— Тридцать три «лэнд — крузера» за неполных четыре месяца? По джипу в три дня?
— Так точно. Но это не только чистые «лэнд — крузеры»…
— А что, не все угонщики грязные машины берут? Просят владельцев их мытыми на стоянках на ночь ставить?
— Все смеетесь… Я имею в виду тридцать три — это все модификации: «хай — лакс», например, несколько модификаций имеет.
— Например, какие? — Я решил уж заодно расширить свои не столь обширные познания в области наших машин повышенной проходимости и завышенной стоимости.
— Есть шестицилиндровые, есть восьми…
— Ага, понятно.
— Есть еще «прадо».
— Тоже «тойота», да?
— Да, тоже модификация «лэнд — крузера».
— И как «прадо» идет? Хорошо?
— У угонщиков, что ли?
— Ну если точнее, то к угонщикам.
— Из тридцати трех «лэнд — крузеров» — шестнадцать «прадо» пяти модификаций.
— Понятно. А как насчет, скажем, «ниссана»?
— Двадцать один «ниссан — патрол»… — глубже прежнего вздохнул Канеко. — Одиннадцать полноприводных «ниссан — террано»…
— А «исудзу» берут?
— Берут — берут… «Исудзу» хорошо берут. Восемнадцать «труперов»…
— Как корова языком слизнула, да?
— Какая корова?
— Так я как раз, Канеко-сан, у тебя и хочу узнать, какая — такая корова эти джипы ворует.
— Найдем… — без малейшего намека на уверенность и энтузиазм пролепетал Канеко.
— Сколько с начала года таких машин угнано?
— На Хоккайдо?
— Опять ты за свое, капитан! На Хоккайдо, конечно!
— Сто шестьдесят две, — считал Канеко с компьютерного дисплея.
— Ого! И сколько найдено?
— Джипов?
— Да, Канеко-сан, джипов!
— Восемь.
— Сколько?!
— Восемь…
До последних лет высокий процент раскрываемости преступлений был нашей главной гордостью. Десятилетиями наше начальство, упоительно брызжа слюной, рапортовало правительству и населению о том, что практически каждый убийца и вор у нас получает по заслугам. Все было прекрасно в нашем локальном полицейском мире: так или иначе, рано или поздно, но каждый, кто преступил закон, ощущал на своих запястьях режущий плоть могильный холод никелированных наручников. Потом уже, на суде, некоторым из них удавалось вывернуться и избежать тюремных нар благодаря хорошо подвешенному и щедро оплаченному языку склизкого, изворотливого, как морской угорь, адвоката. Но это уже были не наши проблемы — наша задача была ловить и доставлять на суд всех, кто этого заслужил. И все было замечательно до тех пор, пока не лопнул мыльный пузырь нашей замечательной национальной экономики. Кражи и грабежи покатились по чистому зимнему полю бескрайнего Хоккайдо снежным комом, на глазах увеличивающимся в размерах, и наша машина стала давать сбой за сбоем. Работать приходится по старинке, на увеличение штатов денег не дают, поколение надежных стукачей из числа мирного населения стареет и вымирает, а молодежь наша, аморфная и безразличная, хоть номинально населением также является, им на смену не торопится. Я даже рад тому что сижу на убийствах: их по-прежнему немного, так что особо не опозоришься. Да и вообще наш отдел находится в более выгодном положении по отношению ко всем другим. Наши клиенты — как два волоска на лысине: найти в случае необходимости нашкодившего одинокого русского среди нашей черноволосой и кареглазой толпы пока проблем не составляет. Все — таки общий процент раскрываемости по отделу — девяносто восемь, а по убийствам, как нетрудно догадаться, — все сто. А Канеко вот от нас ушел и теперь, бедный, имеет только восемь возвращенных владельцам джипов из ста шестидесяти двух.
— Э — э, Канеко-сан, похвастаться вам тут в дорожном отделе, как я погляжу нечем.
— Ну не совсем. По другим категориям машин у нас показатели повыше, — обиделся Канеко.
— По каким «по другим»?
— Ну я же сказал: по недорогим легковушкам.
— И какой по ним показатель?
— Шестьсот девяносто четыре угона за январь — март — шестьсот сорок пять машин найдено. Уже найдено…
— А что ж с джипами-то так плохо?
— Да есть причины…
— Какие, если не секрет? — Я решил продолжить тянуть из Канеко все жилы до тех пор, пока он наконец-то не осознает, что сопротивляться бессмысленно, что, если уже я кого или чего решил дожать, я дожму обязательно.
— Их нет, понимаете, Минамото-сан?
— Что значит «их нет»? Машин нет?
— Да, машин. Нету машин — и все. — Канеко в последний раз щелкнул мышкой, компьютер издал неаппетитный всхлип, и его завораживающий миллионы наших соотечественников экран погас. — Пойдемте, Минамото-сан, в столовую кофе попьем. Если вы, конечно, не торопитесь…
Я взглянул на часы: было без пяти семь, и, разумеется, я вступал в ту временную зону понедельника, которая не сулила мне ничего хорошего, если я пойду сейчас пить кофе с Канеко, а не возьму ноги в руки и не поскачу на электричку чтобы не гневить Дзюнко. Домой хотелось — ведь сегодня только понедельник, и инерционность субботне-воскресной расслабухи в кругу симпатичных и, можно даже сказать, любимых домочадцев заставляет все — таки вздыхать по запаленному позавчера притягательному очагу домашнего уюта. Я знаю, что к четвергу это пройдет и, как это происходит со мной еженедельно на протяжении последних двух десятков лет, потребность мчаться домой после шести угаснет, но только для того, чтобы вспыхнуть вновь поближе к воскресному вечеру. А сегодня, как назло, понедельник, и домой пока все еще очень хочется.
— Не тороплюсь, Канеко-сан. — Я отрезал себе пути к слабовольному и малодушному отступлению в свой второй, обывательский мир.
— Сима-сан, я на полчасика выйду?
Сима, тоже в чине капитана, но, видимо, старший в дорожном отделе, молча кивнул в сторону Канеко. Я помню этого Симу — он раньше в китайском отделе работал, а до этого, если не ошибаюсь, служил в Шанхае, в охране нашего генконсульства. Проходя следом за Канеко, сквозь конторские столы, заваленные пухлыми папками и замусоленными бланками протоколов, я краем глаза отметил про себя, что и два других дорожника, превших в уже нерабочее время за источавшими холодный лунный свет компьютерами, — тоже из бывших наших, из международного управления: один, то ли Танака, то ли Наката, не помню точно, работал еще полтора года назад у Иокомити в корейском отделе, а второго — здесь никаких, даже поверхностных ассоциативных идей по поводу фамилии у меня нет — я видел в южноазиатском отделе.
Уже в лифте я заметил в адрес Канеко:
— Наших у вас, я гляжу, много работает.
— Каких «наших»?
— Тех, кто раньше у нас, в международном, работал…
Бывших наших, я хотел сказать…
— Заметили?
— Заметил. Только фамилии их не помню.
— Сима…
— Да, Симу из китайского помню. Двух других — нет.
— Ямада-сан из отдела Южной Азии. — Канеко пропустил меня перед собой сквозь разъехавшиеся двери лифта. — И Китано-сан — из корейского, помните его?
— Китано, да! — Я хлопнул себя по лбу — А я вспоминал: то ли Наката, то ли Танака.
— Танака-сан из англоязычного отдела у нас тоже теперь работает. Он ушел уже. Вы кофе будете?
Мы сели за столик наполовину заполненного, несмотря на поздний час, нашего нового кафетерия, своим дизайном и, увы, ценами походившего на солидный ресторан. Я опять взглянул на часы, прикинул, на сколько может растянуться наша строгая мужская беседа с Канеко, и решил все — таки ограничиться только кофе, лелея в глубине безграничной души порядочного семьянина довольно сильную еще надежду поужинать дома. Канеко заказал два кофе и себе набор треугольных сандвичей с тунцовым салатом и жареной курицей.
— Минамото-сан, сначала ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: почему, собственно, вы вдруг джипами заинтересовались? — Канеко сидел передо мной теперь более серьезным, но менее напряженным, чем три минуты назад в отделе.
— Про ночные дела в Отару ты знаешь, да?
— Знаю.
— Про мои обязанности в русском отделе еще не забыл?
— Нет, не забыл. Убийства на вас, Минамото-сан.
— Вот — вот, убийства.
— То есть сейчас вас должен интересовать убитый… Как его фамилия там?
— Ищенко была его фамилия.
— Ага, Ищенко, — кивнул Канеко и принял от официантки тарелку со своим сандвичами. — Не хотите закусить?
— Нет, спасибо. В тунцовом салате лук, а мне домой ехать. Ты-то не женился еще?
— Женишься тут! — Канеко впился зубами в трехслойный треугольник, и в мою сторону поплыл ненавистный с детства аромат сырого лука. — Сегодня еще часа три сидеть — не меньше. Пропади он пропадом — этот дорожный отдел!
Перевод есть перевод, сам нашу систему знаешь. Против системы не попрешь.
— У меня перевод по контракту только в две тысячи четвертом… — прошамкал Канеко набитым ртом. — Да и то в пределах международного управления.
— Чего?
— Ничего. Меня в дорожный отдел раньше срока перевели… И против условий контракта…
— Почему?
— У Нисио-сана нашего… вашего… спросите! — При имени моего нынешнего и его бывшего начальника успокоившиеся было угольки канековских глаз вновь вспыхнули горячим антрацитом.
— При чем здесь Нисио-сан?
— При том. Это я уже потом, от Гото-сана узнал: была, оказывается, команда сверху по его, Гото, заявке в прошлом октябре.
— Какая команда? Я не знаю ничего. — Я отхлебнул из белой чашки слабо напоминающей заявленный в меню «эспрессо» жидкости цвета вперившихся в меня очей капитана — дорожника.
— Такая команда… Дорожный отдел расширили в прошлом году. Пять штатных единиц им передали…
— Как это расширили? Начальство же постоянно нам песни поет про то, что в бюджете денег нет и чтоб подмоги не просили!
— Вот — вот! А дорожников расширили. И я как раз на это дело попал, под расширение.
— На какое дело?
— На такое! Я же не сменил там никого! Понимаете?
— Не понимаю! Перевод есть перевод. Один отработал, его в другой отдел перевели, на его место следующего взяли — обычное дело.
— Никакое тут не «обычное» дело!
— Да объясни ты толком, Рикио-кун! — Я попытался разобраться в объявших меня негативных чувствах: что меня сейчас больше раздражает — недомолвки закипающего Канеко или ядовитый луковый миазм, который исходил теперь не только от сандвичей, но и из его рта? Нет, лук пока все — таки перевешивает…
— Объясняю! Была команда: сплавить из каждого иностранного отдела международного управления по одной штатной единице в дорожный отдел. Вот полковник наш меня и перевел туда — с зарплатой, со всеми причиндалами.
— Нисио?
— Нисио.
— А почему тебя, а не, например, Накагаву? Он же к машинам как-то поближе.
— А Накагава в русском слабоват, да и в России никогда не был.
— А ты был?
— Весь декабрь.
— Чего?! — Я же отчетливо помню, как в конце ноября Канеко сдал дела и, перед тем как с января начать тянуть лямку у дорожников, взял не отгулянный летом отпуск, заявив, что поедет к предкам в Сендай.
— Того!
— Ты же в Сендай поехал!
— Не был я ни в каком Сендае! Мать так обозлилась на меня! Я у них три года уже не был с этой работой!
— Где ж ты был?
— Меня Нисио с Гото во Владивосток посылали.
— Как во Владивосток?! — Вот это новость. Командировки в Россию у нас в отделе — достояние всеобщей гласности и явление неограниченной демократии. Командировочного туда собирают (или, как шутит мой друг Ганин, «соборуют») всем скопом, давая полезные практически советы и магазинные наказы: купить, скажем, гречки с черным хлебом или семян свеклы и кабачков. А тут, значит, Канеко поехал во Владивосток с секретной миссией, и я об этом ничего не знал! Не то чтобы меня тянуло в стольный град Приморского края, имеющий в Японии репутацию второго после соседней Находки по уровню бандитизма города России, но сам факт засылки туда Канеко без моего ведома был для меня, несомненно самого большого специалиста по всему что связано с нашим шумным северо-западным соседом, весьма и весьма оскорбительным. Меня потянуло плюнуть в гнусный столовский кофе, вызывающе дисгармонирующий пышному интерьеру и полететь в отдел, чтобы наорать на хитроумного Нисио, разыгравшего за моей спиной с главным дорожником Гото такую подлую комбинацию.
— Так, во Владивосток! Послушайте, господин майор! Секрета здесь нет никакого, но и распространяться по этому поводу ни мое нынешнее, ни мое прошлое начальство не любит.
— А ты, значит, любишь?
— У меня выхода другого нет!
— Из чего выхода?
— Да мы все с ребятами, как в западне какой-то!
— С какими ребятами? С Симой и Китано с Ямадой?
— Да. Их же по той же схеме в дорожный отдел перевели — чуть раньше, правда, но для того свои причины были.
— Ну?
— Понимаете, нам всем настоятельно не рекомендовано передавать информацию в свои бывшие отделы. Но в моем случае я в одиночку работать уже не могу Мне помощь нужна извне, от вас с Нисио-саном, например, от того же Накагавы.
— А Нисио не помогает?
— Нисио не помогает. Говорит: у тебя теперь новый начальник, под ним и крутись.
— Ладно, декорации мне понятны, режиссерские установки тоже. Давай сюжет пересказывай!
— Вам бы все ерничать, Минамото-сан! — Канеко завершил расправу над бутербродами, которые незримо все еще напоминали о себе запахом из его чрева, особенно те, что были с тунцовым салатом.
— Время спать, Канеко-кун, — я постучал по своим часам, — да и поел ты уже! Давай выкладывай свою драму в трех актах.
— Драма действительно драматичная, — глубокомысленно изрек Канеко. — Драматичнее не бывает.
— Не говори, Рикио-кун! Нет повести печальнее на свете, чем драма о «лэнд — крузере» в кювете…
— В этом-то все и дело, Минамото-сан! Нет этих «крузеров» и «паджеро» нигде! Ни в кюветах, ни в комиссионках — нигде! Нет — и все тут! Хоть ты тресни!
— Ни фига себе! Их что, сжигают, что ли, после угона?
— Если бы! В общем, есть мнение, что их с нашей территории вывозят. На судах вывозят…
— На Хонсю, что ли?
— Да нет, не на Хонсю! Из Японии вывозят! За границу!
— И поэтому Нисио тебя в рабство продал?
— Да. Из нас сформировали такую «иностранную» группу; которая как раз этим вывозом и занимается. Мы, собственно, машины сейчас уже и не ищем.
— А что же вы ищете?
— Мы ищем каналы, по которым они из страны уходят, и связи между теми, кто угоняет, и теми, кто вывозит.
— Канеко-сан, ты меня извини, но это детский лепет какой-то. Япония, слава богу; не Россия — сухопутных границ у нас, к счастью, нет, краденую тачку ни в крытом вагоне, ни своим ходом никуда не отгонишь. Самолетом машины только императоры с президентами перевозят…
— Да — да, не идиоты мы, Минамото-сан! С пограничниками и таможенниками работаем. Но пока все без толку!
— Как это без толку?! «Челленджер» какой-нибудь — машина солидная, ее под койкой в каюте не спрячешь!
— Да мы все таможенные документы по всем портам пролопатили! На Хонсю еще хоть какие-то результаты были. Там в Йокогаме и в Осаке в прошлом ноябре двадцать с лишним контейнеров с дорогими «краунами» и «маджестами» задержали…
— Куда шли?
— В Индонезию и в Малайзию.
— А у нас?
— На Хоккайдо в смысле?
— На Хоккайдо.
— А у нас, на Хоккайдо, — ноль.
— Так, а в Россию-то ты чего ездил?
— Чтобы убедиться, что джипы туда идут.
— Убедился?
— Отчасти.
— Как это «отчасти»?
— Главное, я понял, что рынок там для них огромный! Есть куда сбывать, спрос на них там огромный!
— Канеко-кун, ты меня извини, но я Россию знаю получше тебя. Согласен с этим?
— Отчасти, господин майор! Только отчасти!
— Опять ты за свое, частичный ты наш!
— Да я же знаю, что вы мне сказать можете! Я же сам через это прошел. Я же с теми же мыслями от Гото-сана задание получал! А как съездил — так своими глазами убедился, что был неправ.
— И что, по-твоему, я могу тебе сказать?
— Что в России у машин по закону руль с левой стороны, а у наших машин он с правой.
— Ну правильно! Зачем им «неправильные» машины? Сейчас у них там, слава богу не социализм — купить можно все, что хочешь! Магазины ломятся. Я в Москве недавно был — так там машины, какие только твоя душа широкая ни пожелает. Но, милый друг, все с левым рулем!
— Вот — вот, я же говорю, что я знаю, что вы мне сказать можете! Я же сказал, что я точно так же думал. В том же направлении! В направлении левого руля и правостороннего движения.
— И Владивосток тебя переучил, да?
— Да, во Владивостоке вообще все по-другому! Не как в остальной России, в Москве той же самой…
— Там что, до сих пор думают, что Союзом Брежнев рулит?
— Нет, там и в советские времена, я думаю, не слыхали, кто такой Брежнев. Там все сами рулят, самостоятельно, и рулят не как положено, а наоборот.
— Э — э?
— Там все машины наши!
— Подержанные, я понимаю, слышал, знаю. Рыбаки вывозят с наших помоек — это хорошо. Но чтобы прямо «все»…
— Да говорю вам, там ни, как их, «Жигулей», что ли, ни, как их, «Москвичек»…
— «Москвичей», — поправил я не использовавшего полностью прекрасной возможности на месте изучить достижения российского автомобилестроения Канеко.
— Хорошо, «Москвичей», пусть будет «Москвичей». Нет там русских машин, а есть только наши, японские. Там вообще давно уже пора правостороннее движение на левостороннее менять и светофоры перевешивать. Но это не главное.
— А что главное?
— А главное то, что обычные легковушки там — это барахло и дешевка. Наши, японские, я имею ввиду — других там и нет. А вот те же «паджеро» и «лэнд — крузеры» — самый дорогой товар. Хоть и с нашим, правым рулем. Но цены на них там ой — ой — ой!
\' — И почем они там идут?
— Пятьдесят — шестьдесят тысяч.
— Рублей? — Я вспомнил сегодняшние свои упражнения по конвертации национальных валют, проведенные под мудрым руководством патриота — гиганта Ковриги.
— Каких рублей! Долларов, конечно.
— Подержанные за шестьдесят тысяч?! Это уж слишком!
— Да, Минамото-сан, подержанные они номинально. Вот «фамилии» с «короллами» и «коронами» — так они действительно подержанные: все по сто — сто двадцать тысяч прошли. Их и продают там за две — три тысячи — не дороже. И за тысячу можно найти, а некоторые и того меньше стоят, которые действительно с нашей свалки.
— А джипы?
— Внедорожники, — поправил меня Канеко.
— Что «внедорожники»? — Я попытался отказаться от признания факта пускай хотя бы частичного, но все — таки превосходства над собой молодого капитана в области лексического запаса безразмерного русского языка.
— Их там джипами почти не называют. Только внедорожниками и паркетниками.
— Чем — чем?
— Паркетниками.
— А паркет-то здесь при чем?
— При том. Вы знаете такие наши машины — например, «хонда си — ар — ви», «тойота РАВ — четыре» или «субару — форестер»?
— Конечно, знаю. Джипы такие небольшие, поскромнее «крузера», конечно, но и подешевле.
— Вот — вот. Дизайн у них вроде как джиповский, поменьше они только малость. А вот мощность и проходимость намного ниже «крузеровской» или «патроловской». Так, русские говорят, что на таких джипах только по паркету ездить.
— По паркету?
— Ну по ровной, гладкой дороге только. Что, дескать, они по бездорожью не пройдут, что они не джипы никакие, а так — одна только видимость. То есть для поездок на дачу, там, или на охоту они не годятся совсем.
— Ага, они, стало быть, и есть эти паркетники?
— Да, паркетники.
— А внедорожник — это, как я понимаю, просто русский перевод с английского, да?
— Да, это те машины, которые по-английски «off — roader» называют, правильно.
— Теперь понятно. И что эти, как ты говоришь, внедорожники — паркетники?
— А то, что сейчас это самые популярные во Владивостоке, Находке, да и вообще от них и до самого Байкала машины.
— Из-за мощности?
— Мощность, проходимость — там ведь дорог, как таковых, нет. Так что все это самое важное при отсутствии дорог.
— В смысле?
— Ну есть там какие-то отдельные куски асфальта, они их даже «шоссе» или «трассой» называют, но в них, в этих кусках, на этих заасфальтированных участках, вечно какие-то ямы, выбоины, ухабы, как будто по ним из пушек стреляли или самолетами бомбили.
— Представляю.
— Во Владивостоке-то еще ничего, асфальта побольше, но уж больно горок много — подъемы, спуски, перепады. Город-то весь на сопках стоит, профиль изрезанный. Короче, без мощного двигателя и полного привода и летом-то не проехать, а я как раз зимой — так это просто беда.
— То есть чтобы мотор был зверь и чтобы обязательно все четыре ведущих было, да?
— Да, вы абсолютно правы. А за городом у них — и того хуже: ни асфальта, ни бетона. Грунтовки сплошные.
— Хорошо. А наши джипы здесь при чем?
— При том, что за шестьдесят тысяч, я сам видел, там продаются «паджеро» и «патролы» с пробегом меньше десяти тысяч километров. Новые практически, с нашим правым рулем. Им эти горки и сопки — нипочем, они любой подъем возьмут походя.
— И вы полагаете, что это именно те «паджеро», которые угоняют у нас на Хоккайдо.
— То-то и оно, что только полагаем. У нас ведь сбыт джипов в перерасчете на душу населения — самый высокий в Японии. Условия наши природно-климатические к России самые близкие. А мы все вот только «полагаем»…
— Доказательств, разумеется, у наших российских коллег нет, как и желания с нами разговаривать? Машины не крабы, не из России идут к нам, а в обратном направлении… Да?
— А вот здесь вы не правы, Минамото-сан, — Вдруг перебил меня до этого исправно соглашавшийся со мной как со старшим товарищем Канеко.
— В чем я не прав?
— В том, что русские навстречу не идут.
— А что, ходят иногда?
— Я был и в Находке — в таможне, и во Владивостоке — в краевом УВД, разговаривал там. Оказалось, что везде, в общем-то, неплохие и весьма адекватные ребята работают. Они как раз понимают, что почти все джипы — угнанные, но, говорят: сделать ничего не можем. Сами же вы, говорят, их выпустили, чего же теперь кулаками махать?
— Это они так всегда говорят, чтобы нам за своего ворованного краба с кальмаром отомстить. Чтобы мы знали, чье мясо съели.
— Мясо? Ладно, пусть будет мясо… Это все не совсем так, Минамото-сан. Я видел в Приморье все таможенные бумаги: они в полном порядке. Верьте не верьте, но в порядке.
— Наши бумаги?
— Да, Отару, Вакканай, Момбецу, Румой — все наши, хоккайдские порты, которые мы с вами прекрасно знаем.
— Таможенные бумаги?
— И таможенные, и все остальные — из магазинов из наших, из муниципальной полиции, которая номерами занимается. Все настоящее, без фальсификаций, там.
— Так, может, действительно машины законные?
— Может… — тяжело вздохнул Канеко, и до меня опять долетел отвратительный луковый запах. — Только…
— Что «только»?
— Да не верит никто, что они законные, понимаете?
— «Никто» — это кто?
— Мы не верим, русские тоже не верят. Говорят, посмотрите сами: приходит на судне из Вакканая, например, «трупер». По нашим, японским, бумагам ему шесть лет, он по документам — на японском языке, кстати, документы, без ошибок написаны, японец писал, это точно — восемьдесят тысяч прошел, и цена ему наша была в вакканайской комиссионке — двести пятьдесят тысяч иен, то есть у них там, во Владивостоке, всего две тысячи долларов.
— Ну это они чтобы таможенные пошлины не платить, цены занижают — известное же дело, Канеко-сан. Счетчики подкручивают — дело известное!
— Да не в пошлинах дело! Пошлины всех машин касаются! А меня только внедорожники волнуют.
— А паркетники? — Я начал потихоньку осваивать новое слово. — Паркетники ведь тоже волнуют или нет?
— Да, и паркетники, конечно. Они же — те же джипы… Считается, что если у них там у директора банка, скажем, «лэнд — крузер», то у его жены должен быть паркетник — «тойота РАВ», например. Или у дочери. Вот. Я у них взял номера двигателей и кузовов — из техпаспортов выписал; здесь у нас проверил — нет таких номеров в базе данных.
— Перебиты? Набиты то есть…
— Ну! Выглядят убедительно, но комбинации цифр фиктивные.
— А русские что?
— Что — русские? Они говорят: по бумагам по вашим все чисто? Чисто! Что номера набиты — перебиты — заметно? Незаметно!
— Как это незаметно? Металл же!
— А это я не знаю. В таможне я моторов не видел — не разрешили мне в досмотровую идти.
— Конечно, не пустят тебя туда! Ты же сразу набивку — перебивку увидишь!
— Не увидишь… Я специально по рынкам походил да на эти джипы посмотрел. Ну, может, не совсем на эти — там все немножко все — таки подержанные, с пробегом до пятидесяти тысяч. Новенькие-то, говорят, только на заказ привозят. Они на рынок не идут — сразу заказчику Вот. А те, что продаются, так я их посмотрел, под капот залезал. Не видно никакой перебивки, понимаете? Не видно! Фабричная работа! Номер на моторной табличке — как родной, понимаете?
— Понимаю! Канеко-сан, а может, ты все — таки преувеличиваешь? Может, ты сгоряча все это себе нашептал?
— Не думаю!
— Хорошо. А наработки-то у вас какие-нибудь все — таки в отделе есть? Какие-нибудь ведь концы должны быть.
— Наработок нет. По этой линии нет.
— А по какой есть?
— Да вот, я сказал, в Йокогаме с Осакой контейнеры с дорогими машинами остановили в порту Там же рентгеновскую просветку ввели для контейнеров. А то в каждый-то носом залезать — никаких штатов не хватит! Ниточку эту потянули — вышли на малазийцев, которые этим делом промышляли.
— Что же получается: малазийцы спокойно «крауны» угоняли, а вы смотрели?
— Во — первых, не мы. Это все на Хонсю происходит, там ребята в своих условиях работают — им, кстати, полегче, чем нам. У нас же тут в основном внедорожники крадут, я сказал. А во — вторых, понятное дело, что никаким малазийцам с филиппинцами одним с таким делом не справиться. Банда у них интернациональная: малазийцы там, как выяснилось, главным образом за сбыт отвечают и за возврат денег из Малайзии в Японию — ради чего, собственно, все это делается? — а уж сами угоны и отправка — это наши с вами, Минамото-сан, соотечественники стараются, тут двух мнений быть не может. У йкогамских ребят и улики имеются…
— И видится мне, что бизнес этот «экспортный» достаточно прибыльный, так ведь?
— Да уж! Вы знаете, на сколько в этом году только этих самых внедорожников на Хоккайдо увели?
— Догадываюсь.
— Ну вот. Не за бесплатно, конечно. Прикиньте, если здесь какой-нибудь ваш «челленджер» задаром переправщикам достается, а в Находке или Владивостоке за него сразу полсотни тысяч выкладывают! Тридцать, например, машин — и не меньше миллиона чистой прибыли!
— Долларов причем — не иен, капитан… А почему все это так законспирировано?
— В каком смысле? Они же угонщики! Как они в открытую могут работать?
— Да я не про угонщиков! Почему вы-то работает втихую? Надо ведь, наоборот, побольше людей подключать!.. Шум поднимать — надо начинать пугать угонщиков, беспокойство у них вызывать.
— Нас вот подключили, и, говорят, достаточно. Какое там беспокойство!
— Непонятно. Да и прессу можно было бы подраскрутить на это дело. Глядишь, информаторы бы появились. Ябед у нас хоть и поубавилось, но не все пока перемерли-то. Да и вообще народ поосторожней стал бы, чем машины-то на ночь незакрытыми оставлять.
— А вот в этом-то все и дело.
— В чем?
— В общественном мнении. В мнении народа.
— А какое это, скажи мне, пожалуйста, в нем дело? Кто это у нас когда-нибудь народным мнением интересовался?
— Большое дело, Минамото-сан! Вы мне о политиках говорите и о бюрократах — им на это делать начихать и растереть, а я вам — о бизнесе. Если в газетах и по телевизору начать всю правду об этих внедорожниках, нас автомобильные дилеры съедят.
— Какие дилеры?
— Магазины автомобильные, которые этими «лэнд — крузерами» и «паджеро» торгуют. Здесь, например, в Саппоро, и по всему Хоккайдо.
— А им-то чего?
— Им-то как раз всего! Всего, понимаете! Они к нам уже три делегации присылали.
— Какие делегации?
— Такие! Дилеры и представители производителей — из «Тойоты», «Хонды», «Ниссана» — на самый верх приходили. Попросили держать рот на замке.
— Почему?
— Потому что если народ услышит про то, что эти престижные машины воруют и за границу вывозят, их никто покупать не будет. Торговым кризисом грозят, падением своих доходов, ну и говорят, налоги вам на зарплату платить не сможем.
— Да?
— Да. Вы же знаете, какие у нас люди впечатлительные и доверчивые. Им что по телевизору покажут, они в то и поверят. Скажут пару раз, что нынче «ниссан — патрол» брать, — значит, себя заранее на головную боль и беготню по страховым компаниям обрекать, и все! Не будет наш народ «патролы» брать. А у нас со внутренним потреблением сейчас знаете небось какие напряги! Так что начальство наше глобально мыслит: воду мутить не собирается, панику устраивать тоже. Только вот как нам без помощи общественности выкручиваться, начальство объяснять не торопится.
— Жуткие вещи рассказываешь, Рикио-кун! Просто жуткие!
— И не говорите, Минамото-сан…
— И что, следов, там, выходов, улик — совсем никаких?
— Ниточки, которые были, нас на пакистанцев здесь, в Саппоро, вывели. Но пакистанцы с Россией не связаны.
— А с чем они связаны?
— С Малайзией. Сейчас по Хоккайдо всплеск угонов машин представительского класса. Они во Владивостоке не нужны— по их ухабам там на представительских-то особо не поездишь.
— То есть их потом на Хонсю перегоняют.