Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Катажина Грохоля

Бабочка на ладони

Магде и Адаму, и вовсе не из-за отсутствия к ним уважения
Вот Кшиштоф.

Кшиштоф вам не мальчишка какой-нибудь. Годы-то летят. Впрочем, сам он говорит так: «Все годы — мои». Да и каждый из их компании мог бы сказать то же самое. К этим самым годам присобачено окончание — четыре месяца и два дня. Столько времени прошло с его дня рождения.

У Кшиштофа когда-то была непокорная темная шевелюра, последнее время у него стрижка ежиком, но и коротко остриженные, волосы все равно пытаются виться. Если посмотреть сверху, у Кшиштофа на голове вечно три или четыре круга. Смахивает на стригущий лишай, между прочим. Или на таинственные круги на ячменных полях. Только Кшиштофу дела нет, что у него на макушке. Зато есть дело до всего прочего.

Кшиштоф старается изменить мир.

У него полномочия.

Он директор крупной фирмы.

Два года тому назад он купил «Вольво-840» с белым кожаным салоном, слегка б/у, прямо из витрины магазина на улице Длугой, дом двадцать дробь двадцать шесть. Буба никак не могла взять в толк, как машину втащили в эту витрину. Бася и Роза тоже. А вот Петру (и Роману, и Кшиштофу) было на это плевать. Их интересовала только динамика разгона, особенно на скользкой дороге. Для Петра имел еще некоторое значение крутящий момент двигателя. Но, когда они в воскресенье отправились в Закопане, оказалось, что времени на дорогу уходит ровно столько же, сколько требовалось старенькому «опелю» Петра и Баси. На шоссе-то, как всегда, была жуткая пробка.

Но Кшиштоф нисколько не огорчился.

— Даже в пробке веселее, если у тебя хорошая тачка, — объявил он. И наверное, был в чем-то прав.

Он необыкновенный.

За наличные купил! Это надо же! Богатей какой!

* * *

Вот Бася.

Бася горюет, что у нее короткие ноги, но это неправда. Просто Бася невысокая, и ноги у нее тоже невысокие. Она носит длинные юбки и не любит ездить на велосипеде. Ведь тогда приходится надевать шорты. Ну разве что погода прохладная.

Бася такая нежная.

Ее легко обидеть: она считает, что все сказанное ею может быть использовано против нее. На вопрос «который час?» она поднимается с места и собирается уходить. А ее муж Петр удивленно смотрит на нее и шепчет:

— Засиделись мы. Уже спрашивают, сколько времени.

Бася очень ранимая, и поэтому

Басе нелегко живется.

Правда, и не особенно тяжело. Только откуда ей об этом знать?

* * *

Вот Петр.

Петр женился на Басе два года тому назад — есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам, — по той простой причине, что он ее любил, а она была от него без ума. Карусель с креслами, подвешенными на цепочках, романтично вертелась в объятиях июньского дня, и Петр прокатился на ней под радостный визг детей и тем окончательно доказал Басе свою любовь.

Он такой смелый!

Значит, если ты меня любишь, то на все для меня готов? А на что? Вот на эту карусель сядешь? Сиденья, казалось, взлетали в небо под самые облака. Но Петр храбро уселся в люльку и вознесся. И все ради Баси: ведь он с детства ненавидел карусели. Да и смешно — взрослый дядька среди детишек. А Бася умирала со страха — за него и за малолеток. Да тут еще эти отмороженные подростки — балдели бы себе по-тихому и другим не мешали. Так нет, сцепят по два сиденья и раскачиваются на полном ходу. И визжат, когда их заносит в сторону.

* * *

Вот Роза.

Роза всего в жизни добьется.

Она работает над собой. Степ, аэробика, аквааэробика, калланетика. Роза все умеет и прекрасно знает, что талия шестьдесят четыре — всего лишь вопрос тренировок и сильной воли. У Розы своя фирма, она хорошо зарабатывает и хорошо тратит.

Кто не умеет заботиться о себе, не сможет позаботиться о других.

У Розы доброе сердце. И душа. И всю свою душу она вкладывает в бутерброды. Холодные закуски у нее вкуснейшие, изысканнейшие, но Роза знает меру, обслуживает только маленькие приемы, не больше пятидесяти человек. Всех денег все равно не заработаешь, нечего из кожи вон лезть.

Роза ходит в театр, в кино. И в бассейн. И качает мускулы. О себе надо заботиться. А по средам и пятницам она встречается с Себастьяном.

Когда ты наконец выйдешь замуж, доченька?

Ты уже воспринимаешь жизнь всерьез?

Да, да, у Розы все замечательно получается. Просто превосходно. О замужестве она пока не думает.

Только как бы ей чего не проворонить.

* * *

Вот Себастьян. Ну и мужик!

Огромный. Сильный. В плечах метр двадцать пять. Себастьян закончил Академию физкультуры — чтобы никому неповадно было его колотить. А то в детстве его колошматили все, кому не лень. До четырнадцати лет он был прыщавым толстячком, не умевшим постоять за себя. Но вот закончились очередные каникулы — и к нему сунулся по старой памяти один из постоянных обидчиков. И получил трепку. Достойная кара за рассеянность: ведь за лето Себастьян вымахал под метр восемьдесят и нарастил мускулы. И реакция у него стала необычайно быстрая. С тех пор никто уже не смел поднять на Себастьяна руку, а ксендз Енджей,[1] который был свидетелем драки, записал мальчика на дзюдо. Для Себастьяна началась новая жизнь.

Тупой болван, зато какая задница!

Свои десять самых важных ягодичных мышц и прочие бицепсы-трицепсы Себастьян упражнял по вторникам и четвергам с семнадцати до девятнадцати. Однажды в четверг (была весна) он встретил в спортзале Розу.

* * *

Вот Юлия.

Вообще-то, ее еще нет.

Она еще сидит в аэропорту Хитроу и рыдает. У нее шесть тысяч фунтов на банковском счету и разбитое сердце. Насчет сердца постарался некто Дэвид, англичанин, с которым Юлия познакомилась в Кракове два года тому назад. Дэвид Чайлдхуд совсем не походил на холодного расчетливого британца-подлеца из книжки, ибо был горяч и страстен. Что ж, сволочи бывают и такие. Две недели романтики на Ягеллонской улице и в окрестных переулках — и Дэвид укатил, очарованный Юлией. А Юлия осталась в Кракове, очарованная английским любовником. Миновало еще два месяца — влюбленные активно пользовались электронной почтой, — и Юлия за компанию с «Боингом-737» приземлилась в Хитроу и пала в объятия Дэвида. Прошло еще сколько-то там дней — и оказалось, что у Дэвида имеется двухлетняя дочь, а немного погодя проявилась и мама дочки (по имени Мэнди), законная супруга, которая слыхом не слыхивала о разводе с мужем.

Разговор с Мэнди на английском стал для Юлии чрезвычайно важным не только потому, что ее собственный английский оказался вполне о\'кей, но и по совершенно другим причинам. Они-то и привели Юлию в аэропорт всю в слезах, хотя еще вчера она ругалась и кричала. На сносном английском, кстати сказать.

* * *

Вот Роман.

Он сбегает вниз по лестнице. Ступенек много, Роман снимает квартиру на чердаке. Или, если хотите, снимает слегка благоустроенный чердак под квартиру. Квартплата невелика, зато Роман вынужден выслушивать длинные речи пана Яна, чердаковладельца, насчет мировой политики, денег, евреев, властей и телесериалов. Пан Ян любит поговорить и не любит правительства, евреев и сериалы. А уж на этот счет ему есть что сказать, ведь «врага надо хорошо изучить, пан Роман». Пан Ян — пенсионер, Роман — художник.

Извиняюсь, а что вы рисуете?

Извиняюсь, а это что такое?

Время от времени Роману удается продать картину-другую, но есть он еще не совсем разучился. Вот и приходится зарабатывать на жизнь ремонтом квартир. Он умеет класть кафель, циклевать паркет, штукатурить и малярничать. Перед друзьями Роман старается не афишировать свою вторую работу. Стесняется.

У меня неплохой заказ.

Я сейчас ковыряюсь с проектом для «ФОРКЕРС».

А-а-а, ерунда, небольшая халтурна… Все лучше, чем ничего.

Помимо нанесения краски на стены и полотна, Роман еще врачует свою истерзанную душу. Ее Роману истерзала некая дама, имени которой художник никогда не упоминает. Однажды она покинула его чердак, сказав, что ей надо все как следует обдумать, если уж им придется жить вместе.

Обдумыванием женщина занялась не одна. Компанию ей в этом деле составил незнакомый Роману мужчина — художник встретил их вдвоем у кабаре «Под баранами», парочка была до того увлечена собой, что Романа и не заметила. И не похоже было, чтобы спутник дамы (отныне безымянной) взял на себя хотя бы часть тяжкой умственной работы.

С тех пор Роман не любит женщин и не доверяет им.

Бывает и так.

* * *

Вот Буба.

Ей двадцать два года, у нее острый язык и светлые волосы. Или черные. Или рыжие. Или морковного оттенка. Или соломенного. Иногда она золотистая блондинка. А иногда — шатенка. И т. д.

Буба, ну что ты вытворяешь, у тебя же волосы выпадут от постоянного перекрашивания.

Увидишь, что с тобой будет лет через десять.

Сбавь обороты, дорогая.

Буба носит тяжелые башмаки до колена, хотя они уже вроде как вышли из моды. Буба режет правду-матку. Буба ругается плохими словами. В окнах у Бубы хрустальные гирлянды — она любит радугу. Квартира у нее увешана колокольчиками-трубками, они рассеивают отрицательную энергию, а двери выкрашены в зеленый цвет — так рекомендует фэн-шуй. Буба любит кошек, а Петр, Роман, Себастьян и Роза любят Бубу. Она для них вроде талисмана особого рода, — талисмана, который сам надо оберегать. Буба долго жила с теткой и была трудным ребенком, время от времени тетка куда-то ее ссылала, только неизвестно, куда и по какой причине. Потом Буба опять появлялась, еще потом осталась одна: тетка умерла и оставила ей в наследство двухкомнатную квартиру — дверь в конце коридора, по левую сторону.

Буба возникала и исчезала в самый неожиданный момент. Никогда она не говорила о своей семье — словно тетка нашла ее в капусте. Впрочем, она сама долго считала, что так оно и было на самом деле. Тетка ей рассказывала, как раздвигала лист за листом и вдруг из самой середки кочана выпрыгнула Буба. Когда Бубе только-только исполнилось девять лет, ей довелось увидеть целое поле неубранной капусты. Был февраль, таял снег, кочаны были мороженые, все в гнили и студенистые, словно медузы. Девочка схватила тетку за руку и крикнула:

— Я ведь родилась в январе, а в январе нет капусты!

Бася рассказала Бубе все, что должна знать взрослая женщина, иными словами, щедро попотчевала ее банальнейшей трепотней — сначала о парнях, потом о мужчинах. Все они были сволочи — кроме Петра.

Разница в возрасте между ними становилась все незаметнее. Буба казалась старше своих лет, Бася — моложе. Через сколько лет они сравняются?

Юлия учила Бубу французскому языку, но очень скоро французский перестал Бубу интересовать. Дело кончилось на спряжении глаголов «иметь» и «быть», avoir и etre, необходимых в качестве вспомогательных для создания всяких там прошедших и будущих времен, коих во французском немыслимое множество. Бубу это открытие разозлило, и она записалась на испанский. Только вскоре преподаватель вернулся в свою Коста-Рику (оказалось, там говорят по-испански!), и Буба решила пойти на курсы японского. Через две недели она бросила всякую филологию, зато вместе с приятельницей, с которой познакомилась на курсах, принялась изучать оригами. Сейчас она из желания соригинальничать взялась за русский. И за английский. Не знает еще, бедняжка, что в английском куда больше глагольных времен, чем во французском. Да и в испанском, наверное, тоже.

Сейчас Буба блондинка. Она идет по оживленной улице к дому священника и слегка пошатывается.

Может, ей следует меньше пить?

* * *

Эники-беники съели вареники,Хотелось жить и любить,Считалочка кончилась, пряники-веники, —Значит, тебе и водить…

* * *

Они живут в этом городе, вон в том доме, и вот в этом, на чердаке и в съемной квартире, и в ужасной новой бетонной коробке (там так неуютно!).

* * *

Больше всех повезло Басе и Петру, им оставили квартиру в наследство его родители.

Хотя с другой стороны, у Петра больше нет родителей, тоже мне везение.

Зато у него есть жена, и они живут счастливо. И есть кому готовить.

Больше всех не повезло Басе. Как вышла замуж, так и живет у Петра. Не у себя же.

Зато о ней есть кому позаботиться. И муж ее любит. А это не так часто бывает в наше время.

А вот работу свою Бася терпеть не может. Ну что за профессия такая — библиотекарша? Тем более библиотеку скоро закроют.

Больше всех повезло Кшиштофу. Съемную квартиру ему оплачивает фирма. Блин!

Хотя с другой стороны, жить без родного угла…

Юлии повезло. Живет в Англии, а не в этом сральнике, в котором чем дальше, тем гаже. Если смотришь телевизор и читаешь газеты, очень хорошо это понимаешь. Хотя, если послать к черту средства массовой информации, все не так уж плохо. Средства массовой информации — это вам все-таки не средства массового поражения.

Не повезло Юлии. Она далеко от дома и от всех них, одна на чужбине, человек второго сорта, особенно в Англии. Ведь эти англичане — просто владыки мира, все прочие для них — люди второго сорта.

Вот Розе повезло. Она независима, свободна, делает что хочет, неплохо зарабатывает. Мало того, у нее фигура супермодели!

Однако, если как следует подумать, не повезло ей. Каждый день возвращается в пустой дом, где ее никто не ждет. С Себастьяном встречается? Это обычная связь по договоренности.

Лучше всех живется Себастьяну. Никаких обязательств, одни права, снимает с жизни сливки и ни перед кем не отчитывается. Раз уж Роза не против… Впрочем, это ее дело. Да и у него одного, что ли, такая двойная жизнь?

С другой стороны… Себастьян ездит на велосипеде и работает учителем физкультуры. Чужие дети его окружают. С Розой-то он встречается, но всегда у нее. Вообще о Себастьяне мало что известно, наверное, ему нечем похвастаться. И домой он никогда никого не приглашает. Почему? Как-то не спрашивали, не хочется лезть в чужую жизнь в грязных сапогах.

Вот Роману хорошо — творческая личность. Правда, какая-то не очень популярная. Уже столько лет прошло, а он все никак не прославится. Зато Роман занимается любимым делом. На замечательном чердаке с неприкрытыми стропилами и видом на городские крыши.

Ну прямо Тулуз-Лотрек.

Только без его болезней.

Хотя плохо ему живется, Роману-то. Прозябает на чердаке, температура зимой ниже пятнадцати градусов, в щели сквозит. Подрабатывает маляром, картин ведь никто не покупает. Страшное это дело — избрать себе занятие, которое никто не ценит.

Нет, больше всех повезло, наверное, Бубе. Уже почти четыре года, как умерла ее старая тетка Габриэля и, похоже, оставила ей состояние. Ведь Буба не работает, и деньги ее не заботят. Делает что хочет, и молоденькая такая.

Только Бубу все жалеют. Мало того, что у нее никогда не было настоящего семейного очага, так после смерти тетки она еще и осталась одна как перст.

Зато у нее целая жизнь впереди. Она ведь моложе всех.

* * *

Значит, Петр, Бася, Буба, Кшиштоф, Роман, Роза, Себастьян и временно отсутствующая Юлия. Они друзья.

Главное, они все друг о друге знают.

Вот Бася знает, что Роза очень педантична. Это многое объясняет. Ведь даже ее гигиеническая связь с Себастьяном поставлена на регулярную основу. Петр знает, что Себастьян не любит говорить о себе. И ничего удивительного. Что интересного можно рассказать об очередной сорокапятиминутке в компании недорослей? Юлия была в курсе, что Бася влюблена в Петра, задолго до того, как сам Петр осознал, что любит Басю. Когда Бася потеряла невинность, Юлия узнала об этом первая. Буба знает, каким одеколоном пользуется Роман (хоть и редко). Точнее, это лосьон после бритья, но очень дорогой. И магическое знание тут ни при чем, просто лосьон ему подарила на именины сама Буба года полтора назад. И как-то он его скупо тратит. Когда они в последний раз были у Романа в гостях, в ванной оставалось еще целых полфлакона.

Себастьян знает, что Кшиштоф пьет только «Пильзнер», а к «Живецкому» пиву и не прикоснется, непонятно почему. Все знают, что Кшиштоф учился в Германии, но вернулся, так и не защитив дипломную работу, потому что… да уж не просто так.

А вот Кшиштоф знает, что Петр все время ищет работу. Да, он прекрасный фотограф, ну и что? Все равно Петр за год зарабатывает столько, сколько Кшиштоф за месяц. Ну может, чуть больше.

Роза знает, что роман Юлии закончился трагически. Бася знает, что роман Юлии закончился лучше не бывает, ведь она порвала с этим пижоном, который ей, Басе, никогда не нравился. Бася знает, что Роза все глаза проплакала на фильме «Реальная любовь» с Хью Грантом.

Интересно только, с какой стати, ведь это комедия!

* * *

Ну вот и Петр выходит. Прерывать работу в середине дня ему не очень на руку, у него еще масса необработанных фото, но ксендз Енджей просил, чтобы вся компания зашла к нему в третьем часу. Ничего не поделаешь, закинет сейчас снимки в редакцию — и к священнику.

Петр выходит тихо-тихо, а то соседка напротив, стоит ей услышать шум на лестнице, не упустит случая и обязательно приоткроет дверь.

— Пан Петрусь, это вы? — спросит соседка, моментально приведя Петра в ярость. — Как там дела?

Розовое или голубое трико обтягивает тело, складки жира как на ладони — тьфу, гадость, — разве можно так одеваться в ее возрасте? «Там» — это где? У Петра в семье? В городе? В мире? Что за вопрос!

— Добрый день, — всякий раз отвечает Петр самым вежливым тоном. — Спасибо, хорошо.

И сбегает вниз по лестнице, не дожидаясь лифта.

— Пан Петрусь! — Иногда Розовое Трико распахивает дверь, когда Петр еще на площадке. — Будьте так любезны…

Петр любезен. Сам виноват, чего медлил?

Масло. Или овощи и зелень. Или апельсиновый сок (только из красных апельсинов). Или грейпфрутовый (из красных). Или двести граммов сыра (порезать). Двести пятьдесят граммов ветчинной колбасы (порезать). Чуточку сухой краковской колбасы, только перед тем, как порезать (потоньше), пусть снимут эту мерзкую искусственную кишку!

Зелень лучше не в наборе, а каждую по отдельности. Лук-порей (если попадется красивый, возьмите два), сельдерей, две-три петрушки. Немного квашеной капусты, только не очень кислой. А морковку пусть положат среднюю, не очень большую и не очень маленькую.

Запишите, сколько я вам должна, в субботу-воскресенье придет дочка и мы рассчитаемся.

Пожалуйста, пожалуйста, соседям надо помогать.

Даже если он вышел выбросить мусор, без носков, без куртки, в ноябре:

— Пан Петрусь, вы так любезны… Вас не затруднит купить лекарство по рецепту?

— Что вы, конечно, не затруднит.

И Петр возвращается к себе, напяливает куртку, натягивает носки и ботинки и вместо трех минут на поход к мусорному баку выбрасывает из жизни полчаса.

Только Бубе удается ускользнуть от всевидящего ока Розового Трико. Порой, правда, трико голубое.

Петр никогда не видел, чтобы на соседке было что-то другое.

Сегодня проскочил. Петр был уже этажом ниже, когда соседкина дверь заскрипела.

Повезло.

* * *

Я боялась, они опять будут два часа лить жидкость в вену. Капельницу в больнице я хорошо запомнила еще с давних времен — вдруг ужасно захотелось писать, а мне не пошевелиться. В конце концов я решила пойти в туалет вместе с капельницей. Мне никто не сказал, что можно повернуть краник — и лекарство перестанет течь, а то просто вызвать медсестру звонком и попросить выдернуть иглу. Держа прозрачный пластиковый мешочек над головой, я прошмыгнула в туалет, а там положила его на пол. Кровь из вены потекла по трубке обратно, и прозрачная жидкость окрасилась. Я перепугалась, что вся кровь из меня вытечет, и с мешочком в руках помчалась на пост. Медсестра долго смеялась, а потом объяснила, что, во-первых, от потери пары капель крови еще никто не умирал, а во-вторых, если захочется в туалет, надо позвонить.

На сей раз дело ограничилось уколом — разумеется, болезненным. Мне стало плохо, я чувствовала, как лекарство, которое мне впрыснули, расходится по всему телу. Если б могла, крикнула бы «НЕТ!» этому уколу, но речь шла о моей жизни, и оставалось только терпеть.

* * *

Вот ведь незадача — сегодня надо идти к ксендзу Енджею! Но ведь они так редко у него собираются, так что, откровенно говоря…

Хорошо еще, он не пытается вернуть заблудших овец в лоно церкви! Все-таки они взрослые люди. И вообще ксендз Енджей — дядя Баси. Даже смешно: ксендз — и чей-то дядюшка! Уж кого-кого, а священников точно следовало бы находить в капусте. Когда Бася призналась, что Енджей — брат ее мамы, ей не поверили. Ведь ксендз — не сын, не брат, не дядя и не племянник, а священнослужитель! Но тогда они были маленькие и во многое не верили. Бася, например, не верила, что ее родители занимаются этим самым. Правду сказать, она до сих пор в это не верит.

А вот Петр не верил, что ксендз Енджей носит брюки, и поразился, когда в первый раз увидел Енджея без сутаны. Да еще в шортах. Ксендз преподавал детишкам Закон Божий особым образом: играл с ними в футбол, лазал по горам, ходил в походы и — прежде всего — был с ними со всеми на «ты».

С детьми!

Неслыханное дело!

Тоже мне основа для веры в Бога!

Ну, в Бога-то, может, верят и не все.

Зато верят в ксендза Енджея.

А сам ксендз Енджей глубоко верит в Бога и не верит в докторов. Считает, что от них лучше держаться подальше, здоровее будешь. Медикам только попадись в лапы, сразу больным нарекут. Вон приходский священник из костела Святого Иосифа Работника сдал кровь на анализ, на самый обыкновенный анализ! И что? Оказалось, у него диабет. А не сдавал бы кровь, никакого диабета у него бы и не было!

Потому-то ксендз Енджей не идет к окулисту — глазник тоже ведь врач, — хотя со зрением у него все хуже. Еще найдут у него (не дай бог, постучать по дереву) какую-нибудь глазную болезнь. Ксендз купил в аптеке очки за двенадцать злотых и теперь видит лучше.

Хотя и ненамного.

С врачами он иногда беседует.

Но не о себе.

* * *

Все сидят у ксендза Енджея (срочное дело, сказал священник), на столе бутылка коньяка. Енджей трет глаза.

— Откуда такой хороший коньяк? — Петр рассматривает бутылку.

— Не помню, Петрусь. В глазах некоторых людей я вроде адвоката, хотя в конвертах мне ничего не преподносят, к сожалению… — Ксендз смущенно улыбается. — Пейте, дети мои, на здоровье, то есть кто за рулем, пусть лучше не пьет… Но если хотите, попробуйте. Отличный коньяк.

— Так пить или не пить? — шепчет Роза, не разобравшись хорошенько в словах пастыря.

— Пей, — говорит ей на ухо Бася. — Слышала ведь.

— У меня к вам большая просьба. — В комнате так тихо, что Енджей невольно понижает голос.

— Как, опять? — поднимается с кресла Кшиштоф. — Опять…

— На этот раз положение трагическое… Спасти может только пересадка, притом за границей. Все фонды уже подключены, но собранных средств все равно недостаточно…

— Ты прямо спец по трагическим положениям. — Себастьян улыбается. — Ты всегда так говоришь.

— Не упоминай при мне о болезнях. — Роза органически не переносит разговоров о смерти, болезнях и увечьях. Себастьян прекрасно об этом знает и все равно касается запретной темы.

— У нас ремонт, — быстро произносит Бася и вопросительно глядит на Петра.

Напряжение повисает в комнате ксендза Енджея. А ведь все они друзья уже много лет, хоть он и ксендз, а они с церковью не очень чтобы в ладах. То есть, собираясь, например, в Канаду и подавая документы на визу, в графе «вероисповедание» все бы выставили «римско-католическое» (за исключением Бубы, она последнее время выдрючивается и собирается перейти в магометанство), но ведь сейчас речь не о заполнении анкеты. И этот противный Енджей им всем вроде старшего брата, сколько ночей провели вместе у костра, да и за бриджем, какое уж тут обращение в свою веру!

Енджей считает, что верует человек или нет — на то воля всемилостивейшего Господа Бога, а не скромного священника. Но если долг призывает ксендза, он к ним первым обращается за помощью. Ведь он знает их как облупленных и может на них рассчитывать.

Иногда.

Однако сейчас все молчат. Ну что же, времена нелегкие, своя рубашка ближе к телу, все удовольствие от посиделок с бутылочкой «Fiest French Brandy Raynal XQ» прахом пошло, теперь вся забота о том, как сохранить лицо, не касаясь кубышки.

— Знаешь, Енджей, я зарабатываю… — Роза краснеет, она не то хотела сказать, надо по-быстрому сменить тему. Разумеется, она постарается помочь, только не заставляйте ее думать о больном (может быть, даже тяжелобольном) человеке, не ее это дело. — Надо поискать…

— Об этом-то я вас и прошу… — В глубине души Енджей знает, что поступает правильно.

Чувство смущения, неизбежное при такого рода просьбах, привычно сменяется ощущением, что он творит благое, богоугодное дело.

— Неплохой. — Петр не сводит глаз с коньяка. Жидкость в бокале светло-золотистая, словно старый монастырский мед, она оставляет во рту горьковатый привкус, разогревает пищевод, а потом теплая волна возвращается обратно. — Ты же знаешь, мы планируем ремонт…

Неловкое молчание прерывает Буба. Какая спокойная, совсем на нее не похоже.

— Раз надо деньги отыскать, так отыщем…

— Господи, до чего же мне надоели твои сентенции!

Кшиштоф старается никогда не злиться, но Бубе всегда удается вывести его из равновесия.

— Ты и твои мыслишки из книжки! С неба само ничего не падает!

— Ну-ну, — все-таки вмешивается Енджей, — это не так, Кшись. Стучите — и откроют вам, просите — и дано вам будет.

— Да я не об этом. Просто Буба рассчитывает заставить людей сделать что-то вопреки их желанию! А ведь каждому нелегко живется! У нее неверное представление о мире!

— Думаешь, не заставлю? — Буба вызывающе ухмыляется.

— Я ведь вас прошу только подумать… На этот раз надо почти…

— Сколько?

— До миллиона недостает около двухсот тысяч.

— О Пресвятая Дева, полная благодати! — Себастьян замечает, что ксендз Енджей завел глаза, и сразу дает задний ход: — Это я о своей матушке. — И присовокупляет: — У меня нету.

Надо налить коньячку: Хоть чуть-чуть.

— Миллион — это всего лишь кучка монеток. — Буба поднимает голову. — Одна монетка, вторая, третья…

— А всего этих монеток миллион, — кривится Кшиштоф.

— Но считать-то начинаешь с одного злотого, — не сдается Буба.

— А кто на этот раз?

— Разве это важно? — Ксендз тянет свой бокал в сторону Себастьяна, словно желая с ним чокнуться. — Человек, которому нужна помощь. Идите, поспрашивайте, время не ждет, жизнь человеческая бесценна. Может быть, твоя фирма, Кшись, поможет?

— По статье рекламы не пройдет, — качает головой Кшиштоф и сразу же добавляет: — Я ни при чем, так проводят расходы…

— Кроме того, самое главное в жизни — это сраная любовь, — ядовито шипит Буба.

Даже ксендз Енджей морщится, правда, почти незаметно.

— Я прошу прощения, просто так уж… повелось. — Кшиштоф потирает лоб, не желая вступать с Бубой в спор и в то же время стремясь как-то растолковать свою последнюю неловкую фразу. — Дело в том, что если бы это была какая-нибудь большая акция, например оплату донорского сердца освещало бы телевидение, я бы эти деньги включил в расходы, убедил бы руководство, что за эфирное время мы бы заплатили не меньше. Разумеется, не такую сумму, но хоть часть… Все так делают, это как бы косвенная реклама… Все-таки какой-то выход… — Кшиштоф чувствует, что запутался, и умолкает.

— «Все», «всегда», «никто». Вот за что я тебя люблю. Твоя конкретность тебе в карьере не помеха? — Буба смотрит на Кшиштофа, тот крутит головой и кусает губы: не хватало еще поругаться с ней у ксендза Енджея. Но когда-нибудь он ей все выскажет. — Если чего-то очень хочется, то все можно сделать, — добавляет Буба важно.

Кшиштоф отлично знает, что это не так. Он пытался как-то спасти одного человека, но уже ничего не изменишь, так что и вспоминать об этом нечего. За это он и не любит Бубу и не хочет выслушивать ее дурацкие, ребяческие, высосанные из пальца теории, которые вносят хаос в его упорядоченную жизнь. Хотя он многое бы отдал, чтобы хоть одна такая теория воплотилась в реальность.

— Ну что же, — ксендз Енджей поднимается, — подумайте, дети мои.

— Мир не переделаешь, Буба. — Роза тоже встает и одергивает малиновый свитер на безукоризненно плоском животе.

— Это тебе только так кажется. — Буба сгребает с тарелки соленые орешки, которые Петр по рассеянности посыпал сахаром.

Дети мои! Надо же! -

* * *

Кшиштоф смотрит вслед уходящему Петру. Как красиво тот попрощался с Баськой! А ведь она в его полном распоряжении каждое утро и каждый вечер, чего ему с ней так картинно прощаться? Роза машет рукой и бежит в противоположную сторону. Себастьян все еще разговаривает с Енджеем, а ведь оба так торопились… А ему, Кшиштофу, пора на работу, чтоб ее!

Быстрее всего будет пройти через Рыночную площадь, а потом свернуть на Шевскую. И вот он, офис.

Ну вот, пожалуйста. Буба сидит у памятника с каким-то парнем. Понятно, почему первая выскочила от Енджея, неслась как на пожар. И теперь, поглядите, держит чувака за руку. Ну какой из него мужик? Пацанчик еще, юнец, сопляк. Бубе такие нравятся? Очень на нее похоже.

Триста тысяч долларов на операцию. И такую кучу денег надо еще собрать! Интересно, если Господь Бог дает людям все, что им нужно, почему он пожадничал в отношении ксендза Енджея?

* * *

Петр с облегчением вздыхает. Дверь закрыта на нижний замок — значит, Баськи еще нет. Когда-то он любил возвращаться домой, а теперь почти разлюбил.

Теперь ему нравится возвращаться в пустую квартиру. Кто бы мог подумать!

Розовое Трико его проворонила, наверное, набросится на Баську.

Петр ставит сумку на столик в прихожей. В сумке камера «Никон», объектив для макросъемки и длиннофокусный штатник AF 80-200. Оба объектива куплены в кредит.

Кроме того, в сумке лежит себе спокойненько маленькая резиновая груша вроде тех, которыми прочищают носики младенцам. А Петр с ее помощью чистит матрицу фотоаппарата, что, между прочим, не так уж просто. Надо осторожно приподнять зеркальце, аккуратно вложить под него носик груши и тихонечко дунуть. Удалять из нежной техники крупинки жизни — это вам не детские носы прочищать! Раз сменишь объектив — и уже прилипла какая-то дрянь: в воздухе чего только не летает! Без груши не обойтись. Как, впрочем, и без косметической кисточки за 132 злотых, которую Петр свистнул у Баси. Кисточкой он чистит объектив.

Кроме аппарата, объективов, груши и кисточки в сумке лежит еще и большой блокнот. Совсем недавно записи в нем были такие:

Адам Гладыш — вторник, или Бернадетта Издебская — пленэр, «Нъюсвик», или модель Ханда хочет обратиться лично.

Теперь записи покрыл налет тайны:

Иотем — чс, формат 30/40, среда 17.

Или:

Макалин Цезарий — забрать пятница.

Иотем — это Иола Марковская, чс — частная сессия, формат 30 на 40, отдать на CD.

Макалин — сокращение от Магды и Калины, которые заказали портфолио и теперь не желают платить. Петр никак не может решить: отдать снимки сейчас и поверить, что девицы заплатят, как только представится возможность, или подождать, пока они заплатят, и только потом отдать. Как только представится возможность. Басе фотографии Калины и Магды не понравились бы. Ну что это такое: обе голые, а у одной еще и сережка в пупке. На эту деталь Петр, говоря откровенно, обратил внимание. Когда в «Фотошопе» чистил пятнышко на бедре.

Цезария к Макалину Петр добавил для маскировки. А то у Баси появилась дурная привычка просматривать ежедневник Петра и приставать с расспросами. Вот с такими:

Тебе обязательно видеться со всеми этими женщинами?

Вопросы жены ставили Петра в тупик. Как-то раз он попробовал объяснить Басе, что невозможно сфотографировать объект, не видя самого объекта, и Бася обиделась. Сказала, что Петр ею пренебрегает.

А скандалов Петр не хотел.

Вот и пришлось зашифровывать записи в ежедневнике. И всякий раз чистить память мобильника, перед тем как вернуться домой. Ведь жена проверит.

Петр перестал давать клиентам домашний телефон.

Чтобы не расстраивать Басю.

Только все эти шпионские игры не очень помогали.

— Как съемки?

— Нормально, — отвечал Петр. А что он мог сказать?

— Тощие страшилы, и у всех целлюлит, — заикнулся он как-то после показа мод.

— Я тебе не верю, ты только так говоришь.

— Замечательная женщина, прекрасный скульптор. А какие у нее декоративные ткани! Говорит, отдаст по себестоимости. Поехали в следующий раз к ней вместе?

— Наверное, ты ей вскружил голову, — холодно и сухо отвечала Баська. — К тому же я ненавижу размалеванное тряпье.

Так что Петр все больше помалкивал.

С тех пор как его взяли на работу в агентство, появились не только постоянные заказы на съемку премьера и президента — желательно, чтобы получились с глупыми рожами. (Но хоть бы раз премьер поскользнулся на банановой кожуре и шлепнулся в лужу кетчупа, который как раз разлил президент, повалившийся на стол лицом прямо в груду цыплят!) Много стало и заказов частных.

В том числе обращались и молодые девушки, прочитавшие объявление в газете (работа для молодых, стройных, без комплексов, фото обязательно), и начинающие модели (вы — женщина редкой красоты, типаж как раз для моей фирмы, прошу представить портфолио и заплатить тысячу злотых комиссионных, не волнуйтесь, не пройдет и нескольких дней, как деньги к вам вернутся); были заказы и от влюбленных девушек (понимаете, такое фото, чтобы парень в армии обо мне не забыл и чтобы можно было заплатить в рассрочку).

Квартира Баси и Петра — на четвертом этаже старого дома на улице Зеловой, 32. Когда-то в ней жили родители Петра, а еще раньше — родители его матери. Бабушку Петр вспоминает словно сквозь туман. Она сидела в большой комнате (той самой, где есть балкон с перилами из кованого железа) и рассматривала фигурки из майсенского фарфора и фотографии близких, стараясь запомнить побольше, пока не ослепла. Входить в комнату и мешать бабушке было строго-настрого запрещено.

— Ну как никто в этом доме не поймет, что мне надо сосредоточиться. Я ведь слепну!

Родители Петра ходили на цыпочках, к накрытому столу бабушку приглашал тихий стук в дверь. Иногда она отказывалась от еды из-за мигрени.

После смерти бабушки нашли большую шкатулку красного дерева, доверху наполненную фотографиями с обтрепанными краями, — бабушка рассматривала их через лупу. Петр, тогда еще мальчик, никак не мог понять, почему бабушка предпочла снимки живым людям. Вот так, хитростью, фотография покорила его сердце, и любовь оказалась взаимной.

Первый же снимок, который Петр послал на конкурс, получил премию. На этом снимке был запечатлен работник морга, потребляющий огненную воду прямо из горлышка на фоне живописного покойника, оставленного без присмотра. Понятное дело, труп — он и подождать может. А водка нет.

Свое фото Петр сделал «Зенитом» потихоньку от всех: его героя терзала жажда, и он ничего вокруг не замечал, а родители были увлечены разговором с другим ритуалыциком (предстояли похороны бабушки) и тоже не обращали на сына внимания.

Под названием «ВОТ ОНА, ЖИЗНЬ» Петр отправил фотографию на международный конкурс в Париж. Было ему двенадцать лет. Когда из Парижа пришло известие, что его произведение выиграло, и автор получил официальное приглашение — приезжайте и получите денежки, — в доме разразилась буря.

Так что Петр всегда знал, кем будет. Только аппараты менялись — после «Зенита» появилась «Практика», потом «Яшика», потом «Кэнон» и, наконец, «Никон», — но любовь Петра оставалась вечной и нерушимой.

Родителям пришлось примириться с тем, что из Петра не выйдет ни адвокат, ни врач, ни инженер, ни архитектор, ни даже специалист по политологии или там маркетингу и управлению, а всего лишь фоторепортеришка.

Просуетится всю жизнь, а толку мало.

— Ведь тебе даже кредит никто не даст, — сокрушалась мама, которая никак не могла постигнуть, что свободная профессия — такая же работа, как и всякая прочая.

— А как же социальное страхование, у тебя ведь даже должности со ставкой нет. — Время от времени отец Петра вспоминал, что без твердой ставки в наше время — труба. — А как же пенсия? Бросил бы ты дурака валять и устроился на нормальную работу.

Родители умерли один за другим в прошлом году и не успели в должной мере насладиться пенсией и выгодами социального страхования. А для Петра настоящее стало важнее будущего.

Бася относилась к страсти Петра с пониманием, пока речь шла о докторе Н., которую осудили за нелегальную торговлю кожей. Или о премьере, так и не подавившемся сосиской. Или о президенте. Или о какой-нибудь зверюшке в неожиданном ракурсе. Например, не птица, а летит. Как кот Бубы, который свалился с карниза и угодил прямо в объектив Петра. С четвертого этажа грохнулся! И хоть бы хны.

Но вот когда муж взялся за фотосъемку других женщин (показ белья на ярмарке в Познани), Бася стала остывать к фотографии.

А ведь он так сражался за заказы! И все у него было… тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Получил аккредитацию на всякие звездные церемонии. Устроился фотографом в глянцевый журнал. Делал сессии еще для нескольких изданий. Живи и радуйся!

Но Бася не радовалась.

— А это откуда, что-то ты мне не показывал, — бурчала она, стоя у мужа за спиной.

— Я же тебе говорил, это с…

— Ничего ты мне не говорил, впрочем, мне все равно.

Упрек сменялся печалью. А Петр вовсе не хотел, чтобы она грустила. У Баси и так было трудное детство, о чем он был прекрасно осведомлен.

Какая-то, блин, червоточина закралась в их отношения. Только какая?

Петр закрывает дверь на цепочку (привычка, воспитанная в детстве родителями), направляется на кухню, берет бутылку минеральной с газом и нажимает на кнопку автоответчика.

No new message — извещает «Панасоник». Ничего удивительного. Петр поднимается, проходит в комнату, которую Бася в добрую минуту окрестила «салоном», и видит, что на балконе опять топчутся голуби. Распахнув дверь, Петр хлопает в ладоши. Один голубь улетает, второй смотрит на него с презрением и не двигается с места.

Бася с отвращением относилась ко всему, что летает: к комарам, осам, пчелам, даже бабочкам, к большим и малым птицам и самолетам. Особо брезговала она голубями, а они, как назло, выбрали для свиданий именно их балкон. А этот вот голубь и вовсе держит в клюве засохший прутик. Нет, так не пойдет. Петр решительно направляется к птице, и та неохотно перескакивает на соседний балкон. Петр тяжело вздыхает, заранее зная, чем все это кончится. Оглянуться не успеешь, как балкон превратится в голубиное гнездо, а Бася при виде яиц обязательно впадет в отчаяние. Ведь голуби разносят всякую пакость, микробы, болезни, под крыльями у них полно блох и даже клопов.

И тем не менее живое уничтожать нельзя.

Бася очень близко принимает к сердцу зло, причиняемое другим.

При одной мысли о голубиных яйцах Петр весь холодеет. Возможностей тут только две.

Либо Бася будет плакать из-за микробов, зловредных насекомых и прочей гадости, которая того и гляди перекинется с голубей на нее.

Либо Бася будет плакать из-за того, что муж так безжалостно расправился с голубями.

Петр закрывает балконную дверь, включает компьютер и начинает просматривать фото. Вообще-то сегодня удачный день. Скульпторша, которую он снимал по поручению агентства, оказалась очень милой девушкой, он даже подвез ее до Матечного, когда они закончили. И снимки получились неплохие, хотя света в ее мастерской все-таки маловато. По пути он успел заехать в магазин стройматериалов и заказать кафель, какой Бася хотела в ванную: коричневый с золотыми прожилками, настоящий кофе с молоком. Ему, правда, хотелось чего-то желтого, солнечного, радостного. Но желтый цвет был табу — из-за гадалки, к которой Бася наведалась перед свадьбой, просто для смеха.

За каких-то паршивых восемьдесят злотых гадалка напредсказывала ей много чего. Только Бася все сразу же забыла. Лишь одно накрепко врезалось в память.

Берегись желтого цвета.

* * *

— Зенек, Зенек, что ты творишь, чем ты накачался? — Буба держала за руку долговязого наркомана, который на этот раз явно перебрал.

Зенек раскачивался из стороны в сторону и никак не мог сообразить, с чего это Буба так медленно говорит и то и дело вся морщится. Ведь все так замечательно. Такие краски. Ему хочется спать, а она его тормошит.

Так все здорово, так мягко и тепло, только лечь и соснуть. Ну что она его трясет, дура несчастная? Нет чтобы лечь рядом и посмотреть в чистое небо, ангелы сходят на землю, и крылья у них переливаются на солнце…

— Зенек, встань, я тебя отведу, тебе нельзя здесь оставаться.

А почему нельзя? Под ним пуховое ложе, херувимы и серафимы нисходят прямо на него. Если он откроет рот, они нырнут в него, и он сам поплывет по воздуху, легкий как перышко, только поспит немного на пуховых подушках, ну что она ему не позволяет лечь, глупо, ей-богу…