Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Тарасов Александр

Очень современная повесть

Александр Тарасов

ОЧЕНЬ

СВОЕВРЕМЕННАЯ ПОВЕСТЬ

Феминистка как стриптизерша: культурологический анализ

Мария Арбатова написала повесть. Документальную. По-своему замечательную.

Повесть называется \"Опыт социальной скульптуры...\" (кавычки поставлены самой Арбатовой: автор цитирует одного из персонажей повести) и опубликована в журнале \"Звезда\" в ?2 за 1996 год.

Ни для кого не секрет, что наши толстые литературные журналы (исключая \"Иностранную литературу\", разумеется)

в последние годы представляют собой жалкое и позорное зрелище полной деградации, наполнены бездарнейшей и скучнейшей прозой и поэзией и довольно-таки примитивной и откровенно конъюнктурной публицистикой, а литературная критика в основном свелась ко взаимному внутритусовочному восхвалению (\"перекрестному опылению\") да к рутинному переругиванию внутри узкого круга критиков разных направлений на темы, никому, кроме самих этих критиков, абсолютно не интересные.

В общем, такой заповедник посредственностей, эксплуатирующих былую славу и имидж отечественных толстых журналов (игравших некогда выдающуюся социально-культурную роль), и выбивающих деньги на свое существование у правительства и банков, запугивая всех угрозой \"невосполнимой потери для отечественной культуры\" в случае своего закрытия. Хотя отечественной культуре наносится, безусловно, куда больший ущерб именно существованием таких вот живых мертвецов, ежемесячно отравляющих общественную атмосферу России своим трупным запахом*.

Если оказывается, вопреки обыкновению, что в этих журналах обнаруживается что-то интересное, то почти наверняка это либо мемуары, либо переводы, либо неопубликованные ранее тексты классиков. Поэтому, когда в толстом журнале вдруг встречается текст, интересный и ценный по каким угодно причинам (пусть даже не литературным, как с повестью Арбатовой) - это уже своего рода сенсация. Праздник. Именины сердца.

Не знаю, какой Арбатова драматург - я ее пьес не видел и, если честно, увидеть не стремлюсь. Я дважды пытался читать ее пьесы - и засыпал на седьмой или восьмой странице. Не знаю, какого качества ее художественная проза. Не читал. Но документальная повесть в \"Звезде\" - это кайф. Это правда жизни. Это песня. Это поэма. Эта штука посильнее \"Фауста\" Ггте.

Это повесть о том, как наш \"демократический\" \"интеллигент\" расстается с иллюзиями относительно Запада и западных людей. Я, как и большинство людей моей профессии, регулярно вынужден общаться с западными людьми и давно уже понял, что средний западный человек (то есть рядовой западный обыватель) исключительное дерьмо. Разумеется, и наш родной обыватель - исключительное дерьмо, но западный - это дерьмо в квадрате. Нет, в кубе. Из западных людей можно общаться только с тем, кто считается в своих странах \"белой вороной\", сумасшедшим, неудачником (о, это на Западе такое страшное ругательство! - и нам, воспитанным на Достоевском, Толстом и протопопе Аввакуме, этой логики не понять) - с какими-нибудь там анархистами, троцкистами, радикальными \"зелеными\", фанатиками народной культуры, \"завернутыми\" на своей работе учеными и разными друзьями Советского Союза, не захотевшими стать государственными чиновниками-советологами. Из всех иностранцев самые убогие - американцы. Как говорит один мой друг и коллега, \"их развитие остановилось в старшей группе детского сада\". И потребности развиваться они не испытывают. Еще лет 30 назад европейцы отличались от американцев в лучшую сторону. Но потом европейскую культуру сожрала американская \"массовая культура\", европейскую систему образования - американская, европейский образ жизни - American Way of Life. И всг унифицировалось.

И вот тридцатипятилетняя женщина-драматург, известная в России больше как телефеминистка, принадлежащая к поколению, мечтавшему некогда о джинсах и собственном диске \"Jesus Christ Superstar\", то есть страдавшему тем, что при Жданове мрачно именовали \"низкопоклонством перед Западом\", столкнулась с грубой реальностью. До того она эту реальность брезгливо игнорировала. До того у нее на все был заготовлен стандартный ответ: \"Отстаньте, у меня еще второй том Монтеня не дочитан!\"* Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.

* * *

Как и подобает человеку ее круга, Арбатова свято верила, что все наши беды - от \"коммунизма\", а соплеменников презирала как \"совков\". Проехав с иностранцами в \"поезде деятелей культуры\" через всю Россию аж до Монголии, она увидела наконец настоящую страну - и чувствуется, что западнические и \"демократические\" мифы, самотеком занесенные в ее головку драматурга и там в узких местах застрявшие, поколебались.

Хотя поведение бедной Арбатовой в пути часто было неадекватным. Вот в Кирове, например, увидела она, как ОМОН показательно (в назидание всем остальным) избивает местных чеченцев - представителей одного из национальных криминальных кланов, вовремя не заплатившего дань этому самому ОМОНу. Тут же превратилась Арбатова в \"известного журналиста из Москвы\", учинила скандал, принялась защищать права человека (то есть избиваемых чеченцев-мафиози) и, очень гордая собой, все это в повести описала. И ведь невдомек ей, бедняге, что за ее вмешательство озверевший ОМОН потом три шкуры сдерет с чеченцев - когда \"караван деятелей культуры\"

уедет. И совсем в ее бедной головке не помещается, что ОМОН, обложивший данью местные криминальные круги, - это уже не ОМОН, а преступный мир, банда, мафия. И выступать надо именно против этой официальной, правительственной, узаконенной мафии, а не против того, что одни бандиты избили других.

Какие-то вещи в иностранцах, видимо, смутили Арбатову с самого начала. Например, \"западная улыбка \"Я вас всех люблю, а себя особенно\"\" или \"юный американец с хорошенькой преглупой физиономией\". Но лишь в процессе каждодневного общения с сытыми западными обывателями начали прочищаться мозги московской феминистки.

Иностранцы прибыли к нам под маской антропософов, закупили целый поезд с пятью вагонами-ресторанами и жрали, жрали, жрали всю дорогу, передвигаясь по \"экзотической\" и \"дикарской\" голодной России, окончательно разоренной гайдаровской \"шоковой терапией\" (дело происходит как раз в 1992 году). Голодные иркутские дети вызывали у пресыщенных европейцев умиление: экзотика!

туземцы!

Высокодуховные антропософы-штейнерианцы*, приехавшие просвещать дикую Россию, произвели на Арбатову сильное впечатление.

\"... Девяносто процентов караванцев по анкетированию не состоят в браке и находятся в половом поиске. Вокруг второсортных русских мужиков идут гражданские войны. Европейские кавалеры с либидозным голодом на интеллигентных лицах спешат попробовать все, что видят; не поезд, а просто языческий праздник. У нас это называется \"читать Штайнера\".

- Возьми у кого-нибудь ножницы.

- Не могу. Во всех купе \"читают Штайнера\".

Самое смешное, что через год эти же самые люди в своих кровных городах изображали при встречах с нашими не меньшую возвышенную викторианскую бесполость, чем жители Кавказа, возвращаясь в семьи после московских гастролей\".

\"Утром никто ничего не соображает с похмелья, пол купе завален пустыми бутылками\".

Бедная Арбатова! В своем презрении к \"совкам\" и собственной стране, где ей догадаться, что средний западноевропейский - и особенно немецкий обыватель, привыкший к дисциплине, железному распорядку и жесткому, изматывающему ритму жизни, попав в \"дикую\" страну (в Россию, например), \"расслабляется\" и ведет себя по-хамски, давая волю всем инстинктам и не стесняясь \"туземцев\": а чего стесняться? - они же дикари! (или, на жаргоне Арбатовой, \"совки\").

Убогое однообразие пьяного разгула и передвижного лупанария приедается быстро** . И вот уже Арбатова привычно прогнозирует: \"Профессорша экологии из Амстердама будет опять бегать по коридору в футболке и объявлять, стараясь придать глубоко пьяному голосу глубокую загадочность: \"Имейте в виду, что на мне нет трусов!\" - на трех языках; Анна-Луиза будет с пафосом цитировать Штайнера и поглядывать на нас с нежным осуждением; а занудная дама из Вены опять будет жаловаться, как трудно отделывать новый пятиэтажный дом, который она купила от скуки: \"Я требую, чтоб они делали все палевое, а они назло мне делают не палевое!\"... А с верхних полок купе молоденьких немцев будут сыпаться трусики и презервативы на тома вальдорфских методик\".

А чего ты еще ждала, Арбатова? Твой любимый западный обыватель ничего, кроме этого борделя, придумать не может. Неужели ты этого не знала? А ведь смотрела, небось, фильм Пьера Паоло Пазолини \"Сал(, или 120 дней Содома\" фильм, за который Пазолини и убили. Обыватель, если его раздразнить и дать в руки власть, - это фашист. Радуйся, что у твоих попутчиков не было оружия и власти.

Но даже Арбатова способна иногда прозреть и перейти к выводам: \"одни делают на Штайнере карьеру, другие декорируют им сексуальную революцию!\".

* * *

Отдельный кайф словила Арбатова от столкновения с культурным империализмом западного обывателя. Средний западный человек сочится своим превосходством, презрением к \"аборигенам\" и их стране (России) и твердо уверен, что он - культуртрегер и несет \"бремя белого человека\" (даже если он не белый, а, скажем, негр). Это только западные леваки (ясно осознающие, что их материальное благополучие основано на ограблении их странами народов \"третьего мира\", на том, что ежесекундно в Африке, Азии и Латинской Америке умирают от голода младенцы) не демонстрируют такого презрения и превосходства. Они - интернационалисты, они действительно верят в то, что все люди равны независимо от расы и места проживания.

Троцкисты так просто пламенно любят Россию, поскольку это \"родина Революции и Леона Троцкого\" (и учат русский, поскольку это \"язык Ленина и Троцкого\").

А бедную феминистку Арбатову ее западные друзья все время норовят \"фейсом об тейбл\". Вот, например, \"тридцатилетний недоучившийся студент Уго, абсолютно убежденный, что его приезд означает немедленное возрождение нашей страны\":

\"- Скажи, у тебя есть сейф? - спрашивает он.

- Зачем тебе сейф?

- Там будет стоять мой компьютер. Ведь в России все воруют.\"

Получила, Арбатова? Так тебе и надо. В Германии, понятное дело, не воруют. Там только курдов с турками в домах сжигают. А так - всг хорошо.

А вот не немец, а голландец (Николас):

\"Мысль о нашей второсортности он впитал с молоком матери\". А вот еще:

\"голодные иркутские дети ходят вокруг и выпрашивают куски. И интересно наблюдать, как кто из иностранцев себя ведет, потому что те, кто только что кричал о том, что Россию спасет антропософия, требуют вызвать полицию и убрать этих несносных попрошаек\". Это уже саморазоблачение. Значит, \"интересно наблюдать\". А не противно?

\"- Тетенька, а вы нас бить не будете? - спрашивает мальчишка, загораживая сестру. А что я могу сделать?

Экспроприировать немецкие персики, которые караванцы бросают едва надкушенными, в пользу иркутских детей? Стыдно до одури\". А вот не надо связываться со всей этой ублюдочной западной компанией и путешествовать по своей стране на халяву - на западные деньги. Тогда и не было бы стыдно. А насчет экспроприации - очень здравая мысль.

Кишка только тонка у наших феминисток переходить от слов к делу.

Слава богу, после всего этого какие-то проблески разума начинают появляться в сознании Арбатовой: \"главная цель их поездки - почувствовать себя сверхлюдьми\". Трудно не додуматься, если они сами говорят тебе прямо в лицо: \"Мы не думали о вас как о нормальных людях, мы думали, что вы генетические рабы\".

Поскольку мы - \"дикари\", то цивилизовывать нас надо принудительно. \"С брезгливым ужасам я вынимаю книгу Сергея Прокофьева, засунутую мне под подушку в целях моего духовного усовершенствования. Я не могу читать духовную литературу, которую в меня запихивают с большевистским напором\". Бедная, бедная Арбатова! Ты еще не поняла, что это твою дикарскую душу спасают - для вечного блаженства? Скажи спасибо, что не крестят насильно и не сжигают на костре за неповиновение. А что? Могут. Опыт есть. И то, что они либералы, это, между нами говоря, неважно. Янки тоже были либералы* и яростные, фанатичные поборники равноправия. Но индейцев убивали не задумываясь - и укокошили то ли тридцать, то ли сорок миллионов. Куда там злодею Сталину!

Зато как быстро западные друзья Арбатовой стали навязывать нам свои стандарты и свой образ жизни! \"- Айне кляйне фраге! (Один маленький вопрос!) Сегодня в ресторане произошла неприятность. Русские пришли на пять минут раньше положенного и сели за стол. Персонал очень нервничал. Персонал очень нервничал потому, что некоторые из русской делегации пришли на пять минут раньше официального времени обеда. Это очень неприятная история, и мы все должны понять, что если кто-нибудь, не важно, русские или не русские, не будут приходить в ресторан в точное время, то это сделает работу персонала очень трудной! - И все это без тени юмора. Сначала мы хихикали и пародировали, потом начали относиться к этому как к экзотике. Хотя экзотика хороша в разумных пределах.

Опоздав на пять минут, лишаешься еды, взять завтрак для спящего товарища невозможно. Лишнюю булочку? И не надейся, хотя потом их баками выбрасывают за окно лесным зверям\"*.

Главное - было бы западному обывателю чем гордиться!

\"- Николас, в Голландии сейчас есть своя литература?

- Практически нет.

- А философия?

- Ценность гуманитарных идей девальвирована в последнее десятилетие. Все только и делают, что пьют и смотрят телевизор.\"

Ну, и чему они нас научат? Пить в России всегда умели. А уж телевизор смотреть даже дебил может.

\"... Елле - будущий режиссер. Его идеал - Хичкок.

- Феллини? Тарковский? Это старо! И потом это слишком умно для Голландии, в которой никогда не было собственных великих режиссеров, говорит Елле.\"

Ну еще бы. Откуда им взяться, если все \"будущие режиссеры\" будут такими недоумками, как этот Елле? Он ведь, судя по всему, не знает ни того, что знаменитый Йорис Ивенс был голландцем, ни того, что модный ныне Верхувен голландец. Интересно, видел ли он фильмы Верснаппена или Звортьеса? Или, на худой конец, слышал ли такие имена?

Впрочем, зачем им? Они уверены, что всг знают.

\"- Все должны немедленно собраться в ресторане \"Пушкин\", я буду там читать стихи Чехова! - сообщает Сьюзен, пробегая по вагону.

- Очень хорошо! Я в конце вечера спою две русские песни: \"Хавву нагилу\" и \"Подмосковные вечера\", я выучила их в Африке! - кричит Жаклин и бежит за Сьюзен.\"

С \"Хава нагила\" все понятно. Что русские, что евреи-хасиды - это все какие-то восточные европейцы, полудикие люди, они западному обывателю все на одно лицо. Ну не разбираться же, право, кто какие песни поет? А вот стихи Чехова - это, действительно, интересно. Чехов, между нами говоря, был прозаик и драматург. Стихов у него чуть больше десятка, из них объемом больше четверостишия - и вовсе, кажется, три. И все они, мягко говоря, специфические. Сомневаюсь, что хоть один переведен на иностранные языки.

Отродясь не слышал публичного чтения стихов Чехова. Тем более от западных антропософов. Даже и не знаю, что это могли быть за стихи, а главное, что в их могли антропософы понять?

В метлу влюбился Сатана И сделал ей он предложенье; К нему любви она полна, Пошла в Сибирь на поселенье.

Здесь без \"герменевтики\" не обойтись.

Я полюбил вас, о ангел обаятельный, И с тех пор ежедневно я, ей-ей, Таскаю в Воспитательный Своих незаконнорожденных детей...

Черт! И правда есть какое-то внутреннее родство с антропософским мещанским борделем на колесах...

Но самый кайф, конечно - ресторан \"Пушкин\". Как плевок в лицо.

Где уж любимым Арбатовой антропософам понять, что это - оскорбление национального достоинства русских. Они об этом и не думали. Еда - это самое главное в человеке. Самое святое. Им и своих не жалко. В поезде пять вагонов-ресторанов:

\"Пушкин\", \"Чехов\", \"Ггте\", \"Шиллер\" и \"Гамсун\". Великие писатели, мировая литература - это так, некое обрамление священного процесса поглощения пищи и переваривания ее при помощи желудочного сока, желчи и ферментов поджелудочной железы. Ну, ясно, антропософы - они убогие, они много чего не понимают, но где была, с позволения сказать, литератор Арбатова? Что же она молчала - и не могла своим немцам и голландцам сказать, что не принято в России именами великих писателей рестораны называть, что оскорбительно это для менталитета русского интеллигента?

Или за халявные дойчемарки и роль дикаря сыграть не западло?

А они, антропософы, нас, диких, всегда готовы учить культуре. \"Как только автобус трогается, Анита кричит свое традиционное:

- Подождите, я забыла сходить в туалет!

- И делает это прямо у колеса автобуса. Европа! Где нам, дуракам, чай пить!\"

Ну, это мы уже читали. Хуже того - в школе проходили. Со стилем там, прямо скажем, тоже было не ахти, хотя, кажется, и лучше, чем у Арбатовой, но фактура-то, фактура-то какая узнаваемая!

\"Генерал был очень чистоплотный человек; дважды в день, утром и перед сном, мылся с головы до ног горячей водой. Морщины на узком лице генерала и его кадык всегда были чисто выбриты, промыты, надушены... Но при этой своей чистоплотности генерал не стеснялся при бабушке Вере и Елене Николаевне громко отрыгивать пищу после еды, а если он находился один в своей комнате, он выпускал дурной воздух из кишечника, не заботясь о том, что бабушка Вера и Елена Николаевна находятся в комнате рядом.\"

\"Перед отъездом он протрезвился ровно настолько, чтобы настрелять себе из маузера кур по дворам. Ему некуда было их спрятать, он связал их за ноги, и они лежали у крыльца, пока он собирал свои вещи.

Румын-денщик подозвал Олега, надул щеки, выстрелил воздухом, как в цирке, и указал на кур.

- Цивилизация! - сказал он добродушно.\"

\"Длинноногий адъютант в отсутствие генерала задумал освежиться холодным обтиранием и приказал Марине принести в комнату таз и ведро воды. Когда Марина с тазом и ведром воды отворила дверь в столовую, адъютант стоял перед ней совершенно голый. Он был длинный, белый - \"як глиста\", плача, рассказывала Марина. Он стоял в дальнем углу возле дивана и Марина не сразу заметила его. Вдруг он оказался почти рядом с ней. Он смотрел на нее с любопытством, презрительно и нагло. И ею овладели такой испуг и отвращение, что она выронила таз и ведро с водою. Ведро опрокинулось, и вода разлилась по полу. А Марина убежала в сарай...

- Ну что ты плачешь? - грубо сказал Олег. - Ты думаешь, он хотел что-нибудь сделать с тобой? Будь он здесь главный, он бы не пощадил тебя. Еще и денщика позвал бы на помощь. А тут он действительно просто хотел умыться. А тебя встретил голым, потому что ему даже в голову не пришло, что тебя можно стесняться. Ведь мы же для этих скотов хуже дикарей. Еще скажи спасибо, что он не мочатся и не испражняются на наших глазах...\"

* * *

Сильное впечатление, чувствуется, произвели на Арбатову поведенческое убожество и психологическая неразвитость ее западноевропейских спутников. Это убожество и эту неразвитость она скрупулезно, с дотошностью этнографа, описывает, но называет почему-то \"европейским менталитетом\". Ну конечно: менталитет - слово модное, красивое, непонятное, у всех на слуху. Московскому драматургу Арбатовой оно особенно симпатично.

Только \"менталитет\" тут не при чем. Тут бы уместнее Арбатовой учебники по возрастной психологии почитать - на тему о формировании личности, и особенно о тех патологических (но очень распространенных) случаях, когда индивид до уровня личности так и не развился.

Оно конечно, таких и у нас полно. Но наши при этом ощущают свою ущербность - или хотя бы подозревают о ней. Наша (России/СССР) культурная традиция заставляет. Жизнь тяжелая заставляет. А на Западе - комфорт. Всг разжевано. Все услуги. Только бы деньги были*. Потому и с чувством юмора плохо. И сам юмор - примитивный. Зато самодовольства - через край.

\"К нам подсаживается профессор антропософской медицины доктор Цукер, ослепительно холеной внешности.

- Что такое антропософская медицина? - игриво спрашиваем мы с Лолой между мороженым и кофе и, в ужасе, слышим, что он начинает отвечать на этот вопрос на полном серьезе. Он читает введение в курс, от которого кофе перестает быть горячим, а мороженое - холодным, а в заключение требует посещения всех его лекций и семинаров.

- Это безумно интересно, - кисло говорим мы, когда его удается остановить.

- Вы с западниками поосторожней, - издеваются над нами однокупешники Андрей и Леонид. - Они же дети. Они же все воспринимают всерьез.\"

Эх, Арбатова! Это ты еще не видела представителя американской фирмы, который, как ты выражаешься, \"на полном серьезе\" (\"great problem\") рассказывает, какие сложности испытывает его фирма в связи с такой фразой в руководстве для пользователей компьютерами: \"если вы хотите продолжить работу, нажмите любую клавишу (press any key)\". С редким упорством рассерженные американцы звонят, пишут, присылают факсы с одной и той же претензией: я, мол, обследовал всю клавиатуру, каких только клавиш там нет - и \"Enter\", и \"Escape\", и \"Caps Lock\", но вот клавиши с надписью \"Any Key\" нету!.. А ты говоришь, \"антропософская медицина\"!

\"14-летняя Науми, крупная сексапильная девчушка, все время лежит под кустом в объятиях Денси, иногда подходя к Елене и мяукая: \"Ма, вытащи мне занозу из пальца!\", \"Ма, меня кто-то укусил, подуй!\"

- Все голландские девочки начинают половую жизнь в этом возрасте, объясняет Елена. - Если это будет позже - появится комплекс неполноценности. Я предпочитаю, чтоб это было у меня на глазах, и сама покупаю ей противозачаточные средства.

Она всегда знакомит меня со своими бой-френдами. Так спокойней. Если родители делают вид, что они не знают, что их половозрелый ребенок имеет партнера, это, как правило, кончается абортом\".

Конечно, трахаться и наши в 14-летнем возрасте могут. Дурацкое дело, как справедливо говорит народная мудрость, - нехитрое. Но к маме с просьбой на укус подуть не бегут и проблемы контрацепции решают сами. И вообще: если половозрелый - это уже не ребенок. А если ребенок - это не половозрелый.

Это стадо недоразвитых \"деятелей культуры\", где взрослых нельзя отличить от детей (так что даже ни у кого вопроса не возникает, что, собственно, делает в \"караване\"

14-летняя Науми - она что, тоже \"деятель культуры\"?), жрущих, пьющих и совокупляющихся - прекрасный символ мещанского Запада эпохи потребительского гедонизма. Буржуазное общество потому так легко переварило \"сексуальную революцию\", что она позволила расширить рамки мещанского потребления за счет секса, легализовать секс как товар вдобавок к движимости и недвижимости, еде и питью, доступному (то есть примитивному) псевдоискусству. Это - классическая картина образа жизни паразитического общества (вроде позднего Рима), то есть общества сытого и безответственного. Когда в 1925 году Ортега-и-Гассет написал \"Европа вступает в эпоху ребячества\", он именно это и имел в виду. Ребячество это именно сытость и безответственность, уверенность в том, что ты будешь сыт и что за твое \"невзрослое\" поведение ты не будешь наказан. Разумеется, при этом нельзя \"покушаться на устои\": поэтому \"караванцы\" (как называет своих спутников Арбатова) \"в своих кровных городах\" и демонстрируют \"бесполость\" - школьник ведь тоже в школе не стреляет из рогатки по лягушкам и не лазит по соседским яблоням, а чинно сидит за партой, отвечает уроки или поет псалмы. Это - правила игры. Если он будет вести себя не так - его могут лишить гарантированной сытости. А сам он ни добывать, ни готовить еду не умеет. Он несамостоятелен. В этом смысле несамостоятельны, невзрослы, примитивны детским примитивизмом спутники Арбатовой по \"каравану деятелей культуры\"*. Не случайно их пристрастие к играм, притом играм примитивным - и детская уверенность, что все одинаково могут в эти игры играть и всем это должно быть интересно.

И с такими людьми Арбатова вынуждена мотаться по всей России, а затем и Монголии. Понятно, они ее достали, и, как бывает у нашего человека (пусть даже феминистки), когда его достают, у Арбатовой активизируется умственная деятельность. Она возвышается до обобщения: \"...ситуационный стандарт среднеарифметического европейца почище любой совковой зомброванности.

Они все время делают то, что принято, они даже шаблон ломают по шаблону\".

Правильно говорил Пушкин: нет более увлекательного занятия, чем следить за мыслью великого человека. Вот у Арбатовой: как соплеменники, так \"совки\" и \"зомби\", а как западные придурки, так \"ситуационный стандарт\". Красиво, научно, с тайным восхищением и едва не с придыханием. На язык родных осин не переводится.

И нечего списывать на \"европейский менталитет\" то, что на самом деле является обычным мещанским эгоизмом, мещанской мелочностью, мещанской скупостью, мещанским бессердечием. Европейцы, положим, разные бывают. Мой друг из Мюнхена Генрих фон Айнзидель уж такой европеец - всем европейцам европеец.

Граф из младшей ветви Бисмарков. Депутат Бундестага. Но представить его в этой компании пьяных недоумков-антропософов невозможно. И не потому что граф. И не потому что депутат. А потому что личность, нормальный порядочный человек, а не ублюдок. Кстати, Штейнера он тоже читал - в ранней молодости. И никакого ущерба его умственным способностям и нравственным качествам это не нанесло. Чего никак не скажешь о друзьях и попутчиках Арбатовой.

\"... мы заходим в купе, в котором заняты две полки, и начинаем умолять молодых людей поменяться с нами, потому что им ведь все равно, они съехались со всего мира, а мы - одна компания. Но они холодно отвечают, что \"это есть наша проблема\", и им неохота двигаться с места. Сначала мы теряемся, потом, посовещавшись, начинаем их грубо подкупать, дарим какие-то буклеты, Лола Звонарева, зам главного советско-американского журнала \"Вместе\", просит их дать интервью. Архитектор Андрей Кафтанов и писатель Леня Бахнов обещают перенести вещи этих сопляков, и они, наконец, с большой неохотой сдаются. А в соседнем вагоне в это же время Лена Гремина, угрохавшая массу времени на французских актеров, униженно просит этих самых актеров поменяться, а они вежливо отвечают: \"Мы уже сели, и нас все устраивает\". И тогда Лена, везшая на себе огромную долю работы московского каравана, выбегает в тамбур и начинает рыдать, потому как слаб русский человек против западного менталитета\".

А вот так вам и надо, дорогие Мария Арбатова, Лола Звонарева, Лена Гремина и прочие. Нечего пресмыкаться перед обывателем.

\"В нашем купе Анита ... Она час рассказывает о том, что ее миссионерская задача - вымыть весь мир, что она периодически и демонстрирует со щеткой и тряпкой на улицах Амстердама. Однако это не мешает ей, запрыгивая каждые пять минут на свою верхнюю полку, топтать простыню Лены грязными походными ботинками. Утолив просветительские потребности, Анита торжественно объявляет, что сейчас будет поить Лену своим чаем, что для Аниты щедрость неслыханная. Она приносит два стакана кипятка, достает пакетик травного чая, опускает его в свой стакан и, убедившись, что он отдал все, перекладывает его в стакан Лены. Мы еле сдерживаем хихиканье... Мы завариваем чай, но стаканов только два, и приходится взять чашку Аниты... Увидев собственную чашку, оскверненную русской заваркой, Анита кричит по-немецки об уважении к собственности, матерится по-голландски, выворачивает содержимое чашки прямо на стол, прячет чашку в рюкзак, прыгает на свою верхнюю полку, не разуваясь, и отворачивается к стене. Мы, онемев, наблюдаем, как коричневые ручейки расползаются по столу\".

Все правильно. Поведение Аниты - вполне естественное: и правда, совсем обнаглели туземцы, пользуясь численным перевесом и отсутствием голландской колониальной администрации и войск. На Яве в XIX веке вы бы небось чашку-то у голландки не схватили и свой поганый чай туда бы налить не осмелились. Как говорил один литературный герой, \"за такие вещи у нас в Миксо-Лидии...\"

Мария Арбатова жалуется: \"...

деловитость, с которой наши милые спутники оговаривали каждую свою валютную копеечку, деловитость, с которой они, взяв рулон туалетной бумаги, брели через весь вагон в туалет, рассуждая о евразийстве; нудность, с которой они выясняли, во сколько, куда и зачем прибывают; неестественное отсутствие игры и игривости во всем путешествии, которое в принципе было игрой; отсутствие иронического расстояния между говоримым и ощущаемым, являющего для нас театральную сложность и прелесть бытийного подтекста, сводили с ума\". Какие, однако, драматурги нервные пошли! Как на западные денежки по всей стране кататься - так они тут как тут, а как под клиентом не суетиться - так им, видите ли, тяжело и неинтересно...

В Монголии, впрочем, Арбатовой и другим драматургам дали понять, кто они и где их место. \"Мы распаковываемся на ночлег и с интересом обнаруживаем, что только у нас, русских, нет ни спальных мешков, ни теплых вещей. А климат, извините, резко континентальный, днем плюс тридцать, ночью - пар изо рта.

- Это непонятно, - говорит голубоглазый режиссер Елле, - перед караваном каждому дали подробную инструкцию, - и он достает огромный, шикарно изданный талмуд, в котором с немецкой обстоятельностью и с картинками изложены особенности всего путешествия и список необходимых вещей. Ну, спасибо, Урсик! Ну, позаботился! Неужели нельзя было в Москве сказать ровно одну фразу:

спать будете на голой земле!\"

\"... Лена ложится в углу палатки и говорит:

- Я не знаю, что со мной, но, кажется, я умираю. Со мной никогда такого не было, наверное, какая-нибудь тропическая лихорадка!

У нее сильный жар.\"

\"- Ричард, быстро возьми фонарь у Елле и дай мне, - говорю я.

- Зачем?

- У Лены проблемы. Она больна.

- Но это ее проблемы.

- Встать и быстро достань мне фонарь.

- Нет. Ты не дослушала меня. Я устал. Я хочу спать. Я сплю.

Наощупь я ползу в сторону Лены, стараясь никого не задеть. Я не могу объяснить спящему Елле в полной темноте, что мне нужно. Я не знаю слова \"фонарь\" по-английски. Я выбираюсь наружу из палатки и при свете звезд вижу, что недалеко от палатки лежит Лена, уткнувшись лицом в землю. Я трясу ее, но она без сознания. Ищу пульс и от страха не могу найти, так же как не могу вспомнить, как делается искусственное дыхание. Я поднимаю лицо и будто сверху вижу черную крону равнодушных гор, заросшую цветами долину, игрушечную палатку посередине и двух крохотных беспомощных молодых женщин, валяющихся в мокрой траве в домашних халатах! Я думаю, что в общем так не бывает, что это кошмарный сон или дурное кино, снятое нарочито страшно. Я трясу ее за плечи, и она стонет, и тогда у меня проходит приступ немоты и я ору: \"Миша! Миша!\" И вопль разлетается и множится в акустике ущелья, и Миша выпрыгивает из палатки, потом приносит одеяло, и мы перекладываем ее на одеяло, и она еще долго не может встать, потому это сильный солнечный удар на фоне упавшего гемоглобина и нервного истощения. И она говорит:

- Ребята, как страшно пахнут земля и трава, когда падаешь в них лицом! Это запах смерти! Как страшно, ребята!

И никто из собирателей ягод не просыпается. Запад снабдил их другой нервной организацией\".

Небольшое воспоминание.

Спецпсихбольница. Большая наблюдательная палата, куда помещаются вновь прибывшие - пока не раскидают по камерам-палатам. Контингент: \"политпсихи\" (основные категории:

политзеки - преимущественно социалисты и марксисты - и так называемые правдоискатели: те, кто либо поссорился с местной номенклатурой, либо пытался разоблачать ее злоупотребления), уголовники (либо натуральные маньяки, либо \"косящие\" под них) и какие-то совсем загадочные, забитые, заколотые нейролептиками хроники (на местном жаргоне - \"чушки\").

Вдруг одного из вновь прибывших начинает \"заворачивать\". \"Заворачивание\" - это когда под воздействием слоновьих доз нейролептиков у человека развивается генерализованная жесточайшая тоническая судорога: жертву карательной медицины начинает как бы закручивать вокруг собственной оси - голову вывертывает лицом назад, корпус выворачивает в поясничном отделе, руки и ноги - в суставах, глаза вылезают из орбит, язык - изо рта. Может отпустить само, а может кончиться переломом позвоночника в шейном отделе или смертью от удушья.

Какое-то мгновение мы все тупо смотрим на эту картину, затем все, не сговариваясь, бросаемся к двери и начинаем орать: \"Тут человеку плохо!\", \"Тут парня заворачивает!\", \"Человек умирает!\", \"Врача!\", \"Палачи!\", \"Суки позорные!\"

Вообще-то говоря, так вести себя не положено. И слов таких кричать не надо. Вообще-то говоря, за это можно поплатиться. И все это знают. Но ведь парень загнуться может...

Влетают двое санитаров-садистов, жлобы под два метра в армейской форме под белыми халатами. Еще несколько таких же стерегут вход. То, что я их называю \"санитары-садисты\" - это не преувеличение. Чуть что - бьют ногой в пах или по почкам. Любимое дело.

- ... твою мать! - говорит один, едва взглянув на судорожного. Заворачивает! Давай каталку! - орет он в проход. - Вызывай дежурного!

Но дежурный врач - офицер-гебешник - уже тут.

- Тьфу, б...! - комментирует он. - Не понос, так золотуха! Когда же вы все передохнете?

Кажется, ну вот и оставь этого парня в покое, раз хочешь, чтобы мы все передохли. \"Завернется\" - и конец ему.

Но парня быстро увозят. На \"сук позорных\" санитары-садисты - ноль внимания.

- Да успокойтесь вы! - говорят они нам.

- Все будет нормально. Первый раз, что ли?

И действительно, вскоре парня привозят.

Судорога снята. Ничего не сломано.

Дежурный врач перед уходом дает наставление:

- На воскресенье я тебе дозу отменил. В книге дежурств запись сделал. В понедельник твой лечащий придет - во всем разберется. И не хрена терпеть было, дурак! Почувствовал, что начинает заворачивать - сразу ори. Шею же мог сломать!

Вот так. А ведь этот врач - палач палачом. Представитель карательной медицины. Можно смело расстреливать за одно место работы.

А вы говорите: \"новая нравственность, скрепленная Штайнером\"...

* * *

Обыватель, подобно крысе и таракану, замечателен приспособляемостью. Может носить любую маску. И для того, чтобы выяснить, что это - лишь маска, нужен момент экзистенции.

Вот простодушная Арбатова попыталась было привлечь к \"борьбе за права человека\" одного из своих западных попутчиков - некоего \"Герольда Хефнера, лидера баварской партии зеленых\", еще и депутата Бундестага. Как у других участников каравана - маска \"антропософов\", так у этого - маска \"правозащитника\".

Но когда доходит до дела, ведет себя обыватель так, как ему полагается: демонстрирует эгоизм и трусость:

\"- Я очень устал. Я не знаю, кто такие чеченцы и при чем тут партия зеленых...\"

Но наши дамы, Арбатова и Звонарева, все еще думают по простоте, что дело не в трусости, а в \"западном менталитете\".

\"- Вероятно, мы перепутали, нам сказали, что вы известный борец за права человека, - говорит Лола надменно.\"

Бедные Арбатова со Звонаревой! Они еще ничего не понимают. Они не понимают, что в Баварии быть \"зеленым\" и \"правозащитником\" безопасно и не хлопотно. Это роль. Можно быть бакалейщиком, а можно - правозащитником. Бакалейщиком даже хуже: не дай бог продать кому испорченный товар отравится и подаст на тебя в суд. А бороться за права каких-нибудь индонезийских политзаключенных - что же в этом опасного? Бавария от Индонезии далеко, да и плевать Сухарто хотел на эту их \"борьбу\"...

Но дамы влекут Хефнера в какую-то редакцию \"левой газеты \"Выбор\"\", дабы он там что-то сказал (очевидно, для того, чтобы ОМОН потом отдельно \"вломил\" чеченцам за эту публикацию в \"Выборе\"): \"...мы тащим унылого Хефнера по ночным улицам, и он озирается так, словно мы собираемся его убить или изнасиловать в кировских кустах\".

Чему Арбатова так удивляется - непонятно. То, что обыватель - эгоист и трус, любой дурак знает.

Результат - речь Хефнера в редакции:

\"- Я ничего не знаю. Я ничего не видел.

Меня сюда привели силой... Я очень устал и очень хочу спать\".

Показательна реакция Арбатовой на этот праздник трусости. \"...по нашим совковым представлениям борец за права человека должен выглядеть по-другому, как бы он ни устал и сколько бы девушек его ни ждало дома\". Эк далеко, оказывается, можно зайти в самоуничижении и добровольном признании себя \"дикарем\"!

Далась Арбатовой эта бронированная камера - то есть, в нашем случае, \"совок\"! А ведь \"совковое\" представление о том, каким должен быть борец за права человека, - это как раз верное представление. Чем повесть Арбатовой интересна - это тем, что наша феминистка в ней постоянно занимается саморазоблачениями. Просто учебник морального стриптиза.

Гордон Лонсдейл вспоминал как-то о своей встрече с одним таким по-щенячьи влюбленным в английских колонизаторов студентом-индийцем, уроженцем страны, в которой от организованного британцами голода умерло за время колониального владычества до 90 миллионов человек.

- Они принесли в Индию культуру, - говорил этот индус о британцах, хотя в Индии уже существовала развитая цивилизация в те дни, когда бесписьменные германские племена англов и саксов бродили по диким лесам и про Британские острова и слыхом не слыхивали.

Лонсдейл осторожно напомнил студенту о восстании сипаев.

- Темные народные массы не понимали, какие блага несут им английские друзья, - суконным языком Михаила Андреевича Суслова ответил студент-индус.

Вот такие интересные ассоциации вызываются размышлениями Арбатовой. Как там говорил Ленин? - \"раб, который оправдывает и приукрашивает свое рабство...\"

Что ж, Арбатова, ты сама себе выбрала друзей. Когда тебя привлекали к общественной (оппозиционной)

деятельности, ты отнекивалась и прикрывалась Монтенем*. Вот и результат: даже \"видный правозащитник\" в твоем окружении - и тот обыватель, эгоист и трус, да еще и маловдохновляющей внешности:

\"красавчик с нервными глазами молодого политика, в которых, как в счетчике такси, все время бегут циферки\". Правильно. С кем поведешься. Зиглинда Хофман с сияющим лучистым взглядом и внешностью Элен Бгрнстин из \"Alice Doesn\'t Live Here Any More\" в том 1992 году еще досиживала последние годы своего 15-летнего срока в тюрьме в Кгльне. А Рольф Хайслер - высоколобый бородатый красавец с кинематографической внешностью Иеремии Джонсона и спокойным глубоким взглядом умных глаз - до сих пор сидит в тюрьме во Франкентхале (у него срок пожизненный)...

А тебе, Арбатова, только и остается сетовать ближе к концу своей повести: \"легко распознавая отечественное хамство, в импортном мы все время предполагаем неведомые нам душевные сложности\". Какая глубина мысли, основанная на \"тяжком пути познания\". Просто Ларошфуко в юбке! Хотя мне интересно, кто это \"мы\"? Если Арбатова ведет речь о собственных прозрениях, пусть так прямо и пишет. Народ России ее на \"коллективное прозрение\"

наверняка не уполномочивал.

А что касается хамства - см. полностью цитату из Ленина...

С другой стороны, прозрениями, основанными на горьком опыте, повесть Арбатовой и ценна. \"Нас, как всегда, купили за бусы и зеркало. Кто-то сделает себе на этом караване генеральские антропософские погоны, кто-то мешок денег, кто-то - политическую карьеру. А мы зато увидим собственную страну и Монголию!\" Вот так. Феминистки - они народ прямой и открытый. Значит, сознает Арбатова, что купили, значит, сознает, что продалась.

Однако. Если за \"бусы и зеркало\" да за поездку в Монголию оказалась Арбатова готова продаться этой толпе сытых убогих сексуально озабоченных мещан, представляю себе, что она способна сделать, скажем, за \"ауди\" и поездку в Монако*. Представляю, но не напишу: не напечатают, а если напечатают - потащат в суд за \"оскорбление общественной нравственности\".

* * *

Хотя это я, конечно, слишком многого от Арбатовой требую. Какие, в самом деле, могут быть претензии к человеку, который говорит и пишет:

\"- Грязных детей у нас скоро будет еще больше, а туалетной бумаги еще меньше, это болезнь роста. А где вы были со своими Штайнерами, когда у нас был социализм? Вы сидели и тряслись, не шарахнет ли наше правительство на вас бомбу, а как жили при этом мы, вам было по фигу. Мы были для вас лепрозорием. Теперь мы немного вылечились...\"

Уж и не знаю, чего здесь больше: той самой любимой Арбатовой \"совковой зомбированности\" или эпохальных открытий в области разных наук. Что касается первого (то есть \"зомбированности\"), то святая вера Арбатовой в гений Иосифа Виссарионовича не может не потрясать. Сказал товарищ Сталин, что у нас-де \"социализм\" - она и поверила. И до сих пор верит. Даром что феминистка. Вот ведь как интересно: Бердяев не поверил. Лосев не поверил. Сартр не поверил. Маркузе не поверил. Молотов - и тот не поверил! А вот Арбатова поверила.

А какой замечательный сталинский пассаж насчет \"болезни роста\"! Это уже что-то хрестоматийное. \"Трудности роста\" и \"рост трудностей\". То есть: болезней. Сифилис вырос во столько-то раз, туберкулез - во столько-то раз, дифтерия - во столько-то..( В общем, как верно пишет Арбатова, \"теперь мы немного вылечились\"...

Между прочим, специально для Арбатовой сообщаю, что проказа - это хроническая болезнь, и потому \"немного вылечились\" - это все равно что \"слегка беременная\".

Впрочем, это я перешел уже ко второй части, то есть к \"эпохальным открытиям\". Но тут, каюсь, воля моя слабеет, рука начинает дрожать. Тут нужен терпеливый Энгельс, не убоявшийся внимательно изучить Дюринга и не сошедший при этом с ума.

Кстати, об Энгельсе. И об одном его известном друге. В деле изучения марксизма Арбатова тоже совершила переворот. Можно сказать, \"прорыв в марксологии\": \"...в караване я поняла, что никаких трех составных частей марксизма не было, были два крутых немца, зарядивших эту историю своим крутым немецким менталитетом: мы придумаем какую-нибудь честолюбивую фенечку и заставим всех в нее играть, либо бия на совесть, либо бия по голове\".

Со стилем, конечно, у Арбатовой нелады: что значит \"эту историю\" понять решительно невозможно (какую историю? - про поездку в поезде с антропософами?); со смыслом у нее тоже нелады: \"зарядивших своим крутым немецким менталитетом\" звучит здорово, но смысла не имеет, если, конечно, исходить из того, что Арбатова знает, что такое \"менталитет\". И вообще \"не было трех составных частей, а были два крутых немца\" - это сильно. Открытие смелое, без преувеличения скажем: фундаментальное. Не было:

а) немецкой классической философии, б) английской политэкономии, в) французского утопического социализма.

Вот нам по TV всг талдычат последнее время: \"Мир денег Адама Смита, мир денег Адама Смита\"... Не было никакого Адама Смита! И этого, Давида Рикардо - тоже не было. И никого. Это Мария Арбатова выяснила. Путем просветления в караване.

Еще в 1992 году. Стыдно не знать.

Да, кстати, Гегеля тоже не было. И Фейербаха. И Фурье с Сен-Симоном. Были два крутых немца. \"Я - крутой, и ты - крутой, но кто кому быстрей напишет эпитафию?\"

А вообще, если перевести фразу Арбатовой с птичьего языка московских феминисток-драматургов на литературный русский, смысл фразы будет таким: эти Маркс и Энгельс всг выдумали специально - чтобы ей, Арбатовой, жизнь сломать: чтобы не дать ей родиться в \"нормальной капиталистической стране\", где она, конечно же, сразу бы стала величайшим драматургом всех времен и народов.

\"НКВД специально человека послал - Тереха убить...\"

Я не ерничаю и не преувеличиваю.

Случилось так, что как раз когда я писал этот текст, TV осчастливило нас передачей \"Темная для М. Арбатовой\". Вообще-то я \"Темную\" не смотрю по причине исключительной убогости передачи. Ну что интересного: собирается кучка студентов, не отягощенных грузом интеллекта, приглашается какой-нибудь человек - и эти студенты начинают бедному приглашенному задавать разные идиотские вопросы, свидетельствующие о глубоком невежестве аудитории и тяжелой запущенности нашей детской медицины, особенно в области борьбы с нейроинфекциями и черепно-мозговыми травмами. И всякий приглашенный, будь он семи пядей во лбу, столкнувшись с таким феерическим невежеством, оказывается вынужден произносить в эфир всякие банальности и прописные истины, которые нормальные подростки должны, по идее, выучить наизусть к двенадцати годам, а к четырнадцати - рефлекторно засыпать при первой попытке их повторения. А эти, в передаче - ничего, сидят, слушают, вопросы задают. И чем умнее жертва \"Темной\", тем более нелепо она выглядит и тем более неловко себя чувствует.

Арбатовой там было хорошо. Арбатова там смотрелась аутентично. Она, конечно, тоже говорила одни банальности, но видно было, что сама Арбатова этого не понимает, дурацким своим положением не мучается и потому продолжает с самым серьезным видом изрекать трюизмы.

Но попутно Арбатова активно занималась пропагандой в пользу Ельцина и против Зюганова (дело происходило аккурат во время выборов президента России). И при этом сообщила о себе одну важную вещь: она-де всю свою жизнь прожила при \"коммунизме\"

- и потому не хочет, чтобы этот \"коммунизм\" проехал по судьбам и жизням сидящих вокруг нее студентов...

Показательно, что слова эти были сказаны Арбатовой не в \"эпоху розовых слюней\" - в августе 1991 года, а летом 1996-го, после расстрела \"Белого дома\", в разгар чеченской бойни, после того, как в стране (в результате правления либералов)

противоестественно вымерло пять с половиной миллионов человек...

Очевидно, Арбатову вполне устраивает, если по судьбам и жизням этих студентов проедет - в прямом смысле - БТР либерального ельцинского режима. Именно так случилось в октябре 1993-го с их сверстниками.

\"Вураки Андрей... Студент 5-го курса 2 Медицинского института г. Москвы. Из семьи потомственных врачей... В совершенстве владел английским языком, проходил стажировку в США.

Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". После начала расстрела оказывал раненым медицинскую помощь... Множественные огнестрельные ранения груди, живота и предплечий...

Житомирский Александр... Студент 1 курса Университета Дружбы Народов (стипендиат республики Бурятия). С отличием закончил среднюю школу... Изучал историю создания отечественного и мирового флота, свою работу оформил как большое справочное пособие... Для него были характерны... повышенное чувство долга и справедливости. Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". Множественные огнестрельные пулевые ранения в грудь и живот из крупнокалиберного пулемета БТР...

Игнатьев Иван... 21 год... Студент института... Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\".

Множественные огнестрельные пулевые ранения в шею, грудь и живот...

Кузьмин Сергей... 17 лет... любил и хорошо знал родной город - Москву, собирал книги о нем... любил уединение... был очень добрым человеком. Любил животных, трогательно заботился о бездомных кошках и собаках... Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". Множественные пулевые ранения из крупнокалиберного пулемета БТР...

Марков Евгений... Студент 2-го курса Приборостроительного института г. Москвы. В совершенстве владел английским языком. Увлекался электроникой, компьютером, техникой - за это и в школе, и в институте его прозвали \"технарь\". Смертельно ранен 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". После начала расстрела оказывал медицинскую помощь с друзьями А. Вураки (погиб) и П. Рощиным (ранен). Огнестрельные пулевые ранения груди и живота...

Никитин Евгений... 23 года... Работал осветителем. Писал песни и музыку. Убит в ночь с 3 на 4 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". Огнестрельные пулевые ранения груди и живота из крупнокалиберного пулемета БТР...

Хайбулин Станислав... 24 года...

Образование... медицинское. Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". Пришел к телецентру вместе с отцом после начала расстрела для оказания медицинской помощи раненым. Выносил раненых от здания телецентра. Множественные огнестрельные пулевые ранения в шею и голову... Остались вдова и сирота-дочь (родилась через 4 месяца после гибели отца)...

Шлыков Павел... Студент Сельскохозяйственного института г. Москвы. Убит 3 октября 1993 г. у телецентра \"Останкино\". Огнестрельное пулевое ранение груди. Пуля у следствия изъята...

Шумский Алексей... 26 лет... Окончил...

Московский институт электронного машиностроения... Призер олимпиад и конкурсов... Самым большим увлечением Алексея был спелеотуризм, которым он занимался более 10 лет: стал инструктором, руководителем походов, принимал участие в горноспасательных работах. Закончил курсы английского языка. Подал документы в аспирантуру... Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". В момент начала расстрела стоял вместе с журналистами у входа в телецентр. Получил множественные огнестрельные пулевые ранения в шею, грудь, живот, бедро и руку. Был вынесен из-под обстрела американским юристом Терри Данкеном (погиб).

Скончался на операционном столе в Институте Склифосовского.

Яргмко Дмитрий... 18 лет... Родился в с.

Мачара в Абхазии... Закончил школу... проживал в Подмосковье, куда переехал жить к бабушке с дедушкой после начала войны в Абхазии...

Убит 3 октября 1993 года у телецентра \"Останкино\". Огнестрельное пулевое ранение живота...

Адамлюк Олег... 20 лет... Убит в 12-00 4 октября 1993 года между Домом Советов и издательством \"Московская правда\" у дома ?10 по Мантулинской улице. Сквозное огнестрельное ранение в позвоночник с повреждением аорты и печени из крупнокалиберного пулемета БТР. На теле - следы избиений. Одежду родственникам вернуть отказались, уничтожив до окончания следствия...

Альенков Сергей... 18 лет... Студент...

Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Огнестрельное пулевое ранение в спину из крупнокалиберного пулемета БТР...

Артамонов Дмитрий... 17 лет... Убит утром 4 октября 1993 года у Дома Советов в Студенецком переулке у дома ?6. Множественные огнестрельные пулевые ранения в голову, шею и грудь. На теле следы избиений в виде больших областей с кровоподтеками (избит)...

Веревкин Роман... 16 лет... Учащийся техникума. Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Расстрелян в спину: множественные огнестрельные пулевые ранения в затылок, спину, шею, руку...

Виноградов Евгений... Студент Индустриального техникума г. Москвы... Много читал... По истории военной техники делал подборки материалов. Собирал марки... Занимался в авиаклубе... Смертельно ранен 4 октября 1993 года в районе Дома Советов в Глубоком переулке. Умер в 15-00 в больнице им. Боткина.

Пять огнестрельных пулевых ранений одной очередью в спину... перед расстрелом был разут, сняты кроссовки - носки в грязи (шел без обуви)...

Денискин Андрей... 25 лет... Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Утром на улице Новый Арбат ранен в плечо, затем избит и добит выстрелом в голову...

Денисов Роман... 15 лет... Учащийся 10 класса средней школы ?981 Красногвардейского района г. Москвы. Был членом Совета школы. Увлекался историей, москвоведением. Посещал археологический и краеведческий кружки при Государственном историческом музее в г. Москве... Мечтал поступить в Свято-Тихоновский богословский институт в г. Москве. Стремился быть свидетелем и хронистом современной истории России. По событиям 19-21 августа 1991 года в г. Москве вел бюллетень, находящийся в настоящее время в Музее революции России... Убит между 9-00 и 10-00 в Капрановском переулке. Огнестрельное пулевое ранение в бок пулей со смещенным центром тяжести... Выстрелом перебит позвоночник...

Скончался от полученного ранения, так как бригада скорой помощи прибыла только через 6 часов...

Иванов Олег... 17 лет... Учился в 10 классе... Увлекался авиа- и судомоделизмом. Был призером многих соревнований по авиа- и судомодельному спорту... Убит 4 октября 1993 года у Дома Советов. Огнестрельные пулевые ранения груди и плеча.

Одежду родственникам вернули без обуви...

Калинин Константин... 14 лет... ученик 8 класса средней школы... Убит 4 октября 1993 года у Дома Советов.

Множественные огнестрельные пулевые ранения в шею, бедро, голень и грудь. На лице ссадины от ударов тупым предметом, перебит нос. По словам родных, у трупа руки были \"черные, как асфальт\" (отбиты ударами тупого тяжелого предмета)...

Козлов Дмитрий... 25 лет... Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Множественные огнестрельные пулевые ранения груди и живота. Одежду родственникам отказались вернуть, уничтожив до окончания следствия...

Кудряшов Анатолий... 23 года... Убит ...

4 октября 1993 года в районе Дома Советов в подземном переходе на улице Новый Арбат. Огнестрельные пулевые ранения в спину и левое плечо...

Курышева Марина... 16 лет... Закончила среднюю специальную школу с углубленным изучением английского языка.

Поступила на юридический факультет Международного независимого эколого-политологического университета в г. Москве. Много читала.

Очень любила животных... Убита 4 октября 1993 года недалеко от Дома Советов... смертельно ранена выстрелом в шею. Скончалась в больнице...

Матюхин Кирилл... Студент 2-го курса Московского института радиоэлектронной аппаратуры (МИРЭА). Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Огнестрельное пулевое ранение в голову. 3 октября, по призыву Е.Т. Гайдара пошел с друзьями-студентами к Моссовету. Оттуда решили пойти посмотреть, что делается у Дома Советов. Дошли до оцепления ОМОНовцев... Были обстреляны 5-ю ОМОНовцами в масках... Двое ребят -Кирилл и Д.

Артамонов - были убиты, один ранен в ногу... Студенту, раненному в ногу, ОМОНовцы прострелили вторую... положили рядом с раненым автомат и сказали: \"Сейчас мы тебя сфотографируем и скажем, что ты защитник Белого Дома!\" По словам оставшихся в живых ребят, ОМОНовцы знали, что каждый из них должен делать: одни - убивать людей, другие - стрелять по дверям, чтобы люди не выходили из своих квартир...

Обух Дмитрий... 18 лет... Студент 2-го курса Российской академии живописи, ваяния и зодчества...Закончил школу ?60 г. Москвы с углубленным изучением английского языка и художественную школу на Кропоткинской... Увлекался классической музыкой и джазом. Много читал... Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Огнестрельное пулевое ранение в голову с близкого расстояния (расстрелян), по характеру поражения - разрывной пулей...

Пантелеев Игорь... 20 лет... Студент 4-го курса Государственной Академии финансов при правительстве Российской Федерации и 1-го курса Русско-Британского экологического колледжа. Среднюю школу окончил с золотой медалью... Пользовался большим авторитетом у друзей. В совершенстве знал английский язык, свободно владел испанским. Имел 1-й взрослый разряд по плаванию и 2-й взрослый разряд по современному пятиборью. Убит около 11-00 4 октября 1993 года около Дома Советов. Огнестрельные пулевые ранения в шею (сонную артерию) пулей со смещенным центром тяжести... и грудь...

Песков Юрий... 18 лет... Студент Финансово-кредитного колледжа г. Москвы. Активно занимался спортом - акробатикой, баскетболом, самбо, дзюдо, боксом и мотокроссом... Очень переживал, что в августе 1991 года был далеко от Москвы и не мог участвовать в событиях... 3 октября прошел с демонстрацией от Октябрьской площади к Дому Советов, затем был у телецентра \"Останкино\". Тяжелое огнестрельное пулевое ранение в ногу с повреждением кости, слепое огнестрельное ранение в спину, смертельное сквозное ранение пулей со смещенным центром тяжести в живот с поражением печени и других внутренних органов...

Парнюгин Сергей... 21 год... Убит 4 октября 1993 года у Дома Советов. Жестоко избит. Резаные раны коленных суставов. Множественные огнестрельные пулевые ранения: таз, бедро (сзади). Добит раненый выстрелом в голову (спереди назад)...

Сайгидова Патимат... Студентка 5-го курса Российской академии управления... Убита 4 октября 1993 года в районе Дома Советов у входа в посольство США. Множественные огнестрельные пулевые ранения левого плеча и груди... Власти г.

Москвы изъяли находившуюся в собственности Патимат жилую площадь в г.

Москве...

Салиб Ассаф... 24 года... Гражданин Ливана. Студент Университета Дружбы народов им. П. Лумумбы. Убит 4 октября 1993 года в районе Дома Советов. Остановлен вместе с другом, Ханушем Фади, милицией в переулке Павлика Морозова (у станции метро \"Улица 1905 года\"). Зверски избит и расстрелян 8 огнестрельных пулевых ранений в плечо, бедро, голень и грудь. Скончался на месте...

Хануш Фади... Гражданин Ливана...

Студент Университета Дружбы народов им. П. Лумумбы. Убит 4 октября в районе Дома Советов. Остановлен вместе с другом, Салибом Ассафом, милицией в переулке Павлика Морозова (у станции метро \"Улица 1905 года\"). Зверски избит и расстрелян: 6 огнестрельных пулевых ранений в грудь, живот и голову...

Бондаренко Вячеслав... 18 лет... Убит 5 октября 1993 года у Дома Советов, на Краснопресненской набережной.

Огнестрельное пулевое ранение груди, ножевое ранение (удар штык-ножом)...

Новокас Сергей... 20 лет... Убит 2-4 октября 1993 года. Место гибели не установлено. Семь огнестрельных пулевых ранений: в голову - 2, в грудь, сердце, живот и в левую ногу - 2. Опознан через 5 месяцев...

Петухова Наталья... 19 лет... Студентка 3 курса Московского Городского Технического Университета (СТАНКИН)

(специальность - проектирование и эксплуатация компьютерных систем).

Староста группы. Закончила спецшколу ?8 с углубленным изучением немецкого языка. Свободно владела немецким языком... Очень любила рисовать, читала \"запоем\"... Основное увлечение - поэзия, позже авторская песня. Автор более 200 стихотворений и 50 песен... Очень любила фантастику, имя любимой своей героини - Станчи-Жень из книги А. Лисицкой \"Погоня по безвременью\" выбрала в качестве псевдонима.

Разработала свою систему стенографии. Писала фантастические рассказы, осталась незаконченной большая фантастическая повесть. Закончила балетную школу-студию. Активно занималась спортом - сначала в детской спортивной школе, позже, в Университете - чемпион Университета по отдельным видам легкой атлетики, пятый дан по карате, разряд по дзюдо. С увлечением занималась последние 2 года в школе-студии каскадеров \"Акватрюк\" (руководитель А. Сальников), снималась в фильмах (последний - \"Пистолет с глушителем\"). Студенческое увлечение - спелеотуризм. С группой ребят под руководством А. Шумского ходила в пещеры... Участвовала в движении \"толкинистов\" (Школа выживания в экстремальных условиях), прошла собеседование и была принята в Академию Йоги (спортивное направление)... Активно и с большим интересом принимала процессы, происходящие в стране с 1985 года. В событиях 1991 года не участвовала, но активно пыталась (не пустили родители). В 1993 году пришла в Дом Советов с группой спелеологов на призыв оказать помощь блокированным в здании людям. Группа осуществляла доставку медикаментов, свечей, выводила больных из блокированного Дома Советов. Убита в ночь с 3 на 4 октября 1993 года в 111 о/м г. Москвы (Локомотивный проезд, 17), куда доставлена как раненая от телецентра \"Останкино\". Во время расстрела у телецентра находилась в группе с западными корреспондентами (Пек Рори, Терри Данкен и др.), которые все были расстреляны бойцами спецназа \"Витязь\". Множественные огнестрельные ранения: в ногу (сзади, сверху вниз), 4 в грудь (от плеча до плеча) пулями, состоящими из 3-х оболочек (по характеру поражения аналогичных разрывным), в затылок (снизу вверх) с кольцевым ожогом (причина смерти), на лице и теле ссадины и синяки, выбиты зубы. Одежду родителям вернуть отказались, уничтожив до конца следствия...\"

Все эти примеры - из материалов парламентских слушаний по событиям октября 1993 года, прошедших 31 октября 1995-го.

А вот еще (источник тот же) - из предсмертного письма Валерии Воронцовой, 1973 года рождения, покончившей с собой летом 1994-го в результате полученной в октябре душевной травмы: \"А когда началась настоящая бойня, на моих глазах убили подругу, с которой мы дружили больше

10 лет...

А потом я очутилась между раненным в живот мужчиной и спецназовцем с перекошенным от ненависти лицом. Я крикнула ему: \"Не стреляй, он же ранен!\" - на что спецназовец мне ответил: \"Ранен, но не убит же...\" Я бросилась и заслонила того мужчину, думала - в женщину тот подонок не выстрелит, но пули вошли мне в спину...

А потом, в замызганном, грязном подъезде меня, раненную, все время теряющую сознание, насиловали два ОМОНовца...

Я пришла в себя через 4 дня в больнице... А вышла из больницы только 1 марта...

Я не могу видеть этот (мой родной!)

город и его жителей. В каждом ОМОНовце я вижу одного из тех двоих. И до сих пор (уже больше полугода прошло!) я кричу по ночам... Я по-прежнему каждую ночь вижу во сне ту бойню...

Поймите, октябрьская трагедия не кончилась, для некоторых людей она продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока не поплатятся за содеянное ельцины, филатовы, грачевы, ерины, яковлевы, шахраи, бурбулисы и другие...\"

Так выглядит либерализм в действии.

Почти все эти несчастные ребята, убитые либеральным режимом на московских улицах, были случайными жертвами - и все до единого были безоружными. Тем обыватель и характерен, что, как и положено трусу, с сильным противником он не связывается (\"с сильным не борись, с богатым не судись\", говорит мещанская мудрость), но уж на слабом отыграться всегда готов.

Когда Арбатова выступала в \"Темной\", было уже столько известно о государственном перевороте, устроенном Ельциным в октябре 1993 года устроенным только ради того, чтобы никто не мешал нашим либералам-западникам воплощать в России их \"либеральную модель\", - что нужно быть либо исключительно глупым, либо исключительно продажным, чтобы пропагандировать в пользу этого режима.

И дело тут не только в \"государственном перевороте\" - хотя именно либералы постоянно выступают против всяких государственных переворотов и настойчиво твердят о мирной и законной передаче власти как единственно правильном способе. (Если бы речь шла не о либералах, а об \"экстремистах\", с оружием в руках сражающихся за свои \"экстремистские\" идеи, и говорить было бы не о чем.)

Дело в самом исполнении - циничном и в то же время тайном (как это всегда бывает у либералов) - под прикрытием громогласных фарисейских завываний об \"угрозе демократии\", о \"бандах красно-коричневых погромщиков и убийц\". К моменту выступления по TV Арбатовой уже стали достоянием гласности материалы официальной, правительственной следственной комиссии (Генеральной прокуратуры), из которых явствовало, что первые выстрелы и у \"Белого дома\", и в Останкино были сделаны именно правительственной стороной (с провокационной целью). Опубликована, например, схема, на которой показано, с какого именно места бойцом спецназа (\"23-го ОСМБР\") был сделан первый выстрел в толпу в Останкино - в спину демонстрантам, из здания АСК-1 (противники режима Ельцина, напомню, митинговали перед стоящим через дорогу зданием АСК-3).

К моменту выступления Арбатовой в \"Темной\" уже было доказано следствием и напечатано в газетах, что видеоинженер С.Н. Красильников, убитый внутри здания АСК-3 и представленный СМИ как \"жертва макашовских боевиков\" (и получивший посмертно от либерального режима Ельцина орден \"За личное мужество\"), был на самом деле убит выстрелом в упор спецназовцем отряда \"Витязь\"

- для того, чтобы можно было предоставить миру доказательства \"красно-коричневого террора\".

К моменту выступления Арбатовой было доказано, что единственная жертва среди военнослужащих в Останкине - боец отряда \"Витязь\" Н.Ю. Ситников был убит вовсе не \"макашовцами\", а своими же (хотя он тоже активно выдавался за жертву \"красно-коричневых боевиков\"). Собственно, в случае с Ситниковым и доказывать было нечего: он был убит из крупнокалиберного пулемета БТР, а у \"макашовцев\" никаких БТР не было, БТР обстреливали здание телецентра \"Останкино\" через час после начала расстрела - с тем, чтобы оставить следы \"штурма\" и обстрела здания \"восставшими\".

Кстати, наши либеральные тележурналисты, работавшие в \"Останкино\", не могли не знать всего этого. Но они промолчали. То есть - разделили ответственность с режимом Ельцина за преступления этого режима. А Арбатова как раз работает на этом самом телевидении (в передаче \"Я сама\") - и, следовательно, несет ответственность за все, произошедшее 3 октября в \"Останкино\", наравне со своими коллегами. И странно мне было слушать свистопляску вокруг убийства Листьева: он не выступил, в отличие от Любимова и Политковского, против провокации режима в октябре 1993 года значит, поддержал этот режим, значит, сам выбрал, в какой стране ему жить и по каким правилам. Мне его не жалко. А уж убитого своими спецназовца тем более. Не хватало еще, чтобы на Руси скорбели о смерти опричника!* Когда Арбатова агитировала в пользу Ельцина, она уже знала, что следствие Генеральной прокуратуры установило, что из оружия, принадлежащего сторонникам Руцкого и Хасбулатова, не было убито ни одного человека. А оружие другой стороны следствию предоставлено для экспертизы не было.

\"Гуманный демократический\" либеральный режим Ельцина использовал в октябре 1993 года против безоружных разрывные пули, давным-давно запрещенные международными соглашениями.

Это доказано следствием, и известны имена убитых этими пулями: Климов Ю.П., 42 лет; Обух Д.В., 18 лет; Петухова Н.Ю., 19 лет.