2. Убил девятиглавую Лернейскую гидру, у которой на месте одной срубленной головы вырастали две другие и одна из голов которой была бессмертной. Г. победил гидру с помощью своего племянника Иолая, прижигавшего факелом ее шеи, чтобы головы не отрастали снова, поэтому Эврисфей не зачел ему убийство гидры как подвиг.
3. Поймал живым Эриманфского вепря.
4. Поймал Керинейскую лань с золотыми рогами и медными копытами, принадлежавшую Артемиде.
5. Истребил Стимфалийских птиц — чудовищ с медными когтями и клювами и острыми бронзовыми перьями.
6. Добыл пояс царицы амазонок Ипполиты для дочери Эврисфея Адметы.
7. За один день очистил конюшни царя Авгия. Эта работа не была зачтена Эврисфеем как подвиг, потому что всю работу выполнила речная вода.
8. Укротил огнедышащего Критского быка.
9. Увел свирепых коней царя Диомеда, питавшихся человеческим мясом.
10. Похитил с о-ва Эрифия коров трехголового великана Гериона, воздвигнув по пути Геракловы столпы (Гибралтар и Сеуту) на северном и южном берегах Гибралтарского пролива.
11. Добыл золотые яблоки Гесперид, которые ему принес Атлант, пока герой вместо него поддерживал небесный свод.
12. Связал и привел к Эврисфею стража Аида — адского пса Кербера. По некоторым мифам, Г. вывел из Аида жену Адмета Аякестиду и героя Тесея, при этом сразился у входа в подземное царство с самим богом Аидом и ранил его.
Совершив подвиги, Г. закончил служение Эврисфею. Он вернулся в Фивы и под предлогом, что его брак с Мегарой неугоден богам, развелся с ней, выдав ее за своего племянника и друга Полая. Затем Г. ушел в Эхалию, где попросил у царя Эврита руки его дочери Иолы. В это время у Эврита пропало стадо, царь заподозрил Г. в краже быков и отказался выдать за него свою дочь. Чтобы доказать свою невиновность, Г. вместе с братом Иолы Ифитом отправился на поиски украденного стада. В пути Гера вновь наслала на него безумие, в припадке которого он убил Ифита. Чтобы искупить убийство, Г. три года служил лидийской царице Омфале, заставившей его носить женскую одежду. Позднее Г. участвовал в походе аргонавтов и в калидонской охоте, воевал против троянского царя Лаомедонта, оскорбившего Г., когда тот возвращался с поясом Ипполиты. Троя была взята, а Лаомедонт и все его сыновья, кроме Приама, были перебиты. Г. поехал к калидонскому царю Ойнею и женился там на его дочери Деянире. Однажды, когда Г. с женой путешествовал в Тиринф, кентавр Несс, перевозивший Деяниру через реку, попытался ее похитить, но Г. смертельно ранил Несса стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Перед смертью кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, сказав, что она обладает волшебным свойством возвращать утраченную любовь супруга. Когда Г. победил Эврита и увел его дочь Иолу, Деянира приревновала мужа к Иоле и прислала ему рубаху, пропитанную кровью Несса. Г. надел рубаху, и она прилипла к его телу, причиняя герою ужасные мучения. Не в силах вытерпеть боль, Г. потребовал, чтобы его заживо сожгли на костре. Во время сожжения Зевс сделал Г. бессмертным и взял на Олимп, где Г. примирился с Герой и получил в жены богиню Гебу. Из других мифов о Г. известны: победа над Антеем, освобождение Прометея, участие в битве богов с гигантами и др. Г. считался покровителем гимнасиев, палестр и терм, богом здоровья, посылающим физическую силу. Во многих городах устраивались празднества и игры в его честь — гераклеи.
Гераклиды
(греч.) — потомки Геракла и Деяниры — сыновья Гилл, Ксетипп, Глен, Онит и дочь Макария. Вскоре после смерти Геракла и самоубийства Деяниры преследуемые Эврисфеем Г. вместе с матерью Геракла Алкменой укрылись в Афинах у Демофонта, сына Тесея. Так как боги потребовали кого-то из Г. в жертву Персе-фоне, Макария согласилась пожертвовать собой. Войско Эврисфея было разбито, сам Эврисфей убит, и Г. заняли Пелопоннес. В городе вспыхнула эпидемия чумы, и оракул предсказал, что Г. поселятся в Пелопоннесе только тогда, когда дождутся «третьего плода». Неправильно истолковав предсказание, Гилл решил, что речь идет о трех урожаях, и спустя три года возобновил нападение, но был убит. После гибели Гилла Г. прекратили попытки взять Пелопоннес на 100 (вариант: 50) лет. Внук Гилла, Аристомах, снова попытался завоевать Пелопоннес, но тоже потерпел поражение и был убит. Сыновья Аристомаха, т. е. третье поколение («третий плод») — Темен, Кресфонт и Аристодем — вторглись в Пелопоннес вместе с племенем дорийцев, но тоже потерпели поражение, в котором погиб Аристодем. Тогда Темен и Кресфонт обратились к оракулу и узнали, что для успеха похода они должны избрать трехглазого вождя. Они поставили во главе войска этолийского царя Оксила, ехавшего на одноглазом коне, другой глаз которого был выбит стрелой. Под предводительством Оксила Г. одержали победу над правившим тогда в Пелопоннесе Тисаменом, сыном Ореста. Темен получил Аргос, Кресфонт — Мессению, а дети Аристодема — Прокл и Эврисфен — Лакедемон. В мифе о Г. отразилось реальное историческое событие — вторжение дорийцев в Грецию.
Герион
(греч.) — сын Хрисаора, рожденного из крови горгоны и океаниды Каллирои, брат Ехидны, великан с тремя головами и тремя сросшимися туловищами, коров которого похитил Геракл (десятый подвиг Геракла).
Геркулес
(рим.) — древнеримское имя Геракла.
Геракловы столпы, Геркулесовы столпы
— древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (Гибралтар и Сеута). Согласно мифу Геракл по пути на остров Эрифия (10-й подвиг героя) поставил две каменных стелы (вариант: раздвинул горы, закрывавшие ему путь к океану).
Гермафродит
(греч.) — сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда Г. исполнилось 15 лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Нимфа Салмакида увидела Г., когда он купался в водах источника, и страстно влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Г. в одно двуполое существо.
Гермес, Гермий, Эрмий
(греч.) — один из древнейших греческих богов, сын Зевса и плеяды Майи. Первоначально Г. был богом скотоводства, покровителем пастухов, позднее стал богом-вестником, посредником, покровителем глашатаев и послов, богом торговли и торговцев. Одной из его обязанностей было провожать души умерших в Аид. Г. считался также покровителем путников, охранителем границ, ворот, межей — на дорогах и границах ставили гермы с его изображением (каменные столбы, служившие путевыми и межевыми знаками), повреждение которых считалось святотатством. Г. изображали в виде юноши или молодого мужчины в плаще, в крылатых сапожках или сандалиях (иногда в крылатом шлеме), с обвитым двумя змеями жезлом (кадуцеем) в руке. С помощью каду-цея Г. мог погрузить любого из богов и людей в сон, мог также наслать любой сон, втом числе вещий. За ловкость и умение выйти из любого положения Г. стали считать покровителем воров и обманщиков, за ум и находчивость — богом красноречия и мышления, покровителем школ и палестр. В мифах Г. — ловкий плут, искусный похититель. Еще младенцем он украл у Аполлона стадо коров, введя их в пещеру задом, чтобы запутать следы. Когда Зевс заставил Г. вернуть коров Аполлону, тот пошел выгонять их из пещеры, аГ. в это время сел у пещеры и заиграл на лире, сделанной им из черепахового панциря, да так прекрасно, что Аполлон обменял своих коров на эту лиру. Благодаря умению открывать любые замки Г. помог Приаму тайно проникнуть в стан к Ахиллу. Он нередко оказывает содействие героям с помощью волшебных подарков — вручил Нефеле златорунного барана, чтобы спасти ее детей, подарил волшебную лиру основателю Фив Амфиону, дал Персею меч для убийства Медузы, дал Одиссею корень волшебной травы, чтобы сделать его неуязвимым для колдовства Кирки. Г. передал своему сыну Автолику дар плутовства, который затем унаследовал и внук Автолика, хитроумный Одиссей.
Гермиона
(греч.) — дочь спартанского царя Менелая и Елены. В «Одиссее» говорится, что Г. после взятия Трои стала женой Неоптолема. Поздние мифы рассказывают о помолвке Г. с Орестом, который уговорил дельфийцев убить своего соперника Неоптолема. От Ореста у Г. был сын Тисамен, в правление которого произошло вторжение Гераклидов в Пелопоннес.
Геро
(греч.) — жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сеет на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса, находившегося на противоположном берегу пролива. Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с Г., а она зажигала огонь маяка на башне, чтобы указать ему путь. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Утром волны прибили его тело к подножию башни, и Г., увидев труп возлюбленного, в отчаянии бросилась в море.
Герой
— в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. Г. выполняют волю богов на земле среди людей, помогая им, улучшая их жизнь. Г. наделены различными сверхчеловеческими возможностями, да и боги помогают им, но они смертны.
Герсилия
(рим.) — римская героиня, одна из похищенных римлянами сабинянок, ставшая женой Ромула. После вознесения Ромула на небо Г. также была взята на небо.
Гесибна
(греч.) —
1. Дочь троянского царя Лаомедонта. Посейдон и Аполлон, построившие стены Трои, не получили от царя условленной платы, и тогда разгневанный Посейдон наслал на страну морское чудовище, пожиравшее людей. По указанию оракула, чтобы избавиться от этого бедствия, нужно было принести Г. в жертву чудовищу. Геракл убил чудовище и освободил девушку. Так как Лаомедонт снова не отдал обещанное вознаграждение, Геракл взял Трою и убил скупого царя и его сыновей, а Г. отдал в жены своему сподвижнику Теламону.
2. Одна из океанид, супруга Прометея.
Геспер
(греч.),
Веспер (рим.) — бог вечерней звезды, отец Кеика, Гесперид, сын (вариант: брат) Атланта. В древности не знали, что утренняя и вечерняя звезды — одна и та же планета Венера. Г. было одним из прозвищ вечерней Венеры. Утренняя Венера называлась в Греции Эосфор или Фосфор (римское Люцифер).
Геспериды
(греч.) — дочери Геспера и Никты (вариант: Атланта и нимфы Геспериды). Г. жили в саду на западном краю земли, где росла яблоня, приносящая чудесные золотые яблоки вечной молодости. Эту яблоню Гея подарила Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Золотые яблоки сада Гесперид охранял дракон Ладон. Геракл убил дракона и нарвал яблок (вариант: яблоки сорвал для Геракла Атлант, пока тот держал за него небесный свод).
Гестия
(греч.) — целомудренная богиня домашнего очага, олимпийское божество, старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Деметры.
Гефест
(греч.) — бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. Г. родился хромым и уродливым, и Зевс, раздраженный уродством сына, (вариант: Гера) сбросил его с Олимпа в океан, где ребенка воспитали Фетида и Эвринома. Г. вырос и стал искуснейшим кузнецом. Он изготовил красивое золотое кресло, на которое можно было сесть, но с которого невозможно было встать, и послал в подарок Гере. Когда его мать попалась в ловушку, он согласился освободить ее только после того, как она перед всеми признала его своим сыном. Вернувшись на Олимп, Г. построил богам великолепный дворец. После примирения с матерью Г. всегда поддерживал ее в ссорах с Зевсом, за что Зевс однажды сбросил его с Олимпа на о-в Лемнос (по поздним мифам, Г. охромел именно после этого падения). Среди изделий, сработанных Г., — скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, колесница Гелиоса, доспехи Ахилла, оружие Энея. Г. сделал из золота двух рабынь, которые поддерживали его при ходьбе. По приказу Зевса Г. сотворил из земли и воды прекрасную девушку Пандору и выковал для нее венец. Супругой Г. чаще всего называют прекрасную богиню любви Афродиту (вариант: одну из харит). По различным мифам, Афродита постоянно изменяет своему некрасивому мужу, не интересующемуся ничем, кроме кузнечного ремесла, и имеет детей преимущественно от других богов или от героев. Существует легенда о том, как Г. однажды искусно сделал сеть и накрыл ею свою неверную супругу вместе с Аресом во время их любовных утех, надеясь опозорить их перед остальными богами. Г. был одним из самых почитаемых богов среди мастеров и ремесленников. Его изображали некрасивым мускулистым мужчиной средних лет, с молотом или клещами в руках, иногда в конической шапке и в хитоне ремесленника.
Гея
(греч.) — «земля» — олицетворение Земли, одна из четырех первозданных сил (Хаос, Гея, Тартар, Эрос), выделившихся из первичного Хаоса. Породила из себя Урана (Небо), горы, Понт (Море). Г. родила от Урана титанов и титанид, киклопов, гекатонхейров, от Посейдона — Антея, от Тартара — Ехидну и Тифона, от Понта — Иерея, Тавманта, Форкия, Кето и Эврибию. Ее супругом считался Уран. Дети Г. отличались мощью и ужасным видом, поэтому Уран не выпускал их из ее чрева. Страдая от бремени, Г. решила пресечь плодовитость Урана и подговорила сына Кроноса оскопить отца, из крови которого появились гиганты, эринии и прекрасная Афродита. В поздних мифах Г. перестает быть богиней, стихийно порождающей великанов и чудовищ, а становится носительницей древней мудрости и обычаев. Она советует своей дочери Рее, как спасти ее детей от прожорливости Кроноса, дарит Гере на свадьбу яблоню с золотыми яблоками вечной молодости, предсказывает Зевсу будущее, помогает ему в войне против титанов, посоветовав освободить гекатонхейров. Г. изображали женщиной, погруженной по пояс в землю, с рогом изобилия в руке.
Гиады
(греч.) — «дождливые» — нимфы (варианты: от двух до семи), дочери Атланта и океаниды Плейоны, сестры Гиаса, погибшего на охоте от копей льва (вариант: от укуса змеи). Г. так горевали по брату, что Зевс взял их на небо и превратил в звезды в созвездии Тельца, появление которого в Греции совпадало с началом октябрьских дождей.
Гиакинт, Гиакинф, Гиацинт
(греч.) — прекрасный юноша, сын царя Амикла, любимец Аполлона. Бог ветра Зефир полюбил Г. и из ревности направил брошенный Аполлоном диск в голову Г., когда бог обучал юношу метанию диска. Из крови Г. выросли цветы гиацинта.
Гигантомахия
(греч.) — борьба богов с гигантами, во время которой гиганты были уничтожены богами.
Гиганты
(греч.) — великаны, сыновья Геи, которые появились из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю (вариант: рождены Геей от Урана после того, как титаны были сброшены в Тартар). Г. родились на Флегрейских полях. Они внушали ужас — нижняя часть тела у них была змеиной. Всего их было около 150. В отличие от титанов Г. были смертны. Когда они восстали против власти олимпийских богов, Гея стала разыскивать волшебную траву, которая сохранила бы им жизнь, но Зевс наслал на землю мрак и первым нашел и срезал эту траву. Гиганты забросали Олимп обломками скал и горящими деревьями, и тогда боги призвали на помощь киклопов, ковавших молнии Зевсу, сторуких великанов-гекатонхейров и Геракла. После ожесточенной битвы боги одержали победу и истребили Г., из которых по именам известны Алкионей, Порфирион, Эфиальт, Эврит, Клитий, Мимант, Энкелад, Паллант, Полидор, Ипполит, Гратион, Агий и Тоон.
Гигиея, Гигия
(греч.) — богиня здоровья, дочь Асклепия. Г. изображали в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеей, которую она кормит из чаши. От имени Г. произошло слово «гигиена».
Гилас
(греч.) — сын царя дриопов Тейодаманта и нимфы Менодики, отличавшийся необычайной красотой. Геракл, победив царя дриопов, захватил Г., который стал его любимцем, оруженосцем и спутником в походе аргонавтов. Во время стоянки корабля «Арго» у острова Кеос Г. отправился за водой, но нимфы источника, плененные его красотой, похитили юношу (вариант: Г. утонул). Геракл тщетно искал Г., и аргонавты отплыли без него.
Гилл
(греч.) — сын Геракла и Деяниры (варианты: лидийской принцессы Омфалы; нимфы Мелиссы). Умирая, Геракл обручил Г. с дочерью эхалийского царя Иолой. Г. возглавлял Гераклидов, когда они вторглись в Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время второго похода Гераклидов Г. погиб в поединке с аркадским царем.
Гильгамеш
(аккад., шумер.) — сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун. Известно пять шумерских сказаний о Г.:
1. О борьбе с Агой, правителем северного объединения шумерских городов.
2. О походе за кедрами и убийстве хранителя кедров чудовища Хумбабы.
3. Об убийстве чудовищного небесного быка, напущенного на Урук богиней Инанной.
4. Об убийстве исполинской птицы Анзуда и о путешествии Г. в подземный мир.
5. О возвращении Г. из подземного мира с дарами для богов.
В аккадском эпосе Г. посвящена большая эпическая поэма, начинающаяся с того, что богиня Аруру по просьбе богов создала дикого человека Энкиду, чтобы тот победил Г., на буйный нрав которого жаловались жители Урука. Когда в Урук пришли слухи, что в степи появился могучий муж, который защищает животных и мешает охотникам, Г. подослал к нему блудницу, чтобы звери покинули его. Затем Г. встретился с Энкиду на пороге спальни богини Ишхары. Они вступили в поединок, но не смогли победить друг друга и стали друзьями и побратимами. Вместе они совершили много подвигов, пока Энкиду не умер по воле богов, разгневанных убийством Хумбабы. Г. был потрясен смертью друга и захотел стать бессмертным. Он направился к Утнапитши — единственному человеку, которому удалось обрести бессмертие, чтобы узнать, как он добился этого. Утнапитши рассказал ему, что получил бессмертие, когда спасся от всемирного потопа, и что второй раз этого не случится. Жена Утнапитши уговорила мужа сделать Г. подарок на прощание, и тот открыл герою тайну цветка вечной молодости. Г. добыл цветок, но не успел использовать его — пока он купался, змея утащила цветок и сразу же помолодела, сбросив кожу. Г. вернулся домой и утешился, любуясь видом стены, возведенной вокруг города по его приказу.
Гименей, Гимен
(греч.) — бог брака, сын Диониса и Афродиты (вариант: Аполлона и одной из муз). Г. был олицетворением древней свадебной песни-гимна («гименеи») в честь новобрачных. В мифе, объясняющем название гименеи, говорилось, что Г. был прекрасным юношей, певцом и музыкантом, внезапно скончавшимся на свадьбе своего отца Диониса. (По одному из вариантов, бог врачевания Асклепий воскресил его.) Г. изображали юношей, украшенным гирляндами цветов, с факелом в одной руке и с венком в другой.
Гинунгагап
(сканд.) — первичный хаос, мировая бездна, из которой возник первочеловек, великан Имир.
Гипербореи
(греч.) — «живущие на крайнем севере, за Бореем» — мифический народ, который наряду с эфиопами, лотофагами и феаками причислялся к племенам, любимым богами. Миф о Г. был связан с культом Аполлона. Его мать Лето родилась в земле Г. и жила там до переселения на о-в Делос. Аполлон также некоторое время жил среди Г. и позже регулярно возвращался в их страну, где он хранил свои смертоносные стрелы. Страну Г. наделяют благоприятным климатом, солнце заходит там только один раз в год, а земля ежегодно дает по два урожая. Г. отличаются долголетием, живут без войн, среди лугов и рощ, наслаждаясь пирами, песнями, танцами и музыкой. Когда старики Г. пресыщаются жизнью, они, увенчав себя цветами, бросаются в море. Греки считали, что многие предметы культа Аполлона были доставлены на о-в Делос гиперборейскими девушками. Считалось, что Г. обучили людей многим ремеслам и искусствам, в частности помогли построить Дельфийский храм.
Гиперион
(греч.) — «идущий наверху» —
1. Одно из прозвищ Гелиоса.
2. Титан, сын Урана и Геи, супруг своей сестры Фейи, отец Гелиоса, Селены и Эос.
Гипермнестра
(греч.) — единственная из сестер Данаид, ослушавшаяся отца и сохранившая жизнь своему мужу Линкею. За это отец сначала заключил ее в темницу, а потом простил и признал ее брак.
Гипнос, Гипн
(греч.) — бог сна, сын Никты, брат Танатоса, Немесиды и мойр. Помогал Гере усыпить Зевса, когда она преследовала Геракла. Г. изображали крылатым юношей, часто в виде спящего мальчика. Его атрибуты — головка мака и небольшой рог.
Гипподамия
(греч.) —
1. Дочь элидского царя Эномая, которому было предсказано, что брак дочери принесет ему гибель. Чтобы избежать этого, Эномай заставлял женихов дочери состязаться с ним в беге колесниц, а затем убивал проигравших. Четырнадцатый из женихов, Пелоп, выиграл бег на крылатых конях, подаренных ему Посейдоном (вариант: подкупил возницу Эномая Миртила, и тот вынул чеку из оси колесницы царя, отчего Эномай разбился насмерть во время гонок). Пелоп женился на Г., и у них родились Атрей и Фиест. После того как они по наущению матери убили Хрисиппа, старшего сына Пелопа от нимфы Аксиохи, Пелоп изгнал Г.
2. Невеста Пирифоя, свадьба которой послужила началом войны лапифов с кентаврами.
Гиппокамп
(греч.) — морской конь, водяное чудовище из свиты Посейдона.
Гиппокрена, Иппокрена
(греч.) — «лошадиный источник» — источник на горе муз — Геликоне в Беотии, обладавший чудесным свойством вдохновлять поэтов. По преданию, этот источник появился от удара копыта крылатого коня Пегаса.
Гиппомедонт
(греч.) — брат или племянник Адраста, участник похода семерых против Фив. Обладал огромным ростом и физической силой, погиб при штурме Фив.
Гипсипила
(греч.) — дочь лемносского царя Фоанта, во время правления которого лемносские женщины отказались почитать Афродиту. В наказание за это богиня наделила их таким дурным запахом, что мужья бросили их. Оскорбленные женщины умертвили всех мужчин о-ва Лемнос, только Г. спасла своего отца и помогла ему бежать. Она стала правительницей Лемноса. Когда по пути в Колхиду на Лемнос прибыли аргонавты, Г. стала возлюбленной Ясона и родила ему сыновей Эннея и Фоанта. После отплытия аргонавтов лемносские женщины, узнав, что Г. спасла своего отца, решили казнить ее. Г. бежала с о-ва и попала в руки пиратов, которые продали ее в рабство царю Немей Ликургу (вариант: царю Фив Лику). Там она стала нянькой царского сына Офелета, из-за ее недосмотра мальчика удушила гигантская змея. Разгневанный Ликург хотел казнить Г., но подоспевшие сыновья (вариант: герои Амфиарап и Адраст) спасли мать. В память Офелета были учреждены Немейские игры, а Г. с сыновьями вернулась на Лемнос.
Главк
(греч.) —
1. Сын Гипполоха, внук Беллерофонта, один из храбрейших союзников троянцев в войне. Убит Аяксом в битве за тело Патрокла.
2. Сын троянца Антенора, помогавший Парису украсть Елену.
3. Сын Сисифа, погиб во время состязаний на колеснице, растерзанный собственными конями.
4. Морской бог, сын Посейдона и водяной нимфы. Родился смертным, но случайно съел траву, дающую бессмертие, и превратился в морское чудовище с рыбьим хвостом. Был наделен даром предвидения, прорицал Менелаю, возвращавшемуся после взятия Трои, и аргонавтам. Известен миф об его любви к нимфе Скилле, которую волшебница Кирка из ревности превратила в морское чудовище. Г. изображали в виде получеловека-полурыбы с головой старца, с длинной бородой и волосами до плеч.
Главка
(греч.) —
1. Дочь коринфского царя Креонта, на которой собирался жениться Ясон. Г. надела пропитанный ядом пеплос, подаренный ей ревнивой Медеей, и погибла вместе с отцом, пытавшимся ей помочь.
2. Одна из нереид, дочь Нерея и Дориды.
Гномы
(др. — европ.) — маленькие человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка (вариант: с палец), носят длинные бороды, обладают сверхъестественной силой, живут гораздо дольше, чем люди. Иногда их представляют с козлиными ногами или с гусиными лапами. Г. хранят в земле сокровища, укрывают клады. Бывают искусными ремесленниками, способными изготовить волшебное оружие, кольца и другие предметы. Обычно дружелюбны к людям, но могут быть и враждебными.
Гог и Магог
(евр.) — воинственные народы, которые перед концом света придут с севера, чтобы выступить на стороне темных сил. Первоначально Магогом называли одну из стран к северу от Палестины и проживающий там народ, а Гогом — правителя этой страны.
Голгофа
(христ.) — «череп» — высокий холм к северо-западу от Иерусалима, на котором распяли Иисуса Христа. В те времена этот холм использовался как городское лобное место. Названием Г. тогда обозначали любой холм, высокий и округлый, как череп.
Голем
(евр.) — «комок» — могучее человекоподобное мифическое существо, слепленное из глины. Послушен и глуп, исполняет простые домашние работы, но может выйти из повиновения (обычно от неправильного обращения) и тогда становится опасным.
Голиаф
(евр.) — великан-филистимлянин из Гефа, побежденный Давидом.
Голока
(индуист.) — «коровий мир» — рай Кришны, расположенный на южном склоне горы Меру, неподалеку от Вайкунтхи, рая Вишну, и часто отождествляемый с ним. Является небесным аналогом пастбища на реке Ямуна, где проходило детство Кришны.
Гоморра
— см. Содом и Гоморра.?????????????
Гонор
(рим.) — «почёт» — древнеримский бог, олицетворение воинских почестей, служащих наградой за доблесть. Входил в свиту бога войны Марса. Г. изображали юношей с рогом изобилия и копьем.
Гор
(егип.) — «высота», «небо» — бог света, сын Осириса и Исиды, борющийся с силами мрака. Г. изображали в виде сокола, человека с головой сокола, солнечного диска с крыльями. Согласно мифу Исида зачала его от мертвого Осириса, коварно убитого братом Сетом. Когда Г. вырос, он добился на суде богов признания себя единственным наследником Осириса. В тяжелой битве с Сетом Г. вырвал у него волшебное око, а затем победил Сета и лишил его мужского начала. Око Г. дал проглотить Осирису, и тот ожил. Воскресший Осирис передал Г. свое правление в Египте, а сам стал царем загробного мира.
Горгоны
(греч.) — три сестры, Сфено, Эвриала и Медуза, дочери морских божеств Форкия и Кето, сестры граий. Г. — крылатые, покрытые чешуей женщины-чудовища с когтистыми медными руками, со змеями вместо волос, со взглядом, обращавшим все живое в камень. Только младшая сестра Медуза была смертной. Она была убита Персеем, и из ее крови появился крылатый конь Пегас.
Гордин
(греч.) — легендарный царь Фригии, отец Мидаса. Сначала Г. был простым земледельцем, но однажды во время пахоты на ярмо его быков сел орел. Это было истолковано как знамение, предвещавшее Г. царскую власть. Вскоре фригийцы лишились царя и обратились за советом к оракулу, кого избрать вместо умершего. Оракул указал на того, кто первый подъедет на повозке к храму Зевса. Этим человеком оказался Г. Став царем, Г. основал столицу, получившую его имя. В цитадели города Г. поставил повозку, благодаря которой он получил власть, а ярмо повозки опутал сложнейшим узлом. Считалось, что тот, кто сумеет развязать этот узел («гордиев узел»), станет повелителем всей Азии. Согласно легенде Александр Македонский, не сумев распутать узел, разрубил его мечом.
Гор-па-херд
(егип.) — «Гор-ребенок» — одна из ипостасей египетского бога Гора. Сын Исиды и Осириса. Г.-п.-х. изображали в виде мальчика, держащего палец у рта (так египтяне изображали детей). Древние греки и римляне истолковали этот жест как знак молчания, и Г.-п.-х. стал у них богом молчания под именем Гарпократ.
Горы, Оры
(греч.) — три богини времен года, дочери Зевса и Фемиды, сестры мойр и харит — Эвномия («законность»), Дике («справедливость») и Ирена («мир»). Г. унаследовали архаические черты божеств — покровителей урожая и живительных сил природы, и в Афинах их имена были: Ауксо — божество роста, Талло — цветения, и Карпо — зрелого плода. Позднее богини времен года и порядка в природе стали также охранительницами порядка и законности в человеческом обществе. Г. изображали девушками, украшенными плодами или с плодами в руках.
Готама
— см.
Гаутама.
Грааль
(зап. — европ.) — легендарная чаша или кубок, ради обнаружения которого рыцари совершали свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью распятого Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский, снимавший с креста его тело. Предполагалось также, что эта чаша служила Христу и апостолам во время тайной вечери. Так как Г. и сопутствующее ему священное оружие допускают к себе только безупречных праведников, приблизившиеся к нему недостойные могут получить рану или болезнь, но после покаяния могут быть излечены той же святыней.
Грани, Граи
(греч.) — «старухи» — богини, олицетворяющие старость, дочери морских божеств Форкия и Кето, сестры горгон. Их две или три сестры — Пемфредо и Энио, к которым также добавляют Дино. Согласно мифу у Г. был на троих один глаз и один зуб, которыми они пользовались по очереди. Персей хитро лью завладел глазом и зубом, когда одна Г. передавала их другой, а в обмен за возвращение потребовал, чтобы Г. указали ему путь к горгонам.
Грации
(рим.) —
см. Хариты.
Грехопадение
(библ.) — библейский миф о первой человеческой паре, созданной Богом и проживавшей в райском саду Эдеме. Дьявол в образе змея уговорил женщину съесть плод с запретного дерева, сказав, что они с мужем «станут как боги, знающие добро и зло». Женщина попробовала плод и дала поесть мужу, после чего у них появилось чувство стыда. По этому признаку бог догадался, что они нарушили запрет, и изгнал их из Эдема.
Грид
(сканд.) — великанша, мать бога Видара (сына Одина). Перед поединком бога Тора и великана Грейррёда Г. дала Тору волшебный посох, пояс силы и железные перчатки, благодаря которым Тор победил великана.
Грифоны, грифы
(греч.) — мифические чудовища с туловищем льва и головой орла. По легенде, Г. жили на севере и охраняли золото Зевса, находящееся в стране гипербореев, от племени одноглазых аримаспов.
Гудрун
(сканд.) — «битва + руна (магический знак)» — девушка из рода Гьюкунгов, правившего бургундами, сестра Гуннара и Хёгни. Чтобы выдать ее замуж за героя Сигурда, ее мать дала Сигур-ду выпить напиток забвения, из-за которого он забыл свое обручение с Брюнхильд и взял в жены Г. Позже на Брюнхильд обманом женился Гуннар, брачные испытания за которого выдержал Сигурд. Однажды Г. и Брюнхильд поспорили о том, чей муж доблестнее, и обман раскрылся. Брюнхильд, все еще любившая Сигурда и оскорбленная его невольным клятвопреступлением, стала подговаривать мужа убить Сигурда и добилась своего. Г. очень горевала по мужу, но затем вышла замуж за правителя гуннов Атли. Она предостерегала братьев от поездки к Атли, но те не послушались ее предостережений и были убиты им. Г. отомстила Атли, убив своих сыновей от брака с ним и накормив его кушаньем, приготовленным из их сердец. Затем она убила самого Атли и сожгла его дворец вместе со всеми обитателями.
Гуй
(др. — кит.) — дух умершего. В китайском буддизме — общее название демонов и духов ада. Считалось, что Г. похож на человека, но не имеет подбородка и не отбрасывает тени. Может внезапно становиться невидимым, превращаться в людей и различных животных. В большинстве случаев Г. — это неупокоенная душа убитого или самоубийцы, не захороненных на родовом кладбище. Считалось, что Г. боится крика, чтения духовных текстов, меча, которым зарубили много людей, мочи, плевка, тростника, различных амулетов. Различали Г. утопленников, повесившихся, съеденных тигром, огненных, волосатых, ожидающих на перекрестках, голодных и т. п.
Гуйму
(др. — кит) — «мать бесов» — богиня, может рождать небо, землю и бесов. Живет в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона-луна, брови четырехпалого дракона-мана, глаза водяного дракона-цзяо.
Гуна
(др. — инд.) — «свойство», «качество» — название трех основных состояний, свойств, сил, присущих первичной природной субстанции (пракрита) как источнику всех проявленных и непроявлен-ных объектов. Это сатва (гармония, уравновешенность), раджас (подвижность, страстность) и тамас (косность, инерция). Г. соотносятся с водой, огнем и землей, с белым, красным и черным цветами. В «Бхагават-Гите» говорится, что влияние Г. определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей.
Гун-Гун
(др. — кит.) — бог воды, представляемый в виде злого духа с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове.
Гурии
(мусульм.) — «черноокие» — прекрасные райские девы, предоставляемые праведникам в раю как супруги на срок, зависящий от количества благочестивых поступков. Брак праведника с Г. является духовным, и Г. всегда остаются девственницами. Г. прозрачны и благоуханны, украшены драгоценностями, живут во дворцах. На груди у каждой Г. написано имя Аллаха и имя ее супруга.
Гухъяки
(индуист.) — «скрытые» — класс полубогов из свиты бога Куберы, живущих в горах и охраняющих скрытые там сокровища. Главой Г. считается Реванта, сын бога Сурьи.
«Д»
Давид
(евр.) — младший сын пастуха Иессея, ставший царем израильско-иудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя, победив в поединке великана Голиафа во время войны с филистимлянами. Д. поразил великана в лоб камнем из пращи так, что тот упал на землю, а затем отрубил ему голову. Увидев гибель своего героя, войско филистимлян обратилось в бегство. Д. женился на дочери Саула Мелхоле, но царь позавидовал его славе, и Д. был вынужден бежать от Саула. После гибели Саула и его сыновей в битве с филистимлянами Д. стал царем в Хевроне (Иудее), а впоследствии и во всем государстве.
Дажьбог, Дажбог, Даждьбог
(слав.) — «дающий бог» — древнерусский бог, связываемый с солнцем. Считался покровителем и родоначальником русских племен.
Дайтьи
(индуист.) — асуры, ттиДити и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам-адитьям.
Дакини
(др. — инд.) —
1. В индуизме — свирепые демоницы, составляющие свиту богини Кали.
2. В буддизме — женские существа, считающиеся партнершами идамов или выступающие в роли идамов.
3. В ламаизме — небесные девы, в широком смысле — любые женские божества или духи.
Дактили
(греч.) — демоны, считавшиеся спутниками Реи-Кибелыё. Сначала полагалось, что Д. живут на горе Ида во Фригии (Малая Азия). После того как культ Реи-Кибелы был перенесен на о-в Крит, стали считать, что они живут на горе Ида на Крите. Д. приписывалось открытие железа и умение его обрабатывать. Об этом свидетельствуют имена фригийских Д. — Кельмис (от слова «плавить»), Дамнаменей (от слова «укрощать») и Акмон (от слова «наковальня»). Д. отождествляли с куретами, корибантами и тельхинами. Им приписывали учреждение Олимпийских игр в Элиде.
Дакша
(индуист.) — «ловкий», «способный» — бог класса адитьев, седьмой сын Брахмы (или Праджапати), родившийся из большого пальца правой ноги творца. Наиболее примечательным в Д. является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити. Его женой стала Вирини, отождествляемая с ночью и родившаяся из пальца левой ноги творца. У Д. было 50 (вариант: 60) дочерей. Его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья — Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Д. Он устроил первое искупительное жертвоприношение, на которое были созваны все боги, кроме Рудры (вариант: Шивы). Разгневанный Рудра пронзил жертву стрелой, и она превратилась в созвездие Мригаширша («голова антилопы»). Затем Рудра напал на богов и начал избивать и калечить их, помимо всего прочего, снеся при этом голову Д. Когда Рудра успокоился, голову Д. нигде не могли найти и вместо нее ему поставили голову козла.
Далила
(евр.) — возлюбленная Самсона. Выведав по наущению филистимлян, что сила Самсона скрыта в его волосах, она усыпила героя, остригла его волосы и выдала его филистимлянам.
Дамаст
(греч.) — великан, получивший прозвище Прокруст.
Данавы
(индуист.) — асуры, дети Дану и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам. Тесно связаны с дайтьями. В битве с Индрой Д. были побеждены и рассеяны.
Данаиды
(греч.) — 50 дочерей царя Даная, вместе с отцом бежавшие из Египта в Аргос от супружеских притязаний 50 сыновей брата Даная Эгипта, но те явились в Аргос и силой принудили Даная отдать дочерей им в жены. По приказанию отца Д. в брачную ночь должны были заколоть своих спящих мужей кинжалами. Приказ отца исполнили все Д., кроме Гипермнестры, которая пощадила своего мужа Линкея. За это преступление они после смерти были обречены в Аиде вечно наполнять водой бездонный сосуд.
Данай
(греч.) — сын египетского царя Бела, брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей — Данаид. После бегства из Египта правил в Аргосе, где по его приказу его дочери в брачную ночь убили своих мужей, сыновей Эгипта. Единственный оставшийся в живых — Линкей — впоследствии убил Д. и стал царем Аргоса.
Даная
(греч.) — дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что ему суждена смерть от руки внука, и он заключил дочь в подземелье (вариант: в медную башню). Но Зевс проник к Д. в виде золотого дождя, после чего Д. родила Персея. Акрисий повелел посадить дочь и внука в ящик и бросить в море. Волны вынесли ящик на о-в Сериф, где рыбак Диктис выловил его и спас Д. с ребенком. Став юношей, Персей вернулся в Аргос и нечаянно убил деда диском на гимнастических состязаниях.
Дану
(др. — инд.) — «поток» —
1. Мать семерых асуров-данавов, и среди них — демона Вритры, поверженного Индрой. Д. связана с водами — когда Вритра («затор», «преграда») был повержен, ее жизненные силы пошли на убыль.
2. Один из эпитетов демона Вритры.
3. Эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.
Дарет, Дарес
(греч.) —
1. Жрец при храме Гефеста в Трое, которому приписывается составление догомеровской истории Троянской войны, записанной им на пальмовых листьях.
2. Фригиец, участник Троянской войны, которому Аполлон поручил предупредить Гектора, чтобы тот избегал сражения с Патроклом, так как, убив Патрокла, он впоследствии сам погибнет от руки Ахилла. Убит Одиссеем во время Троянской войны.
Дарума
(яп.) — японский вариант имени Бодхидхарма — одного из великих проповедников буддизма — один из главных богов японского буддизма, приносящий счастье и исполняющий желания. В дни религиозных праздников в Японии торгуют безглазыми изображениями Д., на которых рисуют один глаз, когда загадывают желание, и второй, когда это желание исполняется.
Дат
—
см. Дуат.
Дафна
(греч.) — «лавр»— нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.
Дафнис
(греч.) — мифический основоположник буколической поэзии, сицилийский пастух (вариант: фригийский певец), которому приписывали божественное происхождение. Д. считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребенка на о-ве Сицилия. Д. воспитали нимфы, а его единокровный брат Пан научил его играть на свирели и петь пастушеские песни. О гибели Д. существует несколько мифов. В одном говорится, что любившая Д. нимфа превратила его в камень за нарушение клятвы верности. Согласно другому мифу Д. покарала богиня Афродита за то, что он отверг любовь женщины, посланной ему богиней. Афродита наслала на Д. безответную любовь, и он бросился со скалы в море.
Дварака
(индуист.) — столица ядавов, созданная за одну ночь по приказу Кришны, когда он решил оставить Матхуру, прежнюю столицу. Через семь дней после гибели Кришны Д. была поглощена океаном.
Двенадцать апостолов
(христ.) — двенадцать избранных учеников Иисуса Христа, сопровождавших его в странствиях и составивших ядро первой христианской общины. Это братья Петр и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей), Симон Зилот (Каннаит), Иуда Искариот. После предательства Иуды вместо него был избран Матфий.
Двенадцать богов
(рим.) — группа высших богов Рима, заимствованных из греческой религии: Юпитер, Нептун, Марс, Аполлон, Вулкан, Меркурий, Юнона, Венера, Минерва, Диана, Веста и Церера. Д. б. образуют высший совет богов, который собирает Юпитер.
Деа Дна
(рим.) —
см. Акка Ларентия.
Деа Рома
(рим.) — богиня — покровительница Рима. Часто отождествлялась с Фортуной и Викторией.
Дева
(др. — инд.) — «бог» — класс богов, распределяемых по трем космическим сферам: небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита, Аптья, Апам, Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.
Дева Мария
(христ.) —
см. Мария.
Девалока
(будд.) — «мир богов» — в буддийской мифологии — один из разделов сансары. Находится на вершине горы Меру и выше. В Д. живут боги. Они, как, и другие живые существа, подчинены законам кармы и перевоплощения, поэтому после смерти могут воплотиться в более низких разделах сансары. Продолжительность жизни в Д. очень велика, в ней преобладает наслаждение или духовное созерцание. Д. состоит из 26 отдельных небесных Д., высшей из которых считается брахмалока.
Деви
(индуист.) — «богиня» — жена бога Шивы. В соответствии с двумя аспектами Шивы, благим и губительным, Д. также выступает в двух обликах и имеет несколько ипостасей. В кротком и милостивом облике она известна как Парвати, Ума («светлая»), Гаури («белая»), Джаганмата («мать мира»), Аннапурна («богатая пропитанием») ит.п. В грозном облике — как Дурга, Кали, Чанди («гневная»), Бхайрави («ужасная»), Махешвари («великая госпожа») и т. п.
Девкалион
(греч.) — прародитель людей, сын Прометея, женатый на дочери Эпиметея и Пандорры Пирре. Разгневавшись на людей, Зевс решил уничтожить их и послал на землю потоп. Д., правивший городом Фтия (в горной Фессалии), и его жена Пирра были единственными праведниками, которым Зевс разрешил спастись. По совету Прометея они построили большой корабль («ковчег»), на котором плавали по волнам во время девятидневного потопа. На десятый день Д, увидел гору Парнас и причалил к ней. Зевс (вариант: оракул Фемиды) дал Д. совет, как возродить человечество. Д. и Пирра стали бросать за спину «кости своей праматери», т. е. камни — кости всеобщей матери людей Земли. Из камней, брошенных Д., возникали мужчины, Пиррой — женщины. Сын Д. и Пирры Эллин стал родоначальником греческих племен.
Девять чинов ангельских
(христ.) — согласно иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита ангельские существа образуют три триады.
Первая триада (ближняя к богу) — серафимы, херувимы, престолы;
вторая — господства, силы, власти;
третья — начала, архангелы, собственно ангелы.
Дедал
(греч.) — «искусный» — легендарный скульптор и архитектор, внук афинского царя Эрехфея. Обучил племянника Талоса (вариант: Пердика), который превзошел учителя в мастерстве. Из зависти Д. сбросил Талоса с акрополя и был вынужден бежать из Афин на о-в Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил лабиринт для чудовища Минотавра, он же дал Ариадне клубок ниток, с помощью которого Тесей выбрался из лабиринта. В наказание Минос заточил Д. и его сына Икара в лабиринт. Тогда Д. сделал крылья из перьев, скрепленных воском, и вместе с сыном улетел на них с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. Д. добрался на о-в Сицилия к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., также прибыл в Сицилию и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но сначала предложил Миносу принять ванну, и дочери Кокала убили Миноса, обварив его кипятком во время мытья. Остаток жизни Д. провел в Сицилии.
Деды, Дзяды
(вост. — слав.) — духи предков. Обряд почитания Д. совершался на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (большие осенины, дедова неделя). В эти дни в жертву покойникам приносили пищу. Жертвенную пищу относили на кладбище или приглашали Д. на угощение в дом и посвящали им первую ложку или первый стакан, выливая их под стол или ставя за окно.
Деидамия
(греч.) — дочь царя о-ва Скирос Ликомеда, у которого Фетида перед началом Троянской войны прятала своего сына Ахилла, нарядив его в женское платье. Д. стала возлюбленной Ахилла и родила ему сына Неоптолема.
Деифоб
(греч.) — сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора. Д. отличился в Троянской войне во время битвы за корабли. После смерти Париса Д. стал мужем Елены. Во время взятия Трои погиб от руки Менелая.
Деймос
(греч.) — демон ужаса, сын Ареса.
Дельфийский оракул
— оракул, расположенный у подножия горы Парнас в Фокиде — крупный культовый центр, возле которого вырос богатый ремесленный и торговый город Дельфы. Согласно мифу Аполлон сам избрал место для своего святилища после того, как убил здесь Пифона (существовала легенда, что до прихода сюда Аполлона в Дельфах находилось святилище Feu). По желанию Аполлона храм построили зодчие Трофоний и Агамед. На высокой террасе в центре обнесенного стеной священного круга стоял храм Аполлона, выстроенный в дорическом стиле. От входных ворот к храму вела мощеная дорога. У подножия восточной скалистой стены текла вода священного Кастальского источника, наполнявшая каменную нишу, в которой паломники совершали омовение. Священным считался и другой источник — Кассотида. На южной стороне уступами располагались многочисленные сокровищницы. По обеим сторонам дороги стояло множество статуй и памятников, а при входе в храм стояла статуя Аполлона. Среди других святынь в храме находился камень метеоритного происхождения — омфал, считавшийся пупом земли. В сокровенную часть храма, где находился оракул, не имел права входить никто, кроме жрицы-вешательницы (пифии). Пифия отпивала глоток воды из священного ручья Кассотиды, жевала листья священного лавра и занимала место на золотом треножнике над расщелиной скалы. Древние авторы объясняли экстатическое состояние пифии вдыханием ядовитых испарений, поднимавшихся из расщелины. Выкрикиваемые пифией слова истолковывались жрецами как пророчество Аполлона.
Деметра
(греч.) — «земля-мать» — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле о-ва Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть — с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея
Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.
Демиург
(греч.) — «творящий для народа» — мифологический персонаж, создающий элементы мироздания и живые существа, как правило, путем применения ремесленных приемов (божественный ткач, гончар, кузнец). Первоначально Д. назывались греческие граждане, работающие за вознаграждение, — мелкие ремесленники, поденщики, моряки, рыбаки, врачи, строители, художники ит.п. В философии Платона Д. является творцом, создавшим мир из праматерии, во многих мифологиях Д. сливается с образом бога-творца, создающего мироздание и его отдельные элементы. К Д. также относят племенного (тотемного) первопредка, создавшего свой народ и места его обитания.
Демон
(греч.) — сверхъестественное существо, не являющееся богом и низшее по отношению к нему. В мифологиях различных народов Д. либо не подчиняется богу, либо враждебен богу. Он никогда не ставит своей целью благо человечества и не склонен к бескорыстному добру— может вступить в сотрудничество или даже помочь, но обычно враждебен и стремится причинить зло. В более узком смысле Д. — это злой дух, состоящий на службе у главного противника доброго божества и стремящийся повредить всем хорошим делам и начинаниям.
Демофонт
(греч.) — афинский царь, сын Тесея и Федры, брат Акаманта, сражался под Троей и освободил похищенную Диоскурами мать Тесея, свою бабку Эфру, служившую рабыней у Елены. По одной из версий мифа, Д. похитил у Диомеда троянский палладий и привез его в Аттику. Д. приютил в Аттике Ореста, бежавшего после убийства матери, а также Гераклидов, теснимых Эврисфеем. В одном из мифов говорится, что на обратном пути из-под Трои Д. женился на фракийской царевне Филлиде. Продолжив путешествие, Д. не вернулся к назначенному сроку, и Филлида в отчаянии повесилась. Она была превращена в миндальное дерево, которое расцвело, когда вернувшийся Д. обнял ствол.
Деянира
(греч.) — дочь царя Калидона Ойнея (вариант: Диониса) и Алфеи, сестра Мелеагра, жена Геракла. Д. хорошо владела оружием и умела править колесницей. Когда Геракл спустился в Аид за Кербером и встретил там Мелеагра, тот попросил его взять Д. в жены. Соперниками Геракла в сватовстве к Д. были кентавр Эвритион и речной бог Ахелой. Геракл победил обоих и женился на Д. От Геракла Д. родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. Однажды во время переправы Геракла и Д. через реку кентавр Несс попытался овладеть женой героя, но Геракл поразил Несса стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Желая отомстить, умирающий Несс посоветовал Д. собрать его кровь, которая когда-нибудь поможет ей вернуть любовь Геракла. Узнав, что Геракл собирается жениться на своей пленнице Иоле, Д. послала мужу пропитанный кровью Несса хитон. Кровь Несса от отравленной стрелы превратилась в яд. Надев хитон, Геракл погиб, а Д., узнав о случившемся, закололась мечом.
Джайна
(мусульм.) — «сад» — одно из наиболее распространенных названий мусульманского рая.
Джаханнам
(мусульм.) — от «геенна» — наиболее распространенное название мусульманского ада.
Джибрил, Джабраил
(мусульм.) — один из четырех главных ангелов (наряду с Микалом, Исрафилом и Израилем), соответствующий библейскому Гавриилу.
Джинн, Джинны
(мусульм.) — сверхъестественные существа, духи, часто злые. Считается, что Д. созданы аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут принимать любую форму и выполнять любые приказания. Подчинение Д. воле человека было одной из средневековых оккультных наук в мусульманстве. Д. связаны с Иблисом, но некоторые из них уверовали в Мухаммада. Различают три класса Д. — гул (гуль), ифрит, силат.
Диана
(рим.) — древнеримская богиня растительности, олицетворение луны. Впоследствии была отождествлена с Артемидой и стала также богиней охоты, деторождения и покровительницей диких зверей. Годовщина основания храма Д. на Авентинском холме считалась праздником рабов, а сама богиня считалась защитницей плебеев и рабов. С Авентинским храмом Д. связана легенда о корове, владельцу которой было предсказано, что принесший ее в жертву в этом храме обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел этой коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.
Диггаджи, дигнаги, диннаги
(др. — инд.) — «сторона света + слон» — мифологические слоны, охраняющие стороны света вместе с богами-локапалами. Главным среди них считается Айравата, слон бога Индры, охранителя востока. Пундарика (слон Агни) охраняет юго-запад, Вамана (слон Ямы) — юг, Кумуда (слон Сурьи) — юго-восток, Анджана (слон Варуны) — запад, Пушпаданта (слон Баю) — северо-запад, Сарвабхаума (слон Куберы) — север, Супратика (слон Сомы) — северо-восток.
Дидона
(рим.) — дочь тирского царя Бела, сестра Пигмалиона, который убил ее мужа, чтобы захватить его богатство. После гибели мужа Д. со своими приверженцами бежала из Финикии в Северную Африку. Там она выпросила у берберского царя Ярба столько земли для поселения, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Когда Ярб дал согласие, Д. разрезала шкуру вола на тонкие ремни и окружила ими большой участок земли, на котором основала город Карфаген (карфагенский кремль назывался «Бирса» — букв, «шкура»). Ярб стал свататься к Д., угрожая войной Карфагену, и Д. добровольно взошла на костер, чтобы спасти город от войны. В сказаниях об Энее приведена другая версия ее самоубийства. Когда герой после падения Трои нашел убежище в Карфагене, Д. влюбилась в него, но боги приказали Энею плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Д. не вынесла разлуки с Энеем и закололась его мечом на куче дров для костра.
Дикая охота
(зап. — европ.) — название возникающих на небе видений, которые воспринимались как группы призраков и злых духов, носящихся по небу в сопровождении призрачных гончих собак в дни зимнего ненастья (в период от Рождества до Богоявления). Считались опасными для людей, особенно на перекрестках дорог.
Дике, Дика
(греч.) — божество справедливости и правосудия, дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. Считалось, что она хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи.
Диомед