Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Леонида запустила в него ложкой, и все засмеялись.

- Андрей, я тут подумала... Я ведь могу не писать новеллу?

— Вынуждена признать, что он прав, — согласилась Леонида. — Она очень похожа на мою мать, какой та была до войны. Девочка на редкость хороша — даже русская кровь ее не портит.

Геннадий лишь улыбнулся в ответ на этот шутливый выпад.

- Я так и знал...- Обнорский разочарованно встал из-за стола. Улыбка куда-то исчезла.- Света, ты пойми... Я - твой шеф, ты - моя подчиненная. И это - незыблемо.

— А как Ваня? — поинтересовался Саша. — Тоже делает успехи?

— Это сущий дьявол, — отозвалась Леонида. — Не понимаю, как он ухитряется так хорошо учиться да еще заниматься музыкой.

- И я даже Агеевой про историю на пляже не должна ничего рассказывать?

— Весь в отца, — с усмешкой заметил Геннадий.

— В Лондоне столько соблазнов, все эти девушки и ночная жизнь, где уж удержаться молодому парню. А он победил на конкурсе пианистов, играл Стравинского, какую-то очень сложную вещь. Нет, этот мальчишка меня угробит, — закончила она с торжествующей улыбкой. — И теперь я осталась с ленивым мужем и вечно голодной собакой. О, горе мне!

- Тьфу ты, Господи! Я ей об одном, она - о другом. В кого ты такая балда? На работе никакие истории не должны отражаться,- закончил шеф разговор.

Незаметно завязался разговор, как обычно легкий и непринужденный. Все трое увлеченно обсуждали все, что происходило вокруг, перескакивая с одной темы на другую. От новостей науки, культуры и политики и философских рассуждений о религии они перешли к скандальным похождениям российских политиков и общественных деятелей. Беседа была продолжена за столом, на котором красовалось жаркое из барашка, приправленное корицей и тмином и политое соусом с гранатовыми зернами и лимонной цедрой. Рядом стояли салаты и острые овощные закуски. Красное французское вино пришлось как нельзя кстати. Саша с аппетитом поглощал все это великолепие, пока на столе ничего не осталось. Он знал, что отказываться нельзя — этим он нанес бы смертельную обиду хозяйке.

Я встала и положила на стол пакет с его рубашкой:

После ужина Саша открыл коньяк, и все трое уселись у окна, глядя на залив.

- Извини, мама пересушила и потому плохо отгладила.

— Итак, завтра в Москву, — сказал Геннадий. — Небось ждешь не дождешься?

Обнорский смотрел мне за плечо и медленно наливался помидорной спелостью. В дверях стояла Лукошкина.

— Да нет. Мне там придется жить у этих кошмарных олигархов Дикаринских, и, кроме того, я беспокоюсь, как пройдет презентация Снегурочки. После сегодняшнего похода в архив меня не оставляет одна неприятная мысль.

— И какая же?

- Привет, Анюта! поздоровалась я.- Как с моим материалом?

— Мне кажется, пропажа рисунков как-то связана со Снегурочкой.

— Да перестань. Как это может быть?

- Там есть ошибки,- тихо сказала Анна.- Я завернула текст. Он - у Соболина...

— У меня дурное предчувствие. Слишком уж много всяких совпадений.

— Саша, успокойся. Не ищи злого умысла, как змею в траве.

Она развернулась и вышла из кабинета, даже не войдя в него.

Саша побледнел. Вот оно: «змея в траве». Сегодня в архиве Татьяна сказала, что среди украденных рисунков был эскиз шкатулки из бирюзы с канатиками по углам, возможно, предназначавшейся в подарок моряку.

Это были вовсе не канатики, а змеи.

- Что еще за ошибки?- я направилась в репортерский.

Змеи украшали шкатулку из бирюзы, которая стояла в квартире Глории Грир в Гемпшир-Хаусе. Ту самую шкатулку из коллекции Дикаринских, которую ей продал Дмитрий.

Саша повернулся к Геннадию, глядя на него невидящими глазами. В голове у него мелькнула догадка. На исчезнувшем рисунке была изображена шкатулка Глории. Значит, кто-то украл эскизы, чтобы подделывать изделия Фаберже.

Там, как всегда, было полно народу из других отделов. Я решительно прошла в сторону Соболина и села ему на колени:

— Саша, с тобой все в порядке? — прервал его мысли Геннадий. — Ты что, привидение увидел?

Саша попытался связать все воедино. Рисунки Снегурочки были украдены из архива. Случайно сохранился лишь эскиз ее косы. И именно коса, по словам Лидии, не соответствует оригиналу, который ей посчастливилось увидеть. Но ведь фигурка частично изготовлена из пурпурина. Когда-то давно его мать сказала, что только Фаберже умел делать пурпурин, а сейчас этот секрет утерян. Так как же ее смогли подделать? На этот вопрос у Саши не было ответа, но в глубине души он подозревал, что Снегурочка — ненастоящая.

- Ну что там у меня за ошибки в материале? Лукошкина совсем оборзела...

Саша поднял глаза. Его догадка переросла в уверенность.

- Тебе что - стульев не хватает?- встряла правильная Горностаева.

— Снегурочка поддельная.

— Господь с тобой! Ты что, шутишь? — воскликнула Леонида.

- Запомни, Валюта: лучший стул - это мужские колени!

— Нет, я серьезно. У меня есть все основания для беспокойства, но пока еще много неясного.

— Пойдем прогуляемся, — предложил Геннадий. — Свежий воздух нам не повредит.

- Ну что за женщина!- хохотнул Зурик.- Садись, Светик, на мой стул.- И он картинно согнул ноги в коленях.

Выйдя из дома, они пошли к заливу. Было холодно, и под ногами похрустывал лед, но теплый ветер с моря немного смягчал морозный воздух.

— Сашенька, — начала Леонида, — а почему ты думаешь, что это подделка? Разве сейчас кто-нибудь способен сделать такую вещь?

Соболин заерзал:

— Очень уж много подозрительных совпадений. Сначала крадут рисунки в архиве. Потом убивают архивиста. Спустя несколько месяцев в одной из нью-йоркских коллекций я обнаруживаю недавно купленную вещь из России, которая производит впечатление подделки.

— Ну и что? — спросил Геннадий.

- Ты бы шел отсюда, Зураб, лучше делом займись. У нас - творческий процесс по материалу.

— А то, что на одном из украденных рисунков изображена именно эта вещь.

- А я вам не мешаю. Послушать хочу.

— Теперь понимаю, — протянула Леонида.

- Света,- перешел на назидательный тон Вовка, хотя ерзать не перестал,сколько раз тебе делать одни и те же замечания?- Он взял в руки мой материал с красными пометками Лукошкиной.- Ты пишешь:

— В той же украденной папке были все эскизы, выполненные Бенуа для Снегурочки, кроме отвергнутых вариантов и случайно уцелевшего рисунка косы. И как раз коса не соответствует оригиналу, каким его запомнила Лидия Крейн, когда девочкой видела фигурку.

— Саша, боюсь, что здесь действительно что-то нечисто, — задумчиво произнес Геннадий.

\"Завели уголовное дело...\"

— Уверен, — ответил Саша. — Есть только один момент, который я не могу объяснить. Рубашка и кокошник сделаны из пурпурина. Это изобретение Фаберже, и сейчас секрет его изготовления утерян. Тогда как Снегурочка может быть подделкой?

Геннадий остановился.

- Ну и что? Если действительно завели!

— Кто тебе это сказал?

— Мне мать говорила в свое время. Это всем известно.

- Завести можно любовницу.

Геннадий покачал головой:

— Возможно, на Западе двадцать лет назад именно так и считали, но теперь мы знаем, что это ошибочное мнение. Пурпурин был известен не только Фаберже. Брицын, например, тоже использовал его. А уж о сегодняшнем дне и говорить не стоит. Саша, ведь последние восемьдесят лет химия не стояла на месте. Разве так уж трудно сделать цветное стекло? Какая чепуха!

А уголовное дело - возбуждают!

Саша закрыл глаза. Геннадий был абсолютно прав.

— Значит, так оно и есть. Рисунки и фотографии были украдены, потому что где-то существует подпольная мастерская, где талантливые ювелиры изготовляют копии утерянных изделий по подлинным эскизам. Когда появляется очередная подделка, мы проводим экспертизу, обнаруживаем подлинные счета и документы и поздравляем себя с драгоценной находкой — полностью документированной вещью, которая считалась утерянной.

- Знаешь, Вовочка, что я тебе скажу?- я спрыгнула с трясущихся коленей Соболина.- Возбудить можно только мужской член. А уголовные дела - заводят! Так и передай своей вздорной Лукошкиной.

— А на самом деле это подделка, — закончила Леонида. — Саша, кто, по-твоему, за всем этим стоит?

— Глория Грир купила шкатулку у Дмитрия, но он лишь посредник. И речи нет, чтобы он делал такие мастерские подделки. Вряд ли он много знает или связан с художниками. Это вещь из коллекции Дикаринского. Вот он со своими деньгами и связями вполне мог организовать подобный бизнес. У него наверняка есть выходы на иностранных ювелиров, поставщиков драгоценных металлов и камней. Ему ничего не стоит заказать пурпурин в самой современной лаборатории. Дикаринский либо сам руководит фальсификаторами, либо они используют его в своих целях. А мне и Дмитрию уготована роль невольных пособников. Номер со шкатулкой у них прошел, и теперь они пытаются провернуть более крупную аферу — сбыть Снегурочку.

- Ну что за женщина!- Гвичия в хохоте повалился на диван.

Леонида взяла Геннадия под руку.

— Гена, думаю, что Саша прав. Слишком уж много совпадений. В Москве вам надо быть поосторожнее.

***

— Ну, мне-то нечего опасаться. Я вполне легально искал документы, которые могли им помочь. Но вот если Саша выступит с разоблачениями, они всерьез занервничают. Саша, я думаю, тебе следует поддерживать их игру и прикидываться дурачком. Будь тише воды, ниже травы. Когда приедем в Москву, я попрошу знакомого архивиста достать перечень всех рисунков, пропавших за последнее время. И список всех утерянных изделий Фаберже. Возможно, именно эти вещи начнут в скором времени появляться на рынке. Вот там ты и будешь их отслеживать.

В коридоре неожиданно похорошевшая Нонка Железняк (неужели такой эффект от моей маски?) кивнула мне головой в сторону: выйдем, мол, поболтать.

— Но тогда обрушится весь рынок Фаберже на Западе. Это будет просто стихийное бедствие. Я не уверен, что готов к этому, — запротестовал Саша.

Остановившись, Леонида положила руки ему на плечи.

Мы вышли из Агентства, дошли до \"ватрушки\" и сели на лавочку прямо в центре площади. Разваленный дом у моста неожиданно изменил внешний вид этой части Фонтанки. Уже успевшие загореть женщины проносились мимо в красивых авто. Было ощущение, что я нахожусь в каком-то незнакомом мне городе. Или это было предчувствие чего-то нового впереди? Предчувствие любви?

— Саша, мы знаем тебя как прекрасного специалиста и порядочного человека. Таких не так уж много в твоей профессии. Не сочти мои слова нравоучением, но Бог никогда не посылает нам больше того, что мы можем выдержать.

— Ведь речь идет всего лишь о Фаберже, а не о борьбе с наркомафией или предотвращении ядерной войны, — добавил Геннадий. — Мы тебе поможем.

- Ты слышала, что у Обнорского - новый роман?- хихикнула Нонна.

Саша с нежностью посмотрел на пожилую пару.

— Пойдемте выпьем еще по рюмочке. Завтра вечером я еду в Москву.

- С чего ты взяла?- насторожилась я.

- Да все с утра в Агентстве только об этом и говорят. Ну Андрей Викторович, ну дает! Ведь под сорок уже, а какой ходок!

Глава 14

- А все-то откуда знают?- не унималась я.

Саша упаковал вещи и освободил номер еще до полудня. Поезд отходил в девять вечера, поэтому он решил сходить в Эрмитаж. Проходя по Невскому проспекту, он незаметно оказался у своего фамильного дворца. Стоя на противоположном берегу Мойки, Саша с восхищением смотрел на четкие линии его фасада. Вытянутое трехэтажное здание ярко-желтого цвета с рядом светлых ионических пилястров казалось необычайно высоким. Капители и лепные украшения сияли позолотой. Здесь реставраторы совершили ошибку. Саша знал, что изначально они были выкрашены под бронзу. Глядя на фасад, трудно было догадаться, что это лишь одна из сторон огромного четырехугольника, который, как в раме, заключал в себе внутренний двор с огромным садом и галереями. Дворец был хорошо знаком Саше по фотографиям, и он решил пойти посмотреть, что от него осталось.

- Ну во-первых, Агеева утром слышала, как Повзло наезжал на Обнорского. Что, мол, ты за дурак такой, вечно вляпаешься, создаешь себе проблемы на пустом месте.

При ближайшем рассмотрении реставрация оказалась лишь видимостью. На свежевыкрашенном фасаде виднелись трещины, оконные рамы подгнили. В окнах второго этажа не хватало стекол, и их заменили черной фанерой. Толкнув железную решетчатую дверь, Саша вошел внутрь.

Несмотря на грязный потрескавшийся мраморный пол и стертые за два века ступени, двенадцатигранный вестибюль по-прежнему поражал благородством линий. Жемчужно-серые стены оттеняли белую лепнину. По всему периметру потолка шел резной мраморный фриз с танцующими наядами и круглым орнаментом по углам. Стены были украшены знаками зодиака в память об одном из предков, который в свое время основал Императорское астрономическое общество. Поднявшись по лестнице, Саша увидел на площадке пожилую женщину, сидящую за шатким карточным столиком.

- Ну это еще ничего не значит,- резонно заметила я.

— Мы уже закрываемся, — раздраженно сказала она. — Приходите завтра с одиннадцати до четырех.

- А Обнорский вроде как оправдывался,- продолжала Нонна.- И что-то дальше про роскошную девицу, которая сама голая в руки бежит...

— Извините, но я сегодня вечером уезжаю в Москву. Можно мне посмотреть хотя бы второй этаж? — попросил Саша.

- Так уж и сама?- обиделась я.

— Нет, это невозможно, — твердо сказала женщина, поднимаясь и убирая со стола коробку с деньгами.

Как жаль, что нельзя Нонке рассказать о том, что это не я, а Обнорский выскочил на пляж в неожиданный момент.- А откуда Повзло узнал?- вдруг снова удивилась я.

Призвав на помощь все свое обаяние, Саша протянул к старушке руки.

— Мадам, я ведь приехал из Америки. Я изучаю русскую культуру и очень интересуюсь этим зданием. Оно гораздо красивее многих известных дворцов, но его почему-то плохо знают…

- А Повзло - от водителя. У Андрея Викторовича что-то джип забарахлил, и он поехал на радио на редакционной \"Ниве\". А водитель, копаясь в его джипе, обнаружил в багажнике растерзанные бабские шмотки.

— Вот тут я с вами согласна, — с жаром произнесла женщина, заглатывая наживку. Она целыми днями водила по залам туристов, которые гораздо охотнее посетили бы знаменитые дворцы Юсупова и Строганова. — Это здание — настоящий шедевр. Я бы показала его вам, но мне нужно идти в магазин.

Саша быстро сориентировался в обстановке.

— Мадам, я не отниму у вас много времени. Разрешите сделать небольшое пожертвование на реставрацию дворца и купите в магазине чай для всех, кто здесь работает.

Я почувствовала, что начинаю краснеть.

Подкуп был обставлен весьма изящно. Саша не сомневался, что все деньги осядут в кармане старой дамы, но это его вполне устраивало.

— Очень мило с вашей стороны, молодой человек. Я с удовольствием покажу вам второй этаж, третий все равно пока в руинах. Во время войны немцы разнесли всю крышу. Кстати, вы прекрасно говорите по-русски. Вполне могли бы сойти за русского, если бы не французский акцент.

- И?..

Приосанившись, маленькая старушка заговорила в напыщенной манере, столь характерной для гидов Интуриста. После нескольких фраз Саша понял, что, несмотря на падение коммунистического режима, текст экскурсии остался неизменным.

— Добро пожаловать в Дом культуры Центрального района. Здание в неоклассическом стиле было построено в 1825 году для генерала Сергея Озеровского, участника Отечественной войны 1812 года и близкого друга Александра I. Сейчас вы находитесь в вестибюле. Чтобы построить эту величественную лестницу, потребовалось две тонны мрамора. Десять русских мастеров больше года трудились над резьбой мраморного фриза. Обратите внимание на потолок, где расположены портреты членов семьи Озеровских. Полы в вестибюле выполнены из сибирского мрамора.

- И... Ты же знаешь нашего водилу... Трепло кукурузное! Он в Агентстве всем и разболтал.

Сведения эти были не вполне точными. Саша знал, что дом был построен в 1780 году по проекту Тома де Томона, французского архитектора, работавшего при дворе Екатерины II. Затем дважды значительно перестраивался — в 1820 и 1850-х годах. Дедушка рассказывал ему, что Сергей Озеровский купил мраморный фриз с наядами во время своего путешествия по Италии. Он был изготовлен для английского лорда, который разорился и не смог оплатить заказ. Отчаявшийся итальянский скульптор за бесценок продал фриз князю Сергею. Чтобы его установить, вестибюль был полностью перестроен в 1820 году. На потолке была изображена аллегория Славы, побеждающей Время, а голубой мрамор тоже куплен в Италии.

Про изодранную грейдером одежду на пляже я совсем забыла. Оставалась только надежда, что по грязным тряпкам трудно будет определить их принадлежность конкретному человеку.

— Мы переходим в Военный зал.

Через широкие двустворчатые двери Саша с экскурсоводом прошли в овальный зал. Пилястры из темно-коричневого сиенского мрамора с капителями из позолоченной бронзы делили стены на большие прямоугольники. Зал освещался светильниками с масками богини Афины.

Правда, на маечку в то утро я прикрепила маленького серебряного Тельца - мой знак зодиака, подаренный Агеевой. Но невнимательный, хоть и болтливый водитель мог его не заметить. Или - не узнать. Хоть бы...

— Здесь генерал разрабатывал план военных действий перед Бородинской битвой. Раньше на стенах висели картины сражений, но во время Великой Отечественной войны они были сняты и убраны в хранилище. Позднее их вывезли в Германию фашисты. Со временем художники-реставраторы Русского музея напишут копии этих картин по имеющимся фотографиям, и они вновь займут свое место на этих стенах. В этом зале Ленин подписал документы о передаче народу всех национализированных ценностей. Обратите внимание на потолок, а также на пол, выложенный из пятидесяти древесных пород.

- Света,- вдруг невпопад сказала Нонна,- а тебе Зудинцев - как?

Саша оглядел зал. Относительно картин экскурсовод была права, но все остальное было чистой фантазией. Это был приемный зал, где, помимо сцен Бородинского сражения, висели фамильные портреты Озеровских, написанные Боровиковским, Левицким, Рослином, Виже-Лебреном и позднее Репиным и Серовым. Князь Сергей не разрабатывал здесь никаких военных планов — перед решающим сражением он находился в войсках. Зал был просто памятным местом, где встречали приезжавших гостей. Здесь Сашина прабабушка показывала императрице картины перед тем знаменитым чаепитием.

— Мы переходим в Голубой салон. Он служил главным залом для приема гостей, где размещалось основное собрание картин и была выставлена коллекция знаменитого севрского фарфора. Обратите внимание на пол и потолок.

- В каком смысле?

Состояние салона оставляло желать лучшего. Стены были обшиты деревянными панелями в стиле Людовика XVI. Часть из них заказали в Париже, а остальные изготовили по образцам уже в Петербурге. По одной из стен тянулся ряд окон, выходящих в сад. Противоположная стена была закрыта зеркалами. Теперь же их место заняла крашеная фанера. Раньше салон напоминал сказочные чертоги. В зеркалах, украшенных полуканделябрами, отражались окна, создавая впечатление колоннады в центре сводчатого бального зала. Сейчас же на окнах висели дешевые атласные шторы пронзительно-голубого цвета, заменившие бледно-бирюзовый турский дамаст с вытканными грифонами и арабесками. В 1890 году старинный дамаст поменяли на такой же новый. Его производство не прекратилось и сейчас, и Саша мечтал купить хотя бы метр на подушки. Он попытался представить, как его прабабка развлекала здесь императрицу, а его малолетний дедушка щелкал затвором фотоаппарата.

- Ну... Как мужчина...

— В следующем зале находилась столовая. Там устраивались богатые застолья. Десятки слуг обносили гостей многочисленными блюдами. В 1880-е годы по стране прокатилась волна возмущения против засилья иностранщины, и столовая была отделана заново в русском стиле, чтобы подчеркнуть рязанские корни рода Озеровских.

- Я же с ним не была, как женщина. А ты - что?..

Войдя в Русский зал, Саша непроизвольно сжал кулаки. И ради этого уничтожили французский или итальянский декор? Стены и потолок, обшитые деревянной доской, должны были создать впечатление русской избы. С потолка свисали три массивных железных светильника. Казалось, потолок вот-вот обрушится под их тяжестью.

— Как же они держатся? — спросил Саша. — Ведь каждый весит не меньше тонны.

Нонна порозовела и стала совсем хорошенькой.

— Они из папье-маше. К этому времени владельцы дворца уже испытывали денежные затруднения, — ответила экскурсовод со злорадной усмешкой.

Затем они осмотрели библиотеку, Готический танцевальный зал, большие и маленькие салоны, кабинет, где хранилась коллекция редких минералов и драгоценных камней, домашний театр, музыкальную комнату, домовую церковь и, наконец, крошечный кабинет, стены которого были покрыты японским лаком и черепаховыми панцирями.

— Наша экскурсия заканчивается. В этой комнате находятся портреты последних владельцев дворца. Это типичные представители загнивающего класса.

Саша оглядел комнату. Там висел большой портрет его прадедушки в форме лейб-гвардейского полка, а на противоположной стене — портрет его прабабки Цецилии. На коленях у нее сидели годовалый младенец и маленькая собачка породы пекинес.

— Портреты так себе, — бросила экскурсовод. — Но ребеночек очень славный.

— Он и сейчас славный, — заметил Саша. — Это мой дедушка.

Экскурсовод вытаращила глаза от изумления. Саша вручил ей пятьдесят долларов в рублевом эквиваленте, и она, рассыпаясь в благодарностях, проводила его к выходу.

— Приезжайте еще. Мы всегда будем вам рады, ваше превосходительство… ваше высочество… князь, или как вас там величают.

Саша улыбнулся. Как вас там величают. Забавно. Он уже собрался уходить, но вдруг остановился.

— Можно попросить вас об одном одолжении?

— Разумеется. Чем я могу помочь?

— Вы не пропустите меня во двор? Только на минутку.

— Ну конечно. Мы планируем восстановить сад, после того как уберут автостоянку.

Выйдя во двор, Саша увидел огромный пень, окруженный асфальтом.

— Когда я была маленькая, здесь росло красивое дерево, — сказала женщина. — Во время войны его спилили на дрова. Мы так плакали. Уже тогда ему было лет сто пятьдесят.

Опустившись на колени, Саша вынул из кармана пакет и стал руками сгребать землю из-под корней.

— Что вы делаете? — удивленно спросила женщина.

Саша поднял на нее глаза.

— Мой дедушка покинул Россию в восьмилетнем возрасте и с тех пор сюда не возвращался. Сейчас ему девяносто шесть, и кто знает, сколько он еще проживет. Когда он умрет, я хочу, чтобы его похоронили в родной земле.

Старая дама потрясенно уставилась на него.

— Подождите здесь. Я сейчас вернусь, — сказала она и исчезла в доме.

Вскоре она вернулась в сопровождении нескольких женщин и старика с лопаткой и объяснила Саше, что все они работают во дворце. Одна из женщин входила в группу реставраторов, которые заново воссоздали вестибюль, пострадавший от артобстрела. Другая работала здесь с 1946 года, восстанавливая позолоту на потолках. Старик был мастером, руководившим реставрацией полов. Все они жили во дворце уже шестьдесят лет, постепенно приводя его в порядок. Саша был тронут до слез. Он поочередно обнялся и расцеловался с каждым из пришедших.

Старик вынул большую жестяную банку из-под чая и накопал в нее немного земли. Потом передал лопатку женщинам, которые по очереди сделали то же самое. Наконец лопатка была вручена Саше, который досыпал банку доверху. Закрыв крышку, он вернул лопатку старику.

— Огромное вам спасибо. Не стоило так беспокоиться.

Экскурсовод улыбнулась:

— Приезжайте еще, ваша светлость. В следующий раз не узнаете свой дворец. Приезжайте с родителями и с семьей. Нам нужна ваша помощь.

— Обязательно приеду, — пообещал Саша.



Возвращаясь в гостиницу, чтобы поужинать и забрать вещи, Саша вновь погрузился в раздумья. Трогательная встреча с прошлым никак не изменила его настоящее. Он едет в Москву и должен вести себя так, чтобы никто ни о чем не догадался.

Войдя в ресторан, он предупредил метрдотеля, что будет ужинать раньше обычного. Спустившись в белый зал с круглыми сводами и стеклянным потолком, Саша сел за столик на двоих у журчащего фонтана. В углу трио балалаечников оглашало зал звуками, похожими на жужжание насекомых.

Официант принес меню, и Саша выбрал щи и рулет из телятины со свежей вишней. На столе появилось вино, которое Саша не заказывал. Он обвел глазами зал, пытаясь выяснить, кто его прислал. У входа стояли двое крепких мужчин в темных костюмах. Они явно не принадлежали к штату гостиницы, но были на дружеской ноге с официантами, один из которых принес им по стакану чая. Может быть, это они прислали вино? У Саши даже пропал аппетит. Заметив, что мужчины смотрят на него, он заметно занервничал.

Минут через сорок, когда Саша закончил есть, один из незнакомцев, не торопясь, подошел к нему.

— Вы Александр Кириллович? — вежливо спросил он.

— Да, это я, — ответил Саша, поднимаясь. — Чем могу быть полезен?

— Ну что вы. Это мы вам будем полезны. Меня зовут Игорь Васильевич, а моего коллегу — Михаил Петрович. Мы из охраны Дикаринских. Надежда Аркадьевна распорядилась, чтобы мы обеспечивали вашу безопасность. Она очень беспокоится, что вы едете на поезде, и прислала сюда собственный вагон «Мосдикнефти». Он будет полностью в вашем распоряжении, а мы будем сопровождать вас от гостиницы до дома Дикаринских в Москве.

— Я благодарен госпоже Дикаринской, но в этом нет никакой необходимости.

— Сейчас в поездах не так безопасно, как было при советской власти. У иностранцев часто возникают проблемы. Дикаринские хотят, чтобы вы ехали спокойно. Это пуленепробиваемый вагон, который изолирован от остального состава. Руководители компании используют его для командировок в Сибирь.

— Они ездят на поезде? — удивился Саша. Он знал, что к нефтяным месторождениям надо добираться несколько дней.

— Конечно, нет. Они летят самолетом, а потом живут в этом вагоне. Ведь в Сибири нет европейских удобств, — улыбнулся охранник. — Вам там будет комфортно и безопасно. Вещи уже отнесли в машину. Мы довезем вас до вокзала и будем сопровождать в поезде.

Саша слегка насторожился. Именно так пропадают люди в России. Но выбирать не приходится — Дикаринские ничего не должны заподозрить.

— Спасибо, Игорь Васильевич. Я благодарен Дикаринским. Отдаю себя в ваши руки.

Взяв Сашу за плечи, Игорь повел его к двери. Там к ним присоединился второй охранник, и мужчины взяли Сашу под свою опеку. Когда они проходили по коридору и вестибюлю, один из охранников шел впереди, держа на расстоянии идущих навстречу людей. Другой же постоянно находился сзади, переговариваясь с водителем по мобильному телефону. Несмотря на это, Саше казалось, что он идет совершенно самостоятельно. И только по уважительно-испуганным взглядам проходящих мимо людей можно было догадаться, что его сопровождает охрана.

У входа в гостиницу их ждал солидный черный «мерседес». Довольно большой, хотя и не представительский. Саше помогли забраться в машину. Игорь сел вместе с ним на заднее сиденье, Михаил устроился рядом с водителем, и машина покатила к вокзалу.

Улицы были полны людей, спешащих после работы за покупками. В домах ярко горели окна. Когда машина подъезжала к вокзалу, Саша бросил прощальный взгляд на Невский проспект.

— Первый раз в Питере? — спросил Игорь Васильевич.

— Нет, я часто здесь бываю, — ответил Саша.

И все же Саша продолжал смотреть на город, волнуясь, как при расставании с близким человеком. Покидая какое-либо место, никогда не знаешь, доведется ли вернуться туда снова. Поэтому так хочется запечатлеть в душе его облик. А после того, что он узнал о Дикаринских, эта поездка в Питер может оказаться последней.

Когда машина подъехала к вокзалу, охрана возобновила свои прежние игры. Сашины вещи погрузили на тележку носильщика, и тот повез их к поезду. Быстро пройдя билетный контроль и досмотр, Саша с эскортом очутился на платформе, где уже стоял обшарпанный голубой поезд. Однако последний вагон разительно отличался от других.

Темно-синий сверкающий красавец с большими затемненными окнами гордо выставил напоказ золотую монограмму «Мосдикнефти». За прозрачными занавесками горел мягкий свет.

— Ну, вот мы и на месте, — учтиво произнес Игорь. — Входите, Маша вам все покажет. Если понадобится помощь, наше купе в конце вагона.

Поблагодарив, Саша вошел в вагон, где его встретила красивая молодая женщина в новеньком форменном костюме.

— Добрый вечер, ваша светлость. Меня зовут Мария Николаевна Варсанова. Я транспортный координатор корпорации «Мосдикнефть» и отвечаю за наземный и воздушный транспорт для руководителей компании и их семей. Если вы не возражаете, я покажу вам нашего «Орла». Это один из лучших вагонов нашего подвижного состава. Мадам Дикаринская заказала его специально для вас.

Саша огляделся по сторонам. «Борт номер 1» президента США, вероятно, выглядит скромнее. Вагон был отделан красным деревом и освещался роскошными люстрами и светильниками от «Лалик». Ужин был накрыт в небольшой столовой. На чайном столике стояли мясные и рыбные закуски и ваза с пирожными. В комнате отдыха были расставлены банкетки, обитые полосатым шелком в темно-красных, бежевых и золотых тонах. На окнах висели такие же шторы, а стены украшали рисунки и фарфоровые тарелки. В дальнем конце комнаты Саша увидел две закрытые двери.

— Там за дверями три спальни, ванная и комната, где будет находиться охрана и я. Вы можете обращаться ко мне с любыми просьбами. Если хотите, я составлю вам компанию во время путешествия. Готова оказать вам любые услуги, — со значением произнесла Маша.

Саша смутился и покраснел.

— Спасибо, Маша. Я человек вполне самостоятельный. Сейчас чего-нибудь выпью и пойду спать пораньше. Сегодня я уже достаточно набегался. Ужинал я в гостинице, так что не беспокойтесь.

— Понимаю, — вежливо улыбнулась Маша. — Вы целый день провели в Эрмитаже, а потом еще посетили свой бывший дворец. Это большая эмоциональная нагрузка. Сейчас я вас покидаю, но если вам что-нибудь понадобится, просто нажмите на кнопку звонка, и через минуту я буду здесь.

С этими словами она пошла к двери, но, прежде чем уйти, опять повернулась к Саше:

— Желаю вам приятного путешествия, князь. Надеюсь, наш «Орел» вам понравится. Спокойной ночи.

Дверь за Машей закрылась, и Саша услышал, как ее каблучки застучали по коридору. Там открылась, потом резко захлопнулась еще одна дверь, и щелкнул замок.

«О Господи! — подумал Саша. — Теперь я под колпаком — и в этом поезде, и в Москве. В Петербурге за мной следили, иначе откуда она знает, что я был в Эрмитаже и в нашем дворце? Теперь они будут прослушивать все мои телефонные разговоры, если уже не делали этого раньше. Им известно, что я ходил в архив, с кем я там разговаривал и что обнаружил. Они в курсе, что я был в гостях у Геннадия и Леониды. Все, с кем я встречался, могут пострадать, а я даже не знаю, как их предупредить. Похоже, в Москве меня ждут приключения.»

Саша медленно подошел к чайному столику, догадываясь, что и здесь за ним следит скрытая камера. Взяв небольшую тарелку, он наложил себе копченой селедки и салата «оливье» и, сев за стол, стал нехотя тыкать вилкой в рыбу, подбирая сметанный соус кусочком черного хлеба. Вот сейчас бар оказался бы совсем нелишним.

Саша скользнул взглядом по комнате. Прекрасная обстановка. Интересно, кто отделывал вагон и где здесь находится бар? Одну из стен занимали шкафы, в которых Саша обнаружил книги и журналы на самых разных языках. Возвращаясь к столу, он заметил пульт и нажал одну из кнопок. Свет сразу стал приглушенным, создав интимную обстановку. Саша нажал на кнопку еще раз, и свет стал прежним. Вторая кнопка вызвала появление телевизора. При нажатии третьей на дальней стене откинулась крышка, явив взору бокалы и многочисленные бутылки на посеребренных подставках. Саша невольно улыбнулся. Похоже на кино о Джеймсе Бонде, только преследователи вполне реальные.

Саша посмотрел в окно. Он и не заметил, как поезд отошел от перрона. За окном кружили хлопья снега. Саша только сейчас почувствовал, как устал. Посмотрев на бар, он решил воздержаться от выпивки. Еще раз нажав на кнопки, он привел все в исходное положение и пошел спать.

Спальня ни в чем не уступала остальным комнатам. Стены были обшиты лакированными березовыми панелями, у стены стояла огромная кровать. Раздевшись, Саша забрался под одеяло и погасил свет. Глядя в окно на исчезающий в темноте город, он незаметно погрузился в сон.



Его разбудил резкий металлический звук. Чинг, чинг, чинг!

Как будто бьют по железу, но на колокол не похоже. Саша приподнялся на кровати и посмотрел в окно. Все затянуло белой мглой. Поезд стоял на путях.

Саша нажал на кнопку звонка. Из невидимого динамика раздался голос Маши:

— Я слушаю, князь.

— Что-то случилось?

— Нет-нет. Мы остановились, чтобы сбить лед с колес. Ночью похолодало. Не волнуйтесь, мы скоро опять поедем.

Саша откинулся на подушки. Чинг, чинг, чинг… Какой жуткий звук. Он вспомнил «Анну Каренину». Похожая ситуация. Она ведь бросилась под поезд. Саша уткнулся лицом в подушку. Ну, ему-то это не грозит.

Во всяком случае, пока.

Глава 15

Когда поезд подошел к Ленинградскому вокзалу, было уже светло. Приняв душ в маленькой ванной, Саша надел костюм и галстук. В салоне его уже ждала Маша.

— Надеюсь, вы хорошо провели ночь, — с улыбкой сказала она.

— Да, прекрасно. Здесь очень комфортно.

— Обычно мы подаем пассажирам завтрак, но уже девять часов, и я знаю, что мадам Дикаринская собирается устроить для вас прием. Вы можете выпить чаю или кофе, но нам надо торопиться, — бодро произнесла Маша.

— Мы можем идти прямо сейчас. Я полностью готов.

— Ваши вещи уже в машине. Не возражаете, если я вас провожу?

— Буду только рад. Идемте.

Саша был поражен количеством людей на вокзале. Все платформы были запружены пассажирами, которые торопились в метро, чтобы разъехаться по всему городу.

Морозный московский воздух был совсем не похож на петербургский — здесь пахло сигаретным дымом и бензином. Взглянув сквозь арку вокзала на Комсомольскую площадь, Саша увидел, что идет густой снег. Но москвичей это, по-видимому, не волновало. Они привыкли к снегопадам.

Игорь с Михаилом возобновили свои маневры вокруг Саши и его спутницы, но теперь он и впрямь почувствовал их необходимость. Казалось, что в огромном зале Ленинградского вокзала его на каждом шагу подстерегает опасность. Повсюду слонялись группы подозрительных парней, которых его дед обычно именовал «хулиганами», а по углам валялись пьяные.

У здания вокзала их ждал огромный черный «мерседес». В длинном лимузине свободно разместились не только Саша с эскортом, но и телевизор, обширный бар и даже небольшой письменный стол с ноутбуком и телефоном.

Саша устроился на заднем сиденье. Последний раз он был в Москве в конце восьмидесятых и сейчас с изумлением наблюдал, насколько все изменилось.

Улица Горького опять стала Тверской. Восстановили Иверские ворота с часовней, снесенные при Сталине, и Казанский собор на Красной площади. Над Москвой вновь засверкали купола храма Христа Спасителя, на месте которого раньше был бассейн. На берегу Москвы-реки вырос устрашающий памятник Петру Первому, простирающему над городом огромную руку.

Над входом в государственные учреждения появились двуглавые орлы с чудом удерживающейся на головах короной. В Кремле тоже произошли перемены. Саша заметил, что над Большим Кремлевским дворцом развевается дореволюционный красно-бело-синий флаг, плохо сочетающийся с красными звездами на башнях. И что самое удивительное — к Мавзолею больше не было очереди.

Когда машина проезжала по набережной, Саша увидел, что в Александровском саду катаются на коньках дети. Переехав на другую сторону Москвы-реки, они направились в сторону Большой Ордынки.

Замоскворечье никогда не было аристократическим районом. Раньше здесь жила беднота, а в девятнадцатом веке стали селиться богатые купцы, строя дома в стиле славянского ренессанса, из которых открывался великолепный вид на Кремль. Сейчас на этих улицах торговали сувенирами и изделиями народных промыслов. Машина медленно проехала по пешеходной зоне, потеснив торговцев и прохожих, и, покружив по переулкам, наконец выехала на Большую Ордынку. Миновав небольшую церковку, ограда которой была сплошь заклеена рекламой ночных клубов, большой монастырь, основанный сестрой императрицы великой княгиней Елизаветой, и несколько жилых домов в стиле русского модерна, они остановились перед огромными позолоченными воротами.

— Это здесь? — спросил Саша.

— Да, — подтвердила Маша. — Это так называемый Московский дом. Раньше он принадлежал дочери крупного сахарозаводчика. Потом здесь была юридическая школа. Дикаринские купили его два года назад и только сейчас закончили реставрацию. По общему мнению, это один из самых красивых частных домов в Москве.

Саша посмотрел на кирпичный фасад. Темное мрачноватое здание с башенками, витражными окнами и майоликой было построено в древнерусском стиле, как его представляли себе в восьмидесятых годах девятнадцатого века. По виду нечто среднее между особняком и церковью, оно было символом золотого века московского купечества. Машина въехала в недавно вымощенный двор и остановилась у входа в дом. Тотчас же открылись огромные окованные бронзой двери, и на улицу выпорхнула Надежда Дикаринская.

— Саша, дорогой мой, добро пожаловать в наш дом! — приветствовала она его по-английски. — Рада вас видеть. Надеюсь, наш «Орел» вам понравился — мы так старались вам угодить.

Приветливо улыбнувшись, она протянула ему руку.

— Входите, входите, на улице холодно. Вам надо передохнуть и переодеться. У нас сегодня будет много гостей.

Саша прошел за ней в большой вестибюль, отделанный в александровском стиле. Это была неоготика, но, в отличие от изысканной Готической библиотеки восемнадцатого века в их бывшем петербургском дворце, помещение это скорее напоминало интерьеры вагнеровского замка, построенного Людвигом Баварским в окрестностях Мюнхена. Темно-красные стены были испещрены золотыми монограммами Дикаринских.

— Нам влетело в несколько миллионов восстановить все в прежнем виде и отреставрировать мебель. Но зато теперь мы по праву гордимся своим домом. Я покажу его вам позже. А сейчас Ирина проводит вас в вашу комнату.

Саша последовал за несчастного вида горничной, одетой в черное платье и мятый передник, обшитый кружевом. Она привела его к решетке, за которой виднелись ореховые двери лифта.

— Вам на третий этаж, — унылым голосом произнесла женщина.

Решетка захлопнулась, и лифт стал медленно подниматься. В углу Саша заметил камеру. Лучше уж ходить пешком, подумал он.

Когда лифт остановился, двери открыл молодой парень.

— Вы находитесь в Английском холле. Я покажу вам вашу комнату. Ирина сейчас принесет ваши вещи. Как только будете готовы, выходите сюда и я провожу вас в гостиную к госпоже Дикаринской.

Они прошли по коридору, и парень открыл палисандровую дверь с бронзовыми вставками.

Комната поразила Сашу своей откровенной роскошью. Стены были обиты ярко-желтым дамастом английской фирмы «Клермонт», на полу лежал аксминстерский ковер. У стены стояла огромная позолоченная кровать времен Георга III с драпированным шелковым балдахином. По стенам висели декоративные гипсовые полки, уставленные сине-белым китайским фарфором. Над малахитовым камином красовался большой подсвеченный портрет кисти Ромни. Довершали картину люстра и бра из позолоченного дерева в стиле Георга II. Все это должно было создать иллюзию парадных покоев в Бленхеймском дворце или Хауардском замке. Однако комнате явно не хватало их прелести и изящества. В ней даже негде было посидеть или написать письмо.

— Вас все устраивает? — поинтересовался молодой человек.

— О да. Спасибо. Дикаринские очень любезны.

— Дайте мне знать, когда будете готовы, и я провожу вас вниз, — сказал молодой человек, выходя из комнаты и со стуком закрывая за собой дверь.

Саша поискал глазами дверь в ванную. Заметив на бесконечном дамастовом пространстве ручку из золоченой бронзы, он открыл потайную дверь и очутился в ванной с теплым полом, джакузи из розового мрамора, двумя раковинами, парной и сауной. Под потолком висела люстра в стиле ампир, на стенах было множество зеркал. Саша вымыл руки, поправил галстук и повернулся к двери, но тут его внимание привлек сверкающий букет хризантем, стоящий на подоконнике, на первый взгляд — работы Фаберже.

Длинные цитриновые лепестки изящно склонялись к жемчужной сердцевине в окружении роскошных нефритовых листьев.

Но это была подделка. Холодная и бездушная.

Саша решил поинтересоваться этим цветком в московских архивах. В кармане у него лежал номер телефона, данный ему Геннадием. Надо позвонить и все выяснить еще до презентации в Кремле. Возможно, среди украденных рисунков был эскиз и этой хризантемы?

Оглядев комнату, Саша заметил и другие подозрительные поделки — рамы, перегруженные металлическими украшениями и покрытые эмалью резких оттенков, кнопки звонков в виде слонов с поднятыми хоботами явно восточного происхождения, поддельные портсигары. Их претензии на подлинность входили в явное противоречие со здравым смыслом. Настоящий Фаберже обладает ни с чем не сравнимой прелестью. Эти же предметы, несмотря на безупречность форм, были начисто ее лишены.

Однако пора было спускаться вниз.



Саша шел по богато украшенным коридорам, следуя за молодым человеком, встретившим его у лифта. На стенах висели копии не слишком известных картин крупных европейских художников. Копии были настолько хороши, что их можно было принять за оригиналы, однако сами картины не вызывали особого интереса. Здесь поработал опытный декоратор. Саша взглянул на золоченый потолок. Его зеленоватый оттенок выдавал присутствие сплава меди с цинком, использованного вместо настоящей позолоты, однако умелая лессировка успешно скрывала это обстоятельство.

Спустившись по лестнице, Саша оказался в довольно красивой гостиной, уставленной мягкой мебелью и французским антиквариатом. Навстречу ему поднялась мадам Дикаринская. Ее радость казалась неподдельной, чего никак нельзя было сказать о ее броши Фаберже.

— Ну как, все в порядке? Как вам понравилась комната? — спросила она по-русски.

— Она очаровательна, — по-английски ответил Саша. — Как вам удалось собрать столько Фаберже?

— О, это мое увлечение. — Дикаринская тоже перешла на английский. — Сейчас покажу вам всю мою коллекцию. Я несколько лет покупала и здесь, и за границей, но лучшие вещи попали к нам совсем недавно. Дмитрий помогает нам продавать второстепенные вещицы. Надеюсь пополнить коллекцию Снегурочкой…

Мадам Дикаринская повела Сашу по комнатам, рассказывая, как она начала собирать Фаберже. Наконец они оказались в восьмиугольном зале, где стояли застекленные шкафы с изделиями знаменитого ювелира.

— В детстве родители давали мне деньги на конфеты. Мой отец работал в министерстве, и мы были вполне обеспечены. Я ходила в хорошую школу в Ленингр… простите, в Петербурге. И вот я начала копить карманные деньги. Возвращаясь из школы, я подолгу смотрела на витрины антикварных магазинов, где продавали вещи иностранцам. В одном из них, рядом с Аничковым дворцом, я увидела вот это.

Мадам Дикаринская вынула из шкафа маленькую мышку из сердолика, которая держала во рту собственный хвост. Все детали были проработаны с большой тщательностью, крошечные рубиновые глазки сверкали как настоящие. Саша довольно улыбнулся: мышка по крайней мере была не фальшивая.

— Конечно, сама я ее купить не могла и поэтому отдала деньги одной из своих одноклассниц. Ее отец работал в итальянском посольстве, и она попросила его купить для меня эту мышку. Я прятала ее от родителей и никому не показывала до 1991 года, когда произошел переворот. Только тогда я отважилась вытащить ее на свет божий. Мой муж уговаривал меня продать ее, когда ему понадобились деньги, чтобы открыть компанию, но я не согласилась. Вместо этого я продала бабушкино кольцо с изумрудами.

— Вы купили «Мосдикнефть», продав кольцо? — с изумлением спросил Саша.

Она улыбнулась.

— Нет. Я продала кольцо в Берлине за двадцать пять тысяч долларов, когда нас в первый раз выпустили за границу. После приватизации нефтяных предприятий их работники получили акции. Я отдала эти двадцать пять тысяч своему мужу, и он приобрел на них акции. Ему они обошлись в сущие копейки — на рубль можно было купить пять — десять акций. Вы знаете, тогда официально доллар стоил пятьсот рублей, а на черном рынке — две с половиной тысячи. В 1992 году у нас уже было больше тридцати миллионов акций государственной нефтяной компании, и еще мы точно так же заработали на приватизации недвижимости, купив квартиры и свободную землю. Вот так появилась «Мосдикнефть». Сейчас она стоит уже несколько миллиардов. Мы первые российские миллиардеры после революции, — с гордостью произнесла Дикаринская. — Но нам приходится жить в постоянном страхе. Мы можем всего лишиться, если сменится власть. Поэтому вся прибыль переводится за границу. У нас ирландское гражданство и дома на Каймановых островах. Все наши деньги, как и наши дети, отправлены за границу. Мы делаем все, чтобы защитить себя и свои интересы. Но мне гораздо больше нравится на Западе. Благодаря своей коллекции я завела там кучу знакомств. Эта маленькая мышка сослужила мне добрую службу. Музеи просят мои вещи на свои выставки, западные коллекционеры устраивают приемы в мою честь за то, что я спасла столько ценностей. Княгини и графини звонят мне с предложениями купить у них драгоценности — и я делаю это с превеликим удовольствием. Моя коллекция — это тот след, который я оставлю на земле.

Бедная женщина, подумал Саша. Она считает, что Фаберже обеспечит ей пропуск на Запад. Ей и в голову не приходит, что пропуск этот подложный.

— Ну, что вы скажете? — спросила она, указывая на шкафы.

Саша тщательно осмотрел каждую вещь. Некоторые были подлинными, некоторые — не совсем. Но подавляющее большинство составляли откровенные подделки. Как там их называет Геза фон Габсбург? Fauxbergé[18]?

— Это впечатляет, — тихо сказал Саша.

Самое печальное, что она даже не подозревает, сколько в ее коллекции подделок. Саше было искренне жаль эту женщину: она вызывала у него симпатию.

— Может быть, вы когда-нибудь прочтете мне лекцию обо всех этих вещах, — мечтательно произнесла мадам Дикаринская. — Мы познакомились кое с кем из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, и они предложили устроить большую выставку российских коллекций Фаберже. Теперь, когда вы ушли из «Лейтона», вас можно привлечь к этой работе. Я могу поговорить с нужными людьми. И потом, вы могли бы открыть свой собственный магазин в Нью-Йорке. Мы были бы счастливы вам помочь. Дмитрий как раз ищет партнера. Как вам нравится идея открыть шикарный ювелирный магазин, торгующий лучшими изделиями Фаберже и русскими антикварными драгоценностями? «Торговый дом князя Александра. Ювелирные изделия и Фаберже. Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Москва, Палм-Бич, Аспен, Беверли-Хиллз». Неплохо звучит, правда?

Саша побледнел. Так вот что задумали Дикаринские. Он должен обеспечить приличный фасад для сбыта их подделок.

— Вы слишком добры ко мне, — холодно сказал Саша. — Я не стою таких хлопот.

— Пустяки. Мы всегда рады помочь друзьям. Ведь вы считаете нас своими друзьями? — с нажимом спросила она, оглянувшись на вошедшую горничную.

— Мадам, гости уже приехали, — сообщила та.

— Спасибо, Катя. Проводите их в салон. Мы с Александром Кирилловичем сейчас подойдем.

— Ну что же, Саша, вперед, — весело сказала мадам Дикаринская.