Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Баталов Алексей

Комплекс независимости (интервью)

Комплекс независимости

Читателям не нужно представлять моего собеседника. Народный артист, лауреат, профессор. К \"секс-символам\" и \"плейбоям\", которыми в наше время обзывают всех подряд, его никогда не относили. Эпитеты были иные: \"замечательный\", \"умнейший\", \"интеллигентный\". Он прекрасный рассказчик. Цикл передач \"Прогулки с Баталовым\", показанный на ТВЦ, был удостоен национальной премии в области документального кино и телевидения \"Лавровая ветвь\".

С народным артистом СССР беседует наш корреспондент Геннадий Сухин.

- Алексей Владимирович, в вас, наверное, были влюблены все советские женщины? Думаю, они продолжают любить вас и сегодня.

- Недавно мне сказали, что в каком-то опросе я попал в число действующих кумиров экрана. Удивился. Я-то уже думал, что \"всё!\", а зрители, оказывается, помнят. Когда лет пять назад на вручении мне премии \"Созвездия\" \"За выдающийся вклад в профессию\" увидел, что сидевшие в зале актёры и режиссёры так ко мне относятся, это стало огромной радостью.

Не верьте актёру, если он говорит, что устал от популярности, поклонниц и их писем. Он кривит душой: актёр не может жить без публики, и когда она отворачивается от него, он перестает существовать. К сожалению, всё быстро проходит, забывается, судьба актёра порой складывается из нечастых озарений, кумирами становятся ненадолго. Вот сегодня это удалось, сегодня это заблистало. А что будет завтра - Бог весть.

- Если бы ваши герои очутились в дне сегодняшнем? Давайте пофантазируем вместе.

- Классику тоже берём? Ну, тогда Гуров из \"Дамы с собачкой\", он домовладелец, и ему нынче хорошо должно быть. Современники? Саша Румянцев (фильм \"Дело Румянцева\". - Г.С.) постарел, конечно. И, наверное, остался без работы - сейчас ведь только молодых везде берут. Ну, может, он машины стал ремонтировать. На пенсию ведь не проживешь. А человеку нужно продолжать жить. Он же не корова: вот \"насыпали\" мне пенсию, и \"стою-жую\"? Но зарабатывание на пропитание тем плохо, что зарабатываешь не тем, что мог бы делать хорошо.

- В нынешних \"мафиях\" кого-то из своих героев видите?

- Ну, это вряд ли: Устименко (\"Дорогой мой человек\")? Даже смешно предположить. Саша Румянцев? Да он же правдолюбец, правдолюбие - качество невыгодное. Нет, он скорее сегодня будет стоять с плакатом \"Отдайте нам наше!\". Вот если только Протасов из \"Живого трупа\"?.. Впрочем, нет. Он и тогда не принимал свой мир, и этот бы не принял.

- А Гоша, которым вы с режиссёром Меньшовым обманули толпы одиноких советских женщин в фильме \"Москва слезам не верит\"?

- Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы каким-то образом завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но на третий день он мог бы вдарить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. \"Одинокие советские женщины\" не рассмотрели моего героя как следует.

- Сегодня много говорят о том, что \"Россия возродится провинцией\".

- Думаю, талант рождается независимо ни от географии, ни от политического или экономического состояния общества. Талант - от Бога. Нынче Москва - большая гастрольная площадка для приезжих. Кому-то может и повезти. Но здесь невероятно трудно пробиться, тем более удержаться. У нас очень любят говорить: \"Вот в цивилизованных странах...\" А в этих цивилизованных странах творятся те же безобразия, что и у нас. Там тоже есть высокопоставленные воры. Мы постепенно становимся гражданами мира. А что касается \"гибели культуры\", то это че-пу-ха! Человек живёт очень мало, поэтому ему и кажется, что именно с него всё началось и при нём же всё и закончится. А возрождаться Россия будет талантами, которые живут везде.

- У ваших учеников во ВГИКе существует некий \"комплекс провинциала\"? Ведь они ещё только должны себя утвердить в столице...

- Если и существует, то скорее в личной жизни. Уклад жизни, который их сформировал, чрезвычайно важен до сцены. А на сцене важно, как ты играешь, независимо от того, откуда ты приехал. Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами, в основном с приезжими. С \"республиканскими\" курсами, как их тогда называли. Была замечательная киргизская мастерская, украинская, белорусская. Разумеется, ребята из провинции в быту менее устроены - живут в общежитии. Они как бы дороже заплатили за своё обучение (даже в те времена, когда за учёбу вообще не платили). Они не просто забежали на экзамен, а ехали с определённой целью, готовились. Я к таким абитуриентам внутренне расположен, жду, что они должны сделать что-то серьёзное. Разумеется, есть и прекрасные столичные ребята, деление на Москву и \"глубинку\" - не гарантия конечного результата. Во всяком случае, я с радостью готов научить своих студентов всему, что сам умею.

- Когда юный уроженец города Владимира Алёша Баталов начинал покорять столицу, у него тоже был этот комплекс провинциала?

- Я же москвич. Меня только родили во Владимире. Потом регулярно ездил туда к бабушке с дедушкой, пока их не расстреляли. А жил я с папой и мамой буквально в самом МХАТе, есть там такой переулочек. Квартира наша была на одной лестничной клетке с квартирой дяди Васи Качалова. Очень трогало, что соседи со мной всегда так ласково здоровались: \"Здравствуй, Алёшенька!\" Не было страшно ни во двор ночью выйти, ни в сараи во время игры прятаться. Я сроду не знал, что такое \"песочница\"! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра \"выходить\" начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актёров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актёром. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын... Я, правда, много позже понял, каких людей рядом со мной судьба поставила! Мне как-то сказали: \"Ты человек НЕАНДЕРсталинской эпохи\". Поэтому я сегодня не хочу делать вид, что освоил новую жизнь, лучше уж и не буду её осваивать.

А насчёт комплексов... У меня другой комплекс был - тоже гадость, между нами говоря. Я учился в Школе-студии МХАТ в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. О любом моём достижении говорили: \"Ну, конечно, это его Андровская научила\" или \"Разумеется, это они позвонили, и его взяли\". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то сто \' ю. Во время работы над дипломным спектаклем по рассказам Чехова я бывал у вдовы писателя - Ольги Леонардовны Книппер. И вот отыграли мы спектакль, вышли следом за ней в вестибюль. Она мне так лукаво улыбается: \"Ну, артист, давай я тебе диплом подпишу\". Я растерялся, отнекиваться начал. Ольга Леонардовна пристально на меня посмотрела, и на лице её появилось выражение задумчивой грусти, мол, \"неси, дурак, потом поймёшь\".

- В театре и в кино вы играли начиная лет с пятнадцати?

- Кино у меня могло получиться и в тринадцать - родители не пустили сниматься в фильме \"Тимур и его команда\". Но позже, когда режиссёр Арнштам снимал картину о Зое Космодемьянской, весь наш класс взяли изображать её одноклассников. Я должен был какую-то фразу произнести. Помню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может, именно поэтому после \"Зои\" я много лет был не годен для кино?

А на сцену я вышел лет в пятнадцать. Мама и мы (я и братья мои по отчиму, писателю Виктору Ефимовичу Ардову, Миша и Боря Ардовы) скитались в эвакуации, искали, где хлеб и картошка дешевле. Бугульма, Свердловск, Чистополь, Казань... В этих городах мама, актриса Нина Антоновна Ольшевская, работала в маленьких театриках. А я декорации таскал, пока мне не доверили \"кушать подано\". Но там, в тылу, были госпитали, где артисты выступали перед ранеными. И вот стоишь перед ними, что-то рассказываешь, а на тебя из-под бинтов глаза смотрят. Я понимал, что эти ребята, у которых рук-ног не было, а иногда и половины лица, и есть те люди, которые защитили тебя. Они сделали всё, чтобы ты стоял перед ними невредимым. Они там встали, чтобы я мог жить.

- Вы однажды сказали: \"Всё равно я остаюсь мальчиком войны\".

- А куда от этого денешься? День Победы у всех был самым счастливым днём - днём всехрождения. А для меня - ещё и личным праздником: отец, дядя, двоюродный брат вернулись с войны. И ничего более чистого, искреннего в моей жизни не случилось. И слава Богу! Получив роль в фильме \"Летят журавли\"... Да какая там роль! Это история о близких мне людях. И как радостно, что из множества картин о войне зрители сердцем выбрали именно \"Журавлей\", - вот уже сорок пять лет они остаются живой картиной.

- Ваш отец Владимир в титрах фильмов значился как \"Аталов\", а дядя Николай - всегда Баталовым. Вы интересовались, откуда пошла ваша фамилия?

- Думаю, от слова \"бота `ло\" - вешали такое приспособление коровам на шею. Правда, дядя уверял, что пошёл наш род от Баталини - был такой цирюльник при дворе Екатерины II. Но во МХАТе и не такое придумывали! Знаю, что есть целая деревня Баталовых. А по поводу псевдонима \"Аталов\" я вот что скажу: Станиславский запрещал актёрам-родственникам иметь одну и ту же фамилию. Ольга Николаевна носила фамилию Андровская, хотя была она женой Николая Баталова. Папа, пока был жив дядя, назывался Аталовым.

- Анна Ахматова говорила, что всех великих \"сделали женщины\". Кто \"сделал\" вас?

- Семья. И женщины, конечно. В том числе и Анна Андреевна. Она появилась в нашем доме на Ордынке, когда мне было семь лет. Я это хорошо помню, потому что тогда тяжело болел скарлатиной. Но приехала тётя из Ленинграда, и меня переложили на другой диван. А она (женщина с чёлкой) на мой диван прилегла. Потом я стал считать её своей бабушкой. Ахматова, хотя и сама всегда нуждалась, дала мне денег, чтобы я после армии с ног до головы оделся - у меня, кроме военной формы, ничего не было. А я взял и купил подержанный \"Москвич\", первую машину в своей жизни!

- Вы из Школы-студии МХАТ выпускались как характерный герой?

- Да, в \"героя-современника\" меня кино переделало. Но вообще мне не довелось сыграть героя, стопроцентно себе адекватного. Физик Гусев, чеховский Гуров, шофёр Саша Румянцев мало общего имеют с моим собственным характером. Но всегда находились люди, узнававшие в моих экранных героях себя. Критики писали о Гоше: \"Таких не бывает!\" А у меня хранится письмо, в котором написано: \"Вы сыграли мою судьбу\". Да и вообще, \"мой образ\", \"моя тема\" - всё это актёрские байки. Не позвали тебя на роль \"героя современности\", так и сиди себе дома - хрен ты его сыграешь! А режиссёр Иосиф Ефимович Хейфиц из мальчика \"запаса\" МХАТа сделал актёра кино, к которому приклеили этот образ (фильм \"Дело Румянцевых\". - Ред.). Так что все претензии на предмет \"классика современности\" к Иосифу Ефимовичу!

- А что вы скажете по поводу своего имиджа \"настоящего мужчины\"?

- А я только играл роль настоящего мужчины. Да я и артист-то не \"настоящий\"! Никогда не комплексовал по поводу упущенных ролей, неиспользованных возможностей. Делал то, что мне нравится, никуда не торопился. Моё самочувствие складывалось из более личностных компонентов, нежели профессиональная востребованность. Я просто Баталов.

Геннадий Сухин