Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 



Евгений Евтушенко

Почти напослідок

4702010200 — 357

В 078(02)-85 207-85



© Издательство «Молодая гвардия», 1985 г.



мои университеты

Я учился не только у тех,



кто из рам золоченых лучился,

а у всех, кто на паспортном фото



и то не совсем получился.



Больше, чем у Толстого,



учился я с детства толково



у слепцов,



по вагонам хрипевших про графа Толстого.



У барака



учился я больше, чем у Пастернака.

Драка — это стихия моя,



и стихи мои в стиле «баракко».



Я уроки Есенина брал



в забегаловках у инвалидов,

раздиравших тельняшки,



все тайны свои немудреные выдав.



Маяковского «лесенка»



столько мне не дарила,

как замызганных лестниц



штанами надраенные перила.



Я учился в Зиме



у моих молчаливейших бабок

не бояться порезов, царапин



и прочих других окарябок.



Я учился у дяди Андрея,



трехтонку гонявшего вместо



бензина на чурках,

различать: кто — в залатанных катанках,



кто — в окантованных бурках.

У Четвертой Мещанской учился,



у Марьиной рощи



быть стальнее ножа



и чинарика проще.

Пустыри — мои пастыри.



Очередь — вот моя матерь.



Я учился у всех огольцов,



кто меня колошматил.



Я учился прорыву



разбойного русского слова

не у профессоров,



а у взмокшего Севы Боброва.



Я учился



у бледных издерганных графоманов

с роковым содержаньем стихов



и пустым содержаньем карманов.

Я учился у всех чудаков с чердаков,



у закройщицы Алки,



целовавшей меня



в темной кухне ночной коммуналки.



Я учился



у созданной мною бетонщицы Нюшки,

для которой всю жизнь



собирал по России веснушки.



I Мошка — это я сам,



и все Нюшки России,

сотрясая Нью-Йорк и Париж,



из меня голосили.

Сам я собрав иа родинок Родины,



ссадин и шрамов,



колыбелей и кладбищ,



хибарок и храмов.

Первым шаром земным для меня



был без ниточки в нем заграничной



мяч тряпичный



с прилипшею крошкой кирпичной,

и когда я прорвался к земному,



уже настоящему шару,

я увидел — он тоже лоскутный



и тоже подвержен удару.



И я проклял кровавый футбол,



где играют планетой без судей и правил,



и любой лоскуточек планеты,



к нему прикоснувшись, прославил:



И я шел по планете,



как будто по Марьиной роще гигантской,

и учился по лицам старух —



то вьетнамской, а то перуанской.



Я учился смекалке,



преподанной голью всемирной и рванью,

эскимосскому нюху во льдах,



итальянскому неуныванью.



Я учился у Гарлема



бедность не чувствовать бедной,



словно негр,



чье лицо лишь намазано кожею белой.

И я понял, что гнет большинство



на других свои шеи,



а в морщины тех шей



меньшинство укрывается, словно в траншеи.

И я понял, что долг большинства —



заклейменных проклятьем хозяев —



из народных морщин



выбить всех окопавшихся в них негодяев!

Я клеймом большинства заклеймен.



Я хочу быть их кровом и пищей.

Я — лишь имя людей без имен.



Я — писатель всех тех, кто не пишет.



Я писатель,



которого создал читатель,

и я создал читателя.



Долг мой хоть чем-то оплачен.



Перед вами я весь —



ваш создатель и ваше созданье,



антология вас,



ваших жизней второе изданье.

Гол как сокол стою,



отвергая придворных портняжек мошенство,



воплощенное ваше



и собственное несовершенство.

Я стою на руинах



разрушенных мною Любовей.

Пепел дружб и надежд



охладело слетает с ладоней.



I [емотою давясь



и пристроившись II очередь с краю,



за любого из нас,



как за Родину, я умираю.



(>т любви умираю



и вою от боли по-волчьи.

Мели нас презираю —



себя самого еще больше.



Я без вас бы пропал.



Помогите мне быть настоящим,



Побы вверх не упал,



не позволил пропасть всем пропащим.

Я - кошелка, собравшая всех,



кто с авоськой, кошелкой.



Как базарный фотограф,



я всех вас без счета нащелкал.



Н ваш общий портрет,



где так много дописывать надо.



Наши лица — мой Лувр,



мое тайное личное Прадо.

Я — как видеомагнитофон,



где заряжены вами кассеты.

Я — попытка чужих дневников



и попытка всемирной газеты.



Мы себя написали



изгрызенной мной авторучкой.

I [с хочу вас учить.



Я хочу быть всегда недоучкой.



* * *



Есть прямота



как будто кривота.

Она внутри самой себя горбата.

Жизнь перед ней



безвиппо виновата

за то, что так рисунком не проста.

Побойтесь жизнь спрямлять,