Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

– Конечно.

– И Кропоткину?

– Не поняла…

– Вы вызвали Кропоткину заменять Костюкову?

– Я не обязана перед вами отчитываться, – возмутилась Терехина. – Достаточно того, что со мной говорил следователь.

Услышав перепалку, к ним подошел Магит:

– Вообще-то, Елена Васильевна, я тоже хотел узнать: почему вы пригласили Кропоткину, а не Петрову из второго состава? Она была занята?

– Я никого не вызывала, – удивилась завтруппой.

– Тогда почему?

Терехина опасливо покосилась на Лионеллу, но все же ответила:

– Кропоткина позвонила мне сама и сказала, что вы ее вызвали.

– Я?! – Виктор Харитонович воскликнул чересчур эмоционально, чем привлек внимание жены.

– В чем дело? – поинтересовалась она.

– Представь себе, Вера, Кропоткина сказала Елене Васильевне, что это я вызвал ее на подмену Костюковой!

– А разве нет?

– Да я узнал об этом от нее же самой! Вспомни, это было на читке!

– Тогда кто же ее вызвал? – спросила Лионелла.

Однако на этот вопрос никто не ответил. В комнату вошли сразу несколько человек, и продолжать разговор было бессмысленно.

Вскоре все расселись за столом, и Магит объявил о начале второй читки.

– При выборе пьесы «Дядя Ваня» я составил свое первое впечатление, однако наша работа будет коллективной. Сегодня мы определим главную тему пьесы, раскроем основную идею и ее сверхзадачу.

– А я бы предпочла, чтобы задачу передо мной поставили вы, – сказала Петрушанская. – Ваше дело режиссировать спектакль и определять сверхзадачи. Наше дело – играть.

– Рассуждаете так, словно вы – актриса из массовки сельского клуба! – вскинулся Магит. – Спектакль – дело коллективное. Извольте же и вы потрудиться.

– Изволим… изволим… – отходчиво проворчала примадонна.

С этой неприятной ноты и началась вторая читка, которая предполагала глубокое проникновение в заложенные смыслы и характеры пьесы.

Первые страницы пробежали вкратце, как говорят танцоры – «в полноги». Однако на диалоге Войницкого и Елены Андреевны задержались.

Все началось с фразы, которую прочитала Лионелла:

– А вы, Иван Петрович, опять вели себя невозможно. И сегодня за завтраком вы опять спорили с Александром. Как это мелко!

Строков прочитал свою фразу:

– Но если я его ненавижу!

– Ненавидеть Александра не за что, – прочитала Лионелла. – Он такой же, как все. Не хуже вас.

– Если бы вы могли видеть свое лицо, свои движения… Какая вам лень жить! Ах, какая лень!

– Ах, и лень, и скучно! Все бранят моего мужа, все смотрят на меня с сожалением: несчастная, у нее старый муж!

После этих слов Магит торжествующе прокричал:

– Во-о-от! Вот она, истина! Елена Андреевна – прекрасная скучающая женщина. Но это еще не характер! Ее красота – искусственная, праздная, ненастоящая, относится только к внешности, а не к духовности. Елена Андреевна опустошает сердца мужчин, которые встречаются на ее пути. Она, как и ее муж, бездеятельная, праздная эгоистка!

На этих словах Магита в комнату вошла директор театра Валентина Ивановна. Она села у двери, и внимание всех участников читки переключилось на нее.

Директриса уверила, что просто посидит и послушает, но с этого момента читка проходила нервно и скомкано. Апогеем этой сумятицы явился пожилой артист Кондрюков, назначенный на роль профессора Серебрякова. Сначала он пропускал свои реплики, а потом и вовсе заснул.

Окончательно расстроила читку актриса, пришедшая спустя полчаса. Она была худенькой, безжизненно-бледной, с убранными в пучок волосами.

– Кто это? – шепотом спросила Лионелла.

– Костюкова, – так же шепотом ответила Петрушанская. – В том роковом спектакле Кропоткина замещала ее.

Лионелла вгляделась в Костюкову и вдруг поняла, что та похожа на балерину – такая же худая и легкая.

– А Костюкова была в караоке на юбилее Веры Петровны?

– Кажется, была… – припоминая, примадонна потерла пальцем висок. – Да-да! Точно была!

Глава 8

Любить не за что

После читки к Лионелле подошла завтруппой Терехина и спросила:

– Вас уже обмеряли?

– Кто? – не поняла Лионелла.

– Костюмеры снимали с вас мерки?

– Нет.

– Почему? – У Терехиной был такой вид, что, казалось, еще немного, и она, как обещал Магит, вцепится зубами в филейную часть Лионеллы.

– А мне никто не сказал, – ответила Лионелла.

– Идите в костюмерную, иначе к премьере останетесь без костюмов.

В костюмерную Лионелла пошла вместе с актрисой Костюковой.

В комнате, где стояли раскройный стол и три швейные машинки, их встретила костюмерша Тамара – бойкая пятидесятилетняя женщина. Она сняла мерки с Костюковой, и та быстро, словно ощущая свою вину, ушла.

Проводив ее взглядом, костюмерша чуть слышно проронила:

– Теперь нескоро отмоется…

– От чего? – поинтересовалась Лионелла. – Она же ни в чем не виновата.

– Виновата не виновата, Кропоткина погибла из-за нее.

– Если бы не погибла Кропоткина, погибла бы Костюкова. Ей просто не повезло.

– Артисты – люди злые, будут травить. – Тамара сняла с шеи сантиметровую ленту и обхватила ею грудь Лионеллы, потом – талию и бедра. – У вас идеальная фигура.

Лионелла усмехнулась:

– Еще добавьте: для вашего возраста. Кстати, какой у меня объем бедер?

– Девяносто три сантиметра. – Тамара взяла листок и записала в столбик все измерения.

– Слышала, что Костюкова часто болеет, – сказала Лионелла.

– Болеет не она, а ее дети.

– Она замужем?

– За местным бизнесменом.

– Богатый человек?

– Не так чтобы слишком, но, судя по машине, квартире и двум загородным домам, на хлеб с маслом хватает.

– И что же… – Лионелла замялась. – В театре у нее нет любовника?

Тамара отмахнулась:

– Какое там! Спектакль только закончится, Костюкова – сразу домой. Еще другие не переоделись, а она уже несет костюмы на склад.

– А мне сказали, что она и Кропоткина не поделили любовника.

Тамара замерла, словно прислушиваясь, потом переспросила:

– Костюкова и Кропоткина?

– Да.

– Быть такого не может.

– Почему?

– Кропоткина спала со всеми подряд. Но Костюкова… Нет. Я про такое не знаю!

– Вот вы говорите, что Костюкову будут травить… Ее не любят в театре?

– А за что ее любить? Дома, дорогая машина, муж, двое детей. – Тамара оглядела Лионеллу. – Думаете, вас очень любят?

– Я здесь недавно. Меня любить не за что.

– На вас кофточка за двадцать тыщ и туфли – за пятьдесят.

– Кропоткину тоже не любили?

– Ну, это другое дело… – заметила костюмерша.

– Другое – это какое?

– Она же была злая как собака. Да что я говорю… Вы сами с ней поругались.

– Вы обо всем знаете! – воскликнула Лионелла.

– А что вас удивляет, дорогуша? Мы с вами в театре работаем.

– Значит, вы считаете, что у Костюковой и Кропоткиной не было ссор?

– Откуда мне знать?

– Ну вы же сами только что говорили.

– Кропоткина с любым могла поругаться. Однажды ударила на сцене артиста Строкова.

– За что?

– С трех раз догадайтесь.

Лионелла предположила:

– У них была связь?

– Перепихнулись несколько раз, но Строков вернулся к Петрушанской.

– Как интересно. Петрушанская и Строков женаты?

– Ах, Лионелла Павловна, не смешите меня, пожалуйста. У Петрушанской муж-профессор. У Строкова есть жена.

– Я поняла: они просто любовники.

– Приехали вместе после театрального училища и уже тогда крутили любовь.

– Кто бы подумал…

– А я видела ваш фильм про Варвару Воительницу.

– Понравилось?

– Очень! Особенно там, где вы в кольчуге и на коне. Костюмы очень тяжелые?

– В кино много бутафории. – Лионелла подошла к закройному столу и взяла рисунок костюма. – Что это?

– Ваши платье и шляпка.

– Кто рисовал?

– Ольшанский. В театре все говорят, что у вас с ним любовь. Это так?

– От вас ничего не скроешь…

– Простите, что брякнула, не подумав, – извинилась Тамара.

– Прощаю. – Лионелла положила рисунок на место. – Я еще нужна?

– Нет. Мы закончили.

* * *

Лионелла вошла в декораторскую, рассчитывая увидеть Кирилла на галерее под потолком. Но он стоял внизу на гигантском куске ткани и рисовал кистью величиной со швабру.

– Кирилл! Можно?

Он оглянулся:

– Стой там. Сейчас подойду. – Кирилл сделал несколько мазков и, оставив кисть на ведре с краской, медленно подошел к Лионелле.

– Видела эскиз моего платья, – нерешительно проговорила она.

– И что?

– Очень понравился.

– И ты пришла сюда, чтобы это сказать?

– Не только.

– Что еще?

– Не хочу потерять твою дружбу.

– Нельзя потерять то, чего нет. – Кирилл недовольно огляделся. – Послушай, мне надо работать.

– А я считала тебя другом, – сказала Лионелла.

– Дружба – это не про нашу историю. Я любил тебя, Машка. А теперь давай… – Он махнул рукой в сторону двери. – Уходи!

* * *

На лестнице Лионеллу догнал следователь Митрошников:

– Вы-то мне и нужны!

Словно не расслышав, она продолжала спускаться вниз по ступеням. Митрошников забежал вперед и перекрыл ей дорогу:

– Вы не слышите?

– Нет, не слышу.

– Бросьте ломать комедию! Наличие богатого мужа не дает вам права пренебрегать интересами следствия.

– Здороваться вас не учили? – спросила Лионелла и обошла Митрошникова.

– Здравствуйте! – гаркнул следователь, и Лионелла тут же развернулась к нему:

– Добрый вечер, Геннадий Иванович. Вам что-то нужно?

– Ну наконец-то! Нам надо поговорить. – Он огляделся: – Сядемте возле гардероба.

Они прошли туда и сели на скамью, повернувшись друг к другу.

– Я не нашел женщину, которая говорила с Кропоткиной, – начал Митрошников. – В труппе таких актрис нет. Никто из них не шел с Кропоткиной через сцену за три часа до спектакля. Никто не говорил с ней про зеркало и человека, которому нельзя отказать.

– А мне зачем об этом знать? – спросила Лионелла. – Это ваши проблемы.

– Сознайтесь, вы мне соврали?

– Нет. Я сказала правду.

Митрошников оглядел ее с ног до головы, и его вдруг прорвало:

– Чего вы крутите хвостом?! Чего вы хотите?!

– Не смейте так со мной говорить. – Лионелла встала и направилась к выходу.

Митрошников засеменил рядом с ней:

– Вы словно бельмо на глазу. Все видели, слышали, знаете, со всеми переругались.

Лионелла шла молча с гордо поднятой головой.

– Ну что вы молчите? – спросил следователь.

– Не считаю нужным говорить в таком хамском тоне.

– Я не хам.

– Вы сказали про хвост…

– Ну, хорошо, Лионелла Павловна. Извиняюсь. Поймите, мне необходимо составить картину в целом.

– Терехина и Магит не вызывали Кропоткину на подмену, – проронила Лионелла.

– Я знаю, но вы-то откуда знаете?

– Спросила, и мне ответили.

– У вас, я смотрю, все очень просто.

Они вышли на улицу и, продолжая говорить, зашагали к гостинице.

– Считаете, что все надо усложнять? – спросила Лионелла. – Лучше разузнайте, кто скрутил крепеж тросов.

– Откуда вам это известно?! – Митрошников схватил ее за рукав и заставил остановиться.

– Теперь и дураку ясно, что это было убийство, – проронила она.

– Откуда вы это знаете?! – рассвирепев, крикнул следователь.

– А говорите – не хам. – Лионелла отдернула свой рукав и направилась дальше.

– Откуда у вас эта информация? – Митрошников в третий раз задал свой вопрос и сам на него ответил: – Да-да… Я все понял. Ваш муж думает, что за деньги все можно купить?

– Он не думает. Он покупает.

– Если бы вы не были женщиной… – Митрошников остановился.

Лионелла прошла несколько шагов и с вызовом развернулась:

– То что?

– Вы бы схлопотали по фейсу.

– У вас не хватило духу сказать слово «морда». Думаю, до драки бы тоже не дошло.

Митрошников тихо выругался и, повернувшись, зашагал назад.

Оставшийся квартал до гостиницы Лионелла преодолела в одиночестве. Вернувшись в номер, она вытряхнула из сумки косметику, открыла окно и, постояв возле него, отправилась в душ.

В половине одиннадцатого ей позвонил муж.

Лионелла глядела на вспыхнувший экран до тех пор, пока звонок не утих, потом отключила телефон и сразу заснула.

Глава 9

Защита

В номер барабанили так громко, что Лионелла подбежала к двери и распахнула ее, не спрашивая.

В прихожую ворвался Лев Ефимович, обошел комнату и остановился напротив жены:

– В чем дело, Лионелла?!

– Ты меня напугал.

– Почему телефон отключен?

– Легла спать и отключила. Что в этом такого?

– Оденься!

Лев Ефимович вышел за дверь и крикнул в глубину коридора:

– Арнольд Юрьевич! Заходите!

Лионелла накинула халат и с удивлением спросила:

– Что это значит? Зачем ты привез с собой адвоката?

– Садись на диван. Все объясню потом. У нас мало времени.

В номер Лионеллы вошел адвокат Венявский, убеленный сединами еврейский мужчина. Он поздоровался, сел в кресло, вытащил из портфеля ноутбук и положил на стол диктофон:

– Приступим…

– Сегодня утром следователю Митрошникову, который ведет дело Кропоткиной, станет известно, что на креплениях тросов найдены твои отпечатки, – сказал Лев Ефимович. – Тебя вызовут в Следственный отдел, придется давать показания. Сейчас ты максимально подробно расскажешь, как твои отпечатки попали на крепеж.

– Дайте соображу… – Лионелла замолчала и во время короткой паузы взяла себя в руки. – Откуда они узнали?

– Сняли отпечатки с креплений на гробу и прокрутили по базе, – сдержанно объяснил Венявский.

– Но как мои отпечатки оказались в полицейской базе?

– Дебош в ресторане «Прага». Двадцать два года назад.

– Ах да… Я и забыла.

– Сдается мне, я многого о тебе не знаю, – с усмешкой заметил Лев Ефимович.

– Мужчины подрались, а мы с подругой их разнимали. Но замели всех четверых.

– Там, где Ольшанский, добра не жди. – Лев Ефимович взглянул на часы и поторопил Лионеллу: – Теперь сосредоточься и расскажи про отпечатки на крепеже.

– За три часа до спектакля «Вий» я и артист Строков пошли за кулисы. Там стоял гроб, в котором летает Панночка. Мне стало интересно, каково лежать в гробу в темноте…

– И ты, конечно, в него легла, – мрачно проронила Лев Ефимович.

– Ну да… Строков сказал, что гроб поднимают на тросах и объяснил, где они крепятся.

– И ты, конечно, их потрогала…

– Мне было интересно.

– Вашим словам можно верить? – безэмоционально осведомился Венявский.

Лионелла подтвердила:

– Конечно.

– В таком случае берем за константу и держимся этой версии, – сказал Венявский и что-то записал в ноутбуке. – Однако мотивация никуда не годится.

– Что значит не годится?

– Лечь в гроб, чтобы почувствовать… Вряд ли следователь или судья в это поверят. Другой причины у вас нет?

– Нет. Откуда?

– Тогда ее нужно придумать! – распорядился Лев Ефимович, обращаясь к Венявскому.

– Ну хорошо… – немедленно отреагировал тот. – Предположим, вы шли в темноте… Там было темно?

– Темно.

– Вы шли и, не заметив гроб, споткнулись…

– Не забывайте, что при этом присутствовал Строков, – напомнила Лионелла.

– Это все осложняет. – Венявский снова что-то записал.

– Что можно предпринять? – спросил Лев Ефимович, и было заметно, что он сильно нервничает.

– Тогда пойдем по другому пути. Если присутствовал свидетель и Лионелла Павловна объяснила ему мотив своих действий, будем опираться на его показания.

– Я объяснила, и он удивился, – подтвердила она.

– Что было потом?

– Строкову позвонили, он ушел, но вскоре вернулся.

– Минуточку, – Венявский обеспокоенно посмотрел на Лионеллу, – он ушел и вы остались одна?

– А что еще мне было делать?

– Это катастрофа, – с видимым спокойствием сообщил Венявский.

– Придумайте что-нибудь! – прикрикнул на него Лев Ефимович. – У нас мало времени!

– Предположим, Строков подтвердит, что он отсутствовал недолгое время, – начал Венявский.

– Почему бы ему не подтвердить? – заметила Лионелла.

– У вас что-то было в руках?

– Только дамская сумочка.

– Покажите.

Лионелла открыла шкаф и достала свою сумочку.

Оценив ее взглядом, Венявский заключил:

– В нее вполне могла поместиться отвертка или шуруповерт.

– Смешно. – Лионелла улыбнулась и вынула из сумки мундштук.

– Прошу тебя, не кури, – поспешил сказать муж. – Похоже, ты не понимаешь серьезности положения.

– Нам, уважаемая Лионелла Павловна, придется доказывать и отстаивать в суде каждое ваше слово. – Венявский закрыл ноутбук, забрал со стола диктофон и заключил: – Будем ориентироваться по ходу дела. В кабинете следователя прошу слушать меня. Отвечать на вопросы односложно, четко, по делу. Лишнего не говорить.

– Предупреждаю, я врать не буду.

– А я не призываю вас врать. Просто контролируйте себя и прислушивайтесь к моим советам, – сказал Венявский. – Если после подписания протокола свидетельских показаний следователь предъявит вам постановление о привлечении в качестве обвиняемой, я сразу уйду.

– Не забывайте, я вам плачу! – напомнил Лев Ефимович.

– Сейчас все объясню… – Венявский не спеша положил ноутбук в свой портфель и продолжил: – Все дело в том, что показания обвиняемого, данные в отсутствие адвоката, признаются недопустимыми и не могут использоваться в обвинении. От них можно отказаться.

– Что это нам дает?

– Мы сможем выиграть время. Явившись сегодня в Следственный отдел, мы делаем упреждающий ход. Далее нужно время, чтобы всесторонне изучить ситуацию и выстроить линию защиты.

– Ну, предположим.

– Когда я уйду, – продолжил Венявский, – Митрошников, как опытный следователь, сообразит, что к чему, и откажется от допроса Лионеллы Павловны в качестве обвиняемой. Он вряд ли успеет подготовить защитника-оформителя, поскольку мы придем неожиданно.

– А если случится чудо и Митрошников найдет подручного адвоката?

– В этом случае Лионелла Павловна должна собственноручно написать отказ от предоставленного ей адвоката. – Венявский протянул Лионелле свернутый лист: – Вот образец, положите к себе в сумочку. Заявление напишете в трех экземплярах. Один вручаете следователю, второй – адвокату, третий, вместе с автографом следователя, оставляете себе.

– Какова официальная причина отказа? – спросила Лионелла.

– По закону вы не обязаны это разъяснять.

– Тогда давайте рассмотрим еще один вариант, – проговорила она. – Что, если Митрошников решит допросить меня в качестве обвиняемой в отсутствие адвоката?

Венявский достал еще один документ и вручил Лионелле:

– Здесь ссылки на пятьдесят первую статью Конституции, на пятьдесят шестую статью Уголовно-процессуального кодекса и на примечание к триста восьмой статье Уголовного кодекса. Все это позволит вам отказаться от свидетельства против себя. Не обязательно упоминать все эти нормы, достаточно использовать пятьдесят первую статью Конституции и сказать, что вы считаете, что вопросы следователя направлены непосредственно против вас.

– То есть в этом третьем случае Лионелла не должна отвечать ни на какие вопросы? – спросил Лев Ефимович.

– Так будет лучше. Поймите, нам нужно выиграть время.

– Какие у нас шансы?

– Я не даю никаких гарантий.

* * *

К девяти часам утра автомобиль Льва Ефимовича Новицкого подъехал к Следственному управлению. Из него вышли трое: он сам, Лионелла и адвокат Венявский. Они проследовали в подъезд главного входа и остановились у контрольно-пропускного пункта.

Венявский обратился к дежурному офицеру:

– Должны быть пропуска на Баландовскую, Новицкого и Венявского…

– К кому? – спросил офицер.

– К следователю Митрошникову Геннадию Ивановичу. Он на месте?

– Митрошников у себя. Давайте ваши паспорта…

Кабинет следователя располагался на третьем этаже, в конце коридора.

Венявский постучал в дверь костяшками пальцев и вошел первым:

– Разрешите?

Из кабинета прозвучал голос Митрошникова: