Нина Соротокина
История России. Женский взгляд
Да цветет Россия… по крайней мере долго, долго, если нет на земле ничего бессмертного, кроме души человеческой.
Н. М. Карамзин
Нина Соротокина — известный писатель, автор знаменитых «Гардемаринов» — четырех романов, ставших литературной основой одноименного телесериала. Написанная ею книга — не очередной учебный курс, это история России глазами женщины. Женщины не любят войн, и не случайно, что, отдавая дань уважения русскому воинству, автор с особым вниманием относится к тем правителям, которые не потрясали устои государства, а позволяли безбедно и мирно жить своим подданным.
Россия и ее государи
Вместо предисловия
Я была счастлива, когда писала эту книгу. Большая ее часть была написана в деревне Красная Пахра, что под Москвой. В этой деревне стоял когда-то лагерем Кутузов, по Старокалужской дороге отступал Наполеон. Дописывала книгу я в деревне Матово на Угре, той самой реке, по которой проходила когда-то граница с Литвой и откуда вечно грозили России татаро-монголы. В свою угорскую деревню я езжу через Тарутино и Малоярославец (отчаянные там были бои с французами в 1812 году) и городок Медынь. Этот старый провинциальный городок с медовым названием немногим моложе Москвы, когда-то он был подарен царем Василием III царедворцу Глинскому, а потом при Иване Грозном перешел в опричное управление.
Слава Богу, я поездила по России, в моей молодости туризм был неотъемлемой частью быта. Где мы только не были! Великий Новгород — памятник нашей вольности, богатства и древней культуры, Нижний Новгород — спаситель отечества в Смуту, колыбель России — Киев, как странно, что теперь он находится в другом государстве. Я была на Соловках и поразилась величию содеянного старцем Зосимой и его последователем митрополитом Филиппом, ездила в Ферапонтово (там пятнадцать лет прожил в ссылке патриарх Никон) и Кирилло-Белозерский монастырь — отечество нестяжателей. Я видела кремль в Смоленске и слушала там рассказы об осаде и обороне этого города, который русские несчетное количество раз отдавали врагу и опять отвоевывали. На озере Неро под Ростовом Великим мы ставили палатки, на Переславском занимались подводным плаванием. Тогда в юности я не думала о русской истории, главным было увидеть мир, почувствовать тяжесть рюкзака и попеть у костра. И вот теперь светлые воспоминания эти приходят ко мне как реальность не только моего времени, но и всей великой эпохи под названием Россия.
Я писала эту книгу и восторгалась, и негодовала, и умилялась — мне было безумно интересно. Массу из прочитанного я не уяснила толком — и хорошо, будет о чем подумать. Хорошо также, что я никогда не была в Коломне, Муроме, Великом Устюге, Рязани… будет куда поехать.
Я не историк, я литератор. Наверное, профессионалы наморщат высокие лбы, дивясь и негодуя наглости, а хотите — наивности, с какой я решала самые запутанные вопросы истории. Ну уж не обессудьте!
Книга была написана на одном дыхании за восемь месяцев. Все это время я буквально жила в книжном шкафу. Главным было найти единомышленников, ведь в каждом мало-мальски значимом событии истории есть разночтения. Кстати надо добавить, что русской историей (и не только русской) я интересуюсь очень давно.
Чаадаев в первом философическом письме ругает Россию и ее историю, де, мы не восток и не запад, мы — промежуток… Но во втором письме уже уверяет всех, что русские — избранный народ, что за нами великое будущее. По-моему, это несколько нескромно и, пожалуй, смешно, писать о себе самом — мы великие! Тем более что сейчас у нас как-то, что-то, иногда… не получается, одним словом. Но у России бывали и более трудные времена, чем девяностые годы XX столетия. Переможем…
Я не знаю, какое у нас будущее, но прошлое столь богато, полнокровно, ужасно, прекрасно и интересно, что я никогда не устану заниматься им, распутывая клубок из нитей шелковых, домотканых, золотых, гнилых и кровавых… И тебя, драгоценный читатель, призываю последовать моему примеру.
История страны — это всегда история власти. Наверное, было бы очень интересно и поучительно написать историю государства не на примере царской семьи, а взяв за основу семью купцов, или ремесленников, или крестьян. Но это задача не историка, а литератора. Для написания такой «саги» надо перелопатить огромное количество материала, и все равно вернешься к истории царствующего дома, потому что все в государстве зависит от того, кто стоит у руля в то или иное время.
При написании истории я «не била шурфов», а словно скользила по поверхности времени, стараясь охватить картину в целом. Когда автор пишет исторический роман, он дает волю фантазии, но при этом обязан опираться на реальные события и даты. Автор исторических очерков должен изгнать фантазию — только подлинность, правда, истина. Но в процессе работы он проходит через такие тенета и путы неточностей, догадок, спорных вопросов, разночтений, что вынужден писать не объективную историю (по-моему, таковой вообще не существует), а свой взгляд на нее. И уверяю вас, что и в «Айвенго», и в «Князе Серебряном», и в «Войне и мире» ничуть не меньше объективной истории, чем в самом лучшем учебнике.
Я очень благодарна редактору этой книги — историку и милейшему человеку Станиславу Владимировичу Думину. Он не только исправил в книге кучу ошибок и неточностей, но помог по-новому взглянуть на многие страницы русской истории.
И еще я хочу сказать, написанная мной книга принадлежит только нашему времени — затянувшейся перестройке. Под словом «перестраивать» мы понимаем — круши все подряд! А потом бушующее время войдет в свои берега. Словом, я не знаю, как оценят наши потомки XX столетие. Не исключено, что кровавая революция 1917 года опять станет предметом гордости нации, и не важно, что у власти будут вовсе не коммунисты. И опять же — Сталин. Чем он хуже Наполеона? Такой же беспринципный негодяй и тиран. Шесть раз французы свергали с Вандомской колонны статую «маленького капрала», свергали и опять возводили, а теперь Наполеон краса и гордость Франции. У нас могут вспомнить, что при «Иосифе Великом» в мире было два главных государства — США и СССР, и они стояли, столкнувшись друг с другом лбами. А вспомнят ли цену нашего «величия»? Надеюсь, что я не доживу до времени, когда Сталин опять взойдет на пьедестал. А может, мир поумнеет?..
Теперь приступим…
* * *
Карамзин, наш замечательный писатель и историк, пишет, что история есть священная книга народов, завет предков потомству, изъяснение настоящего в пример будущему.
Славяне
Россия — многонациональное государство, и каждый россиянин является полноправным жителем нашей страны, участником и творцом ее истории, но эта книга касается в большей мере истории русских.
Русские принадлежат к славянам — индоевропейской группе народов, состоящей из западных, восточных и южных славян. Славянские племена занимали земли, простирающиеся от Эльбы до Волги между Балтийским и Черным морями. Откуда они пришли в Европу, не знает никто, ученые спорят об этом, высказывая разные предположения. Может быть, они ниоткуда не пришли, а жили здесь всегда.
Впервые о западных славянах под именем венедов античные авторы (Плиний Старший, Тацит) упоминают в начале нашей эры. В V–VI веках венеды воевали с Византией, война длилась около ста лет и кончилась тем, что славяне заселили поречье Дуная и часть Балкан. Это положило начало южным славянам, к ним относятся болгары, сербы, македонцы, хорваты, черногорцы, словенцы и боснийцы. К западным славянам относятся чехи, поляки, словаки. К восточным — русские, украинцы и белорусы.
К шестому веку на территории Восточной Европы насчитывалось около пятнадцати племен. Племя — совокупность родов — занимало свою обособленную область: словене жили на берегах Волхова и озера Ильмень, вятичи — на реках Оке и Москве, радимичи — на реках Соже и Десне, древляне — на Припяти и в Среднем Приднепровье, северяне — на Десне, кривичи с полочанами — в среднем течении Западной Двины, а там, где теперь Киев, обитали поляне.
Среди славян жили иноплеменные народы: мурома, чудь, мордва, пермь, ливь… много.
Славяне были воинственным и, как утверждает летопись, жестоким народом, совершавшим опустошительные набеги на рядом лежащие государства. Но если славяне и были жестоки, то не более, чем другие народы. Время было жестокое. В четвертом веке по Европе и Азии прошли гунны — кочевой народ. О свирепом их вожде Аттиле слагались легенды. Очень беспокоили в те времена Византию, Армению и Боспорское царство воинственные кочевники — скифы. На севере держали в страхе окружающие народы варяги. Беспрерывные войны велись ради захвата рабов, грабежа, дани и, конечно, поисков нового рынка сбыта. Естественно, славяне старались не отстать от соседей.
Загорелые в походах, высокие, русоголовые, наши предки были отличными воинами. Они знали тактику тайного боя: умели преодолевать почти непроходимые ущелья, переплывать под водой, используя для дыхания полый стебель тростника. Вооружение славян — щиты, дротики, стрелы, смазанные ядом, и тяжелые мечи.
Лес и степь… Обычаи славян зависели от места их обитания. Лес кормил, давал жилье, защищал от врагов. В степи занимались хлебопашеством, разводили скот. Но степь была и вечной угрозой — оттуда шли враги. Со временем леса отступили на север, освободив место под пашню.
Наша земля очень богата реками, и славяне ставили свои города вдоль этих водных артерий. Город имел земляной вал, высокий частокол из бревен, ров, заполненный водой, и засеку. Для плавания по рекам строили деревянные ладьи. Славяне умели прясть, шить, ткать, выделывать шкуры животных.
Через славянские земли шел очень важный в древности водный путь «из варяг в греки». Путь этот соединял два моря — Балтийское и Черное. На Черном море стоял Царьград — столица Византии. Из Черного моря ладьи купцов плыли в Днепр. Из Днепра лодки перетаскивались в реку Ловать, которая течет в озеро Ильмень. Из Ильменя вытекает река Волхов и впадает в Ладожское озеро. На Волхове стоял Новгород. Из Ладожского озера вытекает Нева и впадает в Балтийское море. Славяне торговали хлебом, мехами, кожами, медом, воском.
Суровая жизнь заставляла иметь суровые обычаи, необходимые для выживания племени. Сильно развита была кровная месть. Нельзя было оставить безнаказанным убийство отца, брата или сына. За убийство отвечало все племя.
Предки наши были равнодушны к роскоши, умели переносить с легкостью любые лишения и физическую боль, к смерти относились с достоинством. Погибших в бою хоронили с почестями. По ним устраивали тризну. Тела погибших сжигали на кострах, пепел клали в урну и хоронили, насыпая высокий курган. Вместе с умершим сжигали на костре и жену, и любимых его рабынь, и коня, закапывали также домашнюю утварь, необходимую для загробной жизни. У древних славян допускалось многоженство. Бывало, что жена не хотела идти в могилу за своим мужем. Ее оставляли в живых, но жизнь ее была очень тяжелой. «Живая жена бесчестит семейство», — говорили в таких случаях. На севере урну с прахом не закапывали в землю, а ставили на столбе на перепутье дорог. Придорожные столбы эти были межевыми знаками, охранявшими границу земли рода.
Славяне были язычниками, они обожествляли природу, с которой были тесно связаны. Современный человек редко обращает внимание на звездное небо, малые реки упрятаны в трубы, через большие перекинуты мосты, его не страшат ни студеные зимы, ни летние грозы. Славяне же были открыты перед всеми проявлениями природы. Гром и молнии, перечеркивающие небо, казались им гневом богов, радуга — их улыбкой, журчащий рядом с домой ручей или река давали саму жизнь, поэтому у славян было особое почитание воды.
Молясь языческим богам, славяне ставили в честь них идолов — огромные, вырезанные из дерева статуи. У российских славян главным был Перун — бог молний. Были еще Даждь-бог — бог солнца, Стрибог — ему подчинялись ветры, Сварог — бог неба и много других. Бога веселья и любви называли Ладо. В честь Ладо устраивали весенние праздники, женщины и девушки шли в луга, пели и плясали.
Бога земных плодов звали Купала. В ночь на 23 июня, самую короткую в году, парни и девушки плели венки, жгли костры и песнями воспевали Купалу, после чего купались в реке.
Был еще веселый бог Коляда, это был бог мира, его славили в конце декабря. Тысяча лет прошла с тех пор, как приняли на Руси христианство и отменили эти праздники, а они отмечаются и по сей день. Колядуют на Рождество, пекут блины на Масленицу — все это языческие праздники.
От древней веры славян достались нам и живущие в реках русалки, и домовые — хранители очагов, и лесные кикиморы, заманивающие путника в лесную чащу, и лешие, и сами бабы-яги. Донесли их до нас былины и сказки, самое древнее устное творчество на нашей земле. Верования древних славян были необычайно поэтичны. Еще верили они в сглаз, волшебство и прочие мистические силы, чтили волхвов и гадалок. Очень велика была вера в слово, поэтому многие болезни лечили шептаниями и заговорами. Церковь все эти обряды назвала суевериями и боролась с ними, но зачастую безуспешно. Каждый знает, что соль рассыпать — к ссоре, хоть борись ты с этой верой, хоть не борись.
В наследство русским славяне оставили красочный, мелодичный и выразительный язык. В девятом веке просветители братья Кирилл и Мефодий дали славянам алфавит и перевели с греческого на славянский некоторые богослужебные книги. За многие века великие писатели России развили и усовершенствовали наш язык. Русский язык — наше национальное достояние.
Славянские племена не были объединены государством. Первыми властителями их были вожди, выбираемые для войн и ратных подвигов. Со временем власть вождей стала передаваться по наследству сыну, появились князья и их приближенные — бояре. Князь не только воевал, но и творил суд над народом. Писаные законы появились много позднее, в старину судили по обычаю. Межродовые распри решали «вечем», то есть миром, всеми, кто приходил на сход на главную площадь или к дому князя.
Начало Руси
Откуда взяла начало Древняя Русь? Об этом историки будут спорить до тех пор, пока существует Россия, то есть всегда. Все началось с Киевской Руси.
Есть сказание об основании города Киева. Жили на холмах три брата: Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбядь. Старший брат основал город, а по имени прочих названы холмы Щековица и Хоривица, а также река Лыбядь, впадающая в Днепр. Историки установили, что князь Кий — лицо реальное (где-то V в.).
Обо всем этом рассказано в «Повести временных лет» — древнейшем летописном своде. Автором первой «редакции» летописей традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В «Повести временных лет» новгородцы упоминаются в 859 году, значит, Новгород уже был, Смоленск возник не позже 863 года, Псков, Изборск и Полоцк возникли в девятом веке.
Новгородские летописцы началом русской государственности считают призвание на нашу землю варягов (норманнов). Этой датой называют 862 год, но она чисто условна.
Летопись донесла до нас такую картину. Племена славян враждовали между собой, поэтому не могли отразить должным образом нападение соседствующих врагов, приходилось платить им дань. Ильменские славяне, кривичи и финские племена платили дань варягам. Однажды новгородцы собрались на вече (народное собрание) и по предложению старейшины Гостомысла отправили за море послов к варягам-руси со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите и владейте нами».
На призыв славян и финнов откликнулись три брата: князья Рюрик, Трувор и Синеус. С огромной разноплеменной дружиной двинулись они в новые земли, навсегда оставив отечество. Старший, Рюрик, с 862 года стал править в Новгороде, Синеус — на Белоозере у финнов, а Трувор — в Изборске у кривичей. Варяги были из племени русь, поэтому и земля наша стала называться Русью.
Какого порядка ждали славяне от варяжских князей? Они должны были решать междоусобные споры и защищать от внешних врагов, для того чтобы люди могли заниматься мирным трудом и торговать.
Варяги — воинственное морское племя норманнов — уже проникли во многие области Европы. Воевали они и со славянами, но были заинтересованы и в мирных, торговых отношениях с новгородцами и их окружением. Торговый путь «в греки» шел по славянской земле, и варяги были готовы охранять его.
Это так называемая норманнская теория возникновения Руси, и над ее утверждением или отрицанием бьются историки уже несколько столетий. Летопись ненавязчиво подчеркивает: если позвали варягов — значит, доверяли, значит, в основе приглашения лежит договор, и по этому договору Рюрик и его потомки — законные правители Руси. Это точка зрения официальной, монархистской историографии.
Конечно, всех волнует фигура Гостомысла, князя и первого новгородского посадника. Судя по летописи, можно предположить, что Рюрик был одним из прямых потомков Гостомысла, который остался без наследников: сыновья погибли в боях, дочерей он отдал замуж за соседних князей. Тогда приглашение Рюрика княжить было вполне правомочным.
Иные историки утверждают, что варяги появились на Руси как ловкие купцы и уже позднее русское государство использовало их как военную и дипломатическую силу.
Происхождение слова «Русь» тоже спорно. Существует множество теорий. Первая: варяги были из племени русь. Вторая: «русы» — славянское племя, жившее в среднем течении Днепра. Третья: Рус — это древнее днепровское божество. Четвертая: «руса» — в праславянском языке — «река» (отсюда русло).
Но всех историков во все времена смущала и раздражала фраза: «Земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет…» — и так далее. От этой фразы никуда не деться. Даже если новгородские послы никогда не произносили ее перед варягами и она всего лишь плод измышления летописца, он, этот летописец, в десятом веке фразу эту словно на граните высек, и она стала правдой, доживя в своем истинном значении до наших дней. Земля у нас по-прежнему богата, по-прежнему обильна… ну и так далее. Только, в отличие от древних, мы никого не зовем со стороны, сами, как умеем, управляемся.
Рюрик (862–879 гг.)
О Рюрике мы знаем очень мало. Сев на трон, он прежде всего срубил крепость Ладогу для защиты от внешних врагов, а может быть, и от самих новгородцев. Народная память сохранила имя храброго Вадима, который поднял народ против варяжского князя и его дружины, творившей бесчинства. Когда Рюрик умер, его сыну и наследнику Игорю было всего два года. Правителем при малолетнем Игоре стал Олег.
Аскольд и Дир
Двум славным викингам из дружины Рюрика — Аскольду и Диру
[1] — не досталось городов, где они могли бы править. Они отпросились у Рюрика плыть в Царьград, чтобы поступить на службу к византийскому императору.
На полпути Аскольд и Дир увидели город Киев. Жители встретили их приветливо, рассказали, кто основал их город, и поведали, что жили бы они счастливо, если бы не обижали их соседние племена: древляне, болгары, а особенно воинственные хазары, налагающие непомерную дань. Хазары появились в Европе после нашествия гуннов, в восьмом веке они образовали государство, которое занимало Кавказ, Приазовье, Таврию (Крым) и степные земли до Днепра.
Аскольд и Дир остались править в Киеве. Они навели порядок в отношениях с соседними племенами, но отныне поляне должны были платить дань им. Дружина варягов и киевлян под предводительством Аскольда и Дира совершила военный поход в Византию, оттуда вернулась с богатыми подарками: золотом, серебром, шелковыми тканями.
Сидевший на новгородском престоле Олег прослышал об удачном походе Аскольда и Дира. О Киеве давно было известно в Новгороде. Кто владел Киевом, тот владел всем. Киев стоял на Днепре и держал в руках ключ от главных ворот торговли «из варяг в греки». Киевляне могли перерезать торговый путь и не пропускать суда ни вниз, ни вверх по реке, могли заставить платить большую дань.
Олег собрал дружину и вместе с малолетним Игорем поплыл воевать Киев. По дороге он захватил Смоленск и Любеч, которые еще были самостоятельны.
Аскольда и Дира Олег решил взять хитростью. Большую часть флота своего он спрятал в засаде. Только несколько судов остановились у киевской пристани. К правителям послали сказать, что приплыли варяжские гости и приглашают князей к себе на корабль.
Аскольд и Дир поверили посыльному и с небольшой свитой вступили на палубу. Тут к ним вышел Олег с Игорем на руках. «Вы не князья, — сказал им Олег. — А вот законный князь — сын Рюрика Игорь». Воины Олега бросились на Аскольда и Дира и убили их.
Олег (879–912 гг.)
Олег был правителем при Игоре и правил тридцать три года. Взяв Киев, он остался в нем княжить. Город ему очень понравился. Летопись донесла до нас слова Олега: «Да будет Киев матерью городов русских». В Новгороде стал править наместник.
Укрепляя границы Русской земли, Олег воевал с древлянами и обложил их данью — куницей со двора. Меховые шкурки играли в древности роль денег, их называли кунами. Днепровские северяне и радимичи тоже были покорены Олегом.
Киевское княжество процветало. Игорь вырос, он имел все права на престол, но отказывался от этого притязания. Олег был возвышен славой и богатством, за него стояла дружина и весь народ.
«Наскучив тишиной», Олег решил идти войной на Царьград. Из подвластных ему народов он создал сильное войско и двинул его путями сухопутными и речными в Византию. Игорь остался в Киеве. У Олега было 2000 судов, и на каждом по 40 воинов — огромное войско по тем временем. Серьезным препятствием на пути были днепровские пороги. В опасном месте воины проводили суда меж камней, стоя по пояс в воде, иногда приходилось переносить суда на руках. Достигнув лимана, они чинили паруса и мачты, затем выходили в море и плыли, держась берега.
Византийский император Леон не принял серьезных мер предосторожности от нашествия русичей, только велел огородить вход в гавань цепями.
Но прежде чем пойти на Царьград, Олег и его воины принялись грабить и жечь окрестности города. После этого Олег поставил суда свои на колеса и сухим путем приблизился к столице Византии. Испуганные греки предложили ему мир и дань. Олег согласился, отступил от города, а за стены его послал своих представителей для заключения торгового договора. Договор этот был писан киноварью в двух хартиях на греческом и славянском языках и был очень выгоден для Руси.
В знак победы Олег прибил свой щит на ворота Царьграда и с богатой добычей вернулся в Киев. Народ встретил его как победителя. За хитрость, мудрость и ратные подвиги народ прозвал князя Вещим Олегом.
Со смертью Олега связана легенда, великолепно переданная Пушкиным в его известном стихотворении. Волхвы предсказали князю, что причиной его смерти будет любимый конь. Олег немедленно отослал невинное животное на конюшню. Прошло пять лет, и князь вспомнил о своем любимце. Конюх сказал, что конь умер. Олег посмеялся над волхвами, но захотел увидеть кости коня. Как только он наступил ногой на конский череп, оттуда вылезла змея и ужалила князя.
По другой легенде, Олег дожил до глубокой старости и был похоронен в Киеве, на горе Щековице.
Игорь (912–945 гг.)
Князь Игорь получил в руки сильное княжество, но смерть Олега позволила побежденным соседям поднять голову. Так древляне отказались повиноваться Киеву. После усмирения древлян Игорь вдвое увеличил им дань.
В правление Игоря у русских границ появился опасный враг — печенеги. Это был кочевой народ, наводивший ужас на юг Европы. Игорь не смог дать печенегам достойный отпор, и на многие годы эти кочевники стали истинной бедой Киевского княжества.
Желая славы, Игорь дважды ходил походом на Царьград, и оба раза неудачно.
Князь уже был стар и хотел покоя, но дружина уговорила его отправиться к древлянам на сбор дани. Собрали дань, но Игорю показалось мало. Он отправил большую часть войска в Киев, а сам вернулся к городу Коростеню — столице древлян. Тогда князь их Мал вышел из города с войском, перебил дружину Игоря и захватил в плен его самого. Казнь Игоря была страшной. Его привязали к двум согнутым до земли березам. Деревья выпрямились и разорвали несчастного князя пополам.
Ольга Мудрая
Главным деянием Игоря во благо отчизны был выбор жены, славной княгини Ольги. Некоторая неразбериха с датами в летописи позволяет предположить, что Ольгу взяли в жены еще ребенком. Она была красива, умна, скромна, приветлива. Игорь умер, оставив княгиню с 12-летним сыном Святославом на руках. По малолетству сына Ольга начала править сама.
Рассказ о правлении Ольги летопись начинает с перечисления лютых казней, на которые обрекла она убийц мужа. Древлянский князь Мал имел наглость посвататься к ней, и, задумав хитрость, она не ответила отказом. Она придумывала казни врагам одну другой страшнее — одних засыпала живыми землей, других сожгла в бане, потом напоила древлян на тризне по мужу и велела дружине своей порубать их всех. Летописец рассказывает о казнях Ольги со многими подробностями, в каждой угадываются не реальные события, а народный сказ. Любимая тема былин и преданий — справедливая месть чужим за убийство своего, жестокость за жестокость. Народ не пожалел красок для описания этой мести.
Однако рассказ о взятии Ольгой Коростеня заслуживает большего доверия хотя бы потому, что его трудно придумать.
Все лето стояла Ольга с дружиной под стенами Коростеня, но взять его не могла. Тогда послала она послов за стены сказать, что снимет осаду с города, если древляне заплатят дань. Древляне с радостью согласились. Но Ольга отказалась от богатых подарков и мехов, а попросила «по три голубя да по три воробья с дома». Древляне немедленно доставили птиц, радуясь столь легкой дани.
Ночью Ольга раздала каждому воину из своей дружины птиц и велела привязать к их лапам серу и трут. Выпущенные на свободу птицы устремились к своим гнездам, свитым в древлянских домах. Страшная картина! Все небо перечеркнулось вдруг летящим пламенем, крылья только раздували огонь. Город сгорел дотла.
Ольга стала править Киевской Русью — и делала это умно. Главным было знать нужды своих подданных, судить всех справедливо и указывать без превышения, сколько с кого дани брать.
За справедливость народ прозвал Ольгу Мудрой. Но не это главная ее заслуга. Она первой из княжеского рода приняла христианство. В Киеве в это время было уже много христиан. Крещение Ольги произошло в Царьграде, куда она отправилась вслед за Олегом и Игорем. Увидев у пристани своей русские корабли, греки испугались: память о разорительных походах была еще жива, но, узнав, кто приплыл к ним, хозяева приняли княгиню с почестями. Мы не знаем, когда Ольга решила совершить обряд крещения: может быть, в Киеве, где уже стояла церковь Святого Ильи, она пленилась рассказами о добре и всепрощении, может, в Царьграде, который покорил ее своим великолепием и соборами. Святая София сияла куполами и выглядела куда более значительной, чем раскрашенные идолы ее родины. Сам император Константин Багрянородный стал ее крестным отцом.
И еще одно событие из жизни Ольги мне хочется рассказать. Оно куда менее значительное, чем предыдущее, но каждое слово дышит в нем наивной правдой и уважением к княгине Ольге и роду ее. Уже на престоле был воинственный Святослав. Он собрал большое войско и ушел воевать в Болгарию. В его отсутствие Киевом, как встарь, правила Ольга. Печенеги-кочевники узнали, что князь воюет в дальних землях, решила осадить Киев и голодом заставить его сдаться.
Воинов в городе было очень мало, и только за Днепром стоял небольшой гарнизон русских во главе с воеводой Претичем. Когда в городе начался голод, киевляне решили послать гонца к Претичу за помощью. Один из молодых людей вызвался донести эту весть, но, прежде чем попасть в гарнизон, он должен был пройти через стан печенегов.
Юноша умел говорить на языке врагов. Он взял узду, тайно вышел из города и пошел сквозь лагерь печенегов, спрашивая у всех: «Вы моего коня не видали?» Наверное, он подробно описывал этого коня, вороного или чубарого в мелкую крапинку, как в веснушках, рассказывал про его норов и как он его потерял. С этими рассказами юноша и дошел до Днепра, потом бросился в реку и поплыл. Печенеги, зачарованные его расспросами о коне, опомнились и пустили в пловца стрелы, но воины Претича успели спустить лодки и спасли юношу.
Узнав, что киевляне готовы сдать город печенегам, воевода решил жизнь положить, но спасти княгиню Ольгу с детьми Святослава. Наутро Претич посадил свою малую дружину в лодки и поплыл к Киеву, велев воинам трубить как можно громче. Заслышав голос труб, печенеги отошли от города, а Ольга, понимая, что идет помощь, вышла из городских ворот и поспешила с детьми к реке. Лодка перевезла их на другой берег Днепра.
А печенеги бросились к Претичу: «Кто ты? Уж не князь ли?» Находчивый Претич сказал: «Я воевода киевский, но за мной поспешает сам князь с огромным войском». Испугавшись открытого боя, печенеги отступили от Киева. А киевляне послали Святославу письмо: «Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою не бережешь: нас с твоей матерью чуть печенеги не взяли». Святослав вернулся в Киев и не оставлял его до самой кончины Ольги.
Святослав (945–972 гг.)
Святослав был воин. В характере его присутствовали черты истинно богатырские: он был неутомим в ратном труде, справедлив, честолюбив (слава Олега не давала ему покоя!) и высоко ставил славу отечества.
Быт Святослава и его воинов был суров. Они спали в походах без шатров, на конских попонах, подложив седло в изголовье. Святослав никогда не нападал внезапно. «Иду на вы», — предупреждал он своих врагов, словно война была не кровавой бойней, а рыцарским турниром.
Он покорил вятичей на Волге, победил касогов и ясов (осетин) на Кавказе, завоевал владения хазар на Азовском море, после чего там появилось русское княжество Тмутаракань.
Слава киевского князя была столь велика, что Царьград прислал ему богатые подарки и позвал воевать болгар, которые часто нападали на греков. Святослав собрал армию в шестьдесят тысяч человек, сокрушил болгар и стал царствовать в их столице Переяславце-на-Дунае. Болгарский царь после поражения умер с горя.
Пока сын воевал, Киевским княжеством управляла Ольга. После нападения печенегов она призвала сына вернуться на родину и заняться мирными делами. Еще Ольга уговаривала сына креститься, но Святослав категорически отказывался, ссылаясь на то, что дружина будет над ним смеяться.
Как только Ольга умерла, Святослав посадил на киевский престол старшего сына Ярополка и опять отправился в Болгарию. Но военное счастье отвернулось от него. В Царьграде был новый император, он видел в Святославе скорее врага, чем помощника. С переменным успехом Святослав воевал и с болгарами, и с греками. Дружина его редела. Наконец князь вынужден был заключить мир. Дорога на родину была трудной, голодной, долгой.
На Днепровских порогах дружину Святослава ждала засада. Между русскими и печенегами существовала давняя вражда. Печенеги были предупреждены, что Святослав возвращается в Киев с добычей, и напали на его дружину. Битва была жестокой, печенегов было много больше, чем русских.
Святослав погиб. Печенегский князь Куря велел оковать золотом череп Святослава и из этой страшной чаши на пирах пил вино.
Князь Ярополк (972–980 гг.)
У Святослава было три сына. Матерью Ярополка и Олега была взятая в жены пленная греческая монахиня. Младший, Владимир, родился от Малуши — ключницы княгини Ольги.
Старшему сыну Ярополку Святослав отдал Киевский престол, Олегу — Древлянскую землю, а Владимиру — Новгород. Ярополк стал называться великим князем. Олег и Владимир, как удельные князья, во всем должны были подчиняться старшему брату и платить Киеву дань.
Очень скоро братья перессорились. У Ярополка был воевода Свенельд. Когда-то Олег на охоте случайно убил его сына, и, желая отомстить, Свенельд оговорил брата Ярополка. Кончилось дело тем, что Ярополк пошел войной на древлян и убил Олега. Летопись рассказывает, что, увидев мертвого окровавленного Олега, Ярополк словно опомнился, понял, что совершил злодейство, закричал, запричитал страшно.
Весть о победе Ярополка долетела до Новгорода. Юный князь Владимир, решив, что и его ждет участь Олега, бежал в страну Рюрика. Жил он у варягов два года, набирался военной мудрости, а потом вернулся в Новгород с большим войском и объявил, что идет на Ярополка войной.
Была и еще одна причина раздора между братьями. Оба они посватались к одной и той же княжне, дочери полоцкого князя Рогволода — Рогнеде. Рассказывают, что, когда отец предложил ей выбор, гордая и прекрасная Рогнеда выбрала Ярополка, сказав при этом: «Не хочу разувать сына рабы!» По старому обычаю, после свадьбы молодая снимала у мужа сапоги. Рогнеда не могла простить Владимиру низкого происхождения его матери (родился не от жены).
Ах так?.. Разгневанный Владимир немедленно пошел на Полоцк, захватил его, убил князя Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду взял в жены силой. После этого он повернул войско к Киеву.
Ярополк испугался. Вначале он бежал в маленький город Родню, решив переждать беду там, но когда Владимир занял Киев, Ярополк, по совету боярина своего Блуда (летопись особенно упирает на подлость этого Блуда, словно у Ярополка своей головы не было), решил вернуться и помириться с братом. Ярополка беспрепятственно пустили в город, но как только вступил он в свой бывший дворец, два варяга бросились на него и убили князя.
На Руси не было своего Шекспира, а жаль, тем для его драматургии более чем достаточно. Только гений, описывая стремления, страсти и поступки великих князей, мог показать их с разных сторон и смягчить ужас содеянного. Летопись же излагает только факты.
Святой Владимир (980—1015 гг.)
На Руси стал править Владимир, которого церковь нарекла Святым, а народ — Красным Солнышком. И это после всех кровавых событий?
Главной заслугой князя перед отечеством было то, что он повернул Русь на новый путь. В 988 году он крестил свой народ, уже тысячу лет Россия живет как православное государство. Историки предполагают, что древняя летопись рисует князя Владимира такими черными красками, чтобы показать перевоплощение его после крещения.
До принятия христианства Владимир много воевал. Он победил болгар, у польского короля завоевал Галицию и присоединил ее к Руси. Он расширил свои владения до Балтийского моря.
Брак его с Рогнедой был очень несчастливым. Потеряв родную семью и не прижившись в новой, несчастная княгиня пролила много слез, за что и прозвали ее Гориславой. Владимир был, как говорит летопись, женолюбив, то есть неравнодушен к прекрасному полу. На Руси в ту пору разрешалось многоженство. Великому князю мало было несчастной Гориславы, он взял себе в жены свою невестку — жену убитого им Ярополка.
Летопись рассказывает, как отомстила Горислава нелюбимому мужу. Однажды ночью Владимир, внезапно проснувшись, увидел склоненную над собой Рогнеду. В руке у нее был нож. Обычай того времени разрешал убить жену. Владимир велел Рогнеде надеть свадебный наряд и ждать его. Но как только Владимир с мечом вошел в покои жены, навстречу отцу выбежал малолетний сын со словами: «Разве ты думаешь, что ты здесь один?» Владимир устыдился сына и бросил меч.
Он отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город Полоцк, где и жили они до самой смерти.
И еще одно черное дело Владимира описывает летопись. После военных побед Владимир поставил на горке огромного Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Новый идол требовал жертву. Киевляне кинули жребий, и по жребию выпало оросить подножие Перуна кровью молодого варяга Иоанна. Сам Иоанн и отец его Федор были христианами. Когда народ пошел на двор требовать Иоанна, отец защитил сына. Их обоих убили на пороге собственного дома.
Владимиру было около тридцати лет, когда он решил отказаться от язычества и принять другую веру. В Киеве жили католики, греки, иудеи, мусульмане, каждый хвалил свою веру. Но князь решил не отдавать выбор веры случаю.
Владимир разослал десять благоразумных подданных в разные земли и по их возвращении, прослушав каждого, остановился на греческой православной вере. Не последнюю роль в его выборе сыграла давняя связь русских с Царьградом, там крестилась бабка его Ольга.
Владимир хотел обставить собственное крещение со всей пышностью, но не желал идти к грекам на поклон. Он решил завоевать греческий город Корсунь (теперешний Херсонес в Севастополе) и тогда, разговаривая с греками на равных, получить от них приглашение на крещение.
Русские приплыли в Корсунь морем и начали осаду. Греки отчаянно оборонялись. Владимир не уступал, обещая три года стоять под этими стенами, но добиться своего. В ответ греки сделали подкоп в стене и через этот подкоп уносили в город землю, разрушая военную насыпь русских. Но нашелся человек по имени Анастас. Херсонесцы вправе называть его предателем, русские зовут Анастаса доброжелателем. Сей молодой человек пустил из Корсуни в стан русских стрелу с привязанной к ней запиской: «За вами к востоку находятся колодцы, от них по трубам течет вода в город. Перекройте эти трубы». Русские так и сделали. Город пал.
Захватив Корсунь, Владимир сообщил в Царьград императорам Василию и Константину, что желает взять в жены сестру их Анну. Правители Византии ответили, что отдадут князю царевну, если тот примет христианство.
Владимир с радостью согласился. Крещение он принял в Корсуни, однако на этот счет есть разные мнения. Летопись упоминает о христианской базилике и купели. Уже без малого двести лет в Херсонесе ведутся раскопки, археологи пытаются обнаружить место крещения Владимира. Пока нельзя сказать с полной уверенностью, что оно найдено.
По возвращении в отечество Владимир решил крестить весь народ. Но прежде надо было избавиться от старых идолов. С болью и ужасом смотрели киевляне, как деревянные их божества сжигаются и рубятся в куски. Золотоусого Перуна стащили вниз, привязали к конскому хвосту и поволокли к Днепру. По дороге его хлестали прутьями, словно мстили гневливому богу за прежний свой страх. Затем Перуна бросили в реку.
На следующий день в Киеве на Днепре произошло крещение. Богатые и бедные, старые и молодые по приказу князя вошли в воду. Вместе с Владимиром на Днепр пришли греческие священники, они читали молитвы и пели славу новому Богу. Это произошло в 988 году.
Обряд крещения в Киеве прошел скорее радостно, чем болезненно. Если деревянные идолы не могли защитить себя, значит, новый Бог сильнее, ему и надо поклоняться. Из Киева новая религия пошла распространяться по всей русской земле. Провинция была менее покладиста. Были и бунты, и кровавые схватки в защиту старой религии.
После крещения Владимир прославился добрыми делами. Чтобы новая вера была понятной, следовало просветить свой народ. Из-за границы стали привозить и переписывать книги, переведенные на славянский язык еще Кириллом и Мефодием. Чтобы читать эти книги, надо было быть грамотным, и великий князь завел училища для детей.
Летопись говорит, что матери, отдавая сыновей в обучение, плакали над ними, как над покойниками. В те времена грамотность считалась опасным чародейством.
В том месте, где стоял Перун, Владимир велел поставить деревянную церковь Святого Василия. Потом призвал из Византии искусных зодчих и возвел каменную церковь Успенья Богородицы. Церковь эта стояла в том месте, где пострадали за веру несчастные отец и сын: Иоанн и Федор. Церковь Богородицы стала называться десятинной, потому что Владимир завещал десятую часть своих доходов на ее содержание. Она простояла двести пятьдесят лет и была полностью разрушена при нашествии армии Батыя, так как служила оплотом защитникам Киева.
Желая защитить Русскую землю от набегов населявших степь печенегов, великий князь расширил южные границы, основал там много городов и населил их вятичами, чудью, кривичами и новгородцами…
Немецкий миссионер Бруно, который в те далекие времена ехал через Киев к печенегам проповедовать Евангелие, рассказал в своих записках, что Владимир огородил южные границы высоким частоколом, тянувшимся на огромном протяжении. Владимир проводил Бруно до стены с охраняемыми воротами и сказал: «Вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская». Путь от Киева до южной границы можно было покрыть в два дня.
Летопись подробно рассказывает о доброте и щедрости Владимира. Он заботился о бедных. На княжеском дворе они могли получить пищу, больным же он приказал развозить по домам рыбу и хлеб.
Приняв сердцем христианское учение о всепрощении, он отказался казнить смертью убийц и воров, позволив им откупаться деньгами. Но против этого восстала церковь, объяснив князю, что преступление должно быть наказано: иначе как защитить честных людей?
Печенеги по-прежнему нападали на южные города. Однажды они захватили небольшой городок Василев, и Владимир поехал на помощь русским. Однако дружина его была мала, и битва с печенегами кончилась неудачей. Спасаясь, Владимир вынужден был укрыться под мостом, где и дал обет: если Бог спасет его, он поставит в Василеве храм. По счастливому стечению обстоятельств печенеги ушли. Князь сдержал обет, поставил в Василеве храм Преображения, а дружине закатил на семь дней пир. С этого времени в Киеве по традиции пировали каждую неделю, причем не только дружина, но и весь народ. Пили, веселились, Бога славили.
Владимир Красное Солнышко — чисто языческое прозвище. Он был широкой, жизнелюбивой натурой, истинным русским богатырем, хоть и не обладал большой физической силой. Дворец князя был роскошен. Сейчас от него ничего не осталось, но при археологических раскопках находят мраморные плиты и терракотовые детали украшений, облицованные мозаикой полы. Еще остались былины, сказания и сама память о князе Владимире. Ничего в мире нет живучее слова.
После Владимира
У Владимира было шесть жен и двенадцать сыновей. В конце жизни великого князя их осталось семь, и он дал сыновьям такие уделы: Святополк — Туров, Ярослав — Новгород, Святослав — Древлянская земля, Мстислав — Тмутаракань, Борис — хотел дать Киев, Глеб — Муром, Судислав — Псков.
Бориса и Глеба родила Владимиру греческая царевна Анна, и отец считал их рожденными в истинной вере. На Киевский престол Владимир хотел посадить любимого сына Бориса. Но старшим был Святополк — сын убитого Ярополка. Владимир воспитал племянника как сына, и Святополк считал, что он имеет более других права на Киевский престол. Но киевляне не любили Святополка за лютый, неспокойный и горячий нрав. Случилось даже, что Владимир за серьезную провинность вынужден был посадить нареченного сына в Киеве в темницу.
Владимир был стар. Но не дано ему было с миром уйти из жизни. Новгородский Ярослав (будущий Мудрый) отказался платить Киеву дань. Разгневанный отец стал собирать войско, чтобы идти на непокорного сына. Узнав об этом, Ярослав сбежал к варягам.
Но Владимир не успел пойти на Новгород, с горя он заболел и умер. В ту пору Бориса не было в Киеве, он воевал с печенегами, а Святополк уже вышел из темницы. Не желая иметь князем Святополка, бояре решили до времени скрыть смерть Владимира. Тело его завернули в ковер и тайно отнесли в церковь Успенья Богородицы. Бояре ждали Бориса, который вот-вот должен был вернуться в Киев.
Но печальная весть о кончине Владимира не могла долго быть скрытой. Город огласился плачем. Тут-то Святополк и захватил княжеский престол. Он не простил Владимиру убийство отца и готов был на все, чтобы упрочить свое положение. Кровь за кровь — старинный обычай!
Первое, что сделал Святополк, — послал убийц к Борису, который возвращался с дружиной домой. Убийство случилось на реке Альте, когда Борис молился за упокой отца своего. Был этот юноша добр, красив душой и телом, храбр и мудр не по годам — таким описывает его летопись.
Следующим на очереди был Глеб, который княжил в Муроме. Святополк послал туда обманное известие, мол, князь Владимир болен и хочет перед смертью проститься с сыном. Глеб поспешил в Киев и был зарезан в пути. Тело его привезли в Киев и похоронили рядом с Борисом. Обоих братьев церковь причислила к лику святых. Икона Бориса и Глеба — одна из самых почитаемых на Руси. Благоверные князья стали молитвенниками за свой народ, в бедах и горестях от них ждут защиты.
В Древлянской земле княжил Святослав. Узнав об убийстве Бориса и Глеба, он понял, что Святополк не остановится, пока не перебьет всех сыновей Владимира. Святослав бежал на запад, но дружина Святополка настигла его и убила в Карпатских горах. Меж тем мятежный Ярослав вернулся в Новгород с варяжской дружиной. Удалая рать немедленно начала притеснять и грабить новгородцев. Кончилось дело тем, что хозяева объединились и перебили многих из Ярославовой дружины. В ответ Ярослав пригласил к себе на обед знатных новгородцев и приказал убить их. А наутро князь уже читал письмо от сестры своей Передславы, в котором она сообщала о кончине отца и убийстве братьев.
У Ярослава хватило ума и мужества повиниться перед новгородцами, и те простили его. Коварное убийство Святополком братьев вызвало общее негодование. Кроме того, их прельщала мысль наказать не только Святополка, но и высокомерный, кичливый Киев. Новгородцы помогли Ярославу собрать войско, выдали ему деньги для найма варягов.
Два войска вышли навстречу друг другу и встали у города Любога на реке Днепр. Святополк взял себе в союзники печенегов. Летопись пишет, что три месяца простояли братья — каждый на своем берегу. Наступила глубокая осень.
Первыми перешли через Днепр новгородцы. Ярослав, зная, что один из киевлян благоволит к нему, послал ночью тайного посыльного в стан врага. Посыльный высказался не прямо, а намеком: «Что делать? Меду мало варено, а дружины много». Воевода послал такой ответ: «Хотя меду мало, а дружины много, но к вечеру надо дать». Ярослав и «дал». В ту же ночь новгородцы напали на киевлян. Чтобы в бою видно было, кто свой, а кто чужой, войско Ярослава повязало головы платками. Святополк в ту ночь пил со своей дружиной. Битва была короткой. Печенеги стояли за озером и не могли помочь киевлянам. Побитый Святополк бежал в Польшу, к зятю своему Болеславу.
…Ярослав вошел в Киев, но не смог там удержаться. Болеслав Храбрый вмешался в междоусобную войну русских князей, вызвавшись помочь Святополку. Битва на берегах Буга была неудачной для Ярослава, и опять ему помогли новгородцы: «Будем еще раз биться за тебя с Болеславом и Святополком».
Решительная битва состоялась в 1019 году на реке Альте, в том самом месте, где был зарезан несчастный Борис. Кровавая сеча произошла на восходе солнца. Святоподк был разбит наголову и бежал. Летописец пишет, что напал на князя безотчетный страх. Уже далеко за спиной остались берега Альты, а Святополк все кричал: «Бежим, бежим! За нами гонятся!» Сам он настолько ослабел, что не мог сидеть на коне, воины несли его на носилках. Вскоре он умер. Память о нем на Руси была столь ужасна, что народ прозвал его Окаянным.
Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.)
В Киеве стал княжить Ярослав. Прежде чем рассказать о его мирных, просветительских делах, доскажем военные. Из семи сыновей Владимира, кроме Ярослава, осталось двое. Судислав, сидящий в Пскове, не представлял для Ярослава опасности. С Мстиславом же — правителем Тмутараканского княжества — предстояло повоевать за престол.
Тмутараканский князь был удалой человек. Воевал он и с хазарами, и с жителями Кавказа касогами. Победив в единоборстве касожского князя Редедю, Мстислав заставил касогов платить дань. По условиям поединка победивший получал не только землю побежденного, но и его жену и детей. Редедя был богатырь исполинского роста и огромной силы. Летопись пишет, что, изнемогающий и почти побежденный, Мстислав взмолился Богородице и дал обет построить в ее честь храм, если поможет она одолеть противника. И тут же собрал последние силы и зарезал Редедю ножом. Наивное летописание древних то и дело связывает образ Богоматери, которая есть само милосердие, с лютым смертоубийством. На этот раз летописца извиняет только то, что касожский князь сам предложил сей кровавый поединок.
Обложив касогов данью, удалой Мстислав собрал войско, позвал в помощь хазар и двинулся к Киеву воевать своего брата Ярослава. Ярослав, в свою очередь, позвал на помощь варягов. Встретились они на Северской земле (теперешняя Черниговская область). И пошла сеча. Была ночь и страшная гроза, молнии чертили небо. За что бились братья? За власть…
Ярослав проиграл битву и бежал в Новгород. Но Мстислав не захотел далее биться с братом, а послал ему письмо: «Ты старейший брат, сиди в Киеве, а мне пусть достанется левая сторона Днепра». На том и помирились. А дальше воевали вместе против Болеслава Храброго и вернули отнятый поляками Галич. Тогда Ярослав привел из Польши много пленников и поселил их у себя вдоль речки Роси.
В 1035 году Мстислав умер, его удел достался Киевскому князю. С этого времени Ярослав стал единым монархом русской земли. Он сделал много добрых дел. Однако по тону летописи нетрудно понять, что Ярослав оставил о себе менее яркую память, чем отец — Святой Владимир. Летописец пишет о Ярославе: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Он еще много воевал — и с чудью, и с греками, и печенегами, но слава о Руси за ее пределами шла не столько от его военных успехов, сколько из-за процветания государства. Именно за устройство внутреннего порядка в стране Ярослава прозвали Мудрым. При его правлении на Руси появился первый писаный свод законов, называемый «Русская правда».
Ярослав знал грамоту и сам читал книги — удивительная ученость для государя в то время! Он любил беседовать с учеными людьми. Он призвал толмачей (переводчиков) и повелел им перевести с греческого на славянский книги духовного звания и составил целую библиотеку. Продолжая дело отца, Ярослав в Новгороде собрал триста детей и отдал их «учиться книгам».
Еще одна замечательная особенность была у Ярослава Мудрого: он очень любил строить. В 1037 году в ознаменование победы над печенегами (в этой победе, как всегда, ему помогли новгородцы и варяги) повелел Ярослав поставить церковь Святой Софии, взяв за образец храм в Царьграде.
Софийский собор и по сию пору стоит в Киеве. Строили его греческие мастера, он огромен, величествен и прекрасен. Алтарные стены и главный купол украшены великолепной мозаикой. В то же время в Чернигове Мстиславом был заложен Спасо-Преображенский храм — замечательный памятник русского зодчества. Ярослав построил также церкви Святой Ирины и Святого Георгия, обнес Киев новыми каменными стенами, выстроил Золотые ворота, а над ними церковь Благовещения.
К этому времени в Киеве было уже много каменных зданий для именитых, горожане жили в деревянных домах, верхняя часть их обычно занималась под жилье, а нижнюю использовали как погреба и кладовые. Подобно отцу Ярослав строил города (Юрьев, Ярославль) и заселял степные пространства.
Княжение Ярослава важно для потомков как время высшего расцвета Киевской Руси. Иностранцам Киев казался соперником Царьграда, и многие в Европе искали дружбы с русскими.
Ярослав был женат на Ингегерде, шведской принцессе. Два сына его были женаты на немках, дочь Анну он отдал за французского короля Генриха I. Старшая — Елизавета — стала женой норвежского принца Гаральда Смелого. Браку предшествовала романтическая история в духе рыцарских романов. Чтобы получить руку прекрасной Елизаветы, Гаральд Смелый воевал с неверными в Африке и Сицилии, совершил множество подвигов и побывал в Иерусалиме.
Ярослав умер в 1054 году в возрасте семидесяти шести лет на руках любимого сына Всеволода и был погребен в Софийском соборе. Перед смертью он поделил между шестью сыновьями русские земли, а в завещании предостерег их от междоусобных войн и наказал жить в мире и любви. И сразу же после его смерти начались жестокие распри.
Распри князей-1
Теперь наша задача добраться до правления Владимира Мономаха, от него к Юрию Долгорукому и Андрею Боголюбскому, а далее к Александру Невскому. Между смертью Ярослава и восшествием на престол его прапраправнука Александра прошло двести лет. И все эти годы русские князья непрерывно, жестоко и алчно боролись за великокняжеский трон и собственную выгоду.
Дело здесь не в плохом характере князей или в дурной наследственности, плох был закон, а вернее сказать, обычай, по которому наследовались земли.
Как уже говорилось, князья владели русской землей сообща. Родовой обычай был очень силен в те времена. Старший в роде имел престол в Киеве, прочие князья имели свои уделы. По смерти великого князя престол переходил не к сыну его, а опять же к старшему в роде. Со сменой великого князя уделы опять перераспределялись. Все непрестанно двигалось.
Понятно, что при распределении престолов происходили неурядицы. Очень трудно внятно рассказать о семье Рюриковичей. Это была молодая, сильная, жизнелюбивая семья, в которой были перепутаны все крови Европы. Если в их жилах и текла славянская кровь, то она была очень разбавлена шведской, немецкой, норманнской, половецкой, греческой и пр.
Русские князья были плодовиты, наследников было много, а городов, которые можно наследовать, мало. Споры о старшинстве и порядке владений решались двумя путями: «рядами», то есть договорами, и «усобицами», то есть оружием. Битву в поле тоже считали судом, но это был суд Божий. «Пусть Бог нас рассудит!» — обычный клич перед битвой.
Города часто шли наперекор княжеским счетам, у них были любимые князья, они и призывали их на престол, нарушая очередь, а нелюбимых выгоняли.
Личный характер князей тоже имел огромное значение: были умные и не очень, трусы и храбрецы, порядочные люди и негодяи. Если князь был смел и приобретал популярность, то он зачастую использовал ее для приобретения чужих земель.
Отдавать в чужие руки дом, в котором вырос, никому не хотелось. «Это мое, потому что мое. А то, что твое, тоже мое!» — и летели в бой русские князья, и рубили головы братьев.
Если дружина была мала, то звали на помощь половцев, литовцев, варягов, ляхов. Наемные войска грабили по пути города и села. Жестокость и кровь… Но жизнь продолжалась, хлебопашцы пахали, охотники били зверя, купцы торговали, женщины пряли, а война перераспределяла наработанное. Здесь бессмысленно искать справедливости. Каждое время облекает справедливость в свои одежды.
У Ярослава Мудрого было шесть сыновей; когда он умер, осталось пять, старший — Владимир, княживший в Новгороде, умер еще при жизни отца.
Кроме того, было русское государство Полоцкое, которое не подчинялось Ярославу. Там правил потомок несчастной Рогнеды-Гориславы — Всеслав.
После смерти Ярослава на престол в Киеве сел его старший сын Изяслав I (1054–1078 гг.). Но Всеслав Полоцкий считал его княжение незаконным. Как же… его дед был старшим сыном Владимира Красное Солнышко, и потому он старший в роде!
Всеслав не решился сразу идти войной на Киев. Для начала он напал на Новгород, разорил его, даже паникадила в церквах снял.
Сыновья Ярослава не могли терпеть такой несправедливости. Они объединились, победили Всеслава в сече, привезли его в Киев и посадили в темницу.
В это время на Киев напали половцы — постоянные враги Киева. Изяслав I воевал с ними, но неудачно. Киевское вече обиделось — зачем нам такой князь? — и прогнало Изяслава с престола, а на его место посадили Всеслава Полоцкого, выпустив его из темницы. Но Всеслав княжил недолго, Изяслав I опять вернулся в Киев и силой занял престол.
Но в это время второй сын Ярослава — Святослав Черниговский — подбил Всеволода Переяславского (любимого сына Ярослава) напасть на Изяслава I и выгнать его из Киева.
Изяслав бежал, а великим князем стал Святослав Ярославич. Правление его было коротким, он умер. В Киев опять вернулся Изяслав I.
Но усобицы на этом не кончились. Изяслав переделил земли и обидел при этом племянников. Князья, оставшиеся без уделов, назывались изгоями. Участь изгоя досталась и Олегу — сыну Святослава Черниговского. Олег бежал в дальнее царство Тмутаракань, что на Азове. Но там уже жил другой изгой — князь Борис, сын умершего Вячеслава, младшего сына Ярослава.
Олег и Борис объединились, позвали себе в помощь половцев и двинулись на Русь. Олег хотел получить Чернигов, где княжил его отец Святослав.
При переделе уделов Чернигов получил Всеволод (любимый сын Ярослава). Князья с половцами разбили дружину Всеволода, и тот бежал в Киев. Черниговцы приняли Олега как родного, в этом городе прошло его детство.
Дедья Изяслав и Всеволод обиделись на племянников и пошли на них войной: «Пусть Бог рассудит!» Битва состоялась под Смоленском и была очень тяжелой. Племянники были разбиты: Борис погиб, Олег бежал.
В этой же битве погиб великий князь Изяслав I. С перерывами Изяслав правил двадцать три года. Летопись пишет о нем, что был Изяслав I приятен лицом, строен станом, любил правду, был отважный воин, но был мягкосердечен, а потому потворствовал междоусобным войнам.
Мы рассказали об этом так подробно, потому что потомки воинственного Олега Святославича впоследствии многие годы боролись за русский престол.
После Изяслава I на Киевский престол по заведенному обычаю сел Всеволод (1078–1093 гг.). Недаром он был любимым сыном Ярослава. Примерный христианин и образованный человек, этот князь знал пять языков, любил книги, но не имел склонности властвовать. Правителем он был плохим. Опорой и помощником во всех делах стал его сын Владимир, прозванный Мономахом.
Неутомимый Олег опять собрал войско, нанял половцев и пошел воевать в Чернигов, и опять ему это не удалось. Но большей бедой в пятнадцатилетнее правление Всеволода были не междоусобные войны, а битвы с половцами.
После смерти Всеволода (последнего из остававшихся в живых сына Ярослава) на Киевский престол сел Святополк II (1093–1113 гг.) — сын Изяслава I. По своим личным качествам и популярности в народе куда больше прав на престол имел Владимир Мономах, но последний отказался, боясь междоусобиц.
Киевляне не любили Святополка за слабый характер и неглубокий ум, но все его княжение Мономах по завету отца был верным помощником двоюродному брату.
Время было тяжелое, половцы одержали победу над русскими на реке Стугне, после чего рассеялись по стране, грабя народ и уводя людей в рабство.
На следующий год Святополк заключил с половцами мир, но приключилась новая беда: на урожай напала саранча.
Кроме того, неутомимый Олег Святославич вернулся в Тмутаракань, выгнал оттуда двух русских князей-изгоев Володаря Ростиславича и Давида Игоревича (запомните их имена!), после чего договорился с половцами и опять пошел добывать Чернигов. Но Владимир Мономах не стал драться с двоюродным братом, уступил Чернигов добровольно, а сам уехал княжить в Переяславль. Все мысли Мономаха были направлены на борьбу с половцами.
Но, добыв Чернигов, Олег не успокоился. Он пошел на Муром, взял его, затем занял Суздаль и замыслил идти на Новгород. Везде он очень сурово обращался с покоренными жителями. В Новгороде княжил сын Мономаха Мстислав. Новгородцы очень любили своего князя. Они собрали войско и отбили у Олега и Суздаль и Муром.
Владимир Мономах хотел мира. До нас дошло письмо его, написанное к Олегу. Это послание во многом объясняет личность Владимира Мономаха и его высокие стремления. В письме он призывает Олега забыть о мести, забыть распри, простить обиды и объединить все силы для пользы отечества на борьбу с главным врагом Руси — половцами.
Благородное письмо Владимира Мономаха растопило мстительное сердце Олега. Тогда и состоялся давно замысленный съезд князей в городе Любече (1097 г.). Съезд организовал Владимир Мономах, на нем присутствовали и Святополк II, в числе прочих князей были там и изгои: Володарь и Василько Ростиславичи и Давид Игоревич — внуки Ярослава.
Володарь и Василько были внуками старшего сына Ярослава — Владимира. Князь Владимир княжил в Новгороде, правление его прошло с пользой для города. Он успешно воевал, построил новгородский собор Святой Софии, уступающий киевскому только в размерах, но не в красоте и величественности. Еще при жизни отца Владимир умер, и Ярослав послал туда наместником следующего сына. Это стало обычаем, в Новгороде княжили старшие сыновья великого князя. А сын Владимира — Ростислав — остался не у дел. Летопись о нем пишет, что он остался жить в Новгороде «праздно», а сыновья его вынуждены были искать счастья в чужой земле. Василько Ростиславич был яркой личностью, чуждый корысти, он всей душой откликнулся на призыв Мономаха защищать родную землю от врагов.
На съезде в Любече князья с общего согласия переделили земли и поклялись объединиться в борьбе против половцев. Но уже на съезде князь Давид затаил лютую злобу на Василька. Смысл распри обычный: земли не поделили. Но была здесь еще и личная неприязнь Давида: не нравились ему гордые речи Василька.
Давид убедил Святополка II, что Василько враг его, что замышляет вместе с Мономахом отнять у него престол. Василька обманом заманили в Киев, а там с согласия Святополка Давид с подручными ослепил его. Столь страшная казнь была новостью для Руси. Дед Василька Владимир воевал Византию. Русские воины попали в плен к грекам и были безжалостно ослеплены. Из Византии и пришел на Русь этот страшный обычай.
Весть о лютости с Васильком быстро распространилась на Руси и вызвала страшное негодование. «Это не бывало ни при дедах, ни при прадедах наших!» — в сердцах воскликнул Мономах. Давид не брал на себя всю тяжесть вины, говоря, что ослепили Василька на киевском подворье, значит, Святополк и виноват. Преступление против Василька привело к новым междоусобным войнам. Только через четыре года Давид отдался на суд князьям. Его не лишили жизни, но сослали в дальние уезды.
А слепого Василька отдали на руки брату Володарю. Братья уехали в Галич, с них началось известное княжество Галицкое.
После скандала с Васильком Святополк II хотел бежать из Киева, но Владимир Мономах — признанный авторитет на Руси — простил его. Вскоре Святополк умер.
Владимир Мономах (1113–1125 гг.)
Когда Владимир Мономах занял престол, ему было уже шестьдесят лет, но фактически он правил давно, все последние годы на Руси он был не только главным человеком, но ее душой и совестью.
Относительно прозвища Мономах, что по-гречески «единоборец», имеются разные мнения. Иные говорят, что он получил это прозвище от матери-гречанки, дочери византийского императора Константина Мономаха. Вторая легенда более поэтична: Владимир ходил в Таврию биться с генуэзцами (и по сию пору над Судаком в Крыму высится их крепость) и победил на рыцарском турнире генуэзского князя.
Владимир Мономах жил в смутное время, но оставил о себе не только громкую, но и светлую память. Мы видим здесь редкий случай, когда человек сочетает в себе сердце воина, голову государственного мужа и душу поэта.
Главной задачей того времени было установление согласия между князьями и объединение их в борьбе против страшного внешнего врага русских — половцев. Всю жизнь Мономах боролся за осуществление этой задачи.
Святополк тоже воевал с половцами, но не столь решительно, как требовало положение дел. В 1096 году половцы воевали с Киевом. Взять город им не удалось, но они заняли Печерский монастырь и произвели там страшное опустошение. После этого и созвал Владимир Мономах князей в Любече, но поговорили и разъехались. Объединить Русь для отражения набегов кочевников на этот раз не удалось.
В 1103 году половцы опять напали на Русь. Мономах созвал князей на новый съезд. Это дало свои плоды. Князья наконец прозрели, объединили свои силы и наголову разбили половцев. После этого кочевники долго не тревожили русских.
С приходом на Киевский престол Мономаха на Руси установился мир, можно было подумать о судьбе своих подданных. Владимир Мономах был законодателем, он усовершенствовал «Русскую правду», принятую Ярославом Мудрым. Законодательство решало вопросы наследства, наказания за убийство и воровство. Во время войн умножилось число бедняков. При Мономахе было письменно подтверждено, что за долги человека нельзя было сделать рабом, холоп мог отработать свой долг и стать свободным человеком. Суд вершили на княжеском дворе или на торге на сходе-вече.
Время Мономаха ознаменовалось расцветом строительства, художественных ремесел и, главное, возникновением русской литературной деятельности. Именно при нем стали писать летописи и жития людей, прославившихся святостью и деяниями на пользу Руси. Героями этих рукописных книг стали святые: Феодосий и Антоний — основатели Печерского монастыря, Борис и Глеб, княгиня Ольга и Владимир.
Сам Мономах написал «Поучение своим детям». Это по сути своей завещание, но не только детям, а всему народу. В «Поучении» Мономах рассказывает обо всей свой жизни и дает советы, как жизнь прожить достойно. Он уберегает детей своих от корысти и лютости, призывает защищать вдов, сирот и убогих, не гордиться своим званием, не давать сильным губить слабых, любить жен своих и почитать старших. К высоким добродетелям относит Мономах гостеприимство. Если жители Руси растеряли в веках многие добродетели Мономаховы, то последнее и сейчас соблюдается с большим тщанием.
Мономах построил много церквей. Любимой стала церковь на реке Альте, поставленная на месте убийства святого Бориса. В этой церкви Мономах и умер в 1125 году, семидесяти двух лет от роду. Тело его было привезено в Киев и похоронено в Софийском соборе.
В Москве в Оружейной палате хранится «шапка Мономаха», в которой много лет спустя московские князья венчались на царство. Существует легенда, что венец (шапку) и бармы — знаки царского достоинства — прислал Мономаху византийский император. Насколько права эта легенда, мы не знаем.
Распри князей-2
После смерти Владимира Мономаха в русской истории наступил период, который называют борьбой Мономаховичей и Ольговичей. Две знаменитые княжеские семьи бились за Киевский престол. По закону сыновья мятежного Олега имели больше прав на великое княжение. На стороне Мономаховичей была любовь народа. Борьба этих двух семей принесла огромные беды Руси.
После Мономаха в 1125 году на Киевский престол сел старший сын его Мстислав I. Он правил шесть лет и был достойным государем, то есть успешно защищал границы Руси и сдерживал междоусобные войны. Народ мог передохнуть.
После смерти Мстислава киевляне позвали княжить следующего сына Мономаха — Ярополка II. Это был храбрый человек, блестящий воин, гроза половцев, «благоверного князя корень и благоверная отрасль», как говорит летопись. Он умел воевать, но не умел править. Правление Ярополка II — это беспрерывные распри, бунты и битвы. Бунтовал Новгород, впрочем, он всегда бунтовал. Ольговичи предъявляли свои права на Киевский стол. Но еще больше свары было в самой семье Мономаховичей.
По смерти Мономаха, кроме Мстислава и Ярополка, осталось еще трое сыновей: бесхарактерный и слабый Вячеслав в Турове, воинственный Юрий (Долгорукий) в Ростове и Андрей во Владимире-Волынском. Были еще племянники — дети Мстислава: Всеволод в Новгороде, Изяслав и Ростислав. За восемь лет правления Ярополк перессорил всех своих братьев и племянников.
Раньше усобицы происходили от изгойства, осиротевшие князья не получали не только уделов отца, но вообще никаких. Теперь началась борьба братьев и племянников.
Ярополк II был бездетен. Мстислав I по смерти передал ему заботу о своих сыновьях, с тем чтобы тот перевел в Переяславль его старшего сына Всеволода. Переяславль был стольным городом Мономаха, и правитель его становился как бы наследником Киевского стола. Ярополк исполнил завещание брата, но Юрию Ростовскому это не понравилось, он не захотел уступать старшинства и захватил Переяславль. Ярополк не уступил Юрию и посадил в Переяславле следующего сына Мстислава — Изяслава. Эта политика привела к длительной и жестокой борьбе между Юрием Долгоруким и Изяславом.
Распрями в семье Мономаха воспользовались Ольговичи, и по смерти Ярополка II престол в Киеве без труда перешел к старшему сыну Олега — Всеволоду II. Он княжил в Киеве семь лет и был не лучше и не хуже многих других русских князей, но усобицы продолжались. И летели братья друг на друга, размахивая мечами, и топтали посевы, и грабили города.
Русские удивительно терпеливая нация. Прежде чем мы прошли через татарское иго, правление Ивана Грозного, Ленина и Сталина, мы получили урок на выживание и терпение у славных русских князей.
Уже больным Всеволод II завещал престол брату своему Игорю Ольговичу. Последнего не любили и не знали в Киеве. Игорь княжил всего шесть месяцев. Власть опять перешла к Мономаховичам. Сын Мстислава I — Изяслав напал на Киев, сверг Игоря и отправил его в монастырь. Киевляне встретили Изяслава Мстиславича радостно, а Игорь спустя некоторое время был убит всем народом.
За что? А ни за что… Устали от распрей, вот и гневались.
Князь Юрий Долгорукий
(1155–1157 гг.)
Князю Юрию Владимировичу, младшему сыну Мономаха, повезло с признанием потомков куда больше, чем прочим, более достойным князьям. Памятник Юрию Долгорукому украшает одну из лучших площадей Москвы, потому что мы считаем его основателем нашей столицы.
Датой основания Москвы считается 1147 год, а все дело в коротком упоминании в летописи. В этом году и на этом же месте состоялась встреча, а попросту говоря, обед представителей двух враждующих фамилий: князь Юрий Долгорукий был хозяином, Святослав Ольгович — гостем.
Святослав Олегович был братом несчастного Игоря, которого сверг Изяслав Мстиславич. Святослав любил брата, хотел спасти его и наказать ненавистного правителя Изяслава II. Тогда Святослав еще не знал, что киевляне убили Игоря. В своей праведной борьбе он хотел найти поддержку у ростовского князя Юрия.
Странно просить помощи у Мономаховича в борьбе с его же племянником, но Святослав не ошибся. Юрий был сыном Мономаха, а Изяслав только внуком и при этом сел на престол. Юрий Долгорукий его ненавидел.
Попировали и разошлись. Святослав Ольгович вскоре объединился с князем Черниговским против Юрия Долгорукого, обычное дело в те времена — обещал, а потом передумал. Началась длительная борьба за Киевский стол.
Юрию Долгорукому в борьбе с Изяславом помогал его старший сын Андрей — будущий Боголюбский. Война велась с переменным успехом. Киевляне были очень переменчивы в своих симпатиях, они никак не могли сообразить, какой из Мономаховичей им больше подходит. Изяслава они любили, Юрия ненавидели, но на престоле хотели видеть сильнейшего.
Вначале Изяслав с помощью новгородцев разорил земли Юрия. В ответ Долгорукий собрал большое войско и двинулся на Киев. Битва произошла под Переяславлем. Под Киевом в те времена жили остатки печенегов, кочевые народы (берендеи и торки). Они носили черные шапки, и их звали черными клобуками. Обычно они служили киевским князьям. В битве при Переяславле черные клобуки побежали первыми, за ними распалось войско киевское. Изяслав был побежден. Юрий сел на престол в Киеве, а с Изяславом договорился мирно, что тот будет княжить в Волыни.
На радостях Долгорукий мало занимался делами города. И он сам, и дружина его смотрели на Киев как на добычу, родиной они считали Суздаль, Ростов и молодой Владимир на Клязьме. Веселью и пирам не было конца. Недовольные киевляне послали тайного посла к Изяславу с приглашением вернуться в Киев.
На сей раз Изяславу помогал венгерский король. С огромным войском Изяслав подошел к Киеву. Долгорукий еле спасся, переплыв Днепр в лодке.
Прошло время, и опять Юрий Долгорукий пошел воевать Киев, но неудачно. Только со смертью Изяслава в 1154 году Юрий утвердился в Киеве. Он хотел иметь рядом с собой сына Андрея, тот был первым помощником в ратных делах. Он дал Айдрею Вышгород. Но молодого князя не пленяли южные земли. Он понимал, что Киев давно стал местом раздора, а при бесконечных войнах не накопишь богатства ни себе, ни народу своему. У себя в Суздале он был главный, ему не нужно было силой завоевывать княжеский престол. Без благословения отца он отбыл в Суздальские земли.
Долгорукий остался в Киеве. Внезапная смерть его в 1157 году (говорили, что он был отравлен) избавила Русь от новых междоусобных войн. После смерти Юрия киевляне разграбили его дворец, перебили многих воинов и знатных людей из княжеской дружины. Горожане мстили Юрию Владимировичу за многие годы раздора и кровавых войн.
Юрий Долгорукий княжил в Киеве всего три года, и значение его не в том, что он сел на Киевский престол. Путем войн, интриг, мирных договоров, обмана и посулов, которые не всегда выполнял, князь Юрий Длинные Руки значительно расширил русские земли на северо-восток, заселил их и построил там новые города: Кснятин на Нерли, Юрьев «во поле» (Юрьев-Польский), Дмитров на Яхроме, Можайск и Переяславль-Залесский. Заселяли новые земли переселенцы с юга Руси, они принесли с собой географические названия рек и городов, свои обычаи. Появились в Суздальской земле и мордва, и болгары, и даже венгры, попавшие в плен.
Своей деятельностью Юрий Долгорукий создал предпосылку для перемещения политического центра Руси из Киева на берега Клязьмы — во Владимир и Суздаль.
И еще несколько слов о Москве. Поначалу это была маленькая деревенька Кучково, принадлежащая боярину Кучке. Боярин из-за чего-то повздорил с князем, и Долгорукий его убил. Но место очень понравилось Юрию Долгорукому, он приказал построить здесь город и назвать его по имени реки — Москва.
Андрей Боголюбский (1157–1174 гг.)
После смерти Юрия Долгорукого на Киевском престоле сидели разные князья, но это был уже не тот Киев, которому подчинялись все города Руси. Древняя столица клонилась к закату, а на востоке возвышалось новое княжество, получившее со временем название Владимиро-Суздальского. Создателем его был князь Андрей Боголюбский.
Андрей уехал из Киева за два года до смерти Юрия Долгорукого, решив, что не будет биться за Киевский стол, а возвысит собственное княжество и станет в нем полноправным хозяином.
Не получив замысленное благословение отца, Андрей решил обеспечить себе благословение Божье. В Вышгороде под Киевом в женском монастыре находилась особо почитаемая икона Богородицы. Она была привезена из Царьграда и овеяна легендой. Считалось, что писал ее сам Святой Лука, один из четырех евангелистов.
Андрей решил похитить эту икону, перенести ее в Суздаль и показать всему миру, что на его землю пало благословение Божье. Андрей подготовил священника и диакона женского монастыря, с их помощью захватил икону и в ту же ночь с княгиней, дружиной и свитой уехал в Суздаль.
Похищенной святыне надо было найти подобающее место. Уже в дороге он решил, что построит новый храм во Владимире и сделает этот город главным в своем княжестве. В дороге случилось чудо. В десяти верстах от Владимира лошади под иконой вдруг встали. Пришлось тут же в поле разбить шатры. А ночью во сне пришла к Андрею Богородица и приказала поставить икону не во Владимире, а в том месте, где стоят сейчас шатры, возвести каменную церковь и монастырь. С видением не поспоришь. Так возникли храм, княжеское подворье и село вокруг него с названием Боголюбово.
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей повел себя в Ростово-Суздальской земле как единодержавный правитель. Когда Юрий Долгорукий посадил Андрея в Вышгороде, он отдал Ростов и Суздаль своим младшим сыновьям (от третьей жены, гречанки Елены). Став князем, Андрей изгнал своих младших братьев, и они вместе с матерью отбыли в Грецию. С полной решительностью избавился Боголюбский также от неугодных бояр, которые строптивостью мешали его единоначалию.