Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Ашвин Сангхи

КЛЮЧ КРИШНЫ

Кто воистину ведает? Кто возгласит это? Откуда родилось, откуда это творение? Потом появились боги, ибо создали боги мир. Так кто же знает, откуда он появился? Откуда это творение появилось? То ли само себя создало, то ли — нет, Надзирающий над миром в высшем небе, — Только он знает это или не знает. Ригведа «Гимн о сотворении мира».
(Перевод с английского Юрия Седова)

1

Позвольте мне начать издалека. Со времен до моего рождения.

Одним из моих предков был царь Яяти. Он был проклят мудрецом Шукрачарьей, за то, что был неверен своей жене деваяни, отцом которой этот самый Шукрачарья и являлся. Проклятие состояло в том, что Яяти должен был преждевременно постареть и лишиться возможности в полной мере насладиться молодостью. Позже Шукрачарья несколько поостыл и смягчил нанесенный им удар. Яяти мог бы избавиться от проклятия, если один из его сыновей, Яду или Пуру, согласится понести наказание за отца. Яду, старший сын, сразу же отказался, но младший, Пуру, решил помочь своему отцу. В качестве награды Яяти объявил Пуру своим наследником. Пуру же разгневанный отец сказал следующее:

— Ни ты, ни твои потомки никогда не сядете на трон!

Опечаленный Яду покинул дом своего отца и поселился в Матхуре, где его потомки стали процветать. Потомки Яду стали называться Ядавами, одним из которых был я. С тех пор среди Ядавов, конечно, были правители, но никто из них не мог сравниться с Лунной династией. Пуру стал патриархом Хастинапура, предком Кауравов и Пандавов.

* * *

Анил Варшней и не подозревал, что жить ему оставалось около двенадцати минут. В его скромном доме в округе Ханумангарх штата Раджастхан в этот час стояла гробовая тишина, нарушаемая только мерным звуком кондиционера. Варшней любил тишину. Она позволяла ему полностью погрузиться в изучение странных символов и надписей, лежащих перед ним.

Такая работа была сродни медитации и молитве для самого молодого лингвиста и символиста Индии, к которому в одночасье пришла известность, когда он сумел расшифровать несколько древних иероглифов цивилизации долины Инда. Свободно владеющий пятнадцатью языками Варшней издал десять научных работ и широко известный мультиязычный словарь индийских языков. Он был тем же в древних системах письменности, чем Билл Гейтс является в области операционных систем.

Внутри дома Варшнея царил творческий беспорядок, отражающий эклектичный гений хозяина. Спальня использовалась редко, так как большую часть времени Варшней проводил на археологических раскопках, в частности — в Калибангане, важнейшем объекте цивилизации долины Инда в Раджастхане. В гостиной из мебели находились только стол и обтянутая тканью кушетка, знавшая и более лучшие времена. На ничем не покрытом полу возвышались стопки книг, лежали папки с исследовательскими материалами, стояли коробки, наполненные фрагментами керамики, свитками и пергаментами, то есть предметами научного любопытства Варшнея.

На столе, перед ним, лежала маленькая прямоугольная печать, примерно два на два сантиметра, выполненная, по всей видимости, из ракушечника. На оборотной стороне печати находилась небольшая втулка, но, в отличие от большинства случаев, в ней отсутствовало отверстие, через короткое можно было продеть кольцо. На лицевой стороне было выгравировано изображение трехголового животного. Головы быка, единорога и козла были соответственно расположены против часовой стрелки. Именно эта застывшая в камне картина была центром внимания Варшнея.

Вокруг, на столе, были разбросаны листки с различными эскизами, рисунками и просто каракулями. На самом углу стоял ноутбук, час как пребывавший в «спящем» режиме. Настольная лампа освещала содержимое стола широким потоком флуоресцентного белого света. Ничто, из находящегося на столе, не интересовало в настоящее время Варшнея, кроме этой печати, которую он разглядывал в двадцатикратную цейсовскую лупу.

Внешний вид Варшнея был, мягко сказать, чудаковатый. Одежда не по размеру, растрёпанные волосы, карманы рубашки, из которых торчали ручки «Rotring Isograph» нескольких видов. Лицо его украшали прыщи, было очевидно, что личной гигиеной он пренебрегал. Он жил в своем мире, где было совершенно несущественно, причесан ли он, давно ли посещал душ и отглажена ли его одежда. Варшней провел несколько лет в различных районах долины Инда, в том числе и в Калибангане, создавая базу данных из восьми тысяч семантических групп, основываясь на своем словаре тридцати индийских языков. Впервые с того времени, как в Хараппе в 1921 начались раскопки, была близка разгадка странных иероглифов, начертанных на более чем пяти тысячах печатей из этих мест. Варшней чувствовал, что нашел способ расшифровать их.

Погруженный в созерцание артефакта Варшней не заметил, как на пол упала полоса света из-за медленно открывавшейся двери, замок которой был кем-то бесшумно и профессионально взломан. Не заметил он, как этот свет исчез, когда дверь закрылась. Он не слышал тихих шагов, приглушенных обувью с мягкой подошвой. Он даже не ощутил, как незнакомец дышал ему в затылок. Только боковым зрением он увидел отражение чужого лица в мониторе ноутбука, но было уже поздно. Ни один звук не успел вырваться из его горла, рука незваного гостя моментально прижала к его лицу платок, пропитанный хлороформом.

Не на шутку испуганный Варшней резко вздернул руки к своему лицу, пытаясь освободиться. Он задел стол и уронил стоявшую там лампу на пол. Дом внезапно погрузился в темноту. Варшней почувствовал, как его правую руку выворачивают за спину. Мертвая хватка на лице ни на секунду не ослабла. Потеря сознания сопровождалась резкой, до слез из глаз, жгучей болью в руке. Хлороформ постепенно проникал в его организм. Вскоре наступили полный покой и тишина.

Злоумышленник обхватил бесчувственного Варшнея руками, одетыми в латексные перчатки, без особых усилий поднял его и положил на пол, оперев спиной на стену. Он снял с пояса ученого ремень, достал рулон скотча и ловко связал руки и заклеил рот Варшнея. Движения незнакомца были пластичны, как будто были поставлены хорошим хореографом. Он достал из своей поясной сумочки какой-то предмет, оказавшийся небольшим резиновым штампом, и приложил его ко лбу Варшнея. На коже жертвы осталось изображение маленького багрового колеса, заключенного в круг.

Пока Варшней лежал без сознания, напавший на него незнакомец быстро провел осмотр находящихся в комнате вещей. Но присутствующие здесь многочисленные древние артефакты не заинтересовали его. Он проигнорировал все, кроме печати с изображением трехголового зверя, которая только что было объектом пристального внимания Варшнея. Незнакомец бережно опустил печать в пластиковый пакетик и спрятал все это в своей сумке.

«Где же остальные три?»

Он знал, что должно быть четыре таких печати и пластина, на которой они крепились. Была осмотрена каждая коробка, ящики стола, папки бумагами, все, где можно было бы укрыть вожделенные предметы. Даже подушки и обивка дивана были распороты. Все тщетно, печатей нигде не было.

— Черт! — вырвалось у незнакомца.

Смирившись с частичным успехом, он, окинув взглядом комнату, извлек из сумочки скальпель фирмы «Swann-Morton», с выгравированными на заказ инициалами «R.M.» Незнакомец склонился над находящимся под наркозом Варшнеем и с хирургической точностью вонзил скальпель ему в ступню левой ноги. Острейший инструмент, пробивший артерию, он оставил в ране. Кровь стала обильно вытекать. Варшней так и осознал, что только что встал на путь к смерти.

Убийца же вынул из поясной сумки кисточку, и окуная ее в лужу крови, стал с мастерством каллиграфа писать на стене, чуть повыше головы Варшнея.



Mleccha-nivaha-nidhane kalayasi karavalam
dhumaketum iva kim api karalam
kesava dhrita-kalki-sarira jaya jagadisa hare



2

Позвольте теперь рассказать вам немного о моих родителях.

Уграсена был благочестивым правителем Матхуры, но его сын Камса представлял собой редкостного негодяя. И этот Камса был моим дядей. Единственным человеком, к которому Камса проявлял заботу и уважение, был его сестра деваки, моя мать, деваки вышла замуж за Васудеву, сына царя Шурасены, потомка Яду. Молодожёны собирались покинуть Матхуру, что очень расстроило Камсу. Желая провести с сестрой побольше времени, он предложил ей прогулку на колеснице. Они не успели далеко отъехать от города, как с небес раздался зычный насмешливый голос.

— Камса! Глупец! Восьмому сыну деваки суждено убить тебя, проливающего крокодильи слезы из-за ее отъезда!

* * *

Прежде чем приглушить свет, Рави Мохан Шайни окинул взглядом аудиторию и улыбнулся своему докторанту Прие Ратнани, сидящей в последнем ряду. Помимо Прии в помещении находились еще девятнадцать слушателей курса по истории Древней Индии. Студенты немного расслабились — если Шайни решил показать презентацию, то спрашивать никого не будет.

Без малого сорок пять лет Рави Мохан Шайни являлся одной из звезд среди преподавательского состава колледжа Святого Стефана в Нью-дели. Он вел самый интересный курс — историю мифологии. Кроме того, что он получил степень бакалавра в Оксфорде и степень доктора философии в Университете Мемфиса, популярности ему добавляли спокойный характер и привлекательная внешность. Он был наделен практически божественным телосложением — рост почти шесть футов, крепкие, с развитыми мускулами, руки и ноги. Плюс к этому — смуглое лицо с безупречными чертами и волнистая шевелюра. Он не редко махал рукой на уход за внешним видом, но его двухдневная щетина, казалось, только привлекала на лекции студенток, постоянно занимавших первые ряды в аудитории. Он был полной противоположностью своего лучшего школьного друга — Анила Варшнея. Эта дружба столь разных людей была постоянным предметом удивления их учителей.

На экране появился первый слайд презентации. В полной тишине все разглядывали ночное небо, изобиловавшее звездами разной величины.

— Удивлены? — спросил Шайни. — Не волнуйтесь. Это не урок астрономии. Вы видите перед собой просто соединение Сатурна с Альдебараном.

Прежде чем были заданы какие-либо вопросы, он перешел к следующему слайду, который оказался еще более загадочным.

— Здесь мы видим еще одну важное планетарное положение — ретроградный Марс приближается к Антаресу, — продолжил Шайни, которого развлекали изумленные выражения лиц его студентов.

Словно желая поразить их еще сильнее, Шайни быстро переключился на третий слайд.

— Лунное затмение на фоне Плеяд, Семи Сестер, — объявил он и выключил проектор.

В аудитории зажегся свет. Отсрочка оказалась краткой.

— Многие считают «Махабхарату» всего лишь мифом, действительно, для большинства из вас это сборник рассказов, впитавших в себя мудрость веков, но ни как не реальное историческое событие. Что ж, сегодня мы попытаемся изменить ваше представление об эпосе.

Сидевшая позади всех Прия улыбнулась при виде удивленной реакции студентов на слова преподавателя. Тема ей было знакома, она так раз завершала работу над докторской диссертацией на тему историчности «Махабхараты». Научным руководителем у нее был, разумеется, Шайни.

— Среди моих далеких предков были строители. Они участвовали в возведении нескольких известных храмов и дворцов. Вот эта небольшая керамическая плитка издавна передается из поколения в поколение в нашей семье, — Шайни сделал короткую паузу и продолжил. — В «Махабхарате» сказано, что мудрец Вьяса, автор эпоса, повстречал Дхритараштру, отца ста принцев-Кауравов накануне великой войны и рассказал ему о страшных предзнаменованиях, которые поведали ему планеты и звезды. Одним из таких знамений было соединение Сатурна с Альдебараном, другим — приближение ретроградного Марса к Антаресу, третьим — лунное затмение в Плеядах. Те самые три расположения планет, которые я вам показал.

Увидев поднятую руку, он прервался и кивнул студенту.

— Что же вы показали нам на слайдах? — спросил скептически настроенный молодой человек. — Модель древнего ночного неба или современное местоположение этих космических тел?

Шайни улыбнулся.

— Очень хороший вопрос. Вы видели компьютерную модель. Программное обеспечение позволяет воссоздать звездное небо так, как оно могло бы наблюдаться с поля Куру, места эпического сражения, в любой день любого года. Мы должны быть благодарны профессору Нархари Ачару из моей альма-матер, Мемфисского университета, за его новаторский подход к решению этого вопроса. Профессор Ачар вычислил все годы, когда было соединение Сатурна с Альдебараном. Он обнаружил сто тридцать таких случаев. В этих датах он нашел те, когда ретроградный Марс приближался к Антаресу. Таких дат оказалось всего семнадцать. Наконец, он стал искать случаи лунного затмения в Плеядах и получил одну только дату, на которую пришлись все эти три астрономических события одновременно.

Он сделал паузу. Шайни любил делать небольшие перерывы в те моменты, когда студенты затаив дыхание ждали продолжения. Наконец он сказал:

— Исследования, проведенные профессором Ачарой, показали, что война, описанная в «Махабхарате», должна была произойти в 3067 году до нашей эры, около пяти тысяч лет назад.

Все в аудитории были слишком удивлены, что бы задавать какие-либо вопросы. Только Прию, судя по ее улыбающемуся лицу, все происходящее весьма забавляло. Она знала, как такой хороший преподаватель, как Шайни, умеет попасть в цель.

3

Мне рассказывали, что Камса, услышав голос с неба, пришел в неописуемую ярость. Схватив деваки за волосы, он поднял меч, намереваясь отрубить ей голову. Мой отец, Васудева, пал Камсе в ноги.

— Если пророчество гласит истину, то тебе не стоит бояться деваки! Твоей жизни угрожает только ее восьмой сын! И деваки, и я готовы быть твоими пленниками, и я лично отдам тебе в руки восьмого сына, о Камса! Будь милостив, отпусти деваки! Она ни в чем не виновата!

Так умолял Камсу мой отец. Камса внял его уговорам и распорядился, что бы стражники отвели моих отца и мать обратно в Матхуру и надежно их заперли в тюрьме. Говорят, что когда они достигли Матхуры, разъяренный отец Камсы Уграсена взревел:

— Что за безумство творишь ты, Камса? Немедленно освободи Васудеву и деваки, ибо невиновны они! Иначе, если ты ослушаешься, тюрьма будет уготована уже для тебя!

Камса демонически рассмеялся.

— Это ты, старик, окажешься за решеткой! Дни твоего могущества миновали, твоя армия благоволит ко мне. Стража, бросьте в темницу моего никчемного отца! — скомандовал Камса.

Стражники схватили старого и немощного правителя и отвели в его тюрьму, где уже находились мои отец и мать.

* * *

— Вы ошиблись, профессор! — сказала Прия, когда они вдвоем сидели в кабинете Шайни и пили сладкий чай. — Ачар называл две даты, в которые могла произойти война из «Махабхараты», 3067 и 2183 годы до нашей эры.

Прия вела спортивный образ жизни, и ее идеальной фигуре было нипочем пристрастие к сладкому чаю. И, конечно, мало бы кто сказал, что эта женщина вскоре собирается отметить сорокалетие. Дочь известного адвоката, Прия разочаровала своего отца, когда предпочла историю праву. Получив образование в колледже Святого Ксавьера в Мумбаи, она уехала в Лондон, поступила в Королевский колледж и стала там магистром исторических наук. Вернувшись в Индию, она занималась преподаванием, пока не повстречала Шайни и не убедила его взять ее в докторанты. Прия хотела написать диссертацию об историчности Кришны и событий «Махабхараты».

Жизнь Шайни была посвящена его работе. Когда-то он влюбился в одну девушку. Он даже женился на ней во время учебы в Мемфисе. Пять лет спустя они разошлись, признав, что единственной интересной частью их совместной жизни была утраченная новизна и свежесть отношений. Брачные узы, казалось, разрушили все это. Развод был быстрым и безболезненным, но он заставил Шайни пересмотреть свои взгляды на жизнь, в результате чего тот вернулся в Индию.

— Вы правы, Прия, — сказал Шайни. — Но если учесть то, что Бхишма, дед Пандавов и Кауравов, умер в месяце Магха, который наступает после зимнего солнцестояния, остается одна-единственная дата — 3067 год до нашей эры. Это и есть дата войны, про которую повествует «Махабхарата».

— Но вычисление возможной даты этой войны не доказывает того, что она произошла на самом деле, — возразила Прия.

Играть роль «адвоката дьявола» было излюбленным приемом Прии, когда она хотела проанализировать какую-нибудь гипотезу, даже если была с ней согласна. Шайни принял ее вызов.

— Мы должны не ограничиваться одной только «Махабхаратой», изучая данный вопрос. Есть ли еще источники, способные подтвердить дату и реальность события? Давай оставим пока индийские источники и обратимся к греческим, не против? Мегасфен, греческий посол при дворе Чандрагупты Маурья, сделал первое письменное упоминание о Кришне. По его словам Кришна является не кем иным, как Гераклом. Греки переименовали на свой лад многих индийских божеств, так и Кришна, которого называют также Хари, превратился в Геракла. А что же Мегасфен говорит о Геракле? Он пишет, что племя сурасенов очень почитало Геракла. Кто такие сурасены по-вашему?

— Если я не ошибаюсь, сурасены, или шурасены, это потомки ядавов, названные по имени отца Васудевы, царя Шуры. Ядавом был и сам Кришна, — ответила Прия.

— Пятерку этой студентке на задней парте! — пошутил Шайни. — Мегасфен описал также столицу сурасенов под названием Метора. Есть догадки, что это за город?

— Матхура! — воскликнула Прия.

— Вот именно! — сказал Шайни. — Греки считали, что Кришна жил за сто тридцать восемь поколений до времен Александра Великого и Чандрагупты Маурья. Возьмем 307 год до нашей эры как середину правления Чандрагупты. В среднем на одно поколение отмерим по двадцать лет. Получаем, что Кришна должен был жить за 2760 лет до 307 года до нашей эры. Немного арифметики — и получаем 3067 год до нашей эры! Ту же дату, что вычислил профессор Ачар на основании астрономических данных.

— Ладно, ладно, профессор, не углубляйтесь так сильно, — улыбаясь, с искорками в глазах, сказала Прия. — Я просто проверяла вас.

Не совсем уверенный в ее искренности, Шайни продолжил свою мысль.

— Просто ради интереса, рассмотрим еще один источник? — спросил он. — «Сурья Сиддхантха» — древний труд по астрономии, основа для составления индуистских и буддийских календарей. Этот трактат сообщает, что именно в полночь 18 февраля 3102 года до нашей эры началась Кали-Юга. Как известно, Кали-Юга — последняя из четырех мировых эпох, юг, описанных в индийских священных писаниях. Три предыдущие эпохи — Сатья-Юга, Трета-Юга и Двапара-Юга. Индуисты полагают, что человеческая цивилизация духовно деградирует, отдаляется от Бога, в Кали-Югу, которую можно назвать Темными веками.

— Как начало Кали — Юги может свидетельствовать о правильности даты войны из «Махабхараты»? — спросила, веселясь Прия, которая догадывалась о правильном ответе.

Прежде чем ответить, Шайни задумался, подбирая слова.

— Есть в индуистской философии предположение, что отдаляться от Бога человек начал с момента смерти Кришны. Кришна был аватарой Вишну, и его кончина символизировала начало Кали-Юги. «Сурья Сиддхантха» также приводит дату войны, и это не 2183, а 3067 год до нашей эры.

Прия кивнула, обдумывая сказанное им.

— В эпосе говорится, что соединение Сатурна с Альдебараном является зловещим знамением. Вы верите в это?

— Вам известна дата того единственного раза в современной истории, когда Сатурн соединялся с Альдебараном? — спросил Шайни.

— Нет. А когда это было?

— Последнее появление Сатурна в Альдебаране случилось 11 сентября 2001 года. Мы помним эту дату как «9/11». Все еще сомневаетесь? — криво усмехнулся Шайни.

— Если война из «Махабхараты» произошла в определенное время и в определённом месте, почему мы не в состоянии найти какие-либо доказательства существования Кришны, главного героя событий, описанных в эпосе? — спросила Прия, отставив в сторону чашку со сладким варевом, внезапно ставшим противным ей.

Шайни пожал плечами.

— Отсутствие доказательств какого — нибудь явления, еще не означает, что этого явления не существовало. В 1615 году в Европе не верили, что Солнце находится в центре нашей системы, и римская инквизиция обвиняла Галилея в ереси. Это же не делает несуществующей ту солнечную систему, которую мы знаем? Прошло несколько сотен лет — и сейчас полно доказательств гелиоцентрической модели. В поисках исторического Кришны мы находимся примерно там же, где Галилей находился в 17 веке, то есть на пороге крупного открытия, которое современники могут не понять.

Шайни помолчал, затем нагнулся и заговорщицки произнес:

— Что, если я вам скажу — пришло время нового Галилея?

4

Царством ужаса стала Матхура после возвеличивания там Камсы. Не было пощады никому, даже великим мудрецам. Они взмолились богам и явились ко мне в обитель, в Вайкунтху.

— Спаси мир от жестокостей Камсы, о Господь Вишну! — просили они меня.

Я открыл глаза и спокойно ответил:

— Отриньте страх! Когда праведности угрожает опасность, я воплощаюсь на земле для защиты угнетенных. Вскоре я явлюсь как восьмой сын деваки и лишу жизни злокозненного Камсу.

Успокоенные таким образом мудрецы и боги вернулись к себе и стали ожидать моего воплощения на земле.

* * *

Белый BMW X3 мчался по старому шоссе Мумбаи — Пуна. На водительском сидении находился молодой человек, пребывавший в отличном настроении. Он был доволен тем, что выполнил задачу, и что все прошло по плану. На сидении рядом с ним лежала застёгнутая на «молнию» сумка, содержащая инструменты его ремесла. Его глаза были прикованы к дороге, но они казались совершенно безжизненными, как у робота. Рост водителя составлял пять футов и семь дюймов, сложением он напоминал бодибилдера, проведшего немало времени в спортзале, его черные как уголь волосы были подстрижены на воинский манер, «ежиком».

Рейс Таарака Вакила из Джайпура в Мумбаи задержали, и он смог забрать свой автомобиль со стоянки в аэропорту только за полночь. В это время движения на дороге практически не было. Он нажал конку включения аудиосистемы и охлаждаемый кондиционером салон автомобиля наполнился песнопением на санскрите. Песня представляла собой повторение того же стиха, который он начертал на стене в доме Анила Варшнея.



«Mleccha-nivaha-nidhane kalayasi karavalam
dhumaketum iva kim api karalam
kesava dhrita-kalki-sarira jaya jagadisa hare!»



На полпути между Мумбаи и Пуной он свернул на частную дорогу. Табличка на дороге гласила, что впереди находится конезавод «Шамбала». Его отец, доктор Шарма начал бизнес по разведению лошадей с пятью кобылами и одним жеребцом еще в шестидесятые года, после обучения на ветеринара. Это было серьезным испытанием, но все его усилия в конечном итоге окупились. В настоящее время «Шамбала» разводила лучших лошадей для скачек и входила в число двухсот лучших компаний, зарегистрированных на Бомбейской фондовой бирже.

Таарак вел автомобиль по извилистой дороге мимо галереи для демонстрации лошадей, тренировочных площадок, ветеринарной клиники и конюшен. «Шамбала» выросла из небольшой фермы до крупнейшего в Индии коневодческого предприятия, расположенного на площади более ста акров. BMW X3 проскочил пологий уклон дороги и доехал до парковочного места возле загородного дома.

Заглушив двигатель, Таарак взял сумку, вылез из машины и быстрым шагом направился прямо к боковому входу в дом, ведущему в его личные комнаты. Этот отдельный вход позволял ему приходить и уходить когда вздумается, не встречаясь с родителями у главных дверей. Мать была не очень довольна таким положением дел, но отец твёрдо заявил, что у сына должно быть право на частную жизнь.

— Позволь парню поступать по своему, Сумати, — сказал доктор Шарма своей жене. — Если ты любишь своего ребенка, позволь ему отрастить крылья и летать.

— Ты видел странные татуировки на его груди? — спросила обеспокоенная мать. — Боюсь, он выходит из-под контроля. Он даже не носит имя, данное ему при рождении, Сампат Шарма, а представляется нелепым Таараком Вакилом. Я не знаю, когда он приходит и уходит. Иногда я не вижу его целыми неделями. И ты хочешь, что бы я дала ему крылья?

— Успокойся. Он, тем не менее, лучший на курсе юриспруденции, не так ли? Наш сын — одаренный и исключительно умный молодой человек. Нам надо быть осторожными, чтобы не зажать и не сломать его, — посоветовал доктор Шарма.

Таарак вошел в свою комнату и заперся в ванной. Он снял с себя всю одежду, в том числе и нижнее белье, и положил все в стиральную машину с фронтальной загрузкой, встроенную в покрытую плиткой стену. Его мускулистый торс представлял собой настоящий лабиринт татуировок, в котором трудно было выделить какой-нибудь отдельный рисунок. Однако, в самом центре было отлично видно изображение огромного пылающего солнца.

Он встал под тугие горячие струи воды, которые вместе с изрядной порцией жидкого мыла смыли все следы его ночных похождений.

Выйдя из душа и обмотав полотенце вокруг бедер, Таарак направился прямо в гардероб, где был укрыт сейф с электронным замком. Набрав десятизначный код, он открыл сейф. Там лежал коричневый кожаный футляр, содержаний несколько штук скальпелей «Swann-Morton» с выгравированной на них монограммой «R.M.» Один такой он использовал накануне, заставив Анила Варшнея истечь кровью. Что ж, пока преждевременно волноваться, запаса хватит надолго. Из поясной сумки он достал пластиковый пакет с печать, найденную в квартире Варшнея. И пакет, и поясную сумку он спрятал в сейфе и запер его. Внимательно рассмотреть печать он сможет и позже.

Все еще завернутый в полотенце он прошел в свою гостиную, в одном углу которой стояла просторная стальная птичья клетка с его любимым попугаем Шукой.

— Доброе утро, Шука! — торжественно поприветствовал попугая Таарак.

— Доброе утро, господин! — заученно ответил попугай.

Довольный хозяин поменял воду и подсыпал корма питомцу.

Надев джинсы и белую хлопковую рубашку, Таарак запер на ключ свою часть дома и пошел в сторону конюшен. Там он нашел стойло с табличкой «Ди-Ди». Ему нравились лошади, выращенные на отцовском конезаводе. Доктор Шарма подарил сыну Ди-Ди на пятнадцатилетие. Таарак усердно тренировался в скачках, кормил и ухаживал за Ди-Ди, отцом которой был многократный чемпион конезавода, произведший немало прекрасных лошадей и принесший миллионные прибыли.

— Как ты сегодня, Ди-Ди? — спросил он лошадь, ласково ее похлопывая.

Умело оседлав лошадь, Таарак любовно потрепал ее гриву и сказал:

— Ну, что, Ди-Ди, пойдем кататься?

Когда они вышли на луг, Таарак достал из заднего кармана джинсов телефон и набрал номер.

— Да? — раздался из динамика хриплый женский голос.

— Намаскар, Матаджи, — почтительно произнес Таарак.

— Намаскар. Первый пал? — спросил загадочный голос.

— Он мертв, — ответил Таарак.

— Хорошо. Они у тебя?

— Только одна. У него должны были быть все четыре — из Двараки, Калибангана, Куркшетры и Матхуры. К сожалению, у него дома я нашел только одну, — пробормотал Таарак.

На другом конце повисла пауза. Таарак начал нервничать.

— Ладно, так или иначе, они будут нашими. Ты нашел опорную пластину? Ты же знаешь, как она выглядит?

— Знаю. Небольшая глиняная пластина, четыре на четыре сантиметра. Но ее там не было, Матаджи! — нервно ответил Таарак.

— Всему свое время, — сказал женский голос. — Давай помолимся! Повторяй за мной. OM Shri Prithivi Raskshakaaya Namah.

— OM Shri Prithivi Raskshakaaya Namah, — повторил Таарак.

— OM Shri Maangalya Daayakaaya Namah, — пропела Матаджи.

— OM Shri Maangalya Daayakaaya Namah, — эхом отозвался Таарак.

— OM Shri Mooladhar Chakra Poojakaaya Namah, — воскликнула Матаджи.

— OM Shri Mooladhar Chakra Poojakaaya Namah, — вторил ей Таарак.

Телефонный разговор длился до тех пор, пока они воспели все сто восемь имен Всемогущего Господа.

5

Моих родителей, Васудеву и деваки, бросили в мрачное, сырое подземелье. Несмотря на то, что тюрьма хорошо охранялась и имела надежные запоры, их, по приказу Камсы заковали в цепи. Несколько месяцев спустя моя мать родила первого сына. Камса знал, что первых семерых детей ему не следует опасаться, но к нему явился известный интриган, мудрец Нарада и смутил его.

— О Камса, какой ребенок считается восьмым? — многозначительно сказал мудрец. — Ведь можно посчитать и в том, и в другом направлении. Если считать в обратном порядке, то восьмой может стать первым, а первый — восьмым!

Сразу после этих слов Камса сорвался с места, ураганом влетел в тюремную камеру, вырвал младенца из рук моей матери и разбил голову невинного ребенка о стену темницы. Его кровь забрызгала моих родителей, смотревших на это в ужасе и отчаянии.

Кровь была на полу и на стене. Инспектор Радхика Сингх смотрела на труп без какого-то намека на эмоции. За годы работы она повидала слишком много трупов. Ее глаза механически сканировали безжизненный объект, лежащий в луже крови. Она заметила и небольшой символ в виде колеса на лбу жертвы, и санскритский стих, написанный кровью на стене. Сейчас ее внимание было обращено на скальпель «Swann-Morton» с гравировкой «R.M.».

Свою трудовую жизни Радхика Сингх начала преподавателем истории, географии и обществоведения в колледже. Родом она была из городка Аджмер. Ей пришлось пережить большое горе, когда ее супруга, офицера Пограничной службы безопасности застрелили боевики из «Джейш-э-Мохаммед». Радхика не только присутствовала при этом, но даже пыталась защитить мужа, ударив одного из нападающих ножом, что позволило его задержать.

Овдовевшая в тридцать лет Сингх всегда кипела от гнева, вспоминая удары, нанесенные ей судьбой. В один из таких моментов она узнала о создании первого в стране женского полицейского подразделения — AWPS. Получив за храбрость от правительства Индии орден «Кирти Чакра», Сингх бросила преподавательскую работу и поступила на полицейскую службу. Она оказалась одной из первых женщин, сделавших такой выбор. Вскоре Сингх и еще пятнадцать участниц проекта погрузились с головой в расследование и предотвращение преступлений против представительниц женского пола.

Прошел год и пятьдесят женщин-полицейских со всей страны подали заявления на курсы коммандос. Тридцать кандидатов, в том числе и Сингх, зачислили на двенадцати недельный курс обучения. Помимо стандартной для армии физической подготовки, они занимались пожаротушением, рукопашным боем, психологической подготовкой, экстремальным вождением, верховой ездой, плаваньем, прыгали с парашютом и осваивали скалолазание. Они освоили несколько видов стрелкового оружия, включая АК-47 и ручные пулеметы. Другие элементы учебной программы включали в себя саперное дело, освобождение заложников, ведение переговоров и другие контртеррористические методики.

Вернувшись три месяца спустя на службу, Сингх взяла первое место на соревнованиях по стрельбе среди полицейских, обойдя многих мужчин.

Теперь Радхика Сингх была уже опытным полицейским, сослуживцы звали ее «Ищейка-Сингх» за способность следовать по следу преступника подобно розыскной собаке. Она обладала не только незаурядным умом, но и была упряма как мул и вынослива как буйвол. Расследование какого-нибудь дела могло поглотить ее полностью, она работала дни и ночи и напролет, в то время когда ее более молодые коллеги уже выдыхались.

В сорок три года Радхика Сингх имела тело королевы-воина Раджпутов и аналитический ум тамильского инженера. Она выработала себе собственную диету — миндаль, натуральное молоко и сигареты. В любой момент она могла достать из кармана горсть орехов и медленно, задумчиво их пережёвывать. К курению она пристрастилась на курсах боевой подготовки, но искренне полагала, что то количество молоко и миндаля, что она ежедневно употребляла, вполне нейтрализуют воздействие никотина. Судя по ее внешнему виду, миндаль и молоко все же обладали чудодейственными свойствами. Ее подтянутая фигура опровергала ее возраст. Лицо, лишенное морщин, было гладким, как рукоятка из слоновой кости ее любимого Smith&Wesson.

Ранний брак Радхики Сингх был организован родителями, но со временем она полюбила своего супруга, что было редкостью для подобных договорных браков. Ее мир разбился на миллион крошечных осколков, когда погиб муж. Тогда же она принял решение выбрать нового спутника жизни — свою работу. Преследование преступников стало для нее формой почитания души покойного мужа. Ее отрешенность от личной жизни вызывала осуждение у коллег-мужчин, но Сингх мало беспокоило их мнение. Единственной ее страстью была активная борьба с преступностью. В моменты меланхолии и отчаяния она перебирала четки и медитировала на образ Хари. В полиции, славной своей нерасторопностью, коррупцией и некомпетентностью, дела, порученные Радхике Сингх, недолго оставались незавершенными.

— Мне нужны общие фотографии головы жертвы и увеличенные снимки этого символа на лбу, — приказала она своему помощнику Ратхору. — Возьмите образцы крови у трупа и из лужи с пола. И сравните с кровью, которой написан стих на стене.

Ратхор скрупулезно принял к сведению ее указания и отдал распоряжения подчиненным.

— Мы знаем имя жертвы? — спросила Сингх.

— Это Анил Варшней, мэм. Его опознал слуга, который пришел в восемь часов утра на работу, — ответил Ратхор своему боссу.

— Медицинский эксперт уже осмотрел тело? Нам известно время смерти?

— Еще нет, мэм. Варшней был ученым, изучавшим всякие символы. Он работал на археологических раскопках в Калибангане. По словам слуги, вчера у Варшнея был гость на ужин. Слугу отпустили, как только он убрал со стола.

— Во сколько ушел слуга?

— Около девяти вечера.

— А посетитель?

— Гость собирался ехать вечером в дели через Джайпур, но он все еще был здесь, когда уходил слуга.

— Узнай побольше о слуге, — рассеяно сказала Сингх, перебирая в кармане четки и мысленно взывая к Хари. — Снимите отпечатки пальцев во всем доме, не забудьте про скальпель в ноге жертвы. Выясните, что означает этот стих на стене. Установите личность посетителя, возможно, он был последним, кто видел Варшнея живым. Вдруг он какой-нибудь психопат, и ему нельзя позволить далеко уйти.

6

Прошли годы и еще пять сыновей родились у моей матери в тюрьме. Каждый раз Камса являлся в темницу и убивал новорождённого. У деваки кончались ее душевные и телесные силы. Видеть, как шестерых твоих сыновей одного за другим убили у тебя на глазах, похоже на непрекращающийся ночной кошмар. Тем временем, в утробу деваки вошел Господь Шеша, что бы родиться моим братом Баларамой, седьмым ребенком моей матери. Ранее он уже рождался как мой брат. Его знали под именем Лакшмана, брата Рамы, моей аватары. Благодаря божественному вмешательству, плод был перенесен из деваки в утробу Рохини, первой жены Васудевы, которая жила в Гокуле. Для всех же было очевидно, что у деваки произошел выкидыш.

* * *

Рави Мохан находился в аудитории и читал записку, преданную ему Варшнеем во время их встречи в Калибангане. Он читал и перечитывал ее несколько раз, но так и мог понять того, что хотел ему сказать его друг. «Черт бы побрал этих лингвистов за их манеру так сложно изъясняться» — думал Шайни.


D\'etale r\'aknahs! Edise-Breta-Weulb DNA. Rats anispiter. Axis Red Nerrus ajar! Sitih saliak roh salak. XNI dialer, dial, devil. Pitta pott Felnox. Strap lamina on stats. Peek slipup desserts. Tub trams. A kit saw slarem. Un warder!


Сытый по горло разгадыванием ребуса, Шайни убрал записку в карман и собрался обратиться к сутдентам. Его прервали неожиданные посетители. В аудиторию вошли инспектор Радхика Сингх, субинспектор Ратхор и их коллега из Нью-дели.

— Рави Мохан Шайни, вы арестованы по подозрению в убийстве Анила Варшнея, — монотонным голосом произнес Ратхор. — Третий параграф двадцатой статьи Конституции Индии дает вам право не давать против себя показаний. Вы также можете вызвать своего адвоката. А сейчас, пожалуйста, пройдемте с нами.

Последняя фраза была не вежливой просьбой, а приказом.

Шокированные студенты взволнованно перешёптывались между собой. Невозможно! Шайни был олицетворением настоящего ученого, спокойного и утонченного. Было смешно даже представить, что он способен на убийство!

— Убийство? Анил убит? — недоверчиво спросил Шайни. — Я виделся с ним два дня назад, он был жив и здоров. Должно быть, произошла какая-то ошибка!

— Нет никакой ошибки, мистер Шайни, — спокойно сказала инспектор Радхика Сингх. — Тело Анила Варшнея обнаружено в его доме, на следующее утро после вашего совместного ужина у него. Вы — последний кто его видел живым, следовательно, вы — главный подозреваемый. Но, думаю, нам лучше продолжить этот разговор в отделении полиции.

Шайни невпопад кивал, видимо не вполне осознав сказанные ему слова. Весь его разум был занят новостью об убитом друге. Его обвиняют в убийстве и арестовывают прямо в аудитории, полной студентов! Что может быть хуже?

С заднего ряда поднялась Прия и подошла к Радхике Сингх.

— У вас есть ордер на его арест?

Сингх кивнула Ратхору, и тот достал из кармана рубашки ордер, развернул его и передал в руки Шайни. Шайни пребывал в ступоре и, не читая, протянул лист Прие, которая принялась тщательно изучать документ.

— Может ли профессор Шайни подать прошение об освобождении под залог? — спросила она.

— Да, но надо учитывать, что убийство произошло в Раджастхане, арестованный мистер Шайни находится в юрисдикции полиции Раджастхана, а не полиции Нью-дели. Мистер Шайни отправится с нами в Джайпур, где будет находиться под стражей. В Центральной тюрьме его допросят. Его адвокат может обратиться к судье по вопросу освобождения под залог в течение двадцати четырех часов после ареста, — пояснил Ратхор.

Прия кивнула и обратилась к Шайни.

— Не беспокойтесь, профессор. Вы же знаете моего отца Санджая Ратнани, ведущего адвоката по уголовным делам. Я попрошу его представлять ваши интересы. Я уверена, он все уладит. Но сейчас я не вижу для вас другой альтернативы, кроме как отправиться с ними.

— Снаружи нас ждет полицейский автомобиль. Мы полагаемся на ваше благоразумие, и не будем надевать на вас наручники, — сказал Ратхор и подтолкнул Шайни к выходу.

Шайни, ученый, в один момент ставший обвиняемым в убийстве, покорно пошел в сопровождении полиции. Он казался морально и физически сломленным. Его кошмар только начинался.

В голове Шайни прокручивались события недавнего прошлого, среди которых особо ярко вспоминалась его последняя встреча с Варшнеем в Калибангане.

7

Наконец пришло время появиться мне на земле. Я предстал перед Васудевой и деваки в их тюремной камере. Увидев меня в блистательном облике, Васудева и и деваки упали к моим ногам. Я объявил им, что пора мне родиться у них восьмым сыном. Я пообещал, что они забудут этот мой визит и в полной мере испытают все родительские радости и горести. В это же время Яшода, жена двоюродного брата моего отца, должна будет родить дочку. И божественное вмешательство поменяет детей местами, как только деваки родит меня.

* * *

В тот день термометр показывал сорок девять градусов по Цельсию. Археологические раскопки в Калибангане были похожи на сковородку. Можно было разбить сырое яйцо на камень и наблюдать, как оно быстро зажаривается.

Дорога от железнодорожной станции Ханумангарх до крупнейших раскопок доисторического поселения в Индии была окружена многочисленными песчаными дюнами. Кое-где были видны редкие кусты бабула. Асфальтовое покрытие изобиловало выбоинами и кочками. Внедорожник «Mahindra Xylo» лавировал между ними, но там, где дорожное покрытие вообще исчезало, даже ему приходилось туго.

В салоне автомобиля находились Анил Варшней и его школьный друг Рави Мохан Шайни. Оба приятеля удобно сидели на заднем сидении, в то время как измотанный водитель старался не угодить колесом в очередную яму. Варшней принимал у себя своего друга, который приехал в Раджастхан на семинар. Ему не потребовалось много усилий, что бы уговорить Шайни, несмотря на жару, посетить Калибанган.

— Как получилось, что разумные вроде бы люди построили город посреди этой огнедышащей пустыни? — спросил Шайни.

Варшней рассмеялся.

— Пора тебе уже пересмотреть свои взгляды на древнюю историю, Рави! Данные, полученные с спутников дистанционного зондирования Земли, говорят, что более пяти тысяч лет назад здесь протекала могучая река, известная еще из Вед как Сарасвати. Она впадала в Аравийское море. Вся эта пустыня, которую ты видишь вокруг, была тогда покрыта густой растительностью, здесь были богатые пастбища. Калибанган был частью великой цивилизации Сарасвати.

— Значит, Сарасвати — вовсе не вымышленная река, как утверждают некоторые выдающиеся историки? — спросил Шайни, догадываясь, какова будет реакция его друга на подобный вопрос.

— Мысль о том, что река Сарасвати является лишь плодом воображения, настолько же смешна, как утверждение, что цивилизация долины Инда была уничтожена вторгшимися ордами с Запада, варварами, упившимися сомой! — с негодованием ответил Варшней.

Он попытался открыть бутылку с минералкой, но трясущимися от возмущения руками расплескал всю воду на себя. Отряхнувшись, он стал что-то искать в своем кожаном портфеле. Пару минут он перебирал бумаги и, наконец, извлек карту, которую развернул перед Шайни.



— Видишь? — спросил он, стуча пальцем по изображению. — Эта карта создана путем соединения снимков со спутников Индийской организации космических исследований. Археологические раскопки и геологические исследования подтверждают эти фотографии. Цивилизация долины Инда носит такое наименование только потому, что первые обнаруженные поселения находились на берегах реки Инд. Теперь же обнаружено примерно две с половиной тысячи поселений этой цивилизации и две тысячи из них были расположены вдоль некогда могучей реки Сарасвати. Не кажется ли тебе, что цивилизацию долины инда уместнее было бы переименовать в Сарасвати?

Шайни стал разглядывать карту. Было отчетливо видно старое высохшее русло реки Сарасвати. Пять тысяч лет назад Сарасвати действительно была самой большой рекой Индии, притоками которой являлись Ямуна и Сатледж. Тектонические процессы Индийского субконтинента заставили реку Сарасвати мигрировать на северо-запад. В результате этого Ямуна стала притоком Ганга, а река Сатледж — притоком Инда.

— Я уверен, что ты заманил меня сюда, в пустыню, не только для того, что бы обсуждать переименование Индской цивилизации, — прервал его Шайни. — Давай, выкладывай!

Варшней несколько нервно рассмеялся. Нет смысла что-либо утаивать от Шайни. Их давняя дружба позволяла Шайни читать Варшнея как открытую книгу. Варшней сложил карту, убрал ее в портфель и извлек оттуда небольшую картонную коробку. Он без слов передал ее Шайни, и тот открыл крышку.

Внутри коробки, на войлочной подкладке, лежала прямоугольная печать со сторонами около двух сантиметров. На оборотной стороне печати была втулка, но без обычного отверстия под кольцо или шнурок. Шайни смотрел на печать затаив дыхание. Он почувствовал, как участилось биение его сердца.

8

Я родился в восьмую ночь убывающей луны, в месяц Шраван, под благоприятной накшатрой Рохини. По моему указанию, Васудева, мой отец, вышел из темницы, неся меня в корзинке. По моей воле все охранники погрузились в глубокий сон, а цепи, сковывавшие отца, разорвались сами собой. Я также заставил ворота тюрьмы распахнуться, что бы освободить ему путь. Этой ночью шел проливной дождь, добраться же от Матхуры до Гокула можно было, только преодолев полноводную Ямуну. Не увидев вблизи ни одной лодки, мой отец решил без посторонней помощи перейти бурную реку, поместив корзину со мной на голове. Как только он вошел в поток, река узнала меня и чудесным образом утихла, предоставив для отца возможность без всякого риска перейти на другой берег.

* * *

— Где ты это нашел? — взволнованно спросил Шайни.

— Мой хороший знакомый, доктор Никхил Бходжарадж, занимается подводными поисками у берегов Гуджарата. Его люди нашил эту печать, и переслали мне. Они считают меня единственным человеком, способным понять эти символы, — пояснил Варшней.

— Символы? Это выглядит как какие-то животные, — заметил Шайни.

— Точно! Это мотивы быка, единорога и козла, выгравированные на поверхности печати против часовой стрелки. Ты же понимаешь, что значит это изображение?

Шайни кивнул.

— Самый распространённый образ на печатях цивилизации долины Инда, прошу прощения, Сарасвати, — единорог. Это чисто символическое животное имеет огромное значение. В «Махабхарате» упоминается Экашринга, буквально — «однорогий», он являлся символом Вишну-Кришны и мудрости Вед. Также единорог связан с Вараха-аватарой, воплощением Господа Вишну в облике гигантского вепря…, - взволнованно начал Шайни.

— Да, да, — нетерпеливо перебил его Варшней. — Но вот тебе, друг мой, еще одна важная подсказка. Mudrayaasah gacchantu rajno ye gantumipsavah; Na chamudra praveshtavyo dwaarpaalasyapashyatah…\' — произнес он на санскрите.

— О! Ты только что процитировал стих из «Харивамши», дополнительной книги «Махабхараты». В нем говорится, что каждый житель Двараки должен носить «трехголовую» мудру, или печать, в качестве идентификационного знака. Стих, который ты произнес, гласит, что охранники должны следить, что бы жители носили этот знак, и не пускать без него в город. Но какое отношение это имеет к твоим раскопкам в Калибангане? — спросил Шайни.

— Обнаружено много печатей с таким мотивом, в самых разных местах. В течение многих лет бытует мнение, что Кришна — просто мифологический персонаж, продукт коллективного воображения, создававшийся многие века. Также, многими утверждается, что цивилизация Сарасвати превосходит возрастом «Махабхарату» на несколько тысяч лет. Все это — исключительная ерунда, дружище. Цивилизация Сарасвати не была доведийским образованием. Это была величайшая ведийская цивилизация на планете, чьи представители написали Веды и Упанишады. Вот почему так важны Калибанган и Мохенджо-Даро. Мы обнаружили алтари для поклонения огню в Калибангане, это говорит в пользу того, что перед нами — ведийское поселение. В Мохенджо-Даро найдена «Большая ванна», объект для ритуального омовения. Это также признак исповедания ведийской религии. Мы также нашли сотни печатей с изображением свастики, символа ведийского происхождения. Изображения на некоторых печатях явно относятся к йоге и медитации. Сарасвати, реально существовавшая река, на берегу которой сошлись в ужасном поединке Дурьйодхана и Бхима после великого сражения, описанного в «Махабхарате». То, что ты держишь в руке — прообраз паспортной системы, введенной Кришной в своем царстве Дварака. И об этом, ты прав, говорится в «Харивамше»! — возбуждённым голосом сказал Варшней.

Лицо его покраснело от волнения.

— Ну и какое место я занимаю в твоих планах? — поинтересовался заинтригованный Шайни.

Варшней пристально посмотрел на Шайни.

— Ты не просто мой лучший друг, Рави, ты мне как брат. Однажды ты поймешь, что это утверждение не просто проявление эмоций, а вполне логичный факт. Мне известен твой генетический код, дружище. То, что я тебе сейчас показал, является печатью, обнаруженной у берегов Двараки. Эту печать необходимо вернуть доктору Никхилу Бходжараджу, тому, кто ее нашел. Тебе я собираюсь отдать на хранение почти идентичную печать, которую я обнаружил в Калибангане. Третья печать была найдена на Курукшетре, и я передал ее еще одному моему другу, профессору Раджараму Куркуде, у которого есть свои исследовательские лаборатории в Джодхпуре. Я расскажу тебе о его новейших ядерных исследованиях сегодня за ужином, — сказал Варшней, понизив голос, стараясь, что его слова не достигли слуха водителя. — Четвертая печать найдена в Матхуре и находится сейчас на хранении у нашего общего знакомого девендры Чхеди. — девендра Чхеди — специалист по генетике? Тот, который подстроил так, что туалет директора школы взорвался, лишь только тот опустил свою задницу? — спросил Шайни, широко улыбаясь.

— Точно! Он все еще такой же пройдоха, но теперь получает деньги за свои научные эксперименты, — ответил Варшней и серьезно добавил. — Все эти печати являются частями набора из четырех штук.

— Почему ты раздал эти печати Бходжараджу, Куркуде, Чхеди и мне? — спросил Шайни, приняв от друга маленький бумажный пакетик с печатью из Калибангана.

Варшней посмотрел ему в глаза и сказал:

— Потому что вы четверо — единственные люди, кому я могу доверять. Я не могу позволить себе держать все четыре печати вместе. Слишком велик риск утратить их. Хороший хозяин не кладет все яйца в одну корзину. Я полагаю, что эти четыре печати вместе указывают путь к сокровенному сокровищу Кришны.

Анил Варшней глубоко вздохнул и продолжил.

— Существует еще пластина для крепления всех четырех печатей, такая керамическая плитка. Она недавно всплыла на аукционе «Сотбис» и я смог уговорить своих работодателей — «VSKBC Heritage Ltd» — принять участие в торгах. Нам удалось купить эту плитку за весьма внушительную сумму.

— И где она сейчас? — спросил Шайни.

— В сейфе. Сотрудники хранилища получили инструкции — если со мной что-нибудь случиться, они должны будут связаться с тобой, — сказал Варшней.

— Надо ли мне знать что-то конкретное об этой плитке? — с любопытством спросил Варшней.

— Просто знай, что эти печати и плитка долгое время передавались из поколения в поколение, пока окончательно не потерялись, еще в древности, — ответил Варшней. — Плита для крепления печатей в итоге оказалась в руках жившего в шестнадцатом веке раджи Ман Сингха, большого почитателя Кришны. Он выгравировал на пластине санскритскую надпись и установил ее в храме Кришны, построенный им же во Вриндаване.

Шайни кивнул.

— Храни эту печать, Рави, как свою жизнь. Я пошлю тебе по электронной почте фотографии всех четырёх печатей. Если со мной что-то случится, сделай все, что в твоих силах, что бы соединить все печати на опорной пластине. Вместе они составляют так называемый «Ключ Кришны», способный открыть правду об историческом Кришне будущим поколениям.

Затем Варшней передал другу записку.

— Я специально написал это для тебя. Используй, когда понадобится подсказка.

Казалось, что взор водителя прикован к сложной дороге. Двое друзей на заднем сидении не могли видеть, что на дорогом мобильном телефоне шофера был включен диктофон.

9

Когда мой отец добрался до Гокула, он первым делом заглянул в корзину и увидел, что я абсолютно сухой и со мной все в порядке. Отец и не подозревал, что весь путь меня охранял и защищал от дождя своим капюшоном Господь Шеша. Для отца вся эта ночь была чередой небывалых чудес. Он быстро добрался до дома Нанды, уложил меня в кровать Яшоды и забрал ее дочь. Затем он вернулся в Матхуру, в тюрьму, и подложил девочку под бок деваки. По моей воле цепи вновь сковали его руки, ворота закрылись. Охранники начали просыпаться и услышали голос плачущего младенца.

Водитель внедорожника «Mahindra Xylo», который вез Анила Варшнея и Рави Мохана Шайни в Калибанган, стоял перед своим нанимателем. Из его дорогого мобильника доносилась запись разговора его пассажиров. Когда воспроизведение закончилось, он выключил телефон и застенчиво улыбнулся женщине, стоящей напротив его.

— Неплохо, — произнесла Матаджи, разминая ноги после продолжительной поездки.

Разговор проходил в безлюдном лесистом месте. Она положила ладони на поясницу и хорошенько прогнулась, растягивая затекшие мышцы спины.

— Я довольна твоей работой, — сказала она, протягивая водителю пачку купюр по тысяче рупий.

Воодушевлённый ее похвалой, водитель набрался смелости и спросил:

— Это не мое дело, Матаджи, но почему для тебя так важен этот «Ключ Кришны»?

Матаджи улыбнулась. Ее правая рука перебирала четки из ста восьми бусин, на каждую из которых надо было произносить имя Господа. «OM Shri Prithivi Raskshakaaya Namah» — мысленно она воспела Того, чье имя — Защитник земли.

— Ты, уверен, что хочешь это знать? — спросила Матаджи. — Излишние знания иногда становятся проклятием.

«OM Shri Maangalya Daayakaaya Namah» — она нащупала следующую бусину и восславила Того, кто дарует чистоту.

— Только если ты сочтешь, что мне это нужно, Матаджи, — потупил взор водитель. — Я твой покорный слуга и подчиняюсь твоим приказам, не задавая вопросов. Это было простое любопытство с моей стороны.

Матаджи передвинула пятую бусину. «OM Shri Kartum Shakti Dhaarnaaya Namax». «Тот, кто наделяет энергией для деяний».

— Тогда слушай. Кришна был восьмой аватарой Вишну, проявлением энергии, которую мы называем Виш. Противоположность энергии Виш — энергия Шив. Виш — создает и хранит, Шив — разрушает.

— Как же это относится к тем печатям цивилизации Сарасвати, которые обсуждали оба ученых в моей машине? — спросил Матаджи ее верный подручный.

— До сих пор большинство историков полагало, что жители цивилизации Сарасвати поклонялись Шиве. Ты знаешь, на что похож символ Шивы? — не дожидаясь ответа, она взяла папку с сидения автомобиля и достала оттуда распечатанное на листе изображение.

— Видишь? — она указала на рисунок. — Мы, индуисты, знаем, что это — Шива-линга. Фаллический образ Шивы, не так ли?

Водитель был в замешательстве. Почему Матаджи читает ему краткий курс индуизма? Он закивал ей.

— Да, да. Именно так.

— Хорошо. Теперь давай рассмотрим основные черты Шива-линги. Он состоит из двух частей. Первая — цилиндрическая конструкция из полированного камня. Вторая — окружающая ее ёмкость со сточным желобком. В храмах Шивы над лингамом нависает чаша, из которой равномерно капает вода на цилиндр и вытекает из емкости через желоб.

Водитель послушно смотрел на изображение, но так и не понимал, зачем Матаджи ему это рассказывает. Матаджи же достала из папки еще один лист.

— Теперь посмотри на это, — она положила оба листа рядом. — Это вид с воздуха на BARC — Центр атомных исследований имени Хоми Бхабха на окраине Мумбаи. Не находите никаких параллелей между этими изображениями?

Водитель ахнул. Сходство было поразительным! Матаджи даже рассмеялась, увидев его реакцию. Она позволила ему тщательно рассмотреть оба рисунка. Ее пальцы уже нащупали пятидесятую бусину. «OM Shri Munistutaaya Namah». «Тот, кого восхваляют мудрецы и пророки».

— Мы очень часто не обращаем внимания на то, что находится на самом виду! Ядерный реактор BARC своей формой очень похож на цилиндрическую часть Шива-линги, — сказала Матаджи. — Как и Шива-линге, реактору необходим регулярный приток воды. Подумай вот о чем — в храмах Шивы вода, истекающая с желоба Шива-линги, не считается священной. Почему? Воду, вытекающую из Шива-линги, не пьют по той же причине, что и воду из системы охлаждения реактора. Вода эта — заряжена, она не пригодна для питья. Храмы Шивы зачастую стоят возле какого-нибудь водоема — реки или озера. Шива-линга подобно реактору нуждается в охлаждении своего ядра. Знаешь ли ты, что никому нельзя проходить мимо желоба Шива-линги во время прадакшины — молитвенного обхода. Люди, подходя к желобу, должны повернуть вспять, чтобы не попасть под влияние заряженной воды.

— Выходит, что BARC спроектирован по образу Шива-линги? — спросил ошеломлённый водитель.

— Не так! Я пытаюсь донести до тебя, что Шива-линга является не символом Шивы или какого-то другого бога. Этот древний символ олицетворяет высшую силу, энергию, названную нашими предками Шив. Эта энергия противоположна другой форме энергии, Виш. Люди цивилизации Сарасвати знали эти формы энергии. Современный человек гордится тем, что освоил ядерную энергетику. Знал бы он, какие силы были доступны людям ведийской цивилизации и во времена, описанные в «Махабхарате», — с торжеством в голосе она приблизилась к своему подчиненному.

Правая рука Матаджи механически перебирала четки. Вот уже и сотая бусина. «OM Shri Mukta Sanchaarakaaya Namah». «Тот, кто свободно перемещается между мирами».

— И «Ключ Кришны» может привести к источнику этой энергии? — спросил водитель.

Лицо Матаджи было в нескольких сантиметрах от лица водителя. Он чувствовав ее теплое дыхание. Глядя ему прямо в глаза, Матаджи сказала:

— Говорят, что Оппенгеймер, создатель атомной бомбы, процитировал «БхагавадГиту» после первого успешного испытания в 1945 году. «Я стал смертью, разрушителем миров» — сказал он. Оппенгеймер специально выучил санскрит, что бы лучше понять «Гиту». Ключи к разгадке древних познаний о ядерной энергии находятся перед нами, в древних индуистских писаниях! — последние слова она почти прокричала, одновременно левой рукой вонзая нож, спрятанный в складках рукава, в живот водителя.

Когда его тело рухнуло на землю, она опустилась на колени перед ним и прошептала на ухо:

— У меня была причина, по которой я спрашивала — готов ли ты это знать. Излишние знания иногда становятся проклятием.

Ее пальцы сжали сто восьмую бусину, последнюю. «OM Shri Yoga Poornatva Daayakaaya Namah» — негромко произнесла Матаджи вслух. «Тот, кто дарует совершенство йоги».

Далее Матаджи стала шептать и приговаривать что-то лишенное, на первый взгляд, смысла, погружая нож глубже в тело водителя. Она смотрела в его наполненные ужасом глаза до тех пор, пока он не испустил дух.

10

Как только Камсе донесли, что рожден восьмой ребенок, он тут же бросился в тюрьму. Моя мать взмолилась ему:

— Брат мой! Смотри, это не мальчик! Это несчастная, беспомощная девочка! Пророчество говорило о восьмом сыне, а не о дочери. Пожалуйста, не убивай ее. Умоляю тебя!

Инстинктивно Камса чуял, что здесь не обошлось без обмана.

— Я не знаю, как вы пытаетесь провести меня, но, что бы быть полностью уверенным, я убью ее! — прокричал он и схватил дочь Яшоды.

Камса швырнул девочку в стену, но она чудесным образом поднялась в воздух, приняла облик Шакти-деви и насмешливым голосом провозгласила: