Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

– Ну, обалдеть. – Если бы здесь был капитан Вяткин, он выразился бы намного крепче. – А нельзя было так и сказать – «мята»? Шисо какое-то придумали. Ну, хоть с хлопьями-то все нормально?

– Это не совсем хлопья. Гранола.

– По-японски? Гранола-сан?

– Вас раздражают названия? Бросьте, Сергей Валентинович. Вы не целевая аудитория этого кафе.

С первого дня знакомства Джанго была подчеркнуто вежлива со всеми, даже к своему ненавистнику Вяткину обращалась исключительно по имени-отчеству. Но это была никакая не вежливость – изощренное, высоколобое и оттого не всяким считываемое хамство. Чего только стоила ее фраза «Мне кажется, ваш дебилизм передается воздушно-капельным путем, Григорий Федорович».

И что-то там еще про марлевые повязки.

– У Уласовой – полторы тысячи подписчиков в Инстаграме, тысяча сто на Ютьюбе. Как вам такая целевая аудитория? – мрачно произнес Брагин.

– Слезы по нынешним временам.

– Но всяко не говорит о трудностях с общением.

– Да ни о чем это вообще не говорит. – Джанго вскрыла баночку с десертом. – Глупо полагаться на опосредованную связь, она только искажает картину. У вас есть аккаунт в соцсетях?

– Нет, – честно признался Брагин. – У меня и времени-то нет на подобную лабуду. Правда, есть несколько профессиональных пабликов, на которые я подписан.

– Сколько их?

– Штук десять-двенадцать.

На самом деле – три. И зачем только он соврал?

– Негусто.

– Мне хватает.

– У среднестатистического пользователя Сети пабликов наберется никак не меньше полусотни. Часто – больше. Это создает иллюзию многовариантности альтернативных мнений и свободы выбора. Одна точка зрения, как и множество этих точек, – всего лишь повод. Приглашение – к самого разного рода манипуляциям. К тому же подавляющее большинство блогеров взаимозаменяемы. Насколько я поняла, вторая жертва – Уласова – вела трэвел-блог с уклоном в эзотерику?

– В последний год – нерегулярно.

– Сколько таких блогов в Сети? Миллионы. Если один исчезнет, никто даже не заметит. Скорее заметят, что человек вернулся, – после имейл-уведомления о новом видео. Тогда могут и написать что-то вроде: «О. Ты где пропадал?» А может, не будет и этого. Слишком большой объем информации валится на голову каждый день. Уследить за всем невозможно.

– Согласен. Допустим, все эти подписчики ничего не значат…

– Ничего.

– А смерть? Она – значит?

– Да, конечно. Это единственная четко определенная точка, вокруг которой должна выстраиваться вся система координат.

Умничает. Болтает ложкой в десерте и умничает. Вот стерва!

– Кое-что могли значить близкие Уласовой люди, родные. – Джанго сморщила губы в скептической улыбке. – Они должны были поднять тревогу. Но не сделали этого, почему? Потому что Аяна Уласова неоднократно практиковала подобное. Исчезала на несколько недель, а потом всплывала где-нибудь на Гоа.

Не только Гоа. Было еще несколько отдаленных мест в Индии, куда она отправлялась «ради духовных практик». Об этом Брагину рассказали родители девушки, приехавшие из Австрии. Отношения в семье были довольно сложными, пару лет они не общались вовсе, ограничиваясь переводом денег на банковский счет дочери. Родители практически ничего не знали о ее личной жизни, жива-здорова – и слава богу.

Теперь – не жива.

Семнадцатого мая ее в последний раз зафиксировали камеры видеонаблюдения: Аяна Уласова вышла из подъезда собственного дома на набережной Мартынова и села в Яндекс-такси. Оперативно найденный таксист, гражданин Узбекистана Закиров, сообщил, что должен был отвезти пассажирку в торговый центр «Европолис», но за несколько кварталов до центра Уласова неожиданно попросила его остановиться и покинула салон авто. Несчастного, перепуганного насмерть узбека ждали бы большие неприятности, если бы этот момент не сняла еще одна видеокамера – на фасаде строительного супермаркета «Сатурн»: вот девушка выходит из такси, вот такси трогается с места и уезжает по Литовской улице. Уласова же переходит дорогу и идет по направлению к улице Грибалевой. Впереди, где-то в километре, находится ТЦ «Европолис», в котором девушка так и не появилась. Справа, по Грибалевой, – центр мебели и мебельные склады. Чуть дальше – стройка. Очередной жилой комплекс из десятка параллельно строящихся зданий. Слева – дорога, небольшая аллея и жилые дома, в основном – кирпичные пятиэтажки. До тех пор пока Аяна не вышла из зоны видеонаблюдения, она была одна. Ни с кем в контакт не вступала, никто ее не сопровождал. Ярко выраженный этностиль в одежде, маленький рюкзак за спиной, высокая, длинные волосы. Симпатичная.

Брагин вспомнил, что примерно так же в свое время подумал об Ольге Трегубовой. Симпатичная девушка, миловидное, но плохо запоминающееся лицо.

– Не имеет значения, – сказала Джанго. – Для этого парня лицо вообще не имеет значения, он заменяет его своим. Тем, которое ему нравится, не дает покоя. Которое хочется постоянно воспроизводить. И чтобы это – воспроизведенное лицо – гармонично сочеталось с остальной фактурой. Обе девушки высокие, около метра семидесяти. Стройные. Третья жертва, о которой мы пока ничего не знаем, – не исключение.

– Кое-что знаем.

– Секунду.

Новоиспеченная коллега Сергея Валентиновича достала из сумки, висевшей на спинке стула, планшет и несколько секунд что-то изучала в нем.

– Третья жертва. Рост метр семьдесят, худощавое телосложение, особых примет нет. Инъекция флунитразепама перед смертью, но сама смерть наступила в результате асфиксии. Все как и в предыдущих случаях. И орудие преступления то же… Ага, вот и отличия. В паху и ротовой полости обнаружено несколько волос: судя по структуре – собачьих. Определить породу не удалось, но, скорее всего, это короткошерстная собака. Варианты могут быть самые разнообразные – от тоя и английского бульдога до кане корсо, бульмастифа и ретривера. Вы это имеете в виду?

– В предыдущих случаях их не было. Собачьих волос. Почему они вдруг возникли?

– Вряд ли это случайность, – после небольшой паузы задумчиво произнесла Джанго.

– У него есть собака?

– У него есть соображения по поводу собаки.

Опять умничает, стерва.

– То, что ошметки собачьей шерсти всплыли… в таких местах… Можно ли считать это… эм-мм… сексуальным извращением?

– Девиаций может быть сколько угодно, но пока я не вижу никаких проявлений сексуальной агрессии. Как не вижу проявлений сексуальности вообще. Либо убийца обозначает ее и связанное с ней доминирование по-своему.

Перед Брагиным на долю секунды закружились в хороводе стеллажные полки из секс-шопа «Розовый опоссум». Но чувствовал он себя гораздо лучше, чем в ту ночь. И дурацкого, ничем не объяснимого смущения тоже не было – в конце концов, перед ним не сопливая девчонка-администратор, а дипломированный спец по психопатам и извращенцам, запретных и неудобных тем для нее не существует. И за эту неделю у Брагина уже была возможность убедиться: о самых немыслимых и страшных вещах Елена Викторовна Джангирова способна говорить абсолютно безэмоционально, ровным, спокойным голосом. Как если бы она делилась со всеми желающими рецептом засолки огурцов.

– Он может быть импотентом, – ни с того ни с сего брякнул Сергей Валентинович.

– Он может быть даже женщиной. – Еще одна снисходительная улыбка, адресованная простаку Брагину.

– Женщина – серийный убийца?

– Гендерные стереотипы ломаются и уходят в прошлое. Еще немного – и они вообще перестанут существовать, это объективная реальность. И преступления, пусть и самые тяжкие, – такая же часть реальности. Так что я ничего не могу исключить.

– Правда?

Джанго ответила не сразу: не смогла отказать себе в удовольствии доесть наконец последнюю ложку десерта. И только потом произнесла с легким сожалением в голосе:

– Все-таки женщину я бы исключила.

А я бы нет, Елена Викторовна, а я бы нет.

Брагин неожиданно вспомнил о Полине Ветровой – соседке Трегубовой и матери мальчика-аутиста Кирилла. Когда стало окончательно ясно, что Трегубова погибла не в самом начале июня, а в самом конце апреля, Брагин решил еще раз поговорить с Полиной. Что, если именно она присматривает за цветком? А не сказала об этом по одной простой причине: ни Брагин, ни Вяткин, ни Однолет не спрашивали ее об этом. Не успели спросить. Зато сейчас этот вопрос был актуальным как никогда.

Отпечатки.

Помимо многочисленных отпечатков самой Ольги в комнате были найдены отпечатки еще как минимум трех человек. Одной из этих людей вполне могла оказаться уехавшая Якубина (это выяснится в ближайшее время), по поводу остальных можно строить самые разные предположения, включая невероятные, – ведь несколько вещей, обнаруженных во время осмотра комнаты, явно не принадлежали ни Оксане Якубиной, ни Ольге, ни кому-либо из соседей.

Не могли принадлежать, потому что имели прямое отношение к Аяне Уласовой.

Только начнешь думать об этом, как обязательно упрешься в тихое восковое торжество Альтиста: то ли еще будет, дурошлепы. Невероятное.

А чтобы невероятное наконец вступило в свои права, нужно исключить самое что ни на есть очевидное.

Полину Ветрову и ее сына.

* * *

Прежде чем нанести визит осьминожке, Брагин собрал кое-какие сведения о ней. Тридцать девять лет, разведена, дочь крупного партийного функционера и главреда кинообъединения на «Ленфильме» – оба не пережили девяностые. От родителей Полине досталась большая квартира в центре Питера и кое-какие сбережения, а друзья матери помогли девушке сначала поступить в Институт кино и телевидения, а затем устроили в одну из кинокомпаний по производству сериалов.

Незаменимая Лера Гаврикова обнаружила даже интервью Полины одному из популярных женских журналов, датируемое второй половиной нулевых. Интервью с подборкой фотографий шло в рубрике «Улыбаясь будущему», и на снимках двадцативосьмилетняя Полина Ветрова действительно широко улыбалась – не только читателям, но и себе самой. И жизни, полной самых дерзких ожиданий. Теперь, спустя почти двенадцать лет, Брагин знал, чем все закончится: рождением больного ребенка, уходом мужа, уходом из профессии и комнатой в коммуналке. И не мог не поразиться контрасту между той Полиной, которую он знал, и этой – молодой, яркой, чрезвычайно привлекательной женщиной. Это были два разных человека. Увиденное так потрясло Брагина, что он позвонил своему старинному приятелю Лехе Грунюшкину, с которым (после известных событий) не общался почти год[5]. Все-таки ты свинья, Сергей Валентинович, несчастный Леха в твоих гребаных личных проблемах уж точно не виноват.

– Есть дело, – хрюкнул в трубку Брагин, даже не поздоровавшись. Да и ладно, иногда необходимо создать иллюзию, что ничего не произошло, просто возобновляется прерванный накануне вечером разговор под пивасик и копчужку.

– А я думал, не позвонишь больше, – хохотнул Леха на том конце провода.

– С чего бы?

– Да просто так.

– Работы завались.

– Не всех злодеев еще переловил?

– Всех не переловишь, но стремиться нужно.

– Ну, а что за дело?

– Интересует один человек. Женщина.

Теперь Грунюшкин захохотал в голос:

– Даже не начинай!

Хороший парень Леха Грунюшкин, золотой, нужно только переждать, когда он закончит резвиться и включится наконец в серьезный разговор.

– Полина Ветрова. Слыхал про нее?

В трубке воцарилась глухая тишина – такая глухая и долгая, что Брагин забеспокоился – уж не случилось ли чего со связью.

Не случилось.

– Она в России? – осторожно кашлянув, поинтересовался Леха.

– А не должна?

– Вроде бы уезжала в Израиль. У нее сын проблемный, там как будто брались подлечить.

– Выходит, ты ее знаешь.

– Не близко, – почему-то испугался Грунюшкин. – Работали вместе на паре проектов. Я линейным, она исполнительным. Ей тогда лет двадцать пять было, может, двадцать шесть. А хватка такая – любой мужик позавидует. Хватка и чутье. Не телка – конь с яйцами. Причем такой величины, что по асфальту волочились и искры высекали. Точь-в-точь ее мамаша, только еще круче. А мамаша у нее будь здоров была. Железная леди, Агния Венедиктовна Барская, о ней на старом «Ленфильме» легенды ходили. Сгорела от рака в девяностые.

– А отец?

Что произошло с отцом Полины, Брагин уже знал: старый дурак Ветров, начинавший партийную карьеру в правоохранительных органах, застрелился из наградного ТТ, не пережил крушения идеалов. А может, просто не вписался в рынок, слишком был стар, чтобы мутить какие-то дела. Но что, если у Грунюшкина есть другая версия, отличная от официальной?

– Про отца толком не знаю. Ходили слухи, что покончил жизнь самоубийством. А Полина об этом особо не распространялась.

– Тогда давай про нее.

– Так я все рассказал вроде.

Не все.

Брагин, знавший Грунюшкина лет двадцать, еще с университетских времен, чувствовал это: по севшему Лехиному голосу и по долгим паузам, которые стали возникать в обычном вроде бы разговоре. Как будто безалаберный и несносный трепач Леха вдруг начал следить за собой – как бы не наговорить лишнего. Или…

Или рыло в пуху?

– У вас был роман, что ли?

Снова эта тревожная глухая тишина.

– Не по телефону.

– Через полчаса в «Молли».

– Через час.

Через час Грунюшкин и Брагин встретились в пабе «Молли Салливан» на Большом проспекте; они пересекались там и раньше пятничными вечерами, если не были заняты работой. Нечасто, потому что работа была всегда. На «Молли» они наткнулись случайно, но место понравилось – главным образом своим географическим положением: практически в шаговой доступности от дома Брагина, и до пафосного «Леонтьевского мыса» на Ждановской, где окопался Грунюшкин, недалеко.

Почти за год, что они не виделись, Леха поднабрал с пяток килограммов, побрился наголо и к тому же отсвечивал немыслимым для северного Питера загаром. Но, в общем, ничего в нем кардинально не поменялось: все такой же повеса и плейбой, мечта гримерш и девушек-хлопушек.

– Херово выглядишь, – протянул Грунюшкин после положенных случаю объятий.

– Кому-то же надо и херово, – меланхолично ответил Брагин. – А чего такой черный? У нас лето вроде.

– Это у тебя лето. А у меня – вечная весна. Копродукция с турками, тридцать серий с перспективой ста двадцати. Рабочее название – «Возвращение в Измир». Ездил, инспектировал, три дня как вернулся. По кружке?

– Давай.

Они приговорили три, прежде чем Сергей Валентинович вытащил приятеля на разговор о Полине Ветровой.

– Сначала скажи, зачем тебе это нужно? – как будто на что-то решаясь, спросил Леха.

– Расследую одно дело, – уклончиво ответил Брагин. – И Полина может оказаться ценным свидетелем.

– Не-а. Никем она не может оказаться, кроме как сумасшедшей… – Секунду помедлив, Грунюшкин добавил: – Сумасшедшей матерью. Хотя… Что-то с ней случилось, после того как… Ладно, не мои проблемы. Тем более столько лет прошло. Я ведь в Полишу влюблен был. Даже жениться хотел.

Что-то новенькое. За то время, что они были знакомы, Леха ни разу не изменил своему холостяцкому кредо: не обещать и не жениться. Постельные игрища и забавы – сколько угодно, а семья – извините, нет. Не был, не состоял, не участвовал. А тут – здрасьте-пожалуйста, чуть не подставил шею под ярмо. Да еще эта пошлейшая производная от имени – Полиша.

Совсем непохоже на Грунюшкина.

– …Теперь думаю, и слава богу. Не выгреб бы.

– А она – хотела? Чтобы ты на ней женился? – Последнее грустное замечание Лехи Брагин пропустил мимо ушей.

– Смеешься? У нее таких воздыхателей с перспективой на брак знаешь сколько имелось? С ходу могу человек двадцать назвать. И не только киношников. Некоторые уже тогда о-го-го были, некоторые потом стали о-го-го, не суть.

– Не суть, ага. А в чем тогда суть?

– А в том, что никого она не любила, вот что. Но при этом ранить не хотела тоже никого, бывают такие чуткие женщины. Со всеми держалась по-дружески, а если отшивала – то очень деликатно. Так что даже злиться было… эм-м… западло. И это при том, что она, конечно, была мощным профессионалом. Чудеса творила, уж поверь мне. И если бы не та история, что с ней случилась, Полиша сейчас входила бы в пятерку самых крутых продюсеров страны. Нет. В тройку даже. Вторая после бога.

– Давай-ка еще по пивку, – предложил Сергей Валентинович.

Лехе Грунюшкину нужно было выговориться. Совершить партизанский конный рейд в прошлое, изрубить его в капусту и успокоиться наконец. Что ж, Брагин не будет мешать, наоборот, подержит стремя и шашку подаст, если понадобится. А пока и пивас сойдет.

С копчужкой.

– Помнишь, был такой режиссер – Кирилл Шапсай?

Определенно, Брагин слышал это имя. Но никак не мог вспомнить, с чем оно связано.

– Ну-ка?

– Начинал в семидесятых прошлого века, а шороху еще в студенчестве наводил, во ВГИКе. Считался очень многообещающим, но со своими тараканами. Плохо адаптирующимися, так сказать, к советским реалиям. Плюс какая-то трагическая история любви, из которой Шапсай едва выкарабкался. Но из-за этих тараканов его запихнули на какую-то республиканскую студию вроде «Таджикфильма», дебют снимать. И он таки снимает – мощнейший по тем временам фильм. Да и без времен – мощнейший, потому что взять его захотели сразу несколько фестов категории «А». Канны, Венеция, далее везде.

– Это в семидесятые-то? – усомнился Брагин. – С «Таджикфильма»?

– А что не так? И тогда фильмы из совка отбирали. Учи историю кино, лапоть.

– Мне как-то без надобности. Тем более что ты мне и так все расскажешь.

– Расскажу, куда же я денусь? Так вот. Его киношку чуть ли не контрабандой показали отборщикам, и те на задницы попадали. В один голос сказали, что это русский Пазолини.

– Не знаю… По мне, так Пазолини сильно на любителя. – Брагин решил блеснуть познаниями, почерпнутыми в свое время у Кати.

– Ну, может, не Пазолини. Может, Фассбиндер.

– Тоже на любителя.

– Не угодишь тебе. Короче, речь шла о ком-то по-настоящему великом. О гении. А он с этим гением вровень. Понятное дело, никто никуда не поехал, фильм положили на полку, как клевещущий на социалистический строй. Но работы парня не лишили. И даже предложили постановку, что при тех раскладах было немыслимо.

– А он что?

– Согласился. А куда деваться? Снимать-то хочется. Короче, сунули ему в зубы какой-то дрянной сценарий на производственную тему. Так он из него умудрился такой детектив замутить, что Хичкок побежал бы к пруду с изменившимся лицом.

– Ну, это ты преувеличиваешь.

– Разве что слегка. Но тут уж никто возиться с парнем не стал, а просто выкинули его из кинематографа.

– Ну, и к чему ты мне все это рассказал?

– Просто чтобы ты знал, с чего все началось. Шапсай, конечно, пытался бороться, пороги обивал. И помогала ему в этом Барская, Полишина мать. Относилась прямо как к близкому родственнику. И в открытую всем заявляла, что Кирюша – гений… она его так и называла – Кирюша. И что не давать Кирюше снимать – преступление перед киноискусством. Но даже Барская, со всем ее авторитетом и партийным мужем, ничего поделать не могла. Единственное, что ей удалось, – сунуть Шапсая в ЛИКИ[6], третьим подползающим, но с правом читать какие-то там лекции. О кино, естественно. Так через год эти лекции полгорода слушать ездило. Студенты и сочувствующие на люстрах висели. Правда, продолжалось это недолго, его и из института попросили. Поскольку лекции у него были странные, никак не вяжущиеся с построением коммунизма. Оголтелый фрейдизм, порочное ницшеанство и прочая-прочая… В общем, он уехал куда-то на юга. В глухую провинцию у моря, прям как у поэта… Писал сценарии в стол, что-то пробовал снимать на ручную камеру. Правда, никто этих кадров не увидел…

– Ну а хеппи-энд будет?

– Смотря для кого, – честно признался Грунюшкин. – Вернее, для чего. Когда мы… еще общались, Полиша показала мне один из его сценариев. Замусоленная такая рукопись с дарственной надписью мамаше-редактору, что-то типа «дорогой Агнии – коленопреклоненно». Но сам сценарий – это было нечто. Жесткий, идеально выстроенный, и диалоги на отвал башки. Я уже молчу о самой истории. Психологический триллер о серийном убийце, причем самой высокой пробы. Если бы кто-то взялся тогда – сорвал бы джекпот. Да и сейчас сорвал бы.

– Что же Полина сама не взялась? Раз она такой профессионал, как ты говоришь. Времена-то давно изменились, слава богу. Снимай что хочешь.

– Не всё… – Леха тяжело вздохнул. – Знаешь ведь, что не всё.

– Ну, мне-то без разницы. Я в кино не хожу и телевизор не смотрю.

– Зря. Иногда полезно от работы отрываться.

– Оторвался уже как-то.

Грунюшкин, выглядевший после выпитого пива слегка подшофе, посмотрел на Брагина неожиданно трезвым взглядом.

– Хочешь поговорить об этом?

– Не хочу.

– Смотри. А то мы все про Полишу…

Опять эта проклятая Полиша, как же она бесит Брагина – вот прямо до зубовного скрежета!

– Слушай, Леха. Ты ее так и называл? В бытность вашего тесного общения? Полиша?

– Так и называл. А что?

– Ну, теперь понятно, почему она тебе отказала. Кто же подобное издевательство над своим именем выдержит? Полиша, мать твою!

Леха хмыкнул и забарабанил пальцами по столу.

– Да не из-за этого она мне отказала. И всем другим тоже. Я ведь не зря тебе про Шапсая талдычил. Он как раз тогда и приехал из своей провинции на изменившийся Питер глянуть, ну, и на кинопроцесс заодно. Остановился у Полиш… у Полины по праву старого друга ее покойной матери. Пожил у нее некоторое время… Свои работы ей показал, из того, что было написано лет за двадцать. Ну и…

– Что?

– Я думаю, она в него влюбилась. Страстно. Причем непонятно, во что больше – в него самого, или в его тексты, или… Уж не знаю, чем может привлечь двадцатипятилетнюю девушку мужик, которому глубоко за пятьдесят. Но что-то в нем определенно было. Даже я это понимал. Хемовский типаж.

– Какой?

– Хемингуэй, короче, и знаменитый свитер один в один срисован. Только без ружья и кошек. Полина нас познакомила, провели чудесный вечер, напились, сфотографировались, и я ее с легким сердцем благословил.

– Чего? – не понял Брагин.

– Благословил на связь со старым хрычом. Потому что хрыч оказался глыбой. И права была Агния Венедиктовна – киноискусство много потеряло без Шапсая.

– Так что же вы не восстановили справедливость?

– Пытались. Поля насмерть билась за этот сценарий, но там и биться особо не надо было. Все понимали уровень. Конечно, для производства пришлось бы существенно облегчить повествование и сместить некоторые акценты… Но это не главное. Главное, что все уперлось в Шапсая. Он сам хотел снимать, но кто ему даст? Старичок с прибабахом, к тому же лет двадцать пять даже близко к съемочной площадке не подходил, а за это время все в кино поменялось. Так что никто, кроме Полины, видеть его в режиссерском кресле не хотел. А своей компании у нее в то время не было.

– А потом?

– И потом не было. Не успела создать ввиду известных событий. В общем, суперпроект накрылся тазом. Шапсай отчалил к себе в провинцию. И где-то через год умер. Точнее сказать, его убили. Нелепая случайность – наркоманы залезли к нему в дом, искали бабло на дозняк, а он попытался оказать им сопротивление. Ну, они и завалили его, как лося, а дом подожгли. Так что на пепелище только обгорелый труп и нашли.

– И он точно принадлежал Шапсаю?

– Ну, обгорел он не до такой степени, чтобы совсем не опознать. Вот и опознали. Плюс экспертиза проводилась… Тебе-то зачем дела минувших дней? – запоздало поинтересовался Грунюшкин.

– Для общего развития. Убийц-то нашли?

– Как водится, нет.

– Почему это – как водится?

– Ну, не везде же Брагины сидят.

– Лесть не засчитана, – проворчал Сергей Валентинович и на мгновение задумался.

Он вспомнил лицо Полины Ветровой – похожее на погост, где похоронены страсти. А местами и не похоронены – зарыты, как собаки. Или только присыпаны землей. Стоит пройти дождю, любому, даже самому мелкому, летнему, грибному – и землю смоет. И что откроется тогда?

Кирилл Шапсай.

И сына Полины тоже зовут Кирилл.

– Она родила сына от Шапсая? – спросил Брагин.

– Ну, – после небольшой паузы ответил Грунюшкин. – Вообще ходили такие мутные слухи, но быстро схлопнулись. Поля ведь до этого шапсаевского визита с одним актером встречалась. И после продолжила, и даже замуж за него вышла. Сильно он настаивал. Молодой, подающий надежды. Тогда был подающий. Сейчас звездит по полной. Фамилию знаю, но не скажу, ибо…

– Виктор Ганичев?

Имя, когда-то выуженное Лерой из показаний сотрудников магазина «Гортензия», всплыло внезапно. Но странно было бы, если бы не всплыло, – Брагин уже давно собирался встретиться с кумиром домохозяек и мнимым женихом Ольги Трегубовой, чью фотографию она хранила в кошельке. Правда, встреча все откладывалась – Ганичев пропадал на съемках где-то под Астраханью (а может, на Марсе), участвовал в записи телепередач и вообще – был нарасхват, ни минуты свободной. А вызывать звезду в прокуратуру повесткой Брагину хотелось меньше всего. В конце концов, подозревать актера не в чем и за фантазии фанаток он никакой ответственности не несет. Сергей Валентинович вообще отказался бы от попыток связаться с Ганичевым, если бы не один требующий разъяснения факт: в распечатках звонков Трегубовой, предоставленных мобильным оператором в рамках уголовного дела, неожиданно всплыл личный сотовый актера. Два исходящих и один входящий звонок.

Один раз звезда все-таки позволила себе снизойти до телефонного общения с цветочницей, и разговор длился пять минут.

Слишком долго для совершенно незнакомых людей.

– …Не Ганичев, – сказал Леха. – Но типаж тот же. Только Ганичев в Питере сидит, а тот давно в Первопрестольную перебрался. От греха подальше.

– В смысле от Полины и ребенка?

– И от этого тоже. А также от общественного осуждения в гримерках и костюмерном цеху.

– А ты не осуждаешь?

– Ты же знаешь, Серж. Я никого и никогда не осуждаю. Не лезу в чужую жизнь. И в Полишину не лез, тем более что она не приглашала. А свои соображения по этому поводу всегда держал при себе.

– Мне-то можно. Давай расскажи.

– Особо нечего рассказывать. К тому времени, когда у ее сына болезнь проявилась, они уже разбежались несколько лет как. И прожили-то с гулькин нос, просто развод долго не оформляли. Это потом он оперативно все оформил и стал от алиментов бегать… Ну и донесли добрые люди, что сын, может, и не его. Что, мол, прежде чем денежку отслюнявливать, неплохо бы и экспертизу ДНК провести.

– Да уж. – Брагин желчно рассмеялся.

– Тут я негодую, конечно. Как и вся прогрессивная общественность. Но Поля сама виновата, не стала в суд подавать. Гордая. А вообще… Думаю, не любила она этого несчастного актера. Старого хрыча любила, а молодую восходящую звезду – нет. И замуж вышла после смерти Шапсая от тоски. Потому что работать уже не очень получалось. Что-то сломалось в ней. Так бывает.

– И железные яйца не помогли?

– Отвалились яйца.

Тут Леха Грунюшкин ошибался. Быть может, потому, что давно не видел Полину. А Брагин общался с Ветровой недавно, и месяца не прошло, – и помнил все в подробностях. И лицо страстотерпицы, и почти потустороннюю, глубоко запрятанную ярость: все, все должно было сложиться по-другому! Но сложилось так, как есть. И пес с ним, выживем. Надо будет – почку толканем на черном рынке, если другого выхода не останется. Но выживем все равно.

– Я слышал, она квартиру продала, чтобы лечить сына.

– Я тоже слышал, – не сразу отозвался Леха.

– В коммуналке теперь живет.

– И что?

– Ничего. – Брагин пожал плечами.

– Ну, конечно. – В голосе Грунюшкина послышались уязвленные нотки. – Нельзя было бросать на произвол судьбы, надо было помочь. Так я пытался, другие тоже. Деньги собирали, клинику нашли в Израиле, а еще – там же – специализированную школу. Но никто не обязан за взрослого человека пожизненно впрягаться. Что, не прав я?

– Прав.

– Честно говоря, я думал, она там осела, в Израиле. Не прижилась, значит. Вообще-то она нигде не сможет прижиться. Сумасшедшего как ни устрой, ему везде тяжело. А мальчишку жалко, конечно… Слушай, Серж. Может, ты мне телефон ее толканешь?

– Зачем тебе?

– На всякий случай. Меня шапсаевские сценарии интересуют. Вдруг у нее сохранились? Я бы купил. Даже задорого. Тем более ей деньги нужны.

– Насчет телефона не знаю. Но привет передать могу.

– Ладно. Сам раздобуду. И привет не передавай. Полиша – она человек своеобычный. Так что лучше ее врасплох застать. Больше толку.

– Учту.

Расставаясь, они пообещали друг другу увидеться вскорости снова, причем оба прекрасно понимали, что обещание не будет выполнено. В следующую контрольную пятницу – уж точно. А напоследок Леха наконец-то спросил:

– Так что произошло-то? Зачем вам вдруг Ветрова понадобилась? Что за дело?

– Сложное дело. Как-нибудь потом расскажу.

– Скажи хоть – для кино сюжет годный?

Как в кино, – изрек недавно судмедэксперт Пасхавер. И лучшего определения Брагин пока не нашел. Вообще в этом деле было слишком много кино, физически много: первая жертва, влюбленная в киноактера, и ее соседка по квартире, когда-то работавшая в киноиндустрии. И брагинский старинный приятель Леха Грунюшкин, близко знакомый с соседкой, что было невероятно само по себе.

Как в кино.

И даже случайно затесавшийся на помоечную стоянку с автомобильным вторсырьем минивэн «КИНОСЪЕМОЧНАЯ» – разве это не знак? А ведь Брагин до сих пор пребывал в ничем не подкрепленной уверенности, что именно с этой стоянки начался отсчет последних двух недель жизни бедной провинциалки Ольги Трегубовой.

Надо бы пробить телефон владельца минивэна. Так, для очистки совести.

– …Совсем негодный сюжет. Совсем.

– Жаль. А то мы в активном поиске историй. Меняем сценарный состав.

Брагин вдруг почувствовал боль в сердце, несильную, но саднящую, как если бы его мальчишеское сердце свалилось с велосипеда и ободрало коленки. Впрочем, их даже йодом заливать не пришлось – все прошло быстро и само собой.

– А старый куда подевался? – безразличным тоном спросил Сергей Валентинович.

– Кто где. Некоторые в Америку-маму уехали, квалификацию повышать.

– Ну и слава богу.

– Это все, что ты скажешь?

– Все.

– Ну… о\'кей тогда. А Полине… ничего не угрожает? – запоздало поинтересовался Грунюшкин.

– Ей – точно нет.

– Лишнего я не наговорил?

– Наговорил, конечно, – улыбнулся Брагин. – Но против тебя использовано не будет, обещаю.



…«Лучше застать ее врасплох».

Брагин решил воспользоваться советом приятеля и нагрянуть на Малую Гребецкую без предупреждения. Полина Ветрова с самого начала отнеслась к десанту правоохранителей настороженно, если не сказать враждебно. И при первой же возможности удалилась в свою комнату, закрыв за собой дверь на ключ. Это легко было списать на беспокойство о сыне: странный мальчик, страдающий странной болезнью, мог неадекватно отреагировать на большое количество незнакомых людей. Он и начал реагировать – Брагин еще помнил монотонные завывания из-за двери. Так что Полине не составит труда уклониться от встречи, если она того пожелает.

Прикроется сыном как щитом.

И все же Сергей Валентинович до последнего сомневался в правильности выбранной тактики. И потому простоял лишних пару минут перед монументальной дверью с несколькими звонками и табличками под каждым:

БАБЧЕНКО
Федорцовы
Якубина
Клосс
ВЕТЛИЦКИЕ


Из всех наляпанных на плашках фамилий Брагину была незнакома лишь одна – Клосс. С остальными он уже сталкивался в ходе опроса квартирных постояльцев. Очевидно, комната, которую занимает сейчас Полина, когда-то принадлежала некоему Клоссу. Или Клоссам, или Клоссихе, и – понятное дело – бывший продюсер не стала менять табличку. Не до того.

Лучше, конечно, позвонить Ветлицким (фрилансер Грета, носительница поп-фамилии, наверняка дома корпит над очередной статьей из жизни Административного кодекса РФ) и просочиться в квартиру с ее помощью. Потому что Ветрова может и не открыть.

Но коснуться кнопки звонка Брагин не успел: дверь открылась сама собой. Вернее – приоткрылась, но и этого было достаточно, чтобы в дверной щели разглядеть ангела.

Зачем-то притворившегося мальчишкой.

– Привет, – тихо сказал Брагин. – Ты Кирилл?

Мальчишка никак не отреагировал на вопрос, он как будто не слышал его. Просто стоял и смотрел куда-то в пространство позади следователя, и Брагин ему при этом совершенно не мешал.

И мальчишка не мешал Брагину изучать себя. Нет, все-таки мальчик. Мальчишки – те вечно шляются где ни попадя, пачкают травой футболки, приносят песок в сандалиях и дохлых полевок в карманах; с велосипеда падают опять же. А мальчики – всегда чистенькие, аккуратные, расчесанные на пробор, сидят дома, и что у них в голове – непонятно.

– Мне нужно поговорить с твоей мамой. Пустишь меня?

У мальчика светлые, почти белые волосы, светлые миндалевидные глаза и пухлые губы – Брагин в жизни не видел такого красивого детского лица. Но в этой красоте есть что-то пугающее. Пугающе неподвижное. Наверное, это связано с болезнью.

– Так я войду?

Вместо того чтобы переступить порог, Брагин топчется на месте. Идиотская ситуация. Мальчик не двигается вообще минуту-другую. А затем подносит к лицу обе ладони и ребром крепко прижимает их друг к другу; теперь лицо почти полностью скрыто за неровным частоколом пальцев – длинных, как у матери, но не таких подвижных.

«Осторожно, двери закрываются!»

Неизвестно, кто остался на перроне, а кто уехал в новеньком поезде метро, набитом дачниками, кавказцами и курсантами Академии тыла и транспорта.

Остался, наверное, Брагин, потому что в окружающем интерьере ничего не меняется, а мальчику все равно. Из общего коммунального коридора льется тусклый свет, он обволакивает фигуру Кирилла, и белая макушка почти теряется в нем. До следующего поезда никак не меньше трех минут, так что Брагин успевает рассмотреть одежду мальчика – темные брюки и грязно-лиловый свитер (цвета могли быть и пожизнерадостнее). И еще.

Пальцы Кирилла в чем-то выпачканы.

Брагин не успевает понять, в чем именно, – ребра ладоней отделяются друг от друга. Открываются двери, распахивается театральный занавес. И он снова видит застывшее лицо. Красивое, но абсолютно лишенное жизни, как… маска.

Нет. Даже думать в эту сторону запрещено.

– Ты – не он, – сказал Кирилл.

И, попятившись в глубь квартиры, исчез из поля зрения Брагина. Стой теперь прикидывай, что означают эти слова. Но стоять Сергей Валентинович не собирался: раз уж дверь оказалась открытой, нужно принять приглашение. Где-то в глубине квартиры еще несколько секунд слышался топот ног, но потом затих и он. Наверное, мальчик вернулся к себе в комнату, к матери.

Третья дверь по коридору. Перед кухней.

Спустя несколько мгновений Брагин уже деликатно постукивал по нужной двери костяшками пальцев. Одновременно прислушиваясь к звукам в квартире: где-то (очевидно, в логове фрилансера) пела народная певица Ваенга, почти заглушая льющуюся на кухне воду.

Так и не получив ответа, следователь дернул за дверную ручку, и та неожиданно поддалась.

– У вас не заперто, – скороговоркой произнес Брагин.

В комнате никого не было. Куда в таком случае отправился мальчик Кирилл? Это наверняка выяснится позже, а пока имеет смысл осмотреться.

И секунды не прошло, как Сергей Валентинович понял: мать и сын Ветровы жили в чрезвычайно стесненных условиях. Совсем небольшая площадь (метров пятнадцать, не больше), единственное окно, шторы на котором плотно задернуты. Диван у стены напротив окна, близко придвинутый к дивану журнальный столик со стопкой книг. Еще один стол – письменный; лампа, которая стоит на нем, – единственный источник света. Лампа выглядела богато, едва ли не самая богатая вещь в комнате. Массивное малахитовое основание, латунные вставки, кариатида, поддерживающая зеленый купол-абажур. Бóльшую часть комнаты занимали составленные друг на друга картонные коробки: они высились вдоль стен в несколько рядов. Скорее всего, в них хранились вещи из прошлой жизни Полины – в большой квартире в центре города. И разбирать их она не будет, как не стала менять табличку на двери. Старую жизнь в новую не впихнешь, как ни старайся. Но и совсем отказываться от нее нельзя. Наверное, поэтому все, что представляло хоть малейшую ценность, стояло на полке старого камина (недействующего, судя по его забитым хламом внутренностям).

Фотографии.

Половина из них пряталась в полумраке, но вторую (ту, что ближе к свету) Брагину разглядеть удалось. Странно, но он не нашел на них Кирилла, да и самой Полины было немного – всего-то несколько снимков. Девочка-подросток в обнимку с той, кем со временем стала сама, – сухощавой, коротко стриженной брюнеткой (очевидно, это и была женщина-легенда Агния Барская). Девочка чуть постарше с Агнией и каким-то улыбающимся бородачом. Совсем маленькая девочка, относительно молодая Агния – и снова бородач.

Это разные бородачи.

Один наверняка отец, высокий, плечистый. Плотный, но не толстый – основательный, что ли. Одновременно похожий на Арнольда Шварценеггера и советского актера Урбанского: с плакатным лицом положительного героя, единственного, кто может спасти мир. Никого он не спас, как показало время, даже себя.

Взял и застрелился.

Второй бородач – потоньше и посуше, с мальчишеским хохолком на макушке и рассеянной улыбкой на живом подвижном лице; такие красиво стареют (хотя на фотографии ему и сорока нет) и нравятся женщинам, безоглядно, всегда.

Шапсай?

– …Что вы здесь делаете?

Звук голоса был таким резким, что Брагин невольно вздрогнул. Обернувшись, он увидел Полину с маленькой эмалированной кастрюлей в руках. От кастрюли валил пар, Полина в фартуке, надетом прямо на уже знакомый Брагину вельветовый пиджак, выглядела совсем уж затрапезно. И, наверное, вряд ли бы хотела, чтобы ее застал в таком виде кто-то посторонний.

– У вас было не заперто, – промямлил Брагин.

– Я спросила не об этом. Что вы здесь делаете?

– Брагин, Сергей Валентинович. Следователь прокуратуры.

– Я вас помню. Мне повторить вопрос в третий раз?

– Мне бы хотелось кое-что прояснить относительно дела Ольги Трегубовой. Поэтому я здесь. Дверь оказалась открыта, и я вошел.

– По-моему, это неприлично. Входить без спроса туда, где вас не ждут.

– Большинство входит. Вы бы тоже вошли.

Женщина ничего не ответила на это – довольно смелое – предположение. Она проскользнула мимо, едва не задев Брагина, ловко обогнула небольшой выступающий мыс из коробок и поставила кастрюлю на маленький столик, похожий на ломберный. До сих пор Брагин его не видел: он стоял в «темной зоне», куда почти не проникал свет.

И нескольких секунд не прошло, а дурацкого фартука на ней больше нет, такое ощущение, что он растворился в пространстве сам собой.