Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Паола Дзаннонер

Зорро в снегу

Originally published as Zorro nella neve by Paola Zannoner First published in 2014 by Editrice II Castoro Viale Andrea Doria 7 20124 Milano (Italia) www.castoro-on-line.it

© 2014 Editrice II Castoro. All rights reserved

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2018

1. Погребенный в снегу

Лука открывает глаза. Темнота. Но он знает, где оказался. Двигаться под снегом невозможно. Кажется, будто на тебя давит огромный камень. Лука жив, он дышит. Он начинает кричать, звать на помощь, но голос не может пробиться сквозь ловушку земляных стен. Если бы только дотянуться до телефона в кармане… Но снег сковал Луку, словно смирительная рубашка, не вытащить ни руки, ни ноги. Он превратился в скрюченную мумию, которая каким-то чудом до сих пор дышит.

Лука катался на сноуборде. Хвастался своим мастерством, петлял между деревьями, словом, чувствовал себя на все сто. Он один, он свободен. Изъезженная трасса, которая давно превратилась в воду и грязь, осталась далеко. Рядом нет бестолковых новичков, которые вечно путаются под ногами. Попробуй только окажись перед ними – сразу пугаются и бегут жаловаться администраторам, а те всегда рады устроить тебе взбучку. С вами, сноубордистами, вечно одни проблемы, ругаются они. С кем это – с вами? Лука почти всегда катался один. Позвать друзей на гору – задача посложнее, чем устроить званый ужин. Их, видите ли, нужно предупредить о поездке аж за неделю. Хотя всем известно, что кататься лучше всего сразу после того, как выпал свежий снег. А снег не предупреждает заранее о своем появлении. Вот как сегодня: утреннее небо, казалось, покрывала лазурная эмаль, а сверкающий снег слепил глаза.

В общем, сегодня Лука решился проехаться по сложному склону. «Заеду за те деревья на минуту», – мелькнуло у него в голове. Но тут доска обо что-то ударилась – кочка! – и ее мотнуло в сторону, Лука на полном ходу врезался в ствол ели и начал скатываться вниз. Именно в этот злополучный момент раздался странный шум. Не раскат грома, не гул самолета. Будто что-то огромное и неумолимое движется со склонов. И следом неизвестно откуда – уж точно не с лазурного неба – пошла лавина, похожая на волну ледяной пены. Возможно, она, притворяясь морской волной, спустилась с горы, чтобы поиграть с Лукой, который притворялся серфером. Лавина поглотила его, как кит рыбку, и теперь он оказался в глухом темном чреве этого снежного кита. Слезы бегут и бегут по щекам – до чего бессмысленно и нелепо вот так погибнуть! Хуже мышиной смерти в мышеловке.

Лука долго пытался выбраться. Он начал дрожать, зубы стучали, как у мультяшных героев. Он мотал головой, кричал, стянул с рук перчатки и решил копать. Но куда? Наверх? Вниз? В сторону? Он вспомнил, как в одном фильме героиня, которую похоронили заживо, голыми руками прорыла себе путь из могилы. Лука выругался и, содрогаясь от рыданий, еще отчаяннее впился пальцами в ледяную землю. Да уж, в кино это выглядело проще некуда, а на деле ты словно пытаешься пробить цемент пальцами-ледышками. Вскоре дрожащий от холода Лука снова надел перчатки.

Он опустил голову, молясь о том, чтобы к нему на помощь отправили вертолет. Все же видели лавину, люди должны были поднять тревогу! Нужно успокоиться, не позволять панике охватить себя. Даже если паника уже победила и по щекам вовсю катятся слезы. Успокойся, сказал Лука сам себе. Тебя накрыла лавина, но воздух еще есть. У тебя с собой телефон, тебя найдут. Должны найти.

Но вокруг стояла удушливая тишина – ни шума вертолетов, ни криков. Телефон молчал – возможно, он промок или разбился. Но это никак не проверить: ноги застряли в снегу, и у Луки не получится до них дотянуться.

Луке кажется, что он заснул. В снегу холодно, но не слишком. Все-таки термокостюм придуман не зря, к тому же Лука помочился, и тепло распространилось по всему телу. Парень, словно мантру, продолжает повторять: я все еще жив, я невредим, они придут за мной, я не вернулся домой и не отвечаю на звонки, отец уже поблизости и позвонил спасателям. Я не должен паниковать, и точка.

Лука замолкает. Похоже, его оптимистичные мысли пробили ледяную могилу, потому что внезапно он слышит голоса, очень далекие, но все же голоса людей. Лука прислушивается: нет, он не бредит. Его сердце вот-вот выпрыгнет из груди: это и правда люди.

– Помогите, я здесь! – кричит он изо всех сил. Затем набирает в легкие как можно больше воздуха и снова кричит: – Я здесь, я здесь! Помогите, помогите!

Кажется, что его слова застревают в снегу. Наверху по-прежнему слышны крики: «Лу-ка, Лу-ка, Лу-ка…»

– Я здесь, черт побери, я здесь!

– Лу-у-ука, Лу-у-ука, Лу-у-у…

Голоса отдаляются, злорадные, словно русалочий зов.

С каждой секундой они слабеют и наконец исчезают.

«Я здесь», – шепчет Лука.

«Я здесь», – рыдает он.

Тишина. Холод, который властвует в этих местах, охватывает его. Холод закрывает Луке глаза и сжимает его в цепких объятиях. Холод убаюкивает его своим шепотом, и Лука засыпает, уверенный в том, что больше никогда не проснется.

2. Зорро

Зорро навострил уши, поднял голову. Походку Бруно невозможно не узнать. По телу пробежал электрический заряд радости, Зорро вскочил и завилял хвостом. К нему идет Бруно, его друг, его хозяин, а вместе с ним после сонного домашнего дня приходят развлечения. Джада без конца повторяет, что он может выбежать в сад и размять лапы. Но Зорро уже выучил каждый квадратный сантиметр этого покрытого снегом клочка земли. Там нет ничего интересного. Джада тоже его друг, но она не похожа на Бруно. Она не знает того, о чем знает он. Она не может ходить или бегать, как Бруно, потому что моментально устает. Ей нравится воткнуть в уши наушники и развалиться на кровати в своей комнате. Зато Джада иногда разрешает Зорро забраться на постель, разумеется, тайком от Бруно. Она его гладит, треплет за ушами, и Зорро в такие моменты согласен вечность пролежать на мягком одеяле. Теперь Зорро услышал шаги Бруно. Он вскочил и побежал к двери еще до того, как Бруно повернул ручку и вошел в дом. Зорро уже наготове, он неподвижно смотрит на дверь. Бруно заходит и здоровается с ним:

– Привет, Зорро, привет, красавец.

Бруно кладет руку на шею Зорро, и тот прикрывает глаза от удовольствия. Он узнает эту руку из миллиона, отличит запах Бруно от миллиона других. От Бруно пахнет чем-то острым – табаком и кожей, потом и лосьоном после бритья, грязью и травой, прилипшей к ботинкам. От этого запаха у Зорро расширяются ноздри. Он внимательно смотрит на Бруно, и в его глазах читается вопрос: мы пойдем гулять? Ты ведь пришел, чтобы погулять со мной?

– Весь день дома, да? – интересуется Бруно. В его голосе чувствуются нотки раздражения. Зорро открывает пасть. Да, мы весь день дома, Джаде было холодно. Из собачьей пасти не вырывается ни звука. Но Бруно все понимает.

– Синьорине было холодно, и она не погуляла с тобой, – заключает он, поглаживая собаку по шее. – Сейчас мы это исправим, дай мне только сделать кофе.

Порой к колючему запаху Бруно добавляется запах кофе и дыма. От Джады пахнет по-другому: сахаром и цветами, мылом и конфетами. Очевидно, конфеты запрещено есть не только собакам, но и людям, потому что от Бруно не пахнет ни конфетами, ни молоком, запах которого Зорро помнит, но не любит. Он не радует так, как запах еды, воды или собачьего лакомства. У Зорро текут слюнки лишь от одной мысли об этих вкусностях.

Аромат свежесваренного кофе быстро заполнил кухню и вытеснил практически все остальные запахи. Наконец входит Джада. На ней шерстяные гетры и теплый свитер.

– Привет, пап, как дела?

Бруно поворачивается к ней. Его ясные голубые глаза смотрят в ясные карие глаза Джады. Зорро знает, что сейчас произойдет. Джада, словно щенок, опустит глаза. У Бруно взгляд вожака, взгляд волка, его невозможно выносить долго. Если выстоять перед этим взглядом, не опустить глаза, значит, ты бросаешь вожаку вызов, а вожак не терпит вызова. Он больше не назовет тебя красавцем, не отправится на прогулку, не захочет играть, не бросит красный мячик и не побежит вместе с тобой по полю. Вожаку не нужен тот, кто бросает ему вызов.

Но Джада не опускает глаза. Зорро нервничает и принюхивается к воздуху. Назревает буря. Он чувствует вибрацию, похожую на ветер перед грозой. Зорро прав: нельзя бросать вызов вожаку.

– Все в порядке, – морщится Бруно, намекая на то, что ничего на самом деле не в порядке. – А у тебя?

Карие глаза смотрят на Бруно с самым невинным выражением.

– Хорошо, а что? – звонко отвечает Джада.

– Ну конечно, хорошо, – бормочет Бруно.

И почему Джада не понимает, что вожак рычит и пора делать ноги? Если бы Зорро только мог, он бы схватил девочку за загривок и унес в комнату. Но Джада слишком большая и тяжелая, и к тому же она дочь Бруно, значит, это его обязанность. Зорро снова принюхивается к воздуху и от неожиданности даже издает короткий вой – до того он наэлектризован.

Бруно переводит взгляд на Зорро, знаком приказывает ему сесть, и собака слушается. Тем временем Джада фыркает:

– Ну пап! В чем дело? Не успел вернуться домой и сразу злишься.

Бруно хмурится. Зорро чувствует, что он ужасно раздражен. Наверное, Бруно сейчас повысит голос… Но нет, он говорит спокойно. Вожак просто немного ворчит.

– Да, я злюсь. Посмотри, в каком состоянии кухня. Посмотри на себя – ты только что проснулась или уже готовишься ко сну, раз ходишь в пижаме? Уверен, что ты весь день просидела за компьютером и даже не погуляла с Зорро.

Собака тревожно поднимает уши. Он здесь ни при чем, он ничего не сделал!

– Зорро, Зорро… ты только о нем и думаешь! Собаке хорошо дома, к тому же на улице слишком холодно, и я плохо себя чувствую.

– Одни и те же оправдания. Ну конечно, ты плохо себя чувствуешь. Так плохо, что и домашнюю работу наверняка не сделала, и в школу завтра не пойдешь, да? – раздраженно спрашивает Бруно. Вожак показывает клыки, показывает, кто здесь самый сильный.

– Слушай, пап! – Джада резко хлопает себя руками и вскидывает голову. Нет, она и не думает сдаваться. Наоборот, продолжает наступать на вожака. – Что с тобой? Ты приходишь домой, даже не здороваешься и сразу же начинаешь читать нотации. Домашнее задание я только что доделала, а уборка кухни – не моя обязанность.

– А чья же тогда? Мама целыми днями работает. Думаешь, она обрадуется, когда увидит весь этот бардак? – Бруно показывает рукой на грязные кастрюли в раковине, разбросанные в беспорядке банки и тарелки.

– Я приготовила ей вкусный пирог. Но ты же этого не заметил, да? Ты видишь только то, что я не сделала! – у Джады слегка дрожит голос. Ее запах становится более острым. Более напряженным, резким, как пот. Зорро хотелось бы подойти к девочке и лизнуть ей руку в знак утешения. Но этого делать нельзя, иначе Бруно разозлится. Он и так на взводе.

– Ах вот оно что – пирог. Молодец. И что, мы теперь должны тебя похвалить? И закрыть глаза на все остальное? Посмотри на этот беспорядок. Сегодня воскресенье, мы работаем, но ты об этом, конечно, даже не подумала. Ты печешь пирог, а о более неприятных вещах пусть думает кто-нибудь другой, да?

– Ты только и умеешь, что критиковать, – Джада едва сдерживает слезы.

– Я твой отец, это моя работа.

Зорро по-прежнему смотрит на Бруно, который допил кофе и моет чашку под краном.

– Какая работа, пап? Мне это надоело. Я тебе не собака, я не обязана подчиняться! – с надрывом говорит Джада. Последние слова она произносит особенно громко.

– Да как ты смеешь? – кричит Бруно. В этот момент Зорро выбегает из комнаты. Пусть люди разбираются без него. Характер у девочки как у вожака, и она не собирается отступать.

Джада кричит:

– Еще как смею! А что, нельзя? Мы что, в тюрьме?

Зорро семенит по коридору в поисках места, в котором не будет слышно ругани. Воздух слишком наэлектризован, и к тому же Зорро не знает, на чью сторону встать. Кого выбрать – Бруно или Джаду? Но ведь они все – в одной стае. Было бы куда проще, если бы вызов Бруно, Джаде или Мелании бросил кто-то посторонний. Тогда Зорро знал бы, за кого заступиться. Он бы даже оскалил зубы.

Но между Бруно и Джадой выбирать нельзя. Нельзя лизнуть руку девочке или зарычать на нее. А уж на Бруно – и подавно. Зарычать на своего друга? Об этом и подумать нельзя. Может, Бруно и на Зорро тоже сердится? Ведь он лежал с Джадой на постели, с удовольствием развалился на ее одеяле… Лучше, пожалуй, ненадолго скрыться с глаз Бруно. И помечтать о прогулке. Зорро уже чувствует запах земли и свежего снега, исходящий от подошв Бруно. Как же здорово! Зорро обожает снег: его плотность, рассыпчатость, запах. Ему нравится чувствовать снег на шерсти и на языке. Он очень любит бегать по холмам, пока Бруно катается рядом на лыжах. Теперь Зорро надеялся именно на такую прогулку: Бруно на лыжах, Зорро бежит следом. Или, возможно, он займется слаломом, побежит змейкой между стойками, как его учил Бруно. Почему Джада не любит снег? Бегать в снегу так здорово, так весело. Почему они не гуляют все вместе, как раньше, когда Зорро был щенком, а Джада – ребенком? Зорро превратился во взрослого пса, да и Джада стала выше ростом, округлилась. С этого момента в стае и началась борьба. Может, Джада хочет стать вожаком? Но это ведь невозможно: Джада – самка, как и Мелания. Бруно – самец, и он принимает решения, он знает все. Он умеет бегать, карабкаться, взбираться на скалы, скользить по снегу, даже летать. Зорро доверяет ему, подчиняется, следует за ним, и ему весело и хорошо. Он счастлив. Так что же не нравится Джаде?

Зорро свернулся клубочком в кресле в спальне Бруно и Мелании. Он положил морду на лапы и вздохнул. Здесь не слышно голосов, нет этих утомительных вибраций, которые так раздражают и мучают его. Зорро закрыл глаза: возможно, во сне он окажется в другом месте. И вот он уже в снегу. Ветер наполнен горько-сладким запахом леса: из-под снежного покрывала доносится ментоловый аромат трав, грибы прячутся под влажными корнями деревьев. Зорро унюхал свежие следы – только что здесь прошли косули; почуял уток, пролетающих над кронами деревьев. Зорро наслаждается симфонией запахов. Они напоминают о добыче и лакомствах. Во сне Зорро чувствует себя свободным. В этом лесу нет места человеческим запахам.

Внезапно раздается свист. Зорро просыпается и спрыгивает с кресла. Он молча выходит из комнаты. Голоса стихли, Джада в своей комнате. Зорро чувствует ее запах за закрытой дверью. Бруно, одетый в куртку, стоит в коридоре. Зорро все понимает и начинает радостно вилять хвостом.

– Пойдем прогуляемся.

Наконец дверь открывается. Зорро вылетает на улицу и бежит до ворот. На улице стемнело, белые вершины гор кажутся простыней, которую трясет ветер. Зорро тянет носом колючий воздух, из его ноздрей вот-вот вырвется пламя. Он прыгает и виляет хвостом. Пойдем, пойдем скорее, лес зовет, птицы свистят в кронах деревьев. Его тело дрожит, еще секунда, и он бросится вперед. Но Зорро себя контролирует, хоть это и непросто. Он не спешит, спокойно поднимается по улице, не теряя из виду Бруно, который проворно идет за ним. Бруно все еще раздражен, прячет руки в карманах. Они доходят до последнего дома на улице. Зорро достаточно одного взгляда своего друга, чтобы понять: теперь он свободен. Пламя в теле разгорается, лапы почти не касаются земли. Он бежит против ветра, наполненного приглушенными от холода запахами. Зорро не останавливается, бежит до тех пор, пока уши и нос не начинают пульсировать теплом. Запахи становятся все более отчетливыми. Они мелькают яркими пятнами, превращаются в круги и квадраты, щекочут язык Зорро, гудят в его ушах.

Снова свист. Зорро останавливается, широко раскрывает глаза, разворачивается и бежит обратно. Бруно стоит рядом с невысоким кустом и разговаривает по телефону. Как только собака, тяжело дыша, подбегает к нему, он убирает телефон в карман и говорит:

– Происшествие. Пойдем.

Происшествие. Зорро знакомо это слово. Он знает, что нужно действовать быстро. Что нужно сразу же отправляться куда-то далеко, в незнакомое место, которое ему предстоит полностью исследовать. Он знает, что там не будет пазла из лесных картинок и запахов, которые нужно найти и сложить, как он сделал только что. На этот раз ему нужно отыскать человеческий след. Зорро смотрит на темное небо. Он понимает, что в этой темноте в незнакомом месте ему предстоит найти пропавшего человека.

3. Городской приют

Мари резко хлопнула дверью автомобиля. Рано или поздно эта развалюха сломается окончательно. Возможно, это случится, если Мари еще раз хлопнет дверью. Сколько раз она ругала себя, просила себя быть аккуратнее. И почему она такая грубая? Нет, сейчас не до того, Мари слишком спешит. Хотя разве дело в спешке? Нет, во всем виноват гнев. Но разве можно оставаться спокойной после таких новостей, которые она получила…

Мари тяжелой походкой идет в сторону офиса. После того как девушка хлопнула дверью, тут же залаяла собака. С каждым шагом лай и поскуливание усиливаются, голоса собак сливаются в общем хоре. Разумеется, солистка в этом хоре – Молли. Она по шуму двигателя определяет, что приехала Мари. Хотя для того чтобы узнать это ведро, может, и не нужно обладать чутьем ищейки. И все же каждый раз Мари немного волнуется: неужели Молли чувствует ее и лает, чтобы поздороваться? Но кто такая Молли? Собака в возрасте десяти лет, не очень молодая и активная. Она одна из немногих обитателей приюта и живет здесь уже давно. Молли, помесь бигля и таксы, никому не нравилась. Она так и не нашла новый дом. Когда Мари стала волонтером приюта, она сразу же выделила Молли из всех. Молли была старушкой, в ее грустных глазах всегда читалась надежда. Она верила, что человек станет ее другом и заберет к себе домой. Но Мари пришла в приют не для того, чтобы забрать собаку. Она хотела помочь всем этим брошенным животным, которые нуждались в заботе и – самое главное – в ласке, любви и внимании. Она мечтала об этом с детства и ради этого поступила на ветеринарный факультет.

– По-моему, это будет полезным опытом, – сообщила она родителям.

– Только если ты не вернешься домой с одним из этих чудовищ, – отрезал ее отец. Он всегда называл собак чудовищами, словно они были страшными дикими зверями. Как объяснить ему, что Мари с рождения обожает собак? Всех собак в мире – и особенно брошенных, одиноких, никому не нужных. Вроде Молли, которая выглядит не очень-то привлекательно. Редкая коричневая шерсть, огромная голова, коротенькие толстые лапы. Когда Мари была ребенком, она пыталась уговорить родителей подарить ей щенка, но те были непреклонны. Они так и не сдались. Папа – из-за своего отвращения к «чудовищам», мама – из-за того, что любила путешествовать и боялась потерять свободу. Она не хотела отказываться от любимых дорогих гостиниц – туда запрещено привозить животных. В общем, родители были уверены, что любая собака, даже микроскопического размера, станет неподъемной обузой.

– Заведешь собаку, когда вырастешь, – хором повторяли они.

Мари выросла и задумалась: зачем отдавать всю любовь и заботу одной собаке, когда в мире так много одиноких животных? К тому же теперь Мари жила в отдельной квартире. Правда, по размерам она скорее напоминала комнату. Хотя нет, на самом деле новая квартира была даже меньше, чем комната Мари в родительском доме. Но Мари никогда не жаловалась. Она считала, что ей повезло: поступить в университет и жить отдельно от родителей в квартире – пусть и маленькой, – когда многие из ее друзей теснятся по два-три человека в одной комнате. Их общежития скорее похожи на казармы.

В любом случае, Мари не может завести собаку в такой крошечной квартирке. К тому же она живет в доме, в котором запрещено все: сушить белье за окном, ставить горшки с базиликом на подоконник, оставлять велосипеды во дворе и так далее. Список запретов был таким длинным, что Мари даже не дочитала его до конца. В этом списке почти наверняка был пункт и про собак. Более того, в своей норе Мари хранит только необходимый минимум вещей. Кухня, которой очень гордится хозяин квартиры, больше напоминает часть игрушечного домика, у Мари с трудом получается там что-то приготовить. Она даже боится включать газ: вдруг целый дом взлетит в воздух?

Мари проводит почти все время в университете или в библиотеке. А свободные от учебы часы она решила посвятить волонтерству в приюте. Родители до сих пор спрашивают, почему Мари выбрала именно этот университет в далеком, никому не известном городке, притаившемся возле гор. Ведь у нее было так много отличных вариантов! Например, университет в ее родном городе – огромном и перспективном. Но Мари до смерти надоел мегаполис с шумом, вездесущей рекламой, театрами и кино, магазинами и бутиками, кафе и музеями. Никаких парков, никаких деревьев, никакого запаха леса, никаких животных, разве что крикливые домашние коты и собаки, которых хозяева одевают в куртки и ботиночки от дождя. Мари хотелось, чтобы вокруг была природа, чтобы можно было спокойно учиться, наблюдать за животными. Поэтому она выбрала этот маленький университет и вскоре узнала о городском приюте. Он словно ждал ее. Приют построили десять лет назад, он должен был стать домом для самых разных животных. Но довольно скоро финансирование урезали, и приют начал приходить в запустение. К счастью, ему все еще помогали люди вроде Мари, способные в нужный момент починить крышу и лестницу, позвать друга-электрика, чтобы он помог с проводами, которые погрызли мыши, убедить директора торгового центра продавать им корм с огромной скидкой или даже отдавать бесплатно, в качестве спонсорской помощи. Животные в приюте никого не интересовали: ни собачников, которые обычно заводили породистых животных и участвовали в выставках и соревнованиях, ни зоозащитников, которые выбирали более интересных подопечных – арктических китов или средиземноморских тюленей. Некрасивые дворняги вроде Молли оставались в тени. Когда-то приют поддерживала мэрия. А теперь он находился в шаге от закрытия.

Когда Мари стала помогать приюту, плачевная ситуация начала меняться. Например, группа волонтеров разработала логотип и распечатала плакаты. Они также завели страницу в «Фейсбуке», с помощью которой привлекали внимание людей и получали небольшую помощь от спонсоров. Некоторые щедрые и зачастую анонимные посетители странички даже оплачивали месячный запас корма для собаки. И все благодаря акции «Приюти щенка, если ты издалека».

Когда волонтеры решили разработать логотип и распечатать плакаты, в качестве талисмана приюта они единогласно выбрали Молли. Она была одной из первых его обитателей. И хотя красивой ее не назовешь, она, по мнению фотографа, «своим жалобным взглядом могла растопить любое сердце».

– Да, жалобный, – говорила Мари, когда гуляла с Молли. – Я бы даже сказала, заискивающий. Кто устоит перед такими печальными глазищами?

Перед ними и правда никто не мог устоять. Свою грусть собака успокаивала едой. Она росла словно на дрожжах. Молли стала похожей на бочонок, и Мари приходилось следить за ее весом, защищать от ежемесячных нападок ветеринара, который хотел посадить собаку на диету, и не позволять ей выпрашивать у волонтеров еду.

Ах, Молли, Молли! Вот она, виляет хвостом за забором и без конца лает, словно здоровается: «Привет, Мари! Привет, Мари!»

– Привет, Молли! Я сейчас. Только забегу в офис.

Мари заходит и хлопает дверью. Она чувствует, как внутри нее кипит злость.

– Вот и я, – раздраженно бросает она.

Валерио поднимает глаза на девушку. Его волосы спрятаны под красной повязкой.

– Привет, я уже ухожу.

– И куда же? – Мари смотрит на него с недовольством.

– Слушай, я всех покормил, убрался в загоне. Я ждал только тебя. Я опаздываю.

– А щенки?

Валерио кивает в сторону комнаты у себя за спиной.

– С ними Берта.

– А Марино позвали? – спрашивает Мари.

– Разве это не твоя задача? – Валерио надевает мотоциклетный шлем и исчезает за дверью.

Похоже, он и правда очень спешит. Да, Валерио прав. Обычно Мари сама звонит ветеринару. Почему она не позвонила, пока шла в приют? Девушка злится все сильнее. Слишком много дел для одного дня. До двух часов она была в университете, затем перекусила на ходу, взяла в библиотеке книгу, купила продукты, потому что в холодильнике пусто, даже нет ни одного яйца. По пути в приют Мари сделала несколько звонков и одним глазом проверила почту. Раньше она ненавидела, когда кто-то не вылезает из телефона, а теперь сама стала такой. В приюте случилось пополнение, но Мари смогла приехать только в шесть вечера, после того как позанималась с мальчиком, у которого не ладится с математикой. Слава богу, теперь он даже начал получать четверки: значит, дела идут в гору. Затем Мари пришлось вернуться к своей колымаге со сломанным обогревом, припаркованной через несколько улиц от дома ученика. Мари еще повезло, что она вообще нашла парковку. Там, где она живет, машину припарковать очень сложно, а после семи вечера и вовсе невозможно. Поэтому сегодня после возвращения из приюта Мари придется покорно оставить машину рядом с бывшей пожарной частью, практически в двух километрах от дома. От всех этих мыслей в голове у девушки бушует настоящая буря. И вот она переступает порог офиса в поисках Берты.

Жалобный собачий вой, словно губка, смывает с Мари черный налет тревоги, беспокойства, усталости, злости. В груди разливается тепло, которое растапливает холод этого дня. Берта сидит на корточках рядом с коробкой, в которой лежат шесть щенков, укутанные в белоснежное флисовое одеяло.

– О боже, какие они чудесные! – восклицает Мари, садясь рядом с Бертой.

– Да, чудесные. Такие лапочки.

– Слава богу, не новорожденные, – осмотрев щенят взглядом будущего врача, заключает Мари. Новорожденных щенков нужно отучать от материнского молока, а это та еще проблема. Эти щенки уже открыли глаза и ползают по коробке.

Берта интересуется:

– Должно быть, им дней пятнадцать, может, двадцать? Нужно позвонить Марино. Ты еще не звонила ему?

– Нет, прости. Сейчас позвоню.

И снова этот проклятый телефон. Мари отправляет сообщение, так как Марино никогда не отвечает на звонки. Он прочитает сообщение позже, в спокойной обстановке. Марино может себе это позволить, он опытный и даже известный ветеринар. Ему не нужно сидеть с телефоном у уха и искать клиентов.

Затем Мари снова подходит к коробке и начинает восхищаться щенками:

– Какие чудесные! Похожи на голден-ретривера, особенно окрасом.

– У некоторых голубые глаза, возможно, одним из родителей был хаски, – предполагает Берта.

Ну вот, хозяин не хотел дворняг и решил избавиться от них, подумала Мари. В ее теле снова закипела злость. Как можно вот так выбрасывать животных? К счастью, кто-то услышал писк и не побоялся влезть не в свое дело, отвезти щенков в городской приют и доверить их Берте.

– Посмотрим, – говорит Мари. Она осторожно, одного за другим, осматривает щенков. Некоторые белого окраса, другие – сероватого, но у всех длинная кудрявая шерсть. У троих щенков голубые глаза, похожие на аквамарины, завернутые в кусочки ваты. Мари целует щенков, гладит, обнимает.

– Теперь у вас есть я, – шепчет девушка, прикрывая глаза и вдыхая запах собачьей шерсти.

4. Полет над лесом

Вертолет почти задевает верхушки деревьев. В кабине кроме пилотов трое мужчин и собака.

– Мы на месте, – сообщает второй пилот.

Зорро поднимает уши, наблюдая за мужчинами в тесной кабине. Как и всегда, в вертолете ему не по себе. Громкий шум, вибрации, мигающие лампочки заставляют собаку нервничать. Он дрожит, он напуган. Зорро сидит рядом с Бруно, который обнимает его и пытается успокоить. Если бы не Бруно, его бы здесь не было. Он бы ни за что не согласился зайти в этого ревущего страшного монстра. Зорро смирился с этой пыткой только потому, что этого хочет его любимый друг, волшебник, который ничего не боится, умеет бегать, карабкаться на вершины, скользить по снегу и летать. Но вот к Бруно подходит бортмеханик, и Зорро понимает, что сейчас они полетят. В голове у него крутится лишь одно: «Только не это!»

– Ждем твоих указаний, Бруно, – напоминает врач, и Бруно с трудом сдерживает неодобрительную гримасу. Он прекрасно знает, что делать. Он переглядывается с фельдшером, во взгляде которого читается: «Терпение, врач летит с нами впервые, он должен выполнить свои обязанности».

Бруно молча пристегивает карабин парашюта к тросу. Собака прикреплена к нему, и, когда мужчина открывает дверь вертолета, Зорро кажется, что ветер распахнул свои челюсти пошире, чтобы проглотить и его, и Бруно. Собаку обдает злобным ледяным вихрем, от которого стынет кровь. Зорро прячет морду в карман Бруно. Ему бы очень хотелось уменьшиться в размере, чтобы уместиться в кармане целиком и спастись от ветряного монстра. Мужчина крепко обнимает собаку и говорит спокойным голосом:

– Идем, Зорро.

Зорро цепляется за своего друга, за единственное, на что можно положиться среди этого дрожания, грохота, шипения. Мужчина держит пса левой рукой за задние лапы. Они словно готовятся к танцу, но вместо того, чтобы поймать ритм, Бруно приводит в действие лебедку и шагает в пустоту. Обнявшись, пес и человек несколько минут кружатся в воздухе. Их спуск сопровождается грохотом вертолета. Зорро моргает, принюхивается. Уже темно, в небе видны полосы красного света, но это не остатки закатного солнца. Свет льется снизу, откуда поднимается сладкий смолянистый запах леса. Здесь в еловых ветвях притаились птицы, в маленьких норках прячутся грызуны. Собака улавливает их запахи еще до того, как оказывается на земле вместе с Бруно. Зорро ждет, надеется, что осталось совсем чуть-чуть, ведь прыжок в пустоту длится всего мгновение и важно сохранять спокойствие, пока Бруно ведет тебя в этом воздушном вальсе. Наконец Бруно вздрагивает, расстегивает карабин, и лапы собаки касаются земли. Ужас в черных глазах гаснет, и на его место приходит радость. Они на земле, в безопасности.

– Вперед, Зорро!

Вспышка адреналина разливается по телу собаки и заставляет его стрелой сорваться с места. Теперь Зорро практически не касается лапами земли. Сердце вот-вот выскочит из груди, уши подняты, из пасти вырывается пар. Еловый лес скучал по нему и теперь принимает с распростертыми объятиями: «Иди сюда, освободи свой дух, стань волком!» Ночные птицы просыпаются и замечают опасную фигуру, скользящую в темноте. Волк ворвался в лес, он пришел забрать свое. Тишина. Волк не воет, а легко и стремительно бежит по лесу с поднятым носом в поисках добычи.

Но за волком появляется фигура человека, который освещает путь фонарем. Голова скрыта в облаке пара, на ногах – лыжи. Лес затаил дыхание, признавая в человеке охотника, который кричит:

– Ищи, Зорро!

Волк оборачивается, закрывает пасть. Он скрывается в полутьме, и дух собаки одерживает верх. Зорро начинает искать. В морозном воздухе среди множества следов он улавливает сигнал. Он спускается между деревьями, останавливается, поднимает голову. Вот он, невидимый шлейф, который ведет собаку за собой. Зорро уходит влево и начинает подниматься по склону.

Бруно наблюдает за собакой и свистит.

– Ко мне, – кричит он, – сюда.

Зорро послушно возвращается, смотрит несколько секунд на деревья, навострив уши, словно пытаясь разобрать их шепот. И затем снова бежит вверх по склону. Но Бруно вновь зовет его. Он показывает пальцем вниз, но собака остается неподвижно сидеть на склоне.

– Ладно, сделаем по-твоему, – говорит мужчина. И кричит: – Лука! Лука!

Тишина. Мальчик не мог оказаться здесь, думает Бруно, лавина прошла в десяти метрах отсюда, а сноуборд нашли еще дальше.

Он достает рацию:

– База, это кинологическое подразделение, прием.

– База слушает.

– Собака работает плохо, не слушается. Я не хочу терять время.

– Подожди, к тебе идут Симоне с Балу.

Бруно изучает следы лавины специальным устройством. В это время Зорро бегает на холме в поисках запаха, вытаптывая лапами серпантин. Лес скрылся в темноте, собака на белой глади снега похожа на огромного ястреба, который нарезает круги, прежде чем атаковать жертву. Если бы не светящийся ошейник, голова пса слилась бы с паром, вырывающимся из его ноздрей. Зорро похож на подземное чудовище, окутанное клубами адского дыма.

Зорро – так звали любимого героя Бруно, когда он был ребенком. Зорро появлялся из ниоткуда. Он, словно черный демон, возникал из тени, побеждал противников и так же внезапно скрывался. Он носил маску и черный плащ, похожий цветом и очертаниями на спину бордер-колли. Когда Зорро бежит, кажется, что за его плечами тоже развевается плащ. В мультфильме Зорро боролся за права слабых, спасал девушек, защищал невинных и побеждал злодеев. Он шпагой высекал свою знаменитую метку, букву Z. Бордер-колли не сражается: он ищет и спасает людей, потерявшихся в лесу, исчезнувших в горах или погребенных под лавиной. Он не так популярен, он не задирает нос, не оставляет меток. Он даже не чувствует себя героем. Зорро просто молча делает то, что должен делать. Работает, слушается хозяина, молча и неподвижно наблюдает за ним в ожидании команды или действия. Зорро – умная и сообразительная собака, отличный наблюдатель. Не зря с испанского языка его имя переводится как «лиса».

Бруно узнал об этом, когда побывал в Мексике несколько лет назад. В то время ему еще нравилось быть простым туристом. Он не был волонтером и еще не завел собаку-спасателя. Это недельное путешествие в Акапулько организовала его жена. В этом городе над морем возвышаются небоскребы, на улицах полно американцев. Бруно тут же затосковал по своим горам, хотя раньше даже не думал, что любит их. Вид гор всегда его успокаивал. К тому же Бруно неплохо катался на лыжах. Он научился этому в раннем детстве и проводил в горах практически все свои летние каникулы. Когда он стал достаточно взрослым, то отказался идти по стопам отца, неутомимого альпиниста. И вот почему: его отец был страстным любителем гор, и Бруно не хотел становиться таким же. Ему очень нравилось море, особенно то обещание легкости и бесплатных ленивых развлечений, которые оно давало. Горы нужно заслужить – море же дарит себя безвозмездно.

По этой причине Бруно был уверен, что в Мексике его ждут безмятежные дни в тени разлапистых пальм. Думал, что будет лежать на золотистом песке у кромки воды, смотреть на разноцветных рыбешек или кататься на катере в поисках китов. Он представлял себе другое побережье, атлантическое, как на полуострове Юкатан, но они с женой остановились в огромном городе, который занимал практически всю бухту. Возможно, сто лет назад она и была раем, но сегодня скорее напоминала ад. Чтобы немного прийти в себя, Бруно пришлось отправиться в горы. Поездка проходила на джипе и предполагала просмотр озер и термальных источников.

– Mira el zorro! – закричал водитель, показывая рукой в глубину леса.

– Какой Зорро? Бандит? – оживился Бруно. Возможно, из леса внезапно выпрыгнет человек в маске со шпагой в руке и этот невыносимый отпуск превратится в настоящее приключение.

– El zorro означает «лиса», – пояснил гид.

Бруно так и не увидел мексиканскую лису, но из той поездки в горы он вернулся с четким желанием изменить жизнь. После долгих попыток противостоять своим корням и своему призванию он наконец вернулся на тропу, которая так давно звала его. Восхождения, скалы, лес, снег. Крики ястребов, горные козлы, запах подлеска. Тишина и безлюдье, которое удивительным образом не вызывает чувства одиночества. Особенно если ты в компании с собакой.

В семье Бруно никогда не было собак. Но потом он завел своего первого бордер-колли и начал тренироваться с ним, чтобы стать частью «Альпийской помощи». Бруно долго обдумывал это решение, собирал информацию, даже посетил центр дрессировки. И до тех пор, пока не появилась Гайя, бордер-колли с пытливым взглядом, он участвовал в спасательных операциях с чужими собаками. Они были послушными солдатами и не отличались от собак, которых используют в поиске наркотиков. Они брали след и уверенно бежали по нему. Отличные работники, но Гайя была еще лучше: она читала его жесты, понимала его настроение, слушалась, за километр узнавала его по шагам, голосу и запаху.

Зорро – сын Гайи, и, похоже, он перенял способности своей матери. С самого детства у него был пытливый взгляд, глаза скрывала маска из черной шерсти. Бруно казалось, что Зорро иронично улыбается. Он был похож на благородного героя, который защищает слабых. Как раз в этом Бруно и нуждался.

Теперь Зорро в лесу и ждет команды. Из его открытой пасти вырывается облако пара. Где-то вдалеке сова издает свой мрачный клич, и лес, увидев, что волк и охотник остановились в нерешительности, снова оживает. Над верхушками елей раздается шелест крыльев, поднимается ветер. Наконец из рации сквозь треск доносится голос Симоне:

– Я иду.

Внезапно Бруно замечает огонек, мерцающий среди деревьев.

– Вижу тебя, – отвечает он в рацию.

Через несколько минут из леса выходит Симоне, рядом с ним семенит лабрадор. Собаки обнюхивают друг друга издалека. Они давно знакомы, к чему сантименты? Никаких излишних обнюхиваний, никакого виляния хвостом, не говоря уже о лае. Собака лает лишь по определенным причинам, когда хочет сообщить о чем-то важном.

– Рассказывай, что случилось, – требует Симоне, не поздоровавшись.

Бруно сухо объясняет:

– Собака не работает, возвращается наверх вместо того, чтобы искать внизу.

Симоне почесывает подбородок:

– Знаешь, я бы отпустил его. Пусть делает то, что считает нужным.

– Хорошо, давай попробуем, – вздыхает Бруно, но затем уточняет: – Я звал мальчика, но он не отвечает.

– Посмотрим, куда побежит собака, – настаивает Симоне.

Бруно сдается и командует:

– Вперед, Зорро, ищи!

Зорро бросается вперед с высоко поднятым носом. Сигнал очень слабый, но все же он есть. Он исходит с вершины холма, сверкает, словно искра лазера. Зорро разворачивается и поднимается на холм. Бруно идет следом на полусогнутых ногах и пытается вытоптать снег, лыжи исчерчивают белоснежную поверхность. Симоне спешит за ними. Балу принюхивается: возможно, он тоже уловил сигнал, но теперь ждет команды.

Зорро останавливается, опускает нос в снег. Затем он поднимает голову и начинает лаять.

Теперь лает Балу.

Бруно достает из рюкзака зонд. Он освещает фонарем землю и собирается воткнуть кончик зонда в снег. Симоне тяжело дышит. Собаки замолкают, мужчины наклоняются, их колени тонут в снегу. Бруно кричит:

– Лука, Лука, ты меня слышишь?

5. Под снегом

Глубокая ночь. Вокруг – непроницаемая темнота, тяжелая, как черное одеяло. Не видно звезд, не видно луны. Лука едет по лыжне, в его руках факел, которым он освещает путь. Он спускается все ниже и ниже, подняв правую руку, словно факелоносец на Олимпийских играх. Почему он не поехал с остальными, не остался в группе факелоносцев? Почему он всегда сам по себе, все делает в одну голову, как говорит его мама? Родители считают, что Лука хочет бросить вызов миру, но это не так. Все, чего он хочет, – справиться с невидимым червем, который гложет его изнутри. С тоской и досадой, которые охватывают его из-за того, что приходится быть рядом с другими. Рядом с теми, кто тратит время на идиотские шутки и обзывает Луку салатом из-за его кудрявых непослушных волос. С теми, кто притворяется крутыми качками. Пусть они и не говорят об этом вслух, но они все время пытаются обойти друг друга, постоянно соревнуются, кто быстрее. Их сноуборды – только последней модели, в них вставлен чип, и ты видишь на планшете достижения, регистрируешь их и определяешь средний результат… Нет, Лука не хочет проводить время с такими «друзьями».

Они терялись впереди, завывая, словно волки в звездную ночь. Рядом – опытные тренеры, в каждой руке – по факелу. Но Лука – волк-одиночка. Такой ник он выбрал для онлайн-игр. Он оторвался от остальных и теперь молча скользит в темном лесу между деревьями – из-за снега они стали похожи на армию гигантских призраков. Факел тускло освещает путь, и вскоре пейзаж становится еще более призрачным, неподвижным, ледяным. Ветра нет, не слышно никаких звуков, даже скрипа лыж на снегу. Лука поднимает факел повыше, чтобы его можно было увидеть в темноте. Ему кажется, что он попал в другое измерение, похожее на те, что он видел в онлайн-играх. В них волк-одиночка исследовал неизвестные территории, полные ловушек и врагов. Ему нужно было смотреть в оба, чтобы избежать первого и победить второе. В играх территория хорошо различима и логична. Здесь же пейзаж неясен. Луку будто окутал внезапно сошедший с неба туман. Он чувствует, как холод проникает под кожу, как от елей, похожих на молчаливых гигантов, исходит ледяное дыхание. Дыхание смерти. Хотя, если присмотреться, это уже и не ели вовсе. Они превратились в кипарисы и обрамляют спуск, делая его похожим на длинный путь на кладбище.

Да ладно, мне всего лишь девятнадцать, думает Лука, чувствуя, как его кудрявые волосы встают дыбом, словно шерсть у напуганной кошки. Он не носит шапку: с таким облаком волос шапки не нужны. Внезапно Лука понимает: это дорога на кладбище, где покоится его дедушка.

Как же давно я его не навещал… Но почему я оказался здесь? Факел дрожит. Нет, это не мои похороны, я один, рядом никого. К тому же я еще слишком молод, черт побери.

Лыжи словно застряли в снегу, и лыжня уносит Луку вперед. Он не может остановиться, ноги и руки будто окаменели. Из-за этой суеты он роняет факел, и снег поглощает его, шипит, тщательно прожевывает каждый язычок огня. Внезапно лыжи тормозят, и Лука останавливается. Он испуганно смотрит на черную лужу перед собой. Снег растаял, на поверхности воды появляются лучики света, похожие на звезды. Лука смотрит наверх, но не видит на небе ни одной звезды. Небо смолистое, угрожающее, такое низкое и тяжелое, что до него, кажется, можно дотронуться.

Лука опускает взгляд и снова смотрит на лужу. Одна точка растет в размерах и отделяется от других, как комета, которая летит к Земле. Она поднимается к поверхности воды с той же скоростью, что и тело в свободном падении. Лука в ужасе поднимает глаза. Почему на небе нет звезд, которые бы могли отражаться в воде? Почему этот луч света расширяется? Лука снова смотрит на лужу, но воды в ней больше не осталось. Теперь она похожа на дыру, заполненную слепящим светом. Поверхность разбивается на тысячи сияющих осколков. Лука кричит. Один осколок попадает ему в плечо. Возможно, лавина этих метеоритных осколков его вот-вот накроет с головой.

Затем он слышит лай.

Голоса.

Лука просыпается, его сердце бешено стучит.

На этот раз голоса слышны прямо над ним: «Лука! Лука!»

– Помогите, я здесь, помогите! – кричит он во все горло.

– Спокойно, парень, сейчас мы тебя вытащим. Куда попал зонд?

– В плечо! – кричит Лука.

– Хорошо, копаем здесь.

Голос кажется сдавленным, но Лука слышит вдалеке другой звук: кто-то усердно роет снег. Вдруг это крыса? Или подземное чудовище, которое атаковало его как раз в тот момент, когда прибыла помощь. Потом до него доходит, что это шум лопаты, что его собираются освободить. Луке кажется, что воздух становится менее плотным, он чувствует поток легкого, свежего ветра. У воздуха, оказывается, тоже есть запах. Луке кажется, что он даже чувствует его вкус. Рот заполняется слюной, словно внезапно пахнуло свежей выпечкой.

Воздух приносит с собой горячее дыхание, затем что-то дотрагивается до плеча, освобождает Луку от снега. Кто-то берет его за руку.

– Вот и все.

Голова, лицо. Лука пьет воздух, глотает его, словно воду, литр за литром. Он чувствует, как расправляются его легкие. В это время две руки гладят его по лицу и плечам, стряхивая землю и снег.

– Как ты, малыш? – спрашивает кто-то.

– Нормально, – кашляет он. И через секунду добавляет: – Меня зовут Лука.

– Да, я знаю. Все в порядке, Лука?

Лука зажмуривает глаза. Он с трудом различает лицо мужчины в темноте, но ему хочется обнять и расцеловать его. По лицу бегут слезы, и Лука с трудом говорит:

– Спасибо.

– Лука, скажи мне, ты чувствуешь ноги? Спину? – спрашивает кто-то другой.

– Ноги чувствую, они увязли в снегу. Спину тоже чувствую.

– Хорошо, сейчас мы вытащим тебя полностью. Не волнуйся, попей немного, – приказывает первый мужчина.

Лука пьет воду из фляги, и ему кажется, что по телу разливается магический эликсир. Перед его глазами видение: за спинами мужчин он четко видит двух фей с сияющими нимбами на длинных волосах. Двух молчаливых фей, от которых пахнет мхом.

Мужчина говорит кому-то:

– Ты видишь наше местоположение? Хорошо, дождемся снегохода, похоже, с парнем все в порядке.

В ответ раздается треск:

– Спасательное подразделение уже в пути. Пять минут.

Лука понимает, что они говорят по рации. Значит, это не простые туристы. Он спрашивает:

– Кто вы?

– «Альпийская помощь», – отвечает мужчина. Он до сих пор роет снег. Теперь одна из фей встает и подходит к нему поближе. Она тоже хочет помочь и начинает копать, быстро перебирая лапами.

– Но это же… собака! – вырывается у Луки.

– Конечно, а ты думал кто? – весело отвечает мужчина.

– Ну да, точно, собака… – Лука расслабляется. Как же он не догадался? Две феи с нимбами – это собаки в светящихся ошейниках.

– Он знает, где нужно копать, и помогает мне, – поясняет мужчина. – Хорошо, Зорро, продолжай.

– Зорро? – Лука округляет глаза. – Его зовут Зорро?

– Да, – отвечает мужчина и сразу же добавляет: – Я знаю, о чем ты подумал. О герое мультфильма.

– Не могу поверить, что меня спас именно Зорро, – бормочет Лука.

– Не всем так везет, правда? – задумчиво произносит мужчина. Туловище парня уже выкопано, и Зорро приступает к освобождению левой ноги. К приезду снегохода Лука уже на свободе. Он видит, что небо – прекрасное и живое – усыпано звездами. Он снова плачет, но никто не смущается, все стоят рядом и не произносят ни слова. Похоже, фельдшер тоже растроган, он хлопает парня по плечу:

– Ну же, Лука, все позади.

Лука кивает, бормочет благодарности. Фельдшер ненамного старше него. Кудрявые волосы спрятаны под флисовой повязкой. Он улыбается:

– Ты молодец.

– Да ладно, я олух, – бормочет Лука.

– О чем ты? Это может случиться с каждым. Тебя нашли, и ты ничего не сломал. Молодец.

Лука хотел бы настоять на своем и прилюдно пообещать, что он больше никогда не оторвется от других, перестанет быть идиотским волком-одиночкой. Но его уже положили на носилки и несут в снегоход. Термоодеяло, в которое его укутывают, дарит надежду: все будет хорошо.

– Где собака… Зорро? – спрашивает Лука у фельдшера.

– Он ушел домой, его работа закончена.

Работа? Лука огорченно вздыхает. Он даже не представлял, что однажды станет работой для собаки.

6. В поисках хозяина

Всем привет! В приюте появились шесть щенков, и они о-ча-ро-ва-тель-ны! Только посмотрите на этих малышей!

На фотографии – шесть пушистых комочков разного цвета, от темно-серого до белоснежного. На мордочке у каждого – словно белая маска. Глаза у щенят – черные или небесно-голубые. Над головой уже торчат ушки.

Ответы посыпались незамедлительно, практически в режиме реального времени.

Прекрасные! Чудесные! Очаровательные, что за порода?

«Ну вот», – Мари чувствует легкое раздражение: почему они только и думают, что о породе? Она написала, что порода неизвестна, это помесь. Разумеется, человек, задавший вопрос о породе, больше не ответил. Возможно, он уже читает другие новости или сплетни, общается с другими людьми. В общем, потерял к щенкам интерес.

Какие чудесные, Мари! Их курируешь ты?

Это Донна Флор, аноним, который часто присылает пожертвования на собак. Сегодня она онлайн и моментально ответила – волшебство, не иначе! Щенки точно родились под счастливой звездой.

Сейчас щенки находятся в приюте, но мы уже ищем им хозяев. Возможно, кто-то захочет приютить одного из малышей?

Мари осмелилась написать это, потому что прекрасно знает: раздавать щенков нужно в первый месяц после рождения. В это время они такие милые, что растопят даже каменное сердце. Но как только проходит три месяца, найти хозяина становится практически невозможно.

Я отправила тебе немного на них.

«Чудесная, невероятная Донна Флор, настоящий ангел», – думает Мари, едва не крича от радости.

Огромное спасибо! Малыши шлют вам тысячи поцелуев! – пишет она в ответ.

Восторженные комментарии продолжают поступать. Люди поздравляют Мари, словно она стала мамой щенков. Но забрать их пока никто не предложил. Как обычно, написали друзья приюта, волонтеры, спонсоры, любители собак, помогающие удаленно, несколько друзей из университета. Бывшая одноклассница похвалила Мари за смелость. Но о какой смелости она говорит? Мари недовольно качает головой. Этот комментарий кажется ей неуместным, преувеличенным и даже наигранным. Как бы ужаснулась одноклассница, если бы увидела ее порванные джинсы, испачканные землей, безразмерный свитер непонятного цвета, резиновые сапоги и грязные руки с короткими ногтями! Но почему Мари терпит все это: собачьи какашки, следы грязных лап на джинсах, вонючий корм, запах мокрой шерсти, громкий вой, шершавые поцелуи в лицо?

На самом деле Мари не выносила то, что все остальные считали абсолютно нормальным: походы в бар по субботам, отвратительные напитки кислотных цветов, узкие джинсы, облегающие куртки. Даже туфли на каблуках, которые ей так советовала мама: они сделают тебя более стройной, более женственной. И подруг, окруженных ароматом духов, от которых накатывает тошнота. Будто ты принял ванну с химической жидкостью и она оставила несмываемый шлейф жасмина или ландыша. Мари чувствовала этот запах даже когда возвращалась домой. Ее утомляли бары и пустая болтовня, глупые прогулки вдоль витрин магазинов, разговоры о неизвестных, воображаемых или недостижимых парнях вроде певцов, актеров или спортсменов. На самом деле именно для таких развлечений нужна храбрость.

В отличие от модного парфюма, специфический собачий запах никогда не вызывал у девушки головную боль или головокружение. В приюте она не чувствовала себя заложницей, как чувствовала в родительской квартире еще два года назад. Все восхищались потрясающим вкусом Ринальдо, ее отца-архитектора, и Гленды, мамы-дизайнера. Он итальянец, она американка. Два человека с удивительным эстетическим вкусом, красивые и сияющие, словно созданные друг для друга. Им было хорошо вдвоем, по крайней мере up to a point, как говорила мама, «до определенного момента». Потом им захотелось создать семью, завести детей. Не меньше двух: квартира наполнилась бы жизнью, и нашлось бы применение трем роскошным ванным комнатам. Но появилась одна Мари, и то после долгих усилий. Она не была похожа на тех ангелочков, которыми мама украшала детскую. Мари была худенькой и высокой, немного замкнутой. Мало ела, чем очень расстраивала бабушку. Мари никогда не любила ни музеи, ни церкви, ни театры, ни выставки, где родители проводили все свободное время и чувствовали себя как рыбы в воде. Мари любила горы, поездки на озера, верховую езду. Одно время у нее даже была своя лошадь в конюшне. Семья одобряла это занятие, по крайней мере up to a point.

«Главное – чтобы это не стало манией», – говорила Гленда, хотя у нее самой маний было предостаточно: мода, броские пластмассовые украшения, свечи для украшения дома, маниакальная любовь к порядку, импульсивная покупка журналов, которые оставались лежать в гостиной и порой даже не вынимались из целлофановой упаковки. Лошадь же означала, что одежда, волосы и даже салон минивэна, на котором Гленда возила Мари в конюшню, будут вонять. С этим запахом не справлялись даже ароматизаторы и саше с травами.

А еще лошадь означала привязанность к животному, чего ни мама, ни папа понять не могли. Это непостижимое чувство разделяло вселенную на две половины. С одной стороны – творческие люди, которые создают искусственный мир и заставляют природу преклониться перед собой. С другой – сама природа с ее бессознательными существами, невежественными и не достойными внимания. Максимум, чего они достойны, – забота, но лучше бы их вообще не было, поскольку они опасны для здоровья и препятствуют человеческому развитию.

– Ветеринарный факультет? – хором воскликнули родители, когда Мари сообщила им о своем выборе перед выпускными экзаменами в школе.

– Почему именно ветеринарный? Ты знаешь, что это такое? Ты ведь говорила, что хочешь стать врачом. Разве ты не выбирала между медициной и юриспруденцией?

Тактика выживания в среде эстетов-интеллектуалов, вот как это называется, подумала тогда Мари. Однако вслух говорить ничего не стала. Она любит родителей: они внимательные, заботливые, вежливые. Папа гордится своей умницей-дочкой. Мама внимательно ее слушает, пытается понять и принять тот факт, что Мари совсем на них не похожа.

Правда, есть одно «но»: Мари вынуждена защищаться. Она годами говорила, что хочет стать врачом. Родители представляли себе медицинский университет, престижный диплом, хорошую работу. Затем Мари начала мутить воду: юриспруденция, адвокат, судья. Ринальдо был тронут: моя дочь – и судья! Он уже представлял ее в черной мантии, такую элегантную и статную. Авторитетная женщина, которую нельзя назвать красавицей, но она с лихвой компенсирует это своим очарованием.

Но ветеринарный факультет? Лечить чудовищ? Артриты, глисты, вирусы, опухоли, диарею? Вой, рычание, хрюканье, царапины, укусы… Эти монстры не понимают, что им желают добра, и пытаются пустить в ход свои зубы. Никакой благодарности. Никакого вознаграждения. Почему, Мари? Неужели мы тебя избаловали?

Мари пожимает плечами. Ринальдо всегда нуждался в том, чтобы его заметили, признали, похвалили. И Гленда – тоже. Но Мари совсем на них не похожа. В ветеринарном деле тоже есть награда, но она другого толка. Правда, родители вряд ли это поймут.

Девушка вздыхает: так много комплиментов ее прекрасным малышам, но ни одного предложения забрать щенка. Конечно, требуется время. К тому же тот, кто хочет завести собаку, обычно ищет щенка на сайтах заводчиков. Человек с прекрасной душой, готовый взять дворнягу, часто действует импульсивно, под влиянием момента.

А значит, подумала Мари, нужно оторваться от компьютера. Девушка встает из-за стола и садится на корточки рядом с коробкой. Как только она подходит, щенки поднимают головы и начинают скулить. Мари слышит бодрый цокот когтей по полу. Через секунду в комнату заходит Молли: она спешит к щенкам. Старая собака проводит много времени в офисе. Она приняла малышей и, как только слышит вой, сразу же бежит к ним, чтобы облизать, утешить и дать себя потрепать.

– Я должна взять с собой парочку, – говорит Мари, повернувшись к Молли. Собака смотрит на нее и издает низкий вой. Неужели она поняла? Мари уже давно верит, что Молли прекрасно понимает человеческую речь, каждое слово. Марино, ветеринар, и Фернандо, кинолог, говорят, что собаки узнают речь, но понимают только жесты. Но Мари уверена: Молли опровергает эти теории.

– Прости меня, Молли. Они не могут остаться здесь навсегда, понимаешь? – Мари гладит собаку. Молли прикрывает глаза и тяжело дышит, как мать, которая смиряется с необходимостью отпустить своих детей и остаться одной в лагере беженцев.

Мари ставит на заднее сидение машины клетку с двумя щенками – темно-серым и белым.

– Ведите себя хорошо и не бойтесь. Мы скоро приедем, – она говорит так уверенно, словно на заднем сидении не щенки, а дети.

Мари устраивается поудобнее и до упора давит на педаль газа. Если этого не сделать, машина сразу же заглохнет. «Не помешал бы ремонт, только найти бы того, кто не посоветует мне отвезти автомобиль прямо на помойку…» – думает она, пока переключает передачу и еле-еле трогается с места. Машина при этом грохочет, как самолет.

Жить в маленьком городе удобно – можно быстро доехать куда угодно. Например, от приюта до университета всего десять километров. Если не будет пробок, она окажется на месте через полчаса. Кому хочется наворачивать десятки километров в столице, проводить жизнь в пробках, наблюдая, как день и ночь сменяют друг друга со скоростью американских горок?

Мари смотрит на часы: через десять минут профессор Кардини будет в аудитории. А сейчас она точно найдет его у кофейного автомата. Таков ритуал: перед лекцией профессор покупает кофе и выпивает его в одиночестве. Он избегает университетской столовой, предпочитая ей одинокий автомат рядом с туалетом. Студенты считают его скупердяем, ведь кофе в автомате стоит в два раза дешевле. Но Мари думает, что таким образом профессор хочет избавить себя от лишней болтовни с коллегами и студентами. Автомат стоит в конце коридора, им пользуются только уборщики, и Кардини прячется там, словно в межгалактическом пространстве, в дыре между планетой, откуда он прибыл, – Швейцарским исследовательским институтом – и искусственным атоллом факультета, этого современного здания на окраине, которое даже в день открытия уже выглядело уродливым и тоскливым. С городом его связывает всего один автобус. Возможно, университет стоит считать вторым, ненужным космическим спутником.

Мари понимает, что потревожить профессора микробиологии, светило науки Кардини – это слишком. Неслыханная дерзость, особенно если учесть, что он человек резкий, кажется, даже мизантроп. Но как-то после лекции профессор сказал, что он «мизантроп ровно настолько, чтобы любить микробиологию». Именно поэтому Мари и решила, что подойдет к нему с накрытой одеялом клеткой. И еще потому что в конце другой лекции в ответ на неуместное и запрещенное телефонное пиликанье профессор прогрохотал: «Чем больше я смотрю на людей, тем больше я люблю животных».

К тому же Мари провела небольшое исследование. У Кардини нет собаки, но он подходит на роль хозяина. Человек средних лет, женат, взрослые дети учатся за границей (Мари заметила, что это общая характеристика многих профессоров среднего возраста). Большой дом в жилом районе, любовь к долгим прогулкам (еще одна схожая черта. Люди помоложе любят бегать или кататься на велосипедах).

Была не была! Мари делает глубокий вдох и останавливается перед ужасным Кардини, который прихлебывает кофе. У него суровое выражение лица и опустошенный взгляд, словно он вынужден пить горькое зелье, чтобы морально подготовиться к фатальной встрече со студентами.

– Добрый день, профессор. Простите, что отвлекаю вас, – вежливо говорит Мари. Но профессор не отвечает. Он неподвижно смотрит сквозь Мари, будто ее тут нет. Все знают, что Кардини ненавидит, когда его беспокоят.

Мари ставит клетку, из которой доносится сдавленное поскуливание, на столик рядом с автоматом. Она снимает с клетки одеяло, открывает дверцу и достает двух щенков. Она шепчет: «Ну вот, будьте умницами, ну же, ну же…»

Внезапно мужчина оживает. Кустистые брови поднимаются на лоб, и он резко восклицает:

– Что вы делаете, синьорина? Вы принесли щенков? На лекцию?

– Извините, профессор. Этих щенков бросили, я не знала, с кем их оставить, они такие милые… Только взгляните…

– Что за шутки? Мы ведь не в зоопарке, – грохочет Кардини. Но при этом внимательно смотрит на щенков в руках Мари. Девушка тут же протягивает ему одного: – Возьмите его, пожалуйста, а то я сейчас его уроню!

Готово. В руках у профессора – до невозможности милый щенок. По мнению всех сотрудников приюта, он самый красивый из помета: серая шерсть с жемчужным отливом, голубые глаза и белый хохолок на голове. Один из волонтеров назвал щенка Мэрилин Монро. И теперь Мэрилин Монро уставилась своими небесными глазищами на сердитого профессора и заскулила. Возможно, она хотела пропеть одну из знаменитых фраз Мэрилин: «Иногда мой мозг жадно тянется к науке!»

Лицо профессора уже смягчилось:

– Какой малыш, какой маленький…

Затем он смотрит на Мари и снова хмурится:

– Это ведь живое существо, нельзя таскать его за собой куда вам вздумается. Тем более на лекцию. Вы это понимаете?

Мари всем своим видом показывает, что она раскаивается:

– Вы правы, профессор. Мне очень жаль.

– Этот бедный щеночек нуждается в хозяине, в человеке с головой на плечах. В том, кто позаботится о нем как следует.

Мари серьезно кивает. Она возвращает братика Мэрилин в клетку и протягивает руки к профессору, чтобы забрать у него щенка.

– Конечно, я сейчас же отвезу его в приют.

Кардини отдает Мари щенка, и тот сразу же начинает пищать. Молодец, Монро, так держать, победоносно думает Мари.

– В приют? – мужчина приходит в ужас от этого слова.

– Их больше негде оставить, – вздыхает Мари, стараясь двигаться медленно. Она не успевает положить Монро в клетку – профессор снова берет у нее щенка. Монро тут же перестает пищать и устраивается поудобнее на руках мужчины.

– Забудьте, я сам займусь этим щенком, – ворчит он. В это время Мари закрывает клетку и наконец говорит мужчине правду: – Это девочка.

– Девочка? – взволнованно переспрашивает Кардини, наклоняясь к щенку. В глазах у того уже читается обожание. Это любовь с первого взгляда, и Мари бежит в сторону университетской столовой в поисках следующей жертвы.

7. Малыш

– Ну что, как ты?