И нажала кнопку отбоя. Родион переминался с ноги на ногу.
– Значит, поедешь на такси, – продолжала Тонечка прежним командирским голосом. – Машина будет тебя ждать у подъезда. Никаких автобусов!.. Вежливо поздороваешься и вежливо попрощаешься. Хозяйку зовут… как?
– Галина Сергеевна, – выпалил Родион.
– Вот именно. Ко взрослым нельзя обращаться «Эй!», это крайняя степень бескультурья! Делай всё, как она скажет. Разуешься, пройдёшь осторожно, собаку на руки возьмёшь аккуратно.
– Да, да! – вскричал Родион, гарцуя от нетерпения. – Я всё понял! Я побежал!
– Подожди, я такси не вызвала!
– Может, я на автобусе всё-таки, а?.. Ну, быстрее будет, чесслово!
– Никаких автобусов, – отрезала Тонечка. Гопники авторитета Сутулого не шли у неё из головы. – У меня будет номер машины и маршрут, я всё время буду видеть, где ты.
Он понял это по-своему, дёрнул шеей и сузил глаза:
– Не брал я никаких ваших карточек, понятно?! И деньги ваши мне не нужны! На, забери лучше!..
– Я не буду с тобой препираться, – не растерялась Тонечка. Она умела разговаривать с подростками. – Один раз тебе уже надавали по шее в этом городе. Вон под глазом фингал! Второго раза я не допущу. Машина пришла, пойдём.
Родион сунул деньги во внутренний карман куртки и поплёлся за ней. Вид у него был пристыженный.
Она подтолкнула его вперёд, подождала, когда машина тронется.
– Ну вот, – сказала она себе. – Теперь у нас, кажется, есть собака.
Позвонила Настя и доложила, что как только они поднялись на второй этаж, как раз, где выставка «Красная Атлантида», мальчик Родион сбежал.
– Мам, я ничего не поняла, – взволнованно рассказывала Настя в трубке. – Он что-то такое проблеял и смылся! Данька говорит, что не нужно тебе звонить, а я считаю, что нужно!
Тонечка знала такую особенность своей дочери – если уж та принималась опекать «несчастных», то делала это вдохновенно и с восторгом. Родион оказался таким «несчастным» – бедный детдомовский ребёнок, брошенный негодяями-родителями, – и Настя теперь за него отвечает.
Тонечка объяснила, что встретила Родиона возле отеля и услала его под делам.
– По каким делам? – подозрительно спросила дочь. – Мам, у вас там какой-то заговор Фиеско в Генуе, что ли?
– Какие ты слова знаешь! – восхитилась Тонечка. – Нет никакого заговора, а просто дела.
– Мам, а кто у него родители?
Тонечка вздохнула.
– Толком не знаю. У него очень рано умерла мама, остался дядя, мамин брат. И почему-то этот дядя взялся его искать только сейчас. Саша ему помог.
– А он с нами будет жить?
– Не говори глупостей, Настя.
– А где он будет жить? – продолжала дочь в трубке. – И кто его побил? Он же весь побитый, когда смеётся, морщится даже.
– Настя, ты в музее? Вот иди, изучай быт помещика девятнадцатого века, тебе для этюда нужно! А потом мы обо всём поговорим.
– Когда потом-то?… – пробормотала недовольная дочь, но тем не менее от Тонечки отвязалась.
Поднимаясь по ступенькам «Шератона», Тонечка думала, что дочь у неё хороший человек. Не слишком лёгкий в общении, а в быту так вообще свинья свиньёй – тут нежная мать улыбнулась, – но хороший, добрый, прямой человек!
…Заговор Фиеско в Генуе, надо же! Не иначе Данька что-то излагал, а она запомнила!..
Этот заговор вдруг направил её мысли совершенно в другое русло.
…А ведь действительно! Почему Кондрат Ермолаев столько лет племянником не интересовался, и вдруг – на тебе! Принялся искать! И Мишаков тогда, в подворотне, спросил мальчишку, как звали его мать, и когда мальчишка сказал, подполковник сразу поверил, что он и есть племянник.
…Какое-то странное имя назвал Родион! Моника или Ванда…
Александр Герман сказал, что не знает, как Кондрат жил последние годы. А Сергей Степанов из ФСБ, что тот знаменитый вор.
Получается, Кондрат промышлял воровством, о мальчишке не вспоминал и, только когда украл Пояс Ориона, вспомнил и позвал к себе.
Но в этот момент что-то случилось.
Лена Пантелеева исчезает, Кондрат в участке, мальчишку избивают на улице.
…Ах, если бы обсудить всё это с Сашей!.. Его здравый смысл и логика так помогли бы ей! Но с Сашей ничего обсуждать нельзя!.
Во-первых, тогда ей придётся рассказать про ФСБ и про то, что Кондратом интересуются и оттуда. Во-вторых, неизвестно, замешан ли во всё это её муж, и что делать, если замешан?
Нужно узнать как можно больше о самом Кондрате, решила Тонечка. Только как это сделать?..
Она кивнула официанту, стянула куртку, уселась и стала думать.
Кондрат родом отсюда, из Нижнего Новгорода. Если так, у него должны остаться соседи, одноклассники, приятели! Которые вполне могли знать и его сестру тоже!.. Их можно разыскать и расспросить. Только вот – как? Как их искать?
…В сценарии бы героиня позвонила бы знакомому оперу или следователю, у героини сериала всегда и непременно есть такие знакомые, сказала заветные слова: «Пробей по базе!» И – ать!.. Тут же явились бы все необходимые сведения.
Где она, Тонечка, не имея возможности сказать заветную фразу – Мишаков ей не поможет точно! – может добыть сведения о человеке?..
Разумеется, в интернете!..
Она достала телефон и углубилась в него.
Примерно через сорок минут отложила гаджет и потёрла глаза.
Никаких сведений о человеке по имени Кондрат Ермолаев мировая сеть не содержала. Тонечка пыталась и так, и сяк, и эдак, и разэдак, – ничего.
Попадались какие-то тёзки, но ни один не подходил ни по возрасту, ни по виду.
Где и как искать дальше, она не знала.
Из знакомых в Нижнем у неё были только две телевизионные редакторши и директор театра Борис Петрович.
Впрочем… телевизионщики всегда всё знают. У них скапливается прорва информации, разнородной, разношёрстной, несистематизированной. Но именно – прорва.
Можно попробовать.
Тонечка сначала посмотрела, где там Родион. Машина такси на карте не двигалась, должно быть, мальчишка не мог оторваться от собаки и торчал у Галины Сергеевны в квартире.
Потом позвонила шеф-редактору Наталье, главной из блондинок.
– Здрасти, Тоня, – бодро поприветствовала её Наталья. – Рада вас слышать. Слушайте, у нас тут переполох! Вы были правы, ведущую найти не можем!.. Одна надежда, что к съёмке сама объявится! Но мы ищем…
– Наташ, – перебила Тонечка. – А можете заодно поискать её мужа? Про которого Ольга сказала, что он типичный бывший военный? Его зовут Кондрат Ермолаев и по профессии он вроде повар. Может, кто-то из ваших знает о нём хоть что-нибудь?
– Ну, я сама ничего про него не знаю, – ответила шеф-редактор, подумав, – но у нас есть Голубев, он иголку в стоге сена найдёт и муху на теле у слона! Он гениальный директор. Я его озадачу этим мужем! А вы пока поговорите с Нинулькой, гримёром. Я вам телефон скинула.
– Ничего вы мне не скидывали, – пробормотала Тонечка.
– Прошу прощения, должно быть, я забыла. Сейчас скину. Получили? Лена с ней секретничала, может, она что-то знает и про мужа. Хотя Нинулька у нас кремень, никого ни с кем не обсуждает! А?..
Тут Наталья явно на что-то отвлеклась, кто-то что-то ей говорил, довольно громко.
– Точно, так и сделаем, – сказала она уже в трубку. – Лёля считает, что я должна ей вначале позвонить, иначе она разговаривать не станет. Это правда! Я позвоню, а потом вы, ладно?
– Спасибо, – прочувствованно поблагодарила Тонечка. – Огромное.
– Не забудьте нас в случае чего пристроить на работу! – прокричала в отдалении настырная и умная Лёля. – И про то, что вы у нас эксперт на съёмке, тоже не забудьте!
– Ах да, – спохватилась Наталья. – Ну, я вам позвоню заранее, если ведущая найдётся!
– Отыщем! – опять вмешалась далёкая Лёля.
Тонечка выждала десять минут. Посмотрела на карту – машина так и не двигалась, – и попросила чаю с марокканской мятой. Данька очень любит такой чай.
И позвонила гримёру.
Долго никто не брал трубку, а потом девичий голос сказал довольно холодно:
– Извините, я занята.
– Меня зовут Антонина, – заторопилась Тонечка. – Наталья должна была вас предупредить, шеф-редактор.
– Да, она звонила, – ответила девушка в трубке и больше ничего не добавила.
– Можно мне к вам подъехать? – завиляла хвостом Тонечка. – Я очень быстро!
– Я на работе, – проинформировала Нинулька-кремень и опять ничего не добавила.
– Так я на работу к вам и подъеду!
– Я освобожусь через полчаса, – помолчав, сказала Нинулька. – Салон красоты «Профи», мы на Рождественской, двадцать один.
И положила трубку.
– Да уж, – пробормотала Тонечка. – И вправду кремень!..
Выпила глоток чаю с марокканской мятой и помчалась на Рождественскую.
Салон красоты «Профи» выглядел… респектабельно. На улицу смотрел чистыми стёклами, медная ручка на солидной двери сияла, крылечко приветливое, не затоптанное!..
Тонечка зашла – в салоне было тепло и хорошо пахло – и спросила Нину.
Девушка-администратор, тоненькая и грациозная, как пражский крысарик, показала Тонечке на кресла.
– Я сейчас позову.
Тонечка огляделась. Внутри выглядело всё также респектабельно, как и снаружи: чистые полы, яркий свет, много цветов и зеркал. Ни уханья навязчивой музыки, ни пыльных шкафов с дешёвой бижутерией, ни работающих непременно на канале Fashion телевизоров.
– Вы меня спрашивали? Я Нина.
Она оказалась старше, чем Тонечка определила по голосу. Лет под сорок, пожалуй. Невысокого роста, ладная, хорошо причёсанная.
– А я Антонина, – представилась Тонечка.
Девушка-администратор копошилась за своей стойкой, делала вид, что не видит и не слышит.
– Может, мы меня… улучшите? – моментально придумала Тонечка. – Сколько у вас времени?
Нина смотрела на неё с интересом, изучала внимательно.
– А что именно вы хотите улучшать? – спросила она наконец.
– Да что угодно! – воскликнула Тонечка. – Вы же видите, что мне нужно всё!.. Макияж, причёску! Стрижку можно сделать!
Нина вдруг засмеялась и сразу помолодела лет на десять:
– Стрижку не боитесь делать у незнакомого мастера?
– Нет, – решительно объявила Тонечка. – Не боюсь.
– Ну, подстричься мы не успеем, а уложиться можем. Проходите, пожалуйста.
И кивнула администратору.
Тонечка устроилась в кресле, на которое ей указала Нина, вытянула ноги и вздохнула.
До чего она любит эти самые салоны красоты! Любит, когда возятся с её волосами и после этого они выглядят как-то непривычно и стильно. Любит свежий маникюр, а уж если удаётся сделать что-нибудь совсем экзотическое, вроде массажа лица – это вообще отлично!..
– А макияж? – спросила она, глядя на мастерицу снизу вверх. – Тоже не успеем?
– А вам нужен макияж?
– Я сто лет не делала, – призналась Тонечка. – А сегодня можно сделать! К нам дети приехали и… племянник. Мы сегодня ужинать собирались с размахом.
– Если с размахом, тогда сделаем, – пообещала Нина.
На зеркальной поверхности столика стояли банки и баночки, были разложены коробки и палитры всех мастей. Тонечка посмотрела на кисти и краски и подумала про Родиона.
Нужно ему позвонить.
Она позвонила, спросила, сделал ли он дело.
– Да, да, – выпалил он виновато. – Я сейчас, уже скоро.
На заднем плане раздавалось бодрое потявкивание.
– Ты ещё та-ам? – протянула Тонечка. – Слушай, это перебор. Давай прощайся и езжай ко мне. Я сейчас напишу водителю про изменение маршрута.
– Ладно, ладно, – согласился Родион, даже не спросив, куда он должен ехать согласно новым указаниям.
Нина накрыла Тонечку шуршащей пелериной, устроила её затылок на подголовник и принялась за работу.
Тонечка изменила адрес, куда следовало привезти Родиона, – спасибо всем современным технологиям, – спрятала телефон в карман и блаженно закрыла глаза.
…Она вовсе не беззаботная дама, которая отдыхает в салоне красоты! Она сыщик, может, и не гениальный, как задумчивый Голубев из телекомпании, но ей нужно расспросить Нину!
Тонечка открыла глаза.
– Вы дружите с Леной Пантелеевой?
Нина ловко наносила крем на Тонечкину физиономию.
– Мы работаем вместе.
– Я знаю, мне рассказала ваш шеф-редактор.
– Да, – согласилась Нина. – Если б не Наташа, я, конечно, не стала бы с вами беседовать. Но она попросила.
– Спасибо большое, – быстро сориентировалась Тонечка. – Вы не знаете, куда Лена могла пропасть?
Нина покачала головой.
– А её маму вы знаете?
Нина удивилась.
– Маму? Нет, не знаю. Вы, наверное, неправильно поняли!.. Я с ней работаю вот уже довольно давно, но семьями мы не дружим.
Её мама тоже работает с вами, подумала Тонечка, и тоже довольно давно, лет тридцать, наверное! А вы ничего о ней не знаете! Ещё эта же самая мама у собственного зятя служит домработницей, но зять тоже о ней говорить отказался.
…И как это понимать?
– И мужа не знаете?.. Кондрата?
Нина набрала на кисточку немного магического снадобья и, касаясь легко-легко, стала водить по Тонечкиному лицу.
– Нет, не знаю, – сказала она и снова набрала снадобья.
…Вот и конец расследованию! Собственно, он оказался там же, где начало.
– Понятно, – пробормотала Тонечка.
– Я знала его сестру, – неожиданно продолжила Нина, и Тонечка вытаращила глаза. – Закройте, закройте! Я скажу, когда можно будет открыть.
Тонечка завозилась в кресле, и Нина отняла руки, пережидая её беспокойство.
– Мы по соседству жили, ещё в старых домах. Там теперь всё снесли.
– А… как её зовут?
– Звали, – поправила Нина. – Она умерла давно. Зося звали.
Точно, вспомнила Тонечка, так и есть, Зося.
– Болела?
Нина вздохнула.
– Не знаю. Мы разъехались, когда дома посносили, я её всего пару раз в городе видела. Очень красивая… была. Потом говорили, что одна осталась с ребёнком вроде, а брат не помогал совсем. Да его в городе не было, шабашил где-то.
– Шабашил? – переспросила Тонечка, не открывая глаз.
– Я точно не знаю, – тут же пошла на попятную Нина. – Так говорили!.. Я его совсем не помню. Он же старше нас! У него своя компания была, а у нас, у детей, своя. И с Зосей мы потом не общались. Она уехала, по-моему, в Москву, а может, и нет.
– Зося – редкое имя.
– Польское, – отозвалась Нина, продолжая что-то делать с Тонечкиной физиономией, – у них семья такая, староверы и поляки.
– Как они так умудрились? – удивилась Тонечка. – Староверы строгих правил, насколько мне известно. А поляки и вовсе католики!..
– Война всех перемешала, так бабушка говорила. Тогда никто не спрашивал, кто какой веры!
– Это точно, – пробормотала Тонечка и добавила: – Какая у вас рука лёгкая! Одно удовольствие.
Кажется, это признание растрогало Нину, потому что она сказала негромко:
– Если вы хотите про Зосю Ольшевскую узнать, спросите Гришу Самгина. Он про неё всё знает.
– Почему Ольшевскую?
Тут Нина удивилась:
– Что значит – почему?
– У брата же совсем другая фамилия! Он Кондрат Ермолаев!
– А, у них так и было! Брата по отцовской фамилии записали, а сестру – по материнской.
– А Гриша Самгин – это кто?..
Нина вздохнула, очень по-женски:
– Он Зосю любил. Вот, знаете, как в кино. Ну, я такую любовь только в кино и видела. Глаз с неё не сводил. А она, конечно, на него внимания не обращала, он… незаметный такой. Просто хороший парень. – И Нина опять вздохнула.
Тонечка заподозрила неладное.
– Он вам нравился?
– Какая разница! – сказала Нина с досадой. – Я тут совсем лишняя! Если вы хотите про Зосю узнать, поговорите с ним. Он на Сормово работает, я вам скажу, как его найти. С ним-то мы как раз иногда общаемся!
Тут она, по всей видимости, пожалела, что сказала про Гришу, потому что добавила словно про себя:
– Наташа попросила, как не рассказать…
– Вы поймите, – продолжала Тонечка и опять открыла глаза. Нина показала кистью – закройте, – я не из праздного любопытства! У меня на руках мальчик оказался, сын Зоси.
– Да что вы говорите?! – ахнула Нина и перестала возить кисточкой.
Тонечка покивала – да, да!..
– Этого мальчика дядя нашел, как раз Кондрат. И вызвал сюда! А потом путаница какая-то началась – самого Кондрата задержали, Лена, его жена, куда-то пропала, и мне нужно её найти, наверное… С кем я мальчика оставлю?
– Это конечно, – быстро согласилась Нина. – Тогда нужно найти. Я вам телефон дам, вы Грише позвоните. Он правда про Зосю больше меня знает!..
– А кем он на заводе?
– Раньше главным технологом работал, а однажды на стапеле из отсека в отсек спрыгнул неудачно, ногу повредил. Пришлось ему со стапелей уйти, а в конторе сидеть не хотел категорически. Теперь директор музея Сормовского завода.
…Тонечкин муж как раз толковал детям, что нужно непременно сходить в этот музей. И говорил, что у него там большие связи!.. Может, этот самый Гриша Самгин – и есть его большие связи?!
Господи, хоть когда-нибудь туман рассеется? И грозная черная туча, проступающая вдалеке, на поверку окажется старым лодочным сараем!..
– Нина, – попросила Тонечка. – Может быть, вы ему позвоните и скажете, что я приеду? А то он со мной разговаривать не станет, вы же вот не стали бы, если б не Наташа!
Нина вздохнула.
– Ну, хорошо, позвоню. А вы прям сегодня хотите?
Тонечка собиралась было воскликнуть, что прямо сейчас, но только кивнула – да, сегодня.
Нина ещё какое-то время возилась с её лицом, потом, заботливо прикрывая ладошкой Тонечкин лоб, намочила кудри и похвалила, что «волосы в хорошем состоянии».
– Вы их не вытягиваете?
– Кого? – не поняла Тонечка.
Нина засмеялась:
– Волосы! Сейчас модно прямые.
– Нет, – призналась Тонечка. – Мне и в голову не приходило! А что, их можно вытянуть?
– Можно, – Нина вооружилась феном. – Но мы не станем. Я их, наоборот, сейчас ещё подовью. Вам понравится!..
Тонечка опять закрыла было глаза, но тут же забеспокоилась и передумала.
В зеркале у неё за спиной мыкался Родион.
– Нина, извините! – Она перехватила руку мастерицы и повернулась к мальчишке. – Вон там присядь и подожди меня! Я сейчас! Ты хоть без собаки?
– А что, нужно было забрать?! – опешил Родион.
– Нет, мы потом вместе заберём. Всё в порядке, ты деньги отдал?
– Конечно. И с Бусей поиграл. Ты знаешь, она такая славная! И соображает, хотя совсем козявка! И не боится меня! Остальные все боятся немного, а она не боится!.. Я её на руки взял, а она…
– Ты мне всё потом расскажешь, – перебила Тонечка. – Подожди, мы дело закончим.
Родион пожал плечами. На лице у него отражалось некое презрительное недоумение: какое же это дело?! Это так, глупости и ерунда, на голову феном дуть!.. Вон у Галины Сергеевны дело, она собак выращивает, кормит их, воспитывает, ухаживает за ними. Даже позволила Родиону немного помочь – он перетащил в угол плексигласовую загородку, чтоб Галине Сергеевне было видно, как возится малышня!.. А на волосы дуть – разве это дело?!
– Это он и есть? – тихонько спросила Нина, когда Родион плюхнулся в кресло в некотором отдалении. – Зосин сын?
Тонечка кивнула.
– Как похож на мать, – прошептала Нина, – Боже мой, сколько лет… Тоже красавец будет, глаз не оторвать.
Она доделала Тонечкину причёску – получилось и вправду прекрасно! – и взялась за телефон.
– Я отойду.
Тонечка посмотрела на себя в зеркало – волосы уложены легко и непривычно, сама она никогда в жизни так бы не уложила! На лице неожиданно появились глаза, и ещё оказалось, что у этого самого лица есть скулы, а не только щёки, из-за которых не видно ушей, как определяла Тонечка.
Родион посмотрел на неё и заявил:
– Ты какая-то не такая.
– Я сделала причёску и макияж.
– Раньше лучше было.
– Да что ты говоришь?!
Он кивнул, разглядывая её и прикидывая, как бы нарисовать – чтоб сразу было видно, что она… добрая. И весёлая.
Что-то общее у неё с маленькой собакой, которую Родион так полюбил. Словно постоянная улыбка на лицах – у той собаки тоже было лицо, а не морда, – даже когда они не улыбались, а может, лёгкие и тонкие кудри – у собаки на ушах кудри были совершенно такие, как у Тонечки.
Появилась Нина, сказала, что предупредила и продиктовала Тонечке номер.
Они заплатили, попрощались – Тонечка ткнула Родиона в бок и велела вежливо сказать до свидания, – и вышли на улицу.
– Ты есть хочешь?
Он хотел есть уже часа три – в детдоме обед давно прошел! – но не признаваться же!.. Он и так утром с яичницей чуть не погорел!..
– Мы сейчас съездим в музей Сормовского завода, ладно? Это недолго!.. А потом сразу ужинать.
– А чего мы в музей вдвоём пойдём? А остальные?
– Мне нужно поговорить с директором. Я… сценарий решила написать про Сормовский завод.
Тонечка врала в последнее время так много, что это, считай, и не враньё!
Тем более она вполне может написать такой сценарий!..
Они уселись в такси – опять в такси! – и поехали.
– Тебе нравится писать сценарии? – неожиданно спросил Родион.
– Конечно! – пылко воскликнула Тонечка. – Нет, бывает я устаю, и мне неохота, но это всё равно самая лучшая работа на свете!
– А я рисовать никогда не устаю, – признался Родион. – Мне Ирина Сергеевна часто говорит, что, если б меня не заставляли, я бы писать и читать не научился! Это потому, что я, когда рисую, ни про что не помню. Обед могу пропустить.
Мысль о пропущенном обеде как-то гулко отдалась в животе. Надо же, как есть охота!..
– Когда ты начал рисовать?
– Не помню. Ещё при маме. Мы с ней в книжный ходили, она мне покупала альбомы и карандаши. И книжки красивые.
– А где вы жили?
Он удивился:
– На втором этаже. На балконе цветы сажали, а зимой мама гирлянды вешала. А однажды мы пришли из сада, а на наш балкон Дед Мороз лезет! И на спине у него мешок! – У Родиона загорелись глаза. – Я тогда даже завизжал. На весь дом. А это мама всё придумала, понимаешь?.. Ну, фигурку эту!.. И я знал, что он не настоящий, а настоящий в новогоднюю ночь придёт.
Тонечка внимательно слушала.
– В каком городе это было?
Он посмотрел в окно на вечереющую реку и облака над ней.
Вспоминать дальше ему не хотелось.
– Я болел сильно, – сказал он. – Мама умерла, а я заболел. Это мне потом уже рассказали, я не помню. В больнице почти полгода пролежал. Из детдома приехали и меня забрали.
– Ты с трудом привыкал? – зачем-то спросила Тонечка.
– Не знаю. Мне всё равно было. Мне сказали, что мама умерла, я сначала не понял, а потом понял. Нет, ты не подумай, – спохватился мальчишка. – Там у нас нормально, в детдоме. Воспитатели все хорошие, и праздники хорошие, и мне карандаши подарили!..
– Понятно, – откликнулась Тонечка.
– Если меня дядька возьмёт, – продолжал Родион, – я тут школу закончу, а потом какой-нибудь колледж.
– Какой?
– Да без разницы! Лишь бы потом на работу взяли. Квартиру-то мне государство даст!.. И я буду ходить на работу, а после работы рисовать.
Голос у него был вдохновенный – должно быть, он уже давно намечтал себе такую жизнь, и она представлялась ему прекрасной.
– А здесь много чего можно нарисовать, – продолжал Родион. – Мы сегодня в кремль зашли с той стороны, а там такие кручи!.. И внизу под обрывом церковь!.. Я до сих пор не понял, как это нарисовать, чтоб видно было, как высоко!..
– Тебе нужно в художественное училище, Родион.
Тут он удивился:
– А что, такое есть?
Тонечка покивала:
– Не знаю, может, в Нижнем тоже есть, а в Москве точно!
– В Москве квартиру-то не дадут, – рассудительно сказал Родион. – А здесь дадут, если тут родной дядька. Только он в участке… Слушай, а пёс? У него же там пёс! Один! Без еды!
– К нему Александр Наумович должен съездить и покормить. Не переживай.
Они въехали совсем в другой город – заводской, рабочий, где много труб, заборов, переездов через узкоколейку, где на автобусных остановках толпились люди, у которых закончился рабочий день. Все спешили домой.
Это была словно картинка из кино про прежнюю жизнь, когда существовало понятие «общего дела», и это было важно и нужно, когда на работу и с работы ходили отчасти с гордостью – мы строим нечто важное и нужное и вскоре уже построим.
…Ничего не построили, даже то, что уже было построено, развалилось и погибло, но здесь, вблизи Сормовского завода, по-прежнему чувствовалась энергичная, живая жизнь, принадлежность всех людей «общему делу»…
Заводские постройки красного кирпича кое-где были совсем заброшенными, а где-то подновлёнными, бодрыми, в окнах синий фабричный свет.
– Тут чё, правда корабли строят? – вдруг спросил Родион с недоверием. – И подлодки?
– Эх, парень! – таксист обернулся к нему на мгновение. – Ничего-то вы, молодые, теперь не понимаете! Такой завод был! Вот мы едем, это всё территория была, сейчас половина только осталась. Да и то хорошо – живёт, работает! Летом на воду такой прогулочный корабль спустили! Он когда с ходовых испытаний шёл, мы специально на тот берег поехали, в бинокль смотрели. Махина!..
– Вот не зря дядя Саша говорит, что нужно читать книжки и учить историю, – встряла Тонечка. Она никогда не упускала подходящий момент для воспитания подростков! – Ведь гораздо интересней жить, когда много знаешь!.. Сразу всё по-другому видишь!..
Музей Сормовского завода размещался в двухэтажном доме, стоящем как-то наособицу, не в ряду других домов, а словно в небольшом скверике. Заходить в него нужно было почему-то с заднего крыльца.
Возле тяжёлой двери был пристроен чугунный якорь на неправдоподобно большой цепи.
– Зачем они такие здоровые? – спросил Родион.
– Вот и спроси.
Тонечка нажала латунную пупочку звонка – дверь была заперта – и прислушалась. Подождала и ещё раз нажала. Родион перчаткой отряхивал с якоря снег.
– Зачем ты на штаны метёшь? Мети в сторону!
Тут в замке щёлкнуло, дверь немного подалась, Тонечка потянула её на себя и зашла. Родион следом.
Прямо перед ними оказалось лестница, и холодно здесь было, почти как на улице.
Они поднимались по второму маршу, когда на площадке появился человек.
– Добрый вечер, – сказал он негромко.
– Здрасти, – тяжело дыша от восхождения, проговорила Тонечка, улыбнулась куда-то вверх и добавила: – Лестницы – враг панды.
Кажется, человеку это понравилось, потому что он сделал шаг навстречу.
– Проходите.
С площадки они зашли в небольшое помещение, где стояли несколько книжных шкафов, с правой стороны доска с фотографиями сердитых мужчин, а с левой короткий коридорчик и ещё одна дверь.
– Музей на ремонте, – сообщил человек, пока Тонечка оглядывалась. – Это черный ход.
– А это кто? – вылез мальчишка. – На портретах?
– Все директора нашего завода, начиная с самого первого.
– Чего-то больно много!
Человек вздохнул и представился:
– Григорий Александрович Самгин.
– Антонина Герман, – выпалила Тонечка. – А это Родион. Поздоровайся по-человечески!