь. Однако Владимир был не тем человеком, которого можно обвести вокруг пальца.

— Старому оперативнику не пристало топтаться у доски объявлений, — фыркнул Маккензи. Он перевел в вертикальное положение все свои 220 фунтов и целенаправленно двинулся к буфетной стойке. Не возникало сомнений, что BP/SOHIO очень заботится о своих служащих. Здесь, в Прудхо-Бейе, на суровом берегу Арктического океана в середине зимы, в просторной светлой хорошо проветренной столовой со стенами пастельных тонов, с помощью центральной системы кондиционирования поддерживалась комфортная температура 72 градуса. Разница с наружной температурой составляла 105 градусов Фаренгейта. Выбор первоклассно приготовленных блюд поражал воображение.

Его войско отправилось в Крым и осадило главный на полуострове византийский город — Херсонес, или Корсунь, как называли его русские тогда. А сейчас мы называем его Севастополем — городом русской славы.

— Они здесь, точно, не голодают, — сказал Маккензи, вернувшись с двумя порциями мусса и сливочником. — Интересно, как бы это воспринял старый абориген Аляски.

Херсонес после упорной осады был взят, и император Василий, чтобы вернуть эту жемчужину своей короны, был вынужден отправить сестру свою Анну на север. Тем не менее похоже, что Владимир не спешил выполнять свое обещание и принимать Крещение. Но с ним внезапно произошло нечто, схожее с тем, что случилось с гонителем христиан Савлом — князь Владимир ослеп. Савл преобразился в апостола Павла, узрев в видении истинного Бога и приняв его всем сердцем. То же произошло и с Владимиром.

Сначала старатель или охотник прежних дней решил бы, что у него галлюцинации. Трудно предсказать, что именно вызвало бы наибольшее удивление. Восемьдесят процентов блюд, перечисленных в меню, ему были бы совершенно неизвестны. Но еще больше его изумил бы сорокафутовый плавательный бассейн и застекленный сад с соснами, березами, травой и цветами, в который можно было пройти через столовую.

Невеста Владимира, византийская принцесса Анна, сказала тогда князю: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Так, князь Владимир не только принял Крещение и вновь обрел зрение, но и получил свыше способность по-новому, духовно видеть реальность.

— Бог его знает, что подумал бы старик, — сказал Демотт, — но можешь спросить вон у того, — он кивнул на человека, направляющегося к ним. — Джек Лондон сразу бы его узнал.


Епископ же корсунский с царицыньми попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака.
Радзивиловская летопись,
конец XV века


— Я бы сказал, скорее типаж Роберта Сервиса.[1]

Вернувшись в Киев, Владимир объявил его жителям: кто не явится в назначенный день к реке, чтобы принять Крещение, тот ему «не друг». Так случилось величайшее событие в истории Руси — выбор ее судьбы.

Новоприбывший определенно не принадлежал к широко распространенному типу. На нем были толстые валенки, молескиновые штаны, сильно выгоревшее индейское шерстяное одеяло — макинау, которое дополнялось одинаково выгоревшими заплатами на рукавах. На шее висели рукавицы из меха нерпы, а в правой руке он держал шапку из енота. Длинные белые волосы были расчесаны на прямой пробор. Его слегка крючковатый нос и ясные голубые глаза прятались в глубоких морщинах, которые могли быть следствием обилия солнца или снега, а может быть, и сильно развитого чувства юмора. Остальные черты лица скрывала роскошная седая борода и усы, покрытые ледяными катышками. Он остановился около них, и по мгновенной вспышке белых зубов можно было догадаться, что он улыбнулся.

Христос сказал:

— Мистер Демотт? Мистер Маккензи? — Он протянул руку. — Финлэйсон. Джон Финлэйсон.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

— Мистер Финлэйсон, — сказал Демотт. — Офис управляющего полевыми работами?

Князь Владимир использовал силу и даже насилие, но целью и смыслом всего произошедшего более тысячи лет назад, было именно Царствие Небесное.

— Я и есть управляющий, — он взял стул, сел, вздохнул, стряхнул частично лед с бороды. — Да. Да. Знаю. В это трудно поверить. Он снова улыбнулся, указав на свою одежду. — Большинство людей думают, что я бродяга. Вы знаете, безработный, странствующий на товарняках. Бог знает, почему. Ближайшая железная дорога бесконечно далеко от Прудхо-Бейя. Почти также как Таити и зеленые лужайки. Знаете, постепенно становишься похожим на местных. Слишком давно в Заполярье. — Необычно отрывистая манера речи позволяла предположить, что контакты с цивилизацией у этого человека были, в лучшем случае, с перебоями. — Простите, что не смог. Я имею в виду не смог вас встретить. Мертвое дело.

Преображение

— Мертвое дело? — удивился Маккензи.

Люди с либеральным мышлением никак не могут понять, как можно князя Владимира считать святым. Ведь он творил такие вещи, которые современному сознанию кажутся абсолютно непростительными. Да, он совершал страшные преступления.

— Взлетная полоса. Небольшие проблемы на одном из сборных пунктов. Случается постоянно. Мороз черт знает что вытворяет с молекулярной структурой стали. Надеюсь, о вас позаботились?

Воины Владимира подняли на мечи его брата Ярополка, когда тот доверился его слову и пошел на переговоры. Так, благодаря братоубийству, он и стал великим князем. Владимир изнасиловал отвергшую его полоцкую княжну Рогнеду на глазах ее родных, а после велел перебить их. У него было пять жен и сотни наложниц. Получается, он был каким-то чудовищем? Именно так, был до Святого Крещения, а после него — преобразился. А вместе с Великим князем преобразилась и вся Русь. В чем же тайна этого преображения? В христианском покаянии — это слово, великий смысл которого явно ускользает от записных моралистов.

— Жалоб нет, — улыбнулся Демотт. — Нам много не надо. Буфет функционирует. Маккензи при деле. Верблюд и колодец, — Демотт поймал себя на том, что говорит как Финлэйсон. — Может одна маленькая жалоба имеется: меню слишком разнообразно, а порции слишком велики. Талия моего компаньона…

Радзивиловская летопись XV века так повествует о свержении Владимиром языческих идолов, поставленных им самим за несколько лет до того:

— Талия твоего компаньона не твоя забота, — сказал Маккензи спокойно. — Но у меня, действительно, есть жалоба, мистер Финлэйсон.

«Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы…»

— Догадываюсь, — зубы блеснули снова, и Финлэйсон встал. — Давайте выслушаем ее в моем кабинете. Это рядом, — он пересек столовую и остановился у входной двери, указав на другую дверь, слева. — Главный центр управления работами. Сердце залива Прудхо, по крайней мере, его западной половины. Компьютерная система управления всеми полевыми работами.

Князь приказал сплавить идолов вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы они не приставали к берегу, пока не пройдут днепровских порогов. Так Русь отреклась от язычества. И тогда казалось, что на веки вечные.

— Предприимчивый парень со связкой гранат мог бы здесь неплохо поразвлечься, — сказал Демотт.

Принятие христианства радикально изменило Владимира: он стал воистину новым человеком, как того и требует от нас Новый Завет. Он глубоко проникся словами Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». Владимир повелел всем нищим и убогим приходить на княжеский двор и брать все, что им надобно. А узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, постановил развозить для них по городу пропитание на телегах.

— Пяти секунд хватило бы, чтобы загубить все месторождение. Вы проделали весь путь от Хьюстона, чтобы подбодрить меня? Сюда, пожалуйста.

Монах Иаков в своей «Памяти и похвале князю Владимиру» пишет:

Они прошли через одну дверь, затем еще через одну, внутреннюю, и оказались в маленьком кабинете. Столы, стулья, шкафы, все металлическое, серое, цвета военно-морского флота. Финлэйсон пригласил их садиться и улыбнулся Маккензи.

«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое».

— Французы говорят, что еда без вина, как день без солнца.

Глубокое понимание им христианских заповедей сказалось и в том, что князь отменил смертную казнь — он говорил, что боится прогневить Бога неправым судом. Изменился князь в личной жизни: обвенчавшись с принцессой Анной, он предоставил своим языческим женам полную свободу выбирать дальнейшую судьбу.

— Беда в этой техасской пыли, — сказал Маккензи. — Напрочь забивает горло, как никакая другая. Над водой просто смеется.

Финлэйсон поднял руки, как бы защищаясь.

Все это, вместе взятое, и называется покаянием. Недаром в русских былинах князь остался не суровым, беспощадным воином, но милостивым Владимиром Красное Солнышко.

Князь личным примером вел всю Русь к преображению. Уже очень скоро это имя перестало ассоциироваться со свирепыми воинами, атакующими христианский град Константинополь. Русь стала Святой — избрала своим идеалом святость. А святость — это не что иное, как подлинная свобода, свобода от греха. К ее обретению и стремился великий в прошлом грешник Владимир. Глядя на его христианские деяния, мы верим, что обрел.

— Там, за этими стенами, работают большие буровые установки. Чертовски дорогие и очень сложные в управлении. Там абсолютно темно, сорок градусов ниже нуля, и вы устали — здесь вы постоянно испытываете усталость. Не забывайте, что мы работаем по двенадцать часов в день, семь дней в неделю. Пара глотков виски поверх всего этого, и придется списывать на миллион долларов оборудования. Или вы повредите трубопровод. Или сами убьетесь. Или, что уж совсем плохо, убьете других. Во времена сухого закона было проще — массовая контрабанда из Канады, самогонный джин, там были тысячи подпольных перегонных кубов. Но теперь здесь, на Северном Склоне, совсем иначе — поймали с чайной ложкой контрабандного алкоголя, до свиданья. Никаких оправданий. Вон. Но здесь такого не случается. Кто будет рисковать восьмьюстами долларами в неделю, ради порции «бурбона» ценой в десять центов.

— Когда ближайший рейс на Анкоридж? — спросил Маккензи.


Мы можем судить о князе Владимире по летописям, хотя о нем сохранилось не очень много сведений. Но если мы с православных позиций будем расценивать и его поступки, и его личность, то нужно просто обратить внимание на то, что до и после крещения это были буквально два разных человека. Язычник со всеми его пороками и человек новый, который принял христианство. В летописях изображен и тот, и другой. Путь праведной жизни у многих святых, особенно раннего периода, показывает человека грешного, осознавшего свои грехи и покаявшегося. Ведь покаяние — это перемена ума, перемена сознания, то самое преображение, когда человек становится другим. Таким образом, принявший христианство сразу же обретает идеал святости, чего в язычестве не было. Это и есть тот путь, который дает человеку возможность развиваться.
Александр Николаевич Ужанков,
культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси


Финлэйсон улыбнулся.

Русский — значит православный

— Еще не все потеряно, мистер Маккензи, — он отпер шкаф, достал бутылку виски и пару стаканов и плеснул в них щедрой рукой. — Добро пожаловать на Норт-Слоуп, джентльмены.

В древнерусской летописи «Повесть временных лет» упоминается старинный русский город Ростов Великий. Это древнее поселение стояло на землях, изначально населенных не славянами, а финно-угорским племенем меря. И в XI веке половина города была славянской и православной, а половина — мерянской и языческой. И вот, если мерянин принимал Православие, он переселялся на славянскую половину, то есть автоматически зачислялся в русские. Но самое интересное заключается в том, что эта традиция не осталась в глубине веков, а продолжилась, и в более поздние времена русский и православный фактически были словами-синонимами.

— Меня посетило видение, — сказал Маккензи. — Путешественники, захваченные непогодой в Альпах, и святой Бернард, бегущий к ним вприпрыжку…с чаем. Вы что же, совсем не пьете?

Формирование русской нации и русской цивилизации началось именно с Крещения Руси. Это великое событие стало отправной точкой развития страны — оно объединило народы, дало развитие великой русской культуры.

— Пью. Неделю из пяти, когда живу с семьей в Анкоридже. А это держу только для очень важных посетителей. Следует ли думать, что вы подпадете под эту квалификацию? — Он в задумчивости стряхивал лед с бороды. — Должен признаться, что впервые услышал о вашей организации пару дней назад.

Сын эфиопского царя Ганнибал, захваченный в плен турецким султаном, был подарен Петру I. Воспитывался в России, обучался во Франции, крестился и стал русским военачальником. От сына Ганнибала появился на свет великий поэт А. С. Пушкин. Вдумайтесь: потомок эфиопов создал современный русский язык и реформировал грамматику. И до сих пор мы учимся русскому языку на стихах Пушкина. Это настоящее чудо Божье или это все-таки логика развития нашей цивилизации?

— Думайте о нас как о розах пустыни, — сказал Маккензи. — Рождены, чтобы цвести и отцветать никем не увиденными. Ну не совсем так, но пустыня имеет место. Именно там мы большей частью и проводим наши дни. — Кивком головы он указал на окно. — Пустыне не обязательно быть песчаной. Полагаю, это вполне может быть квалифицировано как арктическая пустыня.



— Я и сам порой так думаю. Но что вы делаете в тех пустынях? Я имею в виду, какова ваша функция?

Получается, что мы, русские, через крещение получили нашу российскую мощь, наше разнообразие. Ведь в свое время князь Владимир крестил полян, древлян, кривичей — представителей разных племен. Но после Крещения они все стали русскими, так как приняли Православие.

— Наша функция? — Демотт задумался. — Как это ни странно, я бы сказал, что наша функция состоит в том, чтобы довести нашего почтенного работодателя Джима Брэди до состояния банкротства.


Православие — это вселенская религия.


— Джим Брэди? Мне казалось, его имя начинается с А.

Крещение явило чудо любви, которая посетила наш народ, когда он стал собеседовать Богу. Такого нет в истории других государств. Представители других народов, принимая Православие, преображались и становились частью единого целого, могучего российского государства.

— Его мать была англичанкой. Назвала его Алжернон. Вас бы это устроило? Его все знают как Джима. Ну, это не суть важно, но в мире есть всего три человека, действительно способных ликвидировать пожары на нефтяных полях, особенно пожар на нефтяной скважине, и все трое из Техаса. Джим Брэди — один из этих трех.


Приняв Православие, Русь избежала угрозы пещерного национализма. Мы обрели цивилизацию Любви, перед лицом которой нет ни эллина, ни иудея.
Павел Владимирович Кузенков,
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист по Византийской империи


— Принято считать, что существуют три возможных причины возгорания нефти: самопроизвольное возгорание, которого не должно быть, но случается; так называемый человеческий фактор, иначе говоря — простая неосторожность; и технические неполадки. Двадцатилетний опыт работы позволил Брэди распознать четвертый и наиболее зловещий фактор, который широко известен как промышленный саботаж.

Свет истины

— Кому здесь заниматься саботажем? Ради чего?

К сожалению, сегодня этот страшный порок — язычество — стал распространяться и по нашей святой земле. В Киеве после переворота 2014 года появились так называемые батальоны, куда набирают молодых людей, бывших крестьян, которые становятся неоязычниками. На своих базах под Киевом неоязычники устраивают физические игрища, возводят идолов, поклоняются им, отказываясь от имени Божия. На Десятинном холме, где в древности построили первый каменный православный храм на Руси, была попытка возвести идол Перуна.

— Наиболее очевидная причина — конкуренция между большими нефтяными кампаниями — может быть исключена. Мнение о беспощадной конкуренции бытует только в прессе, охочей до сенсаций, да среди наиболее невежественной части публики. Один раз послушать вашингтонских лоббистов нефтяных кампаний на их закрытых совещаниях, и станет навсегда понятно выражение: две головы на одной шее, два сердца, бьющиеся в унисон. Помножьте на двадцать. Стоит «Exxon» поднять цену на газ сегодня на один цент, «Gulf», «Shell», «BP», «Elf», «Agip» и все остальные сделают то же самое завтра. Классический пример кооперации — множество кампаний работают рука об руку ради взаимной выгоды. Ради выгоды всех нефтяных кампаний. Штат Аляска и простые обыватели, конечно, могут придерживаться иной, более предвзятой точки зрения.


Мы все должны со всей очевидностью и ясностью понимать, что происходит сейчас на Украине. А. С. Пушкин верно писал, что любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам — это лучшее, что в нас бывает, но это любовь прежде всего. Украину в наши дни посещает в прямом смысле сатана. Они христопродавцы. Они предали Бога в своих лозунгах. Сейчас они пишут: «Слава Украине, героям слава!» — а не «Слава Богу!». Недавно я получил видео, которое меня глубоко поразило. Оно является прямым доказательством того, что на Украину возвращаются самые страшные формы язычества. Люди из батальона «Айдар» приносят человеческие жертвы, вполне ритуально, вполне осознанно прибивая свою жертву к кресту, распиная и сжигая этого человека. Там уже нет места никакому доброму чувству, осталось только сплошное чудовищное, мрачное сатанинское зло.
Евгений Константинович Никифоров,
директор радио «Радонеж»


— Если мы исключаем конкуренцию, тогда следующей в списке оказывается власть. Международная силовая политика. Скажем, страна Х может значительно ослабить враждебную страну Y, поспособствовав уменьшению ее доходов от нефти. Это один возможный сценарий. Возможна и внутренняя силовая политика. Допустим, существование недовольных элементов при диктаторском правлении в нефтедобывающей стране, которые выбрали поджег, как способ демонстрации недовольства режимом, который, получая прибыль от неправедного бизнеса, в лучшем случае, оказывает благодеяния своим родственникам и приближенным, в то время, как простые крестьяне продолжают жить в средневековой нищете. Голод является великой движущей силой, и здесь появляется простор и для личной мести и сведения старых счетов, и для удовлетворения накопившейся ненависти.

Почему сейчас, в XXI веке, вылезло вот из-под земли это языческое чудище?

— Нельзя забывать и о маньяках — поджигателях, для которых нефть смехотворно легкая цель и источник красивого огня. Короче, возможно все, и чем причудливей и невообразимей, тем вероятней. Наш недавний случай, к примеру, — он кивнул на Маккензи. — Мы с Дональдом только что вернулись с Залива. Там местные охрана и полиция были сбиты с толку множеством малых пожаров. Это так говорится, малых, но общий ущерб от них составил два миллиона долларов. Никаких сомнений, что действовал поджигатель. Мы его выследили, задержали и наказали. Подарили ему лук со стрелами.

Отказ от Христа — процесс древний и долгий. Например, в эпоху Просвещения стала типичной агрессивная форма отказа: сначала случилась французская революция, затем — русская. Вспомните сатанинские символы, которые коммунисты распространили тогда по всей стране. Они залили кровью Россию, принеся 20 миллионов жертв. Они убили Государя Императора, чтобы народу проще было отказаться от Христа. Так русский народ отказался от Божественной благодати почти на 70 лет.

Финлэйсон подумал, что виски подействовало слишком быстро.

Если мы обратимся к истории, то увидим множество примеров гибели цивилизации. В XV веке греки отошли от духовности к политике и променяли свою веру на так сказать европейскую помощь. Почему «так сказать»? Потому что никакой помощи реально они получить и не могли, и не получили. Весь ужас был в том, что, когда турки взяли Константинополь, в Святой Софии не было православного духовенства — это был униатский храм. Храм, которого сторонились все верующие люди в Константинополе. Там уже не было благодати.

— Одиннадцатилетний сын британского консула. У него был мощный пневматический пистолет Уэбли. Уэбли традиционно делает для таких пистолетов специальные патроны — полые, свинцовые шарики. Они не производят патронов из закаленной стали, дающих при попадании в железо великолепную вспышку. Но наш мальчуган располагал боезапасом своего приятеля — араба, имевшего такой же пистолет, но с нелегальными патронами для охоты на хищников в пустыне. Просто случайность, что отец того арабского мальчишки, кстати, принц крови, оказался владельцем того самого нефтяного поля. Маленький англичанин теперь имеет стрелы с наконечниками из резины.

На что ставили греки, спасая свою любимую империю? На помощь Европы. Но они забыли, что самая сильная помощь приходит совсем с другой стороны. Со стороны дьявола.

— Уверен, что должна последовать мораль.

Язычники презирают христиан и Бога христианского считают слабым. Здесь нужно вспомнить, почему элита князя Владимира приняла Христа: потому что именно с именем Христа на устах они побеждали. Соратники Владимира увидели, что Христос приносит победу — они поражали врага именно со знаменем Христа. Христианство ведь не только открывает путь в Царство Небесное, оно и здесь, на земле, всегда приносит победу.

— Разумеется. Урок. Непредсказуемое — всегда рядом. Нашему подразделению производственного саботажа, как называет его Джим Брэди, шесть лет. Нас в нем четырнадцать человек. Сначала это было просто бюро расследования. Мы приходили на место, когда дело было сделано, и огонь вырвался на свободу, — бывало, что сам Джим инициировал пожар — и пытались выяснить, кто это сделал, как и почему. Честно говоря, успеха добивались редко: обычно оказывалось, что ворота настежь, а коней уже и след простыл, нам оставалось только закрыть ворота пустой конюшни.

Даже во время своего богоборческого правления Иосиф Сталин сам убедился в том, что без креста невозможно победить. В 1943 году он призвал духовенство, начал возрождать патриаршество и восстанавливать храмы. Поэтому когда мы видим то, что происходит сейчас на Украине, то понимаем, что это закончится страшной катастрофой прежде всего для ее жителей. Мы помним уроки истории.

— Мы изменили тактику. Теперь мы запираем ворота конюшни таким образом, чтобы их никто не смог отпереть. Иначе говоря, предупреждаем попытку, максимально ужесточая контроль и за производством, и за персоналом. Теперь мы нарасхват, мы стали наиболее доходным подразделением «Брэди Энтепрайзиз». Бесспорно. Каптаж скважин, вышедших из-под контроля, ликвидация пожаров; да всего и не перечислить, что мы делаем для обеспечения безопасности. Наши услуги пользуются таким спросом, что мы могли бы втрое увеличить наше подразделение и всем хватило бы дела.

Князь Владимир видел пример своего собственного отца — великого победителя Святослава, лютого язычника. Византийцы его боялись настолько, что всю имперскую армию двинули на небольшой отряд язычника, чтобы заставить его отступить. В итоге Святослав погиб унизительной смертью: печенеги отсекли ему голову и сделали из черепа чашу. И хан-язычник пил из этой чаши, как бы впитывая силу Святослава.

— Что же вас останавливает? Я имею в виду, расширение бизнеса.

Это все, конечно, мнимые признаки могущества. Убийства людей, жертвоприношения кумирам — страшные вещи, потому что они кружат голову. Эта форма духовной болезни, очень тяжелой. Именно христианство спасло Русь от таких форм пагубных духовных миражей и кризисов.

— Недостаток квалифицированных кадров, — сказал Маккензи. — Их просто нет. Более точно, есть оперативники, но почти не имеющие опыта, и тотальная нехватка людей, годных к обучению. Немногие удовлетворяют всему спектру требований. Нужно обладать пытливым умом, который, в свою очередь, основывался бы на врожденном инстинкте сыщика — иметь ген Шерлока Холмса, я бы сказал. Это или есть, или нет, внедрить невозможно. Нужно обладать глазами и носом, настроенными на опасность, — почти одержимостью, а это приходит только с опытом работы в поле; необходимо располагать довольно подробным знанием нефтяной индустрии по всему миру, и плюс ко всему, нужно быть нефтяником.

— И вы, джентльмены, — нефтяники. Это было утверждением, не вопросом.


Христианство — это истина, открытая Богом. А язычество — это то, что люди себе конструируют сами. Поэтому смешивать заблуждение и истину нельзя в принципе. Христианство — это определенные отношения с Богом. В Библии часто сравнивают отношения с Богом с браком. Как брак предполагает верность, так и отношения с Богом должны основываться на ней. Невозможно иметь отношения с единым истинным Богом, но при этом смотреть куда-то в сторону и проявлять неверность, заигрывая с какими-то другими религиями, некими другими богами.
Сергей Львович Худиев,
писатель, журналист


— Всю нашу сознательную жизнь, — сказал Демотт. — Мы оба руководили полевыми работами.

Парадоксально, что нынешние неоязычники, клянясь в верности неким древним предкам, поклоняясь Перуну и другим низвергнутым идолам, тоже говорят о свободе и верности. Они считают христианство религией рабов, не понимая проповеди смирения. Они хотят быть гордыми и сильными, но не осознают, что сами рабы греха. Они постоянно пытаются перечеркнуть тысячелетнюю историю Руси, уникальной империи, рожденной таинством Крещения.

— Если ваши услуги пользуются таким спросом, каким образом нам повезло оказаться во главе очереди?

Но князь Владимир, прозрев после тяжкого недуга, узрел истинный свет. И у Руси нет иного пути, кроме стремления к этому свету.

— Насколько нам известно, нефтяная кампания впервые получает предупреждение о намерении организовать диверсию. Впервые, у нас есть шанс испытать наш механизм предотвращения. Нас несколько удивляет тот факт, мистер Финлэйсон, что вы узнали о нас только пару дней назад. Как же так случилось, что мы уже здесь? Нам-то стало о вас известно три дня назад, как только мы вернулись с Ближнего Востока. Мы позволили себе один день отдыха, еще один день ушел на изучение местонахождения и мер безопасности на аляскинском трубопроводе и…