– Хорошо, – снова говорил Ваня.
Потом:
– В школу приехали! Обедают!
– Пора. Всем приготовиться! – скомандовал режиссёр.
* * *
Через полчаса делегацию вывезли на центральную площадь. Предложили рассесться на лавках под навесом. Плотник Степаныч рекомендовал не ёрзать. Конструкцию собирали ночью, некоторые доски остались неструганы. Занозы из задниц мы потом достанем, обещал Степаныч, но лучше избежать.
Голос плотника заглушал шум листвы и вообще все звуки. К щеке Степаныча приклеена была трубочка радиомикрофона. Все актёры получили это чудо. Ваня с вечера куда-то звонил и материализовал грузовик аппаратуры.
Иван Сергеевич прогнал Степаныча с площади и сам обратился к делегатам. Он сказал:
– Дорогие друзья. Наш драматический театр сгорел. Пожар, возможно, был лучшим его представлением. Сгореть за день до премьеры – это само по себе перфоманс. Но актёры здесь, и они рвутся в бой.
По понятным причинам мы будем играть в своей обычной одежде. Костюмы тоже сгорели. Из декораций сохранилась вот эта колонна из прекрасной фанеры. В нашем спектакле она играет двойную роль. С одной стороны, напоминает, что действие происходит в Неаполе XVII века. С другой – показывает, насколько условна вся эта театральная шелуха, насколько она вторична по отношению к подлинным чувствам, недостатка в коих, я вас уверяю, сегодня не будет.
Итак, мы начинаем. Чистый экспрессионизм. Вообразите взмывающий в небо занавес.
* * *
Ваня поклонился, отошёл в сторону. В центр площади вышла Люба, вынесла стул. Уселась. Как могла изобразила спящую графиню. Дыхание ровное, глаза закрыты. За её спиной, крадучись, пробежали Ваня и глава сельской администрации Олег Борисович Бондарев. Перебежав на другой конец площади, они заговорили:
– Тристан, атас! Валим отсюда!
– Влипли по самые гланды!
– Думаешь, она нас засекла?
– Ещё бы! Топаешь как слон! Она же не глухая!
Бондарев сорвал с себя кепку и запустил абы куда. Кепка шлёпнулась под ноги Любе. Девушка открыла глаза и потрясла кулаком вслед убежавшим.
– Эй вы, двое, стоять! Стоять, я сказала! Я вас запомнила! Охрана! Все сюда! Когда надо – никого! Входи кто хочешь, насилуй кого попало – никому нет дела. Я точно видела, здесь бегали двое! За что плачу? Лоботрясы! Поубиваю!
Люба вскочила и стала выразительно смотреть на толпу зрителей, окруживших площадь. Толпа зашевелилась и через несколько секунд выплюнула из себя механизатора Петю. Вроде даже ему дали напутственный пендель. Нетвёрдой походкой Петя вышел в центр. Уставился на делегатов.
– Ты, видимо, хочешь спросить, кто тебя звал? – подсказала Люба. Петя кивнул.
– Вы звали меня, графиня?
Он очень хорошо передавал неуверенность. Он плохо видел, ещё хуже слышал. В психиатрии такое положение называют сумеречным сознанием.
Люба ухмыльнулась:
– Поздравляю, Фабьо, ты проснулся! Быстро собирай своих архаровцев и дуй к забору! Они не сразу перелезут! Живо! Шкуру спущу!
Ничего не ответив, Петя убежал назад, в толпу.
Всплеснув руками, Люба обратилась к делегатам.
– Два негодяя бегают по дому, чуть не насилуют меня, а всем плевать! Как будто не графиня я, а девка пьяная в трактире!
Гости почувствовали лёгкий укол совести, хоть и не понимали ясно, в чём виноваты. В лежащей на земле кепке не было никакого криминала. Из толпы снова выбежал Петя. Заложив по площади широкий круг, он подбежал к Любе и поднял из-под её ног кепку.
– Шляпу я нашёл.
– Какая гадость! Брось! И вымой руки!
– Видать хозяин идиот. Но, может быть, ему идет?
– По перьям видно, шляпа негодяя!
Люба и Петя внимательно осмотрели кепку. «Какие тут могут быть перья, кто писал текст?» – как бы говорили зрителю их лица. Люба потребовала прислать к ней служанок для допроса. Из толпы вышли Светка и Ирина Павловна.
– Нам хана! – сказала Ирина Павловна с такой силой, что взвыли собаки. Крик этот, возможно, был слышен и в Коврове. Звукорежиссёр судорожно убрал громкость.
* * *
Люба произнесла длинную речь о девичьей чести. По-простому, своими словами. Видно было, эта тема ей важна. Потом обратилась к Ирине Павловне, но глядя на Ваню:
– Быть может, эти негодяи шастают к кому-то из служанок?
– Скорей всего. Я бы не доверяла этим хитрым моськам. (Выразительный кивок в сторону Светки.) Но вы не волнуйтесь. Её ухажёр – тоже ваш слуга.
– Понятно. Разврат и похоть. И кто же он?
– Теодоро.
– Мой секретарь?
Тут все три актрисы уставились на Ваню. Вслед за ними на Ваню перевели взгляды делегаты и деревенские жители. Повисла многозначительная пауза. Светка почувствовала необходимость как-то оправдаться. Пропустив полстраницы текста, она подскочила к Любе и стала не то хвастать, не то жаловаться:
– Я не виновата. Он обещал самоубиться, если я не дам себя поцеловать. Он называл меня своим ангелом. Говорил, что не уснёт, не посмотрев в мои глаза.
Светка тяжело вздохнула. Все снова посмотрели на Ваню. Даже итальянские делегаты, не знакомые с историей постановки и слушавшие текст через переводчика, поняли, что в пьесе несколько смыслов.
Люба, как всякая женщина, симпатизировала мерзавцам. По театральной традиции, она вдруг начинала размышлять вслух.
* * *
– Я видела, что нравлюсь Теодоро. Но мало ли, кому я нравлюсь.
Люба повела рукой вокруг, многие в толпе смутились. Уж сейчас, по крайней мере, в неё были влюблены абсолютно все мужчины.
– Но он стал крутить с этой дурочкой Марселой. Она в него втрескалась по уши. И меня заразила. У девчонок так бывает: одна влюбилась и подруга следом. Но я графиня, он – мой секретарь.
И я себя должна взять в руки. Никаких любовных приключений я не допущу. Он останется тем, кем был!
Люба так гордо вздёрнула подбородок, что женщины зааплодировали. Чиновники отметили доверчивость толпы. Будто не театр на площади, а быль. Эта вовлечённость передалась и самим чиновникам.
– Потрясающе! Кто режиссёр? – спросил самый важный начальник, наклонившись к уху своего секретаря.
– Пригласили из Москвы. Молодой парень. Ученик самого Анатолия Шаца!
– Тогда понятно, – кивнул головой начальник. – Потрясающий спектакль.
Марсела заигрывала с Теодоро. Он поманил, потом оттолкнул, морочил девчонке голову. Сам облизывался на Диану. Потом он порвал, не читая, письмо Марселы. Светка, опустившись в пыль, на колени, собирала обрывки, как осколки сердца.
– И ты порвал мою любовь? – спросила она. Голос её дрогнул. Толпа загудела, призрак мордобоя вызревал над площадью.
* * *
Как бы мстя за служанку, Диана трижды давала секретарю надежды и трижды прогоняла. Сама страдала, его мучила, заодно и Марселу. Настоящий сумасшедший дом.
– Да кто так любит, раз в неделю! Пусть расписание повесит или график! – негодовал Ваня.
Женщины понимали Любу. Каждая знала, как сложно бывает ответить на ухаживания и не прослыть легкомысленной. Мужчины чесали макушки, думая «а леший их знает, этих баб, чего им надо».
Вот Ваня снова приходит на зов. Люба снова не хочет. Он в сердцах говорит свой знаменитый монолог, сомневается в Любином разуме, называет собакой на сене и обещает вернуться к Светке. Не говоря ни слова, с разворота, Люба залепила Ване по морде. Звук удара, усиленный микрофоном, докатился до Коврова.
– Ай, хорошо! – восхитились в толпе.
Любе показалось, для хорошей драматургии надо ещё. Она дала пощёчину с левой руки. И ещё, и ещё. У режиссёра носом пошла кровь.
– Какая достоверность! – сказал начальник секретарю.
– Ты сдурела? – изумился Ваня очень искренне. Он пытался увернуться, но без боксёрских навыков напропускал оплеух в колхозном стиле. Люба истинно рассвирепела.
– Мерзавец, гад! Прибью! – говорила она, вкладывая в замах всё накопившееся за лето.
– Осатанела! Что ты творишь?
– Моя любовь сегодня многолика! Бывает и такой! – гремела Люба.
Сразу после этой сцены грянул дождь. Но никто не подумал расходиться. Зрители и артисты вымокли мгновенно, на делегатов брызгало, но спектакль не замедлился, наоборот, стал выглядеть правдивей. У Бондарева от воды перестал работать микрофон. Поэтому Ване пришлось делать вид, что он разговаривает с глухонемым, транслируя его текст публике, но отделяя от своего вопросительной интонацией.
– Ты опоздал к баталии? И недоволен этим?
Бондарев виновато развёл руками, потряс передатчик микрофона, звук не восстановился.
– Спрашиваешь, отчего у меня морда в крови?
Бондарев кивнул.
– Графиня сбрендила от ревности. Поцеловать меня ей честь мешает. Но целоваться хочется. Поэтому – вот так.
Бондарев сделал несколько абстрактных жестов.
– Хочешь ты сказать, тебя тоже били по морде? Но никогда – графини?
Бондарев снова кивнул, довольный тем, как Ваня читает его мысли.
* * *
– Согласен, настоящая собака на сене. Сама не ест и другим не даёт. Ни с боку, ни посередине. Беги отсюда, не то и тебе достанется.
Бондарев кивнул и побежал к звукооператору. Какое-то время публика следила за процедурой замены микрофона. Олегу Борисовичу пришлось оголиться до трусов, чтобы один провод вытащить, а другой пропустить под одеждой. Положительно, все части этого спектакля были очень интересны.
Тут Люба, прорыдавшись в углу сцены, снова подошла к Ване.
– Ты здесь? Ты сердишься?
– Ещё чего! Я счастлив!
– Что это? Кровь?
– Ещё бы!
– Зачем?
– Мне нужно. Я сохраню его на память о том, что между нами было.
– Но это мой…
– Не жадничай. Сходи к Отавьо, он даст тебе две тысячи эскудо. На платки. Вдруг мне снова захочется с тобой побеседовать.
Тут возникла заминка. Ванин нос не перестал кровоточить, и он не мог отдать платок, не превратив себя и площадь в декорацию скотобойни. Тогда Ирина Павловна легко и естественно выбежала, сунула Ване пакет салфеток. Свой окровавленный платок он отдал Любе, а сам некоторое время очень непринуждённо затыкал ноздрю бумагой.
* * *
Дождь прошёл, решили играть без антракта. В начале третьего акта измучившие друг друга Ваня с Любой расстаются.
Люба, разглядывая свои припухшие от драки руки, спросила:
– Ну как? Тебе легче?
– Ещё бы, с новым-то носом! – крикнули из толпы. Никто не засмеялся. Шутника вытолкали вон.
Люба повторила:
– Тебе легче?
– Мне нужно уехать, синьора.
– Я приношу тебе страдания?
– Страдания эти мне дороже жизни. Я уезжаю, чтобы спасти твоё доброе имя.
– И правильно. Я, конечно, буду реветь. Может, даже целую неделю. Но ты прав. Езжай.
– Сейчас?
– Да. Иди. Впрочем, нет. Постой. Нет, иди.
Люба отвернулась. Ваня стоял, не мог пошевелиться.
– Всё, уже ушёл?
– Да.
– А что же это тут стоит?
– Это тень моя. Она отказывается уходить.
– Почему?
– Она любит тебя.
– А ты?
– Я тем более. Чего же ты хочешь?
– Отдай мне меня всего.
– Не отдам. Твою тень я оставлю себе. А ты забери мою. Ступай. Тянуть время – всё равно что резать себя.
– Я ушёл. Будь счастлива.
Ваня повернулся и пошёл прочь. Решительно так ушёл.
– Как? Как мне быть теперь счастливой?
Дальше можно было ничего не играть. Женщины стояли с мокрыми лицами, мужчины шмыгали носами.
Третий акт прошёл менее яростно, зато быстро. Бондарев притворился жуликом, Степаныч играл аристократа, оба были похожи на крестьян. Неясным образом в результате их диалогов Ваня был признан графом.
Просто так сообщить радостную весть было нельзя. Лопе де Вега написал вторую сцену прощания. Уже ушедший Теодоро снова появляется и доводит Диану до слёз. Расстояние между горем и радостью должно быть максимальным.
Плакать на заказ Люба так и не научилась. Она готова была нюхать нашатырь или как-то смачивать глаза. Ваня сказал, это лишнее. Не старайся показать чего нет. Наоборот, говори свой текст бесстрастно. Зритель сам додумает эмоции и ещё удивится тому, как тонко ты сыграла.
Так и вышло. Народ рыдал вместо Любы. Хоть и знал, это горе временное. Сейчас придёт Степаныч, объявит Ваню графом и молодые поженятся. И Люба скажет:
– Теперь ты мой, и я тебя не отпущу!
– Ты забываешь, что я теперь граф и сам решаю куда идти.
– И что же ты решил?
– Я иду к тебе.
* * *
Декорации и костюмы сгорели, поэтому свадьбу изобразили одним долгим поцелуем. Могло показаться на миг, что Ваня пытается вырваться, а Люба как бы затягивает финал. Но это только казалось.
Толпа взревела.
– Невероятно! Невероятно! Воистину Белиссимо! – сказал большой начальник. Вопреки страхам итальянские гости не сочли представление экзекуцией и радовались не только самому факту финала. Каждый из них пожал руку артистам. Любочку целовали, назвали «Брава бела донна». На деревенский банкет не остались, уехали. Сослались на плотный график.
– График, ага. Устрицы у них стынут, – сказал Бондарев, но не сардонически, а с уважением к средиземноморской изнеженности.
– Не стынут, а греются, – поправил Ваня.
Столы накрыли тут же, на площади. И до ночи пили, смеялись, вспоминали разбитый Ванин нос и как Бондарев шлёпал губами, когда микрофон сдох. Вылитый окунь. И любили друг друга очень нежно. Потом был марафон поцелуев со слезой. Сильно за полночь Ваня уехал. Ночевать не остался.
Москва – великий психотерапевт, не хуже Анапы. Всё вокруг несётся, нет времени на самосозерцание. Всё что надо для лечения психики – забыть о себе. Увлечься чем-то, что тобой не является. Целыми днями Ваня работал. Он задумал великий спектакль про деревню. Работа режиссёра в начальной фазе сводится к беседам об искусстве с изящными людьми в приятных местах. Приятная работа. Это вам не бетон сверлить на морозе.
В журнале «Современный театр» вышла статья о спектакле в Мстёрах. Столичный режиссёр-де поставил в голой степи лучший спектакль последних лет. С какими-то пастухами, прости господи. Использовались позитивные штампы – «остроактуальный театр», «свежая кровь», «выход из зоны комфорта» и «истинный прорыв».
Большой Драматический казался теперь академичным и даже скучным. Опытные продюсеры советовали думать о своём театре. К Шацу Ваня заходил на чай. И не в паническом обмороке, как раньше, а широким шагом. Танечка вскакивала, открывала дверь. Первокурсницы считали необыкновенным тот день, когда видели Ивана Родченко на расстоянии меньшем, чем до Луны.
В один из таких визитов Анатолий Александрович бросил мельком:
– Бондарев звонил. Благодарил. Вся их эта деревня… как их там…
– Это посёлок. Мстёры.
– Так вот, там помнят тебя и любят. Завод так и не построили. Дорогу тоже. Но любят.
– Как не построили?
– Не волнуйся. Ты сделал всё. И даже больше. Что-то не так пошло, я не вникал…
Тем же вечером Ваня позвонил Бондареву. Олег Борисович был печален, но наговорил много приятных слов.
Ваня хотел вернуться к московским делам, но столица вдруг ушла из головы, а кривой посёлок на Клязьме, наоборот, влез и ну соблазнять видами и перспективами. Светка, Ирина Павловна, белое солнце, горячая площадь, старый клён, магазин с пивными мужиками, ничто никуда не ушло, оказывается. Всё было со звуками и даже с запахами. Любу Ваня старался не визуализировать, гнал из памяти. Хотя и заметил, что ему теперь нравятся женщины такие, как она. И чем сильнее Ваня упирался, тем упорней эти глупости лезли в голову.
Заполонив вечера, миражи стали являться днём. Прямо посреди московской слякоти вдруг привидится пыльный автобус до Коврова или козырёк остановки вдалеке, – словно дополз от самой Клязьмы. Вблизи всё оказывалось обычным, мокрым, московским. Ваня вздыхал и удивлялся липучести образов. Он предлагал мозгу компромисс – обещал следующим летом поехать в Мстёры. Пощипать крыжовник, ко всем зайти поболтать. Дойти до церкви, поговорить со знакомой иконой, подмигнуть старухам. Замечтавшись, вдруг находил себя непонятно где, потерявшим свой поворот. Он сделался рассеян, идея нового спектакля стала казаться манерной и заумной. Но хуже всего – Люба. Взяла и приснилась целиком. Предельно ярко.
Измученный неясной тоской, Ваня досиживал до утра, ждал, когда глаза захлопнутся сами. Это известный способ избежать бессонницы – ходить, пока организм не начнёт биться о косяки и стены. В одну из таких ночей, когда голова стала дубовой в нужной степени, Ваня принял душ, улёгся, но заснуть не успел. В дверь позвонили. Выругался, встал, накинул халат, пошёл к двери. Открыл – а там Люба. Мокрая, замёрзшая, не спрашивая, зашла в квартиру, разулась. Сразу в кухню – и стала греть руки о чайник. Говорит:
– Прости, ради бога. Опоздала на поезд. Решила пойти к тебе, вдруг не прогонишь.
– Какой поезд, утро скоро!
– Ночной. Пустили недавно. Ты один, кстати?
– Один…
– А то неловко было бы.
Ваня засуетился, включил заботу, отправил Любу в ванную. Потом неважные промежуточные сцены – и вот уже Люба сидит на краю постели, рассказывая, как там что. А потом наклоняется и целует Ваню в губы. И смеётся: «Помнишь, как мы свадьбу играли?» И снова целует.
Слаще той ночи у Вани не бывало. Он проснулся потрясённым. Он помнил каждое движение, запахи, звуки, нежность. Люба оказалась лучше и прекрасней абсолютно всего на свете. Ваня походил по квартире как по луне. Никаких следов ночной активности. Если Люба и была здесь, то замела следы, как диверсант-отличник. Но, скорей всего, её здесь не было. Просто Мстёры не ограничивались больше памятью, захватили отдел воображения и рисуют галлюцинации. Явь после этих картин выглядит серой кислятиной. Часов десять Ваня мучился. Потом собрал вещи без разбора, запер квартиру и поехал в Мстёры.
* * *
Там всё по-прежнему. Разве что осень пришла и к магазину «Продукты» пристроили террасу, поставили три столика, получилось кафе. Именно здесь собрались участники грандиозной постановки. Прекрасное место, видно всё, что в деревне происходит.
– Ничего у нас, Ванечка, не получилось! – вздохнул Бондарев.
– Провинция и есть провинция. Отныне и вовек. И рыпаться не надо, – поддакнула Ирина Павловна.
Режиссёр Иван Сергеевич ничем не мог помочь. Он рассказал о новых проектах. Слушатели завидовали по-хорошему, как завидуют сибиряки итальянской кухне – так далеко и невозможно, что расстраиваться не стоит. Ваня спросил, как же вышло так с заводом? Итальянцы были наши, я сам видел!
– Дело не в итальянцах. Они вообще ничего не решали.
– А кто решал?
– Непонятно. Некая контора. Закрытая, как атомный институт. Им даже позвонить нельзя. Ни директора у них, ни телефона. Ни здания, чтоб на приступ сходить.
– А важный чиновник в синем костюме?
– Пропал. Перевели куда-то.
Валентин Саввич Пикуль
– Что в Коврове говорят?
– Ничего не знают. Руками разводят.
БАЯЗЕТ
В первом историческом романе Валентина Пикуля \"Баязет\" рассказывается о героической обороне русскими воинамим крепости Баязет во время русско турецкой войны 1877 - 1878 гг.
Люба вернулась с очередного курорта. Повзрослела. На Ваню не глядит.
СОДЕРЖАНИЕ
«Да пошло оно всё. Надо брать, причём срочно», – подумал Ваня.
Часть первая. ВСАДНИКИ
* * *
Поручик Карабанов
Очень нахально Ваня сказал:
Ночные всадники
– А не разрешишь ли, Любочка, тебя проводить? Обсудим одно деликатное дело.
Араратское пекло
И спины их дымились от взглядов. Совсем как в былые дни. Так и ушли вдвоём в рано темнеющую осень.
Под ятаганами
Часть вторая. СИДЕНИЕ
– Ты мне снилась.
Смятение
– И что я делала в твоём сне?
Кровавый пот
– Тебе лучше не знать.
Бессмертный гарнизон
– Я красивая была?
Фазаны и шайтаны
– Темно было. Да и ракурс специфический.
Послесловие
– И ты приехал, чтобы воплотить свой сон?
ОТ АВТОРА - ЧИТАТЕЛЮ
– Отчасти. Хочу позвать тебя в Москву. Поступай в театральный. Обещаю огромный успех.
Это мой первый исторический роман.
Первый - не значит лучший. Но для меня, для автора, он всегда останется дороже других, написанных позже. Двадцать лет назад наша страна впервые раскрыла тайну героической обороны Брестской крепости летом 1941 года.
Люба держала паузу так, будто уже закончила театральный. Потом сказала взросло:
Невольно прикоснувшись к раскаленным камням Бреста, я испытал большое волнение... Да! Я вспомнил, что нечто подобное было свершено раньше. Наши деды завещали внукам своим лучшие традиции славного русского воинства.
– Я замуж выхожу.
Отсюда и возник роман \"Баязет\" - от желания связать прошлое с настоящим. История, наверное, для того и существует, чтобы мы, читатель, не забывали о своих пращурах.
– За кого?
В этом романе отражены подлинные события, но имена некоторых героев заменены вымышленными.
– Какая разница?
Часть первая
– Я должен назвать киллеру имя. Нельзя убивать без разбору всех твоих знакомых. Скажи, кто он, и покончим.
ВСАДНИКИ
– Не смешно.
Я плохо разбираюсь в людях, ибо слишком люблю их; однако должен сознаться, ч го меня ни к кому так не влекло и не тянуло, как к Андрею Карабанову. От самого Петербурга до Баязета за ним надобно было следить; он был похож на ребенка, испорченного и капризного.
– А как же я?
– Твоё время прошло. Ты опоздал.
Его уже нет среди нас, и я ему все прощаю...
– Я зрел. Я по осени созреваю. Летом все режиссёры немного неспелые.
Прапорщик Ф. П. фон Клюгенау
– Поздно, Ваня. Я тебя разлюбила. И я выхожу замуж.
ПОРУЧИК КАРАБАНОВ
– Выходи сразу за меня. Зачем эти учебные браки. Я настоящий. И я – хорошая партия. Сэкономим деньги на киллере. Надо беречь семейный бюджет. Нам надо ряд вопросов решить. Любишь ли ты спать с открытыми окнами? И как относишься к жареному луку? И нет ли у тебя аллергии на бриллианты?
1
Офицера трясла лихорадка. Трясла не вовремя - на службе, на кордоне. Он схватил ее, заодно с Георгиевским крестом за храбрость, в тяжком Хивинском походе.
Ваня забежал вперёд, вытащил из кармана коробочку, встал на колено. В коробочке сверкнули все его надежды. Люба показала правую руку. На безымянном уже было кольцо. В сумерках казалось – точно такое же. Она обогнула Ваню и пошла дальше. Не очень торопясь, впрочем.
Это было четыре года назад.
- Неужто четыре?..
Ваня спрятал коробку, догнал артистку.