Даже «прогрессивность» ранних неандертальцев Европы в сравнении с поздними может объясняться половозрастными причинами: ранняя группа составлена в основном из женских черепов и более молодых особей. А поздняя группа представлена мужчинами средних лет и пожилыми.
Лоб у неандертальца был низкий, покатый, как бы «убегающий» назад. На лице сильно выступали вперед надбровные дуги, сливались в сплошной надглазничный валик. Верхняя челюсть сильно выдавалась вперед, резцы крупные, лопатообразные. Подбородочного выступа нет или он слабо выражен.
Надбровные дуги, низкий лоб и более резко очерченные «черты лица» в значительной степени отличают черепа неандертальцев от строения черепа нашего предка.
Особенно очевидным это стало после компьютерной реконструкции древних останков, причем было установлено, что все характерные черты проявлялись уже с самого младенчества.
Но все эти черты очень изменчивы. Так, например, надглазничные валики выступают тем резче, чем старше представленный индивид, и в зависимости от пола: у 50-летнего мужчины из Ла-Шапелль-о-Сен они резко выражены, у женщины из Гибралтара — меньше и еще меньше — у юношей из Шанидара, девочки из Тешик-Таш.
Главное: объем мозга неандертальцев достигал 1300–1600 см3 — это зачастую больше, чем у современного человека! Это намного важнее внешних особенностей рельефа черепа. Этот мозг и по строению мозг разумного существа. На слепках, сделанных с внутренней полости неандертальских черепов, ясно видно развитие отдельных долей мозга, связанных с размещением центров высшей психической деятельности: увеличиваются лобные доли, разрастается теменная доля. Согласно развитию мозга повышается свод черепа, уменьшается наклон лба, округляется затылок… В строении черепа неандертальца заметны черты, связывающие неандертальца с современным человеком.
Что характерно — заметно развитие неандертальского типа в ту же сторону, что и сапиенса: увеличение объема и усложнение структуры мозга.
Слабее развиты лобные доли… Это серьезно, потому что в лобных долях сосредоточены ассоциативные центры, важные для функции мышления, а также центры торможения. Возможно, способность к логическому мышлению была у неандертальцев менее развита, чем у людей современного физического типа, а его поведение характеризовалось резкой возбудимостью.
Но даже если это и так, то в сравнимой с современным человеком степени. Сложение неандертальца грубее.
Возможно, походка и моторика у пожилых мужчин напоминала движения огромной обезьяны.
Но в целом европейские неандертальцы не примитивны, а скорее специализированы. Их скелет морфологически приспособлен к обитанию в холодном приледниковом климате. Многие из этих черт являются не примитивными, а именно специализированными и даже в какой-то степени гиперсапиентными. Это значит, что такие признаки ушли от «обезьяньего» состояния дальше, чем это произошло у современного человека.
Судя по всему, неандерталец мог и говорить… Хотя тоже не в такой степени, как человек современного физического типа.
Речевые тракты современных людей разделены на две части — горизонтальную в ротовой полости, включающую собственно рот и ротоглотку, и вертикальную глотку, находящуюся позади языка и повыше гортани. Эти две части речевых трактов образуют определенный угол между собой и примерно одинаковы по длине. Движения же человеческого языка позволяют десятикратно изменять диаметр тракта, в результате чего люди обладают способностью к произношению формант дискретных звуков «и», «у» и «а» — так называемых открытых гласных, имеющих особое значение во многих современных языках.
Речевые тракты ныне живущих обезьян не позволяют им произносить подобные звуки: помимо маленького языка у этих приматов (в том числе и у наших ближайших родственников шимпанзе) горизонтальная часть речевого тракта непропорционально длинная по сравнению с вертикальной.
Мы можем произносить десятки гласных звуков, потому что у нас высокая, резонирующая гортань и полость рта. Выступающий подбородок тоже играет в этом важную роль.
Неандерталец имел гортань ниже, чем гортань современного человека.
Антропологи давно пытались восстановить мягкие ткани гортани неандертальца, чтобы выяснить, какие звуки он мог произносить. Еще в 70-х годах лингвист Фил Либерман из Университета имени Брауна в США сделал выводы о размерах гортани неандертальцев, на основании которых смог заключить, что речь неандертальцев была очень груба по сравнению с современной: неандерталец вряд ли мог произнести звуки «е», «о», «у».
Неандерталец не мог бы произнести звуки «я», «ё», «ю», «и».
Однако услышать звуки, издаваемые неандертальцем, стало возможным лишь сейчас. В последние годы антропологи из Университета Флориды в Бока-Ратон стали моделировать на компьютере звуки, которые мог бы произносить неандерталец. Ученые смогли синтезировать их голос, измерив параметры реконструированных речевых трактов древних людей.
Роберт Маккарти, главный автор данной работы, отмечает, что древние люди, судя по всему, не знали «универсальных» гласных звуков, то есть гласных, долгота — краткость которых имеют смыслоразличительную функцию. Именно такие звуки в наши дни составляют основу речи практически в любом языке. Благодаря навыку обращения с такими гласными люди, обладающие речевыми трактами разного размера, могут свободно понимать друг друга.
Но из этого исследования вовсе не следует, что неандерталец вообще не мог говорить.
Неандерталец не мог бы говорить по-английски.
Неандертальское «и» не имеет качеств долготы и краткости, и это не позволит неандертальцу внятно произнести слова «beat» (англ. — удар) с продленным «и» от короткого «bit» (англ. — кусочек, частица).
Точно так же неандерталец не мог бы говорить по-русски. Он не мог бы внятно произносить звуки «о» и «а», необходимые для произнесения слов нашего языка.
Но и сейчас есть народы, в языках которых только две гласные.
Неандертальцы из пещер Крапина, Ла-Мустье или Шапелль-о-Сен не могли бы правильно говорить по-русски или по-английски. Но они могли бы говорить по-чеченски, например. А понимать они могли бы любую членораздельную речь. В общем, общение неандертальца и современного человека вполне возможно.
По поводу исследований Либермана и Маккарти американский антрополог Э. Тринкауз сказал: анатомия рта и гортани менее важна, чем умение с ними обращаться. А такой большой мозг, как у неандертальца, мог появиться только у мыслящего и способного к речи существа.
Европейские неандертальцы рыжие, светлокожие, светловолосые. В одной американской статье даже напечатали «портрет» неандертальца… Получился он очень похожим на современных ирландцев.
Сапиенсы в Европе тоже стали такими!
Творцы мустьерской культуры
Мустье — это эпоха изготовления каменных орудий. Одновременно это культура, которую связывают с неандертальцами.
Принято выделять премустьерские и раннемустьерские культуры и позднее, или развитое, мустье. Возраст развитого мустье — 75–70 — 40–35 тысяч лет.
Прямая генетическая связь между премустьерскими культурами и нижним палеолитом устанавливается не везде. Большинство ученых согласны с тем, что европейское мустье первоначально развилось в Западной Европе и на Кавказе и оттуда распространилось на остальную Европу.
Для мустье не характерны двусторонне обработанные орудия. Ручные рубила если и есть, то уменьшаются в размерах, часто изготавливаются из отщепов.
Появляются листовидные наконечники и острия различных типов, а самое типичное орудие мустье — скребло.
Мустьерские памятники довольно четко разделяются на базовые лагеря и на временные охотничьи лагеря с их бедной и специализированной индустрией. Встречаются и мастерские для добычи и первоначальной обработки камня. Базовые лагеря и временные охотничьи стойбища располагались как в пещерах, так и под открытым небом.
В кантоне Берн (Швейцария) найдены мустьерские места добычи кремня в виде вертикальных ям глубиной 60 сантиметров, выкопанных роговым орудием. Здесь же производилась первичная обработка кремня. В Балатенловаше (Венгрия) открыты две шахты среднего палеолита, в которых добывались лимонит и гематит — красящие вещества. В шахтах найдено более сотни орудий из рогов и костей благородного и гигантского оленя (топоры, острия, лопаточки). Из этих шахт в древности было извлечено около 25 м3 красящих веществ.
Основным занятием населения оставалась охота. Есть много признаков того, что охота у неандертальцев стала специализированной: неандертальцы использовали такую важную особенность севера, как изобилие многочисленных стад животных одного вида. Эта специализация намного сильнее прослеживается на севере ареала неандертальцев, чем на юге.
В Северной Италии до самого начала рисского оледенения охотились на самую разнообразную дичь. Места для базовых лагерей выбирались там, где охотничья территория создавала максимальное разнообразие в ресурсах.
Гейдельбергский человек регулярно брал таких животных, как слон, гиппопотам, носорог. На той же территории неандертальцы осваивали совершенно другие ландшафты. Ведь субтропические влажные леса и болота исчезли, а с ними вместе слоны и бегемоты.
Люди мустьерской культуры пещер Монте-Чирчео (Средняя Италия) охотились на животных, которые обитали на их охотничьей территории. В окрестностях пещер находились открытые местности, где паслись лошади, и области редкой парковой растительности или сухих светлых лесов на водоразделах. В таких лесах обитали олени и дикие быки. Недалеко были и густые влажные леса, в которых жили кабаны и косули.
Пока нет никаких признаков целенаправленной специализации в охоте. Базовые лагеря располагаются так, чтобы можно было использовать ресурсы разных зон.
Иная картина в сухом прохладном климате Испании. Там, в пещере Мори, около 50 % костных остатков принадлежит крупному быку, остальные — благородному оленю и лошади. Открытые пространства и возможность хранить мясо порождают специализацию.
В Крыму охотились почти исключительно на дикого осла (Староселье) и сайгу (Заскальная), в Кавказе, в Воронцовской пещере, 98,8 % остатков фауны принадлежат пещерному медведю. Уважаемые коллеги очень удивляются тому, как неандерталец охотился на такого крупного и опасного зверя, как медведь. Опять недооценка физических и духовных возможностей человека. К тому же пещерный медведь был не активным хищником, а всеядным гигантом, со склонностью скорее к растительной пище. Человек же был активным хищником. Если современный человек может брать медведей рогатиной и копьем… если охота на медведя — обычная форма хозяйственной деятельности у многих народов, то чем неандерталец хуже? В Эрде (Венгрия) объектом охоты был в основном пещерный медведь (было убито около 500 особей), а в меньшей степени — лошадь.
На Ильской стоянке (Кубань) до 87 % охотничьей добычи приходится на кости бизона (тоже зверь грозный и могучий, посильнее медведя будет). Население поселения Молодова на Днестре в мустье охотилось главным образом на мамонта, а также на лошадь, бизона и северного оленя.
В Кёнигсхауэ близ Гарцских гор в современной Германии группа людей около 30 человек жила с апреля по октябрь на берегу озера, в довольно открытой местности. В тростниковых болотах и в лесах из ольхи, березы, тополя они охотились на мамонта, носорога, дикую лошадь и быка.
Еще севернее, на поселении Лебенштедт у Зальцгиттера (Германия), неандертальцы 55 тысяч лет назад существовали в условиях тундровой растительности. Основным их занятием была охота на северного оленя, бизона, лошадь, шерстистого носорога. Все каменные орудия — орудия охоты и разделки туш. Это летний лагерь группы охотников (40–50 человек), живших здесь всего по нескольку недель, но в течение ряда сезонов.
Неандерталец охотился и на пушных животных. В гроте Ортюс (Франция) охотились на пантеру, рысь, волка. В Эрде брали пещерную гиену и волка. Возможно, конечно, что у неандертальца вкусы отличались от наших, но вообще-то на этих зверей ради мяса обычно не охотятся.
Во многих поселениях неандертальца зафиксированы охота на птиц, собирательство диких плодов. В пещере Кударо (Кавказ) отмечена активная рыбная ловля.
Мустье неоднородно. В мустье Европы выделяется ряд локальных и временных вариантов. Знаменитый французский археолог Ф. Борд на материалах памятников Дордони выделил несколько комплексов мустьерских орудий. Он считал, что это различные культуры, сосуществовавшие в течение многих тысячелетий, не оказывая заметного влияния друг на друга.
Уважаемые коллеги много спорят о том, что стоит за такими различиями. Некоторые соглашаются с Бордом и говорят об археологических культурах. Другие полагают, что это не археологические культуры, а пути, или линии, развития.
Пути, или линии, развития отражают ограниченность используемого сырья, уровень развития техники, определенный набор орудий. Число путей развития ограниченно, и каждый из них не привязан к определенной территории. Напротив, на одной и той же территории сосуществуют различные пути развития. Таким образом, к одному пути развития могут относиться памятники, весьма отдаленные друг от друга и принадлежащие к разным культурам. Выделяют леваллуаский, зубчатый, типично мустьерский, шарантский, понтийский и другие пути развития.
Пытаются выделить и мустьерские археологические культуры — территориально ограниченные группы памятников, сходных по набору орудий: сходство прослеживается не только в основных типах, но и в количественном соотношении групп различных орудий. Внутри культур находятся памятники различного хозяйственного назначения, равно как и разновременные. Но развитие внутри одной такой культуры удается проследить только изредка, лишь там, где многослойные памятники мустье содержат однокультурные слои.
Неоднородности мустье Европы не отрицает никто, спорят только о том, какие именно реалии стоят за этими различиями.
Мощность культурных слоев в мустьерских памятниках больше, чем в нижнепалеолитических. Это интерпретируется как результат увеличения оседлости. Человек дольше жил на одном месте. Если жил сезонно, то чаще и регулярнее сюда возвращался.
Неандертальцы идут по миру
Приспособившись к холоду, неандерталец расселился почти на всей свободной от ледового покрова территории Европы. Значительно возросло по сравнению с нижним палеолитом число археологических памятников. Территория европейской части России заселяется вплоть до Волги. Мустьерские местонахождения появляются в бассейне Десны, верховьях Оки, Среднем Поволжье. В Центральной и Восточной Европе памятников среднего палеолита в 70 раз больше, чем нижнего.
Уже писалось о том, что во время похолоданий неандерталец расселяется на Переднем Востоке вплоть до современного Ирана (пещера Шанидар).
Есть интересное предположение, что это похолодание связано с извержением вулкана Тобав на Суматре — катастрофическое извержение, самое сильное за последние несколько сотен тысяч лет. В атмосферу было выброшено огромное количество породы, в высоких широтах началось резкое и сильное похолодание. В Европе очень холодный климат держался 68/69 — 62/61 тысячу лет. Именно в то время неандертальцы появляются в низких широтах: на Переднем Востоке и в Средней Азии.
Допустимо сомневаться, неандерталец ли оставил все памятники типа мустье: может быть, люди другого физического типа заимствовали эту технику обработки камня? Но погребение в Тешик-Таш — определенно неандертальское.
Памятники мустье есть и в Южной Сибири, по крайней мере до Енисея. Оставили ли их именно неандертальцы, такой же вопрос. Но если неандерталец проникал сюда — это очень логично: климат Южной Сибири напоминал климат приледниковой Европы. Любой биологический вид, любая форма жизни распространяются в знакомом климате и в привычных природных условиях. Неандерталец расселялся в холодных местах, в приледниковых ландшафтах, которые хорошо знал и к которым был прекрасно адаптирован.
Очень часто людей, обитавших в Восточной Азии между 200 тысячами лет назад и появлением там человечка современного физического типа, тоже называют неандертальцами. В какой степени они имеют отношения к неандертальцам Европы — непонятно…
Для ученых старших поколений, лет 100—40 назад, все было просто и очевидно: существовала неандертальская стадия развития всего человечества. Палеоантропы по всей земле сменяют архантропов. Палеоантропы — это все, что находится между архантропами и человеком современного физического типа.
Для современного ученого все не так однозначно. Генетически «палеоантропы» Восточной Азии вряд ли хоть как-то связаны с неандертальцами Европы. Насколько имеет смысл выделять «стадию палеоантропов» — не очевидно.
Оставим для уважаемых коллег их высоконаучный спор о палеоантропах. Ограничимся двумя главными выводами:
1) неандертальцы Европы не имеют ничего общего с палеоантропами Восточной и Южной Азии;
2) неандертальцы Европы в периоды оледенений расселялись на Передний Восток, в Среднюю Азию и, быть может, в Сибирь.
Но что означает «расселялись»? Для нас земля, населенная одним человеком на несколько десятков квадратных километров, казалась бы пустой. Для человека тех времен вся земля была чьими-то охотничьими угодьями. Население на Переднем Востоке или в Средней Азии могло быть еще реже, чем в Европе, но главное — оно было.
«Расселиться» в этих местах означало вытеснить предшественников. Не обязательно истреблять их и вести войны, но тогда создавать для них неблагоприятную обстановку, вытеснять из тех же экологических ниш — как собака динго вытеснила сумчатого волка из Австралии.
Позволю себе утверждать: осуществить это неандертальцу было несложно. Потому что если о ранних неандертальцах этого нельзя уверенно утверждать, то классические неандертальцы вполне определенно стали лидерами мирового развития.
Везде, где появлялись неандертальцы, они несли свои достижения: начатки искусства, сложные представления о потустороннем, погребальный обряд, навыки сооружения жилищ.
Ни у кого другого на земле 70–40 тысяч лет назад не было ничего подобного.
Начатки искусства
Во многих мустьерских памятниках обнаружены плиты камня с искусно выдолбленными углублениями. Они получили даже специальное название — это так называемые «чашечные камни».
На известняковой плите из Ла-Ферраси (длина — около 75, толщина — 15 см) чашечные углубления располагались не поодиночке, а компактной группой, вдоль ее длинной стороны. В их размещении обнаруживается какая-то связь. Эта плита перекрывала погребение ребенка лет пяти.
Углубления объясняли как символ женского полового органа, как «знаковое письмо», «чашечки для хранения священной воды», чаши для жертвоприношений, изображения звезд, солнца, условные воспроизведения ран. Скажем сразу — до сих пор совершенно нет однозначного понимания, что же означают эти углубления. Главное — они существуют.
В той же Ла-Ферраси найдена гравированная кость при скелете в одном из погребений. На ней нанесены ряды параллельных насечек-нарезок.
Похожие изделия встречены в Турске Маштале в Чехии, в пещере Джручула в Грузии, сразу три гравированные кости — в мустьерском гроте Эскичо-Граппау (Франция).
Все это находки эпохи развитого мустье. А есть сведения о более ранних находках, рисс-вюрмского (Истюриц) и даже рисского возраста (Мекленбург). То есть первые параллельные насечки на кости сделаны еще в эпоху раннего неандертальца, раннего мустье.
В пещере Эрмитаж (Франция) найдены гравировки из углообразных фигур.
Крестообразные фигуры изображены на фрагменте нижней челюсти зверя из Видена (ФРГ), на плитке известняка в Цонской пещере (на Кавказе).
В пещерах Ла-Мустье и Ла-Ферраси обнаружены широкие полосы красной краски (охры), нанесенные рукой неандертальского человека поперек небольших плиток камня.
Еще интереснее находки в пещера Базуа в Северной Италии. В 1950 году в ней нашли новую галерею протяженностью 400 метров. Эта галерея была замурована еще в древности, в эпоху мустье. На пещерной глине стен сохранилось множество следов пальцев в виде параллельных «прочерчин» и отпечатки выпачканной в саже руки, а на полу — 25 отпечатков ног разных людей. В основном ходили подростки. Остались и сажистые пятна на месте брошенных факелов, такие же пятна на стенах: вероятно, факелами ударяли по стене, «оживляя» пламя.
На стенах найдены «глиняные кляксы» — следы шариков из глины, которыми кидали в стены. Десятки «глиняных клякс» диаметром от 3 до 7 сантиметров. Некоторые шарики так и валялись на полу — их не успели швырнуть.
И до этой находки были известны лепные шары из глины в мустьерских комплексах Ла-Кина, Мюре, комков охры в гроте Северного оленя в Арсисюр-Кюр (Франция). К Рисс-Вюрмскому межледниковью (порядка 130 тысяч лет назад) относится скопление шаров из лесса в Анхейме (Эльзас).
Оговорим сразу: конечно же, это только начатки искусства, следы каких-то неизвестных нам ритуалов. Но получается — 130—40 тысяч лет назад у неандертальцев были начатки искусства и сложные духовные представления, требовавшие ритуалов. А нигде больше на земле в это время их не было. По крайней мере искусства точно не было.
Таинственные каменные ящики
«Медвежьи пещеры» известны давно. Обилие в них костей медведя означает, как правило, действие глубоко естественных сил. У старых и раненых медведей есть обычай своего рода «самозахоронения»: предчувствуя смерть, животное забирается в самые глухие уголки пещеры и именно там умирает.
Но археологи давно обнаружили совсем другие «медвежьи пещеры» — такие, к которым самое прямое отношение имел человек. Еще с 1902 по 1927 год директор Музея естественной истории в швейцарском Сент-Гелере Эмиль Бехлер раскопал пещеры Вильдкирхли, Вильденманнлислох и Драхенлох.
Пещеры находятся на большой высоте, откуда открывается потрясающий по красоте вид на швейцарские Альпы.
Самая известная и яркая из этих пещер — Драхенлох, то есть «Драконья дыра». Высота ее — 2445 метров. Пещера представляет собой простой коридор 70 метров длины. 99,5 % всех обнаруженных в пещере костей — медвежьи. В основном это молодые медведи до 3 лет, редко-редко — 3–7 лет.
Среди прочих находок — «медвежий стол» из плиток известняка. Что-то вроде доисторического алтаря.
Вдоль стены пещеры тянется стеночка из плит известняка на расстоянии 50–60 сантиметров от скалы и высотой около 80 сантиметров. За стеночкой расположены склады костей медведей — длинные кости конечностей, группы черепов, 40 тазобедренных сочленений. Кости так тесно прилегали друг к другу, что видно было — их положили сюда уже без мышц.
Найдены и очаги, сделанные из камней. В одном из них, перекрытом тяжелым камнем, на линзе сосновых углей в 34 сантиметра, лежали обугленные кости лап медведя. Жертвоприношение? Ритуальное убийство самого опасного «орудия» медведя — его лапы? Кто знает…
Найден и странный каменный ящик со стороной порядка метра. Лицевая сторона ящика тщательно собрана из 18 отдельных камней.
Внутри ящика — 7 черепов медведей, поставленных один на другой, мордами к входу в пещеру. Сохранились позвонки — значит, головы клали еще свежими, черепами они сделались уже в ящике.
Еще найдены малые ящики — 6 штук. В каждом из них — отчетливые группы «выбранных костей». Композиции, заключенные в каменные ящики, обложенные плитняком. Черепа медведей стояли на плитках, как на постаментах.
В глубине пещеры найден каменный «сейф», перекрытый плитой 52 х 47 х 3 сантиметров. В «сейфе» заключен череп медвежонка 3 лет без нижней челюсти. Через его скуловую дугу продета бедренная кость.
Две правые большие берцовые кости проложены рядом — «веселый Роджер» каменного века.
Всего в Драхенлохе было использовано 50 медвежьих черепов, а в общей сложности — кости более 100 зверей. Захоронения медвежьих костей известны в Петерсхёле в ФРГ. Медвежьи кости погребали в специальных. каменных сооружениях в Регурду (юго-западная Франция).
Чаще всего уважаемые коллеги говорят о «зачатках религиозных верований» и проводят аналогии с известными языческими представлениями: анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Честнее сразу сказать, что мы не знаем, был ли медведь тотемом для древнего человека и были ли неандертальцы анимистами. Но какие-то идеальные представления у них явно были. И почему только «зачатки»?
«Натуральный макет»
Во многих местах встречаются признаки создания «натуральных макетов» — подобий зверя. В Торральбе полтуши слона просто принесли на площадку.
В пещере Пеш-Мерль множество медвежьих костей сложено в яме около 50 сантиметров глубиной, а на четырех глиняных «холмиках» около 30 сантиметров высотой каждый стоял очень крупный медвежий череп.
С точки зрения петербургского археолога А. Д. Столяра, это остатки глиняных сооружений, на которых натягивалась шкура зверя.
[42]
В пещере Монтеспан обнаружен «монтеспанский медведь» — безголовая скульптура 110х60 сантиметров, припавшего к земле безголового медведя, «присевшего в позе Большого Сфинкса».
[43] Между лапами скульптуры — череп медвежонка.
В глиняной шее — треугольное глубокое отверстие, «куда, наверное, вставлялся деревянный колышек, соединявший в момент „сборки“ глиняное тело с подлинной мордой».
[44] То есть приносили голову только что убитого зверя, приставляли к глине, накрывали холмик снятой шкурой… И совершали ритуал. Археологи дорого дали бы за удовольствие подсмотреть, но «машина времени» пока еще не изобретена.
Холмики с водруженными на них черепами заставляют вспомнить и восемь загадочных глиняных холмиков в JIa-Ферраси… Может, это тоже основы для натуральных макетов?
И в Монтеспане, и в Пеш-Мерле есть признаки того, что теперь называют «промысловой магией» — ритуальное поражение изображений зверей в ходе какого-то неизвестного нам обряда.
Придет время, и культ медведя распространится на огромные территории Земли. Жители Сибири и индейцы будут набрасывать шкуру медведя на глиняный холмик или на бревно — тот же самый натуральный макет, имитирующий медведя. С черепом медведя и с его лапой будут проделывать самые разнообразные магические действия. Даже зелья из них станут варить. В медвежью шкуру будут наряжаться шаманы, а другие шаманы других племен будут плясать с медвежьим черепом на голове. Медвежий клык станет символом мужества и оберегом, поедание медвежьей печени сделается актом причащения и способом посвящения в мужчины…
Но пока, 70–50 тысяч лет назад, нигде нет ничего похожего. Неандертальцы — единственные люди на Земле, которые поклоняются медведю и создают натуральные макеты.
Гении домостроения
Жилища известны с эпохи нижнего палеолита. С наступлением оледенения без жилища жить стало совершенно невозможно.
В юго-западной Франции мустьерские стоянки найдены под скальными навесами и в малых пещерах, редко превышающих 20–25 метров в ширину и глубину. Часть пещер, видимо, использовалась без каких-либо дополнительных сооружений, другая «дооборудовалась», чтобы приспособить их для человеческого обитания.
К концу Вюрма I относятся крупные многоочажные жилища, найденные во Франции (Ле-Пейрар, Во-дел\'Обезье). В Комб-Гренаде и Ле-Пейраре (южная Франция) открыты ямы от столбов, поддерживавших, возможно, занавесы из шкур. В Ле-Пейраре у основания навеса было выстроено жилище (11,5 х 7 м) из небольших каменных блоков, с очагами по главной оси.
Остатки десяти небольших жилищ обнаружены в низовьях реки Дюране (Франция).
Жилища под открытым небом найдены на стоянке Молодово I на Днестре. Это такое же точно жилище из костей мамонта с остатками очагов внутри, какие будет строить повсюду сапиенс… спустя самое короткое время.
Для этой эпохи, 70–40 тысяч лет назад, не известны никакие капитальные жилища ни в каком регионе Земли, кроме Европы. Даже на Переднем Востоке их нет.
Создатели погребального обряда
Некоторые ученые считают, что уже в поведении животных можно обнаружить определенные действия, характерные для преднамеренного захоронения: забрасывание останков сородича землей, ветками, на которых могли быть и цветы, и прочее.
Германский антрополог Ульрих упорно утверждает, что уже эректусы знали погребальные обряды. Они не закапывали своих покойников в землю, но совершали над ними сложные ритуалы, прощались с ними, провожали в другой мир.
Ульрих судит по следам работы каменными орудиями по костям и черепам эректусов. Во всех случаях он находит на них насечки и нарезки, свидетельствующие о совершении обряда.
Но до сих пор неизвестно ни одно погребение, сделанное до неандертальца. Все известные науке останки питекантропов, синантропов и других эректусов — это разрозненные останки людей, найденные вне какого-либо погребения. Чаще всего это останки людей, съеденных точно так же, как и все остальные животные, найденные в той же самой кухонной куче.
По поводу синантропов в пещере Чжоу-коу-Дянь под Пекином даже делались предположения: а может быть, синантроп вовсе не обитатель пещеры и не создатель культуры, а охотничья добыча людей другого физического типа? Поблизости от Чжоу-коу-Дянь обитали люди современного физического типа… Может, они охотились на синантропов, как на огромных обезьян, и ели их (напомню: для Ульриха, наоборот, синантропы — невероятно развитые и интеллектуальные существа, совершавшие сложные ритуалы)?
Вообще-то хорошо известна датировка скелетов людей современного физического типа из так называемого «Верхнего грота» Чжоу-коу-Дянь: порядка 20 тысяч лет. Так что предположения о синантропах — добыче сапиенсов, мягко говоря, натянуты. Но тут важен сам факт: останки синантропов таковы, что предположить нечто подобное возможно!
А с неандертальцем такого рода предположения не пройдут. Неандерталец исходно обнаружен как существо похороненное. Есть веские основания думать, что даже находка Фульрота из долины Неандерталь была уложена в могилу… Просто условия находки таковы, что не зафиксировать погребение не было ни малейшей возможности. Погребения не нашли, потому что не искали и даже не допускали возможности, что оно существует.
Классические находки неандертальцев в Шапелль-оСен и в гроте Мустье в 1908 году — это погребения.
В нижнем гроте Ле-Мустье в неглубокой могиле был обнаружен скелет юноши: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.
В Шапелль-о-Сен были найдены остатки погребения с почти целым неандертальским скелетом.
В 1909–1921 годах в Ла-Ферраси было найдено два скелета взрослых (мужчины и женщины) и четыре скелета детей.
В 1910–1927 годах в местонахождении Ла-Кина (в 25 км к югу от Ангулема, Франция) во время раскопок мустьерской стоянки были найдены многочисленные остатки захоронений, принадлежавших не менее чем 20 особям разного пола и возраста.
В 1924 году археолог Г. А. Бонч-Осмоловский вел раскопки в гроте Киик-Коба (Дикая пещера). Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем — три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки.
Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-Кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, зубр, пещерная гиена, дикая лошадь, большерогий и благородный олени, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай).
Всего по найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.
В этом гроте Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. Скелет лежал в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме.
Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении.
Раскопки в Монте-Чирчео (100 км к югу от Рима) показывают еще более сложную картину отношения неандертальцев к умершим. Там была найдена пещера, в углу которой лежал глазницами вниз череп старой женщины.
Теменное отверстие расширено, возле черепа в днище пещеры видно отверстие, в которое вставлялась палка.
Многие ученые считают — череп старушки насадили на палку с той же самой целью, с которой мы можем повесить в доме портрет или фотографию бабушки. Памятование и поклонение, сложный ритуал, хотя и никак не погребение. Впрочем, что сделали с остатками трупа бабушки? Вполне вероятно, что съели…
В 1938 году открыли погребение в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Это погребение в той же степени интересно само по себе, что и скверно раскопано.
И найден там не мальчик, а девочка, и какое-то дикое объяснение смерти придумали, и вообще все было не так, как говорил А. П. Окладников.
По Окладникову, скелет мальчика лежал в мелком углублении, а вокруг черепа были воткнуты в землю рога горного козла, которые образовывали вокруг черепа мальчика что-то наподобие ограды.
Если же верить известному немецкому антропологу Ульриху, кости девочки и горного козла выложили в сложный узор. А до этого каменными орудиями счистили с них все мясо.
Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.
В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Здесь и был обнаружен неандерталец — сорокалетний калека, потерявший руку и правый глаз.
В его погребении обнаружено такое количество пыльцы растений, «которое превосходило всякое вероятие». Кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник.
[45]
Цветы в основном лекарственных растений… Трудно сказать, что именно породило культ цветов: лекарственные функции или их символика. Возможно, уже для неандертальца цветы на могиле символизировали сам процесс жизни и смерти. Свежие, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы умирают. Весь этот процесс — словно модель человеческого бытия, красивый и мудрый процесс. И это началось с неандертальцев…
Интересно и важно, что найдены погребения именно поздних, классических неандертальцев. Прогрессивные, «атипичные» неандертальцы еще не хоронили покойников. Некоторые из уважаемых коллег предполагают, что просто их погребения пока не найдены… ведь возраст классических неандертальцев эпохи мустье — не более 70 тысяч лет. Тогда как возраст прогрессивных неандертальцев Рисс-Вюрма вдвое больше — не менее 100–130 тысяч лет.
Но, во-первых, если мы находим жилища прогрессивных неандертальцев и даже эректусов, то почему не сохраняются погребения? Какая-то мистика.
Во-вторых, прогрессивные неандертальцы изучены не так уж плохо. Если у них чего-нибудь нет, вряд ли это случайность.
В-третьих, если нет погребения в земле, это еще не значит, что нет погребального ритуала и обряда поминовения покойника. В Монте-Чирчео вон что сделали…
И Ульрих считает, что погребальному обряду столько же, сколько человечеству.
В-четвертых, классических неандертальцев в погребениях найдено больше, чем вне погребений. Для них быть погребенными стало так же или почти так же типично, как для нас с вами.
Большинство мустьерских погребений находится в пределах поселений, в основном в пещерах. Могильные ямы — неглубокие, неправильных очертаний, но часто вырыты или выдолблены специально для погребения. Это очень важная деталь — яму копали специально, чтобы положить в нее покойного.
Основной погребальный обряд — трупоположение на боку, со слегка подогнутыми в коленях ногами. Сверху погребение засыпалось землей или камнями. Там, где можно установить, погребенный обращен головой на запад или восток. В могилах находят минеральную краску охру, орудия и кости животных. В одних случаях считается, что все это могло попасть туда и случайно, из культурного слоя, а не в качестве жертвоприношений покойному (погребального инвентаря). Чаще всего так думают о погребениях, которые копались давно и небрежно, не на уровне современной методики.
В других случаях погребальный инвентарь в погребение явно положен намеренно — как видно в Шанидаре и Киик-Кобе.
Сам факт ставших системой погребений с инвентарем и строгой традицией трупоположения говорит сразу о многом.
О том, что связь умерших с родовой общиной сохранялась и после смерти. О том, что «своего» любили, что он и после смерти требовал заботы и почитания. О том, что неандерталец отлично понимал свое отличие от других животных. О том, что в сознании неандертальца существовали какие-то представления о «жизни после смерти».
О том, что была уже вера во «что-то».
О том, что неандерталец считал необходимым совершать сложные иррациональные действия.
Наверняка за десятки тысяч лет и на огромном пространстве применялись совсем разные ритуалы. Говорились разные слова и на разных языках, совершались разные действия. Но вот что поразительно: все найденные в погребениях неандертальские костяки положены в одной и той же позе. Поза спящего… Поза ребенка в утробе матери… Ее уж точно придавали трупу сознательно и преднамеренно. Не с тех ли пор в сознании человека отождествляются сон и смерть, смерть и брачная постель?
И еще одно: все покойники и во всех погребениях расположены головой на восток или на запад. Нет ни одного случая расположения трупа головой на север или на юг. Так везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине, в Средней Азии.
Почему?! А. П. Окладников считал, что это показывает: у неандертальцев существовал некий «солнечный культ».
«Существенно одно, — писал А. П. Окладников, — неандерталец уже убедился, что мертвец не просто „спящий“, что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о „жизни за гробом“».
[46]
Интересно, а у самого Окладникова были «какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти»? Если человек в молодости состоял членом «Союза воинствующих безбожников», а в старости частенько ставил свечку перед иконой, это свидетельствует о многом.
Культурная преемственность
Каким бы грубым и «обезьяноподобным» ни считать неандертальца, именно он, а вовсе не сапиенс был лидером мирового развития 130—35 тысяч лет тому назад. Не было на земле людей цивилизованнее, активнее, прогрессивнее, совершеннее. Неандерталец обладал самой высокой культурой на тогдашней Земле. Неандерталец жил в такой же степени сложнее и совершеннее остального человечества, в какой обитатели Европы превосходили остальное человечество в XIII или в XIX веках.
Бессмысленно и сравнивать культуру неандертальца с жившим тогда же человеком современного физического типа. Сапиенс уже был, но десятки тысячелетий сравнение всегда было бы в пользу неандертальца.
Неандерталец знал плотную меховую одежду и строительство домов, погребальный обряд и начатки искусства. Он совершал сложные ритуалы, создавал непонятные до конца культы медведя, в том числе медвежьей головы и медвежьей лапы. Он раскрашивал охрой и испещрял насечками кость и каменные плитки. Его каменные орудия были совершеннее и сложнее каменных орудий всех остальных людей на Земле.
Ничего подобного не было у сапиенса до того, как сам сапиенс заселил Европу и начал учиться у неандертальца. Учение могло принимать разные формы. Уже узнать, что нечто возможно: что можно построить теплое жилище и сшить меховой комбинезон, — тоже форма научения.
Интересно, что и у людей современного физического типа есть культ медведя: такой культ существует везде, где человек живет рядом с этим могучим, опасным и вкусным зверем. И что характерно, во всех местах прослеживается культ медвежьей головы и медвежьей лапы.
Точно так же в горах Средней Азии в местном язычестве горный козел — совершенно особое животное. Как не вспомнить рога горных козлов вокруг погребения в Тешик-Таш!
Сапиенсы пришли к этому самостоятельно? Все люди создавали культы особенных животных независимо друг от друга? Вполне возможно. Но именно неандертальцы первыми вошли в эту дверь. Они опередили остальное человечество, и они — лидеры.
Есть много признаков явного научения неандертальцев от сапиенсов: заимствование ими элементов культуры верхнего палеолита. Например, украшения. В мустье Европы украшений нет. Но сразу же после прихода в Европу сапиенсов неандертальцы вдруг начинают пользоваться ожерельями из звериных зубов, подвесками, гравированными предметами. В точности такими же, какими пользовались люди современного физического типа. Самое разумное и естественное объяснение этого — заимствование.
А кроме того, очень часто видна самая непосредственная преемственность сапиенса от неандертальца.
В двух случаях четко прослеживается культурная преемственность между вариантами мустьерской культуры неандертальца и культурами верхнего палеолита Homo sapiens.
На Ближнем Востоке непрерывное развитие одной традиции может быть прослежено с конца среднего до середины верхнего палеолита, то есть от финального левантийского мустье через переходные традиции к верхнему палеолиту: эмиран и ахмар.
Начало эмирана, а вместе с ним и перехода к верхнему палеолиту на Ближнем Востоке обычно относят ко времени от 43 до 47 тысяч лет назад.
Ахмар уже практически лишен среднепалеолитических черт как в технологии, так и в типологии. Возраст этой культуры — 36–38 тысяч лет. На севере Израиля и в Ливане ахмар прекращает свое существование после появления там первой стадии верхнего палеолита — ориньяка. Но в некоторых «периферийных» районах Ближнего Востока эта традиция доживает по крайней мере до начала Вюрма II.
Индустрии, находящиеся в самой нижней и самой верхней частях описанной последовательности, настолько несхожи между собой, что, не будь промежуточных звеньев, в них трудно было бы увидеть проявления одной традиции. Ранний эмиран и тем более позднее левантийское мустье очень мало похожи на ахмар.
Но благодаря наличию материалов средней и поздней фаз эмирана можно с большой степенью вероятности предполагать, что своими корнями ахмар связан как минимум с самыми ранними переходными индустриями Ближнего Востока, а скорее всего, и с индустриями конца среднего палеолита.
Кем же были носители эмиро-ахмарских традиций обработки камня? Судя по морфологии черепа и нижней челюсти из 17-го (ахмарского) слоя Кзар-Акила, их обладатель был человеком вполне современного анатомического типа. Это позволяет довольно уверенно связывать ахмар с Homo sapiens.
С эмираном вопрос намного сложнее. Тем не менее имеющиеся косвенные данные свидетельствуют все же скорее в пользу связи эмирана с неандертальцами, нежели с Homo sapiens. Во-первых, очень похоже, что в период формирования этой индустрии на Ближнем Востоке неандертальцы вообще были единственными его обитателями. Во всяком случае, все те человеческие кости, которые могут быть уверенно или с оговорками отнесены к интервалу от 40 до 70 тысяч лет назад, принадлежат именно им (Кебара, Дедерьех, Табун С1), тогда как останки Homo sapiens имеют или намного более ранний (Кафзех, Схул), или же более поздний (Кзар-Акил, слой 17-й) возраст.
Таким образом, имеются достаточно веские основания предполагать, что последовательность финальное левантийское мустье — ранний эмиран — поздний эмиран — ахмар представляет собой не только результат развития одной традиции. Это еще и пример культурной преемственности между неандертальцами и людьми современного анатомического типа.
С не меньшими основаниями, чем для эмирана, можно предполагать «двойное авторство» и для стрелецкой культуры. Она выделяется, прежде всего, благодаря наличию во всех относимых к ней комплексах двусторонне обработанных треугольных наконечников с вогнутым или прямым основанием.
[47]
Стрелецкая культура начала свое существование не позже 37 тысяч лет назад и, вероятно, даже несколько раньше, 40 тысяч лет назад. Самые поздние ее памятники в Костенках имеют радиоуглеродный возраст порядка 28–32 тысяч лет. В это время стрелецкие комплексы известны уже и далеко к югу (низовья Северского Донца), и далеко к северу (верховья Камы). Заключительный этап развития стрелецких традиций, представленный материалами Сунгиря и Русанихи, приходится на период примерно от 28 до 25 тысяч лет назад.
Истоки стрелецкой культуры большинство ученых связывают с микокскими комплексами Крыма (Заскальная 5, Чокурча, Пролом). Аналогии, выявленные и систематизированные М. В. Аниковичем,
[48] слишком специфичны и многочисленны, чтобы можно было списать их на счет параллельного развития или простой случайности.
Намного проще объяснить эти аналогии преемственностью между традициями мустье Крыма и юга Русской равнины (микоком) и стрелецкими традициями обработки камня (верхним палеолитом).
Есть ли основания и в данном случае предполагать существование культурной преемственности между людьми разного физического типа? Безусловно, есть. Средний палеолит Крыма в его микокской разновидности определенно был «делом рук» неандертальцев (Заскальная V И VI, Киик-Коба).
Скелеты из сунгирских погребений, связанные, скорее всего, со стрелецкой культурой, несомненно, принадлежат Homo sapiens. При этом, однако, для них отмечается и наличие ряда архаичных, «неандерталоидных» черт.
[49]
Получается, что у истоков традиции, представленной последовательностью «восточный микок — стрелецкая культура», стояли неандертальцы. Но настал момент, когда носителями этой традиции стали люди современного анатомического типа.
Впрочем, и мустьерская культура не обязательно только неандертальская. В 1953 году А. А. Формозовым раскопано погребение в пещере на восточной окраине Бахчисарая, в поселке Староселье. Здесь был обнаружен костяк младенца (немного моложе двух лет), лежавший под 40-сантиметровым слоем с находками мустьерского времени.
Но младенец из Староселья — ребенок современного физического типа! В очередной раз приходится вспоминать, что все не так просто…
Еще одно место, где заметна преемственность, — долина Днестра. Раскопки на многослойном поселении Молодова показали полное отсутствие зависимости между материальной культурой и физическим обликом ископаемого человека. До слоя V на поселении обитали неандертальцы. Позже — сапиенсы. А материальная культура развивается так, словно и не было смены физического типа человека. В том числе неандертальцы строили точно такие же жилища, тип которых сохраняется и в «кроманьонских» слоях.
[50]
Видимо, люди современного физического типа перенимают у неандертальцев их традиции монументального домостроительства…
Я привожу несколько случаев, когда даже уважаемые коллеги согласны: преемственность между неандертальцами и нами все же есть. А ведь наверняка преемственность была гораздо шире… В смысле, бывала в гораздо большем числе случаев.
Если я назову неандертальцев нашими учителями, кто-то еще, чего доброго, обидится. А ведь оно так и есть…
Загадочный неандерталец
Все же он очень загадочное существо, наш рыжий нордический неандерталец! Среди представлений о нем — прямо противоположные. В 1966 году американский антрополог Б. Кэмпбелл отнес неандертальского человека к виду Homo sapiens и стал его рассматривать в качестве подвида. Мы — Homo sapiens sapiens, а неандерталец — Homo sapiens neanderthalensis.
По мнению Кэмпбелла, огромна «размытость» границ между палеоантропами и человеком современного типа Homo sapiens.
Почти одновременно с Кэмпбеллом известный российский историк профессор Борис Поршнев определял неандертальцев как «высокоспециализированных обезьянолюдей». «Наши ископаемые предки до человека разумного были не людьми, а животными, существами, с нашей точки зрения, отталкивающими, до жути антипатичными, но изумительно приспособившимися к лихорадочному кризису земной природы в ледниковую эпоху».
[51]
Это мнение тоже разделяет часть ученых… Хотя сторонников Кэмпбелла больше.
Насколько далек неандерталец от нас с вами?
Согласно результатам недавних исследований группы ученых Цюрихского университета (Швейцария), неандертальцы были не одной из ступеней эволюции вида Homo sapiens, а отдельным видом, существовавшим параллельно с предками современного человека.
Выводы швейцарских исследователей подтверждают и совсем уж недавние исследования специалистов из Стэнфордского университета. Их мнение категорично: «Неандертальцы и предки современных людей не смешивались. Неандертальцы вымерли, не оставив своих генов в наследство человечеству».
Вымерли или нет — дело темное, но что факт: ареал Homo neanderthalensis по мере распространения Homo sapiens все более и более сокращался. В конце концов он распался на ряд небольших изолированных областей. Последние представители этой формы людей продолжали обитать на крайнем западе Европы и, вероятно, еще в каких-то районах (на Балканах, возможно, в Крыму), сосуществуя с людьми современного физического типа.
Иногда особо выделяют «пережиточных» неандертальцев Европы, живших после расселения сапиенсов (Шипка, Виндижа, Сен-Сезер, Мустье I).
Известный испанский ученый Хуан Луис Арсуага основывается на своих исследованиях в горах Атапуэрка, недалеко от города Бургос. Он приходит к выводу, что представители этих двух ветвей человеческого рода сосуществовали на Иберийском полуострове на протяжении 10 тысяч лет. Общее число их было около 8 тысяч. А затем, после очередного наступления ледника, между ними началась борьба. По мнению Арсуаги, лучше организованные и «технологически» более продвинутые кроманьонцы постепенно оттесняли неандертальцев на худшие территории, где те оказывались обреченными на вымирание.
Могли ли уцелеть, сохраниться до исторической современности неандертальцы? Почему бы и нет… Ведь и бушмены, и австралийцы, и тасманийцы, и некоторые африканские и южноамериканские племена — реликтовые типы людей, которые сильно отличаются от нас даже на уровне анатомии. Жили бы в труднодоступных горнолесных районах земного шара и продолжали бы жить без каких-либо существенных изменений…
Жаль только, что реальных свидетельств сохранений неандертальцев мы не наблюдаем. Есть, конечно, находки скелетов неандерталоидного типа то в погребениях новокаменного века, то в скифских курганах… Но все это — вне всякой системы. Ни одного поселения, похожего на Шапелль-о-Сен! Ни одного погребения типа Шанидар, но возрастом… скажем… ну, 5 или 6 тысячелетий.
Иногда с неандертальцами связывают так называемого «снежного человека» — он же реликтовый гоминоид, он же йети, он же чучуна, он же алмасты… Много названий у этого существа… или у разных, хотя и похожих существ.
Сам я абсолютно убежден в том, что эти существа — вовсе не плод фантазии, а совершеннейшая реальность. Пока я не буду доказывать своих слов и рассуждать о том, насколько и почему возможно их существование на Земле.
Важно отметить два обстоятельства.
1. Мохнатые и дикие полулюди, обнаруживаемые в разных областях земного шара, это явно вовсе не один биологический вид. Существа эти разные даже по размерам. От агогве — «мохнатых человечков» Африки, размером с подростка, до великанов ростом в 2,3–3 метра в Тибете.
Поведение и экология таких существ тоже очень различны — от скрещивающихся с людьми гоминоидов Кавказа до людоедов — сасквачей в Канаде и на севере США.
2. Все эти существа несравненно примитивнее неандертальца. Они не одеваются, не владеют речью, не знают огня, жилищ, искусства и орудий труда.
Неандерталец возник в холодном климате как существо, изначально способное построить «вторую природу». Неандерталец заведомо владел культурой в той же степени, что и сапиенс. Как и сапиенс, он не мог существовать вне культуры. Можно, конечно, предположить, что какие-то группы неандертальцев одичали и утратили культуру… Но такое же предположение можно сделать и по поводу сапиенса.
Было бы приятно думать, что где-то в горах и лесах нас еще ждет встреча с приземистым рыжим человеком, издающим ограниченное число гласных звуков. Живет такой, охотясь на крупных животных, а может быть, выращивая на укрытых в лесу делянках картошку…
Но места, где мог жить неандерталец, хорошо известны. Все они густо заселены современными людьми. Там, где мог жить неандерталец, для него места больше нет.
Возможность генетической преемственности
Но как же быть с явно неандерталоидными чертами людей из Сунгиря, из многих памятников начала верхнего палеолита? Как быть с неандерталоидными чертами австралийцев и тасманийцев — наверное, самой архаичной из существующих рас? Может, все-таки есть какая-то генетическая преемственность?
Большинство ученых считают, что неандертальцы должны рассматриваться как обособленный биологический вид, отделенный от Homo sapiens, возможно, и не совсем непроницаемым, но все же труднопреодолимым барьером репродуктивной изоляции.
По мнению большинства генетиков, если даже имеющиеся данные не исключают полностью вероятность гибридизации между людьми современного физического типа и неандертальцами, то и в этом случае вклад неандертальцев в генофонд Homo sapiens очень и очень ограничен.
Правда, количественные оценки возможной степени гибридизации могут очень сильно различаться: от 0,1 до 25 %.
Однако если судить по аналогии с некоторыми современными приматами, то может показаться вполне вероятным другое. Возможно, что, несмотря на внешние различия, вообще все виды рода Homo, включая современных людей и неандертальцев, потенциально были интерфертильны, то есть способны скрещиваться и давать при этом плодовитое потомство.
Например, вот род Рар\'ю (павианы)… Виды этого рода скрещиваются, но морфологически заметно различающиеся между собой. Эти виды, согласно палеогенетическим исследованиям, разошлись около 1,7 млн лет назад.
В отдельных случаях плодовитое потомство появляется и в результате скрещивания приматов разных родов, в частности таких, как Theroplthecus (гелады) и Рар\'ю.
В самое последнее время в геноме как неандертальцев, так и современных людей были выявлены некоторые особенности… По мнению описавших их исследователей, эти «особенности» проще всего объясняются, если допустить вероятность обмена генетическим материалом между неандертальцами и сапиенсами.
«Наиболее правдоподобной кажется так называемая ассимиляционная модель, сторонники которой, признавая африканское происхождение Homo sapiens, предполагают, что в процессе расселения последних за пределы их прародины имела место скорее хотя бы частичная ассимиляция, нежели полная аннигиляция автохтонного населения других регионов…
…Что касается неандертальцев, то действительно ряд общих черт в морфологии представителей этого вида и ранних анатомически современных европейцев позволяет предполагать, что их сосуществование сопровождалось хотя бы незначительной гибридизацией. Особенно показательно то обстоятельство, что на черепах европейских Homo sapiens ранней поры верхнего палеолита бывают довольно отчетливо выражены некоторые признаки, отсутствующие или крайне редкие у первых африканских и ближневосточных представителей нашего вида, но обычные для неандертальцев. Это, например, значительный среднелицевой прогнатизм и наличие хорошо выраженного затылочного валика. В частности, последний отмечен у 80 % (8 из 10) черепов европейских неандертальцев и 68 % (13 из 19) черепов верхнепалеолитических людей современного физического типа Европы, но ни разу не зафиксирован ни на черепах людей из Схул и Кафзех, ни на черепах ранних Homo sapiens Африки.
Факты такого рода свидетельствуют в пользу присутствия неандертальского анатомического компонента у европейцев ранней поры верхнего палеолита, наиболее простым и правдоподобным объяснением чего является гибридизация».
[52]
На вероятность гибридизации указывает сделанная в 1998 году находка полного скелета 4-летнего ребенка, жившего в современной Португалии 24 500 лет назад. Перед погребением ребенок был обернут в шкуру, окрашенную красной охрой, а на дне погребальной ямы был зажжен ритуальный костер. Особенности скелета сближают ребенка одновременно и с неандертальцами, и с ранними представителями современных людей: ему свойственно мозаичное сочетание признаков и тех, и других. А это означает, что европейские неандертальцы не исчезли бесследно 32 тысячи лет назад — они смешались с современными людьми и оставили потомство.
[53]
К тому же, говоря и о неандертальце, и о сапиенсе, надо иметь в виду: обе эти формы человека очень разнообразны. Между разными географическими популяциями обоих типов человека подчас прослеживается большое количество различий. Не забудем — до появления земледелия все люди на земле жили отдельными, изолированными популяциями. В этих популяциях накапливались признаки, сильно отличавшие этих людей от всего остального человечества.
В работах некоторых исследователей проводится мысль о том, что в Европе неандертальцы были представлены как минимум двумя вариантами. Один из них, внешне более близкий к сапиенсу, существовал в южных районах с относительно мягким климатом. Второй, классический, обитал в более высоких широтах — это крайняя степень приспособления к приледниковой зоне.
[54]
При этом «южный вариант» неандертальцев (Чирчео 1, грот Брейля и т. д.) сближают с неандертальцами Ближнего Востока. А эти неандертальцы Леванта также представляли собой довольно своеобразную группу.
Может быть, одни неандертальцы могли метисироваться с людьми современного физического типа, а другие — не могли?
Есть похожее мнение о неандертальцах как «кольцевом виде». Западные популяции неандертальцев наиболее анатомически обособлены и были репродуктивно изолированы от Homo sapiens. А восточные, и прежде всего ближневосточные неандертальцы, напротив, имели много общих черт с сапиенсами. Они представляли собой своего рода промежуточное звено, существование которого обеспечивало возможность межвидовой гибридизации. Если это так, то тогда понятно, почему признаки существования преемственности между двумя видами пусть и с оговорками, но все же прослеживаются на востоке и полностью отсутствуют на западе.
[55]
В общем, судьба разных популяций неандертальцев могла быть очень и очень различной.
Системное превосходство сапиенсов
Рассуждая о возможных причинах исчезновения неандертальца, уважаемые коллеги порассуждали о войнах, которые велись палками и камнями, о преимуществах сапиенсов в организации и в технологиях.
Как часто бывает, причину большой и сложной трагедии все время пытаются свести к одной какой-то причине. А возможных причин очень много.
1. Преимущества в пластичности.
Некоторые ученые полагают, что неандерталец исчез вообще вне связи с конкуренцией сапиенса. Период между 59 и 24 тысячелетиями — это эпоха сравнительно теплого, но очень нестабильного климата. Для этого периода выделяют как минимум 24 периода потепления, когда климат был сравним с современным или незначительно холоднее. В Европе и вообще в высоких широтах переход от стадии холода к относительному теплу происходил очень быстро, за считаные десятки лет. Такое «тепло» длилось от 500 до 2000 лет, а потом, опять за считаные десятки лет, устанавливался жестокий ледниковый режим.
Неандертальцы, по мнению некоторых ученых, не выдержали не холода или тепла, а именно постоянных перепадов. Вынужденные все время приспосабливаться и меняться, они вымерли. А сохранились дольше всего в Испании, где благодаря разнообразию ландшафтов природная среда была стабильнее.
Эта идея интересна, но критики не выдерживает. На юге Европы и тем более на Переднем Востоке и в Средней Азии природная среда была стабильнее, переходы от тепла к холоду и наоборот происходили более замедленно. Кто мешал неандертальцам осваивать именно эти районы? То есть известно, кто мешал, — сапиенс!
Если нестабильность среды и привела к вымиранию неандертальцев, то именно в силу его конкуренции с сапиенсом в новых условиях.
2. Преимущества в технологиях, благодаря которым сапиенсы кормились при большей плотности населения, а для неандертальцев земля становилась «пустой».
Допустим, технологии неандертальцы могли и заимствовать… Но вероятно, их собственная анатомия и физиология не давала им возможность заимствовать полностью, стать технологически равными сапиенсу.
Взять хотя бы то самое противостояние большого пальца у сапиенса, благодаря которому он мог брать, а не «сгребать». Неандерталец мог делать вещи ничем не хуже, но с большим усилием, реже и не в таких количествах. Трудясь, он проигрывал сапиенсу.
Вот тут колебания природной среды и правда могли сыграть роковую роль — при жесткой конкуренции за ресурсы.
3. Преимущества в организации и в культуре. Сапиенсы лучше говорили, лучше и плотнее общались между собой. Их коллективы были устойчивее и стабильнее.
Это тоже очень реальная причина, учитывая, что говорил неандерталец все же хуже, чем мы.
Эта причина могла сильно сказаться, когда климат сделался неустойчивым и надо было быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
4. Преимущества в типе питания.
Сегодня существуют методики, позволяющие по костям людей определять режим их питания. Получается, что неандертальцы были в такой же степени плотоядны, как волки и гиены. Они почти не употребляли растительной пищи. Это была очень калорийная, но однообразная диета. Разнообразное, насыщенное витаминами и различными микроэлементами питание очень важно для вынашивания плода.
У неандертальцев должна быть выше смертность и младенцев, и матерей.
Однообразие рациона вело к дефициту в организме неандертальских женщин ряда важных элементов (например, витаминов А, С и Е), — значит, у них были чаще выкидыши и рождение мертвых детей, чем у сапиенсов. И дети умирали чаще.
Разница всего в 2 % в смертности между популяциями привела бы к тому, что неандертальцы всего за 30 поколений, то есть меньше чем за 1 тысячу лет, полностью уступили бы место сапиенсам.
5. Преимущества в плотности сложения и в размерах тела.
Для могучих неандертальцев требовалось больше пищи. При резких кризисах природной среды дефицит пищи делал выигрышнее менее могучее сложение и способность ограничиваться меньшим количеством пищи. А она у сапиенсов к тому же еще и разнообразнее…