Перегружено
Отметим также, что именно своевременное предупреждение всех слоев населения о возможных экономических и политических изменениях в государстве, основанное
Просто
Во время кризиса государство должно честно объяснять людям, что происходит в стране.
на принципах открытости и взаимоуважения власти и народа, может стать залогом социальной устойчивости на фоне нестабильности...
Информационный стиль не любят за прямоту. Там, где обычно автор может извернуться и притянуть аргументы за уши, в информационном стиле должны стоять факты. Особенно от этого больно ленивым журналистам, которым некогда искать факты:
Притянуто за уши
Стоит ли говорить, что в наши дни всё внимание прогрессивной общественности приковано к новейшим достижениям физики? Эта новая увлекательная область интересует всех - от мала до велика. И неудивительно: ведь физика таит в себе столько чудес!
Факты
В феврале 201б года европейские и американские физики объявили миру об обнаружении гравитационных волн. Об этой новости написали все популярные СМИ. «Постнаука» и «Афиша» опубликовали популярные объяснения этого открытия.
Часто эта прямота мешает недобросовестным авторам. Хочется рассказать одну историю, а факты говорят об обратном:
В России стало модным покупать российское. Всё больше сограждан отдают предпочтение товарам отечественного производства, что, безусловно, не может не радовать.
По данным ФОМ. в апреле 2016 года 19% россиян предпочитают российские непродовольственные товары зарубежным. 40 % опрошенных выбирают зарубежные непродовольственные товары.
Сила информационного стиля - в правде и фактах. Добавьте к этому простую форму, энергичную подачу и понятную структуру, и у вас получится сильный текст.
Откуда взялся информационный стиль
Не мы придумали писать коротко, честно и объективно. Любой опытный журналист, драматург или редактор скажут вам, что так нужно писать всегда. Мы лишь собираем их советы в единую дисциплину и пытаемся по-новому ее донести.
Наша книга основана на работе советского переводчика и редактора Норы Галь. В ее книге «Слово живое и мертвое» собраны примеры борьбы со штампами, канцеляритом и мертвыми формальными конструкциями. Прочитайте эту книгу.
На борьбу за чистоту языка нас вдохновил советский писатель Корней Чуковский. В книге «Живой как жизнь» он рассказал, как относиться к языку внимательно и избавлять его от вредных заимствований.
Писать четко и по делу нас научили редакторы газеты «Ведомости», которые составили «Догму» - неформальную редполитику «Ведомостей» с 2001 года. Этот наполовину секретный документ - полноценное пособие для журналиста и репортера. Разыщите его, распечатайте и передайте по наследству.
Мы оглядываемся на англоязычных авторов. Классический американский источник - книга 1920 года «Элементы стиля» профессора Уильяма Странка. В ней он советует избавляться от лишних слов, страдательного залога и избыточных деталей.
«В предложении не должно быть ненужных слов, в абзаце - ненужных предложений, так же, как и на картине не должно быть ненужных штрихов, а в механизме - ненужных частей», - писал Странк. Если пишете на английском, прочитайте Странка.
С 2010 года мы собирали и систематизировали знания о редактуре, чтобы создать дисциплину- информационный стиль. В нем нет ничего нового. Мы лишь напоминаем обо всём лучшем, что до нас придумали российские редакторы и журналисты.
Культ слов
В конце 1990-х в некоторых российских школах было такое задание. На уроках литературы школьникам давали головоломку:
Напишите сочинение на четыре страницы по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему «Катерина - луч света в темном царстве».
Эта несложная для взрослого задача ставила школьника в тупик. Он должен перечитать и расшифровать «Грозу», воспринять героев, язык и культуру конца XIX века. Он должен понять, почему Катерина примирялась с подневольной жизнью, а не стала с ней бороться; он должен был сформулировать свое отношение к супружеской измене, о которой знает только из фильмов.
Но задание есть задание. Школьник открывает «Готовые школьные сочинения» (тогда они издавались в тонких книжках) и переписывает нужную заготовку в тетрадь:
Главной героиней в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тяжело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины - слабовольный человек, ни в чём не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул.
Странно ожидать от ребенка глубокого понимания этого фрагмента - он никогда не видел слабовольных или волевых людей, да и понятие «загул» он ощущает пока что в очень общих чертах.
После этого сочинения он ничего не понимает о «Грозе». Тем не менее он сдает работу и получает оценку. И тут он узнает страшную тайну, которая изменит его жизнь: правильно подобранные слова - это ключ к решению многих проблем. Так формируется культ слов.
Проходит несколько лет, школьник становится студентом и пишет в студенческий журнал. Он хочет рассказать что-то простое:
1 сентября на факультете прошла встреча первокурсников.
В представлении студента это не похоже на газетную статью. Она не выглядит профессионально. Начинаются эксперименты:
В первый день осени факультет распахнул свои двери для новоиспеченных студентов - будущих переводчиков, преподавателей и лингвистов. В этот радостный день дружный коллектив факультета поздравил будущих Виноградовых и Сепиров с началом взрослой жизни на поприще служения науке!
Студент доволен собой: он сделал красиво. То, что он написал, похоже на профессиональную статью. Читатель должен восхититься: «Надо же, какие обороты он знает!»
Обратите внимание: это всё восхищение формой, а не содержанием. В статье по-прежнему сказано, что встретились первокурсники. Но студенту кажется, что это и требовалось: подобрать волшебные профессиональные слова к простой и не очень интересной мысли. «Инфоповода нет, читать это никому не интересно, но хотя бы это выглядит профессионально».
После университета наш герой поступает на работу, и там всё повторяется. Ему поручают писать текст, смысл которого он не понимает: отчеты, заявления, докладные. За правильно написанные слова он получает зарплату. «Напишите заявление по шаблону», «подготовьте типовой отчет», «возьмите текст с сайта конкурентов и немного перепишите под нас» - это всё то же задание о Катерине, только в новых обстоятельствах. Правильно расставленные слова дают результат, хотя человек не понимает, что и зачем пишет.
Культ слов - это вера в то, что определенные слова обладают волшебной силой в отрыве от смысла. Дескать, если использовать специальные слова, то за сочинение поставят пятерку, возьмут на хорошую работу или принесут деньги в мешках. Смысл сказанного при этом не так важен. Будто для успеха в жизни достаточно знать волшебные ритуальные фразы. Вот признаки культа слов. Знакомо?
Сочинение должно быть не короче четырех страниц.
В письме на вакансию обязательно пишите «Прошу рассмотреть».
В договоре обязательно писать особым, юридическим языком.
В рекламе нужны восклицательные знаки.
Чтобы клиенты вас любили, пишите «вы» и «клиент» с заглавной.
Всё это - языческие заблуждения, как бабкин заговор от ангины.
В жизни текст работает не потому, что вы использовали волшебные слова. Текст работает вопреки волшебным словам:
Учитель в школе видит очередное списанное сочинение и ставит тройку из жалости. «Когда же они начнут думать головой?» - думает учитель.
Работодатель принимает человека на работу не потому, что у него в резюме написано «прошу рассмотреть», а потому, что кандидат подошел по требованиям вакансии. Или просто никого лучше не было.
Люди покупают ваш товар не благодаря вычурным рекламным словечкам, а потому, что им нужен этот товар - поесть, развлечься, не замерзнуть; или из-за красивой картинки; или потому, что видели такой же товар у друзей. Или им на простом языке подсказал продавец: «Хотите сэкономить - берите этот».
Читатель ощущает уважение не от «выкания» с заглавной, а когда о нём искренне заботятся. Попробуйте клиенту сказать так: «Уважаемый Клиент! Мы не вернем Вам предоплату и не окажем услуги, потому что Вы дурак» -почувствует клиент вашу любовь?
Информационный стиль борется с культом слов. В этой книге мы показываем, что смысл всегда важнее слов.
Вернемся к нашему юноше в студенческой газете. Представьте, что он не будет подбирать красивые слова, а вместо этого сосредоточится на интересном содержании? Сравните:
Вычурно и пусто
В первый день осени факультет распахнул свои двери для новоиспеченных студентов - будущих переводчиков, преподавателей и лингвистов. В этот радостный день дружный коллектив факультета поздравил будущих Виноградовых и Сепиров с началом взрослой жизни на поприще служения науке! Это ли не счастье? Чего еще желать? Встреча сопровождалась бурным весельем, а атмосфера была пропитана приятным ароматом дружбы и новых начинаний, которым так славится наш родной факультет. Vivat Academia!
Просто и интересно
1 сентября на факультете прошла встреча первокурсников. На ней преподаватели и студенты каждый год рассказывают нашим новым коллегам, что их ждет в университете. В 2016 году к нам поступили 220 человек - это самый большой набор за всю историю факультета. Двадцать человек поступили на новое отделение инфостиля: через 6 лет в России появятся первые дипломированные инфоредакторы.
Первокурсники уже организовали команду КВН. Чтобы присоединиться к ней, свяжитесь с капитаном Ксенией Деньгиной из группы 3-МКК: ksema@.yandex.ru.
Жаль, что никто не рассказал нам об этом в 2005 году, когда мы писали эти статьи для своих студенческих газет.
У информационного стиля много противников - тех, кто считает, что мы обедняем русский язык и лишаем авторский текст души. Но всё наоборот: мы избавляем текст от бессмысленной мишуры и помогаем авторам рассказать о важном. Ведь главное - не красота, главное -смысл.
Информационный стиль - это скальпель, который помогает удалить лишнее. Если вам есть что сказать, информационный стиль поможет донести это кратко, интересно и убедительно. Если вам нечего сказать, Информационный стиль не придумает это за вас. Слабая мысль в инфостиле не станет сильной.
Инфостиль не заменяет вкус. Если автор не может оценить по-человечески, легко ли читать его текст, - инфостиль не поможет. Представьте, что инфостиль - это инструменты скульптора. Если скульптор не знает, как выглядит человеческое тело, то он не создаст скульптуру- даже с очень хорошими инструментами.
Инструменты информационного стиля - помощники, но не панацея. Если редактор не признаёт наши приемы и уверен, что информационный стиль вредит его тексту, он имеет право пользоваться собственными инструментами. Если вы и так замечательно пишете, вам можно без инфостиля.
Однако мы еще не видели текст, который пострадал бы от краткости, ясности и убедительности.
Смысл важнее слов
Как читать эту книгу
Эта книга построена от простого к сложному и от малого к большому.
В первой главе мы начнем с чистки текста на уровне слов. Вы узнаете о словесном мусоре: как его находить и удалять. После первой главы вы уже сможете очищать текст от всего ненужного.
Но первая глава - только начало.
Во второй главе переходим от слов к предложениям: как сделать так, чтобы их было легко читать. От предложений перейдем к абзацам: как их организовать, чтобы читатель быстро находил то, что ему нужно. Далее - еще выше: поговорим о структуре текста и логике изложения. Результат второй главы - вы знаете, как организовать большую статью, которую будет легко и интересно читать.
В третьей главе мы выходим на следующий уровень: уровень смысла. Теперь мы говорим не как писать, а о чём писать. Это огромная тема, и для этой книги мы сосредоточились на рекламе. Поговорим о тексте для продукта, о себе и о компании. В конце - как написать сопроводительное письмо в ответ на вакансию мечты.
Мы советуем читать книгу с начала, даже если раньше вы уже встречали статьи об информационном стиле. Если начать читать ее с середины или сразу с третьей главы, какие-то термины могут оказаться непонятными.
Мы советуем охватить эту книгу от начала и до конца. Те, кто останавливается на первой главе со словами «Ну, всё понятно», на деле узнают лишь малую часть того, о чём говорится в книге.
Бывают книги, в которых суть изложена на первых тридцати страницах и дальше - вода. Это не одна из них. Здесь в каждом параграфе - новые приемы, примеры и правила. Читайте эту книгу с начала и до конца.
Эта книга бывает только бумажной
Мы намеренно не сделали книгу электронной. В мире не существует электронной версии этой книги, которую вы можете официально скачать.
Если вы читаете эти слова с экрана, перед вами - пиратская копия. Если вы заплатили за эту электронную версию - вы заплатили пирату. Расскажите нам, где и как вас заставили заплатить за электронную версию этой книги, мы постараемся разобраться:
book@glvrd.ru.
Если же вы читаете эту книгу на бумаге, то мы вас благодарим: за доверие, внимание и интерес к нашему делу.
Если станет интересно, как создавалась книга, заходите: book.glvrd.ru/process/
Приятного чтения! Надеемся, эта книга окажется вам полезной. Делитесь мыслями, критикой и наблюдениями:
book@glvrd.ru
Данный вариант книги представлен исключительно для ознакомления, с целью последующего приобретения печатного издания книги.
Что в голове
у хорошего автора
Когда мы спрашиваем у своих студентов, что такое сильный текст, обычно отвечают так:
Это текст, который интересно читать.
В котором говорятся полезные вещи.
К которому прислушиваются.
От которого рождаются сильные образы. Который цепляет с первого взгляда. Который легко читать.
Который убеждает.
Который продает.
Это всё верно, но это лишь следствия из более фундаментальной задачи сильного текста. Это фундаментальная установка, которая характеризует сильный текст в любой культуре, любом
времени и любой стране, вне зависимости от коммерческих задач, носителя текста, политического строя, уровня образования аудитории или чего угодно другого. Главное в сильном тексте -
забота о читателе.
Все остальные свойства сильного текста, разговоры об эффективности и выполнении задач имеют смысл только после того, как автор понимает эту истину.
Задачи читателя
Каждый раз, когда вы садитесь за текст, подумайте, как он улучшит жизнь читателю. Какую проблему вы поможете ему решить?
Допустим, мы продаем пылесосы. У нас тридцать наименований, и мы хотим составить из них своего рода каталог. Как мы будем описывать товары: с точки зрения магазина или с точки зрения читателя?
С точки зрения задач магазина мы должны отсортировать товары по производителю и цене. Активнее всего мы будет рассказывать о товарах, которые приносят больше прибыли. Какую проблему читателя мы решим -неясно.
С точки зрения задач читателя мы должны понять, по каким критериями и для каких целей люди выбирают пылесосы. Например, «дьявольски мощный и с отличной фильтрацией для аллергиков» или «чтобы было легко таскать по квартире». Теперь понятно, о чём писать и как сортировать: нужно рассказывать о тех свойствах, которые читателю нужны для принятия решения.
Другая ситуация. Мы - чиновники Федеральной налоговой службы. Видим по статистике, что падает число налогоплательщиков среди предпринимателей. Мы можем написать несколько статей в разные журналы, чтобы их прочитали наши налогоплательщики, - но о чём писать?
С точки зрения задач налоговой мы должны написать о том, как мало в последнее время платят налогов, какие все нехорошие, а-та-та... Пристыдить налогоплательщиков, пригрозить им.
С точки зрения задач читателя мы можем рассказать о том, какие преимущества им дает уплата налогов. И помочь увидеть, что это несложно, не страшно и не так дорого, как ему кажется.
Статьи, написанные с учетом задач читателя, будут всегда сильнее и интереснее, чем статья о задачах автора.
Графомания
Иногда люди пишут не чтобы решить чью-то задачу, а по внутреннему зову. Мы называем это графоманией.
В графомании нет ничего плохого - в мире есть гораздо более страшные явления, чем слабый текст. Но чтобы текст был сильным, мы советуем даже графоманией заниматься так, чтобы она решала задачу читателя.
Допустим, парня бросила девушка. Он расстроен, он в ярости и теперь хочет поделиться с кем-нибудь своей болью. Он пишет статью в социальной сети о том, какие девушки плохие. Это графомания: текст пишется не для читателя, а для писателя.
Чтобы это не было графоманией, парень должен подумать о читателе. Как он может ему помочь? Какую задачу он может решить? Вот что можно предложить в его случае:
Статья «Какие ошибки я совершил в своих идеальных отношениях». Поможет читателям не допустить тех же ошибок.
Статья «Признаки того, что ваша девушка вам изменяет». Поможет парням выявить измену.
Статья «Что со мной было после расставания и как я это пережил». Поможет людям, которые переживают расставание.
Не писать статью вообще. В мире много других занятий помимо писательства и редактуры.
Чтобы текст стал сильным, начните с того, чтобы он был зачем-то полезен читателю. Просто текст никому не нужен, даже красивый.
Начните с пользы для читателя
Честность и ответственность
У автора в руках огромная власть. Он формирует картину мира других людей. Что он напишет - о том люди и думают.
Правительство выделяет из бюджета миллиард рублей на спасение банковской системы.
Один журналист напишет, что это варварское решение: «Лучше бы отдали эти деньги пенсионерам».
Другой пишет, что пенсионерам эти деньги не помогут - каждый, мол, получит по сто рублей. Но если сейчас не спасти банки, то пострадают все, в том числе пенсионеры.
Третий вообще не освещает этот вопрос. Он готовит репортаж о заговоре масонов-рептилоидов, чтобы отвлечь пенсионеров.
Это касается не только журналистов. Менеджер в офисе, ученый в лаборатории, преподаватель на лекции - все они формируют картину мира других людей и влияют на их жизнь.
Менеджер столкнулся с проблемным клиентом, ошибся в документах, и теперь в его проекте кавардак. Как поступить?
Менеджер может написать честное и прямое письмо начальству: объяснить ситуацию, признать свою вину, предложить план решения. Его поругают, возможно, оштрафуют - и проблему решат.
Можно написать изворотливое письмо, дескать, всё под контролем и волноваться не о чем. Таким текстом можно усыпить бдительность руководителей и надеяться, что пронесет.
Можно вообще не писать и надеяться, что пронесет.
От того, какое решение примет менеджер, зависят отношения компании с этим клиентом: будет ли скандал, продолжит ли клиент работать с компанией. От этого зависит зарплата менеджера и других сотрудников.
Где власть - там и ответственность. Автор должен всегда быть честным перед читателем, предупреждать проблемы и не бояться прямо о них говорить. Честность - лучшая стратегия.
Быть честным - значит не изменять себе. Если журналист верит, что спасать банковскую систему не нужно, - он должен продвигать эту идею, какой бы нелепой она ни казалась другим. Каждый должен иметь право отстаивать свою точку зрения.
Быть честным - значит говорить правду, даже неудобную. Если менеджер совершил глупость, он должен это признать, взять на себя ответственность и решить проблему. Скрывать, заминать и делать вид, что ничего не произошло, - не наш путь.
Быть честным перед собой и другими - это такой же жизненный выбор, как и быть полезным. Не каждый способен его сделать, и многие проживают всю жизнь, действуя ровно наоборот: изворачиваясь, юля и лицемеря. Нам такое неинтересно.
Мы понимаем, что текст - это не всё, что есть в мире. Как минимум есть еще и дела. Можно прекрасно рассуждать об инвалидах, а можно построить пандус. Можно писать об уважительном отношении друг к другу, а можно каждый день показывать это на личном примере. А можно и то и другое. В любом случае в голове редактора всегда должна быть забота, польза и честность.
Быть заботливым, полезным и честным
Глава 1. Отжать воду
Упрощать
Текст должен быть простым. Простым - то есть высказанным максимально просто не в ущерб смыслу. Если текст можно упростить, его следует упростить.
Простой - не значит примитивный. В тексте может быть сложная мысль, можно использовать термины и вводить сложные понятия. Но если мыслить можно выразить просто, усложнять нельзя. Даже если вы пишете для ученых. Даже если ваш читатель - министр или академик. Нет ни одной ситуации, когда одну и ту же мысль стоит выражать сложнее, а не проще.
Например, автор готовит рассказ о правильном питании собак. Его вариант текста:
Основная проблема хозяев - в попытке дать всё жизненно необходимое собаке одним рецептом без каких-либо вариаций. Однообразие создает сильный и потенциально опасный дисбаланс: возможно образование нехватки одних жизненно важных веществ и избытка некоторых других.
В этом тексте сразу несколько проблем: тяжелый синтаксис, словесный мусор и избыточность. Вот что будет, если избавиться от этих проблем:
Собаку нельзя кормить одной и той же едой - даже если учесть все нужные питательные вещества. От однообразия начинается дисбаланс: одних веществ становится слишком много, других - мало. Поэтому еду стоит разнообразить.
Мы не потеряли во втором варианте ни одной важной мысли, не исказили термины и ни в чём не соврали, но читать стало гораздо легче. И этот текст всё еще можно улучшить.
Уровни упрощения
Текст упрощается от малого к большому: на уровне слов, предложений, смысла, порядка и подачи.
Возьмем для примера статью о продукте химической промышленности. На уровне слов мы удаляем из текста языковой мусор - слова, которые не несут смысла. Мы называем их стоп-словами:
Было
Безусловно, нанообработка поверхностей является на сегодняшний день наилучшим способом защиты трикотажа от влаги, воды и жидкостей в самых разнообразных ситуациях.
Стало
Кремниевая пропитка - лучший способ защиты ткани от влаги, воды и жидкостей.
На уровне предложений мы упрощаем синтаксис - то, как слова связаны внутри предложения:
Нанообработка поверхностей - Кремниевая пропитка защищает ткань
лучший способ защиты трикотажа от от влаги, воды и жидкостей.
влаги, воды и жидкостей.
На уровне смысла мы избавляемся от повторов, избыточности и лишних деталей:
Кремниевая пропитка защищает ткань Кремниевая пропитка защищает ткань
от влаги, воды и жидкостей. от жидкостей.
Когда всё хорошо со смыслом, пора навести порядок в последовательности изложения и добавить полезной информации:
Чтобы сделать непромокаемыми одежду, ковер в прихожей или обувь, обработайте их водоотталкивающим раствором. Такие растворы называют нанопропитками.
Нанопропитка - это аэрозоль на основе полимера циклометикона. Это полимер на базе кремния, который используется в косметике: в шампунях, кремах и кондиционерах. Благодаря ему волосы не путаются, а кожа становится более гладкой. Он же отвечает за водоотталкивающие свойства нанопропитки.
Когда циклометикон попадает на поверхность, он ...
Когда навели порядок, добавим красоты: чтобы читателю было легко скользить глазами по тексту, выхватывать нужное и запоминать важное. Об этом читайте в разделе «Привлечь внимание».
Как защитить рюкзак от дождя
Чтобы сделать непромокаемыми одежду, ковер в прихожей или обувь. обработайте их водоотталкивающим раствором. Такие растворы называют нанопропитками.
Что это. Нанопропитка - это аэрозоль на основе полимера циклометикона. Это полимер на базе кремния, который используется в косметике: в шампунях, кремах и кондиционерах. Благодаря ему волосы не путаются, а кожа становится более гладкой. Он же отвечает за водоотталкивающие свойства нанопропитки.
Как работает. Когда циклометикон попадает на поверхность, он ...
Удаление мусора из текста - это только первый уровень редактуры. Дальше мы приводим в порядок синтаксис, выстраиваем логику, добиваемся красоты. Всё это - информационный стиль.
Стоп-слова
Стоп-слова - это такие слова и фразы, которые удаляются из текста без потери смысла. Можно представить, что это языковой мусор, шелуха, жир, шлак - как угодно.
Если убрать стоп-слова, текст не станет интереснее или насыщеннее. Он просто станет чище:
Убирать стоп-слова - недостаточно. Чтобы получился интересный текст, вместо удаленных слов добавьте полезную информацию:
Предлагаем кредит на максимально выгодных условиях с удобным обслуживанием.
Льготный кредит наличными для госслужащих под 12,5% годовых. Карту доставим домой или на работу.
Теперь появилась возможность делиться рекомендациями с вашими друзьями. Это удобно как никогда раньше.
Вы должны обязательно зарегистрироваться, прежде чем мы продолжим оформление заказа.
Если вам понравилось кафе или клуб, добавьте его в закладки и поделитесь закладкой с друзьями. Это удобно, когда планируете совместные праздники.
Зарегистрируйтесь, что бы мы знали куда и когда доставить заказ и как с вами связаться.
Мы анализировали и редактировали текст на русском семь лет, чтобы выделить устойчивые группы стоп-слов. Если знать эти группы и понимать, почему слова в них становятся языковым мусором, упрощать текст на уровне слов станет легко. О них пойдет речь в следующих
параграфах: |
|
|
Вводные |
Заумь |
Неопределенное |
Оценки |
Эвфемизмы |
Брехня |
Штампы |
Отглагольные |
|
Увидеть, удалить и наполнить
Редактировать текст со стоп-словами просто. По крайней мере гораздо проще, чем редактировать текст интуитивно или перебором каждого слова.
1. Выучить группы стоп-слов. Разберитесь, почему существуют группы стоп-слов и чем они вредны. Для этого прочитайте все параграфы первой главы этой книги.
Например, вы узнали, что вместо оценок в тексте лучше ставить факты. Не «качественный», а «Сделан на таком-то заводе».
Не «прочный», а «выдерживает падение с десятого этажа». Теперь вы знаете, что в тексте нужно ловить оценки и заменять их на факты, которые докажут эту оценку.
2. Научиться видеть стоп-слова. Главное в редактуре - не пропускать плохое. Как вы исправите это плохое -уже не так важно, потому что исправить плохой текст можно множеством способов.
А вот увидеть плохое - только одним.
Чтобы приучить себя видеть стоп-слова, проверяйте текст в нашем сервисе «Главред»: glvrd.ru - он автоматически подсвечивает стопслова, если у него есть подозрение. Сейчас для тренировки попробуйте увидеть оценки в этом тексте, не подсматривая:
Прекрасная новость для всех любителей электроники! Всемирно известная компания Raspberry Pi Foundation порадовала мир новейшей разработкой в области ультракомпактных компьютеров - новой моделью своего компактного компьютера Raspberry Pi.
Новая модель получила звучное название Zero, и неспроста: эта модель сделана на плате размером меньше кредитной карточки!
Вот что будет, если выделить в этом тексте все стоп - слова, а не только оценки:
Прекрасная новость для всех любителей электроники! Всемирно известная компания Raspberry Pi Foundation порадовала мир новейшей разработкой в области ультракомпактных компьютеров - новой моделью своего компактного компьютера Raspberry Pi.
Новая модель получила звучное название Zero, и неспроста: эта модель сделана на плате размером меньше кредитной карточки!
3. Удалить мусор. Удаляем выделенные стоп - слова, но стараемся не вредить смыслу:
Компания Raspberry Pi Foundation выпустила новую модель миникомпьютера: Raspberry Pi Zero. Модель сделана на плате размером меньше кредитной карты.
4. Наполнить полезным. Теперь сделайте текст интересным и подробным, чтобы он отвечал потребностям читателя:
Вышла новая модель миникомпьютера Raspberry Pi - Zero. Это компьютер меньше кредитной карты, на котором можно программировать, играть в простые игры, управлять «умным домом» и даже использовать его как медиацентр.
Компьютер работает на процессоре с частотой 1 ГГц, оперативная память 512 МБ. Готовы к подключению порты micro USB, mini HDMI, считыватель карт micro SD и сорок портов общего на значения. Вес 9 г. питание 5 В.
Редактура стоп-слов - это не просто удаление слов. Это еще и наполнение текста полезной информацией. Если забыть об этом, текст будет пересушенным и неинтересным. Не пересушите.
Но вы же обедняете язык!
Когда филологу рассказываешь о стоп-словах, он сразу встает на дыбы: «Как так! Разве можно выбрасывать слова из языка? Да как вы смеете? Да кто вы такие?!»
Но если разобраться, речь никогда не идет о выбрасывании слов из языка. Для каждого стоп-слова есть ситуация, когда оно незаменимо. О них мы поговорим, когда будем внимательно рассматривать каждую группу стоп-слов.
Вместе с тем есть ситуации, когда эти слова неуместны и легко заменяются на более элегантные. В итоге текст становится сильнее.
Например, защитники русского языка не понимают, как можно удалять причастия и глаголы в страдательном залоге. «Это же часть языка! Она сформировалась по объективным лингвистическим причинам! Людям нужны эти грамматические формы», - говорят они. Давайте разберемся.
Вот фрагмент текста, в котором есть и причастия, и страдательный залог, и другие стоп-слова:
Нашей компанией осуществляются работы по вывозу и утилизации вторсырья, накапливающегося на производствах. В частности, нами утилизируется макулатура. полимерная пленка. а также деревянные поддоны, используемые при транспортировке различных видов товара и . др...
Если забыть на секунду о неприкосновенности каждой словоформы и отредактировать этот текст, получится так:
Принимаем и утилизируем вторсырье с производства: макулатуру, полимерную пленку, деревянные поддоны и пластиковую тару.
Ничего страшного не произошло. Текст стал легче и компактнее, его стало проще читать, мысль яснее. Никто не изгнал страдательный залог и причастия из языка - просто в этой конкретной ситуации мы улучшили текст, и нам больше не понадобились причастия и страдательный залог.
Мы понимаем аргументы филологов: да, страдательный залог - это прекрасно. Но когда он мешает понимать текст, мы лучше обойдемся без него.
В следующем отрывке мы продемонстрируем богатство русской пунктуации. Наш язык настолько гибок, что в одном предложении можно упаковать сколько угодно мыслей - и для них найдутся нужные знаки препинания. Но если в русском языке что-то есть, это не значит, что это нужно везде использовать:
Любовь к формальным возможностям русского языка, какой бы трогательной и оправданной она ни была, не должна становиться впереди простоты и ясности, следовательно, авторам не рекомендуется, как бы они того ни хотели, намеренно использовать все возможности русского синтаксиса, структуры предложений, системы однородных членов и сложных предложений, чтобы ясно и просто выразить свои мысли, если того не требуют обстоятельства.
Упростим, несмотря на протесты филологов:
Средства языка не должны мешать простоте и ясности. Если вы любите русский язык, это не значит, что вы должны использовать все его возможности в каждом предложении. Если сложные предложения или однородные члены не помогают выразить мысль, их не стоит употреблять.
Со стоп-словами
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем россиян является проблема безработицы.
Качество смартфона, мягко говоря, не соответствовало даже довольно скромным ожиданиям.
Абсолютно каждый человек состоит только из звездной пыли. С полной уверенностью можно сказать, что все элементы, которые мы встречаем на земле, были созданы во время взрыва сверхновой.
У них совершенно отвратительное качество сервиса, дополненное к тому же хамством.
Без стоп-слов
Проблема россиян - безработица. Россияне боятся безработицы.
Качество смартфона не соответствовало нашим ожиданиям.
Смартфон оказался паршивым.
Каждый человек состоит из звездной пыли. Все элементы на земле были созданы во время взрыва сверхновой.
Все мы, и все что нас окружает, -звездная пыль, оставшаяся после взрыва сверхновой.
У них отвратительный, хамский сервис.
У них хамский сервис.
Убрать всё, на что отвлекаешься
Вводные конструкции - самая простая категория стоп-слов.
Их легко найти:
Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например. умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим.
Итак, вы бежите. Погода, к счастью, хорошая, и вы, разумеется, бежите в хорошем темпе. Но, во-первых, вам в наушники постоянно говорит голос электронного тренера. Это, конечно, хорошо, но вы только разогнались, вам еще рано об этом знать. Далее, допустим, вы слышите сообщение, что у вас слишком высокий пульс.
В общем, вся эта электроника вам мешает. Казалось бы, почему?
Во-первых, дело в том, что вы отвлекаетесь: слушаете тренера, поглядываете на расстояние, следите за скоростью. Очевидно же, что это всё не даст вам наслаждаться бегом. Выходит, вы слишком много думаете о результатах и не можете сосредоточиться.
Во-вторых, так ли она помогает, как нам кажется? Подумайте, какой смысл в этой электронике? Что будет, если, допустим, выйти на пробежку без нее? Думаю, что будет только лучше.
И, наконец, как наши предки справлялись с бегом без этой электроники? Представьте себе, пятьдесят лет назад спортсмены тренировались без фитнестрекеров. Вероятно, им это было не нужно. Таким образом, возникает вопрос: не обман ли это, часом?
Текст в этом примере тяжелый из-за словесного мусора: вводные слова не дают полезной информации, а зря занимают место на странице. С вводными так почти всегда. В этом параграфе разберем вводные конструкции и посмотрим, как с ними работать.
Общеизвестное
Фразы вроде «всем известно» и «Не секрет» - это ловушка. Если что-то и так известно, то об этом незачем писать. Если же автор пишет о неизвестном, но подает это как известное, получается неправда. Либо удаляем, либо объясняем:
Что бы зимой попасть в лето, прилетайте в Латинскую Америку или Австралию.
Производители сигарет убеждают нас, что от курения мужчины становятся красивее, а женщины вкусно пахнут.
Как известно, времена года меняются из-за угла наклона Земли к Солнцу. Поэтому, чтобы зимой попасть в лето в лето, достаточно прилететь к экватору или в Южное полушарие.
Не секрет, что курение делает мужчин более привлекательным, а женщинам придает пикантный копченый аромат.
Если вы хотите опровергнуть то, объясните, откуда мы это знаем: