Воронин Андрей
Последнее письмо пижона
А.Воронин
ПОСЛЕДHЕЕ ПИСЬМО ПИЖОHА
Когда мне сказали, что Эдик умер, я, признаться, не поверил. А когда узнал, что Он покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя в спальне, даже посчитал все розыгрышем, жестоким дурацким розыгрышем, настолько это было неожиданно и страшно своей необъяснимостью. Я прекрасно знал Эдика, мы вместе учились в университете, даже имели кое-какие общие интересы. Эдик всегда был если не душой компании, то уж точно никогда не давал скучать окружающим. У него всегда находились какие-то идеи, он что-то рассказывал, расспрашивал, напевал, улыбался. Он не боялся показаться смешным или глупым. Даже рискну заявить, что у него не было комплексов. Как и особо близких друзей. Он всем был рад, для всех был нараспашку. а мой взгляд, излишне беспечен, но мил и беззлобен. Мне на работy позвонила его мать, сказала, что хочет кое-что отдать, и мы договорились о встрече. Эдикова мать оказалась очень маленькой и грустной женщиной, а \"кое-что\" дискеткой. Эдик имел дома компьютер, зачем он ему был нужен - загадка, но он часто говорил, что недавно \"апгрейдился\", или что достал на днях некую подержанную звуковую карту. \"Совершенно даром! Всего шестьдесят тысяч! у, посуди, разве она не мила?\" И выуживал из своей истертой до полупризрачного состояния сумки какую-то желтоватую плату, показывал ее со всех сторон, даже как-то поеживаясь от переполнявшего его удовольствия. И я радовался за Эдика, надо же, такая вещь и \"совершенно даром, всего за шестьдесят тысяч\". Радовался я искренне, глядя на Эдика, нельзя было не радоваться вместе с ним, счастье исходило от него волнами, как запах дешевого одеколона, который мы на пару не любили. Вообще говоря, компьютер был и у меня, я печатал и правил на нем тексты своих статей в \"Вечерку\". о я всегда оставался просто пользователем, не знающим хитрых внутренностей сложной машины. \"Й-юзер ты!\" - говорил мне Эдик и был, в общем-то, прав. Он редко бывал неправ. В полшестого я был уже дома. а дискете оказался архив а в архиве программа. \"Под \"Windows\", - сказала маленькая Эдикова мать. Из черного экрана материализовался заголовок \"Письмо Последнего Пижона\", зазвучала печальная мелодия из знакомого французского фильма средней руки, медленно поплыл текст:
\"ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО ПИЖОНА
Да, я пижон. Люблю дешевые эффекты. [Несмотря на серьезность момента, я не смог сдержать улыбки. Эдик и тут остался тем же, что и был - жизнерадостным шутником. Пижоном, как он иногда себя называл.] Или любил? Неважно. Для меня. \"Последнее Письмо Пижона\", как вам это? Прошу, оцените мои усилия сполна, я потратил на это \"Письмо\" не так уж мало своего свободного времени. От чего свободного? От бессмысленной суеты, закрывающей для большинства из нас стремление к Истине. [Как, Эдик, и ты на этом свихнулся? Вот уж чего не ожидал от тебя. Впрочем, я и многого другого не ожидал.] Кстати, все три слова начинаются с одной буквы. Я вижу в этом перст судьбы, аукается неполное высшее, три года филфака. Читающий эти строки, наверное, ждет, что я сейчас буду цитировать великих? е буду! Я попросту не помню этих цитат, этих слов, что так привлекают среднестатистического \"высоколобого\" в разные минуты его жизни. [Каков эпатаж!] Та капля смысла, что содержится в них, не имеет к Истине никакого отношения. Великие потому и считаются вами великими, что их слова содержат хоть каплю смысла, чем не могут похвастать остальные без малого десять миллиардов, живших в разное время. Я употребил местоимение \"вами\"? Это было совершенно искренне и это нехороший знак. Для вас. 10.000.000.000 людей прожили жизнь, так и не удосужившись поинтересоваться - а в чем же, собственно, смысл ее? Сохранение вида? Погоня за плотскими удовольствиями? Призрачное счастье от познания все новых и новых терабит информации, в абсолютном своем большинстве никогда и никому не пригодившейся, а значит, не имеющей смысла? Счастье других людей? А хотят ли они получить его от вас? \"Бросьте, полковник!\" - откуда это? е помню. Так, всплыло... Да, так о чем мы? Хм, наверное, все же о счастье. Бессмысленность существования не отрицает возможности стремления человека к индивидуальному счастью. Во как! Загнул! \"Испортил ха-а-рошую вещь...\" Это я помню откуда. о не скажу - мучайтесь. [Вот напугал. Это из фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона с Василием Ливановым и Юрием Соломиным, когда к ним приходит отчим из рассказа \"Пестрая лента\" и сгибает в узел кочергу, а Ливанов-Холмс ее выпрямляет обратно и говорит эти слова.] Может, это выведет вас из сонного оцепенения? Пожалуй, что нет. о тогда какой смысл в том, что я все-таки скажу, откуда эта шальная фраза, мелькнувшая в закоулках моей предсуицидальной высшей нервной системы. (Слова-то, слова какие!) [Это точно, словами ты баловался всю жизнь!] Так что я все равно не скажу. о я отвлекся. Так вот, нет никакого различия, хочет ли человек экзотических мидий, смены общественного строя на более справедливый или уверенности в том, на каком именно расстоянии мужские особи бабочек какого-нибудь тропического вида начинают чуять своих самок или что там у них вместо секса. Секса! Какое аппетитное слово. ет, я все же маньяк. Скажите, вам нравится слово \"секс\"? А как вам больше нравится его произносить: твердо, коротко - \"сэкс\", или мягко, вкрадчиво \"си-екс\"? Чего морщитесь? Ах, это улыбка такая у вас. Я люблю \"секс\". Само слово вызывает у меня кучу положительных эмоций. А вот с процессом, которое это слово призвано олицетворять, я ничего приятного не связываю. у, может, чисто физиологическое удовольствие, как, например, после долгого воздержания справляешь малую нужду. Это надо же - таким приятным словом назвать такое мерзостное явление! [у-ну, Эдя, не перебарщивай!] Но вернемся к нашим баранам! (Это иносказание такое, ради бога не подумайте чего плохого про себя.) Возлежит ли человек на особи противоположного пола, на роскошном пиршественном ложе или же корчится над блошиной норкой в земле, желает он на самом деле одного - счастья. Личного! Просто одному достаточно ублажить свое мелкое тщеславие, а другому подавай счастье вида Homo Sapiens в космических масштабах. Вот, скажем, мне для счастья нужно, чтобы всем вокруг меня было хорошо, причем было хорошо не без моей помощи. [Верно, таким ты и был.] Что-что? Было? Что - было? \"БЫЛО нужно\"? Да, если угодно. есомненно \"было\" и бесспорно \"нужно\"! И не придирайтесь к словам. Это некрасиво.
Да, смерть бессмысленна. А имеет ли смысл ваша хваленая жизнь? е уверен. Должно быть, нет. Тогда я меняюсь баш-на-баш. А если неправы вы (\"неправы вы\" - ха-ха, вы-вы. Да, Вы, именно Вы...), то, может быть, я и выиграю что-то. И это будет ЧТО-ТО. Потому что ОО может, и не просто может, а может \"быть\"! Скажите, а вы можете \"быть\"? Что, никогда не пытались? И не попытаетесь, поверьте мне, нестарому еще пижону с усталой душой. [Однако, усталая душа не мешает нестарому еще пижону играть словами.] Вы просто \"есть\", но это дано вам извне, так сказать, подарено природой. А вот так, по собственной воле вы можете? \"Быть\"? А я могу! Раз я могу выбирать, быть мне или не быть (Ах, Гамлет, приятель мой заочный, бросай свою Данию и жми ко мне! - мы сможем \"быть\" вместе, я уверен в этом на все сто), значит я могу \"быть\", и могу \"не быть\"! Кстати, как вы думаете, почему я не стал дискутировать с вами в реальном времени, а предпочел, так сказать, монолог диалогу? Да потому что вы сразу ушли бы от основной темы беседы, знаю я вас. Вы бы попытались отговорить меня от моих намерений. е отнекивайтесь, так и получилось бы. Кстати, вы знаете, древние ирландцы любили поедать полупротухшее мясо! Они, на мой взгляд, достойны уважения. Бог мой, я подумать о тухлом мясе не могу без содрогания душевного, а они его любят! Понимаете, ЛЮБЯТ!!! Я восхищаюсь ими! \"Гвозди бы делать из этих людей!\" - говорит великий поэт. Мне приходится добавить к чеканной строке свое, неритмичное и негероическое, но отражающее суть: \"и из их желудков\". Так вот, если бы этот древний ирландец подошел к вам во время принятия вами пищи, тех самых экзотических мидий, например, и стал уговаривать бросить все и перейти исключительно на высококачественное тухлое мясо, что бы вы ему ответили? [Из кухни закричала Светка: \"Андрей, днем звонил редактор этот твой, Уткин или как его там. Сказал, что перезвонит, что-то там важное случилось.\" у, подyмаешь, перезвонит и перезвонит, что ж глотку рвать.] Правильно, \"Отойди, мальчик, не мешай!\" Это в лучшем случае. Так вот, отойдите, ребята, не застите свет. Я могу \"быть\" и могу \"не быть\", о чем вы можете только рассуждать с умным видом. И что с того, что я выбрал (да-да, я уже выбрал) \"не быть\"? Да ничего, собственно. \"у и что!? - у и все!\" Это из анекдота. Анекдоты я люблю не меньше, чем великих поэтов, [Циник...] об этом можно судить по количеству процитированных букв того и другого...
...Отрывался на минуту - приходила соседка, Октябрина Николаевна, [Знаю, встречал в эдиковом подъезде. Эдик иногда кивал в ее сторону и шептал доверительно: \"Алкоголичка. о каково имя - Октябрина! иколаевна\", добавлял он небрежно.] просила хлеба. Дал - сколько было. Зачем мне теперь хлеб? А если бы все-таки был нужен? аверное, тоже бы отдал. Совершенно точно, я маньяк. Вы еще порадуетесь, что такая похабная личность, как ваш покорный слуга, покинула столь экзотически-мидиевый мир. Как кстати я закруглился в \"нужную\" сторону! Пришло еще на ум... \"на ум\", \"аум\"... У меня был приятель по имени аум, [Я помню его. И вовсе это не имя, а что-то вроде псевдонима, тут ты, брат Эдик, напутал.] очень хороший человек. Он бы не стал меня уговаривать, а аппетитно съел бы тухлое мясо сам, вызвав у окружающего меня лишь очередной приступ восторженности. Так, мне пришло на ум, что совсем не жалко прощаться с вами. Вам же не жалко прощаться, зная, что больше никогда не повстречаетесь, с человеком, не вызывающим у вас симпатий (Все же моя речь изобилует сложнопонимаемыми конструкциями. Что ж, потерпите филолога-недоучку, я не отниму у вас много времени, ведь знакомая особь противоположного пола уже ждет вас... и ваше тело... в дверях. [Ф-фу, черт! Светка подошла сзади посмотреть, что меня отвлекло от почитаемого обычно за святое ужина. аклонилась, и трется щекотно носом об ухо, и дышит внутрь. \"Свет, ну тя к бесу, не мешай!\"] Фу, какой я все-таки сноб! Простите меня, хоть мы и не встретимся больше. Простите, я же вас простил. Уже.). А те из вас, кому я симпатизирую, искренне (вот вам еще одна чушь, лингвистический нонсенс! [Заорал Петр, Света пошла успокаивать наследника, буркнув что-то вроде \"Иди есть, я щас приду\".] Как может существовать неискренняя симпатия?), повстречаются мне снова. Когда-нибудь, в далеком будущем, мне надоест \"не быть\" и я опять выберу \"быть\". И тогда мы вместе нажремся мидий, тухлого мяса, чего захотим! е скучайте без меня!
До нескорого!\"
Какая все-таки чудовищная глупость! Действительно, аналогия с протухшим мясом здесь весьма уместна - так же неприятно. Ах, Эдик, бодрячок ты неугомонный. Снаружи ты был весел, а вот середка сгнила. Как все это на тебя непохоже! Я закрыл программу и пошел ужинать, захватив по дороге любимую женщину. За столом как-то само собой спросилось: \"Что у нас сегодня? е мидии ли часом?\" Светка странно посмотрела и сказала: \"Пюре. е хочешь - не ешь, мне больше достанется.\" о аппетита не было, я ковырялся в тарелке, и Светка, наверно, решила в следующий раз назло мне приготовить мидий. Могу поспорить, она их найдет и сварит с картошкой. И пусть я только попробую не съесть всего до капельки. Светка меня протухшим мясом кормить не будет!
После ужина я задержался у кухонного окна, глядя на масштабную стройку во дворе. Под моросящим нескончаемым дождем в котловане копошились измазанные людские фигуры. Зазвонил телефон, но подходить не хотелось.
До нескорого, Эдик, до нескорого! Только как же нам поступить, если к тому времени захочу \"не быть\" Я?