Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

12.000000000

УДК 94(47)

ББК 63.3(2)

Б90

Серия «Курс неизвестной истории»

Художник Г. Вдовенко

Подписано в печать 4.12.03. Формат 84Х108 1/32·

Уел. печ. л. 24,36. Тираж 3000 экз. 3аказ № 482.



Буровский, А. М.



Б90 Крах империи: Курс неизвестной истории / А. М. Буровский. — М.: 000 «Издательство АСТ»; Красноярск: 000 КИ «Издательские проекты», 2004. — 462, [2] с.: ил. — (Курс неизвестной истории).



ISBN 5–17–022756–6 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 5–98399–002–0 (ООО КИ «Издательские проекты»)



Строительство империи стало судьбой русского народа. В XVI1I–xrx веках это была прекрасная судьба, но все кончается. для удержания империи нам приходилось затрачивать все больше сил, все больше разорять собственную страну. Мы надорвались. И колоссальная Российская империя рухнула в одночасье …



УДК 94(47)

ББК 63.3(2)



© А. М. Буровский, 2004

© 000 КИ «Издательские проекты», 2004



Всем вам, кто будет говорить на разных языках и, может статься, даже убивать друг друга. Всем, кто про изойдет от меня, — всем людям разных народов, в которых будет течь моя кровь и кровь моих предков, посвящается



Крах империи: Курс неизвестной истории



Итальянцы и французы давно уже привыкли к мысли, что они не римляне. А мы, по недавности прошедших событий, все не можем осознать, что мы не русские.

В. А. Солоухин





ДЕТИ ИМПЕРИИ (вместо введения)





Надо учиться никому не льстить, даже народу.

Стендаль



Ни одного дня своей истории русский народ не прожил в своем национальном государстве. И все потому, что у него никогда не было своего национального государства.

Уже предки современных русских, украинцев и белорусов — древнерусский народ — были ярко выраженным. имперским народом. Киевская Русь — типичная империя: многонациональное государство, в котором один народ господствует над остальными. Со времен Олега и Игоря Русь складывалась как государство, в котором жили и смешивались племена финно–угорского, балтского и славянского корней. А древние русы господствовали в нем в политике, экономике и культуре.

Такова же история и всех осколков Киевской Руси; все государства, возникшие на ее обломках, — ярко выраженные империи. Даже Новгород Великий — многонациональное государство, плавильный котел многих народов и племен. Великое княжество Литовское и Русское — типичная империя, хотя именно эту империю построили и не русские. Великое княжество Литовское и Русское объединяется с Королевством Польша в единое государство — Речь Посполитую. И Речь Посполитая — тоже империя, конечно же.

Не русские строили эти империи, а литовцы–аукштайты и поляки, но тем не менее и русские жили именно в империях, и стало быть — по законам империй. В Великом княжестве Литовском русские находились на положении завоеванного, но культурного народа, в котором постепенно ассимилировались менее культурные завоеватели. Как маньчжуры ассимилировались в Китае, а мусульмане в Индии, литовцы–аукштайты постепенно принимал и православие, усваивали русскую культуру и со временем все меньше отличались от русских. В Польше все это было не так, и русские растворялись в польском этносе — особенно дворянство. Но жили — по законам империй.

Каждое русское княжество изо всех сил пыталось стать империей и поглотить остальные… как можно больше других княжеств! Московское княжество, Московия тоже типичная империя, причем московиты выступают в роли народа–завоевателя, имперской нации, повсюду наводящей свои порядки. А русские из других княжеств находятся в том же положении, что, к примеру, и финны.

В 1721 году Петр I провозгласил Российскую империю, а в 1795, после разделов Польши, в ее состав вошли и земли Западной Руси, и часть этнической Польши. Впервые с ХII века почти все русские земли оказались в одном государстве! Притом в государстве «своем», созданном русскими. Но это было вовсе не национальное русское государство, а империя. В Российской империи кроме русских жило много других народов; по отношению и к ним, и к белорусам и украинцам великороссы играли роль завоевателей. Но все три братских славянских народа ни одного дня не прожили не в империях. В их общественной и государственной жизни всегда была империя — «своя» или «чужая», но империя.

Усилиями рьяных сторонников перестройки чего–то и во что–то, так называемых «демократов», само слово «империя» начало звучать чуть ли не как ругательство. Быть сторонником империи, «империалистом», стало стыдно, люди стали скрывать свою приверженность империи и даже свою тоску от ее распада. Империя — это ведь очень плохо… Империя — это ведь массовые расстрелы и казни, это насилие, это выплеск жестокости. Империя — это Иван Грозный, опричники, реформы Петра, это Сталин и безвыходный ужас конца тридцатых. А раз так, то каждый, сказавший доброе слово об империи, становится сподвижником Малюты Скуратова и Берии, сторонником убийц, оправдывающим массовые расстрелы.

Люди, замороченные пропагандой, уже боятся и сами вспоминать то, что знают на собственном опыте: что империя — это еще и страна, где не выясняют, порой просто не знают национальности своих знакомых. И если даже кто–то вякнет: «А он же! ..», тут же раздастся уже не один и робкий, а много уверенных в себе голосов, укоризненно произносящих что–то в духе: «Какая разница!» и «Как вам не стыдно!». А ведь это было, и совсем недавно, всего какие–то двенадцать–пятнадцать лет назад, и еще вовсе не забылось. Сейчас даже стран. но вспоминать, каким ударом по мозгам стали погромы в Сумгаите, Баку, Фергане, этнические чистки в Молдове и война в Карабахе! Такого никто не ожидал, к такому никто не был готов. Остается признать, что империи имеют весьма различные стороны. Наивно не замечать их скверных, но так же наивно не замечать и их очень привлекательных сторон.

К сожалению, жителям Советского Союза были предложены только две крайние и притом чисто политиканские позиции. Империи вообще, и Российская империя в частности, или разрисовывались розовой краской и 06ъявлялись калькой с Царства небесного носителями горней благодати. Или разрисовывались другой, но опять только одной краской, без малейших полутонов, — на этот раз черной, и само слово «империя» тут же начинало связываться с бессмертным определением голливудского актера, а заодно и президента, Рональда Рейгана: «Империя зла».

Но, конечно же, разговоры и о «черных», и о «розовых» империях — это не очень серьезно. Публицистика не заменяет серьезного анализа, эмоции — понимания, а крик — вдумчивого разговора. Сейчас, в начале III тысячелетия по Рождеству Христову, у нас не больше понимания происходящего, чем было сто лет назад, Когда империя начала рушиться. Мы до сих пор не очень понимаем, в каком государстве живем и чем оно отличается от остальных. У нас за сто лет почти не прибавилось понимания того, как живут и погибают империи, а вот дурных эмоций выплеснуто было очень много.

Иметь серьезные ответы на корректно поставленные вопросы очень хочется. Это важно уже потому, что на протяжении веков русские строили империю и формировались как имперский народ. Империя стала государственной судьбой русского народа, и с этим ничего нельзя поделать. Мы — дети империи. С жизнью в империи связаны черты нашей личной и общественной психологии, поведение, характер, образ жизни, даже отношение друг к другу.

Некоторые историки всерьез считают, что англичане просто не способны сделаться обычными жителями национального государства: столько сил вложил народ в Британскую империю, что и сам изменился за века ее строительства. Империя больше не нужна, она развалилась, но англичане уже не могут жить в национальном государстве: они не приспособлены к этому и психологически, и социально, и экономически. В результате Великобритания отстает от более бойких европейских соседей, попадает в зависимость от США… Но поделать ничего не в состоянии.

Если это справедливая оценка, то что же сказать о нас, русских?!

достигла площади в 22,4 миллиона квадратных километров. Русский

флаг развевался над колоссальной территорией — от Камчатки и Северного Китая до Польши и Причерноморья, от Арктики до Центральной Азии. По переписи 1897 года ее население составляло 128,2 миллиона человек, из них 93,4 — в Европейской России, 9,5 — в Царстве Польском, 2,6 миллиона — в Великом княжестве Финляндском, 9,3 миллиона — в Кавказском крае, 5,8 миллиона — в Сибири, 7,7 миллиона — в Среднеазиатских областях.

Русские составляли всего 44% населения империи, но именно русский язык был официальным языком делопроизводства, культуры, администрации и науки.

И вся эта колоссальная империя рухнула в одночасье. Одно из самых загадочных свойств империй и вообще всех больших, могучих государств — гибнуть вот так, совершенно внезапно и совершенно неожиданно для всех участников событий.

Часть этой территории собралась потом в некое государство, объявившее себя как бы преемником Российской империи, — СССР. «Как бы» — потому что СССР был очень уж непоследовательным наследником: он объявлял себя наследником Российской империи всякий раз, когда ему это было выгодно, а когда надо было платить долги правительства Российской империи, как–то сразу вспоминал: ведь долги эти делали не рабочие и крестьяне! их делали злые буржуи, помещики и капиталисты! Пусть они свои долги и платят.

К тому же СССР построили не на всей территории Российской империи. Некоторые страны, входившие в Российскую империю (Финляндия, Польша), из нее вышли раз и навсегда, стоило той развалиться. Другие страны удалось вернуть обратно, то есть говоря попросту — второй раз завоевать (Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Молдова), но при первой же возможности они вышли из СССР и вряд ли вернутся по доброй воле. Если кому–то захочется присоединить их к Российской империи, их придется завоевывать в третий раз.

Российская Федерация гордо объявлена Россией, и в 1991–1993 годах в голову обывателя вдалбливалось: вот, мол, идет возрождение России! По телевизору некий бородач (ныне проживающий в Израиле) вел программу «Вести», особенно торжественно возглашая о ходе «возрождения» и служа зримым символом этого самого «возрождения» России. Как будто Россия была когда–то национальным государством, и как будто ее задача была в том, чтобы избавиться от ига Советского Союза!

Разумеется, РФ–Россия никак не тождественна ни СССР, ни тем более Российской империи. Так же, как СССР возник на развалинах Российской империи, наша страна–огрызок возникла на развалинах СССР. Это одна из множества таких же стран–огрызков, никогда не существовавших вне Российской империи, — как и Казахстан, и Киргизия, и Украина, и все прочие в том же ряду.

У жителей этих государств возникают вопросы, много вопросов. От ответа на каждый из них зависит и самоопределение, а порой и уважение к себе. Позволю себе свести эти жизненно важные вопросы в пять основных пунктов:

1. Что же такое вообще империя? Любое многонациональное государство или что–то особенное? В наше время ведь все государства можно считать многонациональными.

2. Чем следует считать империи вообще, и Российскую в частности? Исчадием зла или послом горних сил? Есть ли что–то хорошее в империях, и бывают ли хорошие империи? А значит, стыдиться ли россиянину своего собственного подспудного империализма или относиться к нему несколько более сложно?

3. Был ли СССР прямым продолжением Российской империи, и если был — то в чем именно?

4. Что такое Российская Федерация — это страна русского народа или нечто совершенно иное?

5. Распад СССР и весьма вероятный распад Российской Федерации — это неизбежность или здесь просматривается все–таки чей–то злой умысел?

В книге я попытался дать хоть какие–то ответы на эти вопросы… Но прошу все–таки иметь в виду, что эту книгу пишет не Господь, а скромный историк и философ. Все, что я буду предлагать в ней читателю, — не истина в последней инстанции, а лишь некоторый вариант ответа, попытка сказать что–то определенное о том, что же за империю «мы потеряли». И судить меня следует не очень строго.

К тому же я торопился, очень торопился… Я очень боялся дописать книгу уже после того, как рухнет сама Российская Федерация, и тем самым ее обесценить. А то стараешься, стараешься, а читатель выпятит нижнюю губу, надуется и произнесет: «Тоже еще, прорицатель нашелся! Говорит — все обязательно развалится… А оно уже три месяца как развалилось!» Там, где спешка — там и ошибки, и неточности, а материал исходно был так громаден, что охватить его весь я не мог бы и за десять лет работы. Поэтому я прошу читателя меня извинить, если я ошибся в чем–то или чего–то важного не дописал.



А. М. БУРОВСКИЙ





ЧАСТЬ 1. НАША СУДЬБА – РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ



История играет странные шутки с теми, кто применяет к ней насилие.

Л. Алексеева



Глава 1 Что такое империя?



Ты ступаешь по огню, прикрытому обманчивым пеплом.

Гораций



Империи были всегда, потому что народы развивались с разной скоростью. Империи существовали задолго до появления государств. Даже в первобытном обществе, когда о государстве и речи не шло, какое–то племя или род порой обгонял в развитии соседей. Это племя или род начинал теснить и обижать других: отнимал их имущество, присваивал их землю, заставлял платить дань или работать на себя.

Империи возникают там, где одни общества сильно опережают в развитии другие. Настолько опережают, что могут без особого труда завоевать их, присоединить к своей стране. Возникает государство, объединяющее много стран и народов — иногда очень разного происхождения. Одна из стран — ведущая, «титульная» страна, — ее народ и вырвался вперед, получил возможность строить империю. Эта страна очень обогащается притоком богатств из завоеванных стран, а имперский народ пополняется не ХУдшими представителями завоеванных народов.

Еще раз уточню — передовая страна может вовсе не быть государством. Передовой народ может быть попросту первобытным племенем. Племена индоевропейцев расселились на колоссальном пространстве от Северного Китая до Северной Индии и Западной Европы; во все эти края индоевропейцы несли свои атрибуты: свастику, поклонение огню и солнцу. Везде на всем этом колоссальном пространстве, почти во всей Евразии, местные народы растворялись в пришельцах или становились их данниками.

Индоевропейские племена плохо помнили о своем родстве, и, уж конечно, ушедшие в Китай или арии Индии понятия не имели о судьбе германцев и кельтов в Европе. Между собой индоевропейцы воевали не менее жестоко, чем с другими, неродственными, племенами.

Персидский царь Кир воевал сначала с родственным племенем мидийцев — персы покорили мидийцев, заставили платить жестокую дань. А ведь мидийцы говорили на языке, который отличался от персидского не больше, чем сербский отличается от русского. Очень родственные народы.

Царь Кир воевал с мидийцами, потом завоевывал Малую Азию и Вавилон, а под конец жизни стал воевать со скифами — еще одним очень родственным племенем. Языки скифов и персов различались меньше, чем современный русский и украинский, но это не мешало персам пытаться завоевать скифов, а скифам не помешало разбить и почти поголовно истребить персидское войско.

По легенде, скифская царица Томирис велела положить голову персидского царя Кира в мешок с кровью.

— Ты хотел крови, царь? Так получи!

Но и воюя друг с другом, индоевропейские племена распространились на колоссальной территории. При том, что они вовсе не создавали могущественных государств, не выступали централизованными армиями.

Индоевропейцы расселялись по лику Земли с Южного Урала не от хорошей жизни — ученые считают, что их гнали засуха и голод. Но везде, где они оказывались, индоевропейцы неизменно оказывались сильнее местных племен. И в дикой Южной Сибири, и в цивилизованной Индии. Они были сильнее — вот и расселялись, где хотели. У первобытных племен это получал ось не ХУже, чем у цивилизованных англичан, в XIX веке расселившихся по Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке.



РАЗВИТИЕ ВШИРЬ



Империя возникает, как продвижение вширь чьего- то передового опыта. Ведь опередив соседей, всегда можно было продолжать и дальше развиваться вглубь, то есть стараться получить все больше и больше с той же самой территории. А можно было развиваться и вширь, то есть нести в другие земли уже достигнутое.

Если вокруг лежат пустые земли, их можно просто занять и поселиться на них. Это колонизация, то есть освоение ничьей земли. Но такой вариант — чистейшей воды теория, потому что ничьих земель не существует уже десятки тысяч лет. Примерно 35 тысяч лет назад человек заселил Австралию и Северную Америку, примерно 1 О тысяч лет назад — Южную Америку. Ничьих земель уже не оставалось, разве что пустынные океанические острова — коралловые рифы в тропиках, прохладные острова на севере Тихого океана с лежбищами котиков и морских слонов.

Любое расселение и шло всегда по чужой земле — по уже кем–то освоенной, для кого–то родной, покрытой могилами предков. И потому самая мирная колонизация всегда связана с завоеванием. Мирное созидание, полезная колонизация — одна сторона империи. Завоевание, покорение, то есть жестокое колонизаторство, — это ее другая сторона. Обе стороны обязательно присутствуют.

Земля может казаться пустой. для русских пустой казалась Сибирь — огромные пространства, и даже в самых удобных местах нет ни одного хлебного поля! Даже на самой тучной речной пойме не посажены ни капуста, ни репа! Не мычит скот в березовых колках, не пылит деревенское стадо, да и самих деревень, в русском понимании, нет. Нет и дорог, по которым коровы могли бы пылить, возвращаясь домой.

Но все это — в понимании русских. Для жителей Сибири страна вовсе не казалась пустой или мало освоенной. Ни один кочевник никогда не признал бы землю пустой или брошенной только потому, что на ней люди работают не так интенсивно, освоили ее не так зримо, как привыкли к этому земледельцы.

При виде земель Поволжья, Предуралья и Сибири русские качали головами: какая богатая страна, и как плохо она устроена, неправильно используется. Но точно так же смотрели на роскошные почвы Мексики испанские завоеватели, на черноземы Южной Африки буры, на лиственные леса долины Гудзона — французы.

С тем же чувством американский колонист направлял свой фургон через колышащиеся под ветром травы прерий Великих Равнин, а римляне искали на Дунае места для новых колоний. И Америка англичанам, и Британия римлянам казались мало населенными, а их земли — плохо обработанными.

Имперские народы всегда чувствовали себя вправе нести достигнутый уровень развития соседям. Чувствовали себя вправе воевать и завоевывать.



ИМПЕРИЯ — ДИТЯ ЗАВОЕВАНИЯ



Империя рождается там, где есть большое военное превосходство. Такое большое, что соседи не могут эффективно сопротивляться, когда покориться им выгоднее, чем вступать в открытый бой. Когда завоевание не уносит множество жизней у самих завоевателей.

Судьба всех империй разворачивается по одному и тому же сценарию. Сначала несколько веков идет «собирание» и «устроение» земель. В это время строители империи не сомневаются в своем превосходстве, в своем праве строить империю. Лев Гумилев назвал бы этих, уверенных в себе и в своем праве, людей «пассионариями». В пору подъема совершаются светлые подвиги, и для потомков поведение предков становится образцом. В эпоху подъема Великого Рима Муций Сцевола положил правую руку на факел — галлы угрожали ему пытками, — Муций Сцевола показал, что не боится ни галлов, ни пыток.

В начале XII века Россия переживала такую же эпоху подъема. Участники ополчения Минина и Пожарского, осажденная в Смоленске армия московитов не сомневались в своей правоте и шли до конца.

Империя построена, она уже не в силах распространяться дальше. И следует короткий взрыв, культурный расцвет. Да, короткий! Редко когда расцвет продолжается больше, чем век или два! Расцвет империи прекрасен и удивителен; его будут вспоминать спустя века и поколения, как классический период, как однажды взятую вершину, как эталон культурной жизни. В эту эпоху живут те, чье творчество станет образцом. Предки были, может быть, и не глупее — но у них не было таких возможностей. Потомки будут не хуже — но место на культурном олимпе уже занято.

Поэт и философ Боэций не хуже Петрония, Овидия и Апулея. Его беда в том, что он жил поздно — в VI веке по Р. Х. А расцвет Римской империи, ее взлет приходится на 1–II века по Р. Х.

Николай Гумилев вряд ли слабее Пушкина. Куприн ничем не ХУже Льва Толстого. Но место занято. Русский XIX век — время культурного взлета, время сложения русской классической куль- туры. Этот образец народ по несет и дальше, как память о днях своего культурного величия.

Классические периоды в жизни империй сияют, как звездные часы человечества. Афины VI–V веков до Р. Х. — век Перикла. Рим от Юлия Цезаря до времен первых Антонинов. Франция XIII века. Россия XIX века. Попробуйте вынуть любую из этих глыб из здания современной цивилизации… Попробуйте — и здание обрушится.

Это грустно, но факт: длятся классические периоды недолго. За коротким ярким взлетом приходит долгий серенький упадок, сумерки классического периода. Рим поднимался от времен первых царей–рексов примерно пять веков. Два века длился расцвет, когда империя сияла, словно солнце, когда слово римских императоров было непререкаемым, римские купцы проникали в Центральную Азию и в Китай, и никому не приходило в голову, что все это может легко рухнуть.

Но с III века наступили сумерки империи. Вдруг оказалось, что Италия надорвалась, строя империю. Италия больше не может поставлять нужное число легионов. «Солдатские императоры» с Дуная, из Африки или из Галии стали захватывать корону императоров и играть ей, как хотели.

Еще более зловещее явление — выяснилось, что народы империи больше не хотят подчиняться ее центру. Части империи больше не нуждаются в целом, они могут жить самостоятельно. Империя начинает разваливаться, в нее вторгаются пришельцы, которых легко отбили бы еще сто лет назад. В V веке Западной Римской империи не стало.

Идея же империи намного пережила саму империю. В VI веке византийский император Юстиниан завоевывал отпавший от империи Запад в святой уверенности — он восстанавливает Великий Рим. Так думал даже франкский король Карл Великий, Шарлемань, который в 800 году от Воплощения Христа сделался императором. Идея империи жила в головах европейцев и в IX веке, и в Х, когда Оттон I в 962 году создал «Священную Римскую империю германской нации). Империя была скорее фикцией — в самой Германии в нее входили совершенно независимые государства. Власть императора была почетной, но нисколько не напоминала власть Октавиана Августа или Марка Аврелия. Но формально «Священная Римская империя германской нации» дожила до 1806 года: в ходе наполеоновских войн последний император Франц II отрекся от ненужного престола.

На примере Великого Рима и его наследников хорошо видно, как и почему обрушиваются империи. Происходит это потому, что неизбежно наступает день, когда завоеванные народы становятся не менее развитыми и сильными, чем завоеватели. Достигнув такого же уровня развития, как и завоеватели, народы перестают нуждаться в империи. Да и освободиться им уже нетрудно.

А народ завоевателей слабеет, потому что пока он строил империю, другие развивались быстрее него. Для строительства империи необходимо совершение усилий, трата сил, времени и энергии, даже человеческих жизней для завоеваний и удержания завоеванного. Получается, что общество, строящее империю, платит возможностями собственного развития вглубь. А подданные империи начинают обгонять в развитии метрополию.



НАСИЛИЕ И СОБЛАЗН



Легко заметить, что и завоеванные народы вовсе не только воюют с империей. Очень быстро они начинают участвовать в ее строительстве. С точки зрения и патриотизма, и элементарной логики кажется диким, что эллины, даки и египтяне быстро становятся вполне лояльны к Риму и сами участвуют в войнах за расширение империи. А галлы, иберы и бритты даже утрачивают родные языки и переходят на латынь.

Для объяснения причин этого надо понять, как и чем строится всякая империя, а строится она насилием и соблазном.

Насилием — это привычнее, понятнее. Но есть и соблазн. Имперский народ должен знать и уметь то, чего не знают и не умеют другие. Назовем вещи своими именами — это соблазн более высокой культуры. Соблазн без насилия заимствуют не все, заимствуют плохо и мало. Насилие без соблазна — бесплодно. В века строительства Римского государства римская армия была сильнее не только любого противника, но и любой возможной коалиции. Пойди против Рима одновременно все народы Средиземноморья — победил бы Рим. Империя объединяла силой, могучей поступью легионов, с которыми никто не мог бороться.

Рим был настолько сильнее соседей, что воевать ему сделалось выгодно — слишком малым числом усилий, материальных ресурсов и человеческих жизней платили римляне за добычу.

Но не только силой римляне строили империю. Римляне несли великий соблазн… даже сразу несколько соблазнов. Рим убивал и грабил, но Рим и давал очень многое. Империя объединяла языком — более логичным и богатым, чем другие. Империя объединяла законами — тоже более логичными, рациональными и справедливыми, чем законы других племен.

Империя давала гражданство — особое состояние, которое нельзя было отнять и которое делало человека независимым от кого бы то ни было, даже от властей самой империи. Вместе с гражданством шел индивидуализм — возможность быть самому по себе, без отеческого руководства СИ отеческой дубинки) вождя племени, старейшины клана, жреца, начальника, управляющего, стерегущего, проверяющего.

Империя охраняла и поддерживала своего гражданина. «Я — римский гражданин!» — презрительно бросал человек в перекошенные физиономии беснующихся германцаев, иудеев или даков. И опускались бронзовые мечи. Ссутулившись, вжав головы в плечи, расходились готовые на убийство. Сам по себе римский гражданин не был опасен; толпа соплеменников смела бы его, не остановившись. Но все знали, что смерть римского гражданина повлечет за собой страшное: неукротимую поступь легионов, прозрачно–дымное пламя над городами, рабство, смерть. Варвары приучались не трогать римских граждан.

Долгое время людей в империи не объединяла общая теплая идея, принимаемая на уровне эмоций. Закон, порядок, защита — все это было холодное, казенное, рациональное. Во всех краях и областях империи народы лепились к уютным племенным культам Зевсов, Мардуков, Изид, Яхве. Не было такой общей идеи.

Отсутствие общей идеи взорвало языческую империю. Новая идея — христианство — построила на месте языческого Рима христианскую Византию и христианский же Запад.

Но и до христианства — соблазн был. После же принятия христианства исходящий от Римской империи соблазн многократно усилился.



ИМПЕРИИ — ПОСТУПЬ ПРОГРЕССА



В последние годы россиян так убеждали во вредоносности империй, что мои слова могут показаться им нелепыми, даже зловредными. Но империи — это способ распространять, нести по лицу Земли достижения отдельных культур.

«Если бы нужно было нести идеи, то книгопечатание сделало бы это лучше солдат», — сказал Лев Николаевич Толстой. Сказано красиво, но неверно.

Возьмем историю той цивилизации, к которой мы с вами принадлежим, дорогой читатель. Рассмотрим ее с точки зрения того, как более совершенные формы культуры сменяли менее совершенные.

Уже на Древнем Востоке тот, кто вырывался вперед, тот становился и сильнее. Верхний. Египет завоевал Нижний, и возникло единое Древнеегипетское государство. В Двуречье Ур, Киш, Лагаш, потом Вавилон воевали друг с другом и бешено учились друг у друга.

Тысячелетием позже, окрепнув, богатые египтяне создали свою империю, воюя с такими же богатыми жителями Вавилона. Ассирийцы изобрели железное оружие — и тут же построили свою империю. Персы придумали много чего — мировую религию, совершенные формы управления и лучшую в тогдашнем мире армию. Они и создали Империю, которая включила в себя весь тогдашний Передний Bосток и дожила до Александра Македонского.

А греки придумали фалангу — ровный строй и такое вооружение, с которым не могли справиться восточные люди. Персы теряли тысячи людей, а большая часть эллинов, ушедших с Александром Македонским, вернулась домой. Возникла система эллинизма, без которой трудно представить современную цивилизацию. Рим сделал эллинистические страны своей второй половинкой, а Византийская империя дожила до XV века… После чего ее территория стала частью двух мусульманских империй: Арабского халифа и Турецкой (Оттоманской) империи.

На развалинах Западной Римской империи сложились независимые государства… Каждое из них было империей.

И в Новое время в Европе Каждая передовая страна пыталась создать себе империю… Только с изобретением океанских кораблей возможности очень расширились, начались завоевания на других континентах.

Разделяя между собой мир, страны Европы пытались покорить и друг друга… Все, что происходило в мире в XII — начале XX века, очень напоминает и Древний Восток, и отношения греческих полисов — ни одна европейская страна не может стать настолько сильнее остальных, чтобы ее власть была стабильна.

Испания, Франция, объединенная Германия XIX века — все они какой–то срок играли роль передовой страны. Они завоевывали, покоряли — но и несли Прогресс и просвещение. Вряд ли Кодекс Наполеона стал бы основой юриспруденции в Германии, если бы не завоевания 1800–1814 годов. Причем французов–то разбили, а Кодекс остался.

Совершенно неизвестно, как бы книги разносили идеи по Европе, если бы им не помогали солдаты.

Что бы я ни сказал о месте, которое занимает Российская империя в этом процессе, это вce равно будет объяснено моим этническим происхождением. Даже указание на мою смешанную кровь тут ничего не изменит.

Поэтому скажу коротко: всемирно–историческая роль Российской империи даже значительнее, чем Британской империи. После Римской империи и Византии роль Российской империи — третья. Я убежден, что имперские народы, народы–завоеватели, вовсе не должны мучиться комплексом исторической вины. Мы, русские, — имперский народ; народ — строитель Российской империи. Произошло это потому, что мы были передовым народом и несли другим то, чего у них не было.

Биться головой об стенку? Каяться за то, что мы сильнее и умнее других?

Я не собираюсь этого делать и никому из русских не советую.



Глава 2. Империя восточных славян



Поскреби русского — найдешь финна.

Исторический факт



ПОЧЕМУ ИМЕННО СЛАВЯНЕ?



Зная, почему возникают империи, можно ответить на вопрос: «Почему возникла Российская империя?». Да потому, что народы Восточной Европы развивались неравномерно. Славяне в Восточной Европе оказались самыми цивилизованными и самыми сильными. Сильными экономически, культурно, а тем самым и сильными в военном отношении. Поэтому они и создали империю. Стыдиться ли этого? Не уверен …

Зная, как возникают империи, можно ответить и на второй вопрос — империя возникла и была устойчивой до тех пор, пока славяне несли в себе соблазн. Соблазн культуры более сложной и высокой, чем культура их соседей. Этого–то обстоятельства стыдиться никому не придет в голову.

Но вопрос — в чем же был выигрыш славян? В чем их сила, и почему вся колоссальная Восточная Европа стала страной русских, а не страной финно–угров? Ведь финно–угорские племена поселились здесь гораздо раньше славян.

В XII–XIII веках почти вся будущая Великороссия населена была финно–угорскими племенами. Несколько веков подряд славяне проникали в Волго–Окское междуречье, смешивались с финно- уграми — весью, муромой, чудью, мерью, другими племенами, от которых и имен не осталось.

Есть, впрочем, и еще одна концепция — ученый из Плеса, Николай Травкин, пришел к невероятному выводу: по его мнению, В Великороссии сменилось не население, а культура.

— Вот слой финского поселения XIV века… Вот его сменяет cлой Руси XV века… Но нет ведь никаких следов переселения славян! — рассуждает ученый.

— Так получается, Русь — это ославяненные финны?! — подхватывает мысль собеседник.

— Получается так.

Характерна реакция научного сообщества на теорию Травкина — было широковещательно объявлено, что он «офинел», и его пытались прижать с деньгами на раскопки, с выдачей официальных разрешений — «открытых листов». Идея Травкина безумна, нет слов… Вопрос, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться истиной?

Теория Травкина, конечно же, обыгрывается в политике. Концепция Травкина очень на руку украинским националистам. Они и без Травкина очень любили рассуждать о том, что русские — это такие одичалые украинцы: бежали с Украины, смешались с финно–уграми, в бесконечных лесах утратили почти все культурные навыки… А теперь еще воображают! Травкин очень помогает украинским националистам культивировать такого рода представления.

Только вот ведь незадача — в IX и Х, а тем более в XII–VIII веках финские племена жили гораздо западнее, чем сегодня: на Десне, в Прибалтике, на территории современной Белоруссии и Северной Украины. Территория, на которой столетия спустя начал формироваться украинский народ, в VII веке была заселена славянами довольно слабо; куда больше было финно–угров. Может, украинцы тоже… того… На самом деле финны, а не славяне?!

Если же обсуждать более реальные проблемы, возникает вопрос: чего же это вдруг финно–угры пустили славян на свою землю? И не только пустили, а практически полностью смешались со славянами, почти исчезли из всех мест своего обитания?

В IX–X веках, во времена Киевской Руси, славяне, финно- угры и балты жили на одной территории. Киевская Русь была многонациональным государством — империей. Характерно название — Русь. Скорее всего, название возникло потому, что единое государство начали сплачивать племена, жившие по малой речке Рось, притоку Ингула.

Теоретически рассуждая, сплотить племена и народы Восточной Европы в единое государство могли бы и племена финно–угров под началом мери или муромы. Почему нет?

Если бы реализовался этот вариант истории, если бы одно из финских племен начало бы строить империю — мы сегодня изучали бы историю не Киевской Руси, а Киевской Финляндии. А сегодня мы жили бы в Великой Угории, основная часть населения которой говорила бы на финском языке и называла бы себя муромой или, допустим, муромцами. А по окраинам Великой Угории лепились бы островки славян, отдельные маленькие народцы с разными названиями и языками.

Впрочем, и финно–угры — не первые насельники Восточной Европы. После отступления Великого ледника и задолго до финно- угров многие племена населяли Восточную Европу. От них и имен не осталось, и следов… Вернее, остались археологические памятники да еле уловимые следы влияния в языке, в культуре и финно–угров, и восточных славян. Но и только.

Почему же эти племена уступили финно–уграм, а финно–угры — славянам? Почему именно славяне стали тем народом, который создал и сплотил империю, начавшуюся в Восточной Европе? Почему это Российская, а не Мерьская и не Муромская империя?



СОБЛАЗНЫ СЛАВЯНСТВА



На протяжении всех веков ранней истории Восточной Европы славяне совершали важные культурные достижения. Например, они первыми освоили пашенное земледелие.

Долгое время народы Восточной Европы распахивали далеко не всякую землю, а в основном поймы рек. В поймах легче расчистить участок под посевы — в поймах не растет высокий лес со стволами в два обхвата. Типичная находка в культурных слоях поселений бронзового века — так называемый косарь. Косарь — это здоровенная секира, которой выкашивался тальник, кустарник на месте будущего поля.

В поймах рек почва богаче — разливаясь, река каждую весну сама удобряет и увлажняет ее. Для того, чтобы прокормить семью, нужен не такой уж большой участок — меньше гектара. Такой участок можно обработать и мотыгами. Тем более, почва мягкая, удобная для обработки.

Даже занимаясь подсечно–огневым земледелием, не возделывают больших участков земли. Одна из самых главных задач сельского хозяина — найти особенно продуктивные, небольшие участки. Именно на них валят лес, дают ему высохнуть два–три года, потом поджигают. Еще два–три года можно собирать приличный урожай, порядка сам–десять. Потом земля истощается, и надо за эти два–три года успеть найти другое место для пала, вырубить и высушить лес.

Никто не заставляет искать такие места именно в поймах — но ведь ближе к рекам продуктивных участков больше. В результате очень долгое время земледелие шло в основном по рекам, а междуречья оставались не распаханными или почти не распаханными.

В VIII–V веках до Р. Х. на Переднем Востоке и в Средиземноморье произошла «железная революция» — железо начали использовать не только для войны, но и для ведения хозяйства. Железным топором стали вырубать леса, железный сошник стали надевать на соху. Люди начали распахивать междуречья, вводить в хозяйственный оборот огромные по площади земли, до сих пор лежавшие втуне, вне земледельческого хозяйства.

Использование этих земель создало такое общественное богатство, которое и не снилось предкам. А богатство привело к резкому увеличению общей численности населения. Народы, у которых произошла «железная революция», стали многочисленными и богатыми народами. Они легко завоевывали, вытесняли и поглощали народы, которые продолжали жить мотыжным земледелием в поймах рек.

Историки очень решительно разделяют две разные стадии развития земледельческих культур: стадию мотыжного земледелия и стадию пашенного земледелия.

Земля в междуречьях менее богата, чем в поймах — урожайность там ниже. Нужно распахать не полгектара, не гектар, а несколько гектаров земли. Мотыгой не проделать такой работы. Чтобы прокормиться в междуречьях, надо распахать много земли — нужна рабочая скотина.

Урожайность низка — значит, надо высевать много зерна. Если урожайность сам–три — значит, весной надо вывезти на поле примерно пятьсот килограммов зерна, а осенью увезти полторы тонны. На себе такую тяжесть не понесешь, тем более — полей много, поля теперь расположены далеко от поселка. Опять же нужна рабочая скотина. Нужны дороги, телеги, арбы, колеса, упряжные животные.

В IV–VI вв. по р. х. все народы Восточной Европы жили мотыжным земледелием. Все они имели совершенно одинаковые возможности пережить «железную революцию» и перейти к пашенному земледелию.

Но финские племена к пашенному земледелию переходят поздно, гораздо позже славян (и очень часто — под их прямым влиянием). Славянские же племена переходят к пашенному земледелию быстро и легко. Пусть нам, дальним потомкам, кажется страшным примитивом двухполье или трехполье… По сравнению с мотыжным земледелием это — невероятный прогресс.

Славяне даже усовершенствовали пашенное земледелие, совершив изобретение всемирного значения. Без всякого преувеличения!

Дело в том, что в роли рабочей скотины всегда использовался вол или бык. На лошадях пахали мало, лошадь оставалась в основном боевым животным. В Греции, позже и во всей Европе, Стали пахать на лошади, но эта пахота была очень малоэффективной. Дело в том, что лошадь запрягали совершенно так же, как рабочего быка, а ведь устроены эти животные по–разному. Бык наваливается на ярмо грудью, ему удобно. А лошадь такое ярмо душит, она работает вполсилы.

На юге, где теплее, а земля плодороднее, волов хватает. В Северной Европе без рабочей лошади пашенное земледелие недостаточно эффективно: вол медлителен, а земли поднять нужно много. До Х–ХI веков негодная упряжь очень тормозила процесс распашки.

XI–XII века вошли в историю как время Великой распашки — впервые после римского времени начала увеличиваться площадь распаханных земель, человек начал наступать на лес. В Северной Галлии, в Германии, в Британии леса стремительно исчезали, сменяясь окультуренными землями. Историки находят множество причин, в силу которой началась Великая распашка, и едины в главном — без Великой распашки не было бы и современной европейской цивилизации.

Но мало кто отмечает, что Великая распашка стала возможной потому, что рабочую лошадь стали иначе запрягать. Тюркскую упряжь на рабочей лошади стали первыми использовать славяне. Уже от них новый тип упряжи получила и Западная Европа. В результате Европа не только восстановила и стремительно превзошла уровень земледелия римского времени — появились новые центры земледельческой культуры. Север Европы, глухая провинция Рима, стал самостоятельным центром развития цивилизации.

Не сомневаюсь, что для начала Великой распашки было множество самых разнообразных причин, коренящихся не в каких–то технических заимствованиях, но во внутреннем развитии европейских обществ. Не сомневаюсь. Очень может статься, что и тюркскую упряжь в Западной Европе, при необходимости, выдумали бы сами.

Но полагаю, что имеет смысл отметить — Великая распашка состоялась именно вследствие заимствования тюркской упряжи от славян. Так было.

И второе — славяне, балты и финны имели одинаковые контакты со степным скотоводческим миром: на Днепре они жили чересполосно, Киевская Русь была государством этих трех этнических групп [1]. Но заимствовали тюркскую упряжь и положили ее на пахотную лошадь именно славяне. И именно от них эту упряжь получила Европа.

Славяне же стали народом пашенного земледелия, их численность резко возросла: поэтому славяне и начали свой «натиск на восток», в земли, которые были населены только финно- уграми. При этом они легко вытесняли, ассимилировали, подчиняли немногочисленные народы мотыжного земледелия.



ДОМ ДЛЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ



Еще одно достижение славян — они заимствовали и усовершенствовали более удобный тип жилища. В нашем представлении «хата» и «изба» — слова взаимозаменяемые, практически полные синонимы. Для предков это было не так. Слово «хата» — исконно славянское и принесено с теплого юга. Хата — это дом, стены которого сделаны из сравнительно тонких жердей, оплетенных прутьями и обмазанных глиной.

Хаты известны со времен трипольской археологической культуры, то есть с III тысячелетия до Р. Х. На современной Украине жить в хатах с земляным полом и с печкой–каменкой было порой прохладно, но вполне реально. Вот на севере… В поселениях финнов до Х–ХII веков известны только землянки и полуземлянки — иначе не прожить.

Но во II–III веках по Р. Х. Восточная Европа пережила судьбоносное нашествие — германское племя готов затеяло переселяться с побережья Балтики, с родного острова Готланда, на берега теплых морей. Историки придают огромное значение тому недолгому сроку — лет в сто или в сто пятьдесят, который провели готы в районе современных Карпат. Земли готов разделили славян на западных и восточных. Похоже, именно после нашествия — готов славяне осознали свое языковое единство и стали противопоставлять себя остальным народам.

А кроме всего прочего, у них появился новый тип жилища: изба. Слово «изба» происходит от того же германского слова «Schtube», что и современное русское «штабель» — то есть бревна, положенные одно на другое [2].

С готами имели дело и балты, и финно–угры. Но изба появилась у славян. Славяне усовершенствовали заимствование, изобрели множество способов вязки бревен, даже на каменную архитектуру распространили принципы деревянного зодчества. Ни одному из народов Восточной Евроцы не был заказан этот путь. Славяне вырвались вперед потому, что воспользовались возможностью и творчески развили полученное.

Кроме того, в славянских избах быстро появился деревянный

пол — уже явно безо всякого заимствования. В Древнем Новгороде

уже в Х веке большая часть домов — с полом.

Славяне — быстро усовершенствовали печь. Обычная и везде одинаковая печь–каменка у славян начинает «расти», особенно по мере продвижения славян на северо–восток, где зима продолжается месяцев по шесть. Уже веке в ХIII на русской каменке Может лежать взрослый человек — такая она огромная. С XV века появляется русская печь, сделавшая обитание в Сибири и на Севере вполне комфортным.

И мало того, что комфортным! У того, кто жил в избе с русской печью, умирало меньше детей. Освоив это достижение культуры, народ быстрее рос в численности. Все больше славян отправлялись на восток, заниматься пашенным освоением финских пространств, строить там избы и русские печи.

Опять же — кто мешал финнам сделать то же самое? Ну, и была бы у нас сейчас финская печь! Но что поделать?! Эти проклятые русские вечно обижают завоеванные ими народы. Вот и русскую печь им назло придумали… Все чтобы доказать, что они лучше.



НА ПУТИ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»



На территории Киевской Руси жили финно–угры, балты и славяне. Но бога ради — покажите мне хотя бы один торгово- промышленный финский город. В смысле — хотя бы один торговый город, основанный и первоначально населенный финно- уграми? Боюсь, что показать такой город вы мне не сможете.

Покажите мне заодно ученого монаха — финна по племени, который учился бы в Греции, а потом проповедовал бы народам Восточной Европы? Русских великомучеников, убитых мерью, назвать могу. Мерьских монахов, которых убили бы язычники–славяне, — не могу.

Что это все доказывает? Только одно — что славяне в историческом прошлом оказались активнее, бойчее, предприимчивее финно–угров и балтов.

Славяне оказались лучшими учениками тюрок, византийцев и германцев. Для них информация, знание, значило больше. Они быстрее и лучше учились. Они быстрее перенимали новые способы обработки земли, металла, строительства, новые ремесла и новые способы проводить военные операции.

Финны меньше ценили и, похоже, что и сегодня меньше ценят информацию, знание, новые сведения о чем–то. Это имеет даже чисто бытовое проявление, и об этом проявлении ходит множество национальных анекдотов. Вот, например: пошли три финских старика в лес, дрова заготавливать. Вышли из деревни. И первый старик сказал, указывая на следы: «Пробежал заяц». Поработали старики, пообедали, и второй ответил: «Да, заяц». Старики собрали нарубленные дрова, погрузили на сани, повезли. Гаснет короткий зимний день, и третий старик говорит: «Если вы будете столько болтать, я с вами в лес больше не пойду».

Между прочим, анекдот этот мне рассказывали эстонцы.

Финны молчуны. Но ведь это и есть проявление медленности информационных процессов в их культуре. Финны презирали болтунов, ценили одиночество и любили спокойную жизнь.

Славяне любили посиделки, рассказы бывалых людей и охотно скапливались на торговищах и в городах.

За одно и то же время — за неделю, месяц или год — одинаковое количество славян и финнов переносило и осваивало разное количество информации.

Общаясь с другими народами, славянские монахи, дружинники и князья так же охотно устраивали посиделки, слушали и читали бывалых и ученых людей других народов, — в том числе на иностранных языках.

В результате славяне были и дисциплинированнее, управляемее; они легче объединялись в военные отряды, крупные племена, в государства.

Финны — прекрасные работники. Молчаливые, аккуратные, чистоплотные. В некотором отношении ответственные финны и эстонцы куда лучшие работники, чем русские .

… Да–да, точно : так же, как жители Тайваня и Сингапура прекрасно собирают компьютеры… Собирают лучше европейцев. Но если даже с моей стороны не политкорректно говорить об этом — не они придумали эти самые компьютеры.

Так вот и финны — они прекрасные работники в цивилизации, которая уже создана. Но очень маловероятно, что финно–угры смогли бы создать саму европейскую цивилизацию — если бы ее не создали нервные, склонные к жестикуляции романские народы.

Я понимаю, что представители финно–угорских народов могут обидеться на эти слова. Но чем они могут возразить на них?

Конечно, можно объявить меня врагом эстонского народа и не дать мне визы для выступления в Тартуском (Дерптском, Юрьевском) университете. Можно начать против меня кампанию в финской прессе и устроить возле моего дома манифестацию марийской молодежи. Я уже не говорю, что можно попросту рубануть по голове ледорубом или «превратить в лагерную пыль».

Но все это — меры или полицейского, или попросту гангстерского воздействия. Такие меры применяют как раз в тех случаях, когда крыть нечем, а обругать оппонента, восторжествовать над оппонентом очень хочется. Мне же хотелось бы услышать именно содержательные возражения.

Пока же их нет, скажу так: славянские племена несли порабощение «примученным» племенам данников. И другим славянам, и неславянским племенам. Но в той культуре, которую они несли, таился огромный соблазн. В ней была возможность получения нового знания, жизни в более комфортном жилище, перехода к более передовой экономике.

Ославяниваясь, финны приобретали больше, чем теряли.

Что действовало сильнее — оружие или соблазн? В разные времена и в зависимости от разной политической конъюнктуры полагалось думать то так, то иначе. Мы же отметим — было и насилие, и соблазн. Оба вместе.



Глава 3. Имnерии славян, русских и московитов



Потом княжила Ольга,

И правил Святослав …

So ging die Reihenfolge[1]

Языческих держав.

Граф А. К. Толстой



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИМПЕРИЙ



Судьба первоначального, еще не расчленившегося на разные группы славянства — судьба одной из групп индоевропейцев, пришедших из Причерноморья. Это судьба строителей первобытной империи, в которой индоевропейцы играли роль самого сильного и культурного народа.

Наверное, и западные славяне были такими же народами — самыми культурными, самыми сильными в своем географическом контуре. Ведь и до прихода славян на Вислу и Лабу–Эльбу здесь жили какие–то народы… Эти народы исчезли, из чего не следует, что их судьба обязательно трагична: скорее всего, они ассимилировались, влились в состав славян.

Судьбой для восточных славян стала первобытная империя племен на равнинах Восточной Европы. Настанет день, и эту равнину нарекут Русской.

Настанет день, и словно специально, чтобы запутать потомков, восточные славяне нарекут себя Русью. Можно долго гадать, пошло ли это название от россомонов, германского племени русь, от речки Рось и живших на ней славянских родов… Для нашего повествования это не особенно важно.

Гораздо важнее то, что русские — это славяне; но далеко не все славяне русские. Русские — это один из народов, говоривших на славянских языках. И важно то, что Русь возникла из слияния славян и многих других народов. Русь состоялась как империя, а русские — как имперский народ. В крови русских течет немало финской, германской, тюркской крови, крови западных славян и балтов. Есть в нас и китайская, и еврейская, и французская кровь.

Империя стала судьбой для русского народа. Киевская Русь вошла в историю как одно из величайших государств европейского средневековья. Но стоило ослабнуть и пасть Киевской Руси — и разные части русских создавали свои собственные империи. Волею судеб особую роль стала играть империя, созданная одной из групп русских — великороссами. И даже не всеми великороссами, а одной их ветвью — великороссами, жившими в междуречье Оки и Волги, на крайнем северо–востоке славянского мира. Долгое время у них, подданных Ростовского и Владимиро — Суздальского княжеств, не было определенного названия. В начале XV века, с усилением малого городишки с финским названием Москва, их стали называть «московитами».

Как русские — не все славяне, так великороссы — не все русские. И так же московиты — это далеко не все великороссы. О том, чем отличалась Московия от империи западных русских, от Великого княжества Литовского и Русского, я написал отдельную книгу и к ней отсылаю заинтересованного читателя [3]. В этой же книге я не буду показывать, до какой степени диковатой и примитивной была Московия в сравнении с империей западных русских. Не буду показывать и того, как Западная Русь вошла в состав другой империи — Речи Посполитой.

Проконстатируем факт: Московия тоже сложилась как империя и в некий момент сумела разгромить и Западную Русь, и Речь Посполитую. Российская империя сложилась как территориальное расширение Московии. В самой Российской империи очень любили говорить о себе как о единственных наследниках Киевской Руси, естественных руководителях всего восточного славянства, царстве русских. В Московии очень болезненно воспринимали саму мысль, что русские могут быть подданными не Московии, а польского короля или Великого князя Литовского и Русского. Но это — лишь отражение политических баталий, не более того. Часть славянского мира, часть русских, часть великороссов усилилась и сумела подчинить себе остальные части… А что получилось из этого — будет видно из других глав этой книги.



МОСКОВИЯ КАК ИМПЕРИЯ



Наивно видеть московитов как сознательных и последовательных строителей единой славянской империи. Каждое славянское племя строило империю на своей территории. Войны между славянскими родами и племенами, между княжествами славян иногда сопровождались гораздо большими жестокостями, чем войны с иноплеменниками. Так же точно и московиты воевали с другими великорусскими княжествами еще более жестоко, чем с финно–угорскими или тюркскими племенами. Завоевание Новгорода в 1478 и 1495 годах совершалось с такой отвратительной жестокостью, сопровождалось настолько откровенным и разнузданным грабежом, что даже завоевание Казанского ханства примерно в те же годы (1552 год) кажется в сравнении с ним мирной прогулкой — при всем зверстве тогдашней войны, помноженном на зверство опричнины и всего режима Ивана IV.

Московия стремил ась объединить все русские княжества и была остановлена только Великим княжеством Литовским и Русским, а потом Речью ПосполитоЙ.

Московия была готова расширяться на все четыре стороны… Но на севере она уже давно вышла к Ледовитому океану; там завоевывать уже было некого.

Все попытки Московии начать завоевания на западе оканчиваются плачевно. В начале Ливонской войны Московии удалось опрокинуть осколок Средневековья, отставший лет на двести Ливонский орден… Но стоит прийти в движение Швеции — и Москва начинает подписывать договоры, которых не подписывают победители. В огне Ливонской войны Польское королевство объединяется с Великим княжеством Литовским и Русским в Речь Посполитую… и задача Московии резко изменяется — не захватить Прибалтику, а любой ценой отбиться от войска польских королей и своих западных сородичей, идущих в бой под руководством стариннейших русских фамилий — Сапег и Лисовских.

Кстати говоря, таинственного царевича Дмитрия, взошедшего на московитский престол в 1605 году и объявленного Лжедмитрием, приводили к власти вовсе не поляки. Этнических поляков почти не было в войске Дмитрия, а шли с ним на Москву в основном этнические русские — только не из Московии, а из киевщины, из владений русских князей Вишневецких. Шла гражданская война самих русских, поляки тут почти и ни при чем.

В конце ХVI — начале XII века польско–западнорусское войско не раз вторгается в глубь Московии, и дело каждый раз оказывается куда как жарким.

К середине XII века Московия очень окрепла, но и тогда воевать в Прибалтике, присоединять старые земли Ливонского ордена она не может. Украинская война 1654--1667 годов идет с колоссальным напряжением всех сил, но она хоть в какой–то степени успешна. Всей Украины завоевать не удалось, Украина оказалась разорвана на Левобережную, восточную, которая отошла к Московии, и на Право бережную, западную, которая осталась под Речью Посполитой. Но в этой войне московиты все–таки воевали с польской армией на равных… ну, пускай почти на равных — все равно ничего общего с началом XII века, когда Московия могла только отбиваться от бойкого западного соседа.

Но в Прибалтике, в ходе Русско–шведской войны 1656--1658 годов, успеха добиться не удалось. Даже частичного успеха. Никакого. Не только Курляндия, осколок Ливонского ордена, но и захвачены Швецией русские земли на побережье Балтики, в устье Невы. Это было особенно болезненно: Московия считала эти земли своими, потому что на них жили русские (хотя никогда прежде этими землями не владела).

Гораздо успешнее действовала Московия на юге.



МОСКОВИЯ – СЛАВЯНСКИЙ DRANG NACH SUDEN[2]



Завоевывая земли на юге или отбиваясь от татар, Московия выступала не сама по себе, а как часть христианского мира, вступившая в единоборство с периферией мусульманского мира, с мусульманизированной Степью.