Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Предисловие

Девочки, оглянитесь вокруг. Перед вами знойная пустыня, почти голая, почти безжизненная. Страх, стон и скрежет зубовный. Это всё, что осталось от наших СМИ. Причин тому несколько, но есть главные: люди устали от вранья и от того, что им со сложным лицом пудрят мозги, они соскучились по простым и понятным эмоциям, чистым, как в беседе с другом. А еще люди соскучились по человеческому языку – им в равной степени надоели форматированные статьи в федеральной прессе и наигранные перепалки в ток-шоу на главных телеканалах. Им нужно пространство для общения, интересная, а главное, искренняя трактовка событий. Пусть порой форма и торжествует над содержанием. Телеграм, таким образом, стал настоящим открытием для общественной дискуссии в России. Это новый диалог западников и славянофилов, расцвет русской журналистики, как во время ее становления в XIX веке, но только сейчас, в вашем мобильном телефоне. А вот как сделать (или хотя бы попытаться) этот диалог интересным читателю, можно узнать из книги Кристины П.

Беспощадный пиарщик, @prbezposhady60 000 подписчиков

Введение

За последние несколько лет Телеграм стал органичной частью интернет-жизни миллионов россиян. Эта книга – первый подробный мануал, который объясняет, как новые медиа может использовать каждый из нас, будь то депутат, политтехнолог, чиновник, журналист или школьник с развитым чувством языка. Она предназначена для тех, кто работает с информацией и конвертирует ее в решения, меняющие судьбы.

Я расскажу о технологиях влияния в Телеграме, объясню, что необходимо делать, чтобы ваш канал был успешным, предостерегу от главных ошибок новичка и раскрою финансовую сторону вопроса. В приложении вы найдете список тематических ресурсов, на которые стоит подписаться, и политический атлас Телеграма.

Верю, что информация спасет мир, и надеюсь, что эта книга поможет вам почувствовать себя «своим» в цифровом поле, где ежедневно формируется актуальная политическая повестка, где главные российские центры влияния ведут непрерывные войны, где лидеры общественного мнения высказываются без цензуры и где в онлайн-режиме зреет будущее нашей страны.

Глава I

За что все любят Telegram?

Социальные сети, как и всё в мире, имеют свой срок жизни, и его продолжительность зависит в первую очередь от того, как воспринимает тот или иной ресурс самая активная группа интернет-населения. Фейсбук еще четыре года назад был синонимом прогрессивности – сегодня у него имидж неудобной сети для пользователей бальзаковского возраста с цензурой, порой доходящей до абсурда.

Живой Журнал, сформировавший ядро новой российской интеллигенции в середине 2000-х, в наши дни «скорее мертв, чем жив». Снэпчат, считавшийся самой популярной у молодежи площадкой еще два года назад, сегодня стремительно теряет аудиторию: его инновации переняли другие соцсети, прежде всего Инстаграм, и юные пользователи ушли туда, где больше возможностей.

Моя история жизни в соцсетях довольно типична: как и у многих молодых россиян, она началась с блога в ЖЖ – на своей странице krispotupchik.livejournal.com я писала длинные посты и собирала сотни комментариев. Для развлечений и общения оставался Твиттер, для селфи и фото из поездок – Инстаграм. К 2016 году ЖЖ уже окончательно проиграл Фейсбуку битву за мыслящую аудиторию, и моим основным медиаканалом стала страница в сети Цукерберга. Еще были авторские колонки на сайте «Эха Москвы» и в приснопамятном пермском журнале «Соль» экс-резидента «Медузы» Ивана Колпакова. Но колонки колонками, а все-таки своя страничка ближе к телу. На момент написания этих строк моими любимыми средствами самовыражения остаются два телеграм-канала: один посвящен книгам, другой – актуальным общественно-политическим вопросам.

Я с интересом следила за развитием этого мессенджера с самого его появления, радовалась новым функциям после очередного апдейта, находила там людей, которыми восхищалась и чьи каналы заставляли меня расти и развиваться. Постепенно я начала сидеть в нем по 10–12 часов в день, общаясь с друзьями и проводя рабочие совещания в чатах. Я решила написать эту книгу, потому что знаю о российском сегменте Телеграма больше, чем 99 % коллег из медиа, пресс-служб и пиар-агентств. И мой концентрированный опыт, состоящий из ошибок, открытий и успехов, наверняка пригодится тем, кто хочет использовать эту платформу как инструмент, позволяющий доносить информацию миру. В 2018-м Телеграму исполнилось пять лет. Этот год был нелегким для российских пользователей, но, по данным Mediascope[1], запрет и попытки блокировки мессенджера почти никак не повлияли на лояльность к нему: из 3,7 млн месячной аудитории в крупных городах РФ ушли меньше 50 тыс., то есть всего 1,3 %. Если же говорить не только об активных пользователях, а о жителях страны в целом, то отношение к Телеграму неоднозначно и мнения полярны. С одной стороны, 4 млн людей уже не представляют свою повседневную жизнь и работу без этого мессенджера. С другой – значительное число россиян постарше смотрит на Телеграм со смесью скепсиса и осторожности: ну вот, очередной аналог привычных Вайбера и Вотсаппа, который к тому же еще и Роскомнадзор с помпой запретил.

В этой главе я расскажу, почему детище Дурова не «очередной аналог», а принципиально новый вид дистрибуции контента, обладающий рядом неоспоримых преимуществ. Три психологических кита, на которых стоит Телеграм, – это высокий уровень доверия к платформе, уважительное отношение администрации к пользователю и минимализм, снижающий невротизацию.

Почему Телеграму доверяют

Безопасность – превыше всего

Вряд ли сегодня найдется человек, который не слышал о глобальной угрозе киберпреступности. По данным Генпрокуратуры РФ[2], в период с 2013 по 2016 год количество правонарушений в этой сфере выросло в семь раз. В 2017-м злоумышленники в 2,3 раза чаще по сравнению с предыдущим годом атаковали банковские структуры[3]. И это только те преступления, которые попали в поле зрения правоохранительных органов. Если вы попробуете посчитать, сколько людей в вашем окружении пользуются пиратскими программами и скачивают с сомнительных сайтов что попало, картина станет еще более мрачной. А вишенка на торте – халатность самых крупных и солидных компаний, которая приводит к утечке данных пользователей: тот же Фейсбук, к примеру, в последнем скандале с Cambridge Analytica подставил под удар 87 млн невезучих граждан разных стран.

Даже если у вас на счету пусто, а жизнь так скучна, что в ней просто нечего скрывать, о кибербезопасности всё равно стоит позаботиться. Да, хакеры не сольют ваши пикантные снимки таблоидам, но IT-злоумышленники могут стать причиной того, что у вас раздражающе медленно работает вайфай, глючит компьютер, пропадают файлы, ваш почтовый аккаунт блокируют за спам, а переписка с невинными шутками над шефом всплывает в очередном сливе, и обиженный начальник уже ищет повод, чтобы вас уволить.

На этом фоне Телеграм выглядит эталоном безопасности:



– мессенджер использует сразу несколько алгоритмов шифрования;

– он разрешает двухфакторную аутентификацию (вход нужно подтверждать одноразовым кодом, который пользователь получает на мобильный телефон или устройство, где уже установлено приложение);

– сессию на незнакомом или украденном девайсе можно прервать удаленно;

– есть таймер «времени жизни» сообщения, по истечении которого оно удаляется;

– функция секретных чатов – гарантия того, что сообщение не прочтет никто, кроме отправителя и получателя.



Создатель Телеграма Павел Дуров изначально задумывал приложение как инструмент для безопасной переписки. Столь же надежен с точки зрения защиты личных данных Signal (текстовые сообщения, аудио– и видеозвонки), который рекомендует Эдвард Сноуден, но по функционалу до Телеграма, совмещающего в себе мессенджер и соцсеть, он недотягивает.

Легальная анонимность

Крупнейшие соцсети требуют указывать при регистрации настоящее имя. Хотя на практике жесткие меры к нарушителям этого пункта правил применяются редко, теоретически Фейсбук и ВКонтакте могут забанить человека за то, что он назвался «не по паспорту». Телеграм не требует предоставлять такую информацию и не ставит своих пользователей перед выбором «нарушить или принять последствия». Идентификатором служит номер мобильного телефона, но в ряде стран (например, в США или соседней Украине) сим-карту можно купить свободно, без всяких документов.

Реальная анонимность: принципиальная позиция администрации в вопросе передачи властям пользовательских данных

Главная боль Рунета 2018 года, «дела за репосты» явственно продемонстрировали, как опасно попадать в поле зрения российских правоохранительных органов в сети. Противоречащие всякой логике прецеденты правоприменения, надуманные и необоснованные обвинения поставили ребром вопрос, а кому в интернете вообще можно доверять? Команда Дурова с самого запуска Телеграма доказывает, что их проект такого доверия заслуживает. Несмотря на давление, администрация отказывается предоставлять переписку пользователей и данные о них кому бы то ни было. Это значит, что даже если запощенный вами контент кого-то и оскорбит, то вам ничего не грозит, потому что правоохранительные органы не узнают, кто именно его распространил.

Единственной небольшой уступкой Телеграма можно считать то, что администрация согласилась раскрывать номер телефона и IP-адрес пользователя при условии, что он подозревается в терроризме и власти присовокупляют к запросу соответствующее постановление суда. Содержание личной переписки при этом всё равно останется тайной. Компания создала специальный канал @transparency, в котором обязалась отчитываться обо всех случаях сотрудничества такого рода с властями. Пока в нем нет ни одной записи.

Как проявляется уважение к пользователю в Телеграме

Нет алгоритмической ленты

Алгоритмическая лента с момента ее появления в Фейсбуке в 2014-м стала предметом бурных обсуждений. В 2016–2018 годах новинку внедрили почти все, от ВКонтакте до Инстаграма, люди привыкли к ней, но многие так и не полюбили ее. Действительно, с какой стати меня лишают права на чтение подписок в их естественном, хронологическом порядке? Если мне кто-то не нравится, я от него отпишусь, но почему бесплотный заокеанский робот решает за меня, что мне важно показывать, а что нет? Может, я не лайкаю посты бывшего вовсе не потому, что не хочу их видеть, а по другим, известным мне одной причинам? Может, фотоальбомам мамы я ставлю сердечки только из жалости – и это не значит, что нужно забить ими всю мою ленту.

И наконец, может, я не хочу быть односторонне развитым потребителем контента, заключенным в информационном пузыре, и стараюсь просматривать новости СМИ всего политического спектра, даже если шерить мне нравится только хроники левых анархистов Исландии. С Телеграмом таких проблем не возникает, потому что там нет единой ленты. Кому нравится, может использовать бот Channels – @junction_bot и группировать сообщения каналов и личные переписки в единый поток. Но по умолчанию Телеграм не бурная река, где самые сильные рыбы топят слабых в борьбе за место у поверхности, а множество маленьких ручейков, пить из которых можно по настроению. Утром я читаю новости, в обед – книжные новинки, вечером – мемы. Разве это не прекрасно?

Нет назойливой рекламы

Нерелевантность рекламы в Фейсбуке стала притчей во языцех; в Инстаграме ее просто много, и это бесит пользователей. Но если вас возмущает жадность компании Цукерберга, просто зайдите в Вайбер и оцените эстетику тамошних объявлений, напоминающих одновременно контекстную рекламу и провинциальные вывески 90-х. В Телеграме промо тоже есть, но это личная инициатива и креатив каналов, которые таким образом выживают, и ради них можно потерпеть. Павел Дуров обещает не вводить рекламу на самой платформе и ежемесячно тратит около миллиона долларов из собственного кармана на обслуживание серверов, хотя на всех остальных площадках это окупается рекламными доходами.

Нет спама

Телеграмеры принимают отсутствие спама как должное, но на самом деле это удивительно. За всё время пользования приложением меня ни разу не побеспокоили продавцы ненужной мне продукции. В эпоху повсеместных сливов и покупок баз это выглядит таким же чудом, каким в свое время стали идеальные спам-фильтры Gmail для пользователей других почтовых систем.

Каждому производителю контента – по заслугам!

В отличие от постоянно меняющихся алгоритмов других соцсетей («в этом квартале мы любим видео», «а теперь приоритет локальным новостям», «бренды – в самый низ рейтинга, пускай тратят бюджеты на продвижение постов»), в Телеграме не бывает искусственных преференций сверху. Кто больше работает и чаще обновляет канал, тот и находится наверху в списке пользователя и собирает просмотры. Приятно осознавать, что всё в твоих руках.

Минимализм – спасение в эпоху информационных перегрузок

Термин «информационная перегрузка» футуролог Элвин Тоффлер популяризировал еще в 1970 году, когда интернета не было, но всевозможных данных в зоне доступа обычного человека стало в разы больше, чем у прошлых поколений. В современном же мире цифровых систем, завязанных на людях, главной ценностью и доминантой экономики становится внимание.

Нерелевантная информация тормозит когнитивные процессы и мешает принимать решения. Хрестоматийной иллюстрацией тут будет история о десятках одинаковых серых футболок Цукерберга: основатель Фейсбука признался[4], что тратить энергию на выбор одежды просто глупо, когда ты работаешь на нужды миллиарда пользователей и должен ежедневно принимать нелегкие и куда более важные решения. Внимание и когнитивные ресурсы ограничены, а количество данных (преимущественно мусорных) растет постоянно, потому возникает необходимость в информационной гигиене.

Пользователи любят Телеграм за его спартанскую простоту: в нем нет отдельных подлент для друзей, коллег, развлечений и всего остального, что сортируется и требует дополнительных усилий. Здесь не нужно решать, заблокировать ли раздражающего пользователя на 30 дней; или не обижать бедолагу – отписаться, но не расфренживать; или лучше запретить репосты от него; или снизить приоритет надоевшего «друга». Тут ты либо подписан, либо нет, третьего не дано. Интерфейс не засорен лишними кнопками, плашками, цветами, рекламой. Простота при этом сочетается с высокой функциональностью. Например, в профиле пользователя есть очень удобная система поиска по всему контенту, которым вы обменивались в чате, с разбивкой на виды. Тот же Фейсбук не может наладить даже нормальный поиск уже десять лет.

Еще один немаловажный повод перебраться в Телеграм с других платформ – отсеивание маргинальных пользователей и неконструктивной критики. Все мы сожалеем о времени и нервах, потраченных на чтение сумбурных комментариев не по сути, ответы незнакомым людям с их претензиями, которые кажутся нам несправедливыми, блокирование самых ярых ненавистников, портящих нам реноме и отпугивающих более адекватных комментаторов. В Телеграме, чтобы написать гневный отзыв, оппоненту придется репостнуть вашу реплику в свой канал, тем самым повысив ее цитируемость.

Иными словами, вы получите выгоду в любом случае, даже от критики, которая в Телеграме к тому же, как правило, более аргументированная и содержательная, чем в других соцсетях.

3 самых вредных заблуждения, связанных с ТелеграмомСотрудникам государственных органов нельзя им пользоваться, это незаконно
В тонкостях и хитросплетениях юридических формулировок, относящихся к Телеграму, многие поленились разбираться, уловив только слова «суд» и «запрет». Запомните: любой гражданин Российской Федерации, в том числе государственные служащие, имеет право пользоваться Телеграмом, и никакой закон при этом нарушен не будет! Не существует ни формального запрета, ни административной, ни – тем более – уголовной ответственности за использование мессенджера.
Обход блокировки Телеграма с помощью VPN-сервисов также не является наказуемым деянием. «Закон об анонимайзерах» (Федеральный закон от 27.06.2018 № 155-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») устанавливает штрафы только для провайдеров и операторов поисковых систем, размещающих ссылки на VPN.
Сам же «запрет на Телеграм» – всего лишь постановление Таганского районного суда по иску Роскомнадзора к Telegram Messenger LLP. Но полномочий этого государственного органа недостаточно для принятия решений, ограничивающих конституционные права гражданина РФ.
Это платформа, где террористы ведут торговлю с наркоманами
Теневой участок с нелегальными операциями существует в любом месте, где есть люди, – от площадей европейских столиц до салонов автомобилей, на которых разъезжают недобросовестные сотрудники правоохранительных органов.
Это развлекательный ресурс для молодежи
В Телеграме есть каналы крупных СМИ, именитых ученых и публицистов, тематические ресурсы для бизнесменов, сервис-боты для заказа товаров. Юмор и мемы составляют от силы десятую часть всего объема информации, которая ежедневно появляется на платформе.
Как еще использовать Телеграм, помимо личной переписки и трансляции контентаРабочие чаты
Создавайте группы по самым разным поводам, от общего чата организации до обсуждения конкретного проекта. Приучите участников не флудить там, и Телеграм станет отличной альтернативой громоздким цепочкам электронной переписки.
Заметки
Создайте канал для самого себя и вносите туда свои задачи. Те, что выполнили, удаляйте – это почти так же приятно, как вычеркивать законченные дела из аналогового списка в блокноте. Можно просто вести диалог с самим собой (Saved Messages) или создать несколько каналов для разных типов задач и добавить в администраторы других людей, чтобы они напоминали вам о дедлайнах и планы не терялись в общем массиве переписки.
Библиотека
Боты находят и скачивают книги прямо в Телеграме – удобно и не нужно серфить по корявым сайтам онлайн-библиотек.
Файлообменник
Неограниченное по времени хранение файлов до 1,5 Гб в диалоге с удобным доступом – бесценно.
Платформа для креатива
Можно сделать стикеры с цитатами из любимого фильма – или с остроумными перлами любимого шефа и подарить ему на день рождения. В отличие от других мессенджеров, таким творчеством тут может заниматься кто угодно.
Релаксация и инспирация
Всем нам нужны не только рабочие инструменты, но и ресурсы для психологической разгрузки: раньше было принято читать легкие книги, тупить в телевизор, потом в сериалы. Теперь для комфортного саморазвития люди листают Tumblr и сохраняют картинки Pinterest, сидят на имиджбордах, пишут рецензии на LiveLib и «Кинопоиске».
В Телеграме есть множество авторских каналов, которые ведут историки, музыканты, врачи и учителя. На других можно найти подборки редких книг или не самых известных картин классиков. Третьи рассказывают о необычном кино, жизни в разных странах. Четвертые посвящены изучению языков. Всё это помогает не сойти с ума при нервной работе, поддерживать имидж интеллектуала и просто интереснее жить.
Актуализация
Сегодня отстать от жизни проще, чем когда бы то ни было: редкий инфоповод живет дольше суток, мем протухает за неделю, неологизм через полгода после появления входит в «Оксфордский словарь», а еще через год о нем никто не помнит. Для того, кто хочет владеть умами и влиять на массы, постоянно быть в курсе актуальной повестки – жизненная необходимость.
Погрузившись в телеграм-среду, вы научитесь отличать модные современные веяния от устаревших трендов, понимать язык миллениалов и получите представление о том, какие темы их интересуют. Чем лучше вы знаете проблемы и мечты людей, тем проще найти с ними общий язык. А значит, тем выше вероятность, что ваша телеграм-кампания окажется успешной для вас и полезной для аудитории, на которую рассчитана.


Глава II

Первые шаги в Телеграме

Начнем с азов. Первая часть этой главы представляет собой ликбез и краткую инструкцию для тех, кто только намеревается вступить в ряды телеграмеров. Если у вас есть аккаунт, пропускайте начало и переходите сразу к неймингу канала.

Telegram или Telegram X?

Прежде всего необходимо установить приложение на смартфоне. В качестве первоначального идентификатора (признака, по которому программа отличает вас от миллионов других юзеров) в Телеграме используется номер мобильного.

После того как система даст вам внутренний идентификатор, номер можно будет сменить без потери данных. На первом этапе нужно выполнить следующие действия:



1. Взять смартфон, подключенный к сотовой сети и интернету.

Желательно – к вайфаю, так вы не потеряете 70 Мб мобильного трафика – именно столько весит приложение – и загрузка произойдет быстрее.



2. Скачать официальное приложение из Google Play (для телефонов с Android) или Арр Store (для айфона).

И Telegram, и Telegram X разработаны командой Павла Дурова. Они различаются интерфейсом и некоторыми возможностями, прежде всего – тем, что «икс» более экономно расходует ресурс батареи. С другой стороны, стандартный клиент чаще обновляется, новые функции появляются в нем раньше.

Google и Apple жестко контролируют свои онлайн-магазины, не допуская появления подделок, но, чтобы окончательно удостовериться, что вы скачиваете официальную программу, обратите внимание на название фирмы-разработчика: в этом поле должно быть указано Telegram LLC или Telegram LLP.



3. Запустить приложение и ввести цифровой код из CMC.

Готово, вы в Телеграме! Разрешите приложению доступ к контактам телефона, чтобы оно добавило в список тех ваших знакомых, у которых программа уже установлена.

Номер телефона или юзернейм?

Первоначально к вашему профилю привязан номер телефона, но лучше сразу сменить его на юзернейм. Во-первых, так вы сможете делиться своим контактом, не светя номер неизвестным людям. Да, даже на визитке, а уж в подписи в электронной почте – сам бог велел. Во-вторых, использование юзернейма позволяет привлечь внимание нужного человека в длинном чате с несколькими участниками – для личного обращения просто тегните собеседника, набрав его ник со знаком собачки перед ним: @peter_the_great2.

Что важно знать при выборе юзернейма– Чем юзернейм короче, тем он лучше запоминается. Минимум 5 символов, только латиница, разрешены цифры и нижние подчеркивания. Ник должен быть свободен.
– Подходите к неймингу с умом. Назваться @fifochka1966, если вы замминистра, не самая удачная идея.
– Учитывайте, что по юзернейму вас можно найти. Первый порыв – назваться также, как в Фейсбуке или в почте, – занятому человеку стоит подавить, иначе сообразительные незнакомцы вас быстро вычислят и начнут донимать личными сообщениями. Но если ваша цель – набрать максимум контактов и коммуникации вы не боитесь, в этом случае, действительно, имеет смысл остановить выбор на привычном нике.
– Юзернейм можно сменить в любой момент, но лучше сразу выбирайте тот, которым не стыдно представляться: нейтральный, простой, понятный (фамилия или слово – хорошо, набор букв с неочевидным смыслом – плохо).


Помимо юзернейма, есть поля «Имя» и «Фамилия». Сюда вы вольны вписывать что угодно, совсем не обязательно паспортные ФИО.

Приложение позволяет оставить строку с фамилией пустой, а вместо имени вы можете указать любые символы, но помните, что именно оно отобразится у тех, с кем вы общаетесь в мессенджере впервые.

Все, у кого ваш телефон занесен в контакты, увидят имя, под которым записали вас сами.

Фото профиля и биография

Здесь тоже всё зависит от ваших целей. Если вы не стремитесь скрывать свою личность и внешность, то подойдет привычный портрет из Фейсбука, если хотите остаться анонимом – выбор аватарки ограничен только вашей фантазией.

Биографию заполняют редко, но это полезная опция для тех, кто желает подчеркнуть свой род занятий, или обладателей распространенных ФИО, стремящихся выделиться среди сотен тезок.

Как установить удачное фото

В Телеграме окошки с изображением, идентифицирующим пользователя, очень маленькие. Поэтому:

– фото должно быть светлым, контрастным и качественным, селфи с камеры ноутбука в темном помещении не подойдет;

– выбирайте крупный план, портрет – как максимум поясной, а лучше паспортного размера;

– не берите фото, сделанные для официальных документов, – здесь нужно что-то более выразительное и отражающее вашу индивидуальность;

– не ставьте снимки, где вы запечатлены с кем-то вместе, будь то любимый муж, любимый первенец или любимый сенбернар;

– помните, что в списке чатов показывается круглая картинка, но, нажав на фото в профиле, пользователь может увидеть оригинал. Поэтому если на краю кадра лежит что-то лишнее, обрежьте картинку перед загрузкой.

Лучше сразу загрузить фото, на котором вы себе нравитесь, и не менять юзерпик чаще, чем раз в полгода.

Во-первых, это раздражает собеседников: они уже привыкли узнавать вас по картинке среди одинаковых Марий и Александров в своем списке контактов. Во-вторых, прошлые дубли сохраняются в профиле, и любой сможет увидеть ваши эксперименты.

Мобайл или десктоп?

Не все знают, что Телеграмом можно пользоваться с компьютера. Это очень удобно – пересылать файлы, перетаскивая их в окно диалога, смотреть картинки на большом экране, быстрее печатать.

Так же как и мобильная, десктопная версия доступна в онлайн-магазинах приложений. Кроме того, ее можно скачать, просто введя запрос в любом браузере. Официальный сайт с самыми свежими версиями – telegram.org.

Бывают ситуации, когда вы сидите за компьютером без прав администратора или просто не хотите засорять чужой девайс новыми программами – и вдруг вам срочно нужно переслать контакту в Телеграме файл, находящийся именно на этом жестком диске. В таком случае удобнее всего воспользоваться браузерной версией, доступной по адресу web.telegram.org.

Авторизуйтесь при помощи кода, который придет на ваш телефон, а когда закончите работать, обязательно прервите сессию – иначе кто-то, кто захочет воспользоваться тем же сервисом после вас, попадет в ваш телеграм-аккаунт.

Это делается так: зайдите с телефона в меню «Настройки», выберите пункт «Конфиденциальность», а в нем – подпункт «Активные сеансы». Нужный компьютер определяется по времени с ним вы работали несколько минут назад. Если вам кажется, что активных сессий слишком много, и вы не уверены, что запускали их, нажмите «Завершить другие сеансы».

Конфиденциальность и безопасность в Телеграме

Рассуждая о безопасности в интернете, я всегда вспоминаю Ильфа и Петрова с их лозунгом «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!». Вопреки распространенному мнению, львиную долю своих киберпреступлений «черные хакеры», которыми в XXI веке пугают всех, от подростков-геймеров до директоров банков, смогли совершить не благодаря собственному гению и феноменальным умениям, а по недомыслию ленивых и беспечных пользователей, составляющих абсолютное большинство.

«Социальная инженерия» – так называется совокупность приемов, позволяющих мошенникам получить «ключ от квартиры, где деньги лежат» прямо из рук хозяина. Поддельные сайты, спам с вредоносными ссылками, выманивание паролей, смс от родственника «из полицейского участка»…

Все мы слышали об этом много раз, но продолжаем использовать в качестве комбинации к сейфу дату своего рождения, хранить пин-код от карты на бумажке в кошельке и верить, что с нами ничего плохого не может случиться.

Так вот: никакое шифрование, никакая репутация Павла Дурова не спасет вас от разглашения секретов, если вы сами не научитесь пользоваться средствами их защиты.

Топ-1 главных правил безопасности в ТелеграмеНи при каких обстоятельствах не оставляйте без присмотра разблокированное устройство, на котором вы когда-либо пользовались Телеграмом.


Это правило спасет 99,9999 % пользователей от огромного числа проблем – от скандала на почве супружеской ревности до срока за разглашение государственной тайны. А 0,0001 % людей, которые умудрились заинтересовать спецслужбы, не входят в целевую аудиторию книги.

Чек-лист для тех, кто работает с деликатной информацией– Установите на свой телефон уникальный (не использующийся больше нигде) пароль длиной не меньше 6 цифр, разных, выбранных произвольно, не связанных с вами лично и вашими знакомыми.
– Приучите себя блокировать смартфон каждый раз, когда выпускаете его из рук.
– Установите или активируйте уже имеющуюся на телефоне функцию удаленного стирания всех данных.
– Пользуйтесь секретными чатами с функцией таймера для всех диалогов, от которых зависит чья-то карьера, благосостояние, здоровье или жизнь.
– Используйте двухфакторную аутентификацию в Телеграме, а также везде, где есть такая возможность.
– Установите длинный и сложный пароль на компьютер, меняйте его хотя бы раз в полгода.
– Для разграничения доступа создайте для каждого члена семьи или сотрудника отдельный профиль со своим паролем.
– Совершив через Телеграм звонок, который хочется оставить в секрете, сразу удалите запись о нем. Это стоит сделать и непосредственно в телефоне, и в приложении: «Настройки» – «Недавние звонки» или в чате. В последнем случае можно выбрать, удалить ли запись только у вас или у собеседника тоже.
Внимание!Если вы ошиблись, отправив важную реплику не в тот чат, и собеседник ее еще не прочел (справа после таймкода стоит одинарная галочка, а не двойная), быстро удалите сообщение и у себя, и у адресата, выбрав в выпадающем меню соответствующую опцию. У вас нет права на вторую ошибку: нажав «Удалить у меня», вы теряете возможность сделать это у собеседника. Теперь, чтобы спасти репутацию, вам понадобится физический доступ к его устройству.


Глава III

Чем Телеграм полезен политикам, органам власти и их пресс-службам

Вы уже наверняка заметили, что за последние годы в вашей тематической нише появляется всё больше новых действующих лиц: блогеры, политические активисты, админы региональных новостных пабликов и гражданские журналисты-фрилансеры находят и начинают раскручивать истории, которые потом попадают в федеральные СМИ. Они сочиняют петиции, берут друг у друга интервью, устраивают флешмобы, организуют акции протеста. Иными словами, монополия органов власти и традиционных медиа на информацию давно утрачена, и пресс-службы вынуждены конкурировать с другими поставщиками новостей.

Неповоротливой государственной машине это соперничество с мотивированными горожанами, вооруженными телефоном с камерой и страстным желанием добиться справедливости, зачастую дается нелегко. А потому многие пресс-службы изначально отказываются от борьбы и превращаются в «вещь в себе», выдавая регулярные потоки никому не нужных данных и реагируя формальными отписками на те события, проигнорировать которые невозможно.

Телеграм – это поле, где политики и приближенные к ним структуры должны брать реванш. Не обязательно годами «прикармливать» журналистов эксклюзивами и подарками на праздники, чтобы они стали каналами слива для вас, – вы сами можете стать таким каналом, если грамотно подойдете к делу.

Не обязательно зазывать вечно занятых репортеров на ваши пресс-конференции – вы сами можете написать интересный материал, который прочтет нужная вам аудитория. Соблюдайте нейтральный тон, придерживайтесь спокойной манеры подачи – и вашему каналу будут верить больше, чем традиционным СМИ, не говоря уже про официальный печатный орган, простите за невольную тавтологию, органа власти.

Чем менее официозен ресурс, тем он успешнее. Телеграм-канал государственной структуры не относится к субъектам правового регулирования, и это обстоятельство дает ряд неоспоримых преимуществ и развязывает руки: никаких отчетов, стандартов, устаревших формальных ограничений и замшелых традиций. Самая активная часть аудитории пресс-служб сейчас сидит в Телеграме, пишет новости, пользуясь материалами телеграм-каналов, связывается через Телеграм со спикерами, пересылает аудиозаписи и фотографии с места событий в телеграм-чатах. Пиар-специалисты, которые хотят попасть в новостную повестку дня и пользуются для этого традиционными email-рассылками, безнадежно опаздывают. Деловая жизнь переместилась из электронной почты в мессенджеры. С этим нужно смириться. И это нужно использовать.

Реалии сегодня таковы: если вы занимаете высокую должность, если за вашей работой следит и оценивает ее множество людей, то отмалчиваться и прятаться в тени у вас больше не получится. Когда вы не делитесь никакими сведениями о себе, о вас начинают писать другие, и информационный вакуум заполняется искаженными, недостоверными, а зачастую и попросту выдуманными данными, что чревато неприятными последствиями. Потому очень важно быть открытым – только так вы сможете добиться хорошего отношения к себе. Но делиться информацией нужно не там, где вам удобно: на сайте ведомства, в Фейсбуке или в колонке на пятой странице муниципальной газеты, – а там, где живет аудитория, на которую влияете вы и которая влияет на вас.

Кейс: закрытость власти → паника в соцсетяхПечальным, но показательным и поучительным примером стал кейс освещения трагедии в торговом центре «Зимняя вишня». Кемеровские власти не смогли или не захотели отреагировать оперативно и поделиться информацией, недостаток официальных данных о причинах и количестве жертв пожара заставил россиян верить в самые дикие версии, которые распространялись в интернете. Слух о заниженном числе погибших и пострадавших буквально через несколько часов после возгорания запустил украинский пранкер с Ютуба, известный как Евгений Вольнов. Когда позже областные власти обнародовали официальные данные, им пришлось доказывать их истинность и бороться с паникой – этого не случилось бы, будь чиновники более открытыми и расторопными.


Стенания о стагнации журналистики звучат в медийном дискурсе с начала 2000-х. Блогеры, маленькие медиа, локальные сайты и самоорганизующиеся сообщества откусили значительный кусок пирога внимания, который всегда принадлежал серьезной прессе и крупным телеканалам. Информацию стало дешевле производить и проще распространять, конкуренция возросла на порядок, а бюджеты традиционных СМИ обвалились после того, как рекламодатели осознали силу интернета и перенаправили свои маркетинговые заначки в онлайн.

В сложившейся ситуации единственное, что может спасти профессиональных журналистов и помочь им завоевать внимание аудитории, – это эксклюзивные инсайды из властных структур и навык анализировать самые разные источники, отличая зерна от плевел. К числу таких источников относятся и анонимные телеграм-каналы, которые постоянно читают, обсуждают и репостят общественно-политические журналисты.

При помощи раскрученного канала с качественным контентом можно:



– формировать информационную повестку;

– добиться нужной интерпретации готовящихся политических шагов задолго до того, как эти планы станут достоянием общественности;

– оперативно нейтрализовать вброс негатива о деятельности ведомства или отдельного чиновника, пока в него не поверили;

– в нативной (неофициозной) форме разъяснять, чем хороша та или иная инициатива, с которой вы выступаете;

– выстраивать кампании по «очеловечиванию» имиджа политика;

– создавать резонанс вокруг полезных для вас начинаний и проектов.



Конечно, не Телеграмом единым – аналогичные политические кампании можно вести на просторах соцсетей везде, где собирается ваша целевая аудитория, от мамских групп на Одноклассниках до Снэпчата. Но у Телеграма здесь есть два неоценимых преимущества.

Во-первых, отсутствие публичной обратной связи. Если толпа журналистов, перекрикивающих друг друга на пресс-конференции, чтобы задать неудобный вопрос в прямом эфире, – ваш самый частый кошмар, то в Телеграме вам будет очень комфортно. В других соцсетях невозможно запустить нужный месседж, не нарвавшись на десятки критических, иронических и откровенно издевательских комментариев. А потом лучшие из них становятся мемами и разлетаются по онлайн-СМИ, чаще всего работая против вас.

Во-вторых, в Телеграме (и только там!) анонимность и влиятельность не взаимоисключающие понятия. Не бывает в Фейсбуке политологов с выдуманным именем и мультяшным персонажем на юзерпике, а в Телеграме подобные «шалости» – мейнстрим. С одной стороны, это колоссальный ресурс для манипуляций, спекуляций и черного пиара. Но с другой – логика и эрудиция, умение аргументировать, подбирать образные примеры, метко шутить приносит здесь такие дивиденды, которые невозможно добыть где-либо еще. И кстати, Телеграм – это школа риторики.

А как же пресс-релизы?

Я сама работала пресс-секретарем и, поверьте, отлично понимаю, почему столько ответственных лиц всех рангов и специализаций держатся за такую форму общения высокого чина с миром и считают ее лучшей. Пресс-релиз – это трехметровый бетонный забор между его героями и живым любопытством медийщиков. Расхвалить себя, дать обтекаемую цитату руководителя в стиле «мы за всё хорошее против всего плохого», набросать побольше цифр («в XXVII форуме приняли участие 4500 команд из 28 регионов»), закамуфлировать бодрыми фразами формализм мероприятия и отсутствие на нем свежих и важных событий – все мы так делали, и я тоже. Но увы, это больше не работает.

Помните, еще несколько лет назад существовали федеральные медиа, которые публиковали пресс-релизы практически без изменений? Сейчас такое не пройдет нигде, кроме разве что маргинальных региональных газет, но там вы и сами не хотели бы появляться. Соцсети сделали свое дело: речь массмедиа стала проще, неформальнее, а сами они – ближе к читателю.

Рекорды посещаемости на информационных сайтах ставят не репортажи и расследования, а гиды, эксплейнеры и тесты. Контент становится сервисом, он должен быть простым, четко структурированным и полезным для читателя, даже если этот читатель – журналист. Так что оставьте пресс-релизы самым заслуженным сотрудникам, которых уже не переучить, прекращайте вещать и начинайте общаться, в том числе и в соцсетях.

Сейчас я объясню, почему делиться информацией стоит именно в Телеграме.

Структура политической жизни в Телеграме

Современное общество состоит из информационных пузырей, в которых все мы живем. Ваша правда, подкрепленная аналогичными воззрениями вашего окружения, кажется вам единственной; того, чего вы не видите и о чем не знаете, для вас не существует. Это нормальная и объяснимая реакция на передозировку данными.

Однако рано или поздно такой пузырь внезапно прорывается: наступает кризис мировоззрения, возникает ссора с родственниками из-за политики, или, как в нашем случае, появляются взявшиеся «из ниоткуда» неприятные слухи, компромат, проблема, о которой вы не знали, из-за чего не смогли ее вовремя решить.

В Телеграме (хорошо это или плохо) бурлит политический дискурс. Платформа не только превратилась в трибуну для аналитиков всех мастей – сюда сливаются инсайды, которые рушат карьеры и перекраивают игру (справедливости ради замечу, что точно так же пользователи Телеграма спасают жизни, скидываясь на помощь нуждающимся, и борются с несправедливостью, но сейчас не об этом).

В последний год Телеграм стал инкубатором политических скандалов, триггером репутационных издержек, здесь активно распространяется дезинформация и плетутся интриги.

Например, именно телеграмеры первыми заметили исчезновение Дмитрия Медведева, который в конце августа 2018-го без объявления об отпуске или болезни пропал из публичного поля зрения. Информация о том, что президент Путин планирует сделать ряд послаблений в пенсионной реформе, появилась в тематических телеграм-ресурсах за неделю до официального подтверждения. Слухи о грядущих отставках депутатов, рождаясь в канале крупнейшего околополитического персонажа Незыгаря, превращаются в самосбывающиеся пророчества: его читают десятки посольств, все профильные журналисты и высокопоставленные чиновники.

О востребованности топовых политических телеграм-площадок красноречиво говорят цифры: один пост в них стоит не меньше 100 000 рублей, а в отдельных случаях цена доходит до миллиона. И во все успешные каналы стоит очередь из желающих сделать заказную публикацию.

Надеюсь, я вас убедила: даже если вы не собираетесь пользоваться серыми политическими технологиями в Телеграме, вам необходимо о них знать хотя бы для того, чтобы не стать их мишенью.

Элитарность публики – то, что выгодно отличает Телеграм от всех остальных соцсетей. Аккаунт в Фейсбуке и ВКонтакте сегодня есть у всех, ядро же аудитории телеграмеров составляют люди интеллектуальных профессий, чья задача – производить смыслы, интерпретировать их и распространять. Это журналисты, политологи, социологи, культурологи, экономисты, маркетологи, сотрудники рекламных и PR-агентств, менеджеры IT и государственные управленцы.

Аудитория Телеграма в цифрах[5]Мужчины – 57 %, женщины – 43 %
Жители Москвы – 35,9 %, жители Санкт-Петербурга – 14,4 %
65 % – специалисты и руководители, 7 % – управляющие высшего звена
40 % пользуются мессенджером с телефонов и планшетов Apple
16 % ведут свой канал
45 % пользуются ботами
9 из 10 опрошенных используют Телеграм в первую очередь для чтения каналов
15 % читают более 25 каналов, 30 % – от 10 до 25


Здесь не будет миллионных охватов, которыми уже может похвастаться Ютуб и всё еще – традиционное телевидение, – зато вы получите целевую аудиторию с высокой вовлеченностью. Один лидер мнения, прочитавший пост в Телеграме, стоит тысяч случайных пользователей. Здесь, в отличие от других соцсетей, вам не придется нанимать за огромные деньги специалиста-таргетолога, чтобы донести месседж до нужной аудитории, потому что она уже собрана и открыта к взаимодействию с новыми источниками информации. Так что успех тут зависит исключительно от умения генерировать релевантный контент и на первых порах продвигать его, наращивая читательскую базу.

Подробнее о том, как устроена экосистема Телеграма, читайте в следующей главе.

Глава IV

Кто здесь? Как устроен мир Телеграма

В Телеграме всего четыре вида организации информации:



– личная переписка (обычная или секретная);

– групповой чат (от 3 до 100 000 человек);

– канал (открытый или закрытый блог, на который подписываются читатели);

– бот (сервис с функциями поиска информации, заказа услуг, переводов, игр и т. д.).



Телеграм как медиа существует именно в каналах, и дальше я буду говорить о них.

Канал – это сборник постов с легкой навигацией (достаточно его отмотать наверх до конца, чтобы прочесть первую публикацию). Большинство крупных каналов в Телеграме обновляется ежедневно, выпуская по 2–10 постов в сутки.

4 типа телеграм-каналов

Тематические каналы

Первыми в Телеграме появились каналы, созданные специалистами в разных областях гуманитарных дисциплин и посвященные хобби пользователей. До сих пор больше половины ресурсов – тематические. Их спектр невероятно широк – от разбора символики византийских икон до рейтингов дешевой еды в спальных районах. Такой канал обычно ведет один человек, реже – два-три и практически никогда – больше пяти.

5 факторов успеха тематического канала1. Раннее вхождение на платформу
Чем раньше автор застолбит нишу, тем больше у него будет подписчиков. Всех, кто придет после, станут сравнивать с первопроходцем, который задал стандарт. Число каналов продолжает неуклонно расти, поэтому многие оставляют в ленте только один, с репутацией главного в теме.
2. Удачный выбор ниши
Здесь важно соблюсти баланс между экстенсивностью и глубиной. Велик соблазн попытаться захватить городской сегмент целиком – назвать канал, к примеру, «Вся Казань» и ожидать шестизначного числа подписчиков, но практически нереально силами одного-двух человек осветить каждый аспект жизни мегаполиса. Поэтому «Казань политическая» – более разумный выбор.
3. Компетентность в теме
Одна из главных ошибок начинающего блогера – писать о том, что он любит, а не о том, в чем разбирается. В идеале эти сферы совпадают, но, если у вас не тот случай, не пытайтесь выбиться в лидеры за счет рекламы – лучше глубже изучить тему или взять в напарники эксперта.
4. Ориентация на читателя
Канал самого титулованного эксперта и обладателя ученой степени по выбранному предмету будет проигрывать блогу новичка, если автор не имеет привычки ставить себя на место того, для кого он пишет, и не учитывает специфику своей аудитории. Уважать читателя – значит уделять больше внимания тому, что ему интересно, заботиться о комфортном отображении постов, отслеживать популярность тех или иных тем и изъясняться понятным языком.
5. Регулярность обновлений
Канал, который обновляется реже раза в неделю, считается «мертвым» и становится первым кандидатом на вылет из подписок пользователя, когда их число достигает критической отметки. К тому же многие читают «залпом» перед сном всё, что накопилось в ленте, и чем меньше у вас постов, тем ниже в ней окажется ваш канал, а значит, и желанных просмотров вам не набрать.


Каналы-агрегаторы

Каналы-агрегаторы – это аналог бумажных газет из 90-х, в названии которых стояло слово «дайджест». На 90–100 % их контент состоит из репостов. Такие каналы крайне популярны, не в последнюю очередь из-за того, что экономят время и место в подписках. Они, как правило, нейтральны, поэтому им доверяют читатели с разными политическими взглядами, а значит, продвинуть тему или месседж через один крупный агрегатор эффективнее, чем через несколько тематических каналов или персон.

Примеры агрегаторов в Телеграме

Что необходимо знать, если вы хотите завести канал-агрегатор1. Понадобится сотрудник на полный рабочий день
Агрегатор обязан моментально реагировать на события, в этом его главная ценность. Опоздание с темой дня на 20–30 минут уже чревато потерей влияния на аудиторию.
2. Агрегатор должен если не соблюдать объективность, то хотя бы создавать ее видимость
Никто из читателей не готов потреблять информацию, если она не позиционируется как максимально правдивая и полная. Поэтому авторам агрегатора, спонсируемого политструктурой, придется и освещать деятельность конкурентов, и сообщать о критике кампаний заказчика, если она становится топовой темой дня. Как именно освещать и сообщать – другой вопрос, но блок на негатив или на упоминания тут гарантировать невозможно.
3. Агрегатор имеет значительный коммерческий потенциал
Попасть в «независимый дайджест» захотят многие, поэтому администрации канала придется быть открытой ко всем коммерческим предложениям. Отсутствие контакта и прайса будет означать, что кто-то уже заплатил за всё, что происходит в канале, а следовательно, агрегатор необъективен. Результат – отписка.


Каналы-персоны

В 2010-х на первый план вышли человеческие отношения нового типа, которые были названы «парасоциальными». В них люди испытывают сильные чувства к тем, кого не знают лично, но за чьей жизнью следят каждый день, – к медийным персонам. Это может быть президент страны, блогер с другого континента или инстаграм-модель с несколькими тысячами подписчиков. Не важно, насколько талантлива и незаурядна медийная персона, какой у нее IQ, – важно, что она интересует тысячи людей, которые готовы носить те же вещи, слушать те же треки и поддерживать ту же политику, что и «знакомый незнакомец» в соцсети. Привязанность к сетевым знаменитостям, замена многосторонних отношений в реальной группе односторонней коммуникацией «звезда – фолловер» – это своеобразная реакция общества на одиночество жителей мегаполисов, на разрушение традиционной модели дружбы с детского сада до старости, на девальвацию многовековых ценностей большой семьи.

Важно осознать масштаб этого явления, чтобы понять, как его использовать. Прямая политическая реклама теряет эффективность с распространением интернета и интеллектуального продукта, учащего критическому мышлению. Коммерческие бренды массово отказываются от баннеров в пользу натива, сотрудничают с блогерами и оплачивают интеграции в авторский контент тех, кого называют «лидерами мнений», или «инфлюэнсерами».

В сфере общественно-политических коммуникаций именно через контакты с инфлюэнсерами продвигаются новые идеи, гасится негатив, развиваются в нужном русле публичные дискуссии.

Истина в важном вопросе, которую хочет знать аудитория, сегодня должна быть не только аргументированной, но и разделяемой теми, кого эта аудитория уважает. Потому в политической коммуникации необходимо использовать «звездный фактор», а профессионалам нашей сферы пора перестать смотреть на знаменитостей снизу вверх и начать выращивать своих звезд. Благо в Телеграме есть инструмент, позволяющий это осуществить. Канал-персона представляет собой 2.0-версию всем известного формата «блог звезды». Вести его может губернатор, депутат, журналист с именем, политолог или супруга мэра. Не обязательно писать туда собственноручно (иногда даже лучше, если это делает профессионал), но нужно быть готовым отвечать за весь контент, который там появляется.

В качестве удачного примера личного канала я уже не раз приводила блог Сергея Леонидовича Доренко @rasstriga. Журналист старой школы, он адаптируется к новым реалиям лучше, чем многие тридцатилетние. Сравните первые посты в 2017-м и его рывок год спустя: гуру не только продолжает радовать всех эстетов своей эрудицией и харизмой – он еще и научился делать это в такой форме, которая принята в Телеграме, и аудитория ответила ему взаимностью. Короткие метафорические посты, фирменный ехидный юмор, моментальная реакция на события – таким должен быть идеальный журналист эпохи соцсетей. Видно, что для Доренко канал не просто работа – он искренне им наслаждается, ерничает, кокетничает, рассказывает истории и делится сиюминутными мыслями. Это подкупает: даже если ты не согласен с автором, его всё равно интересно читать. Так и рождается настоящее влияние – не из бронзового авторитета, а по любви.

Расстрига
Наталья Поклонская – нежная и упрямая – она вышла замуж опять. Народ расстроился. Ну, чувак, с нашей точки зрения, хуже любого из нас. Любой из нас лучше бы смотрелся на его месте. Ну, пусть, ничё. Всё равно мы её не разлюбим.
Мы с Натали в перверсивной любви, когда мы – да, а она нет. Неподражаемая Alice Thomas Ellis сказала однажды: Мужчины любят женщин, женщины любят детей, дети любят хомячков, хомячки никого не любят. Вслед за госпожой Ellis скажем, в нашем случае мы все любим Поклонскую, Поклонская любит Николая, который любил Кшесинскую. Кшесинская же никого не любит?
Расстрига
В новосибирском университете чего бы то ни было задрапировали скульптуры к приходу попов. От глупости? – нет. От страха. И я боюсь их. Они – власть. И они могут обидеться на что угодно. Я ел хлеб с маслом, а у них пафнутьевский какой-н пост? Оскорбятся в чувствах, пропоют анафему, прокуратура посадит меня на «двушечку»? Да пошли они н…р со своими спонтанно-обидчивыми чувствами! Что, не так? Лучше вообще их не видеть, а если навязались, то надо глаза в пол и бояться. Новосибирцы в знак страха и покорности задрапировали статуи. Я бы тоже так сделал. Я бы сталинские шинели надел на статуи. Тут бы двух зайцев убил сразу – сразу двум слоям торжествующе обидчивой гопоты угодил бы. Мы боимся. Боимся православных, силовиков и кавказцев. Им всем нравится, что мы их боимся. Мы знаем, в день, когда они захотят, они могут исковеркать нашу судьбу. Как тут не бояться?
Расстрига
В царстве Сун жил Обезьяний царь, который любил обезьян и кормил целую стаю. Но вдруг он обеднел, и пришлось ему уменьшить корм обезьянам. Он сказал:
– Стану давать вам утром по три каштана, а вечером по четыре. Но тут все обезьяны поднялись в гневе.
– А что, если стану давать вам утром по четыре каштана, а вечером по три? – сразу же переспросил он. И все обезьяны обрадованно легли на землю.


Яркий, если не сказать канонический, отрицательный пример – личный канал Ксении Собчак. Начиная с неудачного юзернейма и названия – @bloodysx, «Кровавая барыня» – и заканчивая простынями монологов на тему личных обид, Ксения любезно демонстрирует всем, как не надо делать. Не надо быть безграмотной и банальной. Не надо анализировать инфоповоды недельной давности. Не надо кормить читателя злобными репликами в адрес всех и вся, которые тот и так каждый день слышит в трамвае. Неудивительно, что с таким уровнем контента у канала Ксении на три порядка меньше подписчиков, чем у ее же Инстаграма с платьями и рекламой водки.

5 советов тем, кто намерен вести личный канал1. Жизнь не обеспечит вас сюжетами – имейте план
Вести личный канал куда сложнее, чем это выглядит со стороны. Казалось бы, выразить мнение по тому или иному поводу, поделиться ссылкой, рассказать о сделанном не бином Ньютона. Но стоит подвергнуть свои намерения критическому анализу или просто сообщить о них другу – как сразу выясняется: одно выставляет вас в неверном свете, второе старо, третье слишком специфично, а четвертое просто не интересно никому, кроме автора. Почти все, кто ведут личный блог, имеют регулярно обновляемую заметку в телефоне с набросками для будущих постов. Полезно постоянно держать в запасе хотя бы три таких черновика.
2. Будьте человеком, а не функцией
Велик соблазн завести канал для мэра ради того, чтобы привлечь к его действиям внимание молодого активного электората. Но сами по себе медиа, сколь бы прогрессивными они ни были, чуда не сотворят: если в канале станут публиковаться те же отчеты о встречах, распоряжения и поздравления, которые постятся на сайте мэрии и в Фейсбуке градоначальника, аудитория будет мизерной. Телеграму нужна личная интонация, эксклюзивная информация и живой сторителлинг. Аналитический пост должен выглядеть так, будто его писал человек из плоти и крови, а не подчиненный ему научный институт.
3. В критических ситуациях используйте Телеграм как трибуну
Худшее, что досталось отечественным государственным органам и политикам от Советского Союза, – привычка отмалчиваться в критические моменты. Когда случается ЧП, лучше использовать Телеграм как канал быстрого реагирования, чем ждать, пока нечистоплотные блогеры заполнят информационный вакуум ложными и невыгодными для вас сведениями. Короткое сообщение с соболезнованиями от министра, номер горячей линии для анонимного приема жалоб, анонс пресс-конференции, первые подтвержденные данные по трагедии – контент, который должен появляться в официальном канале как можно раньше. И даже если случившееся не касается напрямую автора или его ведомства, слова поддержки, адресованные родственникам жертв, и репост полезных контактов – это просто хороший тон.
4. Не бойтесь репостов
Распространенное мнение, что личный канал наполняется исключительно информацией от первого лица, ошибочно и даже вредно. Следовать этой тактике – значит упускать огромные возможности самопродвижения, которые дают репосты. Каждый автор периодически осуществляет vanity search, то есть отслеживает, пользуясь системой Tgstat и другими источниками, кто поделился его материалами. Так телеграмеры узнают друг о друге, вступают в дискуссии (репост + ваш собственный пост с комментарием), наконец, контент дружественных каналов спасает в те моменты, когда по вашей повестке ничего не происходит и вам нечего сказать.
5. Избегайте ссылок на другие свои соцсети
Аудитория Телеграма не любит покидать площадку, в этом ее специфика. Так что те, кто используют канал только как инструмент для пиара своего standalone-блога, Фейсбука или Яндекс. Дзена, не достигнут популярности на платформе. Уважайте читателя – делайте резюме ваших длинных постов, публикуя текст, картинки и видео в самом Телеграме.


Анонимные каналы (персонажи)

Наконец мы добрались до анонимных каналов, самого интересного вида организации контента в околополитическом дискурсе. Анонимность – это палка о двух концах: она позволяет безнаказанно говорить правду – и она же уничтожает фильтры, которые останавливают распространение фейков.



5 инсайдов об анонимных каналах в Телеграме– 2/3 контента околополитических персонажей – бездоказательные спекуляции, фантазии для развлечения публики и оплаченная дезинформация.
– Анонимные каналы – это место, где появляются и раскручиваются скандальные истории, основанные на реальных фактах из жизни политической элиты.
– Отличить первое от второго можно, только будучи специалистом по политической среде Телеграма. Чтобы им стать, нужно годами отслеживать сложную систему взаимосвязей каналов, изучать закономерности появления информации и анализировать контент постфактум.
– Если на первый взгляд кажется, что анонимный канал работает на ту или иную политическую силу, скорее всего, он на нее не работает.
– Иногда информация, публикуемая в таких блогах, имеет силу самосбывающихся пророчеств.


Посмотрите, какого рода контент распространяют анонимные персонажи:

Незыгарь
Мэй: министр иностранных дел России не достоин своего поста.
Незыгарь
Кто станет главой Следственного комитета? Прекрасна здесь версия о Георгии Полтавченко. Верный порученец президента, классический бюрократ, притом и генерал


Зачем вам нужен анонимный телеграм-канал?

Предвосхищаю вопрос, который возникнет у многих честных тружеников пресс-служб: зачем разбираться в этом непонятном анонимном болоте, если можно завести достойный официальный канал?

Мы живем в эпоху постправды, хотим мы того или нет. Соцсети влияют на государства, компании и граждан не меньше, чем СМИ и официальные ресурсы. Правила игры на информационном поле изменились, и стратегий у всех фигур на этой шахматной доске ровно две: реактивная и проактивная. В рамках первой из них следует игнорировать, опровергать или замалчивать информацию оппонентов, правдивую или нет, которая негативно отразится на вашем ведомстве или на вас лично. Проактивная стратегия – это создание контента, работающего на ваши интересы и вредящего конкурентам. Люди устроены так, что будут читать нелепые байки, даже если у них есть проверенный, удобный и информативный источник официальных данных, где публикуется чистейшая правда. Поэтому либо смиритесь с тем, что придется постоянно опровергать самые глупые обвинения, либо начинайте действовать на опережение: распускать слухи о политических противниках, отвлекать внимание от собственных неудач резонансными вбросами, готовить общественное мнение к болезненным, но необходимым мерам.

Инструкция по созданию анонимного политического каналаВозьмите новую сим-карту
Отдельная симка нужна, во-первых, для того, чтобы ее можно было передать другому человеку (а с ней и права на ресурс).
Во-вторых, один пользователь может создать только восемь публичных каналов. В-третьих, при блокировке номера Телеграм показывает всем подписчикам сообщение, что автор был онлайн очень давно. Само по себе такое уведомление не таит никакой опасности, но, когда несколько каналов выдают его одновременно, всем становится понятно, что у них один создатель. А теперь представьте, что подобное произошло с официальным каналом политика и тремя анонимными блогами, со сливами информации о его оппонентах. Сообразительный читатель сделает все необходимые выводы.
Придумайте остроумное название
Название канала должно намекать на род деятельности персонажа («Товарищ майор») или контент («Флешка Путина»). Если хочется нарастить медийный капитал, сыграв на известном имени, не пытайтесь вести псевдоблог звезды: администрация блокирует такие инициативы по первому же обращению знаменитости.
Воспользуйтесь более изящным способом – просто добавьте частицу «не» к имени, как это сделал корифей жанра Незыгарь, обеспечив стойкую ассоциацию с прогремевшим бестселлером «Вся кремлевская рать» политического журналиста Михаила Зыгаря, и формально дистанцировался от него.
Создайте легенду
Почему ваш канал должен заинтересовать аудиторию, что заставит людей подписаться и предпочесть ваш контент материалам других, более известных площадок? Стратегий здесь опять же две: либо забить узкую нишу, которая до сих пор свободна (например, следить за политикой только в Якутии), либо представиться экспертом с уникальными знаниями.
Так, на канале «Рисковик» экономическими новостями делится сотрудник банка, занимающийся оценкой рисков, и читать их в его интерпретации потенциально интереснее и полезнее, чем обычную тематическую ленту информагентства. Естественно, во втором случае модератору канала придется разбираться в экономике как минимум на уровне выпускника профильного вуза.
Лучше всего работает романтическая и непроверяемая легенда: автор – свой среди чужих, ему удалось внедриться во властные структуры. Или, наоборот, сотрудник штаба оппозиционной партии делится инсайдами, потому что не во всём согласен с руководством. «Жена» неназванного функционера или его «любовница», «сын» замминистра, «тренер», «уборщица», «кухарка» – любое полуироничное самопредставление в совокупности с постоянной разработкой того или иного политического сегмента убедят читателя в аутентичности роли автора.
Обеспечьте обратную связь
Обратная связь в виде юзернейма автора обязательно должна быть в юзеринфо, иначе непонятно, куда обращаться за ВП (взаимный пиар – основной способ продвижения в Телеграме). Владельцы анонимных политических каналов с достаточно большой (1000+ читателей) аудиторией могут добавить загадочности и солидности, разместив в юзеринфо ссылку на защищенный почтовый ящик, через который доброжелатели будут делиться деликатной информацией, не раскрывая себя. Эталоном такого сервиса считается ProtonMail - protonmail.com.
Соберите базу каналов для репостов
Основной жанр политического анонимного канала – анализ текущих событий, рассуждения и прогнозы. Комментировать можно и новости СМИ, но, поскольку Телеграм – замкнутый на себя мир личностей с амбициями, обсуждение публикаций других каналов – способ в разы повысить эффективность работы с платформой.
Ваши репосты будут отслеживать, многие, в свою очередь, начнут репостить оставленные вами комментарии и комментировать их, повышая индекс цитируемости вашего канала и принося новых подписчиков.
Определитесь с tone of voice канала
Тональность важна, потому что именно за нее любят и ненавидят авторов. А ненависть, как и любовь, – это повод для репоста, а репост – это пиар, а пиар – это рост аудитории. Tone of voice должен быть один – в противном случае вы только дезориентируете читателя и лишите его ощущения, что через канал с ним говорит реально существующая цельная личность.


Лейтенант Пидоренко В.П. <br>КОЛЫБЕЛЬНАЯ <br>Ходят Хрюша и СтепашаПо подлеску в час ночнойВдруг выходит к ним из чащиКарлик черный сволочнойВесь осыпан будто перцемНаяву, а не во снеГоворит: отдайте сердцеВы, зверята, СатанеТайну темных волхвованийЯ сейчас открою вамВ сонм чудовищных созданийВас я дьяволу продамСветит месяц на опушкеВоет леший позадиПлачут милые зверушкиНе найти назад путиСпи, Сережа-безобразникПрекращай кривить свой ротЕсли не закроешь глазикКарлик за тобой придет

ГОВОРИТ ВАФИН
ТАК КЛАССНО, ЧТО У НАС У ОБОИХ БИПОЛЯРКА! ИНОГДА Я ПРЯМ ВООБЩЕ НА ПОЗИТИВЕ, А ИНОГДА СМОТРЮ ЧИСТО ГРУСТНЫЕ ВИДОСЫ, НЕ ОХОТА ГУЛЯТЬ ДАЖЕ.
ЕЩЕ У МЕНЯ ШИЗОФРЕНИЯ ПОХОЖЕ. ВЧЕРА ИДУ МИМО МАКДОНАЛДСА И ДУМАЮ: А ЧТО ЕСЛИ БЫ РОНАЛЬД МАКДОНАЛЬД ПЕЛ ПЕСНИ КИРКОРОВА И НОСИЛ СИНИЕ ШЛЯПЫ. ПРАВДА СТРАННО ДА?
НО В ОСНОВНОМ У МЕНЯ ТЯЖЕЛАЯ ДЕПРЕССИЯ. ХОЧЕТСЯ ТОЛЬКО ГЛАДИТЬ КОТА И СЛУШАТЬ ПЛАСИБО. НО КОГДА СЛЫШУ, ЧТО ОТ ТЕБЯ ПРИШЛО СООБЩЕНИЕ, ДЕПРЕССИЯ ТОТЧАС ПРОХОДИТ И ХОЧЕТСЯ КОЛБАСИТЬСЯ ПОД РИАНУ, ШВЫРЯТЬСЯ ПОДУШКАМИ!
Саша Конь. Философ и афорист
немногие люди видели, как мастерски и профессионально я жру водку
но те, кто видел, никогда не смогут этого забыть
Саша Конь. Философ и афорист
В ЕКБ В ПОЛУФИНАЛ ЛИДЕРОВ РОССИИ ВЫШЛО 253 ЧЕЛОВЕКА
И ВОТ ПОДУМАЙТЕ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ: ЕСЛИ ДАЖЕ Я ИЗ КОНКУРСА ВЫЛЕТЕЛ РАНЬШЕ,ТО ЭТИ РЕБЯТА НА ЧТО СПОСОБНЫ? ЛОМ ПЕРЕЖЕВАТЬ? СЕМЬДЕСЯТ ЛИТРОВ ВОДЯРЫ ВЫПИТЬ РАЗОМ?
ОЧЕНЬ ЗАВИДУЮ.
Типология тональностейВозмущенный обыватель
Позиционирует себя как обычного человека с улицы, который чувствует боль рядового гражданина и озабочен теми же вопросами, что и большинство. Это позволяет писать о самом широком круге предметов, а нехитрый вокабуляр и эмоциональная составляющая стимулируют взрывной рост числа подписчиков без необходимости трудиться в поте лица над качеством контента.
Типичный пример:
«Сталингулаг», @stalin_gulag.
Взбалмошный артист
В развлекательном канале такого админа ставка делается на креатив и юмор, автор не пытается выдать свои мысли о политике за обоснованное мнение знатока.
Тем не менее аудитория у этих площадок благодарная, поэтому через мемы и шутки аполитичные читатели с удовольствием воспринимают нужные тезисы, упакованные в невинный развлекательный контент.
Ироничный знаток
Автор дает понять, что не чужд высших сфер и экспертные знания у него имеются, но при этом он объективен, никем не куплен и со здоровой иронией может рассказывать о подлинных намерениях уполномоченных лиц, скрывающих их за своими заявлениями или действиями.
Эта тональность позволяет плести любые конспирологические теории и манипулировать аргументами, привлекая к дискуссиям самую пассионарную публику.
Типичный пример:
«Мышь в овощном», @kbrvdvkr.
Отстраненный эксперт
Ведущий канала располагает самой полной информацией по тому или иному вопросу, часто ссылается на авторитетные источники, избегает эмоций и резких оценочных суждений.
На него подписываются специалисты высокого класса, ему доверяют больше остальных. Такой канал стоит долго «растить», а в нужный момент – проталкивать через него то, что вам нужно, под соусом «объективных» фактов и «очевидных» для любого умного человека выводов.


Соблюдайте нейтралитет на старте

Чтобы добиться влияния на тех, кто сейчас находится в цепких (или не очень) медийных лапах ваших оппонентов, необходимо, прежде всего, не отпугнуть нужную аудиторию. В большинстве случаев люди намеренно избегают потребления любого контента, который ставит под сомнение истинность их взглядов («правило пузыря»), особенно если они и СМИ, производящие этот контент, находятся на противоположных сторонах политического спектра. Возьмите на вооружение распространенный прием политтехнологов, работающих с онлайном, – «выращивание» ресурса в нейтральном или полярном по отношению к вашим исходным ценностям дискурсе. Проще говоря, продвигать провластные идеи на откровенно провластном канале неэффективно, а вот преодолеть вместе со своей аудиторией длинный путь с плавными поворотами от оппозиционности через «нулевую отметку» к поддержке некоторых инициатив сверху – это высший класс. Даже если придется потратить полгода-год на бесполезное, на первый взгляд, развитие нейтрального ресурса, ваше терпение потом окупится сторицей.

Играйте на том, что актуально

Не проходите мимо резонансных тем, даже если они далеки от вашей повестки. Спорные законодательные инициативы Госдумы, зарубежные политические скандалы, смерть рэпера или бесчинства живодеров в приюте – события, которые вызывают колоссальный интерес у большинства, и люди стремятся читать по этой теме всё, что только можно, причем даже там, куда обычно не заходят. Публикации «на злобу дня» получают больше репостов, они попадают в дайджесты агрегаторов и приносят новую аудиторию совершенно бесплатно.

Фантазируйте

В анонимных телеграм-каналах ничто не сковывает фантазию автора. Вот несколько приемов, которые помогут сотворить смыслы (с вытекающими благоприятными для вас последствиями) буквально на пустом месте.

ПРИЕМ 1

Ложка дегтя в бочке меда

Инициативу политика-конкурента, которая всем понравилась, можно нейтрализовать, раскопав в этой истории неприятную деталь и раздув случайную ошибку до масштабов закономерной злокозненности.

Предположим, ваш оппонент открыл лесозаготовительный завод и обеспечил рабочими местами 5 тыс. жителей района. СМИ в восторге, и только один маргинальный сайт опубликовал обращение экологов, сетующих, что вырубка лесов разрушит экосистему и поставит под угрозу исчезновения популяцию редких белок.

Допустим, вы раскопали этот факт, но первый порыв – репостнуть заметку и выступить в духе «не всё так хорошо у господина лесозаготовителя, послушайте экологов» – лучше подавить, потому что в народном сознании рабочие места, несомненно, важнее белок.

Потому автор анонимного канала, «приближенный» к тусовке оппонента, может, похвалив завод в начале поста, перейти к описанию закрытого банкета по случаю запуска предприятия, на котором он якобы присутствовал, и придумать историю с яркими деталями, характеризующими новоявленного лесозаготовителя как врага природы.

Например, камин топили дровами из ценной березы, занесенной в Красную книгу, блюдом вечера были зайцы, убитые лично промышленником, а его супруга хвасталась всем шубой из местного соболя. Это напомнило широко известный в узких кругах эпизод, когда оппонент отдавил хвост коту губернатора и чуть не лишился должности… На таком фоне правдивая деталь – наступление заводчика на ареал обитания белок, – поданная в одном из следующих постов, придаст достоверности предыдущему рассказу и укрепит в сознании читателей связь «оппонент – живодер». Тот, конечно же, не будет никак реагировать на заявления какого-то анонимного канала и опровергать их, и история пойдет в народ как правда.

ПРИЕМ 2

Если взгляды конкурента идут вразрез с волей народа, его рейтинг снижается

Всегда полезно найти больное место идейного противника и ударить в него самым сильным оружием, которое есть у демократии, – народной инициативой. Допустим, ваш оппонент считает шансон недожанром, позором российской эстрады – и при этом он отвечает за культуру в Твери. Вы создаете петицию о переименовании улицы Красной в улицу Михаила Круга, распространяете ее по профильным пабликам и форумам, получаете первые несколько сотен подписей и размещаете в канале пост об «истинно народной инициативе», о важности сохранения исторической памяти на родине певца. Когда инфоповод расходится по локальным СМИ, петиция собирает несколько тысяч подписей. Теперь можно возмущаться, что ответственное лицо даже не удосужилось хоть как-то отреагировать на предложение, поддержанное таким количеством людей. Когда под общественным давлением ваш оппонент заявит, что подобную инициативу реализовать невозможно, он тут же получит обвинения в самодурстве и непонимании народных нужд.

ПРИЕМ 3

Напустите много дыма – и все подумают, что где-то есть огонь

Известная психотехника «визуализации желаемого» переходит на новый уровень, когда у вас есть анонимные ресурсы с достаточной аудиторией. Допустим, ваш политический оппонент совершил ошибку. Вам хотелось бы верить, что она повлияет на его карьеру, но неизвестно, произойдет ли это. Вы со своими сторонниками не можете открыто злорадствовать и предрекать ему закат. Но у вас есть анонимные каналы, а вот они «могут» что угодно. Например, ссылаться на надежный источник в одной из башен Кремля, который сообщает: указ об отставке уже лежит на самом главном столе страны. Или рассказывать о готовящемся «смещении с поста» как о факте и строить догадки о кандидатурах преемника. Или спекулировать на том, что с отставкой медлят – мол, всё потому, что против оппонента будет возбуждено антикоррупционное дело и его увезут из кабинета сразу в СИЗО (информация достоверная – инсайд от журналиста из пула Генпрокуратуры). Дальше как в поговорке: тот, кого тысячу раз назовут ослом, в тысяча первый станет искать в зеркале ослиные уши.

Создавайте сетки

Эффект любого политтехнологического хода возрастает пропорционально количеству людей, которые о нем узнали. Охват можно покупать, но один пост в ведущих каналах интересующей нас тематики с активной аудиторией 50 тыс. подписчиков и более стоит сотни тысяч рублей.

Поэтому тем, кто пришел в политику всерьез и надолго, выгодно создавать сетки – десятки разноформатных каналов смежной тематики, у каждого из которых – свой автор, и их взгляды далеко не всегда совпадают. Они будут поддерживать друг друга репостами и взаимным пиаром. Такие сетки, отработав один заказной инфоповод по-разному, создадут видимость резонанса и вызовут панику у того, на кого направлена медиаатака. Подобные технологии могут применять и против вас, но любую сетку (а следовательно, и заказчика кампании, решившего нанести удар по вашей репутации) можно вычислить через эти взаимные репосты и «синхронный интерес» к одним и тем же инфоповодам.

Глава V

Как писать (и как не писать) в Телеграм

Телеграм – сформировавшаяся среда, «тусовочка» со своими звездами и правилами игры, которые прежде всего касаются подачи материала. Отсутствие комментариев изначально задало неформальный и доверительный тон, общий для всей платформы.