– А кто вскрывал Кеннета? – спрашивает она.
– Я. – Клаус делает паузу. – Причина смерти – кровоизлияние в мозг. Череп расколот. Удар тупым предметом в голову привёл к смерти. В лёгких воды нет, нет никаких признаков утопления. Вероятнее всего, Кеннет скончался от черепно-мозговых травм и уже мёртвым был сброшен в котлован. В крови обнаружены следы амфетамина, – беспристрастно продолжает врач.
– А травмы черепа могли быть результатом несчастного случая? – спрашивает Харриет. – Например, в результате падения?
– Несчастный случай или нет, я не могу сказать, но, с большой долей вероятности, повреждения возникли в результате сильного удара по голове каким-то предметом.
Харриет пытается записывать, слушая. И хотя всё это будет в протоколе, она всё равно хочет знать детали перед следующим разговором с Маргаретой. Харриет была уверена, что Кеннета убили, но теперь исчезают даже тени сомнения. Она застревает взглядом на ручке, которой пишет. Кеннет должен был видеть то, что произошло в бывшем хлеву. Именно то, что Кеннет увидел, и стало причиной его убийства, а Тони с ним расправиться не мог, потому что он уже сидел в камере предварительного заключения.
– Алло, ты куда пропала? – спрашивает врач.
– Извини, я тут. – Харриет задумывается. – Да, у меня ещё один вопрос, о Лауре. Она лежала на боку, когда её нашли, лицо было повёрнуто к трактору. Я думаю, что тот, кто нанёс ей смертельный удар, должен был стоять сзади и как-то фиксировать её голову. Можно ли сделать вывод о том, является преступник правшой или левшой?
Судебный медик молчит несколько секунд.
– Подожди, я посмотрю в протоколе вскрытия, вот он. – Снова тишина в трубке. – Насколько я вижу, наиболее вероятным является, что человек, нанёсший смертельный удар, правша. Преступник, по-видимому, зафиксировал голову левой рукой, а удар нанёс правой.
Харриет быстро записывает и в то же время пытается вспомнить Тони. Его вызывающее и в то же время самоуверенное поведение. Как он сидел, лениво развалясь, молчал, вместо того чтобы потрудиться исчерпывающе отвечать на их вопросы. У них явно недостаточно улик для обвинительного приговора. Харриет вдруг вспоминает момент, когда Тони подписывал бланк, его детскую подпись. Он писал левой рукой.
– Большое спасибо за помощь, у меня больше нет вопросов.
– Тогда это всё.
Только она положила трубку, как раздаётся стук в дверь и заглядывает Лена.
– Привет, – говорит она, улыбаясь. – Звонили из технического отдела. Они спрашивают, куда послать вещи Дугласа, с которыми они закончили экспертизу, его одежду, бумажник и связку ключей. Я сказала, чтоб прислали сюда, и дала твоё имя. Это ведь ты отвечаешь за изъятое?
– О’кей, – соглашается Харриет со вздохом. На самом деле следовало бы возмутиться, иначе она всю жизнь будет сортировать изъятые вещи, но ведь ей так хочется быть полезной. – Хорошо, ты правильно сделала.
– Тогда всё класс. – Лена кивает и опять исчезает в коридоре.
Харриет откидывается в кресле и приводит в чувство компьютер, монитор которого успел погаснуть, пока она разговаривала с судебным медиком. Ей надо добыть больше информации о Кеннете. Несколько часов она так погружена в поиски, что не отрывается от компа, пока голод не даёт о себе знать. На часах уже больше пяти. Харриет проходит мимо мини-кухни по пути к выходу. Нет там никаких корзин с фруктами, а в шкафчике под кофейным аппаратом нашлась лишь закрытая упаковка овсяного печенья, срок годности которого истёк в июне 2015-го. Может, имеет смысл ноутбук взять с собой да и уехать пораньше домой. Поужинать с Эушеном.
Когда паром из Осло проходит мимо северного мыса острова Вен, Харриет как раз паркует свой «Сааб» у дома Эушена. Она видит его на зелёной лужайке перед домом, он разговаривает через забор с фру Нюман. Харриет вздыхает с облегчением. Он хорошо одет и, как всегда, с портфелем в руках. Похоже, что ходил по каким-то делам.
– Привет, – кричит Харриет.
Като набирает скорость и мчится с лаем в сторону фру Нюман. Если бы у неё самой не было собаки, то большая овчарка наверняка бы её напугала.
– А, ты дома, – говорит Эушен.
– Харриет! – кричит фру Нюман. – Ты слышала об этом ужасе? Кеннета Йонссона нашли ночью мёртвым. В новостях сказали, что он был одним из главных свидетелей убийства в усадьбе Сундгудсет. Боже, в каком мире мы живём?
– Я не успел сегодня посмотреть новости, но мы должны вечером это сделать, это передавали по радио весь последний час, – говорит Эушен.
– Да-да, в новостях канала ТВ4 был виден наш дом, – продолжает фру Нюман.
Харриет помалкивает. Знала бы фру Нюман, над чем работает Харриет, не рассказывала бы ей, что произошло, но послушать, что она говорит, ей всё равно интересно.
– А человека, которого задержали, посадят в КПЗ. Против него есть серьёзные улики, они нашли орудие убийства, – продолжает фру Нюман, широко раскрывая глаза. – Я думаю, что это Тони. Они сделали обыск у него дома.
– Ой, – реагирует Харриет, запахивая куртку и пытаясь выглядеть невозмутимой. То, что Кеннет был главным свидетелем и что найдено орудие убийства, не относится к открытым данным. Каким образом телеканал ТВ4 мог об этом пронюхать?
– А разве не Ивонн занималась сдачей в наём заброшенного дома? Может, она что-то ещё знает?
– В таком случае, спроси её сама. Мы, пожалуй, пойдём в дом и посмотрим, что у нас найдётся на ужин, – отвечает Эушен и поворачивается к Харриет. По его тону она прекрасно понимает, что он хочет сказать.
– Я просто думала, что ты что-нибудь слышал. Пока. – Фру Нюман кивает им на прощанье.
Харриет смотрит ей вслед, когда та удаляется в сторону гавани. Её большую бордовую шляпу чуть не уносит ветром с пролива, и она, схватившись одной рукой за поля шляпы, второй рукой пытается тянуть на поводке собаку.
– Харриет, я очень тебе благодарен за то, что ты заказала время у врача и сходила со мной вчера, – говорит Эушен, как только они закрывают входную дверь. Взгляд его зелёных глаз озабочен. – Я очень много об этом думал. Что будет, то будет, мы всё равно ничего не сможем сделать, если окажется, что это что-то серьёзное.
– Я знаю. – Харриет слышит, как меняется её голос. Она не хочет об этом думать. – А чем ты сегодня занимался? – спрашивает она, меняя тему и пытаясь придать голосу бодрость.
– Ничем таким особенным. Закончил набросок для статьи в
Шведский юридический журнал, над которой давно работал, и отпраздновал это ланчем в кафе. – Внезапно он взбудораживается. – О, вот что! Когда я уже собирался уходить после обеда, то увидел Никласа и Пола. Вдали у форта. Но когда вышел, их уже не было видно. Я кричал им вслед, но так и не дозвался.
Харриет, вешавшая куртку в прихожей, застыла. Сердце громко забилось. Она знает, что галлюцинации могут быть симптомом заболевания.
– Папа, этого не может быть. Пол в отъезде, – медленно говорит она.
– Я же видел его на берегу, – говорит Эушен и идёт в кухню. – Вы всегда там играли в детстве, у этой крепости, форта.
Харриет стоит в прихожей и ищет в кармане куртки мобильный. Она должна послать Полу смс.
Привет. Можешь позвонить мне? Папа говорит, что видел тебя в Лервикене. Он, видимо, забыл, что ты уехал в отпуск. Хорошо, если ты поговоришь с ним.
Эушен начинает вынимать посуду из посудомоечной машины и кричит из кухни:
– Хотя у Пола волосы были длиннее обычного. Я считаю, что длинные волосы на мальчиках выглядят просто неопрятно. Но, может быть, нынешняя молодёжь так и носит.
«Он взрослый, а не мальчик», – думает Харриет по пути в кухню. Эушен путает воспоминания о прошлом с сегодняшним днём.
– А когда ты вышел из кафе, их уже не было? Они что, испарились? – спрашивает она, прилагая усилия, чтоб сохранить шутливый тон.
Эушен не отвечает. Она идёт к холодильнику, достаёт картошку и кладёт на стол.
– Это же нелогично, потому что, если бы он был здесь, то позвонил бы. Согласись, – продолжает Харриет.
Эушен замирает.
– Да, ты права. Я, наверное, перепутал. Он так часто здесь бывал, практически каждое лето, что я просто привык. Без него как-то пусто. Наверное, в этом всё дело. Но я рад, что ты приехала, – добавляет он.
Харриет улыбается, но не может стряхнуть с себя тягостное ощущение. Когда она откладывает мобильный на кухонный стол, чтобы достать нож для чистки картофеля, то замечает, что на экране два пропущенных вызова. Телефон был в беззвучном режиме, и она не заметила, что ей звонили. Оба звонка от Маргареты. Значок доступа к сети 4G погас.
– Папа, я должна позвонить на работу. Моя начальница звонила несколько раз. Я опять вне зоны доступа, так что возьму велосипед, доеду до Большого отеля, где есть роуминг, и позвоню ей оттуда, – торопливо говорит Харриет.
– Вот что значит жить за холмом. Со всеми нынешними технологиями они всё равно не изобрели такую радиомачту, которая покрывала бы сигналом наш Лервикен. – Отец смеётся. – У меня же есть стационарный телефон, с которого ты можешь позвонить.
– Спасибо, но я хочу поговорить без помех. – Она не знает, чего хочет Маргарета, но два пропущенных звонка могут означать что-то срочное. Харриет подозревает, что это связано с Кеннетом и вниманием массмедиа. Если её начальница злится на неё, то она не хочет, чтобы Эушен это слышал, что неизбежно, если она будет разговаривать из его гостиной.
– Поезжай, ужин будет готов через час, – отвечает он.
Харриет жмёт на педали с таким напряжением, что во рту появляется привкус крови. Седло для неё слишком высокое, но она уж как-нибудь это переживёт. Может быть, это Пол пользовался старым велосипедом Эушена и подогнал седло под свой рост. Она не может припомнить, что когда-нибудь видела Эушена на велосипеде. В блейзере цвета морской волны и белой рубашке, склонившимся над письменным столом, – таким она привыкла видеть своего отца. А не верхом на велосипеде. Переднее колесо болтается, и Харриет несколько раз чуть не теряет равновесие. Странно и непривычно, но ведь она на самом деле не ездила на велосипеде с тех пор, как окончила школу. Когда она пытается проехать прямо по кочкам травы, растущим посреди тропинки, колесо велосипеда вдруг резко виляет, руль тоже, и она падает на землю.
Сильная боль отдаёт от бедра к колену, и Харриет приходится прикусить губу, чтобы не закричать прямо у обочины дороги, где она упала, а сверху на неё ещё и свалился велосипед.
– Проклятие…
Левая нога, принявшая на себя удар, дрожит, когда она встаёт и поправляет платье. Когда она поднимает велосипед, то видит, что руль погнулся. Переднее колесо отвалилось, а болтов, на которых оно должно держаться, нет. Неужели она так виляла во время езды, что растеряла болты по дороге? Её бы не удивило, если бы кто-то из непослушных детей Пола игрался с велосипедом и сломал что-нибудь важное. Надо было проверить, всё ли в порядке, прежде чем брать велосипед. Больше никогда в жизни, думает она и проходит несколько метров обратно. Никаких болтов не видно ни на гравии, ни на обочине.
Харриет оставляет велосипед в кустах и идёт дальше пешком. Каждый шаг отдаётся болью в бедре и ягодице. Без велосипеда она чувствует себя какой-то уязвимой. Все тягостные ощущения, испытанные в последние дни, возвращаются с новой силой. Лервикен изменился. После этого кошмарного убийства ей кажется, что угроза подползает к ней всё ближе, кажется, что за ней следят. Кто-то стоял рядом с ней в темноте, когда она нашла Дугласа. Лия позвонила именно ей. Потом Кеннет, который бродил вокруг, когда она сидела у Ивонн в саду, всего за несколько часов до того, как его убили.
Она пытается стряхнуть с себя неприятные ощущения, такие мысли ни к чему не приведут.
На мобильном появился значок «в сети», как только она поднялась на холм, но она повременит со звонком Маргарете, пока не дойдёт до бара в отеле. У неё начинает сосать под ложечкой, когда она смотрит на телефон. Два пропущенных звонка могут означать, что Маргарета рассердилась, и, насколько Харриет знает, разозлить её могла только одна вещь. Сюжет по телевизору. Если ещё журналистка сказала Маргарете, что разговаривала с Харриет, то всё пропало. Ей надо было сразу положить трубку, вместо того чтобы пытаться помочь. Теперь ей достанется по полной программе, хотя утечка информации произошла вовсе не от неё.
Небо над проливом всё ещё голубое, хоть на часах уже семь, когда она входит в отель. Диваны в честерфилдском стиле и тёмная стойка бара красного дерева уводят её мысли в Шотландию или в позднюю осень. В фальшь-камине дрова потрескивают почти как настоящие. Харриет практически одна, если не считать женщины за стойкой ресепшн и бармена. Странно, разве отель не должен быть загруженным по самую крышу после того, что случилось? Бармен и сегодня одет в рубашку с бордовым жилетом. В руке у него белое полотенце, которым он как раз собирается протирать бокалы, когда входит Харриет.
– Добрый день, – говорит он и кивает, узнавая её.
– Большой бокал красного, пожалуйста, – говорит Харриет и улыбается ему. Вытаскивает свою банковскую карту Visa и протягивает ему. Бармен ставит перед ней бокал и наливает вино. Харриет даёт своим глазам отдохнуть на цвете вина, которое почти совпадает с оттенком бордового жилета бармена. Он налил вина почти до самого края бокала.
– Девяносто восемь крон, – говорит он и берёт её банковскую карту. Долго её рассматривает.
– Что-то не так с моей картой? – спрашивает Харриет.
– Нет, ничего. – Мужчина качает головой, улыбается и вставляет карту в считыватель.
– Не проходит оплата? – продолжает Харриет и смеётся несколько заискивающе. Хоть она уже давно взрослая, имеет постоянную работу и нормальную зарплату, ей всё равно иногда кажется, что на счету не хватает денег. Это ощущение застряло со студенческих времён, когда им приходилось экономить каждую крону, ей и Лизе. Как только деньги поступали на счёт, Харриет покупала на всю сумму чёрт знает какую еду, типа гамбургеров, и одежду, которая ей совсем не шла, тогда как Лизе удавалось прекрасно выглядеть совершенно независимо от того, были деньги или нет.
– Нет-нет, не в этом дело. – Бармен откашливается. – Я просто обратил внимание на вашу фамилию, Вестерберг. Заметил ещё в первый раз, когда вы были здесь. У вас случайно нет родственника, который обычно у нас бывает? Знаете, у нас не так уж много клиентов, так что тех, кто бывает часто, я запоминаю, – говорит он и загадочно улыбается.
– Мой отец живёт в Лервикене, совсем рядом.
Бармен отрицательно качает головой.
– Я думаю про парня, которого зовут Пол, но он никак не может быть вам отцом, – говорит он смеясь.
– Пол – мой брат, – отвечает Харриет. – Считайте, что вам повезло, вы ведь не имеете права рассказывать о клиентах. Я могла бы оказаться, например, его злющей женой, которая беспокоится, что он слишком много пьёт. – Она шутит, а в уме у неё Ева-Лена. Ей на самом деле совсем не нравится, когда Харриет с Полом сидят летом по вечерам и пьют вино.
Твоя очередь детей укладывать, обычно кричит она, прибегая. А когда Пол послушно исчезает, она сидит с полчаса из вежливости, а потом идёт спать.
– Да, действительно повезло, – смеётся бармен.
«Хенрикехилл мог бы стать моим оазисом», – думает Харриет, садясь у того же столика, что и в прошлый раз, и отпивая большой глоток вина.
– Эй, ваш телефон, – зовёт бармен, неся его в руке. – Вы забыли его на стойке.
Звук выключен, но экран мигает от входящего звонка.
Маргарета Блад. Агрессивно и настойчиво, как и сама Комариха, думает Харриет, прикладывая трубку к уху.
– Харриет, я пыталась тебя найти. Дуглас Андерссон пришёл в сознание.
Пятница 1 сентября 2017 года
Хотя нет ещё и девяти, солнце поднялось уже высоко, и лучи его отражаются в асфальте. Свет слепит глаза, Харриет опускает солнцезащитную шторку и наблюдает за Маргаретой, которая ведёт машину. Та крепко держит руль в своих тонких руках. Тон лака, подобранного к ухоженным ногтям, прекрасно гармонирует с темно-серым костюмом. С момента выезда Маргарета ещё ни слова не сказала ни о нашествии репортёров, ни об утечке конфиденциальной информации о ходе расследовании, обнародованной во вчерашних новостях. Рубрика
Убит свидетель убийства? была одной из главных в выпуске новостей. Харриет посмотрела телевизор, когда вернулась домой. Половина новостного выпуска была посвящена Кеннету и убийству Лауры. Лицо Тони было превращено в чёрный силуэт с подписью «задержанный». Журналист, который вёл репортаж, совершенно отчётливо заявил, что ни полиция, ни прокуратура не комментируют ход расследования.
Как только они выехали на автостраду, Маргарета перешла в крайний левый ряд и увеличила скорость. Харриет перевела взгляд на зеркало заднего вида. Прямо за ними шла другая машина, но Маргарета явно не собиралась уступать ей дорогу. То ли она привыкла водить полицейскую машину, от которой держатся подальше все остальные автомобили, то ли она была в бешенстве, размышляла Харриет. Неважно, какое из предположений было верным, главным было помалкивать.
– Конрад приедет сегодня немного позже. Я не хочу продолжать допрашивать Тони, пока не появится его защитник. Конрад не любит допросов, на которых не присутствует адвокат, когда речь идёт о таких тяжких преступлениях. Я просто не понимаю, почему поиски юриста занимают столько времени, – говорит она и добавляет: – Лена нашла всё-таки такое бюро, к которому мы раньше не обращались, утром я узнала, что адвокат вроде должен уже скоро приехать.
Харриет скашивает глаза на Маргарету. Её губы плотно сжаты.
– А что сказал Конрад о новостном выпуске по ТВ? – спрашивает она осторожно.
– Он, естественно, спросил меня, каким образом материалы следствия могли попасть в массмедиа. Мне бы тоже хотелось это знать. Если эта утечка информации не прояснится, то буду проверять, кто и когда входил в систему и смотрел дело.
– Да, наверное, это стоящая мысль. А что сказали про Дугласа Андерссона? – спрашивает она, пытаясь сменить тему.
– Только то, что он в сознании.
Харриет чувствует, как учащается её пульс. Лия сказала, что Харриет знает, кто это сделал. Что, если сегодня у них будет описание внешности убийцы?
– Меня немного беспокоит одна вещь.
Маргарета мычит в знак того, что слышит её слова, но не отрывает глаз от дороги.
– Когда я анализировала списки мобильных, которые были включены в тот вечер, когда был найден Дуглас, то заметила ещё один телефон. Радиомачта зафиксировала его в том же самом месте, рядом со мной. Там был кто-то ещё. Я собиралась сказать об этом намного раньше, но тут всё закрутилось вокруг Тони и заслонило этот факт, – говорит Харриет. И чувствует укол совести. На самом деле ведь это заслуга Йорана, что она обратила на это внимание.
– М-м-м, – мычит Маргарета, мигает правым поворотником, быстро пересекает полосу перед длинной фурой и сворачивает на съезд в направлении Лунда. Харриет инстинктивно хватается за ремень безопасности. Если бы рядом сидел Эушен, он бы не удержался от комментариев по поводу такой манеры езды.
– Мы что, торопимся? – спрашивает Харриет.
– Базовая станция фиксирует трафик с каждого мобильного в своей зоне роуминга, – говорит Маргарета, игнорируя вопрос Харриет. Она снова выходит в левую полосу и сворачивает на круговом движении.
– Второй мобильный находился совсем рядом со мной. Это зафиксировали те же самые ячейки базовой станции.
– Ага. Спроси Леннарта, что они нашли на этом месте, они же уже должны были закончить экспертизу. Это мог быть и мобильный Дугласа, который так и не обнаружен. А он нам нужен.
– Нет, это не его телефон. Они послали скрытое сообщение на телефон Дугласа, когда нашли Лауру, но его телефон не был включён, – продолжает Харриет, пытаясь сфокусировать взгляд на крыше маячащего впереди дома. В поездке её укачивало, а мелькавший в окнах машины свет, когда они ехали по усаженной деревьями аллее к центру Лунда, ещё больше усиливал приступ тошноты.
– Если это был не мобильный Дугласа, значит, кто-то ещё был в том же месте, тот, кто стоял в темноте очень близко ко мне, не выдавая своего присутствия.
– Очень многому можно найти естественное объяснение, Харриет, легко попасть впросак, если давать волю своей фантазии.
Харриет согласно кивает, но на самом деле её раздражает, что её слова не принимаются всерьёз.
– Но если кто-то стоял в темноте рядом со мной, разве не странно, что этот человек никак не дал о себе знать? Это было бы наиболее естественным поступком. Если, конечно, этот человек не просто наблюдал за мной.
– Ты думаешь, это был убийца? – Маргарета быстро поворачивается к Харриет. – Если это Тони там стоял, то теперь он надёжно под замком. Думаю, что завтра будет решение о заключении его в КПЗ.
Харриет набирается храбрости, чтобы высказать своё мнение.
– Это был не Тони, я проверила номер и сравнила с теми, которые фигурируют в расследовании. И он уже сутки за решёткой, но меня это абсолютно не успокаивает. За эти сутки был убит Кеннет, и совершенно очевидно, что убил его не Тони.
Маргарета на мгновение снимает руку с руля и снова сжимает руль крепче. Размышляет.
– Кеннет был убит, я разговаривала с судебным медиком, – продолжает Харриет. – Он умер в результате удара по голове тупым предметом. У него в лёгких не было воды, он уже не дышал, когда оказался в котловане.
– Я знаю, ты докладывала об этом, Харриет. Но Ракель с Элиасом встретились вчера с его родными. У Кеннета была трудная жизнь. Даже притом, что он был свидетелем, это не обязательно означает, что его смерть связана с убийством Лауры. Может существовать масса других причин его убийства. Если он был связан с наркотиками, то его смерть может быть результатом какого-нибудь сведения счётов в этой среде, драки или ещё чего-то в этом духе. Пусть Элиас и Ракель займутся Кеннетом и его жизнью, а ты сосредоточься на Тони. Тони по-прежнему остаётся тем, кто наиболее вероятно убил Лауру. Конрад приедет после обеда, и я хочу, чтобы к этому времени у нас была хорошо всё увязывающая общая картина.
Харриет вздыхает. Общая картина всего, что связано с несчастным и невезучим Тони. Конечно сделаем. Но она была бы удивлена, если бы он оказался виновным. Какие у него могли быть мотивы? Ограбление? Тони знал, что Дуглас купил сейф. Он знал, что Дуглас собирался хранить в нём свои ценные коллекции, но зачем воровать их после покупки сейфа, а не до? Он же и раньше знал о существовании этих дорогих вещей. Он работал на хуторе и мог украсть их в любое время. И какие у него могли быть причины для того, чтобы совершить убийство таким жестоким, зверским способом? Харриет думает о глазах Лауры. С чего бы это Тони принуждать её смотреть на то, как избивают Дугласа? Нет достаточно сильных мотивов. Невозможно верить таким людям, как Тони, но когда он отрицал, что нож принадлежит ему, и заявлял, что кто-то подбросил брюки с пятнами крови в его дом, то у неё было ощущение, что он говорил правду. Что-то такое было в его интонации, быть может абсолютное и спонтанное отрицание, благодаря которому Харриет ему поверила. К тому же Кеннет никогда не называл Тони по имени, он видел только ноги в брюках.
– Я вчера подумала ещё об одном, когда мы допрашивали Тони. Когда он подписывал документ, который ты ему дала. Он левша.
– Да? И что? – спрашивает Маргарета.
– Судебный медик сказал, что с большой степенью вероятности, человек, нанёсший смертельный удар Лауре, был правшой. Преступник, вероятно, зафиксировал её голову левой рукой, а потом нанёс удар правой.
Харриет начала было показывать руками, но остановилась. Она не хотела искушать Маргарету оторвать взгляд от дороги. «Мне всего двадцать девять лет, я слишком молода, чтобы погибнуть здесь, на въезде в Лунд, – подумала Харриет. – Маловероятно, чтобы левша мог убить кого-нибудь таким образом».
– М-м. – Маргарета явно не до конца убеждена.
Серые крыши башен кафедрального собора становятся всё ближе по мере того, как машина мчится в сторону больницы. Харриет делает ещё одну попытку.
– Было бы просто естественней нанести такой удар правой рукой. Больше ничего.
«Что никак не продвигает расследование вперёд», – думает Харриет. Подавляющее большинство людей являются правшами, так что пока такой подход исключает лишь кандидатуру Тони.
– Может быть, может быть, но у нас есть человек, которого можно привязать к месту преступления и к жертве. У нас есть вероятное орудие убийства, есть видеозапись, на которой Кеннет рассказывает, что видел человека в брюках, которые мы нашли у Тони, залезающего в окно дома жертвы. Уверяю тебя, что когда из Линчёпинга придут ответы экспертизы, то окажется, что кровь Лауры есть и на брюках, и на ноже. Харриет, я всё это уже видела. Поверь мне, то, что убийца Лауры сделал это способом, который представляется сложным, ничего не значит по сравнению с другими уликами. Конрад будет решать, достаточно их или нет.
Харриет стискивает челюсти, это единственный способ промолчать и не высказать того, о чём она сейчас думает. Что всё это завязано на Блекинге и то, что ей рассказал Элиас. Маргарета решила для себя, что Тони виновен, потому что она хочет поскорее раскрыть убийство. Если дело будет закрыто быстро, то исчезнет риск вмешательства в расследование центральных органов полиции. Харриет косится на неё. Если Маргарета мыслит таким образом, то она просто не может больше её уважать. Что делать ей самой, если её начальник, отвечающий за всё расследование целиком, больше не ведёт их в правильную сторону? С ней такое впервые.
– Я бы могла съездить к матери Кеннета и поговорить с ней, посмотрим, что это даст, – говорит Харриет. – Я же сама отчасти из Лервикена. Может, это как-то поможет.
– Элиас и Ракель вчера там были. Я хочу, чтобы на первых порах мы рассматривали эти два расследования как независимые друг от друга, пока мы не будем уверены, что между ними есть связь. Ты составишь протокол предварительного следствия по делу об убийстве Лауры, когда мы вернёмся. Конраду нужна целостная картина, – отвечает Маргарета, въезжая на парковку у больницы. Харриет не успевает ничего ответить, как Маргарета выходит из машины и со стуком захлопывает дверь.
– Я всё равно собираюсь это сделать, так и знай, – бормочет про себя Харриет и идёт вслед за ней. Маргарета уже далеко впереди.
Перед ними коричнево-серое больничное здание постройки 1960-х годов, и, как только они входят, Маргарета прикладывает мобильный к уху и звонит врачу.
– Я хочу, чтобы они нас сразу впустили, – говорит Маргарета и кивком велит Харриет придержать дверцы лифта.
В отделении находятся полицейские, которых Харриет не знает. Маргарета показывает им своё служебное удостоверение и открывает дверь. Врач встречает их в коридоре.
– Дуглас Андерссон в очень тяжёлом состоянии. Он получил множественные травмы черепа, что привело к отёку мозга и кровоизлиянию в мозг, мы сделали дренирование. Его воспоминания о происшедшем по-прежнему крайне отрывочны и фрагментарны. Вряд ли он осознал, что Лаура мертва. А от морфина, который мы ему даём, его сознание становится ещё более спутанным, – говорит врач, пожимая им руки.
Харриет посматривает на Маргарету.
– Как ты понимаешь, нам крайне важно задать ему некоторые вопросы, – коротко говорит Маргарета, отпуская руку врача.
Он кивает. Взгляд Харриет падает на маленькую сову из фетра, прикреплённую к нагрудному карману его белого халата.
– Я говорю только то, что нахожу нужным с медицинской точки зрения. Он очень слаб и, если насыщенность крови кислородом начнёт падать, я буду вынужден опять ввести ему в рот эндотрахиальную трубку, и тогда он не сможет говорить, – отвечает «фетровая сова».
Маргарета откашливается.
– Палата 38C, вы можете войти, – быстро добавляет врач.
Харриет смотрит на самую дальнюю по коридору дверь, которая слегка приоткрыта. Они идут туда молча. Когда они входят в палату, медсестра поправляет капельницу у кровати.
– Вы можете взять этот стул тоже, – показывает она на деревянный стул рядом с пустующей кроватью около места Дугласа Андерссона. Больничная кровать приведена в полусидячее положение, глаза Дугласа закрыты, рот полуоткрыт. Кажется, что он спит. Тело худощавое, и кожа почти прозрачна. Вокруг острого кадыка кожа натягивается в такт с его дыханием. Вдохи и выдохи глубокие и регулярные. Маргарета садится на пустой стул у кровати, а Харриет берёт второй. Ей приходится поднять стул, чтобы не застрять в трубочках, и она нечаянно задевает ножкой стула о стену, нарушив тишину.
– У вас на всё четверть часа, потом начнётся обход, – говорит медсестра и бросает на Харриет раздражённый взгляд, прежде чем покинуть комнату. Маргарета наклоняется к Дугласу.
– Меня зовут Маргарета, я полицейский, вы меня слышите?
Нижняя губа Дугласа дёргается, и Харриет видит, что его глазные яблоки двигаются под тонкими беловатыми веками. Губы сухие, а на нижней губе две раны, покрытые желтоватыми засохшими корочками. Наверное, остались от скотча, которым ему заклеили рот, думает Харриет. Синяки приобрёли жёлто-зелёный оттенок, из-за которого кожа под глазами и на висках выглядит почти искусственной.
– Дуглас, вы понимаете, что я говорю?
Дуглас стонет и открывает глаза.
– Где она, где Лаура? – бормочет он.
– Вы знаете, что с вами случилось? – спрашивает Маргарета.
– Где Лаура? – повторяет Дуглас немного громче.
– Я из полиции. Вас избили, вы помните что-нибудь из того, что произошло?
– Она кричала и кричала. Всё время.
Веки Дугласа опускаются по мере того, как он говорит. Харриет сглатывает. Невозможно даже представить себе, каково это, слышать, как избивают того, кого любишь, и не знать, что произойдёт дальше. Он по-прежнему не знает, что она мертва. Харриет надеется, что он никогда не узнает, как именно умерла Лаура. Потом её осеняет, что Дуглас сам ведь был осуждён за побои, нанесённые Лауре. Она отводит взгляд от его лица. Ей стало тяжело на него смотреть.
Дуглас приподнимает голову на несколько сантиметров от подушки. Кровеносные сосуды на белках светятся красным, когда он широко открывает глаза. Он собирается с силами и выдавливает из себя слова.
– Он вернулся.
– Кто? – спрашивает Маргарета.
– Она всё время кричала. – Голова Дугласа снова опускается на подушку.
– Это кто-то, кого ты знаешь? Кто это сделал? – спрашивает Маргарета, повышая голос.
– Где сейф? Где он? – Его зрачки двигаются туда-сюда, когда он говорит. Потом веки опускаются, дыхание становится более тяжёлым. Он уснул.
В двери показывается врач.
– Я должен попросить вас уйти, – говорит он. – Мы должны поставить обратно кислородную трубку.
– Мы можем подождать здесь, – отвечает Маргарета.
– Он на шестом уровне. Он не вполне в сознании, – говорит врач, протискивается мимо Харриет и начинается подключать шланг ко рту Дугласа.
– Шестой?
– Это уровень ясности сознания по скользящей шкале. Он не совсем в сознании, по моему мнению, а введение морфина сделает его ещё более сонным.
– Немедленно звони нам, если он снова очнётся. Я надеюсь, ты понимаешь важность этого. – Она поворачивается к Харриет. – Мы уезжаем.
Когда они садятся в машину, Харриет чувствует жужжание во внутреннем кармане. Она вынимает телефон, пока Маргарета выруливает со стоянки.
– Привет, Харриет, – звучит голос Леннарта.
– Привет, – отвечает она.
– У нас есть совпадение следов ДНК, поэтому я хочу сразу вам сообщить. Маргарета не отвечает, поэтому Лена перевела разговор на тебя.
– Очень хорошо, она сидит рядом, если ты хочешь поговорить с ней, – отвечает Харриет.
– Нет, не обязательно, ты её просто проинформируй потом. У нас есть попадание в базе данных. Следы ДНК, которые мы нашли на полу гостиной усадьбы Сундгудсет, ведут, скорее всего, к Тони. Следы его пота. Анализ других следов из той же гостиной пока не готов. Это займёт больше времени, потому что взятого материала слишком мало.
Харриет поворачивается к Маргарете.
– ДНК Тони нашли на полу в гостиной, – торопливо шепчет она ей и снова прислушивается к словам Леннарта.
– Какова степень совпадения? – спрашивает Маргарета, и Харриет швыряет вперёд. Маргарета ударила по тормозам у самого выезда, чтобы пропустить грузовую машину.
– Очень высокая степень, – отвечает Леннарт. Харриет повторяет его слова, чтобы их услышала Маргарета.
– У меня ещё вопрос, нашли ли вы какой-нибудь мобильный около контейнера?
– Нет, всё, что мы обнаружили, помимо того, что мы отправили в центр криминологической экспертизы, в Линчёпинг, находится в нашей лаборатории, никакого телефона на том месте не было.
Краем глаза Харриет видит, что Маргарета переключает на четвёртую передачу. Они превышают разрешённую скорость на двадцать километров в час.
– О’кей, я просто поинтересовалась.
– Заметки и заключение судебного медика по Кеннету мы отправим вам в течение дня, мы почти закончили, – продолжает Леннарт, будто извиняясь за то, что они не нашли никакого телефона.
– А какой у Кеннета был размер обуви? – спрашивает Харриет. – Могли ли следы в глине возле бочки принадлежать ему?
Леннарт молчит несколько секунд.
– У меня перед глазами нет рапорта, мы сейчас на выезде по другому делу, но я помню, что эти данные там были. Вернусь и посмотрю.
– Отлично, – говорит Харриет и заканчивает разговор.
– Хорошо, – говорит Маргарета, отрывая взгляд от шоссе и поворачиваясь к ней. – Возьми с собой данные о находке ДНК на пятиминутку.
Когда они возвращаются, Харриет спешит в свой кабинет. Никогда она не думала, что будет скучать по этим грязно-жёлтым обоям и серому офисному стулу. Каждую минуту нужно использовать, чтобы успеть свести воедино всю новую информацию к послеобеденному собранию.
Он вернулся, сказал Дуглас. Значит это не случайное преступление, совершённое серьёзно психическим больным человеком, это преступление, совершённое кем-то, кого муж и жена Андерссоны знали. И она тоже знает этого человека, если верить словам Лии. Это кто-то из Лервикена. Харриет откидывается на спинку стула. С кем из мужчин она виделась в Лервикене? Харриет берёт ручку и открывает блокнот. С Тони и Кеннетом. Она записывает имена. Тони знал чету Андерссон, у него криминальное прошлое, и его ДНК нашли на месте преступления. Орудие убийства и одежда тоже найдены во время обыска в его доме. Она обводит кружочком имя Тони. С кем она ещё знакома? Густав Нюман. Харриет внутренне улыбается. Густав Нюман, пожилой медлительный господин, под каблуком своей жены. Единственная связь с Андерссонами, о которой слышала Харриет, это их спор о лодочном причале. Но она оставляет Густава Нюмана в списке. Эушен тоже живёт в Лервикене и знает Андерссонов. Но он не имеет к этому никакого отношения. Харриет представляет себе его добрые глаза и худое тело. Её отец стар и никогда и мухи не обидел. Эушен говорил о ком-то по имени Никлас, но Харриет не знает, кто это. Зато она вписывает Бьёрков, владельцев ресторана, Петера, работающего в сельском магазине, и Энквиста из кафе. Никого из них она никогда не видела с Андерссонами. Она продолжает записывать имена, пока не доходит до Пола. Харриет сглатывает слюну. Пол никогда не мог бы никого убить. А кроме того, он на Бали, хотя Эушен и нёс какую-то чушь, что якобы видел его вчера. От мысли о том, что Пол мог быть замешан в этом деле, у неё в животе всё скручивается в узел. Да, ему не страшны никакие преграды, он энергичен, но он радостный человек. Он, конечно, может страшно разозлиться, если его спровоцировать. Если его дети ссорятся или разливают молоко по всему столу, он может кричать на них так, что Харриет хочется бежать вон из дома. Когда они с братом были подростками, он мог сбиться с пути. Но это ведь были обычные детские проказы, в которых не было ни элементов насилия, ни жестокости. Ей надо узнать, как свитер с надписью «Спонга гимназия» оказался дома у Тони, даже если она уверена, что её брат не может иметь никакого отношение к убийству. Харриет тянется к сумке на полу и начинает в ней рыться. Может, на дне завалялось что-нибудь вкусненькое? Сладости обычно заставляют её взбодриться, но единственное, что ей попадается, это пустые обёртки. Она ставит сумку обратно.
Каковы же были мотивы убийства Лауры и избиения Дугласа? Лия говорила, что веки Лауры были приклеены скотчем, чтобы она не могла закрыть глаза. Почему было важно заставить её смотреть, как бьют Дугласа? Харриет видит перед собой Дугласа на больничной койке. Кожа на лице почти прозрачна и желтоватого оттенка, грудная клетка поднимается и опускается в такт работы кислородного аппарата.
Где сейф? – спрашивал напавший на него человек. Сейф, в котором он хранил свою коллекцию, золотые монеты. Кто знал, что они у него вообще есть? Её взгляд останавливается на имени Тони в списке.
Он был чертовски тяжёлым, я еле-еле затащил его в дом. Это его слова, и говорил он раздражённо. Она прямо слышит его замедленную речь и невыразительную интонацию во время допроса. Харриет откладывает ручку.
Где сейф? Разве мог Тони задать такой вопрос, он же знал, где стоит сейф. Она зажмуривается. Человек, напавший на Андерссонов, знал, что они недавно купили сейф и что в нём лежало, но не знал, где этот сейф находится. Она медленно протягивает руку, снова берёт ручку и вычёркивает из списка имя Тони.
Харриет включает компьютер и кликает на файл с информацией, полученной с телефона Лауры. В файле есть схема, которую создал Йоран, со списком номеров и контактов. Ей он показался ленивым, но созданная им схема в полном порядке, структура чёткая. В другой папке находятся снимки, сделанные на телефон. Сначала Харриет нажимает на файл с контактами. Их немного. Библиотека, ближайшая станция «Скорой помощи», зубной врач и бюро адвоката. Это юрист в Ландскруне, занимающийся семейным правом. И ещё кто-то, кого зовут Натали. Харриет записывает номер. Натали? Может ли имя Лия быть ласкательным от Натали, НатаЛия? Вполне вероятно. Она чувствует, как ускоренно забился пульс. Она берёт мобильный и набирает номер. Резкий сигнал ударяет по барабанным перепонкам.
– У номера нет абонента.
Плечи снова опускаются. Ну конечно, иначе и быть не могло, типично. Она просматривает список звонков. С одного номера Лауре звонили четыре раза, вечером четверга, за день до убийства. Харриет быстро вписывает этот номер на сайте hitta.se поиска телефонов по всей Швеции. Это номер стационарного телефона, но поиск не даёт ни одного попадания. Она ищет во всех доступных базах данных, но безрезультатно. Потом берёт мобильный и набирает номер, но там занято. Она вздыхает и набирает номер юриста по делам семьи.
– Добро пожаловать к Семейному юристу, вы говорите с Вибеке, – после трёх сигналов отвечает девушка весёлым голосом.
– Здравствуйте, меня зовут Харриет, я следователь. У меня есть вопрос, касающийся преступления, совершённого против одного из ваших клиентов.
– Мы не разглашаем информацию о наших клиентах, – быстро отвечает Вибеке.
– Я звоню из полиции, мы расследуем преступление, совершённое против Лауры и Дугласа Андерссон. Я бы хотела задать несколько вопросов, у меня есть основания думать, что они к вам обращались. – Голос Харриет звучит решительно. Как у Лизы.
– Да, и в таком случае мы не будем на них отвечать, – декларирует Вибеке, тоже теперь более жёстким тоном.
– О’кей, ясно, – вздыхает Харриет. Она обводит кружочком номер бюро адвокатов, который записала на бумаге. – Тогда я перезвоню, когда получу ордер на обыск. Если есть неясность, были ли супруги Андерссон вашими клиентами, то тогда мне, пожалуй, лучше попросить разрешение на временное изъятие всей вашей бухгалтерии за прошлые шесть лет, всех папок с документами и всех компьютеров. Это важно для следствия, так что для нас это не проблема, просто это займёт больше времени. Вы, естественно, останетесь без ваших орудий труда на довольно долгое время.
Женщина в трубке замолкает.
– Вы из полиции звоните? – Голос звучит менее уверенно.
– Да, это касается расследования убийства.
– Мой шеф – адвокат Дугласа Андерссона, может, вы с ним напрямую поговорите? Его сейчас нет, но я попрошу, чтоб он перезвонил.
– Спасибо, – отвечает Харриет. – У четы Андерссон было много дел в вашем бюро?
Тишина.
– Да, довольно много. Во всяком случае в последний месяц, – говорит она. И резко замолкает, словно жалеет о сказанном.
– Я не думаю, что ваш шеф будет недоволен, если вы поговорите со мной. Я всё равно получу от него нужную нам информацию, но если я задам несколько коротких вопросов, то это, конечно, поможет следствию. Мы хотим разыскать того, кто совершил это с ними, как можно быстрее, – продолжает она.
– Это так ужасно, то, что случилось с Лаурой. И Дуглас, и Лаура были здесь всего за несколько дней до того, как она умерла. Мне она нравилась, она была дружелюбной. Обычно она не приходила, из-за сложностей с инвалидной коляской.
– А по какому делу они обращались? – спрашивает Харриет.
– Точно не знаю, но что-то связанное с тем, чем они владели, и их недвижимостью, – отвечает Вибеке. Затем она замолкает на некоторое время и продолжает: – Я не знаю точно. Спросите вместо меня моего шефа. И лучше не рассказывайте ему, что я вообще что-то говорила.
Вибеке извиняется и заканчивает разговор. Харриет тяжело вздыхает. Несмотря на то что она чересчур сильно на неё давила, ничего существенного ей так и не удалось узнать.
Её мысли возвращаются к Полу. Брат часто бывал в Лервикене, он уж, во всяком случае, знал, кто такие Андерссоны, и его свитер нашли при обыске. Хорошо, что он находится на Бали, а то его могли бы вызвать на допрос. Она вспоминает их разговор несколько дней назад. Когда она рассказала об убийстве, он был явно в шоке. Потом он был вынужден положить трубку, потому что вошла Ева-Лена. Так, во всяком случае, он сказал.
После этого он не звонил ни разу. Это совсем не похоже на Пола. У Харриет возникает ощущение, что что-то здесь не так. Действительно ли он на Бали? Она размышляет о запутанной болтовне Эушена о том, как он встретил Никласа, детского друга Пола, и что тот сказал ему, что он собирается встретиться с Полом в Копенгагене. А что, если её брат ей лжёт? Харриет застывает с телефоном в руке и несколько секунд таращится прямо перед собой, пока не отметает эту мысль прочь. С какой стати её родной брат стал бы врать ей о своём отпуске за границей, да ещё так изощрённо? Полный бред.
– Ты идёшь или нет? – Патрик просовывает голову в дверь.
Харриет удивлённо смотрит на него.
– Пиццу лопать. Я собираюсь прямо сейчас, пока ресторан не переполнен.
Голубые глаза Патрика излучают тепло. На нём футболка поло под цвет глаз и светлые джинсы. Короткие рукава футболки натянулись на мускулистых бицепсах, пуговицы расстёгнуты.
Лиза, почему тебя здесь нет в эту минуту? – думает Харриет. Патрику бы понравилась светловолосая, хорошенькая Лиза, хотя она может и ругнуться как боцман. Такие парни, как Патрик, обычно не заглядываются на Харриет. Её всегда воспринимают как своего парня.
– Конечно, сейчас, – говорит Харриет, снимая со спинки стула куртку и набрасывая её на плечи. Всё равно она пока дальше не продвинется в своих стараниях.
Харриет видит, что дверь у Маргареты открыта, и, когда они проходят мимо, заглядывает туда.
– Вы на ланч? – спрашивает Маргарета.
– Да, в пиццерию. – Он нажимает на стеклянную дверь, ведущую на лестничную клетку, и придерживает её.
– Я с вами, – кричит им вслед Маргарета.
Харриет и Патрик слышат стук её каблуков. Патрик закатывает глаза, чтобы Харриет видела. Маргарета была в отвратительном настроении всё время до обеда. Её заботит утечка информации в прессу. Кроме того, она так хочет закрыть дело, что ей наплевать на то, действительно ли виновен человек, которого они задержали. Харриет смертельно раздражена из-за того, что придётся сидеть с ней весь обеденный перерыв.
– Замечательно! – восклицает Патрик, замедляется и придерживает дверь Маргарете тоже.
Маргарета, проходя в дверь, затягивает пояс своего дождевого плаща фасона тренчкот. Её тонкая фигура становится похожа на огородное пугало. На вахте Патрик прислоняется к стойке, чтобы привлечь внимание Лены. Лена вздрагивает, быстро убирает с экрана пасьянс и смущённо смотрит на Патрика. Харриет видит, что та краснеет, хотя и пытается отвернуться.
– Мы с Харриет идём есть пиццу, есть настроение присоединиться? – спрашивает он.
– У меня же всего полчаса перерыв, не успею, – поспешно отвечает Лена и корчит ему рожицу. – Ты же знаешь, каждый день спрашиваешь, – добавляет она и косится на Харриет.
Патрик смеётся.
– Она только разыгрывает из себя неприступную, – говорит он по пути к выходу. На улице он понижает голос, чтобы его слышала только Харриет. – На рождественской корпоративной тусовке был совсем другой коленкор.
– Верится с трудом, может, это ты был пьян? Тогда люди обычно переоценивают себя, – говорит Харриет.
Ей сложно дать ему верную оценку. Ведёт себя, как дурашливый переросток, как старшеклассники, бросавшие попкорн на школьных танцах или просовывавшие зеркальце под дверь девичьей раздевалки, чтобы подсматривать, но она всё же идёт с ним на ланч, потому что, несмотря на всё это, он кажется добрым. С ним легко. Не нужно всё время держаться настороже.
– Чего мы ждём? – спрашивает Маргарета, которая уже успела перейти через дорогу к ресторану. Харриет с Патриком входят за ней. Большие окна пиццерии кажутся тёмными из-за контраста с ярким светом. Кажется не вполне логичным идти в это темноватое помещение, когда на дворе как раз выглянуло солнце. Маргарета садится в отдельный закуток в самом дальнем углу под картиной, где изображён итальянский переулок. Харриет садится напротив, а Патрик рядом.
– Я возьму пиццу «Везувий», – говорит Маргарета официанту, подошедшему к столу.
Харриет вдыхает аромат плавленого сыра и базилика, идущий из открытой печи за прилавком, и чувствует, как сосёт под ложечкой. Она весь день ничего не ела.
– Мне «Карпичиозу», или нет, «Кальцоне», – восклицает она.
Патрик улыбается ей и заказывает пиццу-кебаб.
– Я бы на пиццу положил сверху ещё и картофель фри, если бы он был в меню, – шутит он.
– Верю, – отвечает Маргарета.
– После собрания я хочу уйти, – сообщает Патрик. – Надо бы снова поговорить с теми, кто живёт по соседству с рестораном в гавани насчёт вечера пятницы, они позвонили и сказали, что им есть что рассказать. Я не думаю, что это что-то даст. Мне всегда кажется странным, когда люди начинают вдруг что-то вспоминать, как только посмотрят сюжет по телевизору. Думаю, что они просто важничают и хотят всем продемонстрировать, какие они ценные свидетели. А Элиас и Ракель что-нибудь выудили после визита к Кеннетам?
– Давайте не будем это обсуждать здесь, – говорит Маргарета.
Харриет осматривается. Ресторан практически пуст, если не считать пожилого мужчины, который в самом дальнем от них углу пьёт в одиночестве пиво, да двух работяг в синих комбинезонах, ждущих счёта, чтобы расплатиться.
– Никто не слышит, – говорит Патрик. – Я считаю, что мы должны искать белый «Вольво», который Кеннет упомянул на допросе. Мы же не можем бросить и этот след?
– Нож, ДНК и то, что Тони видели, когда он залезал в дом. Этого достаточно для заключения его под стражу, – говорит Маргарета.
Патрик опирается локтями на стол и сжимает руки.
– Разумеется, но мы же не отказываемся из-за этого от проверки других следов, которые наметились в расследовании?
Патрик тоже не так безоговорочно, как Маргарета, уверен в виновности Тони. Хорошо, что белый «Вольво» снова всплыл, в дискуссии, конечно же, они не должны потерять этот след.
– Кеннет видел только штанины, он не говорил, что он видел Тони, ни разу, – подливает масла в огонь Харриет, надеясь на поддержку Патрика. – Я просмотрела телефон Лауры и начала звонить по списку её контактов. Андерссоны, в первую очередь Дуглас, были клиентами бюро «Семейный юрист». Что-то там связанное с договором по недвижимости. Это может ни к чему и не привести, но их юрист мне будет звонить.
Маргарета поднимает вверх палец, и Харриет замолкает.
– Дамы и господа, вот и ваши пиццы, – произносит голос за их спинами. Это не официант, принявший у них заказ, а мужчина в белом фартуке, с которым Харриет тайком курила за домом.
Харриет краснеет и кивает ему, узнавая.
– О, здравствуйте, мисс, вы всё-таки привели с собой коллег. Тогда для всех вас будет скидка в моём ресторане, всегда. Приятного аппетита. – Пекарь пиццерии говорит, улыбаясь во весь рот. «Только бы ему не пришло в голову рассказать о курении», – думает Харриет.
– Ого, какие льготы, скидка для тех, кто в голубой форменной рубашке, – говорит Патрик, когда пекарь удалился. – Раньше такого не было. А всё только потому, что ты с нами, – говорит он, подмигивая Харриет.
Патрик переводит разговор на тему скидок, которые он получал в разных местах. Потом он встаёт, чтобы принести всем салат из белокочанной капусты, и настаивает, чтобы Харриет взяла у него половину кока-колы.
– Только маленькие дети сразу и залпом выпивают прохладительные напитки, – дразнится он, пододвигая к ней наполненный стакан.
Маргарета ест маленькими кусочками, тщательно обрезая тесто по краям пиццы, но ей удаётся справиться всего с третью порции.
– Что, разве невкусно? – спрашивает пекарь, вернувшийся, чтобы забрать пустые тарелки.
– Да нет, просто я малоежка, – отвечает Маргарета.
Харриет смотрит на пустую тарелку перед собой. Её пицца исчезла так же быстро, как и кока-кола.
– Я не завтракала, – как бы оправдывается она.
– Кофе? Я принесу. – Патрик встаёт из-за стола и большими шагами идёт к стойке с посудой, где на двух тёплых конфорках стоят два сосуда с кофе и масса белых чашек.
Как только Патрик уходит, Маргарета вынимает телефон. Совершенно ясно, что начальница не хочет с ней разговаривать. Через минуту Патрик возвращается и ставит на стол три чашки горячего кофе, от которого идёт пар, и тарелку с тонюсеньким, почти прозрачным овсяным печеньем.
– А это ещё что за чертовщина? – восклицает Маргарета.
– Э-э, ты же пьёшь кофе без молока? – спрашивает Патрик.
Предпочтения Маргареты в том, что касается кофе, известны, видимо, всему полицейскому участку.
– Да я не про кофе, а про рубрику. – Маргарета показывает экран смартфона. –
Идёт охота на психопата.
Буквы занимают весь экран, а на верхней строке сайта, который открыла Маргарета, текст идёт бегущей строкой, как экстренная новость.
– Кто, чёрт побери, сдаёт нас прессе? Вторая утечка информации. – Она посерьёзнела. – Вот поэтому я и не хочу, чтоб вы сидели тут и всё время, не соблюдая осторожности, говорили о деле.
Патрик смотрит на неё сердито.
– Дьяволу понятно, что это не может быть кто-то из нас. Неужели ты думаешь, что мы бы рисковали всё завалить? – говорит он.
– Я подниму этот вопрос с Конрадом, когда он придёт, – продолжает Маргарета.
– Не, ну серьёзно, не только же у нас есть доступ к материалам дела. Насчёт психопата, может, вообще выдумка, которая не опирается ни на какие факты. Это мог быть кто-нибудь из тех, кого мы опрашивали, кто позвонил в газету «Афтонбладет». Это вообще невозможно проконтролировать, – продолжает Патрик тем же тоном.
Маргарета не отвечает, отпивает большой глоток кофе, а Харриет наблюдает за Патриком. Он выглядит спокойным и, кажется, обладает именно тем свойством характера, которое так хотелось бы иметь ей самой. Он ничего не принимает на свой счёт.
– Может, уже двинем отсюда, – говорит он и быстро допивает свой кофе.
Маргарета встаёт и начинает натягивать свой дождевик. Чашка Харриет ещё наполовину полна, но это неважно. Она не хочет задерживаться. Они расплачиваются и молча возвращаются на работу. Солнце уходящего лета такое яркое, что ей приходится щуриться, когда они выходят из тёмной пиццерии, и проходит пара секунд, прежде чем глаза привыкают к свету. Она замедляет шаг, когда подходит к ресепшн, чтобы пропустить Маргарету вперёд, а самой обменяться парой слов с Патриком. Тактика, увы, не срабатывает.