РЕШИТЕЛЬНЫЙ. Ну не жениться же на ней, в самом деле! Вы что, подумали, что я вот так, с первого взгляда, решил ей это... руку, сердце и трактир? Поразительно, какие у вас стандартные мозги. У меня школа новаторская, может, слышали, номер сорок шесть, на Ленинском проспекте. За универмагом «Москва». Я замдиректора по кадрам. Мне нужна воспитательница молодая, чтобы детей везти в Крым. Платим мы прилично, у нас статус лицея. Вот я в каком смысле про общий бюджет, а совершенно не то, что вы подумали.
ОЛЕСЯ (совершенно ошарашенная). То есть как? А носки?
РЕШИТЕЛЬНЫЙ. Ну конечно, носки! Выдумаете, мальчики в шестом классе сами в состоянии свои носки постирать? Вам, конечно, самой стирать не придется, но обойти их перед сном... напомнить...
ГОЛОС ИЗ ЗАЛА. Меня возьмите! У меня высшее педагогическое образование!
ПОСТАНОВЩИК (выходя на сцену). Друзья мои, ну это уже полное лимпопо! Был дом свиданий, сейчас бюро занятости... Давайте, я думаю, вообще упраздним театр как таковой и устроим тут действительно молитвенные собрания! Для тех, кому за тридцать! С последующим трудоустройством в лицеи и интернаты Москвы!
Е.С. И дома престарелых, голубчик.
ПОСТАНОВЩИК. А что? Во-первых, новая форма, во— вторых, конкретная польза! (Увлекаясь.) И что самое ценное — для сидящих в зале это будет гораздо интереснее, чем любая пьеса. Вы же любите читать поздравления в газетах? Лично я обожаю. «Дорогой зять, твои тесть и теща поздравляют тебя от всей души и желают не пить, не болеть, нашу девочку жалеть». Я даже думал одно время сделать по ним спектакль, ей-богу. Толстый усатый тесть, толстая румяная теща, борщ... Два часа все делятся пережитым, обсуждают политические новости, просматривают телевизионные программы, обмениваются адресами и телефонами... рецептами домашних заготовок — без них ведь так трудно прожить в наши, еб твою мать, трудные времена! После чего все встают совершенно довольные и хором исполняют (поет):
Аллилуйя, Бог нас любит!
Он грядет к нам, ему слава!
Аллилуйя, Бог нас любит!
Он грядет к нам, ему слава!
Свет гаснет. Взблескивает молния.
За сценой удар грома.
ГРОМКИЙ БАС. Заколебали!
Е.С. Господи, Господи...
ПОСТАНОВЩИК (с истерическим смехом). Господи, ты здесь?!
Зажигается свет.
АРКАДИЙ (выходя на сцену с огромным листом жести, посредством которого в театре производится гроза). Здесь я, здесь! (Вверх, к осветителю.) Спасибо, Михалыч. Закругляемся, товарищи. Время позднее. Поболтали, пообщались, сблизились с народом — пора и честь знать.
За сценой шум дождя.
ЕЛЕНА. Дощщь пошел...
РЕШИТЕЛЬНЫЙ. Отчего-то я очень не люблю дожжя.
ОЛЕСЯ. Знаете... не надо отчаиваться! Не надо! Мне все время кажется, что где-то там, где-то там... есть другие люди! У них прекрасная, осмысленная жизнь, красивые лица, благородные жесты... ПАША. Оп, тиридарипупия!
ДОКТОР. Что-то холодно. Осень, что ли, наступила? ДРУГ ЕЛЕНЫ. А в Африке, должно быть, очень жарко.
Да! Где-нибудь обязательно жарко.
ОЛЕСЯ. Честное слово! Какая-то другая жизнь! Мне кажется, это будет так: вот мы выйдем вдруг из всего этого, как корабль выплывает из тумана, и все опять будет так, как нужно...
Е.С. Опять?
ОЛЕСЯ. Нет, конечно, вы правы... Будет так, как никогда еще не было! И случится это как-то сразу... в одну ночь... Новая земля, новое небо...
В зале храп.
На сцене пауза.
АРКАДИЙ. Разбудить?
ПОСТАНОВЩИК. Ни в коем случае! Устал человек... Зачем же будить? Споем лучше колыбельную. Пошли, господа.
Все действующие лица, включая подсадку в зале и телеведущего, выходят на авансцену. Идеальным был бы вариант, при котором на сцену поднимается как можно больше народу. Если в зале останется один храпящий, авторы почтут свою цель достигнутой. Исполнение колыбельной сопровождается зажиганием свечей, размахиванием зажигалками, какой-нибудь праздничной игрой света, рождественским снегопадом или иной театральной условностью, первой за весь вечер. Создается ощущение полного праздника, чуть ли не детского утренника, и оркестровка колыбельной должна быть самая торжественная. По замыслу автора, это блюз, с большими саксофонными соло, с громким, но мягким звуком, причем каждый главный герой поет по куплету. Здесь театру предоставляется возможность устроить апофеоз театральности, которая так беззастенчиво попиралась на протяжении всей пьесы.
В качестве колыбельной автор советовал бы использовать американскую песенку Кивеса и Шварца «Dona, dona» в записи группы Михаила Фейгина или «Колыбельную» Михаила Щербакова 1982 года с его первого альбома:
Спит Гавана, спят Афины,
Спят осенние цветы,
В черном море спят дельфины,
В белом море спят киты.
И подбитая собака
Улеглась под сонный куст,
И собаке снятся знаки зодиака,
Сладковатые на вкус.
Тарарам-па, гаснет рампа,
Гаснет лампа у ворот.
День уходит, ночь приходит,
Все проходит, все пройдет.
Путь не длинный, не короткий,
Посвист плетки, запах водки,
Кратковременный ночлег.
Скрипы сосен корабельных,
Всхлипы песен колыбельных,
Дальний берег, прошлый век.
И висит туман горячий
На незрячих фонарях,
И поет певец бродячий
О далеких островах.
О мазуриках фартовых,
О бухарской чайхане,
И о грузчиках портовых,
И немного — обо мне,
И о том, что кто-то бродит,
Ищет счастья — не найдет,
И о том, что все проходит,
Все проходит, все пройдет.
Век прошел — у нас все то же,
Ночь прошла, прошел прохожий,
Путник дальше захромал,
Смолк певец, ушла собака...
Только знаки зодиака Да дождинок бахрома.
Впервые за всю пьесу опускается занавес — расписной, в райских птицах, снежинках, облаках, цветах и листьях.
Медведь
Драматический памфлет в двух действиях
Действующие лица:
МИША ГРИГОРЬЕВ, около 50 лет.
ЕГО ЖЕНА МАША, немного за 40.
ЕГО ДОЧЬ ОЛЯ, 20.
ЕГО СЫН АЛИК, 11.
ПОЛКОВНИК.
ИДЕОЛОГ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА, сокращенно АП.
ЗООЛОГ.
СЕКРЕТАРЬ АКАДЕМИИ НАУК.
НЕСОГЛАСНЫЙ.
БИНОМ.
ПИАРЩИЦА-БИОГРАФ.
КАРАУЛЬНЫЙ.
ГАСТАРБАЙТЕРЫ (без слов).
НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР.
РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТКА.
АМЕРИКАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТКА.
ОЧКАРИК.
ЦЕЛИТЕЛЬ.
РЕПОРТЕРЫ, ДЕТИ, АКАДЕМИКИ, СТАТИСТЫ, ГОЛОСА В ТЕЛЕВИЗОРЕ.
Первое действие
Картина первая
Сцена изображает квартиру Миши. Миша с женой сидят перед зрительным залом — она с глянцевым журналом, он с газетой. Перед ними телевизор, экрана которого зал, естественно, не видит.
Из телевизора доносятся два голоса — мужской и женский.
М (неторопливо, рассудительно). Неплохо.
Ж (с достоинством). Хорошо.
М. Хорошо, хорошо.
Ж. Очень хорошо.
М (с напором). Отлич-чно!
Ж (с придыханием). Очень, очень хорошо!
М. Отлично, отлично!
Ж. Прекрасно!
М (быстрей). Все лучше и лучше! Лучше и лучше! ЖЕНА. Слушай, переключи, сколько можно!
МИША. Подожди, сейчас погоду скажут.
М (ускоряя темп). Прекрасно! Превосходно!
Ж. Очень! Очень! Еще лучше!
М. Чудесно, чудесно! Изумительно!
Ж. Аааа! Да! Хорошо! Да!
М (задыхаясь). Потрясающе!
Ж. Дааааа! (Затихает.)
М (кашлянув, приводя себя в порядок). Мы передавали выпуск новостей.
Ж. Погода ничего, плюс двадцать пять, облачно, небольшие дожди. Всего доброго.
Пауза.
ЖЕНА. Миша, нам надо поговорить.
МИША. Поговорить.
ЖЕНА. У Алика проблемы.
МИША (машинально). Проблемы.
ЖЕНА. Он придумал себе друга.
МИША. Друга.
ЖЕНА (раздраженно). Оторвись от газеты, идиот. МИША. Идиот.
Жена встает и вырывает у него газету.
ЖЕНА. Твой сын придумал себе друга.
МИША. Очень хорошо.
ЖЕНА. Что хорошо?
МИША. Лучше друга, чем внешнего врага.
ЖЕНА. Миша, все очень серьезно. Я поймала его, когда он сверлил дырку.
МИША. В ком?
ЖЕНА. В двери ванной.
МИША (становится серьезен). Слушай, это черт-те что. ЖЕНА. Я и говорю.
МИША. Вообще что-то рано. Я только в двенадцать...
(Смущается.)
ЖЕНА (невозмутимо). Это скорее поздно.
МИША. Я хочу сказать: я только в двенадцать стал об этом думать вообще.
ЖЕНА. Ты пойми: дело не в том, что он просверлил дырку. Это как-то можно понять. Но он придумал друга.
МИША. Какого друга?
ЖЕНА. Он сказал, что подглядывает за другом.
МИША. Нет, это уже никуда не годится. Это вообще ни в какие ворота. Почему за другом?
ЖЕНА. У него в ванне живет друг.
МИША. А почему он не зайдет туда просто так? К другу? ЖЕНА. Он боится.
МИША. Кого? Друга?
ЖЕНА. Он поэтому не чистит зубы.
МИША. Слушай, все понятно. Он подглядывает в ванну и не чистит зубы, и для всего этого придуман друг, и я сейчас его вылечу раз и навсегда.
ЖЕНА. Миша, не смей. Не вздумай.
МИША. Нет, я сначала расспрошу, конечно. Что ты кудахчешь? Никто его не лупит, хотя следовало бы... Алик!
АЛИК (из соседней комнаты). Что?
МИША. Не «что», а иди сюда быстро!
АЛИК (входя). Чего у вас случилось?
МИША. Алик. Что у тебя за друг в ванной?
АЛИК (потупляясь). Пойди и сам посмотри.
МИША. Нет, погоди. Ты мне объясни сначала: зачем ты сделал дырку?
АЛИК. Чтобы смотреть.
МИША. На что там смотреть, Алик? Ты бы меня спросил, я бы сам тебе все показал... В смысле — я бы рассказал, я провел бы с тобой разговор, есть книги, в конце концов...
АЛИК. Пап, какие книги? У нас в ванной медведь.
Пауза.
ЖЕНА. Кто?
АЛИК. Маленький медведь.
МИША. Ага. И откуда он взялся?
АЛИК. Не знаю. Наверное, из крана накапал.
ЖЕНА Я тебе говорила, там кран не закрывается.
МИША. Я помню! Но ты не говорила, что оттуда накапает медведь.
АЛИК. А может, он ночью пришел. Я не знаю.
МИША. Но как же ночью? Как же никто не слышал?
АЛИК. Я не знаю. Он маленький.
МИША. Алик. Скажи мне правду. Тебе ничего не будет. Тебе одиноко, да? У тебя нет друга, да?
АЛИК. Почему ты мне не веришь? Сходи и посмотри!
МИША. Я пойду. Я пойду и посмотрю. И если там нет никакого медведя — а там нет никакого медведя, ты сейчас сам все увидишь, — если там нет вообще никого, я оторву тебе уши. И за вранье, и за испорченную дверь. Прежде всего за вранье. (Видно, что он так долго болтает именно от нерешительности. Как все люди с воображением, он уже не уверен, что в ванне совсем ничего нет, а потому тянет время.) Главным образом за вранье. Дверь еще можно простить, а вранье нельзя, вранье нельзя никогда... ЖЕНА. Что же ты? Открывай!
МИША. Сейчас. Слушай, Алик же никогда не врет, верно? ЖЕНА. Ты что, боишься?
МИША. Кто, я? Да, боюсь.
ЖЕНА. Чего?
МИША. Он бы не сказал просто так, верно? Он же не мог выдумать? Я сейчас знаешь как: всему уже верю. (Показывает на телевизор.) Вот они говорят, а я верю. Сейчас же знаешь как? Сейчас же как скажут, так и есть.
Из ванной доносится тихий рев.
АЛИК. Ну вот.
Мишу отбрасывает от двери.
ЖЕНА (бледнея и хватаясь за голову). Слушай...
МИША. Ты мылась с утра?
ЖЕНА. Клянусь тебе, никого не было...
МИША. Алик, слушай меня внимательно. Когда ты его увидел?
АЛИК. Позавчера.
МИША. Где он был?
АЛИК. Он там сидел.
МИША. В ванне?
АЛИК. Ну да.
МИША. Не в раковине?
АЛИК. В раковине сидит моллюск. А медведь в ванне. МИША. И что он делал?
АЛИК. Ничего. Сидел.
МИША. И что ты сделал?
АЛИК. Конфету дал.
МИША. Какую?
АЛИК. Жевательную.
МИША. О Господи. Маша, что теперь делать?
ЖЕНА. Вызывай МЧС.
МИША. Почему МЧС?
ЖЕНА. А кого еще?
МИША. Но это же не по их части.
ЖЕНА. Как — не по их? Медведь в ванне — это не чрезвычайная ситуация?
МИША. Господи, Маша, как он туда попал?
ЖЕНА. Они разберутся.
МИША. Нет, но как ты себе представляешь? «Алло, МЧС, у меня в ванне медведь?»
АЛИК. Он не страшный. Он еще маленький.
МИША. «У меня в ванне маленький медведь». Да, так гораздо убедительней.
ЖЕНА (набирает номер). Алло! МЧС? Приезжайте, пожалуйста, у нас в ванне медведь! Нет, не моется. Нет. Просто живет. Не знаю. Нет, не пытается. Нет, раздельный. А что, если бы был совмещенный, что-то бы изменилось? Да, пожалуйста. Строителей, пятнадцать. Двадцать шесть. Второй. Пятый. Да, пожалуйста.
АЛИК (чуть не плача). Они заберут его, да?
ЖЕНА. Заберут, конечно. Ты же не хочешь мыться вместе с ним?
АЛИК. Хочу!
МИША. Алик, я куплю тебе кролика.
АЛИК. Не хочу кролика! Кролик есть у всех, а медведь только у нас.
ЖЕНА. Алик. Это огромное хищное животное. Он мог откусить тебе руку.
АЛИК. Не откусил же.
ЖЕНА (Мише). Это все ты.
МИША. Почему я?!
ЖЕНА (передразнивает). «Я прикручу, я прикручу!» МИША. Ты что? Ты в уме?! Ты действительно веришь, что он... накапал?!
ЖЕНА. А откуда он мог взяться?
МИША. Стоп. А Ольга не могла его принести?
ЖЕНА. Зачем Ольге приносить медведя?
Слабый рев.
Есть хочет.
МИША. Что он ест?
ЖЕНА. У тебя есть еще жевательные конфеты?
АЛИК. Нет.
МИША. Надо мяса.
ЖЕНА. Он сейчас выйдет.
Миша несколько секунд стоит неподвижно, потом разбегается и запирает дверь на наружный шпингалет.
МИША. Ф-фу...
ЖЕНА. Ты думаешь, поможет?
МИША. Пока поможет. А потом они приедут.
Звонок в дверь.
Слава Богу.
Открывает. На пороге Полковник.
ПОЛКОВНИК. Здрасьте, хозяева.
МИША. Здравствуйте. Вы МЧС?
ПОЛКОВНИК (рассеянно). МЧС, МЧС... Ну, где тут? МИША (суетливо). Вот, пожалуйста...
ПОЛКОВНИК. А почему заперто?
МИША. Ну, понимаете... если выйдет...
ПОЛКОВНИК. Еще не выходил?
МИША. Как видите... Живые же все...
ПОЛКОВНИК (припадая к глазку). Свет зажгите. МИША. Сейчас.
Полковник надолго прилипает к глазку.
ЖЕНА. Ну?
ПОЛКОВНИК (не оборачиваясь). Ну.
ЖЕНА. Вы... справитесь?
ПОЛКОВНИК. С кем?
ЖЕНА. С... с ним.
ПОЛКОВНИК. Зачем?