Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Биргер Алексей

Тайна машины Штирлица (Седой и \'Три ботфорта\' - 3)

АЛЕКСЕЙ БИРГЕР

ТАЙНА МАШИНЫ ШТИРЛИЦА

(ТРЕТЬЯ ПОВЕСТЬ ЦИКЛА \"СЕДОЙ И ТРИ БОТФОРТА\")

ПРОЛОГ

Привет тем, кто со мной знаком, это опять я, Борис Болдин (уже тринадцати лет, а не двенадцати, а Ваньке, моему братцу, недавно десять стукнуло), взялся записать одну историю, которая, мне кажется, и вас захватит так же, как захватила меня.

Итак, с чего начать?

Наверно, с того, как мы эту историю узнали, и почему. В общем, начну с самого начала, хоть, по сути оно и не начало а, скорее, конец.

Не помню, по какой программе, но поздней осенью мы сидели и смотрели в очередной - в тысячный, наверно - раз \"Семнадцать мгновений весны\". Повторяю, осень была самая что ни на есть поздняя, когда первый лед начинает устанавливаться, и мы сидим дома, потому что на период ледостава, так же, как на период ледохода, перестает ходить паромчик, соединяющий наш остров с Городом, и, соответственно, со школой, в которой мы учимся, я и мой младший брат Ванька. Местные жители чаще всего называют этот пароходик, исполняющий роль парома, \"трамвайчиком\", так уж повелось. Но это, в общем-то, неважно, а важно то, что деревья стояли голыми, и земля почти всюду была бурой, кроме тех мест, где густыми коврами растут клюква и брусника, с их вечнозелеными глянцевыми листьями, и где долгий мох растет. Да, представьте себе, все бурое и голое, но при этом - с золотым отливом, потому что опавшие золотые листья лежат повсюду, и ветер завывает, и небо низкое и темное, и вода - особого стального оттенка, который казался бы совсем хмурым, если бы не золотые прожилки, вплетенные в сталь. Как ветер рябь поднимет - так эти золотые прожилки и начинают просвечивать. Многим такая погода не нравится, и кажется совсем унылой, но мы, честно говоря, её любим, и гулять по предзимним лесам - одно удовольствие, особенно когда Топа - наш \"кавказец\", огромный добродушный волкодав - носится кругами и даже лает от радости: он, в своей мохнатой шубе, всегда рад прохладе. Отец посмеивается, что мы с Ванькой любим эту пору года как Пушкин, который написал \"Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой...\" Что ж, мы не против. А Пушкин лучше нас объяснил, почему поздняя осень так хороша. Хотя нам, признаться, все нравится, лето, весна и зима тоже.

Отец - как мне раз за разом приходится объяснять в моих историях начальник крупнейшего заповедника на северо-западе России, в краю озер, входящих в систему Волго-Балта. Остров Соленый Скит, на котором мы живем, протянулся между Городом и южной оконечностью заповедника, поэтому и до школы рукой подать, и у отца его хозяйство под боком. Конечно, в пору нестойкого льда, где-то с неделю весной и осенью, с острова не очень вылезешь, но нам так больше нравится. Когда начался нынешний ледостав, отец решил переждать его дома, а не в охотничьем комплексе заповедника. Устроить себе нечто вроде недельного отпуска, а заодно привести в порядок \"бумажные\" материалы - результаты многолетних исследований дикой жизни, которых накопилась просто тьма-тьмущая и которые нуждались в обработке и систематизации. Вот отец с мамой (мама - тоже биолог, она, как и отец, закончила биофак) и торчали целыми днями в отцовском кабинете, разгребая архивы и перенося все ценные данные в недавно появившийся у нашей семьи компьютер. А мы с Ванькой то гуляли, то носились по комнатам нашего огромного дома, играя в разные игры, то читали, то смотрели телевизор. Неделя дополнительных каникул - это блеск.

На третьей или четвертой серии \"Семнадцати мгновений весны\" и отец присоединился к нам, а потом и мама. Как потом сознался отец, он вышел к нам в гостиную, чтобы приказать: \"Борька, Ванька, убавьте звук!..\" Да так, только раскрыв рот, и присел в свободное кресло. Шла как раз одна из сцен, где Мюллер смеялся своим особым смехом, вот этим \"хе-хе-хе\", одновременно и очень вкрадчивым и очень отчетливым, а Штирлиц опять был \"на грани провала\". Мама выглянула выяснить, куда отец девался - и тоже осталась. Так что последующие серии, в следующие дни, мы смотрели все вместе, и родители к началу серии прерывали работу, и мама ещё подгадывала так, чтобы как раз к началу серии накрыть ужин не на кухне, как обычно, а в гостиной, на журнальном столике перед телевизором.

Отец посмеивался и покачивал головой:

- Да, фильм... Вроде, в двухтысячный раз его смотришь - а оторваться не можешь, и переживаешь, как впервые, хотя, вроде, каждую сцену способен процитировать наизусть и мысленно воспроизвести с закрытыми глазами. А когда он только вышел...

- Тогда, наверно, это вообще была сенсация, - заметила мама. Мама помладше отца, поэтому не застала какие-то времена и какие-то события.

- Не то слово! - живо отозвался отец. - Я помню... - он примолк, следя за очередным поворотом сюжета, после которого - на самом остром моменте серия оборвалась и зазвучала музыка концовки, и только после этого продолжил. - Я помню, как жизнь вымирала все тринадцать вечеров, когда фильм шел впервые. Это было... Да, это было в семьдесят третьем году, во второй половине лета. То есть, мне так помнится, что во второй половине лета - а может, это было в июне?.. - отец нахмурился. - У нас ещё вышла собственная история, связанная с этим фильмом...

\"У нас\" - это, надо понимать, отец имел в виду себя и своих ближайших друзей, Димку Батюшкова и Юрку Богатикова. Они все жили в одном из старых заводских районов Москвы, приблизительно посередине между Крутицкой набережной и Госпитальным Валом, и это отдельная история, как московский мальчик, а потом московский студент Ленька Болдин, стал главой заповедника Леонидом Семеновичем Болдиным, почти коренным жителем наших северных мест, и не здесь эту историю рассказывать. Главное - с ним и его друзьями вечно случалось что-то чудесное, невероятное, раза два им пришлось распутывать такие детективные истории, что просто ахнешь - я записал эти истории, и они вышли книжками под названиями \"Нож великого летчика\" и \"Чеки серии \'Д\'\" - и мы с Ванькой обожали повести отца о его детстве.

- А что там было? - сразу пристали мы. - Опять передряга, в которую попали \"Три Ботфорта\"?

Поскольку фамилии всех трех друзей начинались на букву \"Б\", они долго думали, как бы это обыграть, и, в конце концов, назвали себя \"Три Ботфорта\", чуть не весь словарь на букву \"Б\" пролистав в поисках самого красивого слова.

- Да уж... - ухмыльнулся отец. - Не без того.

- И Седой там был? - жадно спросил Ванька.

Седой - это вообще почти сказочный витязь, чуть ли не Финист Ясный Сокол, если верить воспоминаниям отца и Юрия Дмитриевича (бывшего Юрки) Богатикова. Любые трехглавые огнедышащие драконы (в любом виде, хоть главарей местной шпаны с финками, хоть \"валютной\" мафии советского времени, хоть милиции или даже КГБ) были ему нипочем, он со всеми справлялся и любую зачарованную красавицу мог спасти. И мы очень любили истории, в которых он появлялся. Он был года на два или на три старше \"Ботфортов\" и всегда приходил им на выручку, когда они окончательно все запутывали и им начинали грозить крупнейшие неприятности. То с самой оголтелой шпаной схлестнутся, и Седой вмешается, чтобы из них отбивных не понаделали, то Димка, пытаясь продвинуть детективное расследование, отмочит такое, за что полагается уголовная ответственность, и Седому приходится утрясать дела с милицией... У меня все это записано в моих пересказах приключений отца и его друзей, которые уже выскочили книгами и которые, возможно, кто-то из вас прочел. Вообще-то, звали Седого Андрей Волгин, а Седым его прозвали из-за того, что у него была огромная седая прядь, появившаяся чуть не в восемь лет. Другим его прозвищем было Принц, и он, и вправду, был настоящим принцем, если не королем тех кварталов, где прошло детство трех друзей. Сперва он думал пойти слесарем на Первый Шарикоподшипниковый, но потом поступил в офицерское училище, стал очень хорошим офицером - и погиб в Афганистане. То есть, это официальная версия, что он погиб, а на самом деле такие люди не погибают, и имелись косвенные свидетельства того, что, объявив о его смерти, его на самом деле спрятали, чтобы отправить на какие-то жутко ответственные задания. Может даже, имя ему сменили, и он сам, вплоть до нынешних времен, был и остается чем-то вроде Штирлица. Или, там, Зорро, до сих пор тайком приходящим на выручку тем, кто нуждается в помощи и защите. Во всяком случае, так по рассказам отца выходило. А отец, он если что и приукрашивает - все невольно приукрашивают, когда рассказывают о своих приключениях, даже я - то самую малость.

Словом, если в истории появлялся Седой - то историю надо было ожидать увлекательную до жути, почище любого триллера.

- Появился... - вздохнул отец. - Куда б мы без него делись?.. - он поглядел на часы. - Ладно, давайте на сегодняшний вечерок сделаем перерыв в работе, и расскажу я вам, что тогда произошло... Вот только, Танюша, может чай сначала сделаем? - обратился он к маме. - За чайком и рассказывать будет приятней.

Мы с Ванькой помогли отцу и маме приготовить чай, достать розетки для варенья и все такое, а потом уселись вокруг стола, и отец начал свой рассказ.

Да, историю мы услышали такую, что я понял: её тоже надо записывать.

И вот, записал. Прежде, чем вы её прочтете, я об одном хочу предупредить. По поводу двух предыдущих историй отец сделал мне... Ну, не то, что замечание, а подсказку.

- Понимаешь, - сказал он мне, - ты все записываешь правильно и точно, а если где-то и присочиняешь немного, для красоты, то это не страшно. Может, тебе так запомнились какие-то красочные детали, что ты решил их ещё немного укрупнить. Но вот наши разговоры у тебя... то есть, смысл ты всегда передаешь верно, но мы ведь по-другому разговаривали, другими словами, а у тебя получается, что мальчишки разговаривают как по-писаному, да ещё на языке, который для начала семидесятых был не очень характерен. Другие у нас были любимые словечки и выражения, многое было другим. Наша-то речь ещё ничего, а речь Седого у тебя уж слишком литературной получается, совсем не слышно его особой манеры разговаривать.

- Но ведь я стараюсь! - возразил я. - И в книгах никогда не говорят так, как в жизни, иначе полная бессмыслица может иногда выйти. И современных слов я избегаю, и...

- Правильно, избегаешь. Но тебе надо ещё что-то придумать. Такое, чтобы перед читателем возникло твое особое царство, твой мир, в котором как у тебя герои ни говорят - все по делу.

- Так это ж проще простого! - сказал я. - Надо прямо об этом сказать. И твою историю о машине Штирлица я так и начну: \"В те годы Москва была особым волшебным царством...\"

- Что ж, начни так! - рассмеялся отец. - Тем более, что для тебя это будет полной правдой. Ты не застал того города, не видел его, и для тебя он такой же сказочный и нереальный, как для меня град Китеж или Эльдорадо. Мне кажется, если ты сделаешь такое вступление, все встанет на свои места.

И я начал с такого вступления, причем, сознаюсь честно, переписывал его несколько раз, пытаясь выудить самое важное из рассказов отца о городе его детства. Кое-что я записал просто потому, что так отец мне пытался объяснять, хотя до конца я не понял. Поэтому если возникнут у вас какие-то вопросы - то, на \"землю\" готов поклясться, такие же вопросы возникали и у меня.

Да, и ещё одно. Наверно, надо было раньше оговорить, ещё в предыдущих повестях, но мне это казалось не слишком важным, а тут отец говорит, что все-таки нужна точность. Я все песни того времени цитирую так, как отец и его друзья их знали и пели, а не так, как они теперь порой напечатаны в книжках. Например, в собрании сочинений Высоцкого напечатано \"...С победою закончилась война\", потому что это признано окончательным вариантом, на котором сам автор остановился, а на пленке, которую крутили во дворе отец и его друзья, передавая пленку друг другу для записи, и с которой весь квартал впервые узнал многие песни, Высоцкий поет \"С победою пришла моя страна\", и я цитирую именно так. И со многими другими песнями то же самое. Отец говорит, что впервые услышанные варианты так и ложатся на душу на всю жизнь, потому что из детства тебя простреливают, и если автор потом что-то изменил в своей песне, ты все равно больше будешь любить первый вариант и только его и петь, даже если изменения и к лучшему. Отец считает, я обязательно должен оговорить, чтобы люди, которые любят искать ошибки в любой книге, не могли придраться. Вот я и оговариваю.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТРИ ДРУГА И ГЕШЕФТМАХЕР

В те годы, в конце шестидесятых - начале семидесятых годов двадцатого века, Москва была особым волшебным царством, прекрасным и заколдованным. Осенью тополя золотили её так, как ни один город в мире, а летом во дворах кружились тончайшие золотые пылинки, становившиеся видимыми в луче солнца будто солнце промывало золотоносную руду, по крупинке копя драгоценные запасы. Время, казалось, застыло, хотя, если оглядываться на детали, то менялось многое, и это многое слагалось в большую картину нарастающих перемен. Исчезали голубятни, хотя их ещё было немало, появлялись цветные телевизоры вместо черно-белых, возводились новые здания из стекла и железобетона, где-то высоко в небе кружили спутники и космические станции и небо не казалось больше таким недосягаемым, футболисты бегали по полю не в смешных длинных трусах, а в элегантной форме нового покроя, учителя боролись со старшеклассниками, чтобы те не отпускали запретные шевелюры под Джона Леннона, но внутренний устой каждодневной жизни, который трудно описать словами, оставался все тем же самым, сохраняясь с послевоенных или даже предвоенных лет. Это была особая система \"можно\" и \"нельзя\", особая система прав и обязанностей, распределявшихся между жившими по соседству людьми. И дело даже не в том, что такая система существовала и в чем она заключалась - бабушка кричала внуку из окна: \"Только сталинский кефир не бери, бери натуральный, даже если в очереди постоять придется!\", и эти упоминания о таинственном \"сталинском\" кефире звучали будто клаксоны старомодных машин - дело, скорее, в том, что вся эта система была нанизана, как на стерженек, на хмурую, почти военную, дисциплинированность, с которой её принимали. И оттого, когда с ближних заводов ветер доносил жесткий запах железа или пышный, почти по-сказочному пряничный, запах свежеиспеченного хлеба, то, казалось, где-то намечается великий поход, и это не агрегаты штампуют кузова автомобилей или шарикоподшипники, не с автоматической линии сходят бесконечные батоны и буханки, а где-то кузнецы в кожаных фартуках бьют молотами по мечам, и булочники в белых колпаках широкими лопатами вынимают хлеб из печей, а их подмастерья делают сухари из вчерашнего непроданного хлеба, и эти сухари хоть полгода смогут храниться в заплечном мешке... И мерещились трубы и знамена, и тонкий запах серы от чиркнувшей на кухне спички казался дымным дуновением вручную приготовленного пороха от ствола старинного мушкета... Было в этом и злое колдовство, и доброе. Злое - потому что вот это напряжение, как будто великий город вечно жил в ожидании врага, можно было объяснить только злыми чарами, наведенными на его жителей. И доброе - потому что сквозь это ожидание врага пробивались и расцветали совсем другие ожидания: великих походов за шелком и пряностями, великих странствий в мире, где предателя всегда постигнет кара и где спешившийся на секунду, чтобы глотнуть стакан красного вина, вестовой в запыленных сапогах и в малиновом камзоле всегда даст окружившим его детям потрогать его шпагу... И скакал он в одно из мест с дивными старомосковскими названиями, с трех сторон расположенных бастионами на границе того района, в котором проходило детство Леньки Болдина и его друзей: Крутицкие Казармы, Лефортовские Казармы, Покровские Казармы. А ещё были и Хамовнические Казармы, слушавшие звон церкви Николая Чудотворца в Хамовниках, и был Арсенал, и была Оружейная Палата в Кремле. Сами эти названия тоже звучали музыкой ожидания и надежды, и это было ожидание мира, в котором нет врагов, кроме дурных и подлых людей, мира, в котором благородству не умирать, а негодяям и доносчикам не увидеть, как покатится с плахи голова героя... И злое колдовство, столкнувшись с этими ожиданиями, ветшало и осыпалось, выветривалось из людских душ. Это было то, о чем говорилось в песенке Визбора - одной из песенок, которые любил насвистывать Седой:

Спокойней, товарищ, спокойней,

Тебе ещё не выбирать,

Еще не затеяны войны,

В которых тебе умирать...

Потом-то затеяли войну, в которой Седой умер - но, я уже упоминал, мне это кажется фикцией. Нельзя затеять войну, в которой погибнет такой человек, как ни старайся.

И поэтому ребята отправлялись в дальние странствия, к самому Крутицкому Теремку, который только недавно расселили. Крутицким Теремком называлось бывшее патриаршье подворье на самом берегу Москвы-реки, маленькая крепость-монастырь с высокими стенами и зданиями, выстроенными в таком кружевном стиле, что кирпич казался невесомым. После революции там сделали коммуналки, по комнатке на семью, без центрального отопления топить приходилось дровами - и без водопровода, с колонкой во дворе, с которой зимой нужно было сшибать лед, прежде чем начать её качать. Еду готовили на керосинках, на них же грели воду, и мылись в тазиках. И вот что интересно: ребята, жившие в этих комнатках-кельях, жаднее других глотали Вальтера Скотта и Джека Лондона, и мечта о дальних походах пылала в их глазах ярче. К началу семидесятых Крутицкий Теремок - или Крутицкое подворье, если хотите - совсем приходил в упадок: когда всех выселили, то хотели начать реставрацию и сделать музей или просто \"достопримечательность\" для иностранных туристов, но что-то не сложилось, и уже кирпич осыпался, окна и двери были выбиты, сквозь ступени лестниц пробивалась трава, а на изогнутых крышах и на переходах между зданиями и стенами проглядывали молоденькие топольки. Тополь, он ведь всюду зацепится.

Зато мальчишкам было раздолье! Кто скажет, что Крутицкий Теремок - это не шотландский замок, в котором отсиживался Алан Брек Стюарт, или не бастион, в котором держали оборону Д\'Артаньян и три мушкетера, или не гладиаторская арена, на которой бьется фантастический Спартак-Кирк Дуглас, кумир мальчишек тех лет? На этом дворе воображаемый противник (злодеем никто не хотел быть) с трудом поднимал голову и спрашивал: \"Стрела... черная?\" И слышал в ответ: \"Да, черная\".

И вот в этот мир пришел новый герой - Штирлиц - и оказался совпадающим с этим миром до вдоха и выдоха, до кончика мизинца. Он тоже был из не умирающих, какая бы война ни была затеяна. Тем летом тринадцать вечеров подряд Москва вымирала - и не только Москва, но и другие города страны.

Трое друзей - Ленька Болдин, Юрка Богатиков и Димка Батюшков смотрели все серии каждый у себя дома, а по утрам собирались и обсуждали увиденное накануне. Так уж получилось, что все трое на тот момент оказались в Москве, несмотря на летние каникулы. У всех возникла, так сказать, пересменка. У Леньки Болдина - между возвращением из Литвы, где, как всегда, он отдыхал вместе с родителями (его родители - то есть, мои дедушка с бабушкой - всегда уезжали отдыхать в Литву, подгадывая совместный отпуск на первую половину лета), и отъездом на дачу вместе с бабушкой, папиной мамой. У Юрки - между, наоборот, отдыхом на даче и отъездом в Крым, а у Димки - между одним пионерлагерем и другим. В Москве каждый из них должен был провести дней четыре-пять, не больше, но уже после первых двух серий все взбунтовались: не уеду, мол, пока не догляжу до конца! Наверно, в обычных, нормальных, так сказать, условиях, этот бунт подавили бы, как \"давят выступления\" в \"Алисе в Стране Чудес\", но вы можете себе представить, что творилось, если родители только махнули рукой и признали справедливость бунта. Леньке сказали: \"Ладно, уедешь с бабушкой на десять дней позже\". Юрке сказали: \"Ладно, стартуем, когда фильм кончится, вот только ни Киев не посмотрим, ни двух дней в Судаке не будет...\" (Богатиковы собирались в Крым на своей машине, поэтому, кроме путевок, начинавшихся с определенного числа, у них были забронированы места в гостиницах, так, чтобы проделать весь путь без напряжения, с удобными ночевками в красивых \"туристских\" местах.) \"И вообще, - добавил Юркин отец, - гнать придется как бешеному.\" А Димкины родители сказали: \"Не хочешь ехать в лагерь - не езжай, только, учти, остаток лета в Москве проторчишь.\" И все родители дружно уткнулись в экраны телевизоров, вместе со своими детьми.

Так и случилось, что \"Три Ботфорта\" сидели летним утром под навесом опустевшего на лето детского сада (перемахнув через его ограду) и обсуждали события фильма так яростно, будто от этого зависела их собственная жизнь.

- Говорю тебе, Мюллер не найдет этого стукача, которого Штирлиц застрелил и утопил в пруду!.. - кипятился Димка, худой, чернявый, и даже в летнее время умудрившийся перепачкать одежду и чернилами и какой-то ещё пакостью, вроде вара или копоти (вполне возможно, на пустыре свинец плавил). Правда, химикалиями его одежда уже не бывала прожжена: после истории, о которой я рассказал в \"Чеках серии \'Д\'\", Димкин отец ликвидировал его химическую лабораторию. Так что соседи могли спать спокойно, не опасаясь взрывов или замыканий в проводке.

- Ну да, не найдет! - возражал Юрка. - Ты ещё скажи, что ему пастора Шлака удастся через границу перетащить! Вот увидишь, в последний момент что-то сорвется!

- А радистку Катю он все-таки спасет... - подал голос Ленька.

- Это разумеется! - хором согласились оба друга. - Если не спасет, то и фильм снимать не стоило.

- Интересно, а с самим Гитлером он столкнется или нет? - задался вопросом Димка. - И, кстати, вы раньше не обращали внимания...

Он не договорил, потому что друзей окликнули:

- Эй, пацаны!

Это был толстый Мишка. В силу своей комплекции, он предпочел не лезть через высокую ограду, а окликнуть друзей с наружной стороны.

- Что такое? - спросил Ленька.

- Дело есть, - ответил Мишка, понижая голос до хрипловатого заговорщицкого шепота.

У Мишки вечно были \"дела\" и \"делишки\", вечно он искал случай (либо сам изобретал такие случаи) что-нибудь \"толкнуть\" или \"крутануть\". Его, конечно, малость недолюбливали за его готовность как угодно вывернуться, чтобы разжиться лишней копейкой, но, в принципе, относились к нему без особой злобы. Так, посмеивались чуть презрительно про \"гешефтмахера\"... Вот, кстати, и ещё одна примета замершего времени: многие немецкие словечки, схваченные на лету и порой понимаемые несколько искаженно, сохранились со времен войны, вошли в школьный обиход, и семь ребят из десяти сказали бы в то время \"гешефтмахер\" вместо \"спекулянт\". Да и звучало словно с этакой сочной загадочностью, почти как ругательство.

Да, так вот, посмеивались насчет Мишкиного корыстолюбия, да ещё приблатненные, из мелких, на него наезжали: \"Слышь, толстый, тряханись на двадцать копеек, у тебя ведь всегда деньги есть\". Мишка не спорил, не упрямился, делился даже охотно, но взамен всегда мог обратиться, чтобы помогли с нерадивого должника деньги получить или в обиду другим не дали. То есть, задолго до всех крутых перемен в стране Мишка самостоятельно изобрел принцип \"крыши\". Но в целом Мишка был безвреден, по школьным понятиям: не задирался, не стучал, не изводил слабых. А если такая дурная башка у парня, что её на деньгах заклинило, то это его личное дело. Главное - не связываться с ним, и вся недолга. Если дать ему заговорить тебе зубы до того, что ты возьмешь у него какое-нибудь барахло, абсолютно тебе не нужное, за двадцать, за пятьдесят копеек или за рубль - марку, в редкости которой он тебя убедит, или цветную изоленту, или сигнальный фонарик с заедающим механизмом смены светофильтров - то сам виноват. Ну, и меняться он обожал, причем всегда проворачивал такой \"гешефт\", что его выгода за сотни процентов зашкаливала. В легенды вошла история, как в результате многостороннего обмена, им организованного, он получил литой мячик-прыгунчик (их делали в Эстонии, и в Москве в те времена они были жуткой редкостью), на который давно завидущим глазом косил, сам отдав в эти обмены всего лишь алюминиевую чайную ложку (которую к тому же, кажется, в школьном буфете прихватил). Правда, эта фантастическая сделка кончилась для него печально. Кто видел такие мячики, тот знает, что, если раз запустить их, стукнув об пол, они могут скакать, от пола до потолка, и пятьдесят метров, и больше, такая в них упругость, и при этом только успевай отворачиваться: если такой мячик, набравший обороты, тебе в лобешник влетит, то можно и сознание потерять, а если в туловище, то наверняка огромный синяк останется, и ещё долго потом будешь корчиться от боли. Собственно, потому эти мячики так и ценились. Так вот, Мишка в такой восторг пришел от этой своей победы, что чуть ли не единственный раз дал волю эмоциям - взял и запустил мячик из одного конца коридора школы (а коридор был огромным, длиннющим, школьное здание было старым) в другой. А мячик возьми и влети в лоб завучу младших классов! Можете представить себе, что было - если воображения хватит, потому что редко когда по школе бушевала такая буря... С тех пор Мишка всегда держал свои эмоции при себе.

Вот такой парень окликнул трех друзей из-за ограды.

- Мы никаких дел не ведем, - ответил Юрка.

- Да вы подойдите, поглядите... Сами не знаете, что можете потерять.

- Брось, Мишка. Знаем мы тебя, - сказал Ленька.

- И вот это знаете? - Мишка приподнял и показал друзьям какую-то книжку.

Друзья, заинтригованные подошли. Книжки - это всегда интересно.

Они увидели жутко потрепанный бледно-желтый том, на котором значилось: \"Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны.\"

- Вот! - сказал Мишка. - Можете сразу узнать, что будет в фильме и чем все кончится. А еще, - добавил он, - тут не один, а три романа. Что было со Штирлицем потом, и в самые последние дни войны, и в пятидесятые годы, когда ему дали задание помешать Китаю сделать атомную бомбу.

- Так ты продаешь эту книгу? - недоверчиво спросил Юрка, готовясь к долгому торгу.

- Здра-асьте, продаю! - насмешливо протянул Мишка. - Напрокат даю, почитать. Десять копеек в час.

- Это сколько же натикает, пока прочтешь? - сказал Ленька. - Ведь книжка толстая.

- Ребята по-разному делают, - ответил Мишка. - Кто-то пропускает то, что уже показали в фильме и начинает читать с середины. Кто-то в складчину книгу берет. В общем, каждый по деньгам. В среднем, около рубля выходит, а Борька Гроссман в сорок копеек уложился. Ну, он ведь у нас отличник, и быстро читает... В общем, у меня спрос есть, так что смотрите. Ближе к последним сериям я, наверно, буду по пятнадцать копеек в час её сдавать.

- Ох, и рвач ты, Мишка! - сказал Димка.

- Использую ситуацию... - усмехнулся Мишка. - Сами понимаете, в магазинах эту книгу не найти. А если надеетесь в библиотеке её взять, то тоже фигушки!.. Там, вроде, на полгода вперед очередь за ней расписана.

Тут мне надо привести объяснение отца, почему в те странные времена добыть хорошую книгу было проблемой, и книги были одним из самых ходовых товаров на черном рынке - одной из самых ходовых валют, можно сказать, причем их реальная цена оказывалась намного выше государственной, строго установленной для официальной продажи. Например, издания Астрид Линдгрен \"Карлсон\", \"Пеппи Длинныйчулок\" и другие её книги - официально стоили от пятидесяти до семидесяти копеек, но в магазинах их было не найти (разве что, брать с боем, отстаивая колоссальную очередь), а на черном рынке их можно было взять без проблем, но минимум по пять рублей. Это все оттого происходило, что все делалось по плану, а план составлялся намного вперед. И вот, скажем, записано в плане, что издать книгу тиражом пятьдесят тысяч экземпляров, а получается так, что книга понравилась, и ещё сто тысяч человек хотели бы её купить. Но напечатать эти сто тысяч экземпляров нельзя, потому что и у издательства, и у типографии на пять лет расписано, что они делают, и в этот строгий план дополнительное издание не втиснешь. Поэтому всех популярных авторов не хватало - и братьев Стругацких, и даже Юлиана Семенова, который, вроде бы, о наших разведчиках писал, поэтому должны были бы его издавать побольше.

(\"И кроме того, - добавил отец, - государство вообще боялось книг. Но это другая история, которой сейчас мы касаться не будем.\")

Нам-то с Ванькой (может, и вам тоже) трудно представить, что так все было. Сейчас, не успеет новый популярный сериал появиться, как книга по этому сериалу уже во всех магазинах и на всех лотках лежит, выбирай не хочу. Но вот так, однако, обстояло дело, и толстый Мишка сообразил, как и на этом поиметь свой бизнес. Уж как он так быстро раздобыл старое издание книги, по которой теперь был снят фильм, неизвестно, но уж он-то что угодно мог раздобыть.

- В общем, я на вас не давлю, - сказал Мишка. - Только, смотрите, сами потом не пожалейте.

- Ну?.. - Юрка вопрошающе поглядел на друзей. - Если в складчину возьмем, то сможем сесть так, чтобы втроем читать одновременно?

Ленька задумался. Его одолевали сомнения. С одной стороны, интересно, конечно, узнать, что будет дальше, с другой - не менее интересно жить весь день в предвкушении следующей серии...

Сомнения разрешил Димка.

- Да не надо её брать! - сказал он. - У меня есть идея получше. Мы и так узнаем, что было дальше!

Возможно, будь у Димки финансовая ситуация хоть немного другой, он бы согласился. Но, в отличие от друзей, ему и самые мелкие траты часто были не по карману. Если Ленька был, что называется, из \"нормальной интеллигентной семьи\" с неплохими, хотя и не выдающимися заработками, а Юркин отец, крупный архитектор, вообще разъезжал в загранкомандировки и даже поработать за границей успел, то Димкина семья была довольно бедной. Он ещё умудрялся выкраивать что-то от денег на школьные завтраки, но эти копейки он откладывал на нужные ему книги. В тот момент то ли он ещё надеялся накопить на трехтомник Купера или Гарднера (не того Купера, который Фенимор, и не того Гарднера, который автор детективов, а того Купера, который написал \"Физику для всех\", и того Гарднера, который создал одни из лучших книг по занимательной математике), то ли он уже переметнулся на философию Канта (как у него мозги сковырнулись в увлечение философией Канта - это отдельная история), но, в любом случае, и Купер, и Гарднер, и Кант стоили в букинисте приблизительно по пятнадцать рублей. Для Димки это была жуткая сумма, которую он собирал медленно и со скрипом, и оторвать от неё хоть полтинник на складчину значило отдалить осуществление своей мечты. А сознаваться друзьям, что у него с деньгами швах, ему гордость не позволяла. Вот он и изобразил... И с этого все началось.

Да, можно повторить, будь у Димки в кармане хоть тридцать копеек свободные, ничего бы дальнейшего не произошло. Но не даром говорят, что из мелких причин происходят великие последствия и что ничтожная мелочь меняет ход истории. Приблизительно так получилось и в данном случае.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СТАЛЬНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ

- Что за идея? - сразу попытался вызнать Мишка.

- Так я тебе и сказал! - надменно осклабился Димка. - Пошли, ребята!

- Фуфло, небось, идея твоя! - крикнул обиженный Мишка, когда друзья отошли от ограды.

- Вовсе не фуфло! - отозвался Димка. - Я даже от друзей её берег, пока... пока ты сейчас не объяснил, что она может чего-то стоить. Вот мы и подумаем, как её продать.

Шпилька была настолько меткой, что Мишка заткнулся. Помаячив для порядку у ограды ещё минуты две, он отправился дальше, к тем, кто без всяких готов взять книгу в почасовой прокат.

- Так что за идея? - спросил Юрка.

- Подожди, - ответил Димка, оглядываясь. - Я хочу, чтобы этот убрался подальше.

- Так он все равно нас уже не услышит, на таком расстоянии, - заметил Ленька.

- Дело не в том, услышит он нас или нет, - ответил Димка. - Дело в том, что нам нужно кое-куда отправиться, и я не хочу, чтобы он вздумал за нами следить. В общем-то, это не совсем идея. Это то, что вам нужно увидеть. Увидите - упадете!

- Хоть намекни, что это такое, - сказал Юрка.

- Так будет неинтересно, - возразил Димка. - Лучше двинемся в путь.

- В какую сторону?

- Вон туда, - Димка махнул рукой так, как будто давал понять, что путь предстоит не близкий - то ли до Красноказарменной улицы, то ли аж до Авиамоторной. - То есть, это не так далеко. Просто мы в ту сторону никогда не заворачивали.

И немудрено, что друзья редко прогуливались в ту сторону. Отношения с ребятами дворов, расположенных в той стороне, были несколько осложнены, и дело вполне могло дойти до драки, при непосредственной стычке. Как и почему отношения сделались несколько напряженными, история умалчивала. Возможно, те кварталы уже относились к иной \"сфере влияния\" - ребята оттуда шли не в училища при автозаводе и Шарикоподшипнике, а в пространственно (и, отсюда, духовно) более близкие училища при Авиамоторном и Фрезере, и, соответственно, готовы были отстаивать превосходство своих производств со страстью какого-нибудь рыцаря Круглого Стола, готового вызвать на поединок каждого, не желающего признать, что его дама сердца - первая красавица в мире. Такие противостояния существовали испокон веку, и, возможно, уже где-нибудь в Древнем Египте или Древней Греции юные египтяне или афиняне из разных учебных заведений сходились на кулачки, отстаивая честь одной \"малой родины\" перед другой. Бабушка Николая Лескова, автора \"Левши\", вспоминала, посмеиваясь, как в гимназические годы будущий знаменитый писатель был главным заводилой драк с саперными юнкерами, воспетыми Булгаковым в \"Белой гвардии\" и \"Днях Турбиных\": юнкерское училище находилось через улицу и, естественно, никто не хотел уступать. Вот такая она, оказывается, история русской литературы, с неожиданными пересечениями на уровне мальчишеских стычек. И, возможно (усмехаясь, продолжал отец - я честно признаюсь, что здесь дословно воспроизвожу его размышления: сам бы я до такого не додумался, но мне, и Ваньке тоже, эти замечания отца очень понравились), потом два молодых офицера, попавшие, через один и тот же местный вербовочный пункт, в один и тот же белый добровольческий полк, бок о бок оборонявшие Киев от большевиков и Петлюры, прикрывавшие друг другу спины при уходе к Деникину или на Перекопе и ставшие ближайшими друзьями, периодически подначивали друг друга, мол, здорово я тебе тогда по носу врезал, юнкеришка несчастный, а другой парировал, что так ты мне и врезал, юнкера гимназистиков всегда бивали...

Впрочем, главная школьная легенда гласила, что разногласия начались из-за футбольных баталий, проходивших некогда между сборными \"наших\" и \"чужих\" дворов каждое воскресенье, и вылились в подобие \"холодной войны\", потому что все считали себя правыми. С чего эти разногласия вспыхнули из-за спора, сыграл или нет один из игроков рукой в своей штрафной площадке или ещё из-за чего - тут легенда предлагала разные версии. Как бы то ни было, в те дворы трое друзей предпочитали не соваться: не сказать, что конфликт был неизбежен, встреча могла завершиться и более, чем мирно (оголтелости в противостоянии не было, потому что имелся общий враг: футбольная сборная мальчишек с Красной Пресни и прилегающих к Пресне районов, и порой надо было объединяться, чтобы показать им кузькину мать в матче на нейтральной территории), но конфликт был всегда возможен, поэтому чего было гусей дразнить.

В общем, если бы не вся эта ситуация, из-за которой друзья обходили ряд кварталов стороной, то, конечно, они бы давно обнаружили то, что обнаружил Димка. Однако, пока мы отвлекались на все эти разъяснения и рассуждения, \"Три Ботфорта\" давно были в пути и уже приближались к заветной цели.

- Вот сюда, - Димка взял от Золоторогожского Вала резко влево, а не вправо, поведя друзей не в сторону Красноказарменной, Госпитального Вала и Парка отдыха Окружного дома офицеров, а в сторону Большой Андроньевской улицы и Андроникова монастыря. Но потом спохватился, опять повернул, и вновь они двинулись в сторону Лефортова. Вообще, он дал довольно большого кругаля, и его друзья не могли взять в толк, специально он пошел по самому длинному из возможных путей или ноги сами понесли его наиболее привычным маршрутом скитаний.

- Вот... - Димка остановился перед входом во двор, образуемый замкнутым четырехугольником домов. Причем, судя по всему, дальняя сторона двора была не жилым, а производственным или хозяйственным зданием: окна у неё были как в старых хозяйственных постройках, и чугунные лесенки и балкончики выступали по всему её фасаду. - Здесь!

Они вошли во двор.

- Смотрите! - сказал Димка. - Смотрите и ахайте!

Он указывал в угол двора. Там, возле одного из подъездов, стояли два и впрямь удивительных автомобиля: два черных \"опеля\" выпуска тридцатых или сороковых годов - военного, в общем, времени - оба чистенькие, сверкающие лаком, и похожие друг на друга как два брата-близнеца.

- Да... - Димка и Ленька подошли поближе, чтобы лучше рассмотреть. Машины - высший класс! Но при чем тут \"Семнадцать мгновений весны\"?..

- Неужели вы не понимаете? - возмутился Димка. - Ведь это - машина Штирлица!

- Ну да, все правильно, - кивнул Юрка. - Штирлиц ездит на точно такой же машине. И что из этого?

- Не на точно такой же, - поправил Димка, - а на этой самой.

- На которой из них? - спросил Ленька. - И вообще, откуда ты знаешь?

- Оттуда, что я... - Димка запнулся. - В общем, это человек, с которого списан Штирлиц, спорить готов. И от него мы все узнаем, если к нему обратимся. Как там все было дальше, и, главное, как там все было взаправду. Улавливаете?

Ленька и Юрка переглянулись. С одной стороны, утверждения Димки звучали абсолютно фантастически. С другой стороны, он отстаивал их с такой убежденностью... И, похоже, он что-то знал.

- А ездит он вот на этом автомобиле, - Димка указал на левого \"близнеца\".

- Почему именно на этом?

- Ну, я видел. И потом... Загляните в салон.

Его друзья через окошки заглянули в салон того \"опеля\", который, если верить Димке, стоял на приколе.

- Видите? - вопросил Димка. - Там кое-чего не достает. Одна из ручек снята с панели управления, ещё кой-какие мелочи... Он использует второй автомобиль как полный комплект запчастей для первого, понимаете? Потому что, понятное дело, достать запчасти для \"опеля\" этой модели - ещё та задача, это ж каждую фиговинку по индивидуальному заказу делать надо, если она полетит, а на такое даже пенсии бывшего контрразведчика может не хватать. А тут - снял, что тебе надо, или из мотора вынул - и пожалуйста! Видите, запасливый мужик, сообразил, что к чему, и привез из Германии запасной автомобиль, когда возвращался на родину.

- И до сих пор ездит?.. - Юрка прищурился. - Если он - это он... то есть, Штирлиц... то ему, Герою Союза, любую машину по первой просьбе выделили бы, самую новую и классную.

- Да какая новая машина сравнится с этой? - возразил Димка. Поглядите, какая красота! И мотор - зверь! Такая машина ещё сто лет пробегает, когда любые нынешние уже загнутся. Я бы на его месте точно так же поступил бы - перевез \"опель\" из Германии, и ещё вот так бы запасной взял. Тем более, этот \"опель\" - его, можно сказать, боевой товарищ. Сколько всего они повидали вместе! Такие машины не бросают.

Да, Димкины объяснения обрастали все новыми вполне красноречивыми и достоверно звучащими деталями. Хотя - надо ж открыть правду - ещё час назад Димка и не подозревал, что станет уверять друзей, будто перед ними доподлинная машина Штирлица. Когда появился Мишка, он как раз открыл рот, чтобы сказать: \"А вы знаете, я только что набрел на такую же машину, на которой ездил Штирлиц, да ещё в двойном экземпляре. Если хотите, сходим, поглядим.\" Но, как мы помним, он не договорил эту фразу. И почти тут же возник разговор о том, чтобы в складчину взять книгу напрокат. Димка стал лихорадочно соображать, чем ему отвлечь друзей от этой идеи - гордость, либо зажатость, мешала ему и признаться в том, что он не может внести свою долю, и позволить, чтобы друзья её внесли, он бы скорее умер от стыда - и тут ему пришла в голову замечательная мысль: если эта машина - точная копия машины Штирлица, то почему она не может быть машиной самого Штирлица? Очень даже может! Не прошло и двух секунд, как он сам поверил в свою фантазию поверил настолько искренне, что несправедливым было бы после этого обвинять его во вранье.

Тем более, он припомнил облик владельца машины - высокий, седовласый, стройный, тот был прямо-таки вылитым отставным контрразведчиком. Даже немного похож на Тихонова... Припомнил Димка и те обстоятельства, при которых увидел владельца машины и проследил до этого двора.

- И потом, - добавил Димка, припоминая все это, - у него есть разрешение на оружие.

- А это откуда ты знаешь?!

Димка понял, что проговорился. Но отступать было некуда. Правда, он попытался увильнуть.

- Ну... видел.

- У него лично видел? - не отступались его друзья.

- Можно сказать, что да. То есть, я видел его с оружием... а он бы не мог держать оружие в руках, если бы у него не было разрешения, верно?

- Вот это ты уже заврался! - сказал Ленька. - Где ты мог видеть его с оружием в руках?

- Где, где! - вырвалось у Димки. - В комиссионном!

- Он что, грабил этот комиссионный? - Юрка опять ехидно прищурился.

- Это ты не понял, какой комиссионный я имею в виду! - горячо возразил Димка. - Тот комиссионный на Большой Андроньевской, который торгует охотничьими ружьями. Я, понимаете, вертелся там вчера... Ну, там такие классные ружья стоят, старинные - сами ведь знаете - вот я их и разглядывал...

- Слушай, ты... - с тревогой в голосе спросил Ленька. - Ты не задумал опять что-нибудь... этакое? По второму разу тебя не простят!

С тех пор, как Димка умудрился смастерить самодельный обрез, и даже произвести из него выстрел - всего один, но донельзя \"удачный\", закончившийся его доставкой в отделение милиции - даже его друзья трепетали при одном намеке, что Димка опять готов взяться за огнестрельные эксперименты. Обрез был и впрямь убойным чудищем - Димка подобрал для ствола трубку такого диаметра, чтобы точненько входили гильзы от строительных патронов, а гильзы эти Димка начинял шариками из шарикоподшипников, получалось помощнее картечи, и с таким оружием можно было не только на медведя пойти, но и на носорога. Димка пошел на... впрочем, об этом рассказано в \"Чеках серии \'Д\'\", и здесь достаточно сказать, что Димке повезло в нескольких отношениях. Во-первых, ему ещё не исполнилось четырнадцати лет - возраста, когда настает полная уголовная ответственность по таким тяжелым статьям, как незаконное хранение и применение огнестрельного оружия. Во-вторых, и самое главное, вся ситуация в конечном итоге обернулась так, что, как выяснилось, Димка сыграл на руку правоохранительным органам, и в милиции спустили его дело на тормозах. Димка отделался двухнедельным исключением из пионеров, \"строгачом\" с занесением в личное дело и постановкой на учет в детской комнате милиции причем на учет временный, через год его должны были снять с учета, если за ним не будет других проступков. Самой тяжелой потерей для него стала потеря его лаборатории (и, одновременно, электро - и слесарной мастерской), оборудованной им в небольшой отдельной комнатке (Батюшковы жили в одном из последних деревянных домиков, сохранившихся в районе, и, при всех недостатках, типа ветхого водопровода, у их квартиры было одно преимущество - помещений в ней хватало). Разъяренный отец собрал все его колбы, реторты, химикаты и прочее и запер в чуланчике, строго предупредив Димку, что, вздумай тот опять что-нибудь учудить, его выдерут так, что две недели сидеть не сможет.

А местный участковый, дядя Володя, тоже сделал Димке суровое внушение: мол, на этот раз для тебя все обошлось, и поминать не будем, но ещё один подобный фокус - и загремишь у меня на всю катушку, тем более, что до четырнадцати лет тебе уже недалеко.

Вот друзья и испугались за Димкину судьбу, едва услышав про ружейный комиссионный.

- Да не волнуйтесь вы!.. - сказал Димка. - Честное слово, я... я ничего такого, и ружья я разглядывал не для того, чтобы лучше понять, как они устроены, и самому что-то сделать. Я ж понимаю... Но как удержишься, чтоб на ружья не посмотреть? Как будто вы иногда по полчаса в этом магазине не пялились. Тем более, что ружья там обалденные, и с резными прикладами, и с инкрустированными, и со всякими другими красотами... Я потому и не стал ничего вам рассказывать, что знал: вы наверняка подумаете, будто я опять что-то замышляю, и начнете так меня пилить, что я взвою. Иначе бы я сегодня с утра вам все выложил, первым делом... Так вот, стою я, значит, возле прилавка, и рядом со мной мужик ружья перебирает. Одно, другое... И так тщательно. Отмыкает их, в стволы заглядывает... Словом, сразу видно, что дока насчет оружия. И продавец держит себя с ним так уважительно, как держат только с давними и солидными клиентами, почти друзьями. \"Да, сказал этот человек, - отменное ружье, только стволы все-таки немного разболтало\". \"Это поправимо, - сказал продавец, - ведь, все-таки, Кокрилль, не что-нибудь.\" Покупатель кивнул и сказал: \"Люблю немецкие ружья. Но Кокрилль у меня имеется...\" Понимаете, \"имеется\", значит, он совсем не первое ружье покупает!.. Да, значит... \"Кокрилль у меня имеется, поэтому, может, мне стоит подумать насчет этого Макарищева, у него прикладистость как раз по мне...\"

- \"Прикладистость\"? - переспросил Ленька.

(Сейчас бы отец так не спросил: он сам любому объяснит, и что такое \"прикладистость\", и каковы сравнительные достоинства и недостатки эстрактора и эжектора, и все остальное.)

- Ну да, прикладистость, - кивнул Димка. - Слушай, я ж просто пересказываю, о чем они говорили. Причем, заметьте, мужик рассматривал ружья самые старинные и дорогие. А продавец ему говорит: \"Может, вам, Николай Петрович, \"пант-ган\" поискать, с Макарищевым на уток не очень сподручно.\" А мужик головой покачал: \"Нет, \"пант-ган\" - это не по мне. С \"пант-ган\" любой дурак несколько уток снимет, интерес пропадает, чтобы точно прицелиться.\" Ну, в общем, вот так они толковали и толковали - имена, термины всякие, я под конец вообще соображать перестал, и у меня, можно сказать, мозги задымились от попыток въехать в их разговор - а потом этот мужик попрощался и пошел из магазина...

- Пешком пошел? - уточнил Юрка.

- Ну да, пешком. А мне ведь он интересен стал, вот я за ним и проследил. А он, перед тем, как домой зайти, ещё оба \"опеля\" осмотрел, похлопал так ласково по одному из них - так я и понял, что он их хозяин...

- И это все? - спросил Ленька.

- Нет, не все! - Димка понял, что друзьям нужен какой-то последний убойный довод, и - да, занесло его - он соврал напрямую. - Они, когда прощались, мужик на часы поглядел и сказал: \"Как раз успею все уложить до фильма, чтобы завтра утра на охоту двинуть и к вечеру вернуться...\" А продавец ему и брякни: \"Да, вам, Николай Петрович, небось, особенно интересно глядеть, ведь фильм-то о вас...\"

- И что этот Николай Петрович? - у Димкиных друзей перехватило дыхание.

- А он... - единожды солгав, Димка почувствовал, как внутри у него что-то отпустило, будто все тормоза сорвались, и врать дальше было теперь как под горку на велосипеде без тормозов лететь - и страшно, и приятно, и уже не остановишься. - А он вот так, недовольно, на него глянул и говорит: \"Тихо вы!.. Ведь услышит кто-нибудь - мне потом проходу не будет...\" Ну, продавец и извинился перед ним. А вообще, мне показалось, что его не простой продавец обслуживал, а чуть ли не директор магазина. Вот так. Но я-то слышал! Поэтому мы можем уточнить, в какой квартире он живет - и расспросить его обо всем. Неужели он нам откажет?

Димка сам себя загнал в угол - и теперь мысленно молился о чуде. Ведь если бы он не наврал друзьям - то дело бы кончилось тем, что, когда он привел бы их в этот двор, они бы поглазели на замечательных стальных близнецов, отливающих черным лаком, и пошли домой. А теперь, хочешь не хочешь, надо искать владельца этих машин, этого Николая Петровича, и пытаться завязать с ним разговор, и ещё неизвестно, что он им ответит... Может ответить так, что Димке потом всю жизнь будет стыдно перед друзьями!

И чудо произошло! Пока его друзья новыми глазами взирали на \"опелей\"-близнецов - надо же, на одной из этих машин прототип Штирлица разъезжал по Берлину! - и заглядывали в окошки, стараясь получше разглядеть внутреннюю отделку, они совсем отвлеклись от окружающего мира. Поэтому они вздрогнули и чуть не подскочили, когда за их спинами прозвучал звонкий голосок:

- Эй! Что это вы возитесь возле машин моего папы?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРЮК

Друзья оглянулись - да так и застыли. Передними стояла девчушка их возраста, стройная и светловолосая - в ярком летнем свете её волосы казались совсем золотистыми, хотя потом, в нейтральном освещении, выяснилось, что они, скорее, ближе к каштановым. У неё были потрясающие глаза - большие, серые, того теплого серого оттенка, который редко встречается, и который создает впечатление, будто в глазах пляшут золотые искорки - и лицо у неё было хорошее, овальное, с высоким лбом. Трудно сказать, показалась бы друзьям эта девчонка воплощением всех совершенств, если бы они не знали, кто её папа - но в тот момент им показалось, что никого, сравнимого с ней, они в жизни не видели. И они застыли, как насквозь прошитые молнией. Казалось, тронь - и они осыплются кучками пепла.

Для них уже наступила пора первых влюбленностей, и каждому представлялось, что он нашел свою даму сердца, которой можно посвятить всю оставшуюся жизнь. Об этих \"дамах сердца\" можно сейчас и не рассказывать, потому что они тут же вылетели из голов всех трех друзей, и, возможно, друзья даже не сумели бы вспомнить в этот момент их имена.

Первым нашелся Юрка.

- Потрясные машины! - сказал он. - А вторая - это чтобы для первой запчасти были, да?

- Да, - кивнула девочка.

- Мы так предположили, что твой папа привез их из Германии... промямлил Ленька.

- Точно, из Германии. В сорок пятом году, сразу после войны. С тех пор он их холит и лелеет.

- Ух ты!.. - друзья переглянулись. Все совпадало!..

А девочка немного нахмурилась.

- Но я вас не знаю. Кто вы? Откуда?

- Вон оттуда! - Юрка махнул рукой в сторону их квартала. - Гуляли, шатались, забрели сюда... Ну, и увидели эти два \"опеля\". Да, меня Юрой зовут. А это - Дима и Леня.

- Даша, - представилась девочка.

Но продолжала разглядывать друзей несколько недоверчиво.

- А как ему их перевезти удалось? - спросил Димка.

- Ой, это отдельная история, - сказала Даша. - Папа не сам их перевозил, ему перевезли, в благодарность за... - она осеклась.

- В благодарность за что? - жадно спросил Димка.

- Неважно, - было заметно, что девочка осторожничает с незнакомыми мальчишками. - Я, в общем-то, и сама не очень знаю... - добавила она.

Ленька, задумавшийся на некоторое время, опять вмешался в разговор:

- Послушай, а сколько лет твоему папе?

- А что?

- Ну... Ты ведь наша ровесница. А твой папа должен был закончить войну чуть не генералом - кому ещё стали бы \"опели\" в благодарность дарить? Генералами в двадцать лет не становятся...

- А-а, вот ты о чем! - девочка поняла. И сообщила важно. - Я - поздний ребенок. У папы долго не было возможности обзавестись семьей.

- Во! - Димка чуть не подпрыгнул. - Все сходится!

- Что сходится? - Даша напряглась ещё заметней.

- Сходится, что твой папа наверняка был разведчиком за границей - в Берлине и где там еще, - поспешил объяснить Юрка.

- С чего вы это взяли? - Даша вытаращила глаза.

- Да потому что он сам... - начал Ленька. Но тут вмешался Димка, быстро его перебивший:

- Потому что он сам похож на Штирлица, и машина у него точно такая же, и, как теперь выясняется, ему долго пришлось работать там, куда с семьей не поедешь! - и незаметно подмигнул Леньке и Юрке: молчите, мол, не надо, чтобы Даша узнала, что я подслушал разговор её отца с продавцом в комиссионном.

На самом деле он, конечно, боялся, что, проговорись Ленька - и Даша сразу разоблачит его обман.

Даша неожиданно рассмеялась.

- Так вот почему вы прилипли к машинам! Ну, придумали!..

- Разве это не так? Твой отец - не бывший разведчик? - с подозрением спросил Юрка.

Даша покачала головой.

- Уж я бы об этом знала, верно?

- Не обязательно! - в отчаянии выпалил Димка. Он чувствовал, что висит на волоске. - Скажи, ведь он долго жил за границей?

- Долго, - согласилась Даша. - Но он был врачом. Правда. Он из эмигрантов, понимаете? И всю молодость прожил в Берлине. В Берлине он и наши войска встретил, в сорок пятом.

- Погоди... - Юрка подался вперед. - Чтобы русского, который всю войну, при нацистах, просидел в Берлине, не арестовали за измену родине, а отблагодарили двумя автомобилями?.. Не бывает такого, если только этот человек не был разведчиком! Если бы он действительно был из белой эмиграции - представляешь, что бы с ним сделали?

Ленька тоже покачал головой. Эта Даша наивна до жути, если верит, будто её отец, удравший в Германию от Советской власти и просидевший там всю войну, получил два \"опеля\" только за то, что работал врачом... А на вид - не глупая девчонка!..

Даша задумалась.

- Я вам говорю, я не знаю толком, что там произошло. Отец говорит, он ничего от меня скрывать не собирается, но я ещё слишком мала, чтобы понимать некоторые вещи... - она вдруг помрачнела и закусила губу. - И вообще, чего я с вами разболталась? - осведомилась она после паузы, немного расслабясь. - Приперлись неизвестно откуда, несете невесть что...

- Но ведь ничего обидного мы не говорим... - тихо произнес Юрка.

- Верно, не говорите... - Даша задумчиво созерцала трех друзей, как бы недоумевая, почему она дала втянуть себя в беседу с ними. Впрочем, впечатление мальчишки производили благоприятное - Юрка в настоящих американских джинсах, Ленька в своих литовских, но выглядящих вполне фирменно, оба в чистых рубашках... Сразу видно, что \"из хороших семей\". Только Димка - чернявый, тощий, в каких-то невообразимых штанах и рубахе, уже заляпанных и чернилами и чем-то вроде копоти (и когда он успел, с самого утра?) портил общую картину. Но и у него глаза были живые и смышленые - не тусклые, почти оловянные глаза шпаны.

- Мы просто интересуемся, - Юрка взял разговор на себя. - И... Послушай, не будет наглостью, если мы попробуем чуть-чуть порасспрашивать твоего папу? Ну, согласись, все сходится на том, что он - один из прототипов Штирлица. Сама понимаешь, как нам...

- Понимаю, - теперь в глазах Даши вместо настороженности появилась насмешка - то ли добрая, то ли ехидная, не разобрать. - На этом Штирлице все мальчишки с ума посходили. Да и девчонки тоже.

- А ты? - вмешался Ленька. - Разве ты не смотришь?..

- Смотрю, - согласилась Даша. - Каждую серию от и до. Но... - она поглядела на машины и покачала головой. - Странно, что до сих пор никто, кроме вас, не обратил внимания, что отец ездит на \"машине Штирлица\". Но раз вы заметили - значит и другие заметят. Ой, боюсь, от любопытных теперь прохода не будет.

- Так можно нам встретиться с твоим папой? - повторил Юрка свой вопрос.

- Не знаю... - Даша задумалась. - Ничего такого нет, если я вас к нему приведу, но...

- Но - что? - встрял Димка.

- Но мне все-таки хочется сначала убедиться, что вы - нормальные ребята.

- Как нам это сделать?

Даша пожала плечами.

- Не знаю. Как-нибудь.

- Хорошо! - Юрка встряхнулся, разминаясь. - Я покажу тебе, до чего нам хочется с ним познакомиться.

Юрка, обычно умеющий держать себя в руках, обладал характером, который можно назвать \"неожиданно взрывным\" - то есть, в тот самый момент, когда этого никто не ожидал, он оказывался способен на такие безрассудные и отчаянные поступки, что все только ахали. Вот и теперь - упругой походкой гимнаста он направился к тому зданию, по которому с низу до верху тянулись внешние чугунные лесенки и выступали металлические балкончики и какие-то штыри.

Друзья не сразу поняли, что он задумал. Хотя Юрка занимался гимнастикой уже два года и успел стать разрядником (потом он вообще достиг в этом виде спорта довольно больших высот, но в итоге бросил гимнастику ради своей науки; сейчас Юрий Дмитриевич Богатиков занимается конструированием аппаратов глубокого погружения), но как-то не связали одно с другим. Лишь когда он стал подниматься по первой лесенке, Димка охнул:

- Ой!.. Он ведь сейчас начнет свои фокусы!..

- Какие фокусы?.. - спросила Даша. И выдохнула, не дожидаясь ответа. Ребята, остановите его!

- Поздно, - пробормотал чуть побледневший Ленька. - Теперь его не остановишь, легче танк остановить. Но ты не бойся! - поспешил он успокоить девочку. - Он - отличный гимнаст, гордость и надежда своей спортшколы!

А Юрка продолжал подниматься все выше и выше. Вот он оказался на самом верхнем балкончике, вот встал на перила и пошел по ним...

- Ребята... - у Даши кровь отхлынула от лица, и глаза она чуть прикрыла. - Я сейчас закричу...

- Не вздумай! - предупредил её Ленька. - Все будет нормально, а вот от резкого звука он может и оступиться.

Высоко над ними, Юркин силуэт был четко виден на фоне ясного неба. Юрка шел по перильцам, расставив руки. Вот он поднял одну ногу, балансируя на другой, и Даша тихо взвизгнула. Да что Даша, даже его друзьям сделалось дурно. Но это были только цветочки.

Юрка прошел по перилам - и ухватился за длинный стальной штырь трубку сантиметров пяти в диаметре - выступавший из стены под самой крышей. Вот он подтянулся - и повис над бездной. Потом он совершил переворот на сто восемьдесят градусов - и застыл на штыре вверх ногами, прямой как солдатик. Выдержав паузу в несколько секунд, он стал вращаться на штыре - все быстрее, быстрее, быстрее.

Даша была уже не мертвенно бледной, а просто серой. А Леньке и Димке хотелось зажмурить глаза. Юрка крутился над двором без всякой подстраховки, до земли было больше десяти метров - ребятам, со страху, казалось, что все сто. Одно неверное движение... Да мало ли из-за чего может сорваться рука...

Но вот Юрка стал замедлять темп вращения, вот он опять повис неподвижно, а вот...

Он соскочил на балкончик, оттолкнувшись от штыря и сделав сальто в воздухе. В момент его полета и Даша, и Юркины друзья не выдержали: хоть они и понимали, что нужно молчать, но у всех вырвался короткий крик. Ведь чуть ошибись он в своих расчетах, пролети мимо балкончика и...

Нет, Юрка все рассчитал точно - кроме одного: того, что балкончик железный, и при его приземлении раздастся жуткий грохот.

Первым чувством его друзей, когда они услышали этот грохот, было облегчение: все, Юркин отчаянный спектакль завершился благополучно. Но тут же Ленька подумал с тоской: этот грохот весь двор перебудоражит, да и всех, работающих в этом здании... Сейчас выскочат и так нам накостыляют... И кстати, пришла ему в голову следующая мысль, хоть во дворе и нет ни одного человека, но не исключено, что кто-то смотрит из окон... И тоже могут выскочить и устроить жуткий - и справедливый - скандал.

Юрка тем временем спустился вниз и подошел к Даше. Похоже, он тоже нервничал во время исполнения своего акробатического номера, но старался скрывать пережитое волнение.

- Ну? - сказал он. - Убедил я тебя?

- Ты... ты... - Даша примолкла, чтобы лишний раз перевести дух, а потом посмотрела на Юрку почти с ненавистью. - Ты просто... - теперь она говорила сквозь стиснутые зубы, и её подбородок выпятился. - Ты просто подлец! - она сделалась багровой от гнева. - Скотина и пижон! Недоумок напыщенный! Напугал всех - и радуешься! Это не доказательство, а издевательство! Мне такие друзья не нужны!

Она повернулась и пошла прочь. Через несколько шагов она остановилась на секунду, чтобы презрительно бросить через плечо:

- Тоже мне, канатоходец Тибул!..

- Постой!.. - сперва растерявшийся Юрка догнал и обогнал её, и теперь стоял перед ней, красный от смущения. - Если я - канатоходец Тибул, то ты Суок... Ну, прости... Я действительно не думал, что ты так испугаешься.

Даша стояла и молчала так долго, что стало ощутимо, как сгущается напряжение в воздухе.

- Ладно, - сказала она наконец. - Я тебе верю. Только обещай мне, что ты больше никогда не будешь выделывать таких штучек.

- Обещаю, - смиренно сказал Юрка.

- Поклянись!

- Клянусь!

- Страшной клятвой!

- Чтоб я сдох, чтоб у меня рука отсохла, чтоб... чтоб...

- Ладно, хватит, - Даша невольно улыбнулась. Видно, она была не только вспыльчивая, но и отходчивая. Она повернулась к Леньке и Димке. - Ему можно верить?

- Он - парень слова, - сказал Ленька.

- Но иногда на него находит, - предупредил Димка. - Вот как сейчас. Он просто неуправляемым становится. Может, он и сам не хотел, но... но... но, что называется, само выскочило.

Даша опять кивнула.

- Я это учту на будущее. Подождите пять минут, я спрошу у отца, можно ли мне вас пригласить. Я думаю, он не будет против, но узнать все равно надо.

И она исчезла в подъезде.

- Ну, знаешь, Юрка... - сказал Димка.

- Нам ещё повезло, что никто тебя не видел - и никто не выскочил, когда этот балкончик загрохотал, - сказал Ленька. - Иначе бы нам всем надрали уши, по твоей милости!

- Да ладно, ребята! - Юрка, оправившись от растерянности и смущения, опять был на взводе. - Не это главное! Вы понимаете, что происходит? Дашкин отец всю войну провел в Берлине, привез два \"опеля\", \"в благодарность\", после войны ещё куда-то надолго уезжал... Вы представляете себе, встреча с каким человеком нам предстоит? Ради этого можно было ещё и не такое выкинуть!

- Только больше не надо! - поспешно сказал Ленька.

- Разумеется, не буду, раз обещал, - заверил Юрка.

- Вот так! - Димка не мог сдержать торжества. - А вы мне верить не хотели!

Его торжество было даже большим, чем могли представить его друзья почему, мы знаем.

- Главное, чтобы теперь Дашин отец нас принял, - сказал Юрка. - Я просто фантастические рассказы предвкушаю!

Из подъезда выскочила Даша - растерянная донельзя.

- Ребята!.. Я даже не знаю!..

- Что такое? - друзья почувствовали такое разочарование, что хоть стой, хоть падай. - Отец не позволил нас пригласить?

- Нет, отца просто нет дома.

- Так разве он... - начал Димка - и осекся. Он хотел спросить: \"...разве он не собирался с утра на охоту?\" - но это означало бы выдать себя.

- Хочешь узнать, разве он не на работе? Так он почти не работает теперь, только консультирует! И сегодня он твердо собирался быть дома!.. И, главное, не только отца нет - ещё и Старбус пропал!

- Старбус? - недоуменно переспросили ребята.

- Да, это ружье такое! Старбус - знаменитый шведский оружейник, его ружье - украшение любой коллекции!

- Но если он охотник и уехал с ружьем... - начал Юрка.

- Ты не понимаешь! Объясняю вам, Старбус - это коллекционное ружье, ему ведь около трехсот лет, отец никогда не выносил его их дома. На охоту он брал другие ружья, тоже очень качественные, но намного дешевле. Таким ружьем рисковать нельзя. И есть ещё странности...

- Какие? - спросил Юрка.

- Похоже, отец перед уходом что-то сжигал... какие-то бумаги, - Даша смотрела на друзей почти виновато. - Ребята, я волнуюсь. Понимаете, по большому счету, все это пустяки, и, наверно, все легко объяснится, но это настолько не похоже на отца... Вы даже не представляете, насколько не похоже и насколько не в его привычках. А в милицию звонить - глупо.

- Послушай... - предложил Юрка. - Давай мы поднимемся к тебе и сами все поглядим. Ты не против? Может, мы сумеем тебя успокоить. И вообще, поддержим, чтобы ты не была одна. Ведь если твоего отца нет дома - ты имеешь полное право пригласить нас, так?

Даша подумала немного - и согласилась.

- Пошли. Мне и правда не будет так страшно и одиноко.

Они поднялись на четвертый этаж, Даша отперла дверь квартиры.

- Входите... Ой!

Ребята успели только разглядеть стремительную черную тень - и услышали звон разбитого стекла, будто кто-то отлетел прямо в окно.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

СОЖЖЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

- Фу-у-у!.. - Даша вздохнула с облегчением. - Это кот, который живет на чердаке. Мы с папой его подкармливаем. Но что он там натворил? И почему он ждал возле двери? Обычно он как приходит в окно, так и уходит.

- Странно, что он тебя испугался, раз ты постоянно его кормишь, заметил Ленька.

- Скорей всего, он не меня испугался, а вас, - возразила Даша. И прошла на кухню, друзья - за ней следом.