Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



Александр Александрович Васильев




Формула моды. Тайны прошлого, тренды настоящего, взгляд в будущее


© Васильев А., текст, 2020

© Фокина А. О., фото, 2020

© Лукас М., фото, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021Предисловие




Платье Pierre Cardin, 1965 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







К работе над этой книгой я приступил в мае 2020 года в условиях мировой эпидемии нового, доселе неизвестного планете, вируса. Я только вернулся домой после лечения, в больнице мне поставили диагноз двусторонняя пневмония. Один из тестов дал положительный результат на COVID-19, четыре были отрицательными. Впрочем, это ничего не значит. Последующий анализ на антитела показал, что я все-таки перенес коронавирус. Мне повезло, заболевание мое проходило не в такой тяжелой форме, как у моей коллеги по программе «Модный приговор» Надежды Бабкиной. Она провела в больнице месяц, а я только 10 дней. Меня не подключали к аппарату ИВЛ, как ее, в этом не было необходимости. И слава богу. Вирус унес больше миллиона жизней людей по всей планете. Мы все, жители Москвы и Петербурга, Нью-Йорка и Лондона, Мадрида и Милана, многих других городов, оказались в одной лодке. Всем пришлось сидеть на карантине. Сколько мы видели сюжетов по телевидению про Рим и Париж этих дней: опустевшие улицы мировых столиц, парикмахерские, рестораны, крупные торговые центры, музеи, библиотеки, парки – все закрыто. Безлюдная Венеция, ни одного туриста. Хотите, называйте происходившее биологической войной, концом света, апокалипсисом – ваше личное дело, как вы оцените пандемию. Но это вовсе не значит, что всем надо срочно закутаться в саван и медленно ползти в сторону кладбища. Нет!

Нам пришлось учиться сосуществовать с этим опасным вирусом, менять привычки и образ жизни. И в первую очередь свой облик – мы стали носить маски и перчатки. Это оказалось жизненно необходимым. Но что поделать! Каждый век приносит новые события, и из всех катаклизмов, я, конечно, выбираю пандемию, а не войну. Мне гораздо больше нравится, уж простите меня за такое кощунство, таблетки, капельница и две недели в больнице, нежели бомбежки, пожары и насильственная смерть миллионов людей. Да, мы вынужденно сидели дома несколько месяцев, многие потеряли свой привычный доход. Я тоже в их числе, поскольку были отменены мои лекции и выставки. Но я заметил по себе, что жизнь не стала совсем ужасной. Как только доход уменьшился, и траты почему-то перестали расти. Это, наверное, какой-то математический закон. Согласитесь, при желании можно обходиться малым, а радость бытия находить в самых разных проявлениях жизни. Даже в солнечном зайчике на стене кухни.

Раньше я так суетился, каждый день состоял из множества встреч с разными людьми, это был мой стандарт жизни. Я давал по 10 интервью, принимал участие в огромном количестве телевизионных съемок, всевозможного рода презентациях, ездил на открытие выставок, перелетал из одной страны в другую. Стремился везде поспевать, и в этом ритме чувствовал себя как рыба в воде. И вдруг все разом прекратилось, как в любимом мною романсе: «Ямщик, не гони лошадей, нам некуда больше спешить». Нет встреч, коктейлей, премьер, концертов, лекций о моде и выступлений. Я, как и остальные москвичи, все время проводил дома. И часто думал, стал ли я от этого несчастным? Нет. Чувствовал ли себя в чем-то ущемленным, потому что вокруг меня нет суеты? Нет. И это главный урок всем нам: довольствуйтесь тем, что у вас есть, и не мечтайте о том, чего у вас никогда не будет.

Мы привыкли к тому, что все идет своим чередом, по накатанной. А тут такой сбой! А осенью уже началась вторая волна эпидемии, вновь закрыты все кафе, рестораны: в Израиле, во Франции. Количество зараженных растет. Согласен, это испытание для многих. Но оно закончится. Конечно, мне не хватает привычных поездок в разные страны, но я прекрасно понимаю, с путешествиями можно и подождать. Зато во время карантина мне удалось разобраться в квартире, посмотреть огромное количество фильмов, послушать любимую музыку, дописать эту книгу. Я уверен, она понравится читателям, потому что в ней можно найти ответы на многие вопросы. Не стремлюсь заставить всех согласиться с моими мыслями, которые покажутся кому-то чудными или странными, как хотите. Первое, к чему я хочу призвать – к толерантности. Допустите, что у кого-то может быть совершенно иное мнение, не совпадающее с вашим, оно существует, и ничего с этим не поделаешь. Я занимаюсь прогнозами и футурологией моды как минимум 30 лет. И люди говорят: все, что Васильев предсказывает, сбывается.

Мы действительно сейчас стоим на пороге новой эры – перед дверью, открытой в неизвестность – перед нами туманное будущее, и нам придется изменить многие принципы, традиции, привычки. Так же, как и отношение к жизни в целом. Эти перемены коснутся экономического, политического, духовного мира. И, разумеется, индустрии моды. Нас ждет непростой период. Но это вовсе не значит, что надо опускать руки. Я всем желаю прекрасного настроения. Старайтесь вселить его в себя любыми путями, которые вам доступны. Для кого-то радость – дети, для иных – музыка, домашние животные, а для кого-то – поцелуй с любимым человеком. Будьте счастливы, невзирая ни на что.Часть первая




Мода на карантине
Глава 1




До и после




Дамский костюм Henry Fredricks&Co, 1970 год, США, из Фонда Александра Васильева







Пандемия стала переломным моментом ХХI века, она разделила мир на до и после. Мы перешли в новую реальность. Изменилось даже расстояние между людьми, теперь надо соблюдать безопасную социальную дистанцию в полтора-два метра. Причем, на мой взгляд, изменения эти пришли всерьез и надолго. А ведь мода предыдущих десятилетий подразумевала постоянный близкий контакт человека с человеком. Если его нет, то макияж, дорогие украшения, стрижки, прически и какие-то аксессуары не так уж и важны.

На мой взгляд, новое поколение будет воспитано в гораздо более скромных условиях, ярмарка тщеславия уйдет из людских отношений. И в результате в моде восторжествует новое направление: тотальное стремление к комфорту. Наступит эра триумфа домашней одежды. Мой прогноз: нас ждет глобальный переход на удаленные формы работы, учебы. И это коснется не только журналистов, юристов, учителей, врачей, психологов, но даже банковских работников. В связи с этим роль халатов, пижам, пеньюаров, спортивных костюмов и домашней обуви возрастет в разы. Новый образ жизни, не такой активный, подвижный, как раньше, приведет к тому, что следующие поколения будут гораздо массивнее, чем предыдущие. Что приведет к изменению моды на фигуры. Мы увидим на подиумах, если таковые вообще останутся, моделей с совершенно иными параметрами.

Мир продолжит стремительно меняться. На протяжении двадцати лет ХХI века и долгого периода в ХХ столетии люди с удовольствием целовались друг с другом на улицах, не видя в этом ничего предосудительного или опасного. И не только в щеку, но и в губы, приветствуя знакомых. Так здоровались на всех мероприятиях, встречаясь в кафе и ресторанах, кино и театре, в парках и скверах. Сколько раз я лично обменивался поцелуями с Надеждой Бабкиной на программе «Модный приговор». Неужели теперь об этом придется забыть? Скорее всего. Так же, как о рукопожатиях, – классическом приветствии, появившемся в середине ХIX века в Викторианской Англии. Это тоже кажется невозможным в нынешних условиях. Даже если вирус победят, а вдруг на смену ему придет другой? Я уж не говорю о целовании рук дамам. Эта форма приветствия, казавшаяся кому-то столь архаичной, все-таки существовала до недавних пор в более изысканном высоком обществе. Уверен, о целовании рук мы скоро забудем навсегда.

Напуганные пандемией люди будут бояться тесных контактов. Канут в лету многие формы общения, характерные для прошлой жизни. Еще недавно подруги, сидя в кафе на берегу моря, запросто предлагали друг другу: попробуй моего коктейля, сока, смело протягивая бокал. В новой реальности об этом не может быть и речи. Именно кафе долгие годы было местом встречи модной публики. Люди одевались для того, чтобы быть увиденными. Где? В том же кафе, ресторане, кинотеатре, театре, на выставке, концерте, дне рождения, юбилее, свадьбе. В месте, где довольно много народа. Мы называли это «выйти в свет».

На своем веку я повидал много разных женщин, прошедших через программу «Модный приговор». В начале моей телевизионной карьеры, около 13 лет назад, к нам в студию привели одну даму, работавшую ассенизатором в зоопарке. Специальным маленьким пылесосом она отсасывала экскременты в клетках животных. На программе она сказала: «После работы я хочу переодеться и выйти в свет». Я спросил: «А что вы называете светом»? Она ответила: «У нас напротив зоопарка есть небольшая кафешка», это был ее уровень. А кто-то тем временем летал на показы мод в Париж и Милан, как это делала моя коллега Эвелина Хромченко, для иных пределом мечтаний был поход на концерт в Кремль. Каждый находился на своем уровне социальной активности, которая после пандемии сократится в разы.

Предполагается, что в театрах должны будут соблюдать безопасную дистанцию. Вот только представьте, если зрителей рассадят в зале через кресло. А как же в таком случае быть подругам, которые пришли вместе? Они не смогут даже пошептаться на ухо во время спектакля, выразить свои восторги по поводу игры того или иного актера, декораций. То же самое и в кино. Как сидеть зрителям на расстоянии двух метров друг от друга! Ведь многие пары ходили в кино, не только чтобы посмотреть фильм, но и чтобы целоваться в темноте на последнем ряду.

В одежде первых двух десятилетий нового века сильно звучала тема соблазна: женщины с удовольствием демонстрировали на улицах голые ноги, руки, спины, откровенные декольте. Этот тренд тоже полностью сойдет на нет. Прикрывать тело начнут просто в гигиенических целях. Забота о здоровье вообще выйдет на первый план.

Сильно снизится интерес и к сексуальному кружевному женскому белью. Главная причина – опасность случайных связей. Поэтому мой прогноз печален: количество людей, живущих без семьи, только с домашними животными, увеличится в разы. Нас ждет десятилетие одиноких женщин с кошкой и одиноких мужчин с собакой, которые, может, и хотели бы познакомиться друг с другом и встретиться, но как это сделать в условиях самоизоляции? Что остается? Переписка, онлайн-флирт и всевозможного рода виртуальные сексуальные приключения.

Что пострадает больше всего? Продажа ювелирных изделий. Это всегда происходит во время кризиса. Подумайте сами, ведь совершенно неважно, в каких сережках, браслетах и кольцах вы сидите перед компьютером и общаетесь с кем-то в режиме онлайн. Это обидно для тех, кто покупал бриллианты, изумруды, но такова жизнь. Если сейчас хозяйка дорогих украшений захочет продать свое «богатство», то его купят, скорее всего, только как лом, и это большое разочарование для тех, кто потратил на приобретение драгоценностей немалые суммы. Многие поняли, что деньги надо хранить в золотых слитках или монетках, но не в ювелирных украшениях.

Интерес к вечерней одежде будет также полностью потерян. Ее оставят в прошлом. Во время пандемии массовые праздники оказались под запретом. И тут же появились какие-то другие возможности, которыми мы раньше не пользовались. Например, виртуальные дни рождения. Довольно забавная картина, когда каждый включает свой компьютер из дома, выходит в общий чат, поднимает бокал шампанского у себя на кухне и говорит имениннице: «Света, я тебя люблю и поздравляю». И все в один голос кричат «ура». А та сидит за столом одна. Но я думаю, что такая форма виртуальных праздников приживется. В онлайн перейдут не только дни рождения и юбилеи, но и презентации, премьеры фильмов, разного рода вечеринки. И разве для них понадобится особая вечерняя одежда? Вы уверены?

Огромные преобразования коснутся не только женского гардероба, но и мужского. Сотрудникам банковской сферы, дипломатам, юристам, членам правительства долгие годы был необходим галстук. Я думаю, что этот аксессуар постепенно уйдет в прошлое и останется только для торжественных встреч, которые мы можем пересчитать по пальцам: свадьба, выпускной вечер, юбилей. Но ведь и справляться они будут по-другому. Свадьбы тоже начали отмечать в режиме онлайн-трансляций. Разве могли мы такое представить когда-то? Как бы то ни было, не беспокойтесь, мода и стиль никогда не умрут, даже если покупательская способность населения снизится чуть ли не до нуля. Мода изменит свое направление. Но интерес к ней никогда не пропадет, покуда живо человечество. Она станет совсем другой. А вот какой? Поговорим об этом дальше.









Глава 2




До свидания, гламур!




Вечернее платье Pierre Cardin, 1962 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







Мода двух последних десятилетий была блестящей, яркой и гламурной. Но все переменится. Почему? Во-первых, потому что будущее всех массовых мероприятий совершенно неясно. Ведь шик, блеск, красоту неинтересно показывать самому себе в темном коридоре квартиры, нужен ночной клуб, коктейль, вечеринка, фестиваль. Представьте себе, а если все это будет под запретом из-за пандемии? К тому же на любой праздник требуются большие деньги. А где их взять в условиях экономического кризиса?

В 2020 году из-за коронавируса уже перенесли Олимпийские игры, отменили многие оперные, балетные и джазовые фестивали. В мае на Лазурном берегу Франции не провели Каннский кинофестиваль. Впервые за 73 года! Он был одним из самых модных, популярных светских мероприятий в мире, звезды блистали на красной дорожке в бриллиантах и платьях от знаменитых кутюрье, демонстрировали вечерние наряды со шлейфами и декольте. Увидим ли мы еще что-то подобное? Не уверен. Церемонию «Оскар» 2021 года уже перенесли с февраля на апрель. Но состоится ли она в это время? Неизвестно.

В октябре едва успели провести Московский кинофестиваль. С каждым годом он становился все более гламурным мероприятием: наши звезды понимали всю важность момента, знали, что их будут фотографировать, обсуждать наряды, разбирать по косточкам. Поэтому готовились к выходу на красную дорожку тщательно.

Не менее пафосно проходили мероприятия в шоу-бизнесе! Я лично присутствовал на «Новой волне», которую проводили еще в Юрмале. Причем меня не столько поражали своим видом звезды, сколько зрители в VIP-зоне. Женщины приходили в бриллиантах неимоверной величины, в таких нарядах, что часто затмевали артисток на сцене. А с какой помпой проходил в Баку музыкальный фестиваль «Жара»!

В эти годы всюду царила атмосфера бесконечного праздника, безудержного веселья. Как много надо было успеть за один вечер: поздравить с выходом новой коллекции дизайнера, заехать на открытие модного ресторана, потом на юбилей к подруге. Жили на широкую ногу. Но не надо забывать: русские люди не могут себя ограничивать. Мы любим: водки – так ведро, икры – так бочку, оливье – так тазик. Это черта нашего национального характера. Как поется в известной песне: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Вот и праздновали широко.

А как тратил деньги бывший хозяин Черкизовского рынка Тельман Исмаилов! Он построил в Турции самый дорогой в мире отель. На этот проект, по разным данным, ушло более миллиарда долларов. На церемонию открытия в мае 2009-го пригласили звезд мирового уровня Ричарда Гира, Шэрон Стоун, Монику Беллуччи. А теперь «Mardan Palace» заброшен, на территории никого нет, забор и некоторые элементы убранства, такие как люстры и светильники, разворованы. И он стоит пустой как памятник той эпохе, когда бездумно бросали на ветер колоссальные деньги. Но надо же было пыль в глаза пустить! На торги выставлен и элитный дворец торжеств в восточном стиле Safisa, который тоже принадлежал Исмаилову. Он находится в Москве на Воробьевых горах, там обычно отмечали юбилеи, свадьбы.

В Дубае построили гостиницу «Парус», в которой не было обычных комнат, а цена за ночь в улучшенном номере доходила до 15 000 долларов. И желающих там пожить это не останавливало. Отель обожали российские миллиардеры. Но сколько денег надо иметь, чтобы отдыхать так по-царски!

Шестидесятилетие фэшн-директора ЦУМа Аллы Вербер, ставшей олицетворением гламурной жизни Москвы, вспоминаю как одну из самых грандиозных вечеринок, которые я когда-либо посещал. Банкетный зал в Барвихе утопал в роскошных цветочных композициях из пионов и сирени, стены украсили огромными панно, мерцающими монограммой АV – Алла Вербер. Столы ломились от черной икры, крабов и других деликатесов, шампанское лилось рекой. А какое количество женщин, усеянных крупными бриллиантами, выплясывало под песни выступавшего Филиппа Киркорова! Не менее впечатляющие праздники устраивал Игорь Крутой. На свой юбилей композитор пригласил гостей в один из отелей в Турции на уикенд. Этот стиль жизни требовал постоянно находиться в тонусе, всегда улыбаться, радоваться всем и вся. Мы жили в эпоху угара гламура, когда нельзя было дважды показаться в свете в одном и том же коктейльном платье, не дай бог выйти в одних и те же туфлях, с одной и той же сумочкой. Когда люди могли полететь на свадьбу дочки русского олигарха в Лондон, где для них пела Дженнифер Лопес.

Я уверен, это время не вернется. Светская жизнь постепенно возродится, но в другой форме. Мы увидим иной состав людей, праздники нового формата. Появится другая «колода карт». Ведь что означает модное слово «тусовка», которым мы пользовались двадцать лет кряду? Этот термин явно пришел в наш разговорный язык из шулерского мира, когда можно было перетасовать одну и ту же колоду карт и раздать их игрокам. Кому даму, кому короля. Мне кажется, современная тусовка уйдет в прошлое. Шумных и пышных торжеств в ближайшее время не ждите.
Глава 3




Долой бренды!




Платье «Мешок из-под картошки», 1965 год, США, из Фонда Александра Васильева







В последние двадцать лет мир охватила настоящая брендомания. Состоятельные покупатели из разных стран, в том числе России, Казахстана, Украины, Японии, Китая и Кореи, сломя голову гонялись за одеждой самых известных домов моды. В нашей стране это началось в 90-е годы. Люди думали, что если они купят какую-то вещь, на которой крупными буквами будет написано Versace или Gucci, то их рейтинг и статус тут же повысятся. Одежда, обувь, аксессуары от раскрученных марок придавали им уверенности в себе. С моей точки зрения, это ужасно – логотип напоказ крупными буквами. Как правило, такие вещи стоят немалых денег. И те, кто их покупает, хочет похвастаться. Типичная ярмарка тщеславия: «Обратите внимание, какая у меня сумка, очки, туфли». Как поется в песне Верки Сердючки: «Я иду такая вся в Дольче & Габбана».

Точно такое же ощущение возникает, когда люди приглашают вас к себе в дом и ведут сначала не в гостиную, а показать другие комнаты: вот моя спальня, смотрите, какая у меня кровать и телевизор на всю стену, вот кабинет. Заводят в туалет, с гордостью демонстрируют золотой унитаз.

В своей жизни я встречал женщин, которые надевали костюм от Шанель, даже вынося мусор. И спрашивал их: «А зачем вы так делаете?» Они отвечали: «А если меня увидит кто-то из знакомых?» Это неверное решение, потому что госпожа сама мусор выносить не должна, это делает прислуга. Тогда уж лучше вы оденьтесь невзрачно, в спортивный костюм, повяжите платок на голову, и никто не заподозрит, что у вас в гардеробе висит костюм от Шанель. Если вы выносите мусор, разодетая, как фифа, со стороны это выглядит очень глупо.

У брендомании появилась и оборотная сторона – процветало производство фальшивых вещей. Подделкой продукции известных марок занимались подпольные цеха в Китае, Таиланде, Индонезии и других странах. Тот, кто бывал в Венеции, наверняка видел у каждого моста африканцев, особенно по вечерам. Они выкладывали прямо на тротуар фальшивые сумочки якобы от знаменитых марок, и на этот сомнительный товар всегда находились покупатели. Стоили они дешево – примерно десятую часть цены их оригинала в бутике или даже меньше. Но тем не менее люди такие подделки приобретали и носили.

Я лично – большой противник преклонения перед брендами и считаю, что это своего рода маскировка отсутствия вкуса. Человек, покупающий себе одежду, где крупными буквами написан логотип, рассчитывает на то, что знаменитая марка «не подведет». Она станет защитной броней. Никто не посмеет его критиковать. На самом деле брендовые вещи могут вам совершенно не идти. К тому же многих основателей марок уже нет в живых. Шанель умерла в 71-м году, Кристиан Диор в 57-м году, Баленсиага закрыл свой дом в 68-м году. Поэтому говорить, что коллекции последних лет имеют отношение к этим дизайнерам, глупо. Получается, что модные дома предлагают людям носить одежду, сшитую тогда, когда дизайнера давно нет на свете. Его имя и фамилию наследники или новые владельцы бренда продолжают штамповать на футболках, сумках, платках и так далее. Это приносит им прибыль. Если уж на то пошло, покупайте хотя бы вещи ныне живущего дизайнера, Тома Форда или Стеллы Маккартни, например.

Однако мне кажется, потребность людей в такого рода одежде постепенно сойдет на нет. Не навсегда – временно, но это произойдет. Потому что даже у богатых покупателей понизится платеже-способность. Желание останется, а возможности, к сожалению, не будет.

Мой совет тем, кто не сможет позволить себе покупать дорогостоящие вещи известных марок: не переживайте. Совсем не обязательно, что они вам подойдут. Бренд – это не индульгенция и совершенно не гарантия хорошего вкуса. Ведь никто не делает вещи конкретно на вас. Вся одежда производится массовым тиражом. В ней нет совершенно никакого индивидуального подхода. Но давайте вместе подумаем, ради чего люди одеваются? Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность через цвет, форму, ткань, украшения, аксессуары. Ищите то, что подойдет именно вам, а не вещь определенного бренда.











Одна из самых неправильных форм подбора – одеться с головы до ног в вещи какого-то одного бренда. Это так называемый total look, одна из самых главных и частых ошибок богатых россиянок. По какой причине? Они заходили в бутик, и там их «обували» по полной программе. Продавец или стилист магазина говорила: «Светлана Петровна, ну вам надо и сумку, и брюки, и жакет померьте обязательно, это же так стильно – носить вещи из одной коллекции». И доверчивая Светлана Петровна начинала скупать все подряд.

События периода пандемии в США, которые иначе как погромом и не назовешь, коснулись в первую очередь дорогих брендовых магазинов. Реакция людей, которых задело убийство американским полицейским афроамериканского актера порнофильмов, пять раз сидевшего в тюрьме, была яростной. Чего же хотела толпа? Носить ворованную одежду с логотипами. То, что раньше могли себе позволить только очень состоятельные люди. В прошлом году во Франции так называемые «желтые жилеты» также разорили бутики Парижа. Протестные волнения, которые вызвала пандемия, влияющая не только на легкие, но и на мозги людей, приведут к тому, что отношение к дорогим товарам из категории люкс сильно изменится. Люди сделают выводы.

Бренды уже начали терять свою популярность. Есть такой популярный сайт eBay, где продается все что угодно, от собачьего корма до старинных картин. Там же можно было купить вещи известных марок, потому что они не подошли по размеру или хозяйке срочно требовались деньги. В связи с тем, что одежда известных брендов 2010-х годов резко вышла из моды – я имею в виду коротенькие платья в талию с глубокими декольте, летом на этом сайте было выставлено на продажу множество моделей размеров 40 и 42 от Versace, Moschino, Dolce&Gabbana, Celine, Dior и других марок по цене от трех евро за новые фирменные платья с бирками. В магазине эти платья трех и четырехлетней давности стоили около 3 тысяч евро, а теперь их предлагали за 12. Надеюсь, эта цифра позволит охладить пыл любительниц брендов, удержит их от безумных трат. Не надо выкидывать деньги на ветер, платить за одежду тысячи евро. Она того не стоит. 12 евро – вот реальная цена каждой вещи через четыре года.









Глава 4




Для кого мы одеваемся




Вечернее платье Jacques Heim, 1969 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







Засев на длительный карантин, люди наконец-то задумались: а для кого же мы одеваемся? Значит, все-таки не для себя, для других, для выхода в город? На что я отвечу так: это индивидуальный выбор каждого. Мне хватает тех двух пар брюк, двух пар обуви, свитера и рубашки, которые я использую ежедневно. А ведь я человек, который в программе «Модный приговор» переодевается восемь раз за день. Но даже я пришел к выводу за время пандемии, что этот калейдоскоп разнообразной одежды мне не нужен. Во-первых, потому что никто меня в тот период не видел. А мой пес обожает меня в любом одеянии. И стоит ли так уж стараться наполнять гардероб все новыми вещами? Мне кажется, что в целом отношение к одежде переменится. Оно станет более осознанным.

Летом 2020 года люди после долгого перерыва вышли из дома на бульвары, в парки, на берега рек, на площади городов все в той же удобной одежде. И о моде они не особенно думали, а одевались так, как им удобно: практичность восторжествовала, и никаких особенных деталей, которые бы определили моду лета 2020 года в Москве, например, я не заметил. Скорее бросалась в глаза мода на образ жизни. Стали очень популярны поездки на велосипедах, катание на самокатах и роликовых коньках, прогулки с собаками. А также кофе на вынос, шорты и спортивная обувь, но ничего особенно пафосного мне лично, как историку моды, глазом зацепить не удалось. По-прежнему модным Бродвеем в Москве являются Патриаршие пруды, где собирается самая продвинутая публика с претензиями на гламурный образ жизни. И если вы, дорогой читатель, захотите поточнее узнать, что же сейчас носят в столице, усаживайтесь поудобнее на террасе одного из кафе на Патриках, упивайтесь бурлящей жизнью и наслаждайтесь демонстрацией мод.

Хотя переоценка ценностей уже началась. Я приведу вам пример: знаменитый певец Филипп Киркоров заявил о том, что хочет распродать свой гардероб, потому что он ему оказался не нужен. Правда, эффектных концертных костюмов, которые могли бы заинтересовать его поклонников, он не выставил. Зато можно было купить обувь, свитера, рубашки Филиппа довольно большого размера, потому что одно время он был гораздо полнее, чем сейчас. И вот эти большие вещи он распродавал по весьма доступной цене. Также онлайн-аукцион своего гардероба за прошлые годы организовала Алена Долецкая, бывший главный редактор журнала Vogue (Россия), к оторая продала вещи известных дизайнеров, чтобы освободить свой шкаф или из других соображений. Цены были довольно высокими.

Точно так же поступила и первая жена Эдуарда Лимонова, известная манекенщица Елена Щапова, во втором замужестве графиня де Карли, которая живет в Риме. Пандемия лишила ее средств, и она выставила на аукцион все картины, рисунки, любовно-эротические письма Лимонова и так далее, чтобы улучшить свое материальное положение. Но не факт, что она смогла на этом заработать много денег.

Интерес к аукционам, на мой взгляд, угасает. Они не будут столь же популярными, как когда-то, из-за отсутствия средств у людей. Пример: в Великобритании расположены два очень знаменитых аукционных дома «Сотбис» и «Кристис». Я являюсь клиентом и того и другого. И вот летом «Сотбис» прислал мне письмо: «В связи с новой экономической ситуацией и кризисом мы хотим опросить наших клиентов, есть ли у них желание и деньги в дальнейшем участвовать в наших аукционах? Что бы вы хотели на них видеть, и сколько бы хотели потратить?» Если такой огромный аукционный дом уже не вполне уверен в том, что стоит устраивать торги, это говорит о серьезном кризисе. Я уверен, что антиквариат в ближайшее время будет дешеветь.

Один из крупнейших западных аукционов недавно продавал гардероб киноактрисы Голливуда, известной своими музыкальными фильмами, Митцы Гейнор. И цены были довольно высоки. Начальная стоимость ее концертных платьев была около 700–900 долларов, а уходили они за 2–3 тысячи долларов за вещь. Также не так давно на аукционе продавались гардеробы актрисы Кэтрин Хепберн, кинозвезды 30-х годов Клодетт Кольбер и знаменитой Одри Хепберн. Три ее платья были приобретены для моей коллекции благотворительницей из Рима и переданы мне в подарок. Единственный известный мне аукцион отечественной звезды кино и шоу-бизнеса прошлых лет был связан с именем Людмилы Гурченко. Его устроил ее вдовец Сергей Сенин. Я присутствовал на показе-выставке этих вещей в одном из торговых центров Москвы, но, по имеющейся у меня информации, многое оказалось непроданным. И я знаю почему. У Гурченко была осиная талия, а у ее поклонниц – необязательно. Носить ее платья почти никто не сможет, это все экспонаты для музея.

Обесценится не только антиквариат, но и многие предметы роскоши. Люди научатся экономить. Последние двадцать лет мы, например, совершенно забыли о штопке, которой занимались все наши бабушки. Порвались носки, выкидываем. А что с ними делать? Вот увидите, мое предсказание сбудется: мы дойдем и до штопки. Люди начнут относиться к одежде бережнее, давать ей вторую, третью жизнь. Помните, как в фильме «Бриллиантовая рука» легким движением руки брюки превращались в шорты? Вспомним и об этом трюке. Мужчины возьмутся за ножницы и сделают из своих брюк бриджи, шорты, потом плавки.
Глава 5




На удаленке, или эфиры из кухни




В 2020 году большой популярностью стала пользоваться платформа под названием Zoom для всякого рода видеоконференций. Количество ее ежедневных пользователей за год возросло с десяти до двухсот миллионов человек. Из-за пандемии мир стремительно перешел в режим хоум-офиса.

И многие обратили внимание на то, что во время онлайн-встреч могут происходить непредвиденные вещи. Например, дама-политик из Испании летом проводила вебинар, а в конце позабыла выключить камеру. Стояла жаркая погода, и она поспешила снять блузку, думая, что уже отключилась от своей аудитории, оставшись в одном бюстгальтере. Ее фотографии разместили многие испанские средства массовой информации. А она гордо заявила: «Я хоть женщина пожилая, но своим бельем и грудью горжусь».

Другой казус, когда на zoom-совещании собрались члены совета директоров крупной компании, как и полагается, в пиджаках, рубашках и галстуках. Но позже выяснилось, что некоторые при этом даже не соизволили надеть брюки – их же видели только по пояс. Один из боссов по окончании заседания встал, тоже не выключив камеру, и его коллеги видели, что он расхаживает по квартире в пиджаке, рубашке с галстуком и семейных трусах. Какой конфуз! Неловкая ситуация, способная навредить репутации. Мой совет: всегда на важные видеоконференции надевать деловой костюм полностью на всякий пожарный случай – так безопаснее.

Кстати, приспосабливаясь к новым условиям, японские дизайнеры уже предложили оригинальное решение для мужчин. Это спортивный костюм – брюки для джоггинга и свитшот, верхняя часть которого представляет собой белую офисную рубашку. Ее видно только от груди и выше. Весь остальной костюм сшит из трикотажа, даже низ рукавов. Этот комплект домашней одежды сделан специально для видеоконференции. Если начальство неожиданно вызовет сотрудника на совещание, его не застанут врасплох.

Моя знакомая семейная пара пожаловалась мне: они устроили zoom-встречу со своим адвокатом, а он появился на ней в растянутой футболке. Им его внешний вид страшно не понравился, и они сделали свои выводы: «Уж точно не будем пользоваться его услугами». Так человек лишился своих клиентов из-за неопрятной одежды.

Когда видеоконференция носит деловой характер, мужчине, конечно, стоит надеть пиджак, а женщине – жакет. И если это действительно очень важная встреча, нет ничего лучше, чем английская блузка с бантом. Плюс очки в стильной оправе – и можете быть уверены, что повышение ждет именно вас, а не коллегу, которая пришла на то же совещание в старой замызганной футболке. Это большая ошибка. Кстати, обычная футболка таит в себе много опасностей. Она может обтягивать самым невыгодным образом вашу неидеальную фигуру, подчеркивать лишние килограммы на животе, акцентировать внимание на каких-то дурацких изображениях на вашей груди или неоднозначных надписях на иностранном языке.

Ваш внешний облик во многом зависит от формата онлайн-общения. Если вы приглашены на деловую встречу, то, разумеется, лучше выбрать одежду нейтральных тонов в офисном стиле. Если ваш выход в прямой эфир носит неформальный характер, можно нарядиться во что-то более яркое, интересное. Советую заранее приноровиться к своему компьютеру, его камере и посмотреть, сделав несколько селфи, в чем вы смотритесь наиболее выигрышно. К вещанию в прямом эфире надо относиться серьезно и ответственно, как это делают на телевидении. Изучите свои селфи, определите, что идет вам больше – розовая кофточка, синяя водолазка или фиолетовый жакет.

Наше мировосприятие так устроено, что каждый цвет вызывает определенные ассоциации. И, видя какие-то цветовые сочетания, мы сразу можем составить впечатление о человеке. Вы скажете о женщине в платье цвета асфальта: «О, да она серая мышь». А при виде девушки в розовой блузке сделаете вывод: «Какая она яркая, прямо кукла Барби». Это самые простые примеры, которые приходят в голову. Но согласитесь, если серую мышь нарядить в ярко розовое, она тут же станет Барби. И обратное – типичная Барби превратится в серую мышь, переодевшись. Это же элементарно. Поэтому думайте о том, какого эффекта вы хотели бы достичь.

На помощь вам придут аксессуары. Например, нужен деловой образ – надевайте очки в строгой оправе. Хотите выглядеть экстравагантно – повяжите на голову яркий платок. Не забывайте про макияж: подкрасьте ресницы, губы. Конечно, если вы считаете, что ваш образ вообще играет какую-то роль. А может быть, важнее показать ум, логику, и внешние данные уйдут на второй план.

Я призываю также хорошенько подумать о том месте, откуда вы собираетесь выходить в прямой эфир. Взгляните новыми глазами на свою мебель, обои, занавески. Вы же не хотите, чтобы люди разочаровались: какая у этого человека неинтересная, обшарпанная квартира. Уверен, чем больше мы будем проводить времени дома, общаться с миром через компьютер, тем сильнее возрастет роль интерьера.

За несколько последних месяцев я пересмотрел много прямых эфиров и пришел к выводу: тот антураж, который я видел, меня совершенно не впечатлил. Возможно, я предъявляю завышенные требования, но согласитесь, интерьер – это зеркало души, отражение вашего «я». И как можно слушать того, кто собрался рассказывать об убранстве квартиры, модных тенденциях или выборе ткани, если у него дома совсем неуютно.

Кто-то вещал с кухни, и тогда за его спиной мы видели плиту, немытую посуду или холодильник. А почему бы тогда, спрошу я, не проводить zoom-конференцию из туалета? Или не гламурно? Конечно, всем хочется произвести хорошее впечатление. А это можно сделать только один раз в жизни, когда вас видят впервые. Второго шанса не представится. Первое впечатление, как правило, решающее. Поэтому, выходя на видеоконтакт из своей квартиры, вы должны учитывать, что окажется у вас за спиной. Найдите себе более достойное обрамление, чем кухонная утварь. Вы можете вещать на фоне произведения искусства, пусть это даже будет не подлинная картина, а репродукция или яркий плакат. Прекрасный вариант – ваза с букетом цветов или ваши любимые комнатные растения: пальмы, фикусы, гортензии. Весьма достойно выглядит домашняя библиотека, стеллаж с книгами, полки с небольшими скульптурами, даже какая-то эффектная штора, частично закрывающая окно.

А вот сидеть на фоне голой стены не советую. Это может сыграть против вас – возникнет впечатление, что вы находитесь в отеле или на съемной квартире. Если, например, молодая девушка начнет видеообщение с мужчиной, который ей нравится, в квартире с голыми стенами, он подумает: «Боже мой, да у нее дома шаром покати, ничего нет».

Во время карантина меня пригласили поучаствовать в программе «Пусть говорят» на Первом канале. Ее героиней была актриса Татьяна Васильева, к которой я отношусь с большой нежностью и симпатией. Она вышла в эфир через айпад из своей квартиры, но выбрала не самую лучшую зону – прихожую, где стояли тапки, висела верхняя одежда. Конечно, вешалки и тапки найдутся у каждого, но это вовсе не значит, что сниматься надо именно рядом с ними. Я понимаю, большинство людей живут в малогабаритных квартирах, часто однокомнатных. Не все владеют такими загородными особняками, как у Яны Рудковской, но можно же что-то придумать для съемки.

Мода ближайших лет потребует от нас организации специального пространства в своем доме, мини-телестудий, откуда будет комфортно проводить свои онлайн-встречи, прямые эфиры.











Не забывайте, что вещание через айпад или телефон искажает лицо, деформирует его. Нос на экране выглядит небывало огромным, на первый план «вылезают» губы, брови тоже бросаются в глаза. Все эти нюансы надо учитывать.

Многое зависит и от освещения. Самое главное – не сидеть во время эфира спиной к окну, всегда помните, что источник света должен находиться либо сбоку, либо напротив вас. При желании можно найти правильные, интересные, комплиментарные ракурсы. Но их вовсе необязательно искать в вашей спальне, если, конечно, вы не собираетесь с кем-то открыто флиртовать.

Во время карантина стали также популярны zoom-вечеринки. Светская жизнь тоже переместилась в режим онлайн, и, возможно, в нем и останется. Рената Литвинова с друзьями, например, провела даже какой-то благотворительный ужин. Желающим на него попасть предлагалось заплатить пятьдесят тысяч рублей. И это только начало. Попомните мои слова, вход на такие мероприятия сделают платным. Хотя я не уверен, что гости получат то же удовольствие, что и в реальной жизни, где есть ароматы, звуки, атмосфера – то, что виртуальным способом невозможно передать. Но, как говорит русская пословица, на безрыбье и рак рыба. Мы вынуждены привыкать к новым условиям.

Как одеться на zoom-вечеринку? Не сомневаюсь, и тут появятся свои законодательницы моды. Мы увидим тех, кого раньше называли светскими львицами, и они начнут диктовать правила. Их наряды станут обсуждать в Интернете, обильно снабжая комментариями. Кого-то обольют помоями, а кто-то получит массу положительных отзывов, если придет в интересной одежде или в оригинальных очках. Его образ начнут тиражировать. Но без этого моды не существует. Ведь говорила же Коко Шанель еще в 1930-е годы: «Плохое не скопируют, копирование – признак вашей популярности».

В предыдущем десятилетии, с его вечеринками, презентациями, вернисажами и красными дорожками, мы разбирали всех по косточкам. Приходила Рената Литвинова на премьеру, и мы могли оценить ее целиком, с головы до пят. А сейчас, в zoom-эпоху – от талии и выше, только по пояс. Соответственно все акценты переместятся наверх – ближе к лицу. Оно вый-дет на первый план, если люди продолжат общаться в виртуальном пространстве. Мы же только делаем первые шаги на этом пути, и дальше будет еще интереснее.









Шляпка женская Marie Mercie. 1995 год, Франция, из Фонда Александра Васильева

Глава 6




«Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй»




В период пандемии некоторые браки не выдержали испытаний и начали трещать по швам. Режим самоизоляции пагубно сказался на семейной жизни. Как поется в частушках, «Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй». А Николай такой жизни не вынес.

Пресса писала, что в России за первый месяц самоизоляции количество заявлений, поданных на развод, возросло в десять раз. Почему так случилось? Потому что до карантина мужья и жены встречались, скажем честно, нечасто. У каждого была своя работа, свои увлечения: спортклуб – у него, салон красоты – у нее, рыбалка – у него, посиделки в кафе с подругами – у нее. А тут они оказались надолго заперты в загородном доме или двухкомнатной, а иногда и вовсе однокомнатной квартире. И выяснилось, что им не о чем даже поговорить друг с другом. Не будем скрывать, что поводом для свадеб многих молодых пар в России является секс. Людям кажется, что если они провели вместе пару-тройку страстных ночей без сна и отдыха, то надо обязательно жениться, хотя у пары нет ничего общего ни в интересах, ни в идеях, ни в жизненной философии.

Чтобы союзы не распадались, а сохранялись в такие периоды, как пандемия, надо проявить максимум толерантности, мудрости в отношениях со своей второй половиной. Я призываю всех укреплять семью, радовать друг друга по мере возможности, а не рушить брак упреками, претензиями и постоянной критикой.

Помните, что сохранить семью очень трудно. Разрушить – элементарно просто. На мой взгляд, брак – это цепочка взаимных уступок, соглашений, договоренностей. Только в такой дружеской обстановке он может существовать долго. А еще лучше, если брак сцементирован любовью.

Укрепить семейные отношения поможет смена образов. Внешний вид женщины играет в этом самую большую роль. Мой совет: чаще переодевайтесь дома. Не носите неделями одни и те же шаровары или пижаму. Если вы хотите, чтобы вами интересовался супруг, старайтесь каждый день радовать его разной домашней одеждой. Образы менять не так уж и сложно. Экспериментировать можно и с прической. Это не значит, что надо надевать парик или срочно стричься под мальчика, ведь даже при относительно коротких волосах можно преобразиться с помощью заколок, невидимок, обруча. Если муж любят яркую помаду, доставьте ему удовольствие и накрасьте губы.

Женщина должна быть особенно чуткой и деликатной в сложные периоды. Если вы понимаете, что супруг очень устал, он нервничает, потому что рушится его бизнес или подводят партнеры, можно придумать, как разрядить обстановку. Например, устроить дома романтический вечер при свечах. Только не делайте сюрпризов. Я думаю, если люди близки, не надо все держать втайне. Будет прекрасно, если, предположим, ваш муж отправится на пробежку или во двор подтягиваться на турнике, а вы за это время успеете приготовиться. Но почему бы не предупредить его: «Николай, дорогой, ты хотел бы сегодня провести со мной романтический вечер»? Спросите его, он вообще в настроении? Только не надо посвящать его во все детали, рассказывать, как это будет обставлено, чем вы его накормите, напоите, какие свечки зажжете. Но поинтересуйтесь, готов ли он к такому повороту событий. Если он не против и вы живете вдвоем, тогда вам на помощь придет прекрасный кружевной пеньюар, красивый браслетик на руке и новое нижнее белье. Но предупредить надо обязательно, чтобы он шел домой не с тягостными мыслями: «что там еще жена затеяла», а уже в каком-то приподнятом, игривом настроении.











Вообще, советую избегать сюрпризов – они не всем нравятся. Если мужчина хочет поехать с женой к морю, ему стоит спросить у супруги: «Милая, хотела бы ты слетать со мной на недельку на курорт?» А не тащить ее в аэропорт, когда она не знает, что ей предстоит, и уже у трапа самолета может возмутиться: «Что ж ты мне ничего не сказал, я даже не взяла купальник».

На «Модном приговоре» я часто вижу, как люди обижаются, получив подарок, потому что они неуместны или совсем не в их стиле. Приведу пример. Каждый помнит управдома из фильма «Бриллиантовая рука», которую блистательно сыграла Нонна Мордюкова. Все смотревшие эту комедию помнят эпизод, в котором она заходит к герою Никулина и видит красивую коробочку, которую он привез из Стамбула. Героиня Мордюковой говорит: «Ой, какая прелесть», в нетерпении открывает ее и меняется в лице – оттуда выскакивает чертик. Ее настроение вмиг портится.

Почему-то на Западе любую новость, хорошую или плохую, всегда предваряют словами. Например: «У меня, к сожалению, печальное известие». И вам уже понятно: кто-то умер. Нельзя ошарашивать человека, сказав ему в лоб: «Ваша бабушка ушла в мир иной».

И мужа надо подготовить к вашему сюрпризу, в том числе и к романическому вечеру, подарку, новому наряду, путешествию, радостной новости. Вы просто обязаны сделать это. Берегите здоровье ваших любимых, близких, не играйте с их нервной системой, это может привести к печальному концу.







Глава 7




Дефиле, жертвы моды, трендсеттеры




Вечернее платье Pierre Balmain, 1964 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







Мои прогнозы последствий пандемии в индустрии моды – не самые лучезарные. Модные дома и дизайнеры выживут, но их количество заметно сократится, кто-то непременно разорится. Нет сомнений, что в фэшн-индустрии грядут глобальные перемены. Французский бренд Saint Laurent решил отказаться от стандартного расписания показов в 2020 году. Дизайнеры пытаются адаптироваться к новым реалиям. Бренд Gucci отменил круизное шоу, которое должно было состояться в мае 2020.

Джон Гальяно, один из самых ярких дизайнеров конца ХХ века, полностью переходит на виртуальные показы и ищет форму, в которой можно представить зрителям свои модели, чтобы им было интересно. Может быть, дефиле, к которым мы привыкли, тоже уйдут в прошлое? Но ведь некоторые дизайнеры, особенно в России, работали только ради пафосного показа новой коллекции. Порой им даже были не важны продажи, потому что все расходы спонсировал «папик» – муж, жених или любовник. Человек, который мог сказать: «Ради тебя, Лида, я готов на все!» А Лиде хотелось, чтобы в зале сидело двести громко аплодирующих друзей, родных, знакомых, и виновницу торжества, заваленную букетами и подарками, снимали бы фотографы, а в Интернете на разных сайтах потом писали: «Показ коллекции талантливого молодого дизайнера Лиды Пупсиковой стал потрясающим триумфом стиля». А когда дефиле под запретом, то и интерес к созданию коллекций падает.

На самом деле это же довольно муторно и затратно: сначала что-то придумать и нарисовать, потом сделать выкройки, найти ткани, закупить их, проследить за пошивом, устроить примерки на манекенщицах. Это вам не шутки, а серьезное дело. И стоит ли тратить столько сил, энергии, если модный показ пройдет без помпы в пустом зале, а в виртуальной трансляции его посмотрят всего двадцать человек?

А что будет с теми, кто из года в год ездил на Недели моды в Милан, Париж, Нью-Йорк? Я называю таких людей «жертвы моды» и уверен, они точно не исчезнут. Они нужны. Эти люди всегда в курсе всех трендов, их жизнь – бесконечные походы по бутикам, просмотры новых коллекций в Интернете. Они знают все цены, размеры тех вещей, что продаются в ГУМе, ЦУМе, и не только. Им достаточно бросить один взгляд на фотографию вице-мэра Москвы Анастасии Раковой, и они сразу назовут вам стоимость ее костюма, пальто и шейного платка. А есть люди, которые даже не отличат дорогую сумку от дешевой, но «жертвы моды» никогда не допустят такой ошибки. Они также в курсе всех скандалов и сплетен в мире дизайнеров: кого убрали, кто куда перешел работать, кто кого подсидел. Каждый журнал Vogue или Harper’s Bazaar для них – библия, они читают глянец от корки до корки. Без таких людей модная индустрия не может существовать. И в России их немало, даже больше, чем во многих западных странах. Причина этого – железный занавес. Давайте вспомним, ведь в СССР долгое время все модные вещи были в дефиците, их доставали с трудом, как говорится, из-под полы. Процветала спекуляция. В 1961 году Яна Рокотова и Владислава Файбишенко показательно расстреляли за махинации с валютой и спекуляцию, в том числе и джинсами. По тогдашним законам им полагалось не более 8 лет колонии, но Никита Сергеевич Хрущев лично вмешался в ход дела и добился для фарцовщиков смертной казни. Подсудимые до конца не верили в реальность происходившего с ними. На первых заседаниях суда они легкомысленно шутили… Спустя полвека в США появился джинсовый бренд «Рокотов и Файнберг» с логотипом из восьмерки и двух летящих пуль. Но эта история – яркий пример того, как в СССР относились к людям, занимающимся перепродажей одежды. Только в 90-х годах в нашей стране все изменилось, и появилась возможность одеваться модно. Естественно, тут же возникло желание доказать, что мы-то не лыком шиты, мы не какие-то неотесанные внучки колхозниц, а очень даже модные штучки, готовые поддержать производителя любой ценой.

Кто же они? Во-первых, весьма состоятельные особы, готовые на большие траты: Ксения Собчак, Мирослава Дума, Яна Рудковская, Светлана Бондарчук, Софико Шеварнадзе, Ксения Чилингарова и другие. Их гардеробные ломятся от модных вещей. Хотя в мире у них немало конкуренток. Однажды я видел фильм про китайскую жертву моды, которая живет в Сингапуре. У этой женщины был специальный особняк, полностью оборудованный под гардеробную с бесконечными стеллажами и шкафами: в одном – только сумочки, в другом – исключительно туфли, в третьем – сплошь плащики. Поразительно! Такие люди раскупают модные товары в безумных количествах и рекламируют их, считая важным похвалиться каждым своим приобретением в «Инстаграме». Они же двигатель торговли. Лично я за то, чтобы жертвы моды существовали и процветали, но возникает вопрос, кому кризис и пандемия позволят так жить?

Не менее важны для индустрии моды и трендсеттеры, люди, которые сами задают тон другим. Им подражают, их копируют. Они могут быть как очень богатыми, так и не иметь больших капиталов. Зато у них есть харизма, чувство стиля, они создают тренды даже при минимуме средств. Безусловно, одним из самых известных мировых трендсеттеров стала Ким Кардашьян, она ввела в моду новый тип женской фигуры. Ее огромные бедра начали фотографировать, их обсуждали в социальных сетях, а закончилось все тем, что тысячи девушек во всех странах побежали вставлять себе импланты в ягодицы, чтобы выглядеть, как Ким.

Есть ли сегодня трендсеттеры в России? Я бы назвал стилиста Александра Рогова. Человек без специального образования, самоучка из Тулы, безусловно, очень смелый, не самый состоятельный, но добившийся большой популярности. Он не боится красить волосы в розовый, синий, зеленый цвет. И его копируют. Трендсеттером был в свое время и режиссер Федор Бондарчук – это он ввел в нашей стране моду на лысых мужчин. А вот художника Андрея Бартеньева называть трендсеттером я не стану, хотя он человек с очень оригинальным, эксцентричным внешним видом. Но ему подражать никто не станет и не сможет. Его наряды и головные уборы созданы в единственном экземпляре, конкретно под его образ. В России практически нет эксцентричной моды, которая, например, существует в Лондоне. Необычно одетый персонаж в Москве – событие небывалое. Здесь не принято привлекать к себе внимание какими-то чересчур эпатажными нарядами. Люди хотят быть, как все, или не хуже, чем все. На эстраде, на мой взгляд, очень эксцентрично одевается Кети Топурия. От нее не сильно отстает и певица Елка. Еще один пример – художница и галеристка Айдан Салахова. Но, возможно, круг замкнулся. Эксцентрику в целом в России не очень жалуют и часто порицают как движение, не близкое к массовой моде.









Глава 8




Вирус и фэшн-индустрия




Когда-то женщины не хотели отказываться от корсетов или снимать кринолины. Да, им было тяжело привыкать к новым правилам. Так и сейчас: не всем нравятся маски, перчатки. Но ничего не поделать.

Какие направления станут модными в этом десятилетии? Точно не скажу, но пофантазировать могу. Полагаю, что защитный стиль, навязанный нам коронавирусом, продолжится в моделях комбинезонов, капюшонов, масок, перчаток, специальных очков. Я уверен, что найдутся дизайнеры, которые каким-то образом перефразируют одежду, придуманную для врачей «Скорой помощи» и медиков госпиталя в модный тренд.

Я уже видел шейные платки с рисунком QR-кода. Мода, как и подобает зеркалу истории, всегда цепляется за остросовременное, актуальное. Чему удивляться, если в продажу поступили футболки с портретом Моны Лизы в медицинской маске. Уверен, если в поисковой системе вбить: «купить майку с изображением коронавируса», мы найдем и ее. И даже в скором времени отыщем ювелирные украшения с мотивами COVID-19. Молекула коронавируса запоминающаяся, оригинальная и по цвету необычная. Не надо ходить к гадалке, Васильев вам предсказывает: дизайнеры выпустят украшения из золота с эмалью и рубиновыми вставками, точно изображающие эту опасную молекулу. Все дизайнеры – такие же люди, как и мы с вами, они страдают теми же проблемами и живут в тех же условиях, которые нам диктует новая реальность.

Сама жизнь подскажет новые тренды. Возможно, скоро начнут выпускать одноразовую одежду из специальных материалов – поносил три часа и выбросил. Так гигиеничнее и безопаснее.

Но окончательные выводы делать рано. Несколько месяцев пандемии – недостаточный срок, чтобы с уверенностью строить прогнозы. Каждый день у нас разные новости, противоречащие друг другу. Одно ясно – маски надолго остаются с нами. Я уверен, что дизайнеры в будущих своих коллекциях сделают их из необычных материалов, не исключу, что даже из кружева.

Жан-Поль Готье уже представил свои маски под девизом «Защити себя, создай себя». Как обычно, дизайнер создал настоящие шедевры, которые в своеобразной манере повторяли его культовые коллекции. Здесь можно найти и знаменитый полосатый принт (матроска), и кожаные маски с застежкой-молнией, и модели, украшенные сложными аппликациями из перьев.











А сколько оригинальных масок мы уже видели: и с губками, и с цветочками, и со стразами, как у Филиппа Киркорова. И в этом, возможно, проявится наша креативность. Русский народ талантлив в выдумке, особенно если ему указать направление. Разрисуют вам маску и под хохлому, и под гжель. Уже выпускаются прозрачные защитные экраны из пластика в виде забрала, несколько напоминающие рыцарские шлемы. Они крепятся на голове и полностью закрывают лицо. Но у них есть некоторые недостатки, например, от дыхания экраны запотевают.

Могу сказать точно, обратной дороги к старой жизни, увы, не будет. В 1930-е годы многим хотелось танцевать чарльстон, но в моду вернулось танго. Подробнее вы узнаете об этом из следующей главы.







Часть вторая




Как менялась мода
Глава 9




Катаклизмы ХХ века




Дамское платье Дома моды Rouff, 1907 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







Мода – это своего рода «зеркало истории». Она всегда отражает те процессы, которые происходят в обществе. Мировые войны, экономические потрясения, кризисы и катаклизмы – все это так или иначе сказывается на гардеробе. Предлагаю вместе вспомнить, как менялась мода в ХХ веке и какие события оказали на нее самое большое влияние.

Начнем с 1900-х годов, которые прошли под знаком триумфа стиля модерн. Этот стиль зародился в конце XIX века одновременно в разных странах художниками, архитекторами и другими творцами. В Испании модерн был связан и был связан с творчеством знаменитого архитектора Антонио Гауди, создавшего в Барселоне множество зданий удивительной архитектуры. Во Франции это был ар-нуво, его название произошло от одноименного бельгийского художественного журнала. В Германии новое направление назвали югендстиль. В Австро-Венгрии и Польше – сецессион, что значит «закатный стиль». Видите, сколько разных наименований одного и того же направления.

Модерн идеализировал новый тип женщины периода Belle Epoque, то есть прекрасной эпохи. Чем же этот стиль моды был прекрасен? Тем, что дамы из состоятельных классов не работали и при этом очень привлекательно одевались. Заработок лежал полностью на плечах мужчины, а его супруга могла уделять массу времени своему гардеробу, будуару и личным увлечениям.

В 1900-е годы в моде существовал ритуал переодевания. Женщины в богатых домах переодевались до семи раз в день. Этот процесс сопровождался шнурованием очень тугого корсета, стягивавшего талию до пятидесяти-пятидесяти пяти сантиметров в объеме, что занимало около тридцати минут. Вот так в постоянных переодеваниях и шнуровке время пролетало незаметно. Первый раз за день в те времена переодевались в пеньюар, второй – в домашнее платье, третье платье было прогулочным, четвертое – визитным, пятое – чайным, шестое – обеденным, седьмое – бальным.

Особенности силуэта того времени – тонюсенькая осиная талия, пышная грудь и юбка колоколом. Создавался образ женщины-стрекозы, бабочки или, благодаря объемной шляпе, распустившегося цветка. Следовать этой крайне женственной моде стоило огромных усилий и финансовых средств. Платья шили в пол, подолом подметали тротуары в эпоху, когда автомобили еще не получили распространения, а дамы и господа передвигались в ландо, каретах и бричках. Лошади оставляли на булыжной мостовой немало навоза. Все это цеплялось к платью, его надо было реанимировать после каждой прогулки: отстирывать, утюжить, крахмалить. Дамы из общества всегда имели как минимум две прислуги – горничную и кухарку, одна занималась столом и приготовлением еды, другая нарядами и уборкой. Но часто им в помощь привлекали еще и прачку, и домашнюю портниху. Такой стиль жизни могли поддерживать только состоятельные люди. Женщины в 1900-е годы еще не голосовали ни на муниципальных выборах, ни на государственных, не имели доступа к высшему образованию, права на развод и на курение в обществе.

Главными цветами эпохи модерн в женских нарядах стали природные и цветочные тона. Оттенки были нежными и пастельными, часто серо-зелено-голубой гаммы, напоминающей о затянувшемся тиной водоеме. Эти тона особенно нравились. Так же, как и цветочные аппликации в виде жуков, стрекоз, мотыльков, бабочек, чучела райских птиц и даже огромных чаек – они часто украшали головные уборы в эту загадочную эпоху.

Дама не должна была быть загорелой и смуглой, ценился бледный, болезненный вид, нежные цветочные запахи парфюмерии, тонкое шелковое белье в тон платьев и нижних юбок.

Главным реформатором этого стиля стал в начале ХХ века французский модельер Поль Пуаре. Он предложил женщинам новую форму корсета – грацию со вставками из резины, что носилась гораздо легче, а с другой стороны, изменила форму силуэта, подняв талию под грудь.









Бальный веер на перламутровом остове в стиле рококо, 1765 год, Нидерланды, из Фонда Александра Васильева









Дамское платье, автор неизвестен, 1904 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







В 1909 году знаменитый импресарио из России Сергей Дягилев привез в Париж труппу русского балета с яркими танцовщиками, декорациями и костюмами. Они невероятно повлияли на развитие мировой моды, ввели новые восточные сочетания цветов: оранжевого, изумрудного, лилового и красного. В результате от бледных, болезненных пастельных тонов перешли к очень энергичным ярким оттенкам «витаминного» характера. Уже к 1914-му году женщины облачились в более короткие платья, шляпы заменили тюрбанами в восточном стиле, как в балете Дягилева «Шахеразада». Макияж тоже сильно поменялся благодаря зарождению черно-белого кино с новым типажом актрис, которые получили название «женщины вамп». У них были глубокие, как у актрисы Веры Холодной, темные тени на веках, бордовая помада на тонких и аккуратных губках, сложенных бантиком.

Первая мировая война прервала эту вакханалию цвета и декаданса, молниеносно введя более практичный стиль, связанный с новыми заботами. Многие женщины начиная с 14-го по 18-й год становились сестрами милосердия, помогали в госпитале раненым, шили белье солдатам, знамена и шинели, занимали рабочие места на фабриках и заводах, так как большинство мужчин ушли на фронт. Стали пользоваться спросом вязаные вещи – шарфы, шапки, кофты, укороченные юбки. В моду вошли армейские цвета – хаки, черный, темно-синий, коричневый. Недостаток моющих средств, трудности с горячей водой заставили женщин остричь волосы. Это делалось также и во избежание заражения вшами.



1920-Е

Как ни странно это прозвучит, но самые интенсивные перемены в моде происходят как раз по окончании войн. И главная причина этого – физическое уничтожение большого количества мужчин. Так случилось и после Первой мировой. Многим вдовам пришлось устраиваться на работу, чтобы обеспечить себя. Мир охватила эмансипация. Политические, экономические и социальные преобразования закончились тем, что дамы к началу 20-х годов отказались от корсетов, укоротили юбки и остригли длинные волосы. В женские гардеробы проникли вещи, считавшиеся традиционно мужскими, например, брюки. Представительницы слабого пола закурили, стали использовать портсигары и мундштуки. Согласитесь, эти изменения выглядели весьма революционно.









Платье парижского Дома вышивки Kitmir, 1927 год, Франция, из Фонда Александра Васильева







Во время войны многие недоедали, плохо питались. Четыре голодных года привели к тому, что у женщин уменьшились грудь и бедра, их фигуры стали худощавыми, сухопарыми, плоскими, как у мальчиков. Поэтому в моду 20-х годов вошли прямые платья с заниженной линией талии, не акцентирующие внимания ни на бедрах, ни на груди.

На женские образы сильно повлияло немое кино, благодаря которому появилась мода на выбеленные лица, маленькие губки, нарисованные с помощью темной помады, по форме напоминавшие крошечное сердечко, довольно темный, густой макияж вокруг глаз. Темноволосые в ту эпоху встречались гораздо чаще, чем блондинки. Модницы 20-х питали слабость к шляпкам клош, плотно облегающим голову. По форме такая шляпа с маленькими полями напоминала колокольчик или каску солдата и хорошо смотрелась со стрижкой каре.

Период 20-х годов в России синонимичен со стилем эпохи НЭПа, которая была ярко описана в романах Ильфа и Петрова, в рассказах Зощенко, в поэзии Маяковского. Центром модной торговли в Москве стал Столешников переулок, там находилось много частных ателье. А в государственных руках оказались все парфюмерные фабрики, созданные задолго до революции и выпускавшие мыло, косметику. Самым популярным ароматом эпохи стали духи «Красная Москва», существовавшие и ранее, но под другим названием – «Букет императрицы». Остались непроданными цистерны этих духов, выпущенных к трехсотлетию Дома Романовых в 1913 году, и их переименовали в «Красную Москву». Кстати, существующее и поныне печенье «Юбилейное» тоже создали в 1913 году к юбилею династии Романовых на кондитерской фабрике «А. Сиу и Ко», которая теперь называется «Большевик». К десятилетию Октябрьской революции на одной из парфюмерных фабрик создали духи «Красный мак». Новые духи имели стойкий аромат и нашли много поклонниц у нас в стране.

Обязательными атрибутами модного гардероба считались фильдеперсовые чулки, сделанные из шелковой нити, и обувь с перепонками, в которой обычно танцевали чарльстон и фокстрот. В этих танцах было столько энергичных движений, что если бы обувь не закрепляли ремешками, она бы спадала с ноги и улетала в самый темный угол дансинга.

После Первой мировой войны осталось немало вдов, которые мечтали прокормить свою семью. Им хотелось подзаработать, а так как профессионального образования они не имели, их спасением стало рукоделие. Многие из них вышивали бисером и стеклярусом, и делали это весьма искусно. Большая часть вечерних платьев, маленьких сумочек и кошельков на цепочке в 20-е годы была вручную расшита бисером, стеклярусом или пайетками. Платья в ту пору часто отделывали бахромой, она прекрасно смотрелась в танце в ритмах джаза. Дамам той эпохи нравились боа из перьев и пышный мех. Особенно ценили песца, из него шили накидки и горжетки. Мех на шубах предпочитали с длинным ворсом. Самым популярным украшением считалась длинная нитка жемчуга, она оборачивалась вокруг шеи один или несколько раз и свободно спускалась на грудь. Но не все могли позволить себе натуральный жемчуг, тогда в ход шел искусственный.

Все эти ухищрения были рассчитаны только на то, чтобы произвести наибольшее впечатление на мужчин. Ведь многие из них погибли в окопах Первой мировой, не вернулись с поля боя. Кавалеров на всех не хватало. За их внимание приходилось бороться. В 20-е годы в мире царила атмосфера бьющей через край энергии и бесконечного праздника, который всегда с тобой.



1930-Е

И вдруг эйфорию ревущих 20-х с их джазовыми вечеринками и фокстротом прервал разразившийся в Нью-Йорке банковский скандал. В результате осенью 29-го года доллар рухнул, деньги обесценились, компании разорились. Это привело к череде самоубийств среди банкиров, закрытию фабрик, заводов и массовой безработице. Мода 30-х годов началась с периода Великой депрессии. Я сравниваю ту эпоху с тем, что ждет нас после пандемии, и вижу немало общего. Людям и сейчас, и тогда пришлось учиться экономить. Женщины, потеряв работу, уже не могли себе позволить так часто менять наряды, покупать обновки. В 30-е годы платья стоили намного дешевле, чем в 20-е, их редко вышивали вручную, уже не декорировали бисером или блестками. Обычно покупали себе одно черное платье и надевали его каждый день с разными аксессуарами.









Дамское платье, автор неизвестен, 1934 год, США, из Фонда Александра Васильева







Так как настоящие драгоценности в период экономического кризиса оказались многим не по карману, широкое распространение получила дешевая бижутерия. В этот период господствовали недорогие украшения. Многие элементы декора – пряжки, брошки, ожерелья – делали из бакелита, разновидности пластической массы, полимера. Аксессуарам – перчаткам, шляпке, сумочке и обуви – уделяли повышенное внимание. Их подбирали так, чтобы они совпадали по цвету и подходили к любому туалету.

Но мода не умерла. Правда, она уже в корне отличалась от того, что носили в предыдущем десятилетии. Доминировал крой по косой, но силуэт выглядел более женственно, грудь, талию и бедра старались подчеркнуть. Главная причина таких изменений крылась в том, что за десять лет женщины нагуляли телеса – они хорошо питались, в Европе и Америке в 20-е годы жили более-менее сытно. Если сравнить американские кинофильмы выпусков 29-го и 30-го года, изменения в женском силуэте очень заметны, просто очевидны. От юбок до колена отказались, платья в 30-м году стали шить много длиннее, закрывая икру, выбирая более женственный приталенный силуэт. Многие люди жили в минималистичных, функциональных, малогабаритных квартирах. В СССР это были коммуналки с многочисленными соседями и общей кухней. Такой вот стиль эпохи.