Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

— Это моя соседка, — не моргнув глазом, заявил Василий.

— Хто? — удивился гость.

— Соседка. Виолета Степановна пришла поговорить с ее родителями, а их не оказалось дома, вот она и решила кое-что им через меня передать.

— Так ты ж не здесь живешь! — хитро прищурился низкорослый логик.

— Какой ты ж нудный, Толя! Я тебе потом все объясню, когда протрезвеешь.

— Да я ни в одном глазу!

— Ну, тогда когда опьянеешь. Продолжайте, Виолета Степановна.

— Так вот, во-первых, по моему предмету, у нее много \"хвостов\"…

— А что вы преподаете? — стараясь казаться галантным, спросил Павло.

— Математику.

— Скучный предмет! — надула губки \"школьница\". — Цифры, цифры…

— Диана! — прикрикнула на нее Виолета Степановна.

— Ну что?

— Нет, Диана, ты не правя, — покачал головой Павло. — Математика — это очень нужный предмет. Без него никуда. Ни деньги посчитать, ни прибыль подсчитать…

— Как вы правы, Павел… — Виолета Степановна выжидательно посмотрела на него.

— Просто Павло. Я ей то же самое говорю, уже устала повторять.

— Давайте выпьем и попробуем ее убедить все вместе.

На сей раз Павло решительно наполнил до краев рюмки и фужеры, а Виолета Степановна и не думала его останавливать.

— Какой же предмет ты любишь? — откусив бутерброд с икрой и пережевывая кусок, поинтересовался Анатолий. — Рисование, наверное?

— Почему рисование?

— А я его в школе любил больше всех. И сейчас кое-что малюю.

— Не, я больше физкультуру.

— Физкультуру? Тоже неплохо. Спортивная, значит, девочка?

— Да не то чтобы… — неспеша допив шампанское, потупилась Диана.

Мужчины, уловив в ее голосе какие-то особые нотки, испытали повышенный интерес и все как один подались вперед.

— Ну-ка, расскажи!

— Ну, не знаю… — не поднимала глаз от стола девушка.

— Говори, говори, — подбодрил ее Василий. — Я же тебе как отец родной, чего ты!

— Ну… Мне не то чтобы сама физкультура нравилась… А когда мы переодеваемся…

— Диана! — гневно воскликнула \"училка\". — Что ты себе позволяешь!

— Виолета Степановна, ну что вы! — укоризненно пробасил Павло. — Здесь же все свои. Люди взрослые, чего только на своем веку не слыхивали.

— Да, Виолета! — поддержал друга Анатолий. — Такая хорошая компания…

— Говори, девочка, не смущайся. Виолета Степановна не будет ругаться, — присоединился к мужчинам Василий. — Верно, Виолета Степановна?

— Ну, если вы, Василий Григорьевич!.. — поджала губы \"училка\".

— Да, да…

— Как знаете!

— Вы пока выпейте… — услужливый Павло не забывал о своих обязанностях виночерпия. — Так… А сюда шампанского… Ты рассказывай, дочка, рассказывай, мы слушаем… Вам положить крабов?

— Да, пожалуйста.

— Вот… И еще рыбки… Кушайте, Виолета Степановна, кушайте…

— Ну и что там, когда вы переодеваетесь? — заговорщически подмигнул Анатолий.

— У нас раздевалка в школе такая… Перегородкой разделена. А по ту сторону раздевалка мальчиков. Они всегда подсматривают в щелочку…

— Кошмар! — сердито бросила Виолета Степановна.

— Ну, на то они и мальчики, — философски изрек Василий. — А вы что же?

— А мы, конечно, знаем об этом. Ну и разденемся все и вертимся, и так и сяк…

Виолета Степановна с подчеркнуто индифферентным видом аккуратно отрезала маленькие кусочки снеди, лежащие у нее на тарелке, и отправляла их в рот.

— А там у одной девочки такие тити! — продолжила Диана и закрыла запунцовевшее лицо ладонями. — Та-а-акие!

— Какие? — улыбаясь во весь рот, спросил Анатолий.

— Ба-а-альшие! Наверное, шестой размер! И такие соски!

— Какие? — на той же ноте пропел Анатолий.

— Ба-а-альшие! Коричневые такие и торчат. Во, с полмизинца, — оторвав руки от лица, показала девушка какие у героини ее рассказа соски.

— Она хохлушка? — деловито поинтересовался Павло.

— Кто?

— Ну та… с титями…

— А, Танька-то. Не знаю, наверное…

— Точно, хохлушка! — уверенно кивнул усач. — Они все… В теле…

— Акселерация, — едва заметно поморщившись, произнесла Виолета Степановна.

— Дядя Вася, я хочу водки, — неожиданно заявила Диана.

— Эт-то что еще за такое! — попыталась осадить ее \"училка\".

— Ну, Виолета Степановна! Я капельку! Ну можно?

— Немножко можно, — сделал знак Павло Василий. — Ничего, под мою ответственность. От рюмочки ничего не будет.

— Верно, у нас рюмочку перцовки детям дают от простуды, — наливая, поддержал Павло. — Это много — вред, а немножко — можно.

— Смотрите, Василий Григорьевич, под вашу персональную ответственность!

— Конечно, конечно…

— И вам, уважаемая! — наполнил рюмку \"училки\" услужливый Павло.

— Ну что с вами поделаешь! Давайте тогда выпьем за вас!

— Вы за нас, а мы за вас! Давайте-ка чокнемся! Вот так!..

Все выпили и некоторое время молча закусывали. Щеки Виолеты Степановны раскраснелись, лицо ее ожило. У Дианы появился заметный блеск в глазах.

— Ну и что вы там еще вытворяете? — Глаза задавшего этот вопрос Анатолия иначе как сальными назвать было нельзя.

— Что? — подняла на него взгляд Диана.

— В этой вашей школе. Дело ведь не ограничивается раздевалкой? А? Скажи честно.

— Ну… Мы… Да нет…

— Молодежь нынче пошла такая, просто ужас! — подала реплику Виолета Степановна. — То ли время такое, то ли дети такие! Кошмар!

— А поподробнее? — с тем же сальным видом перевел на нее взгляд Анатолий.

— Да нет, как-нибудь в другой раз, — заотнекивалась она. — Не хотелось бы при ученице…

— Я не буду слушать, — буркнула девушка. — Рассказывайте.

— Она не будет слушать, — поднял руку в успокоительном жесте Павло.

— Заткни уши! — приказал Василий.

Диана послушно приложила ладоши к ушам.

— Представляете, — понизив голос, принялась рассказывать \"училка\", — девочки из моего класса… из класса, где я классный руководитель…

— Понятно, понятно…

— Совсем стыд потеряли…

— А что такое?

— Завели себе моду ходить без трусиков! Просто поветрие какое-то!

— Да неужто! — облизнулся Анатолий. — Совсем без трусиков?!

— Представьте себе! Совсем без трусиков и совсем без лифчиков! Ну, без лифчиков ладно, это еще куда ни шло. Кому-то они и вообще без надобности. Ну, вы понимаете..?

— Безусловно…

— Но без трусиков! И что самое страшное — и осенью, и даже зимой!

— Как же это?! — оторопел Павло. — Они же там себе все поотморозят!

— Вот и я о том же! Нет, конечно, на улице они надевают и колготки, и штаны, и прочее. Но как только входят в помещение… В классе, например, или на дискотеку…

— Какая интересная мода! — одобрительно произнес Анатолий.

Василий давился от смеха.

— Вы знаете, — Виолета Степановна, понизила голос еще больше, — она ведь и сейчас сидит без трусиков! Вот так вот!

— Что вы говорите! — откровенно заинтересовался Анатолий.

— Правда? — потянулся к бутылке Павло. Руки у него вспотели.

Диана подмигнула ему, и он, правильно поняв сигнал, налил ей водки.

— Ну, что вы на это скажете? — патетически воскликнула \"училка\".

Анатолий бросил взгляд на Василия. До него уже давно начал доходить смысл разыгрываемого здесь представления.

— Вы совершенно правы, Виолета Степановна! — со всей серьезностью, на которую был способен в данный момент, ответил он. — Это форменный кошмар!

— Вот видите!

Диана, не дожидаясь остальных, быстро выпила водку и воскликнула:

— А с кого мы берем пример!

— С кого? — застыл с полной рюмкой в руке Павло. — Ну-ка…

— Да, с кого? — заразившись от Василия смешинкой и едва сдерживая себя, подбодрил девушку Анатолий. — Поведай нам!

— С драгоценнейшей Виолеточки Степановны, вот с кого!

— Диана! — постучала пальцем по столу \"училка\" — Замолчи!

— Что Диана, что Диана! Мы ведь все вам подражаем, потому, что мы вас любим! Это вы в любое время года ходите в помещении без трусиков! И все это знают!

— Что значит — все?!

— Да все! И мальчики тоже!

— Не может быть!

— Ха, не может быть! Это они нам и сказали! Они зеркальце к ботинкам привязывают и заглядывают всем под юбки, вот так!

— Но не учителям же!

— Учителям — в первую очередь!

— О, и у нас в школе так делали! — обрадовался неизвестно чему Павло.

— Так делали везде и во все времена! — ответил ему Василий.

— Как бы там ни было, это не ваше право — обсуждать педагогов! — строго посмотрела на Диану Виолета Степановна. — Не доросли еще!

— А у нас теперь демократия! — парировала девушка. — Каждый имеет право голоса!

— Вот я тебе сейчас задеру подол и отшлепаю при всех! Будет тебе демократия!

— Хотелось бы посмотреть, — потер руки Анатолий. — Педагогика в действии, так сказать…

— Что-то у вас жарковато… — помахала ладошкой перед лицом \"училка\".

— А вы снимите пиджачок, — посоветовал Василий, — свежее будет.

— Это наверное, от водки, — высказала предположение Виолета Степановна. — Сто лет не пила.

Она встала, грациозными движениями расстегнула пиджак, повесила его на спинку стула, после чего снова села, расправив руками юбку.

У мужчин открылись рты. Блузка на женщине была необычайно тонкой, воздушной и абсолютно прозрачной. Все воочию смогли убедиться, что бюстгальтера она действительно не носила. Во все три мужские головы одновременно пришли мысли и о трусиках, вернее об их отсутствии, причем у обеих представительниц прекрасного пола.

— Вы не возражаете, если я распущу волосы? — внешне никак не реагируя на более чем внимательные взгляды мужчин, спокойным тоном спросила обладательница великолепных форм. — И сниму очки?

— Сделайте одолжение! — выдавил из себя хозяин застолья.

Виолета Степановна, сняв очки, распустила волосы, и они обильным блестящим водопадом заструились ей на плечи. Женщина сразу помолодела на несколько лет.

— Какая вы..!

— Какая? — одарив лучезарной улыбкой Павло, спросила она.

— Шикарная!

— Ну что вы!

Диана уронила на пол вилку и, сама непосредственность, полезла под стол.

— Да не ползай ты! — попытался остановить ее Анатолий. — Вилок на столе хвата…

Он осекся на полуслове, вздрогнул, как будто его кто-то неожиданно укусил под столом и отпрянул назад вместе со стулом.

Павло, заинтригованный происходящим, приподнял скатерть и заглянул под стол. От увиденного площадь его глазных яблок, неприкрытых веками, увеличилась в несколько раз, а лицо удлинилось за счет отвалившейся челюсти.

Диана, расстегнув молнию на брюках Анатолия, деловито залезла туда рукой, слегка морщась от досады, что ее манипуляциям мешает его живот, лежащий на гульфике.

— Это у вас магнитола? — как ни в чем не бывало, спросила Виолета. — Можно, я поставлю что-нибудь на свой выбор?

Не дожидаясь ответа, она встала из-за стола и направилась в угол, где стояла аппаратура. При этом юбка ее осталась лежать на стуле. Кроме блузки на женщине остались только туфли. Взорам мужчин предстала сначала фигурно выстриженная елочка волос на лобке, а затем тугие полушария ягодиц, ровно загорелых, несмотря на позднюю осень.

— Откинься немного! — раздался нежный голосок Дианы из-под стола.

Виолета стояла спиной к собравшимся. Напевая что-то вполголоса и покачивая бедрами в такт, она перебирала диски.

— Ну вот, вечер начался! — довольно проговорил Василий, наливая себе полный фужер водки. — А ты что сидишь, лапоть?! Видишь женщина не может выбрать музыку! Иди, помоги ей! Расселся, понимаешь!

— Какие кабаки! Какие ночные клубы! — восторженно проревел Павло. — Ну, Василий! Виолета Степановна, позвольте вам помочь! — кинулся он из-за стола.

— Буду рада, — обернулась она к нему. — Вы такой большой! Я люблю крупных мужчин! И еще: для вас я просто — Виола…

— А я-то поначалу подумал, — прерывисто дыша обратился Анатолий к Василию, закусывающему с невозмутимым видом. — Неужели в России еще носят такую форму?! Чуть не поверил! А потом врубился! Ну ты придумал, Васька!

— Не отвлекайся. Сконцентрируйся на ощущениях. Вон как девочка старается!..

…Когда раздался громкий и настойчивый звонок в дверь, хозяин первым делом инстинктивно бросился к одежде, но Диана, как была, голышом, быстро подбежала к дверям и открыла их. В комнату вошел Митя.

— Господа! Ваше время истекло! — окинув абсолютно безразличным взглядом компанию, из всех представителей которой только Василий успел натянуть зеленые в веселый аленький цветочек трусы, крой которых известен во всем СНГ как \"семейные\", провозгласил юноша. — Будете продлять или я забираю невест?

— Будем продлять! — протрубил вцепившейся мертвой хваткой в Виолету Павло. У него был такой вид, будто он боялся потерять навеки единственную женщину на Земле. — Будем продлять!

— Да, мы продлим, — подтвердил Василий.

— Тогда платите, — пожал плечами Митя. — Таксу вы знаете…

Глава 4

Когда позвонил Авдей Доломанов — \"Посидим?\" — Кирилл не стал отнекиваться. Во-первых, они уже давненько не \"сидели\", а во-вторых, был понедельник, а значит, затишье на работе. В понедельник-вторник заказы были редки, шевеление начиналось в среду, активизировалось к четвергу, достигало своего апогея в пятницу-субботу, а в воскресение раз на раз не приходилось. Хотя бывали переполненные понедельники, прилично загруженные вторники и совершено пролетные пятницы.

График активизации заказов в меньшей степени зависел от буйства гормонов клиентов, а в большей степени от сезона, погоды, близости или отдаленности праздников, культурных событий (это когда в город приезжают на гастроли бойцы развлекательного фронта, и тогда очень важно, сколько этих бойцов и сколько обслуживающей челяди их сопровождает, какое соотношение в бригаде \"голубых\" и \"нормальных\" и во сколько им мчаться в другой город, с нетерпением ждущий своих кумиров. Надо отметить, что эти шоу-мены и шоу-вумен — постоянные заказчики \"Услады\", интересы которой лоббирует и обслуживающий персонал гостиниц, и устроители гастролей, за определенную мзду, конечно).

Но главное, что влияет на количество заказов, это состояние экономической жизни в городе, иногда напрямую связанное с экономикой в стране, иногда, зависящая от чисто местных событий. Августовский дефолт, например, не только резко сократил количество жаждущих утех клиентов, но и продиктовал понижение долларовых расценок, впрочем, как и во всех областях рынка. Последовавшее затем оживление экономики потребовало от жриц любви увеличения интенсивности производства. Сдача подпольными водочными воротилами своих позиций на Алтае ударила по сотрудницам \"Услады\" и их коллегам из аналогичных фирм (и дело не в том, что несколько десятков богатых людей обеднели: не так уж они и обеднели, преспокойненько перекинув капиталы в другие области). А хороший урожай зерновых, картофеля и свеклы вновь вселил в их души надежду, что призрак голодной смерти или нищего существования напугал их своей костлявой рукой в самый последний раз…

Короче, по случаю понедельника Мамочка предоставила Кириллу свободный вечер, выяснив, предварительно, где его можно разыскать в случае непредвиденных обстоятельств.

— Кто там? — раздалось за дверью без глазка, когда Кирилл позвонил.

— Это я. Открывай.

— Кто — я?

— Ты что, не слышишь! Я это, Кирилл! Открывай давай! Быстрее!

— Кирилл? Какой Кирилл? Хлебосолов?

— Открывай, сволочь! А то я сейчас уйду! — сердито заорал Кирилл.

Дверь отворилась. На пороге стоял Авдей и ухмылялся во весь рот.

— Что же ты, Кирилл Хлебосолов, орешь как потерпевший! — укоризненно покачал он головой. — Соседи уже небось в милицию позвонили!

Это был обычный его юмор. Он не боялся никаких воров, красть у него все равно было нечего, и спокойно открывал двери среди ночи любому звонившему. Но иногда на него находила охота развлечься, и он часами мог мариновать человека под дверьми, кто он, да зачем пришел, по сто раз переспрашивать одно и то же. Иногда посетители уходили ни с чем, это когда им не удавалось заинтересовать хозяина. У тех же, кто был знаком с причудами Авдея, имелись свои приемы воздействия на него. Кирилл, к примеру, однажды, не вступая в излишний диалог с другом, просто-напросто ушел и унес с собой продукты, а потом, месяца два, немедленно бросал трубку, только заслышав голос Доломанова по телефону. Тот едва вымолил прощение, но совсем от своих привычек не отказался, это было выше его сил, хотя и не отваживался затягивать игру…

— Держи! — сунул Кирилл Авдею один из больших пакетов, принесенных им.

— Ого! Куда так много!

Кирилл, не раздеваясь, прошел в кухню и открыл холодильник. Если не считать бутылки, на треть наполненной подсолнечным маслом, он был совершенно пустым!

— Ну ты даешь! Совсем дошел до ручки!

— Все нормально! — подмигнул Авдей. — Не будем делать культа из еды, как говаривал незабвенный Остап Бендер — бей.

Кирилл принялся выгружать в холодильник то, из чего не следовало делать культа: большой шмат соленого сала, пачку сливочного масла, две упаковки маргарина, десяток яиц, майонез, три банки сайры в масле, упаковку пельменей, мешочек конфет. Из другого пакета он выставил на стол водку, пиво, сахар, большую пачку чая, полиэтиленовый пакет с двумя крупными селедками, полпалки докторской колбасы, две булки хлеба и несколько пакетиков супа быстрого приготовления.

— Куда это?

— Сейчас все рассую по местам, — заверил его хозяин квартиры.

Когда Кирилл разделся в прихожей и вновь вернулся в кухню, он увидел, что выложенные им продукты по-прежнему громоздятся на столе, а Доломанов, вытащив прямо из нечищенной сельди молоки и, оторвав горбушку хлеба, с жадным наслаждением поглощает этот с позволения сказать бутерброд.

— Ну ты и свинтус!

— Не ворчи, брателла! Все нормально! Будем жить! — не переставая яростно работать челюстями, радостно продекларировал Авдей.

— Значит так. Я режу колбасу и хлеб, а ты все равно уж вляпался в селедку, так что тебе ее и разделывать. Все ясно?

— Угу!

— Разделывать — не значит порубить топором на три части, а почистить, освободить от костей и кишок и аккуратно порезать филеечку.

— Все будет как в лучших ресторанах Амстердама и Лиссабона.

— Ну да, там днем с огнем селедочку не сыщешь. Нашел пример!

— Но рыба-то там есть! Города-то портовые! Так что зря придираешься!

— От черт!

— Что такое?

— Сыр забыл купить!

— Ерунда. Ты и так всего набрал, на неделю хватит как минимум.

— К пиву не помешало бы. Да и ты любишь, я же знаю. Забыл!

— Ничего.

— Ладно, в следующий раз принесу. Первым делом его куплю, а потом остальное…

Хлебосолов с Долмановым учились на первом курсе университета и дружили с тех пор, несмотря на то, что Кирилла призвали в армию, а Авдей как-то отвертелся от этой почетнейшей обязанности, и доучивались они на разных курсах.

Авдей был человеком необычным. Необычным во всем. Взять хотя бы имя. Ну скажите на милость, кому может прийти в голову мысль окрестить мальчика, рожденного в семидесятые годы последнего века второго тысячелетия в крупном городе, в краевом центре, не иначе как Авдеем? Маме и папе Доломановым такая мысль в голову пришла. Сначала, конечно, маме, потому, что именно так звали ее любимого дедушку, в честь которого ее родители, в свою очередь, не нарекли ее по причине неподходящего для этого пола. Но сына, в случае рождения такового, назвать Авдеем завещали, что и было выполнено без малейших сомнений в правильности сделанного. Это уже много позже русские имена вошли в моду, да и то: много ли мы видим вокруг мужчин моложе семидесяти пяти лет с именем Авдей?

Но дело даже не в имени. Еще в университете Доломанов считался талантливым, подающим большие надежды литератором. Он и сам нисколько не сомневался в этом. Однако возникший на заре перестройки в России огромный, прямо какой-то ненормальный, даже нездоровый, читательский бум вскоре так же резко, антивзрывом, сошел на нет, и акции некогда славной на весь мир русской литературы рухнули так низко, что сказать, что она неизлечимо больна и находится при смерти — значит сильно и сильно приукрасить.

Жить литературным трудом, то есть иметь от этого труда средства к существованию, в Стране Советов было трудно. Жить литературным трудом в постсоветской России стало невозможно. Тысячи мальчиков и девочек, грезивших некогда литературной славой, нашли применение своим талантам в других видах деятельности, будучи зажаты реалиями суровой действительности. Надо было есть самим и кормить свои семьи. Раньше эти проблемы стояли не так остро, теперь же будто в насмешку над всей идеологией ушедшего в прошлое строя, воплощался в жизнь лозунг: \"Кто не работает, тот не ест\". Еще несколько лет назад можно было где-нибудь числиться и получать зарплату, не особо напрягаясь. А после двух ночей разгрузки вагонов отпадала проблема квартплаты, хлеба с молоком на две недели и проездного на месяц.

Конечно, и теперь находились фанаты, которые выкладывались на работе, а то и на двух, а потом, по ночам, урывками, где-то (где?!) как-то (как) занимались продиктованным одним из официально зарегистрированных грехов — грехом гордыни — процессом, носящим название \"литературный труд\". Всем известная шутка, что писателем является тот, кто не может не писать, на поверку оказывается зловредной и правдивой серьезностью, стоящей в одном ряду с обвинительным приговором, неутешительным диагнозом и сделанной в глупом далеком детстве татуировкой на руке женского имени, при одном упоминании которого уже много лет ощущаешь себя Геббельсом, при котором упомянули слово \"культура\"…

Так вот, исходя из приведенного критерия Авдей Доломанов был настоящим писателем. Он не мог не писать, и если бы за каждую строчку рукописи ему платили по копейке, он бы давно был миллиардером. Кроме того, он не хотел делить время, посвящаемое своей музе, ни с какой другой работой. Единственное, что он скрепя сердце вынужден был делать, это выполнять обязанности дворника, в доме, где занимал квартиру. И то только потому, что это было продиктовано необходимостью за эту самую квартиру платить. Помощь от родителей он не принимал, потому что они до сих пор не оставляли надежды наставить Авдюшу на путь истинный, чтобы он занялся \"человечьим\" делом, а не витал в эмпиреях.

А Авдею витать в эмпиреях нравилось. Однокомнатная квартира досталась ему в наследство от бабушки, денег он зарабатывал ровно столько, что хватало на оплату коммунальных услуг и телефона, дома он ходил в тонких трико с пузырями на коленях и линялой футболке, сколько его помнил Кирилл, этот наряд оставался неизменным, вне дома — в джинсах и свитере. Он без малейших комплексов донашивал чужие куртки, пальто, ботинки, шапки. В пополнении его гардероба участвовал не только Кирилл, но и другие друзья-приятели всем миром его и подкармливали. Когда голод совсем донимал Авдея, он звонил кому-нибудь из своих и предлагал \"посидеть\". На посиделки приходить с пустыми руками было не принято…

— Как твои дела? — с набитым ртом поинтересовался Доломанов.

— Ты ешь, ешь, а то подавишься. О делах потом поговорим.

— Угу…

С Авдеем было трудно застольничать по общепринятому русскому этикету: когда каждой выпитой стопке водки предшествует тост, обязательный как команда \"Равняйсь! Смирно!\" при любом армейском построении, когда трапеза, во-первых, служит насыщению, а во-вторых, является неотъемлемым атрибутом общения; когда закуска на глазок делится пропорционально имеющемуся спиртному, а весь процесс традиционно растягивается во времени.

Авдей одномоментно наедался и напивался (у себя дома, конечно, в компании он вынужденно подчинялся непривычному для себя ритму), впоследствии лишь изредка прихлебывал пиво или опрокидывал стопку водки, \"для догона\".

Кирилл, смиряясь с привычками друга, своих не ломал. Он пил и закусывал чередом, разве что без тостов.

— Когда ты в последний раз нормально ел? — глядя на жадно поглощающего пищу Авдея, спросил Кирилл. — С мясом, с горячим супом?

— А между прочим вчера, — ответил Доломанов и залпом выпил стакан пива. — Нет, все-таки позавчера, — подумав, уточнил он.

— Или три дня назад, — ухмыльнулся Хлебосолов. — Верно?

— Не, точно позавчера, — уверенно произнес Авдей. — Ну давай, — он хватанул полстакана водки и задумчиво уставился на остатки селедки на тарелке.

— Ешь, ешь, я не голоден.

— Поделимся!

Отодвинув вилкой пару кусочков для Кирилла, Авдей отправил остальные в рот. Кирилл выпил водки и лениво зажевал ее колбасой.

— Одноклассника я встретил. Позавчера. Он и пригласил меня в кафе. С супчиком и с мясом, как ты изволил выразиться.

— Да?..

— Это его кафе, между прочим. Кстати, весьма приличное заведение. Я его несколько лет не видел, и вот случайно на улице встретил. И к счастью, я был при параде. — У Доломанова имелся довольно приличный костюм, пара сорочек и галстук, которые он надевал по особо торжественным случаям. — Я как раз в редакцию ходил…

— Успешно?

— Что? A-а… оставил там кое-что, обещали посмотреть…

— Вечная история.

— Неважно. Так вот, он мне много интересного порассказывал. Я еще подумал, что для твоего романа может пригодиться.

— А для твоего?

— Я же не пишу роман. Я же все больше по малым формам.

Несмотря на упадок издательского бизнеса, Авдей умудрялся постоянно публиковать свои статьи, рассказы, очерки, эссе. По большей части в периодике, разумеется. В \"настоящем варианте\" ему удалось издать два тонюсеньких поэтических сборника да небольшую тетрадку прозы, и то за свой счет, вернее, за счет спонсоров, а еще точнее за счет друзей, оплативших в складчину полиграфические услуги (в то время типографии еще не ввели грабительских тарифов). Также достославное имя Авдея Доломанова было представлено в двух коллективных сборниках и даже в одном толстом столичном журнале.

— Странные вы люди! — скривил рот в усмешке Хлебосолов.

— Кто — мы?

— Вы. Советчики. Один мне посоветовал в бордель устроиться, где для меня, якобы, просто кладезь материала. Другой какого-то ресторатора раскопал, история которого непременно ляжет в основу моего романа. При этом сам не собирается писать ни о чем подобном, а вот для меня — пожалуйста. Я только одного не пойму: на чем базируется ваша уверенность, что я собираюсь создавать чернушно-порнушную эпопею? Я что, сам об этом заявил?!

— Ты ждешь ответа или просто решил горло прочистить?

— Жду ответа.

— Какое время — такая и литература.

— Ну вот, наш гений заговорил штампами!

— Погоди, погоди! Плевать на штампы. Давай возьмем Россию. Девятнадцатый век — это одна литература, двадцатый — другая, ранний советский период — третья, довоенный — четвертая, военный и послевоенный — пятая и так далее. Спорить будешь?

— Пока послушаю тебя.

— Романтики, фронтовики, деревенщики, оттепельщики, диссиденты… Даже неформальщики, оппозиционеры — единым фронтом. Конечно, кто-то выбивался из общего ряда, но… Где они и кто они?

— Какое это имеет отношение ко мне? — пожал плечами Кирилл.

— Самое прямое. Имей терпение. Знаешь, сейчас “настоящие\" писатели, то есть те, кто стал членом союза еще при советской власти и публиковал свои произведения под партийным надзором и цензурой, объявили непримиримую войну современной литературе. Все то, что они называют \"чернухой\", \"порнухой\" и \"детективщиной\", они вообще не признают за литературу! И это по меньшей мере архисмешно!

— Что здесь смешного?..

— Как же, как же. Помнишь, в начале двадцатого века был такой постулат: \"Критиковать можно все, кроме Чехова и бульварной литературы, поскольку первый выше всякой критики, а вторая недостойна ее\"?

— Такие вещи только ты у нас \"помнишь\". Ну и что дальше?

— Так вот, если \"детективщина\" не литература, что же вы так неистовствуете?! Никому ведь не приходит в голову, скажем, ополчиться на сборники анекдотов! И вот наши местные мэтры, многоуважаемые труженики пера и мысли, публикуют в газете манифест, в котором призывают власти запретить издавать художественные произведения без санкции, или как они выразились — рекомендации местных отделений союза писателей России. Как тебе это нравится?

— Новая форма цензуры.

— Это первое. Но цензура — ладно. Вроде бы как борьба за качество, за художественность. Хотя любому ясно, к чему это может привести. Но — пусть. А главное-то примитивно и… аж осадок на душе какой-то гаденький… Главное — устранить конкурентов и взять в свои руки функцию распределения. Нигде в мире нет союзов писателей в том виде как у нас. Везде национальные пен-клубы — это творческие сообщества, а у нас — производственный коллектив. С зарплатами, сладкими должностями, распределителями, домами отдыха, квотами на публикации, государственными дотациями, цензурой и большевистским курированием.

— Но теперь ведь этого нет.

— В том-то и дело, что вся эта армия писателей, большинство из которых никому не нужны, спят и видят, чтобы все это возродить. Нет, ты представляешь: девятнадцатый век, Россия. Союз писателей. Председатель — Лев Николаевич Толстой. Профорг — Достоевский, он путевки распределяет и решает, ехать Тургеневу в Италию или он недостаточно для этого талантлив и политически зрел. Пушкин дал Гоголю рекомендацию для вступления в Санкт-Петербургское отделение СП, но одной рекомендации мало, и никто больше не хочет рекомендовать опасного конкурента.

— Пушкин и Гоголь — один период, Достоевский и Толстой — другой. Здесь ты зарапортовался, братец, — улыбнулся Хлебосолов.

— Не в этом дело. Я веду речь о том, что \"настоящие\" писатели напрочь не желают творческого соревнования, оно их просто страшит. На съезде сибирских писателей в Красноярске они постановили ходатайствовать перед Правительством, чтобы на книги зарубежных авторов ввели повышенный налог. Как будто это автомобили! Зачем АвтоВАЗу улучшать качество \"Жигулей\", достаточно добиться огромной разницы в ценах и не за счет понижения себестоимости, а путем налогового протекционизма!

— Куда деваться…

— Это в промышленности. Но в литературе! Взять и заведомо расписаться в собственной неполноценности! Кто только такое придумал! Речь и не идет о том, чтобы писать так, чтобы читатель гонялся за твоими книгами. Зачем? Лучше создать определенный вакуум, вытеснить иностранцев, \"детективщиков\", всех, кому в свое время не посчастливилось попасть в обойму. Тогда получится эффект, известный под названием \"на безрыбье и рак рыба\", и снова с продажей \"нормальной\" литературы все будет замечательно. Но это предположение — огромная ошибка!

— Да сядь ты, не бегай!

— И ошибка вот в чем, — перестав метаться по комнате и усевшись за стол, продолжал Доломанов. — Беда не в том, что народ не читает их, \"идейно выверенных\" авторов. Беда в том, что народ вообще не читает. Посмотри на тиражи книг. Они упали в десятки раз. А журналы? Вообще убогое зрелище! Надо же, краевая администрация оплатила тираж \"Нашего современника\", чтобы они тиснули у себя нескольких наших авторов. И у зарубежников, и у \"детективщиков\" в массе своей тиражи мизерные по сравнению с теми, что были в прошлом…

— Телевидение, видео… Падение доходов…

— И так далее. Я сейчас не о причинах. Следствие налицо — читательский спрос ужался как \"шагреневая кожа\". Есть еще слабая надежда, что дело именно в спросе, то есть в покупательской способности, а не в интересе: насколько я знаю, библиотеки переполнены. И с какой стати литература — это нечто скучное и тягомотное, а захватывающее и интересное — китч, поделка? Мне всегда в возражение этим снобам хочется привести одну аналогию… За неимением в данный момент подходящих \"снобов\", приведи ее мне. \"Белое солнце пустыни\" и фильмы Сокурова — что лучше?

— Это разные вещи.

— Во! Это разные вещи. У Сокурова есть почитатели, их ничтожно мало, но они есть. А у \"Белого солнца\" огромная зрительская аудитория, всенародная любовь и долгая, если не вечная, жизнь на экране. Сокуров — это серьезное кино, а Сухов с Верещагиным — развлекательное. Ну и что? Разве правомерно противопоставлять эти два явления? Зритель у Сокурова более… квалифицированный что ли? Ну и счастья ему. А космонавты перед полетом все-таки смотрят не его фильмы, не Тарковского, не Муратовой и не Феллини. И черта ли мне лысого с того, что кто-то где-то решил, что \"Жертвоприношение\" и \"Репетиция оркестра\" — это \"настоящее\" кино. А для меня это скучища зевотная. Дайте-ка мне Захарова, Говорухина и Гайдая. Почему я должен руководствоваться чьими-то вкусами? То же и в литературе. Маркес — прижизненный классик и культовая фигура. Ах, Маркес, ах, Габриэль! Ах, \"Полковнику никто не пишет\"! Ты читал Маркеса?

— Кое-что.

— Ну и как тебе?

— Как ты говоришь, скука зевотная.

— Крамольное заявление! Раз где-то решили, что Маркес — это круто, ты должен везде заявлять, что упиваешься им.

— Ничего я не должен, — закуривая, возразил Хлебосолов.

— Дай и мне, — попросил Авдей. Вообще-то он не курил, лишь когда выпивал, позволял себе сигарету-другую.

— Держи.

— Так вот, — затянувшись пару раз, продолжал Доломанов. — Чем же труд \"детективщиков\" отличается от труда \"настоящего\" писателя? Разве его не терзают муки творчества, разве у него не такое же отношение к слову, разве его герои не обретают самостоятельной жизни и не влекут сюжет в сторону от задуманного? Или он может позволить себе большую небрежность в отношении языка? Или он не придерживается тех же правил, что и классик? — Я имею в виду, что произведение его должно быть оригинальным и самобытным, фабула логичной и цельной и так далее.

— Мне кажется, что те, против кого ты направляешь свою гневную филиппику, именно так и считают: что прилавки сегодня переполнены примитивными книжонками, смастряченными плохим русским языком, попросту неграмотно, сюжеты их являются лишь вариациями одной сексуально-зубодробительной болванки, и вся эта ситуация нивелирует искусство и снижает планку читательского вкуса.

— Хорошо. Но отсюда возникает вопрос: может быть все-таки дело не в том — \"что\", а дело в том — \"как\"? При чем здесь \"детективщики\"? А что, деревенщики не пишут говна? Радетели за чистоту российской литературы не пишут говна? Да девяносто процентов. И в детективном жанре те же пропорции. И там есть образчики высокой литературы, а есть дермецо на уровне комиксов…

— Ну-ка примеры высокой литературы? — гася сигарету, произнес Кирилл.

— Пожалуйста. \"Макбет\" Шекспира. \"Дубровский\" Пушкина, пусть и не детективная вещь в чистом виде, но разбойничий роман тоже можно причислить к этому ряду. \"Преступление и наказание\" Достоевского, типичный психологический детектив. \"Воскресение\" Толстого. А если брать западную литературу, можно составить огромный список от Гюго и Бальзака до Хейли и Дюрренматта, от Акутагавы и Моэма до Пристли и Грина. Да разве всех перечислишь!

— Вот здорово, Акутагава — представитель западной литературы!

— Не придирайся к мелочам. Тем более, что Япония сегодня скорее Запад, чем Восток. Главное, чтобы ты понял, что я имею в виду.

— Твои примеры не совсем корректны. Все-таки у перечисленных тобой авторов детективная линия в сюжете лишь повод, а не самоцель. Ведь нельзя назвать \"Войну и мир\" военным романом, а \"Анну Каренину\" — любовным.

— Почему же нельзя? Но ладно, оставим классиков. Возьмем Эдгара По, Конана Дойла и бабушку Агату Кристи. Разве их произведения — менее достойная литература, чем тоска зеленая наших \"гертруд\"? А Честертон? А Богомолов? А братья Вайнеры? Нет, брат шалишь! Это интересно и это литературно. А превозносить одни жанры и снизводить другие — это… непорядочно. Мелкотравчато. Критикуй книгу, а не жанр. Литературный процесс, в широком смысле этого понятия, включает в себя несколько составляющих: писательский труд, издательские интересы и читательский спрос. В стародавние времена превалировал первый; писателей было мало, и что бы они ни создали, переписчики тиражировали это и доносили до потребителя. Затем (возьмем для удобства советский период…)

— Возьмем, — согласился Хлебосолов.

— …На первую позицию вырвался издательский интерес. Издатель тогда был один — государство рабочих и крестьян. Всем остальным полагалось быть в жопе. Впрочем, гегемонам полагалось быть там же, но говорить об этом вслух было категорически запрещено. У издателя интерес был один — чтобы литература обслуживала его, то есть государства, идеологию, и посему к печати допускалась исключительно лояльная и донельзя политизированная, причем односторонне, литература. Писателю деваться было некуда — или служи, или терпи лишения, или пиши в стол. Читателю тоже некуда — во-первых, на безрыбье питались тухлыми раками, во-вторых, что-то выискивали между строк, в-третьих, какая-то часть и той литературы была великой и прекрасной. Пишущая братия к такому положению привыкла. И вот тебе на: перестройка, реформы, и уже не что иное, как читательский спрос правит бал! Ломка традиций, изменение правил игры. Естественно, что прикормленная братия взвыла. Теперь, чтобы публиковаться, не надо играть в общественно-политические игры, унижаясь и пыхтя, лезть в обоймы, а достаточно просто писать так, чтобы это было интересно читателю. Но это же крамола, не сметь! Не следует потакать читателю, надо формировать его вкус! А собственно почему? Почему не следует потакать читателю? Учет его вкуса — это элементарное уважение. А то получается как в безалкогольно-вегетарианской столовой: полезно для здоровья, недорого, формирование вкуса налицо. Только ведь не нужна никому такая мерзость! И владельцу, скорее всего, не нужна только для открытия приличного ресторана у него нет средств, таланта, дерзости или еще чего-то!

— Типичный конфликт \"Отцы и дети\". Что ты так кипятишься? Старики нападают на молодежь за их приверженность к жанрам, которые в их времена не жаловались властями. На них в свое время тоже за что-то нападали. И на тех, кто на них нападал, тоже. На заре кинематографа его называли дьявольским искусством и даже вообще не искусством и всячески поносили. Потом \"немые\" кинематографисты смешивали с грязью звуковое кино. Это везде и всегда так, стоит ли обращать внимание? Мне понравился твой пример с \"Белым солнцем пустыни\", меня раздражают латиноамериканские сериалы, но раз у них есть своя аудитория, пусть идут. Сравнивать \"Антонеллу\" с \"Амаркордом\" глупо. И я не представляю себе режиссера, который бы бился за сокращение показа \"мыльных опер\". Наши писатели почему-то сочли себя в праве \"тащить и не пущать\", это их проблемы. Ты-то что так взъярился?

— Вовсе я не взъярился. Это я отвечаю на твой вопрос, вот и все.

— Какой вопрос? — удивился Хлебосолов. — Я тебя ни о чем не спрашивал.

— Что, уже забыл? Ты спрашивал, с чего мы взяли, что ты собираешься писать чернушно-порнушную эпопею. Помнишь?

— Я решил, мы проскочили эту тему без остановок.