– Берите-берите.
Думаю, если б не моя жалостливая история, а, напротив, я прямо в лоб стала бы у служительницы о Кирсанове выспрашивать, не пятьюстами за коробку дело бы обошлось, а многими тысячами.
Еще одно доказательство, что креативность в нашем деле (да и по жизни вообще) важнее, чем тугая мошна.
Через десять минут поисков дама выдала результат: Кирсанов Павел Петрович заключил брак в здешнем, Первом московском («Пушкинском»), загсе восемнадцатого июля одна тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года с гражданкой Ростиславлевой Юлией Валерьевной, 1969 года рождения, прописанной по адресу: Москва, переулок Урицкого, дом семь, квартира сорок два. После свадьбы Ростиславлевой присвоена фамилия Кирсанова.
– Спасибо! Спасибо вам большое! – чуть не со слезами на глазах возблагодарила я.
– А дальше ты в паспортном столе, по месту прописки жены, братика своего ищи, – напутствовала меня служительница.
* * *
Я вернулась к своей машине. Мне представился восемьдесят седьмой год, начало перестройки, и два милых юных существа, ему – девятнадцать, ей – восемнадцать, принадлежащих к высшим кругам советского общества, заключают здесь брак. Пьют шампусик на крыльце, а потом едут на «Чайках» в «Славянский базар». Впрочем, нет, шампань на крыльце – это вряд ли; как раз шла горбачевская антиалкогольная кампания, и они, дети тогдашней элиты, обязаны были пример верноподданничества подавать…
И вот минуло тридцать лет – и нет ни Советского Союза, ни автомобилей «Чайка» и «Волга», ни тогдашней элиты, и позабыта антиалкогольная кампания, и мертв уже один из тех юных брачующихся… А что второй? Точнее, вторая?..
Я посмотрела по карте в телефоне столичный переулок Урицкого, где прописана была новобрачная Ростиславлева. Теперь такого названия не существовало, его заменило новое/старое имя Февральский. Я определила, какой райотдел тот район окормляет, и отправилась в тамошний МФЦ.
Там я изобразила сцену вторую из слезоточивой мелодрамы «Пропавший сводный братик» и наконец узнала и впрямь драматическую, если не трагическую историю. Она вставала за сухими строками жизнеописания:
В феврале 1991 года граждане Кирсанов Павел Петрович и Кирсанова (Ростиславлева) Юлия Валерьевна развелись.
31 марта 1993 года гражданка Кирсанова (Ростиславлева) Юлия Валерьевна скончалась в возрасте двадцати четырех лет.
В сентябре 1994 года за ней на небеса последовала ее мать, прописанная по тому же адресу.
Еще через три месяца отдал богу душу ее отец.
Я немедленно позвонила и доложила о своих изысканиях Пашке.
Надо заметить, что мой босс, с одной стороны, все мои достижения воспринимает как должное. (А раскрутить за полдня историю целой семьи, причем четвертьвековой давности – это ли не достижение!)
Но с другой, Пашка и на добрые слова в мой адрес не скупится.
Вот и сейчас бросил:
– Молодец, Римма Батьковна! Хорошая работа! И вот, слушай теперь: надо…
Я так и знала, что одним поиском данных тридцатилетней давности дело не ограничится.
Паша Синичкин
Вечером все обитатели дома снова сошлись за обеденным столом в большой гостиной.
Теперь недоставало умершей Антонины Николаевны, не пришла и соседка Елена Сергеевна Одинцова.
Зато моего полку прибыло. Приехала моя помощница-секретарша, рыжуха-секси Римка. Я был рад видеть ее, такую милую, в окружении если не враждебном, то, совершенно точно, подозрительном.
Настроение у собравшихся было, откровенно говоря, самое паршивое. Две смерти в одном доме в течение двух суток. Это было как-то слишком.
Слуги подали горячее. Николай Петрович откупорил и разлил водку – помянуть свою новопреставленную матерь Антонину Николаевну.
Выпили. Постепенно завязался общий разговор.
Константин Пятихатов (возлюбленный Марии Кирсановой-Огузковой), ничтоже сумняшеся завел разговор:
– Кто же теперь будет наследником всего огромного имущества Павла Петровича? Раз матери тоже не стало? Кто получит половину этого дома? Квартиру на Садовом кольце?
– По закону выходит – унаследует Николай, – молвила ему в пандан Мария. – Брат родной покойного Павла. Ты доволен, Николаша? Разбогатеешь теперь. Сам весь здешний дом займешь? У тебя, вона, семейка-то растет. Или продашь братнину половину? Или весь особняк целиком загонишь? А квартиру на Новинском? Тоже реализуешь, а? Она на миллионы долларов тянет. Или сдавать будешь? И еще мы про коллекцию какую-то разговоры слышали – может, поведаешь, что к чему?
И Николай Петрович, и Фенечка в процессе этого монолога метали на Марию злобные взгляды.
Но тут неожиданно попросил слова Евгений. Он даже встал и призвал к тишине. Момент, странное дело, выглядел торжественным. Все обратились в слух. Фенечка на правах хозяйки стала переводить краткое содержание речи Майклу-Мигелю.
– Прежде всего, я хочу извиниться. Перед всеми вами. А особенно перед тобой, Аркадий. Когда два года назад мы с тобой познакомились в оксфордском ресторанчике «The Head of the River», где я, как ты помнишь, подрабатывал официантом, можно было подумать, что наше знакомство стало следствием чистой случайности. Да, в каком-то смысле это так. И, конечно, никак и никем не подстроено, что мы с тобой оба оказались в одно и то же время студентами столь престижного универа. Однако личное наше знакомство произошло намеренно – с моей стороны. Ты уж меня извини за это. Другое дело, что ты, Аркадий, оказался милым человеком, и я отнюдь не кривил душой, когда предложил стать моим «рум-мейтом». И позже, когда начал – совершенно искренне – называть тебя (и считать!) своим другом. Я бесконечно рад, что мы подружились, и я надеюсь, ты простишь мое изначальное маленькое лукавство, и мы продолжим наши добрые между собой отношения… Кое-кто, кстати, может подумать, что я злоупотребляю гостеприимством этого дома… И, возможно, вы спрашивали себя: почему это я решил оставаться под его крышей даже после того, как случилось наше несчастное недоразумение с Павлом Петровичем, о котором многие из вас осведомлены. И дело тут заключалось не только в том, что покойный Павел Петрович вызвался компенсировать расходы по моему излечению… Нет, тут все непросто… Я, как многим присутствующим известно, – сирота. Воспитывался в приемной семье в Тверской области. Мои новоявленные родители никогда не изображали, что они мне родные. Честно говорили мне, что моя мать умерла, и только просили не наводить о ней справки, пока я не окончу школу. Но вот когда я поступил в универ в Москве, я узнал, наконец, как звали мою родную, к сожалению, так рано погибшую мать: Юлия Ростиславлева, в замужестве Кирсанова.
Николай Петрович Кирсанов и Мария Огузкова в один голос ахнули.
– Да! – воскликнул Евгений. – Именно на этой женщине, как многие из вас знают – взбалмошной и, как утверждают, даже не вполне нормальной – женат был в молодости, в конце восьмидесятых годов, покойный Павел Петрович Кирсанов… И когда я вдруг узнал – там, в Англии, – что в одном из колледжей учится парень с фамилией Кирсанов, я приложил усилия, чтобы познакомиться с тобой… Я справедливо рассудил, что ты на деле можешь оказаться моим двоюродным братом… Прости меня, Аркаша, что я не раскрывал перед тобой всех карт… Ты можешь счесть, что я воспользовался тобой, но это неправда… Если встретился я с тобой в тот самый первый момент нарочно, то подружился уж никак не специально, а от чистого сердца…
Аркадий сидел за столом понурив голову, весь красный. На этом месте пассажа Евгения он вдруг вскочил, с грохотом отодвинул стул и опрометью выбежал из гостиной.
– Я потом еще раз извинюсь перед ним лично, – продолжал Базаров. – Надеюсь, он простит меня! Простите и вы меня, Николай Петрович, и все те, кто принимал меня как друга Аркадия – я был (и остаюсь!), поверьте, его другом… Вы можете спросить меня: как я мог выходить драться на дуэли против своего предполагаемого отца? Но, во-первых, что мне оставалось делать, чтобы сохранить самоуважение? А во-вторых, даже рискуя собой, я дважды во время поединка стрелял в воздух…
Мы все смотрели на Евгения во все глаза, слушали во все уши – а Фенечка вполголоса переводила речь молодого человека Мигелю. А Базаров продолжал:
– Неслучайным оказалось и то, что здесь, в вашем доме, появился частный детектив Синичкин. Да, его пригласил сюда Аркадий, однако сделал он это по моей наводке. И подлинная цель сыщика заключалась в том, чтобы определить достоверно, являюсь ли я родным сыном Павла Петровича. К сожалению, Синичкин не смог познакомиться с живым-здоровым Кирсановым-старшим, однако в ходе осмотра спальни погибшего он позаимствовал пару волосков с его расчески, затем волосы Павла Петровича он отправил на срочное исследование ДНК вместе с образцами моей крови. И вот сейчас результат ДНК-теста готов. И, как мне сказали, помощница Синичкина Римма прибыла сюда, чтобы огласить вердикт.
Римка с полуслова поняла, что настал ее выход. Она достала из сумочки конверт, развернула его и прочитала:
– С вероятностью девяносто девять, запятая, и девяносто девять десятых процента пробы совпадают, то есть Евгений Базаров является родным сыном Павла Петровича Кирсанова.
– А раз так, – подхватил я мысль своей прекрасной помощницы, – именно он, Евгений Базаров, является по закону наследником всего состояния Павла Петровича Кирсанова.
Я внимательно следил за тем, как реагируют на новость все присутствующие в гостиной.
До не владевшего русским Мигеля дошло лишь пару минут спустя, когда достиг своей цели перевод Фенечки – она, кстати, оставалась бесстрастной и никак не переменилась в лице. Слуги, Нина и Глеб, остановились в обалдении, словно массовка в телевизионных шоу… Марии Огузковой и ее сожителю Константину новость явно пришлась не по вкусу, хотя, казалось бы, какое им дело до имущества Павла Петровича! А Николай Петрович, опять вмиг лишившийся наследства, застыл в изумлении.
– Так что же это? – вымолвил изумленный Кирсанов-старший. – Теперь он будет считаться моим племянником?
– Судя по всему, так, – с любезным поклоном объявил Евгений. – И коль скоро зашла речь. Тут несколько раз при различных обстоятельствах упоминалось о некой коллекции, которая принадлежала будто бы в равных долях Николаю Петровичу и Павлу Петровичу. Раз я являюсь законным (и единственным) наследником Павла Петровича, я хотел бы, не сочтите за наглость, как можно скорее ознакомиться с вышеупомянутым собранием. Кроме того, предлагаю немедленно пригласить экспертов для оценки вышеуказанной коллекции.
Вдруг возникший разговор о собрании, да еще со стороны постороннего человека (а пока Евгений таковым и выглядел), показался всем присутствующим, даже мне, довольно наглым. Не понравился он, что естественно, ни Николаю Петровичу, ни Фенечке, ни Марии с Константином (хотя, казалось бы, последним что за дело?).
– Прежде чем претендовать на что-то, – грудным голосом проговорил Кирсанов, – или хотя бы даже знакомиться с коллекцией, рассматривать ее или вызывать экспертов, следует для начала официально вступить в права владения. Дело это, насколько я понимаю, небыстрое, не один даже месяц тянется.
– То есть до улаживания всех формальностей вы мне коллекцию не покажете, я правильно вас понял?
– Все верно. Нечего вам ее видеть.
– Да? Хм. Новые наследники маринуются, как я знаю, полгода. А если вы за это время самое ценное из собрания распродадите?
– Придется вам поверить нам на слово.
– Думаете, на вас, Николай Петрович, не найдется никакой управы? Посмотрим. У меня имеются хорошие помощники, – Базаров кивнул на нас с Римкой.
Кирсанов после того только засопел, нахмурился, но ничего не сказал.
После этой стычки ужин заканчивался в напряженном молчании.
Разве что Базаров, явно чувствуя себя хозяином положения, принялся недвусмысленно ухаживать за моей помощницей.
Римка вся млела, и мне, признаюсь, эти ухаживания пришлись не по вкусу.
* * *
Прошло несколько дней.
Римку я в предчувствии надвигающихся событий попросил задержаться в имении.
Каждый здесь, в хаупском доме, занимался своими делами.
Аркадий продолжал искать себе места и пару раз выезжал в столицу на собеседования.
То же самое и Евгений. Вдобавок он много гулял по окрестностям, катался на велосипеде, а однажды я видел его возвращающимся от калитки, ведущей к участку Одинцовой.
Между Аркадием и Евгением после признания последнего пробежала, как мне казалось, черная кошка. Я больше не видел, как они сходятся вместе и задушевно, как раньше, беседуют.
Мария Огузкова и Константин Пятихатов как ни в чем не бывало продолжали гостить на половине Павла Петровича. Много гуляли вдвоем по имению и окрестностям, сами готовили на кухне на своей половине.
Практика совместных обедов-ужинов прекратилась.
Фенечка нянчила сыночка, но пару раз выезжала в Москву. Также и невенчанный ее супруг Николай Петрович. Говорили, что его призывают в столицу дела вузовские.
Окольно я узнал, что всех шестерых вышеупомянутых вызывал на допрос в Следственный комитет мой друг Юрец.
Продолжал гостить и осиротевший Мигель. Он заявил, что увезет тело Антонины Николаевны на новую родину, в Америку. Однако для начала следовало дождаться окончания экспертиз и разрешения на это от властей. Молодежь – Евгений, Аркадий, да и Фенечка – языкового барьера с ним не имела, но и особого стремления к общению не выказывала. В результате, не умея ни с кем толком объясниться из русскоязычных, он бродил, неприкаянный, по дому и саду и часто закрывался в своей комнате.
Между тем следак Пшеничный сообщил мне по дружбе о результатах посмертного вскрытия Павла Петровича и Антонины Николаевны.
Во-первых, оказалось, что никаких следов пороховых газов на кистях рук гражданина Кирсанова не обнаружено. Из чего с вероятностью девяносто девять процентов следовало, что пистолета он в момент выстрела не держал. И, значит, его действительно убили.
И второй интересный момент: в крови Павла Петровича нашелся не только алкоголь. Еще – следы бензодиазепинов.
«В такой дозе, как будто, – прокомментировал мне Юрец, – он две-три таблетки снотворного, предположительно феназепама, принял».
– Или ему снотворное подмешали?
– Может, и так.
– Проверить бы кровь в то утро у всех остальных в доме. Может, они не просто так той ночью столь крепко спали?
– Поздно пить боржоми, мой дорогой. Раньше надо было о подобной экспертизе думать. Теперь остается только задаваться вопросом: кто в тот вечер суп разливал? Вино и чай?
– Кстати, Антонина Николаевна – единственная, кто в ночь первого убийства спала плохо. И хоть что-то видела. Убегавшую из комнаты Базарова Елену Сергеевну, например. И покойная, кстати, как я заметил, имела обыкновение свой личный, собственный чай попивать, из комнаты принесенный в пакетике. Кстати, и на вторую ночь – когда, в свою очередь, убили ее, старуху, – тоже всем остальным спалось сладко.
– Но в крови и в желудке Антонины Николаевны Кирсановой никаких следов снотворного нет.
– Ну да, у нее же личный чай был, собственный. «Сонный», как она говорила… А что эксперты по ее поводу говорят? Почему она померла?
– Эксперты утверждают: острая сердечная недостаточность. И высказывают предположение, что причиной остановки сердца стала резкая гипотензия, то есть падение артериального давления. А последнее могло быть вызвано бесконтрольным приемом лекарства, бета-блокатора, причем в сверхвысокой дозе. Как будто она около десяти таблеток этого бета-блокатора приняла – следы его и в крови обнаружили, и в желудке.
– Она знала, что сниженным давлением страдает, и все вокруг это ведали. Мне Майкл-Мигель о том говорил. Явно ей этот препарат не показан был.
– Значит, что? Самоубийство?
– Скорее, она бета-блокатор этот по ошибке приняла. Или ей кто-то его под видом невинного лекарства подсунул. Ты же вроде утверждал, Паша, что она гомеопатией увлекается?
– Да, было такое – видел я на ее тумбочке коробочку с пилюльками.
– Но при осмотре ее комнаты и вещей никаких гомеопатических средств не нашли.
– Значит, кто-то под видом гомеопатических гранул подложил ей бета-блокатор. Старушка приняла – и отправилась на тот свет. А потом этот кто-то коробку с гомеопатией (и остатком смертельных таблеток) с места происшествия изъял.
Итак, теперь было подтверждено: в доме Кирсановых действительно произошли два убийства.
И тем же вечером мы установили в комнате Базарова – с его согласия – скрытую видеокамеру. Тут имелась коллизия: по закону нам надо было спрашивать разрешения хозяина дома, то есть Николая Петровича, – но мне этого ни разу не хотелось. В конце концов решили обойтись без него. Наблюдение вели из комнаты Римки, мы с нею посменно.
А на следующую ночь наступила развязка.
* * *
– Перестаньте! Что вы делаете?! – закричал что есть силы Базаров.
Ему было от чего перепугаться. Посреди ночной комнаты перед ним стоял человек в шелковом халате поверх пижамы и направлял прямо в лицо Евгению «вальтер».
Слава богу, мы с Римкой оказались начеку и наготове.
Я первым вбежал в комнату Базарова, прыгнул сзади и сбил с ног человека с пистолетом.
«Вальтер» выскользнул из его рук и отлетел к кровати.
Я заломил за спину обе руки лежавшего подо мной ничком Николая Петровича Кирсанова.
Чуть ранее.
Фенечка проскользнула в комнату Базарова. Он спал, раскинувшись на кровати.
Девушка в одной ночной сорочке пересекла темную комнату и присела у изголовья. Наклонилась и поцеловала спящего в губы.
Тот пробудился.
– Ты кто? Что ты делаешь?
– Не ждал? А я так долго ждала тебя – с того поцелуя в беседке, помнишь? – что уже не могу терпеть. Подвинься, мой дорогой, я лягу. Что же ты медлишь?
– Феня, пожалуйста. Не надо.
– Ты не хочешь меня?
– Нет. Нет. Не хочу. Уходи.
– Ну почему же?! Милый! Никто не узнает. Маленькое ночное приключение.
– Нет, Феня! Отстань! Уйди!
– Ну что ты говоришь? Ведь я же знаю: я тебе нравлюсь. И я очень, очень хороша в постели. Тебе будет очень вкусно. И потом, как ты думаешь, каково мне замужем за стариком? Ведь он такой тусклый, унылый, вялый! А мне так хочется молодого, сильного, резвого тела! Так хочется – тебя!
– Иди к черту!
– Да что ты говоришь?!
– Я говорю – уходи! Убирайся!
– Ты еще пожалеешь!
– Вали отсюда, что тебе неясно!
– Ах так! Паршивый гад! Импотент! Мерзавец!
Она, словно разъяренная фурия, выскочила из комнаты Базарова и бегом помчалась по лестнице вниз, на второй этаж.
Вбежала в кабинет, где на диване спал Николай Петрович. Бросилась к нему, простирая руки:
– Николенька! Николенька! Спаси! Он покушался на меня! Заманил в свою комнату! Попытался изнасиловать! Грязно домогался!
– Да что ты говоришь?! Кто это?
– Как ты не понимаешь! Евгений! Базаров! Он завлек меня к себе, стал приставать! Разделся! Лапал! Предлагал мне денег. Потом стал ломать руки – вот, смотри, я вся в синяках, еле вырвалась. Пойди! Поговори с ним! Как мужчина с мужчиной!
– Ах, мерзавец! – Николай Петрович вскочил с дивана, накинул поверх шелковой пижамы халат.
– Подожди, стой! Он сильный! Он искалечит тебя! Подожди же, Коленька! Возьми оружие!
– Да стоит ли?
– А как ты еще от него добьешься толку? Ты что, не знаешь подобных проходимцев? Они только силу уважают! Кто силен – тот и прав!
И Николай Петрович, подзуживаемый Фенечкой, достал из сейфа дедовский «вальтер» и бросился на третий этаж, в комнату Евгения.
…Слава богу, что мы с Римкой были наготове. И успели вбежать в комнату Базарова очень вовремя и предотвратить еще одно смертоубийство.
Когда же мы показали Николаю Петровичу видеозапись того, как Фенечка пытается соблазнить Базарова, он бросился к своей сожительнице и потребовал объяснений.
И она упала к его ногам и повинилась во всем.
Прибывший в имение утром Юрец Пшеничный и наряд «пэпээсов» задержал гражданку Феодосью Ивановну Арбузову (Фенечку).
Фенечка
Шестью годами ранее
Вопреки буддизму ты жизнь живешь всего лишь раз, и никогда ничего нельзя исправить.
Ничего не зачеркнешь и не перепишешь заново – набело.
И поэтому надо постараться прожить максимально удобно и уютно – здесь и сейчас. Не откладывая на завтра и по возможности стараясь избегнуть мытарств, страданий и терзаний.
Потому что то, что говорит христианство о загробной жизни и посмертном воздаянии, это тоже блеф. Ничего там, за гробом, нет. Пустота и чернота.
У тебя – только одна жизнь. И только одна попытка.
Фенечка помнила, как одноклассники переделывали в школе хрестоматийную цитату из Николая Островского. «Жизнь дается человеку один раз, – говорилось в первоисточнике, – и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Дальше там еще коммунистическое бла-бла-бла про то, что надо отдать, дескать, эту жизнь борьбе за освобождение человечества – глупость, в которую даже при социализме никто не верил. Братья Кирсановы, во всяком случае, точно не верили – она от Николая Петровича слышала в этом месте глумливое: «…Надо прожить так, чтобы не было мучительно больно». И – точка.
А она бы еще добавила: «…чтобы не было мучительно больно, а только приятно».
На ее беду, стартовых условий у Фенечки – в отличие от тех же братьев Кирсановых, баловней советских времен, – имелось кот наплакал.
Вернее, первые-то лет десять были хороши – жаль, не ценила, разницы не знала. А потом папаша, чудак и подонок, связался с молодухой, завел новую семью, бросил прежнюю, всех троих: мать Фенечки, ее самое и сестру.
С отцом у девушки со временем отношения наладились. Она даже в новую его семью стала в гости приезжать, со сводным братиком (которого немедленно сделала отцу молодуха), типа подружилась. Плохой мир, известное дело, лучше доброй ссоры. А отец свою неизбывную вину перед брошенными дочерями пытался искупить: то деньжат подбрасывал, то летний отдых оплачивал, то смартфон новый покупал.
Матери-то сильно поплохело после развода. Особенно в материальном смысле. При отце она, как в декрет с первой дочерью ушла, больше и не работала. А тут – ба-бах. Алименты, конечно, алиментами, но отец особо не расщедривался, пришлось снова пойти ишачить. Плюс моральные страдания. И от предательства, конечно. И еще от отсутствия перспектив – кому она нужна, сорокалетняя, с двумя девчонками, одной – десять, второй – четырнадцать? И от каждодневной необходимости добывать свой хлеб в поте лица своего: бежать по утрам на электричку, душиться в переполненных вагонах, чтобы после двухчасовой дороги – еще восемь, а то и все десять-двенадцать, с переработками, часов гнуть спину над постылым компьютером. И то хорошо, и то спасибо, что такую службу нашла!
И ведь (подмечала Фенечка) ничего никому за это не было. Никакого воздаяния. Ведь если бы был Бог, он бы всем полной мерой отсыпал. И всыпал! Но нет. Ничего. Ни отцу – за то, что семью бросил. Ни Лизке, новой бабе его, – за то, что чужого мужика, хорошего-умного-доброго, из семьи увела. И не последовало никакой компенсации матери за все ее страдания. Нет, нет и нет.
Вот так и за гробом ничего не будет. Ведь если бы было чего – как-нибудь дали б знать. Чего-нибудь вездесущая наука установила. А то в тайны квантов, кварков и всяких там пи-мезонов ученые своим пытливым, блин, взором проникают. А про загробную жизнь (самое интересное, что есть на свете!) ни слова сказать не могут. Значит, там темнота и пустота. А даже если предположить невозможное, и райские, к примеру, кущи или адские сковородки – они существуют, то это сколько же надо ждать с постной рожей, в умильном платочке, в старенькой одежонке? Ходить, поклоны бить – чтобы потом, посмертно, поиметь гигантское счастье загробное?
Короче, жить надо здесь и сейчас.
Эту мысль Фенечка для себя сформулировала рано. Еще даже раньше, чем первые месячные пришли.
И для того чтобы обеспечить себя по жизни всем необходимым, и окружить комфортом, и получать удовольствия всяческие, в средствах особенно стесняться не следует. Вершить то, что ты сама считаешь правильным. Особо, конечно, палку не перегибать. Семь (или сколько их там, десять?) смертных грехов не совершать. И не потому, что боженька воздаст по заслугам. А потому, что могут здесь и сейчас поймать за руку. И на земле покарать. А если видишь, что дело верное, – почему бы не поступить так, как сама считаешь правильным? Как полезно будет для тебя самой и твоего благополучия? Об этом всегда надо задумываться, когда судьбу свою определяешь.
Так и с учебой. Зачем она, к примеру, на графический дизайн поступила? Во-первых, какая разница, где учиться! Высшее образование нужно, от этого не отвертишься. Какие перспективы имеются по жизни у тех, кто не выучился? В лучшем случае – умелый ремесленник. К примеру, парикмахер. Маникюрша. Офис-менеджер. Тренерша в клубе. Пахоты и усилий много, и все на ногах, а денег – средне, и каждая копеечка – трудовая, по
>том политая.
А дизайнер – профессия востребованная. В десятку самых нужных входит. Без куска хлеба не окажешься. Вдобавок и способности имелись. Наверное, в бабку, которую Феня никогда в жизни, по причине эмиграции последней, не видела, но которая, говорят, хорошим архитектором была и рисовальщицей.
С третьего класса Фенечка в изостудии занималась, и преподша ее нахваливала. А потом, ей всегда картины, и всякие там скульптуры, и даже просто красивые здания были по вкусу. Как-то она понимала их. И те, что в Третьяковке висели, и те, что в Пушкинском. И Поленова с Куинджи любила, и Ренуара с Моне. А когда папаша еще жил с ними и вывозил регулярно семью за рубеж, она всегда просила (вот такой была ненормальный вундеркинд): сводите меня в художественную галерею. И действительно, от картин и скульптур она, как тогда говорилось, – тащилась. И даже после того как отец сделал ноги, самый реальный способ был раскрутить его, чтоб оплатил поездку или хотя бы взял за границу с собой, пусть даже в составе новой семейки: «Па-апочка, я так хочу вживую посмотреть Национальную галерею в Лондоне и галерею Тейт!» И папочка скрипел, морщился, но – башлял.
При том, что она, кажется, с младых ногтей понимала, как все в картинах этих сделано – даже у Дали! – никогда ей не хотелось их повторить. И не было никакого честолюбивого желания стать с ними, художниками, вровень. Вот если бы у нее все само получалось, выливалось по щучьему велению – как, предположим, стихи у Пушкина или рисунки у Модильяни или Пикассо: вжик, одна линия, и готов голубь мира! – тогда она, быть может, и согласилась бы стать художницей. А трудиться в поте лица, делать эскизы, продумывать композицию, вскакивать ночами от великих озарений – нет, это не для нее. Ей бы чего поспокойней.
Как впоследствии, гораздо позднее, говорил ей Николай Петрович: «Какое счастье, Фенечка, что у тебя нет присущего художникам бешеного честолюбия и ты можешь вести нормальную, размеренную и счастливую жизнь!»
– То есть растительную? – лукаво улыбалась она, сверкая глазами.
А Кирсанов, как всегда от ее кокетства, терял голову, восклицал: «Животную!!!» – и хватал за попу и прочие места и тащил в койку. И вообще, любил он ее, особенно в первые годы их сожительства, с такой силою, что она всерьез тревожилась: вот хватит сейчас старичка удар – и что она с ним будет делать? И куда она вообще без него?
Но это будет позже, а пока, в десятом-одиннадцатом классе школы, Фенечка уже многое о себе понимала. В том смысле, что знала себе цену и здраво осознавала, что ей требуется от жизни – и что та может ей дать.
Понимала, к примеру, что свои таланты, пусть и в минимальном размере имеющиеся, надо не пускать на ветер, пренебрегая ими или расходуя по пустякам, а, напротив, тщательно в себе пестовать – и использовать во благо. Так и с живописью: родилась она с умением чувствовать цвет, свет и перспективу, умеет худо-бедно выразить на бумаге действительность – прекрасно! Значит, надо этот талант поставить на службу – нет, не людям и не абстрактному человечеству, а прежде всего самой себе. И – для начала – поступить благодаря тому в умеренно престижный и далеко не самый пыльный вуз, получить со временем диплом.
Правда, и с высшим образованием можно горбатиться за малую копеечку, как мамаша, – но при соответствующих навыках и, главное, корочках горизонты, согласитесь, поднимаются выше, возможностей становится больше. К тому же – сам процесс учебы. Где еще можно захомутать перспективного (образно говоря) лейтенанта, чтобы сделать его впоследствии, в процессе семейной жизни, генералом? А то и маршалом?
У мамани подобный вариант не прошел. Папаня по первости очень в маманю влюбился. Безумно. Даже с собственной семьей порвал – точнее, с бабушкой, дед-дипломат умер к тому времени. Переехал даже из столицы к мамане в Кошелково. Хоть и ближний, а пригород. Стал «замкадышем» и их с сестрой таковыми сделал. А бабушка, как бы в отместку за неудачную женитьбу сына, в эмиграцию отчалила.
Да только у матери с отцом в итоге не нарисовалось. Только охомутала она своего лейтенантика, только довела его, если переводить на язык воинских званий, до майора или подполковника – как он фигак, подлец, и соскочил! Подумать только, как несправедлива жизнь бывает!
Опять-таки, если продолжать тему о юных лейтенантах. Никогда не нравились Фенечке ровесники. Что в них хорошего? Прыщавые, озабоченные, без гроша в кармане.
То ли дело старички. Может, потому, что папаша ее в нежном возрасте бросил, недолюбил, недоласкал, всегда тянуло ее к мужчинам сильно старше. Они, как правило, при деньгах. Ухоженные, с хорошими машинами, хорошо пахнущие. И не дыбятся немедленно своими чреслами, не лезут всеми своими руками под юбку. Играют достойно, по правилам. Ведут партию спокойно, неторопливо. И очень рады и благодарны обычно бывают, когда любовь случается. И благодарность их не знает границ – в соответствии, конечно, с наличными финансовыми возможностями. А они, эти денежные способности, в любом случае гораздо выше, чем у одноклассников-однокурсников.
Тут еще какой момент: надоела Фенечке ко времени поступления в институт ее собственная матерь. И проживать с ней под одной крышей тоже страшно утомило. Не то чтобы родительница ее угнетала или третировала. Нет, не наказывала, не ругала, непомерного контроля или завышенных требований не предъявляла. Напротив, мамка была спокойна, непритязательна, сосредоточена на самой себе. До рассвета вставала, варила себе полезную овсяную кашку (и дочерям впихивала), маршировала на станцию, ехала на работу. Возвращалась поздно, порой с запахом алкоголя. Иногда и вовсе не приезжала из Москвы, оставалась у кого-то ночевать – правда, дочкам непременно об этом по ходу дела сообщала, не загуливала безоглядно.
Да и квартира вроде неплохая. По кошелковским меркам – даже богатая. Гигантская! Лебединая песня папашки перед уходом из семьи. Купили в новом доме, на стадии котлована, поэтому получилось на круг недорого. Волновались по ходу дела, что подрядчик улизнет и станут они обманутыми дольщиками, как многие другие тысячи, – но нет, обошлось, дом выстроили, даже сдали, разве что с опозданием на два года, но кто там считает! Получили ключи, отец собственноручно делал ремонт, они с мамашкой ездили по «Леруа» и строительным рынкам в поисках унитазов и обоев – счастливое время! Если, правда, не считать, что именно в тот период у отца все и закрутилось с Лизочкой, и именно там, как впоследствии выяснилось, на надувном матрасике, на бетонном неотделанном полу в новой квартире папаня с новой своей женщиной впервые и принялся грешить.
Поэтому квартирка новая неприятный осадочек приобрела. Оскоминку такую кисленькую. Хорошо еще, папаша не стал на нее требования предъявлять. Как благородный человек, собрал чемоданчик и ушел. Как раз новоселье сыграли – тут он мамашу и огорошил.
А квартира – да. Если не считать горького чувства от измены, то все хорошо. На двадцатом этаже. Четырехкомнатная. Из кухни-гостиной – панорамный вид на четыре стороны: и лес тебе, и поле, и речка Клязьма – с одной стороны, и жилой квартал, и железная дорогая со станцией, и шоссе – с другой.
Но теплоты в квартире не было. И уюта тоже.
Вечно бардак, посуда грязная, неубрано, на карнизах паутина висит. Маманя никогда любовью к порядку не отличалась, а тут и вовсе на чистоту махнула рукой. У сестрицы тоже опрятность – не первая добродетель. А Фенечка – что, нанялась за ними убирать? Ей и так сойдет.
Короче, невзирая на новизну, и ремонт, и вроде разумную организацию пространства, не хотелось в тех апартаментах надолго задерживаться. Мечталось оттуда поскорее куда-нибудь свалить.
Тут и сестрица старшенькая подала соответствующий пример. Захомутала, ни много ни мало, итальянца. Быстренько окрутила своего Родриго, и фьюить – они отбыли… Правда, нет, не в солнечную Италию, а в не менее солнечный (но гораздо более прохладный) город Тобольск, где бодрый житель Апеннин служил по контракту. А Кристинка, старшенькая сестренка, как верная декабристка, за ним последовала.
Но декабристка-то декабристкой, а Фенечка заметила, как Кристи бархатной ручкой своим суженым-ряженым помыкает. И сразу подумалось: мне бы так!
Вот с такими примерно идеями по жизни Фенечка в год своего восемнадцатилетия поступила обучаться графическому дизайну.
И Николая Петровича Кирсанова она поэтому приметила сразу. (И еще благодаря одному обстоятельству, о котором ниже.) Она на него внимание обратила, как только он в аудиторию впервые вошел. Статный красивый папик, совершенно не обрюзглый, волосы – соль с перцем. Элегантная бородка, совершенно не запущенная, хорошо ухоженная. Длинные красивые пальцы, ни разу не выцветшие яркие синие-синие глаза. Вдобавок опыт. Возраст. За плечами несомненный талант, наработанные связи. Такой мужчина, окажись он рядом и в твоих руках, может многое дать.
Нет, при виде него она не то чтобы затрепетала или там хотя бы приятное волнение ощутила. Но – подумала, ясно и хладнокровно: он будет мой. Я хочу, чтоб он был мой. Примерно как рыболов видит в стремнине горной речки особо выдающуюся форель и испытывает неукротимое желание ее на крючок подцепить. Или охотник, что заприметил в чаще леса стройняшку-лань и мечтает подстрелить.
То, что на безымянном пальце Николая Петровича блистало обручальное кольцо, ровным счетом ничего не значило. Это обстоятельство Фенечку ни разу не останавливало – напротив, только делало охоту более увлекательной.
Разумеется, в тот самый первый период она не думала, не предполагала, как далеко у них зайдет. Требовалось только охомутать, покорить, сделать своим – и получить с этого его глубокую благодарность, законно причитающиеся ей дивиденды. А дальше – кто его знает?
В том, что немедленные награды последуют и что старик Кирсанов – человек обеспеченный, она не сомневалась и заметила это, разумеется, с первых же секунд. Добротные, пошитые в Италии ботинки телячьей кожи, швейцарские часы, аккуратнейшая стрижка и маникюр – все свидетельствовало о том, что Николай Петрович как минимум далеко не беден.
Пара дней ушла на то, чтобы узнать про нового препода все возможное. Но тут Фенечка не халтурила, добросовестно проштудировала не только Интернет (статья о нем в Википедии имелась, уже хорошо), но и в Фейсбук с Инстаграмом наведалась (старичок социальные сети вел – молодец, современный тип, бежит в ногу с веком). Она даже разузнала его домашний адрес – не так сложно, паспортные базы в России легкодостижимы, было бы желание. И выяснила, что прописан, да, в столице, и квартира в собственности имеется – однако проживает постоянно в Подмосковье, в поселке со странным именем Хауп, в доме вместе с братом. И про семейное положение выведала: в браке состоит, с ума сойти, больше, чем Фене от роду, – двадцать лет, и сыну Аркадию – семнадцать.
Сын, значит, взрослый, но до внуков далеко – так подумалось ей сразу. Стало быть, на чадолюбии – а оно у всякого мужчины, говорят, присутствует – можно будет его при необходимости прихватить.
А потом остановила себя: постой, при какой такой необходимости? Ты же не хочешь с ним ничего особо серьезного, если только так, потренировать навыки и мускулы? Порезвиться, загнать добычу и потом получить преференции? Хотя…
«Хотя почему бы и не обернуть, если понравится, нашу связь чем-то более серьезным? Он человек обеспеченный, а осталось ему не так и долго, лет двадцать пять – тридцать максимум. Буду красивая, молодая, ветреная вдова с большим приданым!»
И охота на Николая Петровича началась.
Если целишься в мужчину, годятся самые простые методы. До этого Фенечка дошла своим собственным умом. Однажды, когда она в Греции отдыхала, местные мальчишки учили ее ставриду ловить. Так вот, глупая рыба охотнее всего шла не на червя или какую-никакую рыбку поменьше, а на самодур – красные, желтые и зеленые ниточки, навязанные непосредственно рядом с крючком. Простые, блин, разноцветные веревки – а рыба-дура цапает. Обидно, да? Но и поучительно.
Так и мужик. Ему даже ничего съедобного, мясистого (в образном смысле) не требуется в роли наживки давать. Достаточно, чтобы что-то блестящее перед носом болталось. Самые простые методы – они самые действенные. Декольте, ножки, попа.
Однако Кирсанов, натура более сложная, к числу престарелых похабников не относился. Сзади к ученицам не подкрадывался, не облапливал, показывая, как карандаш держать, как штриховать (а ведь встречались и подобные преподы – совсем не уважаемые!). Нет, Николай Петрович, напротив, подчеркнуто девиц сторонился, любого телесного контакта, а также малейшего скабрезного разговора избегал. Многие теперь, даже и у нас, стали напуганы обвинениями в харассменте. Поэтому предстояло действовать осторожно.
После второго по счету занятия, что он вел, выждав, когда все или почти все соберут свои папки и из класса выйдут, со своими глупыми вопросами отвянут, Фенечка подошла к преподу намеренно по-идиотски:
– Скажите, а вы Кирсанов – тот самый?
Тот вскинул на нее глаза, ухмыльнулся:
– Тот самый давно умер.
– Да нет, я знаю, что вы внук его! Я про вас и спрашиваю. Ведь это вы иллюстрации к «Москва – Петушки» делали?
Фенечка не случайно подготовилась, назвала одну из самых известных кирсановских работ, да и саму работу посмотрела в Сети – она ей и вправду понравилась, только грустно иллюстрации к великой книге выглядели: темное небо, низкие тучи, старинная электричка, а из окна несущегося поезда вырывается огненный вихрь, будто там пожар внутри или дракона транспортируют…
Но подготовка того стоила. Кирсанов в ответ на немудреный комплимент аж расплылся:
– А вы видели мои «Москва – Петушки»?
– Да. И мне очень понравилось.
Один из самых важных лайфхаков из серии «как покорить мужчину» таков: им надо восхищаться. А особенно это срабатывает, если самец – человек творческий, а ты восторгаешься им по делу или близко к делу.
Кирсанов растаял:
– Гм, гм, у вас хороший вкус.
Тут кто-то из девичьего планктона – обидно же, когда другая завладевает вниманием лидера стаи! – влез со своими глупыми вопросами, и Николай Петрович не без досады на нахалку отвлекся. Но смиренно дожидаться конца диалога, чтобы продолжить общение, Фенечка не стала. Пусть старичок сожалеет об упущенной возможности продолжить столь интересный разговор о собственном творчестве.
Дальше следовало (еще один лайфхак!) действовать быстро, но и не поспешать суетливо. И быть все время разнообразной, не повторять пройденного. (Вот вам, девы, лайфхак номер три.) И продумывать следующие ходы. Готовиться к ним (полезные советы номер четыре и пять).
Феня проследила за машиной любимого препода. Знала, где возле института он ее обычно паркует. Выведала его расписание.
Потом замерзла, как цуцик, поджидая его. Все-таки не май месяц, а октябрь – не самое благодатное время для любви и прогулок на свежем воздухе.
И вот Кирсанов на своем важном «БМВ» выезжает с университетской парковки, и вдруг – ах! Брык, глухой удар! И распростертое на земле тело! И она вскакивает с асфальта и орет на него! Потрясает кулачком! Без мата, но не выбирая выражений:
– Ах ты! Козел вонючий! Ты куда прешь!
Он не просто приспускает оконце, нет, распахивает дверь, бросается к ней:
– Что с вами? Вы не ушиблись? Вы не ранены? Поедемте в больницу!
Потом, через секунду узнавания:
– Ах, это вы! Простите, я виноват! У вас что-то болит? Пошевелите рукой!
– Нет, вроде все цело. Как вы меня напугали!
– Да, да, я виноват!
Ей – быть слабой и беспомощной, ему – виноватым. Вот еще одна прекрасная позиция для покорения мужчины, вот еще один замечательный лайфхак!
И из данной позиции очень естественным и логичным выглядит его предложение:
– Вас подвезти?
Он ведь из тех советских мамонтов, представителей старой школы, когда владение машиной было громадной привилегией, далеко не всем доступной, а предложение подбросить на своем лимузине составляло важную часть любовной игры.
И теперь получается, что не она напрашивается, чтоб он ее доставил, а он сам вроде как умоляет.
К тому же проникновение в машину – о, это аналог проникновения в тело, проникновения в душу, вы не находите? Вторжение в личное пространство с только ему, этому пространству, присущими запахами, милыми мелочами, украшеньицами. И манерой управлять авто, по которому много, ох, много можно сделать выводов о привычках и вкусах человека – да и о том, каким с ним окажется секс.
В машине приятно и благородно пахло кожей. Никаких вульгарных запахов типа дезодорантов, бензина, смазки или, упаси бог, пота. Негромкая музыка – джаз. Николай Петрович рулил вальяжно, спокойно, уверенно. Без азарта и хамства.
– Куда вас подбросить? – осведомился он.
– На улицу Малахитовая. Знаете такую?
– Вы там живете?
– Нет, еду к подруге, – соврала она. Признаваться, что она проживает в глубокой подмосковной заднице, да еще под вульгарнейшим названием Кошелково, она нисколько не собиралась.
Он включил навигатор, тогда они еще были в диковинку, скомандовал ему своим бархатным баритоном: улица Малахитовая. Порулил.
Подруга, если честно, тоже была блефом. Не было никакой подруги. Просто название улицы на карте звучало красиво: Малахитовая. А главное, неподалеку от той улицы – платформа Яуза, третья по счету остановка от вокзала. А там можно будет, не афишируя, сесть на электричку и отбыть себе восвояси в Кошелково. Придется, правда, стоять всю дорогу – сидячие места расхватают при посадке на Ярославском вокзале. Но дело того стоило.
Пока все шло по плану. Вдобавок хотелось проверить старичка на вшивость. Она знала из паспортной базы: прописан он в прекрасном месте, понтовом, в Архитектурном переулке. К Малахитовой улице и Яузе как раз ехать практически по пути к означенному переулку, сначала по Садовому, а потом по проспекту Мира.
Сам дом, где дяденька с семьей прописан, правда, подкачал: обычный советский кооператив, девять этажей, низкие потолки. Она его рассмотрела внимательно – да здравствуют Яндекс-панорамы и Гугл-вью!
Постоянно проживает Кирсанов с супругой на даче в поселке Хауп – сам об этом пару раз в интервью обмолвливался. Значит, квартира, скорее всего, пустует. Стало быть, очень удобный момент – как бы по пути, невзначай, пригласить девушку к себе домой, на чашку, типа, чая.
Нет, она, конечно, откажется. Не так все скоро. Но просто будет интересно на него посмотреть: как будет подъезжать к теме, какие фортели и загогулины выписывать.
Однако – нет, не стал. Спокойно свернул на проспект Мира. Может, забыл, где сам живет? Может, у него склероз? Или супружница сейчас дома?
Фенечка даже задала наводящий вопрос по ходу движения:
– А вы-то куда направляетесь? В каких краях живете? – типа удобно ли ему ее везти.
– Неподалеку, – рассеянно ответил он, но и только.
В салоне вели светский разговор о последних столичных выставках. Феня подкованная в этом была, она и на «Натюрморт» на Крымском Валу сходила, и на «Пять веков итальянского рисунка» в Пушкинском, и на Винзаводе недавно побывала. Выставки и музеи – вообще самое доступное столичное времяпрепровождение. Билеты студентам или бесплатные, или за полцены. Да и нравилось ей на выставках. Фенечка вообще живопись любила все больше. Еще бы если самой не писать, а просто так смотреть.
Кирсанов ее насмотренности даже поразился. – Приятно, – прогудел, – иметь дело со столь подготовленной студенткой.
Ну, случится роман или нет, это еще бабушка надвое сказала, а вот получить у него пятерку по рисунку она теперь просто обязана.
Довез вместе с навигатором до дома на улице Малахитовой – она выбрала так, чтоб и до «Яузы» рядом, и здание выглядело не убого, не какая-нибудь хрущевка-пятиэтажка. Все-таки цену себе надо знать, да и художники падки на все красивое. Растреллиевых особняков на Малахитовой, разумеется, не наблюдалось, и девушка попросила тормознуть у единственного достойного места – пятиэтажек сталинского периода из серии: «пленные немцы строили».
– Вот-вот, высадите меня здесь. Нет, во двор заезжать не надо, я выйду прямо тут.
Он застопил свой лимузин.
– Но вы правда себя нормально чувствуете? Ничего не болит? Голова не кружится?
– Нет-нет, все хорошо. Спасибо, что подвезли.
На секунду выдержала паузу. И дядька, конечно, не стерпел – полез целоваться.
Она сначала отпрянула, потом вроде поддалась. И даже мимолетно на поцелуй его ответила. И тут же выскользнула, как улепетывающая в чащу дичь. Как рыбка, удирающая куда-то под камень.
Оттолкнула, выскочила из машины, бросилась по направлению ко двору.
Устремился бы за ней – все б испортил.
Нет, не кинулся. Посидел внутри машины, увидел, как девушка скрылась во дворе, развернулся, потрюхал своей дорогой.
Первый поцелуй – он, конечно, важен для дальнейшего. Больше того, он и определяет, а будет ли продолжение.
И Фенечка со своей стороны не сказать, конечно, что голову потеряла. Но первое касание оказалось терпимым. Вполне приемлемым. Пахло от мужика хорошо, объятия были твердыми, а губы нежными.
Но теперь оставалось ждать, и было гораздо важнее, какой эффект произведет это начало на него.
А Николай Петрович, как выяснилось впоследствии, поплыл.
И на следующее занятие в их группе пришел, одетый как-то особенно тщательно. Он и всегда, заметно было, продумывал свои наряды, подбирал по цвету. Шейный желтый, к примеру, платочек, к нему – песочного оттенка пиджак с заплатами на рукавах, далее – вельветовые брюки цвета бордо и тому подобное. Теперь явился со щегольской черной бабочкой над воротом красной ковбойки, в сером твидовом пиджаке. И без обручального кольца. Последнее могло, конечно, не иметь никакого значения. Или не иметь никакого отношения к Фенечке. Но по тому, как он посматривал на нее в ходе занятия, как останавливался рядом с ее мольбертом, она почувствовала – нет, имеет. И нарочито долго копалась в классе, собирала свои пожитки после занятия.
И тогда он подошел к ней, и она, намеренно краснея, глядя в сторону и покусывая губу, спросила, может ли он посмотреть ее рисунки, что-то подсказать, посоветовать. И он сказал: с удовольствием. Приезжайте ко мне в мастерскую. Конечно, у него должна быть своя мастерская. И она согласилась.
Это ерунда, что мужиков надо долго мариновать. Что они, дескать, чем больше томятся, тем больше ценят. Если ты и так уже все решила – что тянуть? К тому же, если ей что-то не понравится или будет идти не по ее сценарию, она всегда сможет взбрыкнуть, отбиться от него и убежать. С таким интеллигентишкой всегда справится – однажды от двух дагестанцев отбоярилась.
Почему он на нее, такую юную, клюнул – это понятно.
Но почему она все-таки решила атаковать именно его? Натуральный старик, старше больше чем в два раза, женатый, сын практически ровесник – зачем он понадобился – ей? Но она ведь не просто предполагала, нет, точно знала: именно Николай Кирсанов – ее выигрышный билет к богатству и славе.
* * *
Ведь все началось на самом деле полугодом раньше.
Каждый раз мамаша с отцом собачились по поводу того, где младшая дочка отдыхать будет. (Старшая, Кристина, благополучно отбыла к тому времени в Тобольск.) Мать требовала, чтобы гулена-отец во искупление оплачивал для Фенечки заграничные языковые школы, интернаты на Мальте, в Англии или в Штатах. Тот всегда старался сбить цену, ссылаясь на то, что он не Рокфеллер и без того девочкам всегда помогает. Борьба меж родителями протекала с переменным успехом. И однажды Арбузов-старший предложил как компромисс: пусть младшую дочь возьмет к себе на лето бабушка – та самая вдова дипломата, архитекторша и рисовальщица. С ней, отцовской матерью, Фенечка и не виделась никогда. А не встречались они не только потому, что та проживала в эмиграции, но и потому, что отношения отца с бабкой оказались не ахти и только в последнее время с трудом восстанавливались.
Вдовая бабушка, будучи наполовину иудейкой, еще когда разваливался Советский Союз и все, кто только мог, отсюда бежали со скоростью примерно два миллиона жителей в год, уехала навсегда на Землю обетованную. С тех пор там и жила в полном одиночестве – зато практически на самом берегу ласкового моря.
В ходе переговоров с матерью отец напирал: «Они еще с бабкой подружатся, она прикольная. Да и девочке надо по жизни не только брать, но и помочь старушке. У мамаши моей как раз сейчас непростое время – лечится она, химиотерапия и все прочее».
– Ты хочешь, чтобы моя дочь еще и бесплатно за свекровью ухаживала?! От которой я ничего никогда, кроме проклятий, не видывала?!
– О чем ты говоришь! «Ухаживала»! В Израиле знаешь как сильно развита социальная служба! Однако, с другой стороны, немного милосердия по отношению к тому, кто нуждается, нашей дочери не помешает. И английский, кстати, подтянет – там вся молодежь легко по-английски спикает.
Короче, убедил отец. Да самым простым способом уговорил – купил билеты до аэропорта Бен-Гурион и обратно и завел на Фенечку валютную кредитку, куда положил деньги на расходы. А потом еще носился по Москве, приобретал продукты питания, которые на Святой земле не найдешь и по которым бабка дюже соскучилась (а ей, Фенечке, тащи!): бородинский хлеб, рыбу масляную, омуля с угрем, антоновские яблоки, хамсу, бакинские помидоры. (Именно бакинские, как будто помидоров на Земле обетованной нехватка.) В общем, улетела.
Бабка, невзирая на свой возраст (глубоко за восемьдесят), палочку и химиотерапию, лично приехала, да за рулем, встречать внучку. Свою красненькую маленькую «Хонду Джаз» она водила лихо, бешено перестраиваясь и вызывая нервные сигналы соседей по потоку.
– Дашь мне потом поводить? – попросила внучка. Бабка настаивала, чтоб сразу ее называли на «ты» – да и на иврите, как она сказала, вежливого местоимения «вы» просто нет. – Я права недавно получила, у меня и международные есть.
– Конечно, моя дорогая! – воскликнула бабуленька. – Мне же легче будет!
Она понравилась внучке. Действительно, прикольная бабуленция.
Вот только жилье оказалось мрачное – в южном пригороде Тель-Авива. Да, из окна краешком видно синее-синее море. Но сама квартирка без прихожей, сразу вступаешь в гостиную. А еще есть крохотная кухонька и маленькая спальня. Потолки низкие, по углам все захламлено, примерно как у матери в квартире, даже хуже: книги, игрушки, картинки, подушки, статуэтки, всякая хурда-бурда.
Бабка тут же усадила Фенечку обедать.
– У нас тут самое дешевое и самое вкусное – это фрукты и овощи. И моло
>чка прекрасная, и булки, и восточные сладости, – бабушка тяпнула сладкого израильского винца и разболталась. – Рыба тут дорогая, мясо-куры обыденные. Свинина и морепродукты – только в русских или арабских лавках. Кошрут, понимаешь ли.
Откуда-то запел-запричитал муэдзин.
– Бабушка, как это вы тут позволяете?
– Рядом Яффа. Арабский город. Зато там в шабат магазины открыты, всегда можно перехватить, если забыл что-то купить.
С бабкой оказалось прикольно. Ничем она Фенечку не ограничивала. Гулять можно было куда и когда угодно, насильников-хулиганов здесь нет, а террористы – они ведь и средь бела дня взорвать могут, или вдруг ракета из Газы долетит. Фенечка ходила одна на пляж – за ней увивались местные, русскоязычных тут оказалось множество, и даже те, кто на Земле обетованной родился-вырос, «великий-могучий» не забывали. Даже в лавках висели объявы на русском.