– Так, и что?
– А консультант тот – Лиза Сарджесон.
Хоппер замер, не донеся кружку до рта, затем поставил ее на стол. Делгадо выложила ему все подробности своего визита в квартиру Лизы, в ходе которого ей удалось многое узнать и о картах Зенера, и о работе этой женщины – в прошлом и настоящем.
Хоппер слушал, поглаживая свой щетинистый подбородок. Затем спросил:
– А что по другим адресам?
Делгадо принялась загибать пальцы.
– Две церкви, один боксерский клуб и еще один – общинный центр. Каждый из них сдает помещения для различных собраний: «Анонимные алкоголики», группы поддержки для ветеранов Вьетнама, группы для людей с различными хроническими заболеваниями, вечерние занятия для безработных. В общем, что угодно. Много организаций, и группа Лизы – лишь одна из них. Но…
– Если добавить к этому карты Зенера… – продолжил он, и Делгадо кивнула.
– Здесь взаимосвязь, Хоп. Где-то точно есть.
Хоппер втянул воздух сквозь зубы.
– Так. Думаю, нам нужно сходить… – он оборвал себя на полуслове и поправился, – тебе нужно сходить снова к Лизе и поговорить. Узнать подробнее, в чем именно заключается ее работа с населением. Была ли она знакома с кем-то из жертв или с руководителями других групп поддержки.
Делгадо приподняла бровь.
– То есть мы все же продолжаем работу над этим делом?
Хоппер в ответ пожал плечами.
– Вся ситуация поменялась. Я теперь помогаю Гэллапу. А ты мне.
Делгадо допила свой кофе.
– Положись на меня.
– Спасибо, – ответил Хоппер. Напиток в его кружке уже начал остывать. Он взглянул на часы. – Ладно, время поджимает. Выходи первая, я дам тебе время спокойно уйти.
Делгадо встала из-за столика.
– Удачи тебе, Хоп. И береги себя.
Хоппер улыбнулся напарнице и проводил ее глазами до выхода из закусочной; потом он смотрел в окно, как она перешла на другую сторону улицы и вскоре скрылась из виду.
Он подождал несколько минут. Официантка в желтом снова подошла с кофейником в руке.
– Еще, милый?
Хоппер мотнул головой и отказался. Официантка повернулась, чтобы уйти, но тут он передумал.
– А вообще подождите. Да, я хочу еще кофе. А есть у вас яблочный пирог?
– Есть.
– Отлично. Значит, еще один кофе и яблочный пирог. Два кусочка.
– Разогреть пирог?
– Да, пожалуйста?
– А мороженое к нему?
– Разумеется.
Официантка молча приподняла бровь и удалилась к стойке, чтобы подготовить заказ. Эта трапеза будет маленькой и простой, но Хоппер намеревался ею насладиться.
Он надеялся только, что она не станет для него последней.
Глава двадцатая
Марта
8 июля 1977 года
Нью-Йорк
Хоппер устроился на переднем диванчике; пассажирское сиденье в старой машине Лероя, многоместном «универсале» с откидным задним бортом, не отделялось от водительского. Они ехали вдвоем строго на север, пересекали улицы Манхэттена с названиями-номерами и приближались к району Южный Бронкс, в недрах которого скрывалось логово «Гадюк». Лерой опустил стекла на окнах, и Хоппер был за это благодарен, потому что ветерок создавал прохладу и заодно проветривал салон, где воняло травкой так, будто ею пропитались все сиденья. Машина была огромной, а со своей вместительной задней частью даже напоминала катафалк. Состояние автомобиля могло бы привлечь внимание коллекционера с наметанным взглядом. Впрочем, слово «состояние» тут носило особый смысл, потому что речь шла о настоящей развалюхе. Кожа диванчика, на котором сидел Хоппер, была очень жесткой и совершенно разодранной; во многих местах из нее торчала желтоватая набивка. Потолочные панели отсутствовали, и Хоппер сомневался, что приборная панель функционирует, как ей положено. Снаружи тоже все смотрелось плачевно. Изначальная краска в некоторых местах была содрана, из-под нее проступил металл. Поверх всего это безобразия кто-то нанес несколько слоев краски из баллончика. Но и граффити уже успели потускнеть и слиться с крупными бесформенными пятнами ржавчины, похожими на острова. В общем, снаружи машина Лероя напоминала типичный вагон нью-йоркского метро. Чудо, что она вообще была на ходу, учитывая периодические выбросы черного дыма из выхлопной трубы и убийственный хрип двигателя, который слышался каждый раз, когда правая нога Лероя давила на одну из педалей.
Хоппер не стал спрашивать, откуда машина. Сейчас имелись дела поважнее. Он просто дождался Лероя в условленном месте на углу улиц и забрался в салон без вопросов.
Юный бандит держал руль правой рукой; левую он высунул наружу и оперся ею о нижнюю часть окна. Рычаг коробки передач находился на рулевой колонке; чтобы переключаться, Лерою приходилось отпускать руль. Машину при этом слегка заносило влево – и похоже, водителю это нравилось не меньше, чем помахивать свободной рукой в воздухе.
Хоппер ничего ему не говорил. Ремни безопасности в машине отсутствовали, и он быстро наловчился держаться за ременный поручень над дверью. Без него Хоппер соскальзывал бы и падал на Лероя при каждом повороте.
Они выехали из Бруклина в северном направлении и добрались до Квинса. Оттуда свернули на запад к Манхэттену, а потом – снова на север. Вначале на дороге было много пробок, но по мере того как машина приближалась к Бронксу, они стали рассасываться. И это оказалась далеко не единственная перемена.
Средний Манхэттен – монолитное скопление небоскребов, где все улицы постоянно забиты желтыми такси. Этот район сегодня выглядел таким же, как обычно, и Хоппер подозревал, что так здесь будет до скончания времен: многолюдно и шумно, даже когда на город опускается ночь. В Среднем Манхэттене всегда полным-полно людей – туристов и тех, кто здесь работает.
Повсюду реклама: растяжки на домах, большие щиты на перекрестках улиц. Какие-то из них призывали купить сигареты «Мальборо» или «Салем», другие предлагали разные бренды виски. Единственное исключение составляла реклама нового фильма про Джеймса Бонда «Шпион, который меня любил».
При виде афиши Хоппер рассмеялся, чем навлек на себя озадаченный взгляд Лероя. Но детектив лишь отмахнулся и продолжил разглядывать проплывающий за окном город.
Средний Манхэттен всегда оставался собой – на него особо не влиял ни спад деловой активности, ни экономический кризис, ни другие понятия, которые СМИ использовали для описания ситуации в городе.
Перемены начинались на 47-й улице. И весьма значительные. Хоппер знал о том, что Таймс-сквер превратилась в настоящую дыру, но не представлял, насколько далеко на юг распространился упадок, который пожирал город, словно раковая опухоль. Казалось, что на каждом доме по обеим сторонам улицы висит реклама и зазывает посмотреть на раздетых женщин, которые были буквально повсюду: на сцене, на кинопленке, на липких страницах глянцевых журналов. И во плоти они здесь тоже были: стояли в дверных проемах домов и на тротуарах. На каждой – мини-юбка, высокие сапоги до бедра и меховое боа. Мужчины, наоборот, предпочитали таиться: в своих тесных костюмах из синтетической ткани они выбирали куда менее открытые для наблюдения части улицы. К переднему колесу машины Лероя прилипла выброшенная газета со вчерашними сводками новостей и статистикой преступлений. Она так и проехала вместе с ними еще несколько кварталов.
После Таймс-сквер здания на улицах постепенно становились все ниже, и вот уже показался остров Манхэттен. Со стороны он напоминал бетонный океан, и машина Лероя прорезала его замерзшие волны, точно яхта. Машин здесь было меньше, а людей – больше. С газетами в руках они собирались на углах улиц, на ступеньках и на крыльцах зданий. Множество людей, которые потели от жары, ругались на что-то и болтали друг с другом. Дети прыгали и танцевали под струей воды из пожарного гидранта, которая изгибалась и переливалась всеми оттенками радуги. Взрослые в это время вели беседы возле мебельного магазина, в котором уже не было ни мебели, ни даже стекол в витрине. Вдоль тротуаров стояли машины, словно погруженные в сон. Рядом лежали люди, которые тоже спали. Казалось, что жители города были так же изношены и потрепаны, как окружающие их здания, полотно дороги и раздолбанная машина, на которой ехали Хоппер и Лерой.
Молодой бандит свернул налево в сторону Гудзона, затем снова на север. Хоппер посмотрел через его плечо на реку, над которой возвышались громоздкие пролеты старой автомагистрали Вест-Сайд-Элевейтед-Хайвей. Она уже покрылась ржавчиной и превратилась в своеобразный памятник неудачам целого города, которому не хватало денег на ее ремонт. Сломанная магистраль протянулась вдоль почти всей западной оконечности острова Манхэттен и напоминала выброшенное на берег мифическое чудище. Дорога уже давно разваливалась понемногу, пока зимой 1973 года ее надземная часть в одном месте не обрушилась прямо на 14-ю улицу. Хоппер припомнил, что конструкция не выдержала веса самосвала, который вез битум для ремонта этой самой дороги. После обрушения магистраль была окончательно закрыта. Для всех стало удивлением, что остальная часть не обвалилась и что по прошествии четырех лет автомагистраль все еще стояла.
Лерой снова свернул на запад и на север, будто следуя некоему маршруту, который существовал исключительно в его голове. Хоппер откинулся на спинку диванчика и продолжил смотреть, как город медленно тонет в руинах.
Где-то на востоке разгорался пожар: черный дым был хорошо виден отсюда, в летнем безветрии он поднимался почти вертикально вверх. За окном проплывали переулки; Хоппер видел брошенные автомобили, покинутых на произвол судьбы людей, несложившиеся жизни. Он слышал чей-то смех и чьи-то выкрики. Дети играли в уличный крэпс
[40] на тротуаре, передавая зеленые купюры из рук в руки. Они чувствовали себя вольготно – знали, что здесь полицейских нет и никто им этого не запретит. Пожилые мужчины и женщины толкали перед собой тележки со всякой дрянью. А другую дрянь пускали себе по венам молодые парни и девушки – прямо на улице, даже не утруждаясь найти для своих делишек темный закоулок или заброшенное здание.
Они остановились на светофоре где-то в Гарлеме, и в этот момент рядом притормозила патрульная полицейская машины – с той стороны, где сидел Хоппер. Он подавил желание повернуть голову и посмотреть; так и продолжал сидеть прямо и глядеть вперед, на огни светофора. Все это время Хоппер чувствовал, что полицейские разглядывают его. Загорелся зеленый – патрульная машина не тронулась с места. Лерой нажал на газ, его автомобиль слегка покачнулся и поехал дальше. Еще через несколько секунд Хоппер решился посмотреть в зеркало заднего вида: полицейская машина тоже тронулась места и свернула направо.
Хоппер немного выпрямился на сиденье и повернул шею туда-сюда, чтобы размяться. Лерой прищелкнул языком и спросил:
– Ну что, дружище, ты готов?
Детектив повернул к нему голову. Лерой не отрывал взгляда от дороги и описывал круги в воздухе той рукой, которую высунул из окна. Вот он снова потянулся к переключателю передач, выпустил на секунду руль, и машину опять занесло влево.
Хоппер переключил свое внимание на дорогу впереди. «Да, я справлюсь», – сказал он себе мысленно. Затем повторил это еще раз, после чего произнес то же самое вслух.
Лерой ничего не ответил, только сжал зубы и втянул через них воздух. Хоппер бросил на него взгляд и заметил, что парень слегка качает головой, от чего мелкие завитки его густой шевелюры мотаются туда-сюда.
– А ты сам-то в порядке, Лерой? Справишься?
Паренек нахмурился и промолчал.
– Ты должен мне сказать, – продолжал Хоппер. – Я хочу, чтобы все было нормально и у меня, и у тебя. Ты понимаешь, во что мы ввязываемся, а я нет. И мне нужно, чтобы ты был готов. Иначе у нас очень быстро начнутся большие неприятности.
Юный бандит нахмурился еще сильнее.
– Лерой?
Машина начала сбавлять ход. Лерой кивком указал вперед. Теперь он не просто хмурился, а раздувал ноздри и облизывал губы.
– Мы не одни, – произнес Лерой.
Хоппер посмотрел вперед. Уже наступили сумерки, и вдоль дороги зажглись фонари. Они с Лероем сейчас были где-то в верхней части острова Манхэттен. Точнее Хоппер не мог сказать. Но они определенно были близки к цели: транспорт с улиц почти исчез. А точнее, осталась только их машина.
И перекрытая дорога.
Впереди стояли четверо – и это было слишком много, на взгляд Хоппера. Они выстроились поперек дороги: двое чернокожих мужчин, один белый, а также чернокожая женщина. Она слегка выступила вперед и держала руки глубоко в карманах белой бейсбольной куртки, которая была ей слегка велика. Из-под куртки виднелся красный лиф от купальника. Наряд завершали джинсы – тоже белые, обтягивающие на бедрах и расклешенные на голенях. Мужчины за ее спиной выгнули спины и развернули плечи так, словно позировали для журнальной фотосессии. Этот образ дополняли надетые на голое тело кожаные куртки без рукавов и банданы на головах.
Женщина улыбалась, ее спутники – нет.
Лерой постепенно сбавлял скорость и в итоге остановил машину напротив них. Женщина приблизилась, сначала постучала костяшками пальцев по капоту, потом подошла к окну со стороны водителя. Лерой тут же убрал руку, которую высовывал наружу всю дорогу. Женщина облокотилась одной рукой о дверцу машины и заглянула в окно.
– Эй, эй! – произнес Лерой. – Что случилось, Марта В.?
Хоппер слегка подвинулся на сиденье. Он смотрел на Лероя, поведение которого заметно изменилось. Он не то чтобы нервничал, но встреча с этими людьми оказала на него большое влияние.
Марта улыбнулась ему. Во рту у нее была жвачка, которую она не прекращала жевать. Марта выглядела моложе Хоппера, но старше Лероя – должно быть, около тридцати лет. Во всех движениях ее и осанке чувствовалось то, что Хоппер опознал мгновенно.
Власть, основанная на авторитете.
Марта лениво взглянула на Хоппера и снова повернулась к Лерою.
– Ну и где тебя носило, братик? Я уже начала переживать, – произнесла она, однако в голосе не слышалось ни капли беспокойства.
«Братик…»
Хоппер насторожился. Он сам не знал, чего следует ожидать от первой встречи с «Гадюками», но вряд ли мог предугадать появление сестры Лероя. По тому, как говорил о ней паренек, утверждая, что хочет вытащить сестру из банды, Хоппер предположил, что она, Марта, боится не меньше, чем ее брат.
Но женщина, которая сейчас стояла у окна машины, совершенно точно не выглядела напуганной.
Лерой похлопал ладонями по рулю.
– Да так, знаешь… То там, то сям…
И он улыбнулся. На взгляд Хоппера, получилось немного вымученно. Но даже если Марта заметила, виду все равно не подала. Теперь она взглянула на Хоппера все с той же «жующей» улыбкой.
– Все нормально, Лерой?
Тот быстро кивнул ей и снова похлопал руль обеими руками.
– Конечно, Марта В. И никогда не сомневайся во мне, девочка, никогда. Да, это тот самый парень, о котором я рассказывал Святому. Хоппер его зовут. Хоппер, это моя сестра Марта.
Она перестала жевать, но всего на секунду.
– Оʼкей. Хорошо, – произнесла Марта, выпрямилась и махнула рукой дружкам. Трое мужчин (точнее сказать, пацанов, потому что выглядели они не старше Лероя) перестали играть в «морская фигура, замри», залезли в машину и устроились на заднем сиденье. Марта тем временем обошла капот, открыла дверцу со стороны Хоппера и пихнула его бедром, чтобы тот подвинулся. Она громко жевала жвачку у него над ухом. Хоппер сдвинулся поближе к Лерою. Марта уселась рядом и усмехнулась, потом наклонилась вперед и кивнула брату.
– Когда я узнала о твоем возвращении, то решила тебя встретить. Типа «поймать на дороге тачку» и все такое.
Лерой завел машину и обхватил руками руль.
– Угол Деккер-стрит и Западной двести седьмой.
Лерой замешкался и переспросил:
– Чего?
Марта откинулась на спинку сиденья-диванчика, положила руку Хопперу на плечо и прильнула к нему так, будто была старшеклассницей-чирлидершей, а он – школьным качком-спортсменом.
– Нужно кое-что сделать до того, как вернемся домой. Заодно посмотрим, из какого теста слеплен наш новый друг. Эй, ты, свежее мясцо! Ты же не против прошвырнуться?
Хоппер повернул голову к Марте. Она сидела так близко, что они почти соприкоснулись носами.
– Не против. И зовут меня Хоппер.
Марта усмехнулась. Трое сидевших позади молодчиков расхохотались, а один из них даже хлопнул ладонью по спинке сиденья рядом с головой Хоппера.
– О да, сейчас повеселимся! – воскликнул он.
Вся троица радостно заулюлюкала, а Марта засмеялась. Хоппер взглянул на Лероя, и тот кивнул ему:
– Все ништяк, братан. Все ништяк.
С этими словами он толкнул рычаг переключения скоростей и повел машину туда, куда велела ему Марта.
Глава двадцать первая
Преступления и злодейство
8 июля 1977 года
Верхний Манхэттен, г. Нью-Йорк
Лерой остановился, где велела сестра, – напротив магазина с огромными зеркальными витринами. Снаружи они были защищены тяжелой металлической решеткой с вертикальными и горизонтальными прутьями. Когда машина подъехала, троица сзади притихла. Хоппер был этому очень рад, потому что после поездки у него уже звенели уши: всю дорогу эти балбесы свистели, вопили и хохотали, как три хулиганистых подростка. Лерой молча и сосредоточенно вел машину, а Марта все так же плотно прижималась к Хопперу. Тот сидел между братом и сестрой и гадал, чего можно ожидать от этого изменения маршрута и что за проверку ему сейчас устроят. Он взвешивал возможные варианты своих действий, но так ничего и не придумал.
По пути Марта обменялась несколькими репликами с сидевшими позади парнями, но с Хоппером знакомить их не стала. Через несколько минут после того как они с Лероем подобрали эту компанию, он заметил на ветровом стекле отражение оранжевого огонька, и сразу после этого салон стал быстро заполняться тошнотворно сладким запахом какого-то крепкого сорта марихуаны. Трое парней сначала передавали косяк друг другу, затем протянули его Марте. Она сделала глубокую затяжку и предложила Хопперу.
Он вдохнул немного. Пришлось это сделать, чтобы вписаться в их круг. И на первый взгляд ему показалось, что немного травки не сделает его реакции заторможенными. Он задержал густой тяжелый дым как можно дольше во рту, чтобы создать иллюзию полноценной затяжки, после чего вернул косяк Марте.
– А что, моему братику не нужно немного расслабиться?
Хоппер осознал, что забыл передать косяк дальше по кругу – Лерою. Но парень выручил его, ответив:
– Нет, я в порядке, Марта В., я в порядке.
А теперь они вшестером сидели в машине, припаркованной напротив магазина. В этот час он уже не работал, но откуда-то из дальнего помещения пробивался слабый свет. Работники были на месте, наводили порядок и готовили магазин к закрытию на ночь.
Хоппер вытянул шею, чтобы получше рассмотреть все через ветровое стекло. Этот магазин торговал электроникой и был достаточно крупным. За зеркальной витриной и металлической решеткой в глубине зала стояли ряды дорогой техники. Большие черные колонки, передние части которых были закрыты решетками или выполнены в виде гладкого блестящего громкоговорителя. Еще здесь были игровые автоматы, маленькие и большие; некоторые по размеру не меньше целого стола с кнопками, рычажками, дисками для набора и разными датчиками. Были и другие предметы техники, более привычные на вид. Например, магнитофоны: одни для катушечных пленок, другие, похоже, для восьмидорожечных картриджей
[41]. Рядом целый ряд диджейских «вертушек» на огромных серебристых подставках.
В общем, здесь продавалось аудио- и видеооборудование. Но не то, которое обычные люди ставят у себя в гостиной, а профессиональное студийное. Ни на одном из выставленных образцов не было таблички с ценой. Если вам требуется ее узнавать, значит, эта техника точно не для вас.
Один из парней на заднем сиденье захлопал в ладоши, и послышалось скандирование:
– Погнали, погнали, погнали!
Троица вылезла через задние двери. Лерой вышел со своей стороны. Хоппер собрался последовать за ним, но тут почувствовал на себе пристальный взгляд Марты. Детектив оперся рукой о руль, чтобы удобнее было выбираться, и она схватила его чуть выше локтя. Хоппер замер и обернулся к ней.
– Кое-что на ход ноги, – сказала Марта и достала из кармана широкой куртки пластиковую упаковку синего цвета. Она повертела ее в руке, демонстрируя содержимое – разноцветные таблетки. Одну из них, белую и круглую, она подцепила длинными ногтями, выкрашенными красным лаком.
Хоппер молча наблюдал. Марта с улыбкой протянула таблетку ему. Хоппер взял ее без промедлений, положил в рот и спрятал под языком. Он знал, что сейчас нельзя демонстрировать ни малейшего сомнения или неуверенности.
Марта недобро ухмыльнулась и вылезла из машины. Хоппер повернулся к противоположной дверце, быстро вытащил изо рта таблетку и размял ее между пальцами. А когда провел языком по внутренней части рта и по языку, то ощутил остатки, напоминавшие мел. Оставалось только надеяться, что наркотик не подействует при малой дозе, принятия которой не удалось избежать.
Трое молодых бандитов копошились перед магазином, приплясывали на месте и переговаривались – торопливо, но негромко. Лерой стоял немного в стороне, прислонившись к витрине и сложив руки на груди.
Один парень из троицы издал радостный вопль и начал изображать бой с тенью. Остальные хлопали и смеялись.
Свет в магазине погас. Бандиты тут же перестали дурачиться и синхронно повернули головы. Кто-то внутри заметил, что они здесь.
Марта обошла машину сзади, открыла багажник и вытащила оттуда небольшую кувалду, затем пошла к магазину, крепко сжимая инструмент в опущенной вниз тонкой руке. Подойдя к центральному входу, она подняла ее и замахнулась, даже не замедлив шага. Один из бандитов одобрительно засвистел.
От удара дверная ручка и замок погнулись и еще глубже утонули в деревянной поверхности двери. Марта взмахнула кувалдой еще несколько раз – и металлическая фурнитура отвалилась. Замок, впрочем, остался на месте и буквально размазался по дверному косяку, но трое парней с легкостью толкнули дверь, распахнули ее и побежали вперед. Следом за ними вошла Марта, затем Лерой и после него – Хоппер.
Торговый зал был огромен и весь заставлен техникой. Профессиональное звуковое оборудование выстроилось на платформах, стоявших между высокими стеллажами с усилителями и микрофонами. Парни побежали в полутьме к служебным помещениям. По пути они толкали стойки с микрофонами и миксерные пульты на подставках; все шаталось и падало на пол. Замигал и включился свет в торговом зале. Хоппер увидел, что бандиты оставили после себя целую дорожку из поваленных предметов. Бессмысленные разрушения.
Хоппер остановился, его взгляд рассеянно скользнул в сторону. На миг ему показалось, что бегущих парней не трое, а шестеро. Еще через секунду не стало ни одного. А стоило Хопперу моргнуть, как он увидел пожилого белого мужчину, который стрелял куда-то из дробовика.
Звук выстрела вернул Хопперу способность чувствовать, видеть и стабильно функционировать. Вокруг него посыпалась с потолка штукатурка. Выстрел оказался предупредительным – в потолок. Хоппер медленно соображал из-за частично принятой таблетки и неглубокой затяжки травой, избежать которой ему не удалось. Он понимал, что вещества наложились друг на друга и уже начали давать эффект. В голове ощущалась легкость, какая бывает, когда перебрал пива. Но зрение не туманилось, и опьянения не чувствовалось.
Раздался крик. От него в голове Хоппера что-то перещелкнуло, и он вернулся к реальности. Детектив уставился на пожилого мужчину перед собой. Дробовик лежал на полу, на нем виднелась кровь хозяина. В ней же были перепачканы костяшки пальцев Хоппера. Он смотрел на свою руку: она сомкнулась на горле мужчины и прижимала его к стене так высоко, что тот стоял на цыпочках.
Хоппер моргнул и тряхнул головой. Он не помнил, как выбивал оружие из рук хозяина магазина. Не помнил, как ударил его и швырнул к стене. Тут зрение вновь стало расплываться. Пожилой мужчина жалобно застонал, и Хоппер вновь впечатал его в стену – но тут же укусил себя за внутреннюю сторону щеки.
Боль была слабая, но действенная. Она помогла прийти в себя. Хоппер обернулся через плечо и посмотрел, что за возня происходит у него за спиной.
Лерой и трое других парней складывали оборудование небольшими партиями, которые можно донести в руках до машины. Усилители, диджейские вертушки, целые коробки с кабелями и пластинками. Была там даже система динамиков размером с холодильник.
Откуда-то послышался звук – Хоппер повернул голову и увидел открытую дверь в небольшой кабинет. Внутри орудовала Марта, раскидывавшая на своем пути стопки бумаг и открывавшая все подряд ящики в огромном письменном столе. Наконец она нашла то, что искала – небольшой металлический сейф. Марта подняла его и встряхнула; изнутри послышалось отчетливое шуршание купюр и звон монет. Хоппер наблюдал за тем, как она некоторое время возилась с замком, но потом махнула рукой на эту затею, взяла сейф за ручку и вышла с ним в зал. Там она заглянула за прилавок и подобрала дробовик, который выронил хозяин магазина. После этого Марта пошла на улицу.
Пожилой мужчина издал булькающий звук. Хоппер повернул голову к тому, кого до сих пор держал за горло. Глаза мужчины были полны слез, из носа текла кровь ярко-красного цвета. Такого же цвета круги пошли перед глазами Хоппера.
Несколько секунд он и хозяин смотрели друг на друга. А потом кто-то окликнул Хоппера.
– Мне жаль, – прошептал он, обращаясь к пожилому мужчине. Ослабил хватку, выпустил его и отступил на шаг.
Мужчина сначала завалился вперед, затем рухнул на заляпанный кровью ковер. Он сначала попытался ползти в сторону своего кабинета, но через пару секунд сдался и остался просто лежать на полу. Все его тело содрогалось от всхлипов, он судорожно ловил ртом воздух.
– Мне жаль, – снова произнес Хоппер. После чего вытер окровавленную руку о футболку и вышел из магазина.
26 декабря 1984 года
Лесной домик Хоппера
г. Хоукинс, штат Индиана
Хоппер встал со стула, сделав вид, что хочет размяться, и под этим предлогом обошел комнату по кругу. Он вернулся в реальность. Этот перерыв был приятен, но Хоппер не мог не думать об ограблении, в котором его заставили принять участие «Гадюки». Это было не самое прекрасное воспоминание. Он не стал посвящать Оди во все красочные подробности того вечера, но понимал, что она задаст кое-какие неизбежные и неприятные вопросы, а ему придется найти на них ответы. Хоппер остановился возле телевизора и заложил руки за голову. Сейчас он стоял спиной к красному столику и девочке, которая за ним сидела.
– Все в порядке, – сказала Оди.
Хоппер опустил руки и обернулся.
– Что?
Оди поерзала на стуле.
– Не твоя вина.
Хоппер нахмурился и покачал головой, но Оди продолжила.
– Они заставляли тебя это делать. – Она развернулась вполоборота и сложила руки на спинку стула. – Папа тоже меня заставлял. Иногда…
Хоппер вернулся к столу и снова сел напротив Оди. Та выпрямилась, но смотрела не на него, а в стол.
– А что было иногда, милая?
– Казалось, будто… это не я. Словно я просто… наблюдаю. – Она подняла глаза на Хоппера. – Как те люди.
– Какие люди?
– В комнате с зеркальной стеной.
Хоппер почувствовал, как его сердце задрожало, а в глазах начали собираться горячие слезы. Он протянул руку и ласково взъерошил волосы Оди.
– Что случилось потом? – спросила она.
Хоппер нерешительно смотрел на нее. Взгляд девочки был полон ожидания. Похоже, она нисколько не расстроилась от мрачного воспоминания, которым только что поделилась.
– Ну, что ж, – сказал Хоппер и потер лицо. – Потом я познакомился со всей бандой «Гадюки» и их главарем.
При этих словах глаза Оди расширились.
– Ты познакомился со Святым Иоанном?
– Да.
– Ну, хорошо. – Она снова села поудобнее. – Я готова. Продолжай.
Глава двадцать вторая
Змеиное гнездо
8 июля 1977 года
Южный Бронкс, г. Нью-Йорк
Пожалуй, теперь особенно сильно чувствовалось, что они едут на север города. Троица на заднем сиденье была опьянена адреналином; они громко и быстро говорили, обсуждая свое нападение на магазин. Хоппер ничего не понимал из их речи, которая состояла в основном из разнообразного уличного сленга. Слова звучали, словно иностранные, да еще и произносились с большой скоростью, которая не позволяла их даже осознать. Хоппера подташнивало, ему было холодно. А когда он поворачивал голову, то мир вокруг словно начинал крутиться с огромной скоростью.
Хоппер закрыл глаза. Он чувствовал под собой рваное кожаное сиденье, с одного бока – бедро сидевшей вплотную Марты, с другого – ногу нажимавшего на педали Лероя. Его старенький «универсал» был полностью загружен. Как парням удалось впихнуть все украденное, Хоппер понятия не имел. Но только мотор машины теперь звучал так, словно был смертельно усталым, и это напомнило детективу его собственное состояние. Убийственный хрип машины сменился низким и глубоким рыком. Он определенно знаменовал собой конец существования этого образца инженерной мысли компании «Дженерал Моторс».
– Эй, взбодрись-ка, взбодрись, – раздался голос Лероя.
Хоппер резко распахнул глаза и посмотрел на водителя. Машина замедлила ход, а Лерой поднял палец и указал куда-то вперед.
Вроде бы они въехали в Бронкс всего несколько минут назад. А теперь уже стояли в каком-то переулке. С трех сторон их окружали гладкие высокие стены. Прямо по курсу находилось безликое строение со множеством двойных дверей, освещенное фарами машины Лероя. Вдруг с одной стороны открылась обычная одностворчатая дверь, и оттуда вышли двое мужчин. Один из них шагнул вперед и махнул машине рукой, после чего они оба подошли к двойным дверям. Вместе повернув толстые рычаги, они открыли запоры. Затем мужчины толкнули створки двери, и та открылась вовнутрь на достаточную для проезда ширину. Лерой повел машину туда.
Это оказался склад – похожий на пещеру, но далеко не пустой. Машина медленно ехала мимо грузовых контейнеров, некоторые из которых стояли друг на друге. Между ними выстроились ряды ящиков: одни были хорошо видны, другие накрыты плотным брезентом. Дальше Хоппер увидел кроссовые мотоциклы – угловатые, напоминавшие скелеты. Они выстроились в длинный ряд у стены. Стояли на складе и автомобили, в том числе большой грузовик с безбортовой платформой, накрытой куском брезента. Судя по очертаниям, под ним скрывалось что-то крупное и тяжелое.
Лерой затормозил в конце одного из рядов. Впереди, в одном из углов склада, было организовано нечто вроде уголка для отдыха и общения. Здесь кипела активная деятельность. Освещение создавал живой огонь в четырех бочках из-под машинного масла, вокруг которых стояла самая разнообразная мебель. Некоторые из диванов и кресел были совсем новыми, с еще не содранной полиэтиленовой пленкой. Кроме того, здесь были столы и целая коллекция седалищ: кресла-мешки, складные и походные стулья, а также деревянные домашние (очень элегантные, словно их привезли прямо из обеденного зала губернаторского особняка).
Как только машина остановилась, ее окружило множество людей. Некоторые тут же открыли задние двери и багажник и начали выгрузку награбленного. Троица с заднего сиденья выпрыгнула наружу, и остальные бандиты стали их приветствовать: похлопываниями по спинам и одобрительным улюлюканьем.
На переднем сиденье-диванчике Марта, Хоппер и Лерой продолжали оставаться на месте. Паренек заглушил мотор.
– Вот мы и дома, добро пожаловать, – произнес он и покосился на Марту.
Хоппер сидел между ними и переводил взгляд с одного на другую. Наконец Марта вылезла из машины.
– Все нормально, дружище? – тихо спросил Лерой.
– Еще рано спрашивать, – ответил Хоппер и тоже вышел.
В ту же минуту все бандиты на складе застыли как вкопанные. Хоппер почувствовал, что они пристально на него смотрят. В полной тишине слышалось только потрескивание пламени в бочках. Хоппер огляделся вокруг и через силу постарался встретиться глазами с каждым. Возможно, на него так повлияла таблетка от Марты или затяжка марихуаны, но внезапно он ощутил себя слишком заметным, бросающимся в глаза. Словно стоял он сейчас посреди логова «Гадюк» не в обычной одежде, а в своей старой форме патрульного – с гордо сияющим на груди полицейским значком.
К нему подошел Лерой и крепко обнял одной рукой за шею.
– Ну что, братиш, давай знакомиться с ребятами! – произнес он громко и весело.
При этих словах остальные чуть расслабились. Они продолжали разгружать машину с краденым, но периодически переглядывались друг с другом. Хоппер наблюдал за тем, как Марта вытащила сейф с заднего сиденья машины, взяла его под мышку и направилась к противоположному концу склада. Там виднелся ряд огороженных кабинетов; они словно выпирали в окружавшее пространство. К ним вела металлическая лестница, привинченная к стене здания. Хоппер отметил, что в кабинетах горит свет. Затем проследил взглядом, где заканчивается лестница. И вот тогда он увидел его.
Мужчина стоял у окна самого верхнего кабинета, на четвертом этаже. Там горел яркий свет, поэтому не было видно ничего, кроме темного силуэта.
Неужели это сам Святой Иоанн?
Хоппер почувствовал, как на него накатывает головокружение. Он закрыл глаза и опустил голову.
– Эй, братан, ты слушаешь?
Хоппер вздрогнул и очнулся. Вокруг них с Лероем собрались несколько бандитов, и все наблюдали за новоприбывшим. Мужчины и женщины, чернокожие, белые, латиносы, азиаты. Самые молодые выглядели совсем юными – едва вступившими в подростковый возраст, как показалось Хопперу. А самыми старыми оказались двое белых мужчин – полностью седые и с длинными бородами, словно близнецы из забытой сказки. Все участники и участницы банды смотрели на Хоппера с суровой непримиримостью.
На всех, как он и ожидал, были надеты одинаковые кожаные куртки без рукавов – в точности такие же, как на троих помощниках Марты. Хоппер огляделся и впервые заметил красную эмблему в виде змеи на спинах бандитов, которые переносили аудио-видеооборудование, добытое в недавнем рейде. Но если не считать одинаковых курток, то многим явно хотелось сохранить в одежде те цвета, которые были отличительными признаками в их прежних бандах.
Лерой заговорил, указывая по очереди на присутствовавших:
– Так, это у нас Курильщик, Типок, Бетти, Лиз, Джеки О.
Хоппер приветственно кивнул каждому и каждой, но взаимностью ему ответил только Курильщик – молодой человек с гладко выбритым лицом и длинными каштановыми волосами, которые идеально походили на прическу Фарры Фосетт
[42]. Под курткой с эмблемой «Гадюк» у него был надет цельнокроеный спортивный костюм голубого цвета, который больше подошел бы для вечеринки в клубе «Студия 54», чем для грязного промышленного склада в Бронксе.
Рядом с Курильщиком стояли три чернокожие женщины. Они непрерывно и практически синхронно жевали жвачку и оглядывали Хоппера с ног до головы. Все три были одеты в одинаковые джинсовые комбинезоны поверх белых футболок. Из-под обрезанных штанин виднелись тяжелые армейские ботинки. Женщины стояли, прислонившись плечами друг к другу. У них и прически были одинаковые – в виде высоких хвостов. Единственным отличием являлись цвета резинок для волос: у Бетти красный, у Лиз синий, у Джеки О. белый.
Хоппер поджал губы. Джеки О. надула пузырь из жвачки и лопнула перед его лицом. Рядом с ней стоял некто по кличке Типок. Он выглядел самым странным в своих узких черных джинсах и такого же цвета футболке. Достаточно длинные волосы также были выкрашены в максимально темный цвет (который ярко контрастировал с бледностью кожи) и выстрижены полукругом. Челка закрывала ему глаза, и Хоппер даже не знал, смотрит на него Типок сейчас или нет.
Лерой тем временем подвел его к следующей маленькой группе.
– А здесь у нас Браво, Сити и Рубен.
Браво оказалась длинноволосой блондинкой в узкой футболке, на которой буквы с завитками складывались в логотип сериала «Трое – это компания»
[43]. Футболка была заправлена в джинсовые шорты, и их хозяйка стояла, просунув пальцы под ремень с крупной пряжкой в виде звезды. Звезда напоминала значок шерифа и оттого отлично сочеталась с тем, что было у Браво на ногах – замшевыми ковбойскими сапожками с бахромой.
Сити был худым, как щепка, подростком. На нем не было рубашки, и под кожей просматривались болезненно выступающие ребра. По обеим сторонам лица струились такие же длинные волосы, как у Браво. При виде Хоппера паренек издал горлом щелкающий звук (детектив догадался, что он так смеется), затем толкнул локтем Рубена. Тот был значительно выше ростом и стоял со сложенными на груди руками. Бесстрастное выражение его лица в основном скрывалось за густой черной бородой, которая была лишь чуть-чуть темнее, чем оттенок его кожи.
Одежда Рубена состояла из полосатой футболки с логотипом «Метс»
[44] и номером 42, а также джинсов. Хоппер подумал, что хотя бы этот парень поближе к тому, что он считал нормальным.
«Хотя еще неизвестно, что в наши дни можно считать нормальностью».
– Опять Лерой Вашингтон забывает о своих.
При звуке этого голоса Лерой развернулся. Хоппер увидел, как к ним подходит грузный чернокожий мужчина, вытирая на ходу руки о заляпанную машинным маслом тряпку. На нем тоже была типичная для «Гадюк» куртка с эмблемой, одетая на голое, блестящее от пота тело. С плеча мужчины свисала пара перчаток для тяжелых работ. Лицо его было все в копоти и машинном масле, словно он возился с каким-то механизмом.
– Боже, боже, боже… – начал Лерой. – Как я мог!
Они схватились за руки, шутливо стукнулись грудными клетками и обнялись. Второй мужчина, который был намного выше и крупнее Лероя, похлопал его по спине. При этом он не выпускал из руки заляпанную тряпку.
– Тебя долго не было, Лерой. Слишком долго. Многие забеспокоились. Начали болтать о тебе всякое.
Лерой отстранился и помотал головой.
– Да ладно, чувак! Все у нас нормально, все хорошо.
В ответ на эти слова здоровяк перестал улыбаться и снова сказал:
– Ты что, не понял, Лерой? О тебе болтают. Понимаешь меня? Ползут слухи.
Паренек облизнул губы и пожал плечами.
– Ну, знаешь… Что я могу сказать? Мне нужно было немного времени. И пространства личного. Вот и все. Черт, здесь у нас не детский сад ведь. Понимаешь, о чем я? Иногда человеку требуется глоток свежего воздуха. Понимаешь, да?
Здоровяк пристально смотрел на Лероя, а потом неожиданно улыбнулся широченной улыбкой.
– Понимаю, чувак, я все понимаю. А еще я слышал, что тебе повезло на охоте.
Мужчина повернулся к Хопперу:
– Это новенький?
– Да, да, – отозвался Лерой и снова обнял Хоппера одной рукой за шею. – Это мой человечек по имени Хоппер. И он очень хорош, поверь.
Лерой взглянул на Хоппера.
– Ты ведь хорош, да?
– Да, во всем, – подтвердил тот.
Здоровяк оглядел Хоппера с ног до головы. Пожевал что-то во рту и сплюнул на цементный пол. Лерой дружески похлопал Хоппера по груди.
– Перед тобой, – сказал он, – мой лучший кореш Линкольн.
Хоппер приветственно кивнул. Линкольн протянул ему руку. Хоппер ответил тем же, но тут здоровяк схватил его за предплечье, вцепился, словно клешнями, в изгиб локтя и притянул ближе к себе. Хоппер напрягся и не сразу понял, что Линкольн приветственно хлопает его по спине, как только что – Лероя.
Но вслед за этим Линкольн положил подбородок на плечо Хопперу, и детектив ощутил горячее дыхание у себя в ухе, когда здоровяк шепнул ему:
– Надеюсь, ты не крыса, приятель.
Хоппер отпрянул. Линкольн молча и пристально на него смотрел.
– Это ты называешь вечеринкой в честь возвращения? – возмутился Лерой и стукнул Линкольна по руке. – Я охреневаю с тебя, серьезно. Пошли, надо это дело как следует отметить.
Линкольн удивленно приподнял бровь, усмехнулся и покачал головой. Затем развернулся и направился к диванам, которые полукругом стояли совсем близко к бочкам с огнем. Лерой последовал за ним.
Хоппер остался на месте и огляделся. Большинство бандитов вернулись к прерванному занятию – черт знает, что они там делали. Теперь груз из машины был аккуратно сложен вдоль стены склада, рядом с остальными ящиками.
Хоппер обернулся и снова взглянул на кабинеты вдоль лестницы. Марты нигде не было видно. Хоппер поднял глаза на четвертый этаж – мужчина из окна тоже исчез.
– Эй, ты пить будешь, или че?
Хоппер обернулся на звук голоса и увидел силуэт Линкольна на фоне пламени; в руке здоровяка была бутылка.
Хоппер сделал глубокий вдох и направился к компании.
Он был в состоянии постоять за себя самостоятельно, и прекрасно это понимал. Тем не менее ситуация становилась довольно глупой. Сейчас он сидел в грязноватом кресле с откидной спинкой. Рядом с ним стояли три пустые пивные бутылки. А четвертую, наполовину выпитую, он держал на коленях уже неизвестно сколько времени. Пиво было теплым, но зато бесконечным: ящики с ним стояли в рядах у ближайшей стены. Жар от горящего в бочках топлива был не таким сильным, как поначалу ожидал Хоппер; на огромной территории склада горячий воздух поднимался высоко вверх. Детектив поднял голову и увидел ржавеющие балки и подпорки; у многих отошли крепления, и теперь они свисали с потолка, словно поломанные ветки деревьев.
Остальные участники банды расположились на разношерстной мебели вокруг огня и перемещались только для того, чтобы взять себе еще пива. По кругу передавались бутылки виски, водки и другие виды алкоголя, которые Хоппер не мог определить по этикетке.
Несколько раз зажигались косяки с марихуаной и тоже пускались по кругу. Хопперу удавалось передавать сигарету так, чтобы не курить самому.
К его удивлению, бандиты не проявляли к нему особого интереса. Он сидел с ними, слушал и смотрел, кивал и смеялся со всеми, даже когда не понимал и половины разговоров. Будучи новичком, незнакомцем для всей банды, Хоппер понимал, что нужно демонстрировать невозмутимость в их присутствии. Сейчас он был гостем в их кругу, но прекрасно понимал, что гостеприимство «Гадюк» может в любой момент обернуться враждебностью, если они решат, что он им не нравится, или что не вписывается, или что у него есть другая причина быть здесь, помимо названной Лероем.
А еще Хоппер осознавал, что за ним сейчас наблюдают. Напротив сидел Линкольн и непрерывно шарил по нему взглядом. Без сомнения, он доложит Святому Иоанну обо всем, что увидел в новичке.
И тут появилась Марта, легка на помине. Она улыбалась, смеялась и шла прямиком к Хопперу. Тот удивился, когда она присела на подлокотник его кресла. Со всех сторон раздались одобрительные свистки и новые взрывы смеха.
Марта оглядела присутствующих и снова посмотрела на Хоппера. Забрала у него пиво и сделала большой глоток, после чего встала и протянула руку.
– Идем со мной.
Хоппер оглянулся на остальных, потом взял Марту за руку и позволил вести себя куда-то. Бандиты радостно засвистели им вслед. Хоппер оглянулся через плечо и встретился глазами с Лероем. Тот слегка качнул головой, не меняя выражения лица, и отпил из своей бутылки – судя по форме, в ней была текила. Линкольн продолжал молча наблюдать за Хоппером.
Марта вывела его из круга, после чего они направились к лестнице и офисным кабинетам.
– Э-э… а куда мы идем?
– Святой хочет тебя видеть.
Хоппер замер. Марта отпустила его руку, но продолжила идти, только глянула один раз через плечо, прежде чем начать подниматься по ступенькам.
Хоппер обернулся и увидел, что остальные бандиты продолжили свой вечерний отдых. Тогда он снова посмотрел на лестницу; в офисном окне на самом верху снова появился силуэт мужчины.
Святой Иоанн. Предводитель «Гадюк».
Хоппер неожиданно ощутил трезвость и ясность, а еще страх. С этой смесью чувств он и пошел вслед за Мартой.
Глава двадцать третья
Братья по оружию
8 июля 1977 года
Южный Бронкс, г. Нью-Йорк
Административная часть старого склада, представляющая собой обширное пространство, заполненное коридорами и офисами, оказалось намного больше, чем ожидал увидеть Хоппер. Было решительно невозможно понять, для какого рода промышленного предприятия задумывалось это здание при строительстве, поскольку большинство офисов, мимо которых он проходил, были очищены от первоначального содержимого и теперь использовались как складские помещения. Пока Марта шла впереди, Хоппер заглядывал в каждую открытую дверь, но все, что видел там, – только многочисленные одинаковые ящики без какой-либо маркировки.
– Так ты коп?
Хоппер посмотрел на Марту, которая по-прежнему шла впереди, но теперь оглядывалась на него через плечо.
– Бывший.
Взгляд Марты скользнул по Хопперу, затем вновь обратился вперед.
– Это все? – поинтересовался Хоппер. – Больше ничего не хочешь спросить?
– А должна?
Хоппер не стал отвечать. Он еще не вполне понимал, чего следует ожидать от Марты, к тому же она была первой «гадюкой», которая прямо спросила его о прошлом. Но вряд ли единственной, кто думал об этом.
Не исключая их главаря – Святого Иоанна.
Марта проводила его на верхний этаж здания и завела в кабинет. Помещение оказалось большим, с панорамными стеклами вместо двух стен, позволяющему любому управленцу, который занимал эту комнату, видеть сразу все пространство склада. В центре стоял длинный стол для совещаний (Хоппер затруднялся себе представить, как его сюда заволокли), а с другой стороны, передней частью к окнам – гигантских размеров письменный стол аналогичного дизайна. Далее стола – две двери, обе закрытые. У другой стены находились узкие картотечные стеллажи, а рядом с ними – шкафы с очень широкими ящиками, которые, как понимал Хоппер, предназначались для хранения широкоформатных документов – вроде планов, синек, архитектурных чертежей и тому подобного.
Но основное внимание Хоппера привлек человек у окна. Он стоял спиной к ним и осматривал свои владения. Одет он был в пурпурную мантию, завязанную на талии и доходившую до середины бедра – словно кимоно у какого-нибудь инструктора по боевым искусствам.
– Добро пожаловать к «Гадюкам», – произнес он и развернулся.