Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Олег Якимов

Дорожно-транспортные происшествия

Сокращения и аббревиатуры

Конституция — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

КоАП — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

ТК — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

УК — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

РФ — Российская Федерация

ФЗ — Федеральный закон

ГИБДД (ГАИ) — Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ДПС — дорожно-патрульная служба

ДТП — дорожно-транспортное происшествие

МРОТ — минимальный размер оплаты труда

ПДД — Правила дорожного движения Российской Федерации

п. — пункт(-ы)

ст. — статья(-и)

ч. — часть(-и)

Предисловие

Есть поучительная пословица: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Применительно к теме настоящего пособия можно эту пословицу несколько изменить: «ДТП — это неизбежность для любого водителя: не ты, так тебя…».

Может быть это прозвучит слишком грустно и безнадежно, но каждый хоть раз в жизни был в такой дорожной ситуации, когда ему навстречу на безумной скорости мчалось транспортное средство с пьяным (а может и заснувшим) водителем за рулем или, не рассчитав скорость движения и не сумев потому вовремя осуществить правильный маневр, он, сам того не желая, становился виновным в ДТП. Есть и такой негативный пример: страховая компания отказывает владельцу транспортного средства в выплате страхового возмещения от ДТП.

Панацеи от всех бед, связанных с использованием источника повышенной опасности (а Ваша автомашина таковой и является), нет. Однако предусмотреть вероятные ситуации, связанные с ДТП, все-таки возможно. Личный водительский опыт и адвокатская практика позволяют автору в этом научно-практическом пособии предложить ответы на часто задаваемые вопросы о ДТП, а также представить образцы документов. В настоящем пособии можно найти ответы на многие наболевшие вопросы, тем более что некоторые аспекты (например, обеспечение доказательств нотариусом) в вышедших ранее изданиях по проблемам ДТП не рассматривались.

Конечно, желательно прочитать эту книгу до возникновения конфликтных ситуаций на дорогах и проанализировать, как себя вести в определенных случаях. Но если обратиться к изложенному непосредственно после ДТП, то внимательно следует изучить разделы, следующие за разделом о видах ответственности водителя за совершение ДТП.

Автор надеется, что книга избавит водителей от многих встречающихся у них трудностей, и будет благодарен каждому, кто пришлет отклики на нее по следующему электронному адресу: yakimov@infopac.ru.

ДТП — это…

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это всегда негативное событие как для водителя-пострадавшего, так и для водителя-виновника. Не стоит забывать и о других участниках движения — пострадавших пешеходах и пассажирах транспортных средств. Если в результате ДТП погиб единственный ребенок или кормилец семьи, то близким родственникам или иждивенцам нанесен неизмеримый никакими денежными средствами моральный вред. Кроме того, зачастую материальный ущерб причиняется отдельным предпринимателям и организациям, которые являются владельцами, пользователями и (или) распорядителями транспортных средств, участвующих в ДТП.

Так что же такое ДТП?

В ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения) оно определяется как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Для ясности разберем это определение по составным частям.

Событие — в данном случае явление, которое произошло в результате взаимодействия транспортного средства (транспортных средств) под управлением водителя (водителей) с иными объектами материального мира (людьми, животными, вещами, сооружениями и т. п.).

Далее приводятся определения, содержащиеся в п. 1.2 ПДД и Законе о безопасности движения.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов, оборудования, установленного на нем (например, автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, мотоцикл, мопед).

Транспортное средство — это, выражаясь языком цивилистики, источник повышенной опасности. Под источником повышенной опасности судебная практика (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» (далее — постановление Пленума ВС РФ о судебной практике по делам возмещении вреда)) понимает любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их применении, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля).

Автомобиль — транспортное средство на колесном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. По назначению автомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили в свою очередь подразделяются на легковые, грузовые и автобусы, служащие для перевозки грузов и пассажиров. Специальные автомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (например, пожарные, коммунальные). Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости. По проходимости автомобили можно подразделить на дорожные, внедорожные и повышенной проходимости.

Трамвай — поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (иногда и грузов).

Троллейбус — многоместная пассажирская машина с электрической тягой.

Трактор — это самоходная машина на гусеничном или колесном ходу, предназначенная для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий, а также для привода стационарных машин или буксирования прицепов.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран и т. п.).

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех — и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед — двух — или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, а также другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водитель — физическое лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Водитель при отсутствии владельца транспортного средства обязан иметь при себе (кроме соответствующих водительских и регистрационных документов) доверенность установленной формы на право распоряжения транспортным средством или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство.

Владельцы транспортных средств — физические или юридические лица (независимо от формы собственности), являющиеся собственниками транспортных средств, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся на законных основаниях транспортными средствами. Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся таковым на основании доверенности или свидетельства о праве общей собственности, вправе передать управление этим средством в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе соответствующие документы на право управления транспортным средством данной категории.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Лица, производящие какую-либо работу на дороге, не являются пешеходами и могут находиться на проезжей части в тех местах, где запрещено появление пешеходов. Таковыми могут быть дорожный рабочий, наносящий разметку или устраняющий какой-либо дефект покрытия, водитель, устраняющий неисправность транспортного средства, и т. д. Однако в каждом подобном случае со стороны этих лиц должны быть приняты меры безопасности, включена аварийная сигнализация, установлен знак аварийной остановки. Одно и то же лицо не может быть одновременно пешеходом и водителем.

Погибший — физическое лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

Раненый — физическое лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.

Суммируя изложенные определения, можно выделить основные признаки ДТП:

• дорожно-транспортное происшествие всегда происходит с участием транспортных средств и людей (водителей, пассажиров, пешеходов);

• транспортные средства при ДТП должны находиться в процессе дорожного движения или быть статичными (стоящими) на дороге;

• дорожно-транспортное происшествие всегда имеет негативные последствия (физический вред, имущественный ущерб, моральный вред).

Причины и виды ДТП

Причины ДТП подразделяются на субъективные (зависящие от воли человека) и объективные (не зависящие от воли человека).

К субъективным причинам ДТП относятся нарушение ПДД, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения.

Объективными причинами ДТП считаются недостатки в планировании улиц и автодорог, состояние освещенности проезжей части в темное время суток и дорожного покрытия, различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки, а также тормозные, маневренные и другие части автотранспортных средств.

Зачастую конкретное ДТП может быть вызвано одновременно как субъективными, так и объективными причинами. Установление причин ДТП имеет практическое значение для определения вида и меры ответственности участника дорожного движения.

ДТП подразделяются на девять видов:

1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т. д.). Столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.

2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за нарушения ПДД. Для разъяснения приведем следующие примеры: 1) если водитель автомобиля превысил критическую скорость на повороте, в результате чего автомобиль опрокинулся, то такое ДТП квалифицируется как опрокидывание; 2) если в процессе движения автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и поэтому первый автомобиль изменил направление движения и опрокинулся, то такое ДТП будет квалифицироваться как столкновение (оно было первичным), а не как опрокидывание (оно вторично по отношению к столкновению).

3. Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало или ударилось о неподвижный предмет (например, опору моста, столб, дерево, ограждение, кучу строительного материала и т. д.). Если автобус наехал на бордюрный камень, от этого в салоне автобуса упал пассажир и получил телесные повреждения, то ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.

4. Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, находящегося на проезжей части дороги или обочине (бордюре), либо человек ударился о движущееся транспортное средство (в данном случае пешеход нарушил ПДД), либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза, выступающего за габариты или упавшего с транспортного средства (например, контейнеры, тросы, доски и т. п.). К наездам на пешехода относятся случаи наезда на человека, катающегося на лыжах, санках, коньках, самокатах и т. п., перемещающегося в инвалидной коляске без двигателя, на ребенка, катающегося на трехколесном велосипеде.

5. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам ударился о движущееся транспортное средство.

6. Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на диких или домашних животных, птиц либо сами животные и птицы ударились о движущиеся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен имущественный ущерб.

7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки либо сами эти упряжные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.

8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне (кузове) в результате резкого торможения, ускорения или изменения направления движения и т. п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из неподвижного транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

9. Иные виды ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.), на лиц, не являющихся участниками дорожного движения и т. п. Например, водитель не справился с управлением транспортного средства и совершил наезд на человека, идущего по пешеходной дорожке. Дорожно-транспортное происшествие квалифицируется как иной вид ДТП, так как пострадавший не являлся участником дорожного движения.

Таким образом, для установления вида происшествия нужно определить первичное взаимодействие в результате ДТП и круг его участников, которым причинен вред (ущерб).

Виды ответственности водителя за совершение ДТП

В законодательстве РФ содержится пять основных видов юридической ответственности водителя транспортного средства за совершение ДТП: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Совсем не обязательно, что все указанные виды юридической ответственности могут наступить для участника ДТП. Но и не допускать такого негативного последствия нельзя. Как известно в юриспруденции со времен римского права, «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение».



1. Дисциплинарная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, наступает за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК).

Например, водитель — работник владельца транспортного средства несет дисциплинарную ответственность, если он после рабочего дня не поставил транспортное средство на площадку (гараж) организации, как должен был сделать в соответствии с трудовыми обязанностями, а направился на этом транспортном средстве по своим личным делам без письменного разрешения работодателя и при этом совершил ДТП.

В каждом подобном случае совершения ДТП, сопряженного с дисциплинарным проступком, работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания (они расположены по степени тяжести совершенного проступка):

***

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.



Следует отметить, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок применения дисциплинарных взысканий разъяснен в ст. 193 ТК. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Объяснение должно содержать указание адресата (наименование работодателя и руководителя), заявителя (т. е. работника, он указывает свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность), наименование (объяснение), краткое изложение по существу исполнения (неисполнения, ненадлежащего исполнения) трудовых обязанностей с мотивировкой своих действий (бездействия), указание даты составления объяснения (именно дня составления, а не даты, которую потребовал указать работодатель), подпись работника. Если работодатель не затребовал письменных объяснений от работника, то к дисциплинарной ответственности работник не может быть привлечен!

В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Следует отметить, что часто работодатель, пытаясь оправдать неправомерное применение дисциплинарного взыскания, составляет такой акт «задним числом» с участием «угодных» работников. В связи с этим, если работник считает, что в его действиях (бездействии) отсутствует виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, будет целесообразным не отказываться, а грамотно, взвешенно и мотивированно составить письменное объяснение и представить его работодателю. Тем более что отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, как правило профсоюзной организации.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (если в результате ДТП, сопряженного с дисциплинарным проступком, наступили тяжкие последствия для здоровья или наступила смерть).

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Иными словами, работнику предлагается ознакомиться с содержанием приказа (распоряжения) и после прочтения на его подлиннике написать «ознакомлен», поставить дату ознакомления и расписаться. Здесь можно дать советы, аналогичные вышеизложенным: нужно указывать фактическую дату ознакомления (это имеет глобальное значение при дальнейшем возможном обжаловании), так как работодатель должен представить работнику данный приказ в течение трех рабочих дней со дня его издания. При этом истечение срока начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения прав работника и обязанностей работодателя (ст. 14 ТК). Например, приказ о применении дисциплинарного взыскания был издан 12 октября, соответственно последний день, когда он может быть объявлен работнику, — 14 октября. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Работнику также не рекомендуется отказываться подписать приказ (распоряжение) о применении в отношении него дисциплинарного взыскания, так как он ничего не «выигрывает», потому что в случае его отказа подписать приказ (распоряжение) работодателем составляется соответствующий акт.

После ознакомления в целях самозащиты своих трудовых прав и законных интересов целесообразно потребовать от работодателя ксерокопию приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания. Если устная просьба не будет удовлетворена, то рекомендуется обратиться с письменным требованием. Если и оно не будет выполнено, то необходимо обратиться в суд общей юрисдикции (районный (городской) суд, но не в мировой) с жалобой на бездействие лиц, нарушающих права и свободы граждан. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» основанием для обращения в суд в данном случае является создание со стороны работодателя препятствий к осуществлению работником своих прав и свобод, а также конституционно закрепленного права на получение информации, затрагивающей интересы работника.

Работник вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Работник вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. А если работник оспаривает бездействие работодателя — коммерческой или некоммерческой организации (главное — частной формы собственности), а также индивидуального предпринимателя о невыдаче копии приказа, то целесообразно обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в суд.

***

Образец




В____ районный суд
города___ ___кой области
Заявитель: фамилия, имя, отчество,
проживающий: г. ___, ул. ___,
Д.___, кв. ___.
Заинтересованное лицо: ООО «___»
(директор фамилия, имя, отчество)
юридический (почтовый) адрес: ____

Заявление
об оспаривании бездействия директора ООО «___», нарушающего права и свободы гражданина

«__»_________ 200__ г. в отношении меня, работника ООО «___», директором ООО «___» фамилия, инициалы был издан приказ о применении в отношении меня дисциплинарного взыскания.
«__»________ 200__ г. я был ознакомлен с данным приказом под роспись. При этом я потребовал (сначала устно, затем письменно) выдать мне ксерокопию приказа, на что директор Фамилия, инициалы ответил отказом.
Бездействием директора ООО «____» фамилия, инициалы, связанным с невыдачей мне копии приказа от «___»___ 200_г, мне создаются препятствия к осуществлению моих трудовых прав и свобод, а также конституционного права на получение информации, затрагивающей мои (работника) интересы.
На основании изложенного, а также гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», вынужден обратиться в суд, который прошу:

1. Признать создающим препятствия к осуществлению моих гражданских прав и свобод отказ в выдаче копии приказа от «___»___ 200_г. о применении в отношении меня дисциплинарного взыскания.
2. Обязать директора ООО «___» фамилия, инициалы устранить в полном объеме допущенные препятствия к осуществлению гражданских прав и свобод и предоставить копию приказа от «___»___ 200_ г. о применении в отношении фамилия, инициалы заявителя дисциплинарного взыскания.

Приложения: копия настоящего заявления, квитанция об уплате госпошлины, копия письменного заявления с просьбой выдать копию приказа.

«___»___ 200_г.

Подпись заявителя




Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть заявление в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении заявления отказано или ответ в течение месяца со дня его подачи не был получен, он вправе обратиться с заявлением в суд.

Заявление может быть подано гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) указанных лиц подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Приняв заявление к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача заявления оплачивается государственной пошлиной в установленном размере (15 % МРОТ, т. е. в настоящее время 15 руб.). Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Для обращения в суд с заявлением устанавливаются следующие сроки:

• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

• один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи заявления, если гражданином не был получен на него письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) работодателя рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства (гл. 25 ГПК): в течение 10 дней с участием гражданина, работодателя или их представителей. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Таким образом, судебная процедура рассмотрения такого рода заявлений значительно упрощена, что позволяет работнику, чьи интересы нарушены, самостоятельно защищать свои права и свободы. В тех случаях, когда работник считает необходимым получить квалифицированную юридическую помощь, он вправе обратиться за консультацией к адвокатам.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссии по трудовым спорам и суды).

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в данном случае приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания), а также коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК).

В соответствии со ст. 357 ТК в случае обращения работника в государственную инспекцию труда по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда) государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам (КТС), если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Представителем работника в КТС могут быть представители профсоюзных органов, физические лица (с нотариально оформленной доверенностью на право представления интересов по индивидуальному трудовому спору во всех органах и организациях, включая КТС и суд), а также адвокат (для этого нужно заключить с адвокатом письменное соглашение на оказание юридической помощи по разрешению индивидуального трудового спора, уплатить оговоренную в соглашении сумму гонорара).

Согласно ст. 384 ТК КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются их представительным органом с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации.

Необходимо отметить, что если работодателем выступают физическое лицо, занимающееся индивидуальной трудовой деятельностью, адвокат, частный нотариус, то индивидуальный трудовой спор не может быть рассмотрен в КТС, так как отсутствует противоположная сторона — организация, которая должна наравне с работниками образовать КТС. В таких случаях работник после неудавшейся попытки урегулирования спора непосредственно с работодателем обращается с соответствующим заявлением в суд.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу при условии обращения в комиссию работника с заявлением о восстановлении срока обращения в КТС с указанием уважительных причин.

Для обращения в КТС работнику нужно составить заявление, образец которого приведен ниже.

***

Образец




В комиссию по трудовым спорам
_______________ (наименование организации)
Работник: фамилия, имя, отчество, должность,
проживающий по адресу: _________________
Работодатель: (наименование организации)
юридический адрес (организации):_________

Заявление
о рассмотрении индивидуального трудового спора

«___»___200_г. в отношении меня, работника «___» (наименование организации), директором (иным уполномоченным руководителем) «___» (наименование организации)______ (фамилия, имя, отчество) был издан приказ о применении в отношении меня дисциплинарного взыскания в виде___ (указать вид взыскания).
«__»___200__ г. я был ознакомлен с данным приказом под роспись. С наложением на меня дисциплинарного взыскания не согласен, так как (полностью привести все существенные доводы возражения).
Я (самостоятельно или с участием представителя) пытался урегулировать спор с работодателем путем непосредственных переговоров___ (указать, когда и при каких обстоятельствах, в чьем присутствии). Однако результат таких переговоров был отрицательный.
Со дня, когда я узнал (или должен был узнать) о нарушении моих трудовых прав, прошло___ (указать период в днях или месяцах, главное, чтобы этот срок составлял менее трех месяцев).
На основании изложенного и в соответствии со ст. 382, 385–388 Трудового кодекса РФ прошу:

1. Рассмотреть индивидуальный трудовой спор с моим участием (и участием моего представителя___ (указать фамилию, имя, отчество, место жительства)) и участием работодателя.
2. Вызвать (если считаете нужным) на заседание КТС свидетелей___ (фамилия, имя, отчество каждого, место жительства). Пригласить на заседание специалиста___ (фамилия, имя, отчество, место жительства или место работы). Истребовать у___ (наименование руководителя организации, фамилия, имя, отчество) (какие документы). Провести___ (какими лицами) соответствующую техническую (бухгалтерскую или др.) проверку.
3. Немедленно снять с меня дисциплинарное взыскание в виде, наложенное приказом (или распоряжением) (кого) (какой организации).

«___»___200_г.

______ (Фамилия, инициалы заявителя, подпись)




Работнику рекомендуется составить заявление в трех экземплярах (один — для КТС, второй — для работодателя, третий — для себя) на котором должна стоять отметка о регистрации заявления в КТС. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в комиссии.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней (т. е. включая и выходные, и праздничные дни) со дня подачи работником заявления. В связи с этим для работника очень важно оставить у себя третий экземпляр заявления в КТС с отметкой о его регистрации в КТС. Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

В КТС спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя в удобное нерабочее время. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его (их) письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной его (их) неявки без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Дело должно быть подготовлено к заседанию председателем КТС или по его поручению членом комиссии: вызваны необходимые свидетели и специалисты, затребованы у работодателя соответствующие документы и расчеты (администрация обязана будет их представить в КТС), проведена (по мере необходимости) соответствующая техническая или бухгалтерская проверка.

Порядок проведения заседания КТС в ТК не определен, что является существенным пробелом в трудовом законодательстве. Исходя из существующей практики рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС, работник (и его представитель) и работодатель имеют право в начале заседания заявить мотивированный отвод любому члену КТС. Вопрос об отводе решается большинством присутствующих членов комиссии. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от каждой стороны членов КТС, т. е. от работников и работодателя. Нужно учитывать, что количество представителей работников и работодателя в КТС равное, т. е. 50 на 50 %. Заседание КТС проводится открыто: на нем могут присутствовать все желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам рассматриваемого индивидуального трудового спора. На заседании ведется протокол, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью КТС.

Решение КТС принимает тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствующих на заседании членов КТС, иными словами, не надо высчитывать проценты и доли голосовавших от общего числа присутствовавших на заседании членов КТС, а надо просто подсчитать, кто — за удовлетворение заявления, а кто — против; окончательное решение будет таким, за которое проголосовало большинство членов КТС.

В решении КТС должны присутствовать следующие реквизиты:

— наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника;

— дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора в КТС, существо спора (т. е. по поводу какого нарушенного трудового права работник обратился в КТС);

— фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании КТС;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

— результаты голосования.

В решении КТС может указать на немедленное исполнение решения или на его исполнение в определенный срок. Решение КТС должно иметь описательную (изложенные выше наименования организации, даты, фамилии, имена, отчества), мотивировочную (результаты голосования, обоснование существа решения) и резолютивную (вывод, начинающийся словами «комиссия по трудовым спорам решила» и далее в утвердительной форме, например: «снять немедленно с___ (фамилия, имя, отчество работника) дисциплинарное взыскание в виде___ (указывается конкретное взыскание») части. Решения КТС в последующем утверждении не нуждаются. Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Что это дает для работника? На основании данного удостоверения КТС он в течение трех месяцев со дня вынесения решения может обратиться за принудительным исполнением решения КТС в подразделение судебных приставов. И тогда судебный пристав приведет решение КТС в исполнение в принудительном порядке. Следует добавить, что удостоверение не выдается, если работник или работодатель не согласны с вынесенным КТС решением и обратились в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Согласно ст. 390 ТК решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд общей юрисдикции (районный или городской, если административно город не подразделяется на районы) в 10-дневный срок со дня вручения ему (им) копии решения КТС. В данной норме закона не упомянуты представители работника, и возникает вопрос: могут ли они, представляя интересы работника, обжаловать в суд решение КТС? По нашему мнению, могут, так как в соответствии с Конституцией (п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 48) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и путем обращения за квалифицированной юридической помощью. Кроме того, согласно ст. 21 ТК работник в том числе имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного законом срока для обжалования решения КТС (т. е. 10 дней) работник (как собственно и работодатель) может обратиться с заявлением о восстановлении срока в суд общей юрисдикции, и суд может (если признает, что уважительные причины пропуска срока имели место) восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Обратим также внимание на то, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты государственной пошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК).

Статья 194 ТК регламентирует вопросы о «реабилитации» работника перед работодателем и трудовым коллективом — вопросы о снятии дисциплинарного взыскания. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию (любому новому, не обязательно за аналогичный проступок), то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.



2. Материальная ответственность водителя транспортного средства, принадлежащего работодателю, наступает за ущерб, причиненный имуществу работодателя в результате виновного, противоправного поведения (действия или бездействия).

Материальная ответственность работника конкретизируется в трудовом договоре или в заключенном в письменной форме соглашении, являющемся приложением к трудовому договору. В связи с этим, если работодатель не заключил с работником трудовой договор или в его содержании нет указания на возможность привлечения работника к материальной ответственности, либо отсутствует соответствующее приложение к трудовому договору в виде соглашения о материальной ответственности, работник не может быть привлечен к материальной ответственности и наложение на него обязанности возместить причиненный ущерб в каком-либо размере будет незаконным. В этом случае сам работодатель должен нести административную ответственность за нарушение трудового законодательства.

Материальная ответственность имеет сходные черты с гражданско-правовой ответственностью за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, транспортным средством). Однако материальная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, имеющий следующие отличительные черты:

• работник отвечает только за прямой действительный ущерб и не возмещает неполученные доходы (упущенную выгоду), как это предусмотрено для гражданско-правовой ответственности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества (ст. 238 ТК). Здесь есть интересная оговорка: работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Фактически это происходит следующим образом: сначала работник выплачивает работодателю прямой действительный ущерб от ДТП, потом выплачивает ему же другую денежную сумму, которую тот затратил на возмещение ущерба потерпевшим от ДТП, но уже в порядке регресса, т. е. не имея возможности оспаривать сумму возмещения ущерба потерпевшим от ДТП, так как это была прерогатива работодателя — собственника источника повышенной опасности;

• взыскание осуществляется из заработной платы работника;

• удержание имущественного ущерба вследствие материальной ответственности происходит путем применения властных полномочий работодателя в определенные сроки, но в ограниченном размере. Такие правила также отсутствуют при привлечении к гражданско-правовой ответственности;

• работодатель обязан создавать для работника условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества. В противном случае работник не несет материальной ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает для владельца источника повышенной опасности (в данном случае — транспортного средства).

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По взаимному соглашению работника и работодателя ущерб может быть возмещен с рассрочкой платежа. В этом случае работник предоставляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его возместить, непогашенная сумма задолженности взыскивается в судебном порядке. Работодателю в такой ситуации доказывать в принципе нечего, он должен представить в суд подлинник письменного обязательства работника, который, составляя его, фактически добровольно признал свою вину в совершении ДТП. Если не будут установлены основания для признания сделки недействительной (угрозы, обман, насилие и т. п.), то суд, скорее всего, вынесет решение о взыскании с бывшего работника непогашенной суммы задолженности по ущербу в полном объеме в пользу работодателя, при этом дополнительно может быть взысканы судебные расходы и возврат уплаченной работодателем суммы государственной пошлины.

С согласия работодателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить своими силами и средствами поврежденное имущество. В любом случае со стороны работодателя должен быть издан приказ (распоряжение) о привлечении работника к материальной ответственности и возмещении им имущественного ущерба. Если работник согласен с привлечением его к материальной ответственности и размером причиненного им имущественного ущерба, то он передает необходимую сумму денежных средств по документу, составленному совместно с работодателем (расписка, а правильнее — приходно-кассовый ордер с квитанцией). Если же возмещение ущерба происходит иным способом, то также обе заинтересованные стороны (работник и работодатель) составляют совместный акт о получении соответствующего равноценного имущества или о надлежаще исполненном ремонте транспортного средства за счет виновного в ДТП работника. Возникает вопрос: зачем работнику нужны эти документы? Ответ очень прост: для защиты своих прав и интересов от необоснованных требований работодателя в будущем. Письменные доказательства безусловно имеют «больший» вес в суде или других компетентных органах, нежели пояснения граждан, даже если они правдивы.

При привлечении к материальной ответственности учитывается не только ущерб, но и противоправность в поведении работника, причинившего ущерб работодателю. Если водитель-работник виновен в совершении ДТП, то он нарушил трудовую обязанность по бережному отношению к имуществу работодателя и принятию мер к предотвращению ущерба. Но из общего правила есть исключение. Наличествует оно и в данном случае. Материальная ответственность работников по трудовому договору за ущерб, причиненный имуществу работодателя, отсутствует, если работник докажет, что ущерб возник в результате действия непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК).

Следует пояснить указанные выше обстоятельства, исключающие материальную ответственность. Непреодолимая сила — это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Этот термин определен в ст. 202 ГК. Определения непреодолимой силы в ТК не содержится, как, впрочем, и всех остальных объективных условий отсутствия материальной ответственности. Однако согласно норме, изложенной в ст. 5 ТК, указана возможность регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений другими федеральными законами, а не только ТК, что позволяет устранить пробелы в трудовом законодательстве. В данном случае к условиям непреодолимой силы относятся обстоятельства, происходящие независимо от воли участников ДТП. К ним принадлежат природные катаклизмы (наводнения, снежные заносы, обвалы, землетрясения), некоторые общественные явления (например, военные действия, эпидемии) и другие обстоятельства.

Определение термина «нормальный хозяйственный риск» отсутствует в законодательстве РФ. По аналогии в сфере права можно привести определение термина «обоснованный риск», данное уголовным законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 41 УК риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда. Таким образом, состояние оправданного риска исключается, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Общественно полезная цель — это стремление добиться результата, который является значительным или принципиально новым в той или иной области профессиональной деятельности и полезным для общества, государства, вообще для других людей. Естественно, что ни у кого не возникнет сомнения в правдивости утверждения о том, что профессия водителя транспортного средства (в обывательском понимании — шофера) сопряжена с возможным риском, на который он идет в нестандартных ситуациях. Такой риск связан с новаторством: освоением нового технологического процесса, операции, проведением эксперимента, что еще не урегулировано соответствующими правилами. В связи с этим, на наш взгляд, так называемый нормальный хозяйственный риск имеет место, например, в случае совершения ДТП при управлении водителем транспортного средства, находящегося на испытании от завода-изготовителя.

Следует отличать нормальный хозяйственный риск от опасности, возникшей при крайней необходимости. Условия крайней необходимости налицо в случаях, когда возникла опасность (или ее очевидная и непосредственная угроза) причинения ущерба интересам работодателя и лицо стремится защитить эти интересы путем причинения меньшего ущерба. А при нормальном хозяйственном риске опасность причинения ущерба интересам работодателя отсутствует, и только, образно выражаясь, неспокойны «новаторы», которые хотят достигнуть новых результатов при проведении своих экспериментов.

Понятие «крайняя необходимость» также определено только в уголовном законодательстве РФ. Согласно ст. 39 УК причинение ущерба в состоянии крайней необходимости — это устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Крайняя необходимость — это всегда столкновение двух взаимоисключающих, но от этого не менее важных интересов. Например, водитель транспортного средства не справился с управлением (или у автомобиля вышла из строя тормозная система и т. п.), его машину «понесло» на остановку, где в этот момент находилось большое количество людей, ожидавших общественный транспорт, но он сумел вырулить и направить свою машину не на остановку, а в стоявший столб (или в припаркованную автомашину и т. п.). Да, ущерб для имущества работодателя наступил, но были спасены жизни многих людей, стоявших на остановке, а это важно для установления обстоятельства крайней необходимости.

Однако существует, как было сказано, превышение пределов крайней необходимости. Такое превышение влечет наступление материальной ответственности, поскольку в результате причиняется ущерб, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась. В этом случае указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Если рассмотреть предыдущий пример, то о превышении пределов крайней необходимости можно было бы говорить, если бы водитель, имея возможность, не осуществил необходимого маневра, и люди, стоявшие на остановке общественного транспорта, погибли. Во всех случаях для определения действительного положения (пределов крайней необходимости или их превышения) должна проводиться автотехническая экспертиза, чтобы установить обстоятельства ДТП и техническую возможность у водителя для предотвращения наступившего значительного ущерба. В первую очередь такая экспертиза осуществляется в интересах водителя — участника ДТП и причинителя имущественного ущерба.

Необходимая оборона — это обстоятельство, регламентируемое также уголовным законодательством. В соответствии со ст. 37 УК причинение ущерба посягающему лицу правомерно, если при этом защищается личность и права обороняющегося или других лиц, интересы общества или государства от посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

***

Пример




Водитель, управляя транспортным средством, принадлежащим работодателю, становится очевидцем следующего преступления: на встречной полосе другой водитель, управляя транспортным средством, совершил наезд на пешехода и пытается скрыться с места преступления, набирает скорость, его управление становится опасным для окружающих, включая и других пешеходов. Тогда водитель — очевидец ДТП с целью предотвращения возможных негативных последствий, включая и лишение жизни других людей, намеренно направляет свою машину на машину водителя — виновника ДТП. В результате обе машины имеют повреждения, допускаем, что водитель — виновник ДТП получил телесные повреждения, но в данном случае предотвращены возможные происшествия и остались живы другие участники дорожного движения. Водитель — очевидец ДТП в данном случае не может нести ни уголовную, ни материальную ответственность.



Обязательно нужно помнить, что не должно быть допущено превышение пределов необходимой обороны, т. е. нельзя совершать при этом умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Если бы водитель — виновник ДТП совершил столкновение с другой автомашиной, в результате которой был причинен имущественный ущерб, и пытался скрыться с места ДТП, а водитель — очевидец ДТП указанным выше способом попытался предотвратить возможный ущерб, то в этом случае, скорее всего, речь бы шла о превышении пределов необходимой обороны, и материальная (а также гражданско-правовая, административная или уголовная) ответственность наступила обязательно. Но всегда следует учитывать не только технические возможности, но и человеческий фактор. Превышением пределов необходимой обороны не являются действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. В связи с этим в данном случае нужно было бы установить совокупность обстоятельств как объективного, так и субъективного характера, чтобы сделать окончательный вывод: состоялось ли превышение пределов необходимой обороны или налицо обстоятельство, исключающее материальную ответственность.

Неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, — обстоятельство, не зависящее от воли работника, а также исключающее его материальную ответственность перед работодателем. Например, работник должен был оставить на территории организации-работодателя вверенное работнику транспортное средство и оставил. Недобросовестный работодатель не осуществил надлежащим образом охрану имущества, находящегося на его территории, и транспортное средство, вверенное работнику, было угнано (или похищено). В данном случае работник не должен нести материальную ответственность перед работодателем.

Следует отметить, что в каждом случае работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст. 240 ТК). Иными словами, привлечение работника к материальной ответственности — это не обязанность работодателя, а его желание применить одно из средств защиты своей собственности. Если работодатель в течение года со дня обнаружения причиненного его работником ущерба без уважительных причин не разрешил вопрос о привлечении последнего к материальной ответственности, в том числе и путем обращения с соответствующим иском по спору о возмещении ущерба, причиненного работником работодателю, последний лишается права на взыскание ущерба с работника в порядке привлечения к материальной ответственности. Этот вывод следует из положений ч. 2 ст. 392 ТК.

Для привлечения работника к материальной ответственности за ущерб от ДТП работодатель должен установить виновность работника в ДТП. Что считается виной? Она характеризуется психическим отношением лица к совершаемому им противоправному деянию и причинно обусловленному им результату. Виной признается противоправное деяние, совершенное работником умышленно или по неосторожности.

Выше уже был рассмотрен случай, когда работник не несет материальную ответственность: если он не предвидел и не мог предвидеть, что в результате его конкретных действий будет причинен ущерб. Если же работник умышленно причинил ущерб работодателю, то он несет полную материальную ответственность перед работодателем (п. 3 ст. 243 ТК).

Бремя доказывания вины работника в причинении ущерба возлагается на работодателя. На практике самостоятельно работодатель редко устанавливает вину работника в совершенном им ДТП. Как правило, это осуществляется соответствующими компетентными органами в ходе административного производства или производства по уголовному делу. Но с принятием КоАП возникли ситуации, когда водителя за совершенное им ДТП нельзя привлечь ни к административной, ни тем более к уголовной ответственности. При этом в результате возникновения ущерба виновник несет гражданско-правовую ответственность, а если он совершил ДТП на транспортном средстве, принадлежащем работодателю, то может понести и материальную ответственность.

Кроме того, работодатель должен установить, в результате чьих конкретных действий ему был причинен имущественный ущерб. Например, работодатель, установив, что ущерб возник в результате неправомерных действий двух его работников — водителей одного транспортного средства, должен определить степень участия каждого из них в причинении ущерба.

Таким образом, материальная ответственность для работника по общему правилу (исключения были рассмотрены выше) наступает при следующих условиях:

***

1) прямом действительном ущербе;

2) наличии противоправности в поведении работника, причинившего ущерб;

3) причинении ущерба по вине работника;

4) наличии причинной связи между деянием работника и действительным ущербом.

У работодателя, кроме привлечения работника к материальной ответственности, есть право одновременно применить к нему одну из мер дисциплинарного взыскания, например объявить выговор. Если работник не согласен с тем, что он несет материальную ответственность, то ему следует воспользоваться правилами о разрешении и рассмотрении индивидуального трудового спора. Эти правила были описаны выше при подробном установлении особенностей привлечения к дисциплинарной ответственности водителей.

Каковы же пределы материальной ответственности работника, управлявшего транспортным средством? Согласно ст. 241 ТК по общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Это — ограниченная материальная ответственность. Средний месячный заработок определяется на день обнаружения ущерба. Он подсчитывается на общих основаниях за 12 месяцев работы лица, которое причинило ущерб, предшествующих моменту исчисления (ст. 139 ТК).

Полная материальная ответственность является исключением из общего правила, потому что может возлагаться на работника лишь в случаях, прямо предусмотренных ТК или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 243 ТК материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба в результате ДТП возлагается на работника в следующих случаях:

***

1) когда в соответствии с ТК или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба, т. е. когда работник сознательно причиняет имущественный ущерб работодателю, полностью отдавая отчет своим действиям (бездействию) и желая наступления таких негативных последствий для работодателя;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже);

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных вступившим в законную силу приговором суда, т. е. когда наряду с уголовной ответственностью для работника наступает и материальная ответственность за причиненный имущественный ущерб работодателю;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом, т. е. когда наряду с административной ответственностью для работника наступает также материальная ответственность;

7) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей. Например, работнику не было вверено транспортное средство или в его трудовые обязанности не входило управление данным транспортным средством, однако он завладел им и, осуществляя управление, совершил ДТП.



Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером. Применительно к изучаемой теме все эти лица могут правомерно использовать транспортные средства, принадлежащие работодателю, и могут быть при этом виновными лицами, совершившими ДТП.

Материальная ответственность касается и несовершеннолетних работников. Понятно, что лицо, не достигшее возраста 18 лет, не имеет права управления транспортным средством, за исключением мопеда (им можно управлять, достигнув 16 лет). Но нередко несовершеннолетние неправомерно завладевают транспортными средствами, в том числе принадлежащими работодателям, и совершают на них ДТП. Действующее трудовое законодательство (ч. 3 ст. 242 ТК) допускает полную материальную ответственность в отношении несовершеннолетних работников только за причинение ущерба умышленного, в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в результате совершения преступления или административного проступка.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по бухгалтерским данным с учетом системы износа этого имущества. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночной является наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Если транспортное средство оценивается в иностранной валюте, то размер причиненного ущерба исчисляется исходя из официального курса, установленного Центральным Банком РФ на день причинения имущественного ущерба.

Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением (в нашем случае транспортное средство похищено и с его участием совершено ДТП), умышленной порчей, утратой имущества, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальную величину. В настоящее время пока не приняты федеральные законы, которыми устанавливался бы особый порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению при материальной ответственности.

До принятия решения о возмещении ущерба работником (водителем) работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для ее осуществления работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК). Работодатель обязан истребовать от работника письменное объяснение о самом факте причинения ущерба и его причинах, и, так же как в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, отказ работника от дачи письменного объяснения по факту причинения ущерба не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Работник и (или) его представитель (кто может быть таковым рассмотрено при решении вопросов о дисциплинарной ответственности) имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в установленном порядке.

Взыскание с виновного в ДТП работника суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Оно может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. До издания распоряжения работодатель должен истребовать у работника письменное объяснение в целях установления причины возникновения ущерба.

В случаях, когда месячный срок истек и работник не согласен добровольно возместить причиненный в результате ДТП ущерб работодателю, и сумма ущерба, которая подлежит взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, взыскание осуществляется в судебном порядке. Следует отметить, что для материальной ответственности работника существуют свои сроки обращения работодателя в суд — не позднее одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Если работодателем не соблюден установленный порядок взыскания ущерба и неправомерно из заработка работника удержаны суммы в счет возмещения ущерба, причиненного ДТП, то работник имеет право обжаловать эти незаконные действия работодателя в суд.

При рассмотрении трудового спора суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника (ст. 250 ТК). Но суд не может полностью освободить виновного в ДТП работника от материальной ответственности, если этого не желает работодатель. Кроме того, снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника в рамках материальной ответственности, не производится, если ущерб причинен в результате преступления, совершенного в корыстных целях (например, при хищении транспортного средства работодателя и совершении на этой машине ДТП).

Законодательство РФ устанавливает ограничение размера удержаний из заработной платы работника: общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а при наличии нескольких исполнительных документов — 50 %. При отбывании исправительных работ (вид уголовного наказания), взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержаний не может превышать 70 % заработной платы.

Возмещение работником ущерба имуществу работодателя производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, в результате которых причинен ущерб работодателю.



3. Гражданская правовая ответственность водителя — владельца источника повышенной опасности. Как уже отмечалось, источник повышенной опасности — это материальные объекты, обладающие вредоносными свойствами и не поддающиеся в процессе деятельности полному контролю человека, вследствие чего они могут причинить вред другим лицам. Транспортное средство, участвующее в дорожном движении, есть физический источник повышенной опасности, искусственно созданный трудом человека. Кроме того, в дорожном движении могут «участвовать» и биологические источники повышенной опасности (домашние и дикие животные, птицы). Почему же эти источники повышенно опасны? Дело в том, что любое транспортное средство может передвигаться со скоростью, явно превышающей скорость движения пешехода, как правило, оно имеет массу, значительно превосходящую массу человека (водителя, пассажира, пешехода), поэтому в результате действия (бездействия) водителя представляет особую опасность для окружающих и может причинить имущественный ущерб, вред здоровью, привести к смерти участника дорожного движения. Все изложенные виды вреда могут привести к нанесению психологической (а может, и психической) травмы потерпевшим от ДТП лицам, т. е. причинить моральный вред. Самым важным является то, что транспортное средство, как и любой другой источник повышенной опасности, невозможно полностью контролировать, т. е. человек не в состоянии свободно управлять «деятельностью» транспортного средства в силу целого ряда объективных причин и особых свойств, а также не всегда в человеческих силах направлять такую опасную «деятельность» в безопасное русло. А животные (особенно дикие) или птицы, перемещаясь по дороге, также не поддаются полному контролю со стороны человека.

Потерпевшими от ДТП могут быть граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. Если вред, причиненный гражданину, вызвал его смерть, то право на возмещение вреда возникает у его иждивенцев в связи с потерей кормильца.

Причинителем вреда при ДТП считается лицо, владеющее источником повышенной опасности, в том числе и транспортным средством. Таковым может быть юридическое лицо или гражданин, осуществляющий эксплуатацию транспортного средства в силу принадлежащего ему права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо других оснований (по договору аренды, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование транспортного средства и т. д.).

Не являются владельцами источника повышенной опасности, а потому и лицами, обязанными возмещать вред в порядке гражданского судопроизводства, граждане, которые эксплуатировали этот источник в связи с трудовыми отношениями с его владельцем (работник — водитель транспортного средства, принадлежащего работодателю). Ответственность перед потерпевшим несет только владелец (собственник, арендатор и т. д.), а лица, непосредственно управлявшие транспортным средством и виновные в совершении ДТП, отвечают перед владельцем в порядке регресса. Приведем образец искового заявления о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке регресса.

***

Пример




Мировому судье судебного участка № 5 города Москвы
Истец: ООО «Конус» (Юридический адрес, телефон)
Ответчик: Миронов Юрий Викторович, 16 августа 1962 г. рождения,
уроженец Калужской области, зарегистрирован по адресу:
105348, Москва, Весенний бульвар, д. 5, кв. 55.
Сумма ущерба: 15 743 руб. 91 коп.
Госпошлина: 582 руб. 32 коп.
Оплата труда адвоката: 3000 руб.
Цена иска: 19 326 руб. 23 коп.

Исковое заявление
о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в порядке регресса)

Решением мирового судьи судебного участка № 5 города Москвы от 5 мая 2004 г. с ООО «Конус» взыскана сумма в размере 15 743 руб. 91 коп. в пользу Гнеушева Александра Евгеньевича в счет возмещения ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
Указанная сумма взыскана с ООО «Конус» как владельца источника повышенной опасности, однако фактически вред Гнеушеву А.Е. был причинен ответчиком Мироновым Ю.В., работавшим в марте 2004 г. в ООО «Конус» водителем. В настоящее время в ООО «Конус» Миронов Ю.В. не работает, он уволился по собственному желанию.
Обстоятельства ДТП: 10 марта 2004 г. в 11 ч на ул. Совхозной в районе магазина «Подарки» Миронов Ю.В., управляя автомобилем «Газель-325», принадлежащим ООО «Конус», допустил столкновение с автомобилем «ВАЗ 2107», госномер Р 253 ТУ 77 RUS, под управлением Гнеушева А.Е., в результате чего автомобили получили механические повреждения.
В результате ДТП автомобилю Гнеушева А.Е. был причинен материальный ущерб в сумме 14 168 руб. 97 коп.; стоимость оплаченных им услуг технической экспертизы составила 529 руб. 94 коп.; услуги адвоката по составлению искового заявления — 500 руб.; расходы по госпошлине — 545 руб., а всего: 15 743 руб. 91 коп.
В соответствии со ст. 1081 Гражданского кодекса РФ ущерб может быть взыскан с непосредственного причинителя вреда в порядке регресса (обратного требования).
Таким образом, ООО «Конус» действиями Миронова Ю.В. причинен ущерб на сумму 15 743 руб. 91 коп. Кроме того, за услуги адвоката по представлению в суде интересов ООО «Конус» уплачено 3000 руб., сумма оплаченной государственной пошлины составила 582 руб. 32 коп., данные суммы мы также просим взыскать с ответчика.
Таким образом, общая сумма материального ущерба составила 19 326 руб. 23 коп.
В добровольном порядке возместить ущерб ответчик отказывается, поэтому вынуждены обратиться в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 1064, 1068, 1081 Гражданского кодекса РФ,
прошу:

Взыскать с Миронова Юрия Викторовича, 16 августа 1962 г. рождения, уроженца Калужской области, проживающего в городе Москве, бульвар Весенний, дом 5, квартира 55, сумму в размере 15 743 руб. 91 коп., взысканную с ООО «Конус» решением мирового судьи судебного участка № 5 города Москвы от 5 мая 2004 г., а также расходы на оплату услуг адвоката в размере 3000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 582 руб. 32 коп., всего 19 326 руб. 23 коп.

7 мая 2004 г.

Генеральный директор

ООО «Конус» Иванов С.В. Иванов

Приложения к исковому заявлению:
1) копия решения суда от 5 мая 2004 г. (1 л.);
2) копия постановления по делу о нарушении ПДД Мироновым Ю.В. (1 л.);
3) копия постановления о возбуждении исполнительного производства (1 л.);
4) постановление об окончании исполнительного производства (1 л.);
5) справка ООО «Конус» на Миронова Ю.В. (1 л.);
6) квитанция об оплате услуг адвоката (1 л.);
7) квитанция об оплате государственной пошлины (1 л.);
8) копия настоящего искового заявления (1 экз.).




Рассмотрим изложенное выше на примерах.

***

Примеры



1. Организация является собственником автомашины, которая находится в управлении водителя, состоящего с организацией в трудовых отношениях. Если водитель совершил на этой машине ДТП, то ответственность перед потерпевшим будет нести организация, поскольку она является законным владельцем транспортного средства. Следует отметить, что организация будет нести гражданско-правовую ответственность за своего работника всегда: и когда он, управляя машиной, выполнял трудовые обязанности, и когда без разрешения работодателя совершал рейсы по своему усмотрению. В последнем случае вина организации (работодателя) заключается в том, что она не осуществила должного контроля за вверенной водителю машиной.



2. Несмотря на то что собственник и (или) иной законный владелец машины приняли все возможные меры охранительного порядка, третьи лица все-таки противоправно завладели машиной и при неправомерном управлении транспортным средством совершили ДТП. Ответственность понесут похитители автомашины, если законные владельцы докажут, что приняли все зависящие от них меры предосторожности, исключающие завладение машиной другими лицами. Такой вывод следует из положений, регламентированных в п. 2 ст. 1079 ГК. Но если будет установлено, что владелец транспортного средства, выходя из машины, не принял мер, исключающих угон или хищение, и его транспортным средством незаконно завладело другое лицо, причинившее кому-либо вред при ДТП, то ответственность будет нести и владелец, и угонщик (похититель) машины. Этот вывод следует также из положений п. 2 ст. 1079 ГК, поскольку причинение вреда стало возможным вследствие противоправного поведения и собственника (он бездействовал), и непосредственного причинителя вреда, совершившего ДТП. Ответственность в таких случаях, как правило, солидарная, т. е. ущерб от ДТП будет возмещаться обоими лицами независимо от степени и формы вины, причем независимо от материального положения. Иными словами, у кого есть имущество, на которое может быть обращено взыскание, с того и будет взыскан ущерб; а если у второго нет никакого имущества, то он практически формально будет ответчиком по делу. Однако по заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить долевую ответственность на лиц, совместно причинивших вред (ст. 1080 ГК). Долевая ответственность означает учет степени и формы вины и бездействовавшего собственника, и действовавшего незаконного владельца, к тому же совершившего ДТП.



3. Оба супруга владеют на праве общей собственности автомашиной. В момент причинения вреда машиной управлял один из супругов, он и будет отвечать за причиненный в ДТП вред, если последний наступил по его вине.



Если, передавая машину другому лицу, собственник передает ему и свои правомочия по владению и пользованию в установленном законом порядке, то ответственность за вред будет нести новый титульный владелец. Наименование «титульный владелец» происходит от наличия «титула», т. е. правового документа. Таким документом может быть оформленная с соблюдением закона сделка (например, договор аренды, доверенность на право управления транспортным средством), изданный административный акт (например, решение государственного органа о передаче транспортного средства другому лицу) или указание закона.

Но при передаче собственником или иным титульным владельцем автомашины другому лицу без какого-либо ее оформления ответственность будет нести собственник (титульный владелец). Например, за руль автомашины садится знакомый собственника, а последний располагается рядом на пассажирском сиденье. При этом ни о каком оформлении полномочий по владению и пользованию автомашиной не идет и речи. Знакомый совершает ДТП, а отвечать за причиненный в результате происшествия вред будет собственник машины, так как он передал свои полномочия по владению и пользованию транспортным средством без надлежащего оформления. А нужно было всего лишь составить в простой письменной форме доверенность на право управления автомашиной. В таком случае исковое заявление о возмещении вреда, причиненного ДТП, будет выглядеть следующим образом.

***

Образец




Мировому судье судебного участка № 5 города Москвы
Истец: Зайцев Сергей Павлович, зарегистрирован по адресу:
103005, Москва, Тверской бульвар, д. 6, кв. 12.
Ответчик: Тарасов Виктор Ильич, зарегистрирован по адресу: 121467, Москва, Молодогвардейская ул., д. 3, кв. 45.