Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Раскрутка канала через другие платформы

Без ВП и внутрителеграмовского оплаченного пиара невозможно влиться в тусовку (а именно попадание в кружок популярных на платформе единомышленников гарантирует максимум бесплатных репостов), но свежую кровь ищут и в других местах. Вот несколько способов продвинуть канал за пределами Телеграма:



Попасть в материал онлайн-СМИ.

Посты соцсетей никто не перечитывает, а у СМИ есть постоянный поисковый трафик. Поэтому четко позиционируемые ресурсы занимают высокие места в выдаче по запросам в Гугле и Яндексе. К примеру, тот, кто введет «телеграм-каналы про Казань», найдет ваш, если он попал в материал и его подписали как «крупнейший канал новостей Казани».

Пик популярности телеграм-подборок в прессе уже миновал, и журналисты делают их реже. Проявите инициативу: наводните свою площадку эксклюзивом – и вас будут цитировать со ссылкой на канал; обратитесь в редакцию с предложением бесплатно подготовить для них интервью или гид – с условием упоминания ресурса в лиде статьи.



Писать комментарии на сайтах онлайн-СМИ.

Такая работа даст результат не сразу и только в том случае, если будет последовательной и методичной: комментировать в популярных тредах придется в течение нескольких месяцев. Важно, чтобы это не было обычным спамом («Посетите канал такой-то – только в нем самые свежие новости!») – даже если его не удалит администрация, пользователи к вам не перейдут и будут минусовать сообщение. Лучше дискутируйте по сути вопроса, ссылаясь на канал («Если вкратце, то информированным людям очевидно, что всё обстоит так-то и так-то; а вот здесь я провел рисерч и детальный анализ»).



Разместить баннер на локальном или тематическом форуме.

Это действенный способ продвижения, если ваш канал фокусируется на освещении событий в конкретном регионе или занимает более узкий сегмент, чем «политика вообще». Форумы в целом устаревший вид онлайн-коммуникации, но в провинции и некоторых сообществах энтузиастов они до сих пор популярны. На таких площадках вы зацепите небольшую, но активную аудиторию, привыкшую дискутировать, а это хороший потенциал для репостов.

Глава VIII

Что нужно знать журналистам об экосистеме Телеграма

Из тот момент, когда я пишу эту главу (начало 2019 года), российские журналисты делятся на два типа:



– те, кто блестяще ориентируются в телеграм-пространстве и чувствуют себя здесь как рыба в воде, – их доля составляет меньше 1 %;

– те, кто с трудом понимают, что это такое, знают только самые известные каналы и совершенно не представляют, как работает вся система, – таких больше 99 %.



Как один из early adopters Телеграма, я с десяток раз заводила разговор о нем с журналистами изданий разного уровня – и всегда поражалась тому, с какой готовностью они принимали на веру ничем не подтвержденную информацию, как легко поддавались на провокации и позволяли манипулировать собой. Смею надеяться, что следующие базовые установки помогут моим собратьям по перу профессионально использовать платформу в своих целях и не давать акторам Телеграма (админам каналов и людям, проплатившим их публикации) использовать себя.

Правило 1

В Телеграме не действуют правила среды, к которой вы привыкли

Обычно, когда честный журналист пишет сюжет, он имеет дело с тремя типами героев: активный гражданин, авторитетный эксперт и вынужденный ответчик.

Первый тип представляют, к примеру, победитель литературного конкурса, жертва судебного произвола, свидетель преступления и другие так называемые люди с улицы.

Второй – это ученые, публицисты, культурологи и все остальные, кто зарабатывает на жизнь, пользуясь своими экспертными знаниями в той или иной области.

К третьему типу относится большинство бизнесменов и чиновников, которые по роду деятельности несут бремя социальной ответственности и иногда не справляются с этой задачей.

Выдавая журналисту информацию, все они придерживаются одного из двух паттернов поведения. Активный гражданин и авторитетный эксперт практически всегда стремятся рассказать как можно больше того, что они считают правдой. Вынужденный ответчик, как правило, наоборот, старается отделаться обтекаемыми фразами пресс-релизов, не посвящая публику во все нюансы своей деятельности. «Деньги любят тишину», – гласит известная максима; власть любит тишину не меньше.

Акторы Телеграма используют особую, третью модель поведения при общении с журналистами. Они мешают факты с выдумкой, а иногда, отвечая на вопросы, выдают чистый экспромт, в котором нет ни буквы правды. Почему? См. правило 2.

Правило 2

Не ищите объективности в телеграм-каналах

Само собой, я сейчас говорю об общественно-политических ресурсах. За редким исключением, в топе Телеграма не встретишь искренних личных мнений по животрепещущим вопросам.

Это не Фейсбук, где интеллигенция собирается выпустить пар, пожаловаться на жизнь и поспорить в комментариях. Всё, что написано в Телеграме про политику, говорится, чтобы повлиять (прямо или косвенно) на одну из заинтересованных сторон.

А всё, что не проплачено, – часть многоходовок, конечная цель которых – получить преференции для владельцев каналов. Это мир, где создаются и сталкиваются смыслы, и в таком причудливом водовороте влияний невозможно разобраться с кондачка, пролистав верхушку рейтинга и опросив нескольких авторов.

Правило 3

Тем не менее Телеграм может дать эксклюзивные знания о раскладах в высших эшелонах власти и бизнеса – но только тем, кто умеет копать

В каналах Телеграма нет истины в чистом виде, к которой стремится репортер. Вы не найдете здесь рафинированной достоверности формата «выпускники физфака МГУ пятые в мире по цитируемости в англоязычных рецензируемых журналах», «в аварии погибли 15 человек», «каждый восьмой россиянин брал микрокредиты», «выполнение закона Яровой обойдется операторам в 200 млрд руб.».

Телеграм – это головоломка, где истина собирается по кусочкам, ручей, в котором золото моется по крупинкам в результате долгого и кропотливого просеивания породы через мелкое сито.

Для журналиста со слабым аналитическим аппаратом, не привыкшего разбираться в контексте, Телеграм останется тем же, чем он остается для его 70-летней бабушки, – очередной свалкой букв без внятной структуры и смысла.

Правило 4

Телеграм влиятелен

Не верьте тем, кто утверждает, что Телеграм – это:



– просто Вотсапп для продвинутых;

– чат для связи любителей запрещенных веществ с их продавцами;

– молодежная тусовка с мемами;

– ЖЖ-2.0.



Телеграм – это прежде всего (не устану повторять!) первая соцсеть, куда пришли российские элиты. Информация из каналов не только попадает в мониторинги, которые кладут на столы самых влиятельных людей страны, – она формирует мировоззрение их подрядчиков и является для них инструментом прямого действия. Несмотря на странные названия каналов, неформальный стиль изложения и зачастую бездоказательные тезисы, Телеграм влияет на политическую и экономическую жизнь в России сильнее, чем любая другая соцсеть. Можно сказать, что с конца 2017 года «запрещенное» детище Дурова для власть имущих – это примерно то же, что телевизор для россиян зрелого возраста. Если вас не убеждают слова человека, постоянно мониторящего и использующего мощности Телеграма в своей профессиональной деятельности (то есть мои), посмотрите на графики исследования «Инструменты избирательной кампании: наступила ли новая политическая реальность?», составленные на основе опроса 80 российских политтехнологов.

Социальные сервисы[7]

Оцените, насколько активно использовались в предвыборной агитации указанные социальные сервисы.



Среди социальных сервисов чемпионом по частоте использования оказалась такая платформа как Telegram, опередившая находящиеся на примерно одном уровне по частоте использования «Вконтакте», YouTube, Instagram, WhatsApp, «Одноклассники».


Для сравнения: в 2016 году безусловным лидером был ВКонтакте.



Медийные каналы

Оцените эффективность воздействия медийных каналов на лиц, принимающих решения





В то же время Telegram воспринимается в качестве эффективного средства воздействия не на массовую аудиторию, а на элиты, хотя и в этом сегменте мессенджер уступает федеральному ТВ и деловым СМИ.

Как выглядит схема размещения политтехнологии в Телеграме

Корпорация А заказывает негатив в адрес чиновника В, с которым у них возник конфликт бизнес-интересов. Чтобы не светиться, А ставит задачу компании-посреднику С, заключившей с А контракт на производство пиар-технологий. C обращается к специалисту D, чья фирма занимается непосредственно размещением месседжей в Телеграме. D делает предложение E – владельцу крупнейшей сетки общественно-политических каналов, которые подходят по тематике для этой задачи. Е отвечает отказом, потому что В (конечно же, не сам, а как минимум через одну посредническую контору, назовем ее F) купил во всех его ресурсах блок на негатив. D вынужден обратиться к G – владельцу крупнейшего независимого канала, не входящего ни в одну сетку, – опять же не напрямую, а через следующего посредника Я, который и сам работает с каналом как минимум через одного посредника I. D переводит деньги H, H берет комиссию и переводит их I, I берет комиссию и переводит их либо конечному исполнителю G, либо еще одному из промежуточных звеньев. Цепочка заканчивается в биткоин-кошельке. Посты пишутся, согласовываются и доходят до читателей.

Зачем нужно так много звеньев? Эксклюзивность доступа – гарант анонимности (а значит, и независимости) админа G. Цепочка посредников продемонстрировала свой профессионализм и умение хранить в тайне деликатную информацию – следовательно, неприятных ситуаций, например слива переписки с заказом, опасаться не стоит.

Как выглядит закулисье Телеграма

Существует чат админов крупных общественно-политических каналов, где они и выстраивают свою игру. Это напоминает нечто среднее между заседанием профсоюза и картельным сговором. Например, там можно узнать, кто в настоящий момент заинтересован в размещении информации, которая будет работать в его пользу, кто готов платить за блоки, с какими заказчиками опасно связываться и что стоит делать для того, чтобы максимизировать свои шансы на получение солидных гонораров.

Рассмотрим пример такой «командной работы». В самом начале кампании заказчик L через разных посредников узнавал у админов общественно-политических каналов стоимость блока на негатив. В результате обмена информацией и последующих договоренностей первоначально заявленные цены выросли в десять раз, а ради стимулирования выплат каналы начали постить то, что вредило репутации L. В итоге заказчик отказался от идеи блоков вовсе, но негатив в его адрес, массово продуцируемый обиженными админами, стал трендом, то есть превратился в «истину, о которой не могут молчать все». Небольшие каналы, даже не знавшие завязки этой истории, подключились к производству чернухи без всяких денег и перспектив их получения, исключительно из-за того, что модная тема вызывала репосты и обеспечивала прирост аудитории.

Откуда берутся политические кампании в Телеграме

– Выборы: спрос на негатив в адрес конкурента.

– Выборы: спрос на позитив в адрес заказчика.

– Открывшаяся бизнес-возможность: спрос на негатив в адрес конкурента.

– Открывшаяся бизнес-возможность: спрос на позитив в адрес заказчика.

– Фоновая борьба за ресурсы: спрос на унижение конкурентов заказчика и их окружения.



Вот пять главных отправных точек политических кампаний. Спрос на негатив (а соответственно, и на блоки) всегда выше, потому что такие материалы лучше репостят и, конечно же, потому что их проще найти или выдумать. Скандал с маленьким региональным банком – это открывшаяся бизнес-возможность его обанкротить и захватить. Скриншот фото невесты чиновника в чате эскорт-услуг – попытка возвыситься за счет унижения конкурентов. Пост о неоправданно больших бюджетах свежего сериала на телеканале X – удар конкурента, телеканала Y, который борется за распределяемые в этом месяце государственные дотации.

Где в Телеграме публикуется заказная информация

Самый востребованный вид каналов – это персоны, блоги известных людей. Они делятся на ЛОМов (лидеров общественного мнения) и микроинфлюэнсеров, популярных у определенной тематической тусовки. У персон более лояльная аудитория, у которой проще вызвать эмоциональную реакцию с помощью замаскированных под личное мнение постов, но разместиться там сложно, и прайс, как правило, заоблачный: владельцы таких ресурсов относятся к ним и к своей репутации крайне щепетильно. Далее идут политические каналы с долгой историей и проверенной живой аудиторией.

Перспективное направление – экономические и околоэкономические площадки, на которых с недавних пор спекулируют информацией игроки банковского сектора.

Как использовать материалы Телеграма в журналистских расследованиях

1. Освойтесь в контексте

Контекст – это всё, и в нем необходимо разбираться на таком уровне, чтобы интуитивно понимать течения. У Телеграма нет стартовой страницы и официального топа контента. Ориентируясь лишь на количественные показатели (по числу читателей), вы подпишетесь на массу шлака: такие каналы не формируют тренды, а только воруют друг у друга развлекательный контент и пиарят любого, кто платит. Поэтому я рекомендую расспросить окружение и найти среди знакомых хотя бы двух человек, которые слывут телеграм-маньяками и постоянно форвардят материалы оттуда. Один из них должен интересоваться политикой, второй – финансами: экономический блок здесь тоже развит, и информационные кампании соответствующей тематики не редкость. В случае если знакомые не помогли, заходите в Tgstat и формируйте подписки, ориентируясь прежде всего на показатель ИЦ (индекс цитирования – подробнее об инструментах этого сервиса читайте в разделе, посвященном продвижению). Если вас интересуют региональные каналы, обратите внимание на @karaulny: там периодически публикуются подборки по регионам. Добавьте в подписки хотя бы 100 каналов и хотя бы две недели ежедневно просматривайте их контент.

Теперь вы постигли азы.

2. Отделите создателей смыслов от агрегаторов и копипейстеров

Находясь в Телеграме постоянно, достаточно просто определить, где зарождается новость дня. Следующее, что вам нужно сделать, – проследить, кто первым выходит в информационное пространство с резонансными постами, а кто выкатывает анализ только через сутки или вообще занимается репостингом. Выделите 20 таких контентмейкеров через поиск ключевых слов по всем каналам, на которые вы подписаны. Чтобы действительно быстро узнавать о главных темах дня, не рискуя сойти с ума от вала информации, удостойте эту двадцатку нажатием кнопки Unmute.

3. Научитесь определять сетки

Сетки – это группы каналов, которые контролирует один владелец. Их можно определить с помощью того же Tgstat:



– смотрите на тех, кто часто репостит канал;

– по поиску отслеживайте, кто первым отработал тему, – так вычисляются даже мелкие молодые ресурсы, принадлежащие админам крупных или связанные с ними;

– проводите мониторинг по именам. Если несколько каналов внезапно заинтересовались одним и тем же человеком, которого игнорируют остальные, – очевидно, что по сетке пошел заказ.

4. Ведите собственную аналитическую таблицу

Простая таблица с названиями каналов, где будут столбцы «Потенциальные сетки», «Инфоповоды» и «Тональность подачи», сама расскажет вам о том, чьи интересы в каких сферах сталкиваются и кто на кого работает, – нужно лишь аккуратно вести ее несколько месяцев. Вам не понадобятся эксперты, которые могут ошибаться или намеренно вводить в заблуждение, админы каналов, которые будут прятаться от вас, и гипотетические бенефициары, которые никогда не признаются даже в том, что им известно такое название – Телеграм. Нужен только один файл и долгие часы чтения. Имеющий глаза увидит, имеющий мозг поймет. И да, не забывайте делать скриншоты.

5. Упаковывайте выводы в легкие для восприятия форматы

Текст на 40 000 знаков с описанием методов работы и пространными доказательствами привлечет внимание только коллег-журналистов и юристов тех, кому не понравятся ваши умозаключения. Всем остальным нужно резюме сделанных открытий и визуальное представление выводов: инфографика, карта, схема.

Телеграм, политика и деньги

«Сколько ты зарабатываешь?» – Юрий Дудь недавно еще раз доказал, что вопросы о деньгах – самая интересная часть журналистики. Не буду раскрывать всю кухню, но приведу несколько цифр, актуальных на 2018 год. Дальше, уверена, они будут только расти. Прежде чем вы назовете Телеграм очередным пузырем, подумайте о том, что большие деньги нигде и никогда не возникают с нуля и не зарабатываются за короткое время незаслуженно. Пусть политический пиар и выглядит продажей воздуха (как, впрочем, и написание сценариев, и рекламный копирайтинг, да и почти вся массовая журналистика) – для того, чтобы за него платили, нужно годами вкладывать труд и деньги в производство контента, учиться разрабатывать эффективные кампании, приобретать полезные связи и показывать КПД выше, чем другие. На одного владельца-миллионера приходится сотня тех, кто начал и бросил канал, не понял, как его монетизировать, не вышел в плюс или вообще был вынужден отдать свой ресурс под угрозой насильственных действий.

25 000 руб.
Средняя стоимость поста с рекламой ресурса в крупном развлекательном канале на 100–200 тыс. подписчиков. Результат: плюс 100–500 подписчиков.
От 20 000 до 60 000 руб.
Стоимость заказного поста в анонимных политических каналах.
От 50 000 до 100 000 руб.
Стоимость заказного поста в телеграм-каналах, которые фокусируются на инсайдах и сливах компромата.
От 30 000 до 150 000 руб.
Стоимость поста на политическую тематику в канале микроинфлюэнсера (человека с лояльной аудиторией 5 тыс. человек, который имеет авторитет в узком сегменте).
От 150 000 до 600 000 руб.
Стоимость поста на политическую тематику в канале лидера мнения (публичной персоны с высокой узнаваемостью по всей стране).
От 50 000 до 100 000 руб.
Стоимость заказного поста в телеграм-каналах экономической направленности.
От 100 000 до 250 000 руб.
Стоимость поста на политическую тематику в каналах федеральных общественно-политических СМИ.
От 1 000 000 руб.
Стоимость полного выкупа (с передачей прав администратора) раскрученного политического канала в обычное время.
От 10 000 000 руб.
Стоимость полного выкупа (с передачей прав администратора) раскрученного политического канала в период кампании.
200 000 руб.
Стартовая ежемесячная цена блока на негатив в раскрученном политическом канале.
2 000 000 руб.
Потолок цены блока на негатив в период кампании.
3000 000 руб.
Средняя ежемесячная стоимость пакета услуг по запуску и ведению канала (чтобы раскрутить его с нуля до 20–30 тыс. живых подписчиков, понадобится как минимум 3 месяца).
200 000 000 руб.
Объем биткоин-кошелька одного из крупнейших политических каналов России.


«А как же правило „контент решает\"?» – спросите вы. Его никто не отменял, но всё сильнее начинает сказываться фактор насыщения рынка: люди реже подписываются на незнакомые ресурсы, появляется меньше по-настоящему интересных и свежих каналов, которые привлекают новую аудиторию и чьим рекомендациям доверяют. На сегодняшний день предел вирусного эффекта – 5–10 тыс. подписчиков, дальнейшее расширение без дополнительных вложений нереально.

Сейчас Телеграм вступает в ту стадию, в которую блогинг в целом перешел уже давно: производство контента становится профессиональной деятельностью, порог входа растет, только самые талантливые и сообразительные новички поднимаются быстро и без крупных инвестиций.

В сегменте общеполитических каналов рынок уже сформирован, и пробиться туда без серьезных денег (а они имеются у тех, у кого есть такие же серьезные интересы) очень сложно. Это нужно держать в голове, когда вы видите чей-то резкий взлет. В меньшей степени сказанное относится к региональным телеграм-ресурсам и каналам об IT – сегментам, которые всё еще формируются и развиваются естественным путем.

Глава IX

И всё изменилось

«Перемен! Мы ждем перемен!» – эти слова Виктора Цоя будоражили целое поколение. Глобальные перемены, действительно, наступили: они уже превзошли самые смелые ожидания и еще продолжаются. Сегодня жизнь выглядит намного более спокойной и устроенной, чем когда бы то ни было, но это только видимость.

Подводная часть айсберга информационной эры:



– стремительное устаревание привычных идей и подходов;

– жесткая конкуренция и борьба, в которой гибко мыслящая молодежь всё чаще побеждает обладателей многолетнего опыта;

– крах традиционных алгоритмов монетизации труда;

– новые этические дилеммы;

– перманентный стресс и потеря концентрации;

– дезориентация в огромном массиве информации;

– отсутствие умения отличать фейки и манипуляцию от правды;

– неспособность большинства людей понять логику настоящего и спрогнозировать будущее.



Тем, кто неуверенно чувствует себя на пороге новых ревущих 20-х, я рекомендую книгу Кевина Келли «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее».

Кристина Потупчик
Кевин Келли. «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее»
Сооснователь и главный редактор журнала Wired решил поделиться с нами своим видением того, как будет выглядеть Прекрасный Мир Будущего. И это первая книга о новых и перспективных технологиях завтрашнего, а то и послезавтрашнего дня, после которой мне не захотелось сыграть в «Синего кита» по причине собственной ненужности в обозримом будущем. Оказывается, не всё так плохо.
Если совсем коротко, то Келли в этой книге попытался объяснить на доступном и понятном языке природу происходящих буквально на наших глазах структурных изменений в таких областях, как политика, бизнес, культура, даже в межличностных отношениях. И получилось это у него весьма оптимистично.
Вопреки расхожим ожиданиям от подобного рода литературы, автор не рассказывает нам истории о летающих машинах, генной инженерии и огромных боевых человекоподобных роботах. За этим все желающие могут обратиться к создателям телесериала «Видоизмененный углерод». Келли также не стращает нас продвинутыми технологиями контроля, как в новом сезоне «Черного зеркала», не пишет, что Фейсбук делает людей несчастными, и не предсказывает бума безработицы в связи с роботизацией процессов в ряде технологичных отраслей. На этот раз – никаких апокалиптических предсказаний и прогнозов в стиле Ванги. Напротив. Он честно пытается вникнуть, чем же мы с вами будем заниматься в ближайшие 30 лет, а самое интересное – каким же образом в рамках этого временного отрезка лучше всего будет зарабатывать.
В так называемой «реальности» успех зачастую зависит именно от способности овладевать навыками управления тем самым потоком знаний/информации, из которого и состоит интернет на нынешнем этапе его развития. А такие понятия, как успех и комфорт, меняют сегодня свою сущность. В том числе – благодаря процессу «уберизации», когда факт владения чего-либо уже теряет свою притягательность. Простой пример: я лично знаю многих весьма популярных и известных девушек, которые арендуют себе наряды и аксессуары чуть ли не каждый день. Владеть огромным гардеробом становится невыгодно. Но это лирика, вернемся к нашим роботам. Что человек должен делать для того, чтобы оказаться лучше одного из них? На чем зарабатывать, чтобы не остаться не у дел?
Кевин Келли предполагает, что мы найдем себе приют в области создания контента. Но не просто контента, как, допустим, на «Дваче» (прости Нариман). В силу разрастания количества информации одним из наиболее ценных ресурсов уже сегодня становится простое человеческое внимание. На чем удастся сфокусировать внимание аудитории, там и будут крутиться деньги, считает автор.
Жизнь коротка, а информации изо дня в день становится всё больше. Поэтому уже сегодня людям всё чаще требуется помощь в навигации. Кто-то должен отбирать и сортировать бесконечные потоки данных, чтобы выбрать из них наиболее интересное и заслуживающее ваших драгоценных минут. Современный человек уже не хочет смотреть выпуски новостей или даже отдельные новостные сюжеты. Ему подавай сливки со сливок. Келли считает, что в будущем приличные деньги можно будет заработать именно на таких рекомендательных платформах, которые будут способны сфокусировать наше внимание на чем-либо интересном. Именно перекомбинация, по мнению автора, и станет «новой нефтью».
Рекомендательные сервисы, подборки, интерпретации, агрегаторы по нишевым направлениям – вот уже сейчас понятный источник заработка в ближайшем будущем.
Таким образом, чтобы не сдохнуть под забором в эпоху облачной экономики, нам всего лишь потребуется сохранить свою душу и научиться работать с большими массивами информации. Тогда не пропадем.
P.S.
Знаю, звучит немного утопично, но Келли даже обещает, что за книжные подборки в будущем будут платить большие деньги).


Не претендуя на лавры умудренного опытом мыслителя, я всё же попробую резюмировать то, что вижу сама. Это происходит в информационной сфере прямо сейчас, в том числе и в России, и с течением времени станет очевидным для всех.

Равные возможности – in, элитарность – out

Сообразительный трудолюбивый старшеклассник с дешевым смартфоном становится таким же игроком информационного рынка, что и главред уважаемой газеты с тридцатилетним стажем. Появляются профессии, в рамках которых интернет становится основным (если не единственным) полем деятельности, и специалисты в диджитал-отраслях, не выходя из дома, зарабатывают больше, чем сотрудники реального сектора экономики.

Выживает только качественное

2000–10-е годы войдут в историю интернета как аналог дикого капитализма 90-х: нет правил, нет юридических ограничений (те, что формально введены, чаще всего не работают), есть огромный рынок, открытый для всех, кто готов дерзать. В 2010-х интернет стал по-настоящему народным в России.

Тренд последних трех лет – закат непрофессионального блогинга и формирование стандартов в той области, которая до этого считалась свободной от них. Чем дальше, тем больше интернет будет формализоваться и вытеснять всех, кто не соответствует выработанным критериям качества.

Продукт становится сервисом

Понятие «свободный доступ к информации», базовый термин законодательства в области прав человека, устаревает – огромное количество рекламы, лайфхаков, обзоров и т. д. превращается в цифровой шум вокруг нас.

Новыми ценностями становятся «умные» фильтры, позволяющие вычленить правдивые факты и качественный анализ из миллиардов других букв, и практический подход к контенту.

Новая валюта – внимание пользователя и его время, и расплачиваться этим ограниченным ресурсом люди будут готовы только за релевантные их нуждам и полезные сведения. Граница между сообщением и услугой стирается, информация становится самоценным товаром, а востребованность физически существующей продукции со временем всё сильнее будет зависеть не от качества материалов и сборки, а от того, насколько убедительно о ней рассказано.

Кто не рассказывает о себе, тот не существует

Отсутствие живого аккаунта в соцсети для любого публичного лица сегодня эквивалентно отсутствию вывески у магазина. Площадка для выражения собственной позиции необходима еще и потому, что распространение информации невозможно остановить, и если вы не сочтете нужным презентовать публике свои взгляды, то будете вынуждены наблюдать, как ваш образ формируют другие, зачастую без учета ваших интересов.

Соцсети уже стали каналом-посредником между журналистами и их влиятельными героями: политиками, бизнесменами, экспертами, – избавив пишущую братию от необходимости вступать в долгое и официальное общение с пресс-службами. Удачный пример корреляции между медийностью и финансированием российских регионов вы можете видеть ниже:

Breaking Trends
Финансирование регионов-лидеров по СМИ выше аутсайдеров в 100 раз. Об этом заявили эксперты фонда «Медиастандарт».
Исследование проводилось по 48 индикаторам, среди которых не только статистическая информация, но и экспертные оценки медиаконтента.
Лидирующие позиции заняли Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская, Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Тюмень, Татарстан, Приморский и Красноярский края.
В списке аутсайдеров оказались 13 регионов: Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.


Добро побеждает

Социальная ответственность сейчас – это уже не пустое словосочетание из меню сайта-визитки условной корпорации. Две трети россиян хотя бы раз в год жертвуют деньги на благотворительность или находят время для волонтерства. Госдума в 2018 году наконец-то приняла закон, запрещающий жестокое обращение с животными (в этом большом деле есть толика и моего участия, чем я очень горжусь). Экологическая сознательность миллениалов в разы выше, чем у их родителей. Это вселяет надежду, что нам удастся сохранить огромные природные богатства России и защитить граждан от вредных последствий антропоцена. Растущее число благотворительных фондов, появление «Таких дел» и других подобных медиаресурсов отражает востребованность в нашем обществе, во многом по-прежнему негативистском и малотолерантном, позитивной и конструктивной повестки. Всё больше людей совершает добрые поступки на локальном уровне – и всё больше людей узнаёт об этом из онлайн-источников. И даже российские власти, традиционно сдержанные в выражении эмоций, делают успехи на поприще человеческого общения – не без помощи Телеграма. Вот, например, посты из канала губернатора Челябинской области, опубликованные после взрыва в Магнитогорске.

Молнии Дубровского
Жители Магнитогорска откликнулись на трагедию. Всего в избытке! Борис Дубровский благодарит людей за отклик. На текущий момент ни в вещах, ни в одежде, ни в еде недостатка нет.
Молнии Дубровского


Борис Дубровский: «Я хочу еще раз сказать огромное спасибо вам, дорогие магнитогорцы, дорогие жители Челябинской области! Спасибо вам за сочувствие и поддержку, спасибо за помощь, спасибо волонтерам, спасибо тем, кто помогал распространять оперативную информацию из штаба, спасибо всем, кто привозил пострадавшим и спасателям еду, воду, предлагал жилье. Спасибо всем, кто в эти тяжелые минуты с нами, спасибо за ваше неравнодушие. Спасибо каждому из вас».

Бабочка ломает хребет слону

Эта метафора иллюстрирует, как одна ошибка SMM-специалиста оборачивается миллионными убытками для известных брендов; как одна неудачная шутка руководителя приводит к остракизму и увольнению из компании, которой он посвятил всю жизнь; как одно неосторожное высказывание политика рождает тысячи мемов и на долгие годы сводит всю его деятельность в глазах аудитории к фривольным ассоциациям.

TJ
Доброе утро воскресенья, TJ. Главные новости к этому моменту:
– Илон Маск уйдет с поста главы совета директоров Tesla (но останется гендиректором). За твит о приватизации компании, из-за которого подпрыгнули и упали обратно акции, ему и Tesla придется выплатить $40 млн
– В Македонии сегодня пройдет референдум о переименовании страны из-за спора с Грецией. Вопрос стоит так, что голос за переименование одновременно является голосом за вхождение в Евросоюз, и большинство населения это поддерживает
– Глава МВД США допустил морскую блокаду России на Ближнем Востоке. Чтобы помешать торговать нефтью и газом


Так рождается спрос на новый класс специалистов, тонко чувствующих цайтгайст и изменения этических категорий, умеющих исподволь формировать общественное мнение виральными материалами и способных уберечь своего заказчика от репутационных издержек.

Скорость реакции решает всё

В свое время Твиттер произвел сенсацию в журналистике, открыв возможность общедоступного оперативного информирования.

Телеграм сделал то же самое с более объемной аналитикой и колумнистикой, а заодно и объединил в новую интеллектуальную элиту тех, кто потребляет и производит контент внутри платформы.

Детище Дурова – феррари среди соцсетей, информация распространяется здесь космически быстро. И это отражает всеобщий тренд: обработка данных – не только компьютерами, но и миром в целом – ускоряется. Скандал, не погашенный правильным комментарием в течение нескольких часов, напоминает лесной пожар – те, кто оказались в его эпицентре, уже не имеют шансов выбраться невредимыми. Фейк, который не опровергли за те же несколько часов, приобретает силу правды.

Как и любое серьезное изобретение человечества, невероятная скорость распространения информации в интернете представляет собой стихийную силу: ее недостаточно открыть – нужно научиться пользоваться ею во благо.

Информация конвертируется во всё остальное

Сегодня руководитель – лидер в той мере, в какой он владеет данными, которые конвертируются в социальные связи, авторитет, симпатии избирателей, поддержку высокопоставленных чиновников, власть и деньги. Это неисчерпаемый ресурс: нефть кончится, информация – нет.

Но как и любое сырье, данные требуют обработки. Навыки обращения с ними сегодня становятся критерием профпригодности во всех отраслях. Ни один государственный служащий не удержится на своем посту, если не понимает, как себя подать и чего нельзя заявлять публично.

2ch
Алтайская чиновница Екатерина Четошникова назвала желание учителей иметь зарплату больше 9 тысяч «завышенными требованиями».


Кажется, у них идет какой-то челлендж на самое абсурдное высказывание.

Говорит Москва
Депутат гордумы Читы предложила отключать по ночам свету малоимущих. Екатерина Борисова заявила, что люди воруют электроэнергию, чтобы обогревать жилье. Поэтому «по логике, им надо на ночь отключать этот свет – как на дачах. И всё, не будут топить».
4chan
Господи, мы обожаем региональных чиновников. В головах у них будто и не опилки даже, а параша. Вот врио заместителя главы Владимирской области Марина Чекунова на совещании по судьбе больницы в Струнино заявила: «Проблемы обсудим, но посмотрите на себя. Занавески повесьте, полы помойте, бахилы где?»
Ну а на жалобы она отреагировала: я вам чо, золотая рыбка, желания исполнять?
Mash
Губернатор Иркутской области попал. В опасной близости от него возбудили уголовное дело за незаконную охоту – после его живодерских похождений.
В сентябре Сергей Левченко убил спящего медведя – охотой это назвать ну правда сложно – и снял это на видео. Его слили в сеть, люди в области адски разозлились, но власти тут же начали историю заминать. Им это почти удалось, если бы не местные блогеры.
Раз за разом они поднимали хай в сети и это дало плоды. Сегодня в регионе возбудили уголовное дело по факту незаконной охоты на медведя.
Лентач
Сенатор Арашуков на допросе в СК заявил, что недостаточно владеет русским языком, и потребовал переводчика.
Мы пересмотрели разные видосы с его участием: всё он понимает, разговаривает на русском, только с акцентом.


Традиционные каналы информации теряют популярность – массовая аудитория выключает телевизор и перестает выписывать газеты, люди могут увидеть картину дня, не выходя из любимой соцсети. Тот, кто отказывается принять эту новую реальность, рискует превратиться в человека, проповедующего ночью на пустой городской площади.

Телеграм для чиновников сегодня – это платформа для стресс-теста на лидерство: насколько успешно вы взаимодействуете со своей аудиторией? понимаете ли ее нужды? способны ли отбросить официозные отписки и начать говорить о том, что действительно волнует людей? общаетесь ли вы на одном языке? готовы ли показать себя с человеческой стороны? верите ли в то, что делаете?

* * *

Я назвала эту главу по аналогии с фильмом «И всё осветилось», снятым по роману американского писателя Джонатана Сафрана Фоера (как вы наверняка знаете, я очень люблю читать, и основной мой ресурс в Телеграме – книжный канал @krispotupchik). В квартире Фоера висит множество рамок. На первый взгляд, они пусты, но на самом деле каждая из них обрамляет листок бумаги с рабочего стола какого-то писателя. Листок Зигмунда Фрейда там соседствует с листком Виктора Пелевина, Сьюзен Зонтаг – с Дэвидом Фостером Уоллесом и Джоном Апдайком. Так Фоер борется с творческим блоком.

Мне хотелось бы, чтобы эта книга и Телеграм помогли вам стать немножечко писателем, раскрыть свой потенциал и подарить миру что-то новое. Приступать к непривычному делу всегда боязно, но ведь не стыдно не преуспеть в нем с первого дня – стыдно не пытаться.

Помните: вначале мы все смотрим на одну и ту же чистую страницу.

@KristinaPotupchik

На какие каналы подписаться для начала

Агрегатор каналов про науку и искусство:

Урбанистика:

Математика:

История:

Биология:

Литература:

Восток:

Антропология:

Психология:

Около культуры:

Дюжина лучших. Мой персональный общественно-политический топ

Сергей Доренко @rasstriga – за прямолинейность

Караульный @karaulny – за полноту картины

Футляр от виолончели @prospres – за литературные достоинства

Беспощадный пиарщик @pprbezposhady – за критику рынка

Ортега @niemandswasser– за любовь к прекрасному

Катя Винокурова @ekvinokurova – за честность

Говорит Москва @radiogovoritmoskva – за оперативность

НЕБОЖЕНА @imnotbozhena – за постиронию

Медиасрачи @mediasrachi – за товар лицом

ЧС / Честно сказать / Фактчекинг @chekaem и Минправды @minpravda – за дотошность

2сп/Двач @dvachannel – за объективность

Полный П @kpotupchik – за то, что это я

Приложение

Атлас российских телеграм-каналов

Микроинфлюэнсеры





Силовики

Пул Незыгаря



Экономика

IT

Лидеры мнений

Медицина

СМИ





Правозащита

Внутренняя политика





Желтуха, грязь и юмор

Компромат и расследования

Церковь

Регионы

Новые медиа и пиар



Светская хроника